Что такое дхарма в буддизме — как следовать учению Будды
Приветствуем вас, дорогие читатели.
Наша беседа сегодня посвящена одному из ключевых понятий буддизма – дхарме. У нее много форм и толкований. Это древнеиндийское слово, происходящее из санскрита. В тесно связанном с ним языке Пали Дхарма принимает форму Дхаммы. Но перевести слово для западного человека не так просто.
:
Определения
Практика
Характеристики
Мораль
Убеждения
Заключение
Рассматривая, что такое дхарма в буддизме, можно узнать, что ее определяют как фактор, составляющий опыт. Это указывает на каждый элемент, являющийся частью материальных и физических аспектов мира.
Отсюда следует, что все существует как дхарма либо включает ее. То есть из нее состоят атомы, мысли, облака, искусство, автомобили, звезды и утконосы. Дхамму также описывают как естественный ход вещей (универсальный закон) и учения Будды, которые указывают на эту истину и описывают Путь к ее реализации (другими словами, просветление).
Определения
Прежде всего, Дхарма представляет собой одну изтрех драгоценностей буддизма. Это идеалы, которых следует придерживаться для вдохновения и приверженности практике. Три драгоценных камня – это Будда (совершенство просветления разума), Дхарма (учения и методы) и Сангха (пробужденные существа, которые руководят и поддерживают на Пути).
Дхамма иногда используется для обозначения высказываний Будды и его ранних учеников. В более широком смысле она включает появившиеся впоследствии толкования и дополнения, разработанные различными школами, чтобы помочь объяснить и расширить учения.
Альтернативно дхамму можно рассматривать как высшую и трансцендентную истину. Она полностью выходит за пределы мирских вещей и относится к «закону» или конечной реальности (природе вещей).
Один из самых важных символов буддизма – это колесо Дхармы. Оно олицетворяет собой учения Будды. Тибетский термин для этого символа «колесо трансформации». Его движение служит метафорой для ускоренного духовного изменения благодаря учениям Будды.
Так, беседа учителя в Сарнатхе считается «первым поворотом колеса дхармы». Его проповеди в Раджгире и Шравасти олицетворяют второй и третий обороты. Восемь спиц – это символ Благородного восьмеричного пути.
Колесо также олицетворяет бесконечный цикл сансары или возрождения, которого можно избежать только с помощью буддийских учений. Некоторые последователи религии рассматривают основные части этого элемента как символы «трех навыков» в практике:
- Ось – это моральная дисциплина, которая стабилизирует разум.
- Спицы означают мудрость, которая применяется для поражения невежества.
- Обод представляет собой концентрацию, которая держит все остальное вместе.
Практика
Иногда Будду сравнивают с опытным и умелым врачом, а Дхарму с подходящим лекарством. Но даже с самым замечательным доктором или эффективным препаратом пациент не излечится, если не следует курсу лечения. В этом смысле практика Дхаммы – единственный способ достичь окончательного освобождения, то есть нирваны.
Характеристики
Те, кто следуют по пути дхармы, должны развить в себе 10 важных качеств, неотъемлемо связанных с ней. Первое – это дхарти или терпение. В духовной сфере нереалистично ожидать немедленных результатов после начала практики. Другие качества:
- Кшама. Это момент, в который цикл действия и реакции прекращается по собственной инициативе человека.
- Дама. Это состояние достижения контроля над внутренними врагами, включая отказ от желаний.
- Астея. Буквально означает отказ от кражи, физической или умственной.
- Шаоча. Это чистота, внешняя и внутренняя. Первая относится к телу, одежде и окружающей среде. Внутренняя чистота – это ум.
- Индрийяниграха. Есть десять индрий или органов: пять сенсорных и пять моторных. Поскольку они осуществляют контроль над физическими действиями, их называют доминирующей сущностью. Индрии в свою очередь находятся под контролем умственной и духовной силы.
- Дхи. Если человеческий интеллект недостаточно развит, он становится разрушительным. Дхи означает доброжелательный разум, помогающий возродить общество, принося пользу не только людям, но и всем существам.
- Видья. Это внутреннее усвоение внешних целей. Делится на 2 типа: видья и авидья. Первая связана с внутренней жизнью, вторая – с внешней. Видья и авидья помогают добиться успеха в материальной и духовной сферах.
- Сатьям или истина, которая соблюдается в личной и общественной жизни.
- Акродха. Это отказ от гнева, который представляет собой пребывание под воздействием нервных клеток, а не более тонких слоев разума, поэтому он очень опасен. Гнев можно проявлять, только чтобы остановить нечестивые деяния грешных людей.
Мораль
Дхарма и карма, которые связаны с концепцией справедливости, служат основой для буддийской этики. Они образуют космический путь, который ведет душу через реинкарнацию к конечной цели просветления. Два понятия связаны между собой: дхамма учит людей жить в ладу с миром, позволяя накапливать позитивную карму. Это дает возможность испытать благоприятные события в этой и следующей жизни.
Естественное состояние мира гармонично, и люди должны делать все, что в их силах, чтобы сохранить это. Деяния, нарушающие естественный баланс, такие как война или кража, безнравственны. Карма – космическая сила, которая сопровождает как хорошее, так и плохое действие. Если люди не могут наблюдать дхарму и действовать в своих собственных интересах, они набирают плохую карму, что приводит к негативным событиям в будущем.
Дхамма – это своего рода очевидная истина в буддизме. Это естественное состояние всех вещей, и приверженцы узнают его через изучение писаний и медитации. Дхарма объединяет буддийский принцип Четырех благородных истин:
- Существование страдания.
- Происхождение страдания.
- Прекращение страдания.
- Путь к прекращению страдания.
Карма, с другой стороны, представляет собой естественную причинную силу. Она пронизывает космос и направляет душу через многие жизни. Она учит, что у каждого действия есть последствия, а у каждого решения – результат.
Убеждения
Буддизм также включает определение «Дхарма человеческих существ». Эта концепция известна как «5 принципов». Они основаны на моральном поведении, которое и делает мир людей терпимым. Эти заповеди помогают буддисту удержаться от плохих поступков и служат основой для дальнейшего роста дхаммы.
- Я беру на себя обязательство воздерживаться от уничтожения живых существ. Это предписание распространяется на всех созданий, не только на людей. Все существа имеют право на свою жизнь, и его следует уважать.
- Я беру на себя обязательство воздерживаться от взятия того, что не дано. Эта заповедь шире, чем просто отказ от воровства, так, следует избегать идей, если не уверены, что они предназначены для вас.
- Я беру на себя обязательство воздерживаться от сексуальных проступков. Это предписание часто неверно интерпретируется как относящееся только к насилию. Оно охватывает любые чувственные излишества, даже чревоугодие.
- Я беру на себя обязательство воздерживаться от неправильной речи. Помимо предупреждения лжи и обмана, эта заповедь охватывает клевету, а также разговоры, которые не приносят пользы другим людям.
- Я беру на себя обязательство воздерживаться от опьяняющих напитков и наркотиков, которые приводят к беспечности. Эта заповедь относится к особой категории, поскольку она не предполагает внутреннего зла, например, в алкоголе, но злоупотребление им может быть причиной нарушения других четырех заповедей.
Буддизм учит, что эта жизнь – лишь одна из многих, но все они разные. Дхарма помогает людям избежать множества судеб. Придерживаясь принципа естественной гармонии, человек не только обеспечивает благоприятное перерождение, но и движется к буддийской цели. Это нирвана – состояние радости, в котором люди, наконец, освобождаются от цикла жизни и смерти.
Заключение
На этом пора прощаться, дорогие читатели. Надеемся, этот материал был полезен для вас. Не забудьте поделиться в соцсетях накопленными знаниями.
Источник: http://o-buddizme.ru/obraz-zhizni/chto-takoe-dkharma
Сегодня у нас кое-что интересное. Публикуем четыре лекции по философии буддизма, которые в 2006 году в Государственном музее искусства народов Востока прочитал философ, востоковед, знаток санскрита и тибетского, переводчик древних индусских и буддийских священных текстов, профессор Лондонского университета Александр Моисеевич Пятигорский.
Пожалуй, в нашем мире о буддизме никто не знает больше Пятигорского (разве что буддийские монахи — и то избранные), так что для всех интересующихся — определенно must see. Впрочем, лекции будут интересны не только тем, кого привлекает философия буддизма, но и тем, кого волнуют неразрешимые загадки этого мира.
Одну из самых интересных версий его устройства можно услышать из уст Александра Моисеевича.
«Разумеется, для меня встреча с вами — это предлог поговорить о буддийской философии. А о буддийской философии всю жизнь я говорю по одной причине. Вернее, по двум причинам. Не потому что это нужно: ни хрена это никому не нужно -в этом её ценность.
Не потому что это полезно: ни одна философия не полезна — в этом её ценность. А потому что это ин-те-ре-сно. А «интересно» — гораздо важнее полезного. Вы понимаете? Полезное сегодня — завтра бесполезное. Во-вторых, потому что я ее люблю.
Больше я ничего не скажу».
Итак, отправляемся в восьмичасовое плавание по волнам буддийской философии, во время которого философ расскажет нам о преимуществах бесписьменных культур, об отшельничестве от скуки, о причинах страдания, о пронизывающем все живое сознании, йогически натренированном уме и тройной бухгалтерии кармы.
Лекция #1: Буддизм — религия и философия древнеиндийской интеллектуально-аскетической элиты
Первая лекция посвящена формированию буддийской философии и ее специфике. В самом начале лекции А.М. Пятигорский подчеркивает, что в разговоре о буддизме необходимо избавиться от традиционных штампов, вроде придуманного противоречия между Востоком и Западом, потому что любая великая философия — чужда нации, этносу, родной религии, всему родному.
На примере буддизма это явственно видно, так как он вырос не только на основе, но и вопреки древней индийской культуре. О том, как это произошло, и идёт речь в лекции.
В частности, востоковед рассказывает от ритуалах и традициях Древней Индии, о том, что отличительной чертой древнеиндийской культуры была её незафиксированность, но при этом отсутствие письменности не тормозило развитие культуры, а подстёгивало его, так как традиция запоминания стала для индусов мощным ментальным тренингом.
«Мы еще посмотрим, чего лишит вас Интернет, но письменность лишила людей очень многого. И прежде всего необходимости непрерывного ментального тренинга. Пойдите запомните 14 000 страниц да объясните ученику это все по памяти. То есть тут нарастали какие-то латентные интеллектуальные ресурсы».
Итак, смотрим лекцию и узнаем о том, почему индусам, жившим в благополучии, вдруг «стало неинтересно», как возникла мания отшельничества, по какой причине именно «Я» стало главным объектом критики интеллектуальных микроэлит и как образовался новый тип индивидуальной рефлексии.
Лекция #2: Срединность — первая аксиома Буддийской философии
В чём заключается буддийская аксиома срединности? Почему крайний аскетизм так же вульгарен, как и полное потакание чувственным удовольствиям? К какому новому взгляду на человека ведет позиция срединности? Кто такой благородный человек (арья, ариец) в философии буддизма? Как понимать идею Будды о том, что человек — это состояние сознания? Что общего у буддизма и философии Ницше? Чего не понимал о человеке «типичный эволюционный маньяк» Зигмунд Фрейд? Что общего у буддизма и математической концепции нуля? Что стоит за буддийской категорией Пути? Обо всём этом Пятигорский рассказывает во второй своей лекции, посвященной первой беседе Будды со своими учениками, так называемому «Первому повороту колеса Дхармы».
«Человек на пути — не человек, а путник, а это совершенно иное дело».
Лекция #3: Буддизм — философия страдания и избавления от страдания
Здесь Пятигорский разбирает страдание как философскую категорию и рассматривает 4 благородные истины о страдании, которые содержала первая проповедь Будды.
В частности, он останавливается подробнее на причинах страдания, которые кроются в стремлении и жажде — счастья, жизни, удовольствий, страдания, смерти — и рассказывает, что такое благородный восьмеричный путь и как он может привести к завершению страдания (впрочем, Пятигорский отмечает, что путь — это не гарантия, а всего лишь возможность).
Кроме того, в этой лекции идет речь о том, как бороться с зависимостью от объектов, как анализировать и объективировать мешанину сансары, что такое категория «НЕ-Я» в буддизме, чем йогически тренированный ум отличается от нашего, «ерундовского», и по каким фазам созерцания продвигались йоги в своём развитии (например, созерцание разлагающейся плоти, комка земли, серого цвета и т.д.). В общем, жутко интересно.
В поисках истины: «Легенда об индийском царе» Германа Гессе
Лекция #4: Буддийское философское учение о Дхармах
В четвёртой лекции Александр Моисеевич разбирает аксиомы и постулаты буддийской философии Абхидхармы ⓘКак отмечает А.М. Пятигорский, Абхидхарма — философская дисциплина, которая учит переориентировке с вещей, желаний, волятивных актов, со слов криков, звуков на Дхарму — как некоторую единицу другой, чисто мыслительной действительности., отмечая, что множественность начальных аксиом, никак не вытекающих друг из друга, — особенность буддизма.
Подробно философ рассматривает третью аксиому буддийской философии — аксиому о Дхармах ⓘДхарма:1. Учение Будды; 2. Просветленное сознание, которое может быть в двух состояниях — состоянии для себя и состоянии манифестации; 3. Дхарма — непереводимое слово, которое включает всё., которая звучит предельно просто: всё — Дхармы.
Попутно Пятигорский разбирает массу других интересных вещей: из каких субфеноменов состоит объект; как взаимодействуют между собой мысль, мышление, мыслящий; что такое Дхарма и как она возникает; из чего состоит вспышка одной Дхармы, которая протекает мгновенно и в момент исчезает; что такое благая, неблагая и нейтральная Дхарма и к каким кармическим результатам ведёт каждая из них; что такое кармический баланс и почему, как выражается философ, «у кармы не двойная, а тройная бухгалтерия»; как избавиться от кармы, стать акармичным; как может повлиять на реальность и сознание мышление в терминах Дхарм и многое другое. И, да, не забываем о главном: любая карма — это карма мысли.
Источник: https://monocler.ru/filosofiya-buddizma/
Что такое дхарма в буддизме, суть — Архангел
В культуре Индии выделяют несколько важнейших понятий. Для начала стоит определиться с трактовкой одного из них. Буквальный перевод индийского буддистского философского термина позволяет понять, что дхарма — это «поддержка».
Интерпретация вышеуказанного понятия
Его можно расшифровать как комплекс укрепившихся годами соответствующих норм и определенных правил, которые необходимо соблюдать для сохранения космического баланса.
В индийской культуре дхарма, так сказать, не имеет себе равных. В определенном контексте можно увидеть другую трактовку рассматриваемого понятия.
В частности, дхарма — это нравственные устои, праведный путь, общезначимый закон бытия.
Священным символом данного индийского термина выступает «колесо дхармы», а «вечным слогом» является ОМ, который еще интерпретируется как АУМ и СОХАМ. Он широко применяется в индуистских и буддистских религиозных церемониях, в частности, в начале каждой молитвы.
Дхарма в буддизме
Слово это трактуется в древнейшей мировой религии как моральная добродетель, а именно духовная и нравственная сторона ее основателя, на которую верующие должны равняться.
Это понятие является важнейшим для буддистов, так как воплощает учение Будды, точнее, высшую истину, открытую им всем существам.
Кроме этого, присутствует в данной религии учение о том, что дхарма — это совокупность конечных элементов, на которые распадается священный поток мироздания.
Бытует поверье, что Будда воспринимал каждого отдельного человека как уникальное в своем роде существо, обладающее индивидуальностью с самого рождения. В рассматриваемой религии распространено мнение об отсутствии единой формулы Дхармы, которая бы подходила ко всем жизненным ситуациям. Существует лишь учение для каждой категории верующих в отдельности, с учетом их особенностей.
Таким образом, подытожив вышеизложенное, можно говорить о сопряженности двух понятий, а именно о том, что основателем древнейшей мировой религии является Будда, дхарма — его учение.
Отражение рассматриваемого понятия в зарубежной художественной литературе ХХ века
Данное буддистское учение вошло в основу сюжетной линии нашумевшего романа Джека Керуака «Бродяги Дхармы». На сегодняшний день он является одним из шедевров мировой литературы.
В нем содержатся автографические детали, а повествование осуществляется от первого лица.
Главный герой является «битником», что уже объясняет то, какой образ жизни он ведет: путешествует на попутках по Америке, ночует где попало и выживает за счет случайных заработков. Именно так он довольствуется тем, что дарит ему судьба, точнее Закон Дхармы.
Как и многие другие «битники», главный герой чрезвычайно интересуется философско-религиозными учениями древнего Китая и Индии. В данном случае он — последователь Будды. Его жизнь сопряжена с таким понятием, как Недеяние, то есть духовное просветление, способное привести к нирване.
О чем заставляет задуматься данный мировой шедевр?
Современное понимание романа представлено мыслями о том, что «Бродяги Дхармы» бросили вызов целому обществу, которое привыкло жить согласно принципу накопления.
Они выступают в роли сторонних наблюдателей того момента, когда люди стали заложниками своих бытовых вещей.
По их мнению, ощутить вкус настоящей свободы можно лишь посредством отречения от материальных зависимостей современного общества.
Проект «Department of Heuristics And Research on Material Applications Initiative»
Сокращенное название вышеуказанного проекта — «DHARMA Initiative», на русском языке это звучит как «Дхарма Инишитив». Это фиктивная научная организация сериала «Остаться в живых», научно-исследовательский проект, который занимается изучением таких областей, как:
- психология;
- метеорология;
- парапсихология;
- электромагнетизм;
- исследование современного социального аспекта общества.
Он был основан и профинансирован Алваром Хансо. Непосредственно разработками занимались Карен и Джеральд ДеГруты, которые были доцентами университета Мичиган.
Факты относительно истории создания проекта
Исходя из обучающего фильма, можно прийти к заключению о том, что уже с начала 1962 года присутствовали условия для воплощения проекта в жизнь ввиду того, что существовал конфликт между США и СССР, который чуть не вылился в ядерную войну.
Хоть и отношения были налажены, но все же ООН задумалась над проблемой, носящей техногенный характер, и поставила задачу по нахождению такого уравнения, которое бы определило дату «конца Света», выраженного либо масштабной войной, либо эпидемией, либо перенаселением.
В конечном итоге получилась числовая последовательность, а именно 4 8 15 16 23 42.
Данный результат был воспринят ООН скептически, а Алвар Хансо, наоборот, всерьез задумался о нем. Он решил продолжить исследование в целях нахождения правильной комбинации, позволяющей предотвратить наступление необратимой катастрофы. Это дало начало проекту «Дхарма Инишитив».
Исследовательские работы развернулись на острове в Тихом океане, местность которого расположилась в геоактивной зоне. Там были построены полностью укомплектованные, включая провизию для ученых, научно-технические станции.
Все работы в указанном направлении не давали желаемых результатов. 1980 год был ознаменован глобальным инцидентом, причину возникновения которого невозможно установить и по настоящее время. Предположительно, возникла электромагнитная утечка.
Впоследствии объект был захвачен и уничтожен, включая почти всех сотрудников, уроженцами острова. А в 1987 году, по официальным данным, проект закрыли.
Как называется индуизм на санскрите?
Данная религия возникла на индийском субконтиненте. Ее историческим названием на санскрите является санатана — дхарма. Перевод трактуется как «вечная религия», «вечный путь» либо «вечный закон».
Индуизм сопряжен с ведической цивилизацией, вследствие чего его относят к древнейшим мировым религиям. Приблизительный возраст — пять тысяч лет. Данная религия не имеет конкретного основателя. Она базируется на древнем священном писании — Ведах.
Впоследствии они стали по-разному истолковываться, что повлекло за собой появление различных школ и ветвей. В этих священных писаниях заключена вся сущность ведической религии. Согласно преданиям, тому, кто изучит Веды, откроется безграничная мудрость, потому что там содержатся все знания о мире.
Из всех имеющихся в индуизме священных писаний лишь Веды и Упанишады имеют первостепенное значение.
Рассматриваемая религия занимает третье место в мире по количеству последователей. Индуизм исповедуют свыше миллиарда человек.
Какие направления выделяются в индуизме?
В рассматриваемой религии не присутствует центральная доктрина относительно всех индуистских ответвлений, но все же ученые разделяют религию на четыре крупных направления:
- Шактизм.
- Вайшнавизм.
- Смартизм.
- Шиваизм.
Различие между вышеуказанными направлениями выражается лишь в форме Бога.
Шакта как тантрическая традиция
Рассматриваемое направление индуизма занимает весомое положение относительно Тантры.
Последователи данного ответвления поклоняются Шакти, которая представлена женским божеством, либо Богине-матери Деви. А уже у самой Шакты есть множество своих школ, к примеру, существует три главных направления Шакта-тантры: Мишра, Самайя и Каула.
Наибольшее количество последователей у третьего направления. Каула воспринимается в качестве непосредственного воплощения Деваты, тем самым являясь самостоятельным объектом поклонения.
Каула-дхарма выступает в роли священных учений. Тантры переполнены описанием величия каулы, его духовной силы.
Согласно священным писаниям, он может появляться как в виде человека, так и в качестве астрального духа либо иных сверхъестественных существ.
Каула-дхарма не ограничена никакой традицией, следовательно, истинного каулу можно найти среди последователей совершенно любой религии.
Дхарма-марга как одна из благородных истин в буддизме
В рассматриваемой древнейшей индийской религии присутствует такое понятие, как «марга». Трактовка перевода на санскрите — «путь праведности, освобождающий от страдания».
Он включает три буддийских практических аспекта:
- шила — нравственное поведение;
- самадхи — медитация;
- праджня — мудрость.
Благородный путь представлен восьмью ступенями:
- Истинное понимание, то есть осмысление всех четырех истин.
- Истинное намерение, а именно осознанное желание стать Буддой и освободить всех от страданий.
- Истинная речь, в частности, отсутствие лжи, грубости, клеветы и пустой болтовни.
- Истинное действие, то есть воздержание от присвоения чужого, от всех проявлений сексуального характера, от употребления одурманиваемых веществ, посягательств на жизнь живых существ.
- Истинный образ жизни, а именно тот, который не связан с насилием и нечестным зарабатыванием на жизнь.
- Истинное усилие, в частности принцип «золотой середины », по которой не стоит как истязать себя, так и потакать слабостям.
- Истинное размышление, представленное четырьмя основами внимательности:
- к телу;
- к чувствам;
- к умственному состоянию;
- к дхармам — умственным способностям.
8. Медитация как истинное сосредоточение.
Как привнести важнейшие духовные ценности буддизма в современное общество?
По официальным данным, в России стартует проект, именуемый как Международный Дхарма Центр «Samma Ditthi». Это совместная работа с людьми из Шри-Ланки, практикующими буддизм. Цель данного проекта — сохранность, исследования и распространение учений основателя древнейшей мировой религии Индии.
Первым этапом выступает строительство многофункционального центра на территории Республики Шри-Ланка. Здесь будут проводиться практические семинары, чтение лекций достопочтенными Теро из храмов и монастырей, разнообразные встречи по данной тематике.
В самом здании будет разграничение пространства на соответствующие залы. Здесь будет Алтарный зал, площадь которого свыше 100 кв. м, комната боевых искусств, йоги, цигуна, обеденный зал, несколько гостевых комнат, библиотека и офисная часть преимущественно для руководства. Везде планируется установить кондиционеры.
На территории внутреннего двора будет посажено Дерево Маха Бодхи, привезенное из Анурадхапуры. Также здесь планируется проводить практические занятия по изучению Дхармы, а именно «практики ходьбы» и медитации.
На окружающей территории располагается буддийский храм под названием Прийадаршанарамайа. Планируется также создать искусственный водный канал между вышеуказанным храмом, лотосовым прудом и рассматриваемым центром.
Вторым аспектом деятельности данного объекта является осуществление Дхарма Туров. Они посвящены изучению и практическому воплощению Дхармы. Данные Туры проводятся в сакральных местах Силы и Дхармы, оказывающих благотворное воздействие и на тело, и на сознание человека, помогая при этом войти в состояние медитации и приобрести духовный опыт.
Посредством этого центра каждый желающий сможет узнать о том, что, к примеру, Дхарма — это учение о духовной жизни всего сущего.
Источник: https://arh-angel.ru/katahezis/chto-takoe-dharma-v-buddizme-sut.html
Дхарма
В индийской национальной философии понятие дхарма объясняют как комплекс устоев, правил, догм, позволяющих найти свой верный путь и жить в гармонии с окружающим миром и Вселенной.
Это своеобразный кодекс морально-нравственных устоев, опираясь на который можно достичь совершенства. Основная цель дхармы — соединить душу с реальной жизнью, но при этом реальность должна соответствовать некоему идеальному миру.
Понятие дхармы
В буддистской философии слово дхарма употребляется в нескольких значениях: это и закон, и состояние души, и возможность жить по правилам, и единственно верное понимание сути существования человека на земле.
Главное в дхарме то, что она учит человека правилам поведения и общения со всеми другими людьми, а кроме этого
- Выполнять свою миссию, которую даровала Вселенная,
- Повышать свой нравственный потенциал,
- Строго следовать нравственным устоям общества,
- Самосовершенствоваться и изменять свое внутреннее Я,
- Достигнуть понимания Бога и его сути.
Дхарма учит человека, как при жизни постичь религиозное учение, которое в ином случае постигается лишь избранными. Учение индуизма утверждает, что в праведной жизни есть четыре стороны:
- Воздержание,
- Чистота,
- Сочувствие и понимание,
- Праведность.
И именно дхарма учит, как достичь единения физического тела и души и достичь баланса между землей и небом, духом и плотью, кратковременностью и вечностью.
Дхарма в индуизме
Понятие дхарма впервые встречается еще в древних письменных источниках и там ее интерпретируют, как умение сочувствовать и сострадать ближним.
Затем в индуизме это понятие расширялось и теперь оно обозначает
- Кодекс нравственных законов, стремясь к выполнению которых, можно достичь нирваны,
- Основные моральные догмы и внутренняя самодисциплины,
- Столб веры — все то, что создано Богом для облегчения верующим его учения.
Особым почетом в индуизме пользуется учение о дхарме внутри семьи. Считается, что если свою семейную жизнь человек строит по законам дхармы, то он особо угождает Богу и может рассчитывать на его благоволение.
Для женщины это, прежде всего, служить желаниям мужа, быть верной и преданной, уважать и почитать всех родственников своего супруга, следовать за своим мужем, куда бы он ни пошел и всегда чтить его наравне с Богом.
Для мужчины это защищать свою женщину при любых обстоятельствах и до последнего издыхания, хранить физическую верность, вести за собой жену и детей и обеспечивать им необходимый уровень жизни.
Дхарма в астрологии
С появлением астрологии учение о дхарме пополнилось новыми знаниями. Наука о влиянии звезд на судьбу человека считает, что дома дхармы имеют номера 1,5,9 – лучшие дома, оказывающие самое положительное влияние на формирование характера человека.
Если в гороскопе сильны именно эти дома, то этот человек и мудр, и благочестив, и наделен всяческими добродетелями. Именно они указывают на то, сколько благочестия у индивидуума. А главная цель каждого человека, начиная с рождения – это идти по пути, определенному дхармой и помогут ему в этом пять истин:
- Религиозное учение и философские знания,
- Закон справедливости,
- Умение терпеливо сносить страдания,
- Преданность долгу и Богу,
- Любовь к Богу и людям.
Всего выделяют пять правил дхармы, которые и считаются главными этическими законами поведения:
- Нельзя причинять вред любому живому существу,
- Не желать чужого имущества, и не брать того, что вам не принадлежит,
- Правильно распределять свои доходы, не присваивать чужой труд,
- Никогда не говорить неправды, избегать зависти, злости, агрессии,
- Быть умеренным в еде и питье, не употреблять спиртные напитки, поскольку они затемняют рассудок и путают сознание.
Некоторые буддисты трактуют этот принцип, как полное воздержание от спиртного и призыв к разумной умеренности в потреблении пищи.
Как постичь свою дхарму?
В наши дни много приверженцев древних восточных учений, поэтому все чаще возникает вопрос: как верно определить свою дхарму? Веды на это отвечают, что в этом деле главное смотреть внутрь себя, определить свои жизненные приоритеты, причем, сделать это можно строго самостоятельно. Кроме этого, Веды называют пять дхармических типов:
- Учитель, несущий огонь знания- это научные работники, учителя, священнослужители и врачи. Они умеют понимать и сострадать , тянуться к знаниям и могут сдерживать свои страсти.
- Воин –защитник слабых, это военнослужащие, политики, дипломаты, юристы. Они смелы и решительны, могут быстро реагировать в трудных ситуациях.
- Купец, создающий фундамент благосостояния, это предприниматели, менеджеры, бизнесмены. Они энергичны, обладают огромной жизненной энергий, предприимчивы.
- Труженик, создающий материальные блага- это ремесленники и землепашцы. Они преданы своему делу, послушны, добры и верны.
- Вольный человек, стремящийся к свободе и воле — это лидеры, умеющие повести за собой людей. Они –самоотвержены, романтичны, обладают чувством эмпатии и мечтают о воле и свободе.
Вы можете примерить эти типы на себя и определить свой тип дхармы.
Значение колеса дхармы
Одно из самых ранних изображений, начертанных в священной книге Вед – это колесо дхармы. В индуизме это изображение олицетворяет защиту и божественную поддержку человеку среди земных стихий, а в буддизме – это символ Будды и его мудрости.
Постоянное движение колеса дхармы значит, что учение Будды действует и спустя тысячелетия после его смерти, оно вечно и постоянно и всегда находит своих последователей.
Колесо состоит из трех частей: ступица, обод и спицы (от 5-ти до 8-ми), и каждая часть освещает свой аспект учения Будды: этику, мораль и умение концентрироваться на себе и Вселенной.
Восемь спиц в колесе олицетворяют Благостный Восьмеричный путь Будды
- Умение видеть и делать выводы,
- Умение размышлять над увиденным,
- Верно и точно выражать свои мысли,
- Совершать только правильные поступки,
- Следовать своим избранным путем,
- Идти в нужном направлении,
- Осознавать свою миссию на земле,
- совершенствовать свое внутреннее Я.
А ступица- центр колеса символизирует общий закон нравственности, необходимый к выполнению для всех без исключения живущих на земле.
Обод же олицетворяет вечное вращение колеса, постоянное движение жизни. Иногда его изображают с тысячью спиц, которые демонстрируют всему миру тысячу деяний Будды.
Считается, что великий Будда сделал собственноручно три поворота колеса дхармы, т.е. дал три больших цикла лекций о своем учении:.
- При первом повороте Будда учил четырем благородным истинам и законам Кармы, закону вселенской справедливости и возмездия.
- Второй поворот раскрыл закон взаимопроникновения и взаимозависимости всего и всех в мире.
- Третий поворот колеса раскрыл понятие о всеобщей просветленности, то есть в каждом живом существе есть частичка Будды, отыскать которую нужно стремиться в процессе самосовершенствования.
Изображение колеса дхармы считается одним из священных символом Индии, оно присутствует на их государственном флаге и многих других и государственных, и политических, и религиозных атрибутах.
(5 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Источник: https://indiamagazine.ru/dxarma/
Что такое дхарма в буддизме, суть — Спасение души
В культуре Индии выделяют несколько важнейших понятий. Для начала стоит определиться с трактовкой одного из них. Буквальный перевод индийского буддистского философского термина позволяет понять, что дхарма — это «поддержка».
Дхарма в буддизме
Что такое дхарма в буддизме? Это ключевое понятие. Обычно руководствуются двумя разными (но связанными) значениями. Во-первых, дхарма просто означает коллективное учение Будды. В этом отношении вы можете думать о дхарме как о простом значении духовное учение.
Второе значение обычно переводится как то, что происходит. Это может показаться довольно неопределенным, пока вы не поймете, что слово дхарма в дзен буддизме используется для обозначения законов природы или того, что поддерживает вселенную.
Будда и дхарма
Следует помнить, что даже в древние времена, начиная с эпохи Вед за несколько тысяч лет до нашей эры, Будда, дхарма, Сангха в буддизме считались неизменным универсальным законом, подобным законам гравитации, математики и гидродинамики. Поскольку гравитация считается универсальным законом, независимо от того, что она называет на разных языках, дхарма также считается универсальным законом, независимо от того, что она называет в разных религиях.
Самые ранние сочинения о дхарме (из Вед) подразумевали, что только мудрецы могут испытать это, и должны передать его мирянам через мантры и другие действия.
Те, кто знаком с буддизмом, знают, что дхарма была главным центром медитации Будды. Это были основные характеристики дхармы:
- А именно, что она была бесконечна и охватывала как материальные (мирские), так и духовные (сверхземные) миры.
- Дхарму можно рассматривать как ментальный «смысл». То есть, в то время как глаз имеет вид, а ухо имеет звук, а нос имеет запах, у ума есть дхарма.
- Дхарма была носителем добра и пользы, и, таким образом, слово дхарма хорошо использовалось, чтобы подразумевать здравый смысл, в то время как слово адхарма имело бы плохой смысл.
- Дхарма была обязанностью человека, те действия, которые были бы пригодны для выполнения в соответствии с их обязанностями.
- Дхарма — это постоянная универсальная истина, в том числе законы природы и природа законов.
Так же читайте: Пути буддизма
Именно через медитации Будды он пытался понять истинный смысл дхармы. Именно благодаря медитации озарения Будда дал указание, чтобы миряне могли сами реализовать дхарму. Будда учил, что прямая реализация на индивидуальном уровне превосходит предположения или традиционные убеждения.
Для просвещения человек должен пройти 8 шагов Восьмеричного пути. На самом деле это не линейные шаги, а восемь аспектов совершенствования на пути к полному освобождению.
Восемь дхарм и восемь шагов
Принято выделять именно 8 дхарм на пути совершенствования. Традиционно их именуют:
- стремление обладать материальными благами;
- нежелание отсутствия материальных благ;
- жажда быть счастливым;
- нежелание быть несчастным;
- стремление к славе;
- нежелание бесславия;
- жажда похвалы;
- нежелание критики.
И чтобы правильно пройти к Просветлению, буддист должен идти Восьмеричным путем. На самом деле это не линейные шаги, а восемь аспектов совершенствования на пути к полному освобождению.
Восьмеричный путь — это процесс разворачивания. Традиционно эти аспекты называются:
- «Правильный взгляд»,
- «Прямое намерение»,
- «Правильная речь»,
- «Правильное действие»,
- «Правильное существование»,
- «Правильное мышление»,
- «Правильная осознанность и правильная концентрация».
8 мирских дхарм не сложно содержать, если следовать правильным путем.
Смотрите еще видео о том, что такое дхарма:
Дхарма в буддизме
Великим постом каждый день (с вечера воскресенья по пятницу) читается молитва св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего, Дух
Читать «Далее» Потрясающая эта история произошла в далёкие уже семидесятые годы двадцатого века в одном из сёл Донбасса. Жила семья: муж, жена
Читать «Далее» Есть хороший анекдот про то, как мужчина спас тонущего мальчика, рискуя жизнью. И мама мальчика нашла героя. И требовательно спросила,
Читать «Далее» А значит, наши почившие сродники ждут, что мы придем в Храм с хлебом и прочими приношениями, напишем записки, помолимся. Говорят
Читать «Далее» У одной Православной москвички случилось большое горе. Пропал ее взрослый сын — пошел отнести что-то другу, да так и не
Читать «Далее» В моду вошла традиция на все праздники слать друг другу электронные открытки – и напрягать ум не надо, подбирая нужные
Читать «Далее» Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова. У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье
Читать «Далее» В тот день мы опять поссорились с мужем из-за этих дурацких обоев. Как сейчас помню, было двадцать первое сентября, Рождество
Читать «Далее» Задумывались ли вы о том, почему наши дети не хотят проводить время с нами? Может потому, что когда-то, когда они
Читать «Далее» Даже если вы прекрасный специалист и отличный человек — все равно обойдутся. Погрустят, повспоминают и найдут, кем заменить. Миллиарды людей
Читать «Далее»
Источник: https://tolkovanie.info/dharma-v-buddizme/
Понятие дхармы — Судьба инфо
Приветствуем вас, дорогие читатели.
Наша беседа сегодня посвящена одному из ключевых понятий буддизма – дхарме. У нее много форм и толкований. Это древнеиндийское слово, происходящее из санскрита. В тесно связанном с ним языке Пали Дхарма принимает форму Дхаммы. Но перевести слово для западного человека не так просто.
ОпределенияПрактикаХарактеристикиМоральУбеждения
Заключение
Рассматривая, что такое дхарма в буддизме, можно узнать, что ее определяют как фактор, составляющий опыт. Это указывает на каждый элемент, являющийся частью материальных и физических аспектов мира.
Отсюда следует, что все существует как дхарма либо включает ее. То есть из нее состоят атомы, мысли, облака, искусство, автомобили, звезды и утконосы. Дхамму также описывают как естественный ход вещей (универсальный закон) и учения Будды, которые указывают на эту истину и описывают Путь к ее реализации (другими словами, просветление).
Дхарма — путь
Дхарма — это не что иное, как благое мышление. Буддизм — это путь благого мышления.
Санкритское слово «дхарма» (тиб. «чхё») имеет много разных значений, в числе которых «путь» и «просветление». В буквальном переводе оно означает «преобразователь» (омрачения в мудрость), «спаситель» (от страданий и их причин) и «удержатель» (от перерождения в цеплянии).
Хотя есть множество видов благого мышления, для практики достаточно знать пять основных, так как их легко памятовать и они содержат в себе все остальные.
Пять видов благого мышления
Отречение – желание уменьшить своё неблагое мышление из знания, что оно является причиной собственного страдания и условием (поддержкой) страдания всех существ.
Милосердие – желание уменьшить неблагое мышление других существ из знания, что оно является причиной их страдания, и желание уменьшить их страдание из знания, что оно является условием (поддержкой) их неблагого мышления.
Вера – желание увеличить своё благое мышление из знания, что оно является причиной собственного счастья и условием (поддержкой) счастья всех существ.
Любовь – желание увеличить благое мышление других существ из знания, что оно является причиной их счастья, и желание увеличить их счастье из знания, что оно является условием (поддержкой) их благого мышления.
Мудрость – желание увеличить знание относительной и абсолютной истины из знания, что совершенная реализация единства двух истин есть Будда.
Желание — это начальный уровень благого мышления. С практикой оно поднимается на уровень устремлённости. А затем, рано или поздно оно преобразуется в обязательство.
Две составляющих благого мышления
Дхарма-Передача – это понимание даже одной строфы (положения) из учения Будды. К ней также можно отнести и небольшое переживание. Не имея Дхармы-Передачи, невозможно взрастить Дхарму-Осуществление.
Дхарма-Передача обретается благодаря причине существа, его/её благой карме, и условиям, его/её учителям и товарищам. Благодаря тому, что ученики внимают наставлениям учителя, они обретают Дхарму-Передачу.
Будда Шакьямуни передал учение своим ученикам, они передали его своим ученикам, те в свою очередь передали его своим ученикам, и так далее до учителя, у которого учимся мы, от которого мы узнаём учение Будды.
Эта цепь передачи учения зовётся Линией Передачи, она — неотъемлимое условие обретения Дхармы-Передачи.
Дхарма-Осуществление — это даже самое малое благое мышление, длящееся даже лишь мгновение. Изучив и поняв учение Будды, то есть обретя Дхарму-Передачу, у нас появляется возможность почувствовать, пережить его. Дхарма-Осуществление – это более глубокое переживание и реализация учения Будды.
Дхарма-Осуществление — это соответствие наших мыслей и чувств настоящего мгновения учению Будды. К примеру, если мы понимаем, что любовь – это глубокая и важная вещь, это является пониманием – Дхармой-Передачей. Любовь же, которую мы испытываем, чувствуем по отношению к другим существам – Дхарма-Осуществление.
Обе составляющих Дхармы не существуют вне мышления существа. Книги и речи, в которых приведены слова Будды и учителей, не являются Дхармой (хотя ей и зовутся), они — тексты, учения Дхармы, представители Дхармы. Дхарма — это только благое мышление существа, при этом благое мышление других существ — Сангха.
Источник: http://www.dzogchenlineage.ru/positive-thinking
Что такое Дхарма в общем?
Дхарма — это духовная истина и духовная практика, ведущая индивида, к духовной реализации. Собственно для любого буддиста или индуиста, это не просто так слова, это смысл жизни, так как для них это базис, на который они опираются в повседневной жизни.
Быть счастливым означает следовать Дхарме не на словах, а на деле.
В духовной практике буддизма Дхарма — это часть Трех Драгоценностей и одно из трех Прибежищ (наряду с Буддой и Сангхой), к которому прибегает и обращается за защитой буддист, следующий за Буддой.
Статуя Будды Шакьямуни
Дхарма в материальном мире
Дхарма в материальном мире выражается в виде тех, кто ей следует, то есть последователей Дхармы, того, кто ее вещает и возглашает людям, проявлений Будды в нашем мире: монахи (бхикшу, ламы, гелонги), а также общины — поддерживающих Дхарму, и самого учения Дхармы в виде сутр, тантр и устной передачи опыта.
В нынешнее время мы живем в не самых лучших условиях, когда наблюдается регресс и упадок Дхармы, а значит людей, которые могут практиковать и практикуют Дхарму в истинном смысле остается совсем немного.
Истинный смысл Дхармы
Дхарма Будды
Будда принес учение Дхармы в наш мир посредством широких проповедей, начал он свой путь прямо после просветления в Бодх-гае. Первая проповедь произошла в Варанаси (Олений Парк) именно там официально первые последователи монашеской общины выслушали первое учение, которое впоследствии было обозначено, как первая сутра и Первый Поворот Колеса Дхармы.
Буддийский символизм с тех пор активно эксплуатирует косуль (карликовых оленей) в виде символа буддийской Дхармы, как считается именно они также были первыми слушателями Будды Шакьямуни.
Другим символом Дхармы — является колесо Дхармы, в нем восемь спиц, это символизирует 4 Благородные истины и Восьмеричный Благородный Путь. Слово благородный не случайно. На самом деле — это ошибка в переводе, благородный — это эквивалент перевода слова арья или арий.
Таким образом буддийская Дхарма — это путь ария или арийца (без каких-либо намеков на заблуждения Гитлера и Ко).
Всего считается, что исторический Будда четыре раза повернул Колесо Учения, первые три стали частью и основой теоретической и практической частью Сутры, а четвертое — оно же последнее Тантры.
Основу для первого учения Будды (первой Дхармы) составили два основных положения:
- страдание и
- путь к его преодолению.
Дхарма и карма
Дхарма также рассказывает об очень важной вещи — это о том, как формируется процесс созревания кармы у живых существ. Любое действие и активность уже содержит в себе последствия или плод. Считается что основных видов кармы всего три: позитивная, негативная и нейтральная. Эти три вида распадаются еще на несколько подвидов.
Позитивная карма — является частью добродетельной жизни и хороших поступков, в то время как негативная и нейтральная — это накопленное нами в результате разрушительных действии и не-благой активности. Более подробно о карме, мы говорим в отдельной статье.
Дхарма и сансара
Особый призыв Будды Гаутамы был направлен ко всем живым существам и он состоял в том, чтобы мы изменились. Чтобы мы изменили свою жизнь и жизнь существ вокруг к лучшему. Пускай кому-то это кажется утопической идеей о сверх-возможном, но мы должны к этому стремиться всеми силами: делать себя и других счастливее.
Будда говорил о сансаре (самсара) — как о том, из чего следует выйти, как из клетки, плена, ведь самсара подобна тюрьме, в которой главная роль принадлежит страданию и неудовлетворенности. Самсара воспринимается негативно из-за тех самых ограничений которые она налагает на своих заключенных. Вероятно в те времена именно сравнение с темницей казалось наиболее точным выражением и эманацией самсарического существования.
Страдание и стремление его преодолеть сливается в существе с желанием к свободе, собственно отсюда и возникло понимание мокши (мукти) или освобождения.
Дхарма и нирвана
Дхарма говорит также и об освобождении, как об избавлении от страданий, естественно, что во всем должна быть позитивная и негативная сторона, чтобы наш ум смог воспринимать более глубокие истины Буддизма. Позитивная сторона состоит в том, что костер страстей и проблем в конце концов должен угаснуть и мы тогда сможем увидеть реальность без покрова и такой какая она есть на самом деле.
Пройти путь Дхармы и прийти к нирване человек должен сам опираясь на учителя и законы Дхармы, которые регулируют правила поведения в обществе.
Источник: https://buddharu.wordpress.com/dharma/
Тхеравада Буддизм
Тхеравада (произносится как т'эра-вада) или «учение старейших», – это буддийская школа, которая получила своё духовное знание из текстов «Палийского Канона», который также называют «Типитака». Считается, что канон содержит наиболее ранние из дошедших до нас учений Будды Сакьямуни.
В течение множества веков буддизм Тхеравады является основной религией в континентальной части юго-восточной Азии (Тайланд, Бирма, Камбоджа и Лаос) и на Шри-Ланке. Сегодня в мире насчитывается около 100 миллионов буддистов Тхеравады.
Последние несколько десятков лет учение Тхеравады начало распространяться и в западных странах
Ответы на часто задаваемые вопросы
Будда называл свои учения Дхамма-виная, то есть «учение и дисциплина». Однако уже несколько веков люди пытаются разбить это учение на категории и подогнать его под шаблоны господствующих культурных, философских или религиозных воззрений. Буддизм – это этическая система, образ жизни, ведущий к особой цели. Он имеет в себе аспекты как религии, так и философии
Тханиссаро Бхиккху С каждым вдохом и выдохом
Руководство по медитации на дыхании Тханиссаро Бхиккху, опирающееся на два источника: указания самого Будды о том, как использовать дыхание для тренировки ума, и метод медитации на дыхании Ачана Ли Дхаммадхаро, в котором подробно объясняются многие моменты лаконичных указаний Будды.
Аджан Джаясаро Ответы на вопросы о тренировке в повседневной жизни
Зачем нужно работать над нравственностью (сила), как сочетать мирскую жизнь с тренировкой ума, и как сохранять уверенность в практике. Секреты уместных ответов на вопросы и совершенной речи.
Прамоте Памодджо О развитии памятования в повседневной жизни
Лекция, прочитанная досточтимым Прамоте Памодджо 29 апреля 2009 года в «Открытом университете Сукхотай Тхамматират».
(Чтобы увидеть субтитры, нажмите на иконку субтитров справа внизу от видео).
Тханиссаро Бхиккху Три уровня собранности ума
Ачан Суват часто говорил, что успокаиваться в состоянии собранности ума — это всё равно, что погружаться в сон, с той лишь разницей, что вы всё-таки не засыпаете. И именно в этом заключается сложность. Иначе говоря, как успокоить ум и при этом оставаться бодрствующим?
Тханиссаро Бхиккху Стрелы мышления. Папанча (papañca) и путь к прекращению страдания
Если мы рассматриваем себя и мир вокруг нас как предметы, а не как явления и процессы, это становится причиной возникновения восприятия, приводящего к внутренним и внешним конфликтам.