Происхождение и значение имени Иуда
Еврейское имя Иуда в основном ассоциируется только с одним библейским персонажем – Иудой Искариотом. Все помнят о том, как он предал Учителя за тридцать сребреников. Поэтому и имя это в представлении большинства людей связывается с изменником, предателем. На самом деле, это стереотип, от которого (как и от любого другого) следует избавиться, разобравшись в истинном значении имени Иуда.
Восхваление Господа
Именно так с древнееврейского переводится имя Иуда, где оно имеет вид Йехуда. В первый раз оно упомянуто в книге Бытия, где дается и толкование этого имени. Там Лия зачала и родила сына, сказав: «Теперь я восхваляю Господа», что звучало как «одэ». И поэтому она нарекла его Иудой. Здесь речь идет о первом носителе рассматриваемого имени, который был четвертым сыном патриарха Иакова.
Библия повествует о том, что колено Иудино являлось самым многочисленным из всех. Именно от него и произошло название еврейского народа «иудеи». А их религия, как известно, называется иудаизмом.
От имени Иуда происходит множество фамилий. Речь идет, например, о:
- Юдиных;
- Юдановых;
- Юдасовых;
- Юдасиних;
- Юдовых;
- Юдачевых;
- Юдинцевых;
- Юдашкиных;
- Юдкиных;
- Юденичах;
- Юдриных.
Таким образом, древнееврейское происхождение имени Иуда никоим образом не связано с предательством, как думают некоторые. Латинская форма этого имени Judas, произносится как «Джудас».
Женское имя
Существует и женская форма этого имени, которая выглядит как Иегудифь или Иудифь. В Библии она упоминается раньше, чем мужская. Так, в книге Бытия сказано, что, когда Исаву исполнилось сорок лет, он женился на Иегудифи, которая было дочерью Беэра Хеттеянина. Женский вариант «Юдифь» широко распространился во множестве европейских языков. В английском оно звучит как Джуди, в немецком — Эдит, в польском — Эдита.
Ошибочно отрицательное значение имени Иуда прочно укоренилось в христианской традиции, породив устойчивый стереотип. Если поинтересоваться именем в словаре, то можно увидеть, что там Иуда означает «изменник, предатель», действующий под маской дружелюбия. Это отсылает к имени одного из апостолов Иисуса Христа, предавшего его.
Имя Иуда превратилось в бранное слово, которым называют предателей, изменников. Так говорят об иудином лобзании, иудином дереве — осине. Существует еще ряд поговорок подобного рода:
- Пройдя свет Иудой, все равно удавишься.
- Чем жить на свете Иудою, лучше и не рождаться.
- Верить Иуде – не беда и поплатиться.
Имя Иуда присутствует в Святцах, однако детей так не называют. В русской литературе вспоминается лишь Иудушка Головлев из «Господ Головлевых» Салтыкова-Щедрина. Да и это было лишь прозвище. Рассматривая значение имени Иуда, целесообразным будет сказать о самом известном из его носителей.
Неоднозначная фигура
Несмотря на негативное отношение к этому библейскому персонажу, его фигура не является однозначной. О нем нельзя сказать, что он был напрочь лишен совести. Ведь он не забрал деньги, чтобы их потратить или вложить в какое-нибудь дело. Поколебавшись определенное время, Иуда пришел к первосвященникам и вернул им монеты.
Скорее Иуду Искариота можно назвать человеком жалким. Преподобный Нил Мироточивый, Афонский отшельник, живший в 17 веке, так писал о нем: «Отец Иуды был разбойником, а мать блудницей, но все же Господь призвал его. И сделал он это не потому, что кто-то должен был выступить в роли предателя и понести тяжелый крест, как это рассматривается в некоторых предположениях.
Господь ожидал, что Иуда может измениться. Он выказал ему свое доверие, сделав казначеем общины апостолов. Даже когда Иисус умирал в муках на кресте, он смотрел в сторону Иуды с надеждой – не придет ли тот, не раскается ли он. И в случае раскаяния Господь, несомненно, простил бы его и оставил в числе двенадцати апостолов, чтобы он проповедовал Евангелие. Но Иуде не хватило мужества, он в отчаянии покончил с собой».
Евангелие от Иуды
В христианстве существует древняя апокрифическая рукопись под таким названием. Она написана на коптском языке и является частью папирусного «Кодекса Чакос». Он был найден в 1978 году в Египте и датируется 220 — 340 гг. Это было выявлено с помощью применения метода радиоуглеродного анализа. Впервые современный перевод опубликовали в 2006 г.
Здесь Иисус Христос и Иуда показаны единомышленниками. Согласно этой рукописи Иуда Искариот отнюдь не был предателем, а выдал римлянам Иисуса исключительно по его просьбе. Напротив, Искариот являлся самым любимым учеником и единственным, кому была открыта вся истина. Иисус понял замысел Христа, согласившись сыграть в нем незавидную, но важную роль. Он отказался от доброй славы и даже от жизни.
В продолжение рассмотрения значения имени Иуда будет рассказано и о другом ученике Иисуса Христа.
Не Искариот
Не многие помнят, что среди учеников Христа был еще один Иуда. Чтобы отделить его от Иуды-предателя, Иоанн в своем Евангелии называет его «Не Искариот». Церковь отмечает память апостола Иуды, брата Господа, 2 июля. Он же Иуда Фаддей, Иуда Иаковлев или Леввей. Во времена Средневековья его часто отождествляли с Иудой, который был братом Иисуса Христа, о котором сказано в Евангелии от Марка. Некоторые из современных библеистов полагают, что это разные лица.
В православном предании, отождествляющем апостола Иуду с Иудой, «братом Господним», говорится, что он не имел дерзости называть себя этим прозвищем. Этому предшествовали следующие события. Сыновья Иосифа Обручника, решившего разделить свое имущество между наследниками, не поддержали его. И только Иуда пожелал разделить свою долю с Иисусом, за что и был поименован братом Господа.
Однако в начале земного пути Христа Иуда, как и его братья, не верил в его божественную сущность. Позднее он уверовал в Мессию, обратился к нему всем сердцем, будучи избранным в число самых ближайших учеников, которых было двенадцать. Помня свой грех, Иуда Фаддей называл себя братом Иакова.
Проповедь Евангелия
После вознесения Господа на небеса апостол Иуда стал проповедовать Евангелие в разных землях. Сначала в Иудее, Идумее, Самарии, Галилее, а впоследствии в Сирии, Аравии, Месопотамии. Будучи в Персии, он пишет соборное послание. Несмотря на его краткость, оно содержит множество глубоких истин. В нем есть учение о таких христианских понятиях, как:
- Святая Троица;
- воплощение Господа Иисуса Христа;
- различие добрых и злых Ангелов;
- будущий Страшный Суд.
Апостол призывает верующих избегать нечистоты плоти, исправно трудиться на своей должности, обращать на спасительный путь заблудших, охранять себя от еретических учений. Он говорит о том, что одной только веры в Иисуса Христа недостаточно, нужно еще совершать добрые дела, которые свойственны учению христиан. Примерно в 80 году в армянском городе Арате святой апостол Иуда скончался мученической смертью. Его распяли на кресте и пронзили стрелами.
Источник: https://fb.ru/article/450931/proishojdenie-i-znachenie-imeni-iuda
Иуда Искариот
Иуда Искариот – один из самых узнаваемых религиозных антигероев. Предатель Иисуса Христа польстился на 30 сребреников, однако быстро раскаялся. Имя персонажа стало нарицательным для обозначения предательства, а сумма полученных денег превратилась в символ вознаграждения тех, кто предает друзей и близких.
История жизни
В официальных источниках жизнь Иуды лишена детальных подробностей. В Библии это один из 12 апостолов Иисуса, к тому же на него возложена миссия казначея маленькой общины.
Ответственная должность досталась герою за бережливость, умение отказываться от бесполезных и необоснованных трат денег.
В канонических документах описан момент, когда Иуда упрекает Марию из Вифании за то, что та умастила ноги Иисуса миром стоимостью в 300 динариев. Деньги-то серьезные, вполне хватило бы накормить множество нищих.
Иуда Искариот
В следующий раз персонаж появляется во время Тайной вечери: Иуда и другие ученики Иисуса ужинают за общим столом, и учитель пророчит предательство со стороны одного из присутствующих.
Неканонические источники более щедры на подробности биографии предателя. Иуда родился 1 апреля (с тех пор день считается самым несчастливым в году). Ребенку не повезло с самого начала: перед рождением мать увидела ужасный сон, который предупреждал, что новорожденный сын погубит семью.
Иуда Искариот и Иисус Христос
Поэтому родители решили сбросить младенца в ковчеге в реку. Но Иуда остался жив и невредим, попал на остров Кариоф, а когда вырос и возмужал, вернулся в родные пенаты. Страшное пророчество исполнил – убил отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью.
Затем Иуда прозрел и раскаялся. Чтобы замолить грехи, он 33 года ежедневно, набрав в рот воды, поднимался на гору и поливал высохшую палку. Чудо свершилось – мертвое растение выпустило новые листочки, а Иуда подался в ученики Иисуса.
В других апокрифах утверждается, что герой с детства жил по соседству с Иисусом. Болезненный мальчик попал на лечение к малолетнему целителю, но во время процедуры в него вселился демон, поэтому Иуда укусил Иисуса за бок. В оставшийся шрам позже попало копье римского легионера. Часть легенд и вовсе говорит о родстве Иуды и Иисуса – персонажей даже называют братьями.
Иуда Искариот в числе 12 апостолов
По поводу значения прозвища «Искариот» нет единого мнения. Сын Симона иш Кариофа Иуда (хотя имя отца прямо не называется) получил второе имя для отличия от своего тезки, еще одного ученика Иисуса. Искариот появилось как переиначенное название родины – герой единственный из всех апостолов родился в городе Кариот (или Кариоф), остальные были уроженцами Галилеи.
Некоторые исследователи предполагают, что слово «кериййот» означает просто «пригород», деревня близ Иерусалима. Другие углядывают аналогию с греческими и арамейскими словами, что переводятся как «лживый», «убийца», «вооруженный кинжалом».
Иуда Искариот задумывает предательство
Образ Иуды сложился из описаний древних апокрифов. Персонаж представлен как невысокий и смуглый мужчина с темными волосами, крайне суетливый, любящий серебро (казначей нередко крал из денежного ящика).
В Евангелии цвет волос не указывается, этой особенностью внешности героя наделили литераторы. А позднее укоренилось мнение, что Иуда был рыжим. Например, Эмиль Золя и Оноре де Бальзак в своих произведениях использовали выражение «рыжий как Иуда». Апостол носил одежды из белой ткани, которые обязательно украшал кожаный передник с карманами. В исламе Иуда выглядит, как Иисус, – Аллах сделал так, чтобы его распяли вместо Мессии.
Икона Иуды Искариота
Смерть Иуды точно описана в Библии, правда, в двух вариантах. Предав своего учителя, казначей пошел и повесился. Легенда гласит, что для этих целей мужчина выбрал осину. Именно с тех пор листья деревьев стали дрожать на ветру, а само растение обрело удивительные свойства. Из древесины осины выходит отличное оружие против нечисти (вампиров), из нее нельзя возводить жилье, исключительно надворные постройки.
Вторая каноническая версия утверждает:
«и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его».
Священники не видят здесь противоречия, считая, что веревка, на которой повесился Иуда, оборвалась, и он «низринулся». По некоторым источникам, предатель Иисуса умер в глубокой старости от непонятной неизлечимой болезни.
Предательство Иуды
Задумав предательство, Иуда отправился к первосвященникам и спросил, какую цену получит за свой поступок. Апостолу обещали за «работу» 30 сребреников. По каноническому представлению – сумма приличная: за такую стоимость продавали участки земли в городе. Удобный случай сдать Христа представился в ту же ночь. Мужчина привел в Гефсиманский сад воинов, где на учителя указал поцелуем, прежде пояснив:
«Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его».
По утверждению архиепископа Феофилакта Болгарского, Иуда поцеловал Иисуса, чтобы воины не перепутали его с апостолами, ведь на дворе стояла темная ночь.
Поцелуй Иуды
Почему был выбран именно такой способ указания на Мессию, исследователи Нового Завета тоже объясняют – это традиционный знак приветствия, пожелание мира и добра у евреев. Со временем словосочетание «поцелуй Иуды» превратилось в идиому, которая обозначает высшую степень коварства. Как только Христа приговорили к распятию, Иуда осознает, что он сделал, и раскаивается. Возвращает тридцать сребреников со словами
«Согрешил я, предав кровь невинную»,
а в ответ слышит:
«Что нам до того? Смотри сам».
Рассуждать на тему, зачем Иуда предал Христа, брались десятки умов. Одно из самых очевидных объяснений – корыстолюбие. Евангелисты также указывают на участие Сатаны: якобы он вселился в казначея и управлял действиями.
Картина «Иуда Искариот, бросающий серебреники», Платон Васильев
Некоторые представители церкви утверждают неотвратимость божьего промысла, мол, события были задуманы свыше, и Иисус знал об этом. Мало того, просил апостола выдать его, а поскольку ученик не в силах ослушаться учителя, пришлось повиноваться. Таким образом, Иуда превращается в жертву, и вместо ада герой будет в раю.
Некоторые пытаются оправдать поступок тем, что Иуда устал ждать, когда Иисус, наконец, обнародует свою славу и миссию, при этом все же надеялся на чудесное спасение учителя. Другие пошли дальше, обвиняя Иуду в том, что тот разочаровался в Иисусе, приняв его за лже-Мессию, и действовал во имя торжества правды.
В культуре
Десятки писателей пытались на свой лад интерпретировать образ библейского Иуды. Итальянский журналист Фердинандо Гаттина в середине 19 века выпустил книгу «Мемуары Иуды», которая возмутила религиозное сообщество, – предатель выставлен борцом за свободу еврейского народа.
Роман Леонида Андреева «Иуда Искариот»
Переосмысливали жизнь героя Алексей Ремизов, Хорхе Луис Борхес, Роман Редлих. Интересным взглядом на деяния Иуды Искариота поделился Леонид Андреев в одноименной книге. Представитель Серебряного века показал предателя, который в душе бесконечно любил Христа. Российским читателям персонаж также знаком по книге Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», где Иуда идет на отвратительный поступок ради возлюбленной.
Живопись неизменно связывает Иуду с «темными» силами. На картинах, фресках и гравюрах мужчина то сидит на коленях у Сатаны, то изображен с черным нимбом над головой или же в профиль – так рисовали бесов. Самые знаменитые творения изобразительного искусства принадлежат перу художников Джотто ди Бондоне, Фра Беато Анджелико, ювелира Жана Дюве.
Персонаж стал героем музыкальных произведений. В нашумевшей рок-опере Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос – суперзвезда» нашлось место арии Иуды.
Поговаривают даже, что этому предателю, как первому революционеру, в конце лета 1918 года Лев Троцкий устанавливал памятник в центре города Свияжск. Впрочем, эта история так и осталась мифом.
Экранизации
На заре кинематографа первым примерил образ Иуды американец Фрэнк Гейлор в фильме «Игра страсти Обераммергау». Затем последовала череда экранизаций на тему жизни Христа, в которой ярким пятном стала картина «Царь Царей» (1961) режиссера Николаса Рэя. Роль апостола под номером 12 досталась Рипу Торну.
Карл Андерсон в роли Иуды
Критики по достоинству оценили киноинтерпретацию мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда». Канадец Норман Джуисон снял одноименный фильм в форме спектакля, где предателя сыграл Карл Андерсон.
В Иуду Искариота перевоплощались актеры Ежи Зельник, Иэн Макшейн, Харви Кейтель, Джерард Батлер. Поразительной картиной признан фильм «Страсти Христовы» (2004) в авторстве Мела Гибсона, где Иуду блестяще изобразил Лука Лионелло. Последним на экран в облике Христова предателя вышел Джо Редден – в 2014 году в прокат поступила лента «Сын Божий».
Игорь Верник в роли Иуды
В России под гримом Иуды скрывались два актера, и оба – в постановках романа «Мастер и Маргарита». В 1994 году Юрий Кара снял фильм по мотивам произведения Михаила Булгакова, однако он дошел до зрителя только в 2011 году. На роль Иуды режиссер пригласил Игоря Верника.
Дмитрий Нагиев в роли Иуды
В 2005 году на телевидении состоялась премьера «Мастера и Маргариты» от Владимира Бортко. В этой ленте зрители наслаждались игрой Дмитрия Нагиева, который убедительно изобразил евангелистского предателя.
Цитаты
«Христос – один на все эпохи. Иуд же в каждой – сотни».«Было бы хорошо для всего мира, особенно для детей Божьих, чтобы Иуда оставался одиноким в своем преступлении, чтобы не было больше предателей, кроме него».
Януш Рось, польский сатирик:
«Всего лишь один Иуда на двенадцать апостолов? Трудно поверить!»
Василий Ключевский, историк:
«Христы редко являются, как кометы, но Иуды не переводятся, как комары».
Поль Валери, французский поэт:
«Никогда не судите о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны».
Веслав Брудзиньский, польский сатирик:
«Начинающий Иуда вкладывает в свой поцелуй много искреннего чувства».
Оскар Уайльд, английский писатель:
Источник: https://24smi.org/celebrity/41453-iuda-iskariot.html
Тайна избрания Иуды
Говорят, вы можете выбирать друзей, но не можете выбрать семью. Но Бог это может сделать! Именно так Он и поступил. Он заблаговременно выбрал себе своё фамильное древо. Сначала Он избрал Авраама быть носителем Его “семени”.
Потом Он выбрал Исаака (второго сына Авраама), а после него — Иакова (второго сына Исаака). А из двенадцати сыновей Иакова, по какой-то причине, Бог избирает Иуду — четвертого сына. Если это кажется вам немного странным, вы не одиноки.
Избрание именно Иуды среди всех его братьев является загадочным, и Библия не показывает нам никаких явных причин для этого.
Некоторые предполагают, что первые три брата дисквалифицировали сами себя своим неправедным поведением. Рувим, первородный сын, переспал с наложницей своего отца, а Симеон и Левий обманули и умертвили мужчин Сихема в отмщение за изнасилование их сестры, разграбив их дома. Впрочем, если мы думаем, что праведностью можно “заработать” выбор Бога, или же из-за недостатка праведности можно его лишиться, то мы ошибаемся.
Во-первых, их отец Иаков сам был далеко не безупречен, и все же, вне всякого сомнения, он был избранным. Во-вторых, Иуда также не был тем, кого мы можем легко отождествить с понятием праведности. Почитайте о его поступке в 38 главе книги Бытие это возмутительно! В конце истории он признает незамужнюю женщину, с которой блудодействовал, (думая, что она проститутка), более праведной, чем он сам. В общем, не идеал.
Правда в том, что по мере развития истории можно увидеть изменения его характера в лучшую сторону. В противоположность предательству Иосифа, позже Иуда предлагает свою собственную жизнь в качестве залога, как обещание отцу, что он позаботится о младшем брате Иосифа Вениамине.
Он подкрепил свои слова делом и предлагает занять место Вениамина, когда Иосиф требует оставить его в Египте как раба: “Итак пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими” (Быт. 44:33). Самопожертвование Иуды было прелюдией к истории, в которой Спаситель позже вместо нас понесет наше наказание на кресте.
Возможно ли, что Иуда был избран именно по этой причине? Но даже если мы впечатлены тем, как сильно изменился в лучшую сторону характер Иуды, и даже многие его поступки указывают нам на Мессию, несомненно Иосиф намного превосходит его по обоим пунктам!
Царский скипетр был отдан Иуде
Некоторые думают, что Царь Давид должен был происходить из колена Иуды, следовательно, Мессия должен придти из колена, к которому принадлежал Давид. Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что все как раз наоборот.
С какой стороны ни смотри на это, произошло так, что Давид всё-таки родился в колене Иуды, которое было царским коленом и коленом, из которого должен был прийти Мессия. В конце рассказа об Иосифе мы впервые видим эту связь между Иудой и царской семьёй.
Когда Иаков провозглашает пророческие благословения на своих сыновей, мы видим установление этой связи. Он провозглашает:
“Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов.” (Быт. 49:10)
Скипетр является символом величия и царской власти, и благословение Иакова — это Мессианское пророчество о том, что “Шило”, или Мессия [1], должен прийти из колена Иуды. Колено Левия позже должно было стать коленом священников, а колено Иуды — коленом царей. В Псалмах 59:9 и 107:9 Бог называет Иуду своим “скипетром (жезлом)”, а другой ключевой пророческий отрывок из Писания, рассматривающий Мессию как скипетр, — это Числа 24:17:
“Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля” (Чис. 24:17)
Царский скипетр позже появляется в книге Есфирь как знак благоволения, когда Есфирь осмеливается предстать пред Царем; на самом деле, в то время единственным способом показать, что к царю можно подойти и не быть при этом наказанным или убитым, был простертый скипетр царя. Чем-то похоже на то, что Сам Мессия — это единственный путь к Богу. Таким образом царская роль и Мессианские ожидания были провозглашены в пророчестве для Иуды, когда он получал благословение своего умирающего отца.
Я часто задаюсь вопросом, осознавал ли сам Иаков всю значимость своих пророческих слов к Иуде. Может создаться впечатление, что Иаков предполагал, что один из двоих сыновей Иосифа примет благословение, о чем свидетельствует любопытная история с перекладыванием рук:
“И взял Иосиф обоих, Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец.
И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли.
И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии, и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это — первенец; положи на его голову правую руку твою.
Но отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ.” (Быт. 48:13-19)
Это напоминает нам историю о том, как Исаак перепутал благословение Иакова и Исава, когда младший брат забрал благословение, не правда ли? Уже стало традицией, что второй по рождению сын получает право перворождного — Каин и Авель, Измаил и Исаак, Иаков и Исав, и даже близнецы Иуды — Фарес и Зара. И действительно, Ефрем стал одним из самых многочисленных колен, и его имя использовалось как название десяти северных колен Израиля.
С какой стороны ни посмотри, кажется, что более очевидным выбором был бы Иосиф. Он, праведник, много страдал среди вопиющей несправедливости, а потом получил власть и авторитет. Безусловно, Бог вознаградил Иосифа, и даже в двойном размере. Вместо одного колена Иосифа, каждый из его сыновей стал родоначальником отдельного колена, так что от него произошли два колена Израиля — Манассии и Ефрема. Оба были сильно благословлены. Но у Бога был другой план для Его фамильного древа.
Скипетр получил Иуда — Мессия произошёл из колена Иуды.
Так почему же Иуда?
Вот моя теория о том, почему Бог избрал Иуду. Всё дело в Лии.
Я не знаю, представляли ли вы себя на её месте, но ей пришлось действительно несладко. Её муж безумно любил её сестру, которая также была его женой, и все они должны были жить вместе в крайне неблагоприятной семейной ситуации. Я не могу даже представить, как она справлялась с постоянным отвержением и унижением, которое переживала.
Возможно, в прошлом они с Рахилью были не только сестрами, но и подругами, и у них было много радостных воспоминаний, но всё это было утрачено, и она чувствовала себя ненужной, нежеланной и нелюбимой женщиной. Кроме того, необходимость жить в тесной близости с этими двумя влюблёнными пташками в их искаженном треугольнике, должна была быть довольно мучительной.
По всей видимости, она переживала множество душевных мук, и это нашло отражение в именах, которые она дала своим сыновьям (Бытие 29):
“Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой.”
“И зачала опять и родила сына, и сказала: Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего. И нарекла ему имя: Симеон.”
“И зачала еще и родила сына, и сказала: теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов. От сего наречено ему имя: Левий.”
Она была поглощена своей бедой, и все её молитвы были сфокусированы на том, чтобы Бог прекратил ее страдания. А потом происходит что-то очень важное:
“И еще зачала и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа. Посему нарекла ему имя Иуда. И перестала рождать.”
Я думаю это был один из тех ключевых моментов, когда женщина, находящаяся в огромном горе, перестаёт фокусироваться на своей боли, даже если проблемы ещё не решены, и принимает решение славить Бога в любом случае.
Жертва хвалы в самом пике агонии подобна духовному динамиту. Давайте переместимся на пару тысяч лет назад в прошлое и понаблюдаем за Павлом и Силой в темнице (Деяния 16). Они были побиты, их спины исполосованы и истекают кровью. Никакого медицинского наблюдения, их бросили в каменную тюрьму, ноги закованы в кандалы, в соседстве с другими заключенными.
Что же они делают? Плачут? Жалуются? Нет! Они поют! Они поют песни хвалы Богу так, что их слышит вся темница. И что происходит? Случается землетрясение. Заключенные приходят к вере, двери распахиваются, и даже надзиратель кается и приводит всю свою семью, чтобы те приняли Иешуа как Господа. Понимаете, о чем я? Динамит.
Честно говоря, я не знаю, что может привести Бога в больший восторг, чем добровольная жертва хвалы в разгар трудностей. Это выражает такую любовь и упование на Бога, такое почтение.
Я думаю, что именно это является причиной решения Бога о том, что Иуда стал предком Давида, а в более отдалённой перспективе, и Мессии.
Бесценное “изменение отношения” Лии к ситуации в то время, когда ей всё ещё было очень больно, было таким мощным и настолько угодило Богу, что Он отдал честь носить Его скипетр тому, значение имени которого — ”хвала”.
[1] В обеих традициях, еврейской и христианской, слово “Шило” (Примиритель) в этом контексте стало синонимом Мессии. Считается, что это сокращённое еврейское слово, означающее “Тот, Кому принадлежит он”, где “он” означает “власть”, “уважение” (см. Иез. 21:27). Уолтер Кайзер, The Messiah in the Old Testament (Мессия в Ветхом Завете), Grand Rapids, MI: Zondervan, 1995, p.51-51
Источник: http://ieshua.org/tajna-izbraniya-iudy.htm
Какие русские фамилии произошли от имени Иуда
В православной традиции имя Иуда неразрывно связано с самым страшным предательством в истории человечества. Поэтому имя Иуда не только не популярно, но и носит в России нарицательный характер.
Это имя стало символом лживости, непостоянства человеческой природы и продажности. В католической Испании до сих пор есть законодательный запрет на имя Иуда — детей нельзя называть этим именем. Не называют испанцы детей и именем Каин, ведь этот библейский персонаж навсегда связан в представлении людей с первым убийством. Однако у других европейцев такого запрета нет.
Апостол Иуда Фаддей
В Евангелии есть ещё один герой, который носит имя Иуда — это брат Христа, сын Святого Иосифа, другой апостол Иуда, называемый Фаддеем.
В отличие от Искариота он остался верен Христу и после Его вознесения проповедовал в Иудее, затем в Галилее, в Сирии, в Идумее и Самарии. Своё соборное послание, которое содержало догмат о Святой Троице, он писал уже из Персии. В послании апостол учил людей спасаться не только верой, но и добрыми делами, служением ближнему и просил блюсти веру в Христа от еретиков.
Апостол Иуда Фаддей прожил долгую посвященную Господу жизнь и был убит в армянском городе Арате, когда ему было уже 80 лет — язычники распяли старого человека на кресте и расстреляли из луков.
Иуда — родоначальник колена
Распространению имени Иуда в Европе ещё до Христа способствовали иудеи, у которых имя Иуда (Иеhуда) было распространенным, причем, существовал и его женский вариант — Иегудит (Иеhудит, Иегудифь). Это ветхозаветное имя встречается ещё в Книге Бытия (29:35): «и зачала ещё, и родила сына, и сказала: на сей раз восхвалю Иегову, поэтому нарекла ему имя Иегуда», где уже из текста понятно, что имя Иуда означает «хвалящий Господа».
Популярность этого имени, которая не исчезала с веками, объяснялась ещё и ветхозаветными пророчествами, согласно которым Спаситель мира, Мессия должен был появиться «от колена Давидова», то есть быть прямым потомком царя Давида, который в свою очередь, исходил из рода Иуды — четвертого сына праотца Иакова, имевшего 12 сыновей, от которых произошли все еврейские колена (роды).
От имени родоначальника Иуды было названо и одно из еврейских государств — Иудея. От этого имени иудеями был назван и сам еврейский народ, и его вера (иудаизм).
Рим и иудеи — история непростых отношений
Известно, что еврейский народ во времена Христа уже жил по всей Римской империи, но сложно назвать дату, когда евреи впервые появились в Европе. Однако доподлинно известно, что в середине II века до н.э. в Рим приехало посольство еврейского вождя Иуды Маккавея, который хотел завязать дипломатические отношения с Римом, чтобы обезопасить своё государство.
Произошло это вскоре после того, как евреи победили Селевкидов в битве при Адасе, и, очевидно, Маккавей хотел расширить влияние евреев ещё дальше.
Посольство Иуды Маккавея было принято римским Сенатом, и с евреями был заключён договор о мире и союзнических отношениях. Этот договор был вырезан на меди и хранился в Капитолии, а второй его экземпляр отправили в Иудею.
Позже в Риме на берегу реки Тибр образовалось еврейское поселение, которое пополнялось то торговцами, то пленниками, которых римляне приводили из завоёванных им городов.
Спустя сто лет после посольства Маккавея евреи стали играть в Риме значительную роль — они вели торговлю с Палестиной, платили налоги и даже помогли Гаю Юлию Цезарю в борьбе с политическим соперником — Помпеем, после чего император Рима разрешил им публично проводить религиозные обряды.
Впрочем, власти Рима не всегда относились к ним милостиво — при императоре Тиберии евреи были выселены из Рима, но вскоре им разрешили возвратиться. Некоторое количество иудеев покинуло Рим и в I веке н.э — это произошло из-за религиозных споров.
В 61 году, когда в Рим с проповедью Христа вступил апостол Павел, который являлся гражданином Рима, он нашел там большую иудейскую общину, многие из членов которой выслушали его проповеди и обратились в христианство.
Среди еврейских историков существует мнение, что император Нерон, отличавшийся особой жестокостью по отношению к христианам, был единственным императором Рима, который стал иудеем, однако это предположение не подвержено документально.
После Нерона последовало жестокое завоевание Иудеи Римом при императорах Тите и Веспасиане.
Следующее распространение евреев по Европе совпало с правлением императора Константина, впрочем, им было запрещено делать некоторые вещи — заниматься работорговлей, обрезать рабов и жениться на христианках. При императоре Гонории евреям разрешили не нести общественные повинности, а к V веку они пользовались уважением самого папы Римского Гелассия, у которого в близких друзьях числился иудей Телезин.
Распространение имени Иуда
Разумеется, все это время евреи не оставляли своих традиций, и среди них по-прежнему было много Иуд и Иегудит. Имя это со временем проникало и в христианство, по разному трансформируясь в разных европейских языках. В европейских странах до сих пор существует имя Юдифь, на английском это женское имя звучит как Джудит, на немецком и польском языках имя стало звучать как Эдит или Эдита.
В России от имени Иуда произошло несколько фамилий, например, Юдов, Юдашкин, Юденич, Юдасин, Юданов, Юдинцев. Юдкин, Юдин. Изредка в честь апостола Иуды Фаддея называли и детей: это имя носил отец героя Первой мировой войны генерала от артиллерии Николая Иудовича Иванова, отец советского писателя Еремея Иудовича Парнова и отец знаменитого советского учёного-зоотехника Михаила Иудовича Дьяконова.
Источник: https://weekend.rambler.ru/read/41654110-kakie-russkie-familii-proizoshli-ot-imeni-iuda/
Кто такой Иуда Искариот? Почему Иуда предал Христа и как он умер
Иуда Искариот – один из 12 апостолов, ближайших последователей Христа, которых тот сам выбрал из числа своих учеников. Согласно Библии, он предал Иисуса, поспособствовав его аресту, и получил за это 30 сребреников (иудейских серебряных монет).
Сумма была достаточной, чтобы купить участок земли в окрестностях Иерусалима, что и было сделано. Но по поводу того, кто именно распорядился «кровавыми» деньгами, библейские рассказы расходятся.
Как умер Иуда. Библейские противоречия
Согласно Евангелию от Матфея, Иуда раскаялся, когда понял, что Христа осудили на казнь. Он вернул монеты подкупившим его священникам, оставив их в храме, после чего повесился. Поскольку деньги, которые использовались в нечестивой сделке, не годились для церковной сокровищницы, священники приобрели на них кусок поля под кладбище для чужеземцев. Это место стало называться «землей крови».
Однако в «Деяниях апостолов», написанных евангелистом Лукой, говорится, что Иуда сам потратил деньги, добытые предательством, на покупку земли. А «землей крови» ее назвали местные жители после того, как Иуда «низринулся» (т.е. рухнул вниз) и из лопнувшего тела вывалились внутренности.
Фреска Джованни Канавезио «Повешенный Иуда», 1491. Wikimedia
Слово «низринулся» («ниц быв» по-церковнославянски, «[fell] headlong» по-английски) смущает читателей и некоторых исследователей. Они предполагают, что в данной версии Иуда не повесился, а сбросился с высоты или вообще погиб случайно.
Но большинство ученых и христианских толкователей все-таки считают, что Матфей и Лука пишут об одном и том же способе самоубийства: первый констатирует сам факт («удавился»), второй описывает последствия (тело рухнуло с дерева какое-то время спустя).
То, что тело при падении буквально треснуло пополам, вывалив внутренности, как раз подтверждает, что перед этим оно висело на жарком солнце, активно разлагаясь и раздуваясь.
«Дерево Иуды»
Хотя ни один библейский источник не указывает, на чем повесился Иуда, во многих народных мифах фигурирует «Иудино дерево». Восточные славяне отвели эту роль осине, очевидно, не зная, что в Палестине она не растет.
В словаре Даля середины XIX века написано: «Осина проклятое дерево, на нем Иуда удавился, и с тех пор на нем лист дрожит. На осине кровь под корою; кора, под кожицей, красновата».
Изображение «Иудиной медали», отлитой в 1709 году по приказу Петра I для вручения гетману Мазепе за предательство в Северной войне
В Англии, Франции, Польше считали, что это бузина. У Шекспира в комедии «Бесплодные усилия любви» (акт V, сцена 2) есть строчка «Judas was hang’d on an elder» (буквально: «Иуда повесился на бузине»; в переводе Корнеева: «Древний Иуда тоже повесился на древе»).
Но и бузина не росла в местах евангельских событий, так что впоследствии в Западной Европе «Иудиным деревом» прозвали багряник, который распространен на Ближнем Востоке. Он обильно цветет лилово-розовыми цветками, а его зрелые плоды напоминают фигуру висельника.
Цветы и плоды багряника. Kurt Stüber / Wikimedia
Поцелуй Иуды
В Евангелиях сцена предательства и ареста описана довольно подробно. Иуда привел воинов и служителей в Гефсиманский сад, где Христос находился с остальными апостолами, подошел к нему, поцеловал и назвал Равви́ (учитель). Тем самым он указал пришедшим, кого именно надо арестовать.
Почему он выбрал поцелуй, а не другой, менее «сентиментальный» способ предательства?
Дело в том, что в античности поцелуи в щеку или губы были распространены между мужчинами как знак приветствия и почтения, это встречается у многих древних авторов, от Гомера до Вергилия. Евангелисты (кроме Иоанна) неспроста акцентируют внимание на поцелуе: это подчеркивает двуличность и вероломство Иуды и усиливает драматизм происходящего.
Фреска Джотто в капелле Скровеньи, Падуя, Италия
Сюжет «Поцелуй (Лобзание) Иуды» входит в систему храмовой росписи, поскольку с него начинаются Страсти Христовы – физические и моральные терзания Спасителя перед смертью на кресте и последующим воскрешением.
Само выражение стало обозначать любой предательский поступок, лицемерно прикрываемый проявлением любви и дружбы.
Почему Иуда предал Христа?
Библейские версии
Из Евангелий мотивация Иуды не вполне ясна. Самый простой вывод – что он соблазнился деньгами.
Матфей и Лука дают понять, что прежде чем пойти на предательство, Иуда прямо потребовал вознаграждения. Иоанн отмечает, что Иуда «был вор» и при этом заведовал ящиком для пожертвований.
В то же время у Иоанна и Луки говорится, что перед предательством в Иуду «вошел сатана». Причем описание Тайной вечери у Иоанна оставляет впечатление, что Иуду чуть ли не «зомбировали», превратив в безвольного исполнителя того, что предначертано.
Так, Христос подает ему кусок хлеба, «после сего куска» в него входит сатана, и тут же Иисус велит Иуде: «Что делаешь, делай скорее». К недоумению остальных апостолов, Иуда уходит в ночь – они думают, что Учитель дал ему задание что-то купить.
«Последняя трапеза», Карл Блох, 1870-е. Wikimedia
Значит ли все это, что Иуда был «одержим» и не осознавал, что творит? Ведь тогда его отчаяние и самоубийство нелогичны, как и обвинения в предательстве.
Судя по библейским текстам, Иуда хотел предать, и потому виновен. Непростительность его греха подчеркивается неоднократно. Словами самого Иисуса: «Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться».
Альтернативный взгляд
Между тем ряд философов, историков и литераторов скорее сочувствуют Иуде как трагической фигуре и обреченной жертве.
По одной из версий, Иуда выдал Иисуса «из чувства патриотизма»: он якобы рассчитывал, что Христос поможет его стране избавиться от римских захватчиков, но разочаровался, решив, что тот использует его народ для каких-то своих целей.
У Леонида Андреева в повести «Иуда Искариот» библейский сюжет представлен словно в зазеркалье, где все наоборот: в нем Иисус «предает» искренне любящего его Иуду, обрекая на душевные муки и подталкивая к предательству.
Иисус (Тед Нили) и Иуда (Карл Андерсон) в мюзикле «Иисус Христос Суперзвезда», 1973
В рассказе Хорхе Борхеса «Три версии предательства Иуды» вымышленный автор исследования рассуждает, что именно Иуда принес величайшую жертву ради спасения человечества. Он согласился принять на себя позор и быть проклятым до конца времен, тогда как Христос «всего лишь» провел несколько часов кресте. В конце концов исследователь делает монументальный вывод, что Иуда был Богом в человеческом обличье.
«Евангелие Иуды»
Исключительным персонажем, превыше всех апостолов, Иуда представлен и в неканонической раннехристианской рукописи, известной как «Евангелие Иуды». Полуистлевший папирус впервые всплыл в конце 1970-х в Египте, радиоуглеродный анализ датировал его примерно III веком нашей эры.
Одна из страниц рукописи. Wikimedia
Текст на коптском языке, скорее всего, является переводом с древнегреческого и, вероятно, был написан последователем одной из раннехристианских сект. Современная церковь считает его «ересью», но он несомненно представляет научный интерес.
В противоположность Новому Завету, Иуда показан в манускрипте как лучший из учеников Христа. Якобы он единственный понял истинную суть его учения, так что только ему Христос открыл тайные знания. Иуда выдал Иисуса врагам только потому, что послушно и жертвенно выполнял его указания.
«Иуда», Эдвард Окунь, 1901. artchive.ru
Более того, согласно «Евангелию Иуды», Христос умер не ради искупления человеческих грехов, а чтобы задобрить богов нижнего порядка. Потому что истинный Бог милостив и не требует никаких жертв, тем более таких кровавых.
«Послание Иуды»
А вот каноническое короткое «Послание Иуды», которое входит в Новый Завет, не имеет отношения к Иуде Искариоту. Его автором считается апостол Иуда Фаддей, он же Иуда Иаковлев (брат апостола Иакова). В начале послания автор сам обозначает себя: «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова».
Однако в Евангелиях упоминается еще и брат самого Иисуса по имени Иуда. Одни исследователи считают, что апостол Иуда и брат Христа – это разные люди, другие – что это один и тот же человек. Степень родства при этом непонятна: то ли это сводный брат Иисуса (от предыдущего брака отца), то ли двоюродный или даже более дальний родственник.
Православная церковь признает, что апостол Иуда – это брат Господень, сын Иосифа и его первой жены, которая была до Марии. То, что он не подписался так в послании, объясняют скромностью.
Святой апостол Иуда. Икона из ризницы Троице-Сергиевой лавры
Что значит «Искариот»?
Чтобы отделить Иуду-предателя от других, евангелисты добавляют к его имени прозвище Искариот.
Русский православный богослов второй половины XIX – начала XX веков Митрофан Муретов тщательно разобрал написание этого слова в разных источниках (греческих, латинских, еврейских, славянских и др.) и заключил, что оно означает: «кто/который из Кариот», «Кариотянин». Прочие варианты трактовки он отбросил как несостоятельные или натянутые.
Кариот – это буквально «города» (мн. ч), но в данном случае имеется в виду конкретное место Кириаф (Кериоф) на юге Иудеи.
Иудея в эпоху Христа и примерное расположение Кириафа (к югу от Хеврона)
На руинах Кириафа. Фото с сайта Biblewalks.com
По мнению Муретова, прозвище Искариот не просто указывает на происхождение Иуды, но и характеризует его личность.
Из всех апостолов только он был из Иудеи, а ее население в те времена отличалось наибольшим религиозным фанатизмом и радикальным национализмом. Они считали врагами не только римлян, но и своих соплеменников с умеренными взглядами. Если Иуда был одним из непримиримых «радикалов», то закономерно, что он быстро разочаровался в пацифизме Христа и решил его предать.
- Кем был Иисус. Существовал ли Христос в реальности и как он выглядел?
Источник: https://www.anews.com/p/109705087-kto-takoj-iuda-iskariot-pochemu-iuda-predal-hrista-i-kak-on-umer/
Совместимость имен Иуда и Муза
› Совместимость имен
29.12.2019
Имя Муза происходит от названия греческих богинь-покровительниц искусств – муз. Носительница данного имени не может похвастаться дипломатичностью и спокойствием, наоборот, она часто ведет себя довольно импульсивно, бывает резкой и прямолинейной. С ней тяжело общаться, но, если найти к ней правильный подход, и попытаться принять ее такой, какая она есть, можно увидеть в ней неординарную личность и надежного друга.
Муза наделена умом и эрудицией, постоянно стремится доказать свою правоту, проявляя нетерпимость к чужому мнению. Что касается романтических отношений, то здесь у нее все далеко не безоблачно. Муза может обожать своего избранника, быть готовой ради него на все, но только тогда, когда влюбленность еще не прошла.
Когда она заканчивается, интерес Музы к своему другу пропадает, несмотря на то, что она могла идеализировать и боготворить его до этого.
Наибольшая вероятность прочных отношений у Музы с:
Альбертом, Ефимом, Мироном, Максимом, Николаем, Прохором, Романом, Станиславом, Яковом.
Если Муза влюбляется, то сильно, и каждый раз она уверена, что это – навсегда. Но ее чувства к возлюбленному проходят очень быстро, несмотря на всю их искренность. Понимая, что она больше не любит своего молодого человека, Муза начинает всячески его избегать, вести себя с ним грубо и эгоистично.
Она становится замкнутой, вспыльчивой, обидчивой. Рано или поздно, наступает момент расставания, который протекает со скандалами, ссорами и взаимными упреками. Семейная жизнь с Музой тоже складывается непросто.
Она старается сделать так, чтобы ее муж ни на минуту не забывал, что она – лидер в отношениях, и что он обязан ей всем, в том числе, и тем, что она остановила на нем свой выбор. Такое отношение быстро надоест любому, поэтому, брак Музы заканчивается разводом. Во второй же раз она выходит замуж редко.
В общении с детьми Музе не хватает понимания, заботы, хотя она – любящая мать. Постепенно, ее дети отдаляются от нее, при этом, Муза ведет себя высокомерно, не желая проявлять слабость, что грозит ей одиночеством.
Наименьшая вероятность прочных отношений у Музы с:
Александром, Богданом, Викентием, Даниилом, Дмитрием, Леонидом, Сергеем, Степаном, Эльдаром.
Наиболее подходящие отчества для имени Муза:
Абрамовна, Ильинична, Зиновьевна, Михайловна, Эдуардовна, Эммануиловна.
Наименее подходящие отчества для имени Муза:
Артуровна, Васильевна, Дмитриевна, Григорьевна, Павловна, Романовна, Сергеевна, Федоровна.
Значение имени Муза, характер и судьба
В этой статье вы найдете сведения о значении имени Муза, его происхождении, истории, узнаете о вариантах толкования имени.
Что означает имя Муза : богиня искусств (имя Муза греческого происхождения).
Короткое значение имени Муза : Музка, Музочка.
День ангела Музы : Имя Муза один раз в году отмечает именины: 29 (16) мая – Преподобная отроковица Муза-римлянка жила в V в. и отличалась благонравием и чистотою души.
Приметы имени Муза : Если к этому дню дуб лист пустит, а ясень – еще нет, то быть лету сухому.
Значение имени для девочки
Муза вполне оправдывает свое красивое имя -она тонко чувствует красоту, изящна, артистична. Погруженная в мир поэтических грез, она не забывает и о добывании хлеба насущного, но трудом однообразным заниматься не станет.
Для Музы нет проблемы найти себе достойного мужа – счет претендентам иногда идет на десятки. Однако счастливцу, добившемуся ее руки и сердца, не мешает быть хорошим кулинаром: заниматься столь обыденными делами девушка с именем Муза не станет. И лишь после рождения ребенка в ней просыпается страсть к хозяйствованию.” Муза безразлична к проблемам окружающих. Общественные неурядицы по-настоящему начинают волновать ее только в том случае, если затрагивают ее личное благополучие и покой.
Читать еще: Совместимость Ренаты и Корнелия в любви, быту и браке
Характер имени Муза
Положительные черты: Муза умеет ненавязчиво направить внимание в свою сторону. Она бывает решительной и, невзирая на внешнюю слабость, настойчиво добивается поставленных целей. Муза умеет производить впечатление и, используя внешнее обаяние, приобретает союзников, поклонников.
Отрицательные черты: имя Муза может схитрить и даже обмануть. В худшем случае она лжива, изворотлива и бессовестна. Ради достижения своих целей такая Муза не гнушается ничем, идет на сделку с совестью.
Имя Муза в любви и браке
Муза редко счастлива в жизни и особенно несчастна в любви. Легко влюбляясь и увлекаясь, она так же быстро разочаровывается и ищет все новых увлечений.
Совместимость с мужскими именами
Благоприятен союз имени с Дасием, Драгомилом, Изяславом, Истомой, Лабутой, Ладимиром, Манилом, Назаром, Сумороком, Усладом, Федулом. Сложные отношения имени вероятны с Варламом, Елисеем, Кимом, Моисеем.
Таланты, бизнес, карьера
Выбор профессии: Дипломатичность и хитрость всегда выручают Музу: она умудряется как ни в чем не бывало выпутаться из самых сложных и неприятных ситуаций. Недостатки характера значения имени идут на пользу ее карьере: она преуспевает в дипломатии, секретной службе, политике и большом бизнесе.
Бизнес и карьера: Муза не любит зря тратить деньги, отличается некоторой скупостью, но только по отношению к ближнему. Себе она не отказывает в удовольствиях.
Здоровье и энергетика имени
В конце жизни Музу ждет целый «букет» заболеваний на почве нехватки кальция в организме.
Талисманы Музы
- Зодиак Музы – Близнецы
- Планета – Меркурий
- Цвет Муза Муза – зеленый
- Благоприятное дерево – лавр
- Заветное растение Музы – роза
- Покровитель имени Муза – соловей
- Камень-талисман Муза Музы – горный хрусталь
Судьба имени Муза
- Музы – в античную эпоху сначала богини-покровитеньницы искусств (пение, музыка, танцы, поэзия), позднее – покровительницы наук и всей творческой деятельности.
- Муза Римляныня (V век) – блаженная отроковица.
- Муза Парфянская (I век до н.э.) – фаворитка римского императора Августа, позднее – законная жена парфянского царя Фраата IV, фактическая владычица после его смерти при своем сыне.
- Муза Крепкогорская (1924-1999) – советская актриса кино и «Театра-студии киноактера», получила звание Заслуженной артистки РСФСР в 1989 году.
- Муза Ниязова (род.1938) – бывшая первая леди Туркмении, вдова президента Туркмении Сапармурата Ниязова.
- Муза Серебрякова (1924-2002) – председатель Совета вузовских библиотек Западной Сибири, стала Заслуженным работником культуры РСФСР в 1981 году.
Участвовала в ВОВ.
Как склоняется имя по падежам
- Именительный падеж: Муза
- Родительный падеж: Музы
- Дательный падеж: Музе
- Винительный падеж: Музу
- Творительный падеж: Музой
- Предложный падеж: Музе
Источник: https://fares.su/sovmestimost-imen/sovmestimost-muzy-i-iudy-v-lyubvi-bytu-i-brake.html
В плену стереотипа: это страшное имя иуда
2 июля Церковь отмечает память апостола Иуды, брата Господня. Святой апостол Иуда – один из 12 учеников Христовых. В Евангелии от Иоанна он назван “Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды-предателя.
Однако личность Иуды Искариота вошла в историю столь страшной вехой, что имя «Иуда» ассоциируется, в первую очередь, только с ним – учеником Иисуса Христа, предавшим Его за 30 серебряников.
«Чем Иудою быть, лучше на свет не нарожаться»
Имя Иуда – библейское, евр. Йехуда, и означает – «восхваление Господа». В Библии сказано, что Иудино колено было самым многочисленным и дало название еврейскому народу «иудеи», и религии – «иудаизм». В христианском мире имя Иуда стало нарицательным с ярко выраженным негативным смыслом и породило устойчивый стереотип восприятия.
«Иуда – Предатель, изменник (от имени апостола Иуды, предавшего, по евангельскому мифу, Иисуса Христа)», – такое значение слова «Иуда» даёт толковый словарь Ожегова.
«Иуда – употребляется как символ предателя, изменника, действующего под маской друга», – говорится в словаре Ефремовой.
«Предатель, изменник. – «Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе?» – Пушкин. (От имени апостола Иуды, предавшего, по евангельскому рассказу, Иисуса Христа), – толкование по словарю Ушакова.
«ИУДА – обратилось в бранное: предатель, изменник. Иудино лобзанье, лукавый, облыжный привет. Иудино дерево, осина. Иудою свет пройдёшь, да удавишься. Иуде верить, не беда поплатиться. Чем Иудою быть, лучше на свет не нарожаться. Наш Иуда ест и без блюда! Здесь имя только для красного склада», – разъясняет значение слова «Иуда» словарь Даля.
Иудами не называют детей, хотя это имя есть в Святцах. В литературе вспоминается лишь один персонаж с подобным именем: Идушка Головлёв – герой романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Но и данном случае настоящее имя персонажа – Порфирий Владимирович Головлёв.
По мнению литературоведов, несмотря на то, что его прозвище ассоциируется с Иудой Искариотом, оно лишь отчасти связано с именем апостола-предателя. Прозвище Иудушка разделено на два слова – «Иуда» и «Душка». Снаружи Порфирий ласков и добр, другими словами – душка.
А внутри – жадный и злой Иуда.
Считал себя недостойным называться братом Божиим
А что же другой апостол Иуда, называемый Фаддей или Леввей, брат Господень? Большинство людей нецерковных даже не догадывается о том, что был святой апостол Иуда Иаковлев, сохранивший верность Господу Иисусу Христу, проповедовавший Евангелие и принявший мученическую кончину за христианскую веру.
Апостол Иуда происходил из рода царя Давида и Соломона, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены. В начале земного служения Господа Иисуса Христа сыновья Иосифа, в том числе и Иуда, не верили в Его Божественную сущность.
Предание указывает, что, когда праведный Иосиф Обручник стал делить между сыновьями принадлежавшую ему землю, то пожелал выделить часть и Христу Спасителю, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии.
Братья воспротивились этому, и только старший из них, Иаков, принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним.
Позднее Иуда поверил во Христа Спасителя как ожидаемого Мессию, всем сердцем обратился к Нему и был избран Им в число ближайших 12-ти учеников. Но, помня свой грех, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим и именовался лишь братом Иакова.
По Вознесении Господа Иисуса Христа апостол Иуда отправился с проповедью Евангелия. Он распространял веру во Христа сначала в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, затем – в странах Аравии, Сирии и Месопотамии. Из Персии святой апостол Иуда написал свое соборное послание , в кратких словах которого заключено много глубоких истин.
Оно содержит догматическое учение о Святой Троице, о воплощении Господа Иисуса Христа, о различии Ангелов добрых и злых, о будущем Страшном Суде. В нравственном отношении апостол убеждает верующих беречь себя от плотской нечистоты, быть исправными в своих должностях, молитве, вере и любви, заблудших обращать на путь спасения, охранять себя от учений еретиков.
Апостол Иуда учит, что недостаточно только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, свойственные христианскому учению.
Святой апостол Иуда принял мученическую кончину около 80-го года в Армении, в городе Арате, где был распят на кресте и пронзен стрелами.
С именем Иуда Православная Церковь также знает и святого Иуду-Угличского (ум. 1609) – преподобномученика, погибшего при разорении Углича поляками в Смутное время. Его память отмечается 5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых.
О том, как в почитании этих святых преодолеть стереотип в восприятии имени Иуда и избавится от негативных ассоциаций – протоиерей Александр Немчинов, руководитель курсов катехизации Днепропетровской епархии, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы.
«Стереотипы лишают человека свободы мышления»
– Не все Иуды – Искариоты. Иудой звали ветхозаветного патриарха, сына Иакова, от которого пошло колено Иудино, и к которому принадлежал и царь-пророк Давид. Был Иуда Маккавей, ревностный последователь Закона Моисеева, руководивший восстанием евреев против насаждения эллинского культа. И христианские святые с этим именем есть, и среди монахов встречается имя Иуда. Ведь сама этимология имени Иуда – «восхваление Господа» – прекрасна.
И совершенно не значит, что человек, дискредитировавший себя, опорочил этим и своё имя. Ведь и у Чикатило, и Оноприенко тоже были имена – имена святых, которыми называют многих людей. И хоть был Адольф Гитлер, можно нисколько не сомневаться, что есть много прекрасных людей с именем Адольф.
Поэтому от стереотипов в любом случае надо избавляться, и от этого тоже. Стереотипы лишают человека свободы мышления. Может, в силу того, что я музыкант, у меня имя Иуды в первую очередь ассоциируется с ораторией Генделя «Иуда Маккавей». А стереотип восприятия имени Иуда косвенно связан ещё и с темой антисемитизма. Люди малообразованные иудеев ассоциируют с этим именем, что все евреи – Иуды, предатели.
Однако и персона Иуды Искариота не настолько однозначная – всё-таки его нельзя назвать человеком, совершенно лишённым совести. Тот бы забрал деньги и постарался бы их увеличить. А он не смог – поколебался какое-то время, пришёл к первосвященникам и швырнул им эти деньги. Поэтому Иуда Искариот не вызывает однозначной оценки его личности.
Как по мне, Иуду-предателя можно назвать человеком, скорее, жалким. О нём хорошо пишет преподобный Нил Мироточивый, которому стоит доверять, учитывая его посмертные вещания о последних судьбах нашего мира. Святой описывает, что отец Иуды – разбойник, мать – блудница, и, тем не менее, Господь его призвал.
И не потому, что кто-то должен быть стать предателем, и Иуда понесёт такой тяжёлый крест – как это модно сегодня рассматривать во всевозможных эпатажных версиях. Господь ждал, что Иуда изменится. Он оказал ему высокое доверие и сделал казначеем апостольской общины.
И преподобный Нил пишет, что Господь, даже когда в муках умирал на кресте, Он с надеждой смотрел в сторону Иуды – не придёт ли и не раскается ли тот. И если бы Иуда пришёл и раскаялся, то несомненно Господь бы его простил, и он остался бы в числе 12 апостолов и, как и другие апостолы, пошёл бы с проповедью Евангелия Царствия Божия.
Но, похоже, что ему на это не хватило мужества – он просто отчаялся и покончил с собой. Так что поступок Иуды Искариота, конечно же, низок и страшен, но он нисколько не оскверняет само имя «Иуда» – восхваляющий Господа.
Источник: https://spzh.news/ru/zashhita-very/31706-v-plenu-stereotipa-eto-strashnoe-imya-iuda
Расшифровка что означает мужское имя Иуда — Судьба инфо
2 июля Церковь отмечает память апостола Иуды, брата Господня. Святой апостол Иуда – один из 12 учеников Христовых. В Евангелии от Иоанна он назван “Иуда, не Искариот”, чтобы отличить его от Иуды-предателя.
Однако личность Иуды Искариота вошла в историю столь страшной вехой, что имя “Иуда” ассоциируется, в первую очередь, только с ним – учеником Иисуса Христа, предавшим Его за 30 серебряников.
“Чем Иудою быть, лучше на свет не нарожаться”
Имя Иуда – библейское, евр. Йехуда, и означает – “восхваление Господа”. В Библии сказано, что Иудино колено было самым многочисленным и дало название еврейскому народу “иудеи”, и религии – “иудаизм”. В христианском мире имя Иуда стало нарицательным с ярко выраженным негативным смыслом и породило устойчивый стереотип восприятия.
“Иуда – Предатель, изменник (от имени апостола Иуды, предавшего, по евангельскому мифу, Иисуса Христа)”, – такое значение слова “Иуда” даёт толковый словарь Ожегова.
“Иуда – употребляется как символ предателя, изменника, действующего под маской друга”, – говорится в словаре Ефремовой.
“Предатель, изменник. – “Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе?” – Пушкин. (От имени апостола Иуды, предавшего, по евангельскому рассказу, Иисуса Христа), – толкование по словарю Ушакова.
“ИУДА – обратилось в бранное: предатель, изменник. Иудино лобзанье, лукавый, облыжный привет. Иудино дерево, осина. Иудою свет пройдёшь, да удавишься. Иуде верить, не беда поплатиться. Чем Иудою быть, лучше на свет не нарожаться. Наш Иуда ест и без блюда! Здесь имя только для красного склада”, – разъясняет значение слова “Иуда” словарь Даля.
Иудами не называют детей, хотя это имя есть в Святцах. В литературе вспоминается лишь один персонаж с подобным именем: Идушка Головлёв – герой романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Но и данном случае настоящее имя персонажа – Порфирий Владимирович Головлёв.
По мнению литературоведов, несмотря на то, что его прозвище ассоциируется с Иудой Искариотом, оно лишь отчасти связано с именем апостола-предателя. Прозвище Иудушка разделено на два слова – «Иуда» и «Душка». Снаружи Порфирий ласков и добр, другими словами – душка.
А внутри – жадный и злой Иуда.
“Стереотипы лишают человека свободы мышления”
– Не все Иуды – Искариоты. Иудой звали ветхозаветного патриарха, сына Иакова, от которого пошло колено Иудино, и к которому принадлежал и царь-пророк Давид.
Был Иуда Маккавей, ревностный последователь Закона Моисеева, руководивший восстанием евреев против насаждения эллинского культа. И христианские святые с этим именем есть, и среди монахов встречается имя Иуда.
Ведь сама этимология имени Иуда – “восхваление Господа” – прекрасна.
И совершенно не значит, что человек, дискредитировавший себя, опорочил этим и своё имя. Ведь и у Чикатило, и Оноприенко тоже были имена – имена святых, которыми называют многих людей. И хоть был Адольф Гитлер, можно нисколько не сомневаться, что есть много прекрасных людей с именем Адольф.
Поэтому от стереотипов в любом случае надо избавляться, и от этого тоже. Стереотипы лишают человека свободы мышления.
Может, в силу того, что я музыкант, у меня имя Иуды в первую очередь ассоциируется с ораторией Генделя “Иуда Маккавей”. А стереотип восприятия имени Иуда косвенно связан ещё и с темой антисемитизма.
Люди малообразованные иудеев ассоциируют с этим именем, что все евреи – Иуды, предатели.
Однако и персона Иуды Искариота не настолько однозначная – всё-таки его нельзя назвать человеком, совершенно лишённым совести. Тот бы забрал деньги и постарался бы их увеличить. А он не смог – поколебался какое-то время, пришёл к первосвященникам и швырнул им эти деньги. Поэтому Иуда Искариот не вызывает однозначной оценки его личности.
Как по мне, Иуду-предателя можно назвать человеком, скорее, жалким. О нём хорошо пишет преподобный Нил Мироточивый, которому стоит доверять, учитывая его посмертные вещания о последних судьбах нашего мира. Святой описывает, что отец Иуды – разбойник, мать – блудница, и, тем не менее, Господь его призвал.
И не потому, что кто-то должен быть стать предателем, и Иуда понесёт такой тяжёлый крест – как это модно сегодня рассматривать во всевозможных эпатажных версиях. Господь ждал, что Иуда изменится. Он оказал ему высокое доверие и сделал казначеем апостольской общины.
И преподобный Нил пишет, что Господь, даже когда в муках умирал на кресте, Он с надеждой смотрел в сторону Иуды – не придёт ли и не раскается ли тот. И если бы Иуда пришёл и раскаялся, то несомненно Господь бы его простил, и он остался бы в числе 12 апостолов и, как и другие апостолы, пошёл бы с проповедью Евангелия Царствия Божия.
Но, похоже, что ему на это не хватило мужества – он просто отчаялся и покончил с собой. Так что поступок Иуды Искариота, конечно же, низок и страшен, но он нисколько не оскверняет само имя “Иуда” – восхваляющий Господа.
Источник: https://sudbainfo.ru/rasshifrovka-chto-oznachaet-muzhskoe-imya-iuda.html
Женское имя
Существует и женская форма этого имени, которая выглядит как Иегудифь или Иудифь. В Библии она упоминается раньше, чем мужская. Так, в книге Бытия сказано, что, когда Исаву исполнилось сорок лет, он женился на Иегудифи, которая было дочерью Беэра Хеттеянина. Женский вариант «Юдифь» широко распространился во множестве европейских языков. В английском оно звучит как Джуди, в немецком — Эдит, в польском — Эдита.
Негативная коннотация
Ошибочно отрицательное значение имени Иуда прочно укоренилось в христианской традиции, породив устойчивый стереотип. Если поинтересоваться именем в словаре, то можно увидеть, что там Иуда означает «изменник, предатель», действующий под маской дружелюбия. Это отсылает к имени одного из апостолов Иисуса Христа, предавшего его.
Имя Иуда превратилось в бранное слово, которым называют предателей, изменников. Так говорят об иудином лобзании, иудином дереве — осине. Существует еще ряд поговорок подобного рода:
- Пройдя свет Иудой, все равно удавишься.
- Чем жить на свете Иудою, лучше и не рождаться.
- Верить Иуде – не беда и поплатиться.
Имя Иуда присутствует в Святцах, однако детей так не называют. В русской литературе вспоминается лишь Иудушка Головлев из «Господ Головлевых» Салтыкова-Щедрина. Да и это было лишь прозвище. Рассматривая значение имени Иуда, целесообразным будет сказать о самом известном из его носителей.
Неоднозначная фигура
Несмотря на негативное отношение к этому библейскому персонажу, его фигура не является однозначной. О нем нельзя сказать, что он был напрочь лишен совести. Ведь он не забрал деньги, чтобы их потратить или вложить в какое-нибудь дело. Поколебавшись определенное время, Иуда пришел к первосвященникам и вернул им монеты.
Скорее Иуду Искариота можно назвать человеком жалким. Преподобный Нил Мироточивый, Афонский отшельник, живший в 17 веке, так писал о нем: «Отец Иуды был разбойником, а мать блудницей, но все же Господь призвал его. И сделал он это не потому, что кто-то должен был выступить в роли предателя и понести тяжелый крест, как это рассматривается в некоторых предположениях.
Господь ожидал, что Иуда может измениться. Он выказал ему свое доверие, сделав казначеем общины апостолов. Даже когда Иисус умирал в муках на кресте, он смотрел в сторону Иуды с надеждой – не придет ли тот, не раскается ли он. И в случае раскаяния Господь, несомненно, простил бы его и оставил в числе двенадцати апостолов, чтобы он проповедовал Евангелие. Но Иуде не хватило мужества, он в отчаянии покончил с собой».
Не Искариот
Не многие помнят, что среди учеников Христа был еще один Иуда. Чтобы отделить его от Иуды-предателя, Иоанн в своем Евангелии называет его «Не Искариот». Церковь отмечает память апостола Иуды, брата Господа, 2 июля. Он же Иуда Фаддей, Иуда Иаковлев или Леввей. Во времена Средневековья его часто отождествляли с Иудой, который был братом Иисуса Христа, о котором сказано в Евангелии от Марка. Некоторые из современных библеистов полагают, что это разные лица.
В православном предании, отождествляющем апостола Иуду с Иудой, «братом Господним», говорится, что он не имел дерзости называть себя этим прозвищем. Этому предшествовали следующие события. Сыновья Иосифа Обручника, решившего разделить свое имущество между наследниками, не поддержали его. И только Иуда пожелал разделить свою долю с Иисусом, за что и был поименован братом Господа.
Однако в начале земного пути Христа Иуда, как и его братья, не верил в его божественную сущность. Позднее он уверовал в Мессию, обратился к нему всем сердцем, будучи избранным в число самых ближайших учеников, которых было двенадцать. Помня свой грех, Иуда Фаддей называл себя братом Иакова.
Какие русские фамилии произошли от имени Иуда
В православной традиции имя Иуда неразрывно связано с самым страшным предательством в истории человечества. Поэтому имя Иуда не только не популярно, но и носит в России нарицательный характер.
Это имя стало символом лживости, непостоянства человеческой природы и продажности. В католической Испании до сих пор есть законодательный запрет на имя Иуда – детей нельзя называть этим именем. Не называют испанцы детей и именем Каин, ведь этот библейский персонаж навсегда связан в представлении людей с первым убийством. Однако у других европейцев такого запрета нет.
Иуда – родоначальник колена
Распространению имени Иуда в Европе ещё до Христа способствовали иудеи, у которых имя Иуда (Иеhуда) было распространенным, причем, существовал и его женский вариант – Иегудит (Иеhудит, Иегудифь). Это ветхозаветное имя встречается ещё в Книге Бытия (29:35): «и зачала ещё, и родила сына, и сказала: на сей раз восхвалю Иегову, поэтому нарекла ему имя Иегуда», где уже из текста понятно, что имя Иуда означает «хвалящий Господа».
Популярность этого имени, которая не исчезала с веками, объяснялась ещё и ветхозаветными пророчествами, согласно которым Спаситель мира, Мессия должен был появиться «от колена Давидова», то есть быть прямым потомком царя Давида, который в свою очередь, исходил из рода Иуды – четвертого сына праотца Иакова, имевшего 12 сыновей, от которых произошли все еврейские колена (роды).
От имени родоначальника Иуды было названо и одно из еврейских государств – Иудея. От этого имени иудеями был назван и сам еврейский народ, и его вера (иудаизм).
Рим и иудеи — история непростых отношений
Известно, что еврейский народ во времена Христа уже жил по всей Римской империи, но сложно назвать дату, когда евреи впервые появились в Европе. Однако доподлинно известно, что в середине II века до н.э. в Рим приехало посольство еврейского вождя Иуды Маккавея, который хотел завязать дипломатические отношения с Римом, чтобы обезопасить своё государство.
Произошло это вскоре после того, как евреи победили Селевкидов в битве при Адасе, и, очевидно, Маккавей хотел расширить влияние евреев ещё дальше.
Посольство Иуды Маккавея было принято римским Сенатом, и с евреями был заключён договор о мире и союзнических отношениях. Этот договор был вырезан на меди и хранился в Капитолии, а второй его экземпляр отправили в Иудею.
Позже в Риме на берегу реки Тибр образовалось еврейское поселение, которое пополнялось то торговцами, то пленниками, которых римляне приводили из завоёванных им городов.
Спустя сто лет после посольства Маккавея евреи стали играть в Риме значительную роль – они вели торговлю с Палестиной, платили налоги и даже помогли Гаю Юлию Цезарю в борьбе с политическим соперником — Помпеем, после чего император Рима разрешил им публично проводить религиозные обряды.
Впрочем, власти Рима не всегда относились к ним милостиво — при императоре Тиберии евреи были выселены из Рима, но вскоре им разрешили возвратиться. Некоторое количество иудеев покинуло Рим и в I веке н.э — это произошло из-за религиозных споров.
В 61 году, когда в Рим с проповедью Христа вступил апостол Павел, который являлся гражданином Рима, он нашел там большую иудейскую общину, многие из членов которой выслушали его проповеди и обратились в христианство.
Среди еврейских историков существует мнение, что император Нерон, отличавшийся особой жестокостью по отношению к христианам, был единственным императором Рима, который стал иудеем, однако это предположение не подвержено документально.
После Нерона последовало жестокое завоевание Иудеи Римом при императорах Тите и Веспасиане.
Следующее распространение евреев по Европе совпало с правлением императора Константина, впрочем, им было запрещено делать некоторые вещи — заниматься работорговлей, обрезать рабов и жениться на христианках. При императоре Гонории евреям разрешили не нести общественные повинности, а к V веку они пользовались уважением самого папы Римского Гелассия, у которого в близких друзьях числился иудей Телезин.