Сколько ветвей в христианстве

Плевелы великого обмана. Власть и христианство

Сколько ветвей в христианстве

Возникновение христианства, Римская империя, Новый завет, Иудейские войны, Преследования христиан. Фальшивки и подлоги, Государственная религиозная политика, Библиография.

 Mikhail Poluboyarov. Ryegrasses of great deception: Power and Christianity in the Roman Empire. – Moscow, 2019, 432 p.

Keyword

The origin of Christianity, Roman empire, New Testament, Jewish War. Persecution of Christians, Fakes and forgeries,  State religious policy, Bibliography.

Традиционно в раннем христианстве находят некую внутреннюю энергетику, позволившую в исторически короткий срок привлечь на свою сторону миллионы людей.

Но мог ли этот процесс развиваться неуправляемо? Автор, сопоставляя раннюю христианскую литературу с произведениями историков античности, современников событий, пришел к неожиданному выводу, что происхождение христианства обязано исключительно заинтересованности самих римских императоров в создании единой религии для имперских целей.

Опираясь на первоисточники, автор размышляет о том, как, где, когда и кем осуществлялся секретный проект по разработке христианской доктрины и церковной структуры – инструмента управления массами.

Для читателей, интересующихся происхождением христианства. Желательно  знакомых с историей Римской империи.

Сокращения в тексте

I Цар. – 1-я Книга Царств, произведение Ветхого завета.

1-е Кор. – Первое послание ап. Павла к Коринфянам (Новый завет).

Ан. – Анналы. Сочинение великого древнеримского историка Тацита.

Апол. – Апологетик. Сочинение Тертуллиана.

Втор. – Книга Второзакония (Ветхий завет).

Дион. Р. И. – Римская история, сочинение Диона Кассия и эпитомы.

Евс. – Евсевий Кесарийский, епископ, христианский писатель IV века, автор первой «Церковной истории».

ЕЭ – Еврейская энциклопедия, многотомное издание кон. XIX – нач. ХХ в.

И. – История. Сочинение великого древнеримского историка Тацита.

И. А. – История августов. Собрание произведений римских авторов конца III века.

И. В. – Иудейская война. Сочинение иудейского историка I века Иосифа Флавия.

И. Д. – Иудейские древности. Сочинение Иосифа Флавия.

Ин. – Евангелие от Иоанна (Новый завет).

Ис. – Книга пророка Исаии (Ветхий завет).

К Гал. – Послание апостола Павла к Галатам (Новый завет).

Кол. – Послание апостола Павла к Колоссянам (Новый завет).

Лакт. – Лактанций, христианский писатель IV в., автор сочинения «О смертях преследователей».

Лк. – Евангелие от Луки (Новый завет).

Мих. – Книга пророка Михея (Ветхий завет).

Мк. – Евангелие от Марка (Новый завет).

Мф. – Евангелие от Матфея (Новый завет).

Откр. – Откровение апостола Иоанна (Новый завет).

П. Ц. – Против Цельса. Сочинение богослова Оригена (III в.).

Рим. – Послание апостола Павла к Римлянам (Новый завет).

Суд. – Книга судей (Ветхий завет).

Р. И. – см. Дион. Р. И.

Ц. И. – Церковная история. Сочинение Евсевия Кесарийского.

Чис. – Книга Числа (Ветхий завет).

Предисловие ко второму изданию

Вопреки распространенным представлениям о творцах раннего христианства – «угнетенных массах», в среде которых новая религия якобы родилась, – я привожу доказательства того, что зачинателями христианства были вовсе не рыбаки с Тивериадского озера, руководимые своим учителем, а государственные люди, озабоченные управленческими проблемами.

Рим завоевал огромную территорию. При Траяне в начале II века протяженность границ империи с запада на восток составляла около 3 тыс. км, с севера на юг – 2 тыс. км, численность населения – от 65 до 88 млн человек.

Правила жизни покоренных народов определялись вождями племен, жрецами многочисленных языческих богов и, само собой, представителями римской администрации.

Религия была и есть важнейший инструмент политической власти во всяком антагонистическом обществе. Она всегда навязывается сверху вниз, от императоров, королей и великих князей к народным массам. Это общее правило мировой истории.

Никакие рыбаки с Тивериадского озера, говорившие на арамейском языке, якобы исходившие тысячи километров, не могли разнести веру в искупительную жертву Христа на огромной территории, населенной разноязыкими народами. «Учеников Иисуса» люди просто не понимали бы.

Даже античные авторы, по крайней мере, до конца II века, толком не знали ничего о христианах.

Греческий язык оригиналов Нового языка – еще одно свидетельство непричастности еврейских масс к созданию христианской доктрины. Греческий – это язык римской аристократии, римских философов, а не тивериадских рыбаков.

Все это и ряд других факторов указывает на истинных авторов Нового завета и их высоких покровителей. Владыки действовали скрытно, ведь каждый император являлся верховным понтификом.

Чтобы их причастность к созданию новой религии не повредило их власти, авторами апологетических сочинений II-IV веков был пущен слух о непрерывных гонениях и преследованиях христиан, начиная с правления Нерона.

Система доказательств искусственного происхождения религии  построена на проверке текстов Нового завета путем сравнения на соответствие историческим хроникам Рима и Иудеи и апологетических сочинений христианских писателей II-V веков.

Синхронный подход к политической, социально-экономической, культурной истории Иудеи и Римской империи с одной стороны и истории создания «священных текстов» и церковных структур с другой – единственный метод, позволяющий приоткрыть завесу тайны происхождения христианства.

Говоря о религии, нельзя обойти вниманием взаимоотношений церкви и правителей Российской Федерации. Согласно Конституции РФ церковь отделена от государства. В жизни мы видим, как государство позволяет ей все глубже проникать во все сферы жизни общества. Преданность православному главе государства и восхваление его стали признаком патриотизма. Как-то мы перестали различать патриотизм и низкопоклонство.

Как-то подзабыли, что он президент не только православных, но всех граждан России, католиков, протестантов, мусульман, буддистов, иудеев и атеистов. В нашей стране, как в Древнем Риме, религия прежде всего инструмент управления государством при помощи лжи. Но если мы любим Россию, это не значит, что мы должны любить властителей. Они приходят и уходят, Россия остается.

Любить Власть все равно, что любить виселицу, на которой тебя, может быть, не повесят.

Глядя на вечную материю, вывешенную, как наглядное пособие, над нашими головами, вспоминается трагическая судьба научных открытий. Первым публичное заявление о гелиоцентрической картине мира сделал в III веке до н. э. греческий философ Аристарх Самосский. Ученое большинство ее не приняло.

По сообщению Плутарха, академик Клеанф требовал привлечь к суду Аристарха за то, что он «сдвигает с места центр мира, потому что сей муж пытался объяснять небесные явления предположением, что небо неподвижно, а Земля движется по наклонной окружности, вращаясь вместе с тем вокруг своей оси» (Плутарх. «О лике, видимом на диске Луны». П. 6). Гениальный провидец Аристарх вынужден был замолчать.

Геоцентрическая система считалась бесспорной еще тысячу лет, пока перед судом инквизиции не предстали Джордано Бруно, Коперник и Галилей.

Источник: http://www.suslony.ru/Plevely.htm

Что значит приносить много плода?

Сколько ветвей в христианстве

“ Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.

Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.

Тем прославится Отец Мой, если вы принесёте много плода и будете Моими учениками.” Иоанна15:1-8.

Некоторые люди думают, что плоды, о которых говорится здесь – это дары Духа, то, сколько душ они приобрели для Христа, сколько пророчествовали Его именем и различные другие добрые дела, сопровождаемые духовными дарами.

Однако Иисус предостерегал нас, что будет много называющих Его “Господи, Господи” и делающих добрые дела, в ком будут проявляться дары Духа, но кого Он никогда не знал. (Матф.

7:21-23) Когда Иисус говорит о том, что мы должны приносить плод, пребывая в Нём, Он говорит о плодах Духа, которые проявляются в жизни тех, кто поступает по Духу.

Что значит пребывать в Нём

Приносить плод – плод Духа мы можем только, пребывая во Христе и поступая по Духу. Пребывать во Христе – это очень активная жизнь! Это значит жить так, чтобы я всегда был вместе с Ним, идя рука об руку, живя согласно Его Слову.

Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут” Мы ясно видим, что пребывать во Христе связано с тем, что Его слово должно пребыть в моём сердце и в моих помышлениях.

Когда слова Иисуса пребывают и действуют в моём сердце и помышлениях и я повинуюсь им в силе вечного Духа, тогда плоды Духа и добродетели Христовы тоже явятся в моей жизни.

Что значит приносить плод

Это ясно, что приносить плод – плод Духа является призванием каждого христианина: “Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.” Иоанна 15:1-2.

Приносить плоды Духа – это не обязанность христианина, это результат послушания Слову Божьему и побуждениям Святого Духа. Безразличие и сознательное неповиновение Божьей воле означает, что я не являюсь истинным христианином – последователем Христа, а это означает, что я не могу разделить общение с Иисусом и Отцом.

(Иоанна 14:15-17; Иоанна 14:21,23-24; 1 Иоанна 1:6-7) Сам Иисус здесь говорит, что всякая ветвь, не приносящая плода будет отсечена Его Отцом. Это должно пробудить меня к серьёзности, не привести к унынию или чувству безнадежности и подавленности.

Напротив, это должно вдохновить меня приносить ещё больше плодов и иметь общение с Ним!

Так как же я могу приносить плод? Плоды Духа могут явиться во мне только посредством силы Святого Духа. Как бы ты ни старался в своей силе ты не сможешь приносить духовные плоды.

Необходимо полностью передать вою волю Богу, чтобы я мог повиноваться словам Иисуса в моих повседневных жизненных обстоятельствах, чтобы вместо моей собственной природы во мне явились плода Духа. И это происходит, когда Иисус является моей первой любовью, когда Он управляет моим сердцем и моими помышлениями.

Тогда я исполняю Его волю, Его Слово в своей жизни, а не свою собственную волю. И тогда плоды Духа – плоды повиновения словам Иисуса – явятся во мне естественным образом.

Что значит быть обрезанным

Ветви, которые приносят плоды, обрезают, чтобы они могли приносить ещё больше плодов. Если бы у ветвей были чувства и одна из них спросила бы другую, что она чувствовала во время этого процесса обрезания, тогда в ответ несомненно прозвучало бы: “Это было довольно больно!”

Мы тоже, живя всем сердцем для Бога и поступая по Духу, можем иногда переживать то же самое. В нас могут проявляться плоды Духа, но есть области, в которых плоды могут оказаться незрелыми или чахлыми. Виноградарь обрезает часть ветвей в надежде, что они со временем принесут ещё больше плодов, плодов, которые будут совершенными. Это называется ещё наказанием Божьем, или Его обработкой. (Евр. 12:5-11)

Отец наш является виноградарем и Он обрезает ветви. Иногда Он допускает трудные обстоятельства и ситуации в нашей жизни: трудности в материальном положении, проблемы со здоровьем, трудности в отношениях, недопонимания и т.д.

Такие испытания показывают нам наши границы, где заканчивается наша собственная сила, в тех областях, в которых мы сами не знали, что действуем в свой собственной силе, а не в силе Духа.

Мы видим, что нам не хватает плодов Духа и это пробуждает во мне нужду в ещё большей отдаче Иисусу и в более глубоком послушании Его Слову. Написано: “ Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.” Деян. 5:32.

Постоянное послушание Божьему Слову, хождение по Духу – приносит нам возрастающую силу Духа. И тогда плоды Духа всё в большей и большей степени могут явиться в нашей жизни.

Приносить много плода

Радость и удовлетворение, которые приносят прекрасные совершенные плоды переживает не только виноградарь, но и ветви. Ветви разделяют радость виноградаря, потому что их желание заключается в том, чтобы принести ещё больше совершенных и славных плодов, чтобы прославить тем самым виноградаря. Поэтому ветви переносят боль обработки и обрезания, подобно Иисусу, когда Он переносил боль, вися на кресте: “Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест” Евр. 12:2.

Приносить обильные плоды – плоды Духа является призванием каждого верующего и Божьим обетованием им! И по благодати Божьей это возможно и для нас! Это прославляет нашего Отца, и тогда Иисус говорит: “ и будете Моими учениками.”

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда у Макара день ангела

Источник: https://aktivnoyekhristianstvo.ru/chto-znachit-prinosit-mnogo-ploda

Христианство в России может исчезнуть через 30 лет. Причину знают британцы

Сколько ветвей в христианстве

МОСКВА, 30 мар — РИА Новости, Антон Скрипунов. Ученые предрекают христианству в континентальной Европе скорый конец. Доля неверующей молодежи с каждым годом растет, в том числе и в России. И это на фоне наплыва мигрантов из мусульманских стран. О том, сколько молодых россиян и европейцев не ходят в храмы и почему РПЦ усматривает в этом не проблему, а некую перспективу, — в материале РИА Новости.

Европа: христианство «не в моде»

Еще десять лет назад в монастыре ордена капуцинов, одной из достопримечательностей Праги, не было отбоя от прихожан разного возраста. Теперь даже воскресную мессу посещает всего пара десятков человек, в основном пожилых.

А молодые приходят сюда только пофотографироваться, анонимно жалуется РИА Новости один из монахов-капуцинов.

«В Чехии очень силен бытовой атеизм. Что это? Смысл такой: чехи не атеисты, что можно было бы понять, они — почти все крещеные, отмечают Рождество, едят карпа (национальное рождественское блюдо. — Прим. ред.), но они люди абсолютно секулярные. Они просто не думают о Боге. Можно сказать, что христианство покинуло эту страну», — мрачно говорит он.

Слова монаха подтверждает ученый лондонского Института Святой Марии Стивен Булливант. Согласно его докладу, 91% чешской молодежи не верит в Бога. Это самый высокий показатель в Европе.

Булливант опирался на данные Европейского социального опроса (ESS), собранные за два года в 22 государствах, в том числе и в России. Опрос проводился среди граждан в возрасте от 16 до 29 лет.

«С некоторыми заметными исключениями молодые люди все чаще не отождествляют себя с религией», — говорит ученый.

Отсутствие «религиозной принадлежности», по его словам, превращается в общеевропейскую моду. А немногие по-настоящему религиозные люди оказываются «плывущими против течения».

Кроме того, христианство постепенно вытесняется исламом. Уровень рождаемости в мусульманских семьях существенно выше. К тому же в Европу постоянно прибывают мигранты из мусульманских стран. Каждый десятый гражданин Франции и Австрии сегодня исповедует ислам.

«Мусульмане демонстрируют гораздо более высокий процент удержания внутри религии, у них довольно сплоченные общины», — подчеркивает Булливант.

«Христианство как норма для Европы уходит — и, вероятно, навсегда. Ну, либо на ближайшие сто лет», — считает он. Исследователь убежден, что «лет через 30 религию Иисуса Христа почти никто не будет исповедовать».

Россия: сколько атеистов

Некоторые приведенные в докладе данные очень удивили научное сообщество: например, доля атеистов среди граждан в возрасте 16-29 лет в различных посткоммунистических странах сильно разнится. В Польше только 17% неверующих, а в Эстонии аж 81%. При этом в «схожей с ней по культуре» Литве на нерелигиозную молодежь приходится лишь 25%.

Данные по России не выбиваются из общеевропейского контекста. Почти половина российской молодежи — 49% — не верит в Бога. К православным себя относят 40%, к мусульманам — девять процентов. По одному проценту у иудаизма и «остальных религиозных течений».

Что интересно, лишь четыре процента верующих россиян в возрасте от 16 до 29 лет время от времени (раз в неделю максимум) участвуют в богослужениях. Точно такие же показатели в Швеции, Дании, Австрии и Литве. Самые активные прихожане в Польше (39%) и Израиле (26%). Меньше всего на службы ходят в Эстонии (два процента).

А вот молодых людей, которые регулярно молятся, но не ходят в церковь, в России больше — 14%. Остальные этого не делают, хотя относят себя к верующим. Чаще всего молятся в Польше, Израиле, Ирландии и Германии — 50%, 44%, 31% и 25% соответственно.

«Если брать посыл о том, что молодежь становится менее религиозной, то это действительно так. Но сейчас понятие религиозности все больше утрачивает определенность.

Что под ним понимать: исполнение религиозных практик или более сложные характеристики, связанные с мировоззрением человека?» — комментирует РИА Новости данные исследования профессор МГИМО, социолог религии Ирина Каргина.

В то же время в Европе, отмечает она, происходит «одомашнивание харизмы» — все больше людей не относят себя к какой-либо религиозной организации, хотя являются верующими. А сколько таких на самом деле, социологам определить трудно.

Вместе с тем сокращение численности христианской молодежи создает очень серьезную проблему для христианских церквей Европы. Все меньше молодых людей идут в священники — это признают как в Римско-католической церкви, так и в протестантских деноминациях.

Проблему эту христианские конфессии решают по-разному. Англиканская церковь, например, в 2016 году обратилась за помощью к правительству Великобритании.

Власти включили Церковь в программу дотационного фонда, который формируется за счет введенного в апреле 2017 года налога на повышение квалификации работников, взимаемого с бизнеса. На эти деньги можно привлечь почти шесть тысяч новых священнослужителей из числа молодых британцев.

«Они заменят тех, кто собирается выйти на пенсию», — сообщил британским журналистам генеральный секретарь Церкви Англии Уильям Най.

Католическая же церковь ради самосохранения может пойти на радикальную реформу — отменить обязательное безбрачие духовенства, хотя этому правилу уже целое тысячелетие. Правда, пока все ограничивается неофициальными обсуждениями.

Из-за нехватки священников и прихожан храмы пустеют. Англиканская церковь ежегодно закрывает около 20 храмов, католическая церковь в Германии за минувшие несколько лет продала или отдала в аренду около 500 храмов. Пустующие церкви новые владельцы перестраивают в ночные клубы или бары.

Шанс для миссионеров

В Русской православной церкви, комментируя результаты европейских ученых, отмечают, что 20 лет назад в России доля неверующих молодых людей была гораздо больше — таково наследие борьбы с религией в годы СССР. Сейчас все гораздо лучше, говорит замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

«Но есть и обратная сторона: доминирование в публичном пространстве секулярного потребительского мировоззрения и отказа от семейных ценностей. Молодежь становится жертвой подобной пропаганды.

Мне неоднократно приходилось слышать от молодых людей, которые читают глянцевые журналы, совершенно примитивные и даже махрово-безбожные штампы, касающиеся христианства, Церкви и религиозного мировоззрения в целом.

Я вижу в этом как минимум подсознательную борьбу с религиозностью в публичном пространстве», — сетует он в беседе с РИА Новости.

Между тем молодые люди «очень подвижны в вопросах мировоззрения, в том числе религии». Сегодня кто-то называет себя неверующим, а завтра верующим — и наоборот.

«Принимая во внимание подобную подвижность молодежи в вопросах веры, мы непрестанно должны искать новые пути и возможности, чтобы свидетельствовать о христианстве и его истинах», — заключает представитель РПЦ.

Источник: https://ria.ru/20180330/1517559306.html

Украинское христианство: больше общего, чем различного

На сегодня в Украине не менее 34,5 миллиона крещеных христиан, но практикующих верующих не более 12,1 миллиона человек. При этом, как утверждает Виктор Бондаренко, председатель Государственного комитета Украины по делам религий, «процесс расширения конфессионального спектра — объективный и он продолжится.

Но в целом Украина навсегда останется преимущественно христианским государством». По данным Госкомрелигии, в стране зарегистрированы 103 христианские организации (Церкви у православных и католиков; объединения церквей — у протестантов; миссии, университеты, институты).

Автор материала не может найти иного объяснения такому количеству направлений, чем предоставленное протоиереем Украинской греко-католической церкви Олексой Петривым: «Христос сегодня пришел к нам через столько, внешне отличных по форме богослужения, церквей, что у неверующих не осталось никакого морального права утверждать, что христианство не подходит им по тем или иным причинам. Есть церкви на любой вкус — главное хотеть верить».

Что такое христианство?

Последние две тысячи лет христианская Церковь придерживалась определенных верований, считая их необходимыми для спасения. Хотя и существуют некоторые расхождения в догмах трех ветвей христианства — католицизма, православия и протестантизма, — но эти направления едины в вопросах, касающихся основ веры. Все несогласия, имеющиеся у разных ветвей христиан, несущественны по сравнению с наследием нехристианских верований и культов.

Итак, различные деноминации христианства одинаково понимают доктрины о Троице, божественности Иисуса Христа, личности Святого Духа, искуплении, воскресении. Библия допускает некоторые расхождения по второстепенным вопросам, на чем собственно и основываются деноминационные различия. В то же время христианские организации, вроде «Украинского библейского общества», являются доказательством единства, т. к.

их члены, относясь к разным деноминациям, сконцентрированы на одной работе.

Богословие православных, католиков, лютеран, реформатов, евангельских христиан, баптистов, пятидесятников, харизматов отличается рядом похожих особенностей.

Близко к новозаветному учению находятся иудео-христиане, к которым относятся мессианские евреи и адвентисты седьмого дня. Совсем по-другому учат в сектах «Свидетелей Иеговы» и мормонов. Поэтому причислять эти два течения к протестантизму, в частности, или к христианству в целом, не только опрометчиво, но и крайне невежественно.

Церкви и направления классического библейского христианства, принимающие Апостольский или Никкейский символ веры и признающие Библию единственным истинным авторитетом:

1. Православие (в том числе старообрядческая Церковь).

2. Католицизм (греко-католический и римско-католический).

3. Древневосточная Церковь (на территории Украины Армянская апостольская церковь).

4. Протестантизм в том числе:

лютеране

реформаты

евангельские христиане

баптисты

пятидесятники

церкви Полного Евангелия — харизматы.

Секты, признающие Библию авторитетным источником, но имеющие значительные отклонения от ортодоксального христианского богословия:

1. Бостонская церковь Христа («Церковь Христа»).

2. Новоапостольская церковь.

Секты, которые могут быть отнесены к нехристианским (не признающим Иисуса Христа Господом и (или) не признающим Святую Троицу), но использующим при распространении своего учения отдельные элементы христианского вероучения:

1. Мормоны («Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней» и «Обновленная церковь новейших святы»).

2. «Свидетели Иеговы».

3. Движение нового века («Нью эйдж мувмент»).

4. Школа христианского единства.

5. Международный путь («Уэй интернейшнл»).

6. Мессия божественного света.

7. Христианская наука (Крисчен сайенс).

8. Церковь единения («Мунисты»).

9. Унитарианско-универсалистская церковь.

10. Виссарионовцы.

11. Саентологи.

12. «Белое братство».

Общее и различное

Церковь Христа едина, потому что Она основана на одном и том же благовестии Христа, изложенном в Евангелии, и живет силой одного Духа Божьего. Почему же начиная с четвертого века единая Церковь стала разделяться на поместные Церкви, которые не только прекращали общение друг с другом, но нередко были даже в состоянии открытой вражды и ненависти? Постепенно возникли Церкви православная, римско-католическая, древневосточная (монофизистская), протестантская.

В настоящее время руководители как западной, так и восточной Церкви стремятся к тому, чтобы преодолеть пагубные последствия многовековой вражды. Так, в 1964 г.

Папа Римский Павел IV и Константинопольский патриарх Афинагор торжественно отменили взаимные проклятия, произнесенные представителями обеих Церквей в одиннадцатом веке.

По словам официальных представителей УПЦ, УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ, УРКЦ католики и православные теперь даже принимают в свое лоно прихожан Церкви-сестры (так зовутся западная и восточная ветви христианства) без перекрещивания.

С начала ХХ века в мире получило распространение так называемое экуменическое движение (греч. «эйкумена» — вселенная). В настоящее время это движение осуществляется в рамках Всемирного Совета Церквей (ВСЦ), представленного в Украине Всеукраинским Советом Церквей.

О свободе

Православие по своему духу является ветвью христианства, которая более всего ценит свободу. Достаточно вспомнить службу в православной Церкви, где никто не навязывает свою точку зрения, а двери храма всегда открыты.

Николай Бердяев, русский философ и мыслитель, писал, «православие может держаться только свободой, только на почве свободы можно защищать относительные преимущества православия перед католичеством и другими вероисповеданиями».

По Достоевскому человек должен вынести бремя свободы, чтобы спастись.

Итак, если христианство — это свобода и православие признает это, почему отдельные представители различных церквей этой деноминации относятся к друг другу без любви, а к представителям других ветвей христианства — с открытой неприязнью.

Отец Александр Мень, один из величайших современных проповедников православия, говорил, «у всех нас единый Бог и даже праздники и святые похожи. Виноваты не верования — виновны люди, их непримиримость, злоба, ограниченность, порой глупость».

И все же, как стало известно «ЗН» из проведенного нами опроса, представители всех истинно христианских конфессий признают, что между ними больше общего, чем различного. Это хороший фундамент, на котором можно построить красивый дом. Дом Церкви Христовой.

— Чего больше во всех христианских церквях и конфессиях — общего или различного?

Митрофан, епископ Переяслав-Хмельницкий, управляющий делами Украинской православной церкви.

— У нас в вероучении есть сходство с католической Церковью, с древними восточными Церквями. Есть много общего: христианская традиция, вселенские соборы до разделения Церквей на западную и восточную

Игорь (Исиченко), архиепископ Харьковский и Полтавский Украинской православной автокефальной церкви.

— Ежедневно каждый православный христианин исповедует веру «во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Эти слова из Символа веры, принятого первыми Вселенскими соборами в 325—381 гг., определяют понимание Церкви как единого организма, мистического Тела Христова, разделение которого в принципе невозможно.

Единство Церкви достигается не путем компромиссов и дипломатических торгов, а поиском и возрождением в церковной жизни общих евангельских основ, апостольских традиций, поддерживаемых благодатным присутствием в Церкви веяния Святого Духа. В этой перспективе единство Церкви возможно и достижимо.

Ее вполне конкретно определяет перед апостолами Сам Христос известными словами Своей молитвы к Небесному Отцу: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Иоанна17:21).

Епископ Дмитрий, ректор Киевской духовной академии и семинарии Украинской православной церкви Киевского Патриархата.

— Все христиане верят в единого Бога, большинство христиан одинаково верят в Пресвятую Троицу. Что касается православной и католической Церквей, у них достаточно похожее учение, но, по-моему, православие больше внимания уделяет духовности, а католицизм и протестантизм социальному служению.

Хотя у нашей Церкви также есть социальная доктрина и именно она может служить основой для сотрудничества с другими христианскими Церквями.

В чем я вижу общую задачу христиан? Мы должны вместе свидетельствовать о том, что христианство это Живая Вера, а не мертвая религия, как утверждают представители некоторых других религий.

Отец Виктор Макковский, настоятель Кафедрального собора св. Александра Украинской римско-католической церкви.

— «Один Бог, одно крещение» — говорит апостол. Люди же наделали много различий из-за своего эгоизма. Сегодня многие, кто называет себя духовными отцами, чиновниками Церкви, не умеют отличать того, что с Божьего позволения, а что с человеческого. И выдают чисто человеческие постановления за Божьи откровения. Нам надо научиться слышать Иисуса Христа. Мы служим Богу любя ближних. И это нас объединяет.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такая Амина в исламе

Олекса Петрив, протоиерей Украинской греко-католической церкви, руководитель бюро УГКЦ по связям с государственными органами в г. Киеве.

— Безусловно, больше общего, а разъединяют нас мелочи. Плохо то, что в конфессионной многогранности каждая конфессия ищет своего самоутверждения не формулой «кто мы есть», а формулой «кем мы не являемся». Необходимо решить проблему в этом подходе конфессий к другим. Главное — не осуждать других, а делать свое Божье дело.

Вячеслав Горпинчук, епископ Украинской лютеранской церкви.

— Я думаю, что общее в церквях — это то, что есть Библия. Если Библия объединяет церкви, то разделяет церкви человеческая традиция. Степень взаимопонимания и сотрудничества зависит от того, насколько в той или иной церкви преобладают библейская традиция, Библия, Слово Божье или человеческая традиция.

Виталий Ткачук, вице-президент ВСО ЕХБ.

— Больше общего. Мы смело можем работать в части совместной евангелизации, гуманитарных вопросах или в борьбе с болезнями. Я смело могу назвать пятидесятника, субботника, харизмата или православного братом во Христе. Чего я никогда не скажу, например, о мусульманине.

Владимир Франчук, помощник президента Союза Церквей христиан веры евангельской — пятидесятников Украины.

— Вечность одна, как одна и Библия, Слово Божие — Священное Писание для всех христиан на Земле, независимо от их конфессиональной принадлежности. В мировом христианстве больше общего, чем того, что нас разделяет.

Я не знаю, возможно ли организационное единство христиан на Земле, но я твердо уверен, что в вечности все христиане будут единым телом Христовым.

А сегодня все христиане — католики, православные и протестанты — должны стремиться к единению и сотрудничеству друг с другом в мире, любви и согласии.

Анатолий Калюжный, глава совета Собора независимых евангельских церквей Украины.

— У некоторых христиан много амбиций, узких взглядов и фанатизма (вроде утверждений «моя Церковь — самая лучшая, мой взгляд — самый правильный»). Многие хотят, чтобы христианство вращалось не вокруг Христа, а вокруг них.

Сегодня лидеры конфессий начинают слушать друг друга, хоть пока и не созрели для плодотворной работы. Надеюсь, что будущее поколение обязательно объединит свои усилия в христианском служении.

У нас есть самое главное — Иисус Христос, Библия, Символ Веры. Это нас объединяет.

Василий Давидюк, президент миссионерского общества «Свет на Востоке», председатель Ассоциации миссионерских Церквей евангельских христиан Украины.

— Общего больше, чем различного. Если мы правильно верим в то, каков есть наш Бог — это нас объединяет. Мы все искупленные Духом Святым, все христиане — мы все дети Божьи. И при этом друг друга пинаем, потому что не так понимаем нашего Небесного Отца. Это абсурдно! Нам нужно быть верными Евангелию и призванию Божию, тогда мы угодим Господу.

Анатолий Гаврилюк, президент Объединения независимых харизматических христианских церквей Украины (Полного Евангелия).

— Вообще единство — это евангельский принцип. Все христианские Церкви должны быть едины, и мы все время молимся об этом.

Источник: https://zn.ua/SOCIETY/ukrainskoe_hristianstvo_bolshe_obschego,_chem_razlichnogo.html

Заражение через причастие: правда ли, что религия — средство распространения паразитов?

Не так давно РИА Новости опросило ряд священников о том, можно ли заразиться коронавирусом через причастие. Конечно, пока в России им болеют только заезжие китайцы, но ситуация может измениться, так что вопрос имеет смысл. Вердикт опрошенных был прост: «Опасности заражения от причащения от одной чаши нет. Ее и быть не может, ведь в чаше не просто хлеб и вино, а сам Христос».

Как мы понимаем, такой ответ не имеет смысла для нерелигиозной части населения. Поэтому стоит изучить вопрос исходя из накопленных на сегодня научных данных по теме. Может ли христианский ритуал способствовать переносу коронавируса?

Причастие и инфекции

Суть причастия в том, что верующему дают небольшой кусок хлеба и немного вина из общей посуды (детали различаются для разных конфессий). В большинстве ветвей христианства они берутся из одной чаши, подносимой к каждому участнику процесса. Естественно, начиная с конца XIX века научный мир стал задаваться вопросом о том, не опасна ли эта процедура. Быть может, микроорганизмы, вызывающие болезни, способны передаваться так от одного человека к другому?

Чаша для причастия может содержать серебро с антимикробными свойствами. Но, как показывают исследования, ни оно, ни вино не предотвращают выживания части бактерий и капсидов вирусов внутри сосуда / Nina Shannon/Getty

В 1888 году в одном из медицинских журналов даже появился термин «отравленная» (в плане зараженности) чаша для причастия — такой считалась любая, поскольку, как предполагали врачи того времени, все они, по логике, должны были создавать риск заболевания.

Ситуация подогревалась тем, что центром борьбы против «отравленного причастия» были США, где в пользу отказа от единой чаши для причастия говорил и банальный расизм: многих возмущало, что — в силу установок христианской религии о равенстве разных групп людей — для афроамериканцев и белых использовалась одна и та же чаша.

В научном сообществе считается, что наиболее вероятная к переносу инфекция через чашу с причастием — вирусы, вызывающие обычную простуду. Вопреки названию, простуда не имеет прямого отношения к холоду: 95% простуд вызываются вирусами, 5% — бактериями. 

Сомнения относительно опасности переноса инфекции с причастием чрезвычайно устойчивы в массовом сознании, поэтому Центры по контролю и профилактике заболеваний США (ЦКПЗ, важнейший госорган в этой области жизни Штатов) уже в 1998 году солидно устали от таких запросов общественности. Чтобы раз и навсегда покончить с ними, в American Journal of Infection Control вышел короткий текст, обобщавший все известное на тот момент о возможностях подобной передачи. Его авторы высказались довольно однозначно:

«Внутри ЦКПЗ есть консенсус, что теоретический риск передачи инфекционных заболеваний через причастие существует, но риск этот так мал, что его невозможно обнаружить».

Никаких эмпирических данных о случаях передачи инфекций таким путем ЦКПЗ не имели, что подчеркивалось в материале. Его авторы отмечали, что результаты сравнения статистики инфекционных заболеваний по 681 причащающемуся не показали у них более высокой частоты инфекций, чем среди тех, кто в церковь не ходил.

Это довольно загадочный вывод. Дело в том, что другие работы, анализировавшие наличие разных видов микробов в чаше для причастия, не раз находили там потенциально опасные организмы. Вино и серебро в чаше сами по себе не обладают достаточными антимикробными свойствами, чтобы убивать их. Поэтому причина, по которой передача инфекций через посуду для причастия никогда и никем не отмечалась, интригует.

Возможный ответ здесь лежит в том, что, на самом деле, четкого понимания, какие именно факторы риска способствуют — или подавляют — распространению ряда инфекционных заболеваний, на сегодня нет. Никто толком не знает, почему простуда встречается зимой чаще, чем летом (тем более что в тропиках это зачастую совсем не так), так же обстоят дела с пневмониями (типа тех, что вызывают коронавирус 2019nCoV).

Другой возможный ответ связан с тем, что многие наиболее «заразные» вирусы и бактерии вообще-то эволюционировали для передачи воздушно-капельным, а вовсе не «винно-хлебным» путем. Среда чаши для причастия не слишком похожа на микрокапли воды в воздухе. Поэтому вероятно, что на фоне ежедневного многочасового пребывания в общественных местах (работа, магазины и так далее) незначительный по объему контакт с микробами на причастии просто не создает заметных рисков.

Напомним: коронавирус имеет «заразность» (базовое число воспроизводства) ниже трех, то есть капсиду этого вируса непросто выжить вне человека: он передается от одного к другому на уровне вирусов, вызывающих простуду и грипп, — или даже чуть хуже.

Если ученым не удалось выявить разницы в заболеваемости для «обычных» вирусов, то коронавирус должен вести себя так же. Иными словами, не передаваться с причастием.

Как же быть с тем, что религия служит распространению паразитов?

В 2015 году группа российских ученых, среди которых был известный биолог и популяризатор науки Александр Панчин, опубликовала статью «Мидихлорианы: гипотеза биомемов. Нет ли в религиозных ритуалах влияния микробов?».

Согласно ей, некоторые организмы могли бы получить преимущество, если бы заставили людей-носителей выполнять определенные ритуалы, способствующие переносу микробов, причем авторы говорят именно о паразитических организмах — неких «мидихлорианах».

Те, гипотетически, живут то ли у нас в мозгу, то ли в кишечнике.

Выход работы Панчина с соавторами вызвал немало иронических комментариев на Западе. Одно американское СМИ так и написало: «Все это имеет смысл только до тех пор, пока вы оцениваете приверженцев религии как пассивных зомби» / The Daily Beast

В соответствии с этой гипотезой общества с улучшенными санитарными условиями должны показывать свое меньшее участие в религиозных ритуалах. В такой схеме религия выступает как «культурный мем», и именно его продвижением среди людей, по гипотезе Панчина, занимаются паразиты.

Логика, на первый взгляд, здравая. Известно, например, что значительная часть людей заражена возбудителем токсоплазмоза: например, в Москве таких каждый четвертый. Эти люди склонны к более рискованным решениям, чем остальные: среди них выше процент бизнесменов, почти вдвое больше лиц, попадающих в ДТП, и так далее.

Не исключено, что есть связь между токсоплазмозом и шизофренией: она диагностирована у каждого трехсотого в России, но токсоплазмозников среди шизофреников для той же Москвы целых 40%, то есть заметно больше, чем по популяции в целом. Есть и работы, показывающие, что именно токсоплазмоз может быть причиной части случаев шизофрении.

Токсоплазмоз влияет похожим образом не только на людей, но и иных некошачьих: мыши, зараженные им, нечувствительны к запаху кошек и не боятся его, ведут более рискованный образ жизни. Почему бы другим микробам не влиять на поведение людей так, чтобы заставлять их собираться группами для молений, повышая риск разноса микроба-паразита?

Пещера Брюникель во Франции, остатки неандертальского круга из сталагмитов, в центре которого сжигались кости животных. Судя по нему, религиозные ритуалы существовали уже 176 тысяч лет назад / Wikimedia Commons

К сожалению, на практике проверить такую гипотезу сложно. Во-первых, нерелигиозных обществ на планете мало, поэтому «контрольную группу», где религий не было бы, просто трудно найти.

Куда бы ни приплывали европейские путешественники, они всегда сталкивались с людьми, уже имеющими религиозные представления и ритуалы, в том числе такие, которые заставляли их собираться вместе.

Выходит, если «мидихлорианы» и существуют, то они абсолютно универсальны и свойственны всем человеческим сообществам.

Во-вторых, общества, где вытесняется обычная религия, имеют похожие светские институты, требующие регулярных собраний и коллективного времяпрепровождения. То есть, даже если бы религиозные практики там прервались, сам по себе перенос бактерий не закончился бы.

Человечество имеет длинную историю рассмотрения не нравящегося поведения других людей как болезни. На Западе более миллиона человек успели подвергнуться «лечению от гомосексуализма». Новые времена — новые козлы отпущения. Если раньше больными считали геев, то теперь очередь подходит и к религиозной части населения / nomadicpolitics.blogspot.com

Возникает вопрос: тогда почему микробы продвигают именно религию? Почему не посчитать их целью продвижение, например, сельского хозяйства или городского образа жизни? Благо и то, и другое резко повышает эффективность распространения паразитов (среди охотников-собирателей эпидемии практически неизвестны). Почему Панчин и соавторы считают, что предлагаемые ими «мидихлорианы» ответственны только за нашу религию, а не за цивилизацию в целом?

Третий момент: авторы гипотезы считают, что по мере роста уровня санитарии религиозность в обществе должна падать. Однако это явно не так: множество сект в развитых странах (например, амиши) показывают продолжительность жизни (и частоту смерти от инфекций) такую же, как у обычных американцев. Притом что уровень санитарии амишей заметно ниже: у большинства нет даже обычного ватерклозета, у многих — и горячей воды из крана.

Более того: в силу особенностей современного образа жизни, доля амишей среди американцев удваивается каждые 25 лет. Американские демографы уже в шутку посчитали, когда это религиозное меньшинство станет большинством населения США. Шутки шутками, но пока этот сценарий вполне реализуется. Выходит, несмотря на победу санитарии в современном обществе, доля сугубых сектантов в нем может расти, а не уменьшаться.

Наконец, авторы гипотезы считают, что если они правы, то религиозность понижается у людей после определенных курсов лечения от инфекционных заболеваний. Этот тезис даже критиковать невозможно: неизвестен ни один прецедент такого рода.

Зато, как мы знаем из объективной реальности, инфекционные заболевания в современном мире часто возникают в Китае, подавляющее большинство населения которого не участвует в религиозных собраниях (спасибо КПК) в принципе и, среди прочего, характеризуется довольно высоким уровнем гигиены.

Как же быть с тем, что в Китае закрывают церкви?

Ладно, может сказать читатель, с Панчиным все ясно. Но как быть с тем, что не такие уж многочисленные христианские церкви в Китае приостанавливают свою деятельность на период эпидемии?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как возникло христианство

В Китае немало церквей, в основном католических, и некоторые из них уже приостановили службы / Wikimedia Commons

Ситуация здесь достаточно проста. Рядовой священнослужитель не читает American Journal of Infection Control и никогда не слышал об экспериментах с причастием (иначе бы их непременно использовали в проповедях). Закрывая свои храмы, служители различных церквей в Китае исходят из своих общечеловеческих представлений, которые мало чем отличаются от представлений людей с улицы.

Это не первый случай, когда ложно воспринятые массами научные представления ведут к отказу от какой-то деятельности, не несущей вреда. Например, в начале XVI века в Европу завезли сифилис, убивший миллионы человек. Местное население, благодаря книгопечатанию, быстро ознакомилось с наимоднейшими медицинскими теориями того времени («гипотеза миазмов»). Согласно им, болезнь проникала в человека через поры, которые, по мнению врачей того времени, расширялись при мытье.

Что же, решили европейцы того времени, значит, мыться вредно. Вплоть до XIX века западноевропейцы не мылись, а тех, кто делал это (например, русских), западные путешественники нещадно критиковали, воспринимая как варваров. Потрясающий эффект этого заблуждения неплохо опиcан в западноевропейской литературе.

С практической точки зрения смысла в отказе от мытья не было. Примерно такая же ситуация с закрытием церквей: современные люди проводят в торговых центрах намного больше времени, чем в церкви, и опасаться заражения именно там — серьезных оснований нет.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

Источник: https://naked-science.ru/article/nakedscience/zarazhenie-cherez-prichastie-pravda-li-chto-religiya-sredstvo-rasprostraneniya-parazitov

РусАрх — Кириченко Е.И. Ветхий и Новый Завет в типах христианскогозодчества

РусАрх Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУАВТОРА

 

Источник: Кириченко Е.И. Ветхийи Новый Завет в типах христианского зодчества. В кн.: Вестник Российскогогуманитарного научного фонда. М., 2000, № 3. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2008 г

Е.И.Кириченко 

Ветхий и Новый Завет в типах христианского зодчества

Толчком для обращения кпроблеме взаимосвязи вложенного в христианские храмы вневременного содержания иформ его выражения, различных у восточных и западных христиан, менявшихся ктому же не только в пространстве, но и во времени, послужил шок, испытанныймною при виде католических храмов Европы. До сих пор помню свои переживания вовремя тщетной попытки обойти собор в Севилье и увидеть его объем. Сделать этоне удалось.

Тело собора оказалось так плотно встроенным в окружающую застройку,что близлежащие улочки увели далеко от небольшой площади перед его главнымфасадом. Поразило меня и то, что в районах средневековой застройки в городахИспании площади перед храмами оказывались порой меньше внутреннего пространстваэтих храмов. И последнее.

Меня, человека, воспитанного на традицияхотечественной архитектуры, поразил принцип организации католического монастыря,опять-таки кардинально отличный от православного. Конечно, в Университете я«учила» историю архитектуры и даже довольно успешно сдавала экзамены.

Но памятьо непосредственной, живой встрече с храмами иной ветви христианства постоянноприсутствовала в моем уме и заставила, наконец, рискнуть высказать некоторыесоображения о преимущественной ориентации обеих ветвей христианства наоказавшиеся наиболее близкими каждой из них явленные в Библии свидетельства.

Это лирическое отступлениепонадобилось для объяснения предлагаемых далее соображений, опирающихся наработы моих коллег А.И.Комеча, А.П.Кудрявцева, Г.Я.Мокеева, А.С.Щенкова,посвященные символике христианского и православного храма [1].

Источник: http://rusarch.ru/kirichenko2.htm

500 лет Реформации: что нужно знать — 10 коротких тезисов

Александр Кан обозреватель по вопросам культуры

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В честь 500-летия на главной площади города Виттенберг, у того самого собора, к двери которого Мартин Лютер прикрепил свои исторические тезисы, установлен памятник инициатору Реформации

100-летие Русской революции кажется безоговорочно важнейшим юбилеем 2017 года. Однако для Европы и Америки, для западной, да и для мировой истории в целом не менее, а, возможно, и более важным выступает другой юбилей: 500-летие раскола западного христианства и возникновения протестантизма.

Начавшаяся ровно полтысячелетия назад Реформация расколола до тех пор единую католическую церковь и положила начало длившимся века ожесточенным разрушительным войнам на европейском континенте.

Реформация породила не только бесчисленный сонм новых протестантских конфессий, но и заложила основу для новой протестантской этики.

С этой этикой неразрывно связано становление новой экономической системы — рыночного капитализма, а также нового политического миропорядка — буржуазной демократии.

Реформация, хоть и породила протестантизм, но ему не тождественна, и потому в наш короткий обзор мы включили факты не столько из истории протестантизма, сколько о том, что непосредственно связано с породившим его конкретным историческим событием — Реформацией 1517 года.

1.Начало

Правообладатель иллюстрации Hutton Archive Image caption Гравюра 1518 года, изображающая Мартина Лютера, бросающего в огонь писания своего оппонента Иоганна Тетцеля

Официальной датой начала Реформации считается 31 октября 1517 года, когда монах и богослов Мартин Лютер прикрепил к двери собора (главному в те времена средству массовой информации) в немецком городе Виттенберге листок со своими 95 тезисами.

Формальным поводом для обнародования тезисов был протест против торговли индульгенциями.

На самом деле этот документ был выражением растущего недовольства официальным католицизмом, погрязшим в роскоши и коррупции. Лютер предлагал вернуться к истокам раннего христианства.

До него реформаторские настроения высказывали Ян Гус, Пьер Вальдо и живший еще в XIV веке Джон Уиклиф. Все они подверглись гонениям и проклятию со стороны официального католицизма и стали мучениками — предтечами Реформации.

2.Происхождение названия

Правообладатель иллюстрации Hutton Archive Image caption Ранние реформаторы. Второй слева — Мартин Лютер. Гравюра XVIII века

В момент обнародования своих тезисов ни Лютер, ни его сподвижники еще не назывались протестантами. Самого Лютера папа римский Лев X и император Карл V провозгласили еретиком и объявили вне закона. Тем не менее, число его сторонников в Германии росло.

В 1529 году Карл запретил распространение Реформации и заявил, что расправится с «ересью» Лютера. Однако ставшие к тому времени на сторону Лютера пятеро князей и 14 городов объявили официальный протест.

Именно с тех пор приверженцев возникшего двенадцатью годами ранее движения Реформации стали называть протестантами.

3.Причины

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Переведенная Лютером на немецкий язык Библия, издание 1642 года

Причин появления и стремительного распространения Реформации множество. из них — рост торговли и переход к денежной экономике, что привело к появлению крепнущего среднего класса, категорически недовольного тотальным господством традиционно укорененного в феодализме и не отвечавшего требованиям дня католицизма.

И хотя сами 95 тезисов Лютер написал на латыни, распространению нового религиозного течения в огромной степени способствовали сделанные им в 1522 году перевод Нового, а в 1534 году — Ветхого заветов на понятный простым прихожанам немецкий язык.

4.Печатный станок

Правообладатель иллюстрации Hutton Archive Image caption Изобретатель печатного станка Иоганн Гутенберг

Но даже новые, понятные переводы не смогли бы захватить умы огромных масс людей без сделанного Иоганном Гутенбергом несколькими десятилетиями раньше, но получившим широкое распространение только во времена Лютера печатного станка. Без этого революционного изобретения идеи Реформации и протестантизма остались бы уделом небольшой группы образованных монахов.

К тому же это совпало со стремительным ростом грамотности. Если раньше люди, чтобы ознакомиться с Писанием, должны были идти в церковь и слушать его в переложении с латыни в версии священника, то теперь они могли держать реформаторский перевод Лютера у себя дома.

5.Контрреформация

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Противостоять сдержанности и лаконизму протестантских богослужений Ватикан решил еще большей пышностью своих ритуалов

Официальная католическая церковь сдаваться без боя, тем не менее, была не намерена.

Тридентский собор — XIX Вселенский собор католической церкви, проходивший в течение 18 лет, с 1545 по 1563 год, в итальянском городе Тренте (Триденте) — был собран специально для противостояния Реформации. На нем была сформулирована политика контрреформации.

Еще пятью годами раньше, в 1540 году, Игнасио Лойола основал «Общество Иисуса» — будущий орден иезуитов, главной целью которого также была борьба с Реформацией.

Борьбу эту Ватикан собирался вести по принципу «клин клином вышибают»: противостоять сдержанности, скромности и лаконизму протестантских богослужений он был намерен еще большей роскошью и музыкальной, живописной и архитектурной изощренностью католицизма.

6.Разветвленное дерево

Правообладатель иллюстрации AFP/Getty Images Image caption 100-метровая Стена Реформации в Женеве с изображениями отцов-реформаторов.

Слева направо: Гильом Фарель, сподвижник Кальвина; Жан Кальвин, основатель кальвинизма; Теодор Беза, швейцарский реформатор, тоже сподвижник Кальвина; Джон Нокс, основатель пресвитерианской церкви

Ни одна другая крупная ветвь христианства не породила такого многообразия разветвлений, отдельных протестантских конфессий, церквей и общин, различия между которыми зачастую понятны лишь специалистам.

Наряду с лютеранами — главной и самой старой разновидностью протестантизма, получившей свое название от самого Мартина Лютера, — существуют еще кальвинисты, баптисты, анабаптисты, методисты, пятидесятники, адвентисты и многие другие.

Особый интерес среди них представляют англикане. Возникновение этой ветви протестантизма сыграло огромную роль в истории Великобритании и достойно отдельного упоминания.

7.Англиканство

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Церемония вступления в должность главы англиканской церкви, 105-го архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби. Кентерберийский собор, 21 марта 2013 года

Причиной возникновения англиканства — во всяком случае, на поверхности — стали не глубинные разногласия экономического, философского или религиозного свойства, как это было в Германии, а сумасбродство капризного короля.

К середине 1520-х годов Генрих VIII чувствовал неуклонно нарастающее раздражение неспособностью первой из шести его жен, Екатерины Арагонской, родить ему наследника-сына. В рамках католичества развод был невозможен — папа никогда бы его не утвердил.

Воспользовавшись растущей популярностью проникших с континента реформаторских идей, король расторг отношения с Ватиканом и провозгласил себя главой вновь образованной протестантской Церкви Англии.

На самом деле стремительный рост буржуазии в Англии делал появление реформаторских идей неизбежным. Британский монарх и по сей день остается официальной главой Церкви Англии.

В то же время появившиеся за столетия существования Британской империи многочисленные англиканские общины в бывших колониях существуют и управляются независимо от Церкви Англии. Главой 80 миллионов англикан в мире выступает архиепископ Кентерберийский.

8.Протестантские войны

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Экуменическое единство христианских конфессий — знак того, что религиозные войны среди христиан остались в прошлом.

Слева направо: католический архиепископ Райнхард Маркс, протестантский епископ Иоганн Фридрих и митрополит Греческой православной церкви Василис на Втором экуменическом соборе в Мюнхене, 13 мая 2010 года.

Характерные для того времени религиозная нетерпимость и жестокость нравов сделали войны между сторонниками традиционного католицизма и приверженцами Реформации неизбежными.

Самая известная из них — Тридцатилетняя война 1618-1648 гг., начавшаяся в Германии и охватившая со временем практически всю Европу.

Суть войны состояла в попытке стоящего во главе Священной Римской империи королевского дома Габсбургов противостоять реформаторским настроениям протестантских немецких князей. В ходе войны погибло 25-40% всего населения Германии.

Не менее известны и Гугенотские войны конца XVI века во Франции с их Варфоломеевской ночью и памятной поклонникам Дюма осадой Ла-Рошели.

9.Иконоборчество

Image caption В 1549 году толпа, во главе которой была группа радикальных протестантских проповедников, уничтожила интерьер собора Святого Павла в Лондоне

Своеобразным проявлением религиозных войн стало движение иконоборчества.

Основываясь на одной из Десяти заповедей (не сотвори себе кумира), некоторые протестантские реформаторы, в том числе основатель кальвинизма Жан Кальвин, стали настаивать на устранении всех религиозных образов.

Самые рьяные из них ринулись уничтожать не только иконы, но и живопись, скульптуры, гобелены и другие произведения искусства с изображением Бога, Девы Марии или святых, вернув таким образом к жизни существовавшую еще в Византии VIII-IX веков традицию иконоборчества.

Самым значительным его эпизодом стало так называемое Иконоборческое восстание во Фландрии в августе 1566 года. Был нанесен ущерб более чем пяти тысячам церквей и монастырей. Восстание утихло только после приостановления действия инквизиции и легализации кальвинизма.

10. Протестантизм в России

Правообладатель иллюстрации TASS Image caption Музей Немецкой слободы в Москве и его директор Григорий Стриженов

Оставшись после раскола христианской церкви 1054 года за пределами католицизма, Россия не могла быть затронута теми бурями, которые привнесла в христианский мир Западной Европы Реформация. Однако уже в ходе Ливонской войны (1558-1583) на территории России оказались многие населенные протестантами земли.

Впоследствии во многих городах России появились так называемые «немецкие слободы», где без какого бы то ни было притеснения и вмешательства властей жили поселившиеся здесь протестанты и действовали протестантские церкви.

С протестантским влиянием находившегося под очевидным очарованием по большей части реформистской Северной Европы многие связывают и деятельность Петра I по преобразованию Русской православной церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество).

По различным данным, сегодня число протестантов в России составляет 2,5-3 миллиона человек.

В стране действует около 10 тысяч протестантских приходов; при этом лишь 4,4 тысячи из них официально зарегистрированы минюстом. Свыше половины российских протестантов — пятидесятники и харизматы (более 1,5 млн верующих). Другими крупными протестантскими конфессиями являются лютеране, баптисты, адвентисты и евангельские христиане.

Также действуют общины методистов, пресвитериан, реформаторов, меннонитов, англикан, Армии Спасения, перфекционистов, реставрационистов, квакеров и другие.

.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-41741336

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь