Пятничный намаз в Кул-Шарифе — Обряды в Кул Шарифе
«О те, которые уверовали! Если призовут в пятницу к молитве, устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О, если бы вы только знали!» (Священный Коран, 62:9).
Последний Посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре следующими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника Жертвоприношения (Курбан-байрам)» (хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. аль-Байхакы) [1]. Также необходимо помнить слова Посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею [2], сердце того будет запечатано Господом» (хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада и Муслима) [3].
Кул Шариф. Мусульмане после пятничного намаза Надпись на арабском. Внутреннее убранство мечети Кул Шариф |
Время совершения – это время полуденной молитвы («Зухр»). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы.
Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны [4].
Порядок совершения пятничного намаза
Четыре ракяата сунны
- Первый азан. По окончании азана как читавший, так и слышавший его, произносят «Салават» и обращаются к Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана (см. «Азан и икамат»).
- Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего Аллаха». Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы «Зухр». Выполняется как все молитвы-сунны каждым самостоятельно.
Первая проповедь
- Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан [5] словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматулла». Поприветствовав верующих, имам садится [6].
- Второй азан. По окончании азана как читавший, так и слышавший его, произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются к Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.
- Проповедь. Начинается словами восхваления Всевышнего и прошением благословения для Пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман.
- По завершении первой проповеди, имам-хатыб садится на минбар и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.
Вторая проповедь
Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер.
Два ракяата фарда
Четыре ракяата сунны
Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего Аллаха». После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре ракяата сунны пятничной молитвы.
Сажда во время пятничного намаза Мечеть Кул-Шариф работает в пятницу |
После четырех ракяатов сунны
По завершении четырех ракяатов сунны, и тем самым всей пятничной молитвы («Джум‘а»), продолжая сидеть, желательно [8], вместе с имамом, в соответствии с Сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), выполнить «тасбихат».
Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее вышло, то совершается полуденная молитва «Зухр» [9].
Примечания по пятничному намазу (джума)
1. | См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1278. |
2. | Т.е. не примет участия в пятничной молитве, считая ее не столь важной. |
3. | Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Дома они совершают в обычном порядке полуденную молитву «Зухр». Если все же они пришли в мечеть, то совершают пятничную молитву («Джум‘а»), которая будет им засчитана вместо полуденной («Зухр»). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1285. По шафиитскому мазхабу, путник перестает пользоваться каноническими облегчениями (необязательность посещения пятничной молитвы, необязательность поста в месяц Рамадан и т.д.), если он намеревается остаться на новом месте четыре и более дней. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать и более дней. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится в пути или на новом месте пребывания менее указанных сроков. |
4. | Первые четыре ракяата сунны признаются сунной всеми учеными-богословами, последние четыре ракяата – богословами всех мазхабов, кроме маликитского. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1291, 1326. |
5. | Богословы-ханафиты считают, что минимальное количество прихожан для проведения пятничной молитвы – трое совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мужчин-мусульман. Ученые шафиитского и ханбалитского мазхабов считают, что минимальный кворум – это сорок (вместе с имамом) совершеннолетних и разумных, соблюдающих религиозную практику и не являющихся путниками мусульман-мужчин. Оба эти мнения являются каноническими предположениями (иджтихадом) и не имеют прямых обоснований в Сунне Пророка. Интересно мнение современного богослова Вахбы аз-Зухайли: «Слово «джум‘а» происходит от слова «иджтима‘ «, что означает «общность», «община». И то количество людей, которое на данной территории считается общиной, может быть основой для проведения самодостаточной пятничной молитвы». См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1287, 1297. По нашему мнению (только Аллаху ведома истина!), там, где большая часть прихожан являются шафиитами, и в мечети нет сорока мужчин, соответствующих упомянутым требованиям, все же лучше будет провести пятничную проповедь и молитву, важность которых в условиях России невозможно переоценить, а затем прочитать полуденную («Зухр»). См. далее вопрос о совершении полуденной молитвы «Зухр» по завершении пятничной. |
6. | С момента восхождения имама на минбар и до призыва на два ракяата фарда (икамат) все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк предупреждал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу своему: «Замолчи», — то твой приход [в мечеть на пятничную проповедь] будет впустую»; «Кто во время пятничной проповеди скажет другому [всего лишь] «молчи», тот проболтался, а кто проболтался, тому нет пятницы». Ученые-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будетполным. Но все богословы без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва засчитывается данному человеку, (то есть она канонически действительна и перечитывать ее не надо)». «Строгие слова Пророка не означают полную запретность (харам) произнесения каких-либо слов во время проповеди, так как был случай, когда неграмотный бедуин, сославшись на крайне безвыходное положение, обратился к Пророку с прошением о молитве ду‘а за него во время пятничной проповеди. Посланник Господа исполнил просьбу и не сделал ему замечания», – аргументируют свое мнение ученые. Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка, при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1287, 1297. В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо строго сохранять молчание. В противном случае, мы уходим с пятничной проповеди и молитвы без вознаграждения (саваб), в котором мы так сильно, особенно сегодня, нуждаемся. |
7. | Кроме этого, имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним молящимися. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву с имамом. |
8. | Это особенно желательно в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джама‘ате) мольбах-ду‘а, особенно в такой великий день, как пятница. Совершив вместе «тасбихат», верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются, делятся радостями. |
9. | Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1335. |
Этот текст взят с сайта Умма
Рассказать друзьям |
Источник: http://www.kul-sharif.com/index/pjatnichnyj_namaz_v_kul_sharife/0-13
Достоинства пятничного дня и как следует его встречать
Самым лучшим днём для мусульман является пятница. Этот день занимает в жизни правоверного мусульманина почётное место. Пятница, в честь которой в Священном Коране названа целая сура, является не только днём поклонения, но и праздничным днём мусульман.
Пятница – это день единения и общения верующих. А пятничная проповедь – это своеобразный обмен знаниями.
Но, к сожалению, многие из наших братьев пропускают пятничный намаз, считая, что это всего лишь сунна, а некоторые же и вовсе, зная, что это фарз, всё равно беспечны к своим обязанностям.
Пятница – лучший из всех дней после дня стояния на Арафате. Совершение греховного в пятницу является пренебрежением к этому священному дню, к милости Всевышнего в этот день. Поэтому в нём многократно увеличивается не только воздаяние за добрые деяния, но и наказание за грехи.
В пятницу Всемогущий Аллах сотворил нашего праотца Адама (мир ему), в нём же Он переселил его на Землю, и умер Адам (мир ему) в пятницу. В течение пятницы существует особый промежуток времени, когда Всевышний Аллах принимает наши мольбы. Но Аллах скрыл его, чтобы мусульмане всю пятницу усердно занимались поклонением Ему, ибо богослужение в этот день высоко ценится.
Ночь на пятницу – лучшая после ночи рождения благородного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и ночи могущества и предопределения – Лайлат аль-кадр.
Всевышний Аллах в Священном Коране говорит (смысл): «О вы, которые уверовали! Когда прозвучит призыв к молитве в пятницу, то поспешите к поминанию Аллаха (к проповеди и намазу), оставив торговые дела» (сура «аль-Джуму’а», аят 9).
В благородном хадисе также говорится: «Суббота дарована иудеям, воскресенье – христианам, а пятница – мусульманам. В этот день мусульманам ниспосылается обилие, всяческие блага, всё доброе».
Верующие, которые устремляются в мечети для совершения пятничных молитв, слушая проповедь и совершая после неё намаз, очищаются от накопившихся за неделю в их сердцах грехов. Именно поэтому это поклонение является ритуалом еженедельного духовного очищения для верующих. Об этом Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) говорил следующее:
«Тот, кто, сделав полное омовение, надев чистую одежду и умастив себя благовониями, не спеша направится в мечеть и, не проронив ни единого слова, выслушает проповедь имама и совершит за этим пятничный намаз, вернётся домой очистившимся от всех грехов, совершённых им с прошлой пятницы» (Абу Дауд).
Доказательства обязательности пятничного намаза
Обязательность пятничной проповеди и намаза утверждена Священным Кораном, Сунной и единым мнением исламских учёных. Отрицание этого является куфром.
Как произнесение проповеди перед пятничным намазом является фарзом, также фарзом аль-айн для тех, кто в состоянии, является совершение двух ракаатов пятничного намаза.
В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на молитву в пятницу, проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив торговые дела» (сура «аль-Джуму’а», аят 9).
Также есть множество хадисов, указывающих на обязательность пятничного намаза. Вот некоторые из них:
В достоверном хадисе, приводимом от Тарика ибн Шихаба (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Совершение совместной пятничной молитвы является обязанностью для каждого мусульманина, за исключением четверых: раба, женщины, ребёнка и больного» («Сунану Аби Давуда», № 901).
Пропускать пятничную молитву без уважительной, по нормам Ислама, причины запрещено! Ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто оставит подряд три пятничные молитвы без причины, будет записан среди лицемеров!» («Мусаннафу ибн аби Шайба», № 5579).
«Совершение пятничного намаза в джамаате является обязанностью каждого мусульманина. Свободными считаются лишь невольники, женщины, дети и больные» (Абу Дауд, Байхаки).
«Если вы не перестанете оставлять пятничный намаз, Аллах запечатает ваши сердца так, что вы навеки останетесь в беспечности» (Муслим, Рияд ас-Салихин).
По вышеприведённым доводам, а также по единогласному решению мусульманских богословов понятно, что пятничная молитва является прямым предписанием Всевышнего, которое мы не имеем права игнорировать.
Тем, на кого возложен пятничный намаз, запрещено (харам) заниматься торговлей или другим делом после того, как прозвучит призыв (азан) для пятничной молитвы, и до её окончания.
Получение разрешения для отлучки на пятничный намаз
Совершение пятничного намаза является повелением Всевышнего Аллаха, то есть обязанностью (фарзом) для каждого совершеннолетнего и дееспособного мусульманина. Выполнение этого фарза является как правом, так и обязанностью каждого верующего.
Поэтому, на какой бы работе ни находился верующий, он имеет полное право требовать разрешения для исполнения возложенной на него обязанности. В свою очередь работодатель, имеющий в своём подчинении работников-мусульман, должен помнить о такой необходимости, как выделение им в пятницу необходимого времени, достаточного хотя бы для совершения пятничного намаза.
Это является исполнением религиозного долга, а также способствует распространению и укреплению братских уз между верующими.
Достоинства дня джум’а и его порядок
День джум’а – это еженедельный обряд коллективного поклонения верующих. Совершить в этот день гусль (полное купание тела) и отправиться в мечеть является великим достоинством. Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) и следующие по его стопам великие люди уммы считали пятничный гусль благим деянием и всегда призывали к этому и других. Относительно него существует множество хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение), вот некоторые из них:
«Пусть тот из вас, кто желает пойти на пятничный намаз, совершит гусль» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, ан-Насаи).
«Даже если вы не осквернены, вам следует совершать по пятницам гусль и мыть голову».
«Совершать по пятницам гусль является личным долгом каждого мусульманина» (Бухари, Муслим).
Облачение в чистые одежды и умащение благовониями
Наша религия является религией чистоты. Мусульманин должен стараться всегда и везде быть чистым, и ещё большее внимание он должен уделять своей чистоте и опрятности по пятницам. Он также должен стараться одевать на пятничный намаз свою самую чистую и самую красивую одежду. Об этом Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил следующее:
«Каждый мусульманин с наступлением пятницы должен почистить зубы, совершит гусль, облачиться в чистую одежду и, если есть, умастить себя благовониями».
«Каждому из вас, помимо своей рабочей и повседневной одежды, следует иметь чистую одежду, предназначенную для пятничной проповеди» (Абу Дауд, Ибн Маджа).
Отправление на пятничный намаз заранее и пешком
После совершения гусля, умащения благовониями и облачения в чистые одежды не менее поощряемым действием в пятничный день является отправление в мечеть пешком. Об этом существует множество хадисов Досточтимого Пророка (мир ему и благословение), вот некоторые из них:
«В пятничный день перед воротами каждой мечети встаёт ангел и начинает в порядке очереди записывать в книгу деяний имена тех, кто пришёл в этот день в мечеть. Когда в мечети появляется имам и начинает свою проповедь, ангелы закрывают свои книги и отправляются слушать хутбу. Таким образом, те, кто пришёл в мечеть в ранние часы, получают награду, равную верблюду. Пришедшие позже – награду, равную курице, ещё позже – яйцу» (Абу Дауд, Ибн- Маджа).
«Тот, кто в ранние пятничные часы, совершив гусль, отправится пешком в мечеть и, не проронив ни слова, прослушает пятничную проповедь и совершит намаз, получит за каждый сделанный им по пути в мечеть шаг награду, равную награде за год поста и молитв» (Абу Дауд, Тирмизи, ан-Насаи).
Применение мисвака
Чистка зубов мисваком перед каждым второстепенным и обязательным намазом является весьма поощряемым в нашей религии действием. Особенно это поощряемо при совершении коллективных и пятничных намазов. В хадисах о необходимости чистки зубов Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) говорит следующее:
«Намаз, который совершается с применением сивака, превосходнее любого другого в семьдесят раз» (Ахмад, Хаким).
«Чистите зубы, используя мисвак, так как это причина чистоты рта и довольства Господа» (Ахмад).
«Если бы я не боялся обременить свою умму, я бы приказал вам чистить зубы перед каждым намазом» (Ахмад).
Внимательность при хутбе
Следует молча слушать пятничную хутбу и не разговаривать во время её чтения. Об этом в хадисах Досточтимого Пророка (мир ему и благословение) говорится следующее:
«Если во время пятничной хутбы ты скажешь соседу: «Замолчи», ты и сам считаешься заговорившим» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, ан-Насаи).
«Если во время пятничной хутбы ты скажешь соседу: «Замолчи», ты и сам считаешься заговорившим», а разговор во время хутбы лишает благ самого дня джум’а» (Ахмад).
«Если пришедший на пятничный намаз сможет избежать трёх вещей, он очистится от грехов до следующей пятницы, это – создание неудобств для других, разговоры и поучение других словами типа: «Замолчи» (Ахмад).
Час принятия всех молитв
В пятничный день есть такой час, в который принимаются все молитвы, и который называется часом принятия всех молитв. Существуют различные мнения относительно того, на какое время пятницы приходится этот час.
Наиболее достоверным является то, что это время начинается с началом хутбы имама и продолжается до завершения пятничного намаза.
О том, что искренне совершённые в это время молитвы будут непременно услышаны, в хадисах Досточтимого Пророка (мир ему и благословение) говорится следующее:
«В пятницу есть час, в который принимаются все молитвы, ни одна из которых не отвергается Всевышним Аллахом» (Бухари, Муслим).
«С момента, когда имам взошёл на минбар и до завершения намаза принимаются все молитвы и взывания взывающих» (Муслим).
Источник: http://islam.ru/content/veroeshenie/43309
Джума мубарак
Каллиграфическая надпись на арабском «Джума мубарак»
Джума мубарак (juma mubarak) – это словосочетание является поздравлением мусульман друг с другом, в переводе с арабского языка «пятница благословенна».
Слово «мубарак» означает в переводе с арабского языка «счастливый» или «благополучный», но в данном приветствии оно переводится как «благословенный». Слово «мубарак» часто используется в исламских приветствии в таком значении.
Название «джума» имеет арабское происхождение, в его основе понятие «собирать». Как говорил имам ан-Навави, пятницу назвали словом «джума», потому что этим словом в арабском языке называют собрание людей. Во время доисламского невежества или «джахилии» пятницу арабы называли «аруба».
Почему пятница называется джума?
Относительно причины того, почему пятница была названа именно так, существует несколько версий. По одной из версий, в пятницу Аллахом был создан Адам.
Термин «джума» по-арабски означает процесс завершения чего-то, как момент, когда Всевышний собрал что-то, то есть завершил творение.
Вопрос о том, почему пятница получила название «джума», был задан Пророку Мухаммаду ﷺ, он ответил, что это название дано, потому что в этот день Аллах закончил создание Адама, праотца всего человечества (хадис от имама Ахмада, переданный от Абу Хурейры).
По мнению шейха Аль-Арнаута, есть слабое звено в цепочке передатчиков или инсаде этого хадиса, но не только этот хадис, но и многие другие указывают на то, что именно в пятницу Аллах завершил создание своего творения Адама. Такие уважаемые труды, как «Фатх аль-Бари» и «Нейл аль-Аутар» также признают достоверность такого мнения.
Еще одна версия такого названия заключается в том, что именно в пятницу в соборной мечети собираются мусульмане, чтобы совершить коллективную молитву. Это мнение разделяет ибн Хазм в своем труде «аль-Мухалля».
Существует также точка зрения, что в этот день Хава (Ева) и Адам были собраны Всевышним вместе.
Помимо всех этих объяснений, у пятницы благ и достоинств много. И то, что название этого дня в переводе с арабского означает «собирать», как раз также это подтверждает.
Достоинства пятницы
Во многих хадисах затрагивается вопрос о том, какими достоинствами обладает пятница. Счастливым человеком можно назвать того, кто проснулся на день джума в здравии и может в полной мере ощутить ценность и благодать этого дня.
Некоторые дни или месяцы были избраны Всевышним Аллахом и превознесены над остальными. Мудростью своей Аллах сделал их праздничными, и это его решение является по отношению к верующим мусульманам милостью.
Джума – это для мусульман день, полный достоинств. Среди остальных он неслучайно выделен Всевышним, который сделал его для уммы, мусульманской общины особенным, мубарак.
Как сказано в хадисе, переданном от Хузейфа ибн аль-Яман, который признан достоверным, Пророк Мухаммад ﷺ однажды сказал, что «джума» не была дана Аллахом тем людям, которые «были до нас», поскольку суббота являлась особым днем для иудеев, а для христиан таким днем являлось воскресенье.
Обратив внимание на то, что эти дни следуют один за другим, и последовательность эта ниспослана Всевышним, он добавил: «И вот так же, Аллах сделал христиан и иудеев следующими за нами в Судный День. Мы – последняя община в этом мире, и первая в Судный День, над которой суд свершится в первую очередь, до остальных созданий».
Есть еще один хадис, в котором приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ о том, что пятница является лучшим днем, поскольку именно в пятницу Адам был создан, его поселили в Раю и из Рая изгнали, Судный День назначен также на джума.
Пророк Мухаммад ﷺ проводил пятничный день, уделяя ему внимание особое: он совершал полное омовение, надевал свою лучшую одежду, смазывал волосы благовониями. Приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ о том, что мусульмане, которые так поступают, а потом идут в мечеть на Джума-намаз, молятся Аллаху, а затем слушают имама и хранят молчание, таким людям между этой пятницей и предыдущей простятся все их грехи.
Какие дни являются праздничными у мусульман?
Для верующих мусульман Всевышний Аллах определил в год два праздника мубарак: Ураза-байрам или праздник Разговения (Ийд аль Фитр) и Курбан-байрам или праздник Жертвоприношения (Ийд аль-Адха). Еще один праздник мубарак определил Аллах – Джума.
В хадисах приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ (хадис от имама Ахмада и аль-Хакима), когда он говорил, что пятничный день является праздничным, поэтому мусульманам в пятницу нельзя соблюдать пост, за исключением тех кто накануне постился или собирается держать пост на следующий день после пятницы.
Можно ли поздравлять словами «Джума мубарак»?
Среди верующих мусульман часто возникает вопрос, является ли подобная традиция поздравлять с пятницей новшеством (бида)? На этот вопрос ответ дают представители мусульманской уммы, приводя доказательства своему ответу из хадисов.
Пророк Мухаммад ﷺ и его сподвижники не поздравляли друг друга словами «джума мубарак», так как в хадисах нет никакого упоминания об этом поздравлении.
Однако не возбраняется друг друга поздравлять словами «джума мубарак», ничего запрещенного в этом нет, но только в том случае, если человек, который это делает, не принимает это поздравление обязательным действием или сунной.
Из всего того, что приводится в хадисах о джума, можно сделать вывод, что нет для мусульман обязанности поздравлять друг друга в пятницу, но такое пожелание не противоречит Исламу.
Обязанность мусульманина — дарить окружающим благо, прославляя мудрость и милость Аллаха, а само джума лучше наполнить добрыми деяниями, раздавать садака, радовать своих родителей, помогать людям, приглашать в гости родственников, соседей, близких и знакомых, для укрепления родственных, братских и дружеских уз.
Источник: https://medinaschool.org/library/obshestvo/prazdniki/dzhuma-mubarak
Даже короткая молитва может создать большие проблемы на работе. На днях министр имущества Дагестана запретила своим подчиненным совершать намаз и посещать мечеть в пятницу, сообщили СМИ. Новость, правда, потом опровергли, однако похожих инцидентов по всей стране случается немало. Корреспондент РИА Новости рассказал, почему религиозные люди так раздражают начальников и коллег по работе.
«Мусульман нигде не любят»
Жителю Москвы Чингизу Курбанову 28 лет. Не так давно его уволили за совершение намаза. Начальник сказал ему, что на работе этого делать нельзя.
«Если ФСБ узнает, что я молюсь, говорил он, его фирму закроют, и у него самого будут проблемы, — рассказывает Курбанов. — Смешно звучит, так как для обеденной и послеобеденной молитв мне нужно буквально два квадратных метра и 20 минут в день. Напоследок он поклялся не нанимать больше людей, которые молятся на работе. По-моему, он вообще негативно настроен к религии».
С неприязнью к мусульманам Чингиз встречался во многих компаниях, кроме иностранных, где, заверяет он, начальство очень внимательно относится к религиозным потребностям сотрудников.
Им выделяют комнаты для молитвы, их отпускают в пятницу в мечеть на джума-намаз (общая молитва, которая обычно совершается в обеденное время. — Прим. ред.) и «не перегружают работой в месяц Рамадан», когда нельзя ни есть ни пить от восхода до заката солнца.
О российских же финансовых фирмах Курбанов отзывается негативно: «Если человек только заикнется, что ему нужно немного времени для молитвы, его сразу уволят, такая практика сложилась давно».
Газета.uz
«Лишь в одной российской компании гендиректор позволил совершать молитву. Он сам — дагестанец, и когда узнал, что мне нужно совершать намаз, дал ключи от своего кабинета. Для меня это было неожиданностью, а персонал — особенно на уровне руководителей среднего звена — очень негативно воспринял эту новость, хотя не могли ничего сказать. Гендиректор распорядился создать все условия для отправления всех необходимых религиозных обрядов», — вспоминает Чингиз Курбанов. Правда, и из той компании ему также пришлось уйти (причины он не назвал).
Чингиз уверяет, что он не единственный, кто из-за веры сталкивается с проблемами на работе. Наиболее уязвимыми оказываются трудовые мигранты из Центральной Азии, с их мнением работодатели вовсе не считаются. Они, заверяет Курбанов, совершают намаз тайно, боясь лишиться работы.
«Приходите на пятничную молитву в любую мечеть и проведите опрос прихожан. Гарантирую, очень многие расскажут вам печальные истории о том, как им не дают совершать намаз на работе», — говорит он.
Делу — время
С подобными трудностями сталкиваются не только мусульмане. Однажды женщина, всю жизнь проработавшая в синагоге, заявила, что в современных экономических условиях быть религиозным иудеем и соблюдать все предписания крайне тяжело. Особенно ее угнетала необходимость работать по субботам, когда у евреев шаббат (с вечера пятницы до вечера субботы. — Прим. ред.).
Большинство иудеев зачастую вынуждены выбирать между земным и божественным. Так было и с Михаилом Ставропольским, организатором праздничных мероприятий.
«Корпоративы, свадьбы, банкеты, презентации, дни рождения назначаются в основном на вечер пятницы или на субботу. В итоге встал вопрос: что с этим делать? Менять профессию? Мне было тяжело решиться не работать в шаббат», — рассказывает РИА Новости 32-летний житель Москвы.
Дилемма подстегнула Михаила создать собственную фирму. Раньше он проводил все мероприятия сам, теперь этим занимаются сотрудники.
«Теперь по субботам я молюсь в синагоге, а в это время у меня проходит несколько мероприятий, — делится он. — Прибыль, само собой, увеличилась втрое».
Одно время, еще до открытия своего дела, он даже работал на госслужбе — вот там проблем с соблюдением шаббата не возникало. «Когда меня звали на работу в одну госструктуру, я сказал: ребята, есть нюанс — хоть сам президент приедет, я в субботу не выйду. Начальник ответил, что все прекрасно понимает. Главное — уметь договариваться», — советует Михаил.
Молитве — час
Неизвестно, сколько людей ежегодно увольняют или не берут на службу из-за их религиозных убеждений, такой статистики не существует. А ведь речь идет о сотнях, если не тысячах верующих.
Причин тому несколько. Прежде всего, мало кто осмелится пожаловаться на работодателя, ведь после этого, скорее всего, придется распрощаться с мечтами о хорошей должности. Вот и член Общественной палаты РФ, глава Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов отмечает, что таких обращений единицы, и чаще всего они связаны «с недопониманием между сторонами». Уж больно все неоднозначно в этом вопросе.
«А иногда случается и так: человек просит дать ему возможность молиться, а сам пропадает куда-то на два часа», — говорит муфтий.
На самом деле, считает Крганов, проблема невозможности совершить намаз на работе преувеличена. Ведь перерыв на молитву, уверяет он, занимает 15-20 минут, а если вообще никак не получается помолиться, то «мусульманин может объединить две молитвы», поясняет священнослужитель.
Права работающих верующих защищены статьями 28 (каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания) и 37 (каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду) Конституции. Кроме того, Трудовой кодекс гарантирует право на перерыв.
Логично предположить: если человек совершает молитву, не нарушая рабочий режим, никаких проблем не возникнет.
Вместе с тем юристы отмечают, что за религиозные убеждения все же порой увольняют.
Только формально работодатель находит другие причины, подчеркивает адвокат Лилия Петрик.
«На моей практике был такой случай: в Нижнем Новгороде уволили капитана внутренней службы СИЗО, буддиста. Его поведение — он не курил, не пил и не ел мяса — насторожило начальство. Но уволили его, конечно, не за религиозные убеждения (это было бы незаконно), а под другим предлогом», — приводит пример юрист.
«В случае строгого соблюдения шаббата человека могут уволить за прогулы, поскольку религиозные убеждения не являются основанием для невыхода на работу, — объясняет Лилия Петрик. — Это же не больничный лист и не смерть близкого родственника. Поэтому доказать, что человека уволили именно из-за его веры, почти нереально».
В убыток или нет?
Само собой, многое зависит от рода занятий верующего человека. Одно дело удовлетворять религиозные потребности, занимаясь, например, документооборотом, и принципиально другое — стоя у конвейера.
Логично заключить, что чем больше тот или иной обряд отнимает времени в течение рабочего дня, тем меньше выработка сотрудника. Впрочем, в экономической науке вопрос влияния веры человека на производительность труда до сих пор не изучен, замечает профессор РАНХиГС Александр Щербаков.
«В принципе, можно предположить, что после проведения обряда появляются новые силы, улучшается трудовой настрой, — допускает он. — Но, мне кажется, мотивация на рабочем месте должна обретаться другими средствами, поскольку при прочих равных условиях длительная молитва — это потеря рабочего времени».
Несмотря на конфессиональную принадлежность, верующие все равно ориентируются на рабочий ритм. А работодатель, в свою очередь, подсчитывает возможные убытки от тех же перерывов на молитву.
«Если работодатель платит за работу небольшие деньги, например, гастарбайтерам из азиатских стран, это выгодно ему в любом случае, и он готов терпеть небольшую потерю рабочего времени», — подчеркивает экономист.
Эксперты отмечают, что проблема взаимоотношений верующих с работодателями характерна не только для России, но и для многих стран мира. Похоже, в XXI веке неумолимые законы рынка все острее ставят перед трудоспособными людьми извечный вопрос, кому служить — Богу или маммоне.
Источник: https://uz.sputniknews.ru/columnists/20180310/7679198/tayniy-namaz-ili-pochemu-veruushcim-net-mesta-na-rabote.html
Инициатива признания пятницы выходным днем
Депутат Турсунбай Бакир уулу подготовил законопроект о признании пятницы выходным днем.
Депутат Жогорку Кенеша от фракции «Атр-Намыс» Турсунбай Бакир уулу считает, что мусульмане Кыргызстана должны отдыхать в пятницу как это принято в исламских странах.
По его словам 80% населения страны считает себя мусульманами. Поэтому он подготовил законопроект, который внесет изменения в трудовой кодекс и предложил его Жогорку Кенешу:
— У мусульман пятница считается выходным днем. Этот день они посвящают себе и Богу. В этот день человек читает пятничный намаз в мечети. Поэтому я предлагаю перенести выходной день с воскресенья на пятницу. Суббота является выходным днем евреев, воскресенье — христиан. Конечно, руководство трудового коллектива может считать воскресенье выходным днем, если пожелает. Если в этом коллективе не будет мусульман
Метки
- Турсунбай Бакир уулу, Жогорку Кенеш, Намаз, Ислам
Согласно законопроекту, работающие пять дней в неделю граждане могут отдыхать в пятницу и субботу. А воскресенье будет считаться началом рабочей недели.
В некоторых исламских странах — в Саудовской Аравии, в Иране, Бахрейне, в ОАЭ этот день признан выходным. В то же время в Пакистане и Турции выходными признаются привычные суббота и воскресенье.
Комиссия по делам религии и муфтият пока не выразили своей позиции относительно инициативы признания пятницы выходным днем. А представители гражданского общества считают, что эта инициатива не подходит для светской страны. Одна из них — лидер правозащитного центра «Граждане против коррупции» Толойкан Исмаилова:
— Инициатива противоречит стратегии развития Кыргызстана. Она не подходит для Кыргызстана, который первым в Средней Азии принял парламентскую систему правления и стремится к развитию демократии.
Лидер коалиции «За демократию и гражданское общество» Динара Ошурахунова считает, что нет надобности для таких перемен:
— Во-первых, у нас не халифат. Большая часть населения Кыргызстана является мусульманами, но не все они работают. Они могут отдыхать даже в пятницу. Государственные органы подчиняются Конституции. В Конституции все указано. Поэтому эта инициатива не актуальна. Во-вторых, если эта инициатива действительно улучшит жизнь населения, то я ничего не имею «против».
Турсунбай Бакир уулу выступал с такой инициативой 17 лет назад, на первом созыве парламента. Тогда инициатива народного представителя не нашла поддержки. Турсунбай Бакир уулу считает, что парламент примет его законопроект, но многие в этом сомневаются. Депутат Исмаил Исаков поделился со своим мнением:
— Я не могу поддержать инициативу переноса выходного дня с воскресенья на пятницу. Люди уже давно привыкли. Мы даже понедельник и вторник можем воспринимать как выходные. Но какой от этого прок?
Инициатива изменения выходных дней обсуждается в социальной сети «Фейсбук», выражаются противоречивые мнения. Законопроект находит поддержку тех, кто ходит на пятничный намаз. В ходе опроса прохожих мы встретили таких людей.
Сейдакмат Икрамидин уулу: Я поддерживаю. Потому что студент. Сколько раз писал заявление, чтобы уйти на намаз, но директор не разрешает. Поэтому я хочу, чтобы пятницу признали выходным днем.
Галина: Нет, я против этого. Потому что мы издавна привыкли отдыхать в воскресенье.
Акжолтой: А что изменится от переноса выходного дня? Ничего. Лучше отдыхать в те дни, в которые мы привыкли.
Не в первый раз поднимается инициатива внедрения исламского образа жизни в Кыргызстане. При предыдущем парламенте поднимался вопрос о том, чтобы узаконить многоженство, которое допускается исламом.
После избрания нынешнего парламента инициатива Турсунбая Бакир уулу об открытии зала для чтения намаза стала поводом для разговоров. Представители гражданского общества заявили, что открытие в парламенте светской страны зала для чтения намаза противоречит Конституции. Но, по мнению Турсунбая Бакир уулу, несмотря на недовольство гражданского общества, в зале для чтения намаза по пятницам собирается около 200 человек.
Внимание некоторых общественных деятелей к исламу и инициатива некоторых депутатов о введении запрета на празднование нового года подкидывают пищу для разговоров.
Источник: https://www.gezitter.org/society/17993_initsiativa_priznaniya_pyatnitsyi_vyihodnyim_dnem/