Что такое церковная десятина

1. Древнерусская десятина, характерная для первого столетия обеспечения церкви

что такое церковная десятина

Активная роль государственной власти при формировании на Руси церковной организации сказалась не только в создании ее структуры — митрополичьей и епископских кафедр, но и в обеспечении материальных условий их деятельности.

В период раннего развития феодального строя, когда не могло быть речи не только о приобретении путем покупки земельных владений, но и о получении их от князя на основе лена, новая организация должна была существовать за счет князя, государственного бюджета, путем отчислений от собираемых им даней и других поступлений на княжеский двор.

Таким же образом в X в. обеспечивалось существование дружины, государственного аппарата, тесно связанных с князем.

Особой формой, в которой происходило отчисление доли поступающих на княжеский двор даней в пользу церкви, была десятина. Это праславянское слово, общее всем славянским языкам1, обозначает одну десятую часть чего-либо.

Свидетельства о форме обеспечения церкви

Церковная десятина на Руси как средство обеспечения христианского культа известна с первых сообщений о строительстве и обеспечении новых храмов, Десятинной церкви Богородицы и некоторых других, причем она имеет централизованную форму и дается князьями из тех поступлений, которые они получают с территории государства.

По Повести временных лет, Владимир после постройки Десятинной церкви «рек сице: даю церкви сей святей Богородици от именья моего и от град моих десятую часть, и вдасть десятину Настасу Корсунянину» [6504 (996) г.]. То же сообщение содержится в Новгородской I летописи и в сокращенном виде в Прологе2. Об этом же сообщают «Память и похвала» князю Владимиру Иакова Мниха3, Устав князя Владимира4, Житие князя Владимира5.

О десятине, даваемой церкви Богородицы во второй половине XI в., сообщает летописный некролог князю Ярополку Изяславичу6.

Десятина давалась не всем вновь основанным церквам, а только соборным. Об этом свидетельствуют обеспечение Ярославом десятиной новой церкви Бориса и Глеба в Вышгороде и учреждение в ней службы «по вся дни», по сообщению «Чтения о Борисе и Глебе»7.

Таковы указания на получение десятины новгородским кафедральным собором и изменения, внесенные в ее отчисление в Новгородском уставе князя Святослава Ольговича 1137 г.8, установления о передаче десятины в 1136 г. смоленской кафедральной церкви9 и собору во Владимире Суздальском 1158 г.

, который был основан Андреем Боголюбским10, свидетельство о получении десятины владимирским и суздальским соборами в Послании Симона к Поликарпу11.

«Правило о церковных людях и о десятинах» — трактат XIII в. о правах церковной организации на принадлежащие ей большие материальные средства также связывает десятину только с «соборными церквами»12.

Десятина от «даней»

Приведенные выше свидетельства говорят о том, что десятина была отчислением в пользу церковной организации от поступлений князю13. Каков был ее состав? Прежде всего это десятая часть от княжеских даней («от всякого стада и всякого живота», «от всего имения», «от всих скот своих и от жита на вся лета», «от дани десятую часть», «десятины по всем градом»). Структура десятины «от даней» хорошо видна в Смоленской уставной грамоте 1136 г.

, данной одной из «соборных церквей»: она взимается с каждой из 34 административных единиц княжества, города или волости, которые выплачивают на княжеский двор установленную сумму, начиная от 1000 гривен в Вержавлянах и 400 гривен с Торопца и кончая 10 гривнами с мелких волостей. Выделение территорий Смоленского княжества, плативших княжеские дани и десятину с них епископу, — заслуга Л.В. Алексеева14. Но 30-е годы XII в.

— это время, когда в сбор десятины по сравнению со временем, когда она была установлена, вносились значительные изменения (ограничение состава десятины, появление других источников обеспечения). Поскольку в X—XI вв. дани собирались княжескими дружинниками и зависимыми людьми княжеского двора, отчисление десятины производилось непосредственно в центре, куда поступали дани [см.

указание на княжеское распоряжение «властелину» Вышгорода передавать десятину новой местной соборной церкви Бориса и Глеба в «Чтении о Борисе и Глебе» (см. выше)].

Платил ли князь десятину также от такой части своего приходного бюджета, как полюдье, собиравшееся ежегодно осенью и зимой путем объезда князем и его дружиной территорий восточнославянских княжеств, вошедших в состав государства Руси?15. В приведенных выше свидетельствах о десятине XI—XIII вв. слово «полюдье» не упоминается; Смоленская уставная грамота 1136 г. вначале исключает полюдье из числа поступлений, от которых платится десятина.

Однако само это ограничение («кроме полюдья») говорит, скорее, о новом изменении старого порядка в 30-х годах XII в., а не о подтверждении старого. К тому же от полюдья, которое собирается в Копысе и Лучине, на пограничных землях Смоленского княжества, десятина все же отчисляется и по грамоте 1136 г.16, т. е. новоизменение не охватывало тех территорий, которые обладали особым статусом. Конечно, полюдье в Смоленской земле XII в.

— это уже не то, что было известно о сборах во времена Игоря и Константина Багрянородного, когда оно «как первичная форма получения ренты уже доживало последние годы»17. Однако нет оснований считать, что князь Владимир, щедро обеспечивая церковную организацию из государственного бюджета, мог исключить такой важный и постоянный источник, как полюдье.

Скорее, под «данями», поступлениями от «всей земли Руской, княжения от всего», нужно понимать все виды таких сборов, собираемые разными способами.

Судебная десятина

Наряду с данями церковная десятина отчислялась от поступлений от княжеского суда. Наиболее раннее упоминание судебной десятины находится в Краткой Правде XI в. (ст. 41), где при расчете долей судебных пошлин вместе с долями мечника в одном случае и емца в другом указана и «десятина»18. Другие источники XII—XIII вв. фиксируют судебную десятину в процессе ее отмирания и замены другими способами материального обеспечения церкви.

Так, в Новгородском уставе Святослава Ольговича 1137 г. говорится, что традиционно на Руси епископы получали десятину не только от даней, но и «от вир, и продажь, что входить в княжь двор всего»19. Там же упоминается, что в Новгороде существовала своя традиция отчисления судебной десятины, которая выражена в неясной формуле «толико от вир и продажь десятины зьрел, олико днии в руце княжии в клеть его», причем слово «днии» дается сокращенно, под титлом.

Однако эта система, вероятно, не удовлетворяла епископа, понимание финансовых интересов которого провозглашает князь, и он вместо судебной десятины, которая отменяется, устанавливает твердую ставку в 100 гривен «новых кун» от даней, которые поступают от погостов «из Онега»20. В Смоленской грамоте 1136 г. князь передает кафедральной церкви и епископу десятину от всех поступлений на княжеский двор, кроме не только полюдья, но и вир и продаж.

И это ограничение в десятине нет оснований рассматривать как ущемление интересов епископа, обеспечению которого посвящена грамота: кроме десятины ему была передана группа крестьян-прощеников и два села21. Об отчислении церкви Богородицы от судебных штрафов говорит и Устав князя Владимира о десятинах («от всякого княжа суда десятую векшу»22, «десятый грош»23), архетипный текст которого может быть датирован серединой или второй половиной XII в.

после создания Смоленской уставной грамоты 1136 г.24

На то, что в XII в.

судебная десятина отменяется, указывают также отсутствие ее среди средств, предоставленных владимирской Успенской церкви Андреем Боголюбским25, и дальнейшая история текстов Устава Владимира: упоминание «от всякого княжа суда десятой векши» опускается в общем источнике Волынской и Печерской редакций, который относится к Галицко-Волынской Руси второй половины XIII в.; нет его и в поздних изводах Оленинской редакции, относящихся к тому же времени26. Однако церковь не собиралась отказываться от претензий на получение судебной десятины и в XIII—XIV вв., о чем говорит сохранение статьи «А се о десятинах» и упоминание «десятой векши» от княжеского суда в полемическом «Правиле о церковных людях и о десятинах», обосновывающем права церковной организации на большие материальные средства27. И в Уставе князя Всеволода конца XIII в., основанном на Синодальной редакции Устава Владимира, сохраняется упоминание «от всякого княжя суда десятую векшу»28, как это было и в текстах XII в.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Малакия что это за грех

Торговая десятина

Десятину получала церковь также от княжеских торговых пошлин. Хотя сведениями об этом виде отчислений церкви в конце X—XI в. мы не располагаем — они относятся только к XII в., — нет оснований считать, что торговая десятина появилась только в XII в.

Торговые пошлины существуют со времени образования государства, нуждающегося в пополнении бюджета, и при обеспечении новой организации отчисления от этих пошлин также должны были поступать церкви. В общем указании летописной записи «даю церкви сей святей Богородици от именья моего и от град моих десятую часть»29 есть основания поэтому видеть и эту десятину.

Другое дело, что с ростом внутренней торговли и развитием города торговые пошлины должны были играть все большую роль в бюджете городов и стал вопрос об ограничении их поступлений церкви.

Что касается форм их отчисления, то их известно несколько. Устав Владимира уже в ранних текстах содержит установление «из торгу десятую неделю», которое находится в Оленинской XII в., Синодальной XIII в. и Волынской редакциях XIV в.30. О «десятой неделе» от торга говорят и Новгородский устав Всеволода XIII в. и Печерская редакция Устава Владимира XIV в. («а у мыте, и у торгу, и на перевозех 10-ю неделю»)31.

Источник: http://a-nevsky.ru/library/gosudarstvo-i-cerkov-drevney-rusi-x-xiii-vv8.html

Десятина — древо

что такое церковная десятина

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Десяти́на

В Библии

Десятина или десятая часть — в Ветхом Завете (Бытие XIV, 20) род дара Богу, известный евреям еще задолго до времен Моисея. Десятина восходит к Аврааму, который дал первосвященнику Мельхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырех побежденных царей.

Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов, не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника (Числ. XVIII, 21—32).

Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами (Второз. XIV, 24-26).

Род повинности на Западе

Десятина на западе Европы первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 г. приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 г. уже предписывал платить десятину, под угрозой отлучения.

Карл Великий в 779 г. превратил ее в повинность, которая налагалась на всех в силу государственного закона, под страхом уголовных кар (у саксов — прямо смертной казни).

Вместе с этим Карл Великий предписал делить десятину на три части: 1) на построение и украшение церквей; 2) на бедных, странников и богомольцев и 3) на содержание духовенства.

Духовенство все более и более увеличивало тяжесть этого налога, падавшего первоначально лишь на доход с земледелия: десятину стали требовать со всех вообще прибыльных занятий, хотя бы даже и безнравственных (особенно с XII в., при папе Александре III).

Вместе с тем церковь все более и более уклонялась от того, чтобы давать десятине надлежащее назначение. Нуждаясь в защите и ища ее в феодальном сословии, епископы и аббаты нередко отдавали десятину в лен (инфеодировали, откуда dîme inféodée) соседним сеньорам, что составляет одну из любопытных сторон феодализма в церкви. С усилением власти королей духовенству пришлось делиться десятиной и с последними. Наконец и папы стали также требовать часть десятины в свою пользу.

Благодаря тому, что десятина представляла собой весьма крупный доход церкви, ложившийся тяжелым бременем на светское общество, и что на часть этого дохода клира заявляли притязание папство, королевская власть и феодальные сеньоры, десятина служила нередко предметом очень резких столкновений между отдельными элементами средневекового общества [1].

В эпоху реформации Римско-католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной десятине.

В Англии десятина, однако, сохранилась, и попытка ее отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII в., не увенчалась успехом, ибо в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя ее, приходилось найти вместо нее другой источник дохода.

В католических государствах десятина продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн. ливров десятины, которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства.

С 1789 г. начинается эпоха отмены десятины, пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счет государства содержание духовенства, вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую.

В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау, Бавария, оба Гессена, Баден, Вюртемберг, Ганновер, Саксония, Австрия, Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/4706.html

Евангелистам США никто не мешает делать деньги

что такое церковная десятина

Владимир Козловский Русская служба Би-би-си, Нью-Йорк

Image caption Церковь в США отделена от государства

По разным оценкам, христиане-евангелисты составляют 25-30% населения США или 70-80 млн. человек. В стране тысячи евангелистских храмов, существующих в основном на пожертвования своих прихожан.

Как писал в 2007 году бизнес-сайт allbusiness.com, совокупный доход американских евангелистов оценивался в 2,1 триллиона долларов.

Если бы все они выплачивали своим церквям ветхозаветную церковную десятину, те были бы сказочно богаты. Но, хотя евангелисты являются самыми щедрыми жертвователями среди американских верующих, десятую часть своего дохода, согласно одному опросу, платят церкви менее четверти из них.

Большинство евангелического духовенства и не настаивает на десятине. По данным Национальной ассоциации евангелистов (НАЕ), 58% процентов церковного руководства не считает, что Библия обязывает к этому прихожан.

Противоположного мнения придерживаются 42%.

Опрос НАЕ показал, с другой стороны, что 95% церковного руководства платят церкви по крайней мере десятую часть своего жалованья.

Кому платят евангелисты?

Согласно другому опросу, в среднем прихожане-евангелисты жертвуют церкви 4% своего дохода.

Неясно, впрочем, насколько откровенны респонденты. Профессор социологии университета Пердью Дэн Олсон, изучавший церковную десятину в современной Америке, подозревает, что на самом деле рядовые евангелисты жертвуют церкви где-то 1-2%.

Хотя церковь в США отделена от государства, правительство может заключать с религиозными организациями контракты, в рамках которых власти платят им, например, за организацию социальной помощи или борьбу с подростковой преступностью.

Конгресс регулярно ассигнует им огромные суммы. Например, палата представителей выделила миллион долларов на строительство спортзала в крошечном евангелическом Малон-колледже в Огайо. Это было сделано по настоянию конгрессмена-демократа Ральфа Регулы, в чьем округе располагается колледж.

Евангелическая Богословская семинария Фуллера в Калифорнии получила 2 млн долларов на изучение азартных игр и преступности среди несовершеннолетних.

Наконец, евангелистские церкви не чужды коммерческой деятельности, доходы от которой при определенных условиях не облагаются налогами.

Знаменитый в прошлом телевизионный проповедник Джимми Суэггарт, попавшийся на свиданиях с распутной женщиной, вовсю торговал духовными книгами в кожаных переплетах по 40 долларов, иллюстрированными Библиями для детей по 20 долларов и 20-долларовыми альбомами с религиозными песнями в его собственном исполнении.

Вместе с пожертвованиями его паствы доход церкви Суэггарта составил в 1986 году 141 млн долларов.

Финансовые скандалы

Image caption Конгресс регулярно выделяет на нужды церкви значительные суммы

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой Бог Геб

Финансовые скандалы, периодически разражающиеся в американских церквях, в том числе и евангелической, обычно касаются огромных трат тех, кто их возглавляет.

Например, в 2007 году был вынужден уйти в отставку президент евангелического университета Орала Робертса, сын его основателя Ричард Робертс.

Президента обвинили в том, что его жена истратила в одном лишь магазине 39 тысяч долларов, взятых из университетской казны, что одна из его дочерей летала в отпуск на Багамы на принадлежащем университету реактивном самолете и потратила 29411 долларов и что он держит для своих детей конюшню с лошадьми.

В тот момент задолженность университета достигала 50 млн долларов.

Точных данных о доходах американских церквей нет ни у кого, кроме них самих, а они ими делиться по закону не обязаны. Все другие некоммерческие организации, освобожденные в США от налога, должны раз в год представлять в налоговое ведомство так называемые Формы №990, содержащие детальную финансовую информацию. Но на церкви это требование не распространяется.

Сенатор-республиканец Чарльз Грэссли в течении трех лет вел расследование финансов шести евангелических церквей, чьи пасторы проповедуют по телевидению и зарабатывают этим огромные деньги. В январе этого года он сообщил о результатах.

Лишь две церкви представили сенатору запрошенные финансовые данные. Остальные отказались, сославшись на законы, позволяющие религиозным организациям не платить налогов и практически ни перед кем не отчитываться в своих финансах.

Источник: https://www.bbc.com/russian/international/2011/08/110829_evangelists_finance

Церковная десятина

Вопрос пожертвований в Церковь сегодня очень остро стоит в обществе. Многие утверждают, что это правило давно ушедших лет, некоторые спорят о нецелесообразности трат в Церкви, но что об этом говорит сама Церковь, Святая Библия и сам Господь?

История появления десятины в Библии

Значение слова «десятина» очень простое — оно означает десятую часть от чего-либо, в церковном контексте имеется в виду пожертвование, которое отдается на церковь в размере 10 части от всего дохода, т.е. если человек получил прибыль за месяц в 1000 рублей, то он должен пожертвовать из них 100 рублей в храме.

В древние времена десятина отдавалась на нужды храма и священников

Впервые такая практика была введена в древнееврейском сообществе, после выхода еврейского народа из Египта, когда Моисей записал Божьи повеления для формирования общества. При этом десятина была трех видов:

  • натуральная — она отдавалась в храм в виде продуктов, которые были собраны с поля или в виде приплода скота;
  • личная — пожертвования отдавались с доходов, которые были получены от труда или ремесла;
  • смешанная — сочетание двух первых типов.

Древняя десятина у евреев была совокупная от всех их доходов и составляла в целом 19%, а не 10%, как все привыкли считать. У народа была особая система пожертвований, поскольку они выделялись на содержание левитов — особых храмовых служителей, которые не могли по закону владеть каким-либо имуществом или ремеслом, поэтому не могли зарабатывать себе на пропитание и их содержал весь народ.

Вторая часть жертвовалась на храм и праздники, а третья отдавалась бедным. Таким образом, евреи полностью покрывали нужды левитов и священников, содержали храм и заботились о бедных (сиротах, вдовах и больных).

В 14 главе Второзакония Господь через Моисея дает обещание евреям, что те, кто будет отдавать десятину, получат обильное благословение свыше. Вся книга Второзакония описывает иудеям законы, которые Господь дает им и хочет, чтобы они их исполняли.

О десятине говорится в 12, 14, 18 и 23 главах этой книги, хотя первым, кто отдал десятину был Авраам — он пожертвовал часть своей добычи от побежденных им народов. Также можно прочесть о пожертвованиях Ветхого Завета в книги Чисел и в книге пророка Малахии, когда Бог спрашивает у евреев, почему Дом Божий пребывает в запустении?

Интересно! Десятина в Ветхом Завете была неотъемлемой частью закона, который соблюдался евреями. Они жертвовали не только финансы, но и продукты, при этом деньги могли заменить натуральную продукцию.

Благодаря строгому соблюдению этой заповеди содержался главный храм в Иерусалиме, левиты посвящали себя только служению Богу (это было 1 полноценное колено народа) и содержались нищие и бедные в народе.

Что говорил Иисус о пожертвованиях

Иисус Христос стал жертвой за всех людей и сегодня человеку достаточно признать Его своим Спасителем, чтобы быть спасенным т.е. людям не надо четко следовать древнееврейскому закону и соблюдать все заповеди из Танаха (речь не 10 заповедях, а о более 600, которые записаны в законе Израиля).

Иисус обличает фарисеев и напоминает о любви к Богу и ближним

Это касается обрезания, кошерной пищи, субботы и прочих важных правил евреев. Но это не значит, что Он полностью упразднил закон: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17).

В Евангелии от Луки Иисус, обращаясь к фарисеям, говорит: «горе вамчто даете десятину свсяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять». Таким образом, Он обращает внимание священников на то, что они строго исполняли закон о жертве, но при этом забыли о любви к Богу и ближнему.

Его слова «сие делать и того не оставлять» показывают нам отношение самого Господа к десятине — ее следует отдавать, но при этом помнить о вере и любви, о милости. Человек же, который жертвует, но при этом ненавидит ближнего, не стремится исправить свой путь — лицемер и пользы от его денег не будет никому.

Десятина в Новом Завете

Смерть и воскресение Христа упразднили обрядовые заповеди и нивелировали их ценность — если раньше необрезанный не мог надеяться на спасение, то теперь покаяние в грехах, признание Смерти Христа и стремление жить праведной жизнью достаточно. Сегодня христианин самостоятельно решает сколько ему жертвовать и кому направлять милостыню. Но это не означает, что жертвовать не следует.

Новый Завет описывает множество случае, когда Церковь принимала пожертвования, во 2 главе Деяний описывается как люди «продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого», т.е. люди не только жертвовали от всего имения 10%, но полностью его продавали и отдавали на нужды Церкви.

В церкви с апостольских времен на богослужениях делались пожертвования

Стоит пояснить, что такого радикализма Бог не требует от человека, Он лишь хочет, чтобы люди понимали, что все дается нам от Господа и следует заботится о Церкви и о ближнем так же, как Отец заботится о нас. Люди, которые продавали свои дома делали это по личному желанию, их никто не принуждал к этому.

Важно! Апостол Лука в книги Деяний хотел показать, что пожертвования перешли на новый уровень — они стали добровольными и неограниченными Христиане могут жертвовать как все, что имеют, так и маленькую часть, главное, чтобы это было от чистого сердца.

Обязательно ли отдавать церковную десятину?

Апостол Павел неоднократно пишет о том, что церковь одного города жертвует на нужды другого (2 Коринф. 8-9 гл., 1 Тим. 6 гл.) от своего щедрого сердца. Нигде в Новом Завете не указывается, что пожертвования является «обязаловкой» и что без этого человек не спасен.

Христос, а позже и Его апостолы, стремятся донести до человека, что сегодня важно жертвовать по сердцу, а не по принуждению. Но Церковь не сможет содержать себя и нищих, если люди перестанут подавать на храм и совершать милостыню.

Пожертвование бедной вдовы

Ключевыми местами в Писании о десятине можно считать слова Иисуса в Матф. 23 главе «Сие делайте и того не оставляйте», где Господь четко показывает, что жертвовать необходимо, но при этом не забывать о любви и милости к ближнему.

Также немало важны и слова апостола Павла, которые дополняют завет Христа:

«Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Корф. 9:7).

Только жертва от чистого сердца может быть полезной для дающего и принимающего, хотя первоначально многие жертвуют скорее по долгу, чем по любви, по мере духовного роста человека милостыня становится действием добровольным. Человек Нового Завета, называющего Христа Спасителем, жертвует из любви к Богу и ближнему, добровольно.

Десятина в Русской Православной Церкви

Древние документы подтверждают, что десятина отдавалась и на Руси на нужды Церкви. Примеры для народа подавали прежде всего князья и знать, так князь Владимир на 10 часть от всех своих доходов выстроил Десятинную церковь, при этом регулярно выделяя средства на ее содержание (откуда возникло и название).

Человек, жертвующий в храме, осуществляет милостыню ко всему народу

Какое-то время пожертвования от доходов приносили в храм только князья и их приближенные, на их средства строились и содержались храмы, основывались монастыри и писались иконы. Простой народ отдавал пожертвования в основном натуральными продуктами, а знать жертвовала финансы.

В иерархии Православной церкви была даже специальная должность — десятильник или десятский священник (после Стоглавого собора), главной задачей которых был сбор пожертвований. В 18 веке эти должности были упразднены, но пожертвования так же остались необходимостью. Сегодня в государствах, бывших частью СССР, нет такого понятия, как налог на церковь, хотя во многих европейских странах он есть.

Важно! Все пожертвования, отдающиеся в храм, являются строго добровольными, хотя священники и призывают жертвовать.

Благодаря этим средствам священники могут содержать приходы — финансы отдаются на строительство храмов, производство свечей и церковной утвари, заботе о неимущих и сиротах, помощи больным и старым. Человек, который жертвует в храме, помогает осуществлять милостыню ко всему народу.

Мнение священников

Протоиерей Всеволод Чаплин утверждает, что нести финансовую ответственность за храм и приход — это долг каждого православного христианина.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как объяснить ребенку кто такой бог

Все пожертвования, отдающиеся в храм, являются добровольными

Ведь каждый хочет приходить в теплый освещенный храм, слушать священника в окружении икон и фресок, а считать сколько финансов уходит на содержание церкви и прихода никто не хочет. Все обращают внимание на украшения, и никто не задумывается, сколько финансов нужно, чтобы приход мог позаботиться о нищих и сиротах.

Протодиакон Андрей Кураев также говорит о необходимости жертв прихожан, но при этом указывает на важность восстановления приходских общин, чтобы христиане знали к какому приходу они принадлежат, посещали собрания и могли знать дела и нужды общины.

Ведь храмы осуществляют огромную просветительскую, благотворительную и образовательную работы, но знают ли об этом христиане, посещающие только воскресные службы?

Церковная десятина. Священник Андрей Алексеев

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/tserkovnaya-desyatina.html

Заповеди патриарха

В первый раз десятина упоминается в связи с патриархом Авраамом. Авраам разбил войско эламского царя Кедорлаомера и его союзников и захватил много добычи. По возвращении его вышел приветствовать правитель города Салима, священник Мелхиседек, единоверец Авраама. Он дал победителю небесное благословение. Авраам же, как пишет Библия, «дал ему десятую часть из всего». Поскольку Мелхиседек был не только светским, но и духовным лидером, эта десятая часть была пожертвованием Богу.

Выделение десятой части военной добычи было в те дни явлением обыденным. Так поступали не только иудеи, но и жители всего Ближнего Востока. Делалось это в знак большой любви и уважения к одаряемому. Чаще всего пожертвование шло на украшение храмов. Ведь лучше всего наглядно показать мощь светских и духовных вождей могли красивые и богатые культовые сооружения.

Внук Авраама, Иаков, богатством не располагал. Он мечтал о высоком положении и достойной жизни. Но для этого ему нужно было во что бы то ни стало добиться милости Творца.

Так что Иаков заключил со своим Богом соглашение: «Еели Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28:20-22).

Вот и все упоминания о десятине до времени Моисея, который получил от Бога скрижали с правилами поведения и ввел новые законы для своего не слишком послушного народа. Ветхозаветный патриарх так боялся возвращения своего народа к язычеству, что готов был дать священническому колену Ле-вия дополнительный стимул -материальный. Он законодательно закрепил получение прежде добровольной десятины за левитами. Именно при Моисее одноразовое пожертвование превратилось в ежегодный храмовый сбор.

Хитрая арифметика

В Моисеевом законе вменялось брать десятую часть от всего, что произрастает на земле, и каждое десятое животное в стаде. Народу нововведение объяснили просто: левиты никаких доходов не имеют, но служат посредниками между человеком и Богом.

Бог Израиля достоин хорошей жертвы -именно на эти цели и идет собираемая десятина. Проведение ритуалов было занятием недешевым, левиты использовали дорогостоящие воскурения, золотую и серебряную утварь. Одежда для священнослужителей изготавливалась из дорогих тканей.

Даже скиния (переносной храм) собиралась из дорогих материалов. А помимо всего прочего левитов нужно было еще и кормить.

Когда у израильтян появился постоянный храм в Иерусалиме, десятину стали приносить в главное святилище страны. На праздник собирались люди со всех концов государства. Они принимали участие в праздничном богослужении и трапезе. Десятину нельзя было заменить деньгами, она принималась только натуральными продуктами и животными. Если по какой-то причине доставка в главный храм была невозможна, то разрешалось купить замену натуральной десятины в самом Иерусалиме.

Но так происходило не каждый год. Если бы жители Израиля возили десятину только в Иерусалим, местные храмы скоро бы захирели, а вдовы и сироты, которым выделялась часть десятины, умерли с голоду. Так что периодически часть собранной десятины оставляли на местах.

Был разработан особый семилетний цикл сбора и распределения десятины. Праздничная десятина собиралась каждые два года с пропуском третьего. Десятина на бедность собиралась через два года на третий.

Каждый седьмой год, который приравнивался к седьмому дню творения, когда Бог отдыхал, сборов не было.

При этом всем собираемая десятина вовсе не равнялась десяти процентам! Каждый год десятая часть собиралась на нужды левитов. И каждый год так же добровольно собиралась «дополнительная десятина» — либо на праздники, либо на бедных. Этот сбор был равен не десяти, а девяти процентам. Так что израильтяне фактически отдавали на религиозные и богоугодные цели не десять, а девятнадцать процентов своего урожая и приплода.

Десятиной не облагались продукты животного происхождения, ремесленные изделия, ткани — только плоды земли и животные. Правда, ко времени новой эры редко кто уже соблюдал предписание свозить десятину в Иерусалим. Город был богатый. Все, что требовалось, покупали за деньги. Покупку можно было сделать прямо в Иерусалимском храме.

Яблоко раздора

Иисус учил, что все пожертвования и милостыни должны быть добровольными, иначе они ничего не стоят в глазах Бога. И первые христиане признавали только добровольные пожертвования. Размер таких даров, конечно же, не был твердо установлен. Но по мере превращения церкви в мощнейший институт была законодательно закреплена и ветхозаветная десятина.

Отцы церкви сначала ввели это новшество сугубо для истинно верующих. На Турском соборе в 567 году верных христиан лишь «приглашали» поддерживать церковь в соответствии с ветхозаветными установлениями.

А менее чем через двадцать лет на Маконском соборе десятину сделали обязательной. Причем тех, кто отказывался платить, отлучали от церкви! Церковь к тому времени владела уже огромными земельными наделами.

К концу VIII века, во времена правления императора Карла Великого, отказ от выплаты десятины стал караться светскими властями смертной казнью.

Первоначально десятину обязали платить только крупных феодалов, но постепенно эта обязанность легла на все население. Десятину стали брать не только с полей, садов, огородов и стад. Теперь ее платили ремесленники, торговцы и менялы. А при папе Александре III десятиной обложили даже проституток!

Святых отцов интересовал только доход. И доход был колоссальный. Служители церкви научились умножать и приращивать десятину. Иногда они передавали право ее сбора местным феодалам в обмен на защиту и поддержку. А иногда споры о том, кому собирать десятину, приводили к серьезным распрям между духовенством и светской знатью. Случались даже вооруженные конфликты. Вплоть до XIX века десятина ежегодно оседала в церковных закромах.

Византийский пример

С началом движения Реформации часть Европы ушла из-под власти католической церкви. Протестанты секуляризировали церковные земли и прекратили сбор десятины. А первой католической страной, отменившей добровольно-принудительную жертву, стала революционная Франция. Конвент упразднил сбор обязательной дани. Вслед за этим десятина постепенно исчезла и в других европейских странах. Дольше остальных продержалась Англия, где ее собирали еще в середине XIX века.

Православные священники действовали точно так же, как их западноевропейские собратья. Церковная десятина собиралась и в Византии, и в принявшей православие Киевской Руси. Недаром, наверное, первая христианская церковь в Киеве носила название Десятинной.

Правда, на начальном этапе десятину платили только князья. Но по мере упрочения православия эта обязанность легла и на всех жителей страны. Монгольское завоевание значительно помогло приучить народ выплачивать требуемую сумму — монгольский сбор на церковные нужды был равен как раз десяти процентам. Так что и после развала Золотой Орды православные беспрекословно отдавали священнослужителям десятипроцентный налог.

Для удобства сбора средств страна была даже разделена на десятины — так назывались епархиальные округа, которые сегодня именуются благочиниями. Во главе каждого такого округа стоял десятильник — мытарь, занимающийся изъятием десятин. Отменили десятину в России только к концу XVIII века — как в Европе.

Источник: https://mirchudes.net/facts/928-cerkovnaya-desyatina.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь