Ночное перенесение и вознесение Пророка. Часть 2 из 6:Мечеть Аль-Акса
- Авторство: Айша Стейси ( 2013 IslamReligion.com)
- 18 Nov 2013
- Последние изменения 18 Nov 2013
- Распечатано: 91
- Показано: 20858 (в сутки: 9)
- 5 из 5
- Оценено: 1
- Отправлено почтой: 0
- 0
Ночное перенесение – великий подарок Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует – знаменовало начало чего-то нового в истории развития и распространения религии Ислам.
Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, переживал, возможно, самый тяжелый период своей жизни: большинство мекканцев ополчились против него, он потерял дядю и горячо любимую жену Но Всевышний не оставил Своего пророка и преподнес ему чудесный дар – возможность заглянуть в мир сокровенного! Итак, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, прибыл в мечеть Аль-Акса в Иерусалиме. Он спустился с Бурака и привязал животное к кольцу от ворот мечети.
Чудеса продолжаются
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, вошел в мечеть – место для поклонения – где встретил пророков, приходивших до него, мир им, и удостоился чести руководить их молитвой.
Аллах показал Мухаммаду, что и другие Его посланники были вынуждены терпеть на своем пути утраты и страдания. В эту ночь они встали молиться позади Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, признав его своим имамом (руководителем молитвы).
Это еще раз доказывает превосходство учения последнего посланника.
Прежде каждый пророк и посланник являлся с призывом лишь к своему народу. Мухаммад же, да благословит его Аллах и да приветствует, пришел с вестью от Бога ко всему человечеству. В Священном Коране Господь называет его «милостью»
«Он слушает только то, что лучше для вас. Он верует в Аллаха и доверяет верующим. Он является милостью для тех, которые уверовали» (Коран 9:61).
Этой вестью стал Ислам. А пророки прошлого теперь стояли позади Мухаммада, показывая его превосходство и поддерживая его в самую тяжелую минуту. В хадисах говорится, что все пророки – братья. И эта ночная молитва в мечети Аль-Акса как нельзя лучше демонстрирует крепость братских уз между пророками Бога.
Значительность мечети Аль-Акса
Важно и то, что это примечательное событие произошло в мечети Иерусалима, на земле пророков – Авраама, Исаака, Моисея, Иисуса. Господь будто воссоединил две святыни: так называемую «колыбель религии» (святую землю Иерусалима) с Аравией, месторождением религии, предназначенной для всего человечества – Ислама.
Аль-Акса, Заповедная Мечеть в Мекке, а также мечеть Пророка в Медине считаются тремя важнейшими мечетями в Исламе. Только к ним мусульманин может совершить путешествие с намерением поклониться. Одна молитва в Аль-Акса приравнивается к 250 молитв, молитва в мечети Пророка – к 1000 молитв, а в Священной Мечети Мекки – к 100 000 молитв в других местах. Господь возвысил Аль-Акса над другими мечетями, сделал ее значимой для мусульман. Потому она оберегается так ревностно.
Аль-Акса была первой кыблой (направлением для молитвы) в Исламе. Позже, по приказу Всевышнего, мусульмане стали молиться в сторону Заповедной Мечети. Сложно сказать, когда точно это произошло, однако можно сделать предположение.
История призыва делится на два периода: мекканский (призыв людей к единобожию) и мединский (установление исламского государства).
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, и большая часть мусульман переселились из Мекки в Медину на 14-м году пророчества.
Ночное путешествие и Вознесение случились в поздний мекканский период, а кыбла изменилась примерно через 15 после переселения. Таким образом, можно заключить, что мусульмане молились в сторону Аль-Акса примерно в течение трех лет. Это ни в коем случае не умаляет ее достоинства, а лишь обозначает новый этап в истории Ислама. Центральное место в Исламе отдано Заповедной Мечети в Мекке.
Продолжение ночного путешествия
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, все еще находился в мечети Аль-Акса, когда к нему снова явился ангел Джибриль и предложил на выбор две чаши: одна с молоком, другая с вином.
Он выбрал ту, что с молоком и ангел сказал: «Хвала Аллаху, который направил тебя к фитре; если бы ты выбрал вино, твои последователи сбились бы с пути». Слово фитра можно перевести как «естество» — состояние, в котором человек приходит в этот мир, врожденное чувство, способность отличить благое от дурного.
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, инстинктивно отдал предпочтение добру над злом, Прямому Пути – над кривой дорогой в Ад.
Теперь, со скалы на священной территории мечети Аль-Акса, пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, предстояло вознестись на нижнее небо. Эта скала находится ныне внутри Куббат Ас-Сахра (Купола Скалы) – составляющую мечети Аль-Акса, которую зачастую ошибочно принимают за саму мечеть.
Мечетью считается вся территория, на которой находится еще несколько отдельных зданий. Важно знать, что Купол Скалы находится в пределах мечети, но это не то место, где пророк Мухаммад выступил имамом в молитве остальных пророков.
Со скалы, сейчас покрытой знаменитым золотым куполом, Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, вознесся на нижнее небо вместе с ангелом Джибрилем.
Источник: https://www.islamreligion.com/ru/articles/1512/
10 древнейших мечетей мира
Самые красивые мечети мира
Тысячелетняя мечеть Пекина
Хотите знать, какие мечети древнейшие в мире?
Из этой статьи вы узнаете о некоторых из них. В нашем рейтинге «старшинства» они расположены в порядке убывания возраста.
1. Масджид аль-харам, Мекка, Саудовская Аравия
Это самая древняя и самая большая мечеть в мире, в центре нее находится Священная Кааба. Фундамент Каабы был заложен пророком Ибрахимом (мир ему) и его сыном пророком Исмаилом (мир ему), о чем упоминается в Коране.
2. Масджид аль-Акса, Иерусалим, Палестина
Мечеть аль-Акса (Бейт аль-Мукаддас) — первая кибла мусульман, построена через сорок лет после Масджид аль-харам.
3. Масджид аль-Куба, Медина, Саудовская Аравия
Мечеть заложена Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) во время его первого прибытия в Медину в 622 году.
4. Масджид ан-Набави, Медина, Саудовская Аравия
Мечеть была построена Пророком Мухаммадом в 622 году, через несколько месяцев после Масджид аль-Куба.
5. Масджид аль-Киблатайн, Медина, Саудовская Аравия
Масджид аль-Киблатайн, или Мечеть двух кибл, построена в 623 году, когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) получил откровение о переносе киблы из Иерусалима в Мекку.
6. Мечеть Хуайшэн, Гуанчжоу, Китай
Эта мечеть построена около 627 года Саадом ибн Абу Вакасом (да будет доволен им Аллах), дядей Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Он посетил Китай в 620-х годах в составе первой делегации мусульман в Поднебесную.
7. Джаватха-масджид, эль-Ахаса, Саудовская Аравия
Эта мечеть в селении аль-Килабийа провинции эль-Ахаса построена в 628 году племенем Абд аль-Каис. С тех пор множество раз реставрировалась.
8. Мечеть Чераман-джума, Керала, Индия
Первая мечеть в Индии. Построена в 629 году Маликом Динаром (да будет доволен им Аллах) в честь благородного правителя древнего княжества Чера Чераман Перумала.
9. Мечеть Палайя Джума Палли, Килакарай, Индия
Килакарай — город в южноиндийском штате Тамил-Наду. Мечеть построена йеменскими купцами в 630 году по распоряжению правителя Йемена Базана ибн Сасана.
10. Мечеть Аль-Укба, Кайруан, Тунис
Великая мечеть Кайруана основана великим военачальником Укбой ибн Нафи в 670 году.
Источник: http://islam.plus/ru/civilizaciya/svyatyni/10-drevneisih-mecetei-mira
Настоятель гомельской мечети: где ислам – там нет террора
Мусульманская община Гомеля официально зарегистрировала свое новое здание. В нем они молятся, выполняют другие религиозные обряды и проводят собрания.
Намаз на улице генерала Карбышева
Однако, найти гомельскую мечеть, расположенную на промышленной окраине города, оказалось не так-то просто. Местные мусульмане собираются во внешне ни чем не приметном здании.
Sputnik Мария Амелина
Местоположение гомельской мечети относительно древних святынь Мекки по современной навигации
Зато, оказавшись внутри, попадаешь в загадочный мир Востока: пестрые ковры, надписи на арабском языке, полки с книгами, на зеленых переплетах — причудливая тесненная вязь. Яркая эстетика, возможно, также является одним из атрибутов, привлекающих сюда неофитов.
Sputnik Мария Амелина
Сура из Корана
Внутри мечети необходимо было разуться — так гласит обычай. Среди людей, собравшихся здесь на пятничную молитву, большинство — восточной внешности, но встретились и молодые славянские лица. Правда, уже с отпущенными бородами. Члены общины называют друг друга «братьями».
Мухаммед, пуштун из Пакистана, в Гомеле живет уже много лет, женат на белоруске, имеет детей. Его жена — тоже мусульманка. Сам Мухаммед знает 65 колен своих предков.
Sputnik Мария Амелина
Ковер с изображением мусульманской святыни — Каабы
Мухаммед рассказал: «В Беларуси мне очень нравится. Проблемы с ксенофобией? Нет таких. Иногда молодые люди начинают что-то говорить, но потом посмотрят в лицо — извиняются и уходят».
Sputnik Мария Амелина
Пакистанец Мухаммед уже 20 лет живет в Беларуси
Еще Мухаммед сказал, что в гомельской общине нет различий между суннитами и шиитами, все мусульмане — братья. Как раз в это время к нам подошел высокий мужчина с темной бородкой. Он шиит, родом из Азербайджана.
Вскоре нас пригласили пройти в молитвенный зал. Верующие, совершив омовение, садятся лицом на юг — к Мекке. Муфтий Духовного управления мусульман Беларуси Али Воронович прочел хутбу, пятничную проповедь. Она была посвящена терпимости и сдержанности; по словам шейха Али, эти качества являются одними из главных добродетелей для истинного мусульманина. Закончилась проповедь призывами к миру, в том числе в Сирии и Ираке, и пожеланиями единства для всех мусульман Беларуси.
Sputnik Мария Амелина
Хутба — мусульманская проповедь
Затем верующие выстроились для совершения собственно намаза — канонической молитвы. Намаз, состоящий из прославления Аллаха и сур Корана, читается обязательно на арабском языке.
В совместной молитве могут участвовать и мусульманки. Но для них отведено отдельное помещение, либо они должны расположиться позади мужчин.
Sputnik Мария Амелина
Жизнь мусульманской женщины регулируется строгими правилами
Исламская община живет традициями определенного коллективизма и открытости — сообщения о браках публикуются в газете «Мусульманский вестник» с указанием возраста жениха и невесты. Здесь же сообщается и о выдаче денег в долг, причем такого рода соглашения заключаются в мечети.
Sputnik Мария Амелина
Пятничный намаз в Гомельской мечети
Особенно хорошие отношения сложились у мусульман Беларуси с их единоверцами из России. Многие белорусы, например, учатся в Казанском исламском университете.
Ислам и глобализация
Глобализация и Интернет приводят к тому, что западная культура проникает в мусульманские страны, а ислам — на Запад, после молитвы рассказал корреспонденту Sputnik муфтий Беларуси Али Воронович.
Sputnik Мария Амелина
Знак халяльной пищи — еды, разрешенной для мусульман
«Почему белорусы приходят в ислам? Мои предки-мусульмане, например, служили в Великом княжестве Литовском еще с XVI века. У каждого принимающего ислам — свой путь. Раньше некоторые девушки принимали ислам для того, чтобы выйти замуж за иностранца. Сейчас причин стало больше — и внутренняя духовная практика, и суфийская мистика, и увлечение восточной культурой», — поделился шейх Али.
Sputnik Мария Амелина
Пятничный намаз в Гомельской мечети
Муфтий Беларуси считает, что некоторые СМИ формируют негативный имидж ислама, связывая его с терроризмом. По его мнению, полтора миллиарда мусульман в мире — это мирные труженики. Среди них могут быть, конечно, экстремисты, но они встречаются и среди представителей других религий.
Радикальные проповедники выбирают в Коране отдельные высказывания и раздувают их, уверен муфтий. Им «помогают» невежественные религиоведы. Например, некоторые из них утверждают: «шестым» столпом ислама является джихад.
Но ислам знает только пять столпов! А джихад означает, прежде всего, духовную борьбу — с самим собой и искушениями. Иные молодые люди именно по этим искаженным представлениям и составляют свое представление о мусульманской религии.
Молодым максималистам по их складу психики нравится именно такая трактовка ислама.
Sputnik Мария Амелина
Коран и хадисы, рассказывающие о пророке Мохаммеде
«Ко мне приходили такие молодые люди и говорили, что хотят уехать воевать. Я обычно говорю им: не надо вам воевать, все следует решать мирно. Но иные могут сказать — это неправильный имам, я пойду к другому имаму. Но в Беларуси среди официально зарегистрированных структур нет экстремистских проповедников. Самое же опасное — это когда ислам загоняют в подполье», — рассказал шейх Али.
Но какими бы мирными не были официальные наставники общины, в Беларусь все равно могут устремиться неоднозначные элементы. В глобальном переделе мира экстремистским структурам отводится роль провокаторов напряженности и хаоса. При этом, среди радикалов немало и этнических славян — русских, украинцев, есть и белорусы.
Sputnik Мария Амелина
Традиционная мусульманская шапочка
«Да, существует серьезная проблема неофитов. Ведь люди, только что принявшие ислам, как зерно в чистом поле. Кто его посеет — то и вырастет», — признал муфтий.
Открытый ислам
Председатель гомельской общины Сергей Саранчук из тех белорусов, кто самостоятельно пришел к исламу. Коренной гомельчанин, он начал свои духовные поиски еще после службы в Советской Армии. Говорит, что в христианстве он не смог найти ответы на некоторые вопросы.
Ислам показался ему более открытой религией, где нет касты священнослужителей, а верующий непосредственно общается с богом.
Сергей Саранчук, инженер-строитель, считает, что даже с точки зрения математического анализа в исламе нет изъянов — тут все базируется на строго последовательных принципах.
Sputnik Мария Амелина
Председатель мусульманской общины Гомеля Сергей Саранчук пришел к исламу в годы перестройки
Еще ислам обладает развитой социальной доктриной. Богатство — не самоцель для мусульманина, а только средство служения. Согласно Корану, оно является серьезным испытанием для человека.
Председатель гомельской общины говорит, что ислам отрицает излишества; в век нынешнего оголтелого потребления это много значит. Мусульманин может стремиться к обладанию хорошей машиной, но не ради престижа и тщеславия, а для удобства семьи.
Менять одежду следует по мере того, как она износилась, а не ради капризов моды. Обязанностью более состоятельных мусульман является помощь бедным членам общины.
Sputnik Мария Амелина
Обувь перед входом в мечеть положено снимать
Когда в 2012 году житель Жлобина, начитавшись призывов радикальных проповедников в сетях, попытался взорвать здание местного РОВД, Вороновича и Саранчука привлекли к следствию в качестве экспертов. Этого человека они, к сожалению, не знали. Духовные лидеры полагают, что если бы в Жлобине была легальная мусульманская община, такого печального инцидента не произошло бы.
Sputnik Мария Амелина
Коран — священная книга для мусульман
По мнению Саранчука, белорусское общество не настолько толерантно, как принято считать. Иногда и власти ведут себя слишком придирчиво. Недавно в общине милиция попыталась ввести паспортный контроль, местные мусульмане с этим не согласились. Конечно, дискриминация и предвзятое отношение — это плохо. Но и проблема исламистского терроризма с повестки дня сегодня тоже не снята.
Председатель гомельской общины полагает: «Там где, есть ислам — нет террора. Терроризм есть там, где ислам загоняют в подвалы».
Он утверждает, что религиозная принадлежность террориста всплывает только тогда, когда речь идет об исламе.
Sputnik Мария Амелина
Здание, в котором располагается община гомельских мусульман
На пятничном намазе присутствовал ведущий специалист отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гомельского горисполкома Николай Лысенко. По мнению представителя городской власти, в настоящий момент никаких нарушений за гомельской организацией мусульман не выявлено, она действует легально и открыто. Сегодня между Гомельским горисполкомом и официальными представителями исламской общины налажено конструктивное сотрудничество.
Источник: https://sputnik.by/religion/20160602/1022936320.html
Мечеть Аль-Куба (Медина, Саудовская Аравия) — mahalla1.ru — Доступно об исламе
Мечеть Аль-Куба (араб. قباء مسجد) – первая в истории Ислама мечеть. Поскольку она была построена во время такого значительного события, как переселение, значение ее велико. Куба – место, расположенное на расстоянии 4-5 км к югу от центра Медины. Сейчас она входит в черту города.
О значимости мечети Аль-Куба упоминается в 19 хадисах в сборнике «Сахихов» аль-Бухари, 13 хадисах в «Сахихе» Муслима, 2 хадисах из коллекций Абу Давуда и 6 хадисах в «аль-Муватта» имама Малика.
Посещение мечети Аль-Куба является очень важной сунной. По возможности её желательно посещать в субботу, но можно и в любой другой день. При этом намерение должно быть, чтобы посещением мечети и совершением в ней намаза приблизиться к Аллаху.
Намаз, совершённый в мечети Кубба, равняется совершению Умры.
Св. хадисов ат-Тирмизи
Кто очистится в своём доме, затем придёт в мечеть Куба и совершит в ней молитву, будет вознаграждён так же, как и за Умру.
Св. хадисов Ахмада
История
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) во время хиджры (переселения из Мекки в Медину), до вступления в город остановился в местечке Куба, где дожидался ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах).
Здесь Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был гостем сынов Амра ибн Авфа по разным данным от 3-х до 20-ти дней, но большинство склоняется к мнению о 14-ти днях. Так вот, знаменитая Масджид Аль-Куба была построена именно в это время.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) принимал личное участие в строительстве этой мечети. В Священном Коране об этой мечети сказано так
Мечеть, которая с первого дня зиждилась на набожности
Св. Коран, 9:108
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) считал, что 108-ой аят суры «Ат-Тауба» был ниспослан Всевышним Аллахом в честь жителей Кубы:
Там есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся.
Св. Коран, 9:108
Когда первые мухаджиры, совершившие переселение, прибыли в Кубу, они, выровняв площадку, где сыны Амра ибн Авфа сушили финики, стали совершать там намазы. Поскольку Салим – освобожденный раб Абу Хузайфы – прекрасно читал Коран и так же прекрасно знал его, он стал исполнять обязанности имама среди первых мухаджиров (Ибн Сад, III, 87, IV, 311).
Свет Бытия, расширив это пространство, построил там Мечеть Куба. Мечеть имела четырехугольную форму и размеры 32×32м. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) попросил жителей Кубы принести камни, затем, поставив один из них на южной стороне будущего здания мечети, велел Абу Бакру и ‘Умару (да будет доволен ими Аллах) поставить камни в ряд подобным же образом.
Друзья и соратники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были впечатлены этим, но попросили его отдыхать и предоставить им выполнение дальнейших работ по строительству мечети. Однако он отклонил их просьбу и произнес: «Блажен тот, кто построит мечеть и прочитает в ней Коран стоя или сидя. Такой человек несравним с теми, которые лишь наблюдают за работой, боясь запылить свои одежды».
При строительстве мечети Аммар ибн Ясир (да будет доволен им Аллах) проявлял старания больше, чем кто-либо. Поэтому о нем стали говорить, как о человеке, «построившем самую первую в истории Ислама мечеть» (Ибн Хишам, 9, 114).
А Абдуллах ибн Раваха (да будет доволен им Аллах) и работал, и читал стихи одновременно, облегчая и снимая усталость верующих (Камиль Мирас «Теджрид Терджемеси», Х, 106).
Обязанность муэдзина исполнял Сад Аль-Курази (да будет доволен им Аллах) – один из славных сахабов. В мечети Куба, так же, как и в мечетях Медины, шел учебный процесс, а наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) контролировал его, всякий раз приезжая туда (Хамидуллах «Ислам пейгембери», II, 771).
Наш Господин Милость обоих Миров (да благословит его Аллах и приветствует), приходя по субботам в Кубу пешком или приезжая верхом, совершал в мечети два рака’ата намаза (Бухари «Фазлус-салят»,3,4; Муслим «Хадж», 516).
Халиф ‘Умар (да будет доволен им Аллах) во время своего правления приезжал сюда по понедельникам и четвергам. Он говорил, что даже если бы Куба находилась на очень далеком расстоянии, он все-таки приезжал бы туда на верблюде».
Мечеть Куба была расширена Османом и Омаром ибн Абдульазизом. Позднее она неоднократно обновлялась и реставрировалась. Мечеть с одним минаретом и плоской крышей, построенная Султаном Махмудом Вторым в 1245 году Хиджры, в 1829 году была разрушена правительством Саудовской Аравии и построена заново, в расширенном виде, с двумя минаретами и с куполом.
Архитектура
При реставрации мечети Аль-Куба в 1986 году, мединская архитектура была сохранена в виде ребристых белых куполов, а также облицовок из базальта, что придало скромный вид, – напоминающих о простоте Медины.
Над проектом новой мечети работали египетский архитектор Абдель-Вахид эль-Вакиль и архитектор из Штутгарта Махмуд Бодо Раш, ученик известного немецкого архитектора Отто Фрея. Им было поручено построить большую мечеть на месте старой. Они намеревались оставить старую мечеть и включить в проект новой, но пришлось ее разрушить и построить новую мечеть с таким же названием.
Новая мечеть состоит из прямоугольного молитвенного зала, поднятого на второй уровень. Молитвенный зал соединён с: жилыми областями, офисами, залом очищения, магазинами, и библиотекой.
В мечеть ведут шесть входов, расположенных по северной, восточной и западной сторонам фасада. В углах молитвенного зала находятся 4 минарета, имеющие 8 граней, переходящие в окружность ближе к вершине.
Молельный зал, рассредоточившийся вокруг центрального двора, увенчан шестью большими куполами, поддерживаемых кластерными колоннами.
Портик, из двух внутренних отсеков, опоясывает центральный двор с востока и запада, в то время как другой портик из одного отсека ограничивает его с севера, при этом отделяя молельный зал для женщин.
Женский молельный зал, окруженный экраном, разделен на две части проходом соединяющим северный вход с центральным двором мечети.
Двор, выполнен из черного, красного и белого мрамора. Решетчатые арабески отфильтровывают свет от пальмовых рощ, растущих снаружи.
Наши дни
В январе 2012 года губернатор Медины принц Абдул Азиз бин Маджид объявил о планах по расширению мечети «Аль-Куба». При этом губернатор отметил, что помимо расширения мечетей планируется строительство ворот на въездах в Медину, а также введение новых услуг для удовлетворения потребностей жителей благословенного города и его посетителей.
С самого начального этапа зарождения Ислама по сегодняшний день красивая мечеть Куба является одним из излюбленных мест мусульман, приезжающих в Медину, особенно паломников во время хаджа и ‘умры, которые всячески стремятся совершить намаз в этой мечети.
Источник: http://mahalla1.ru/history_rubric/mosques-of-the-world/mechet-al-kuba-medina-saudovskaya-araviya.php
Московская соборная мечеть в жизни мигрантов из Центральной Азии — Central Asia Analytical Network
21 февраля 2017 года Программа Центральная Азия Университета Дж.
Вашингтона провела встречу с Софи Рош, которая в настоящее время руководит исследовательской группой в Университете Гейдельберга по теме «Демографический поворот на перекрестке культур».
Софи Рош – автор работ, посвящённых изучению конфликтов в Таджикистане, исламу, демографии. С 2010 года она вела исследовательскую работу в Москве и изучала жизнь и опыт выходцев из Центральной Азии в качестве экономических мигрантов в России.
Выступление Софи Рош было посвящено главной мечети Москвы, Московской соборной мечети, ее социальной инфраструктуре и роли в жизни мигрантов из Центральной Азии. Один из участников ее исследования – таджик Рустам, лишившийся брата в результате уличной драки, находит в Московской соборной мечети не только место для молитвы, но и источник реальной помощи.
Мечеть, как место положительных взаимосвязей, играет не последнюю роль в том, что Софи Рош называет парадоксом миграции, где в крайне враждебной к мигрантам среде (она приводит примеры из негативного освещения мигрантов российскими медиа, включая шоу «Наша Раша» и скандальный петербургский справочник, где мигрантов изобразили шпателем, валиком и веником, а местных – людьми) мигранты имеют положительное мнение о религиозной политике в России и часто похвально отзываются о президенте Путине, особенно, в сравнении с собственными местными лидерами.
Справочник для мигрантов, где их изобразили в виде шпателя, валика и веника
Сегодня мусульманское население России составляет около 20 млн человек, которое включает в себя татар, а также всех мусульман Кавказа (Чечня, Дагестан и т.д.). 10 процентов Москвы считают себя мусульманами, и 40 процентов всех мигрантов происходят из мусульманских стран.
При этом по всей России функционируют около 6000 мечетей (хотя эти число возможно заниженное, учитывая, что мечети сейчас возводятся в каждом городе, где работают мигранты, включая Дальний Восток и Арктику). Москва имеет только четыре мечети, и столичный муниципалитет неоднократно отклонял все усилия по строительству дополнительных мечетей, несмотря на острую необходимость.
Мечети Москвы переполнены и каждую пятницу несколько дорог вокруг мечетей перекрываются во время молитвенных часов.
Новая мечеть
Московская соборная мечеть была открыта 23 сентября 2015 года. На церемонии присутствовали президенты России Владимир Путин, Турции Реджеп Эрдоган, Палестины Махмуд Аббас, а также делегации из Азербайджана, Иордании, Ирана, Казахстана, Катара, Кувейта, Кыргызстана, Саудовской Аравии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, главы мусульманских регионов России.
История мечети начинается с первой половины XIX века, когда татары подали прошение царю Александру I о строительстве первой мечети в Москве в знак отличия службы, которую они несли в ходе наполеоновских войн.
К 1871 году число мусульман в городе достигло 5000 и в 1904 году было построено первое здание мечети на средства татарского купца Салиха Ерзина.
В советский период мечеть была единственной действующей мечетью в Москве, хотя перед московской Олимпиадой 1980 года власти хотели снести ее, чтобы освободить место для строительства спортивных сооружений. Но мечеть устояла. Напоминанием о тех событиях служит спортивный комплекс «Олимпийский», расположенный напротив мечети.
Наконец, в 2004 году усилиями шейха Равиля Гайнутдина, который сегодня является председателем президиума Духовного управления мусульман европейской части России и председателем Совета муфтиев России, было решено перестроить и расширить мечеть. Строительство мечети было начато в 2004 году и сопровождалось различными конфликтами. В частности, было много споров о том, сохранять ли исторический облик мечети или модернизовать здание.
Споры были разрешены за один день в 2011 году, когда рабочие с помощью спецтехники снесли здание исторической мечети до основания. Но некоторые элементы сохранились, в частности две колонны внутри здания.
Можно также отметить татарские традиционные элементы в декоре, арабские и турецкие мотивы, воплощенные в модернизированной современным оборудованием мечети. Как отметил Гайнутдин, «символический симбиоз призван подчеркнуть многовековое соседство и братство православия и ислама, славянских и тюркских народов, русских и татар.
Как мы знаем, благодаря этому стратегическому союзу Россия сформировалась евразийской державой, крупнейшим в мире государством».
Президент Путин отметил на открытии мечети важность традиционного ислама как части духовной жизни россиян. Он сказал, что «важно, чтобы мусульманская молодежь воспитывалась на традиционных исламских ценностях, чтобы пресекались попытки навязать чуждые нам мировоззренческие установки, которые не имеют ничего общего с подлинным исламом». Несомненно, строительство мечети способствовало успешной реализации «арабской дипломатии» Путина.
Мечеть стала важным пунктом в дипломатии России с мусульманским миром и странами Центральной Азии.
Ильдар Аляутдинов, главный имам Московской соборной мечети, рассказывает, что хотя ему удалось наладить отношения с послом Кыргызстана в России в сфере обмена религиозными знаниями, где имамы двух стран могли посещать мечети друг друга, послы Узбекистана и Таджикистана отказались от такого сотрудничества. В частности, в Узбекистане власти не стремились к тому, чтобы создать в России благоприятную среду для своих мигрантов, а в Таджикистане в то же время начались гонения на религиозные движения.
Мечеть – источник помощи
Даже в 2010 году, когда Московская соборная мечеть еще не была заново отстроена, вне ее кипела бурная жизнь. Каждую пятницу многочисленные мусульмане, в основной массе – мигранты из Центральной Азии – молились на улицах, по воскресеньям они собирались на социальные мероприятия. После гражданской войны в Таджикистане немало детей таджикских мигрантов получили религиозное образование в стенах мечети. Вокруг нее сформировался большой рынок, где продавалась еда, ходили цыгане.
Сейчас социальная инфраструктура мечети стала еще более разветвленной. Здесь оказывают разнообразную помощь нуждающимся, проводят политические и религиозные дискуссии, предоставляют денежную помощь и другую срочную небюрократическую помощь.
Но в оказании помощи есть свои ограничения. Как наблюдала исследовательница, официально помощь оказывается только тем, у кого есть документы и кто живет в пределах Москвы. Чаще всего поддержка нуждающимся оказывается в форме продуктов питания и одежды, которые приносят верующие.
Другую – юридическую и финансовую – поддержку предоставляют после расспроса только молящимся, у кого нет семьи и поддержки от родных. Семья, а не государство, рассматривается как главный источник помощи, и только за неимением таковой мечеть становится источником помощи.
Особенно быстро собираются деньги на похороны, транспортировку тела назад на родину, оформление соответствующих документов.
Мечети являются центральным местом для социальных, образовательных и политических мероприятий. После молитвы многочисленные группы формируются вокруг активистов, которые пытаются повысить свою осведомленность по некоторым общественно значимым вопросам. Вопросы миграции и политики в мусульманском мире обсуждаются и обсуждаются открыто.
Часто такие лидеры, как Эшони Нуриддинджон или до недавнего времени Мухиддин Кабири (лидер запрещенной Партии исламского возрождения Таджикистана) использовали мечеть в качестве одного из возможных мест для встречи с мигрантами. Такие встречи участники снимают на фото и видео и сразу распространяют с помощью мобильных телефонов, что, следовательно, охватывает значительную часть мигрантских общин.
Таким образом, смысл этих встреч доходит даже до тех, кто работает на базарах или на строительных площадках и не могут присутствовать на таких встречах.
Рош отмечает влияние и активность юристов центральноазиатских мигрантов, которые проявляют солидарность и эффективность в работе по защите их прав. На встречу с Иззатом Амоном, представителем таджикского мигрантского сообщества в Москве, собираются десятки таджиков, некоторые едут для этого из более отдаленных районов. Группа Амона встречалась каждое воскресенье.
Во время этих встреч группа обсуждала законы в Таджикистане, политические методы и события в других странах. Хотя на этих встречах ислам не является центром политических дискуссий, ислам обеспечивает основу для общего духа.
По словам Иззата Амона, ислам является «моральным клеем», который держит людей вместе; он считает, что сегодня ни одно политическое изменение в Центральной Азии не произойдет, если не будет основываться на исламе как на нравственном фундаменте.
В то время как Иззат Аман собирает большие аудитории для обсуждения таких идей, большинство мигрантов боятся заниматься политической деятельностью и предпочитают рассматривать ислам как общественный и индивидуальный ресурс.
Центральноазиатский ислам в России?
По наблюдениям Рош, мигранты часто сохраняют свое представление об исламе, тесно связанное с их странами. Например, любой вопрос по шариату или разногласие среди таджикских юношей-мигрантов завершается звонком или обращением по почте Эшони Нуриддинджону в Таджикистане, чтобы получить его мнение. Эшони Нуриддинджон является влиятельным религиозным авторитетом из известного религиозного рода в Таджикистане, который использует интернет для общения с молодыми таджиками по всему миру.
Хотя духовными авторитетами для центральноазиатских мигрантов являются их собственные имамы, это не означает, что они не доверяют российским служителям. Они чаще отвергают ислам как этнический компонент.
Вместо этого предпочтителен дискурс, где ислам – это универсальная концепция, которая объединяет самые разные этнические группы и обеспечивает безопасность, справедливость и моральную концепцию для политики и общественной жизни.
Поэтому, по мнению Рош, нет версии «центральноазиатского ислама», но есть разные уровни взаимодействия, где, к примеру, татарский ислам играет главную роль на уровне дипломатии и взаимодействия с властями.
Интервью Софи Рош с мигрантами, особенно из Таджикистана и Узбекистана, подтверждают, что многие молодые люди стали практикующими мусульманами во время пребывания в России. Эта религиозная идентичность вначале формируется на основе прямого контакта с другими мусульманами, во-вторых, с русскими-христианами и нехристианами, и в-третьих, в виртуальном контакте.
Понятно, что в будущем мигранты будут играть большую роль в формировании ислама в России, хотя риторика о мигрантах из Центральной Азии в России в большей мере негативная. Мигрантов рассматривают как весьма проблематичное население, а их мусульманство может казаться угрозой мирному, доморощенному («своему») татарскому исламу и «исторически хорошим взаимоотношениям с основными мусульманскими странами». В этом и заключается парадокс миграции, по мнению Рош.
Очевидно, что религиозные власти России понимают этот парадокс. Как отметил Ильдар Аляутдинов, Москва становится центром мусульман СНГ, центром не только экономической и политической, но и религиозной интеграции. Совет муфтиев России объявил, что проблемы мигрантов-мусульман входят в их компетенцию, и даже недавно попросил власти Саудовской Аравии разрешить трудовым мигрантам из Центральной Азии совершить хадж по квоте России, составляющей 20,5 тысячи мест.
Отношения мигрантов из Центральной Азии с исламом в России – тема, безусловно, интересная, и такие этнографические исследования, как работа Софи Рош, помогают прояснить многие белые места в этой теме.
Источник: https://caa-network.org/archives/8421
14 самых древних мечетей Мира — Центр образования «Медина»
Большая мечеть Дамаска, более известная как Большая мечеть Омейядов, расположена в старой части столицы Сирии, одном из древнейших городов мира. Мечеть является священным местом Сирии, так как содержит сокровищницу с головой Иоанна Крестителя (Яхья), почитаемого как христианами, так и мусульманам. Это самое большое строение старого Дамаска. В римскую эпоху на этом месте располагался Храм Юпитера, затем, в византийское время, христианская церковь.
После мусульманского завоевания Сирии, церковь была превращена в мечеть. Халиф Валид I, который курировал его преобразование, коренным образом изменил планировку здания, и проект был завершен в 715 году. Части наружной стены сохранились от римского храма Юпитера. Для строительства мечети были приглашены лучшие художники, архитекторы, мастера каменных дел из Афин, Рима, Константинополя, стран Арабского Востока.
Всего на строительстве мусульманского храма трудились более 12 тыс. рабочих.
2. Мечеть аль-Куба, Медина, Саудовская Аравия, 1 г.х
Мечеть аль-Куба находится за пределами Медины. Она считается первой когда-либо построенной мечетью и четвертой по святости в исламе после Запретной мечети в Мекке, мечети Пророка в Медине и мечети Аль-Акса в Иерусалиме.
Легенда гласит, что первый камень в ее основание заложил сам пророк Мухаммед после переселения из Мекки в Медину, а завершили строительство его спутники.
Мусульмане верят, что две утренние молитвы в этой мечети приравниваются к малому паломничеству. От древнего здания мечети сохранилось немногое, так как с течением времени она неоднократно перестраивалась; нынешняя белокаменная мечеть была построена в 1986 г.
3. Мечеть Чераман Джума, Керала, Индия. Прибл. 8 г.х
Мечеть Чераман Джума – самая первая мечеть, построенная на территории Индии. Мечеть была построена Чераман Пеумалом (правителем небольшого государства) еще во времена жизни Пророка Мухаммада.
По преданию, Чераман наблюдал расколотую луну – чудо, явленное Пророком. А после этого встретился с Мухаммадом и принял Ислам. Мечеть была построена в 629 году.
Она много раз претерпевала реконструкцию и ремонт, но тем не менее, часть ее сохранилась нетронутой с тех давних времен, утверждают местные жители.
4. Мечеть Аль Акса, Иерусалим, Палестина. Нынешнее здание прибл. В 86 г.х
В Иерусалиме есть две красивейшие мечети: одна с золотым, другая с серым куполом. Первую называют «Купол Скалы», вторая же – мечеть аль-Акса, или мечеть Омара – третья по значимости мусульманская святыня. Ее купол выглядит поскромнее, но сама мечеть огромная и может вместить на пятничную молитву до 5000 прихожан. Ислам связывает с этим местом ночное путешествие пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (исра) и его вознесение на небеса (мирадж).
Сначала это был простой молитвенный дом, сооруженный халифом Омаром в VII веке, а полвека спустя здание стали перестраивать, достраивать, восстанавливать после землетрясений, и наконец, оно приобрело тот масштаб и вид, который сохранился по сей день. Конечно, за прошедшие века мечеть претерпела и разрушения, и глумления крестоносцев-тамплиеров, которые использовали здание под свое общежитие, склад оружия и конюшни.
Но захвативший Иерусалим турецкий султан Салах ад-Дин вернул здание мусульманам. С тех пор здесь действующая мечеть.
5. Масджид ан-Набави, Медина, Саудовская Аравия: 1 г.х
Мечеть Пророка является второй святыней в исламе после Запретной мечети в Мекке и местом погребения Мухаммада. За всю историю ислама мечеть расширялась девять раз. Первая мечеть на этом месте была построена ещё при жизни Мухаммада, последующие исламские правители расширили и украсили святыню. Под Зелёным куполом (Куполом Пророка) расположена могила Мухаммада.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакр и Умар (да будет доволен ими Аллах) были похоронены в комнате Аиши, которая с самого начала находилась отдельно от мечети. После того как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер, сподвижники похоронили его в маленькой комнатке, принадлежавшей его жене Аише, рядом с мечетью. Мечеть была отделена от этой комнаты стеной с дверью.
Через много лет (а точнее – в 88 году по хиджре), во время правления аль-Валида ибн Абдуль-Малика эмир Медины Умар ибн Абдуль-Азиз значительно расширил территорию мечети, и комната Аиши оказалась внутри новой территории. Но, несмотря на это, эмир Медины выстроил две огромные стены, чтобы отделить комнату Аиши от мечети. Таким образом, неправильно говорить, что могила Пророка находится внутри мечети.
Она, как и прежде, находится в комнате Аиши, а комната Аиши отделена от Пророческой мечети со всех сторон.
6. Мечеть аз-Зайтуна, Тунис: 113 г.х
Мечеть является самой старой в столице Туниса, занимает площадь в 5000 м². и имеет девять входов. Материалом для строительства мечети послужили развалины Карфагена. Мечеть также известна как один из первых и самых больших исламских университетов. На протяжении веков Аль-Кайраван оставался образовательным и научным центром Туниса и Северной Африки. В XIII веке Тунис стал столицей государства Альмохадов и Хафсидов.
Благодаря этому Университет аз-Зайтуна стал одним из главных центров исламского образования. Выпускником университета был первый в мире социальный историк Ибн Хальдун. В университете обучались студенты со всех уголков исламского мира. Библиотека аз-Зайтуны была самой большой в Северной Африке и включала десятки тысяч рукописей.
Большое количество редких рукописей, охватывали знания по всем научным дисциплинам, в том числе по грамматике, логике, этикету, космологии, арифметике, геометрии, минералогии.
7. Великая мечеть в Сиань, Китай: 124 г.х
В эпоху правления династии Тан (618 – 907) ислам получил широкое распространение на территории Китая благодаря арабским торговцам. Многие мусульмане обосновались в то время в Китае. Многие из них женились на представительницах главной этнической группы Китая – хань. Великая мечеть была построена в то время, для того чтобы отметить вклад тех людей в распространение ислама в Китае.
Мечеть находится в город-герое Сиань – стартовой точке Великого шелкового пути и городе с большим мусульманским населением. Архитектурный стиль мусульманского храма представляет собой смешение традиционной китайской архитектуры и исламского искусства. Многочисленные павильоны и расположенные между ними четыре внутренних двора – это типичные черты китайского стиля.
Стены мечети украшены росписью, в которой ясно видны традиционные мусульманские мотивы/
8. Великая мечеть в Кайруане: 50 г.х
Великая мечеть Кайруана восходит к 670 году. Она была построена по повелению Укбы ибн Нафи. Хотя мечеть была пару раз разрушена, а затем восстановлена, сегодняшняя структура стоит на месте оригинальной мечети. Являясь своего рода символическим зданием города, Великая мечеть считается старейшей святыней и самой важной мечетью мусульманского Запада.
9. Великая мечеть Алеппо, Сирия: прибл. 90 г.х.
Младший брат величественной мечети Омейядов в Дамаске, как его называют местные жители, храм воздвигнут на этом месте в XIII веке. По легенде здесь находится могила пророка Закарии. Этот памятник культуры является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Когда-то эта мечеть была местом отдыха и общения с Богом, а сегодня это развалины.
В ходе гражданской войны были нанесены серьезные повреждения: в 2012 году в мечети разразился большой пожар, в следующем году была взорвана южная стена, а в довершение всего – уничтожен единственный минарет.
10. Мечеть аль-Харам, Мекка, Саудовская Аравия: до ислама
Заповедная мечеть – самая большая мечеть в мире, окружающая главную святыню ислама – Каабу. Она рассчитана на приём 4 миллионов паломников во время Хаджа.
Современная мечеть после множества реконструкций представляет собой пятиугольное замкнутое здание со сторонами разной длины и плоской крышей. Всего в мечети 9 минаретов, высота которых достигает 95 м. Существующая мечеть известна с 1570 года.
За время своего существования мечеть неоднократно перестраивалась, так что от первоначальной постройки мало что осталось.
11. Джума мечеть в Шамахы Азербайджана: 125 г.х
Шамахинская Джума мечеть, являющаяся одним из самых древних мусульманских храмов на территории Азербайджана, на Южном Кавказе и Ближнем Востоке в целом, была построена во времена халифы Халида ибн Валиядина, в 743 году в честь прибытия его брата – Муслима ибн Валиядина в Азербайджан. По некоторым источникам, побежденный армиями Халифата Хазарский каган принял ислам именно в этой мечети.
12. Мечеть двух Кибл, Медина, Саудовская Аравия: 2 г.х
Изначально мусульмане молились в сторону Иерусалима. Но однажды во время совершения молитвы в доме Умму Башар Пророку было ниспослано откровение об изменении киблы в строну Священной Каабы в Мекке (2:144).
Получив Божественный приказ, он незамедлительно повернулся в сторону Каабы, не прерывая начатую молитву. Позже на этом месте была выстроена мечеть, которая была названа мечетью двух аль – Киблатайн. С тех пор мусульмане со всего света обращаются в молитве в сторону Мекки.
Вторую киблу в этой мечети оставили как напоминание об этом событии.
13. Мечеть Хуайшэн, Гуанчжоу, Китай: 9-20 г.х
Это одна из старейших мечетей Китая. По легенде ее основал дядя пророка Мухаммеда и один из известнейших его сподвижников Саад ибн Абу Ваккас. Он был первым исламским миссионером в Китае. Однако, по версии большинства ученых, мечеть была достроена в период правления китайской династии Тан, и в последующем несколько раз восстанавливалась.
Хуайншэн в переводе с китайского языка означает «помни о Пророке». Но у мечети есть и второе имя – «Башня Маяк». Это неофициальное название она приобрела благодаря форме своего минарета. Он действительно похож на маяк, а высота в тридцать семь метров делала его заметным для проплывающих мимо кораблей, которые пользовались им как ориентиром.
14. Соборная мечеть Куфы, Ирак: 50 г.х
Соборная мечеть Куфы входит в число мечетей, которые обладают весьма большой ценностью в силу того, что в них произошли важные исторические события. Соборная мечеть Куфы неизменно напоминает о его светлости Али, его методах правления и справедливых судействах.
В период пятилетнего правления его светлости Куфа являлась центром исламского халифата, а Соборная мечеть этого города — местом, где его светлостью принимались многие важные социальные и политические решения. Во время молитвы у её михраба был предательски убит Имам Али.
Источник: https://medina-center.ru/14-samy-h-stary-h-mechetej-mira/
Умеренный ислам в бывших барах и ресторанах – пять фактов о мечетях Финляндии
Kaikki Helsingin moskeijat eivät ole kartassa. Oikea lukumäärä on 20-30 välillä. Rykoushuoneet ovat itsenäisten yhdistysten ja uskonnollisten yhdyskuntien ylläpitämiä, joten koottua tietoa ei ole, kuten esimerkiksi Kirkkohallituksella on Suomen kirkoista.
Yle Uutisgrafiikka
Общественность в последнее время активно обсуждает возможное строительство крупной мечети в Хельсинки, при этом один из главных задающихся вопросов состоит в том, зачем финским мусульманам нужна большая мечеть.
По некоторым оценкам, мелькающим в различных средствах массовой информации, в Финляндии уже действует порядка 80 мечетей, из которых 30 расположены в столичном регионе. Yle публикует пять фактов о мусульманских молельных домах в Финляндии.
1. В Финляндии существует лишь одна «настоящая» мечеть
Заявление о 80 мечетях в Финляндии вводит публику в заблуждение, если принять во внимание, что понятие «мечеть» означает богослужебное архитектурное сооружения с куполами и минаретами. Пока лишь одно сооружение соответствует этому определению – это мечеть финских татар в Ярвенпяя.
Обыватель не всегда сможет по внешнему виду отличить молельный дом финских мусульман. Мечеть шиитов в районе Меллунмяки в Хельсинки расположена в здании бывшего ресторана, мечеть в районе Итякескус находится в торговом центре Пухос. Во время крупных праздников столичные мусульмане собираются на спортивных аренах, так как ни одно молельное помещение не сможет вместить в себя тысячу человек.
2. Финансирование получают в основном из карманов молящихся
Финансовое положение исламских сообществ отличается от лютеранских приходов тем, что последние существуют в основном за счет налоговых сборов.
Мусульманские организации не имеют права взимать налоги. Они существуют за счет членских сборов со своих прихожан. Все же, большинство финских мусульман – это представители более бедного населения иммигрантского происхождения, которые не входят официально ни в одно исламское сообщество.
Часть молельных домов в Хельсинки построена за счет иностранных пожертвований. Именно поэтому камнем преткновения в строительстве крупной столичной мечети является финансирование, а также подозрения в адрес возможных иностранных инвесторов.
Кроме того, исламские сообщества, как и другие религиозные организации, получают дотации от государства. В 2016 году министерство образования и культуры выделило в общей сложности различных религиозным объединениям 532 000 евро, из которых мусульманские сообщества получили примерно 74 000 евро.
3. В мечетях редко проповедуют на финском языке
Первая в Хельсинки мечеть возникла в 1980-х годах, тогда иммигранты остро нуждались в помещении для моления. Поэтому прихожане столичного молельного дома на Лённротинкату представляют собой очень разнообразное сообщество в этническом и языковом плане.
Позже представители различных этнических групп стали создавать свои молельные дома.
В молельных домах очень редко проповедуют на финском языке.
4. В финских мечетях проповедуют умеренный ислам
Финские мусульмане подчеркивают, что они выбрали для себя умеренный ислам и не являются последователями экстремизма.
Проект строительства мечети в Хельсинки вызывает сомнения в том, что иностранные инвесторы из Саудовской Аравии могут принести в страну консервативный ваххабизм. Однако исследователи считают это маловероятным. Даже если в Финляндии есть последователи исламского фундаментализма, это не означает, что они поддерживают экстремизм и терроризм во имя своей религии.
5. Размеры и практика молельных домов в Финляндии варьируются
В основном молельные дома финских мусульман маленькие – самые крупные могут вместить в себя несколько сотен молящихся, некоторые – лишь несколько десятков человек.
Женщины и мужчины молятся обычно отдельно. Во время пятничных молений мужчины находятся впереди, а женщины и дети позади них. В некоторых мечетях существуют отдельные помещения для мужчин и женщин, где-то помещений для женщин нет.
Все женщины, приходящие в молельные дома, должны покрывать голову платком. Это касается и гостей мечети.
Источник: https://yle.fi/uutiset/osasto/novosti/umerennyi_islam_v_byvshikh_barakh_i_restoranakh__pyat_faktov_o_mechetyakh_finlyandii/9599010
Крупнейшая мечеть в Японии — токийская Джамии
Одна из особенностей мечети — минарет, возвышающийся рядом с ней. С балкона минарета муэдзин произносит азан, призыв верующих к молитве. (Фото предоставлено токийской мечетью Джамии)
Посреди тихого жилого квартала, расположенного неподалёку от станции Ёёги-Уэхара в токийском районе Сибуя, находится здание, выделяющееся среди прочих своей высокой башней и куполом, какие нечасто встретишь в Японии.
Это токийская мечеть Джамии, построенная в османском стиле. Мечеть — это место собраний и молитв мусульман. Арабское слово «масджид», от которого происходит слово «мечеть» в русском и других европейских языках, обозначает «место, где простираются ниц». Мечети есть в разных регионах Японии, но при этом множество японцев не знают о самом существовании мечетей в нашей стране.
«Джамии» буквально переводится как «соборная мечеть», где проводятся, в частности, пятничные молитвы. Дизайн токийской Джамии, крупнейшей в стране, напоминает знаменитую Голубую мечеть, или Мечеть Султанахмет, в Стамбуле.
За исключением воды, цемента и стали, все материалы, использовавшиеся при строительстве, были привезены из Турции. Около сотни турецких работников на протяжении года трудились над сооружением и украшением интерьеров молельного зала, расположенного на втором этаже, и культурного центра, который находится этажом ниже. Интерьеры мечети представляют собой произведения искусства.
С раннего утра и до начала второй половины дня солнечный свет струится через витражные окна, создавая внутри волшебную атмосферу (справа). Поскольку ислам запрещает поклонение изображениям, при украшении интерьера широко использованы арабские каллиграфические надписи, арабески, использующие растительные мотивы, геометрические орнаменты. Огромный купол мечети символизирует мир божественного (слева).
Каллиграфическая надпись, цитирующая Коран — священную книгу мусульман.
В турецких мечетях купол украшают имена Аллаха, пророка Мухаммеда и четырёх его последователей.
В арабском языке используются 99 имён для называния Аллаха. Аль-Мухйи — «Тот, кто творит жизнь», Аль-Халик — «Архитектор», Ар-Рахман — «Милостивый», Малик уль-Мульк — «Царь царей» и другие. Эти «прекраснейшие имена Аллаха», написанные арабской каллиграфической вязью, украшают стены мечети. По центру расположен минбар — кафедра, с которой имам читает пятничные проповеди.
На протяжении дня мусульмане совершают молитву пять раз. Важнейшая из молитв проходит в пятницу после полудня, когда в мечети собирается множество верующих и они кланяются в направлении Мекки. Молитва, когда все сидят бок о бок на одном уровне, символизирует равенство всех в глазах Аллаха, независимо от национальности или общественного положения. Женщины молятся в другом зале мечети.
Беженцы из послереволюционной России в Японии
Нурулла Азиз, имам токийской Джамии. На протяжении 5 лет изучал японский язык в одном из турецких университетов, приехал в Японию летом 2012 года. Он говорит: «В японском национальном характере есть множество таких черт, которыми должен обладать настоящий мусульманин».
История токийской Джамии тесно связана со Средней Азией.
—— К сожалению, очень долго в истории Японии не было прямых контактов с исламским миром. — говорит Нурулла Азиз, имам токийской Джамии. — Определённые группы мусульман начали прибывать в Японию лишь в двадцатом веке, и первую мечеть в Токио построили татары, приехавшие в Японию как беженцы после революции 1917 года в России.
Это были представители тюркоязычного народа Средней Азии, прибывшие в Японию через Сибирь и Китай. Будучи мусульманами, они организовали здесь школу для своих детей и построили мечеть(*1).
Получив от японского правительства в 1928 году разрешение на создание школы, они приступили к строительству, и в 1935 году школа была открыта, а через три года, в 1938 году, была построена и мечеть.
Школа, построенная в 1935 году. Планируется снести обветшавшее за долгие годы здание школы и построить на её месте культурный центр (слева). Токийская мечеть, существовавшая с 1938 года. В 1986 году была снесена из-за ветхости, а на её месте в 2000 году построена нынешняя Джамии (справа).
Восприятие ислама в Японии: от «религии жителей пустынь» к великолепию токийской Джамии
Много иностранцев приходят молиться в токийскую Джамии. В последние годы возросло количество мусульман из Юго-Восточной Азии, а численность арабоязычных верующих незначительна, поэтому пятничная проповедь ведётся на трёх языках — турецком, японском и английском.
Если посмотреть распределение количества мусульман по странам, то мы увидим, что больше всего мусульман в Индонезии — 250 млн. человек, за ней идут Пакистан, Индия, Бангладеш, Египет, Нигерия. В первой четвёрке нет ни одной арабоязычной страны. Ислам могут воспринимать как «религию жителей пустынь», но в действительности мусульман очень много в Юго-Восточной и Южной Азии. Не будет преувеличением сказать, что ислам — религия многих соседей Японии.
Имам Нурулла говорит, что хотел бы, чтобы японцы не стеснялись заходить в мечети.
«Мы в простых словах объясняем посетителям суть ислама. Мы также говорим, как вести себя в мечети, так что можно не беспокоиться. Например, женщины при входе в мечеть должны покрывать голову платком (он называется хиджаб), а если его нет с собой, при входе можно получить на время посещения куски ткани, чтобы покрыть голову и обнажённые участки тела.
Мужчинам нельзя входить в шортах и прочей одежде, обнажающей тело. Следует воздерживаться от разговоров во время молитвы и проповедей. Нельзя фотографировать без разрешения. Кроме этих, особенных строгих правил нет. Единственное, что ещё важно, это не проходить перед молящимися во время молитвы.
Когда человек молится, ничего не должно быть между ним и Аллахом, и если кто-то проходит перед человеком, совершающим молитву, то он разрывает эту связь между человеком и Аллахом».
Приёмная на первом этаже напоминает о традиционном турецком доме. Также в турецком стиле выдержан фонтан среди комнаты, привлекает внимание и очаг, украшенный турецким орнаментом с изображениями тюльпанов.
Зал на первом этаже используется по-разному. Здесь проводят лекции об исламе, банкеты, выставки и другие мероприятия.
Перед молитвой верующие очищаются, омывая лицо, руки и ноги.
Люди, которых мы встретили в Джамии
В Джамии мы смогли пообщаться с несколькими людьми. Среди них были как иностранные туристы, так и японские посетители мечети.
Окабэ Ёсико (слева) — ароматерапевт. Говорит, что Джамии привлекла её внимание, когда она прогуливалась рядом с мечетью. Люди, выходившие с молитвы, часто заговаривали с ней, и она, наконец, решила туда заглянуть. «Нынешняя Япония отдалилась от Вселенной, и это меня огорчает. Когда очищаешься душой в таком святом месте, как мечеть, то успокаиваешься и чувствуешь единение со Вселенной».
Нассер (центре) — турист из Франции, сейчас работает в Дубае. «Я узнал о токийской Джамии из Интернета. Я уже был не только в Токио, но также в Киото и Хиросиме, мне везде понравилось. Особенно потряс меня «Атомный купол» в Хиросиме. Япония — духовная страна. Люди добры друг к другу, очень уважительно относятся к ценностям другого человека, и всё это так естественно».
Сагава Нобуко (справа) занимается арабской каллиграфией. В детстве её впечатлила надпись на флаге Саудовской Аравии, и потом она посвятила себя искусству арабской каллиграфии.
Группа студенток из университета Атоми, посетившая Джамии в ходе программы культурного обмена. «В исламе у Аллаха нет определённой формы, нет изображений, как в буддизме, — я думаю, что в этой религии человек напрямую общается с Богом. Это — одно из важнейших впечатлений от посещения».
Выражаем благодарность за помощь в сборе материала Культурному центру токийской мечети Джамии
Фотографии Кодэра Кэй
(Оригинал статьи опубликован на японском 8 мая 2013 г.)
(*1) В 1951 году вступил в силу Закон о религиозных организациях, а в 1952 г. было основано Общество мусульман Японии. В июне 1968 года оно получило разрешение на деятельность в качестве религиозной организации.
Источник: https://www.nippon.com/ru/features/c01301/
«Чтобы жениться, нужны три ключа»: о многоженстве, калыме и сватовстве в исламе
В мечети Марджани провели встречу под названием «Наш никах», посвященную вечеру Рагаиб месяца Разапа, дню никаха отца и матери Пророка Мухаммада. За длинным столом собрались молодые девушки. Кроме того, среди участников были и молодые люди, которые ведут религиозные праздники.
Имам-хатыб мечети Марджани Мансур хазрат Залялетдинов: «Просить калым – это для девушки единственная возможность поторговаться»
– В исламе никах является деянием, соответствующим Сунне. Его читают только после того, как девушка будет согласна с выкупом. У никаха есть условия: девушке должно исполниться 18 лет, она не может быть недееспособной, должна быть верующей, кроме того, необходимо наличие выкупа и свидетелей. Только в этом случае можно прочитать никах.
Когда вы просите выкуп, можно поторговаться. Это единственная возможность для девушки.
Не просите обычные серьги, требуйте что-нибудь посерьезнее. Только не говорите потом, что вас хазрат подговорил. И по шариату так положено, таким образом он тоже превозносит женщину. Вы можете смело сказать: «Если ты мне в качестве выкупа не дашь то или другое, я за тебя замуж не пойду». Только не переусердствуйте. Могут найтись и такие, которые скажут: «Хорошо, женюсь на другой». К слову, не стоит забывать, что в случае развода делится совместное имущество, а вот выкуп остается женщине.
Раньше в Турции я спрашивал у холостых мужчин: «Почему вы не женитесь?» На что они отвечали: «Хазрат, для того чтобы жениться, нужны три ключа. Один – от квартиры, другой – от машины, третий – от сейфа в банке». Если у тебя имеются эти три ключа, значит, ты достоин жениться, объяснил Мансур хазрат.
Свое мнение о выкупе высказал и ведущий халяльных мероприятий Марсель Ахмадуллин. По его словам, своей жене он подарил кольцо, однако его стоимость была выше минимальной цены выкупа. Он посоветовал разворачивать на 180 градусов молодых людей, которые дают выкуп меньше минимальной стоимости. Сейчас она составляет 5 тысяч рублей.
«Самым красивым выкупом я бы назвал путевку в хадж. По шариату это разрешается. Возможен такой выкуп, который будет исполнен спустя некоторое время, то есть в этом случае муж должен будет свозить жену в хадж. И другой – материальный выкуп, который можно отдать сразу.
Девушки, просите калым побольше. Вот, например, в Египте выкуп составляет 180 тысяч. А средняя зарплата – 10 тысяч. Чтобы его заплатить, деньги собирают всей родней. После этого пусть мужчина только попробует развестись! Родные его убьют», – смеется он.
«Стоимость ценных вещей всегда больше»
Певица, ведущая халяльных мероприятий Дина Латыпова тоже сказала: «Знайте себе цену, девушки!» – и как мама, вырастившая девочек, дала свои советы.
«Я, мать двух дочерей, бабушка троих мальчиков, говорю вам: просите! Но знайте свою цену. Дорогие товары просить можно, но вот если вы не стоите той цены, которую просите, человек, который вас берет, может разочароваться.
Не стесняйтесь, девушки! Женщина собственноручно прокладывает путь к своему счастью. Нас никогда не учили просить, говорили, чтобы мы были скромными. Поэтому мы и не знали свою цену.
Признаюсь, я ничего не просила в качестве выкупа. Потому что для нас самым главным была любовь. Я поверила слову «люблю». Когда пришли просить моей руки, принесли два килограмма конфет «Ласточка». Даже если бы тогда у меня был разум как сейчас, я не стала бы просить три ключа, как в Турции, скромность все равно бы взяла верх. Но я бы знала себе цену», – сказала она.
Мансур хазрат Залялетдинов: «Женщина как помидор»
У никаха есть свой порядок. Мансур хазрат попытался объяснить молодежи, что никах – это не просто вместе прочитать молитву.
«Раньше никах не читали в мечетях. Однажды у меня спросили: “Хазрат, не могли бы вы просто прочитать никах, без застолья”. Хорошо, прочитали. Потом пришла пара и сказала: “Хазрат, после никаха давайте хотя бы чай попьем”. Хорошо, мы приготовили чай.
А дальше они стали просить: “Хазрат, давайте, пожалуйста, и застолье организуем”. Так и сделали. И это уже стало традицией. Сейчас в наших мечетях есть и отдельные комнаты для проведения никахов, оформлены залы, открыты студии никаха.
Все сделано для того, чтобы приходили люди.
Потому что никах очень важен. Это не просто, когда приходит мулла, читает никах, и дело сделано. Мне доводилось видеть и такие застолья. Мулла говорит: “Та-а-ак, собрались, аха. Как ваши имена, аха? Сынок, как ты будешь обращаться к отцу и матери своей жены? А ты, дочка? Аха, понятно. Ну все, ладно. Аллах Акбар”. Вот и прочитал никах. Даже ничего не объяснил, не рассказал. А в это время молодые впитывают все, что им говорит имам.
В первую очередь необходимо объяснить обязанности мужчин и женщин. Мужчина не должен просто стучать по столу и кричать: “Кто в доме хозяин?” Это не показатель настоящего мужчины. Муж обязан обеспечивать жену, семью жильем, продовольствием, одеждой и другим. То есть вся материальная часть должна ложиться на плечи мужчины. Если он может обеспечить, значит он настоящий мужик! А если нет, то какой он тогда мужчина?! Если эти условия после никаха не выполняются, мужу должно быть стыдно.
Женщина ведь она как помидор. Сначала весной его выращивают на подоконнике. Только после этого сажают в грунт. Здесь он ослабевает. Его поливают, вносят удобрения, берегут от ветра и солнца. Вот потом он крепнет, начинает расти и дает плоды.
И мужчина так же должен заботиться о своей женщине. Девушка она как росток, который сначала растет дома в тепле. Родители сдувают с нее пылинки, берегут ее, а потом выдают замуж. Девушка уходит в другой мир, теряется, ей может стать грустно. Если муж даст ей, все что нужно, она “расцветет и даст плоды”. Вот это семья! Вот это настоящий мужчина!» – объяснил Мансур хазрат.
О многоженстве
Мансур хазрат Залялетдинов:
«Ахмат Заки хазрат давал на этот вопрос очень точный ответ: “Аллах ведь уже дал тебе разрешение. В Коране в суре “Нисра” написано: женитесь! На второй, третьей, четвертой женщине. Если вы к каждой будете относиться одинаково хорошо, будете справедливым, женитесь. А если вы не можете быть честным, вам и одной хватит. Вы должны покупать своим женам все поровну: и платок, и шампунь, и мыло. Мужчина должен доказывать то, что он мужчина не только с материальной стороны, но и с физической.
По-разному может получиться. Скажем, есть у человека четыре жены. Но для него все четыре по какой-то причине “не то”. Пророк по этому поводу сказал: “В таком случае надо искать причину в себе”. Как же это может быть, чтобы ни одна из четырех жен не подходила
В последнее время ко мне приходит много молодых людей и мужчин постарше. Они ищут себе вторую жену. Те, кто ищет третью, встречаются реже. В то же время много девушек, которые готовы стать вторыми женами. Есть и такие, у которых умерли мужья и они остались одни с детьми на руках. Выхода не остается, да и детям нужен отец. Что же этой женщине остается делать?
Имам-мухтасиб Муслимовского района погиб в дорожной аварии. Его жена осталась одна с шестью сыновьями. Только представьте, как тяжело одной женщине растить шестерых мальчиков! Такие будут согласны пойти не только второй, но и третьей женой. Не приведи Аллах», – рассказал он.
Одна из молодых девушек спросила Мансура хазрата: «Принимается ли во внимание желание первой жены, когда берут вторую?» На что хазрат ответил:
«Никах – это обещание. Если перед никахом молодой человек дает обещание: “Буду с тобой навеки, другую жену, кроме тебя, брать не собираюсь, только ты мне нужна”, то когда он решит все-таки жениться во второй раз, он обязан спросить у первой: “Хочу взять вторую жену, ты дашь свое разрешение?” Обещание – вера, отказ от обещания – потеря веры. А если первая жена не даст своего согласия, муж может сказать: “В Коране написано, что это разрешается”».
Ансар хазрат Мифтахов: «Есть такие, которые хотят фотографироваться в мечети раздетыми»
Имам мечети Марджани Ансар хазрат Мифтахов рассказал о требованиях к тамадам, которые ведут халяльные свадьбы, и о порядке фотографирования в мечетях:
– Сейчас очень популярны халяльные свадьбы. Но в понятие “халяль” входят не только блюда на столе. Скажем, игры, которые проводятся во время праздника, тоже не должны противоречить религии. К примеру, просят прикасаться губами друг к другу на людях.
Или проводят аукцион. В помощь молодым продают маленькую вещь за высокую цену. По шариату это запрещено, так как у всего есть своя стоимость. Значит, и эти деньги собраны не халяльным путем.
Есть такие тамады, которые ведут сначала халяльные, а потом харамные свадьбы. Мы не можем запретить им работать. Это зависит от самого человека. Но это деяние не соответствует шариату. На халяльной свадьбе он говорит: «Давайте начнем с молитвы», а на харамной: «Давайте выпьем за молодых». В один день он весь укутанный ведет свадьбу-никах, а в другой день полуголый приходит на харамную свадьбу. Люди же это видят. Это противоречит не только религии, но и идет вразрез с обычаями народа.
– Правильно ли устраивать громкую свадьбу в мечети?
– Ничего не могу сказать о других мечетях. Но в мечети Марджани никахи во всех залах проводятся без музыки. Нет никаких песен и микрофонов. Громкая музыка может помешать намазу в других комнатах. Поэтому, чтобы говорить в микрофон, петь песни, мы специально организовали отдельный зал перед мечетью.
У нас есть несколько определенных ведущих. Мы предлагаем их молодоженам. Если они желают, чтобы их праздник вел другой ведущий, я сам провожу с ним разговор. Он показывает мне свою программу. Если она соответствует шариату, ведущий может прийти работать в мечеть. А если не соответствует, я имею право его не пускать.
– Расскажите о порядке фотографирования в мечетях.
– У нас есть и свои фотографы. Они знают, что позволительно, а что нет с точки зрения религии. А другие фотографы могут делать снимки, например, поставив молодых на подушку, попросив их лечь, обняться, поцеловаться, снять платок, взять в руки Коран и так далее. Я видел подобное.
К Корану даже притрагиваться без омовения нельзя. Поэтому таким фотографам мы говорим: если будете снимать не по правилам шариата, фотографировать будут только наши специалисты. Наши фотографы, даже если молодожены захотят раздеться, не позволят им этого сделать, – сказал Ансар хазрат.
Школа тамады, свахи и сход молодежи
Во время этого вечера прозвучало и несколько новых идей. Первую предложил певец, ведущий халяльных мероприятий Ильяс Халиков. Идея такая – открытие курсов для ведущих халяльных свадеб. Те, кто окончит такие курсы, могли бы получать сертификат о праве вести халяльные мероприятия.
Вторая идея – ввести институт сватовства. Ее предложил Марсель Ахмадуллин.
«Нам не хватает института сватовства. Раньше свахи знали всех. Были в курсе: у этого социальный статус такой, у того – другой; у этого взгляд на мироустройство один и у другого такой же. Значит, они друг другу подходят, решают они и сводят молодых. Нам сейчас этого не хватает», – сказал он.
Мансур хазрат Залялетдинов же предложил молодым чаще собираться, проводить различные мероприятия. «Говорю официально: для этого в мечети Марджани будут созданы все условия. Будет надо, найду и кухню для этого, только собирайтесь. Делайте то, что ваша душа пожелает. Я хочу, чтобы молодежь объединялась и общалась между собой», – сказал он.
Источник: https://sntat.ru/news/politics/15-03-2020/chtoby-zhenitsya-nuzhny-tri-klyucha-o-mnogozhenstve-kalyme-i-svatovstve-v-islame-5729103