Почему называется Успение Пресвятой Богородицы

МОСКВА, 28 авг — РИА Новости, Антон Скрипунов. Православные отмечают один из главных праздников — Успение Пресвятой Богородицы. Его часто сравнивают с Пасхой Христовой, хотя о жизни и смерти Девы Марии в Евангелии почти ничего не сказано. О том, почему христиане проводят такую аналогию, что говорят древние апокрифы и в чем секрет популярности Успенских храмов на Руси, — в материале РИА Новости.

Ветвь райского дерева

По преданию, Богородица в Иерусалиме часто ходила к Голгофе, где когда-то своими глазами видела смерть своего Сына, и к гробнице, где одной из первых удостоверилась в Его воскресении.

И вот однажды ей явился архангел Гавриил и возвестил: «Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных примет Тебя, Матерь Свою, в Небесное Царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время». А в подтверждение своих слов ангел дал ей ветвь райского дерева. На погребение Богородицы в Иерусалим собрались все апостолы, кроме Фомы. И именно они несли ее тело до родовой гробницы в Гефсиманском саду.

Так вроде бы скорбное, на первый взгляд, событие стало у христиан одним из величайших праздников.

Кончина или сон

«Богородичная Пасха», по сути, — чуть ли не главный день церковного календаря. Успением Богоматери оканчивается годовой цикл основных христианских праздников.

«Церковный год завершается не только хронологически, но и содержательно.

Ведь что празднуется на Успение? Осуществление того, что было сделано Христом для всего человечества во время его страданий, воскресения, вознесения и ниспослания Святого Духа на апостолов.

То есть такой конец человеческой жизни, который является полным и всецелым «обожением» — вхождением человека в жизнь в Боге», — объясняет глава Учебного комитета РПЦ, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

Иными словами, Успение Богородицы, с точки зрения христианского вероучения, является своеобразной «моделью смерти» для каждого человека. Звучит немного шокирующе, если не знать, что произошло после того, как тело Богоматери положили в гробницу.

Тот самый апостол Фома, которого не было на похоронах, прибыл в Иерусалим лишь через несколько дней. Как и в случае с воскресением Христа, он поначалу сомневался в свидетельствах других апостолов: что Сам Христос вместе с ангелами и забрал душу Своей Матери. И Фома направился на место ее погребения, но Девы Марии там не обнаружил

«В третий день после своей смерти она была воскрешена своим Божественным Сыном и взята Им на небеса «в соединении души и тела». То есть не как остальные святые, которые пребывают в раю душой, но ожидают телесного воскресения вместе со всеми людьми уже после второго пришествия Христа», — отмечает отец Максим.

Именно поэтому праздник называется не «кончиной», а именно «успением» Богородицы. Это славянское слово означает «сон». Хотя со временем, уже под влиянием этого праздника, оно приобрело еще один смысл — «тихая кончина».

Мало фактов

Тихой у Богородицы была не только кончина, но и вся жизнь. Она, согласно преданию, была «молчаливым средоточием первоначальной Церкви»: не проповедовала, не записывала учение Сына, не управляла общиной, хотя и пользовалась большим уважением.

Есть, конечно, многочисленные упоминания о том, что Божия Матерь побывала в миссионерских путешествиях в Грузии и на горе Афон. Однако, по словам отца Максима Козлова, в первом тысячелетии считалось, что после воскресения Христа она жила либо в Иерусалиме, либо в Эфесе, в доме апостола Иоанна Богослова, которому сам Христос перед смертью поручил заботиться о ней.

«По чисто психологическим причинам понятно, что город, где проходила проповедь ее Сына, где Он был распят и воскрес, был тем местом, откуда ее материнское сердце не могло надолго отлучаться», — полагает профессор.

Но если о жизни Богородицы ничего не говорится ни в Евангелии, ни в Книге Деяний святых апостолов, откуда тогда известно о ее Успении? Оказывается, память о ней постаралась сохранить иерусалимская христианская община.

«Есть категория очень древних текстов, которые не вошли в Священное Писание — это апокрифы. И в некоторых из них содержится жизнеописание Богоматери от рождения до смерти. Эти апокрифы восходят к самому началу христианства, и на них основано учение Церкви о Божией Матери», — поясняет доцент кафедры библеистики богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Константин Польсков.

Единственная фраза

Богослужения в праздник Успения составлены как раз на основе свидетельств первых христиан — точно так же, как на Пасху Христову, они воспроизводят евангельские события. А праздничным вечером или вечером следующего дня совершается особый чин погребения Богоматери. Перед установленной в центре храма плащаницей — большой иконой, на которой изображена лежащая во гробе Пресвятая Дева, — поются особые песнопения о ее жизни, смерти и помощи христианам.

А в заступничество Богородицы православные верят особо. И храмы на Руси чаще всего посвящали именно этому празднику. Их больше, чем церквей в честь «праздника всех праздников» — Воскресения Христа.

Собственно, о том, что Божия Матерь не оставит христиан, говорится и в апокрифах. Уже после того, как апостол Фома пришел в гробницу и не обнаружил там ее тела, апостолы собрались на общую трапезу. И тогда к ним явилась Дева Мария в окружении ангелов и произнесла единственную фразу: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни».

Источник: https://ria.ru/20190828/1557964127.html

Легенда о настоящей дружбе

Почему называется Успение Пресвятой Богородицы


Успение Божией Матери — двунадесятый праздник. Успение по-русски означает: усыпание, сон. Смерть физическая, телесная—это отделение души от тела, а смерть духовная — это отделение души от Бога, совершаемое грехами. Но Богоматерь, живя чисто, не отделялась от Божества, потому и кончина Ее называется не смертью, а успением, и является праздником, хотя и не без скорби.

Также и всем христианам, отходящим в тот мир, церковь просит: «во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи».После вознесения Христа на небо, Матерь Божия, как известно из Евангелия, жила под попечением апостола Иоанна, ибо он стал нареченным Ее сыном, а Она ему нареченною матерью (Ин. 19, 26 — 27). По некоторым сведениям, Она после вознесения Сына Своего прожила еще около пятнадцати лет, — почти столько же, сколько и до рождения Его.

По установившемуся преданию, день Ее кончины был Ей открыт от Бога. Она готовилась к нему. К этому дню чудесным образом были собраны апостолы, которые уже давно разошлись по земле, проповедуя Евангелие. На третий день после кончины Богоматери пришел ко гробу ее (гробнице) апостол Фома — но Ее тела там уже не было.

История установления праздника: Об Успении Божией Матери ничего не говорится в Библии, но рассказ об этом событии сохранен нам в Предании Церкви и выражается в иконе Праздника и церковной службе.

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с дав­них времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию визан­тийского императора Маврикия, одержавшего победу над перса­ми 15 августа, день Успения Богоматери (с. 595 г.

) сделался праздником общецерковным.Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах — в январе месяце, в других — в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.). 18 января празд­новалась «кончина Девы Марии», а 14 августа — «взятие на небо».

Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается в VIII-IX вв.

Основной целью установления праздника было прославле­ние Богоматери и Ее успения. К этой основной цели в IV-V вв. присоединяется и другая — обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуж­дения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицав­ших и Ее телесную кончину).

В V веке написаны стихиры на этот праздник Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке — два канона Космою Маиумским и Иоанном Дамаскиным.

Иконография праздника: В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание.

Именно поэтому иконографическими источниками для образов Успения в Византии, на Балканах и в Древней Руси являлись широко распространенные апокрифические сказания: «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста († 632), Слова святых Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три Слова святого Иоанна Дамаскина (все – VIII в.). Издавна существовавшие сказания об Успении неодинаковы по своему объему и разнятся в подробностях.

Сложение зрелой иконографии Успения относится к постиконоборческой эпохе. Концом X века датируются две пластины из слоновой кости – для оклада Евангелия императора Оттона III из Баварской библиотеки в Мюнхене и плакетка из музея Метрополитен в Нью-Йорке (ил. 1). Общая композиция сцены Успения в обоих памятниках станет традиционна для искусства Византии и Древней Руси.

Богоматерь изображается в центре на ложе, по сторонам от Нее – плачущие апостолы, за ложем стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца. В некоторых балканских памятниках (фрески церкви Вознесения в монастыре Жича, 1309–1316 гг.; фрески церкви Богородицы «Одигитрии» в Печской патриархии, ок. 1335 г.) душа Богоматери в пеленах будет изображаться с крыльями.

Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Образы Успения имеют сложное литургическое толкование. Так, ложе с телом Богоматери наглядно уподобляется престолу в храме, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам от него – их присутствию на евхаристии и причащению под двумя видами. Христос позади ложа являл собою образ архиерея за трапезой.

Изображение в некоторых памятниках апостола Петра с кадилом в руке указывало, возможно, на каждение святых даров в литургии, а образ апостола Иоанна, припадающего к ложу Девы Марии, – на священника, целующего престол. Часто в сцене Успения изображались два или четыре епископа, вместе с апостолами предстоящими Богоматери.

Эти образы святых Дионисия Ареопагита, Иерофея, Тимофея Ефесского и Иакова, брата Господня, по преданию, присутствовавших при Успении Богоматери, символизировали причащение архиереем священников в таинстве евхаристии. Ангелы, слетающие в сценах Успения ко Христу с покровенными руками, как для принятия святых даров, словно прислуживают на литургии в качестве диаконов.

Согласно традиции, Успение изображали как событие, происходящее в доме Иоанна Богослова в Иерусалиме – в Сионской горнице, где ранее произошло Сошествие Святого Духа на апостолов. Сцену обычно окружают архитектурные постройки.
Примерно с XI века получает широкое распространение расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип».

В верхней части композиции (например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде, Македония) изображаются апостолы, летящие к одру Богоматери на облаках. Согласно «Слову Иоанна Богослова», апостолы, которых Пресвятая Дева пожелала видеть перед Своей кончиной, были чудесным образом восхищены ангелами из разных стран и принесены в Иерусалим, причем апостолы Андрей, Филипп, Лука и Симон Фаддей были пробуждены из гробов.

Чаще всего у ложа Богородицы изображаются одна или несколько горящих свечей, символизирующих молитву ко Господу.В XV веке на Руси широко распространяются иконы Успения с изображением чуда отсечения рук ангелом у нечестивого иудея Авфонии (Афонии, в некоторых источниках – Иефонии) на переднем плане, перед одром. Возможно, популярность сюжета в то время и в XVI столетии была связана с борьбой против еретических движений.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое конфессия и религия

Впервые же этот сюжет зафиксирован во фреске церкви Панагии Мавриотиссы в Кастории (рубеж XII–XIII вв.), а в древнерусском искусстве – во фресках Снетогорского монастыря и церкви Успения на Волотовом поле.В русских иконах Успения второй половины XV столетия – из Успенского собора Московского Кремля (ок. 1479 г.), из Кирилло-Белозерского монастыря (1497 г., ныне в Третьяковской галерее), из Успенского собора г. Дмитрова (конец XV в.

, ныне в Музее имени Андрея Рублева) – представлена подробная иконографическая схема. Апостолы изображены путешествующими на облаках, у ложа Богоматери – рыдающие иерусалимские жены, апостолы и ангелы, на переднем плане – сцена отсечения рук Авфонии. В верхней части иконы изображаются отверзающиеся небеса, к которым Богоматерь во «славе» возносят ангелы.

Эта деталь находит толкование в «Слове на Успение» святого Андрея Критского: «Поднялось наддверие небесных врат, дабы принять в небесное царство Пренебесную Дверь Божию».

Наряду с рассмотренными выше развитыми и подробными иконографическими типами, в это же время был распространен и краткий вариант иконографии Успения. В ней отсутствуют изображения ангелов, летящих на облаках апостолов и традиционные фигуры апостолов у ложа Богоматери. Общая композиция иконы отличается предельным лаконизмом – Богородице предстоят лишь Сам Спаситель и два святителя. В верхней части иконы помещены полуфигуры святого Иоанна Предтечи и святого архидиакона Стефана.


Тропарь предпразднству

Людие, предыграйте, руками плещуще верно, и любовию соберитеся, днесь радующеся и светло восклицающе вси веселием: Божия бо Мати имать от земных к Вышним прейти славно, Юже песньми присно яко Богородицу славим.

Тропарь, глас 1-й

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице: преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2-й

В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся Приснодевственную.

Величание Успению Пресвятой Богородицы


Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.


Источник: https://ynical.org/2010-08-12-03-49-48/90-28.html

28 августа — Успение Пресвятой Богородицы: приметы, традиции, что можно и нельзя делать

Почему называется Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы совпадает с окончанием строгого Успенского поста. Праздник – не переходящий, то есть каждый год отмечается в одну и ту же дату — 28 августа, в 2019 году это среда. Он посвящен окончанию земной жизни (успению) Девы Марии, матери Иисуса Христа.

Само слово «Успение» переводится как смерть, так и сон перед восшествием на Небеса. Для верующего человека смерть — первый шаг для встречи с Господом. Поэтому в день Успения православный мир не оплакивает смерть Богородицы, а прославляет ее. Ведь за смертью последовало воскрешение, после которого Блаженная воссоединилась со своим сыном.

Что необходимо сделать на Успение Богородицы

Радостное событие принято отмечать посещением церкви, присутствием на Всенонощном Бдении. Перед началом службы ставится свеча и возносится молитва за благополучие всех людей. Если не удается постоять на Всенощной, необходимо посетить храм и помолиться подле иконы Успения Пресвятой Богородицы. Обязательно возносят общую молитву дома, в кругу семьи.

Богородица услышит каждого и поможет всякому, кто обращается к ней горячими молитвами и чистой душой. Это знаковый день, когда Матерь Божья по-особенному слышит молитвы.

Просить можно о здравии малышей, лучшей доле близким, особенно детям, крепости веры, помощи пройти земные соблазны и искушения. Священнослужители наставляют помнить о второй заповеди Христа о любви к ближним.

В этот праздник важно нести свет и любовь людям, раздавать милостыню нуждающимся и не отказывать в помощи просящим, не только близким, но и незнакомым.

Радость в этот день должна посетить особенно тех, кто чем-то обделен.

Торжественный день земного ухода Богородицы дарит каждому долгую и счастливую жизнь.

На Руси существовало поверье: сватовство в день Успения — к вечной любви, которая продлится и на Небесах.

Что нельзя делать на Успение Богородицы

На протяжении многих веков Православная Церковь называет день Успения Матери Божией как радостный день, поэтому уныние, тоска и тяжелые мысли не должны посещать верующих. Мы вспоминаем не о бренности тела, а о бессмертии вечной души.

Под запретом ругань, злословие, проявление ненависти, склоки и сплетни. Ссоры и участие в небогоугодных делах на протяжении этого дня принесут моральное опустошение, возведут стену между вами и Создателем.

Любой великий праздник — это время для усиленной духовной работы над собой. Поэтому 28 августа нет места развлечениям, настраивайте сердца свои на общение с Господом и Богородицей, на совершенствование духа и очищение от греха.

Запрещено заниматься физическим трудом, рукоделием, стиркой, работой в саду и огороде. Только отказавшись от всего суетного, вы станете ближе к Господу. Исключением в отношении этих работ считаются те случаи, когда труд направлен во благо других людей, а работа доставляет окружающим радость.

Обязательно помолитесь Матери Божией, чтобы сблизиться с ней и освободиться от гнетущих мыслей и тяжкого груза. Молитва в такой праздник — не повинность или обязательство, а благое дело для каждого православного. Чтобы помолиться, не нужно много времени, только обращенное к Богородице сердце и чистота помыслов.

Приметы на Успение

Хорошая погода в этот праздник – к прохладному бабьему лету

На Успение Пресвятой Богородицы на небе увидеть радугу – к теплой осени

Много паутины — зима будет малоснежной и морозной

Если до Успения девушка не присмотрела жениха – еще год будет сидеть в девках

источник: YSIA.RU

Источник: http://usolie.info/news/obshchestvo/28-avgusta-uspenie-presvyatoy-bogoroditsy-primety-traditsii-chto-mozhno-i-nelzya-delat.html

Праздник Успения Пресвятой Богородицы

Почему называется Успение Пресвятой Богородицы

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Тропарь празднику Успения Богородицы, гл. 1

Его наступление предваряет Успенский пост, который хотя и длится всего лишь две недели, однако по своей строгости приравнивается к Великому посту.

В период Успенского поста верующие вспоминают о приготовлении Богородицы к переходу в жизнь вечную: узнав о времени своей кончины Матерь Божия еще больше погрузилась в молитву, готовя свое сердце ко встречи с Господом.

Нам следует брать пример с Пресвятой Богородицы и хотя бы в этот короткий период больше думать о вечном. Церковь призывает нас, по примеру Девы Марии, стремиться к внутренней чистоте, целомудрию и воздержанию.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский в «Слове в день Успения Пресвятой Богородицы» говорит, что Матерь Божия явила яркий пример победы Христа над смертью, которая уже не называется смертью, а успокоением и сном:

«самый очевидный пример торжества над смертью видим мы в Пречистой Матери Господа. Она склонилась в гробе только для краткого отдохновения плоти.

Говорим „для краткого“ потому, что, по свидетельству предания, на третий день после Ее смерти уже не найдено в гробе пречистого тела Ее — оно воскрешено и взято было на небо, где вместе с душой стало наслаждаться блаженством небесным.

За Божией Матерью видим апостолов и мучеников, которые встречают смерть с радостью, как величайшего друга, который взамен скоропреходящих благ настоящего мира или взамен его бед и скорбей дарствует им вечные радости Царствия Небесного. За ними видим всех святых, которые смотрели на смерть также с радостью, видя в ней конец земных трудов и начало небесной славы».

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) вопрошает: «кто умирал так из земнородных, как умерла Пресвятая Богородица? Чье смертное ложе окружали лики апостолов? В возглавии чьего смертного одра сияла небесным светом райская ветвь, принесенная архангелом Гавриилом за три дня до смерти Пресвятой Богородицы? Чью душу пришел принять Сам Господь и Бог наш Иисус Христос? О, никто, никто, конечно, никто! Не смертью, а блаженным успением называем мы кончину Пресвятой Богородицы». И далее владыка свидетельствует:

«так вот, если хотите, чтобы кончина ваша была блаженным успением, конечно, не столь блаженным, как успение Пресвятой Девы, работайте не плоти, а духу. Собирайте мир в сердца ваши изо дня в день. Это трудно, это очень трудно, это должно быть делом всей жизни, это великий подвиг». («Слово на Успение Пресвятой Богородицы»).

Святитель Иннокентий Херсонский так раскрывает смысл празднуемого Церковью события: «Чистота и святость Преблагословенной Девы Марии внушается нам праздником Ее Успения, дабы и наша кончина была безболезненна, непостыдна и мирна».

В своих проповедях на Успение Пресвятой Богородицы подвижники благочестия акцентируют наше внимание на том, какой должна быть смерть христианина. Недаром русская пословица гласит: «конец — делу венец». Пречистая Дева во время своего успения была окружена святыми апостолами, ангелами и Господом.

С молитвой ко Господу и Его Пречистой Матери умирали святые: их последний вздох был сопряжен с благодарностью к Создателю. Когда мучеников вели на казнь, они не проклинали своих палачей, а молились за них. Так умирали святые. Так умирали те, кто в своем сердце сохранил любовь к Богу и Его творению, кто своей жизнью и смертью доказали верность Христу и Его заповедям. Так должны умирать христиане.

Именно так должны, просто обязаны умереть мы. В противном случае наша «христианская жизнь» лишь лицемерное соблюдение гастрономических правил. Именно из-за поселившейся пустоты в сердце нас более волнуют вопросы того, что можно или нельзя есть в пост. Но совсем не волнует, что главное в посте: не «есть» людей.

Именно поэтому святое успение Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии должно стать для нас примером той кончины, к которой должен стремиться каждый верующий христианин.

«Но не такова же ли должна быть и наша смерть?» — восклицает святитель Феофан Затворник. «Да, Пресвятая Богородица есть Мать наша, мы — дети. Она предшествует, мы должны последовать за Нею.

И вот нам, празднующим день Успения, урок от Успения: год от году приближаясь к смерти — всячески заботиться о том, чтоб смерть наша была не терзательным и мятежным отторжением души от тела, а мирным и безмятежным исходом из сего мира в другой, подобно тихому и покойному засыпанию» («Слово на Успение Пресвятой Богородицы»).

Святитель Тихон Задонский в своем «Слове в день успения Пресвятой Богородицы» пишет: «Памятуя смерть, отвратим руку от лихоимства, грабежа, а лучше от своих имений будем пополнять руки просящих, ведая, что все мирское останется миру, а мы, — как наги вошли в мир, так наги и отойдем.

Памятуя смерть, не будем обременять свой телесный мех объедением и пьянством, но будем принимать столько пищи и питья, чтобы не ослабеть и трудиться, надеясь сами быть снедью червей. Памятуя смерть, не пожелаем богатых одежд, ведая, что при погребении нужна одна только срачица для прикрытая наготы.

Памятуя смерть, не будем доставать коварным происком многих земель, ведая, что по смерти надо будет земли не более трех аршин. Итак, памятуя смерть, будем иметь великое спасение и избежим козней неприязненных».

Успение Пресвятой Богородицы, по мысли Иоанна Крестьянкина, «явилось вратами, сквозь которые хлынул в мир свет славы безвестной дотоле жизни. И свет этот освятил путь в Царство Небесное всем земнородным» («Слово на Успение Пресвятой Богородицы»).

«О, чудо подлинно сверхъестественное! О, дела, наполняющие изумлением! Смерть, прежде отвратительная и ненавистная, ныне прославляется и ублажается. Прежде приносившая скорбь и печаль, слезы и подавленность, ныне оказалась причиной радости и полного торжества» — восклицает преподобный Иоанн Дамаскин, славя Пречистую.

«Гроб не может держать Тебя: ибо то, что погибает и разрушается, не помрачает владычнего тела. Ад не может владеть Тобою: ибо царской души не касаются рабы. Так отыди в мире, преселись от сотворенных жилищ, молись ко Господу за всю тварь! Пока Ты жила с людьми — Тебя имела малая часть земли; а с тех пор, как Ты покинула землю — весь мир имеет Тебя общим умилостивлением» — вторит святой Андрей Критский.

Своим успением Божия Матерь подтверждает слова апостола Павла: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15:55). Смерть не властна над Пречистой: она бежит от Нее в страхе и трепете, как ангелы тьмы от Света.

Святитель Московский Филарет (Дроздов) свидетельствует:
«Что же видим, быв поставлены у гроба Пресвятыя Девы? Зрелище необыкновенное! — Обыкновенно до гроба — свет и ясность, далее гроба — мрак и неизвестность, но здесь совсем напротив.

До гроба — какое высокое достоинство и добродетель в какой глубокой тайне и безвестности! Далее гроба — какой свет и слава, какое торжественное воздаяние достоинству и добродетели!» («Слово в день Успения Пресвятой Богородицы»).

О достоинстве Пресвятой Богородицы до нас дошли честные свидетельства очевидцев. Они поражают воображения: среди рода человеческого жила ни чем не приметная скромная и тихая Дева, которой было суждено стать Матерью Бога Всевышнего.

 Священномученик Дионисий Ареопагит, который специально пришел из Афин в Иерусалим, чтобы увидеть Божию Матерь, так писал в письме своему наставнику Апостолу Павлу о Ней:
«Свидетельствуюсь Богом, что кроме самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел.

Исповедую перед Богом: когда я с Иоанном Богословом, сияющим среди Апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Передо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух.

Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений, и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

Преподобный Варсонофий Оптинский, пламенея любовью к Богородице, составил стихотворение «Величие Богоматери». Приведем отрывок из него:

« И над этим царством света,
Царством мира и привета,
Царством чудных сил,
Бог вознес Отроковицу
И навеки, как Царице,
Царство то вручил.
И облек Ее в порфиру,
Превознес превыше мира
Ангельских умов.
И нам, грешным и гонимым,
От мятежных сил боримым,
Даровал в покров!
О, Заступница благая!
Зришь Ты, Дева Пресвятая,
Скорбь моей души.
Даруй слезы умиленья,
Сердцу — чувство сокрушенья
И страстей моих волненье,
Бурю утиши»

О дивное чудо! источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает. (Август 15. вел. веч. на Господи воззвах стих. 1)

(Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа 2011 г.)

Будем же стараться своей жизнью сподобиться от Господа святой спасительной христианской смерти.

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога Нашего, и всеславное славим Успение Твое

Пресвятая Богородицы, помогай нам!

Трощинский Павел

Источник: http://tihvinskiy.ru/uspenie-presvyatoy-bogoroditsyi-2/

Коротко о празднике: Успение Пресвятой Богородицы — Православный журнал

В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о двунадесятых и великих праздниках Православной Церкви.

Дата праздника: 28 августа

Слово «успение», однокоренное со словом «усопший», означает «сон». Так в Церкви называют день кончины Пресвятой Богородицы.

Событие праздника Успение Богородицы:

Священное Писание ничего не говорит нам о жизни Пресвятой Богородицы после Воскресения Христова. Поэтому об Успении Богородицы мы знаем из двух латинских трактатов V века и из послания псевдо-Дионисия Ареопагита. Церковь верует, что эти источники сохраняют основу того Предания, которое жило в ранней Церкви.

Все годы после Распятия, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа Пресвятая Дева провела большей частью в Иерусалиме, проповедуя Господа наравне с апостолами. Но вот настало время Ее земной кончины.

Однажды во время молитвы Дева Мария увидела Архангела Гавриила, некогда возвестившего Ей великую радость — что Ей суждено стать Матерью Спасителя мира. На сей раз известие было другое: через три дня душа Ее оставит тело. Но Богородица очень обрадовалась. Ведь Ее ожидала встреча с Тем, Кого Она любила гораздо больше, чем жизнь.

Три дня спустя в доме апостола Иоанна, где жила Мария, собрались и другие апостолы: Господь чудесным образом устроил так, что все они вернулись к этому дню из дальних странствий, где проповедовали Христа. Не было только Фомы.

Апостолы стали свидетелями блаженной кончины Святой Девы. Сам Христос, окруженный множеством ангелов, явился, чтобы принять душу Своей Пречистой Матери и возвести Ее в рай.

Тело же Ее апостолы решили похоронить в Гефсимании, где находился Гроб Господень и где погребены были родители Девы Марии и Ее нареченный супруг, праведный Иосиф. Сопровождая гроб, апостолы и другие жители Иерусалима несли светильники и пели псалмы.

Иудейский священник Афоний, которого раздражало почитание Иисусовой Матери, толкнул гроб, желая перевернуть его, — и тут же лишился кистей обеих рук: их отсек ангел, невидимо стоявший рядом. «Теперь ты видишь, что Христос истинный Бог», — сказал Афонию апостол Петр. Тот сразу покаялся — и руки срослись.
На третий день к гробнице Божией Матери прибыл апостол Фома.

Вход в пещеру открыли, но тела Богоматери там не было! В тот же день, собравшись на общую трапезу, апостолы увидели Пресвятую Деву, шедшую по воздуху со множеством ангелов. Она обратилась к ним со словами: «Радуйтесь! Теперь Я всегда с вами».

Суть праздника Успение Богородицы:

Название праздника — Успение — отражает христианское отношение к смерти. Смерть — не конец нашего существования, а сон: усопший на время оставляет мир, чтобы после всеобщего воскресения снова вернуться к жизни. В Евангелии повествуется о нескольких случаях, когда Христос воскресил умерших, и смерть Он называл при этом именно успением.

Не умерла, но спит, — сказал Спаситель об умершей дочери начальника синагоги Иаира (Мф 9:24). И о Лазаре, который заболел и умер: Лазарь, друг наш уснул; но Я иду разбудить его (Ин 11:11). В дни Пасхи в храме звучит песнопение: «Плотию уснув, яко мертв» — и здесь сну уподоблена смерть Самого Христа.

Вот и праздник Успения Богородицы в народе называют «малой Пасхой». Как Христос в третий день пробудился от смертного сна и воскрес телесно, так и Успение Богородицы оказалось всего лишь кратковременным сном.

Христос воззвал Ее от смерти к вечной жизни, и в третий день апостолы убедились, что Она не просто жива: теперь она пребывает с нами всегда и везде, утешая и поддерживая нас на пути ко Христу.

На примере Богородицы мы убеждаемся: Воскресение Христово действительно стало победой над смертью для всех, кто пребывает в общении с Ним и старается следовать Его заповедям.

Фильм «Успение Пресвятой Богородицы»

Почему в христианском мире Успение Пресвятой Богородицы, то есть день Ее смерти, принято отмечать, как великий церковный праздник? Понять духовный смысл одного из важнейших событий церковного года поможет митрополит Иларион (Алфеев).

В своем авторском фильме владыка расскажет о том, как принято праздновать Успение в Иерусалиме, на греческом острове Тинос и в испанском городе Эльче.

Чем отличается православное Успение от католического праздника Взятия Девы Марии на небо? И почему испанцы считают этот день едва ли не самым важным в году? Фильм митрополита Илариона (Алфеева) Студия «НЕОФИТ»

Тропарь Успению Пресвятой Богородицы:

Тро­парь, глас 1:

В рож­де­стве дев­ство со­хра­ни­ла eси, во успе­нии ми­ра не оста­ви­ла eси, Бо­го­ро­ди­це, пре­ста­ви­ла­ся eси к жи­во­ту,  Ма­ти су­щи Жи­во­та,
и мо­лит­ва­ми Тво­и­ми из­бав­ля­е­ши от смер­ти ду­ши на­ша.

Пе­ре­вод Оль­ги Се­да­ко­вой:

Рож­дая, со­хра­ни­ла Ты дев­ствен­ность.По­чив, не оста­ви­ла Ты ми­ра, Бо­го­ро­ди­ца:Ибо пе­ре­шла к жиз­ниТы, ис­тин­ная Ма­терь Жиз­ни,И тво­им хо­да­тай­ством из­бав­ля­ешь

От смер­ти ду­ши на­ши.

Икона праздника Успение Богородицы:

Богородица на престоле славы возносится в горний Иерусалим.

Овальный нимб и чины ангелов вокруг Христа — символы славы Божией.

Святители Дионисий Ареопагит, Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин — творцы посвященных празднику Успения богослужебных текстов.

Младенец на руках у Христа — душа Богородицы

Люди вокруг одра Богородицы — апостолы и плачущие иерусалимские женщины.

Богородица лежит на одре, покрытом тканью багряного цвета. Багрянец — традиционный атрибут власти, в данном случае указывает на царское достоинство Пресвятой Девы.

Иудейский священник Афония, попытавшийся опрокинуть гроб Пресвятой Богородицы во время шествия в Гефсиманию и наказанный ангелом.

3 факта о празднике:

-1-

Успение Пресвятой Богородицы — последний двунадесятый праздник церковного года. Церковное новолетие празднуется 14 сентября (по старому стилю — 1 сентября), так что первым праздником года оказывается Рождество Богородицы, а последним — Ее Успение. Получается, весь год выстраивается в соответствии с событиями жизни Божией Матери.

-2-

Спуск в гробницу Пресвятой Богородицы в Гефсимании. Елеонская гора, Иерусалим

Празднику Успения предшествует Успенский пост — самый короткий (всего две недели), но по строгости сопоставимый с Великим постом. Установился он около X века и изначально был частью «компенсаторного» летнего поста для тех, кто по каким-то уважительным причинам не смог выдержать Великий пост (например, находился в длительном плавании).

-3-

В связи с особым почитанием Богородицы бóльшая часть храмов в России начиная с XII–XIII веков освящалась в честь праздника Успения. Первый Успенский собор был построен во Владимире в 1158–1160 годах: князь Андрей Боголюбский возвел его как главный кафедральный собор Руси.

В 1326 году был заложен Успенский собор Московского Кремля, ставший усыпальницей Московских Патриархов; как раз в это время из Владимира в Москву переместился митрополит. До XX века московский Успенский собор (перестроенный в 1470-х гг. Аристотелем Фиораванти) оставался главным кафедральным храмом России.

В других городах Успенские церкви и соборы возводились в основном по подобию московского.

Источник: https://foma.ru/korotko-o-prazdnike-uspenie.html

Православные христиане отмечают Успение Пресвятой Богородицы

МОСКВА, 28 августа. /ТАСС/. Православные христиане отмечают 28 августа Успение Пресвятой Богородицы. В этот день патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит литургию в Успенском соборе Московского кремля, сообщила пресс-служба патриарха.

«28 августа 2019 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Начало богослужения в 10:00», — говорится в сообщении.

В канун праздника, 27 августа, патриарх провел Всенощное бдение в Храме Христа Спасителя.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы посвящен событиям, связанным со смертью — успением — девы Марии. Он завершает Успенский пост, начавшийся 14 августа, и по строгости накладываемых на верующих ограничений сравним с Великим постом. Он принадлежит к двунадесятым праздникам, то есть к двенадцати важнейшим после Пасхи праздникам православия, и является непереходящим — каждый год он приходится на 28 августа.

Конец земной жизни Богоматери

Обстоятельства последних лет и дней жизни девы Марии не описаны в Евангелиях, и известны Церкви из Священного Предания (произведений святых отцов и учителей Церкви, канонов, житий святых и других источников вероучения, не относящихся к Священному Писанию), легенд и апокрифов.

«Об Успении Богородицы мы знаем из двух латинских трактатов V века и из послания Псевдо-Дионисия Ареопагита. Церковь верует, что эти источники сохраняют основу того Предания, которое жило в ранней Церкви», — сообщил в канун праздника в своем Telegram-канале Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь в Москве.

Православные верят, что после распятия Христа Богородица поселилась недалеко от Елеонской горы в доме Иоанна Богослова. За три дня до смерти Богородице явился архангел Гавриил и сообщил о скором окончании ее земной жизни, вручив ей в знак этого пальмовую ветвь. После этого в Иерусалиме стали собираться верующие, в город вернулись апостолы, которые окружали деву Марию в последние часы ее земной жизни. Принять ее душу, согласно Преданию, явился сам Господь.

После Успения апостолы положили источавшее благоухание тело Богоматери в гроб и оставили в пещере, завалив вход в нее камнем. Гробница была устроена в Гефсимании, где находился Гроб Господень и были погребены родители Богородицы и ее муж Иосиф.

На третий день после погребений апостол Фома, которого не было на погребении, вошел в пещеру с апостолами, чтобы проститься с девой Марией, но в пещере они увидели лишь пустой гроб и плащаницу.

В тот же день она явилась ученикам Христа в сиянии и окружении ангелов, обратившись к ним: «Радуйтесь! — ибо я с вами во все дни».

Успение и три спаса

На Успенский пост приходятся три праздника в честь Иисуса Христа, которые на Руси принято называть спасами. Первый — Медовый — приходится на начало поста 14 августа, он получил свое название от обычая освящать воду и мед после литургии в этот день.

На этот день приходятся праздники, установленные в честь знамений от икон, явленных князю Андрею Боголюбскому во время сражений с волжскими булгарами и императору Византии Мануилу Комнину — с турецкими войсками.

Кроме того, на этот же день приходится и праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста, установленный в Константинополе в IX веке, когда в городе для отвращения болезней поклонялись Животворящему Кресту.

Во время второго, или Яблочного спаса — праздника Преображения Господня 19 августа — освящают виноград, который в России заменяют яблоки.

Третий — праздник в честь перенесения Нерукотворного образа Спасителя в Константинополь (29 августа), который празднуется на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

Его называют Ореховым из-за того, что в это время года начинался сбор урожая орехов. В этот день освящали и зерна нового урожая, что дало празднику еще одно название — Хлебный спас.

Ореховый спас в 2019 году москвичи смогут отметить в парке «Покровское-Стрешнево» 29 августа, где в 11:00 начнется фольклорный праздник «Ореховый Спас», сообщается на сайте мэра Москвы.

История праздника в христианстве

Почитание Богородицы в богослужении и празднование связанных с ее жизнью праздников началось после Эфесского собора 431 года. Историки церкви считают, что праздник Успения появился только в VI веке при византийском императоре Маврикии (годы правления — 582-602), а до того в Константинополе отмечался как поместный. В Риме же праздник Dormitio Beatae Virginis был установлен при папе Сергии I (687-701).

Источник: https://tass.ru/obschestvo/6806016

Успение Пресвятой Богородицы 2019: традиции и история праздника

Все христиане воздают особую честь и поклонение Богородице — самому почитаемому и священному лицу после Спасителя. Многочисленные храмы и монастыри по всему миру воздвигнуты в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Sputnik Грузия рассказывает об одном из 12 главных праздников православной церкви, которому предшествует Успенский пост — единственный, посвященный Божьей Матери.

Успение Пресвятой Богородицы

Верующие в день Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии отмечают победу вечной жизни над смертью.

Божья Матерь, по церковному преданию, после вознесения Спасителя на небо жила в доме апостола Иоанна в Иерусалиме. Он заботился о Ней, как о родной матери.

Богоматерь проводила дни и ночи в молитве — она принимала всех, кто приходил к Ней, исцеляя больных и утешая страждущих и заблудших.

Божья Матерь часто молилась в Гефсиманском саду у Святого Гроба Господня. Однажды Архангел Гавриил, явившись Ей там, преподнес Богородице светящуюся райскую ветвь — символ победы над смертью и тлением.

Архангел сообщил Деве Марии, что Ее земная жизнь окончится через три дня. Пресвятая Богородица, несказанно обрадовавшись этой вести, стала готовиться к своей кончине.

Когда пришло время Пресвятой Богородице перейти из земной жизни в вечную, все апостолы из числа двенадцати и семидесяти, проповедовавшие Христово учение в разных концах мира, по ее молитве, собрались чудесным образом у одра Божьей Матери.

Sputnik / Alexander Imedashvili

Древняя роспись на стене храма Успения Богородицы в пещерном комплексе Вардзия

Когда настал час Успения Пресвятой Богородицы, Спаситель Сам сошел к ней в окружении ангелов, чтобы забрать с собой ее душу. Пресвятая Дева без всякого телесного страдания предала в руки Своего Сына и Господа душу, и тотчас раздалось ангельское пение.

Апостолы, оплакав разлуку с Богородицей, погребли тело, согласно Ее воле, в пещере в Гефсимании, между могилами Ее родителей и Иосифа Обручника. Закрыв вход в пещеру большим камнем, они молились у входа три дня.

Фома, опоздавший к Успению и погребению Пресвятой Богородицы, попросил открыть пещеру, чтобы поклониться Ее праху, но тела Божьей Матери не обнаружил. Так все уверились, что Господь вознес Богородицу на небо вместе с телом.

В тот же день вечером Пресвятая Богородица явилась к апостолам за ужином и сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни». Апостолы так обрадовались, что подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя (часть Господа), воскликнув: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»

Courtesy of Nestan Chitaya

Грузинская икона с изображением Богородицы

Так возник чин возношения Панагии (в переводе с греческого Всесвятая) — части хлеба в честь Богородицы. В монастырях эта традиция сохранилась по сей день.

Существует много версий о том, сколько Богородице было лет на момент Успения. Наиболее вероятно, что Божья Матерь скончалась примерно в 57-м от Рождества Христова, прожив примерно 72 года.

История праздника

Праздник восходит к первым векам христианства – об Успении Пресвятой Богородицы упоминают блаженный Иероним и Григорий, епископ Турский, в своих сочинениях.

Успение Пресвятой Богородицы в Византии отмечали повсеместно уже в IV веке. Общецерковным праздник стал в 595-м, когда византийский император Маврикий одержал победу над персами в этот день.

Установили праздник для прославления Богородицы и Ее Успения, а также для обличения еретиков, посягавших на ее достоинство, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы и Ее телесную кончину соответственно.

Успение Пресвятой Богородицы в православии входит в число важных торжеств — у него один день предпразднества и несколько попразднества. Это последний праздник православного церковного года – он завершается 13 сентября по новому стилю.

Sputnik / Alexander Imedashvili

Люди у иконы Божьей Матери в храме Самеба

Традиции

В канун Успения в православных храмах, по традиции, совершают всенощное бдение – торжественное богослужение, объединяющее великую вечерню и утреню.

В день Успения Пресвятой Богородицы во время службы, по традиции, вспоминают жизнь, деяния и кончину Божьей Матери — духовенство выходит к плащанице с изображением Богородицы, лежащей посреди храма, читает над ней молитвы, а затем обносит ее вокруг храма.

В старину определенных традиций придерживались и в народе. К примеру, ходить в старой или неудобной обуви в праздник Успения Пресвятой Богородицы нельзя было, иначе жизнь в дальнейшем будет полна проблем и трудностей.

По традиции, ходить босиком в этот день нельзя – это к болезням. А вот работать в праздник нужно, чтобы закончить все ранее начатые дела.

Жатву завершить старались к Успению Пресвятой Богородицы — последний сноп — «дожинку», по традиции, наряжали в сарафан, затем несли его с песнями в деревню и ставили под иконы.

По традиции, в праздник варили медовуху, отмечали жатвенными песнями и хороводами.

Собирать ягоды, орехи и грибы, по традиции, ходили после Успения в лес. В конце августа хозяева начинали заготовку на зиму, когда поспевали овощи.

photo: Sputnik / Vitaly An'kov

Икона Богородицы

С Успения Пресвятой Богородицы девушки начинали присматривать себе женихов. А сватов засылали, по традиции, через две недели после праздника.

По традиции, на Успение ходят в храм и освящают хлеб нового урожая.

Издавна ронять даже крошку освященного в церкви хлеба на пол считается большим грехом.

Переедать и злоупотреблять алкоголем на Успение Пресвятой Богородицы, как и в любой другой церковный праздник, запрещено. На следующий день после Успения Богородицы – 29 августа, православные отмечают «Ореховый (Хлебный) Спас».

В народе так называют праздник Перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.

Спас называют Хлебным или Ореховым в честь традиции в это время завершать жатву хлебов и собирать орехи.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20190827/246336405/Uspenie-Presvyatoy-Bogoroditsy-2019-traditsii-i-istoriya-prazdnika.html

Успение Богородицы 28 августа — что можно и нельзя делать

Праздник является ежегодным и одним из важнейшим для христиан. Полностью его название звучит так: Успение пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Католики и православные отмечают его в разные даты. Первые — 15 августа, вторые — 28-го.

История праздника

В этот день верующие вспоминают окончание (успение) земной жизни Девы Марии — матери Иисуса Христа. Согласно евангельскому преданию, она жила в доме на горе Сион, в Иерусалиме. Дева Мария часто поднималась на Голгофу и у Гроба Господня молилась. Богородица прожила более 70 лет. Незадолго до смерти перед ней явился Архангел Гавриил. Он рассказал ей об окончании ее земного пути и предрек встречу с Иисусом.

Архангел попросил Марию не бояться физической смерти, ведь после ее ожидала вечная жизнь в Царствии Божием. Перед смертью Мария захотела увидеть всех апостолов, которые проповедовали христианство. Согласно Евангелию, ее желание исполнилось. Ученики Христа были перенесены к дому Богоматери. Она тепло с ними попрощалась, около ее ложа возникло сияние, а затем она тихо умерла. Именно поэтому праздник Успения связан со светлой грустью.

Дева Мария была похоронена в пещере в Гефсимании, рядом со своими родителями Иоакимом и Анной, а также супругом Иосифом Обручником. Апостол Фома, согласно апокрифу, опоздал на прощанье с Богоматерью. Ради Фомы другие апостолы отодвинули камень, закрывавший вход в пещеру, но тела Марии там не было. Ему в утешение Мария с неба бросила свой пояс. По преданию, потом этот предмет одежды стал святыней, известной как Пояс Пресвятой Богородицы.

Народные традиции

Как известно, в народе этот праздник называют Первая Пречистая. Вторую Пречистую (Рождество Богородицы) отмечают 21 сентября. Третья Пречистая (Введение Богородицы во храм) проходит 4 декабря.

Эти даты означают окончание осенних полевых работ и предвещают начало зимы. Люди на Руси говорили: «Первая Пречистая рожь засевает, Вторая — дождем поливает, Третья — снегом укрывает».

После Успения женщин в деревнях по возможности освобождали от тяжелой работы. Именно об этом говорит поговорка: «Пришла Первая Пречистая — стала девушка речистая» (то есть появилось время на посиделки и разговоры).

После Успения Богородицы на Руси начинался период осенних свадеб. Чаще всего их играли на Покров (14 октября).

Что хорошо делать на Успение

В этот день на Руси освящали муку и хлеб. Им обычно угощали хлебом голодных и нищих. Также 28 августа молились за близких. Особенно на Успение хорошо просить у Господа о благополучии и здоровье детей, а также девушек и замужних женщин. Богоматерь является заступницей всех детей и женщин, а также слабых и немощных людей.

В конце августа также начиналась подготовка к свадьбам. Считалась, что если на Первую Пречистую удалось договориться о торжестве, которое пройдет на Покров, то молодожены проживут вместе счастливую и долгую жизнь. У них будет хороший достаток и много детей.

Что нельзя делать на Успение

В праздничный день запрещалось любая работа, кроме соленья огурцов. Кроме того, девушкам советовали 28 августа не плести косы и стричь волосы. Иначе не видать им замужества. В этот день строго-настрого запрещалось сквернословить и ругаться. Также нельзя было готовить еду, если праздник приходился на постный день, то есть на понедельник, среду или пятницу.

В этом случае продолжают действовать правила поста. Запрещены мясо, молочные продукты, яйца. Можно есть горячую постную пищу с растительным мясом, морепродукты и рыбу. В любом случае еда должна была быть приготовлена накануне. Если же хозяйка в этот день взялась что-то варить или жарить, то ее семью могли ждать безденежье и голод.

Источник: https://360tv.ru/news/tekst/uspenie-bogoroditsy/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
В каком году появилась первая Библия

Закрыть