Как приняли христианство в Армении

Принятие христианства в Армении

Как приняли христианство в Армении

Принятие христианства в Армении — это одно из самых удивительных событий мировой истории.

Армения — первая христианская страна. Именно здесь в 301г. впервые христианство приобрело статус государственной религии. Это событие связано с именами царя Трдата III и первого патриарха христианского мира Григория Просветителя.

Данное происшествие имеет много загадочных сторон, которые до сих пор озадачивают историков. Кроме того, что принятие христианства было беспрецедентным, это также было единственным случаем, когда смена религии произошла без смены власти и без воздействия более мощной культуры.

Могущий и жестокий царь Трдат III всячески преследовал христиан, кровожадно убивал их, применял самые бессердечные и зверские наказания и никак не позволял распространяться религии. И вот тот-же самый царь Трдат, прославленный как твердый и властный правитель, признает христианство и приказывает распространить религию по всей стране.

На вопрос, что случилось с царем, нам отвечает драматическая необыкновенная история, дошедшая до наших дней.

С чего все началось?

В середине II в. в Армении правил мощный и умный царь Хосров. В период его правления, Армения сильно расцвела: расширила свои границы, победила всех своих врагов, освободилась от внутренних врагов. Князья, которые приносили вред стране были наказаны, иные, которые были в ссоре, были помирены. Но однажды, против Хосрова плетут заговор и предательски убивают.

Последний приказ умирающего царя был отследить и убить вместе с их семьями всех, кто был замешан в цареубийстве. В это время жена убийцы чудом успевает убежать в Рим и уносит своего малыша. Убийство Хосрова было заказано персидским царем, с целью захвата армянского престола. Ситуация становится опасной и угроза ложится на всю царскую семью. Необходимо было спасти сына царя и его тоже уносят в Рим.

Сына царя звали Трдат, а сыном цареубийцы был Григорий. Иронией судьбы их обоих утащили в Рим. Они были из двух вражеских кланов, от которых их спасали. А спустя много лет, они вместе будут крестить армянский народ.

От дружбы до заключения

Повзрослев, Григорий начинает осознавать порок своего отца. Он понимает, что убийство царя было великим грехом и губительным событием для Армении.

В знак искупления вины своего отца, он приходит на служение сыну покойного царя — Трдату, который, однако, даже не предполагал, что Григорий сын цареубийцы. Григорий служит искренне и от всей души. Он становится самым верным слугой и близким другом Трдата.

И несмотря на то, что Григорий уже был приверженцем христианства, а Трдат ненавидел христиан, последний любил своего слугу всем сердцем и делился с ним самыми строгими секретами.

И вот в 287г., римский император Диаклетиан посылает Трдата в Армению с большой армией. Трдат прогоняет из страны установивших свою власть персов, и становится царем Армении. Царь все же не мог смириться с тем, что Григорий христианин и на одной из языческих церемоний, он приказывает ему подать почести языческой богине. Григорий, естественно, отказывается, так-как был очень предан своей вере, за что царь подвергает его мучениям и пыткам, чтобы он отказался от христианства.

Намерений убивать своего лучшего друга у царя, конечно, не было. Но именно в это время, ему доносят, что Григорий, оказывается, сын цареубийцы. Тогда уже Трдат не сдерживает свою ярость и кидает Григория в темницу Хор Вирап (Глубокая Яма), куда бросали самых злостных врагов государства. Эта темница представляла собой глубокую яму, где узников не кормили, не поили, а просто вытаскивали оттуда мертвыми через месяц или два, когда уже приходила очередь другого узника.

Принятие христианства

Проходит с тех пор 13 лет и царь заболевает неизлечимой болезнью. Сестра царя вспоминает, что у Трдата был преданный слуга, который всегда оказывался рядом в тяжелых ситуациях и часто даже выручал его. Она немедленно посылает людей за Григорием.

Поначалу, всем казалось, что она сошла сума, так-как было крайне нереально, чтобы в темнице, где люди не выдерживали даже месяц, Григорий оказался живым после 13-и лет заточения. Но она настояла, чтобы проверили темницу. И когда проверили, всех охватил страх от увиденного чуда. Григорий оказался живым.

Весь исхудавший и еле дышащий, Григорий лежал на земле. В дальнейшем стало известно, что одна из служащих тюрьмы, через дымоход опускала ему хлеб и воду.

Григорию сообщают, какая участь постигла его царя и зачем его освободили. Несмотря на то, что он имел право держать обиду на царя, он все же проявляет свою преданность и лечит Трдата. После этого, Трдат признает христианство и приказывает распространить религию по всей стране. А Григорий становится католикосом (патриархом) Армении.

Были ли мотивы? Армянская Апостольская церковь

По началу может казаться странным, что история нескольких людей решила судьбу целой страны. С другой стороны, на сегодняшний день, это самое правдоподобное и логичное объяснение радикального изменения мировоззрения, столь твердого в своих позициях царя. Оказывается крайне сложным выкопать объективные мотивы принятия христианства. Трудно найти какие-либо элементарные причины и объяснить произошедшее стандартными законами истории.

С точки зрения внешней политики, была полная неудача. Персы еще несколько веков войнами пытались вернуть армян к язычеству.

Естественно испортились отношения и с римским императором Диаклетианом, который сам установил Трдата на трон, и который, являясь ярым противником христиан, естественно не одобрял поведение Трдата. С точки зрения внутренней политики, тоже все было не так хорошо.

Начались внутренние войны и кровопролития, уничтожалось культурное наследие. Поэтому историки не дают окончательного и однозначного ответа, почему именно Армения и почему именно таким нелепым образом приняла христианство.

Есть небольшой мотив принятия христианства, который, однако, вряд ли выживает, как основная причина. Именно неудача во внешней политике содержит скрытый успех.

Принятием христианства Армения дерзко отказывается от культурного влияния мощных соседей и становится на путь создания своей независимой культуры.

Уже через 100 лет у армян появляется своя письменность и наступает век резкого развития историографии и литературы, который был назван «Золотым веком». И, конечно, смена религии произошла не столь внезапно. Существовала определенная почва.

После воскресения Христа, в Армению прибыли двое из 12-и апостолов — Фадей и Варфоломей. Именно поэтому армянская церковь называется Апостольской, в знак того, что армяне услышали о христианском учении от самих апостолов. Но христианство зародилось в Армении еще при жизни Христа.

Историки упоминают о первом христианском царе Абгаре (царь Едесии — отдельное армянское царство), который поверил, что дела Христа — это дела Бога и написал Христу письмо с просьбой и приглашением в свое царство, для спасения своего народа.

На это Христос ответил, что у него есть дела в Иерусалиме, но пообещал, что пошлет к нему своего ученика.

Таким образом, еще с 1-го века в Армению проникает христианство. В конце 3-го века, христианские общины существовали уже по всей стране, что послужило почвой для провозглашения новой религии, как основной.

В то же время, в конце 3-го века уже сильно ослабло язычество. Жрецы не выполняли роли духовных наставников. Злоупотребление социальным статусом, обман, запугивание и грабеж населения стали нормой со стороны духовенства. Языческая вера была уже далеко не той национальной традиционной верой, от которой армянам трудно было бы отказаться. Было много заимствований от греческих и парфянских вероисповеданий, а исконно армянская была утеряна.

Более того, в незапамятные времена армяне поклонялись одному богу, у которого тоже, как и в христианстве, было три ипостаси. Выходит, если судить строго, принятие христианство было возвращением к единобожию и приближением к изначальной армянской религии. Также библейские учения были очень близки к менталитету, национальным обычаям и семейным традициям армян. Таким образом, народ был морально готов к принятию новой веры.

Нужно отметить, однако, и темные стороны религиозного переворота. Жрецы не могли смириться с тем, что за один день, они потеряли все свои полномочия и лишились всего. Они собирали войска и направляли их против христиан и царской армии. Ситуация стала устаканиваться, когда был убит верховный жрец. Было пролито много крови.

Очень сильно пострадало культурное наследие. По всей стране разрушались языческие храмы или же на их месте строились христианские. Было уничтожено множество скульптур и рукописей.

Есть распространенное мнение, что у армян существовала даже своя письменность, от которой ничего не осталось, так-как христиане уничтожали все, не задумываясь о культурных ценностях.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое благословение

* * *

Несмотря на те смутные времена, роль церкви в истории армянского народа сложно переоценить. Во времена потери государственности, церковь брала на себя руководство страной и сохраняла единство народа.

Именно церковь часто организовывала освободительные войны, налаживала важные дипломатические отношения. Открывала школы и университеты, воспитывала в населении национальное самосознание и патриотический дух.

Пройдя сквозь горы испытаний, пережив непрерывные давления со стороны иноверных жестоких захватчиков, армянская церковь ни на один день не потеряла статус государственной религии.

Сегодня Армянская Апостольская Церковь объединяет армян, живущих за границей, что составляет 80% от общей численности армянского населения мира.

Источник: https://www.findarmenia.ru/armenia/istoriya/prinyatie-hristianstva/

Папа римский в Армении: голубь мира и послание о любви

Как приняли христианство в Армении

Марк Григорян Ереван, для Русской службы Би-би-си

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Папа и Католикос выпустили голубей в сторону Арарата — библейской горы, находящейся на территории Турции

Папа римский Франциск снова назвал массовую резню армян в 1915 году геноцидом, однако прямое общение с людьми в ходе папского визита в Армению было важнее политических заявлений.

В своих проповедях понтифик смог передать жителям небольшой Армении мощный позитивный импульс, смысл которого заключается в необходимости построить будущее, основанное на вере и любви, мире и процветании.

Визит папы в Армению, как и прочие его поездки, назывался «апостольским путешествием» и продлился три дня – с 24 по 26 июня. Сам он назвал свою поездку паломничеством в первую христианскую страну, имея в виду, что Армения официально приняла христианство как государственную религию в 301 году.

За три дня папе удалось объединить государственную и религиозную составляющие такого визита. Он встретился с президентом Армении, участвовал в двух литургиях и молитве о мире, съездил в Эчмиадзин и к монастырю Хор-Вирап.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Поездка в монастырь Хор-Вирап в 50 км от Еревана имела важное религиозное значение

Голубь в сторону Арарата

Поездка в монастырь, находящийся примерно в 50 километрах от Еревана, имела и политическую, и религиозную составляющую.

Политическое значение состояло в том, что монастырь находится почти на самой армяно-турецкой границе, которую Турция закрыла в 1993 году в знак поддержки Азербайджана в карабахском конфликте.

Религиозное же определяется тем, что Хор-Вирап (что в переводе с древнеармянского значит «глубокая яма») был построен на той самой «глубокой яме», где был заточен святой Григорий Просветитель, благодаря которому христианство в Армении стало государственной религией.

Находясь в Хор-Вирапе, папа выпустил голубя в сторону Арарата – библейской горы, находящейся сейчас на территории Турции. И здесь была религиозная символика, так как именно на Арарат по библейскому преданию (Быт. 8:11) «сел» Ноев ковчег, откуда Ной выпускал голубя, чтобы узнать, когда спадет вода после всемирного потопа.

Политическая символика тоже очевидна. Голубь мира, выпущенный из Армении в сторону Турции, является ясным знаком, призывом к миру не только в армяно-турецких, но и христианско-мусульманских отношениях, переживающих сейчас довольно непростые времена.

Проповедь о мире

На площадь Республики в Ереване папа Франциск и католикос Гарегин приехали после мессы в Гюмри. Расстояние между двумя городами сравнительно невелико – порядка 110 километров, но перепад высот в полкилометра делает такое путешествие непростым для восьмидесятилетнего папы.

И было видно, что он устал. Папа Франциск шел через многотысячную толпу – чтобы послушать его в Ереване собралось около 60 тысяч человек – и привычным жестом благословлял тянущихся к нему людей. Усталость выдавали глаза.

Однако проповедь, которую он прочитал, стала эмоциональным пиком визита. Она была посвящена таким понятиям, как прошлое и будущее, память и ее раны, мир и конфликты. Казалось бы, вопросы философские, однако его речь воспринималась очень конкретно.

«Мы все выиграем от усилий создать такое будущее, – говорил папа Франциск, – которое будет сопротивляться попыткам призрака мести оказаться у власти, будущее постоянных усилий по созданию условий для мира: достойной работы для всех, заботы о нуждающихся и бесконечной борьбы за искоренение коррупции».

Услышав слово коррупция, площадь бурно зааплодировала. Вслед за нею начали аплодировать политические лидеры, сидевшие у сцены.

Говоря о необходимости выстраивать новые отношения с Турцией, основанные на взаимном уважении и мире, папа цитировал армянских средневековых авторов. В частности, Нерсеса Шнорали, говорившего, что только милосердие может вылечить раны прошлого.

Текст перевода проповеди, возникавший на экране, не всегда можно было прочитать, потому что фразы то появлялись, то исчезали, но смысл сказанного был ясен. И был ясен огромный позитивный заряд, исходивший от невысокого пожилого мужчины в белой рясе, стоявшего на сцене.

Когда папа подошел к инвалидам, чьи коляски выстроили в ряд возле сцены, и поцеловал каждого, в толпе были люди, не сдерживавшие слез. При этом все понимали, что этих людей специально для этого привезли на площадь. И в их глазах светилось счастье. Ради этого, наверное, стоило их привозить.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Католикос всех армян Гарегин Второй, папа римский Франциск и президент Армении Серж Саргсян

Итоги

Это не первый визит папы римского в Армению. Иоанн-Павел II побывал здесь в 2001 году, когда Армения отмечала 1700-летие принятия христианства в качестве официальной религии.

Сейчас же в небольшой постсоветскойя стране побывал энергичный лидер, успевший приобрести любовь и уважение у миллионов некатоликов.

В 2015 году он канонизировал армянского философа-богослова и поэта X века Григора Нарекаци и присвоил ему звание Учителя церкви, поставив автора «Книги скорбных песнопений» в один ряд с Иоанном Златоустом и Августином Блаженным.

Трехдневное пребывание папы Франциска было воспринято в Армении очень эмоционально. Один священнослужитель сказал мне: «Я никогда не видел таких одушевленных лиц. Люди ощутили настоящую веру, которой уже заждались».

В этой фразе была довольно прозрачная критика в адрес иерархии Армянской апостольской церкви. Священнослужитель просил не называть его имени.

Бизнесмен Ника Бабаян считает, что самим фактом своего приезда папа преподал «сотни уроков скромности и искренней веры в бога». А самым важным уроком он назвал «беззаветное служение своему народу. В его случае – всему человечеству».

Представитель папы кардинал Ломбарди, подводя итоги визита, подчеркнул, что его поездка была посвящена «миру и примирению». Сказал он это в ответ на обвинение от премьер-министра Турции Нуреддина Джаникли в «ментальности крестоносцев».

Так Турция отреагировала на употребление папой слова геноцид, сказанного по поводу массовых убийств армян в Османской империи в 1915 году.

Ломбарди подчеркнул, что ничего в словах папы Франциска не предполагает духа или ментальности крестоносцев: «Он придерживается духа диалога, построения мира, мостов, а не стен».

«Папа, – добавил он, – не занимается крестовыми походами. Он не сказал ни слова против турецкого народа».

Но сказанное папой о мире еще требует осмысления в Армении и регионе. Ожидается, что папа Франциск совершит визиты в Грузию и Азербайджан через несколько месяцев.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features/2016/06/160626_armenia_pope_visit

Первая Христианская Страна

Как приняли христианство в Армении

Страна Армения была первой страной в мире, которая приняла христианство как государственную религию в 301 году. Христианство сыграло чрезвычайно важную роль в формировании армянского народа на протяжении более 1,700 лет. Религия была неотъемлемой частью армянской идентичности и изменила ход истории. 

На самом деле, христианские общины были созданы в Армении до христианства, объявленного государственной религией. Начиная с 40 г. н.э., проповеди Таддеуса и Варфоломея, 2 из 12 апостолов, оставили свой след в истории Армении.  

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Без прошлого нет будущего кто сказал

Краткая история христианства в Армении  

История становления христианства государственной религией вращается вокруг двух центральных фигур армянской истории – царя Трдата III и Святого Григория Просветителя. Царь Тиридат III (Трдат, армянин) поднялся на трон после того, как его отец Хосров II и мать были убиты Анаком Парфяном. Этот же Анак был отцом Григория, последний был единственным оставшимся в живых из семьи после того, как все они были казнены за убийство короля. 

Трдат правил хорошо, оттесняя назад врагов и поддерживая мир внутри своего королевства. Римские альянсы были налажены, персов вытеснили из Армении, и все казалось хорошо, когда он окончательно обосновался в городе Вагаршапат. Тем временем Григорий рос в Каппадокии среди христиан. Он женился на благочесной христианке по имени Мириам и имел двух сыновей, прежде чем уйти, чтобы вести монашескую жизнь, надеясь благовествовать Армении и искупить грехи своего отца. 

История Святого Григория и Хор Вирапа 

Прибыв в Армению, Григорий попытался помочь новому королю и начал работать секретарем в армии. В это время политеизм по-прежнему обладал духовным владением нации, и на языческом фестивале он был приказан королем сделать жертву богине Анаит.

Когда он отказался, сославшись на свою христианскую веру, Григория выгнали его сверстники, которые рассказали королю о его связи с Анаком. Разъяренный, Трдат подверг пыткам Григория и бросил в яму подземелья.

На месте, где Григорий отбывал свое наказание – сейчас монастырь Хор-Вирап, у подножия горы Арарат. Хор Вирап.  

В ожидании, что Григорий медленно умрет от голода, он выжил благодаря видениям вдовы-христианки. На протяжении 13 лет его тюремного заключения в яме, женщина каждый день кормила его свежеиспеченным хлебом. У вдовы был странный сон с инструкциями – бросить свежеиспеченный хлеб в яму.  

В течение этого времени Тиридатес подвергал изгнанию христиан по всей стране, что в какой-то момент свело его с ума. Однажды у сестры царя был сон, где к ней явился ангел и сказал, что только лишь Григорий сможет излечить царя. Однако взамен Трдат обязан признать веру Христа. Таким образом, после долгих лет тюремного заключения Григорий был выведен из ямы, чтобы вылечить королевское безумие. 

С помощью молитв Григория царь был излечен, и с этого момента он начал помогать святому распространять христианство по всей Армении и в 301 г. н.э. христианство в Армении было провозглашено государственной религией.  ​

Религия в Армении На Сегодняшний День 

Сегодня около 94% армян являются членами Армянской Апостольской Церкви. Эта ветвь Православной Церкви получила свою веру непосредственно от апостолов, Тадеуса и Варфоломея, которые проповедовали в Армении в первом веке. Христианская вера глубоко сформировала армянскую культуру: хачкары (крестообразные резьбы), разбросанные по самым отдаленным долинам, древние монастыри, расположенные на вершинах гор, окруженных захватывающим духом природы. 

Цель Армянской церкви — сохранение армянской идентичности и культуры. Хотя Армянская церковь имеет статус национальной церкви, государство и церковь действуют независимо друг от друга. 

Другие религии также распространены по всей Армении. Конституция Армении поддерживает свободу вероисповедания и свободу другими религиозными убеждениями в стране. Разные религии, такие как Езидизм и Ислам, хотя и в меньших масштабах, практикуются в стране.

Источник: https://armenia.travel/ru/armenia/first-christian-country

Государственная Религия Армении

Христианство в Армении было объявлено государственной религией в 301 году. Григорий Просветитель сыграли важную роль в этом деле и позже стал первым католикосом Армении (326-330), и Трдат 3 Великий (287-330), который до принятия христианства считался смертельным врагом последователями этой религии.

Царь Трдат III и Григор

По словам армянских историков 5-го века, в 287 году король Трдат 3 прибыл в Армению, чтобы вернуть трон своего отца. В храме языческой богини Анаита он делает жертвоприношение. Григор – знакомый из его круга – на тот момент уже принял христианство и отказался сделать жертвоприношение языческой богине.

Одновременно Трдату сообщают, что Григор – сын убийцы Хосрова, отца Трдата. После чего Григор был заключен в тюрьму в Арташате, который был предназначен для приговоренных к смерти. Позже Трдат отдал приказ приговорить к смертной казни всех христиан и арестовать тех, кто принял новую веру, захватив их имущество.

Святая Рипсимэ и девы-мученицы

С принятием христианства в Армении связано также смерь Рипсимэ и ее дев-мучениц . По преданию, девушки, принявшие христианство, которые были родом из Рима, бежали от преследования императора Диоклетиана на восток. Они нашли убежище в месте недалеко от армянской столицы Вагаршапат.

Король Трдат был очарован красотой девы-Рипсимэ и захотел жениться на ней, но, столкнувшись с отказом, он жестокую убивает Рипсимэ и ее подруг. Однако одной из них, Нуне (Нино), удается спастись, сбежав в Иверию – в Грузию, где она продолжила проповедь своей религии. Благодаря проповеди Нино весь грузинский народ принял христианство, и за ее деяния ее причислили к лику Святых и назвали равноапостольной.

Григорий Просветитель и Болезнь Трдата III

Смертная казнь Рипсиме оказывает сильное влияние на короля, и он серьезно заболевает. Сестра Трдата видет сон, в котором, заключенный в тюрму и приговоренный к смертной казни Григор – единственный человек, способный вылечить Трдата. Чтобы исцелить короля, он был освобожден, после чего он предал земле святые остатки Рипсимэ и остальных дев. После 66-дневной проповеди христианства он полностью исцеляет Трдата.

Принятие христианства в Армении

Исцелившись, король Трдат III был крещен Григорием Просветителем, после чего объявил христианство государственной религией Армении. Он не жалел своих сил и энергии на возрождение и распространение христианства в Армении.

И чтобы избавиться от языческих традиций, Трдат вместе с Григорием Просветителем разрушили языческие храмы, построив вместо них христианские церкви. В 345 году в Аштишате был создан первый Армянский национальный церковный совет, где было принято решение открыть детские дома, дома престарелых, построить церкви и школы.

Совет также наложил запрет на языческое захоронение, поскольку христиане верили в Загродную Жизнь.

Кто первым принял христианство?

Событие 301 года в Армении – принятие христианства как государственной религии, принципиально отличается от того, что произошло в Византии в 312 году – официальное утверждение христианства верой. По эдикту Милана было прекращено, преследование христиан и христианских общин, а христианство было легализовано как иная религия с правом на существование, а сам император Константин был крещен намного позже.

Религия в Армении: армянская церковь

Армянская Апостольская Церковь – национальная церковь Армении. Его духовным и административным центром является Эчмиадзин, а духовный лидер – Католикос всех армян. Сегодня Католикосом всех армян является Гарегин II.

Армения считается музеем христианства под открытым небом, в Армении много христианских памятников: храмы, церкви, монастыри, хачкары (каменные кресты),  древние манускрипты. Армянские церкви и монастыри были построены по всей стране, на недоступных горных вершинах, в глубоких ущельях, в лесах и в других местах.

Эти монастыри служат учебными и просветительскими центрами, исследовательскими площадками, и мы, как и все, поражены их уникальной архитектурой, поучительной историей и таинственным духом.

Библия в Армении

Ежегодно тысячи паломников и туристов посещают эти места. Первая книга, которая была переведена на армянский язык, была Библия, и была переведена в V веке. Библия и Евангелие были неоднократно скопированы армянскими духовниками, а 20% из 14 000 древних рукописей, хранящихся в Матенадаране, – Библия и Евангелие.

Наряду со стремлением сохранить древние христианские традиций армяне постоянно повторяют первое предложение, написанное на своем родном языке, как заповедь борьбы за просвещение и прогресс. «Познать мудрость и наставление, понять изречение разума» («ճանաչելզիմաստութիւնեւզխրատ, իմանալ զբանս հանճարոյ»):

Источник: https://armadventure.ru/religion/

Покончить с

Кем будут христиане на Ближнем Востоке после войны? Немногие вспоминают, что христиане и езиды – не пришельцы в мире мусульман. Напротив, они были и остаются творцами Ближнего Востока. А значит, они не «зимми», а полноправные граждане своих стран – такие же, как любой мусульманин. В этом – главная идея вышедшей в Париже книги «Меньшинства Востока: забытые историей» («Minorités d'Orient: Les oubliés d'Histoire»).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто мусульмане сербы или хорваты

Sputnik / Aram Nersesyan

Тигран Екавян

Автор книги – молодой, но уже хорошо известный французский журналист и востоковед Тигран Екавян. Сын сирийского армянина, до войны он регулярно бывал в Сирии и Ливане.

Им, конечно, «помогут»

Открыто о радикальных исламистах на Западе заговорили только в 2014-2015 годах, после их нападения на равнину Ниневии и в Синджар – земли ассирийцев и езидов.

«Эти события напомнили о том, что происходило здесь сто лет назад, в 1915 году», — рассказывает Екавян.

Тогда греки, армяне и ассирийцы верили, что европейские державы не оставят собратьев-христиан.

Многие в Армении помнят, что большевики вывели войска из Карса и Игдыра (исторические армянские города в Западной Армении, ныне территория Турции. – ред.), отдав их  туркам в обмен на «мировую революцию». Но мало кто (и в Армении, и на Западе) помнит и о сдаче Киликии по указу французских властей, и о сдаче ассирийского Хаккяри – по указу британских.

«Франция уходит после того, как здесь пролилась кровь ее бойцов. В этом повинны не французские солдаты и офицеры, которые сражались на этой земле. Не по их вине Франция уходит отсюда, предав свои обещания», — так писал в одном из своих писем Ваан Португалян, воевавший в армянском легионе французской армии (цит. по книге Тиграна Екавяна).

По иронии судьбы, Париж и Лондон не получили от этого никакой выгоды. Проглотив эти земли, Турция сразу начала засылать своих агентов в Сирию и Ирак (тогда подконтрольные англичанам и французам). Но и этот урок не пошел впрок. В 1939 году власти Франции отдали Турции провинцию Александретта (искаженное турецкое название — Искендерун). Именно там находился Антиохийский патриархат  – одна из древнейших христианских церквей, которую, по преданию, основали святые апостолы Петр и Павел.

Сирийская миссия Пашиняна: можно ли менять географию>>

Точно так же повторяется история с курдами. У них политика далеко не такая прямолинейная, как у президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.

Руководители Иракского Курдистана стараются показать миру, что уважают права христиан. Действуют школы, открываются церкви, в парламенте Курдистана есть три депутата-ассирийца и один армянин. Но и здесь христиане стали не согражданами, а вассалами, подчеркивает Екавян.

Политика курдификации проводится на всех уровнях. В курдском регионе Сирии даже в школах история переписывается в желательном для них виде, добавляет он.

«Следя за новостями о христианах и езидах, нужно внимательно следить за происходящим, чтобы не стать жертвой  курдской пропаганды»,  — подчеркивает Екавян.

Людовик Святой и Джордж Буш

«Старшая дочь церкви» — так называли Францию в Европе за то, что король франков Хлодвиг первым принял христианство. В средние века французские короли прибавляли к своему титулу слова «христианнейший монарх».

С одной стороны, Франция гордится защитой христианских ценностей. Здесь вспоминают и послание Людовика Святого христианам-маронитам в Ливане (в XIII веке), и соглашение Франциска I с турецким султаном Сулейманом триста лет спустя. Тем острее было и остается разочарование предводителей восточных церквей.

«Когда началась последняя война, сирийские патриархи приехали в Париж, предупреждая, что в рядах сирийской оппозиции есть экстремистско-мусульманские силы. Но к их предупреждению никто не прислушался. Это в очередной раз показало, что четкой политики в отношении христиан у западных лидеров нет», — подчеркивает Екавян.

Заметим, с такими же призывами о мире обращались и римские папы – и после Войны в Заливе, и во время «Арабской весны» в 2011-м. Но в 1991-м Джордж Буш-старший даже не сообщил в Ватикан об окончании войны (папе римскому позвонил президент Италии).

Но мало кто вспоминает, что и эта, и следующая война в Ираке стала для исламистов удобным поводом снова напасть на христиан. В результате, после 1991-го из Ирака выехали две трети христиан. Грустная перекличка с Оманской империей и ее правопреемницей: в 1890-е годы в Анатолии (территория современной Турции) армяне, ассирийцы и греки составляли около 30% населения, в 1924-м – 2%, теперь – еще меньше.

Судьба христиан в Ираке мало заботила организаторов войны – хотя оба Джорджа Буша были верующими христианами.

Армения в военных действиях в Сирии: месседж Тонояна дошел до адресата>>

«Детьми церкви» остаются не короли и не президенты, а обычные американцы и французы. Один из них, Эммануэль Альбаш, который в 70-е уехал из Франции в Ливан, отправился воевать на стороне христианских отрядов самообороны. Есть несколько правых организаций, которые поддерживают христиан.  

И наконец, годы спустя, о христианах и езидах все-таки заговорили политики (правда, уже не во власти). Экс-премьер Франции Франсуа Фийон недавно собрал по этому вопросу крупную конференцию в Париже. Сюда приехали экс-премьер Испании и экс-президент Ирландии. Теперь они хотят создать новый фонд для поддержки религиозных меньшинств Ближнего Востока.

«Посмотрите себе в тарелки»

Те, кто называют христиан «пятой колонной Запада» на Востоке, забывают о примерах, когда христиане защищали арабские идеи не меньше мусульман. Яркий пример из современности – коптский патриарх Шенуда III, который выступал против курса египетского президента Анвара Садата по сближению с Израилем (при том, что Садат объявил ислам государственной религией, «забыв» про миллионы коптов).

Если ислам как таковой существует сам по себе, то исламский фундаментализм – совсем нет. Он как раз и является «пятой колонной» ряда арабских стран на территории соседей. Не все осознают, что радикальный исламизм поддерживается странами Персидского Залива и Саудовской Аравией, подчеркивает Екавян.

«Он исходит не изнутри Египта, а поддерживается саудитами и странами Залива. Поэтому мировые сторонники демократии должны поднять этот вопрос если и не для защиты христиан, то хотя бы для защиты прав человека», — добавил Екавян.

В том же Египте президент ас-Сиси разрешил коптам построить новый собор Рождества Христова и даже приехал туда на литургию, но при нем же в стране свободно действуют издания мусульман-салафитов, которые призывают к борьбе c «неверными». Откуда они финансируются?

«Вы спрашиваете, где империализм? Посмотрите себе в тарелки», — так заявил в одном из выступлений «африканский Че Гевара» – президент Буркина-Фасо Тома Санкара.

Больше не «зимми»

«Война других» – так назвал нескончаемые конфликты в Ливане известный журналист Гасан Тюени. Сам он арабский христианин. И он, и многие другие христианские мыслители на Востоке подчеркивают: решение вопросов не придет извне, найти его можно только самим. До тех пор, пока христиане будут искать защиты у других, на них будут косо смотреть дома.

Своя доля ответственности есть и на мусульманах. До тех пор, пока они будут смотреть на своих сограждан-христиан как на «зимми» (по шариату это христиане и евреи, не равные в правах с мусульманами), они будут давать повод для вмешательства арабским нефтяным державам (охотно финансирующим борьбу против «неверных»).

Именно поэтому особое внимание приковывают протесты в Ливане. Впервые за очень долгое время они объединили всех – и христиан, и мусульман.

«Впервые эти люди восстали и поняли, что могут жить как один народ, а не порознь. Так они могут показать принципиально новый тип сосуществования – не османские «миллеты», а единое общество», — подчеркнул Екавян.

«Миллет» – это система минимального самоуправления, которую в Османской империи создали для иудеев и христиан. Внутри себя они решали вопросы браков, разводов и церковного имущества. Османской империи давно уже нет, но логика миллетов до сих пор есть: христиан пытаются представить как изолированное меньшинство.

Геополитический кикс армянской дипломатии: Ереван наверстывает упущенное в Сирии>>

Но чтобы положить конец экстремизму, общества в арабских странах должны стать едиными, без «правоверных» и «зимми». Задача очень сложная (и неизвестно, выполнимая ли). Однако именно о ней все чаще говорит интеллигенция на Ближнем Востоке – причем не только ее христианская часть.

Источник: https://ru.armeniasputnik.am/analytics/20200318/22434634/Pokonchit-s-turetskimi-getto-ili-Put-spaseniya-armyan-i-vsekh-khristian-Blizhnego-Vostoka.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь