Кто был патриархом при Иване Грозном

Митрополит Филипп был обвинен в

Кто был патриархом при Иване Грозном

Святитель Филипп митрополит московский в житии, икона 17 века. Изображение с сайта obraz.org

Из Москвы будущий святитель Филипп бежал еще в юности. Сам из знатного рода Колычевых, он не хотел участвовать в боярских разборках при царе-подростке, будущем Иване Грозном. Да и не имел склонности к придворной жизни, любил больше посидеть с книжкой, не только божественной, но и из фортификационной науки, и инженерной, и исторической, и земледельческой.

Все это пригодилось ему позже, на Соловках, где он выстроит современнейшую для своего времени ирригационную систему, а в теплицах будут выращивать дыни.

Из богатого дома Федор Колычев бежал без денег и тайно, а по дороге нанимался пасти крестьянское стадо, получая свой хлеб. Он хотел стать монахом. Добравшись до Соловков, Федор Колычев принял иноческий постриг с именем Филиппа.

Фёдор Колычев покидает родительский дом; клеймо житийной иконы

На Соловках

В крайне суровых условиях севера, много и тяжело работая на хозяйственных послушаниях, Филипп старался для молитвы удаляться в пустынь. Там, по монастырскому поверью, Филиппу явился окровавленный Христос, предрекая дальнейшую судьбу и мученичество.

Братья неоднократно пытались выбрать Филиппа игуменом, а тот неоднократно отказывался. Но в 1546 году он принимает игуменство и управляет монастырем 20 лет.

Тяга к уединению и молитве у игумена Филиппа сочеталась с редкими административными способностями, а две традиции русской Церкви — нестяжателя Нила Сорского и Иосифа Волоцкого в его жизни соединялись без конфликта.

В Соловецкой обители; клеймо житийной иконы

Св. Филипп быстро увеличил земельные владения обители, нашел богатых жертвователей (в том числе царя и его семью), а на полученные средства начал масштабное строительство.

При нем на Соловках поднялся каменный Успенский храм, трапезная палата, Спасо-Преображенский собор, множество хозяйственных построек, возникла сеть каналов и появилась несколько технических приспособлений, облегчавших тяжкий труд иноков.

На Большом Заяцком острове появилась превосходная гавань с гостиницей. Пополнились монастырская библиотека и ризница. Вместе с тем, строгий устав, разработанный Филиппом, не поощрял стяжательства. Молитвенная жизнь обители давала добрый образец другим монастырям Беломорья.

От судьбы не уйдешь

Про игумена Соловецкого помнил Иван Грозный, с детства лично знавший святого. Он вызывает Филиппа в Москву и предлагает стать митрополитом Русской церкви.

Иван Грозный, хорошо разбиравшийся в людях, искал в лице Церкви союзника и знал, что будущий св. Филипп не способен на интриги и предательство.

Царь надеялся на личную преданность св. Филиппа, известного ему как человека, скорее, мягкого и совершенно не амбициозного.

Свт. Филипп поставил Грозному условие – право обращаться к царю с просьбами о помиловании.

Это право было у Церкви раньше, но Иван Грозный его отменил.

Царь выдвинул свое условие – митрополит не должен вмешиваться в дела опричнины. В 1566 году этому нововведению было всего два года и кровавых дел за ним еще не числилось. Свт. Филипп согласился.

С укреплением опричных порядков монарх все реже прислушивался к голосу Церкви. Архиереев, пытавшихся заступиться за «изменников», он самих подозревал в предательстве. А свое обещание позволить митрополиту вступаться за опальных царь впоследствии нарушил.

Но еще какое-то время отношения главы Церкви и главы государства остаются добрыми. Так, в одном из посланий к братии Соловецкого монастыря, митрополит, отправляя из Москвы милостыню, просил молиться за государя и его семью. Послание оканчивалось словами, в которых ясно виден душевный стержень святителя: «А я вас благословляю и много челом бью Бога ради, живите любовно».

Отказ в благословении

В 1567 году, расследуя дело конюшего И.П.Федорова, одного из первых лиц в государстве, царь применил массовые казни. Репрессиям подверглось множество людей невинных — вельмож, их слуг, членов семей, крестьян. Московская Русь такой крови не знала, это не входило в ее политические традиции.

Митрополит Филипп уговаривал царя отказаться от опричнины: «я начал просить государя, чтобы он отступил от такого неугодного начинания. И напомнил ему Евангельское слово: “Если царство разделится само в себе — погибнет”», — пишет митрополит.

Я.П.Турлыгин, «Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного» (1800). Изображение с сайта aminpro.ru

Не добившись своего, митрополит обличает опричников прилюдно: «Мы приносим жертву Господу чистую и бескровную за спасение людей, а за алтарем неповинно кровь льется христианская и люди напрасно умирают!»

Он публично в храме отказывает царю в благословении, призывая Иван Васильевича прежде простить «согрешающих» ему.

Оклеветан и убит

Царь не ожидал от митрополита Филиппа столь такого твердого и публичного противостояния. Прилюдное осуждение невинных убийств, призыв к милосердию вызвали ярость. Царь отдает приказ схватить митрополита и отдать главу Русской церкви под суд за «порочную жизнь».

Архиерейские одежды были сорваны с митрополита Филиппа прямо в храме, во время богослужения, и заменены на рваную рясу.

Некоторые иерархи противилось суду, а когда, под давлением царя, первоиерарха Русской Церкви митрополита Филиппа на основе клеветнических показаний все-таки признали виновным в «порочной жизни», они не позволили его сжечь, как было положено по канонам за такое преступление. Смертная казнь была заменена ссылкой в тверской Отроч монастырь.

Н.В.Неврев, «Митрополит Филипп и Малюта Скуратов» (1898). Изображение с сайта rodon.org

Но месть Ивана Грозного, не сумевшего добиться прилюдной казни для Филиппа, не замедлила. В монастырь тайно приехал опричник Малюта Скуратов-Бельский, личный убийца Ивана Грозного, и умертвил святителя.

В 1590 году мощи святителя Филиппа были перенесены из Тверского Отроча монастыря в Соловецкий, а в 1652 году, приказом патриарха Никона и с большими торжествами, — в Успенский собор Московского кремля. Там они и сейчас прибывают в раке у южного входа в храм, перед самым иконостасом.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/mitropolit-filipp-boga-radi-zhivite-lyubovno/

Соловки Энциклопедия

Кто был патриархом при Иване Грозном

«сразу после моего избрания я переехал в Переделкино. Загородную резиденцию в полной мере ощущаю своим домом (Святейший Патриарх Алексий II. Я стараюсь не прилепляться к земным вещам. Интервью газете «Газета». Москва, 12.06.2005)

Патриарх живет в усадьбе соловецкого игумена св. Филиппа (Колычева)

— Почему именно бывшая усадьба бояр Колычевых рядом с церковью Преображения Господня времен Ивана Грозного в 1955 году была выбрана в качестве резиденции Патриархов всея Руси?

— Только не в 1955-м, а в 1952-м. Это было решение Сталина в ответ на обращение в правительство Патриарха Алексия I о выделении имения Колычевых под загородную резиденцию. Почему эта усадьба? Достоверно трудно сказать. Уже нет тех людей, кои при сем присутствовали.

Но, думаю, имело значение, что к роду бояр Колычевых принадлежал бывший игумен Соловецкой обители митрополит Московский Филипп, который пострадал при Иване Грозном. Святитель Филипп был задушен в Тверском Отрочь-монастыре Малютой Скуратовым. Сразу после смерти Ивана Грозного гроб митрополита Филиппа перевезли на Соловки, где он стал предметом народного почитания.

При царе Алексее Михайловиче митрополита причислили к лику святых, его мощи были помещены в московском Успенском соборе.

Один из приделов храма Преображения Господня в Переделкино посвящен как раз святителю Филиппу. Патриарх Алексий I высоко его почитал и потому относился к переделкинской резиденции с особой любовью. Сейчас от старинного имения Колычевых остались только въездные ворота. В маленькой пристроечке к ним жил Патриарх Алексий I.

Мы, которые были его ближайшими помощниками, часто ездили в Переделкино с докладами и всегда ощущали трогательную нежность Патриарха к здешним местам. Перед старыми постройками на территории резиденции нынче стоит стела. На каждой из ее сторон высечены имена тех бояр Колычевых, что погибли в различных сражениях «за веру, царя и Отечество». (Святейший Патриарх Алексий II. Я стараюсь не прилепляться к земным вещам.

Интервью газете «Газета». Москва, 12.06.2005)

Молитва собору преподобных отец соловецких, чудотворцев

О божественный полче, Небеснии воини Христа Бога, Преподобнии и богоноснии отцы Соловецтии! Вы первее ралом евангельских учений души своя плодоносны явили есте, послежде и неплодную пустыню сию, яко благоцветущий рай соделали есте.

И явилися есте жертвы благоприятныя Богу, преобразившеся умным деланием, во Свете Невечернем узрели есте будущей жизни славу. И Божественым огнем души своя возжгосте, востекли есте в Сион Горний и Нетварнаго Света причастилися есте. Темже и нам, на земли сущим, ходатайствуете душам спасение, земных плодов изобилие, времена мирна, блага.

Да и мы, недостойнии, направляемии вашими молитвами поне, на конец нашего многомятежного жития, возлюбим вечное паче временнаго, и в свой единонадесятый час поработаем с усердием Небесному Домовладыке Христу, и услышим Его благоуветливый глас: «Приидите, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира».

И мы с сердечным благодарением пролиемся слезами неизреченной радости и восхвалим великое и достопокланяемое имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

«В августе 2001 года патриарх Алексий II привез на Соловки президента Путина. Главенство РПЦ тогда всполошилось из-за того, что к Соловкам стал проявлять интерес Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса). Разгорелся конфликт музея с местной властью и монастырем. В ожидании президента конфликтующие стороны вспоминали школьное: «Вот приедет барин» Авральными темпами построили взлетно-посадочную полосу и установили спутниковую связь. Полюбовавшись красотами, высокий гость (до которого на Соловках из российских правителей побывали только Петр I и Александр II (Это часто повторяемая ошибка. В Соловках помимо этих трех лидеров были и другие правители России. Прим. Ред.) заявил: «Будем возрождать!» Но после отлета президента и патриарха (формально являющегося настоятелем Спасо-Преображенского монастыря) конфликт не угас, никому на островах жить легче не стало. Район остается на 96% дотационным. В аварийном состоянии дороги, нет общей системы охраны, отсутствуют очистные сооружения и водоснабжение. Причина все та же: отсутствие единого хозяина.»(Поздняев Михаил. Нью-Соловки. Уникальный музей-заповедник стал очередным бизнес-проектом Московской патриархии. Газета «Новые Известия», 18.10.2005)

«В понедельник в обстановки глубокой секретности президент России Владимир Путин и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) встретились на Соловецких островах. Предыдущий раз столь высокопоставленная пара экс-чекиста и интеллектуала посещала Соловки 70 лет назад: это были шеф НКВД, предшественник Ежова и Берии Генрих Ягода и готовившийся к I съезду советских писателей Максим Горький (Алексей Пешков).

Мужской монастырь существовал на островах в Белом море с 1429 года, но своей нынешней известностью архипелаг скорее обязан первому в мировой истории концлагерю, созданному здесь гораздо раньше, чем в Германии «в 1922 году» Как написал в своих воспоминаниях недавно скончавшийся соловецкий узник академик Дмитрий Лихачёв, для Горького чекисты устроили на Соловках настоящую потёмкинскую деревню, призванную продемонстрировать добровольное перевоспитание реакционного элемента но Горький так и не пожелал увидеть ничего ничего, чего не хотел Ягода Теперь же потёмкинские деревни, похоже, строил Патриарх Алексий, убеждавший президента, что переданная РПЦ недвижимость образцово восстанавливается. Сам Алексий II впервые посетил Соловки в 1992 году: к его приезду на нищие острова впервые завезли спирт «Роял»: до этого местное население видело только отечественный технический.» (Евгений Комаров. «По стопам Ягоды и Пешкова». Новые Известия. 22.08.2001)

«На этой неделе патриарх Алексий II посетил Соловецкий монастырь — самую северную обитель монашествующих. Визит был приурочен к пятилетию переноса на острова святых мощей основателей монастыря — Германа, Зосимы и Савватия, до 1992 года покоившихся в Санкт-Петербурге.Так как лето — время отпускное, а Соловецкие острова далече, в светской свите патриарха было довольно мало узнаваемых лиц. Местные жители ждали почему-то московского мэра Лужкова: стоя за металлической сеткой, опутавшей крохотный аэродромчик, переговаривались: «Ну, который тут Лужков? Вон тот низенький?» — «Да ты че, он большой и, говорят, все время в шапке ходит!»

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли сдавать кровь в исламе

Присланные из Северодвинска омоновцы поработали на славу: когда патриарх выходил из самолета, недовольных в толпе не было. А ведь еще 15 минут назад у летного поля жалась могучая по островным меркам толпа демонстрантов с самодельными плакатами. Люди требовали денег (зарплату соловчанам не платят уже несколько лет), хлеба (завезенная с материка мука почти вся вышла) и зрелищ (визит Алексия II — единственное значительное событие в жизни острова за последние 5 лет).

Вообще архангельские власти постарались свести общение патриарха с местными жителями к абсолютному минимуму. Даже девочку, которая подавала соль владыке, привезли с собой из Архангельска.Любопытно, что разместили церковных гостей не в стенах монастыря (как это было принято на православной Руси), а в островной гостинице, где обычно останавливаются иностранцы. Настоятель монастыря отец Иосиф специально ездил освящать деревянные домики и переоборудованные в номера вагончики.

— А как же комары? — с ужасом поинтересовались мы у одного из монастырских насельников.
— А комары владыку не кусают, — с важностью ответил тот.И точно. Мы уже готовы были поверить в чудо, как вдруг в руках одного из сопровождающих патриарха заметили белый тюбик со специальной жидкостью.

В общем, как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай (Елена Егорова. А была ли девочка? Патриарха даже комар бережет. Московский комсомолец. 128. 12.07.1997)

Патриарх Алексий II ставит автограф

«В 1992 году во время посещения патриархом Соловецких островов Борису Егорову довелось лично встретиться с Алексием:
— Он приехал специально, чтобы доставить на Соловки мощи Германа и Савватия, – вспоминает Борис Михайлович. – Из Архангельска на острова они отплывали кораблями с Красной пристани.

Там было много народу, и лишь немногим удалось подойти близко. Мне же посчастливилось даже получить благословение патриарха.Вдруг появилась радуга. Дальше владыка Пантелеймон пригласил Бориса Егорова отправиться на одном из кораблей на Соловки.
— Мне несказанно везло. На Соловках я причастился у самого Патриарха.

Там же я стал свидетелем настоящего чуда. Когда мы находились в храме, на улице шел жуткий дождь. Небо было все затянуто черными облаками. Всем было понятно, что скоро ливень не прекратится. Но ко всеобщему удивлению, как только закончилась служба, на небе просияло солнце, а над Соловками вдруг появилась радуга. (Анна Нечай.

Я должен был с ним проститься Аргументы и Факты, мМсква, 12.19.2008)

Источник: http://www.solovki.ca/monkery/alexy2.php

Что связывало первого патриарха Руси с Иваном Грозным

Кто был патриархом при Иване Грозном

МОСКВА, 18 апр — РИА Новости, Артем Буденный. В христианском мире нарастает напряжение после разрыва между крупнейшим Московским и древнейшим Константинопольским патриархатами.

Впрочем, их отношения всегда складывались непросто — даже 430 лет назад, когда Константинополь помог Москве избрать патриарха.

Об осетрах для царского гостя, «мягкой силе» дипломата Бориса Годунова, любимчике Ивана Грозного, и первом русском патриархе Иове, которого Церковь вспоминает сегодня, 18 апреля, — в материале РИА Новости.

Грозный покровитель

До 1589 года патриарха в Русской церкви не было: предстоятелем был митрополит, которого утверждали в Константинополе. И пока на Москве сидели великие князья, всех это устраивало. Но царям нужен был свой, независимый предстоятель, который венчал бы их на царство, делая помазанниками Божиими. Да и Русская церковь фактически уже давно была самостоятельной.

Первым в 1547 году венчался на царство Иван IV. Московское государство стало православным царством — таким, каким была погибшая Византия. Но добиться, чтобы рядом с православным царем — как когда-то в Царьграде — был православный патриарх, Иван Грозный не сумел. Тогда его сын, царь Федор Иванович, и шурин Борис Годунов и затеяли сложную дипломатическую многоходовку. Главную роль в ней предстояло сыграть митрополиту Московскому Иову.

По одной из версий, будущие патриарх и царь знали друг друга с детства — вместе учились в Старицком монастыре. В 1569 году обитель посетил сам Иван Грозный.

«Царь обратил внимание на монаха с выдающимися способностями: тот читал Евангелие и церковные книги по памяти. И Иов стал стремительно продвигаться по службе», — рассказывает историк Владислав Петрушко.

Уже в 1571 году его перевели в Москву — настоятелем столичного Симонова монастыря. А через несколько лет после смерти Грозного избрали митрополитом.

С момента крещения Руси Русская церковь подчинялась Константинопольскому патриархату. Но когда Константинополь решил заключить унию с католиками, признав первенство папы римского, православная Русь этого не снесла и в 1448 году самостоятельно, не посоветовавшись, избрала себе митрополита. Тем не менее и век спустя фактическая независимость Русской церкви де-юре не признавалась Константинополем, который, надо сказать, со временем одумался и от унии с католиками отказался.

Операция «Патриарх»

В 1586 году Борис Годунов начал свою церковную кампанию. Момент был очень подходящий: территории, на которых находилось большинство православных церквей, захвачены мусульманами. Византия пала еще в 1453-м, в Царьграде более века правили турки.

«Положение Константинопольского патриархата было ужасающим. Даже главный патриарший собор турки отобрали за долги. Совершенно иначе обстояло дело в Русском царстве: Московская митрополия была самой большой в мире по числу верующих (такой остается и по сей день). Да и вообще, богатая Москва оказалась единственным на тот момент православным государством», — объясняет Петрушко.

Сначала царь Федор принял Антиохийского патриарха Иоакима, который приехал просить денег. Событие выдающееся — впервые в истории восточный патриарх с визитом в Москве. Годунов показал ему, что Россия — сильное и богатое государство с могущественной церковью, которой нужен свой патриарх. Иоакима попросили обсудить это с предстоятелями других православных церквей, ведь такие вопросы всегда решались соборно, по общему согласию. Но дело не двигалось.

И тут Годунову повезло: в Москву засобирался сам константинопольский патриарх. Такой шанс упускать было нельзя.

Добро пожаловать во Владимир

Православный царь встретил патриарха Иеремию II с почетом: разместил на подворье рязанских архиереев, пригласил на прием и обед, каждый день ему носили осетров с царского стола.

Так, в роскоши и довольстве, заморские гости провели в Москве несколько месяцев. «Сначала это был «санаторий» для оголодавших греков. Потом им стало скучно. Они хотели куда-то поехать, а им говорят: «Дороги нет, распутица, разбойники» Затосковали они», — говорит историк.

Вот тогда и приступили к неофициальные переговорам. Люди, которых Годунов приставил к Иеремии, «подсказали» ему остаться в Москве: тут сытно, безопасно, царь православный, Церкви — почет. Не то что в Константинополе — разруха, безденежье, иноверцы кругом.

Патриарх сомневался. Но пожив в гостях еще несколько месяцев, смягчился. И даже решил перенести сюда свою кафедру из Константинополя.

«Но Годунов сказал: резиденция его будет во Владимире — древней столице Руси, а в Москве останется «скромный» митрополит Иов — не выгонять же хорошего человека», — продолжает Петрушко. На самом деле Владимир был уже тогда глубокой провинцией.

«Иеремия дал было задний ход, да не тут-то было: всем уже объявили, что на Руси будет патриарх. И давлением не назвать, скорее перехитрили», — добавляет историк.

Отведал осетров с царского стола

В Москве настаивали на том, что Иеремия должен сдержать слово и учредить в России патриаршую кафедру. «Если сам не хочет ее занять, пусть поставит кого-то из русских, — такой была позиция москвичей. Иеремия согласился», — уточняет Петрушко. После этого собор иерархов Московской митрополии избрал патриархом Иова. Двадцать шестого января 1589 года в Успенском соборе Московского Кремля Иеремия благословил Иова, и Московская митрополия стала патриархатом.

Иеремия было засобирался домой, но ему предложили подождать конца распутицы, а тем временем составить уложенную грамоту об учреждении на Москве патриаршества. Он уехал только после этого. Почему же Иеремия все-таки согласился создать Русскую патриархию?

Теория «Третий Рим»

«Фактически весь православный Восток стоял перед выбором: либо мы удружим Москве и продолжим жить за ее счет, или Восточным патриархатам придет конец, — объясняет Владислав Петрушко. — Кроме того, греки ведь ранее признали царственное достоинство Москвы. А где царь — там должен быть и патриарх. Так повелось еще в Византии».

«Тогда влияние русского государства было недостаточным, чтобы оказать давление на Османскую империю, но потом и это стало возможно. В XVIII веке Восточные церкви получили еще и дипломатическую защиту. Это были уже прямые обязательства со стороны Турции по мирным договорам, заключенным в результате русско-турецких войн», — говорит доктор церковной истории и церковного права протоиерей Владислав Цыпин.

Вернувшись в Стамбул, патриарх Иеремия за несколько лет созвал два собора, на которых представители поместных православных церквей признали автокефалию (независимость) Русской церкви и узаконили русское патриаршество. Так воплотилась мечта о Москве — Третьем Риме. По итогам соборов Русская церковь получила почетное пятое место в диптихе (списке) поместных православных церквей мира.

Гришка Отрепьев — патриарший писарь

Вскоре после восшествия Иова на патриарший престол умер царь Феодор Иоаннович. Пресеклась древняя династия Рюриковичей. На царство избрали Бориса Годунова. И не последнюю роль в этом сыграл патриарх Иов. Как известно, Годунов сначала отказался от престола, но после долгих уговоров патриарха, молебнов и крестных ходов дал согласие. Наверное, это и определило отношения царя и патриарха в смутное время — они до последнего поддерживали друг друга.

За семь лет до смерти царя Феодора Иоанновича в Угличе погиб его младший брат Дмитрий. Говорили, что к убийству причастен Годунов. «Но эта версия сложилась уже после смерти Годунова, в царствование Василия Шуйского. А он, как известно, стремился доказать самозванство обоих Лжедмитриев. На самом же деле доказательств вины Годунова не найдено до сих пор», — подчеркивает Петрушко.

При Годунове страна была полна слухами об «оставшихся в живых наследниках» царя Ивана Грозного. Историки так и не выяснили, был ли первый Лжедмитрий писцом Иова, иеродиаконом Чудова монастыря Григорием Отрепьевым. Однако сам Иов знал, что его бывший подчиненный сбежал на Запад. И когда, заручившись помощью поляков, Лжедмитрий выступил с войском к Москве, патриарх поддержал царя Бориса. А после смерти Годунова призвал присягать его юному сыну Феодору.

Избиение патриарха

Несмотря на благословение патриарха, часть населения Москвы в 1605 году присягнула Лжедмитрию. А он обещал Риму привести Русь к унии с католиками. Иов отказался признать Лжедмитрия сыном Грозного и предал его анафеме. Сторонники самозванца, убив жену и сына Бориса Годунова, вытащили патриарха из Успенского собора Кремля прямо во время литургии и отправили в Старицкий монастырь.

Так Иов почти в точности повторил судьбу канонизированного им предшественника — митрополита Филиппа (Колычева), который открыто высказывался против репрессий опричнины при Грозном. За это Филиппа лишили сана, сослали в монастырь, а потом убили.

Всенародное покаяние

Лжедмитрий назначил новым патриархом грека — униата Игнатия. Иова просили его благословить, но истинный патриарх отказался. Убить Иова не посмели. После смерти Лжедмитрия ослепший патриарх был уже не в силах вернуться на кафедру и благословил на нее Ермогена. И все-таки он посетил однажды Москву: в 1607 году толпы народа просили у него прощения за измену присяге Годунову и убийство его наследника — малолетнего Феодора.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что значит получить благословение

Вскоре Иов скончался. Но до завершения Смуты было еще далеко. Тело первого российского патриарха 18 апреля 1652 года перенесли в Успенский собор Московского Кремля. А в 1989 году, когда праздновалось 400-летие учреждения патриаршества на Руси, Иова канонизировали. «Он был первым патриархом, претерпел гонения, когда Лжедмитрий взял власть в Москве. Кроме того, жития представляют его человеком аскетическим, благочестивым и высокодуховным», — заключает Владислав Цыпин.

Источник: https://ria.ru/20190418/1552792429.html

В Орле 14 октября открывают первый в стране памятник Ивану Грозному — основателю города, первому русскому царю и одному из самых неоднозначных российских правителей. Предполагалось, что памятник станет подарком орловцам к 450-летию города. Однако его установке помешала развернувшаяся общественная дискуссия. В городе прошли акции протеста.

Сначала споры вызвала площадка для его установки — территория перед театром юного зрителя «Свободное пространство». Однако затем стала обсуждаться и в целом необходимость установки памятника. Причем его противники нашлись и за пределами Орла, обозначив масштаб споров.

«Ручаюсь, что после памятника Ивану Грозному в Орле поставят памятник Сталину», — убеждала собравшихся на одной из акций протеста столичная писательница и доктор исторических наук Мариэтта Чудакова.

После общественного резонанса (в том числе сбора подписей в интернете) открытие памятника перенесли, а в городе провели опрос жителей. В итоге, как сообщал ТАСС первый замгубернатора региона Александр Бударин, более 70% жителей высказалось за его установку. При этом памятнику нашли новое место — возле Богоявленского собора.

«Не царю, а основателю»

«Иван Грозный является основателем города и великим русским царем, собирателем земли русской. Он заставил всех считаться с Россией, сделал все для того, чтобы Россия стала Россией. Я с огромным уважением отношусь к сильным руководителям, потому что только такой руководитель способен вести к развитию», — заявил Потомский, обосновывая необходимость открытия памятника.

Губернатор также подчеркивает, что памятник сооружается не в честь Ивана Грозного как исторической личности, а в знак уважения к основателям Орла.

«Поставить памятник Грозному как основателю города, если это подтверждено документально, можно. Но именно чтобы на памятнике была скромная надпись: «Основатель Орла» — не более. Человек, основавший город, заслуживает памятника. То есть еще раз: памятник Грозному как государственному деятелю — нет, как основателю города — да,» — отметил в комментарии для Regions.ru Валерий Сударенков, экс-сенатор от Калужской области (2000–2015).

История и мифотворчество

Противниками памятника Грозному выступили и некоторые депутаты, например член фракции ЛДПР Алексей Диденко: «И современные исследователи, и историки, которые описывали события его правления сразу после его смерти, достаточно критично относились к его личности, которая и по сей день вызывает очень много споров и нареканий. Поэтому, чтобы не будоражить прошлое, не будоражить противников той или иной персоны, наверное, стоит воздерживаться от создания им памятников. Нам нужно избегать ситуаций, поляризующих общество и создающих конфронтацию».

Все-таки когда устанавливают памятники, в это вкладывают положительный смысл. Нужно какое-то обоснование для такого шага, а если его нет, сразу вспоминаются другие вещи: опричнина, поход на Новгород Все это свидетельствует о тиранических наклонностях Иоанна Васильевича, и установка памятника не изменит к нему отношения

Константин Головатский

Протоиерей, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте

«Даже до революции не возникало необходимости в увековечении его памяти. Все-таки когда устанавливают памятники, в это вкладывают положительный смысл.

Нужно какое-то обоснование для такого шага, а если его нет, сразу вспоминаются другие вещи: опричнина, поход на Новгород Все это свидетельствует о тиранических наклонностях Иоанна Васильевича, и установка памятника не изменит к нему отношения», — высказывал в одном из интервью свое мнение протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, председатель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии.

Церковь на протяжении нескольких столетий относилась к фигуре Ивана IV с неприятием за убийство во время правления царя и якобы по его приказу русского святого митрополита Филиппа. Когда Филипп стал во главе Русской православной церкви, он сразу же выступил против опричнины: сначала увещевал государя тайно, а затем публично отказал в благословении. За это его лишили сана, а впоследствии Филипп был убит Малютой Скуратовым.

Противники памятника также часто ставят в вину Грозному факт начала Смутного времени. Но с этой точкой зрения согласны не все.

«С точки зрения хулителей Грозного, не злодейства тех, кто травил царевых близких ядами, плел заговоры и убивал детей царя, стараясь прекратить династию, привели к Смуте.

Иван Грозный всеми силами укреплял централизованное государство и посвятил жизнь борьбе с боярским сепаратизмом, а все равно — повинен в Смуте.

С блеском выиграл решающие военные кампании, но это как будто и не важно для тех, кому Грозный — злодей потому, что злодей», — говорит ТАСС Дмитрий Лысенков, президент фонда сохранения культурного наследия «Русский витязь».

Публицист Святослав Князев предлагает оценивать персону Ивана Грозного по делам и считает установку первого памятника «победой истории над мифотворчеством».

«Территория государства при нем увеличилась примерно в два раза. Население России выросло на 30–50%. К России были присоединены огромные территории с востока и юга, причем большинство из них переходило под протекторат Москвы добровольно. Было построено 155 новых городов и крепостей. Именно Иван Грозный фактически создал в России первую регулярную армию — стрелецкое войско.

Иван IV многое сделал и для формирования на Дону и в Запорожье казачества, которое должно было прикрывать южные рубежи государства. В эпоху Ивана был проведен Земский собор, а вместе с ним создана система представительской демократии. Были проведены земская и судебная реформы. Иван Грозный создал на Руси книгопечатание и ввел системное школьное образование», — перечисляет он.

«Петр сравнивал свои деяния с тем, что успел Иоанн»

В России допетровских времен обычая ставить памятники не было. Позже мешали представления об Иване Грозном как о тиране.

Во многом формированию этих представлений способствовал историк и литератор Николай Карамзин, который писал: «Изверги вне законов, вне правил и вероятностей рассудка Жизнь тирана есть бедствие для человечества, но его история всегда полезна для государей и народов: вселять омерзение ко злу есть вселять любовь к добродетели. Могилы бесчувственны; но живые страшатся вечного проклятия в истории, которая, не исправляя злодеев, предупреждает иногда злодейства, всегда возможные, ибо страсти дикие свирепствуют и в веки гражданского образования, веля уму безмолвствовать или рабским гласом оправдывать свои исступления».

Откуда на Руси такая неприязнь к фигуре великого царя? История на этот вопрос отвечает просто. Даже Петр ревновал свою страну к великим свершениям Грозного

Дмитрий Лысенков

Президент фонда сохранения культурного наследия «Русский витязь»

«Самый просвещенный государь самого просвещенного, самого мощного и богатого государства в тогдашнем мире стал Грозным и IV с подачи Карамзина. До этого он звался Иваном Васильевичем Первым, — объясняет ТАСС Дмитрий Лысенков. — Откуда на Руси такая неприязнь к фигуре великого царя? История на этот вопрос отвечает просто. Даже Петр ревновал свою страну к великим свершениям Грозного и, по-видимому, сравнивал вольно или невольно свои деяния с тем, что успел Иоанн».

В Советской России памятник царю стал в принципе немыслим. Поэтому, кстати, многие усматривают иронию в том, что именно губернатор-коммунист (Вадим Потомский — член КПРФ) принял решение установить монумент. Отдельно отмечается, что Грозного нет даже на памятнике тысячелетия Руси. Но было бы странным присутствие царя на монументе, установленном в Новгороде.

Впрочем, идеи об установке памятника Грозному возникали и раньше. Относительно недавняя — в 2005 году. Тогда первого царя хотели увековечить в городе Любиме (Ярославская область). Местная администрация планировала взять на себя расходы, а отлить бронзовый памятник будто бы взялся сам Церетели.

Жители городка, который впервые упоминается в летописях с 1546 года, отнеслись к идее с энтузиазмом, но Ярославская епархия РПЦ выступила резко против.

Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл даже обращался с посланием к губернатору, областному прокурору и главному федеральному инспектору.

Он утверждал, что реализация замысла могла привести к самым непредсказуемым последствиям, ухудшить криминогенную ситуацию в районе и в целом стать «дестабилизирующим фактором». В итоге администрация была вынуждена отказаться от своих планов.

Теперь же позиция церкви не изменилась на прямо противоположную, но очевидно смягчилась. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе своего визита в Орел сказал, что, хотя царь Иван Грозный — спорный исторический деятель, сам факт основания им Орла забывать нельзя, как не забывают Петра I, который основал Санкт-Петербург. Но речи о церковном благословении на установку памятника при этом не идет.

Грозный с видом на слободу

Кстати, практически одновременно с началом обсуждения орловского монумента, 6 августа, камень в основание памятника Ивану Грозному заложили в городе Александрове Владимирской области. При этом местные жители надеялись, что первый в России монумент царю Ивану IV появится именно в их городе. Более того, именно там должен был стоять тот самый памятник, который планируется установить в Орле. Но александровцы отвергли его из-за «непохожести».

Фонд «Русский витязь» и скульптор Василий Селиванов собирали средства на новый памятник с апреля этого года.

Принято решение, что памятник откроют ко Дню народного единства 4 ноября. Постамент будет смотреть через реку на Александровскую слободу, откуда Иван Грозный 17 лет правил Русью.

Таким образом, в России, как в старом советском фильме, в скором времени будет целых два Ивана Васильевича.

Георгий Панкратов

Источник: https://tass.ru/v-strane/3703183

«Это провокаторы и враги Церкви»: историки и религиозные деятели выступают против памятника Ивану IV

Общественная организация «Двуглавый орел» выступила с инициативой поставить в Астрахани памятник царю Ивану Грозному. В программе «7 дней» на ТНВ идею назвали фарсом и напомнили, что подобная попытка уже провалилась в начале 2000-х годов. Тогда против канонизации тирана выступил покойный Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Действующий Патриарх Кирилл также критиковал государственного деятеля, который «творил дела беззаконные».

Историки обращают внимание на множественные доказательства того, что при царе на Руси пролилось немало крови, росли налоги, а после правления Ивана Грозного наступило Смутное время.

«Нельзя же вместе поклоняться убийцам и их жертвам»

Разговоры о прославлении царя Ивана Грозного как смиренного и благочестивого государя появились еще в начале этого тысячелетия. Тогда против этой кампании однозначно жестко выступил Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.

«Какая-то группа псевдоревнителей православия и самодержавия пытается самочинно, „с черного хода“ канонизировать тиранов и авантюристов, приучить маловерующих людей к их почитанию. Неизвестно, действуют ли эти люди осмысленно или несознательно. Если осмысленно, то это провокаторы и враги Церкви, которые пытаются скомпрометировать Церковь, подорвать ее моральный авторитет», — говорил покойный Патриарх.

Если признать святым царя Ивана Грозного, то надо деканонизировать митрополита Московского Филиппа, преподобного Корнилия, игумена Псково-Печерского и многих других умученных Иваном Грозным, подчеркивал Алексий Второй. «Нельзя же вместе поклоняться убийцам и их жертвам. Это безумие. Кто из нормальных верующих захочет оставаться в Церкви, которая одинаково почитает убийц и мучеников, развратников и святых?» — вопрошал он.

Позицию о неоднозначной личности правителя высказывал и действующий Патриарх Кирилл. В последние годы жизни царь Иван Грозный, окружив себя опричниной, творил «дела беззаконные», заявлял он.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как ввести человека в заблуждение

«Стремясь укрепить свою собственную личную власть, он расправлялся со всеми, кого подозревал в некой оппозиции. И море крови было пролито на Руси», — отмечал Патриарх.

«Поставьте памятник Филиппу»

Когда царь после очередного набега на свой собственный народ и расправы с теми, кого он подозревал, попросил благословения у митрополита Филиппа, тот ему отказал, напомнил Патриарх.

«Это был великий знак всему народу, что царь творит беззаконие. Дорого стоило святителю Филиппу это пасторское, исполненное правды Божией деяние. Он был отстранен, низвергнут, отослан в Тверь, и там, в отрочьем монастыре, находился в заточении», — рассказывал глава РПЦ.

Но даже в заточении он представлял для грозного царя опасность. Это был живой укор его совести. «И именно поэтому грозный царь и убивает святителя», — подчеркнул он.

В России необходимо увековечить память митрополита, осмелившегося выступить против грозного царя, рассказал ТНВ доктор исторических наук Андрей Юрганов. «Поставьте памятник Филиппу рядом с Иваном Васильевичем и рассказывайте каждый день, как можно и как нужно сопротивляться тирании. Вот и все лекарство. Это единственно лекарство от всякой дури», — сказал он.

Любитель изощренных казней

Ивана Грозного по праву считают одним из самых жестоких царей в русской истории. Репрессии при его правлении начались практически сразу. Часто казни были публичными, причем умерщвляли весьма изощренно — поочередно отрубали конечности, забивали кнутом, сажали на кол, подвешивали за ребро, травили собаками.

У него был талант, он немножко был режиссер. Выводят 300 человек. Объявляют, что они изменники, мерзавцы, негодяи и заслужили смертную казнь. А потом царь выступает и милует половину. Но поскольку уже собрались на представление, половину мы будем казнить», — рассказал телеканалу доктор исторических наук Игорь Курукин.

«Причем казнить так, чтобы это было интересно. Допустим, вас будут варить в котле, вы будете выбираться, а вас обратно заталкивать. Это он умел делать», — подчеркнул историк.

Иван Грозный еще при жизни сделал собственноручное признание, что лично повинен в умерщвлении 5 тыс. человек. Доказательства этому существовали на протяжении веков, рассказал профессор исторического факультета МГУ Дмитрий Володихин.

«Никто их никогда не отрицал. В частности, существуют синодики, в которых отмечены тысячи жертв северного похода. В частности, большая часть их падает на Новгород», — отметил доктор исторических наук.

«Он провалил всё, что только можно было провалить»

Гораздо более серьезная проблема, чем знаменитые казни, — рост налогов для населения при Иване Грозном, обратил внимание Курукин.

«За этот промежуток времени налоги увеличились в три раза», — сказал он.

«Он провалил все, что только можно было провалить. Ливонская война проиграна, опричнина разорила всю страну, люди разбежались. Вся его деятельность так или иначе привела к Смуте», — согласился с коллегой Андрей Юрганов.

В москве исчез памятник кровавому монарху

В 2017 году недалеко от Московского Кремля на аллее всех правителей был установлен памятник Ивану IV. Сейчас на его месте остался один постамент. Местные жители говорят, что пару лет назад его увезли в неизвестном направлении.

Изначально монумент хотели поставить в городе Александрове Владимирской области, однако местные жители воспротивились инициативе властей.

Факт пропажи памятника в Москве не вызвал резонанса у членов «Двуглавого орла», которые теперь борются за право установить его в Астрахани, отмечают журналисты.

Источник: https://sntat.ru/news/politics/03-03-2020/eto-provokatory-i-vragi-tserkvi-istoriki-i-religioznye-deyateli-vystupayut-protiv-pamyatnika-ivanu-iv-5726449

Ольга Слободчикова Русская служба Би-би-си

Image caption Стационарные стенды сопровождаются электронными экранами, но подойти к ним порой невозможно

«Первые информационные войны в европейской прессе», «Ливонская война — первые политические и экономические санкции против России» — такие неожиданные названия стендов можно увидеть на чрезвычайно популярной выставке «Моя история. Рюриковичи», которая проходит в московском Манеже.

С тех пор как две недели назад ее торжественно открыли Владимир Путин и патриарх Кирилл, выставку посетили более 200 тысяч человек. Многим из них пришлось по часу простоять в очереди на улице.

Из-за наплыва посетителей организаторы решили продлить выставку, которая должна была завершиться в четверг, до воскресенья.

Хотя выставка дает шанс освежить базовые знания из курса истории России, многие ее моменты вызывают вопросы.

Организованная московской патриархией совместно с минкультом выставка «Рюриковичи» отражает весьма консервативный взгляд на историю формирования российского государства и его роль в мире, а по многим спорным вопросам на выставке не показаны альтернативные точки зрения.

Image caption В одном из фильмов показана легенда о том, как из-за иконы Владимирской Божьей матери луч света заставил Тамерлана в 1395 году отойти от Москвы

Приквел «Романовых»

Куратором этой выставки стал ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), которого в СМИ часто называют духовником Путина.

Он же руководил и предыдущей выставкой — «Моя история. Романовы», которая прошла в Москве в конце прошлого года, а в контексте новых политических реалий теперь гастролирует по городам Крыма.

Обе выставки — и «Рюриковичи», и «Романовы», — в будущем переместятся на ВВЦ и станут постоянными.

Хотя выставка проводится в непосредственном туристическом центре Москвы, она предназначена сугубо для российского потребителя. Об этом говорит и то, что весь выставочный материал — на русском языке, и совершенно очевидная цель проекта — заставить зрителя почувствовать очередной прилив патриотизма и подозрительности в отношении Запада.

Тесная связь «Рюриковичей» с РПЦ буквально бросается в глаза. На входе посетители могут выстоять еще одну очередь, чтобы приложиться к иконе Сергия Радонежского, специально доставленной из Троице-Сергиевой лавры, а экскурсии по выставке ведут учащиеся Сретенской семинарии.

Взгляд на историю также полностью совпадает с точкой зрения РПЦ, а конкретно — самого архимандрита Тихона.

«Почему Константинополь пал, а Русь нет? Потому что поддался влиянию Запада, латинянам. Запад всегда хотел навязать свою культуру. Захватить и разграбить», — рассказывает посетителям выставки один из гидов-семинаристов, полностью ретранслируя точку зрения Тихона.

Эту позицию священнослужитель представил в своем телефильме «Гибель империи. Византийский урок» в 2008 году. Тогда комментаторы в СМИ посчитали эту работу идеологическим посланием церкви на фоне смены власти в стране, увидев в фильме параллели между византийскими императорами и российскими государственными деятелями.

Третий Рим

Организаторы выставки «Рюриковичи» уделяют концепции «Москва — Третий Рим» много внимания. 11 ноября в рамках выставки состоялась конференция с таким названием, в числе участников которой были архимандрит Тихон, учредитель Фонда Святителя Василия Великого Константин Малофеев и философ-традиционалист Александр Дугин.

На ней звучали слова о том, что российское государство всегда было альтернативой Западу, а Дугин говорил, что России надо «вымолить царя».

«Зачастую формулу «Москва — Третий Рим» представляют как образец тщеславия, самодовольства и претенциозности русских. На самом деле — это ни что иное, как осознание величайшей ответственности, голгофского креста Русской Церкви и неотторжимого от нее Русского государства — ответственности за судьбы Церкви Христовой и всего христианского мира», — говорится на одном из стендов выставки.

В Манеже было много женщин в повязанных на голову платках. Очевидно, что для многих посетителей выставки православие играет важную роль в жизни, и религиозный аспект им интересен. Однако не все разделяют эту позицию.

«Выставка действительно очень интересная: интерактивно, анимация впечатляет, — говорит 19-летний Евгений. — Всего понемногу, скучно не становится. Но, мне кажется, слишком сильный уклон в христианство. Я понимаю, что оно тогда играло важную роль, но вряд ли здесь это нужно было делать так».

Историк Александр Мясников, участвовавший в подготовке выставки, не согласен с этим : «Никакого уклона в религию нет, просто это период, когда государство было практически срощено с религией».

Выставка дает шанс несколько освежить в памяти базовые знания из школьного курса истории, однако информация подается в чрезвычайно упрощенном варианте. Так, информация о первых правителях Киевской Руси практически сведена к хэштегам — например, княгиня Ольга охарактеризована фразой «мудрость и несгибаемая воля».

Image caption Зал, посвященный Сергию Радонежскому, производит самое сильное впечатление

Цитаты Путина

Организаторы называют выставку «мультимедийной», однако для очень многих, кто в толпе не сможет подойти к стоящим возле каждого стенда электронным экранам, основу выставки составит текст и статичные иллюстрации.

По всем залам выставки развешены цитаты философов, писателей и государственных деятелей об исторических событиях и России в целом. Среди высказываний Карамзина, Пушкина и Соловьева есть и по две цитаты от патриарха Кирилла и Владимира Путина, а также одна от главы российского МИД Сергея Лаврова — о том, что Александр Невский «заложил основы многовекторной российской дипломатии».

«Духовное единство является настолько прочным, что не подвержено никаким действиям властей. Какая бы власть над людьми ни была, но крепче, чем власть Господа ничего быть не может», — эта фраза Путина, без контекста кажущаяся весьма туманной, была произнесена в Киеве по случаю 1025-летия Крещения Руси в июле 2013 года.

Эта цитата висит в последнем зале между высказываниями Василия Ключевского и Ивана Ильина. Последнего Путин неоднократно цитировал в своих выступлениях, а многие СМИ считают философию Ильина источником идеологической программы Путина. На выставке его цитаты представлены в изобилии.

Однако усматривать политического значения в расположении цитат не стоит, говорит Александр Мясников.

«Со времен «Романовых», предыдущей выставки, существует традиция вешать эти цитаты. Как оказалось, этот жанр очень потребляем: ходят тетеньки, бабушки, переписывают, фотографируют. Над их подбором работала группа историков. Где он висит — это мало чего значит. Здесь никаких подводных камней нет. Просто эти цитаты нужно было развесить», — сказал он.

Image caption Цитаты Путина и патриарха Кирилла в зале о Сергии Радонежском

Санкции при Грозном

21-летняя студентка Дарья призналась, что попала на выставку без очереди: «ходила вокруг и искала доброго охранника».

Она считает использование цитат Путина необычным ходом, но заявляет, что он это заслужил. При этом она высказывает организаторам другое замечание: «Хотелось бы, чтобы было больше предметов, которые сохранились с той эпохи. Этого здесь вообще почти нет».

Такие артефакты представлены лишь в зале, посвященном Сергию Радонежскому. Этот зал производит наибольшее впечатление: на круглый купол проецируется изображение иконы, привезенной из Троице-Сергиевой лавры, пейзажи русской природы и изображения звездного неба.

На выставке также представлены четыре короткометражных фильма, подготовленных специально. Их основная мысль — преемственность сегодняшней России и России времен Рюриковичей: так, в одном из фильмов проводится параллель между путем из варяг в греки и современными газопроводами и Транссибирской магистралью.

Тема династии Рюриковичей, с которой связан период «собирания земель», оказалась чрезвычайно актуальна в сегодняшней России, отмечает историк, главный редактор журнала «Посев» Юрий Цурганов.

По его словам, больше всего его поразил стенд, где говорится, что Иван Грозный стал жертвой информационной войны и уже в Средние Века к России применяли санкции.

«Слово «санкции» сейчас стало очень модно, но я не стал бы это пристегивать к Средневековью. Вывод на современность — что у нас всегда были враги на Западе — это просто мерзко и отвратительно, — заявил Цурганов. — Все-таки есть академическая наука и есть сиюминутное жонглирование терминами, поэтому не надо спекулировать на слове «санкции».

Однако рядовых посетителей беспокоит не это.

«Все хорошо показано, доходчиво, — говорит 68-летний пенсионер Евгений Васильевич. — Единственное — я пожилой человек — присесть негде».

Источник: https://www.bbc.com/russian/russia/2014/11/141120_moscow_ryurikovichs_exhibition

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь