Фёдор Успенский: «Мы ничего не знаем о Рюрике» – интервью на ПостНауке
TALKS Редакторы ПостНауки Кристина Чернова и Алина Затонская побеседовали с филологом и историком Фёдором Успенским о генезисе викингов, их влиянии на образование Древнерусского государства и изучении имен.
Происхождение викингов
— Давайте для начала поясним, кто такие викинги? Кто эти люди? Где они жили? На каком языке говорили?
— Под викингами прежде всего понимают скандинавов. И приходится сразу же уточнять, кто такие скандинавы в эпоху раннего Средневековья. Все мы знаем Скандинавию как Данию, Норвегию, Швецию, Исландию. В обсуждаемую эпоху вполне правомерно и оправданно говорить о скандинавах собирательно, не уточняя, откуда конкретно было то или иное племя.
Что касается языка, то если вы бывали в Скандинавии, то наверняка обращали внимание, что норвежец и швед понимают друг друга совершенно свободно. А в ту эпоху различия между скандинавскими языками были вообще минимальны. Все эти языки выросли из общескандинавского древнесеверного языка, поэтому такой собирательный взгляд на Скандинавию в ту эпоху еще правильный.
Викинги — это простые бонды, землевладельцы. Бонд — свободнорожденный крестьянин, которому досталось от отца земельное наследство, а его отцу досталось от его отца и так далее.
То есть это свободный член социума, у которого есть семья, и в определенный сезон он садится со своими товарищами на корабль и плывет грабить то, что плохо лежит. Учитывая, что викинги замечательно освоили мореходство, грабили они довольно успешно.
То есть это люди, которые занимались прямым обогащением себя и своих родичей.
Эпоха викингов начинается с набегов на Англию. Сначала все предпочитают договориться. Проиграв первое сражение, местные правители пытаются наладить что-то вроде выплаты дани, благодаря чему появляется Нормандия — целый регион Англии, где действует скандинавское право, живут скандинавы, которые говорят по-древнескандинавски.
Также викинги попадают в ту часть света, которую они называли восточной половиной мира. Начинается она с Руси и Византии, но ими не заканчивается. Палестина и Северная Африка — это тоже восточная половина мира.
Если правильно прочитана одна надпись, выполненная младшими рунами, тогда можно говорить и о том, что викинги добирались до Хорезма.
— А викинг и варяг — это одно и то же?
— Нет. Эта путаница часто возникает по стилистическим причинам, людям хочется подбирать синонимы, чтобы не твердить все время «викинг, викинг, викинг». Варяг — это тоже человек, ушедший в поход, но варяги гораздо более институализированы. Прежде всего, варяги — это личная гвардия византийского императора.
Они целенаправленно едут в Константинополь на огромные зарплаты и очень ценятся при дворе. Вокруг императора формируется нечто вроде небольшого войска, которое он посылает воевать, когда возникает необходимость. Например, Харальд Суровый, один из будущих норвежских конунгов, так оказался в Северной Африке где-то в районе Туниса.
То есть, в отличие от разграбления английских или французских монастырей на побережье, это довольно институализированные отношения, которые строились на договорной основе и за которые варяги получали плату. Одна из этимологий слова «варяг», видимо, связывается со словом «вар» — обет, клятва.
Не до конца ясно, правильна ли эта этимология, но она в чем-то убедительна.
Варяги и Древняя Русь
— В каких отношениях были варяги и славянские племена, населявшие Русь? Это были общества разного уровня развития?
— Нет, и это интересно, потому что помимо того, что связывает Скандинавию и Русь в эту эпоху, есть типологическая общность. Они очень похожи друг на друга: например, почти одновременно принимают христианство. У них многие вещи развиваются сходным образом. В такой ситуации всегда интересно заниматься различиями.
Например, скандинавы пришли на Русь и стали на ее территории первыми правителями. Казалось бы, у нас должны совпадать принципы престолонаследия, принципы передачи власти, однако это не так. На Руси довольно рано появляется идея коллективного владения княжескими землями, когда они принадлежат не одному человеку, а целому роду.
У скандинавов эта идея присутствует, но с ранних времен закрепилось правило передачи земли по вертикали — от отца к сыну. Я бы не хотел выступать в роли оголтелого норманиста и говорить о том, что все от скандинавов. Действительно, эти общества были исключительно похожи до определенной поры и в путях исторического развития, и в общем устройстве повседневного мира.
Но скоро Русь и Скандинавия начинают идти не по пути сближения, а по пути расхождения.
— Как часто встречается миф о призвании кого-то на правление в источниках по темным векам?
— Одну из первых книг, посвященных исследованию этой темы, написал русский исследователь Карл Тиандер. Он занимался поиском близких сюжетов о приглашении правителей со стороны. Было найдено много типологически похожих сюжетов, связанных с Англией и Ирландией. Однако эти сюжеты неидентичны, мы имеем дело с какими-то структурными схемами, но они в своем наполнении сильно различаются. Поэтому рассказ о призвании Рюрика и братьев не теряет своей оригинальности, на мой взгляд.
Спор о Рюрике строится на выяснении того, легендарный он или нет, фантом или заезжий скандинав, который оказался в нужное время в нужном месте. Я скорее придерживаюсь того, что он существовал на самом деле. Другое дело, что нам ничего о нем не известно. Раз скандинавы пришли на Русь, то мы должны были бы ожидать развернутой генеалогии.
Если вы откроете любой скандинавский источник, прежде всего родовые саги, то вы обнаружите, что для того, чтобы человек начал жить на страницах саги, о нем надо сообщить все до десятого колена. Ничего подобного о Рюрике мы не знаем. У него не было матери, отца, а были только братья. Никакой генеалогии, даже примитивной, которая была бы необходима для скандинавского источника, здесь нет.
Это вещь, говорящая о том, что рассказ летописца о Рюрике уже составлялся вне какого-то взаимодействия со скандинавским миром.
Ономастика и история
— Вы также занимаетесь изучением имен — ономастикой. Для чего нужна эта дисциплина и что она может дать исторической науке?
— Ономастика как таковая, будучи лингвистической дисциплиной, в чем-то, на мой взгляд, ущербная наука. В ней много каталогизаторства — составления списков — без какой-либо интерпретации. То есть это наука, столетия занимающаяся сбором материала. Но вместе с тем ономастика — одна из самых интересных наук. Для исторических источников знание имен и понимание, как они функционируют и существуют, — один из ключей, который позволяет исследовать историческую реальность.
Хочу обратить ваше внимание на то, что имена, в отличие от многих других вещей, — это чуть ли не самое достоверное, что знает летописец о том или ином человеке. Он не может назвать Рюрика Харальдом, а князя Мстислава — Владимиром.
Это минимальный квант исторически достоверной информации. Но сам по себе этот квант мало чего дает, пока ты не начинаешь понимать, как имена существуют в этом пространстве.
Древнерусские принципы престолонаследия — наследования княжеского стола — невозможны без понимания того, как работают имена в огромной семье Рюриковичей.
Мы привыкли к потребности в оригинальности и в том, что имя призвано отличить одного человека от другого. Для людей того времени имя — это способ уравнять одного человека с другим. Гораздо важнее тождество внука и деда, чем попытка разграничить их имена. Идея заключается в циркуляции мира предков, не выходя за его пределы, и, конечно, это связано с некоторой идеей бессмертия и реинкарнации.
Гораздо важнее и интереснее понять, почему вдруг все-таки появляются новые имена. Например, у скандинавских правителей на Руси вдруг появляется славянское имя Святослав, у единственного наследника. Безусловно, летописец не говорит, что они его назвали Святославом, потому что они поняли, что теперь они будут править Русью, со Скандинавией порывают навсегда, поэтому нужно, чтобы у наследника было славянское имя.
Но все-таки за строками мы это вычитать как-то можем. Или в норвежской династии, где сплошные Олафы и Харальды, вдруг появляется имя Магнус, которого до сих пор ни у кого не было. Важно обратить внимание, кто получает это имя. Его получает единственный наследник славного и знаменитого конунга. Но, на беду, этот единственный наследник — бастард.
С одной стороны, он сын своего отца, а с другой — он не вполне принадлежит к этой семье.
— В одной из своих лекций вы говорили, что есть родовые имена, а есть христианские имена. В чем между ними принципиальное различие и как христианские имена вытеснили родовые?
— Христианские имена есть в церковном календаре, каждый день года связан с памятью нескольких святых. Предположим, сегодня поминается святой Онуфрий, а завтра — святой Полиевкт. Когда христианство приходит на Русь, священники жестко настаивают на том, чтобы у всех христиан было христианское имя. То есть тебя нельзя крестить с именем Неупокой, Неждан или Шишка, а ты должен быть крещен именем из церковного календаря.
Благодаря тому, что церковь приносит с собой целый комплекс имен, возникает ситуация двуименности, о которой я так люблю говорить. Вместо того чтобы отказаться от прежних имен, люди начинают получать по два имени. У человека средневековой Руси антропонимическое досье не исчерпывается даже двумя именами. У некоторых бывает и три имени, и четыре. Но очень важно понимать, что родовые имена исходно никак с христианской традицией не связаны.
Христианский именослов со временем вытесняет дохристианский, но происходит это вовсе не из-за борьбы с язычеством или из-за борьбы с предрассудками, а довольно органично и естественно. Это можно проследить на княжеской династии. Скажем, Ярослав Мудрый был в крещении Георгий. У него появляется правнук, сын Владимира Мономаха, которого называют Георгий.
И у этого второго Георгия, будущего Юрия Долгорукого, никакого второго имени нет. Он получил имя деда, и все требования и предпочтения родовой традиции были соблюдены. Это имя христианского святого Георгия Победоносца, которого он почитает, потому что это его личный княжеский патрон. Христианское имя начинает вбирать в себя те функции, которые выполняют дохристианские имена.
В какой-то момент дохристианские имена в княжеской династии пропадают за ненадобностью.
— Мы до этого времени говорили про мужчин, но практически не затрагивали тему женщин. Вспомним «Плач Ярославны» — как звали Ярославну? Женщин на Руси часто связывают именно с именем мужа, а не с их собственным?
— Это интересный вопрос. Конечно, Ярославна — это имя ее отца. Как ее звали, мы не знаем, но, по некоторым реконструкциям, Ефросинья. Действительно, женщину можно было обозначить с помощью имени отца либо, когда она выходит замуж, с помощью имени мужа.
Это похоже на процесс перемены фамилии в современном мире, когда женщина живет под одной фамилией, а выходя замуж, меняет ее. В данном случае меняется не главное имя, а дополнительное. Но в этом смысле летописи поразительно равнодушны к женским именам.
Часто о какой-нибудь княгине летописи просто говорят Ярославлия или Мстиславлия.
— А Рогнеда?
— Рогнеда как раз названа по имени, вначале она Рогнеда Рогволодовна. И обратите внимание на перекличку ее имени и отчества: один элемент из двухосновного имени переходит в другой. Это один из древних принципов наречения. Например, Всеволод Владимирович — основа «волод» кочует между отцом и сыном. Рогнеда Рогволодовна, выйдя замуж за Владимира, должна была стать Владимирией. Однако ее так не называют, но вполне могут. То есть она уже обозначается по принадлежности к дому мужа.
Это расшифровка интервью из Рубки ПостНауки, а послушать его полностью можно здесь.
Источник: https://postnauka.ru/talks/99575
Statusname
Каждый властитель государства российского, от времен Киевской и Удельной Руси до распада Великой империи, оставил свой след в истории.
Одним правители заслужили добрую славу и почет, другие – любовь и доверие, третьи – ненависть, четвертые – глубокое презрение своего народа. В соответствии с характером, деятельностью или конкретными деяниями монархов формировались их исторические прозвища.
Некоторые дополнительные имена русских князей ушли в небытие вместе со своими носителями, другие же закрепились на века.
Прозвища древнерусских правителей
Первым в древнерусской летописи «Повесть временных лет» стоит родоначальник княжеской династии, новгородский князь из варягов, Рюрик (862-879 гг). Существует предположение, что это было не его собственное имя, а родовое прозвище династии правителей славянского племени ободритов, Ререк.
Следующей значимой фигурой, правившей с 879 по 884 год, был князь Олег, получивший прозвище Вещий («знающий будущее). Оно закрепилось за ним после похода на Константинополь, когда правитель запретил голодным дружинникам притрагиваться к пище и вину, небезосновательно будучи уверенным, что они отравлены.
Игорь Рюрикович (912-945 гг) получил прозвище Старый (Древний). Существует 2 версии его возникновения: период правления князя пришелся на достаточно зрелый возраст (около 60 лет) или он был убит диким народом древлян, название которого созвучно с именем Древний.
Жену Игоря, Ольгу, называли Святой за то, что она стала первой древнерусской правительницей, принявшей христианскую веру. Прозвище князя Святослава Игоревича – Барс. Ему его дали враги-печенеги за ум, отвагу, решительный характер и горячий нрав.
Собственный же народ называл его Славным.
Прозвище Владимира Святославовича, ставшего в 978 году единовластным правителем всей Киевской Руси – Красное Солнышко. Так его назвал простой народ. А прозвище Великий, Святой, Креститель и «сей князь, названный церковью» Владимир получил после крещения языческой Руси и принятия христианства в качестве государственной религии.
Прозвище князя Святополка, сына Владимира, разжегшего междоусобицу и убившего двух своих родных братьев — Окаянный. Ярослав Владимирович, победивший Святополка, получил прозвище Мудрый. В период его правления государство достигло наивысшего расцвета и международного признания. Имя-прозвище князя Ярослава Мудрого ассоциируется с Золотыми Воротами и храмом Софии Киевской.
Именно он стал основателем города Ярославля и Юрьева (современного Тарту).
У Ярослава было 6 сыновей и 3 дочери. До наших дней дошли далеко не все прозвища князей. Всеволода Ярославовича за его доброту и набожность называли Миролюбивый, а дочь Анну, ставшую женой короля Франции, Генриха I – Анной Киевской или « дочерью короля Руси». Сына Всеволода, Владимира, называли Мономахом.
Он унаследовал этот родовое прозвище от своего деда, византийского императора Константина IX Мономаха. Мстислава Владимировича, ставшего правителем после своего отца, нарекли Великим за то, что он смог на время прекратить междоусобные войны и заставил подчиняться собственной воле великого князя киевского.
Шестого сына Мономаха, Юрия Владимировича, традиционно считающегося основателем Москвы, за постоянное посягательство на чужие земли прозвали Долгоруким. Андрея Юрьевича, великого князя Владимирского, величали Боголюбским.
По данным одних источников это прозвище в истории обусловлено древнерусской традицией называть правителей боголюбивыми, а в соответствии с другими оно связано с названием основной резиденции, расположенной в городе Боголюбове.
Младшему брату Андрея, Всеволоду, дали прозвище князя Гнездо («Большое Гнездо») за многочисленное потомство. У него было 12 детей – 8 сыновей и 4 дочери.
Внук Ярослава Мудрого, основатель рода Ольговичей, Олег Святославович, получил прозвище Гореславич за разжигание междоусобиц и свою горемычную судьбу, по воле которой он превратился в изгоя. Великий полководец, князь киевский, владимирский и новгородский, Александр Ярославович, внук Всеволода Большое Гнездо, стал носить прозвище Невского после победы на берегах Невы. Там он, по легенде, собственным копьем «възложи печать» на лице будущего правителя Швеции.
Характерно то, что прозвища великих князей Древнерусского государства, вначале не распространявшиеся на детей, со временем стали ложиться в основу фамилий и передаваться из рода в род. К примеру, прозвище князя Александра Невского, впоследствии победившего в Ледовом побоище на Чудском озере, носили и его потомки.
Владимирские и московские великие князья
Прозвище московского князя Михаила Ярославовича Хоробрита (1229-1248 гг), правнука Всеволода Большое Гнездо, произошло от древнерусского слова храбриться. Его сына, Дмитрия, за вспыльчивый характер прозвали Грозные Очи.
Внуку Александра Невского, Ивану, правившему с 1325 по 1337 год дали прозвище Калита.
Существует 2 версии его образования: привычка всегда носить с собой мешочек с мелочью для нищих и, более вероятная – наложение непомерно тяжелой дани на русские города и села для ханской Орды.
Старшего сына Калиты, Симеона, за высокомерие, дерзость и суровость с подвластными князьями прозвали Гордый. Его брата, Ивана, вероятнее всего, за красивую внешность называли Красный. Кроме того, в летописи упоминается прозвище Кроткий и Милостивый.
Князь суздальский – прозвище Дмитрия Константиновича, правнука младшего брата Александра Невского. Унаследовав Суздаль, он вступил в борьбу с потомками Ивана Калиты, в 1360 году одолел московских бояр и получил у хана ярлык на княжество Владимирское.
Великий князь Москвы и Владимира, Дмитрий Иванович, сын Ивана Красного, за победу в Куликовской битве был прозван Донским. Правитель Москвы с 1425 года князь Василий прозвище Темный получил после того, как был ослеплен.
Кроме того, существует предположение, что Темного так называли из-за способности тщательно скрывать свои замыслы. Его сына, Ивана Васильевича, превратившего Москву в центр единого российского государства, прозвали Великим.
Наследника великого князя московского, ставшего прообразом героя русского народного эпоса, Ивана-царевича, прозвали Молодой. А его сына, Дмитрия Ивановича, — Внуком.
Русские цари
Прозвище Ивана IV, ставшего одной из самых жестоких и знаковых фигур – Грозный. Первым заменивший привычный великокняжеский титул на царский, он был обвенчан на государственный престол, и вошел в российскую историю, как кровавый тиран.
В период с 1598 по 1613 год, названный Смутным временем, к власти пришел царевич Дмитрий, выдавший себя за младшего сына Ивана Грозного, ранее погибшего при доселе неизвестных обстоятельствах. Он был первым из 4-х претендовавших на престол самозванцев. Прозвища российских правителей, выдвинувших версию о чудесном спасении и впоследствии узурпировавших власть – Лжедмитрий I, II, III и IV.
Второй монарх из династии Романовых, Алексей Михайлович, получил прозвище тишайшего царя не за короткость характера, а за то, что смог «утешить» Россию, раздираемую мятежниками и самозванцами, которых тогда называли «развратниками тишины». Прозвище царя Алексея перешло к его сыновьям, Федору, Ивану и Петру, которые были преемниками трона.
Младшего сына Тишайшего, Петра Алексеевича, правивший с 1689 по 1725 год, уж никак нельзя было назвать тихим. Петр I, ставший одним из самых выдающихся государственных деятелей, по праву носил прозвище Великий.
Ивана VI, формально правившего ровно один год, находясь в младенческом возрасте, называли Младенецем-императором. Прозвище Екатерины II, самодержцы Всероссийской – Великая. Этот титул ей перешел от Петра I, который был кумиром императрицы. Она продолжила дело «птенцов гнезда Петрова», построив более 140 городов.
Александра II, отменившего крепостное право в России, прозвали Освободителем. Александра III, при котором государство жило без войн – Мирным.
«Кровавый» – прозвище императора, Николая II, ставшего последним самодержцем Всероссийским. Он его получил после событий 1896 года на Ходынке и кровавого воскресенья 1905.
Закрепившиеся на века и дошедшие до наших дней прозвища правителей, достойные, благозвучные или оскорбительные возникали в одночасье, или выбирались из многих. Так было, есть и будет, и прозвища в России, которыми наградили или еще наградят нынешних держателей власти, тоже войдут в историю.
Источник: https://statusname.ru/articles/nik/prozvishcha-russkikh-pravitele/
Узнай, дворянское ли у тебя имя: высокородные имена и имена, которыми называли только простолюдинов на Руси
В Древней Руси была классовая расслойка общества. Были имена дворян (княжеские), мещан (купеческие) и простолюдинов (крестьянские). Аристократичные имена подчеркивали происхождение человека и служили его «визитной карточкой».
Было запрещено называть простолюдина дворянским именем. Однако, если простолюдин переходил в класс аристократов (например, женщина из простолюдинов выходила замуж за дворянина), то такой человек должен был изменить свое имя в зависимости от нового статуса. Более того, менялось не только имя, но и отчество.
Уникальная жемчужина: самые редкие и красивые имена для девочек, которые звучат как музыка
Имена дворянского происхождения
Имена дворянского происхождения
К мужским княжеским (дворянским) именам по крещения Руси относились:
Показать еще
- Владимир;
- Ярослав;
- Олег;
- Игорь;
- Всеволод;
- Мстислав;
- Святослав.
После крещения Руси список дворянских имен мужчин стал больше. К таким именам стали относиться:
- Андрей;
- Михаил;
- Петр;
- Константин;
- Сергей;
- Борис;
- Платон;
- Дмитрий;
- Иоанн;
- Федор;
- Павел;
- Василий;
- Даниил;
- Гавриил;
- Борис;
- Георгий;
- Александр;
- Николай.
Расширение списка имен связано с тем, что после крещения на Русь пришли новые имена из святцев — это имена наиболее почитаемых православных святых или имена самых выдающихся мировых правителей и полководцев.
А вот какие женские имена отражали дворянское происхождение:
- Ольга;
- Наталья;
- Анна;
- Александра;
- Софья;
- Елизавета;
- Елена;
- Мария;
- Анастасия;
- Екатерина.
Это были наиболее распространенные имена, используемые дворянами на Руси.
Имена крестьянского происхождения
Имена крестьянского происхождения
Простолюдинам было запрещено давать подобные благородные имена.
Долгое время крестьяне после рождения получали имена, которые были, скорее, похожи на прозвища. Например, они давались в честь внешности человека или его очередности рождения в семье.
Это такие имена:
- Беляк;
- Худяш;
- Первыш;
- Угрюм;
- Вторяк;
- Тугоух;
- Молчан;
- Рыжик и так далее.
Однако после крещения Руси простолюдинам пришлось брать себе имена по святцам, а там были только благородные имена. Тем не менее, форма имени менялась, если его носил крестьянин.
Например, благородное имя Георгий для простолюдинов стало Егором, Елена — Аленой, Мария — это Марья, Екатерина — Катерина, Анастасия — Настасья, Даниил — Данила, Иоанн — Иван, Гавриил — Гаврила.
Простонародные имена по святцам для мальчиков:
- Егор;
- Никита;
- Игнат;
- Антип;
- Потап;
- Ермолай;
- Вадим;
- Архип;
- Тимофей;
- Богдан.
Простонародные имена по святцам для девочек:
- Анфиса;
- Агафья;
- Акулина;
- Дарья;
- Матрена;
- Марфа;
- Ефросинья;
- Фекла;
- Татьяна;
- Евдокия.
На сегодняшний день такое классовое различие давно стерто и имена давно не являются признаком происхождения, как это было на Руси.
5 признаков дворянского происхождения: как определить течет ли в тебе «голубая кровь»
Также читай о том, что в Австрии археологи случайным образом обнаружили предметы женского нижнего белья, которым более 500 лет. Это перевернуло представления об истории создания бюстгальтера. Был найден самый древний лифчик в мире.
Переход с зимнего режима по уходу за кожей на весенний нужно совершать правильно. Лучше всего подойдут те средства, которые содержат максимальное количество природных компонентов. По ссылке мы подобрали для тебя самые лучшие.
Больше интересных материалов можно читать на Clutch!
Подписывайтесь на наш -канал Клатч Онлайн.
Источник: https://astro.clutch.ua/47610-dvoryanskoe-li-u-tebya-imya-kakie-imena-na-rusi-byli-vysokorodnymi-a-kakimi-nazyvali-tolko-prostolyudinov
Древнерусские имена: славянское наследие
История возникновения славянских, древнерусских имен наконец-то стала интересна тем, кто решил вернуться в свой Род и вспомнить о своих Корнях. Выбор редких славянских имен для девочек и мальчиков при рождении детей стал даже некоей модной тенденцией.
Ну а желающим принять имянаречение от Родных Богов или узнать значение уже данного при совершенном обряде возвращения в Семью древнерусского имени – тем более будет интересно найти основания его составления и трактовки.
Мы будем рады, если вы сделаете это именно на нашем информационном славянском портале «Велес».
Наречение древнерусским именем у славян: Родные Традиции
На Древней Руси имя имело особое значение у славян. Предки верили: наречение именем является судьбоносным и влияет на события в его жизни и на исход каждого из них, привлекает удачу, придает сил, носит обережное значение. Именно поэтому у славянина было от трех до двенадцати имен в зависимости активности и времени пребывания в Яви.
Сразу оговоримся – все имена, данные людьми и Родом, были Прозвищами. Даже сейчас сохранилась традиция называть человека каким-либо наиболее точно определяющим его словом для идентификации человека в социуме. Все выбранные им самим и Богами древнерусские имена являлись Истинными и сакральными.
Значение древнерусского имени и его роль в жизни славянина
Первое свое славянское имя ребенок получал сразу же при рождении или даже задолго до него. Оно давалось Отцом Рода и носило свойство привязки к Семье, инструментом к защите Старшими своего Потомка. Через это имя происходили все обряды по подпитке, очищению, исцелению ребенка.
Такие древнерусские имена чаще всего выглядели как характеристика и пожелание тех черт характера или физических достоинств, что, по мнению Родителей – были нужны или уже отразились в их сыновьях и дочерях.
Милолика, Забава, Богодар, Светомир, – все эти и многие другие древнерусские имена отражают эмоции и добрый посыл Старших Рода к своему чаду.
Обряд славянского имянаречения Родными Богами проводился над детьми в пору достижения ими двенадцати лет.
Девочка или мальчик принимались в Род как полноценные его члены, выходили из-под полной отеческой защиты, хоть и оставались навеки связанными Корнями Древа. Это таинство совершалось с использованием Силы и Знаний жреца.
С помощью специального ритуала и отключения внутреннего диалога, обращения к Богам, он просматривал зародившийся характер, судьбу и слышал имя, которым нарекли человека свыше.
Это славянское, древнее русское имя являлось самым главным для мальчика или девочки на протяжении всей его жизни, и не подлежало разглашению. Оно сообщалось жрецом тет-а-тет во время очищения ребенка в реке и посвящения в Род, и использовалось далее только при общении им с Богами или проведении магических или эгрегориальных обрядов на личную защиту, здоровье, силу, удачу. В миру же человек продолжал называть себя общинным именем, Прозвищем по рождению.
Отдельное древнерусское имя выбиралось или давалось человеку и при посвящении его в какую-либо профессию, начале занятия делом определенной направленности: земледелием, зодчеством, скотоводством и другими мастеровыми направлениями. Процесс имянаречения в этом случае, как благословения и защиты, дарования благополучия и успеха заключался в общении с Родными Богами самим или с помощью мудрого жреца.
Жрецы также получали уникальные славянские имена при начале служения Пантеону. При этом само имя часто содержало корень, который отражал суть и имя того Родного Бога, покровительство которого он выбрал.
Зачастую Покровителей было несколько, поэтому и древнерусских имен у одного ведуна, жреца или волхва было тоже несколько. Они служили энергетической связкой между мирами Слави.
Яви и Прави, позволяли безопасно и беспрепятственно выполнять ритуалы и обряды на капищах с кумирами Рода и Богов Русских.
Те же самые несколько личных славянских имен давались для древних русских воинов. Первое – при принятии решения защиты своей Родной земли и Семьи. Второе и последующее – перед решающими битвами и походами.
Каждое из таких древнерусских имен содержало в себе мощный информационный и энергетический посыл к Богам, их поддержку и защиту в боевом деле.
К примеру, для щитовика была важны несгибаемость духа, тела и воли; для разведчика – тихая поступь и способность быть незаметным, быстрым, а для воеводы – возможность вести за собой рать и составить мудрый план атаки или обороны.
История создания мужских и женских древнерусских имен
Очень интересна и формула, история создания славянских имен для девочек, мальчиков, мужчин, женщин, жрецов. Справедливо полагая, что славянское имя напрямую влияет на всю жизнь человека и способно защитить от недругов или Темных сил, наши Предки проявляли изобретательность в наречении себя и своих Потомков.
Общее имя, прозвище при рождении иногда звучало немного зловеще и совсем не привлекательно – Злоба, Кривда, Некрас, Крив. Так нарекали ребенка те Родители, что не хотели привлекать внимание злых сущей и недобрых глаз, способных причинить ребенку Худо и Лихо. Основная же категория называла девочек и мальчиков именами, выражающими степень привязки и любви к своем дитяти, чтобы иметь более тесную связку с ним до наступления подросткового возраста и совершения обряда главного имянаречения.
Историки выделяют несколько групп древнерусских имен, применяемых нашими предками. Каждое из их видов было практически у каждого славянина – оно предопределялось и предопределяло, рождалось и творило
Имена славянского происхождения имели:
Корни из знаков и стихий Природы, названий растений или животных: Зайчик, Ветер, Зоря, Светоч, Яр, Осока, Орех, Щука, Ягода, Древа, Цвета, Волк и т.д.
Корни из эмоций и качеств славянина: Любава, Услада, Забава, Благиня, Синеока, Смеяна, Сила и т.д.
Корни по имени родных Богов: Лада, Ярило, Волхв, Волос и т.д.
Все эти славянские древнерусские имена могли состоять как из одного корня, олицетворяющего человека слова, так и производить новые слова за счет прибавления суффиксов и окончаний. Чаще всего: окончание (-нег, -ло, -та, -тка, -ша, -ята, -ня, -ка).
Такие же суффиксы и окончания со смягчением или усилением энергетического посыла имени применялись и к двусоставным именам. К ним относятся все красивые славянские имена, заканчивающиеся на:
— мир, — слав, — дар, — люб, — бор, — влад, — вид, — вед, — зар, — мил, — мудр, — дан.
И другими корнями, определяющими суть и направление деятельности человека, его роли и судьбы: Яромир, Всевлад, Ратибор, Добролюб, Мирослав, Световид, Богдан, Веломудр, Светозар, Любомила и др.
Примеры красивых славянских имен Древней Руси: значения
Ниже мы приведем вам примеры старых, ныне редких и красивых славянских имен со значением их и влиянием на Судьбу, Событие и Характер Братьев и Сестер Древнерусского Рода. Посмотрите: как они просты, мелодичны и энергетически насыщены.
Они помогут вам исправить прошлые ошибки, обрести удачу и покровительство Родных Богов в справедливом правом деле. Древнерусские имена действуют не хуже обычных славянских оберегов из серебра и золота, защищают и гармонизируют так же, как и русская рубаха.
Осмыслите и впитайте в себя Дух Знаний и Мудрости наших Предков!
Славянские имена для мальчиков:
Белогор – имеющий отношение к высотам духаБелослав – белый, славитьБелозар – просветленныйБеломир – чистый в помыслахБелояр — яростныйБогдан – данный богамиБратимир – стремящийся к мируВедамир (Ведомир) – ведающийВелеслав – вели — (великий, большой) и слав – (слава)Владислав – владеющий славойГрадимир – созидатель мираДаромир – дарящий мирДобрыня – добрый, доброЖизнеслав — славящий жизньКрасибор – избранныйЛюбомир – любимый миромЛюбомил – любимыйМилослав – милый, славаМирослав – мир, слава– молодойМстислав – мстить, слава, непримиримыйПересвет – очень светлыйПереслав – очень мудрый, славныйРадимир – заботиться, мирРадислав – заботиться, славаРатибор – защищатьРатислав – прославленный в боюРатимир – защитник мираРостислав – расти, славаСветослав (Святослав)Светомир – несущий мирСвятогор – святой, гора, высотаЯромир – стремящийся к мируЯрослав – яркая слава
Ярополк – яростный воин
Источник: https://veles.site/news/drevnerusskie-imena-slavyanskoe-nasledie
Какие русские имена нам подарили викинги
Роль в истории России викингов – скандинавских воинов и мореходов – не совсем ясна. Одни историки считают, что викинги являлись прямыми предками русских, другие – что у Древней Руси были тесные контакты со скандинавскими народами. Так или иначе, они оказали определенное влияние на нашу культуру, в том числе подарили нам имена, об истинном происхождении которых мы порой и не догадываемся.
Как на Руси появились скандинавские имена?
Жители Древней Руси переняли от скандинавов традицию именования, согласно которой один человек мог иметь несколько имен или даже прозвищ. Они могли быть связаны с его родом, какими-то чертами внешности, характера, биографии. После принятия Русью христианства при крещении стали давать имена по святцам. Так, у русского князя Мстислава, жившего в XIII столетии, помимо славянского имени, было еще православное имя Феодор, а еще он звался Харальдом по материнскому роду.
Разумеется, если у человека было скандинавское имя или прозвище, это не означало, что он обязательно потомок викингов. Такие имена приходили на Русь от воинов и купцов, перемещавшихся по Греческому пути. В сагах о героях обязательно упоминались имена их предков. Так на Руси зародилась и традиция использования отчеств. Правда, поначалу это касалось лишь людей знатного происхождения.
Варяжские имена князей
Первые русские князья, согласно «Повести временных лет», были варяжского происхождения и носили имена Рюрик, Олег, Игорь, Ольга. Однако, кроме Рюрика, остальные упомянутые имена являются лишь ославяненной версией, изложенной в летописях. На деле же этих князей звали именно на скандинавский лад, да и по крови они были скандинавами.
Например, настоящее имя того же Вещего Олега, князя Новгородского, Киевского и Смоленского, было Хелгу, что переводится как «Просвещенный» или «Святой». Киевского князя Игоря Рюриковича на самом деле звали Ингвар или Ингор – по второму имени скандинавского бога Фейри – «Ингви». А его супруга княгиня Ольга носила имя, произносившееся как Елга или Хелгу (русскому слуху ближе имя Хельга).
Имя их сына Святослава Игоревича было Свендислейф, что означает «воин, родившийся и выросший среди славян».
Князь Владимир, креститель Руси, скорее всего, был первым из Рюриковичей, кто стал носить славянское имя, означавшее «владеющий миром». И то существует гипотеза, согласно которой имя Владимир – всего лишь вариация скандинавского имени Валдемар. Возможно, именно Владимир, сын наложницы князя Святослава, ключницы Малуши, стал первым из князей рода Рюрика, кто говорил по-славянски, и первым, в чьих жилах текла славянская кровь.
Современные имена
Какие же имена сегодня указывают на их происхождение от викингов, помимо уже упоминавшихся княжеских, достаточно распространенных в России? Ну, например, это имя Глеб, которое происходит от древнескандинавского имени, означающего «наследник Бога». После канонизации князя Глеба Владимировича оно вошло в православный именослов.
Достаточно часто встречается имя Инга («зимняя», а также одно из имен богини Фрейи). Вероятно, от него и произошло еще более распространенное имя Инна.
Есть имена скандинавского происхождения, которые, собственно, не являются русскими, но тем не менее, их можно встретить в России. Например, Эрик или Эрих (в оригинале – Эйрик), что означало по-скандинавски «очень могучий и сильный». Соответственно женский вариант – Эрика. Эрна – «умелая». Кара – «кудрявая».
В России также распространен вариант имени – Карина. Фрида – «прекрасная, любимая». Нора произошло от Норна (так у скандинавов звалась богиня судьбы). Славянское имя Рогнеда (так звали одну из жен князя Владимира, дочь полоцкого князя Рогволода) на самом деле представляет собой славянскую вариацию скандинавского имени Рагнейд, означавшего «честь богов».
Правда, в наше время девочек так называют редко.
Не стоит также забывать, что многие русские имена имеют общеевропейские корни, и не всегда можно стопроцентно утверждать, что это наследие определенной нации.
Источник: https://cyrillitsa.ru/past/45736-kakie-russkie-imena-nam-podarili-viki.html
Какими именами на Руси детей не называли, и почему Александра считалось роковым именем у придворной знати
Еще с древних времен на Руси именам людей придавалось большое значение. Это было связано в том числе и с языческими суевериями, от которых народ не избавился и с принятием христианства. Некогда существовал обычай давать два имени. Одно из них было для внутреннего, домашнего употребления, а другое — для чужих людей, которые, как считалось, могли принести зло. Для этого имелись имена-обереги, такие как Беда, Лихо, Горе, Неудача, Зло, Нехорош, Нелюб, Ненаш.
Ангел-хранитель может не справиться
Так думали люди в древности, если двум людям, живущим в одном доме, давали одинаковые имена. Согласно поверью, один из них мог преждевременно уйти из жизни, так как ангелу приходилось покровительствовать одновременно каждому из них, а это считалось слишком большой нагрузкой.
Уход от нехристианских имен
По мере того как на Руси вводилось христианство, стали уходить в прошлое имена языческого периода. Некоторые из них даже оказались в черном списке. Так, запрещенными были наименования божеств славянского пантеона. Речь идет, например, о Ладе, Мокоши, Яриле, Велесе. И даже если имя не входило в список нежелательных, при крещении его заменяли на христианское.
Княгиня Ольга, первая из правителей Руси, принявшая в Константинополе христианство, получила имя Елена в честь византийской императрицы Елены, равноапостольной святой. А ее внук, князь Владимир, крестивший Русь, после проведения обряда получил имя Василий. Так звали одного из царствующих на тот момент византийских императоров. Сыновья Владимира Святославовича, Борис и Глеб, стали Романом и Давидом.
Имена христианских мучеников
При крещении имена давались по святцам, где значились и мученики. И это также было нежелательным, так как считалось, что человеку с таким личным наименованием предстоит нелегкая судьба. Это касалось, например, Татьяны, Евстафия, Маргариты, Прокопия, Анастасии, Георгия, Дмитрия, Екатерины, Варвары, Федора.
Имена несчастливых родственников
Ими на Руси также старались не называть детей. Например, если близкий человек умер преждевременно или ушел в мир иной вследствие насильственных действий. Боялись, что их судьба может быть повторена. Особенно опасались называть именами утопленников.
Еще под запретом находились имена родственников-пропойц или слабоумных. Приводились примеры, когда дед сгорел во время пожара, а названный в честь его внук утонул в болоте. Или же дочку называли в честь умершей от болезни матери, а та умирала от той же болезни.
Имена, навлекавшие несчастья
Считалось, что если человеку не везет в жизни, виновато в этом может быть его имя. Тогда его меняли на новое, чтобы изменить несчастливую судьбу. Были случаи, когда родители, усыновляя ребенка, давали ему не только новые фамилию и отчество, но и имя.
Люди думали, что старое было несчастливым, и это было заложено в его родовой программе. Ведь приемыш был либо брошен своими родственниками, либо остался сиротой. А вместе с новым именем он получит и новую судьбу.
Далее будет рассмотрено имя Александр, которое существует также и в женском варианте — Александра. Среди прочего, оно интересно тем, что его носили многие известные исторические персонажи, оно имело ряд необычных конфигураций, а также с определенного момента находилось под запретом среди русской придворной знати.
Происхождение имени Александр
Это имя пришло из Древней Греции. Оно делится на две части — ἀλέξω, что значит «защищать» и ἀνήρ, что переводится, как «мужчина». Таким образом, оно подходит сильному мужчине, защитнику. Но, несмотря на это, со временем имя приобрело и женскую форму — Александра.
Оно пользуется устойчивой популярностью во все времена у многих народов, включено и в христианский месяцеслов, и в еврейский свод имен, как дань памяти Александру Македонскому, проявившему милосердие и благородство при завоевании Святой земли. С именем этого царя связан и вариант Искандер, который распространен в мусульманских странах.
На Русь это имя пришло из Византии вместе с христианской религией. Особую популярность оно приобрело после того как Александр Невский одержал победу над немецкими рыцарями. Раньше имелось множество конфигураций, использование которых впоследствии прекратилось:
- Олександр;
- Алексан;
- Олексан;
- Лексан;
- Алехан;
- Олехан;
- Олексант;
- Алехну.
Далее — об имени Александр на Руси и в России.
Так называли правителей
Чаще всего это имя встречается на Руси у знатных людей, в том числе и князей. Речь идет об:
- Александре Ярославиче Невском (1221-1263) — князе новгородском, великом князе владимирском;
- Александре Михайловиче (1301-1339) — великом князя тверском и владимирскиом;
- Александре Ивановиче (ум. в 1425) — великом князя тверском;
- Александре (ум. после 1285) — князе липецком, потомке Святослава Ольговича, черниговского князя;
- Александре — князе псковском, из рода Изяслава Владимировича, полоцкого князя.
Среди Российских императоров мы знаем:
- Александра I, правившего в 1801-1825 гг.
- Александра II, правившего в 1855-1881 гг.
- Александра III, правившего в 1881-1894 гг.
Среди великих князей в династии Романовых был Александр Михайлович.
Таким образом, прослеживается связь со значением имени «мужественный защитник» и его носителями, занимавшими ведущие позиции в общественной иерархии.
А как появились женщины-Александры?
Мужественные христианки
Первые из них известны из греческой мифологии. Один из эпитетов жены Зевса Геры, царицы богов, был Александра. А также Кассандрой звали троянскую царевну-прорицательницу, прекрасную дочь Гекубы и Приама.
В реальности это имя прослеживается в раннехристианские времена, когда его давали женщинам при крещении вместо языческого. В тот период требовалось много мужество для того, чтобы отстаивать новую веру, а тем более слабому полу. Принимая имя Александра они надеялись на особое покровительство небес в их нелегком деле.
Среди них можно назвать:
- Александру Римскую — мученицу, жену императора Диоклетиана (III-IV вв.);
- Александру Амисийскую — мученицу, пострадавшую при императоре Максимиане (тот же период);
- Александру Анкирскую (Коринфскую) — мученицу, деву, пострадавшую при Диоклетиане в числе 7 святых дев.
Далее скажем о женщинах, носивших имя Александра в России.
Женщины-Александры в России
Девочек в старину в России так называли очень редко. А началось это после того как стал править император Александр I. Хотя это имя у женского пола встречалось и ранее, с XVI века, за редким исключением, его давали княжнам царских кровей, когда они принимали вынужденный постриг, становясь монахинями. Оно должно было обозначать их высокий статус в монастыре и необходимость проявлять особое мужество в новом положении.
У будущего императора Александра II и его жены Марии Александровны в 1842 году родился первый ребенок — дочь Александра. В возрасте около семи лет она умерла от менингита. После этого события в царской семье дочек перестали называть Александрами. Это было связано с тем, что все княжны, носившие это личное наименование, умирали, не дожив и до двадцати лет.
В XIX веке в дворянских семьях это имя встречалось очень редко. Его давали лишь родители прогрессивных взглядов, которые хотели видеть своих дочерей похожими на представителей мужского пола в плане твердости духа и характера. Иногда девочек называли Александрами в семействах, где не было наследников-мужчин. Тем самым на них возлагали ответственность за благополучие рода.
Таким образом, с древних времен в нашей стране имя человеку не давалось просто так. К этому подходили с большой серьезностью, считая, что ошибка в этом деле может оказать негативное влияние на судьбу.
Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/213595528
Древнерусские имена женские – Старославянские женские имена
Женских древнерусских имен сохранилось немного. В основном они формировались от имен для мальчиков или были производными от имени отца. Такая ситуация сложилась потому, что на Руси женщины, в отличие от мужчин, почти не имели веса в обществе и влияния на общественную жизнь. Самостоятельных древнерусских имен для девочек, то есть не переиначенных из мужских, существует небольшое количество.
Богдана | данная Богом |
Богумила | милая Богу |
Болеслава | большая слава |
Верхуслава | вершина славы |
Всеслава | вся слава |
Голуба | голубка; милая; кроткая |
Гордислава | гордая слава |
Горислава | горящая слава |
Гостена | гостеприимная |
Гремислава | греметь + слава |
Добрава | добрая |
Добронега | добрая и нежная |
Доброслава | прославляющая доброту |
Ждана | ожидаемая |
Забава | веселая, забавная |
Звенислава | звонить + мир |
Люба | любовь |
Любава | любимая |
Милослава | милая + слава |
Мирослава | славная миром |
Мстислава | месть за славу |
Неждана | нежданный ребенок |
Нелюба | нелюбимая |
Ольга | святая, светлая, великая |
Предслава | стремиться + слава |
Прибыслава | прибывать + слава |
Ростислава | возрастающая слава; та, чья слава растет |
Сбыслава | сбыться + слава |
Томила | томная, мучительница |
Ярослава | славная жизненной силой |
Красивые женские имена русские — звучные, напевные и просты в произношении
Данное девочке при рождении имя может влиять на ее судьбу, внешний вид, характер и талант. Так считают многие будущие родители, отбирая варианты для дочери. Они изучают православные календари, популярные списки, смотрят значения и подробное толкование.
Русские имена всегда отличались красотой звучания, мягкостью, возможностью придумать множество производных. Одни известны с древности, пришли из христианских записей, другие считаются заимствованными. Множество старинных русских имен имеет еврейские, скандинавские, римские или греческие корни. Некоторые были заимствованы у других стран, но прижились в России и стали привычными.
Россияне придерживаются официально принятого закона, разрешающего ребенку иметь имя, отчество от отца и фамилию по согласию супругов, выбранную во время регистрации их брака. Все данные заносятся в свидетельство о рождении девочки, прописаны полностью, без сокращений. Можно придумывать любые понятные ребенку и окружающим людям производные или сокращения от полного имени. Они обычно используются при разговоре, дружеском общении.
Имена в России девочкам выбирают простые, понятные, заканчивающиеся обычна на «а» или «я». Они должны указывать на ее пол, хорошо произноситься, звучать. Не стоит придумывать непонятное, трудное, длинное имя – ребенок долго его не выговорит, да и другим будет сложно его запомнить. Лучше выбирать привычное русскому слуху, со множеством гласных букв.
Предлагаем вам список самых популярных в этом году женских русских имен, выбираемых большинством современных родителей. Все они имеют подробное толкование и красивое объяснение, хорошее звучание при произношении.
А
Августа / Августина (стар.) – летняяАвдотья (нар. от Евдокия) – прославившаясяАврелия (нов.) — золотаяАврора (нов.) – богиня утренней зариАгапия (стар.) — от греч. агапао — люблю.Агата(нов.) / Агафья / Агафия (стар.) — от греч. агатос — хорошая, честная, добрая.Аглаида (стар.) – сверкающая / дочь красоты, прелестиАглая (нов.) – блестящаяАгнеса / Агнесса (стар.) – целомудренная
Источник: https://cspsid-pechatniki.ru/raznoe/drevnerusskie-imena-zhenskie-staroslavyanskie-zhenskie-imena.html
Славянские имена
Славянские имена – это личные именования представителей славянских племен, в древности населявших некоторые территории Европы. Имена западных, восточных и южных славян имели определенные различия, но у них существовали и общие черты. Например, двусоставные имена характерны не только для древнерусского языка, но и всех славянских языков.
Кстати, в чешском, сербском, хорватском, болгарском и польском языках старые славянские имена сохранились лучше, чем в русском. Например, Воислав (сербский), Чеслав (польский), Яромир (чешский), Радослав (болгарский). В наши дни русские имена славянского происхождения состоят, в основном, из сложных имен, которые на Руси были привилегией знати.
Иногда их называют «княжескими» именами – Ярослав, Святослав, Вячеслав, Всеволод, Милорада, Любослава.
В древней Руси переняли скандинавскую традицию наречения именем, согласно которой человек мог обладать сразу несколькими имена или прозвищами, а также наречение отчествами. Несколько имен, которые сейчас воспринимаются как древние славянские имена, имеют скандинавские корни: Олег (от имени Хелгу, «святой»), Игорь (Ингвар или Ингор, второе имя скандинавского бога Фейри), Ольга (Хельга, «святая»), Глеб (Готлиб, «наследник бога»).
Особенности славянских имен
Славянские имена и их значения образуют несколько групп:
- двухосновные имена (Богдан, Ярополк, Любомила, Светозар)
- имена от причастий (Ждан, Неждан, Хотен)
- имена из животного и растительного мира (Заяц, Волк, Орех, Береза)
- числовые имена (Первуша, Вторак, Третьяк)
- имена по чертам характера и ремеслу (Храбр, Кузнец, Кожемяка)
Имена из первой группы самые многочисленные. Остальные, по сути, являются прозвищами. Даже по письменным источникам невозможно понять, Дурак – это личное имя, данное при рождении, или прозвище по умственным качествам, которое человек получил уже взрослым. Имена на Руси выполняли разные функции. Они могли служить оберегом от сглаза и порчи.
Младенца намеренно называли некрасивым именем (Некрас или Злоба), чтобы нечистая сила не позарилась на него. Числовые имена давались по порядку рождения в семье. Желанных детей часто называли Ждан или Хотен, а нежеланных Неждан. Славяне были очень близки к природе. Давая детям имена, взятые из окружающего мира, они надеялись на покровительство животных и растений.
Имена по чертам характера и ремеслу помогали быстро понять, с каким человеком приходится иметь дело.
С установлением христианства языческие имена постепенно исчезли из обихода, остались лишь некоторые «княжеские» имена, внесенные в православные святцы. Среди них мужские славянские имена:
- Владимир
- Борис (сокращенное от Борислав)
- Всеволод
- Ярослав
- Мстислав
- Ростислав
- Святослав
- Олег
- Вячеслав
Благодаря включению в церковные календари, эти имена дожили до наших дней. Конечно, список славянских имен гораздо шире, однако остальные имена практически не встречаются в употреблении.
Женские славянские имена представлены в письменных источниках в очень малом количестве. Женщины в письменных памятниках XI-XIV веков предстают безымянными – они гораздо меньше влияли на общественную жизнь, поэтому их не упоминали в летописях. Из древнеславянских имен до XIV века письменно зафиксированы немногие имена:
- Ольга
- Ярославна (отчество дочери князя Ярослава)
- Всеволожая (жена князя Всеволода)
- Малуша (мать Владимира Святославовича, дочь Малка Любчанина)
Видимо, поэтому женщин раньше мужчин начинают называть христианскими именами. Собственно славянских женских имен было не так уж много. В большинстве своем, это были аналоги мужских имен:
- Горислав – Горислава
- Доброслав – Доброслава
- Радислав – Радислава
- Неждан – Неждана
- Святозар – Святозара
- Радимил — Радимила
Списки славянских имен:
Источник: https://znachenie-tajna-imeni.ru/misticheskiy-smyisl-staroslavyanskih-imen/
Из крестьян или из благородных? Историк о русских именах и фамилиях
Когда в России появились фамилии и по какому принципу они давались? Можно ли узнать происхождение человека по его фамилии? В каком случае имя может повлиять на судьбу и характер? Почему пошла мода на «вычурные» имена и когда она закончится? Об этом в интервью Anews рассказал историк Владимир Максимов.
Владимир Максимов – руководитель Информационно-исследовательского центра «История Фамилии», член редакционного совета Общества любителей российской словесности.
«На Руси сложились две группы исконно славянских имен»
– Что ученым известно о первых именах и фамилиях на Руси? По какому принципу они давались?
– К моменту возникновения письменности на Руси сложилось две группы исконно славянских имен. Первые называли все предметы, животных, эмоции, чувства, явления природы – Волк, Кабан, Облако, Ветер и прочие. Вторые – так называемые «княжьи» имена. В основном они были двусоставными: Святослав, Ярополк, Брячислав, Владимир и так далее. Звучали довольно пафосно и давались по большей части представителям воинского сословия.
Имени в древности придавали большое значение. Считалось, что оно накладывает отпечаток на характер человека и влияет на его судьбу.
Массовое оформление официальных фамилий в России относится к XIX веку. Однако семейные прозвания, многие из которых потом получили статус фамилий, появились намного раньше. Например, фамилии Трубецкие, Ростовские, Белозерские и т.д. изначально были прозваниями – по месту, которым владела данная семья. Рюриковичи – тоже не фамилия. Это прозвание, образованное от имени знаменитого предка – Рюрика.
Есть мнение, что крестьяне получили фамилии только после отмены крепостного права. Это чушь полная. Тогда бы у нас не было столько Волковых, Гусевых, Медведевых и т.д. Потому что образовались они все от древнерусских имен, которые уже к концу XVII века вышли из употребления. Крестьянам также часто давали фамилии помещиков, к которым они были приписаны. Именно так получил фамилию предок космонавта Юрия Гагарина.
«Приятнее же быть Козловым и Гнидкиным, чем Козлом или Гнидкой»
– У русских фамилий много различных суффиксов – кто-то «–ов», кто-то «–ин» и так далее. Это различие что-то значит?
– В подавляющем большинстве случаев эти различия связаны только с правилами словообразования в русском языке, не более. Бессуффиксальные же фамилии в XIX-XX веках часто дооформлялись такими суффиксами в основном из эстетических соображений. Приятнее же быть Козловым, Барановым, Хомяковым, Гнидкиным, чем Козлом, Бараном, Хомяком или Гнидкой.
Что касается фамилий на «-ский», многие ассоциируют их обладателей с поляками или евреями. Часто это совсем не так. К примеру, на Вологодчине процент таких фамилий тоже очень велик. Там было принято получать фамилии по названию деревни, которой владеешь или в которой проживаешь, путем прибавления этого суффикса.
Вообще же, это общеславянский суффикс: Достоевские владели половинкой деревни с названием Достоево, а Березовские – из деревни Березовка. Поэтому когда вы встречаете человека с такой фамилией, не обязательно кипу из кармана доставать.
– Россия – одна из немногих стран, где до сих пор в ходу отчества. Сохранится ли эта традиция в будущем?
– Все будет зависеть от того, в каком направлении будет развиваться Россия. Будет ли это самостоятельный путь или искусственное включение в европейскую традицию. На мой взгляд, наша формула именования вполне разумна. Потому что русский именник довольно бедный. И если убрать отчества, число полных тезок будет очень велико. В наш цифровой век, когда круг общения людей очень широк, это может стать проблемой.
– Как имя и фамилия зависели от сословия человека? Отличались ли «дворянские» и «простонародные» имена?
– У нас в России дворянское сословие было совсем не таким, как описано в школьных учебниках. Там дается определение — замкнутое общество, куда был закрыт вход для других сословий. В России же было с точностью до наоборот.
Еще в XV-XVI веках великие князья Московские были вынуждены неоднократно издавать указы, запрещающие дворянам записываться в холопы. В наших глазах это довольно странное падение в плане социальной лестницы. Но на самом деле это делалось для того, чтоб уклониться от воинской службы.
Поэтому до XVIII века имя и фамилия от сословия никак не зависели. Затем, после разделения Речи Посполитой, основная часть польской шляхты получила в Российской империи дворянские титулы, поэтому в дворянском сословии стало очень много фамилий с суффиксом «-ский». Эту моду подхватили и наши дворяне, такие фамилии стали считаться престижными и в Российской империи.
И поэтому, например, дед Петра Ильича Чайковского — казачок по фамилии Чайка, попросил, чтоб его записали Чайковским.
Композитор Петр Ильич Чайковский
«Не заплатишь – напишут какую-нибудь дурацкую фамилию, типа Трахтенберг»
– Поговаривают, что иногда благозвучные фамилии покупались за взятки. Правда ли такое бывало?
– Да, только это было не у русских, а у евреев, и не в России, а в Австро-Венгрии. В XVIII веке там был принят закон о том, что все должны иметь фамилию, чего в еврейской традиции никогда не было. И тогда было так – если ты пришел и какую-то денежку заплатил писарю, то тебе напишут, например, красивую фамилию Гольдман (золотой человек) или Гольдштейн (золотой камень). А не заплатишь – напишут какую-нибудь дурацкую, типа Трахтенберг (мыслящая гора) и Драхенблуд (кровь дракона).
У нас же записывали ту фамилию, которая сложилась у человека исторически из его семейного прозвания. Поменять по своему усмотрению фамилию было крайне сложно.
Например, в XIX веке один астраханский купец с непримечательной фамилией поднялся на том, что торговал фруктами. Он захотел поменять свою фамилию на более, по его мнению, красивую – Абрикосов.
Для этого ему пришлось писать прошение на имя самого государя. Вот так появился знаменитый купеческий род, давший России много известных людей.
Проще стало после революции, когда каждый желающий мог прийти в соответствующие органы и попросить поменять фамилию. Если б не это, у нас сейчас было бы много людей с не совсем приличными, а порой даже и издевательскими фамилиями.
«Даже если фамилия д’Артаньян, предком вполне может быть крестьянин»
– Как человеку понять, что означает его фамилия? К каким источникам можно обратиться?
– Самый надежный способ – обратиться к специалисту. Можно воспользоваться справочниками. Но их минус в том, что они ограничены по объему. И есть много фамилий одинаково звучащих, но восходящих совершенно к разным именам.
Например, фамилия Киреев у татар восходит к слову «кирей» – названию одного из крымско-татарских племен. А русские Киреевы – это потомки тех, кого крестили именем Кирилл или, например, Кир, которые в обиходе нередко произносились как Кирей.
А фамилии получились одинаковыми.
– Может ли современный человек по фамилии понять, «благородные» у него или «подлые» корни?
– Не может. Даже если у него фамилия д’Артаньян. Его предком вполне может быть французский крестьянин, приехавший сюда и назвавшийся именем своей деревушки. Разделения на благородные и неблагородные фамилии в России никогда не было. У нас Твардовские — крестьяне, а Бибиковы — дворяне. Блохины, Дурново – тоже дворяне. Можно назвать такие фамилии благородными, если не знать, что это древний род? Вряд ли. Но они своими фамилиями гордились.
Министр внутренних дел царского правительства Петр Николаевич Дурново. 1906 год
«Даже в моем детстве нельзя было встретить Дарью, Анастасию, Софию»
– Что происходило с именами и фамилиями после революции?
– В те времена новой религией стал коммунизм. А когда появляется новая религия, появляются и новые традиции именования. В том случае – прославляющие революцию и научно-технический прогресс. Так появились Октябрины, Даздрапермы, Владилены и так далее. Сложные для произношения и немножко смешные. Но это не было массовым явлением.
Потом от идеи давать такие имена постепенно отказались. В основном давали имена, использующиеся на протяжении многих столетий. Другой вопрос – многие традиционные имена надолго стали непопулярны или вообще вышли из употребления. Даже в моем детстве нельзя было встретить Дарью, Анастасию, Софию. А сейчас они на пике популярности уже второе десятилетие.
Еще одна послереволюционная тенденция – возросшая популярность православных имен у народов Кавказа и Азии. Потому что люди верили, что они строят совместное светлое будущее без каких-либо национальных границ.
«Работник ЗАГСа имеет право остановить руку сумасшедшего родителя»
– Сейчас модно давать детям замысловатые, старинные или иностранные имена. Как вы думаете, почему? Закончится ли эта мода?
– Нет, это точно не закончится. И будет колебаться волнообразно и зависеть от экономической и социальной напряженности в обществе. Это как в весенний период обостряются психические заболевания, так в сложный исторический период люди немножко теряют опору и начинают искать различные способы утешения. В нашем случае, фантазировать в области имятворчества.
Если раньше имена можно было выбирать только по святцам, то сейчас церковь от государства отделена. Никто не запрещает родителям называть ребенка Россия, Индия, Намибия или именем принцессы из мультфильма.
Однако если родитель захочет дать ребенку какое-нибудь совсем уж экзотическое или непотребное имя, вступают в силу законодательные ограничения. И работник ЗАГСа имеет право остановить руку сумасшедшего родителя.
Но это все единичные случаи. В целом же основу именника составляют традиционные православные имена. Иногда немного меняется звучание. Например, имя Кристина – это европейская форма нашего имени Христина. Но оно у нас больше распространено. Также прослеживается тенденция к возрождению имен, которые долгое время вообще не употреблялись: Фома, Еремей, Тимофей и другие.
– Какие имена и фамилии в России сейчас самые распространенные?
– С фамилиями все просто. Самая распространенная – Иванов. Дальше с большим отрывом идут Попов, Кузнецов, Смирнов, Васильев, Петров, Сидоров. Там же все «птичьи» и «животные» фамилии – Соколов, Гусев, Воробьев, Медведев, Волков и так далее. Это все самые высокочастотные фамилии.
Что касается имен – с начала этого века на пике Александры, Анастасии, Софии, Дарьи. Они не сильно меняются, просто идет небольшая ротация. То Артемы Сергеев подвинут, то Насти Софий. Не более того.
Источник: https://www.anews.com/p/88584958-iz-krestyan-ili-iz-blagorodnyh-istorik-o-russkih-imenah-i-familiyah/
Старославянские женские имена
Фото с сайта kikabol.com
В старорусских именах заложен целый пласт истории Древней Руси. Это богатое наследие, к которому все чаще обращаются современные родители, в надежде найти для ребенка необычное, красивое имя. Выбрать подходящее имя для девочки – задача вдвойне сложная. А славянские имена для девочек звучат очень мелодично, потому и становятся популярны.
Этнологи не останавливают работу по выяснению происхождения и точного значения имен, ведь это неиссякаемый источник материала по истории давно исчезнувших народов, их мифологии, особенностях их семейных и общественных отношений. Таким же источником ценного материала являются старорусские имена для девочек.
Проводить исследования, связанные с этимологией славянских имен, трудно, ведь старославянские имена для девочек имеют порой по несколько региональных значений и истолковываются не однозначно. Потому и сегодня значения некоторых имен оспариваются, и вызывают среди специалистов и просто увлеченных ономастикой (разделом языкознания, специализация которого – изучение любых собственных имен) жаркие дискуссии.
Происхождение древнерусских женских имен
Младенцев до крещения Руси нарекали по древнерусскому обычаю именами, которые отображали особенности характера и нрава. Это могли быть древнерусские имена для девочки: Разумница, Молчана, Красава, Кудряна.
Многие народы присваивали имена по такому принципу, например привычные индейские девичьи имена такие: Аяша – маленькая, миниатюрная, Евоти – великая, Литонья – порхающая колибри, Хитрая Лиса.
Имели значение для присвоения имени основное родовое занятие, последовательность при появлении на свет ребенка (Первый, Меньшой). Аналогичные древнерусские имена девочек, отражающих очередность рождения – это Лидия – первая, Аза.
Фото с сайта pravda-tv.ru
После принятия христианства имена стали заносить в церковные календари. С XIV века детей называли христианскими именами, но различного рода прозвища существовали параллельно. Вместе с крестильными именами они позже образовали русские фамилии (Петя – Петров, Вол – Волков).
Постепенно древнерусские имена женские полностью вытесняются именами церковными, пришедшими из Византии.
И к XVII веку греческие и византийские имена распространились настолько, что древнерусские женские имена выходят из употребления, а вместо них девочек называют греческими, древнеримскими, египетскими, и даже сирийскими именами.
Очень часто это были не имена, как таковые, а название определенных явлений, стихий. Приятные на слух имена стали после того, как их видоизменили, приспосабливая к особенностям славянских языков (Авдотья стала Евдокией, имя Анфуса преобразилось в Анфису).
Остались в неизменном виде лишь те из древнерусских славянских имен, которыми были наречены святые (имена, дающиеся при крещении). Широко стали применяться двухосновные имена: называли одним именем, а крестильное имя (греческого происхождения) применялось только в церкви.
Распространенные старорусские женские имена, их виды:
- двухосновные: Доброгнева, Любомила, Светозара, при этом очень распространенным был корень «слав»: Святослава, Ярослава, Мирослава;
- имена, произошедшие от причастий: Бажена, Ждана;
- имена, взятые из мира животных и растений (Азалия – цветущий куст, Акилина или Акулина – орлиная, Афродита – взошедшая на землю из морской пены), Щука;
- отражающие порядок рождения;
- имена, отражающие черты характера девочки: Арина – спокойная, Арсения – мужественная, Варвара – дикая;
- произошедшие от имен богов (Аврора – богиня утренней зари, Аполлинария – богиня солнца);
- особые имена, которыми называли детей княжеского рода (Вячеслава).
Фото с сайта women.uol.ua
Появлялись старославянские женские имена, которые ничего общего со славянскими именами не имели. Но у них был корень славянского имени. Таким образом, имена повторяли эллинистический вариант. Например, популярные среди россиян имена Вера, Надежда, Любовь являются прототипами греческих имен Пистис, Элпис, Агапе.
Широко применялись парные древнеславянские женские имена, ведь считалось, что женское имя, как и имя человека вообще, служит тайным ключом, подобрав который можно повлиять на формирование внутреннего мира.
Потому выбиралось первое имя для посторонних людей, и второе, которое хранится в секрете и которое знают только родные люди. Считалось, что таким нехитрым способом древние русские женские имена способны уберечь девочку от влияния нечисти, недобрых людей.
Первое имя девочки или ложное, как правило, было нарочито некрасивым (Злоба), что становилось двойной защитой носителя такого неблагозвучного имени.
Вторым и основным именем девочку называли только по достижению ею определенного возраста. Считалось, что у подростка уже ярко выражены основные черты характера, и потому легко можно было определиться с именем. Традиция называть девочку двумя именами быстро сошла на нет, поскольку в чертах ее характера проявлялось чаще то неблаговидное прозвище, которым ее называли каждый день. А второе имя не отражало истинного нрава, так как не используясь, оно утрачивало свое символическое значение.
Появившиеся красивые славянские имена для девочки отражают лучшие женские качества:
- Дарина – та, которая одаривает;
- Добрава – добрая;
- Елена – избранная;
- Евпраксия – женщина, которая выполняет только добрые дела;
- Инесса – безмятежная.
Благозвучные красивые славянские женские имена, краткий список и их значение
- Августа – родившаяся летом;
- Агнесса– хранящая целомудрие;
- Агния – непорочная;
- Ада – украшение;
- Александра – носительница такого имени является защитницей всех людей;
- Ариадна – всегда спящая;
- Беатриса – та, которая благословляет;
- Бела – красавица;
- Богдана – данная богом;
- Василиса – царствующая дева;
- Веста – хранительница очага.
Найти больше информации, а также полный список старорусских женских имен всегда можно на просторах интернета. Словарь таких имен составил Н.М. Тупиков. К тому же, существуют не только календарные древнерусские женские имена полный список, но и общеславянские. Истинно русских имен, из которых состоит обширный список славянских женских имен, не так уж и много.
Большинство же из представленных в именослове имен происходят из древних языков, таких как греческий, германский, египетский.
Церковный календарь и славянские женские имена по месяцам
Фото с сайта pravchelny.ru
В церковном календаре или именослове представлен обширный список славянских женских имен, из которого родители как верующие, так и те, кто не придерживается христианских традиций, берут имена для девочек.
Список имен святых включает в себя женские славянские имена по месяцам, большая часть которых считаются анахронизмом. Тем не менее, многие молодые родители предпочитают именно такие давно забытые, редкие имена.
Святцы – это и есть тот неиссякаемый источник идей, который дарует ребенку необычное имя.
Что значит называть ребенка по Святцам?
Выбирая имена по Святцам, учитывают дату рождения и имя Святого, которое поминается в этот день. Но возможен и другой вариант, когда ребенка называют по имени Святого, которого поминают и на восьмой день. В том случае, когда имени подходящего в день рождения ребенка нет, то берется имя Святого, которое выпадает на сороковой день от даты рождения. В этот день обычно ребенка и крестили.
Мужские имена на женский лад
Древнерусские женские имена в мужских вариациях не редкое явление. Для девочек разрешается выбирать имена мужские, поскольку среди Святцев мало женщин. Мужские имена легко изменяются на древнерусские женские имена (Евгений – Евгения, Александр – Александра).
Отличие древнерусских славянских имен от старославянских.
Древнерусские имена как раз и являются именами, которые встречаются в древнерусских источниках, летописях, грамотах. Эти имена послужили основой для современных фамилий, топонимов (географических названий). Потому можно только догадываться, как много существовало двусоставных имен, и сколько из них забыто. Список же общеславянских имен представлен меньшим их количеством.
В отличие от мужских, женских имен в таких источниках немного. Не трудно догадаться, почему. В то время женщины не принимали активного участия в общественной жизни, потому и в документы не вписывались. Но это не единственная причина небольшого количества женских имен. Большая часть женских имен образовывалась от имеющихся мужских. Также часто называли девочек измененным именем отца.
Бесспорно, полный список старославянских женских имен – это не просто набор красивых имен. Это отражение культуры народа и частица от великого наследия Киевской Руси. Периодически волной накатывает мода на древнерусские имена, и точно так же проходит. Но сейчас люди пытаются вернуться к родным истокам, и потому детей все чаще называют не Анжелами, Сюзаннами, и Жаннами, а славянскими именами, иногда немного приукрашая их или даже выдумывая новые.
Источник: https://perstni.com/magazine/history/staroslavyanskie-zhenskie-imena.html
Славянские имена и их история в Древней Руси
Старинные славянские имена в последнее время набирают популярность. Углубляясь в историю русских имен, можно понять, что истинное славянское происхождение имеют немногие из них. Большинство были взяты из других языков.
Самые первые имена в Древней Руси характеризовали человека и зависели от его качеств. Например, Кот, Меньший, Волк и другие. После принятия христианства в 988 году в обиходе закрепились византийские, египетские, римские, еврейские церковные имена и прозвища, которые постепенно вытесняли русские аналоги. Заимствованные версии также были связаны с характером владельца.
В середине XIX века произошло упрощение труднопроизносимых имен под современное произношение. Иеремии превратились в Еремеев, Диомиды в Демидов и т. д.
В начале XX века появились имена, отражающие идеологию индустриализации: Владлен (Владимир Ленин), Гертруда (героиня труда), Ревмира (революционный мир) и другие. Стали использовать имена героев иностранных романов (Лилия, Рудольф, Альфред). С 1930 по 1950-е гг вновь стали популярны коренные русские имена: Владимир, Мария и прочие.
Отечественные имена носят и иностранцы. Например в Канаде, США и Франции популярны имена Наташа, Саша, Таня.
Язычество и возникновение имен
Древнеславянские имена часто используются в литературных произведениях и мультфильмах. Например, сказка «Снегурочка» А.Н. Островского. В ней автор назвал своих героев необычными звучными прозвищами: молодые девушки получили имена Купава и Малуша, а пастух получил имя Лель. В тематике этой красивой сказки-легенды заложены быт и обряды наших предков.
Мало кто знает, что на самом деле, используемые в произведении старинные имена, не являются славянскими, а связаны с древнерусской христианской культурой. Однако, само происхождение и большинство значений мужских и женских имен связано с определенными событиями истории и верованиями языческих славян.
Как появились русские фамилии?
С принятием христианства каждый человек получал крестильное имя. Наряду с этим именем многие века после крещения Руси использовались и старославянские прозвища. Они и стали родоначальниками русских фамилий. Например, фамилия Волков образовалась от прозвища Волк, Меньшов от Меньший и т. д.
Полное исчезновение древних славянских имен произошло в конце XVI века. В настоящее время употребляются те из них, что были сохранены в церковных записях (Олег, Ольга, Святослав и др). Большинство имен были запрещены из-за опасений возрождения языческих культов. По этой причине доля имен, имеющих славянскую основу, в современной России так мала.
Источник: https://skazka-dubki.ru/zhizn-slavyan/russkaya-kultura/slavyanskie-imena-i-ikh-istoriya-v-drevney-rusi/