Православие и католицизм: сходства и различия двух конфессий
Католицизм — это одна из трех основных христианских конфессий. Всего существует три конфессии: православие, католицизм и протестантизм. Самая молодая из трех — протестантизм. Он возник вследствие попытки реформировать католическую церковь Мартином Лютером в XVI веке.
Разделение на православие и католицизм имеет богатую историю. Началом послужили события, которые произошли в 1054 году. Именно тогда легаты правящего в то время Папы Льва IX составили акт отлучения на Константинопольского Патриарха Михаила Керуллария и всю Восточную Церковь.
Во время литургии в соборе Святой Софии они положили его на престол и удалились. Патриарх Михаил в ответ созвал собор, на котором, в свою очередь, отлучил от Церкви папских послов.
Папа принял их сторону и с тех пор в Православных Церквах прекратилось поминовение пап на богослужении, а латиняне стали считаться схизматиками.
Мы собрали основные отличия и сходства православия и католицизма, информацию о догматах католицизма и особенности конфессии. Важно помнить, что все христиане — это братья и сестры во Христе, поэтому ни католики, ни протестанты не могут считаться «врагами» православной Церкви. Тем не менее, существуют спорные вопросы, в которых каждая конфессия находится ближе или дальше от Истины.
— Православные и католики: рана до сих пор не исцелена
Особенности католицизма
У католицизма более миллиарда последователей во всем мире. Во главе католической Церкви стоит Папа Римский, а не Патриарх, как в православии. Папа Римский — это верховный правитель Святого Престола. Ранее в католической церкви так называли всех епископов. Вопреки расхожему мнению о тотальной непогрешимость Папы, католики считают непогрешимыми лишь вероучительные высказывания и решения Папы.
В данный момент во главе католической Церкви стоит папа Франциск. Его избрали 13 марта 2013 года, и это — первый Папа Римский за долгие годы, который встретился с Патриархом православной Церкви. В 2016 году Папа Франциск встретился с Патриархом Кириллом, чтобы обсудить важнейшие для католицизма и православия вопросы.
В частности, — проблему гонения на христиан, которая существует в некоторых регионах и в наше время.
Догматы католической церкви
Ряд догматов католической Церкви отличается от соответствующего понимания Евангельской истины в православии.
- Filioque — это Догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.
- Целибат — это догмат о безбрачии духовенства.
- Священное Предание католиков включает в себя решения принятые уже после семи Вселенских соборов и Папские послания.
- Чистилище — догмат о промежуточной «станции» между адом и раем, где можно искупить свои грехи.
- Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении.
- Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства — Телом и Кровью.
Конечно, это не все отличия от православия, но католицизм признает те догматы, которые в православии не считаются истинными.
Кто такие католики
Наибольшее число католиков, людей, которые исповедуют католицизм, живет в Бразилии, Мексике и США. Интересно, что в каждой стране католицизм имеет и свои культурные особенности.
Регион | Страна | Численность населения | % католиков | Численность католиков |
Южная Америка | Бразилия | 186 112 794 | 73,6 | 136 979 016 |
Северная Америка | Мексика | 108 700 000 | 89-91 | 101 456 786 |
Северная Америка | США | 301 139 947 | 22 | 68 115 001 |
Отличия католицизма от православия
- В отличие от католицизма, в православии считается, что Святой Дух исходит только от Бога Отца, о чем говорится в Символе веры.
- В православии целибат соблюдают только монашествующие, остальное духовенство может вступать в брак.
- Священное предание православных не включает в себя кроме древней устной традиции, постановлений первых семи Вселенских соборов еще и решения последующих церковных соборов, папские послания.
- В православии не существует догмата о чистилище.
- В православии не признается учение о «сокровищнице благодати» — переизбытке добрых дел Христа, апостолов, Девы Марии, которые позволяют «черпать» из этой сокровищницы спасение. Именно это учение допустило возможность индульгенций, что в свое время стало камнем преткновения между католиками и будущими протестантами. Индульгенции было одним из тех явлений в католицизме, которые глубоко возмутили Мартина Лютера. В его планы входило не создание новой конфессий, а реформация католицизма.
- В православии миряне Причащаются Телом и Кровью Христа: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пийти от нея вси: сия есть Кровь Моя».
— Католики и православные. Что мы думаем друг о друге?
Кроме того, православная Церковь не признает латинский культ сердца Иисуса и Пресвятой Богородицы. Это учения породили видения католической монахини Маргариты Марии Алякок (она умерла в 1690 г.).
По ее словам, в видениях ей являлся Господь Иисус Христос и говорил о Своей чрезвычайной любви к людям, показывал ей Свое сердце, и обучив ее почитанию сердца, приказал ввести ей это служение вначале в монастыре (Франция), а потом распространить между всеми верующими.
То же касается и почитания сердца Богородицы. Православная Церковь не признает эти видения истинными.
Бог учил нас любви ко всем людям, а, тем более, к братьям по вере во Христа, поэтому люди, которые исповедуют католицизм не являются нашими противниками и врагами. Лучший способ показать, что именно православие — правильное исповедание веры в Иисуса Христа — пример добродетельной жизни, а не жаркие споры в попытке доказать истину. Кроме того, есть общие проблемы, которые объединяют христиан перед лицом опасности.
К сожалению, и сейчас в некоторых регионах существует печальное явление — христианофобия. За веру в Бога страдают православные, католики и протестанты. В борьбе с этим явлением объединяются главы Церквей и христиане по всему миру. Именно поэтому нам стоит быть вежливыми и деликатными с представителями других конфессий, обсуждать спорные моменты в форме дискуссии и быть толерантными к другим людям.
Быть толерантным — это не значит быть согласным или равнодушным, но значит быть кротким, милосердным и любящим, как этому и учил нас Господь.
Поскольку вы здесь
у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.
Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.
Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!
Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen
Источник: https://www.pravmir.ru/katolitsizm/
Католическая Пасха 2020 — дата празднования
цей матеріал доступний українською
Католическая Пасха в этом году будет отмечаться 12 апреля.
В 2020 году католические христиане будут отмечать Пасху 12 апреля / фото УНИАН
Светлый церковный праздник Пасхи отмечают во многих странах, однако при этом у разных конфессий даты могут отличаться
Все дело в том, что православные и католики используют разные церковные календари: юлианский и григорианский. Исходя из этого, даты православной и католической Пасхи могут отличаться друг от друга на одну или две недели.
Когда католическая пасха в 2020 году
В 2020 году католические христиане будут отмечать Пасху 12 апреля.
В разных странах праздник Пасхи отмечается по-разному. Это связано с тем, как христианская конфессия преобладает в государстве. Православные используют для отсчёта юлианский календарь, католики — григорианский. Из-за этого, даты празднований Пасхи могут отличаться на одну – две недели.
Поскольку Пасха является переходящим праздником, то она влияет на даты Великого поста, а также следующего праздника Троица.
Вычисления даты католической Пасхи
В XVI веке Римско-католическая Церковь провела календарную реформу, целью которой было ввести новый способ пасхальных расчётов. Новая пасхалия была составлена неаполитанским астрономом Алоизием Лилием и немецким монахом-иезуитом Кристофером Клавием.
Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний, и разницей между солнечными календарями — 13 дней в XXI веке. Западная Пасха в 45 % случаев на неделю раньше православной, в 30 % случаев совпадает, 5 % — разница в 4 недели, и 20 % — разница в 5 недель (больше лунного цикла). Разницы в 2-3 недели не бывает.
Католики празднуют Пасху раньше православных / archidea.com.ua
Католическую пасху можно расчитать по следующему алгоритму:
1. G = (Y mod 19) + 1 (G — так называемое «золотое число в метоновом» цикле — 19-летнем цикле полнолуний)
2. C = (Y/100) + 1 (если Y не кратен 100, то С — номер века)
3. X = 3*C/4 — 12 (поправка на то, что три из четырёх лет кратных 100 не високосный)
4. Z = (8*C + 5)/25 — 5 (синхронизация с лунной орбитой, год не кратен лунному месяцу)
5. D = 5*Y/4 — X — 10 (в марте день −D mod 7 будет воскресенье)
6. E = (10*G + 20 + Z — X) mod 30 (эпакта — указывает на день наступления полнолуния)
7. ЕСЛИ (E = 24) ИЛИ (E = 25 И G > 11) ТО увеличить E на 1
8. N = 44 — E (N-е марта — день календарного полнолуния)
9. ЕСЛИ N < 21 ТО увеличить N на 30
10. N = N + 7 — (D + N) mod 7
11. ЕСЛИ N > 31 ТО дата Пасхи (N − 31) апреля ИНАЧЕ дата Пасхи N марта.
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Лайт новости
Источник: https://www.unian.net/lite/holidays/10931192-katolicheskaya-pasha-2020-data-prazdnovaniya.html
Главные различия православия от католицизма
Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».
Прежде всего, католики — это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.
Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д.
Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.
Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.
Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.
Главные различия православия от католицизма:
1. Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;
2. Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.
3. Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает
Ангел освобождает души в чистилище, Лодовико Карраччи
4. Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;
5. Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;
6. Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.
7. Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;
8. Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископами утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;
папа Пий V
9. Православные крестятся справа налево, а католики слева направо.
Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе. При таком перемещении руки крестное знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу. А при движении руки справа налево — исходящим от Бога, который благословляет человека.
Неслучайно и православный, и католический священник перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Для того, кто стоит напротив священника, это как благословляющий жест справа налево. Кроме того, перемещение руки слева направо означает движение от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве связывается с дьявольским, а правая — с божественным.
А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским.
10. В православии существуют две точки зрения на католиков:
Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат.filioque). Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.
Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.
11. В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.
12. В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы — место отведенное для исповеди, как правило особые кабины — исповедальни, обычно деревянные, где кающийся преклонял колена на низкой скамейке сбоку от священника, сидящего за перегородкой с решетчатым оконцем. В православии исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием на глазах у остальных прихожан, однако на некотором удалении от них.
исповедальни или конфессионалы исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием
13. В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.
14. В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.
15. Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника.
16. В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство.
17. Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.
18. В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.
19. Одной из сторон греха в католицизме считается оскорбление Бога. Согласно православному взгляду, поскольку Бог бесстрастен, прост и неизменен, то Бога невозможно оскорбить, грехами мы наносим вред только себе (делающий грех является рабом греха).
20. Православные и католики признают права светских властей. В православии существует концепция симфонии духовной и светской властей. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской. Согласно социальной доктрине Католической церкви государство исходит от Бога, и потому ему следует повиноваться.
Право на неповиновение властям также признается Католической церковью, но с существенными оговорками. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви также признается право на неповиновение, если власть принуждает к отступлению от христианства или к греховным деяниям.
5 апреля 2015 года Патриарх Кирилл в проповеди на Вход Господень в Иерусалим отметил:
21. В католицизме существует учение об индульгенциях (освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди). В современном православии отсутствует подобная практика, хотя ранее «разрешительные грамоты», аналог индульгенций в православии существовали в Константинопольской православной церкви в период османской оккупации.
22. На католическом западе преобладает мнение, что Мария Магдалина является той женщиной, которая помазала миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея. Православная Церковь категорически не согласна с этим отождествлением.
явление воскресшего христа марии магдалине
23. Католики помешаны на борьбе с любого вида контрацепцией, что особенно уместно выглядит во время пандемии СПИДа. А православие признает возможность пользоваться некоторыми противозачаточными средствами, не имеющими абортивного эффекта, – например, презервативами и женскими колпачками. Разумеется, в законном браке.
24. Милость Божия. Католицизм учит, что Милость создана Богом для людей. Православие считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение. Согласно Православию, Милость — есть мистический атрибут и Сила Божия.
25. Православные используют для причастия квасной хлеб. Католики — пресный. Православные получают при причастии хлеб, красное вино (тело и кровь Христову) и теплую воду («теплоту» — символ Св. Духа), Католики — только хлеб и белое вино (мирянам — только хлеб).
∗∗∗
Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет. Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это и католики, и православные.
Источник: https://moiarussia.ru/glavnye-razlichiya-pravoslaviya-ot-katolitsizma/
Что такое чистилище в православии — Духовная жизнь
Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».
Прежде всего, католики — это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.
Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д.
Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.
Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.
Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.
В чем разница между православными и католиками?
В чем причина раскола крупнейшей мировой религии? Проклинают ли до сих пор друг друга католики и православные? Чем они отличаются друг от друга?
Преемник Святого Петра
Согласно евангельскому преданию, христианскую церковь основал апостол Петр по указанию Иисуса Христа. После вознесения своего учителя на небо апостол перебрался проповедовать в столицу Римской империи, стал первым епископом Рима и там же был казнен. Именно епископ Рима с тех пор считался главой христианской церкви или Папой Римским. Сегодня он глава всех католиков (около 1,25 млрд человек).
Запад и Восток
После падения Западной Римской империи роль Папы Римского ослабла, а влияние патриарха Константинополя резко усилилось. Христианство начало развиваться по двум путям. Крупнейший раскол христианской церкви или Великая схизма произошел в 1054 году. Папа Римский предал анафеме константинопольского патриарха, тот в ответ проклял главу Святого Престола. Взаимные анафемы были сняты лишь в 1965 году.
Однако патриарх Константинополя не стал главой всех православных (на сегодня – около 300 млн человек). В наше время существует 15 независимых (автокефальных) православных церквей, одна из которых – Русская православная церковь Московского патриархата.
Дрожжи раздора
Сегодня самое бросающееся в глаза отличие между западными и восточными христианами – крестное знамение. Католики крестятся всей ладонью (пятью пальцами) слева направо, православные – троеперстием справа налево.
Однако одной из формальных причин раскола в XI веке стал вопрос о дрожжах. Католики настаивали, что хлеб для причастия должен быть пресным, т.е. готовиться без закваски, что символизирует смирение и наследует иудейским традициям (маца). Сам Иисус на Тайной вечере пользовался пресным хлебом, говорили они. Православные парировали, что хлеб должен готовиться на квасных дрожжах, что делает его живым и символизирует живое тело Христа, как Он и заповедовал.
Еще одним поводом к расколу стал вопрос о Филиокве. Католики утверждают, что Святой Дух исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына. Православные настаивают, что только от Отца. Это различие зафиксировано в Символе веры – перечислении основ религии, которое верующие произносят на каждой службе.
Восточная церковь недовольна и тем, что священники на Западе бреют бороды, дают обед безбрачия, по-другому постятся. Также в восточной традиции нет чистилища: души грешников после их смерти сразу навечно попадают в ад.
Источник: https://www.anews.com/p/90690412-v-chem-raznica-mezhdu-pravoslavnymi-i-katolikami/
Православный крестик и католический: главные различия между двумя изделиями
:
Самый частый вопрос, который так же часто остается без ответа: «Чем отличается католический крестик от православного?» Нерелигиозный человек вряд ли поймет разницу: зачастую такие крестики очень похожи внешне, да и носятся одинаково. Но не всё так сложно, как может показаться. Чтобы научиться их различать, не обязательно углубляться в религиозные знания. Достаточно знать всего 5 важных деталей!
Православный и католический крест: от сакрального символа до элегантного украшения
Безмолвный символ веры или изысканный предмет внешнего убранства? Скорее, и первое и второе. Многовариантность техник исполнения — яркое подтверждение тому, что значение христианского креста в современном мире довольно обширное. Золотые крестики носят религиозные люди, так и те, кто далёк от церкви; мастера облекают его в пышные формы, либо делают в строгом соответствии с церковными канонами.
За последние десять лет крестики с бриллиантами прочно вошли в ювелирный обиход, превратившись из религиозного символа в изысканный предмет роскоши. Этому в некой мере способствовали коллекции именитых брендов Dolce&Gabbana (осень-зима 2013), Tiffany&Co, которые стали активно использовать крестообразные подвесы в одежде/аксессуарах.
Форма креста — первое и главное отличие
Если вдруг вас спросят, чем отличается православный крест от католического, вы наверняка начнете вспоминать обрядовые и догматические различия двух крупнейших ветвей христианства. А различий имеется немало и первое основное — форма крестика.
В современном христианстве наиболее распространенные: четырехугольный, шести; — восьмиконечный крест. Первый относится к западной традиции. В православии выбор побольше. Тут крестообразные подвесы могут быть всех трех форм.
Крест с шестью концами имеет две горизонтальные перекладины, а с восемью – еще косую нижнюю. Нижняя олицетворяет греховность человека, которая тянет его вниз, а верхняя — его очищение покаянием.
Католический крестик внешне более прост, в нем нет лишних деталей. Как правило, это четырехугольная форма.
Четырехугольный крест
По преданию, на таком кресте был распят Иисус. Четырехконечный крест — классика католицизма. А вот восточные собратья считают его равнозначным всем остальным.
Шестиконечный крест
Фигура с шестью концами имеет дополнительную перекладину (под наклоном), которая символизирует чашу грехов. Нижний конец — тяжесть от не раскаяния, а верхний — облегчение в покаянии, которое открывает путь в Царствие Небесное.
У католиков крест — показатель сана священника. Крест с шестью концами — атрибут власти архиепископов, а с восемью — Папы Римского.
Восьмиконечный крест
Изображение Иисуса на таком кресте находят в римских погребальнях еще в 3 веке. Над средней, самой длинной перекладиной, находится короткая, а под ней маленькая косая — так выглядит православный крест с восемью концами.
Восемь концов символизируют восемь периодов в развитии человечества, последний из которых — путь в духовное царство. Верхний конец на кресте — дорога вверх, в вечное царство, открытое Христом.
Различия католического и православного крестного символа
Для православия не так важна форма креста как то, что на нем написано/изображено. Внимательно изучив надписи на женском крестике, можно с полной уверенностью сказать, к какому течению христианства принадлежит изделие.
Надписи
Табличка с надписью, закрепленной над головой Христа, присутствует на обоих крестах. И даже надпись на ней, которая, по идее, должна описывать проступок Иисуса, одна и та же. Понтий Пилат, осуждая Сына Бога, так и не нашел действительной вины его, и табличка гласит: «Иисус из Назарета Царь Иудейский».
Самый простой способ определить, какой перед вами крестик, это посмотреть на надписи на православных/католических нательных крестах.
До сих пор эта надпись инициальной аббревиатурой гравируется на нательных крестах. На православных по-славянски I.Н.Ц.I., на католических по-латыни INRI. И еще, на православных крестах с обратной стороны может быть выгравировано выражение «Спаси и сохрани», на католических ничего подобного нет.
Изображение
Одно из самых дискуссионных отличий — изображение облика Христа. На католическом нательном кресте Иисус показан страдающим: с ранами и струящейся кровью, в терновом венце, с поникшей головой и закрытыми глазами. Его ладони – сжаты в кулак, а ноги скрещены и пригвождены. Так он должен напоминать христианам о том, какую цену заплатил за спасение людей.
Основной посыл православного распятия не в физических страданиях, а в торжестве воскрешения (ладони Иисуса развернуты к людям), в победе над смертью, Духа над телом.
На православных крестах ноги Христа не скрещены, а прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно.
Распятие у католиков выступает над поверхностью, а у православных имеет плоский вид.
У христиан принято носить крестик под, а не поверх одежды, поскольку он считается личным оберегом каждого верующего. По мнению церковников, если крестик важен как символ веры, его не следует демонстрировать окружающим.
Расположение Христа
Если присмотреться к фигуре Христа, то можно заметить еще одну немаловажную деталь. На православном распятии каждая его нога пригвождена по отдельности, а у католиков — скрещены вместе.
Количество гвоздей
Если ноги Спасителя пригвождены к столбу двумя гвоздями — крест православный.
У католической церкви принципиально иное мнение и своя святыня — три гвоздя, хранящиеся в Ватикане. Соответственно, на католическом распятии ноги Иисуса наложены одна на другую и прибиты лишь одним гвоздем.
История возникновения раскола
Раскол между католиками и православными насчитывает более тысячи лет, а официально датируется 1054 годом. Среди причин называют церковные разногласия на политической и канонической почве.
Римские служители стремились руководить христианским миром, а византийцы противились это признавать. Кроме того, западные церковники выступали «за» обновление церковной доктрины, а восточные собратья считали грехом любые отклонение от первых догматов вселенских соборов.
Сегодня церковники насчитывают 49 таких отличий, многие из которых носят не только теологический, но и внешний характер. Например, католики, в отличие от православных, верят в непорочное зачатие Христа и Марии, крестятся щепотью пальцев слева направо, а также не признают иконостасы.
Выбор крестиков в сети Ювелірна Карта
В нашей ювелирной коллекции собрано более 100 моделей католических и православных крестов в комбинации различных типов золота, а также с элегантной инкрустацией и растительными узорами. Все модели мужских крестиков, как и женских, отличаются аккуратностью исполнения, что позволит приобрести изделие в качестве значимого атрибута веры и изысканного украшения.
Дополнительные вставки из драгкамней делают изделия более яркими и современными на вид.
Все крестики (для взрослых и детей) можно посмотреть в каталоге на Diamant.ua (с подробным описанием характеристик). Элегантные цепочки из белого/желтого/красного аурума составят крестику гармоничный ансамбль.
Среди множества моделей вы непременно найдете свой драгоценный талисман!
Источник: https://diamant.ua/ru/articles/chem-otlichaetsja-katolicheskij-krestik-ot-pravoslavnogo/
Загадка календарей: почему православные празднуют порознь с католиками
МОСКВА, 7 янв — РИА Новости, Сергей Стефанов. Рождество Христово отмечают дважды. Две недели назад, 25 декабря, явление в мир Богомладенца праздновали по григорианскому и новоюлианскому календарям, а в эту ночь — по старому стилю (юлианскому), которого придерживается и Русская православная церковь. Каковы причины такого разделения и возможно ли христианам преодолеть его в будущем, чтобы встречать праздник в один день, — в материале РИА Новости.
Кто когда празднует
«Вопрос календаря не догматический, а касающийся обрядовой стороны жизни Церкви. Мы не знаем, в какой точно день календарного года родился Господь Иисус Христос, и даты праздников выбраны достаточно условно просто для того, чтобы значимые события из жизни Христа и жизни Церкви ежегодно вспоминались в церковном календаре», — поясняет глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
Вместе с Русской церковью в ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают древнейшая Иерусалимская, Сербская, Грузинская и Польская православные церкви, а также афонские монастыри. Церковь Чешских земель и Словакии (исключительный случай) празднует Рождество два раза: как 25 декабря, так и 7 января.
По старому стилю сейчас живет треть поместных православных Церквей, которых насчитывается в мире 15. Остальные в начале XX века перешли на так называемый новоюлианский календарь, который до 2800 года совпадает с григорианским. Его придерживаются Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская церкви и Православная церковь в Америке.
Если говорить о католиках и протестантах, то подавляющее их большинство — приверженцы нового стиля, или григорианского календаря. Так, 25 декабря Рождество уже отпраздновали Римско-католическая церковь, лютеране, англикане, часть методистов, баптистов, пятидесятников и других протестантских деноминаций, а также древневосточные («дохалкидонские») церкви, в далекий период Вселенских соборов отделившиеся от православной семьи.
Седьмого же января вместе с шестью поместными Церквями и Афоном Рождество Христово встречают многие католики восточного обряда (униаты) и часть российских протестантов, сохраняющие для себя юлианский календарь.
Три реформатора
«Григорианский календарь был в свое время введен, чтобы соотнести календарный год с астрономическим — вот и все. Это наша литургическая традиция. Пасхалию католическая церковь может встречать и по юлианскому календарю. Такой эксперимент был в Кустодии Святой земли (округ Францисканского ордена. — Прим. ред.)», — рассказывает РИА Новости генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский.
Юлианский календарь вошел в обиход в 45 году до Рождества Христова при императоре Юлии Цезаре, в честь которого и назван. Эта система летосчисления ориентирована на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому юлианский календарь называли еще «солнечным». Он был разработан александрийскими астрономами во главе с Созигеном и стал светским календарем Римской империи.
Старый стиль традиционен для Православной церкви: Александрийская пасхалия — система вычисления даты Пасхи, которую утвердил I Вселенский собор, — «работает» только с юлианским годом. Однако этот календарь оказался недостаточно точным по отношению к астрономическому году. Постепенно накапливалось «лишнее» время: за каждые 128 лет набегали одни неучтенные сутки.
В результате в XVI веке Папа Римский Григорий XIII инициировал очередную реформу, заменившую юлианский стиль на григорианский. Григорианский календарь возник на основе вычислений ученого Луиджи Лилио, который ориентировался на циклическое обращение Земли вокруг Солнца. Папская булла определяла, что после 4 октября 1582 года следующим днем стало не 5-е, а 15 октября уже по новому стилю. На сегодня разница между юлианским и григорианским календарями достигла 13 дней.
Наконец, новоюлианский календарь было решено ввести на совещании православных восточных Церквей в 1923 году, которое инициировал известный церковный обновленец, Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис).
Чтобы не принимать католический григорианский календарь, православные реформаторы одобрили модификацию юлианского календаря, разработанную сербским астрономом и математиком Милутином Миланковичем (1879-1956).
Те Церкви, которые на нее перешли, впрочем, сохранили традиционную Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, — для ежегодных расчетов Пасхи и «переходящих» церковных праздников.
Каждый при своем
Сегодня, как и ежегодно в дни празднования Рождества, тема календарных разделений и их преодоления всплывает в церковно-общественных дискуссиях. Однако речь идет скорее о частных инициативах и мнениях, что называется на публику, нежели о неких общих тенденциях.
«Кто-то что-то предложил или заявил, но, как говорится, воз и ныне там. Ничего не меняется. В чем вообще суть проблемы христианского разделения? Что, собственно говоря, такое случилось, из-за чего вся вот эта история?» — задается вопросом ответственный секретарь Католической энциклопедии, доцент Центра изучения религий РГГУ, историк-ватиканист Алексей Юдин.
Иными словами, главное — это отсутствие единства христианского мира, серьезные различия в догматах и вероучении у православных, католиков и протестантов. И решений вот этой главной проблемы пока не предвидится. А календарные несоответствия — всего лишь следствие.
Священник Игорь Ковалевский заверяет, что никаких изменений в календарной практике у католиков не ожидается.
Дело в том, что речь идет о традициях, которые так или иначе формируют повседневную жизнь человека. «Изменить все сверху донизу очень сложно», — поясняет Юдин.
«Попытки выработать коллективное решение на общецерковном уровне (в формате экуменического движения или православно-католических отношений), собственно, ни к чему не привели. Каждый остался при своем», — признает эксперт.
Символ стояния в вере
Что касается православных, то в крупнейшем Московском патриархате не раз подчеркивали: подавляющее большинство верующих привержены сохранению Юлианского календаря.
«Вопрос о перемене календарного стиля перед Русской православной церковью не стоит. Юлианский календарь дорог нашему церковному народу и остается одной из культурных особенностей нашей жизни», — сказал РИА Новости замглавы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.
Правда, в послереволюционном 1923 году, при патриархе Тихоне, была попытка ввести, по примеру православных греков, исправленный новоюлианский календарь. Но тогда это сразу же вызвало протесты в церковной среде — и постановление отменили менее чем через месяц.
По мнению церковного историка, профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислава Петрушко, такая приверженность в среде верующих старому календарю была во многом связана с политикой большевиков, которые сразу ввели в стране новый стиль и обрушились с гонениями на Церковь.
«В этих условиях старый календарь стал одним из символов сопротивления гонению, стояния в вере, стояния за устои традиционные, православные. И конечно, в такой ситуации это приобрело особую значимость», — объясняет Петрушко.
Да, сегодня времена изменились. И хотя еще недавно в интересах всеправославного единства нельзя было исключать и календарную унификацию, с легализацией Константинопольским патриархом украинских раскольников и само это единство уже под большим вопросом. В возникшей ситуации, считает эксперт, вопрос верности старому календарю, русской традиции вновь обретает особое звучание и значение для РПЦ.
«Когда мы видим, что православный мир стоит на грани грандиозного раскола, когда под вопрос поставлены на порядок более значимые вещи, вопрос календаря не просто отступает в сторону, а, опять-таки, начинает восприниматься как некий символ стояния за истину. Стояния — на фоне взаимоотношений с Константинополем, с греками, которые предпринимают такие противоканонические действия», — говорит Петрушко.
Весь год — Пасха
Впрочем, по мнению священнослужителей РПЦ, дело здесь не только в следовании традиции, а и в сакральных смыслах, которые связывают с юлианским календарем.
«Любой календарь — это лишь некая виртуальная модель нашего считывания астрономических процессов. Нет абсолютно точной системы летосчисления, — размышляет православный богослов, протоиерей Павел Великанов. — А юлианский календарь, по одному из толкований, имеет цикл в 43 тысячи лет. И за эти 43 тысячи лет время празднования Пасхи проходит полностью весь годичный цикл, начиная с весны — через лето, осень, зиму — возвращается в весну».
То есть, по оценкам специалистов, в 2100 году православные будут отмечать Рождество уже 8 января, а празднование Пасхи может сместиться с весны на лето.
«Может быть, еще и поэтому Церковь не отказывается от юлианского календаря, благодаря которому (переходу праздников на последующие даты с течением лет. — Прим. ред.) пасхальная радость, пасхальное торжество сможет освятить весь год», — добавляет Великанов.
А Алексей Юдин вновь обращает внимание на такой немаловажный момент, как вневременной характер церковных дат. «Мы празднуем Рождество Господа, но срок-то этот очень условный и не означает, что Он родился именно 25 декабря или 7 января по новому или по старому стилю. То есть то, что Он родился, ни у кого не вызывает сомнений. Главное же — люди остаются верующими, кем бы они ни были — православными, католиками, лютеранами», — подытоживает историк.
Источник: https://ria.ru/20200107/1563047501.html
Чем отличается православный крест от католического?
Крест — один из символов христианской религии. Особо почитают его представители католического и православного течения. Но чем отличаются православный и католический символ христианства, многие верующие люди сказать не смогут.
Католический и православный крест: есть ли отличия в форме
В сознании большинства обывателей существуют католические и православные кресты, которые должны носить представители определённой конфессии.
Различия между изображениями католического и православного крестов
Это утверждение не имеет ничего общего с действительностью, так как и католики, и восточные христиане могут использовать кресты разных форм. Всего их существует три вида:
- четырехконечный;
- шестиконечный;
- восьмиконечный.
Все эти символы обозначают очищение от грехов через страдания и надежду на воскрешение в будущем.
Читайте о кресте в православии:
- Что означает православный крест
- Православный крест на могилу
- Молитва Кресту
Четырехконечный крест
Эта форма главного христианского символа является самой древней. Именно на таком кресте был распят Спаситель, и его изображение находят в раннехристианских катакомбах.
Наиболее распространён этот вид в западном христианстве, но в восточной ветви христианского вероисповедания его считают равнозначным всем остальным разновидностям святого символа.
Различие католического и православного крестного символа
Главное их отличие заключается в изображении и надписях. Внимательно изучив их, можно практически с полной уверенностью сказать к какому течению христианства принадлежит этот предмет.
Появление различий
Официально раскол в христианской церкви произошёл в середине XI века. Но уже к этому времени были заметны различия во внешнем виде священнослужителей, храмовой архитектуре, обрядах и внешнем виде церковной утвари. Со временем этот раскол усиливался, а его апогеем стали события, произошедшие в 1054 году, когда главы Восточной и Западной христианской церкви предали друг друга анафеме.
Значение для христиан
Один из главных символов христианской веры католики и православные почитают как обозначение победы Сына Божьего над смертью и надежды на вечную жизнь. Он защищает от злых сил и покровительствует в добрых начинаниях.
Священник, надевая на человека при крещении нательный крестик, отдаёт его во власть Господа.
Верующие люди носят этот предмет на теле как указатель на принадлежность к христианству и напоминание о великой жертве Спасителя, искупившем своей мученической смертью грехи людей.
Отличие католического от православного креста заключается в изображении, которое может быть помещено на любую форму. Отличить их довольно просто, но необходимо помнить, что любой крест напоминает людям об испытаниях, перенесенных Иисусом ради человечества. Истинность веры определяется не внешними атрибутами, а чистотой помыслов и стремлением жить по заповедям Господа.
Чем отличается православный крест от католического?
Авг 25, 2019 19:49 Администратор
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavnyj-i-katolicheskij-krest.html
Чем отличается захоронение католиков и православных?
Похороны в христианстве – это важная церемония, которая имеет несколько этапов и проводится с соблюдением целого ряда религиозных традиций и правил. Процесс включает в себя подготовку, отпевание умершего, собственно захоронение и поминки. Несмотря на общие черты, похоронные обряды в православии и католическом христианстве довольно явно различаются: отличия касаются как длительности, так и последовательности действий.
Организация похорон у католиков
Погребение усопшего в католическом христианстве осуществляется следующим образом:
- Приобретение похоронных принадлежностей, от гроба до венков, подготовка тела. Умершего человека омывают, переодевают в простую одежду; на шею надевают нательный крест, из ювелирных украшений можно оставить только обручальное кольцо. Руки покойного скрещивают на груди, вложив в них погребальный крест или четки, сверху кладется образок Христа или Божьей Матери.
- В похоронах активно участвует христианская община: ее члены приходят на погребение, жертвуют деньги семье или помогают с организацией. Несколько человек из числа близких или знакомых назначаются главой семьи в качестве почетных гостей. Гроб с телом усопшего перевозится в храм, где священник отпевает покойного, затем похоронная процессия направляется на кладбище. Обычно для этого нанимают кортеж из нескольких автомобилей.
- Непосредственно на кладбище гроб опускают в могилу, священник читает молитвы. Родственники и близкие друзья прощаются с покойным, бросая цветы на крышку гроба. После закапывания на могильный холм ставится надгробный камень: его располагают в изголовье. Саму могилу украшают венками, ставят церковные свечи. На 40 день у католиков положено проводить поминальную мессу, а затем повторять ее в каждую годовщину.
Также данная религия принимает и другой способ погребения – с кремацией тела. Прах могут похоронить в специально отведенном месте или развеять его: способ определяется последней волей покойного или выбором родственников.
Похороны в православии
Процедура захоронения тела усопшего, в православных традициях, имеет свои особенности. В отличие от католиков, православие не одобряют кремацию: похороны проводятся исключительно традиционные.
Как и у католиков, тело усопшего омывают и облачают в чистую простую одежду; его располагают лицом к иконостасу, в направлении на восток. На лоб обычно кладут бумажный венчик с образом Божьей Матери или Спаса.
После того как тело кладут в гроб, священник читает молитвослов и строки из Псалтыря; в большинстве случаев до захоронения в церкви заказывают панихиду.
После отпевания гроб с покойным отправляют на кладбище, где происходит прощание. Перед закрыванием крышки лицо усопшего накрывают специальным покрывалом, после этого присутствующие бросают на гроб по горсти земли, затем гроб полностью закапывают.
На нее ставят временный крест, после усадки земли его меняют на мраморное или гранитное надгробие с христианской символикой, фотографией покойного, гравировкой, именем и датами. Религия допускает нанесение эпитафий.
Первые поминки у христиан проводятся прямо на кладбище, а затем на 3, 9 и 40 день.
Агентство «Ритуальный Дом» предлагает широкий спектр услуг, в которые входит копка могил, продажа принадлежностей, отпевание, прощания, комплексная организация похорон и другие работы. У нас можно заказать похороны по православной или католической традиции: все обычаи, а также пожелания касательно выбора гроба, венков, цветов и музыки будут соблюдены, что избавит Вас от лишних хлопот в дни траура.
+375 29 338-83-83
Источник: https://bel-ritual.by/info/chem-otlichaetsya-zahoronenie-katolikov-i-pravoslavnyh
Концептуальные отличия православной и католической церкови — Философия
Великому церковному расколу, поделившему христианство на католическую и православную церкви, вот уже почти тысяча лет, а он до сих пор будоражит умы верующих обеих конфессий. Кто был прав, а кто виноват в той давней истории, которую многие воспринимают, как трагедию, что неудивительно ‑ ведь церковь Христова, которая должна была быть единой и неделимой, оказалась не просто разделена, ‑ долгое время она была в противоборстве.
На сегодняшний день отличий между православной и католической церквями стало уже так много, что о воссоединении уже если и говорят, то лишь на высоких церковных встречах, да и то потому, что того требует дипломатический протокол.
Что же так непоправимо раскололо Церковь Христову, основанную на крови мучеников, и до XI века имевшую общих святых? Ведь все мы прекрасно понимаем, что различия не сводятся к тому, что католические и православные храмы, богослужения, иконы отличаются; раскол лежит намного глубже ‑ на уровне догматического учения.
Главным и основополагающим догматом католической церкви является филиокве ‑ учение об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Иисуса Христа ‑ Сына.
Различия в учениях между католической и православной церковью
Одно из самых важных отличий между католической и православной церковью ‑ учение о браке.
Если в православии основой для признания Таинства брака является богослужебное действие ‑ венчание, которое всегда совершается священнослужителем, то у католиков для того, чтобы брак считался действительным, достаточно заявления жениха и невесты о желании заключить совместный союз.
При этом, лишь на католическом Тридентском соборе, прошедшем в XIX веке, было установлено, что брак считается действительным лишь тогда, когда заявление сделано в присутствии священника, а до этого было достаточно взаимного желания жить вместе.
Еще одно различие, разделяющее православную и католическую церковь ‑ западный культ сердец Иисуса и Пресвятой Богородицы. В основу его легли видения монахини Маргариты Марии Алякок, умершей в 1690 году и причисленной католической церковью к лику святых.
Она заявляла, что постоянно видит во сне Иисуса, который показывает ей Свое сердце и обучает ее почитать его.
Православная церковь видит в этом экзальтацию и психологическую самонакачку, ведь в православии, наоборот, строго запрещено при молитве представлять себе телесно Господа, Богородицу и святых.
В католических и православных храмах присутствуют иконы, которые, правда, сильно отличаются внешне (сравним православную Богородицу и католическую Мадонну), при этом в католицизме также принято почитать статуи и статуэтки, что в православии считается заблуждением.
Католический и православный храм это готика и Византия
Наиболее видимые различия между католической и православной церковью ‑ внешние ‑ как раз несут в себе меньше всего смысловой нагрузки. Разница между православными и католическими храмами, так возмущающая последователей восточного христианства ‑ наличие скамеек для молящихся, отсутствие алтарной перегородки ‑ являются всего лишь отражением культур различных стран.
А вот разница в преподавании в католических и православных храмах причастия верующим мирянам (у православных ‑ и Тела, и Крови Христовых, а у католиков ‑ только Тела) носит в себе уже более глубокое противоречие, ведь, согласно Евангелию, Христос причастил Своих учеников-апостолов и Телом, и Кровью, и заповедал то же самое делать своим последователям.
Источник: https://filosofia.ru/konceptualnye-otlichiya-pravoslavnoj-i-katolicheskoj-cerkovi/
Основные различия между православием и католичеством. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ. В основе различий православия и католичества лежит разный подход к главным христианским догматам (основам веры). Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о некоторых, наиболее существенных, противоречиях двух церквей.
Различия в источниках вероучения и отношении к церковному преданию
Для католической и православной церкви источником вероучения является Божественное Откровение, содержащееся в Священном Писании (книгах Нового и Ветхого Завета) и Священном Предании. Обе церкви считают вероучительными 27 книг Евангелия, но расходятся в своем отношении к книгам Ветхого завета (некоторые из них, например, книги Товита, Иудифи, не входят в канон православия).
Одно из важнейших различий между церквями – отношение к основам веры. Согласно католической «теории догматического развития», допускается возможность принятия новых догматов и дополнения Священного Предания (постановления церковных соборов, церковные каноны и т.п.) новыми «вероучительными» текстами. В числе нововведений – догмат о непогрешимости папы римского (1870) и др.
, а также решения католических соборов нового времени (всего 21, последний в 1962-1965 гг.) и римских пап. Православная церковь считает, что христианское учение не может подвергаться изменениям. Под Священным Преданием в православии понимаются постановления семи Вселенских соборов (последний – Никейский в 787 г.
), православные каноны, богослужебные тексты, творения богословов эпохи Вселенских соборов (Святых Отцов) и др.
Учение о верховенстве власти папы римского
Учение о чрезвычайной и единоличной власти римского папы (примате) над всей христианской церковью стало источником обособления католичества уже с первых веков христианской истории. В 494 г. римский папа впервые стал именоваться «наместником Христа» на земле. В VI-VII вв. главы западной церкви пытались противопоставить свои решения постановлениям Вселенских соборов, за что, в частности, папа Григорий I был осужден за ересь VI собором (681). В 1054 г.
претензии римского престола на верховную власть над Константинопольским патриархом стали одной из причин раскола между западной и восточной церквями. Впоследствии признание верховенства власти римского первосвященника выдвигалось западной церковью как обязательное условие во время попыток объединения церквей на II Лионском (1274) и Ферраро-Флорентийском (1438-1445) соборах.
В качестве догмата католичества учение о примате римского папы было утверждено на I Ватиканском соборе (1870).
В православии высшей церковной властью, правомочной решать вопросы, касающиеся основ вероучения, обладают исключительно Вселенские соборы.
Непогрешимость богословских определений понтифика
Уже с V в. в западной церкви постановления римских пап рассматривались наравне с постановлениями Вселенских соборов. В 1870 г. был принят один из основных догматов о непогрешимости богословских определений папы римского, которые он делает от лица всей церкви («ex cathedra»). Согласно православному учению, непогрешимостью обладают исключительно решения Вселенских соборов.
Филиокве
В IV в. был утвержден символ веры – строгая вероучительная формула, в которой собраны основные догматы христианства. В VII в. западная церковь решила внести в него изменения, добавив слова об «исхождении Святого Духа» не только от Бога Отца, но «и от Сына» (филиокве, от лат.
Filioque – «и Сына»). В 1014 г. филиокве было официально утверждено папой Бенедиктом VIII в качестве догмата, что стало одной из причин раскола церквей в 1054 г. С точки зрения православия, этот догмат искажает учение о Троице.
Кроме того, такое решение могло быть принято только с согласия всей церкви.
Учения о «сверхдолжных заслугах» и о «чистилище»
В Средние века в католической доктрине также утвердилось учение о так называемых «сверхдолжных заслугах». Согласно ему, совокупность добрых дел всех когда-либо живших святых образует своеобразный «запас заслуг», который церковь может использовать для прощения грехов своей паствы. Отсюда возникло учение об индульгенциях. Православная церковь отрицает наличие каких-либо «сверхдолжных заслуг» и тем более возможность ими распоряжаться.
Согласно доктрине католической церкви, умерший христианин, отягощенный бременем «легких» грехов, не может сразу попасть в Царствие Божие и подвергается после смерти временному наказанию в «чистилище». Окончательно его посмертная судьба решается на Страшном суде. Православие отрицает существование «чистилища», а также разделение грехов на «легкие» и «тяжкие».
Согласно учению православной церкви, сразу после смерти судьба человеческой души решается во время так называемых «мытарств» (испытаний всех поступков в течение жизни). Молитва отдельных христиан и всей церкви может изменить посмертную судьбу человека по милосердию Бога. Окончательное решение о вечном проклятии или вечном блаженстве происходит на Страшном суде.
Учение о Богородице
В XIX и XX вв. католической церковью были провозглашены два новых, так называемых «мариологических» догмата.
Первый, о непорочном зачатии Девы Марии (1854), гласит, что Богородица в момент зачатия была освобождена от первородного греха в силу будущих искупительных заслуг Христа и благодаря данной ей привилегии.
Согласно учению православной церкви, по своей природе Богородица была такой же, как и все другие люди, хотя и не имела личных грехов. Ее спасение от последствий первородного греха стало возможным после искупительной жертвы и воскресения Христа.
Католический догмат о телесном вознесении Богородицы на небо (1950) провозглашает, что «Дева Мария была взята с телом и душой в Небесную Славу». Православная церковь учит, что Богородица умерла естественным образом, однако в силу своей святости была первой из смертных вознесена на небо.
Церковный календарь
Католическая церковь использует в своем богослужении григорианский календарь, который был введен папой Григорием XIII в 1582 г. В православной церкви действует юлианская система летоисчисления (древнеримский календарь, доработанный в Византийской империи). Ее использование обусловлено вычислением даты ежегодного празднования Пасхи.
При переходе на григорианский календарь христианская Пасха может совпадать с иудейской, что запрещено церковными канонами. Полностью юлианский календарь сохраняется в Иерусалимской, Сербской, Русской и Грузинской православных церквях.
В остальных богослужение переведено на григорианский, однако расчет даты Пасхи и связанных с ней праздников все равно ведется на основе юлианской системы летоисчисления.
Другие различия
Значительные различия существуют и в повседневной жизни церквей. Православная церковь состоит из самоуправляемых (автокефальных) национальных церквей. Римско-католическая объединена в единую структуру, подчиняющуюся непосредственно римскому папе.
В православных храмах алтарь отделен от средней части храма иконостасом. В латинском обряде алтарем называется сам престол, расположенный, как правило, в открытом пространстве храма. Кроме того, в католических церквях установлены скамьи, на которых верующие сидят во время части богослужения. Для православия, напротив, важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное пространство для совершения земных поклонов.
Во время молитвы православные крестятся справа налево, а католики слева направо. Таинство миропомазания в православии соединено с крещением. В католической церкви оно совершается отдельно после достижения сознательного возраста (как правило, в 13-14 лет) и называется конфирмацией («утверждением»).
Священники православной церкви могут жениться, а для священнослужителей католической церкви обязателен целибат (безбрачие; исключение сделано для священников униатских церквей).
Источник: https://tass.ru/info/2657992