Раннее христианство. урок. Всеобщая история 10 Класс
В I в. н.э. в Израиле в рамках иудаизма возникло христианство. Новое религиозное учение стало распространяться и приобретать популярность среди народов Римской империи (греков, египтян, сирийцев, римлян). Основателем христианских общин в Риме и Антиохии считается апостол Петр, в Александрии – апостол Марк.
Уже ко II в. христианство стало одной из самых распространенных религий в империи.
События
284–305 гг. – правление императора Диоклетиана. Проводит гонения на христиан.
306–337 гг. – правление императора Константина.
313 г. – Константин принимает Миланский эдикт. Эдикт утверждает равенство христианства с другими религиями империи. Эпоха гонений на христианство заканчивается.
325 г. – Никейский собор, на котором был сформулирован Символ веры (краткое изложение христианских истин). С этого времени христианству оказывается покровительство, а старая религия лишается поддержки государства.
330 г. – основание Константинополя, который становится одним из центров христианства.
Константин вводит христианский календарь.
360–363 гг. – правление Юлиана Отступника, не признававшего христианства.
Во второй половине IV в. начинается Великое переселение народов).
380 г. – христианство становится обязательной религией для всех жителей империи.
395 г. – разделение римского государства на Западную Римскую империю со столицей в Равенне и Восточную Римскую империю со столицей в Константинополе.
410 г. – взятие Рима готами. Город был разграблен, но возвращен императору. Готы ушли из Рима и осели в Галлии.
451 г. – IV Вселенский собор. Представители Восточной части христианства выразили несогласие с верховенством папы римского. Начало противоречий Западной и Восточной (католической и православной) церквей, которые приведут к расколу в 1054 году.
451 г. – битва на Каталунских полях. Римляне в союзе с германскими племенами разгромили племена гуннов
455 г. – вандалы разграбили Рим.
476 г. – низложение Ромула Августула. Западная Римская империя пала.
Участники
Диоклетиан – римский император.
Константин I Великий – римский император, поддерживал христианство, основал Константинополь.
Ромул Августул – последний римский император, свергнут полководцем одного из германский подразделений римской армии Одоакром.
Заключение
476 год стал не только годом низложения последнего римского императора, но также годом завершения истории Западной Римской империи, окончания античной истории и начала истории Средних веков. (см. урок «Вводный урок. Что такое Средние века»).
Исчезнувшие структуры империи во многом заменила римская церковь, что обеспечила ей важное политическое значение на протяжении Средних веков.
На данном уроке речь пойдет о раннем христианстве и той роли, которую оно сыграло в истории римской цивилизации. Также будет рассмотрен поздний период развития Римской империи и то, как она прекратила свое существование.
Христианство оказывало свое влияние на Римскую империю начиная с I века н. э. Именно в это время возникает христианство как отдельная религия, а не как направление или секта в рамках иудаизма.
Христианство серьезно отличалось от тех религий, которые были распространены как на Древнем Востоке, так и в греко-римском мире. В основе христианства лежит учение о равенстве людей между собой и перед богами. В этой ситуации не было различия между господином и рабом, представителями разных этносов, разных национальностей. Именно поэтому христианство быстро распространилось с территорий Ближнего Востока на земли, входившие в состав Римского государства.
Столь популярная религия не могла не вызывать опасений у римских императоров. Многие из них начинают гонения на христиан. Впервые такие гонения проходили в Риме в 64 году н. э. во время правления императора Нерона (рис. 1). Более поздние императоры также относились к христианству неоднозначно.
Христианство с его идеями равенства не соответствовало общеимперским принципам и принципу того, что римский император является выше, чем любой его подданный. Именно это обусловило сначала скрытый характер христианской религии.
Этот период иногда называют катакомбный, когда христианские общины были вынуждены прятаться от общественности и проводить свои собрания в тех местах, где они не могли быть застигнуты врасплох римскими войсками. Однако это не мешало христианству распространяться.
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/10-klass/drevniy-mir/rannee-hristianstvo
Кто такие пятидесятники?
Пятидесятники — это последователи одного из протестантских направлений, которое возникло в начале XX века в США.
Название деноминации происходит от христианского праздника Пятидесятницы (Троицы)
— когда на апостолов сошел Святой Дух, и они начали говорить на «иных языках».
История
Пятидесятничество возникло из одного из протестантских движений — «движения святости» (Holiness movement). Там практиковалась глоссолалия (см. ниже) и «крещение Духом и огнем».
В 1906 г. в лос-анджелесе на базе одной из таких общин началось т.н. «пробуждение на азуза-стрит» (azusa street revival)
— массовая публичная глоссолалия и проповедь возвращения «даров Духа» в христианские церкви. Это было впоследствии названо первой «волной» пятидесятничества. Движение быстро стало распространяться по всему миру. В 1914 г. была создана первая организация пятидесятников — Ассамблеи Бога. Из них в 1916 г.
в результате доктринальных расхождений выделились т.н. «единственники» (унитарии), или «иисусники» (Jesus-only movement). Впоследствии пятидесятники, принадлежащие к первым союзам, отказались от бурных проявлений на богослужениях и от современной музыки на богослужениях.
Такие пятидесятники называются «классическими».
Вторая «волна» пятидесятничества, или харизматическое движение, возникла в конце 1950-х гг. Туда вошли представители христианских деноминаций (включая католиков и православных), практикующие глоссолалию и крещение Святым Духом в пятидесятнической трактовке.
Формально харизматы (Charismatics) не входят в пятидесятнические деноминации, а остаются в своей конфессии на положении особой группы. В католической церкви существует группа католиков-харизматов (около 33 млн), у которой есть особый поставленный Папой кардинал.
Третья «волна», появившаяся в 1970-е, — это харизматы, вышедшие из своих конфессий, и ряд местных общин (в основном в Африке, Азии и Латинской Америке), создавшие свои деноминации — т.н. «неохаризматы» (Neocharismatics).
Ряд неохаризматических церквей называют себя «церквями полного Евангелия» (впрочем, так могут называться и некоторые общин классических пятидесятников). По стилю и богословию неохаризматы напоминают раннее пятидесятничество с его акцентом на эмоциональных переживаниях, исцелениях и чудесах.
Особо следует отметить афрохристианские церкви пятидесятников, представляющие собой смесь африканской (языческой) и христианской традиций.
Численность пятидесятников в мире — около 279 млн чел. (на 2011 год), больше всего — в Китае (54 млн), Индии (33 млн), Бразилии (35 млн), США и на Филиппинах (по 20 млн), Нигерии (ок. 19,1 млн), Индонезии (ок. 9,5 млн), Республике Корея (ок. 7,5 млн), Кении (ок. 6,2 млн), Чили (ок. 2,3 млн).
Особая история — пятидесятники в России (самоназвание — христиане веры евангельской). Отдельные группы верующих, которые начали «говорить на иных языках», появились еще в 1907 г. В 1911 г.
в Гельсингфорсе (сейчас — Хельсинки), столице Финляндии, входившей в тот период в состав Российской империи, возникла церковь пятидесятников-унитариев. В 1913 г. такая же община община появилась в Петербурге.
Общины пятидесятников возникали на основе баптистских и евангелических церквей и считали себя преемниками исконных русских протестантских традиций.
В 1926 г. по инициативе видного пятидесятнического деятеля и.е. воронаева был образован первый союз пятидесятников на территории россии.
Воронаевцы называли себя «христианами евангельской веры» (ХЕВ), или «омывающими», так как считали, что омывать ноги необходимо во время каждого хлебопреломления.
В 1928 г. начались гонения на пятидесятников со стороны советской власти. В 1945 г. между пятидесятническими епископами и лидерами Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов было заключено соглашение о вхождении П. в эту организацию. Однако уже в 1948 г.
начался постепенный отток пятидесятников из этого союза, поскольку баптисты запрещали глоссолалить на богослужениях. В 1956 г.
в Украине был создан союз нерегистрированных пятидесятников, включавший в себя и российских единоверцев, который провозгласил своей целью евангелизацию, запрещенную законодательством.
С конца 1980-х гг. была легализована миссионерская деятельность, благодаря которой в церкви пятидесятников пришло множество новых верующих. С 1990-е гг. церкви пятидесятников объединились в несколько союзов и ассоциаций.
В 1990-х гг. произошло идеологическое размежевание российского пятидесятничества на три условные группы.
«Традиционное» пятидесятничество в своем богословии ориентируется на «ультраконсерваторов» из первой «волны» американского пятидесятничества, отрицательно относится к «осовремениванию» богослужения, осуждает чрезмерное увлечение других групп пятидесятников «духовными дарами» и отказывается от отношений с государством.
«Умеренное» пятидесятничество, как и «традиционное», ориентируется в своем богословии на первую «волну» американского пятидесятничества, но на более умеренное его крыло; не принимая бурных эмоциональных проявлений на богослужениях (криков, падений и т.д.), в целом лояльно относится к «осовремениванию» богослужения.
«Новое» пятидесятничество в своем богословии ориентируется на третью «волну» американского пятидесятничества, выступает за использование массовой культуры в богослужении для придания ему современности и привлекательности для молодежи, а также пропагандирует активное использование «даров Духа».
На начало XXI в. в России проживает около 900 тыс. пятидесятников всех направлений.
Вероучение
У пятидесятников нет единой доктрины, разные группы могут довольно сильно различаться по вероучению. Однако есть положения, разделяемые всеми пятидесятниками, помимо общехристианских доктрин.
2. Учение о «дарах Духа»,
согласно 12 главе Первого Послания к Коринфянам (вера (большая, чем у всех остальных), дары исцеления, чудотворения, слово мудрости, слово знания, различение духов (способность определять, что истинно, что ложно), пророчество, говорение на языках (глоссолалия), истолкование языков (не перевод глоссолальной молитвы, а передача ее настроения) и «дарах служения»: Также выделяется девять «даров служения»: апостол, пророк, евангелист, пастор, учитель. Апостол — это основатель церкви, пророк видит волю Бога для церкви и отдельного человека и может предсказывать будущее, евангелист проповедует Слово Божие, пастор — духовный наставник, учитель — толкователь Писания.
3. Учение об исцелении
— Христос принес людям не только духовное спасение, но и избавление от физических страданий. В разных церквях пятидесятников есть разные мнения по поводу разных аспектов этого учения: насколько исцеление обязательно для всех, все ли могут исцелять, как следует относиться к обычной медицине и т.п.
4. Учение о тысячелетнем царстве Христа,
которое будет после (так считает большинство) или до Его второго пришествия, а также учение об эсхатологической роли еврейского народа и Израиля — в конце времен народ Божий «по плоти» и народ Божий «по духу» сольются воедино. Признаком «последних времен» считается возвращение евреев на историческую родину (чему пятидесятники стараются способствовать) и создание государства Израиль. Как правило, пятидесятники тесно взаимодействуют с мессианскими евреями.
Большинство пятидесятников признаёт учение о Троице, но есть и «единственники».
Доктринально из третьей «волны» пятидесятничества выделяется т.н. Движение веры (Word of Faith movement), основоположники которого учат о магическом значении произносимых верующим слов, а отсюда — о необходимости произнесения только «позитивных слов». В Движении веры также присутствует особый акцент на обязательном исцелении и финансовом процветании верующих.
Организация
Пятидесятники организованы в независимые союзы и ассоциации с большой автономией общин. Управляет общиной пастор вместе с церковным советом. Поддерживается строгая церковная дисциплина. У классических пятидесятников пастором может быть только мужчина, харизматы и неохаризматы, как правило, признают и женское священство.
Богослужебная практика
отличительная особенность богослужения пятидесятников – глоссолалия, или «говорение на языках» — произнесение во время молитвы нечленораздельных звуков.
Это явление считается сакральным языком общения с Богом и признаком дарования сверхъестественной силы.
Само богослужение обычно делится на две части — «прославление», во время которого песнопения поются более энергично, и «поклонение», во время которого играется более спокойная музыка.
В ряде общин пятидесятников (преимущественно харизматического толка) на богослужении практикуются яркие эмоциональные проявления: крики, падения, плач, смех и т.п.
В разных общинах в зависимости от установок пастора используется разный набор музыкальных инструментов и принимаются разные музыкальные стили на богослужении (в каких-то церквях могут играть даже «христианский метал» или «христианский рэп»).
Крещение, которое считается таинством, совершается над людьми сознательного возраста (как правило, в 12–18 лет) в большинстве общин путём полного погружения. После водного крещения (а иногда и перед ним) следует т.н.
крещение Святым Духом — возложение рук с молитвой о ниспослании крещаемому Святого Духа, во время которой верующий впервые начинает «говорить на языках». Раз в месяц практикуется хлебопреломление (причащение).
В некоторых общинах практикуется омовение ног перед хлебопреломлением.
Источник: https://syg.ma/@okuropatkina/kto-takiie-piatidiesiatniki
Христианство: зарождение и развитие
Христианство – это одна из крупнейших и древнейших мировых религий, насчитывающая более 2 млрд последователей. Главные постулаты: изначальная греховность человека, но Бог оставил ему возможность исправления и очищения в случае ведения праведной жизни и раскаяния. Обязательна жертвенность, первый пример которой – жертва богочеловека Иисуса Христа.
Предпосылки возникновения
В I в. до н. э. политическое положение практически любых прогосударственных образований было крайне неустойчивым: одни, завоёвывая других, занимали господствующую позицию, а затем, сталкиваемые третьими, быстро приходили в упадок.
Самая популярная на сегодняшний день теория о происхождении христианства утверждает: эта религия зародилась в древней Палестине. Палестина длительное время находилась под гнётом чужеземцев, затем ей удалось освободиться и ненадолго стать самостоятельной, но в 663 г. до н. э. всё вновь изменилось: Гней Полтей (римский военачальник) захватил её области, и Палестина потеряла свободу. Отныне она официально являлась частью всё разрастающейся Римской империи.
Потеря независимости порождала недовольство среди всех слоёв населения, но особенно тяжело приходилось наиболее обездоленным. Росло ощущение несправедливости происходящего, местное население мечтало о возврате прежних порядков.
Так была подготовлена почва для появления нового вероучения, обещавшего воздать каждому по его заслугам. Христианство не возникло само по себе: оно вызревало «в лоне» иудаизма. Умы людей уже были подготовлены к идее справедливого возмездия, которое ждёт любого живущего на Земле после смерти. Уже существовала ветхозаветная традиция.
Дополнительную роль в зарождении нового вероучения сыграли труды древнегреческих философов, особенно Сенеки. В них важное место занимали мысли о покаянии, об изначальной греховности всех людей, о том, что необходимо покориться судьбе.
Этапы формирования христианского вероучения
Можно выделить несколько этапов, пройденных христианством до того момента, когда оно обрело современный, знакомый нам облик.
Вот они:
- Зарождение и стадия актуальной эсхатологии.
- Период приспособления.
- Период борьбы за господство.
- Период Вселенских соборов.
- Разделение церкви на 2 крупнейших ответвления: католицизм и православие.
- Дальнейшее развитие и распространение по миру.
Стадия актуальной эсхатологии
Эта стадия началась во второй половине I в. н.э. В это время ещё не произошло чёткого выделения христианства из иудаизма. В I в. н.э. родился Иисус Христос – самая загадочная и вызывающая множество споров как у теологов, так и у историков личность во всём христианском учении. Считается, что он появился на свет в Вифлееме. Его мать была избрана Богом для того, чтобы дать миру человека, который должен был принести себя в жертву ради спасения погрязшего в грехах человечества.
В это время первые последователи нового учения подвергались гонениям и преследованиям, их казнили, всех, кто был с ними связан, бросали в тюрьмы или высылали. На этом этапе первые христиане ожидали прихода Спасителя буквально в любую минуту.
Будучи чаще всего представителями беднейших классов, они, чувствуя угнетение, порабощение и не видя выхода из создавшейся ситуации, возложили свои надежды на то, что вот-вот придёт Мессия, и угнетателям воздастся по заслугам, угнетённые же получат справедливую награду.
В это время ещё не существовало строгой иерархичности, христиане объединялись в общины. Для исполнения технических обязанностей назначались диаконы. Для наблюдения за жизнью общины выбирались епископы.
Период приспособления
Новая религия оказалась живучей, попытки власть имущих уничтожить её последователей физически только привлекали к ней всё больше сторонников. В итоге ко II в. н. э. начинается эпоха приспособления.
Ожидаемого христианами светопреставления не случилось, но и усиления гнёта до ощущения совершённой безвыходности тоже не происходило. Наступала эра относительной стабильности.
К новому учению стали постепенно присоединяться представители более обеспеченных и облечённых властью слоёв населения.
Ситуация остаётся сложной, потому что представители высшей власти по-разному относятся к христианству: во время правления одних христианам живётся легче, преследования прекращаются, другие же к новой религии по-прежнему нетерпимы. Поскольку новой религии для укрепления позиций требуется поддержка, она охотно принимает в свои адепты богатых и влиятельных людей. Появляются центры христианства в разных областях:
- Антиохии;
- Риме;
- Иерусалиме.
Постепенно старые ветхозаветные традиции иудаизма заменяются новыми:
- вместо обрезания вводят крещение;
- вместо прежней Пасхи теперь празднуют новую (но со старым названием);
- праздничные субботы заменяют воскресенья.
Христианство начинает укреплять свои позиции.
Период борьбы за господство
С III по V вв. идёт продолжительный период борьбы за занятие господствующих позиций христианского вероучения в Римской империи. Критической точкой стало принятие императором Константином в 311 г. Миланского эдикта, который не только признал за христианством все права (пока ещё, правда, наравне с язычеством), но и взял христиан под защиту государства.
Постепенно новая религия становится главенствующей. К концу IV столетия она распространяется по всей огромной территории Римской империи.
Период Вселенских соборов
С самого начала развития христианства в нём, как и в любом веровании, появилось множество «параллельных течений», или ересей. Так, выделялись назореи (ратовали за соблюдение христианами Моисеева закона), эвиониты (отрицавшие божественное происхождение Христа), гностики (уравнивавшие «в правах» дух и материю).
Расхождения во взглядах, отсутствие чётко определённых догматов привело к осознанию необходимости обсудить сложившуюся ситуацию и выработать единую позицию по глобальным вопросам, с которыми верующим и управляющему составу приходилось постоянно сталкиваться. В период с IV по VIII вв. было созвано 7 Вселенских соборов. На них устанавливались в процессе обсуждения определённые догматы, обязательные для соблюдения всеми адептами религии, решались вопросы соблюдения церковного благочиния.
В 787 г. состоялся последний Вселенский собор.
В это время происходит установление церковной иерархии, начинается процесс организации церковных общин в чёткие структуры, где власть каждого вышестоящего звена безусловна над нижестоящим. Появляется титул «патриарха». Возникает институт монашества.
Разделение церкви: католицизм и православие
Ближе к началу XI в. всё резче становятся политические противоречия в рядах ревнителей христианства. В итоге в 1054 г. произошёл раскол между папой Львом IX патриархом Михаилом Керулларием. Церковь была разделена сторонниками обоих на римско-католическую (западную) и православную (восточную).
Развитие христианства и распространение по миру
Христианство занимает всё более прочные позиции, вытесняя различные верования на Европейском континенте. С миссионерами оно распространяется также по Азии и Африке.
На сегодняшний день это – самая крупная мировая религия, насчитывающая более 2,3 млрд. приверженцев во всём мире.
За время существования христианское вероучение, путешествуя по планете, претерпело различные изменения, приспосабливаясь к особенностям населения того края, где оно оказывалось. Сегодня в христианстве выделяются 3 наиболее мощных ответвления. Кроме православия и католицизма, это протестантизм.
Отличительные черты | Почитается (основа основ) Священное писание. Глава церкви – Римский папа. Вера в чистилище. | Представители равно чтут Ветхий и Новый заветы, верят в незыблемое триединство: Христос – Бог, дух и человек. Обязательны исповедь, причастие | Представители учения отвергают пункт о чистилище. Важный постулат – равенство всех верующих. Каждый верующий – сам для себя священник. Максимально сокращённое количество церковной атрибутики, роскоши. |
Сфера распространения | Мексика, Южная и Центральная Америка, Куба | Сербия, Черногория, Россия, Украина, Беларусь, Македония | Великобритания, Болгария, Бразилия |
Значение христианства
Сейчас почти в каждой стране мира имеется хотя бы одна христианская община. В период своего становления христианство выполняло роль организатора всех угнетённых, способствовало ликвидации разобщённости (поскольку отрицало многобожие).
Впоследствии религия была поставлена на службу государства: с помощью христианского вероучения, обещавшего возмездие за пределами земной жизни, удавалось держать под контролем огромные по численности нестабильные народные массы, в среде которых часто вспыхивали волнения вследствие нищеты и голода.
Христианство играло роль объединяющего фактора, а кроме того, во многом содействовало духовному развитию. Именно в монастырях появились первые книги, началось обучение грамоте.
В наше время христианство, хотя официально во многих странах отделено от государства, фактически продолжает играть роль политической опоры власти. Вторая его функция – психологическая поддержка верующих, утверждение принципов гуманизма. Вероятно, со временем эта функция станет определяющей и выйдет на первый план.
Источник: https://histerl.ru/slovar/hristianstvo.htm
История возникновения христианства
Христианство принадлежит к одной из трех крупнейших мировых религий. По численности приверженцев и территории распространения христианство в несколько раз превосходит ислам и буддизм. Основа религии – это признание Иисуса из Назарета мессией, вера в его воскрешение и следование его учениям. До момента своего становления христианство прошло долгий период.
Местом зарождения Христианства считается Палестина, которая в то время ( I век н. э.), находилась под властью Римской империи. В первые годы своего существования Христианство смогло значительно расшириться на ряд других стран и этнических групп. Уже в 301 году христианство приобрело статус официальной государственной религии Великой Армении.
Зарождение христианского вероучения было прямо связано с старозаветным иудаизмом. Согласно иудейскому верованию, Бог должен был послать на землю своего сына- мессию, который своей кровью очистит человечество от грехов.
Согласно догматике Христианства, такой личностью и стал Иисус Христос, прямой потомок Давида, что также было указано в Писании. Возникновение Христианства в какой-то мере осуществило раскол в Иудаизме: первыми новообращенными христианами стали евреи.
Но значительная часть евреев не смогла признать Иисуса мессией и таким образом сохранила Иудаизм как самостоятельную религию.
Согласно Евангелии (учению Нового Завета), после вознесения Иисуса Христа на небеса, его верные ученики, путем схождения священного пламени, приобрели возможность разговаривать на разных языках, и отправились распространять Христианство по разным странам мира. Так до наших времен сохранились письменные памятки о деятельности апостола Петра, Павла и Андрея Первозванного, который проповедовал Христианство на территории будущей Киевской Руси.
Отличие Христианства от язычества
Говоря о зарождении Христианства, следует отметить, что первые последователи Иисуса были подвержены ужасающим гонениям. Первоначально деятельность христианских проповедников была принята в штыки со стороны еврейского духовенства, которое не приняло учения Иисуса. Позже, после падания Иерусалима, начались преследования римских язычников.
Христианское учение представляло собой полный антипод язычеству, оно осуждало роскошь, многоженство, рабовладение – все то, что было свойственно языческому обществу. Но главным его отличием была вера в одного Бога, монотеизм. Естественно, такое положение вещей не подходило римлянам.
Они приняли строгие меры, чтоб остановить деятельность христианских проповедников: к ним применялись кощунственные казни. Так было вплоть до 313 года, когда к всеобщему удивлению римский император Константин не только остановил гонения на христиан, но и сделал Христианство государственной религией.
В Христианстве, как и в каждой религии, есть свои плюсы и минусы. Но его появление, бесспорно, подняло мир на более возвышенный духовный уровень. Христианство проповедует принципы милосердия, добра и любви к окружающему миру, что немаловажно для высокого ментального развития человека.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Преемники императора Августа: Тиберий, Калигула, Клавдий и Нерон
Следующая тема: Золотой век Римской империи: мудрость Траяна и гуманизм Авелия
Источник: http://www.nado5.ru/e-book/vozniknovenie-khristianstva
История христианства – кратко — Русская историческая библиотека
Под именем христианства мы разумеем, с одной стороны, исходящее от Иисуса Христа вероучение, как спасительное самооткровение и посредничество Божие в лице Иисуса Христа, восстановляющее и ведущее к совершенству благие элементы человеческой природы, а с другой – восприятие этого вероучения человечеством, отношения его к Богу и проистекающие из взаимодействия этих факторов (объективного и субъективного), формы организации общественной религиозной жизни.
Эль Греко. Спас Нерукотворный. 1580-1582
Начало христианства
Самою раннею из этих форм было единое, разделенное этнографически, но крепко сплоченное твердою верою в Искупителя духовное общество иудеев и иудейских прозелитов, образовавшееся после сошествия Святого Духа и первой проповеди апостолов в Иерусалиме. Отсюда евангельское учение широкою волною разлилось по большей части средиземноморских стран.
Святой Петр, по преданию, основал церковь в Антиохии, затем проповедовал в областях Малой Азии и посетил Рим. Святой Павел основал церкви в некоторых городах Малой Азии, на острове Кипре, во многих городах Греции и Македонии. Святой Варфоломей проповедовал в Индии и Аравии, святой Матфей – в Эфиопии, святой Андрей – в Скифии.
От святого Фомы ведут свою генеалогию Персидская и Малабарская церковь; святой Марк просветил христианством побережье Адриатического моря. Путем передвижения римских легионов, торговых сношений, беспрестанного обмена мыслей и сведений между Римом и провинциями, путешествий и проповеди ближайших преемников и помощников святых апостолов (Тимофея, Силуана, Аристарха, Стахия, Оригена, Пантена и др.
) христианство проникло в Галлию, Германию, Испанию, Британию, на североафриканское побережье, в Египет и пограничные с ним страны.
Организация первых христианских общин
В начале III-го века нашей эры христианские общины существовали уже во всех частях известного тогда мира. Устройство и администрация этих первобытных общин были крайне просты.
Служители церкви избирались обществом верующих и делились на три степени: диаконов, исполнявших маловажные духовные требы и хлопотавших по светским делам, пресвитеров, учивших и священнодействовавших в зависимости от епископов, и епископов, пользовавшихся высшими после апостолов правами учительства, священнодействия и управления церковью.
Дары священства, полученные апостолами от Главы церкви, были переданы ими посредством рукоположения первым епископам, которые, в свою очередь, сделались преемственными распространителями этих даров на прочих членов первобытной иерархии.
Гонения на христиан
Между первыми членами христианства, отличительными чертами которых служили горячая вера, истинное смирение и безупречная чистота нравов, не происходило никаких споров за главенство и притязаний на первенство. Тем не менее, начало распространения христианства было встречено жестокой ненавистью и кровопролитными гонениями.
С одной стороны, евреи видели в христианах отщепенцев от своей древней религии.
С другой стороны, благодаря своему универсальному характеру, христианство не умещалось в рамках римской терпимости, сообщавшей государственную санкцию только национальным религиям, и своею таинственностью внушало опасения римскому правительству, принимавшему его за темное и противообщественное суеверие.
Ряд странных и ужасных обвинений, основанных на превратном толковании христианских обрядов и учреждений, послужил предлогом для жестоких гонений, которые в Иудее достигли высшей степени при Ироде Агриппе и прекратились с войною 67 – 70 гг. В римской империи они начались при Нероне (64 – 68 гг.
), повторились при Домициане и Траяне и достигли поразительного зверства при Деции (249 – 251) и Диоклетиане (284 – 305), при цезарях Севере (в Италии и Африке) и Максимине (в Египте и Палестине).
Необыкновенная твердость в перенесении мучений и трогательная судьба христианских мучеников привлекали много новых последователей под знамена преследуемого учения – и так «кровь мучеников становилась семенем веры».
Христианская апологетика
Со II в. появился длинный ряд защитительных трактатов о христианской вере, имевших целью снискать её последователям расположение римского правительства и отразить обвинения, возводившиеся на нее представителями языческой религии и философии.
Между писателями этого направления (апологетами) особого внимания заслуживают Кодрат, епископ афинский, Тертуллиан, пресвитер карфагенский, философ Ермий, Ориген александрийский и другие.
В царствование Константина Великого (306 – 337) издан был ряд эдиктов, гарантировавших христианам свободу исповедания и предоставлявших духовенству некоторые льготы, но окончательное торжество христианства над язычеством наступило лишь при преемниках Юлиана Отступника (Валентиниане, Грациане, Феодосии I и Юстиниане).
Ереси и Вселенские соборы
Кроме внешних гонений, христианскую церковь с первых веков её существования тревожили возникавшие в её среде расколы и ереси, Таковы были выступившие в I веке назореи, присоединявшее к христианским обязанностям соблюдение Моисеева закона; эвиониты, отрицавшие божественность Иисуса Христа.
Во II веке появились гностики, проповедывавшие дуализм духа и материи; аскетическая секта монтанистов и монархиане, делившиеся ни динамистов и модалистов. К III веку относятся ереси Павла Самосатского и пресвитера Савеллия и носившая восточный колорит секта манихеев, расколы новациан и донатистов.
Значительное развитие ересей, возраставших по мере распространения и утверждения христианства в качестве господствующей религии, обусловило созыв Вселенских соборов, частью разрешавших назревшие догматические вопросы, частью издававших правила церковного благочиния. Первым в их ряду был собор, созванный в 325 г.
в Никее по поводу ереси ариан, в осуждение которым был утвержден догмат о единосущии Бога-Сына с Богом-Отцом и издан ясный и вразумительный Символ веры. Во 2-ой половине IV века путем последовательного развития арианской ереси возникла ересь патриарха Македония, отрицавшего божественность Святого Духа, и созванный по этому случаю в 381 г. Второй Вселенский (Константинопольский) собор дополнил пятью новыми членами Никейский Символ.
В 431 г. в Эфесе заседал Третий Вселенский собор, осудивший ересь несториан, которые признавали в Иисусе Христе только человеческую природу, но в 451 году император Маркиан вынужден был снова созвать (4-ый) собор в Халкедоне, по поводу ереси противника несториан, Евтихия, признававшего во Христе только божественное естество (монофизитство). Пятый и Шестой Вселенские соборы, созванные в Константинополе, в 553 и 680 гг.
, довершили разоблачение монофизитского лжеучения. В 681 г. Трулльский собор («Пято-Шестой») выработал правила церковного управления, послужившие главной основой сборников канонического права – Номоканона или Кормчей. В 787 г. был созван в Никее Седьмой и последний Вселенский собор, опровергший возникшую в первой половине VIII века ересь иконоборцев, окончательно искорененную Константинопольским поместным собором 842 г.
Отцы церкви
В тесной связи с деятельностью вселенских соборов стояли творения отцов и учителей церкви, которые путем письменной передачи апостольских преданий и разъяснения истинного учения веры и благочестия много содействовали сохранению христианства в первобытной чистоте. Особенно благотворна была деятельность святых Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, блаженного Иеронима и др.
Монашество
Не менее важное нравственно-воспитательное значение имело также монашество, как реализация стремления к высшему нравственному совершенству, зародившегося вместе с появлением христианства, но в течение первых двух веков носившего характер одиночного подвижничества и лишь в конце ІІІ века принявшего массовые очертания.
В IV веке в Египте было основано отшельническое монашество (святым Антонием Великим) и общежительное монашество (святым Пахомием). В V веке появились еще два вида подвижничества: столпничество, основанное святым Симеоном, и юродство о Христе, наиболее известным и уважаемым представителем которого был святой Андрей.
На Западе монашество было организовано в VI веке по восточному образцу святым Бенедиктом Нурсийским, основателем ордена Бенедиктинцев.
Патриархи и папа
Помимо появления монашества, в духовной иерархии христианства произошли с течением времени некоторые другие перемены. Еще во времена апостолов между епископами более почетное положение занимали митрополиты, т. е. областные епископы.
Между ними, в свою очередь, выделились епископы столичных городов, за пятью из которых (римским, александрийским, антиохийским, иерусалимским и константинопольским) Вселенские соборы признали известные одинаковые привилегированные права и общий титул патриархов.
С течением времени распространение ислама, ограничившее епархии трёх восточных патриархов, обусловило соответственное уменьшение их влияния.
Константинопольские патриархи были заняты борьбою с иконоборством; область римских патриархов (пап) тем временем расширилась на весь запад Европы, и в силу исторических условий их власть получила важное политическое значение, на котором папы основали свои притязания на первенство в духовной иерархии. К этим притязаниям, опиравшимся на появившиеся в IX веке подложные акты (Лжеисидоровы декреталии), присоединились некоторые догматические отклонения западной церкви от постановлений вселенских соборов.
Раскол христианства на православие и католичество
Так как папы упорно отказывались признать эти отклонения ошибочными и оспаривали права других патриархов и верховную власть Вселенских соборов, в 1054 г.
произошел открытый и окончательный разрыв между папой Львом IX и константинопольским патриархом Михаилом Керулларием.
С этого времени широкое русло христианства разделяется на два больших потока – церковь западную или римско-католическую и церковь восточную (греческую) или православную. Каждая из них идет своим путем развития, не объединяясь в единое целое под общим названием.
Источник: http://rushist.com/index.php/byzantium/3508-istoriya-khristianstva-kratko