Константинополь: Московского патриархата в Украине больше нет
Святослав Хоменко, Михаил Денисов ВВС
Недавнее решение синода Вселенского патриархата отменило юрисдикцию Русской церкви над украинским священноначалием, поэтому сейчас все православные архиереи Украины считаются служителями Вселенского престола, независимо от того, к какой из трех церквей они относились ранее, и должны ждать директивы Константинополя относительно своих дальнейших действий, считают во Вселенском патриархате Константинополя.
В ближайшее время Вселенский патриархат созовет Объединительный собор, который создаст церковь под названием «Православная церковь в Украине», — именно она получит томос об автокефалии (грамоту о независимости) от Константинополя и станет единственной канонической церковью в государстве.
Приглашение к участию в этом соборе получат все православные епископы, пребывающие в Украине, независимо от того, к какой церкви они принадлежали до сих пор.
О позиции Константинополя относительно нынешнего положения православной церкви в Украине и ее будущего ВВС рассказал влиятельный архиерей Константинопольской церкви, представитель Вселенского патриархата при Всемирном совете церквей, доктор богословия, давно и глубоко занимающийся украинской проблематикой, архиепископ Телмисский Иов (Геча).
Несмотря на то, что владыка Иов не решается спрогнозировать точную дату издания «украинского томоса», по его мнению, обретение самостоятельности украинской церковью не приведет ни к расколу в мировом православии, ни к вспышке религиозной напряженности в Украине.
Своих же «собратьев» из Русской церкви он призывает вернуться к единению со Вселенским патриархатом и перестать угрожать расколом в православии. Обвинения в адрес Константинополя в раскольничестве и «восточном папизме», которые сейчас звучат из Москвы, архиепископ Иов называет беспочвенными и основанными на незнании церковных канонов.
Храм в Шамбези
«Для Константинополя украинский вопрос не нов, он не возник позавчера. Каждый президент Украины кроме Виктора Януковича приезжал на Фанар (в стамбульскую резиденцию Константинопольского патриарха) и просил об автокефалии», — говорит архиепископ Иов, когда мы входим в храм апостола Павла при Православном центре Вселенского патриархата в Шамбези.
В этом городке под Женевой в 60-х годах прошлого века Константинополь обустроил свой учебный и экуменический центр.
Image caption В городке Шамбези под Женевой в 60-х годах прошлого века Константинополь обустроил свой учебный и экуменический центр
Именно здесь, говорит владыка Иов, в этом храме, Московский патриарх Кирилл в январе 2016 года торжественно пообещал принять участие во Всеправославном соборе, запланированном на лето того же года. В итоге Русская церковь тогда не прислала свою делегацию на первый за более чем тысячу лет собор. В следующий раз московский и вселенский патриархи встретились лично в последний день лета 2018 года в Стамбуле, и главной темой беседы предстоятелей была автокефалия для украинской церкви.
Архиепископ Иов — один из крупнейших специалистов Константинопольского патриархата по украинскому вопросу. Украинец по происхождению, родившийся в Канаде, он не раз бывал в Киеве, вел переговоры с политическими и церковными деятелями Украины.
Он лично присутствовал на встрече Петра Порошенко с патриархом Варфоломеем в апреле этого года, после которой президент Украины публично заявил, что автокефалия для украинского православия «близка как никогда».
Сейчас, когда процесс преодоления раскола в украинском православии вышел, как считает Вселенский патриархат, на финишную прямую, ВВС расспросила владыку Иова о том, как Константинополь принимал решение, которое может стать переломным для мирового православия, и чего ожидать от этого процесса дальше.
Полный текст интервью с архиепископом Иовом читайте по этой ссылке.
Как все начиналось
Image caption По словам архиепископа Иова, идея предоставления автокефалии украинской церкви прорабатывалась Константинополем не один год
Константинополь изучал ситуацию в Украине десятилетиями, однако активно вопросом автокефалии для украинской церкви Вселенский престол занялся в 2016 году, говорит архиепископ Иов.
Этому способствовало несколько факторов.
В июне 2016 года, за считанные дни до открытия Всеправославного собора на Крите, Верховная Рада Украины приняла обращение к патриарху Варфоломею с просьбой о предоставлении автокефалии.
«После событий 2014 года Украина уже никогда не будет ни политической, ни церковной колонией России. Как показывает состояние православной церкви в Украине, она уже давно по всем надлежащим критериям готова к статусу поместной автокефальной церкви», — говорилось в этом документе.
Источник: https://bbc.com/ukrainian/features-russian-46071179
Русская православная церковь. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ. 12 февраля 2016 г. в Гаване состоится первая в истории встреча глав Русской православной и Римско- католической церквей — патриарха Кирилла и папы римского Франциска. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку, содержащую основные сведения об истории и структуре Русской православной церкви.
Русская православная церковь Московского патриархата (РПЦ МП) — самая крупная из ныне существующих автокефальных (самостоятельных) поместных православных церквей. В официальном списке исторического старшинства поместных церквей (диптихе) занимает пятое место из 15-ти.
История
В 988 г. состоялось крещение Руси. Первоначально глава русской церкви назначался из греческого духовенства Византии, в 1051 г. Иларион стал первым русским митрополитом Киевским и всея Руси. В 1448 г.
Поместный собор русской церкви принял решение о ее автокефалии (самоуправлении) и самостоятельно избрал митрополита Московского и всея Руси Иону. В 1589 г.
был избран первый патриарх, которым стал Иов, после чего самостоятельность русской церкви была признана Константинопольским патриархатом. В 1666 г. русская церковь пережила раскол в результате реформ патриарха Никона.
При императоре Петре I православная церковь в России была подчинена государству, патриаршество ликвидировано. С 1721 г. по 1917 г. церковь возглавлялась Святейшим Правительствующим Синодом. Его члены назначались императором, управляли Синодом государственные чиновники — обер-прокуроры.
В ходе Поместного собора православной церкви, проходившего в 1917-1918 гг., было восстановлено патриаршество. Первым патриархом в ХХ в. был Тихон (Белавин; 1865-1925).
После Октябрьской революции 1917 г. пришедшие к власти большевики начали борьбу с религией. 2 февраля (20 января по старому стилю) 1918 г.
вступил в силу декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым русская церковь была лишена прав юридического лица, земель и собственности. В период с 1917 г. по 1939 г.
большинство церквей и монастырей было принудительно закрыто, большая часть священнослужителей — репрессирована. После смерти патриарха Тихона избрание нового главы церкви было запрещено властями.
В 1914 г. в российской православной церкви было более 55 тыс. храмов, по состоянию на 1915 г. в них служили 168 архиереев, более 66 тыс. священнослужителей. К 1939 г. осталось четыре архиерея, около 300 священников и столько же храмов.
В 1920-х гг. была создана Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ), объединившая русских православных эмигрантов, оказавшихся в изгнании в результате революции 1917 г. и Гражданской войны (1917-1922).
В годы Великой Отечественной войны государство смягчило антирелигиозную политику. В 1943 г. с разрешения советского правительства состоялся Архиерейский собор, на котором был избран новый патриарх Сергий (Страгородский).
Тогда же официально было закреплено современное название — Русская Православная Церковь.
Либерализация политики по отношению к православной церкви в СССР началась во время подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. 30 мая 1991 г. на основании закона «О свободе совести и религиозных организациях» церковь получила официальный статус религиозной организации и права юридического лица. В мае 2007 г. РПЦ воссоединилась с РПЦЗ.
Устройство
РПЦ зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация.
Осуществляет свою деятельность на основе Священного Писания и Священного Предания, канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских соборов и святых отцов, постановлений своих Поместных и Архиерейских соборов, Священного синода и указов патриарха, а также устава РПЦ (последние поправки были внесены в 2016 г.).
Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный и Архиерейский соборы, Священный синод во главе с патриархом Московским и всея Руси. С 2009 г. патриархом является Кирилл (Гундяев). С 2011 г. под его председательством действует также Высший церковный совет.
В составе церкви имеются 22 синодальных учреждения по основным сферам деятельности, в том числе Отдел внешних церковных связей, Синодальная комиссия по канонизации святых, Синодальный отдел по монастырям и монашеству и др.
Также при РПЦ имеется общецерковный суд (существуют и суды местных юрисдикций), которые предназначены для поддержания порядка церковной жизни и призваны способствовать соблюдению священных канонов и иных церковных установлений.
В частности, суды могут принимать решения об извержении из сана, отлучении от церкви.
В состав Русской православной церкви Московского патриархата входит семь автономных или самоуправляемых церквей: Эстонская православная церковь московского патриархата (создана в 1920 г.), Китайская (1956 ), Японская (1970), Украинская Православная Церковь (1990; Московского патриархата), Латвийская православная церковь (1992), Православная церковь Молдовы (1992), Русская православная церковь заграницей (стала частью РПЦ в результате объединения церквей в 2007 г.).
Кроме того, в РПЦ входит Белорусский экзархат (церковная область, лежащая за пределами страны, в которой расположен патриархат) и два митрополичьих округа (в Республике Казахстан и Среднеазиатский), 57 митрополий, 296 епархий.
При РПЦ действуют 21 научное и образовательное учреждение, в том числе Московская духовная академия и семинария, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» и др.
В иерусалиме ждут благодатный огонь. что о нем известно?
В храме Гроба Господня в Иерусалиме в Великую субботу, накануне Пасхи, сошел Благодатный огонь, 2018 год. Фото – REUTERS/Ronen Zvulun/Forum
Несмотря на пандемию коронавируса и всеобщий карантин, власти Израиля решили не отменять традиционный обряд в Храме Гроба Господнего. Церемония схождения благодатного огня состоится, однако в пустой церкви. Участвовать в ней будет только духовенство. Затем огонь самолетами развезут по разным странам.
Особенности церемонии
Каждый год в субботу перед православной Пасхой в Иерусалиме проводят чин «схождения благодатного огня». Это довольно древняя традиция. Впервые о благодатном огне упоминается в текстах IX века. В древних рукописях утверждается, что огонь сходит чудесным образом, т.е. без сторонней помощи. Само мероприятие регламентировано т.н. «Статус-кво на Святых местах». Это декрет Османского султана, выданный в 1852 году.
Он устанавливает правила и порядок пользования религиозными сооружениями разными конфессиями. Декрет действует до сих пор. Согласно документу огонь получают в специальной часовне – Кувуклии. Слово «кувуклия» с греческого переводится как «опочивальня» – это то место, где располагался гроб Иисуса после распятия. Сама Кувуклия находится в Храме Гроба Господнего, который построен на месте горы Голгофы, где был распят Иисус.
Схема Кувуклии. Фото – wikimedia.org
Церемония начинается с того, что Иерусалимский патриарх трижды обходит Кувуклию. Перед тем как в нее попасть, с дверей (№ 5 на картинке) снимают большую восковую печать, поставленную несколькими часами ранее.
Согласно правил «Статус-кво» двери Кувуклии опечатываются представителями армянской церкви в 11:00 по местному времени в субботу перед Пасхой. Перед входом православный Иерусалимский патриарх и архимандрит (чин священника-монаха) Армянской церкви снимают часть своих облачений (церковных одежд).
Обычно в СМИ утверждают, что патриарха и архимандрита обыскивают на наличие источников огня, но судя по видеотрансляции последних лет, этого не происходит.
https://youtube.com/watch?v=QVi5oaeroDg
Кувуклия в Храме Гроба Господнего, Иерусалим. Фото – tripadvisor.com
Далее они входят в Кувуклию. Армянский священник стоит в приделе Ангела у южного окна (№4 на картинке), а патриарх заходит в придел Гроба Господня. За ними закрывают двери. Патриарх читает молитву у ложа Иисуса Христа (№1 на картинке).
Схема Храма Гроба Господнего. Фото – s9.drugiegoroda.ru
Позиция Иерусалимской патриархии
Примечателен сам текст молитвы. Она составлена на греческом языке, но существует и русский перевод. Ранее он был опубликован на сайте Русской духовной миссии в Иерусалиме (представительство РПЦ в Израиле), но позже был удален. Нам удалось найти удаленный текст молитвы. В ней интересны два предложения:
«мы совершаем светоявление, изображая этим Твое милостивое к нам богоявление» и «благоговейно беря свет, который непрестанно и присносветло горит на сем светоносном Твоем гробе, мы преподаем его верующим в Тебя, истинного Света»
Фактически речь идет о том, что происходит некий обряд, который нечто изображает. Огонь берется от «непрестанного источника», т.е. от какого другого источника огня, который никогда не перестает гореть. Ни о каком сверхъестественном схождении огня в тексте молитвы ни слова.
Об этом также говорили и представители духовенства. Патриарх Иерусалимский в интервью Интерфаксу назвал схождение огня церемонией или представлением, но не чудом. Бывший начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор в одном из интервью на тему Благодатного огня всячески уклонялся от утверждения о чудесном характере «схождения» огня, и не опровергал возможности его зажжения Иерусалимским патриархом.
Интересное интервью дал представитель Иерусалимского патриархата митрополит Петры Корнилий. В 2000-2001 гг. он был местоблюстителем престола – т.е. исполняющим обязанности патриарха, в том числе дважды участвовал в церемонии «схождения» благодатного огня. В интервью греческому телеканалу MEGA в передаче Grinez Zones еще в 2001 г. он прямо сказал, что благодатный огонь зажигается от неугасимой лампады, которая хранится в ризнице храма Гроба Господня.
Журналист Виктория Кларк написала целую книгу об этом феномене «Holy Fire: The Battle for Christʼs Tomb» (2005). В специальном интервью для книги греческий епископ Феофан также подтвердил информацию о зажигании огня от лампады.
Что говорят армяне?
Интересно, что о естественном происхождении благодатного огня говорят и армяне. Настоятель армянской части храма Гроба Господня Самвел Агоян в интервью израильскому телеканалу «Хадашот 2» заявил, что огонь зажигают от масляной лампады. Примечательно, что этот священник один из непосредственных свидетелей действа. Он трижды участвовал в церемонии «схождения» благодатного огня вместе с Иерусалимским патриархом.
Армянский священник Гевон Вардапет опубликовал видео, на котором видно, что в Кувуклии, после выхода патриарха осталось две горящие лампады. Одну внесли туда перед самим ритуалом, а одна была там еще до начала церемонии.
Отношение РПЦ
В апреле 2009 г. группа верующих РПЦ обратилась с открытым письмом к патриарху Кириллу с просьбой дать церковную оценку феномену «схождения Благодатного огня». Прошло 11 лет, но официального ответа от Московского патриархата так и не последовало.
Представитель Русской Православной Церкви протодьякон Андрей Кураев приводит слова одного из епископов, который решил не называть своего имени. Будучи начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме ему на исповеди монахини признавались в том, что врали о самовозгорании свечей во время церемонии «схождения» благодатного огня.
В мемуарах другого начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме епископа Порфирия (Успенского) описывается один эпизод, связанный с огнем. Правитель Египта, Сирии и Палестины Ибрагим-паша решил проверить действительно ли «благодатный огонь» сходит чудесным образом.
Он сказал православным епископам, что будет присутствовать в Кувуклии и если увидит, что огонь зажигают то расскажет всем о большой лжи. Было созвано совещание из трех епископов. Во время обсуждения митрополит Петры Мисаил признался, что он в Кувуклии зажигает огонь от лампады, которая находится за отодвигаемой мраморной иконой Воскресения Христа.
Тогда Ибрагима-пашу вежливо попросили не вмешиваться в религиозные дела и намекнули, что российский император Николай будет весьма недоволен раскрытием таких тайн.
Огонь в прямом эфире
Интересна медийная составляющая данного события. Обозреватели заметили, что огонь из года в год «сходит» словно по расписанию – между 14:03 и 14:16 по местному времени. Притом, что многочисленные древние источники описывают это событие как многочасовое ожидания огня.
Журналисты заметили, что данный временной промежуток совпадает с дневным выпуском новостей на российском телеканале НТВ, т.е. между первой и последней новостью в выпуске.
Поскольку часовые пояса долгое время были разными, то получается, что огонь постоянно «сходил» в прямом эфире пятнадцати часового выпуска новостей НТВ.
В сети можно встретить информацию, что НТВ еще в 2002 г. выкупила право трансляции из храма Гроба Господня, и продает трансляции другим каналам, которые не хотят тратить деньги на собственные вещания из Иерусалима. Строгую привязку к 15-часовому выпуску новостей объясняют необходимостью успеть на заранее заказанный чартер из аэропорта Бен-Гурион. Ведь следующий выпуск новостей на НТВ в 18:00, а значит можно не успеть вернуться в Москву с огнем к пасхальной службе в Храме Христа Спасителя.
Огненное преимущество
Схождение благодатного огня очень часто используется православными для доказательства истинности и превосходности своей конфессии. Особенно это актуально на пост-советском пространстве.
То, что огонь сходит именно на православную Пасху, а не на католическую или протестантскую – серьезный аргумент в спорах рядовых верующих. Интересно, что в дореволюционной церковной традиции этот аргумент никогда не использовался.
Протодьякон РПЦ Андрей Кураев объясняет это тем, что популярность «благодатного огня» в основном сформировалась в начале 90-х гг., «когда начался туристический бизнес на паломничествах в Израиль».
В СМИ часто цитируют «пророчество» о том, что в год, когда благодатный огонь не сойдет – в мир придет Антихрист, что будет означать начало Апокалипсиса. Это подогревает алармистские и апокалиптические чувства у рядовых верующих. Однако судя по всему, «схождение» благодатного огня всего лишь ритуал и огонь добывается естественным образом, а сформировавшаяся вокруг него мифология просто удачно используется различными действующими лицами в своих целях.
Источник: https://belsat.eu/ru/news/v-ierusalime-zhdut-blagodatnyj-ogon-chto-o-nem-izvestno/