Десятинная церковь, Киев
На территории детинца, возникшего в древние времена на Старокиевской горе, переплелись эпохи и веры. В самом начале христианских времен здесь появилась Десятинная церковь – первый каменный храм Киевской Руси. Сейчас недалеко от этого места возвышается монументальное здание Национального музея истории Украины.
И хотя Десятинная церковь до наших дней не сохранилась, это место и сейчас хранит дух истории и память о прошлых временах, которые далеко не всегда были благосклонны как к сооружениям, так и к людям.
Сейчас остатки фундамента Десятинной церкви, которая была расположена во времена Владимира у бывших городских ворот, являются памятником национального значения.
История храма
Десятинная церковь считалась чуть ли не восьмым чудом света. Построенная сразу после крещения Руси, она славилась грандиозным видом. И хотя до сих пор ученые не пришли к согласию относительно всех деталей храма, точно известно, что Десятинная церковь имела несколько бань, крестообразную форму, ее окружали галереи. Были здесь мраморные украшения, фрески, иконы, мозаики. При освящении ей дали имя Пресвятой Богородицы.
Церковь в Верхнем городе
Место для строительства церкви выбрали не случайно: здесь в языческие времена сторонники Перуна принесли в жертву ранних христиан-варягов Феодора и Иоанна. Поэтому кровь первомучеников Руси освятила место будущей святыни.
Заложив церковь, Владимир Святославович сделал ее центром укрепленной территории и расширил свой град в несколько раз, ведь раньше этот участок был за пределами оборонительных фортификационных сооружений. Впоследствии вокруг Десятинной церкви выросли новые княжеские дворцы и усадьбы знати, а также несколько церквей. Позже прах Владимира Святославовича, а еще его бабушки – равноапостольной княгини Ольги, а также жены Владимира, византийской царевны Анны, были похоронены в этом храме.
Десятинную церковь русичи уважали наравне с Софийским собором и Михайловским Златоверхим монастырем, возведенными чуть позже. Но чего греха таить – во времена княжеских междоусобиц и борьбы за престол ее не раз грабили, как и другие святые места.
Батый и Десятинная церковь
В декабре 1240 года войско хана Батыя ворвалось в Киев. Последний бой шел именно вокруг стен Десятинной церкви. Внутри помещения пытались спрятаться многие киевляне. Постройке в то время было уже почти два с половиной века, ее своды не выдержали и обвалились, похоронив под обломками людей.
В год празднования тысячелетия крещения Руси был установлен каменный крест в память о погибших, стоит он напротив стен бывшего алтаря.
Другие церкви на месте Десятинной
После того, как город оправился от монголо-татарского надругательства, среди руин Десятинной церкви возвели новую небольшую церквушку святого Николая, которая простояла почти до середины 17 века.
Митрополит Киевский Петр Могила решил разобрать старый храм и начал строить новый, на который завещал немалые собственные средства. Церковь, построенную как память о разрушенных святынях, назвали в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В 19 веке, во время господства Российской империи, специалисты в очередной раз провели раскопки фундаментов домонгольской Десятинной церкви. После этого началось системное исследование остатков киевской старины.
Церковь Рождества Богородицы разобрали и построили новую, по проекту петербургского архитектора Стасова. Иконостас составили из копий икон Казанского собора в Санкт-Петербурге.
Стиль у нового здания был имперский, византийско-московский, ничуть не напоминающий первоначальный вид храма 10 века.
А вот ликвидировали новую Десятинную церковь во времена советской власти. На территории бывшего Верхнего города планировали построить новый правительственно-административный центр.
Интересный факт
В 1837 году несколько кирпичей Десятинной церкви были торжественно заложены в фундамент Киевского университета. Это своеобразный символ продолжения просветительской деятельности князя Владимира Святославовича.
Как доехать
Доехать до Десятинной церкви можно на метро до станции «Золотые ворота» (зеленая ветка), дальше по улице Владимирской пешком (1 километр), или на метро до станции «Майдан Независимости», после по Михайловской вверх.
Вам также может быть интересно
Источник: https://ua.igotoworld.com/ru/poi_object/1995_desyatinnaya-cerkov.htm
Десятинная церковь оказалась базиликой
Российские и украинские археологи, изучающие руины самого первого храма на Руси, пришли к выводу, что он на самом деле был совсем не таким, каким его считали историки архитектуры. И все существующие реконструкции содержат как минимум одну очень серьезную ошибку.
Заняться раскопками Десятинной церкви ученым пришлось не по собственной воле. Как рассказал Infox.ru руководитель раскопок доктор исторических наук Глеб Ивакин, заместитель директора Института археологии НАН Украины, в самом начале нашего тысячелетия руководитель украинского государства издал указ о восстановлении храма.
В Киеве к тому времени уже восстановили три домонгольские церкви — храм Богородицы Пирогощей на Подоле, Михайловский Златоверхий собор и Успенский собор Киево-Печерской лавры. Но все эти церкви были разрушены в 30—40-х годах ХХ века, существовали фотографии, обмеры, серьезные археологические исследования.
Многоликая церковь
Что мы знаем о Десятинной церквиРазмеры (по фундаментам, без апсид) — 35 х 37 м. Формат плинфы (древний тонкий кирпич — 31 х 31 х 2,5 см)
Здесь же ситуация принципиально другая: храм разрушили еще 768 лет назад, при взятии Батыем Киева. Руины церкви достояли до XVIII века, постепенно растаскиваясь населением на камень. Затем на ее месте выстроили две церкви, одну над другой, проводилось несколько раскопок, весьма несовершенных.
Даже раскопки М. К. Каргера в 1930-х годах оказались неполными, фиксация их результатов была не очень удовлетворительной, сами же они практически уничтожили большую часть сохранившихся руин памятника. Поэтому большая часть того, что мы знаем о храме, относится к числу дискуссионной информации. Простой показатель: даже если говорить о плане церкви, в научный оборот введено более десятка ее реконструкций, не говоря уже о попытках реконструировать внешний облик Богородицы Десятинной.
Совместными усилиями археологи сумели убедить изменить указ и добиться разрешения сначала провести масштабные раскопки памятника, а затем уже, по их результатам, принять решение: строить ли что-то на этом месте и тем самым окончательно уничтожить памятник археологии или музеефицировать. При этом, как говорит Ивакин, «что бы ни построили на этом месте, все равно экскурсовод сможет сказать: а на самом деле здесь все было не так».
Литература по Десятинной церкви:
Раскопки начались в 2005 году и продолжаются по сей день. Продолжатся они и в следующем году, но уже сейчас имеющихся данных достаточно для выводов, которые кажутся парадоксальными. С ними Infox.ru познакомил соавтор исследований — руководитель отдела археологии и архитектуры Государственного Эрмитажа доктор исторических наук Олег Иоаннисян.
Тщательнейшие обмеры и фиксация всех сохранившихся элементов кладки, сохранившихся следов от деревянных колышков и лежней, уложенных в основание фундамента, позволило установить очень важные факты. Во-первых, можно считать доказанным, что храм этот построили сразу.
До сих пор считалось, что ядро памятника построено в 989—996 годах, а в XI веке его дополнительно обстроили (по крайней мере частично).
Оказалось, что все элементы плана храма, от закладки до освящения, сложились в один период, но в процессе строительства замысел и тип постройки поменялись.
Базилика
Сначала, как и считалось до сих пор, храм начали строить как крестово-купольный. Так возведены почти все древнерусские храмы до монгольского нашествия, за исключением нескольких построек-ротонд.
Но храм для нового христианского государства требовался большой, а в Византии того времени просто не строили таких больших крестово-купольных зданий. Зодчие поняли, что не справятся с задачей, и построили более простую и привычную им базилику.
Им даже пришлось разобрать часть уже построенного здания: в результате новых раскопок в засыпанном в процессе строительства Десятинной церкви древнем рву обнаружены фрагменты кладки.
Поэтому Десятинная церковь оказалась единственной базиликой в древнерусской архитектуре. Скорее всего, единственной она и останется. Как отметил Иоаннисян, возможно, базиликой могла быть церковь в Тмуторокани 1022 года, но ее руины сохранились еще хуже. Кроме того, как базилику начинали строить Спасский собор в Чернигове XI века, но здесь произошла обратная история: достроили его уже как крестово-купольный храм.
Сведения о Десятинной церкви из «Повести временных лет»Мы приводим цитаты из «Повести» в переводе на русский Дмитрия Сергеевича Лихачева
Кроме того, раскопки позволили установить и то, откуда пришли зодчие, построившие храм. Летопись просто указывает: «Мастеры от Грекъ». Но эта запись могла относиться к территории Византийской империи вообще, от Константинополя до Херсонеса.
Разумеется, были там и собственно византийские, столичные, мастера, но очень многое: устройство пола из поливной керамики, структура деревянных элементов фундамента — указывает на болгарские провинции Византии.
Более того, если учесть, что Десятинная церковь оказалась базиликой, то и ближайшие аналогии этому храму в византийской архитектуре конца Х века тоже находятся в Византии. Последний же аргумент в поддержку этой теории археологи обнаружили в прошлом году. Они нашли две плинфы, на которых еще по сырой глине, до обжига прочерчено две буквы — Щ и И.
Разумеется, это не русские «щи» — по словам Иоаннесяна, скорее всего, это обозначение какого-то числа или сокращение какого-то слова. Итогами раскопок 2005-2007 годов археологи поделились с коллегами на II Всероссийском археологическом съезде.
Как рассказали корреспонденту Infox.ru археологи, в следующем году работы продолжатся: помимо Десятинной церкви на участке раскопок есть еще руины не менее интересных сооружений — трех княжеских теремов того же времени. Infox.ru обязательно познакомит вас с новыми работами украинско-российской команды археологов на территории древнейшего киевского детинца.
Источник: https://www.infox.ru/news/12/1492-desatinnaa-cerkov-okazalas-bazilikoj
Десятинная церковь
Десятинная церковь Пресвятой Богородицы — первый из известных ныне каменных храмов Древней Руси.
Возведенный вскоре после крещения князя Владимира, он выполнял роль кафедрального собора и был на тот момент самым большим из киевских храмов.
История создания
“Повесть временных лет” указывает, что князь Владимир задумал в 989 г. возвести церковь Пресвятой Богородицы. Точное время начала строительства назвать трудно, вероятно, это был 990 г. или 991 г., освящение нового храма состоялось в 996 г.
Спустя 40 лет, в правление князя Ярослава Мудрого, строится Собор Святой Софии, значение Десятинной церкви снижается, сведений о ее дальнейшей судьбе крайне мало. Известно о нескольких грабительских нападениях: в 1169 г. со стороны князя Мстислава Андреевича и в 1203 г. — Рюрика Ростиславовича.
Церковь перенесла пожар, перестройку и землетрясение. И окончательно пала под натиском войск хана Батыя во время осады Киева в 1240 г.: в поисках укрытия от врагов жители заполнили храм, стены его не выдержали тяжести огромного числа людей и рухнули, похоронив под собой всех находившихся внутри.
Архитектура и убранство
Для строительства главного храма Киева князь Владимир пригласил мастеров из Византии. Оттуда же пришла и мода на строительство храмов крестово-купольного типа, первым из которых в христианской Руси стал Десятинный. Венчали шестиярусный собор 5 куполов, с трех сторон украшали галереи, в которых располагались помещения различного назначения.
Археологами найдены обломки цветного мрамора, мозаики, части фресок, которые говорят о богатом внутреннем убранстве. Геометрические узоры полов выложены цветным мрамором, яшмой, порфиром и другими породами камня. Внутри церкви находились старинные христианские иконы, сосуды из Херсонеса и кресты. В дар от Владимира получены мощи св.Климента — христианского проповедника и великомученика I в. н.э.
Реконструкция
Предпринималось несколько попыток возрождения Десятинной церкви. Первую — в начале XVII в. — связывают с именем киевского митрополита Петра Могилы. Он начал расчищать фундамент и стены старинного храма, а также построил маленькую церковь Рождества Пресвятой Богородицы, используя уцелевшие стены. Внутри нее он поместил привезенную Владимиром из Херсонеса икону с образом Св. Николая. В это же время были найдены саркофаги с останками князя Владимира и супруги его.
Десятинная церковь фото
Митрополит Петр оставил после смерти 1000 золотых на воссоздание храма. Интерес к раскопкам снова возродился в XIX в. В ходе исследований обнаружены остатки древнего фундамента, фрагменты фресок и мозаик. Принято решение воссоздать собор, для чего в Киев был приглашен петербургский архитектор Василий Стасов. Для строительства нового храма потребовалось 100 тысяч золотых рублей и 14 лет — освящение Десятинной церкви Успения Богородицы состоялось в 1842 г.
Архитектурно она отличалась от древней предшественницы — была возведена в византийско-русском стиле, в плане представляла собой квадрат со сторонами около 30 м, что вполовину меньше церкви князя Владимира. Творение В. Стасова было уничтожено в 1928 г. С конца 30-х гг. на территории Десятинной церкви и в ее окружении периодически проводятся археологические исследования.
Кому посвящена
Известно, что церковь была посвящена Пресвятой Богородице, однако в настоящее время невозможно точно сказать Рождеству Ее или Успению. “Десятинной” же она называлась за десятую часть доходов, которую князь направил на ее строительство и содержание.
Интересные факты
- В народе храм был также известен, как “марморяный”: многочисленные детали из мрамора покрывали его стены, пол был изукрашен геометрическими рисунками из разноцветных мраморных кусочков.
- Десятинная церковь стала местом последнего пристанища для Владимира и супруги его Анны. Сюда же еще при жизни князя Владимира перенесли мощи княгини Ольги.
- Построена “на крови” первых известных русских мучеников — варягов Иоанна и его отца Федора.
- В память о возрождении храма Петр Могила высадил липу, которую можно увидеть и в наши дни.
Итоги
Сложно переоценить важность сооружения Десятинной церкви в эпоху великого князя Владимира. Ее строительство не только положило начало новым архитектурным традициям, заимствованным из Византии, но и способствовало укреплению христианства в Древнерусском государстве.
Источник: https://ote4estvo.ru/sobytiya-x-xiv-vv/177025-desyatinnaya-cerkov.html
Киевский десятинный храм — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Киевский храм Рождества Богородицы (Десятинный). На заднем плане — Андреевская церковь. Фотография, июль 2010 |
Киевский Десятинный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря Украинской Православной Церкви
По преданию, Десятинная церковь была построена на месте двора первых православных киевских мучеников — Феодора варяга и его сына Иоанна, убитых язычниками в 983 году, еще до Крещения великого князя Владимира Святославича. «В лето 6497 (989 г. н.э.) помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы и послав, приведе мастеры от Грек» («Повесть временных лет»).
В 991-996 годах византийцы построили каменный храм, который до постройки Софийского собора был кафедральным храмом Киевских архиереев. Святой Владимир определил десятую часть «от имущества своего» на содержание храма и духовенства, отчего церковь стала называться Десятинной.
Здесь покоились мощи святых Ольги и Владимира, мучеников Феодора и Иоанна, принесённые равноапостольным Владимиром из Херсонеса глава священномученика Климента Римского и мощи его ученика святого Фивы [1], а также чудотворная икона Божией Матери.
Первый раз Десятинная церковь была разрушена в декабре 1240 года во время штурма Киева войсками монгольского хана Батыя. Развалины церкви стояли под открытым небом в течение четырех веков.
В 1636 году святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, разобрал деревянный храм святителя Николая (построенный на руинах в XV веке) и благословил «Десятинную церковь Пресвятой Девы, находившуюся у ворот Киевских, выкопать из мрака и открыть дневному свету».
Новый храм был устроен в юго-западном углу первоначального, при его возведении частично использовали остатки древних стен. Другая же часть развалин по-прежнему оставалась под открытым небом. В 1654 году новую Десятинную церковь освятили в честь Рождества Богородицы.
Эту вторую церковь разобрали в связи с началом строительства 2 августа 1828 года новой Десятинной церкви. 4 её престола были посвящены: Рождеству Богородицы, равноапостольному великому князю Владимиру, святителю Николаю и апостолам Петру и Павлу. Освятил храм 15 июля 1842 года святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский.
В 1929 году церковь была закрыта, а в 1936 году разобрана на кирпичи.
22 апреля 2006 года, в Великую Субботу, возле раскопок фундамента первой Десятинной церкви, была установлена церковь-палатка. На следующий день, 23 апреля, на Пасху, состоялось первое богослужение.
1 июня 2007 года храм-палатку сменил деревянный храм, который 25 июля того же года освятил митрополит Владимир (Сабодан).
9 июля 2009 на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря.
Настоятели
- Сергий Дегтярев (упом. 2009) прот.
- С 9 июля 2009 настоятелем храма является наместник Десятинного монастыря.
Использованные материалы
- Кандий, Александр, свящ., Монастыри и храмы Киева. Справочник-путеводитель, Киев, 2009, с. 15.
[1] «Священномученик Климент, папа Римский», страница календаря на официальном сайте Издательства Московской Патриархии, http://calendar.rop.ru/?svt=nov25-kliment.
Источник: https://drevo-info.ru/articles/15601.html
История Десятинной церкви в Киеве
- Tweet
- Share0
- Pinterest0
- LinkedIn0
- ontakte
Десятинная церковь была первым каменным храмом не только в Киеве, но и на всей Руси. Построенная в 988 году она просуществовала несколько столетий. Это было огромное и роскошное, по тем временам, сооружение. Однако о подлинной истории Десятинной церкви в Киеве мы сегодня знаем немного. Давайте постараемся отделить факты от легенд и вспомним историю первого каменного храма Киевской Руси.
История Десятинной церкви
Церковь была расположена на Старокиевской горе. Ее построили в первые годы после Крещения Руси князем Владимиром. На строительство была выделена десятая часть княжеских доходов, отсюда и пошло название — Десятинная церковь. Она была сооружена на месте, где несколькими десятилетиями ранее толпа язычников расправилась с парой первых киевских христиан.
Десятинная церковь была освящена в 996 году. Ее строили из местного камня, она имела форму креста. За свою историю, церковь пережила несколько пожаров, в том числе в 1018 и 1204 году. После пожаров внутреннее убранство церкви скрупулезно восстанавливали. Именно благодаря Десятинной церкви Киев стал духовным центром Руси.
Дальнейшая судьба
Новая Десятинная церковь, построенная в 1842 году
Первые раскопки на Старокиевской горе начались в середине 17-го века. Был обнаружен фундамент древнего храма, останки гробницы князя Владимира и его жены Анны. Раскопки спонсировал Петр Могила, и он же завещал тысячу золотых на восстановление древней церкви. Планировалось построить новую Десятинную церковь на древнем фундаменте.
Сначала здесь построили небольшую церковь в 1646 году. И только в 19-ом веке, после окончания всех раскопок на Старокиевской горе, была сооружена новая Десятинная церковь.
Ее заложили на старинном фундаменте, но не старались сделать похожей на оригинальное сооружение, так что это был по сути новый храм. При строительстве была разрушена часть оригинальных фундаментов Х века. Работы начали в 1828 и закончили в 1842 году.
Однако простояла она относительно недолго. В 1928 году коммунисты снесли новую Десятинную церковь.
Сегодня от древнего храма остался лишь фундамент. Около него было найдено несколько кладов и древних захоронений, так что Старокиевская гора, на которой стояла Десятинная церковь, является одним из самых исторических мест Киева. Сегодня фундамент Десятинной церкви считается древним памятником.
- Tweet
- Share0
- Pinterest0
- LinkedIn0
- ontakte
Источник: https://www.kievtoyou.com/istoriya-desyatinnoj-cerkvi-v-kieve/
Между осями – inший Kyiv
Никакого между, рифмы, симметрии могло бы уже не быть, на месте одной из площадей мог вырасти величественный правительственный центр. О Софийской и Михайловской площадях рассказывает архитектор-реставратор Юрий Лосицкий.
Это не самые древние киевские площади. Самая старая часть города – это город Игоря, его вал нашли при раскопках Десятинной церкви.
Владимир построил Десятинную церковь и расширил город, город стал занимать большие границы, ворота и вал его были там, где сейчас угол Большой Житомирской и Владимирской, план ворот выложен на дороге красным гранитом; Ярослав Мудрый значительно расширил город, построил Золотые ворота и Софийский собор.
Все эти части города были обнесены стеной, земляными рвами, в «павильоне над остатками» Золотых ворот научно верно показано, как это было устроено: деревянная земляная стена и вшитые в нее ворота. Потом был город Изяслава Святополка, в котором был сначала Дмитриевский, потом Петропавловский, а потом Михайловский соборы.
На фото фрагмент плана города 1803 года с нанесенной линией между осями, колокольнями соборов
Дмитриевский и Петропавловский соборы не уцелели, возле Софии были Георгиевская и Ирининская церкви, они тоже не дожили до наших дней (но в топонимике остались названия улиц).
Это лучше смотреть на плане 1803 года. Что мы на нем видим? Вокруг Софийского собора есть все сохранившиеся до сих пор сооружения – собор, митрополичий дом, недостроенная еще четвертым ярусом традиционная трехъярусная колокольня, теплая трапезная, – словом, все сооружения монастырского комплекса.
Михайловский собор, теперь это трудно представить, был закрыт валом. Отдельная горка, со всех сторон которой – вал.
Между Софийским собором и Михайловским в общем-то никакой улицы на этом плане нет, оси нет, только визуально, одна колокольня напротив второй.
Дальше, в 1830-х годах, в связи со строительством Новой Печерской крепости этот вал срывают, освобождается большая территория для застройки. Это можно прочесть в названиях улиц – Прорезная (от того, что она прорезана в валу, и улица Ярославов Вал – Подвальная (под-вальная) улица вдоль вала – Wall Street прямой аналог названия улицы под валом в Новом Амстердаме, теперь это Нью-Йорк.
Если подходить к Михайловскому собору со стороны Трехсвятительского переулка, мы видим дом, с одной стороны три этажа, а с другой – шесть. Почему? Потому что он построен на валу. Этот рельеф долго формировался, улица не сразу сошла вниз на Крещатик, потому что было очень уж круто.
В 1840-1850 годы, после того как Валы срыли, происходит освоение дальнего пространства за валами, – улиц Терещенковской, Богдана Хмельницкого. Это все делалось позже.
На высочайше утвержденном плане части города Киева 1861 года мы видим границы кварталов, и видим, что между Софийской и Михайловской колокольнями оставлен широченный проезд (как Елисейские поля в Париже). Если провести ось, по ней треугольником идут Присутственные места. Часть проезда оставлена парком (за ним был вал), часть – улицей.
В начале прошлого века Иван Петрович Кавалеридзе собирался делать героическую аллею, начинаться она должна была со Святослава (Церковь не допустила), памятник Ярославу Мудрому поставили не там, где он должен быть, а памятник княгине Ольге воссоздан точно на своих фундаментах.
Так не сложилось, с аллеей «исторического пути», но намерения такие были.
На этом фото (и фотографии выше) – фрагменты плана Киева 1861 года
От Софии вторая ось идет на Андреевскую церковь, раньше там была еще и Десятинная. Основная ось ведет на Михайловский собор. Ось – это градостроительное пространство, оно не появлялось каким-то случайным образом, а было сознательно сформировано, она исходит из доминант, которые сложились историческим путем.
Потом на площади, которая была определена красными линиями кварталов, в 1888 году, после долгих конкурсов и дискуссий, открыли наконец памятник Богдану Хмельницкому. На площади у Михайловского собора в 1913 году открыли памятник княгине Ольге, Андрею Первозванному, Кирилу и Мефодию.
Присутственные места надстроили, их венчала красивая пожарная каланча, которая давала возможность видеть довольно далеко начинающиеся пожары.
Так сложились эти площади, таким образом составился этот градостроительный каркас, вся его ширина, от присутственных мест к дворам и задам улиц, ведущих к Майдану. То, что она провалена по середине, видно невооруженным глазом.
В 1855 году колокольню Софийского собора архитектор Павел Спарро надстроил на один ярус. Поскольку дома становились все выше, доминанта колокольни стала «проседать» в окружающей застройке. Для того, чтобы доминанта ею и осталась, было принято решение колокольню «поднять». Спарро сделал это замечательно, если не знать о надстройке из истории, можно этого не заметить.
Михайловскую колокольню тоже хотели надстроить, посмотрели, и не решились, она была в ветхом состоянии. Так эти площади дожили до великой октябрьской социалистической революции, или переворота, если хотите.
А потом все пошло своим чередом, колокольню Михайловского и сам собор сломали. Софийский не сломали из-за вмешательства французов.
На фото фрагмент плана 1925 года
Дальше менялись какие-то элементы благоустройства, присутственные места достроили на этаж, они стали замкнутыми, меняли мощение, но после воссоздания Михайловского комплекса и памятника княгине Ольге и решеточке вокруг памятника Хмельницкому все, в общем, осталось так, как было. Площади были сформированы меньше чем за полвека.
Источник: https://inkyiv.com.ua/ru/2017/07/mezhdu-osyami/
Прикоснуться к Десятинной церкви
Мария ПРОКОПЕНКО, «День»
17 сентября, 2015 — 12:18
На этой неделе начались работы по консервированию фундаментов церкви Успения Пресвятой Богородицы (это и есть Десятинная церковь). Исполнители — не слишком разговорчивые — проводят измерения под руководством археологов.
Напомним, Десятинную церковь построил в 989—996 годах князь Владимир — на это он выделил десятую часть своих доходов, отсюда и название. Эта легендарная история сегодня получила продолжение — современные киевляне собирают деньги на трассировку фундаментов памятника.
Да и сами работы инициировала столичная общественность в рамках социального проекта совместного действия «Сделаем вместе».
«МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ТРАССИРОВКА»
«В апреле этого года, когда убирали Пейзажную аллею, подошли к забору вокруг фундаментов Десятинной церкви и увидели, какая там запущенная территория, — рассказывает Марина Соловьева, председатель общественной организации «Андреевско-Пейзажная инициатива» и руководитель проекта благоустройства территории Десятинной церкви. — Долго обсуждали, как изменить ситуацию.
В конечном итоге «Андреевско-Пейзажная инициатива» обратилась в Министерство культуры, Киевскую городскую государственную администрацию, Национальный музей истории Украины, Администрацию Президента с просьбой позволить начать проектные работы по консервированию фундаментов Десятинной церкви и их трассировки. Все структуры поддержали инициативу».
Вскоре в КГГА представили проект и начали согласовательные действия. Схему фундаментов, по которой будут делать трассировку, разработали вместе с Институтом археологии НАН Украины. Этот план согласовал Глеб Ивакин, который руководил раскопками Десятинной в 2005—2011 году.
Наконец активисты получили разрешительную карточку на начало благоустройства, и на днях специалисты начали работы с фундаментами.
Сейчас фундаменты Десятинной законсервированы под слоем песка и глины. На территорию еще завезут эти материалы, чтобы укрепить «шубу», которая защищает памятник. Потом непосредственно над фундаментами сделают трассировку — из камней выложат их контуры.
Высота трассировки будет 15—20 сантиметров над землей. В проекте, который подготовили с археологами, есть фундаменты Х и ХІІ веков. Активисты хотят, чтобы их выложили камнями разного цвета и рядом разместили объяснение. Между фундаментами будет газон.
Работы планируют закончить через три месяца. «Было несколько взглядов на будущее Десятинной церкви. Несколько лет назад на месте памятника хотели поставить 15-метровые сваи, на них — плиту, где воспроизвести храм. Это противоречит всем хартиям и конвенциям об охране культурного наследия, потому что ни одной фотографии, ни одного проекта памятника не осталось. Здесь может быть только трассировка остатков фундамента», — акцентирует Марина Соловьева.
Торговцев «подвинут» от церкви
Смета амбициозного проекта — около 800 тысяч гривен. «Андреевско-Пейзажная инициатива» открыла отдельный счет, на который все желающие могут перечислять средства. На этом счете ныне есть около 68 тысяч гривен. Марина Соловьева обещает, что по окончанию работ на территории памятника установят табличку с фамилиями всех, кто приобщился к сохранению фундаментов.
Местная власть также будет помогать активистам. Председатель Шевченковской районной в городе Киеве государственной администрации Олег Гаряга комментирует: «У власти ежедневно много неотложных дел, и нужен был менеджер, который бы взялся за этот проект, провел работу со всеми государственными органами и тому подобное. Таким менеджером стала Марина Соловьева. Мы как район очень заинтересованы, чтобы подобные исторические места воспроизводились и привлекали внимание туристов.
В этом проекте поможем техникой. Также лично пообещал Марине Соловьевой, которая перечислит часть своей зарплаты на трассировку фундаментов». Олег Гаряга отметил, что скоро приведут в порядок торговлю на улице Владимирской, рядом с памятником. Это позволит восстановить центральный вход с лестницы до Десятинки. В отношении торговцев будет официальное распоряжение КГГА.
Также чиновники переговорили с предпринимателями, которым придется «подвинуться», — те как будто готовы подыскать себе другое место.
Точный вид памятника под вопросом. Заместитель киевского городского головы — секретарь Киеврады и член наблюдательного совета проекта «Сделаем вместе» Алексей Резников предлагает обнести историческое место стеклянным забором. Так, по его мнению, будут лучше понятны пределы памятника, и ветер будет заносить меньше мусора на территорию. Но вход к фундаментам будет свободным. Марина Соловьева убеждена, что никакого забора не должно быть. Поэтому этот вопрос обсуждается.
История доступна всем
Специалисты и чиновники разных ведомств говорят о важности проекта, а идею с трассировкой называют «прекрасной».
Начальник управления охраны недвижимого культурного наследия и заповедников Министерства культуры Украины Яков Дихтяр рассказывает: «Десятинная церковь — очень значимый объект для Киева и для Украины, это — первая каменная церковь Киевской Руси. Памятник исследовали не один раз, и всегда находили интересные артефакты.
После последних археологических работ фундаменты законсервировали, но это дает возможность оперативно снять грунт и продолжить исследование. Впрочем, возможно, есть смысл оставить все как есть, законсервированным, для потомков. Чтобы люди видели, где располагалась церковь, какой она была величественной.
Приятно, что инициаторы проекта по консервированию и трассировке — общественная организация. Мы в министерстве помогли чем смогли. Подняли чертежи с исследованиями фундаментов, а активисты вместе с Институтом археологии нанесли это на карту. Осталось вынести это в пространство».
Территорию, где была Десятинная церковь, с забором или без, надо сделать доступной для всех, считает Алексей Резников. «Трассировка фундамента церкви позволит любому оценить, какие фундаменты спрятаны под землей, — говорит Алексей Резников.
— Восстанавливать ли здесь храм, и каким он должен быть, или сделать здесь музей — этот вопрос можно решать двадцать лет. Но благодаря проекту, который делаем, наши потомки смогут понять, что было на месте Десятинной церкви. Это — сакральное место, одно из важнейших в Киеве».
Между прочим, трассировка фундаментов Десятинки — только один из совместных проектов киевских чиновников и инициативы «Сделаем вместе». Несколько других проектов реализуют со временем.
Поддержать проект «Консервирование раскопок фундаментов церкви Богородицы (Десятинной)» можно, если перечислить деньги по реквизитам, которые приводим:
Наименование получателя: ГО «Андреевско-Пейзажная инициатива»
Текущий счет: 38404873
Банк: 26000550229103
МФО: ПАО «Укрсиббанк»
Назначение платежа: 351005 благотворительный взнос
Источник: http://m.day.kyiv.ua/ru/article/obshchestvo/prikosnutsya-k-desyatinnoy-cerkvi
Десятинный раскол. Украина
Несколько недель длится противостояние православных верующих и радикалов-язычников в Киеве. Поводом стала территория Десятинной церкви, первого каменного храма Древней Руси. Одновременно с этими событиями во Львове совершен поджег церкви равноапостольного князя Владимира. Похоже, религиозно-политический конфликт на Украине вошел в новую фазу.
Десятинная церковь. Предыстория
Десятинная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы стала первым каменным храмом Руси. Святой князь Владимир отчислял на содержание церкви десятую часть своих доходов, отсюда и название – Десятинная. В 1240 году после нашествия на Киев Батыя храм был разрушен.
В 1630 году митрополитом Петром Могилой в память о разрушенной святыне на месте руин была построена небольшая церковь. При Николае I, спустя 200 лет, был воздвигнут храм в русско-византийском стиле.
Однако и эту величественную постройку уничтожили в 1928 пришедшие к власти большевики.
Десятинная церковь в XIX веке
В 2006 рядом с сохранившимся фундаментом церкви построили храм-часовню во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а уже в 2008 здесь был открыт Десятинный мужской монастырь. Иерархами УПЦ МП предпринимались попытки добиться восстановления храма на историческом месте, но они не увенчались успехом.
С момента распада СССР антироссийским и националистически настроенными силами периодически проводились попытки лишить Московскую Патриархию влияния на территории Десятинной Церкви. После постройки рядом храма-часовни все чаще звучат лозунги о незаконном строительстве и необходимости сноса (!) культового строения. На свой пик конфликт вышел в январе-феврале 2018, превратившись в противостояние верующих и украинских радикалов.
Православный храм – незаконная постройка
25 января представители радикальной украинской организации «С14» попытались поджечь церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В результате злоумышленников задержали и заключили под арест на 60 суток. Итогом нападения на территорию Десятинного монастыря стали и другие акты вандализма: болгаркой был срезан информационный щит, обклеили фасад листовками с нецензурными выражениями, сломали камеру видеонаблюдения.
3 февраля православные собрались на молебен у Десятинного монастыря и консолидированно выступили в защиту церкви. Одновременно с этим к месту прибыли десятки радикалов, они требовали освободить поджигалетей храма, называя их «архитекторами», вступали в перепалки с верующими.
«Они не понимают, что собирают на свою голову горящие уголья, по выражению Священного Писания. Это повторение 1917 года. Из истории нужно извлекать уроки»,
– высказался один из участников молебна, протоиерей Сергий Измогенов из храма на Пирговском кладбище.
Основные аргументы радикалов (состоящих в том числе и из неоязычников) заключались в мнении, что построенная часовня – незаконна. Однако в Десятинном монастыре эту информацию опровергают.
По словам архиепископа Климента, главы информационного отдела УПЦ МП, все надлежащие документы у объекта имеются, и сам статус церкви – гораздо более законен, чем у многих современных построек в Киеве.
Владыка сравнил попытки снести храм с событиями столетней давности, а радикалов – с ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация).
Язычники во главе с Вячеславом Толпыгой подали петицию в Киевраду с требованием снести «незаконную постройку». Примечательно, что Топлыга вошел в 2014 году в состав комиссии по вопросам охраны культурного наследия и культурных ценностей Общественного совета при Министерства культуры Украины.
Документ набрал необходимые 10 тысяч подписей и уже 5 февраля прокуратура совместно с Национальным музеем вынесли церкви вердикт – постройка незаконна. Однако ее снос будет возможен только по решению суда. Прокуратура уже готовит иск от лица общины язычников.
Наместник Десятинного монастыря архимандрит Гедеон (Харон) уже обратился за помощью к президенту США Дональду Трампу, попросив защитить храм Рождества Пресвятой Богородицы.
«Мы обратились к президенту Соединенных Штатов Америки Дональду Трампу. С просьбой защитить Десятинный монастырь – центр Православия, куда приходят молиться граждане многих стран, включая граждан США. Мы просим защитить право на свободу вероисповедания», — сказал архимандрит Гедеон.
Нужно отметить, что несколько иноков обители являются гражданами США. На призыв о помощи настоятеля откликнулись тысячи верующих, в храме несут круглосуточное дежурство православные активисты.
6 февраля в монастырский храм с Афона была привезена десница святого великомученика Георгия. В храме ежедневно совершаются молебны с чтением акафиста.
Около двух тысяч верующих присоединились к интернет-акции «УПЦ – это», выразив свою поддержку Десятинному монастырю и всем церквям Украины, страдающими от раскольников, радикалов и антироссийски настроенных политиков.
Вслед за обращением отца Гедеона к Трампу последовала незамедлительная реакция со стороны народного депутата Игоря Луценко. Он назвал архимандрита «натовским наемником» и «наглым американцем, а СБУ попросил признать священника персоной нон-грата на Украине.
Молитвенное стояние у часовни Десятинного монастыря.
Львовский поджег
3 февраля в самом западном областном центре Украины неизвестными был совершен поджег храма во имя равноапостольного князя Владимира. Несмотря на заявления пожарных о неисправной проводке, верующие убеждены о рукотворном характере трагедии.
Огнем уничтожены обшивка крыши, деревянное перекрытие на площади 100 квадратных метров, пол и церковная утварь. Само здание церкви было спасено. Уже через два дня у Львовской областной администрации прошел пикет с требованием защитить православные храмы.
Архиепископ Львовский и Галицкий Филарет также считает, что Владимирская церковь пострадала от действий рук радикально настроенных граждан.
«Мы живем в XXI веке, но наблюдаем за тем, что ничего не изменилось со времен гонений на Христа. Иисус Христос был гоним вчера, гоним сегодня и будет гоним всегда. Но только Христос есть вчера, сегодня и навсегда, а имена гонителей исчезли с лица земли», – заявил владыка Филарет.
Еще одно злодеяние произошло 7 февраля в Одессе. Неизвестными был ограблен Покровский храм УПЦ МП. За месяц до этого была ограблена и осквернена одноименная церковь в городе Черноморске Одесской области.
Время исповедничества
Случаи с атаками на православные храмы в Украине в последние недели стали очередными локальными событиями религиозной войны. В процессе задействованы все рычаги: раскольнические, политические и уличные.
Не может не настораживать переход от действий захватов строений к попыткам их уничтожения. В процесс включены и язычники, которые действуют рука об руку с радикалами раскольников и их покровителями во властных кругах.
Патриарх Кирилл выступал с обращением к Петру Порошенко с призывом остановить дискриминационную политику и сгладить нарастающую межрелигиозную напряженность. Однако голос Святейшего в Киеве не был услышан. Для православных христиан на Украине наступило время исповедничества и защиты своей веры. Спасти ситуацию способна только воля и вмешательство влиятельных политических сил.
Источник: https://media.elitsy.ru/novosti/desjatinnyj-raskol/
Комиссия Киеврады поддержала снос часовни Десятинного монастыря
Комиссия Киеврады поддержала петицию о сносе монастыря УПЦ возле фундамента Десятинной церкви, которую ранее блокировали радикалы.
Депутаты решили рекомендовать киевскому городскому председателю поддержать петицию №6972, передает «Радио Свобода».
Также депутаты рекомендуют Виталию Кличко поручить структурным подразделениям Киевской городской госадминистрации принять все предусмотренные законодательством меры, направленные на устранение правонарушений в кратчайший срок.
Во время заседания петицию №6972 поддержали все 18 присутствующих депутатов.
Петиция о сносе «незаконной часовни» (так сооружение называют в документах) собрала более 10 тысяч подписей. Именно такое количество необходимо, чтобы обращение рассмотрели представители власти.
Позиция УПЦ. «Построено законно»
В церкви считают, что монастырь построен законно.
«Есть документы, подтверждающие право собственности на храм, в частности соответствующее решение суда. В 2013 году было зарегистрировано право собственности в реестре на недвижимое имущество с согласованием всех необходимых органов. На этом месте восстановили эту часовню и соответствующим образом было зарегистрировано право собственности на этот объект», – заявил протоиерей Александр Бахов, руководитель Юридического отдела Церкви, в эфире программы «Подробности».
Нацмузей тоже идет в суд
Часовня-монастырь расположена на территории Национального музея истории Украины в центре Киева. По мнению авторов петиции, территория, на которой построена часовня УПЦ (МП), «принадлежит к особо ценным землям историко-культурного назначения».
Петиции, которые собирают необходимое количество подписей, власть должна рассмотреть в течение 90 дней.
Директор Национального музея истории Украины Татьяна Сосновская сообщила, что иск в суд против религиозной организации, которая занимается застройкой, будет подавать сам музей.
Сейчас Сосновская собирает оригиналы документов, которые могут подтвердить незаконность возведенного строения и просит государственные органы и правоохранителей ей в этом помочь.
25 января полиция сообщила, что за попытку поджечь Десятинный монастырь УПЦ (МП) задержали радикалов Александра Горбаня и Алексея Шемотюка. Производство открыли по статье о «покушении на умышленное уничтожение или повреждение имущества».
Шевченковский райсуд Киева взял радикалов под стражу на два месяца с возможностью внесения залога, несмотря на ходатайство прокурора ограничиться домашним арестом.
5 февраля Апелляционный суд Киева отпустил Горбаня и Шемотюка на поруки народных депутатов.
Сооружение, которое принадлежит УПЦ (МП), возле фундамента Десятинной церкви в Киеве построили в 2005 году. Несмотря на отсутствие разрешительных документов, монастырь более 10 лет функционирует на территории исторического памятника.
Ранее «Страна» сообщала, что мэр Киева Виталий Кличко поручил рассмотреть петицию о сносе Десятинного монастыря.
Также в Минкульте готовят иск из-за часовни возле Десятинной церкви.
Источник: https://strana.ua/news/123126-komissija-kievsoveta-podderzhala-petitsiju-o-snose-chasovni-vozle-desjatinnoj-tserkvi.html
Следующая восстановка: Что хотят построить на месте Десятинной
Попытки строительства на месте фундамента Десятинной церкви оказались в числе самых громких скандалов в прошлом году. Ситуация не стала менее напряжённой и в этом. В частности, по сообщениям СМИ, из-за конфликтов вокруг Десятинной у главного архитектора Киева случился инфаркт. The Village вспомнил историю скандальных проектов и попытался выяснить, что всё-таки планируют построить на Старокиевской горе.
Десятинная церковь
В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — первый каменный храм Киевской Руси, воздвигнутый в 996-м. В 1828 году на её месте началось строительство новой церкви. Храм не повторял первоначальной архитектуры древней Десятинной церкви. В 1928 году снесли и это сооружение, а через десять лет на его месте развернули археологические раскопки. Территорию благоустроили, а контуры фундаментов выложили камнями.
Возобновление работ
В 2005 году начались новые раскопки на месте Десятинной церкви. В то же время заговорили о восстановлении храма в течение двух лет. Проект оценивали в 90 миллионов гривен, однако финансирование шло с перебоями, и работы приостановили.
К вопросу вернулись в 2007 году по случаю одного из церковных праздников: неподалёку от места, где находилась Десятинная, верующие установили временную палатку, которую после праздников обшили металлом.
Спустя три года весной за одну ночь на её месте построили деревянный храм, который назвали Десятинным монастырём Рождества Пресвятой Богородицы. Летом 2012 года постройку обложили камнем и мрамором.
Поскольку власти разрешений на землеотвод не выдавали, по факту самостроя до сих пор продолжаются судебные тяжбы.
Первые проекты
Весной 2011 года начался конкурс проектов обустройства территории Десятинной.
Несмотря на то, что условия конкурса не предполагали отстройку храма, комиссия выбрала два проекта, в которых она значилась: строительство небольшой часовни, предложенное архитектором Андреем Миргородским, и возведение капитального храма, предложенное Ольгой Кругляк, архитектором Синодального отдела по архитектуре Украинской православной церкви московского патриархата (УПЦ МП). Оба проекта предусматривали создание подземной экспозиции, где были бы представлены останки аутентичных фундаментов храма Х века.
В апреле 2012-го в подвале дома № 6 по улице Владимирской открылся Музей истории Десятинной церкви, но уже к концу года вокруг него разгорелся скандал: ряд научных сотрудников музея заявили, что директор учреждения — иеродиакон УПЦ МП Ярослав (Дорошенко) — поддерживает не научную работу, а непосредственно проект восстановления храма, и нанимает священнослужителей, не обладающих нужными для музейной работы квалификацией и образованием.
Новые предложения
После конкурса о двух проектах-победителях долго не вспоминали, пока в октябре 2012 года не появилась сообщения, что на месте храма хотят создать подземный музей площадью 600 квадратных метров. Заказчиком проекта выступило коммунальное предприятие «Дирекция реставрационно-восстановительных работ». Остатки фундамента собирались накрыть монолитной железобетонной плитой на сваях, а под ней разместить сам музей, в котором можно было бы увидеть раскопки.
Позже в интервью газете «Вечерний Киев» член Национальной комиссии Украины по делам ЮНЕСКО архитектор Юрий Лосицкий заявил, что плита будет достаточно прочной, чтобы выстроить на ней капитальную церковь.
21 января этого года митрополит УПЦ МП Украины Владимир благословил архитектурный проект «Консервации и современной музеефикации, завершения археологических исследований Старокиевской горы с остатками фундамента Десятинной церкви — территории памятника археологии национального значения». Этот проект представил некто архимандрит Гедеон, настоятель «Десятинного монастыря» — того самого, который возник из временной палатки возле фундамента.
ВАДИМ ЖЕЖЕРИНархитектор, глава Киевской организации Союза архитекторов Украины | Есть общепринятая система музеефикации памятников, подобных Десятинной церкви, которая обеспечивает их квалифицированное содержание и возможность осмотра посетителями. Для этого не нужно ставить конструкцию с 18-метровыми сваями, которые предлагают забивать в старинные фундаменты. Технически это можно перекрыть элегантными лёгкими сборными конструкциями, прозрачными или непрозрачными, а сбоку сделать вход. Представленный же проект (музей под монолитной железобетонной плитой на сваях) имеет исключительно одну цель — построить церковь. Здесь не стоит сразу винить власти: руководство не всегда разбирается в том, что ему преподносят. |
И мы можем чётко прогнозировать, что последует дальше в случае строительства Десятинной церкви, — это захват всей территории города Кия, превращение её в закрытую вотчину и последующая застройка. И всё это вместо ландшафтного парка.
Эта территория должна быть открытым местом, природным ландшафтом, который позволил Кию возвести именно здесь свой город. Важно обеспечить виды на все три летописные горы, в том числе на Щекавицу и Хоревицу, а также на Днепр.
Для этого нужно вырубить часть деревьев и, возможно, даже снести здание исторического музея. Однажды состоялся разговор между автором этого здания Иосифом Каракисом и создававшим ландшафтный парк Авраамом Мелецким. И тогда Каракис сказал: «Ава, если ты считаешь, что музей нужно снести, — я не против».
Ведь на самом деле проект этого здания предназначался для совсем другого места.
Дома № 3 и 5
в Десятинном переулке
Вторая горячая точка на Старокиевском плато — здания №3 и 5 в Десятинном переулке. В этих скандалах начала фигурировать Украинская православная церковь киевского патриархата (УПЦ КП).
Одноэтажный дом № 5 впервые упоминается в 1857 году, здесь проходило заседание Киевского религиозно-образовательного общества. В результате раскопок 1930-х годов археологи обнаружили здесь остатки фундамента двухэтажного каменного дворца Х века.
Часть его контура выложена камнем на проезжей части Десятинного переулка, ещё часть продолжается на территории участка. В 2002 году власти города передали здания УПЦ КП для использования в качестве административных и хозяйственных помещений.
С тех пор строения, по сути, пустовали.
Первые проекты нового комплекса
В 2007 году церкви разрешили возвести на месте одноэтажных зданий «комплекс административного, жилищного и хозяйственного назначения с подземным паркингом». В 2009-м дом № 5 с охранным статусом вывели из перечня исторических памятников, а ещё через три года здания начали демонтировать. Сейчас дом № 5 уже полностью снесён.
Тем временем несколько мастерских представили проекты застройки участка. Проект архитектора Виктора Зотова предполагал сооружение здания, которое бы сохранило и обеспечивало доступ туристов к остаткам фундаментов княжеского дворца.
Второй проект, разработанный архитектурной мастерской «Доценко», предполагал полную застройку участка, без доступа к фундаментам дворца. Первые четыре этажа восьмиэтажного здания должны были быть стилизованы под историческую застройку.
Новый проект
В конце января 2013 года прокуратура Киева запретила строительство, и сегодня работы на участке не проводятся. Однако УПЦ КП уже обратилась в Окружной админсуд Киева с требованием отменить решение о запрете строительства в Десятинном переулке.
Через несколько дней после начала демонтажных работ на стройплощадке вывесили информационный щит, сообщающий, что здесь идёт консервация и музеефикация юго-восточного участка фундаментов Западного дворца. Заказчиком выступила УПЦ КП, генеральным проектировщиком — ООО «Арт-До». Проекты Зотова и Доценко почему-то уже не фигурировали.
В конце ноября 2012-го церковь представила ещё более свежий проект комплекса.
В нём снова вернулись к идеям Зотова и Доценко: на месте старой одноэтажной постройки решили выстроить комплекс с административными и хозяйственными помещениями УПЦ КП, гостевыми апартаментами и мастерскими, а также с доступом к историческим фундаментам.
При этом здание должно было не полностью принадлежать церкви: часть помещений переходила к ООО «Левадия» — партнёру церкви в строительстве. Какая именно часть, не уточнялось. Это стало поводом для разговоров о том, что возведение комплекса на Десятинном — очередная коммерческая застройка исторического центра.
Эксперты, с которыми говорил The Village, не берутся прогнозировать развитие ситуации вокруг Десятинной.
Несмотря на существующие согласованности, для строительства на обоих участках нет целого ряда разрешительной документации, поскольку они расположены сразу в нескольких охранных зонах — это архитектурный заповедник «Город Владимира», архитектурная охранная зона «Город Ярослава», Государственный историко-архитектурный заповедник «Древний Киев», а также охранная зона ансамбля Софии Киевской. Последняя входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и любые изменения в этой зоне должны быть согласованы в центральном офисе в Париже.
Источник: https://www.the-village.com.ua/village/city/city/122005-desyatinka-vse-proekty-i-predistorii
Украинский «феникс»: Десятинная церковь в Киеве
Может, вы знаете это место в Киеве?
Памятный камень на месте Десятинной церкви в Киеве
Это там, где начинается Андреевский спуск; нужно подняться на небольшой холм (Старокиевская возвышенность, которая расположена как раз напротив холма Андреевской церкви), спуск как бы является границей между Андреевской и бывшей Десятинной церковью.
Это непростое место.
Более 1000 лет назад, в 996 году, закончилось сооружение главного и первого каменного христианского храма Киевской Руси. Собор Пресвятой Богородицы (Десятинный) был создан по инициативе князя Владимира. На строительство и содержание собора князь выделил десятую часть своих доходов. (Также десятую часть отдавали бояре и другие состоятельные жители Киева.). Вот почему десятинная церковь так называется.
А до того, как князь Владимир решил жениться и окреститься, на этом месте был языческий пантеон, где наши предки совершали языческие обряды и жертвоприношения.
Это было характерно для раннехристианских времен: на месте языческих капищ строить церкви.
Первый христианский каменный храм — Десятинная церковь
Возле Национального музея истории Украины (расположенном там же, на возвышенности) находится крестообразный камень. Как рассказывала киевский экскурсовод, возможно, это и есть жертвенный камень. Хотя, лично мне кажется, это так, туристическая изюминка. Потому что вряд ли при строительстве церкви могли оставить там капище.
Так или иначе, это место видело много горя – во все времена. История Собора сложна и трагична.
История десятинной церкви
- Это был очень богатый храм. При раскопках были найдены мрамор (храм называли «мраморным»), куски стен с цветными фресками, остатки мозаичного пола. Согласно летописям, храм украшался драгоценными сосудами, крестами и иконами.
- Там хранилась настоящая реликвия – чудотворный образ Богородицы, который привезла из Корсуня Анна, жена князя Владимира.
- Есть гипотеза, что эта икона была вывезена князем Львом Даниловичем в 1270 году в церковь города Белза.
- А в 1382 года икона попала в Ченстохова, став главной святыней Польши (по информации официального сайта музея истории Десятинной церкви).
- Три престола, купола, огромный по тем временам «мраморный» храм, богатое убранство и
- 1017 год – пожар;
- 1169 год – грабеж храма Мстиславом Андреевичем, сыном Андрея Боголюбского;
- 1203 год – пожар (дела Рюрика Ростиславовича);
- 1240 год — самый страшный для Руси– полное уничтожение храма. Собор остался единственным местом, оплотом киевлян против татаро-монголов.
Есть легенда, что во время осады храма люди взобрались на купола и стены здания, оно не выдержало веса и рухнуло, погребя жителей города под руинами. Наверное, это было самое большое жертвоприношение на этом месте
Что было дальше?
- В 1630 годах были произведены раскопки храма (по инициативе Петра Могилы).
- В храме были найдены захоронения княгини Ольги, князя Владимира и его жены княгини Анны. (на эту тему есть разные версии. Одна гласит, что:
— череп князя сначала положили в церкви Преображения Господня (Спаса-на-Берестове);
— затем его перенесли в Успенскую церковь Киево-Печерской лавры;
— кость и челюсть передали Софийскому собору;
— оставшуюся часть останков опять похоронили.)
- В других источниках сказано, что да, действительно, при раскопках были обнаружены саркофаги Ольги, Владимиры и Анны, но в 18 веке они исчезли.
На этом история сооружения храмов на Старокиевской возвышенности не закончилась.
- 1630-е. Петр Могила создает небольшую церковь в память старого храма, где была выставлена одна из древнейших икон с образом Святого Николая и где был похоронен сам митрополит Петр Могила.
- 1824 год. Был расчищен фундамент Десятинной церкви.
- 1828 год. Начало строительство нового храма (под руководством петербургского архитектора), который был создан уже по другому образу и подобию (в русско-византийском стиле). Храм, построенный Петром Могилой, был полностью разобран. Часть фундамента Десятинного собора также разобрана.
- 1928 год. Советская власть снесла и этот храм.
История раскопок Десятинной церкви
Остатки храма исследовали/раскапывали несколько раз:
— 1630 годы (митрополит Петр Могила);
— 1824 год (митрополит Евгений Болховитинов);
— 1908-1914 годы (член императорской археологической комиссии Д. Милеев);
— 1938-1939 годы (институт истории материальной культуры АН СССР);
— 2005-2016 годы (по указу Виктора Ющенко).
Сегодня строительные ограждения вокруг фундамента сняты и место (с восстановленным планом фундамента), открыто для всех желающих.
Отреставрированный фундамент десятинной церкви
В 2006 году на возвышенности рядом с Историческим музеем была установлена храм-палатка, а в 2009 году было принято (на заседании Синода УПЦ МП) решение об установлении на этом месте мужского монастыря (московского патриархата). О законности/незаконности такого поступка до сих пор ведутся споры.
Цитата: «Какое отношение Московский патриархат может иметь к церкви, построенной за полтора века до первого упоминания поселка Москва, за 300 лет до зарождения Московского княжества и за 600 лет до образования Московского патриархата?» (Александр Палий, историк и политолог)
Источник: https://www.artola.com.ua/desyatinna/