Как и когда рассказать и объяснить детям о Боге в православии
Человек может прийти к Богу в любом возрасте и самыми разными путями. Кто-то открывает Его для себя еще в раннем детстве и несет благодать с ранних лет; другой человек может прожить всю жизнь, совершить множество грехов, опуститься на самое дно и лишь там понять, что без Бога он ничто и никто.
Пути у каждого свои, но вполне естественно для верующих людей пытаться донести до своих детей как можно раньше суть православной веры. Каждый родитель надеется, что своим примером и своей верой сможет уберечь ребенка от множества ошибок в жизни. Так как же рассказать ребенку о Боге? В каком возрасте лучше это делать и как сохранить интерес к вере на всю жизнь?
Когда надо начинать христианское воспитание детей
Среди современных родителей часто можно услышать мнение, что совсем маленьких малышей не нужно приносить в храм и вообще приобщать к вере, поскольку они еще ничего не понимают. Это глубоко ошибочное мнение, из-за которого можно потерять самое благоприятное время, когда ребенок более всего податлив для закладывания основ религии.
Христианское воспитание детей
Православие учит тому, что еще в утробе матери ребенок чувствует духовное влияние. Если будущая мама молится, ходит в храм, регулярно участвует в Таинствах церкви, то и ребенок в ее животе еще до своего рождения воспринимает духовные дары. Таким детям будет проще взрослеть, проще познать Бога во взрослой жизни, ведь они еще до своего рождения «знакомились» с Ним.
Совсем маленьких деток нужно стараться как можно чаще приносить в храм, причащать, давать им по капельке святой воды. Чистая душа ребенка будет впитывать благодать Божью, возрастать в ней. Такой ребенок будет с самого детства расти в вере, и когда настанет срок сделать собственный выбор, человеку будет намного проще не сойти с христианского пути.
Уже в возрасте 3-4 лет ребенок готов сознательно воспринимать основы религии. Можно в доступной форме рассказывать ребенку о Творце, о небесных силах, о святых. Есть специальные детские пособия, мультфильмы, книги, которые значительно облегчают этот процесс для родителей. Существует также Библия для детей — книга, которую должны приобрести каждые родители.
О христианском воспитании детей:
Не стоит забывать, что дети в возрасте до 7 лет могут приступать к Таинству причастия в храме без специальной подготовки. Маленького ребенка можно утром покормить, перед причастием не нужна исповедь. Поэтому очень важно в этом возрасте приводить малыша в храм как можно чаще, чтобы он сроднился с ним, привык постоянно там бывать. Тогда и после 7 лет, когда причастие будет требовать уже некоторых усилий в подготовке, детям будет проще.
Важно! Нет такого возраста, когда дети еще не доросли до Бога. С самого рождения и до конца жизни человек нуждается в духовной пище, которую дает нам вера в Господа.
Сложнее всего родительскому влиянию подвергаются подростки, и религиозное воспитание не будет исключением. В переходном возрасте личность уже достаточно сформирована, появляются свои цели, взгляды, мнения. Этот возраст часто характеризуется бунтом, отторжением авторитетов, эгоцентризмом.
Конечно же, если в такой период родители впервые начинают говорить сыну или дочери о Боге, маловероятно, что они получат отклик. Особенно если вера пропагандируется слишком настойчиво или даже агрессивно. Эффект будет только обратный.
Как и любое воспитание, духовное влияние оказать тем проще, чем ребенок младше. Маленькие дети податливы, восприимчивы ко всему новому, доверчивы. Это благодатная почва для того, чтоб посеять в них зерно веры. И если в детстве время не было упущено зря, то рано или поздно станут видны плоды.
Библия для детей
Главные факторы христианского воспитания
Для того чтобы привить малышу христианское мировоззрение, нужно четко понимать основные моменты религиозного воспитания, а именно можно выделить следующие:
- искренность;
- последовательность;
- реальность;
- личный пример;
- молитва.
Дети любого возраста отлично чувствуют ложь, поэтому совершенно бессмысленно говорить о Боге, если самому в него не верить. Наверняка мы и сами можем вспомнить примеры взрослых людей, которые пытались внешне выглядеть благопристойно и духовно, хотя в них явно читалось полное внутреннее отсутствие веры. Какие чувства вызывают такие люди? Неприязнь, нежелание слушать, отторжение. Так же и дети — они обязательно увидят неискренность взрослого и не будут воспринимать сказанное.
Последовательность религиозного воспитания предполагает постоянство определенных норм и правил жизни семьи. Если в верующей семье принято соблюдать посты, то они должны соблюдаться постоянно согласно календарю, а не по желанию, когда кому захочется. Если принято по воскресеньям и праздничным дням ходить в храм на службу — то без веской причины не стоит пропускать богослужений.
Малыш должен расти в такой среде, где христианские правила являются нормой, неотъемлемой частью жизни.
Важный момент, о котором забывают многие — реальность Бога.
Как бы это ни показалось странным, но многие люди, которые считают себя верующими христианами, часто забывают, что Господь абсолютно реален. Происходит некое разделение жизни повседневной и жизни духовной.
Бог остается, в лучшем случае, на воскресный день или вечернюю молитву, а текущие бытовые дела выполняются без Его участия.
Очень важно дать понять ребенку, что Бог с нами всегда, в каждый момент нашей жизни. Что бы мы ни делали, чем бы ни занимались — Господь с нами, он нас не оставляет. Это важнейшее правило духовной жизни очень помогает и взрослым, и детям, выстраивать жизнь согласно духовным законам. Малыш, который знает, что на него смотрит Боженька, будет больше стремиться к послушанию, остерегаться плохих поступков.
Ну и, конечно же, как говорят святые отцы — вера без дел мертва. Можно сколько угодно много говорить с детьми о Боге, но если при этом не делать ничего, слова будут пусты. Дети воспринимают мир чувственно, через эмоции и переживания, поэтому очень важно им давать положительные эмоции, связанные с верой.
Дети в храме
На практике это может проявляться в том, что поход в храм заканчивается веселой прогулкой или небольшим подарком. Вечерняя молитва плавно переходит в объятия и чтение перед сном. Если после молитвы или богослужения мама и папа радостные, полны любви, излучают тепло — дети будут ассоциировать эти положительные переживания с верой.
Если же, напротив, поход в храм превращается в пытку для ребенка, которого постоянно одергивают и требуют стоять на месте, не шуметь, да еще и наказывают за неподобающее поведение — захочет ли малыш после этого ходить в церковь? Какой пример в таком случае подают родители? Они всем своим видом показывают недовольство ребенком, вместо любви к нему выражают только лишь раздражение и негодование. Это и есть отрицательный личный пример, который только оттолкнет малыша дальше от Бога.
Молитвы о детях:
Важно! Именно личный пример родителей, которые имею живую, действенную веру в Бога, является самым сильным инструментом христианского воспитания.
Как говорят многие старцы, воспитание детей надо всегда начинать с родителей.
Как можно требовать от ребенка веры в Господа, если родители сами ее не имеют? До какого-то возраста возможно добиться условного послушания в угоду маме и папе. Но, не имея твердого духовного основания, такое воспитание не даст должного плода. По мере взросления ребенок почувствует пустоту родительских слов, и наверняка отвернется от Бога и уйдет из храма.
Именно поэтому в наших церквах так мало подростков — они часто ищут свой путь в других местах, потому что с раннего детства не впитали веру.
Но, как бы там ни было, унывать никогда не стоит. И даже если родители поздно опомнились, или же сами открыли для себя веру в зрелом возрасте, когда их дети уже подросли — Господь всегда дает шанс исправить свою жизнь.
И у человека есть очень мощный инструмент для этого — молитва. Православие свидетельствует, что родительская молитва поистине способна творить чудеса.
И даже если многое было упущено в раннем воспитании, нужно усиленно молиться о своем чаде ко Господу, и Он обязательно даст силы и способы наверстать упущенное.
Практические советы по христианскому воспитанию детей
Современное поколение верующих родителей — это, как правило, те люди, которые сознательно пришли к вере в зрелом возрасте. Длительный безбожный период привел к тому, что мало кто из нынешнего поколения имел возможность вырасти в христианских церковных семьях. К сожалению, традиция прервалась, и приходится практически с нуля возрождать христианство в отдельно взятой семье.
Для того, чтобы правильно начать с детьми разговор о Боге, нужно это делать только тогда, когда малыш готов вас слушать. Если он хочет в этот момент играть или смотреть мультфильм, то лучше дождаться более подходящего момента.
Важно! Самая главная задача христианского воспитания — привести ребенка к Богу. Но окончательное решение все равно всегда остается за ребенком, он сам должен выстроить свои личные отношения с Творцом.
Именно поэтому нужно крайне аккуратно подходить к принуждению в духовной жизни.
С одной стороны, малыш еще не обладает достаточной силой воли, чтобы жить духовной жизнью, и его нужно подталкивать. С другой стороны — чрезмерное понуждение рано или поздно приведет к отторжению и нежеланию общаться на религиозные темы.
Поэтому задача родителей — найти золотую середину и мягко направить сына или дочь на путь к Господу.
Поскольку для детей очень важно общение со сверстниками, хорошо, когда есть верующие друзья или круг общения. Можно записать ребенка в православную гимназию, или воскресную школу при храме. В такой среде мальчик или девочка из верующей семьи не будет чувствовать себя изгоем, а будет находиться среди «своих».
Детская воскресная школа при храме
Родители всегда с готовностью должны отвечать на вопросы ребенка о Боге. Но ответы не должны быть слишком сложные, а должны соответствовать возрасту сына или дочери. С большим интересом дети слушают на ночь истории о жизни святых подвижников — такое чтение вполне способно заменить вечернюю сказку и дать ответы на многие духовные вопросы.
Говорить с детьми о Боге желательно в позитивном ключе, особенно в маленьком возрасте. Не стоит пугать малыша всеми небесными карами за непослушание, поскольку в таком случае Господь превращается в страшного карателя. Ребенок, возможно, и воздержится лишний раз от шалости, но любить Бога не начтет, а будет только лишь бояться его.
Со временем, когда дети немного подрастают, им полезно рассказать и о страхе Божьем, как начале премудрости. Только этот страх — это не опасение обязательного наказания за непослушание, а страх того, что своими плохими поступками мы сами себя отдаляем от Господа и потом страдаем. Такие вещи непросто понять совсем маленькому малышу, поэтому лучше отложить такой разговор на более сознательный возраст.
Поскольку семья является единым духовным организмом, невозможно воспитывать детей, не возрастая самостоятельно. Нет ничего страшного в том, что дочь или сын будут видеть родительское несовершенство в духовных вопросах. Если родители при этом будут искренне стремиться к Богу, то и дети рано или поздно обязательно пойдут за ними.
интервью с протоиреем Андреем Ткачёвым: как говорить детям о Боге
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/besedy-s-rebenkom-o-boge.html
«В вечности младенцы спасают своих родителей»
«В вечности младенцы спасают своих родителей»
5675 0
За что посылаются детям болезни?
Наследство Адама
— Большинство будущих мам заранее заботятся о здоровье малыша, который скоро появится на свет. Однако нередко случается так, что ребенок рождается не вполне здоровым. У него находят патологии, позднее возникают задержки в развитии. Что это: судьба, Божье наказание за какие-то грехи папы и мамы или просто бессмысленное «совпадение»?
— Согласно учению Церкви, любой человек приходит в этот мир уже болезненным. Мы, как дети Адама и Евы, рождаемся, отягощенные немощами. Как в духовном, так и в телесном отношении. В этом смысле удел человека — болеть. Как говорили отцы Церкви, рождаясь, человек вместе с даром бытия получает и семя тления — то, что в дальнейшем приведет к разрушению тела.
Об этой участи — участи человека, подвергшегося грехопадению, Бог предупреждал еще Адама: «из земли родился, в землю возвратишься». К сожалению, болезни — это неотъемлемое, присущее всем нам состояние нашей природы. А уже степень болезней определяется Промыслом Божьим, равно как и человеку дано родиться мужчиной или женщиной.
Но Промысл Божий включает в себя и активное участие человека в своей собственной жизни и жизни других людей. Отчасти сами родители повинны в том, что дети рождаются с теми или иными болезнями. Если брать крайние примеры — у наркоманов рождается ребеночек с поврежденной природой, уже отравленный ядом. То же самое у алкоголиков и курильщиков. В данном случае вполне можно говорить, это — последствия поведения мам и пап.
— А если родители берегли себя, заботились о своем здоровье, а ребеночек все равно родился больной, как это можно объяснить? Разве это справедливо?
— В советское время нас учили, что дети не отвечают за родителей. Но это глупость, мы все друг с другом связаны. По закону любви, все друг за друга отвечают и влияют друг на друга. И когда у здоровых родителей ребенок рождается вопреки ожиданиям больным, случается родовая травма или еще что-то подобное, это тоже можно расценивать как Промысл Божий. Действительно, Господь допускает рождение глухих, слепых, глухонемых детей.
Людям, у которых есть такие малыши, я бы советовал посмотреть православный документальный фильм «Форпост». В нем показан детский приют для больных детей при одном из украинских монастырей. Этот фильм о христианской любви в ее наивысшем проявлении и направлена эта любовь на малышей с недугами. В фильме очень хорошо и достоверно показано, как эта любовь привлекает благодать Божью и исцеляет болезни детей.
И это не выдумка, это — правда.
Сам Христос говорит, что ни один волос не упадет с головы нашей без воли Отца Небесного. И совершенно естественно, что во всем, что случается с человеком, в том числе и с детьми, проявляется воля Божья.
И утешение в этих страданиях мы находим только в христианском учении (по той простой причине, что больше этого утешения найти невозможно нигде, его попросту не существует).
В нем страдания малышей часто мыслятся как искупительные, то есть дети страдают ради взрослых, необязательно за родителей.
В Евангелии есть пример, когда Христа спрашивают о слепом человеке, почему он таким родился. Кто согрешил: он или его родители? Как известно, Христос ответил, что не он и не его родители. Эти страдания служат высшей цели — содействию спасению человека. В будущей жизни, согласно Писанию, во всей полноте раскроется их высший смысл и та высшая слава, которую получат дети, сподобившиеся в своей земной жизни нести на себе этот крест.
Как ангелы
— Некоторые дети не доживают до года. Несчастные случаи, болезни, ошибки врачей Как родителям пережить утрату или тяжелую болезнь малыша?
— Есть очень хороший библейский пример из жизни величайшего царя и пророка Давида. Его житие весьма поучительно. Как известно, в его жизни был тяжкий грех, когда он прельстился красотой Вирсавии и, чтобы ею завладеть, косвенным образом убил ее мужа, отправив его на самый опасный военный участок. Безусловно, тот погиб.
После этого Вирсавия стала формально свободной. Давид на ней женился. У них рождается первенец. Чуть позже ребеночек оказывается в предсмертном состоянии. К Давиду приходит пророк Нафан и говорит, что Господь не даст, чтобы ребенок жил.
Давид каялся, молился и просил Бога оставить ему ребенка, но его молитва не была услышана, младенец умер
Давид провел много времени в слезах, посте и молитвах и впоследствии принял смерть малыша как наказание. И если Господь не дает ребеночку жить на этой земле, это может происходить по разным причинам, одна из которых — грех родителей.
В чине отпевания младенцев есть даже такой показательный момент: в нем нет прошения о прощении грехов, поскольку у детей не было возможности за свою короткую жизнь согрешить. Исходя из такого отношения к ребенку как к безгрешному созданию, можно сделать вывод, что Господь просто забрал его к Себе.
Почему он не дал ему дальше жить, нам не дано до конца постичь.
В народе бытует уверенность, что дети после смерти становятся ангелами. И это на самом деле так. Умершие дети становятся ангелами не в буквальном смысле, но имеют в вечности ангелоподобную жизнь. Возможно, они даже станут молитвенниками за своих родителей, чем будут содействовать и их спасению тоже. Для родителей, чья вера крепка, это может стать большим утешением.
— Бывает, что тяжелая болезнь или гибель малыша обращает родителей к вере. А случается, наоборот, ожесточает, заставляя впасть в тяжелую депрессию или даже богохульство. Почему одно и то же событие рождает в разных людях столь разную реакцию?
— Все зависит от веры человека и того, насколько он может довериться Богу сам и доверить Ему судьбу своего ребенка. Показательный случай описан в книге одного православного автора. Он пишет, что встречался с некой женщиной, у которой было двое детей. Младший был очень набожным мальчиком, но он умер в возрасте 4 — 5 лет.
Женщина ужасно скорбела. По ее воспоминаниям, она даже впала в ропот на Бога. А когда заканчивалось отпевание, священник отошел и оставил Евангелие. Все ее естество потянулось к тому, чтобы взять Евангелие. И взяв его, она открыла как раз на той странице, где Господь говорит: «Пустите детей приходить ко Мне» (Мф. 19:14, Мк. 10:14, Лк.
18:16.)
Конечно же, смерть детей или другого близкого человека — это тяжелая скорбь. Сам Христос плакал, когда видел похоронную процессию и сжалился над одной вдовой. Для родителей здесь может быть только одно утешение, что Господь забирает детей именно к Себе.
Болезнь во спасение
— В жизни есть много примеров, когда в так называемых неблагополучных семьях рождаются вполне здоровые дети. И, наоборот, у здоровых и зачастую верующих родителей появляются на свет дети с тяжелыми заболеваниями. Как Церковь объясняет этот парадокс?
— В подобных случаях, как и во многих других, нельзя забывать о тайне Промысла Божьего. Каждому дается своя природа, у каждого свой крест. Кому-то посылаются тяжелые болезни, кто-то живет практически без них. В любом случае, здоров человек или болен, это состояние для него временно, поскольку и в том, и в другом случае живет он лишь временную жизнь, которая имеет своей целью жизнь вечную. Если нет вечной жизни, то и эта наша короткая временная жизнь не имеет никакого смысла.
Но на самом деле смысл в жизни есть и, исходя из него, временное пребывание человека на земле содействует его дальнейшему спасению. Более того, в христианской традиции мы знаем множество примеров, когда для спасения человека Церковь молилась, чтобы ему послались болезни.
В древней Церкви по этому поводу даже существовали специальные чины, которые применялись в «особо тяжелых» случаях. Например, для христиан, которые вначале вели благочестивый образ жизни, а впоследствии ударились в тяжкие грехи.
За них молились, чтобы Господь дал им тяжелую болезнь, и чтобы она стала хотя бы малым воздаянием за совершенные грехи, но не в вечной жизни, что было бы гораздо страшнее, а в жизни земной, временной.
И чтобы люди, сподобившиеся такого наказания, вернулись к своей прежней жизни.
Больной человек не может грешить, как прежде. Болезнь заставляет переосмыслить свою жизнь и взглянуть на нее по-новому. Многие святые сами просили Господа послать им болезни, которые приводили их дух в состояние смирения.
— А как же популярная поговорка «в здоровом теле — здоровый дух»? Получается, она не состоятельна?
— По сути, это антихристианская поговорка. Чаще всего бывает наоборот — в здоровом теле может обитать совсем не здоровый дух. Конечно, если толковать выражение «здоровое тело» исключительно как здоровый образ жизни, тогда еще можно с ней согласиться. Но все равно с большими натяжками: христианство знает массу примеров, когда в нездоровом теле находился здоровый дух.
— Какой должна быть духовная жизнь пап и мам, чтобы их дети не страдали от их же ошибок?
— Безусловно, родителям необходимо молиться за своих детей. Чаще всего именно мамы молятся за своих малышей. Материнская молитва имеет перед Богом огромнейший вес и значение. Но и отец как глава семейства должен молиться за всю свою семью и, в первую очередь, за своих детей. Также необходима и регулярная искренняя исповедь, чтобы нераскаянный грех родителей не отягощал своим грузом судьбы детей, не стал причиной их болезней и тяжелых испытаний.
Воцерковление.Ru
Источник: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/v-vechnosti-mladency-spasayut-svoikh-roditelejj
Как говорить с ребенком о Боге?
«В том, что касается религиозного воспитания, родителям необходимо снабдить ребенка знаниями, которые подготовят его к восприятию нашего мира и привлекут внимание к разнообразию людских мнений и верований, — говорит французский психоаналитик Малек Шебель (Malek Chebel). – Только так он сможет познакомиться с разными взглядами на мир, нормами морали и поведения. Это пригодится ему в будущем, ведь всегда полезно взглянуть на подобные вещи по-новому, открыто и непредвзято».
Открыто и искренне
Бог, Божественный мир, мироустройство – знание об этом даст вашему ребенку чувство безопасности. Безопасность — одна из базовых потребностей человека. Ребенок должен чувствовать себя в своей семье в безопасности, и это ощущение изначально должны создать родители.
Но когда в семье есть тайны или взрослые не отвечают на вопросы младших членов семьи, у малыша возникает тревога, он чувствует, что от него что-то скрывают, и отправляется на поиски ответов уже без поддержки взрослых. В результате могут возникнуть серьезные проблемы.
Когда нет доверительных разговоров между родителями и детьми, могут появиться «добрые» дядечки и тетечки, которые могут пригласить вашего ребенка на «интересную беседу». Уже через несколько сеансов таких бесед по душам, у ребенка может возникнуть чувство, которое по свою состоянию близко к зависимости, наркотическому состоянию.
В таких сектах распространены педофилия и прочие сексуальные преступления. В свое время подобные случаи происходили во многих странах (Великобритания, Франция, Аргентина, Австралия сообщали о секте «Семья» («Дети Бога»), где детей принуждали заниматься «ритуальной проституцией»).
В наше непростое время, связанное с распространением терроризма в мире, есть угроза вербовки ребенка в ряды террористов. В последнее время появились секты, которые делают российским школам заманчивые предложения стать успешными, богатыми, более развитыми и избавиться от детских комплексов и страхов. Чтобы этого не произошло, с детьми надо разговаривать открыто и искренне.
Такие беседы помогают формировать личность ребенка. Если же взрослые пытаются отшутиться, перевести разговор на другую тему, отвечают уклончивыми фразами, дети получают сигнал: что-то не так.
Знакомство с религиями
Познакомьте ребенка с различными культурами и религиями. Покажите ему памятники религиозной архитектуры – церкви, синагоги, мечети, католические костелы. Объясните, для чего они нужны, обратите внимание на их сходство и различия.
Обязательно надо предупредить ребенка, что люди не могут (не могли) найти ответ на вопрос о возникновении нашей планеты, живых существ, в том числе людей, и идея о существовании Бога – одна из версий, с помощью которой люди пытаются объяснить устройство мира и развитие жизни. Для полноты картины можно рассказать и о других гипотезах возникновения мира: теории «большого взрыва» и дарвинизме.
Рассказывать о Боге, религиях надо простыми словами. Облегчить задачу может посещение музеев, картинных галерей, например, Третьяковской, где представлены картины известных художников с евангельскими или ветхозаветными сюжетами. Опираясь на них, можно вести разговор о Боге, кроме того, творения великих мастеров помогут ребенку наглядно представить себе «действующих лиц» ваших рассказов.
Особенности восприятия
Говоря с ребенком о Боге, надо учитывать особенности детского восприятия. В 3-5 лет карапуз отнесется к вашему рассказу, как к сказке, и будет слушать с увлечением. Понять идею о Боге и смысл религии он сможет лишь с 5 лет. Но даже трехгодовалому малышу, скорее всего, удастся объяснить символы веры, их предназначение, увлекут его и рассказы о религиозных праздниках.
В 5-7 лет ребенка волнуют уже более сложные вопросы: «Когда я умру? Что такое душа? А когда люди умирают, куда они попадают?» И дети в этом возрасте способны не просто верить в существование абстракций, но и вообразить их. В 7-11 лет ребенок сможет понять смысл и этику религиозных обрядов и религиозных норм. В 12-15 лет познавательные способности подростка развиваются до уровня взрослого человека.
Подросток начинает осознавать духовное содержание любой религии.
Не стоит бояться того, что после разговоров о Боге и религии ребенок тут же попросит, чтобы его крестили или начали водить его на церковные службы. В семье, где разговоры о Боге возникают лишь время от времени, вряд ли это возможно.
Источник: http://www.parents.ru/article/kak-govorit-s-rebenkom-o-boge/
«Бог неслучайно не дает детей». Екатеринбурженка рассказала, почему вернула ребенка в детдом
Как взять ребенка из детдома и не сдать его обратно. Людей, которые готовы сделать этот важный шаг, часто пугают бюрократическими препонами и ответственностью, но редко говорят о том, что происходит после того, как чужой малыш появляется в вашем доме. Этот материал ЕАН — о женщине, которая решилась попробовать. О том, насколько сложно взять воспитанника приюта, как адаптации ребенка «помогают» психологи и педагоги и почему героине пришлось расстаться с одной из приемных дочек.
Все имена изменены, чтобы мы могли передать правдивую историю без купюр.
Предыстория
В 44 года Ирина, у которой к тому времени уже был взрослый сын, взяла на воспитание первую приемную дочь. Потом – еще двух. Сейчас подумывает о новом приемном ребенке. Воспитанием Ирина занимается одна, без мужа. Вместе с семьей живет ее мама, которая приемным детям была не особо рада. Зато родной сын Ирины эту идею приветствовал, и теперь одна из приемных сестер нянчится с его детьми.
Алиса
«Мысли были еще давно, когда я работала акушеркой и видела, как мамы отказываются от детей. А потом родила собственного сына, жизнь кипела Стала массажистом. Много работала, ездила на Север. Мысли о приемном ребенке иногда возвращались. Тем временем сыну исполнилось 18.
Ему было уже не до меня Одна из моих пациенток тогда рассказала, что взяла на воспитание девочку и что ей запомнилась еще одна воспитанница приюта: хорошая такая, симпатюлька. А потом пациентка сообщила, что ту девочку забрали у приемной мамы, которая оказалась ненормальной.
Они уже прожили вместе три года.
Мама состояла на учете в Нижнем Тагиле, а не здесь, поэтому ей удалось получить справку на удочерение.
Проблема всплыла, когда ребенок перестал ходить в школу: женщина заперлась дома и девочку тоже не выпускала.
Тогда я решилась. Моя клиентка сказала, что нужно пойти к инспектору соцзащиты, и та дала список из 21 справки, которые надо собрать. Проблем особых с этим не было – справки собрала за месяц. Я пришла в детдом для музыкально одаренных детей, пообщалась с Алисой, и мы друг другу понравились. Ей было девять лет, это было восемь лет назад. А потом получилось, что места много, почему бы не взять еще?
Маша
Через несколько лет я взяла вторую девочку – Машульку, а еще через год – Веронику. Из того же детдома. Маша на год старше Вероники.
Когда я взяла Машульку, она была до того очаровательная – я всем своим знакомым говорила, что нужно разбирать детей из детдомов, если все они такие. Творческая личность, умела всем понравиться. Но, видимо, с появлением третьей девочки – Вероники — я не стала котироваться у нее как мама. Может быть, она меня сразу как маму не восприняла.
Маша делала все, только не то, что я ей сказала. Дома попросишь ее убрать свои вещи, а она садится на пол, и все: не буду!
С другими детьми хорошо сходилась. А вот с Вероникой не пошло. Хотя они раньше жили в одном детдоме и изначально Маша была не против, чтобы взять Веронику.
Если что-то шло не так, когда девочки делали уроки, Маша брала шариковую ручку и острием втыкала Нике в ноги.
Зато Маша хорошо училась – на «4» и «5». Причем легко. Классная руководитель очень ее любила. Даже слишком В третьем классе она Маше заявила, что заберет ее к себе, если я ее вдруг отдам в приют. А потом началось постоянное непослушание – видимо, Маша желала, чтобы я ее отдала.
Не позволила любить
Первый раз, когда она совсем перестала слушаться, я позвонила в приют и попросила поработать с ребенком. Привезла ее. Она там была полторы недели и вернулась – вроде бы все поняла.
Однажды, когда я была в приюте на учебе, у них с Вероникой была сильнейшая драка. Я прихожу домой, моя мама в трансе. Я говорю: что случилось? А мама: Машу убирай, я не дала ей задушить Нику. Говорит, что прямо волоком ее оттащила.
У Вероники синие следы от пальцев остались на шее.
Снова отвезла Машу в приют, чтобы поработали психологи. Когда приехала через две недели, оказалось, что никто с ней так и не работал. Еще через две недели – то же самое. Почему не работали – никто ничего не объяснил. Насколько я потом поняла, они на тот момент уже решили, что Машу из семьи будут изымать. И они уговорили меня написать заявление, что я в связи с нарушением здоровья не справляюсь с воспитанием девочки.
А та учительница, которая на 13 лет меня младше, в приют так и не приезжала.
Сейчас Маша в семье в Серове. Я за нее не беспокоюсь, она свое место в жизни найдет.
На прощанье я ей сказала: очень жалко, что ты не позволила себя любить.
«Какая смешная тетя!»
Когда я пришла на так называемую «Школу родителей» в приют, это было просто смешно. Нам всем предложили нарисовать душу. А потом об этой душе еще и рассказать. Но ведь мы пришли не разбирать собственное психологическое состояние. Мне казалось, что в этой школе должны объяснять родителям, к чему нужно быть готовым и как вести себя в сложных ситуациях: когда ребенок ворует, когда не хочет мыться.
Маша умудрилась украсть туфли у одноклассницы и проходить в них весь день. А потом еще и заявила хозяйке, что это я Маше эти туфли купила. Вероника стянула кошелек у одноклассника с 300 рублями на обеды и потратила их. Алиса своровала деньги у меня.
Когда начались проблемы с Машей, психолог на второй встрече мне сказала, что я такая энергетическая женщина, что у нее после моего рассказа температура подскочила до 39.
Я ей сказала: а вдруг вы помрете, если мы будем работать дальше? Развернулась и ушла.
Детский психолог в приюте тоже насмешила. Когда я привела к ней двух не по годам развитых девиц – Машу и Веронику, им тоже предложили рисовать. Но уже не душу, а что-то черное, которое наваливается на них из-за угла, когда они хотят сделать что-то плохое.
Маша быстро нарисовала существо из вчерашнего мультика, а Вероника – срисовала. Психолог была довольнешенька.
Когда вышли с ними из приюта, девчонки расхохотались: какая смешная тетя! Я понимаю, еще с 5-6-летними так работать: будто это не они виноваты, что делают плохое, а что-то черное, из-за угла наваливающееся.
Жизнь с плюсом. История ВИЧ-инфицированной.
Вероника
От учителей мы тоже натерпелись. Например, через два месяца после того как я взяла Веронику, ее учительница, встретив меня на улице, начала мне рассказывать, что девочка такая-сякая. Учительница была молодая, только институт закончила. А я ей говорю: мы с вами воспитываем ребенка 50 на 50 – половина ответственности лежит и на педагоге.
Вообще Вероника очень много делает хорошего, но потом выдает что-нибудь такое, что с ней не хочется общаться. Нормальный день рождения она получила только в этом году, раньше все время была за что-то наказана.
В школе она научила всех материться, постоянно срывает уроки.
Источник: https://eanews.ru/news/society/Bog_nesluchayno_ne_daet_detey_Ekaterinburzhenka_rasskazala_pochemu_vernula_rebenka_v_detdom_24_08_2017