Пятидесятники

Дорогие братья и сестры! Предлагаем вашему вниманию небольшую статью, которая в кратких формах объясняет сущность, направления и деятельность секты Пятидесятников. Секта эта известна, наверное, всем. Этим материалом мы пытаемся показать различие веры, исповедания, богослужений между Православной Церковью и сектой Пятидесятников. Те, кто уже уловлен в сети сектантства, прочитав статью, может быть, вернется домой, в лоно русской Церкви, которая ждет своих заблудших детей. Если разум человека еще не затуманен обманом, то задумайтесь, нужна ли нам, православным, русским людям, американская пропаганда, которая в сущности своей направлена на разорение веками сложившейся русской культуры и православной веры.

Пятидесятничество получило своё название из-за центральной концепции этого направления протестантизма. Пятидесятники учат, что каждый человек должен пережить личную Пятидесятницу, как некогда апостолы в Сионской горнице- то есть на каждого человека должен сойти святой Дух и сообщить Свои дары. И вот это религиозное переживание называется — крещение Духом Святым. Внешним, отличительным признаком схождения Св. Духа (или крещения Святым Духом), является говорение на других языках. Этого взгляда придерживается большинство движений внутри пятидесятников, однако есть движения, не считающие говорение на языках обязательным признаком схождения Св. Духа, но таковых меньшинство.

Пятидесятничество возникло в 19.00 31 декабря 1900 года в США, в штате Канзас. Основателем является Чарльз Пархем. В 1910 году пятидесятничество откололось от традиционного протестантизма по причине признания последним оккультизма и язычества в пятидесятничестве и последующие 60 лет представляли период замкнутого существования нового движения. Пятидесятники позиционировали себя как живую Церковь.

В начале 1960-х годов, в результате ряда процессов, пятидесятничество стало пускать ростки вне своей организации-в англиканстве, лютеранстве, в реформатских церквях  и с 1966 года в Римо-католической Церкви. Эти выросты пятидесятничества за пределами пятидесятничества стали называться харизматическим движением. Те, кто практиковал пятидесятнический опыт с изгнанием бесов, говореним на других языках, оставались в своих конфессиях, но в то же время считали себя духовно возрожденными. Позже всех этот опыт проявился в Римо-католической церкви. Его стала практиковать американская католическая молодёжь. Тогда перед католиками встал вопрос — или уничтожить это движение, или возглавить его.  Они выбрали второй путь и таким образом «воцерковили» проявления пятидесятничества в Римо-католической церкви. Но католики по другому истолковали саму идею личной Пятидесятницы. Они учили, что Св. Дух сходит на верующих через таинства, но в харизматическом движении происходит Его актуализация.

Параллельно харизматическому движению существует так называемое неопятидесятничество, близко примыкающее к указанным выше движениям,  из-за чего происходит путаница в движениях. Неопятидесятничество (неохаризматы или просто харизматы) возникли за приделами пятидесятничества и до появления пятидесятничества. У этого движения 2 истока: 1. протестантские конфессии – баптисты и методисты и 2-американское оккультное движение под названием «Позитивное мышление». Смысл «Позитивного мышления» заключается в том, что мысли человека, воображение человека, идеи человека определяют среду его бытия. Если человек болен, то он болен не потому что заражён вирусом, а потому что он поверил в диагноз врача. Эта идея была «воцерковлена» некоторыми западными конфессиями. Западные христиане, переживая кризис своей веры, искали методов «оживления» свое веры. Иногда эта идея работа и «воцерковленная» идея получила название «позитивное исповедание». Широты движения неопятидесятники достигли в 1950е-60е годы на западе. И в силу внешних сходств с пятидесятниками их стали называть неопятидесятниками.

Сейчас принята следующая классификация для различения «традиционных» пятидесятников и неопятидесятников. Те пятидесятники, которые образовались в 1900 году и существуют по настоящее время, называются «классическими пятидесятниками», выросты за пределами «классического пятидесятничества» принято называть «харизматическим движением», которое ведет своё начало с 1960-х годов, а группы, напоминающие собой пятидесятнический опыт, называются «неопятидесятники» (неохаризматы).

Во что верят классические пятидесятники? Пятидесятники вышли из методизма, в следствии чего они вобрали в себя основные положения христианства: 1. почти все пятидесятники верят, что весь объём сверхъестественного откровения заложен в Священном Писании, за пределами Библии откровения не существует, 2. Библия является для них единственным и достаточным источником веры, 3. познание Бога-вычитывание, с помощью Святого Духа, истин веры из Библии.

Учение о Боге. Они разделяют все основные моменты протестантского вероучения. 1. Бог есть субстанция невидимая, непостижимая, несообщимая, Бог трансцендентен миру. Вся пятидесятники отрицают учение о нетварной энергии. Подавляющее число пятидесятников верят в Святую Троицу, но есть движение, не верящее в Троицу-это пяидесятники-единственники. Последних в России массово нет. Они верят, что Отец, Сын и Св. Дух не есть отдельные лица Троицы, а являются тремя временными «модусами», в которых Бог себя раскрывает. Отсюда выходит их крещальная формула-«крещение во имя Иисуса». Также почти все пятидесятники верят (в том числе и пятидесятники-единственники), что Христос-Богочеловек, ибо Бог явился во плоти, следовательно Он и Бог и Человек. Главная проблема заключается в том, что пятидесятники-единственники воспринимают Христа, как временный «модус».

Все пятидесятники разделяют общехристинаскую антропологию-человек состоит из тела и души.

Сотериология. Пятидесятники разделяют точку зрения личной спасающей веры, а также через крещение Духом Святым. Тот, кто получил дар личной веры, но не крещен Духом Святым-не полный христианин. Единственный критерий сошествия Св. Духа-говорение на других языках.

Специфические пятидесятнические черты. 1. Доктрина крещения Духом Святым. Внешним свидетельством крещения Духом Святым является говорение на других языках. Так же есть опыт осознания человеком своих грехов со слезами на глазах, после чего происходит их духовное «возрождение». В состоянии, когда происходит крещение Духом Святым человек не владеет своим речевым аппаратом, речевой аппарат работает сам по себе, он бормочет какие-то звуки и человек не может им управлять  и так продолжается какое-то время, у разных людей по-разному. И вот эти два опыта («возрождение» и говорение на других языках) иногда называются «двумя благословениями». Но на самом деле звуки, исходящие из речевого аппарата не язык, но лишь поток звуков.  2. Из обрядов пятидесятники признают водное крещение и евхаристию.

История пятидесятничества. Сами пятидесятники представляют свою историю в виде трёх «волн Св. Духа». Первая волна поднялась в 1900 году и просуществовала примерно 60 лет, до 1960 года. В это время сложилось «классическое» пятидесятничество. Оно существует по настоящее время. Вторая волна началась на рубеже 1960-х годов. В 1960 году опыт пятидесятничества начал проявляться в епископальной церкви США и среди англикан. Затем схожие явления начали проявляться в лютеранской церкви, затем во всех протестантских движениях. С 1966 года харизматические элементы стали проявляться в Римо-католической Церкви. Третья волна, под названием «неопятидесятники» (или «неохаризматы»), началась в 1980-е годы, но подъем начался в 60-е годы.

Появление пятидесятничества связано с кризисом протестантизма и католичества. Предшественником «традиционного» пятидесятничества стало движение «Уэстлианство», которое стало реакцией на упадок религиозной жизни в англиканстве. Уэстли, наблюдая духовную деградацию своих современников, стал задаваться вопросом, почему жизнь христианина напоминает собой череду духовных взлётов и нравственных падений? Он считал такую ситуацию ненормальной. Если христиане получили оправдание, если они призваны к святости, то они должны в этой жизни стремиться к святости, быть проповедниками этой святости. Но окружающая действительность опровергала уэстлианские идеи. И Уэстли выдвинул гипотезу о том, что помимо первого акта благодати, под которым он подразумевал покаяние и духовное возрождение, должен наступить второй акт благодати, который исторг бы из человека корень греха и сделал бы его невосприимчивым ко греху. Уэстли задался вопросом: может быть христиане что-то не вычитали в Писании? В итоге размышлений он пришёл к выводу о необходимости решительного вмешательства Бога в жизнь человека. Поскольку Уэстли был больше практиком, нежели теоретиком, то он почти не разработал теоретическую часть своих идей  и это сделали его последователи. И то, что Уэстли называл второй благодатью, впоследствии начали называть «вторым крещением». Он предложил определённый метод (или уклад) религиозной жизни, который помог бы христианину держаться каких-то рамок. Главной целью его проповедей стала тема о человеческом совершенстве-необходимости быть совершенным как Отец Небесный. И он предложил определённый образ жизни (отсюда «метод»-«методизм»). Но как это часто бывает, после смерти Уэстли у его последователей стало уменьшатся религиозное рвение и к началу XIX века методизм представлял собой застывшее в религиозном отношении течение протестантизма. И в 1840-е годы благодаря действиям методистов-ревнителей возникает движение святости. Это те же методисты, но желавшие вернуться к идеалам своего основоположника. Впоследствии и в движении святости возникает застой. Но движение святости сфокусировало чаяния не только методистского движения, но и всех протестантов. На рубеже XIX-XX веков в протестантской среде ощущалась потребность в новом веянии, протестанты чего-то ожидали, какого-то откровения. Одним из искателей духовного обновления был методистский пастор Чарльз Пархэм. Для того чтобы открыть неизвестный современным христианам, но известный христианам апостольского века секрет духовной жизни, он решил создать богословский кружок, некие богословский курсы, на которые записалось около 70 человек. Пархэм был директором этих курсов, и он предполагал, что вместе со своими учениками они смогут разгадать загадку христианства апостольского века. И однажды, в его отсутствие, кружок собрался 31 декабря, целый день они занимались изучением Священного Писания, поиском ключа духовного обновления и нашли, что в нескольких местах в Писании схождение на людей Святого Духа сопровождалось говорением на ином языке. Например- схождение Св. Духа на апостолов в день Пятидесятницы, на сотника Корнилия. И когда Пархэм вернулся, то одна из его учениц, Агнес Озман, попросила возложить на неё руки,  и когда Пархэм возложил руки, она заговорила на другом языке. И вот этот момент считается началом пятидесятнического движения.

Заслуга Пархэма и Озман не состоит в рождении говорения на других языках, они существовали в методизме и до основателей пятидесятничества. Ещё у учеников Уэстли в XVII веке существовали подобные явления, и никто не рассматривал эти явления как крещение Духом святым. Заслуга Пархэма заключается в том, что он стал рассматривать говорение на другом, непонятном языке в качестве единственного и достаточного внешнего физического свидетельства крещения Духом Святым.

Начиная с 1900 года, весть о том, что в общине Пархэма верующие говорят на другом языке, быстро разнеслась по движению методистов. Но методисты сразу отвергли опыт Пархэма как ложный и исключили Пархэма из своих рядов. Последний стал сам заниматься проповедью и распространением своего учения. В 1903 году он прибыл в курортный город Эльдорадо-спрингс, известный своими целебными водами и стал призывать людей к обновлению и крещению Духом Святым. Были случаи реальной помощи от него. Эти случаи можно объяснить двумя способами: 1.самовнушение, многие люди приезжали на воду с надеждой на исцеление, 2. помощь принимаемых лекарств и источников и 3.воздействие демонов. Не смотря на активность проповеди, у Пархэма не было последователей и только через 5 лет его идеи получили признание и распространение благодаря негритянскому пастору Сеймуру. Сеймур второй человек в пятидесятичестве после Пархэма. Если Пархэм-основатель движения, то Сеймур его распространитель.

Когда Сеймур познакомился с Пархэмом, то принял его учение и отправился с проповедью в Лос-Анжелес в негритянскую общину, располагавшуюся на окраине города. Эти проповеди были восприняты во время одного из богослужений (возможно из-за некой эмоциональности  негритянского богослужения, возможно из-за проповеди Сеймура) несколько человек стали спонтанно говорить на других языках. Это событие произошло в 1906 году. Вскоре частое бормотание слов перешло на всю негритянскую общину. Весть о том, что христиане получили дар говорения на другом языке, быстро разлетелась по протестантским общинам Лос-Анжелеса и те, кто приходил к ним на богослужения начинали говорить на других языках. Они приходили в свои общины, где проводили богослужения, и люди также начинали говорить на других языках. СМИ разнесли по всем Соединённым Штатам весть о том, что началось духовное возрождение. Со всей страны в Лос-Анжелес шли протестанты, чтобы вместе помолиться, посмотреть, получали дар говорения, возвращались в свои общины и их общины начинали говорить на других языках. Приезжали протестантские пасторы из Европы, получали дар говорения, возвращались в Европу, где распространяли этот дар среди своих прихожан. Период роста известности и распространения длился с 1906 по 1909 годы.

Однако со временем, после распространения дара языков в Европе, начали происходить случаи саморазоблачения духов, то есть некоторые протестанты во время крещения Духом Святым стали замечать, что не владеют своим телом, своим речевым аппаратом, и когда они возвращались в нормальное состояние, то следили за поведением других людей во время эффекта говорения. У этих людей начали появляться сомнения в подлинности схождения Св. Духа. Они начали задавать вопросы тем, кто находился в состоянии экстаза. Вопросы были следующего порядка: «кто ты?», «что ты делаешь?», «как тебя зовут?» И в качестве ответа была фраза «да будет проклят Иисус Христос», «я пришёл, чтобы тебя погубить.» Таковых случаев было несколько. И в 1910 году протестанты собрались на конференцию в Берлине, чтобы  дать оценку этому направлению в протестантском мире. Конференция приняла так называемую «Берлинскую декларацию», в которой пятидесятничество была названо язычеством, не имеющим ничего общего с христианством. После этого начался процесс отмежевания пятидесятнических общин от остального протестантского мира.

Слабая сторона пятидесятничества-отсутствие единого центра, который направлял бы их миссию и деятельность и который координировал бы их внутреннюю жизнь. Сильная сторона пятидесятничества-возможность непосредственного общения с Богом и возможность получения даров. Св. Духа. Пятидесятники полагают, что каждый из них обладает Духом Святым, и Он непосредственно руководит каждым верующим, сообщая ему откровения и дары. В этом контексте наличие иерархических структур является второстепенным вопросом. Пасторы существуют только для того, чтобы удержать в определённом русле «харизматически» одарённых верующих и чтобы они не выходили за рамки признанных норм. Пятидесятничество представлено в виде крупных ассоциаций и объединений. Самым крупным и влиятельным образованием является организация под названием «Ассамблеи (или собрания) Бога». В качестве объединения «Ассамблеи Божии» организация была создана в 1914 году.  В 1916 году в этой организации произошёл раскол из-за отношения к учению о Св. Троице. Часть, которая не поддерживала учения о Троице вышла и создала свою структуру, которую они назвали «Объединённая пятидесятническая Церковь». Суть их богословских взглядов заключается в вере в единого Бога, Который в зависимости от тех или иных обстоятельств, проявляет Себя как Отец, Сын или Святой Дух- то есть Отец, Сын и Святой Дух-не три божественных Лица, а три временных модуса. Отец-Бог, Который потом воплотился в лице Иисуса Христа. Православное учение состоит в том, что Христос-и Бог и Человек, и в этом пятидесятники могут согласиться с православным учением, поскольку для пятидесятников Христос также является и Человеком и Богом. Третья пятидесятническая организация называется «Церковь Бога».

В 1947 году в Цюрихе пятидесятники собрались на первую всемирную пятидесятническую конференцию для создания всемирного центра пятидесятничества. На этой конференции была образована организация под названием «Всемирная пятидесятническая конференция». Каждые 4-5 лет проходят съезды этой конференции. Они собирают, в среднем, 12 тысяч человек. С 2001 года происходит переименование организации на «Всемирное пятидесятническое братство», охватывающее около 59 различных объединений, ассоциаций и союзов. Крупнейшими организациями, входящими в «Братство», являются «Ассамблеи Бога», «Международная пятидесятническая церковь святости», «Международная церковь четверостороннего Евангелия». Наименование последней организации связывают с её 4-мя  главными концепциями: 1.Учение о духовном возрождении и спасении через вечную спасающую веру во Христа,  как Искупителя и Спасителя. 2. Крещение Духом Святым, иногда может встречаться формулировка-крещение верующих Иисусом Христом через Святого Духа, 3.Исцеление верой во Христа, 4.Учение о тысячелетнем царствии Божием. Ещё в «Братство» входят следующие организации: «Церковь Бога», «Миссия апостольской веры в южной Африке». Миссия была создана в 1908 году, фактически на пике религиозного подъёма в Лос-Анжелесе. Всего в мире насчитывается от 70-80 до 300 миллионов человек.

Современное положение пятидесятников в России.

Современное положение пятидесятников в России почти не отличается от общего состояния пятидесятников в мире. Отсутствует единый центр, который влиял бы на деятельность российских пятидесятников.

Первые пятидесятнические группы появились в Санкт-Петербурге, но эти группы не получили широкого распространения. Массовое движение пятидесятников началось из Одессы, куда в 1921 году прибыл Варанаев, представитель, миссионер «Ассамблей Божиих». Благодаря его напористой энергии и методологии проповеди пятидесятничество стало быстро распространяться по СССР. Успех их проповеди заключался в их внешнем виде, в виде «невинных овечек». Они являлись на собрания баптистов, благодаря хорошо поставленной речи, хорошему знанию Писания добивались их уважения. После завоевания авторитета она начинали открывать свою подлинную суть, начинали говорить, что Дух Святой реально проявляется в таких-то дарах. В итоге баптистская община делилась на две группы; консервативных баптистов и либеральных баптистов, фактически скрытых пятидесятников. Впоследствии община распадалась, оставались баптисты и новообразованная община пятидесятников. Таким образом, по проложенным баптистами каналам, пятидесятничество быстро распространилось по всему СССР.

В 30-е годы изменилась, в том числе и к сектантам, религиозная политика государства, самые видные и активные были арестованы, но в середине Отечественной войны религиозная политика смягчилась, в 1944 году был создан «Союз евангельских христиан баптистов Советского Союза» и к этому союзу были присоединены пятидесятники. Политика СССР состояла в создании зонтичной структуры, куда вошли бы баптисты, пятидесятники, менониты и прочие сектанты и откуда можно было бы управлять этим религиозным разнообразием.

Но вскоре между баптистами и пятидесятниками начались разногласия. Власть предоставила баптистам и пятидесятникам одно единственное помещение для совершения богослужений. Пятидесятник не может стоять спокойно на богослужении, как баптист, он должен говорить на другом языке и происходило смущение. Начались разногласия, распри. И на внутренние разногласия накладывалась внутренняя политика власти.

В 1990 году пятидесятники вышли из «Союза» и образовали свой «Союз христиан веры евангельской» (СХВЕ). В 2004 году этот союз был переименован в «Российскую церковь христиан веры евангельской». По данным этой группы в ней состоит до 300 тысяч человек.

Другим крупным образованием пятидесятников является организация под названием «Объединённая церковь христиан веры евангельской» (ОЦХВЕ). Она была образована в 1992 году. Базой для создания этой организации послужили незарегистрированные общины пятидесятников, находившихся на нелегальном положении в Советском Союзе. В результате брожения в «Союзе баптистов», часть пятидесятников вышла оттуда, и перешла на нелегальное положение. В 1968 году Советские власти предложили этим нелегальным общинам регистрацию с правом автономного существования. Не все пятидесятники согласились на эту регистрацию. И вот эта ситуация сохранялась до 1992 года. В 1992 году те нелегалы, которые приняли статус от советского правительства  и те нелегалы, которые не хотели регистрироваться, объединились и создали «Объединённую церковь христиан веры евангельской». На сегодня они насчитывают 110 тысяч человек.

Третьим крупным центром пятидесятничества в России является организация под названием «Российский объединённый союз христиан веры евангельской» (РосХВЕ). Руководит этим центром Сергей Ряховский. Это самое крупное образование. В начале 90-х годов Ряховский создал объединение пятидесятников под названием «Церковь Божия». В 1995 году он переименовал его в «Российский объединённый союз христиан веры евангельской». В 1997 году в России был принят закон о свободе совести. Согласно этому закону, получить статус религиозной организации могли только общины, которые существовали в России не менее 15 лет. Ряховский сумел доказать, что его «Объединённый союз», но под другим названием, существовал еще в советское время и РосХВЕ получил статус религиозной организации. Но, на ряду с РосХВЕ существовали десятки мелких ассоциаций, союзов, объединений, которые были основаны зарубежными миссионерами. Они не могли бы получить регистрацию, если бы не Ряховский. Он предоставил свой «Союз» в качестве площадки. Они входили в «Союз» в качестве членов и получали право заниматься легальной деятельностью и поэтому сейчас РосХВЕ состоит из 26 различных объединений. Под влияниями различных движений почти все они перешли на концепции неопятидесятничества.

Учение пятидесятников.

1.Учение пятидесятников о крещении Духом Святым. Согласно доктрине пятидесятников условием личной пятидесятницы являются покаяние и вера, то есть духовное возрождение. При наличии этих условий верующий человек рано или поздно, обречён пережить крещение Духом Святым. Внешним, физическим свидетельством крещения Духом Святым является говорение на непонятном языке. Слово «язык» в данном случае используется условно, потому что издаваемые звуке невозможно соотнести ни с каким историческим языком. Этот феномен говорения получил название «глоссолалии».

2.Представление пятидесятников о природе говорения на языках. Что же это за языки? При описании теории языков пятидесятники делают замечание, что глоссолалия книги Деяний отличается от глоссолалии из 1 послания к Коринфянам. Глоссолалия книги Деяний, это говорение на историческом или национальном языке, а глоссолалия 1 послания к Коринфянам -это говорение на ином языке, на незнакомом языке. Существует несколько теорий, объясняющих (или пытающихся объяснить) природу этих иных языков. Согласно первой теории иной язык представляет собой смесь слов, позаимствованных из национальных языков. Но такие случаи очень редки. Большее распространение получила вторая теория, согласно которой человек говорит  на языке, понятном только ему и Богу или может быть понятен Богу, но не понятен человеку. Этому иному языку нет никакого исторического соответствия. Эти звуки — нечто особое. Третья теория-это теория ангельских языков. Эта теория-частное приложение ко второй теории. Она строится на основании 1 послания к Коринфянам, 13 глава, 1 стих. Апостол Павел в данном случае пишет: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими…» Отталкиваясь от этого стиха, сектанты понимают его буквально, то есть они считают, что апостол Павел говорил языками человеческими и языком ангельским. Но и эта теория также не распространена.

Учение пятидесятников о моменте наступления личной пятидесятницы.

Традиционные пятидесятники, представленные «Ассамблеями Божиими», полагают, что должна существовать определённая строгая последовательность в религиозных переживаниях человека или в актах благодати. В начале человек должен покаяться, пережить духовное возрождение, принять водное крещение — и это будет акт первой благодати, и за ним должен последовать акт второй благодати в виде крещения Духом Святым с обязательным говорением на ином языке. Такая последовательность строго установлена. Пятидесятники — единственники, представленные «Объединённой пятидесятнической церковью», полагают, что крещение Духом является составной частью обращения человека  и может наступить как в момент покаяния, как в момент водного крещения, так и после водного крещения. Они не фиксируют строго момент крещения Духом Святым. Однако в любом случае крещение Духом должно сопровождаться говорением. Третьей точки зрения придерживаются отдельные течения «Церкви святости». Они полагают, что личная пятидесятница должна следовать за водным крещением, но не обязательно должно сопровождаться говорением на другом языке. Это очень удобная позиция, завоёвывающая последователей. Можно говорить, что пережил личную пятидесятницу без глоссолалии. Есть более мягкая концепция, по которой человек может заговорить только один раз, в момент схождения на него Духа и в продолжение всей жизни он может не говорить на других языках.

Во время пятидесятнических собраний, после молитв, пастор должен обратиться к верующим и спросить: «Кому из них во время молитвы было откровение?» Если не было откровений или никто не хочет поделиться с общиной этим откровением, пастор не должен допускать тишины в зале, чтобы не создалось впечатление, будто бы никто не услышал голос Божий, тогда он должен сам поделиться своим опытом. Если найдется человек или несколько человек, которые захотят поделиться, то пастор должен внимательно слушать, что говорит этот человек. Задача пастора -проводить рецензию того, что говорит человек и комментировать его слова.

Библейские основания «глоссарии». Одним из главных текстов, на которые ссылаются сектанты, является Евангелие от Марка, 16 глава, 16-18 стихи: «Кто будет веровать, и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». Кроме этого, они ссылаются на 2 главу Деяний, 1-13 стихи. В этом отрывке описывается сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы. Ещё один текст это 8 глава книги Деяний, 4-19 стихи — принятие Евангелия и крещение самарян. 3 текст-обращение апостола Павла-9 глава, 1-13 стихи. 4 текст-обращение Корнилия и язычников -Деяния 10 глава, 44-48 стихи и 11 глава 15-17 стихи. И последний текст-крещение верующих из Эфеса, Деяния 19 глава, 1-7 стихи.

Разбор учения пятидесятников.

Полемика с пятидесятниками строится на 2 аспектах: 1. Исторический и 2. Богословский. В рамках исторического аспекта можно на основании дошедших до нашего времени памятников рассмотреть вопрос как дар глоссолалии присутствовал в древней Церкви и как он распространялся в Церкви, а в рамках богословского аспекта насколько основательны или безосновательны те или иные доводы сектантов.

Глоссолалия в древней Церкви была широко распространённой практикой, и дар говорения иными языками был одним из самых часто встречаемых из  других даров. Чаще всего верующие получили именно дар языков. Глоссолалия в древней церкви преследовала две цели: 1. проповедь иудеям и язычникам на языке местности их проживания, 2. знамение для неверующих из язычников и иудеев. Если мы обратимся к православным толкователям, то мы увидим, что все они видели в глоссолалии древней Церкви способность верующего человека изъясняться на конкретном историческом языке и толковники не разделяли глоссолалию книги Деяний и 1 послания к Коринфянам. Они понимали это явление именно так, как описано в книге Деяний. По мере распространения христианства за пределы Палестины дар говорения появлялся всё реже. По описанию священномученика Иринея Лионского (ум. 202 г.), дар языков был весьма распространённым среди верующих. Но свт. Иоанн Златоуст свидетельствует, что этот дар, наряду с даром пророчества, уже не встречался в Церкви. По мнению И. Зластоуста дары пророчества и языков были ниспосланы ради утверждения веры, но с распространением веры эти дары стали лишними. Похожего мнения придерживался и блж. Августин (ум. 430 г). Если бы во время Иринея Лионского глоссолалия была не на отдельном языке, а простым бормотанием, то, несомненно, св. Ириней упомянул бы об этом.

Доктрина пятидесятников об обязательном физическом крещении Духом Святым не подтверждается ссылками на библейские тексты. Тексты, которые приводят секстанты, не подтверждает факта, что тот, кто получил Духа, обязательно говорит на языках. Текст из книги 2 главы книги Деяний, 1-12 стихи, подтверждает, что апостолы, по получении Святого Духа, говорили на конкретном национальном языке. В книге Деяний, в 8 гл., 4-19 стихах говорится о сошествии Святого Духа на самарян, но ничего не говорится о говорении самарян на языках. В обращении апостола Павла (Деяния 9 глава, 1-19 стихи) ничего не говорится о том, что после сошествия на него Духа, он стал говорить на языках конкретно в этот самый момент. Следующий текст-это обращение сотника Корнилия (Деяния, 10 глава, 44-48 стихи). В этом тексте говорится, что Святой Дух сошёл на язычников, никогда не слышавших о Евангелии, не крещённых, но они стали говорить на языках. Последний текст-это крещение верующих из Эфеса (19 глава Деяний, 1-7 стихи). В этом тексте говорится, что они крестились, апостол Павел возложил на них руки, и они стали говорить. Во всех этих текстах видно, что не всегда и не везде крещение обязательно сопровождалось говорением на иных языках, следовательно, они не могут служить подтверждением пятидесятнической концепции.

В Священном Писании мы увидим два ряда свидетельств о схождении Святого Духа на верующих. Один ряд свидетельств говорит о там, что схождение Св. Духа всегда сопровождалось физическим знамением -люди говорили на языках. Другой ряд свидетельств говорит о том, что Святой Дух сходил на людей, но они не говорили на языках, и таких текстов довольно много. Например, в день Пятидесятницы крестилось около трёх тысяч человек, все они приняли Духа, но никто не говорил на языках (Деяния, 2 глава, 38 и 40 стихи). Ничего не говорится о глоссолалии при схождении Святого Духа на самарян (Деяния, 8 глава, 9 стих), на евнуха (Деяния, 8 глава, 39 стих), на апостола Павла (Деяния, 9 глава, 17 стих), архидиакон Стефан бы исполнен Святого Духа, но не говорил на языках (Деяния, 7 глава, 55 стих). Из этих мест видно, что утверждение пятидесятников о том, что у каждого крещённого Духом Святым должен быть язык как знамение, не подтверждается Священным Писанием. Не всегда и не всем крещённым давался такой дар, хотя они и получали Святого Духа. На это пятидесятники отвечают, что апостол Лука не утруждал себя каждый раз писать о говорении языками, хотя люди всегда испытывали это переживание. Он описывал подробности некоторых случаев. Апостол Лука, как считают сектанты, поступал не только потому, что был историком, но и богословом, то есть он, как богослов, понимал, что люди говорили на языках каждый раз, но как историк понимал, что описывать это нет смысла. Об апостоле Павле сектанты утверждают, что он заговорил впоследствии, ибо сам апостол пишет, что более всех говорит на языках (1 Коринфянам, 14 глава, 18 стих).

Второе возражение против сектантов. В Церкви нет ни одного дара Святого Духа, которым должны обладать все, без исключения, верующие. Пятидесятники утверждают, что каждый человек должен заговорить на языке, хотя бы один раз в жизни, в момент схождения Святого Духа. Эта концепция сектантов также несостоятельна в свете учения апостола Павла о дарах Духа, которое изложено в 1 послании к Коринфянам, 12 главе. В 4-8 стихах причисляются различные дары, а в 11 стихе говорится, что единственным источником является Св. Дух, Который раздаёт дары так, как сочтёт нужным. Отсюда видно, что нет такого дара, который был бы присущ всем верующим одновременно. Эту мысль апостол Павел иллюстрирует на примере человеческого тела -различные части тела имеют отличные друг от друга функции, так и члены Церкви имеют различные дары, которыми должны служить всей Церкви не подменяя один другого. Из 29-30 стихов 12 главы 1 послания к Коринфянам видно, что не все апостолы, не все пророки, не все учители, не все имеют дар языков и не все имеют дар пророчества. Апостол Павел показал, что дар языков, хотя, возможно и был самым распространённым в древней церкви, не принадлежал всем членам Церкви. Пятидесятники не имеют никаких возражений против этого текста.

Третье возражение против сектантов. Языки в Церкви в апостольское время рассматривались как свидетельство для неверующих, а не для верующих. 1 Коринфянам 14 глава 22 стих: «Итак, языки суть знамения не для верующих, а не для верующих, пророчество же для верующих, а не для неверующих». Кого же апостол подразумевает под неверующими? Апостол Павел ссылается на конкретный пример из истории-Израиля 1 Коринфянам, 14 глава, 21 стих. В этом стихе апостол ссылается на пророка Исаию, который перед вавилонским пленом обличал Израиль в неисполнении ветхозаветного закона. Пророк обращался к Израилю на понятном ему языке, но Израиль не каялся, тогда Бог будет обращаться к нему на непонятном языке людей, которые уведут Израиль в плен. И, находясь в вавилонском плену, израильтяне научались закону и воспитывались. И апостол интерпретирует этот текст в смысле обращения на непонятном языке к упорным неверам. Говорение на ином языке в собрании верующих  признак того, что в собрании есть люди, у которых нет веры. Почему язык распространялся в древней Церкви? Потому что в древней Церкви было много различных феноменов, в том числе и бормотание на непонятном языке. Языческие жрецы могли производить такие эффекты, как говорение идолов или чревовещателей. Для сознания тех людей было вполне естественно, что бог, к которому обращается человек, должен ему ответить. Поэтому в контексте этого сознания верующие получали дар языков и это было свидетельством и для маловерующих христиан, для язычников, что Бог христиан — это Живой Бог и что Он дарует им конкретные дары. Этот дар был наставлением для крещённого и вразумлением для неверующего.

Четвертое возражение. Наличие глоссолалии или других религиозных феноменов пятидесятников не свидетельствует, что их источником является Дух Святой. Пятидесятник утверждают, что с помощью дара языков могут изгонять бесов. Если пятидесятник обратится к бесу на русском языке, то бес его не послушает, а если он обратится на непонятном языке, то демон обязательно оставит бесноватого. Демоны не понимают национальных языков, но язык пятидесятнической глоссолалии для бесов страшен. Но изгнание бесов людьми, не имеющими подлинного религиозного опыта, является «ролевой игрой», которой бесы улавливают людей в свои сети. Об этом писал V веке св. Иоанн Кассиан Римлянин в своём сочинении «О духовных дарованиях». То есть бесы способны подстраиваться под якобы действия благодати Божией для того, чтобы прельстить человека и заставить его поверить в то, что он якобы свят. А с другой стороны поработить тех, кто верит в святость этого человека. Иногда больные физически люди получают облегчение в пятидесятнических собраниях. Эти облегчения нельзя воспринимать как исцеление каких-то застарелых болезней, поскольку человек может настроить себя психологически, может ожидать помощи от молитвы.

Оценка пятидесятнического опыта с точки зрения православной аскезы.

Как можно объяснить пятидесятнический опыт с точки зрения православной аскетики? Пятидесятники утверждают, что каждый человек должен пережить личную Пятидесятницу, и она должна проявиться в говорении на ином языке. Не важно, как часто происходит это говорение, но минимум раз в жизни оно должно быть. Если обратиться к опыту православных подвижников, то можно увидеть, что все они согласны в том, что никто из них никогда не знал времени, когда он мог получить дар, какой именно дар он мог получить и как этот дар проявится в нём. Проявление даров никогда не зависит от желания человека. Никто никогда заведомо не знает о качествах, количествах и внешних или внутренних проявлениях даров. У пятидесятников наоборот-они знают, какой дар должны получить, знают, какие переживания должны пережить и, фактически, знают, когда они должны получить. Они практически никогда не обращают внимания на вопрос различия духовных дарований, в то время как у православных подвижников вопрос о распознавании духов находится в центре духовной жизни. Православные подвижники исходят из того, что сатана изобретает различные способы отвода людей от познания Истины. Для этого он использует обман, коварство, ложь, а так же изменение и извращение окружающей действительности. Наиболее коварные действия сатана проявляет в том, что именуется в православной традиции «прелестью». Каким образом и когда человек попадает в это состояние? Когда человек оставляет прежнюю жизнь, принимает христианство, тогда бесы, неспособные уничтожить открывшуюся человеку Истину, не восстают на Неё открыто, но они пытаются исказить саму Истину, извращая Её подлинную суть. Демоны приспосабливаются к внутреннему состоянию человека, искажают подлинное знание истины, используют ложные переживания, и с помощью ложного опыта, ловят в свои сети. Прелесть поражает в первую очередь людей самовольных и самоуверенных. Дьявол ищет в человеке склонность к тем или иным предметам, отмечает человеческие слабости, страстные устремления. Демоны ждут момента, когда их действия достигнут максимального успеха. Демоны подстраиваются под страстные устремления человека и в соответствии с устремлением представляют человеку то, что он ищет или жаждет. Демоны могут подстраиваться под проявления благодати и человек самоуверенный, думающий, что знает, где истина, а где ложь, не может распознать истинное или ложное проявление Благодати, потому что он не может усомниться в своём опыте. Он считает, что все мысли, которые рождаются у него в уме, все движения, рождающиеся у него в сердце, даёт ему Бог, потому что он достоин этого дара. Демоны могут производить в человеке схожие Благодати мысли и чувства. Прельщённый человек не может усомниться в правильности своих суждений и истинности своего опыта. Именно самоуверенность в своём опыте является причиной прелести.

Пятидесятники отвергли Предание как норму веры, отвергнув, тем самым, критерии духовного опыта. Они не могут распознать греховные помыслы от реальной Благодати. Когда неофит приходит в пятидесятническое собрание и становится верующим, то в момент возложения на него рук демоны возбуждают в нём лёгкость, неофиту кажется, что он пережил некий восторг и в этот момент он не может управлять своим речевым аппаратом и начинает говорить на языке. И этот опыт воспринимается людьми как подлинный духовный опыт.

Библейское учение о сообщении даров Святого Духа верующим в Церкви.

В Писании есть ряд свидетельств о том, что Дух Святой подавался верующим только после возложения рук апостолов или после возложения рук лицами, уполномоченными на то апостолами. Например, в 8 главе книги Деяний, 14-17 стихах, говорится о послании в Самарию из Иерусалима апостолов Иоанна и Петра для возложения на них, самарян, рук. Есть в Священном Писании два исключения: первый случай-случай с сотником Корнилием, второй случай  описан в 8 главе книги Деяний, в 39 стихе, в котором описывается сошествие Святого Духа на евнуха, после крещения диаконом Филиппом. Ответом на второй случай может служить экстренный случай, в котором диакон Филипп мог преподать крещенскую благодать нуждающемуся человеку.

Таким образом, мы видим в секте Пятидесятников явное отклонение от учения Православной Церкви. Причем отклонение это приводит человека к тому, что он поклоняется и служит не Богу, а дьяволу. Так как в нашем городе тоже существуют секты Пятидесятников, то и возникла необходимость рассказать верующим, и особенно еще не пришедшим к Богу, об этом явлении, чтобы они не попали по своему незнанию или неосторожности в американскую секту.

Берегите себя, берегите своих детей.

Господь наш Иисус Христос, в притче о семенах (Мф. 13, 3-8) говорит, что первое семя упало при дороге, и налетели птицы и поклевали его. Своим же ученикам Он поясняет, что ко всякому слушающему слово о Царствии Небесном и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его. Святоотеческое Предание говорит нам о том, что дьявол похищает слово Божие, извращает его, привносит в него ложь, и выдает за истину. А распространяет эту ложь через секты и ереси.

 

 

Если вы желаете потерять внутренний мир и покой, душевное равновесие, а взамен приобрести постоянный страх и тревогу в результате бесовской одержимости, тогда ваш выбор — псевдохристианская деструктивная секта под названием «христиане веры евангельской пятидесятники». Исследования пятидесятнической глоссолалии подтвердили, что массовые трансы в сопровождении бессмысленного бормотания, которые практикуют христиане веры евангельской и харизматы — идентичны языческим аналогам!

Шокирующие сцены документального фильма «Секты» на украинском телеканале «Интер» многих побудили задуматься над увиденным. Толпа в состоянии религиозной невменяемости издает какое-то непонятное бормотание, — и этот шум пятидесятнические и харизматические деноминации называют библейским даром языков! Что же на самом деле происходит?

Сначала предлагаю обратиться к Священному Писанию, чтобы определить, каков библейский дар языков. Существует лишь одно место в Новом Завете, которое четко определяет библейский дар языков — и это есть Деяния, 2 глава, где описано, как впервые апостолы получили дар языков: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?»

Что же услышали слушатели апостолов — проповедь на своем языке или какое-то непонятное бормотание? Священное Писание ясно и однозначно открывает, что это были обычные языки, на которых разговаривали в то время. Эти языки были понятны людям, собравшимся в тот день в Иерусалиме из разных мест античного мира, и это было знамением для неверующих иудеев, что апостолы совершали Божье дело.

Итак, библейский дар языков — это прекрасная способность проповедовать на иностранных языках, которую Бог дал апостолам с целью быстрого распространения доброй вести о спасении в Иисусе Христе.

Апостол Павел в своем послании к Коринфянам подчеркивает, что в Церкви не должно быть чего-то непонятного собранию. Он дает следующие советы: говорить не одновременно, а по очереди; должен быть переводчик, чтобы сказанное служило для назидания Церкви; если же нет переводчика, то говорящие на иностранных языках должны молчать и говорить себе и Богу; всё в Церкви должно быть прилично, поскольку Бог есть Богом мира, а не беспорядка. Слово «незнакомый» по отношении к языку в первом послании к Коринфянам 14:27 добавлено переводчиками; в греческом оригинале его нет.

В отличие от библейского дара языков глоссолалия (греч. glossa — «речь», lalia — «пустословие», «болтовня») не имеет структуры языка, ее невозможно разделить на существительные, прилагательные, глаголы. Это лишенное логики, полудетское бормотание, которое имеет искусственную фонетическую схожесть с языком.

Фелиситас Д. Гудман утверждает, что глоссолалия — результат «нейропсихологических изменений, в просторечии именуемых трансом…» Известный лингвист У. Дж. Самарин, который углубленно изучал глоссолалию в христианских деноминациях, cформулировал следующее определение: «Глоcсолалия — это бессмысленная, но фонетически структурированная человеческая речь, являющаяся с точки зрения самого говорящего настоящим языком, однако как система не напоминает ни один из известных человечеству языков, будь то живой или мертвый».

Итак, глоссолалия не является языком, это псевдоязык, который не имеет ничего общего с библейским даром языков. Клинические психиатрические данные открывают нам, что так называемое говорение на языках — это форма раздвоения личности, при которой группа произвольно сокращающихся мышц реагируют на центры управления, не связанные с сознанием.

Исследователь Роберт Громаки считает, что всякое проявление современной глоссолалии может иметь источник «сатанинский, психологический и поддельный» и не один не исходит от Бога.

Феномен глоссолалии не является исключительно христианским. Это явление в нехристианских религиях встречается в Малайзии, Индонезии, Сибири, Арктических районах, Китае, Японии, Кореи, Аравии, Бирме, в африканских племенных религиях.

Психолог-антрополог и лингвист, которого мы уже упоминали ранее, Фелиситас Д. Гудман, принимала участие в изучении англо-, испано— и майя-говорящих пятидесятнических общин в Соединенных Штатах и Мексике. Как и другие исследователи до нее, она сравнивала магнитофонные записи нехристианских ритуалов в Африке, Борнео, Индонезии и Японии. Она опубликовала полученные результаты в весьма обширной монографии. Гудман приходит к выводу, что «если принять во внимание все черты глоссолалии, т. е. сегментальную структуру (звуки, слоги, фразы), и их супрасегментальные элементы (а именно: ритм, ударения и в особенности общую интонацию), они надлингвистически и надкультурно идентичны».

Поскольку глоссолалия присутствует повсюду и в нехристианской среде, она является знамением нечистых духов. Получается, что христианизированные глоссолалы не ошибаются, называя свое бормотание ангельским языком. Это действительно язык ангелов, но не Божьих. Этим как раз и объясняются беззаконные действия глассолалов, что делают они это не по своей воле, а слушая «откровения» извне.

В качестве примера можно вспомнить женщину-пастора (!) из вышеупомянутой телепередачи, заявившую, что ей было открыто, чтобы ее адепты набирали кредиты на развитие культа, и при этом даже не задумывались, как их потом возвращать. На деле она жульническим способом их обворовывала. Кто ей открыл, чтобы нарушать Божью заповедь «Не кради»? В Черновцах, областном центре на западе Украины, пастор пятидесятнической общины так же прямо заявил, что ему было открыто не придерживаться одной из десяти Божьих заповедей. И это не случайное стечение обстоятельств, а убедительный аргумент, что глоссолалия — это дар, мастерски подделанный злыми духами, ибо они, как известно, повиноваться Закону Божьему не хотят.

После исследования глоссолалии кое у кого возникнет логичный вопрос — а как избавиться от этой одержимости? Священное Писание указывает на путь избавления: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Матф. 17:21). «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иакова 4:7).

Итак, библейский дар иностранных языков и глоссолалия — это совсем разные дары, исходящие из разных источников. Поэтому абсолютно безосновательно говорить о каком-то отношении глоссолалии к библейскому учению, а следовательно и к христианской вере.

 

Пятидесятники – 7 фактов о секте с «харизмой»

 

  • В последнее время пятидесятники стали проповедовать так называемую «теологию процветания» — настоящий христианин якобы должен не просто купаться в духовных дарах, но и еще быть богатым, никогда не болеть и т.д. Проповеди такой теологии нередко напоминают просто рекламу «сладкой жизни» — впрочем, разве пятидесятники не любят рекламировать собственные чудеса и собственную святость? Часто они делают это анонимно, пытаясь выдавать себя за «просто христиан». Посторонних наблюдателей поражает во всем этом странная легкость «мистического» общения с Богом – как будто Господу только и есть дело, как быть «на посылках» у лидеров харизматов. Такое ощущение, что Христос в этом случае – это не Бог на небесах, а партнер харизматов по бизнесу: Он обещает им самолеты, автомобили, холодильники, указывая, где их купить подешевле, и они, разумеется, все это покупают (заметим, что речь идет не о греховных случаях стяжания, которых немало и в православии, а о приобретении несметного богатства как необходимой части истинной христианской жизни по версии пятидесятников, как заповеди Бога в их понимании). Кажется, что за этим кроется известный рекламный слоган – «ведь я этого достоин!». Такая теология способна представлять себе христианство только «комфортным» — и ей нет дела до того, что Христос и апостолы закончили свою жизнь на месте казни, и чаще всего это был крест, да и в последующие времена жизнь настоящих христиан подвергалась суровым испытаниям. Они не хотят слышать, что апостолу Павлу было дано жало в плоть, чтобы он не превозносился, ибо скорбями многими мы входим в Царствие Божие (см. Деян. 14, 22) и болезни дает нам Бог для нашего исправления – а кто из нас не нуждается в исправлении? Нет, каждый харизмат может быть только святым, богатым и здоровым, и стараться не замечать, как он грешен, нищ и болен. Отсюда мы можем заключить, насколько опасным является такое «комфортное» восприятие христианства, где обольщение «святостью», «дарами», «благосостоянием» и прочим, затмевает жертвенную истину Христа.

 

 

Они танцуют, поют, говорят на несуществующих иностранных языках, общаются с богом, не крестят детей. Одна из самых противоречивых христианских церквей имеет огромное количество последователей не только в США, но и в Украине, России и других странах СНГ. Считаются ли пятидесятники опасной сектой, и чем они отличаются от других протестантов, православных христиан и католиков?

Факт 1. Пятидесятники – пацифисты

Среди традиционных пятидесятников распространены представления о непротивлении злу. В этой связи они не могут применять оружие против человека. Из-за религиозных убеждений многие пятидесятники не хотят идти в армию. Те же из них, кто не отказывается служить родине (а таких тоже немало), приходя в ряды вооруженных сил, объясняют, что готовы выполнять в армии любую работу, но только не могут взять в руки оружие. В советские времена некоторые из пятидесятников за отказ принять присягу были осуждены.

Факт 2. Пятидесятники не крестят детей

По мнению пятидесятников, человек должен сам принимать решение о крещении, будучи взрослым. Название этой церкви происходит от «пятидесятого дня» после воскрешения Христа, в который, по Библии, на апостолов снизошла сила Святого Духа. Поскольку в Крещении Святым Духом особое значение имеет духовное переживание и его эмоциональная сторона, пятидесятники предпочитают крещение в сознательном возрасте, когда человек уже может в полной мере осознать и проявить свои эмоции.

 

Факт 3. Проповедники церкви «общаются» с Христом

Во время массовых служб на многих пятидесятников снисходит «божественное откровение». Лидеры церкви не раз публично заявляли о своем собственном опыте прямого общения с Христом. Так, проповедник XIX века Чарльз Финней, который стал одним из первых значимых миссионеров церкви в Англии и США, писал, что однажды Христос явился к нему во время молитвы. Божий сын ни о чем не говорил с Финнеем, но якобы посмотрел на него так, что на проповедника моментом снизошла божественная благодать. Другой знаменитый пятидесятникМоуди, в своих проповедях признавался, что был в «руках» бога.

Факт 4. Лидер пятидесятников Моуди в детстве работал за еду

Дуайт Моуди

Один из самых авторитетных лидеров церкви пятидесятников, проповедник Дуайт Моуди никогда не выглядел как выходец из бедной семьи. Однако мало кто догадывается, что в детстве в меру упитанный, элегантно одетый, харизматичный пуританин имел восемь братьев и сестер, а родители его едва сводили концы с концами. В 1841 году, когда Моуди было всего 4 года, отец мальчика, простой каменщик, умер, не оставив никакого наследства. Детей по достижении сознательного возраста мать отправляла на работу к соседям. Маленький Дуайт за свои услуги получал молоко и кашу. И хотя работать сыну не очень нравилось, мама все равно не разрешала ему бросить работу.

Факт 5. Пятидесятник может заговорить на любом языке

Способность говорить на языках – один из главных спорных фактов, за которые течение критикует христианская церковь. По мнению пятидесятников, крещенный Святым Духом верующий получает этот дар говорения. Чтобы талант проявился, во время экстатических сеансов одни верующие «возлагают руки» на голову других. Однако многие ученые считают, что пятидесятники «путают» божий дар с психическим расстройством – глоссолалией, несвязная речь больных при котором вряд ли может быть воспринята как иностранные языки.

Несмотря на это, многие пятидесятники продолжают практиковать эту способность во время коллективных молебнов. История церкви гласит, что в начале XX века в Библейской школе Чарльза Пархэма он и его ученики независимо друг от друга обнаружили в Деяниях Апостолов один и тот же факт. После Крещения Святым духом в День Пятидесятницы, в Самарии, Эфесе и других местностях на верующих снизошло знамение, которое проявилось в неожиданном говорении на иностранных языках. После ряда экспериментов одна из студенток школы якобы заговорила на китайском и продолжала «общаться» на нем три дня.

Практики глоссолалии в обрядах святости характерны для многих религий, и особенно часто встречаются в нехристианских культах (шаманских практиках в Сибири, в Индонезии, Малайзии, у народов крайнего Севера, в Китае и Корее, в африканских племенных религиях). Ученые, которые обстоятельно изучали этот феномен, не раз отмечали, что в Библии «дар языков» может выступать своего рода аллегорией. В сюжетах о Крещении Святым духом он символизирует необходимость проповеди слова божьего на разных языках и именно в этом смысле может толковаться миссионерами.

Факт 6. Пятидесятники в США стали «третьей государственной религией»

По конституции в Соединенных штатах, где вероисповедание свободно, никакая религия не может быть признана государственной. Однако если говорить о численности конфессий, то за последние десятилетия число пятидесятников в стране увеличилось в несколько раз. Считается, что сегодня они являются третьей по количеству последователей религиозной группой после католиков и баптистов. Всего в США более 23% «ревайвалистов», в том числе классических пятидесятников и харизматов. Огромную их часть составляют афроамериканские харизматические церкви. В христианском мире в целом, по данным Pew Forum, пятидесятников – около 12-13% (279 миллионов человек).

Факт 7. «Святой смех» и рок-концерты

Одно из нетрадиционных, но популярных направлений веры пятидесятников – теология харизматов. Последователи этого движения практикуют на совместных собраниях «святой смех», «падение» и групповые танцы. Как и рядовые пятидесятники, они «говорят на языках», получают божественные откровения и входят в транс. Однако, кроме того, на их собраниях можно услышать современный рок, диско и техно-музыку. Иногда танцевальные и хоровые программы харизматов напоминают скорее шоу, чем молитвы. Поэтому в «главной» церкви пятидесятников эти практики, как правило, осуждаются.