Макрух
«Макрух» — это слово по своему лексическому значению обозначает что-то, что нежелательно, неприятно или что-то нехорошее. Если говорить об этом термине с точки зрения терминологии фикха, то оно означает определенные действия, которые Ислам считает порицаемыми и нежелательными, однако харамом эти действия не являются.
Дословно слово «макрух» обозначает что-то отталкивающее, противное или неприятное. Исламское право этим термином обозначает совершение такого нежелательного действия, от которого мусульманину лучше отказаться, чем совершить его. И к понятию «макрух» в исламе, и к понятию «харам» синонимом будет являться слово «грех».
Макрух в исламе – это все, что не нравится Всевышнему Аллаху или Посланнику Аллаха ﷺ, а также то, что ведет к аннулированию того вознаграждения, что было получено за различные виды поклонения.
Отличие харама от макруха в том, что харам – это такие действия, которые в исламе абсолютно запрещено совершать, а макрух не предполагает столь категоричного запрета, но также является запрещенным действием и опирается на доказательства косвенного характера.
Есть между двумя этими понятиями точки соприкосновения – и харам, и макрух подразумевают совершение действий запрещенных, поступков мерзких и отвратительных. Если же мусульманин совершает макрух, то он ведет к совершению греха, даже если это действие не является категорически запрещенным Всевышним Аллахом.
О хараме говориться в аяте суры ан-Ниса, где перечисляется все, что запретно для мусульманина: мать, дочь, сестра, тетка с отцовской стороны, дочь брата или сестры, мать жены, жена сына, падчерица, которая находится под покровительством мусульманина, если он имел близость с ее матерью. Упоминается, что запретом является женитьба сразу на двух сестрах в одно время.
Макрух в исламе не содержит столько категоричного запрета, но в ряде выражений, которые можно встретить в некоторых аятах и хадисах, указывается на то, что определенное действие является макрухом.
В хадисе от Бухари, глава «Рикак», 22 говорится, что Аллах запрещает определенные действия, среди которых упоминается неуважительное отношение к матерям, закапывание живьем дочерей, а также требование чего-то, на что человек не имеет прав.
Далее там говорится, что Всевышний Аллах относит к категории макруха, то есть «считает отвратительным» порчу имущества, задавание вопросов в большом количестве и злословие.
Виды макруха
Макрух принято подразделять на два вида – тот, который близко к хараму, или макрух-тахриман, а также макрух-танзихан, который подразумевает какие-то нежелательные действия, которые ближе к мубаху. Если человек намеренно совершает макрух-тахриман, то он совершает грех, а если совершает макрух-танзихан, то грехом это считаться не будет. Кто не признает положений хадиса из категории макрух-тахриман, не считается вероотступником, согласно мнению богословов ханафитского мазхаба.
Разница между макрух-тахриманом и макрух-танзиханом также заключается в том, что макрух-тахриман имеет доказательства в каком-то из исламских первоисточников.
Макрух-тахриман
Под категорию харама ханафитский мазхаб относит такие вещи или деяния, на запретность которых напрямую указывает Коран, сунна-мутаватир или сунна-машхур.
Если же о запрете какого-либо деяния говорится в единичных хадисах-ахад, то такие запретные деяния относят под категорию «макрух». Совершить макрух-тахриман значит совершить грех, и если мусульманин воздержится от совершения такого действия, это будет его богоугодным деянием.
Один из явных примеров макрух-тахримана – это если мужчина носит шелковую одежду либо вкушает питье или пищу из посуды из золота.
Макрух-танзихан
Более легким видом макруха является макрух-танзихан, за который не накажут человека, если он будет совершен, но если мусульманин воздержится от совершения этого греха, то это будет его богоугодным деянием.
В первоисточниках Ислама довольно редко упоминается такой вид макруха, и его можно отнести к таким повелениям сунны-ахад, в которых не предоставляются категоричные запреты. Примером такого может стать хадис, где говорится: «Тот, кто съел лук или чеснок, пусть не приходит в мечеть, а сидит у себя дома».
Есть суннитские мазхабы, которые относят макрух-тахриман к категории харама, то есть запретного, и лишь те из деяний, на которые не существует категорического запрета, указанного в Сунне или Коране, считают макрухом.
Многие ученые-правоведы, к которым не относятся ханафиты, допускают харамность на основе «предположительного довода» (далиль занни), то есть в хадисах от единичных передатчиков «хабару вахид», а ханафиты же относят к макрух-тахриман такие деяния, которые в хадисах категории «хабару вахид» указываются в категоричной форме. Ханафиты считают, что макрух-танзихан – это такие деяния, которые не столь категорично указываются.
Формы запрета в Коране
Запреты Всевышнего Аллаха можно подразделить на несколько форм.
- Это может быть прямое повеление в Коране, и в таком случае в тексте аята в категоричной форме передан запрет с употреблением слова «харам».
- Еще одна форма запрета – это те случаи, когда что-то, что раньше было разрешенным, позже стало относиться к категории запретного.
- Когда в тексте аята запрет указывается и используется для этого форма повелительного наклонения, то это еще одна форма запрета.
- Это может быть запрет, о котором сказано в выражениях, в котором содержится суровое предупреждение.
Харам в исламе также может подразделяться на несколько видов. Запрет основывается на той опасности или вреде, которые может причинить действие или вещь, и по этому принципу и подразделяется харам. Харам лизатихи подразумевает действия, которые Всевышним Аллахом и Пророком Мухаммадом ﷺ были запрещены изначально, и при запрете не были указаны ни условия, ни время.
К таким запретам, как гласят Коран и Сунна, относится прелюбодеяние, браки с родственниками, употребление в пищу падали, а также кражи. Такие запреты были введены в исламе для того, чтобы сохранить пять основ жизни человека – имущества, религии, жизни, разума и продолжения человеческого рода. Эти действия считаются незаконными, но каких-либо юридических узаконенных последствий они не несут.
Например, блуд не может стать поводом для установления кровного родства или права на наследство.
Харам лигайрихи предполагает дозволенные действия, которые стали запретными по каким-то определенным обстоятельствам. Примером такого может являться аурат мусульманки – такой запрет был введен с той целью, чтобы возможность смотреть на открытые части тела женщины не привела к прелюбодеянию. Но этот запрет снимается для мужа после того, как между супругами заключается брак.
Источник: https://medinaschool.org/library/creed/grehi/makruh
Туалетный этикет в исламе | Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России
Исламский туалетный этикет (араб. آداب الخلاء) — правила поведения в туалете (а также в ситуации, сопровождающей
мочеиспускание и испражнение), предписанные мусульманину Шариатом.
Для справления нужды мусульманин должен удалиться в специальное место (чаще всего в туалет). Входить в туалет следует с левой ноги и, соответственно, выходить с правой. Перед входом в туалет и выходом из него следует прочесть специальную мольбу (дуа).
После справления нужды мусульманин обязан очиститься от нечистот при помощи заранее заготовленной воды, камней и вещей, которые подходят для этого. Процесс умывания водой называется истинджа́, а очищение твердыми предметами назвается истиджма́р.
В исламском туалетном этикете нельзя поворачиваться во время испражнения лицом или спиной в сторону киблы, мочиться в стоячую воду, использовать правую руку для подмывания, приносить Коран и читать его.
В плане мест справления нужды Шариат запрещает делать это у мусульманских могил, в банях, в тени, на дороге, в общественном саду, у плодоносящих деревьев, возле источников. Запрещено совершать истиджмар костями, экскрементами и едой.
Порицаемым считается разговаривать во время процесса, мочиться в норы и против ветра. Является нежелательным проносить в туалет вещи, содержащие имя Аллаха.
Правила поведения при входе в отхожее место
Сунной для входящего в туалет является произношение молитвы:
араб. بسم الله أللهم إني أعوذ بك من الخبث و الخبائث
трансл. Бисми-Лля́х, Алла́хумма инни́ а’у́зу би́ка мин-аль-ху́буси ва-ль-хаба́ис
рус. С именем Аллаха! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей помощи от порочности и дурных поступков.
— Хадис от Анаса ибн Малика, Сахих аль-Бухари № 142, Сахих Муслим № 375
А при выходе говорить:
араб. غفرانك
трансл. Гуфра́нак.
рус. Прости, (о Аллах)!
— Хадис от Аиши, Сунан Абу Давуда № 17, Сунан ат-Тирмизи № 7. Хадис хасан, см. Насируддин аль-Албани Сахих аль-Джами ас-Сагир № 4707
Процесс
Из сообщений жены Мухаммада Аиши бинт Абу Бакр известно, что он практически всегда справлял нужду в сидящем положении, но в другом хадисе передается, что он иногда мочился стоя. Поэтому, мочеиспускание и дефекация сидя считается наилучшим способом отправления нужды, однако мочеиспускание стоя тоже разрешено. Сунной является опираться на левую ногу во время справления нужды.
При отправлении нужды запрещено поворачиваться в сторону Киблы, читать Коран, прикасаться к половому органу, разговаривать.
Истинджой (араб. إستنجاء — подмывание) называется очищение водой от нечистот (наджа́са), вышедших из «двух путей» (то есть из мочеиспускательного канала и ануса), а истиджмаром (араб. إستجمار от араб.
جمار — маленький камешек) называется очищение от нечистот с применением чистых и дозволенных (мубах) вещей. Применение одного из этих двух способов считается достаточным, но предпочтительным является совмещение истинджи и истиджмара.
Истиджмар совершается платком, салфеткой, бумагой и т. п.
При совершении истинджи и истиджмара запрещено пользоваться правой рукой, подтираться или омываться менее трёх раз.
Халатное отношение к очищению от нечистот и скверны считается грехом и мерзким поступком. В хадисе, передаваемом от Абу Хурайры со слов Мухаммада, говорится, что люди подвергнутся мучениям в могиле из-за этого.
Запрещенные действия (харам)
Согласно сообщениям от Мухаммада, запрещено во время справления нужды поворачиваться в сторону Киблы задом или передом.
Так же является запретным мочиться в стоячую воду, прикасаться правой рукой к половым органам во время мочеиспускания, а также подмываться ею, мочиться и испражняться на дороге, в тени, в общественных садах, под плодоносящим деревом и возле источников воды, запрещается чтение и ношение Корана в отхожем месте, справлять нужду между могилами мусульман и мочиться в банях и местах для купания.
Порицаемые действия (макрух)
Нежелательным считается мочиться против ветра, чтобы «скверна» не попала на одежду, разговаривать во время справления нужды. Передается, что пророк Мухаммад не отвечал на приветствия во время мочеиспускания.
Согласно хадису Катады от Абдуллаха ибн Сарджиса, является нежелательным мочиться в щели и норы, потому что норы являются жилищем животных или джиннов. Является порицаемым входить в отхожие места с предметами, в которых есть поминания Аллаха. Сообщается, что пророк Мухаммад при входе в туалет оставлял свой перстень с именем Аллаха снаружи.
«Введение в практику Ислама»Книга, представленная вниманию читателей, стала настольной для нескольких поколений мусульман нашей страны. Ее автор, видный татарский богослов, педагог, просветитель и журналист Ахмад Хади Маскуди, оставил после себя большое литературное наследие.»Ислам проклинает террор»Мораль Ислама — источник мира и доверия между людьмиО войне в КоранеПодлинное лицо террористов, действующих «от имени веры» |
Источник: https://dum-spb.ru/tualetnyj-etiket-v-islame
Всё, что вы хотели знать о сексе в исламе, но боялись спросить
Фото — из открытых источников | Данный материал не предназначен для впечатлительных граждан и лиц, не достигших 18 лет. Также мы не ставим перед собой цели оскорбить чьи-либо чувства. |
Бороздя просторы Сети, корреспондент медиа-портала Caravan.kz наткнулся на одну крайне занимательную страницу в Instagram, которая подписана как «Интим в исламе». А самое интересное заключается в том, что на неё подписано практически 300 тысяч человек.
Известно, что появилась эта страница еще в 2016 году, а ее авторы позиционируют себя как «онлайн-школу семейного счастья». Своей целью они ставят «осведомить исламскую молодежь об этикете и нормах супружеских отношений».
На странице, как правило, публикуются посты, в которых с мусульманской точки зрения рассматриваются вопросы о жизни в браке, супружеских обязанностях, воспитании детей, также очень большое количество тем посвящено разводам. Но, пожалуй, самой необычной чертой этой страницы является то, что на ней вполне открыто обсуждаются интимные темы. Причем чаще всего их поднимают подписчики сообщества, которые задают интересующие их вопросы.
Выглядит это примерно так: пользователь задает вопрос через личные сообщения, ему отправляют ответ, а после администрация страницы замазывает личные данные и выкладывает пост на всеобщее обозрение.
Примеры приходящих вопросов от пользователей. Фото — Скриншот из Instagram
Можно сказать, создателям страницы удалось придумать идеальный способ донесения информации до стеснительных и закрытых людей. Теперь им удастся избежать неловких ситуаций, задавая неудобные вопросы имамам вживую.
Корреспондент медиа-портала Caravan.kz изучил публикации страницы «Интим в исламе» и выделил вопросы на половую тематику, которые интересуют мусульман больше всего.
Можно ли использовать контрацептивы?
Как заявляет администрация страницы, ссылаясь на муфтия РТ Камиля-хазрат САМИГУЛИНА, использовать противозачаточные средства можно.
— В книге «Аль фикхуль ислями ва аддилятух», том 3, стр. 555, по этому поводу сказано: «Разрешается использовать современные средства, препятствующие беременности, таблетки и подобные им, но без искоренения возможности беременности и пригодности к рождению», — заявил муфтий.
Какие позы разрешены?
Автор поста, отвечая на вопросы подписчиков, объяснил, что со своей супругой муж может использовать самые различные позы и приемы без каких-либо ограничений. И в подкрепление этому утверждению приводятся слова из Корана:
«Ваши жены – нива для вас, где вы выращиваете посев вашего потомства. Ходите на вашу ниву, как пожелаете (используя позу стоя, сидя, лежа, на боку, сзади)» (сура «аль-Бакара», аят 223, Тафсир аль-Джалалайни).
Исходя из этого, делается заключение, что половой контакт может происходить в любых позициях, но только естественным путем и не во время месячных циклов.
Можно ли делать минет и куннилингус?
Как оказалось, ислам не запрещает супругам совершать оральную стимуляцию половых органов. В этом вопросе паблик «Интим в исламе» ссылается на книги Фатхуль Муъин: 3/387. Ианатут Талибин: 3/388.
При этом отмечается, что некоторые исламские ученые все же не рекомендуют этим заниматься, а эякуляцию в рот считают запретной.
«Дозволяется это, учитывая два аспекта: 1) чтоб это не вредило; 2) не глотать нечистоту. Глотать сперму запрещено, хоть сама по себе она и является чистой, поскольку вместе со спермой может быть и жидкость, выделяющаяся при возбуждении, урина и т.д.», — объяснил автор поста.
Также был раскрыт и вопрос о том, может ли муж делать своей жене куннилингус. В этом вопросе автор ссылается на слова Абу Яла аль-Мавсили: «Дозволено мужу заниматься оральной стимуляцией половых органов жены до совершения полового акта, но нежелательно (макрух) после совершения полового акта».
Помимо этого, отмечается, что оральный секс допустим только в браке и с согласия обоих супругов.
«Муж не имеет права принуждать свою супругу к оральному сексу. А если будет семяизвержение, оргазм, то нужно совершить полное омовение», — заключил автор.
Возможен ли анальный секс?
А вот здесь уже начинаются ограничения. Шариат категорически запрещает анальное соитие. По мнению, авторов страницы, оно приравнивается к малому гомосексуализму и в действительности может привести человека к гомосексуализму. При этом свои слова они подкрепляют высказываниями видных религиозных деятелей.
Ученый ибн Сирин (да смилуется над ним Аллах) отмечал: «Даже животные не совершают это, кроме свиней и ослов».
В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится (смысл): «Сторонитесь анального сношения и секса во время месячных» (ат-Тирмизи, №2906).
О запрете заниматься анальным сексом свидетельствуют и следующие хадисы: «Аллах в Судный день не смотрит на того, кто совершил анальное соитие с женой» (Ахмад, Абу Дауд), «Будь проклят тот, кто совершает анальное соитие с женой» (Ибн Маджа, Ахмад).
Нужно ли совершать омовение сразу после полового акта?
Авторы страницы считают, что совершать омовение сразу же после полового акта не является обязательным, независимо от того, днем это происходило или ночью. Можно оставить совершение полного омовения на утро.
«Основной причиной, которая ведет к необходимости совершения полного омовения (гусль), является начало очередной обязательной молитвы-намаза, для совершения которой необходима ритуальная чистота.
По этому поводу есть достоверный хадис от ‘Аиши о том, что Пророк порой засыпал, совсем не омываясь», — заявляется в посте, и тут же приводятся ссылки на Аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Мушаварат ва фатава. С. 22. И аль-Газали М. Ихья ‘улум ад-дин. Т. 2, с. 110.
Источник: https://www.caravan.kz/news/vsjo-chto-vy-khoteli-znat-o-sekse-v-islame-no-boyalis-sprosit-472078/
Харам и халяль — их отличия и критерии
Одними из основополагающих понятий в исламском вероучении являются «халяль» и «харам».
Понятие «халяль» в переводе с арабского означает «дозволенное», «разрешённое». Зачастую его применяют к продуктам питания, в особенности – к мясу и мясным продуктам, однако данное понятие затрагивает все сферы человеческой жизни. Халяль включает в себя всю совокупность того, что признано дозволенным для мусульман: начиная с продуктов питания и предметов одежды, заканчивая общественными отношениями.
Противоположным понятию «халяль» является «харам», которое переводится как «запретное», «греховное». Оно так же охватывает различные грани нашей жизни и подразумевает определённые греховные деяния: например, употребление алкогольных напитков, азартные игры, прелюбодеяние и так далее.
Исламское право подразделяет все действия верующих на 6 основных категорий, 5 из которых относятся к категории халяль, а одно – к хараму:
1. Обязательные (фард)
Первая категория объединяет те деяния, совершение которых является прямой обязанностью мусульман. За них человеку полагается большая награда, а за оставление ему записывается большой грех. Примерами могут служить совершение пятикратного намаза, выплата закята, совершение хаджа.
2. Необходимые (ваджиб)
Это действия, необходимые для совершения. За них верующего ожидает награда, а за невыполнение засчитывается грех (но не такой большой, как за оставление фарда). Следует отметить, что подходы различных правовых школ в исламе к отнесению определенных деяний к категории ваджиб несколько различаются. Например, в ханафитском мазхабе сюда относится витр-намаз, в то время как остальные суннитские правовые школы причисляют данную молитву к категории суннат.
3. Желательные (суннат)
За их совершение верующие получают награду, но оставление не является греховным, а лишь порицаемым в некоторых случаях. Примерами таких действий могут служить обряд имянаречения для новорождённого, а также таравих-намазы в Рамазан.
4. Дозволенные (мубах)
Четвёртая категория включает в себя поступки и действия, рассматриваемые шариатом как нейтральные, то есть за совершение человек не получает награду, а за оставление ему не записывается грех. В их числе: приём пищи, прогулки по улице, сон, интимная близость с супругом, с которым заключен никах (кроме определённых случаев) и так далее.
5. Нежелательные (макрух)
Такие деяния являются нежелательными, но в то же время они не запрещены. За их совершение верующему не записывается грех, но он заслуживает порицания. А за отказ от этих действий верующий может рассчитывать на награду от своего Создателя. Примером может служить расходование большого количества воды во время омовения.
6. Запретные (харам)
К заключительной группе относится всё, что запрещено делать исламским вероучением. Совершение таких действий влечёт для человека наказание как за большой грех, а за их оставление записывается награда. Примерами могут служить прелюбодеяние, расточительство, употребление спиртного.
Но, несмотря на, казалось бы, очевидность разграничения между дозволенным и запретным, в мусульманском богословском сообществе имеются некоторые разногласия относительно дозволенности совершения тех или иных деяний.
Мусульманская умма подразделяется на множество течений и правовых школ, каждая из которых имеет собственный взгляд на те или иные вопросы исламского вероучения и права. Ссылаясь на собственные источники и руководствуясь своими знаниями, богословы выносят решения по тем или иным вопросам, и поэтому их мнения могут расходиться.
В связи с этим вырисовывается ещё одна категория действий, которые одни мусульманские учёные относят к дозволенным, а другие полагают, что они запретные, а именно, сомнительные действия.
Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) по этому поводу отмечал: «Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между тем и другим находится сомнительное, о котором многие люди не знают.
Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь, а тот, кто занимается сомнительным, подобен пастуху, который пасёт своё стадо около заповедного места и вот-вот окажется там. Поистине, у каждого владыки есть своё заповедное место, и, поистине, заповедным местом Всевышнего на земле Его является то, что запрещено Им.
Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, и, поистине, это − сердце» (хадис приводят Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи).
Достоинства соблюдения халяля
Так называемые «халяльный» образ жизни, будучи одним из установлений Господа миров, несёт в себе немало благ для верующего как в мире земном, так и в мире вечном. Первое обусловлено тем, что ислам запрещает те деяния, которые способны нанести вред самому человеку, а также его окружению, например, употребление наркотиков или злоупотребление азартными играми. А второе подразумевает, что за воздержание от совершения грехов человеку уготована награда от Всевышнего.
Коранический аят гласит:
«О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам сатаны. Воистину, он для вас – явный враг» (2:168)
В этой же суре мы находим следующее наставление Всевышнего:
«О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему» (2:172)
Таким образом, Создатель призывает нас совершать и вкушать лишь дозволенное Им. При этом мусульманам также следует остерегаться и греховных дел, за совершение которых верующего может постичь кара Аллаха. Особое внимание в этой связи следует уделить великим грехам, которые способны ввести человека в Ад.
Исходя из различных хадисов Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), к таковым можно отнести несколько десятков грехов, наиболее крупными из которых являются:
1) ширк (многобожие) – придание Всевышнему сотоварищей, т.е. поклонение кому-либо наряду с Аллахом (идолопоклонничество);
2) риба (ростовщичество) – заработок денежных средств посредством процента (кредит, дача в долг под процент);
3) зина (прелюбодеяние) – вступление в интимную связь с кем-либо, кроме супруга /супруги (проституция);
4) употребление в пищу мяса некоторых животных (свинья, осёл, собака);
5) убийство – лишение жизни невинного человека;
6) самоубийство;
7) употребление спиртных напитков, наркотиков;
колдовство, чёрная магия;
9) посягательство на чужое имущество;
10) высокомерие, гордыня (такаббур);
11) гомосексуализм;
12) разрывание родственных связей.
Источник: https://islam.global/verouchenie/khalyal-i-kharam/khalyal-i-kharam-v-islame/
Развод по-мусульмански по всем правилам: права мужа и жены в исламе
Разводы в мусульманских семьях крайне редки. Тем не менее пара должна знать, когда муж или жена имеют право подать на расторжение брака, какова процедура, причины и виды развода.
Процедура развода в исламе обозначается термином «талак» — развязывание узла, разрешение проблемы.
Для расторжения брака в исламе созданы специальные этапы и условия. Их цель — дать людям время остыть, подумать, все взвесить и, возможно, принять решиние сохранить семью.
Что в исламе говорится про развод
Пророк говорил: «Самый ненавистный Аллаху вид дозволенного — это развод. Разводитесь с женами только лишь из-за дурного нрава». Здесь под «дурным нравом» подразумевается крайняя форма, которая не поддается исправлению, и в отношении которой нет сил и возможности проявлять терпение.
Так, желательным действием в исламе считается развод со скандальной женщиной, не выполняющей какое-либо обязательное условие шариата. Например, не является грехом развод с женщиной, которая не читает обязательные молитвы.
Исходя из предписаний, супругам необходимо иметь очень веские причины для того, чтобы воспользоваться разрешением Всевышнего Аллаха на развод. К тому же надо всегда помнить, что даже разрешенный развод вовсе не радует его. Более того, не стоит играть словом «развод», а потом каяться или использовать дозволение шариата в угоду своим амбициям.
Чтобы сберечь семейное счастье, в исламе установлены наказания для тех, кто использует опасное слово «талак», не подумав о последствиях.
Виды развода в исламе
Мужчина имеет право объявить развод, если достиг совершеннолетия (имеет право на никах) и находится в состоянии дееспособном.
Для объявления развода необходимо наличие действительного акта бракосочетания, совершенного по всем правилам. Мужем и женой в исламе считаются только те мусульмане, которые заключили между собой брак согласно шариату, то есть совершили никах. Ни о каком талаке не может идти речи, если указанное условие не соблюдено.
Еще одним фактором, определяющим длительность процедуры развода, является идда. Термин «идда» применяется для обозначения промежутка времени, определенного Кораном, в течение которого вдова или разведенная женщина, находившаяся в супружеских отношениях со своим мужем, не может вновь вступать в брак.
Период идда необходим для определения возможной беременности и установления последующего отцовства. В исламе он нужен для защиты прав женщины и ребенка.
Существуют несколько видов развода.
Источник: https://tj.sputniknews.ru/society/20190315/1016106867/razvod-islam-musulmanskie-zakony-hadisy.html
Пищевые запреты в Исламе Пищевые запреты в Исламе
Пищевые запреты в исламе, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и иноверцы, связаны не с усложнением религии Аллаха, а облегчением. Их цель – показать людям то, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться. Также нужно помнить о действии принципа «разрешено всё, что не запрещено». Следовательно, в мусульманской кулинарии не так много ограничений, как кажется на первый взгляд.
В Своём Слове Всевышний предупредил верующих, что Его Посланник ﷺ будет направлять людей в данном вопросе:
«ОН ПОВЕЛИТ ИМ СОВЕРШАТЬ ОДОБРЯЕМОЕ И ЗАПРЕТИТ СОВЕРШАТЬ ПРЕДОСУДИТЕЛЬНОЕ, ОБЪЯВИТ ДОЗВОЛЕННЫМ БЛАГОЕ И ЗАПРЕЩЁННЫМ – СКВЕРНОЕ, ОСВОБОДИТ ИХ ОТ БРЕМЕНИ И ОКОВ. ТЕ, КОТОРЫЕ УВЕРУЮТ В НЕГО, СТАНУТ ПОЧИТАТЬ ЕГО, ОКАЖУТ ЕМУ ПОДДЕРЖКУ И ПОСЛЕДУЮТ ЗА НИСПОСЛАННЫМ ВМЕСТЕ С НИМ СВЕТОМ, НЕПРЕМЕННО ПРЕУСПЕЮТ» (7:157)
Основной критерий для правоверных в исламе относительно дозволенности – халяль или харам. Если в основных шариатских вопросах мнения касательно разрешённого и запрещённого совпадают, то вопрос питания имеет свои тонкости и различия в каждой богословско-правовой школе (мазхабах).
В основе своей они схожи и имеют общие принципы, которые базируются на явных доводах, приведённых в Кyр`ане и Благородной сунне.
По большей части это касается мяса определённых видов животных: какие позволяется употреблять в пищу (халяль) и сильно не осуждается Шариатом (мубах), а какие запретны (харам) либо порицаемы (макрух).
Характерным примером является употребление некоторыми мусульманскими народами конины. У казахов, киргизов, татар и башкир она является распространённым и популярным видом мяса. С другой стороны, узбеки, таджики и турки, которые придерживаются того же ханафитского мазхаба, не употребляют конину – для них эта еда не дозволена. Общим в мясном рационе всех этих наций является полное исключение свинины, в соответствии с категоричным религиозным предписанием.
В целом каждый вид живущих на суше травоядных животных (т.е. все, кроме хищников) разрешено употреблять в пищу. При этом не является каноническим препятствием то, что некоторые копытные домашние животные, такие как верблюд, бык, корова, козёл, буйвол, овца, баран и др., могут использоваться в хозяйстве не только для получения мяса и молока, но и в качестве источника шерсти, шкур или как тягловая сила:
«ОН ТАКЖЕ СОТВОРИЛ СКОТ, КОТОРЫЙ ПРИНОСИТ ВАМ ТЕПЛО И ПОЛЬЗУ. ВЫ ТАКЖЕ УПОТРЕБЛЯЕТЕ ЕГО В ПИЩУ» (16:5)
Исключением в этом ряду выступает осёл, отнесённый к категории харам:
«АЛЛАХ – ТОТ, КТО СОЗДАЛ ДЛЯ ВАС СКОТИНУ, ЧТОБЫ НА НЕКОТОРЫХ ИЗ НИХ ВЫ ЕЗДИЛИ ВЕРХОМ, А ДРУГИМИ – ПИТАЛИСЬ» (40:79)
«ОН СОТВОРИЛ КОНЕЙ, МУЛОВ И ОСЛОВ, ЧТОБЫ ВЫ ЕЗДИЛИ НА НИХ ВЕРХОМ И ДЛЯ УКРАШЕНИЯ. ОН ТВОРИТ ТАКЖЕ ТО, О ЧЁМ ВЫ НЕ ВЕДАЕТЕ» (16:8)
По конине имам Абу Ханифа высказал мнение о порицаемости (макрух танзихи), поскольку лошадь используется как средство передвижения. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад отнесли конину к категории дозволенной пищи. Поэтому она считается разрешенной у ханафитов, и в то же время лучше воздержаться от её употребления.
Что такое мертвечина?
Вторым важным критерием, по которому определятся дозволенность или запрет мясного продукта – это правильный забой скота (забиха) и мертвечина:
«ВАМ ЗАПРЕЩЕНЫ МЕРТВЕЧИНА, КРОВЬ, МЯСО СВИНЬИ И ТО, НАД ЧЕМ НЕ БЫЛО ПРОИЗНЕСЕНО ИМЯ АЛЛАХА (ИЛИ ЧТО БЫЛО ЗАРЕЗАНО НЕ РАДИ НЕГО), ИЛИ БЫЛО ЗАДУШЕНО, ИЛИ ЗАБИТО ДО СМЕРТИ, ИЛИ ПОДОХЛО ПРИ ПАДЕНИИ, ИЛИ ЗАКОЛОТО РОГАМИ ИЛИ ЗАДРАНО ХИЩНИКОМ, ЕСЛИ ТОЛЬКО ВЫ НЕ УСПЕЕТЕ ЗАРЕЗАТЬ ЕГО, И ТО, ЧТО ЗАРЕЗАНО НА КАМЕННЫХ ЖЕРТВЕННИКАХ (ИЛИ ДЛЯ ИДОЛОВ), А ТАКЖЕ ГАДАНИЕ ПО СТРЕЛАМ.
ВСЁ ЭТО ЕСТЬ НЕЧЕСТИЕ. СЕГОДНЯ НЕВЕРУЮЩИЕ ОТЧАЯЛИСЬ В ВАШЕЙ РЕЛИГИИ. НЕ БОЙТЕСЬ ЖЕ ИХ, А БОЙТЕСЬ МЕНЯ. СЕГОДНЯ Я РАДИ ВАС УСОВЕРШЕНСТВОВАЛ ВАШУ РЕЛИГИЮ, ДОВЁЛ ДО КОНЦА МОЮ МИЛОСТЬ К ВАМ И ОДОБРИЛ ДЛЯ ВАС В КАЧЕСТВЕ РЕЛИГИИ ИСЛАМ.
ЕСЛИ ЖЕ КТО-ЛИБО БУДЕТ ВЫНУЖДЕН ПОЙТИ НА ЭТО (НА УПОТРЕБЛЕНИЕ ЗАПРЕЩЁННЫХ ПРОДУКТОВ) ОТ ГОЛОДА, А НЕ ИЗ СКЛОННОСТИ К ГРЕХУ, ТО ВЕДЬ АЛЛАХ – ПРОЩАЮЩИЙ, МИЛОСЕРДНЫЙ» (5:3)
В фикхе (т.е. исламском праве) мертвечиной считается любое живое существо, которые погибшее вследствие естественной смерти, удушья, от утопления, сгорело в пожаре, подверглось поражению электротоком или умерло в результате травмирования. К употреблению разрешены лишь те животные и дикие звери, которые забиты целенаправленно, либо были убиты во время охоты.
Касательно рыбы, в мазхабе ханафитов так же запрещено употреблять рыбу, умершую в своей родной стихии естественным образом. Однако в случае, если на неё подействовали внешние природные факторы или она была выброшена волной на берег, то такую рыбу признают халяльной.
Неправильный забой животного (например, без упоминания имени Всевышнего или с упоминанием каких-либо идолов) приравнивает такое мясо к мертвечине. Шариатом установлены правила правильного забоя животного, основанные на гуманном подходе к живым существам. Создаются максимальные условия, чтобы животное не боялось, не испытывало сильной боли и тяжёлых длительных мук.
Также правильный забой предполагает обязательное кровопускание, в отличие от современного метода забоев электрошоком и сдиранием кожи у животного, которое, по сути, находится без сознания. Очень важно и необходимо при этом, чтобы при заклании было сказано: «Бисмилляхи.
Аллаху Акбар!» При этом забойщик не обязательно должен быть мусульманином, совершающим пятикратный намаз.
Можно ли есть морепродукты?
Касательно морепродуктов действуют свои правила. По ханафитскому мазхабу дозволено есть только рыбу, а крабы, кальмары, креветки не относятся к халялю. В шафиитском мазхабе разрешено употреблять все морские и речные животные, которые не могут жить на суше или находиться долгое время без воды (как, к примеру, кит или дельфин).
Ученые трёх мазхабов (шафиитского, маликитского и ханбалитского) считают возможным применение в пищу морских крабов и кальмаров, обосновывая своё мнение на общем разрешении на морепродукты в Священной Книге ислама:
«ВАМ ДОЗВОЛЕНЫ МОРСКАЯ ДОБЫЧА И ЕДА ВО БЛАГО ВАМ И ПУТНИКАМ, НО ВАМ ЗАПРЕЩЕНА ОХОТНИЧЬЯ ДОБЫЧА НА СУШЕ, ПОКА ВЫ НАХОДИТЕСЬ В ИХРАМЕ. БОЙТЕСЬ АЛЛАХА, К КОТОРОМУ ВЫ БУДЕТЕ СОБРАНЫ» (5:96)
Дозволенность (халяль) таких морских продуктов, как креветки, особенно тем, кто живёт в неисламских странах, из-за трудности питаться халяльным мясом является своего рода облегчением религии.
Запрещённые в исламе ингредиенты
Если вопрос с мясными продуктами более или менее ясен, то когда речь идёт о современных продовольственных товарах, в составе которых много примесей, продолжает вызывать множество разногласий. Например, желатин, который может готовиться как из свинины, так и крупного рогатого скота. Если в первом случае желатин будет харамом, то для произведенного из другого животного появляется условие для разрешения: оно должно быть забито по канонам ислама.
Нет единогласного мнения о кармине, приготовленном из насекомых. Этот ингредиент придаёт напиткам и продуктам красный цвет. Так же нет единогласного решения в вопросе сычужного фермента.
Считая эти продукты разрешёнными, сторонники такой позиции опираются на хадис:
«Самым лучшим уксусом является уксус, полученный из вина» (хадис передал аль-Байхаки).
В данной ситуации речь идёт об изменении структуры вещества под воздействием химических процессов, когда продукт теряет свои первоначальные свойства, цвет, запах.
В этих случаях можно избегать употреблять такие продукты с сомнительным составом, выбирая альтернативные продукты. Например, желатин успешно заменяют агаром (водорослями), а сычужный фермент животного происхождения – на микробилогический.
Резюмируя, перечислим, на что в исламе действуют пищевые запреты:
1. То, на что введён явный запрет в Кyр`ане (свинина, осёл, мертвечина).
2. Наземные существа без крови (муха, паук, скорпион и т.д.). Исключением выступает лишь саранча согласно хадису от Ибн Аби Авфа (р.а.):
«Мы участвовали вместе с Посланником Всевышнего ﷺ в 6 или 7 сражениях и вместе кушали её (саранчу)» (передал Абу Дауд).
3. Земноводные и рептилии, которые могут обитать одинаково и в воде, и на поверхности земли (лягушки, змеи, крокодилы).
4. Все животные, причиняющие вред (мыши, ежи).
5. Хищные животные (волк, лев, лиса, собака, кошка, медведь).
6. Хищные птицы, которые охотятся на прочих животных, применяя свои когти (сокол, ястреб).
Два последних запрета основаны на хадисе Заключительного Божьего посланника ﷺ, назвавшего запретным мясо хищников с клыками и птиц с когтями (передал Муслим).
7. В ханафитском мазхабе считается макрухом употребление мяса и молока животных, питающихся нечистью.
8. Продукты, состав которых включает запрещённые ингредиенты, включая алкоголь.
Источник: http://azan-syzran.ru/pishhevye-zaprety-v-islame/
Толкование макруха
Под макрухом понимается запрещённое Аллахом действие, которое имеет более мягкие формы в отличие от харама. В Исламе различают два вида макруха: тахриман и танзихан.
Рассмотрим оба вида:
Макрух тахриман представляет собой категоричные запретные действия на серьёзные нарушения. Хадис провозглашает правило, запрещающее перебивать чужой торг или пытаться свататься к девушке, помолвленной с другим мусульманином. Что означают эти слова для правоверного мусульманина? Отношения между людьми установил Аллах и они основаны на безграничной любви к соплеменнику. Любые действия, нарушающие гармонию и дружбу приведут к разрушению общества. Такие действия наказываются строже всего.
Есть менее тяжкие по последствиям нарушения – макрух танзихан. Здесь предусматриваются правила поведения человека в бытовом плане. Согласно хадисам есть пищу с сильным запахом (лук, чеснок) при отправке в мечеть не стоит. Этот пример показывает правильное действие правоверного мусульманина в общении с соплеменниками. Нельзя причинять неудобства другим мусульманам.
На примерах видно, что совершение макруха не является серьёзным нарушением, но надо стараться этого себе не позволять.
Избегание макруха
В мире великое множество соблазнов в виде роскоши, красивых женщин, сладкой еды и многих других. Часто, когда человек подвергается искушению дьявола, может возникнуть ситуация нарушения различных запретов. Как действовать мусульманину в случае появления соблазна или невольного его допущения?
В первом случае, правоверный мусульманин должен стараться избегать тех мест и тех ситуаций, где может произойти забытие веры и отступление от слова истинного. Так он убережётся от дурного влияния. Тогда и совесть его будет очищена и это будет угодно Аллаху. Лучше посвятить себя молитвам для очищения души и освобождения сердца от скверны.
В случае, когда мусульманин нарушил повеление, Аллаха нужно обратиться к молитве и просить у Аллаха прощение. Аллах милостив и простит своего верного человека, но если молитва идёт от сердца и с большим усердием.
Islam-today
Помогла ли вам эта статья? Нам интересно ваше мнение!
Источник: http://islam-today.ru/veroucenie/nacinausim/makruh/