Йоги, протестанты, язычники. Во что верит Пермский край — пять вопросов и ответов
Как показывают социологические исследования, на 2017 к религиозным гражданам относят себя около 75% жителей Пермского края, т. е. около 1,98 млн человек. Уровень удовлетворенности возможностью реализации своих религиозных потребностей у верующих жителей Пермского края составляет около 96%.
На 1 июня 2017 года в Пермском крае на территории Пермского края зарегистрированы и действуют 457 религиозных организаций, которые представляют 24 религиозные конфессии и деноминации. Среди них 244 организации представляют Пермскую митрополию Русской Православной Церкви, 106 мусульманских организаций, 17 организаций Русской Православной Старообрядческой Церкви и более 100 организаций иных религиозных конфессий и деноминаций.
Что такое зарегистрированная религиозная организация и почему это важно?
Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В соответствии со ст.11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации подлежат государственной регистрации. Специальный порядок регистрации религиозных организаций регламентирует Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Для регистрации религиозная организация должна помимо заявлений, устава организации, протокола учредительного собрания и уплаты госпошлины предъявить:
- документ, который подтверждает вхождение местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания
- сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей
- сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией.
Таким образом, регистрация религиозной организации говорит о ее принятии государством в правовое поле. При этом известны случаи, когда зарегистрированные религиозные организации были признаны экстремистскими и запрещены в России. Это означает не запрет государства на именно эту форму вероисповедания, а именно запрет на функционирование организации.
100 иных религиозных организаций — кто все эти люди?
Сюда относятся религиозные течения, менее характерные для России, чем христианство и мусульманство. В этой группе находятся буддистские организации, а также организации, которые можно объединить по общим признакам в группы: неоориенталы, неохристиане, неоязычники и приверженцы паранаучных религий.
Паранаучные религии
Разновидность новых религий, в которой наиболее сильно проявляется влияние светской культуры на религиозное сознание. Культовой практики как таковой в таких системах верований не существует. Чаще всего осваиваются прикладные методики и упрощенные системы медитации. Неотъемлемой чертой паранаучных религий становятся массовые собрания.
Неоориенталы
Последователи новых религий с восточными элементами, которые появились в России с 1960-х гг. Неоориенталистские движения, существующие в Прикамье, качественно не отличаются от аналогичных групп в других регионах России. Как правило, численность неоориенталистских общин ограничивается несколькими десятками человек.
Неохристиане
Учения нового типа, претендующие на воспроизводство либо обновление христианской традиции. Эти учения можно встретить повсеместно во всех странах. В Прикамье неохристианские группы существуют с начала 1990-х годов. Их можно разделить на две части по источнику происхождения — связанные с протестантской традицией Запада и обращенные к российскому духовному наследию, говорится в исследованиях религиозной картины в Пермском крае.
Неоязычники
Разновидность новых религий, претендующая на возрождение дохристианских традиций страны в целом и региона в частности. Все эти течения в качестве основной стратегии существования предлагают возврат к дохристианским верованиям, связанный с пропагандой естественного образа жизни в гармонии с природой.
Как религиозные организации взаимодействуют между собой?
В целях взаимодействия с традиционными религиозными организациями Пермской области, а затем и Пермского края с октября 1998 года организован и действует Межконфессиональный Консультативный комитет Пермского края. Это уникальное межконфессиональное образование для многоконфессиональной России, в работе которого участвуют представители 7 крупных конфессий Пермского края.
Межконфессиональный консультативный комитет (МКК) — некоммерческая организация, которая обсуждает не вероучительные вопросы, а обеспечивает приложение совместных усилий религиозных объединений в их взаимоотношениях с государственной и муниципальной властью, светским обществом. Цели комитета: укрепление духовно-нравственных основ общества, развитие милосердия, патриотизма, борьба с духовно-нравственным экстремизмом, создание механизма взаимодействия религиозных организаций с властными структурами и другими субъектами гражданского общества.
Членами МКК являются Пермская Епархия РПЦ, региональное Духовное Управление мусульман Пермского края, Старообрядческая община Перми Русской Православной Старообрядческой Церкви, Иудейское религиозное общество, Евангелическо-Лютеранская община Перми, Приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии Римско-католической Церкви в Перми, Армянская Апостольская Церковь.
Члены МКК выступают против включения в Комитет представителей нетрадиционных религиозных течений любых направлений, а также готовы исключить действующих членов из комитета, если их деятельность нарушает принципы, цели и устав МКК. Нетрадиционные религиозные течения в МКК тоже не стремятся, так как большинство из них исповедует исключительность своего вероучения.
Религиозная толерантность в Пермском крае — есть или нет?
Как отмечают в отделе религиозных отношений департамента внутренней политики администрации Пермского края, для нашего региона характерен стабильно высокий уровень веротерпимости (толерантности). Это объясняет многонациональным составом населения региона и соседство с такими же многонациональными регионами.
Более 93% жителей Пермского края характеризуют отношения между людьми разного вероисповедания в своем населенном пункте как доброжелательные и бесконфликтные. Немногочисленные конфликты, известные в информационной повестке, связаны лишь с земельными отношениями и размещением религиозных сооружений — все они решались длительными переговорами и через органы муниципальной власти.
Источник: https://properm.ru/news/society/145302/
Что такое конфессия
Конфессия – это особенность вероисповедания в рамках веры или ее направление. Во многих источниках термин “конфессия” равноправен термину “вероисповедание”.
Конфессия: примеры
Конфессия обозначает направления в рамках одной религии. Однако, также конфессия может обозначать группу верующих людей, которые придерживаются и исповедуют определенную ветвь в конкретной религии.
Если говорить о конкретных направлениях тех или иных религиозных учений, то можно привести следующие данные:
- Одна из самых многочисленных по числу верующих религия – христианство. Однако христиане могут придерживаться разных направлений, которых пять: Православие, Католицизм, Протестантизм, Пятидесятничество и Англиканство. Немаловажным будет тот факт, что между их представителями возникают споры, которые раньше перетекали в военные действия. Ярчайшим примером конфликта протестантов и католиков является королева Шотландии Мария. Выросла она в католической Франции (где и вышла замуж). Однако, вернувшись в Шотландию после смерти мужа, она столкнулась с конфликтом конфессии: шотландские лорды не желали видеть своей королевой католичку. Однако, Мария отвоевала свое право быть правительницей в родной стране;
- В Исламе религиозных направлений три: Суннизм, Шиизм и Ибадизм. Наиболее распространенные Суннизм и Шиизм. У шиитов, в отличие от суннитов, нет признания сунны (отсюда и название) священным писанием. Единственные правители, которых признают шииты – наследники пророка Мухаммеда по линии его кузена;
- Буддизм – третья мировая религия. Конфессий насчитывается также три: Тхеравада, Махаяна, Ваджраяна;
- Иудаизм – единственная национальная религия из всех вышеперечисленных. Несмотря на то, что в основном иудаизм исповедуют лишь жители или выходцы Израиля (евреи), и эта религия делится на три конфессии: Хасидизм, ортодоксальный иудаизм и реформистский иудаизм.
Таким образом, религия может делиться на несколько конфессий. Касается это в основном самых крупных религий: Христианство, Ислам, Буддизм и Иудаизм. Поскольку исповедующих эти религии много, каждая конфессия также насчитывает большое количество людей.
Несмотря на принадлежность к одной религии, у людей может возникнуть конфликт на данной почве. Однако сейчас, в современном мире, большинство конфессий придерживаются толерантности в отношении к представителям других вероисповеданий. Такая концепция значительно снижает количество столкновений на почве религиозной принадлежности.
Конфессии в христианстве
Наиболее спорным является деление в христианстве, так как нет официально подтвержденного количества. Самое поддерживаемое массами мнение – разделение на три конфессии. При этом даже внутри этих трех конфессий порой возникают споры, т.к. подобное деление является самым упрощенным. Из-за этого внутри конфессий между верующими могут возникать серьезные противостояния.
Так, в протестантстве, представители которой отделились от Римской католической церкви, произошел разлад еще на несколько течений – лютеране, баптисты, англикане, кальвинисты, пятидесятники и многие иные представители разнообразных течений.
Настолько же сложный вопрос возникает с рядом католических ортодоксальных церквей, поскольку они до сих пор не могут добиться права официально называться католическими церквями. Происходит это из-за того, что Папа Римский (глава католической церкви), до сих пор их не признал.
Отдельной, независимой конфессией считается ассирийская церковь Востока. Ее особенность заключается в том, что только она одна исповедует следующую ветвь Христианства – несторианство. Так, это еще одна конфессия христианской веры.
Соответственно, современная и самая популярная схема конфессионального разделения попросту не способна передать все вероисповедания.
Таким образом, разделения на три конфессии – очень упрощенная схема, не отражающая всей ситуации в христианских конфессиях.
Конфессии в России
Российская Федерация – многонациональная и многоконфессиональная страна. Равноправие всех религий и конфессий прописано на документальном уровне в Федеральном законодательстве. Закон признает особую роль православия в историческом прошлом и настоящем России, однако призывает к уважению ко всем остальным конфессиям. Так, в законодательстве четко прописано равноправие и взаимоуважение.
Что касается иностранных конфессиональных организаций, на них наложено ограничение: им можно открывать свои представительства на территории всей России, но отсутствует статус «религиозного объединения», что запрещает подобным представительствам заниматься культовой деятельностью.
Источник: https://infonotes.ru/chto-takoe-konfessiya/
Что такое Церковь?
Иисус сказал:
«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» Матфея 16:18.
Слово «церковь» является переводом греческого ecclesia и означает «собрание людей». Таким образом, церковь – это собрание верующих во Христа, которые вместе служат Богу. Поэтому это понятие можно отнести и вообще к Христианству (Вселенская Церковь), и к отдельно взятой группе верующих, то есть к церковной общине (поместная церковь).
Именно в этих двух значениях слово «церковь» и употребляется в Библии. Организационно Церковь состоит из различных Христианских конфессий (Католичество, Православие, Протестантизм). Существует ошибочное мнение, что церковь – это архитектурное сооружение, в действительности же, храм – это здание, где собирается церковь (собрание верующих).
Что такое конфессии?
Конфессия (лат. confessio – исповедание) – особенность вероисповедания в пределах определенного религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Конфессии – это разные ветви Христианства, единые в основных догматах, но различающиеся деталями учения и формой богослужения.
Кто такие Протестанты?
Протестантизм – одно из трех, наряду с Католичеством и Православием, главных направлений Христианства. Протестантизм состоит из многочисленных и самостоятельных церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией – религиозным движением XVI века в Европе. Для Протестантизма характерно разнообразие богослужебных форм и практик.
Протестантизм определил как принципиальные такие положения, как: спасение личной верой по благодати Божьей, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии). Библия была переведена на национальные языки, ее изучение и применение в собственной жизни стало важной задачей каждого верующего.
Сегодня в мире около 1,121 миллиарда Католиков, более 897 миллионов Протестантов и более 233 миллионов Православных (по данным энциклопедии «Британика», 2007 год).
Откуда возникло название «Протестантизм»?
Источник: https://newlife.kz.church/church
Конфессии и нации. Религиозные и этнические традиции в формировании национальных идентичностей в Европе
Исследования в рамках этой программы организованы при участии Центра украинских и белорусских исследований МГУ; университета Париж-1 Пантеон-Сорбонна; Дома наук о человеке (Париж); Французско-российского центра общественных наук (Москва); Центральноевропейского университета (Будапешт) и Центра исторических исследований «Пастс» этого университета; Института славяноведения РАН; университета Париж-IV Сорбонна (Институт исследований по истории религий).
Предмет предпринимаемых в рамках этой программы исследований – взаимодействие конфессионального, этнического и «национального» в формировании и эволюции культурных идентичностей и протонациональных дискурсов в европейских обществах. Хронологически проект охватывает период от зрелого среднековья до начала XX века.
Задачи программы:
- обратиться к вопросу о том, как Средние века и раннее Новое время конфессиональные факторы и, особенно, специфика конфессиональных традиций влияли на формирование «протонациональных» и «национальных» дискурсов и представлений о «протонациональной» идентичности;
- рассмотреть вопрос, насколько и как именно знание средневековых конфессионально-культурных традиций и анализ истоков протонациональных дискурсов могут помочь адекватному осмыслению национализма нового и новейшего времени;
- поспособствовать развитию университетских учебных программ, касающихся конфессионально-культурных традиций, этнических конфликтов и генезиса национализма в истории Европы.
В данной области исследований сложилась противоречивая ситуация.
Создано громадное число работ, посвященных отдельным аспектам конфессиональной специфики религиозных традиций европейского ареала (западное и восточное христианство, иудаизм, ислам), влиянию этих традиций на формирование культурной идентичности европейских народов, и тому, как формировались, развивались и развиваются до сих пор этнические, протонациональные и национальные дискурсы в европейских обществах.
Однако обилие опубликованных книг и статей производит обманчивое впечатление.
Среди опубликованных исследований по-прежнему очень редки такие, которые подошли бы к данной проблематике сравнительно (а крупных собственно научных работ, посвященных сравнению западнохристианских и восточнохристианских культур, вообще нет); почти никогда историки православных обществ не берут во внимание специфику восточного христианства по сравнению с западным, и vice versa; практически нет междисциплинарных исследований по проблемам взаимодействия конфессионального, этнического и социального в Европе раннего нового времени; нет убедительных попыток взглянуть на роль конфессиональных традиций не только сравнительно, но и с точки зрения «структур большой длительности».
Одна из гипотез, которую предстоит проверить в ходе программы состоит в том, что в восточном и западном христианстве (как и в исламе, и в иудаизме) представления об «этносе», «нации», «расе» формировались по-разному в зависимости от конфессионально-культурных особенностей соответствующих религиозных традиций. Другая сторона той же гипотезы состоит в том, что модальности религиозной и этнической нетерпимости или терпимости в обществах запада, востока и юго-востока Европы в новое и новейшее время отражали особенности сложившихся здесь ещё в средние века традиций.
Разумеется, за двумя сторонами этой гипотезы стоит и ещё один, много более «современный» вопрос: насколько в настоящее время развертывание этно-национальных конфликтов и обеспечение мирного сосуществования этносов, наций и религиозных общин в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе предопределено унаследованными от прежних эпох традициями?
Работа по программе в 2003-2005 гг
В сентябре-декабре 2003 г. на Историческом факультета МГУ была проведена серия семинаров и коллоквиум. Выступили: А.Кабантус (университет Париж-1 Пантеон-Сорбонна); Б.Руссель (Высшая школа практических исследований по общественным наукам, Париж); А.
Закшевский (Варшавский университет); В.Кригзайзен (Польская Академия наук); О.Задорожна (Киево-Могилянская Академия); В.Н.Ковалев, О.Б.Неменский, Б.Н.Серов, М.В.Дмитриев (все – МГУ); А.Шпирт, С.С.Лукашова и Г.П.
Мельников (Институт славяноведения РАН) и другие исследователи.
В январе-марте 2004 г. исследовательский семинар работал над программой в Центрально-Европейском университете (Будапешт). С докладами выступили:
- М.В.Дмитриев (МГУ): «»Святая Русь», «Русь – Новый Израиль», Русь как Палестина, «Москва – Третий Рим»: загадки протонациональных дискурсов в Московской Руси»
- Я.Грицак (Львовский университет): «Мир, созданный крестьянами: идентичности украинских/русинских крестьян Галиции, 1830-1930»
- Б.Тренчени (ЦЕУ, Будапешт) и М.В.Дмитриев (МГУ): «Дискурсы «избранного народа» и «святой земли» в английской, венгерской, русской и русинской культурах, XVI-XVIII вв. (сравнительный анализ)»
2-7 марта 2004 г. в Центрально-Европейском университете прошли научная сессия и коллоквиумы по теме «Религиозные традиции, культурная идентичность и прото-национальные дискурсы в Европе Средних веков и раннего Нового времени».
В ходе этой сессии, в частности, состоялись:
- Круглый стол «Что такое «этничность» и «национальная идентичность»? Как они связаны с редигиозными традициями?»
- Коллоквиум «Религия, этничность, культура, прото-национализм и национализм в Византии, на Руси и в России, Средние века – Новое время»Доклады:
- Р.М.Шукуров (МГУ): Религия и этническая идентичность в византийской культуре
- К.Ерусалимский (РГГУ): Этническая, историческая и религиозная идентичность в культуре Московской Руси XVI века (по дипломатическим документам)
- Э.Сашалми (Печский университет, Венгрия): Православие и религиозный образ врага в Московском государстве: поляки и литовцы в русских литературных и актовых источниках, конец XVI – начало XVII вв.
- М.В.Дмитриев (МГУ): Православие и «этничность» в прото-национальных дискурсах Московской Руси
- Г.Рокина (Педагогический университет Мари-Эл, Йошкар-Ола): Религия и этническая идентичность в культуре населения Поволжья, XVI-XIX вв.
- Коллоквиум «Религия, этничность, культура, прото-национализм и национализм в Восточно-Центральной и Центральной Европе, Средние века – Новое время»Доклады:
- В.Н.Ковалев (МГУ): Политические и конфессиональные составляющие в польских мнениях о русских Московской Руси в эпоху «Смуты»
- С.Салей (Гродненский университет, Беларусь): «Идентичность» русинов в зеркале дипломатической переписки между Литовским княжеством и Московским государством в XVI веке
- О.Б.Неменский (МГУ): Этнический дискурс в украинско-белорусских православных и униатских сочинениях начала XVII века
24 марта 2004 г. состоялся на Историческом факультете ЦЕУ состоялся круглый стол «Национальные дискурсы в масштабе «большой длительности»: модерные или средневековые корни национализма?» Выступления: М.В.Дмитриев (МГУ-ЦЕУ); А.И.Миллер (ИНИОН РАН – ЦЕУ); М.Яновский (Польская академия наук – ЦЕУ), Я.Грицак (Львовский университет – ЦЕУ).
28 мая 2004 г. в университете Париж-1 Пантеон-Сорбонна состоялась научная сессия «Идентичность и этничность на Востоке и Западе Европы в Новое время: новые исследовательские подходы». Доклады: Г.Салинеро (университет Париж-1), К.Мишо (университет Париж-1), Д.Толле (университет Париж-4), М.Дмитриев (МГУ).
10-11 сентября 2004 г. в Москве был проведен международный коллоквиум «Религиозные и этнические традиции в формировании национальных идентичностей в Европе: от Средних веков к XX веку». Доклады: М.Венар (университет Париж-X), Н.Лёмэтр (университет Париж-I Пантеон-Сорбонна), Ж.-Л.
Лёмэтр (Высшая школа практических исследований, Париж), К.Мишо, Н.Лёмэтр (университет Париж-I Пантеон-Сорбонна), П.Ю.Уваров (ИВИ РАН), Л.А.Пименова (МГУ), Р.М.Шукуров (МГУ), К.Ерусалимский (РГГУ), В.Н.Ковалев (МГУ), В.В.Калугин (Институт русского языка РАН), И.В.Ведюшкина (ИВИ РАН), О.Б.Неменский (МГУ), М.В.
Дмитриев (МГУ). Программа коллоквиума – здесь.
В сентябре-октябре 2004 г. М.В.Дмитриев провёл на Историческом факультете МГУ серию семинаров по теме «Христианство и протонациональные дискурсы на Руси, в Польше и Франции в Средние века и раннее Новое время».
24 февраля 2005 г. в Центрально-Европейском университете состоялась научная сессия «Стратегии этнического различения: «варварские» королевства, Византийская империя, Киевская Русь. Ключевые доклады: А.Шварц (Венский университет); М.В.Дмитриев (МГУ).
22 марта 2005 г. в Центрально-Европейском университете состоялась научная сессия «Христианство и формирование протонациональных дискурсов в Восточной Европе, XVI-XVIII вв. Ключевые доклады: М.Ниендорф (Эрфуртский университет); М.В.Дмитриев (МГУ).
8 апреля 2005 г. в университете Монпеллье-III состоялся международный коллоквиум «Дискурсы протонациональной идентичности на Востоке и Западе Европы. Средние века – XVII век.» Доклады: А.Жуанна (университет Монпеллье-III), Г.Одизио (университет Прованса), Ж.Дедеян (университет Монпеллье-III), И.Дорфман-Лазарев (Римский университ «Сапиенца»), Е.Вольский (университет Монпеллье-III), М.В.Дмитриев (МГУ).
План работы на осень 2005 – 2007 г
- Сентябрь – декабрь 2005 – проведение научной сессии и ряда семинаров в Москве
- Октябрь 2005 г. – проведение научной сессии в Будапеште
- Март 2006 г. – проведение коллоквиума в Будапеште
- 2007 г. – проведение международной конференции и публикация коллективной монографии
Источник: http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/007.htm
«Раскольническая конфессия не будет легитимной»: на Украине создана «новая церковь»
Пётр Порошенко объявил о создании новой церковной структуры — так называемой Автокефальной поместной православной церкви Украины. Её возглавит митрополит раскольнической Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Епифаний.
Структура, возникшая в результате «объединительного собора», не будет иметь самостоятельности в решении внутренних вопросов, заявил пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков.
Эксперты отмечают, что отсутствие на собрании представителей единственной канонической православной церкви на Украине — УПЦ МП — демонстрирует одновременно нелегитимность принятых решений и стремление Константинопольского патриархата выстроить собственную власть вопреки существующим правилам.
https://www.youtube.com/watch?v=vAsR44MRBYk
На прошедшем 15 декабря «объединительном соборе» в Киеве раскольническими УПЦ КП и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ) была создана новая церковная структура. Об этом сообщил президент Украины Пётр Порошенко.
«Сегодня 15 декабря. Этот день войдёт в историю как священный день, день создания поместной православной церкви Украины, день окончательной независимости от России», — написал он в своём .
Порошенко добавил, что новую структуру возглавит митрополит Епифаний, ставленник главы УПЦ КП Филарета.
Созданная церковная структура не станет независимой, а будет подчиняться напрямую Константинополю. Такое мнение выразил пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков, комментируя собрание в эфире НТВ.
«Все документы формулируются в Стамбуле, все бумаги согласуются там, туда даже не допускаются представители раскольнических структур — им просто приносятся готовые документы, которые они должны будут утвердить», — сказал он.
Как подчеркнул пресс-секретарь патриарха, созданная на Украине церковь не будет иметь возможности самостоятельно принимать кадровые, административные или духовные решения.
«Вокруг шеи затягиваются удавки, и все эти раскольники теперь будут на очень коротком поводке, они не смогут делать ничего самостоятельно И, собственно, что у них остаётся из самостоятельности? Да, в общем-то, ничего», — заключил он.
Собрание прошло в Софийском соборе. Известно, что от УПЦ КП участвовали 42 архиерея, а от УАПЦ — 12. При этом каждый из них привёл с собой по одному мирянину и священнику. По итогам «объединительного собора» должна быть не только создана новая церковь, но и утверждён её устав и избран предстоятель.
При этом в собрании не принимала участия единственная каноническая православная церковь на Украине — Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП). Её отказ от участия в собрании говорит о неканоничности «объединительного собора», указал политолог кандидат исторических наук Михаил Смолин.
«Единственная каноническая структура, то есть УПЦ МП, не пошла на этот так называемый объединительный собор, тем самым показывая, что канонической церкви Украины делать на нём нечего и что Константинопольский патриархат влезает не на свою каноническую территорию и превышает свои церковные полномочия на Украине», — сказал он в беседе с RT.
«Священнослужители не должны нарушать клятву»
При этом сообщалось о двух митрополитах УПЦ МП, которые всё же прибыли на «объединительный собор». Позже в церкви подтвердили эту информацию и отметили, что других представителей Московского патриархата на собрании нет.
«У нас больше нет информации, что кто-то ещё, кроме них, мог присутствовать на этом соборе», — сказал ТАСС глава информационно-просветительского отдела УПЦ МП архиепископ Климент.
Митрополиты, которые принимают участие в «объединительном соборе», будут запрещены в священнослужении, отметил в разговоре с RT глава пресс-службы УПЦ МП Василий Анисимов.
«Очевидно, что они нарушили присягу. Они клятвопреступники, если присутствуют на этом соборе, потому что архиерейский собор УПЦ постановил в нём не участвовать и осудил его проведение, — сказал он. — Архиерейский собор и блаженнейший митрополит Онуфрий примут решение об их запрете в служении. Священнослужители не должны нарушать клятву и решения своих соборов, потому что те проходят под предводительством Святого Духа».
Украинские СМИ также сообщали, что на так называемый объединительный собор в Киеве прибыл вселенский патриарх Варфоломей. Однако в Константинопольском патриархате эту информацию опровергли.
Также по теме
«Приведёт к обратному эффекту»: чего ждать от анонсированного Порошенко «объединительного собора» автокефальной церкви
Президент Украины Пётр Порошенко назвал дату «объединительного церковного собора». По словам украинского лидера, новое религиозное
«Украинские СМИ пишут, что в Киев прибыл вселенский патриарх Варфоломей в качестве приглашённого гостя на объединительный собор Агентство церковных новостей Romfea.gr немедленно связалось с Вселенским патриархатом, который опроверг эту информацию, подчеркнув, что патриарх находится в Фанаре (район Стамбула. — RT)», —говорится в сообщении пресс-службы патриархата.
Однако именно Варфоломей является основным организатором «объединительного собора», отметил Смолин. Эксперт подчеркнул, что вмешательство константинопольского патриарха в дела другой поместной церкви идёт вразрез с традициями православия, где все поместные церкви равны и отсутствует их единый глава.
«Это дело исключительно конкретного человека по имени Варфоломей Это его личное мероприятие, которое он проводит из личных соображений, которое можно охарактеризовать как желание властвовать. Можно назвать это вариантом восточного папизма — почему-то он решил, что имеет право действовать внутри соборного православия, как папа Римский», — отметил эксперт.
При этом участие Петра Порошенко в «объединительном соборе» противоречит не только канонам церкви, но Конституции Украины, отметил в разговоре с RT церковный историк, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко.
«Порошенко, как и было заявлено, присутствовал на этом соборе, что является нарушением и Конституции, и собственно канонов церкви. Порошенко не православный император, который обладал правом созывать соборы», — подчеркнул эксперт.
В результате «объединительного собора», отметил Петрушко, возникла неустойчивая структура, которую не признают большинство поместных православных церквей.
«Провокации происходят уже давно»
Во время проведения «объединительного собора» на площади перед Софийским собором в Киеве несколько тысяч человек приняли участие в манифестации за предоставление украинской церкви статуса автокефальной.
Также по теме
«Совершенное беззаконие»: что известно об обысках СБУ у наместника Киево-Печерской лавры
Сотрудники Службы безопасности Украины проводят обыски у наместника Свято-Успенской Киево-Печерской лавры митрополита Павла. В
По словам очевидцев, не все из тех, кто пришёл на демонстрацию, являются сторонниками автокефалии украинской православной церкви. Некоторые из них даже не знают, для чего прибыли, отметил глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
«Украинская власть свезла в Киев бюджетников для поддержки «объединительного собора». Между тем привезённые люди либо не понимают, в чём дело, либо даже выступают за блаженнейшего митрополита Онуфрия, который ни на каком соборе не появится. Трагифарс!» — написал он в своём Telegram-канале.
При этом, по мнению Владислава Петрушко, возможны и провокации в адрес священнослужителей УПЦ МП.
«Риск провокаций, безусловно, есть, и они происходят уже давно. Вся эта полоса обысков и допросов есть провокация, целью которой было заставить наше духовенство участвовать в этом соборе — Константинополю нужно было изобразить картинку, которая давала бы повод говорить о легитимности данного мероприятия более убедительно», — пояснил он.
Так, Союз православных журналистов (СПЖ) сообщил, что неизвестные захватили Свято-Преображенский собор в Винницкой области. Позже в Винницкой епархии УПЦ МП опровергли данную информацию, однако, по сведениям представителей прессы, это было сделано под давлением.
«Как стало известно СПЖ из собственных источников, пресс-служба Винницкой епархии УПЦ опубликовала опровержение информации о захвате Свято-Преображенского кафедрального собора после оказанного на неё давления», — отмечают журналисты.
Источник: https://russian.rt.com/ussr/article/583654-sobor-kiev-cerkov