Арабодагестанцы
В хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), переданном от ибн Аббаса, говорится: «Любите арабов из-за трёх причин: за то, что я араб, что Коран ниспослан на арабском языке и что речь обитателей Рая тоже на арабском языке».
Другой хадис, переданный от Анаса, гласит: «Проявление любви к племени курайшитов – признак веры, а проявление ненависти к ним является неверием (куфр). Тот, кто любит арабов, поистине любит меня, а тот, кто не любит арабов, тот не любит и меня».
Культурная деятельность арабов составляет весьма важное звено в исторической цепи развития мировой культуры.
Мусульманские философы и медики выступили в VIII–IX вв. первыми посредниками между арабами и древнегреческой наукой. Длительное влияние арабской культуры Западная Европа ощущала через Кордовский халифат.
В мусульманской Испании мощными рассадниками знания и очагами развития культуры являлись университеты в Кордове, Севилье, Малаге и Гренаде, в которых помимо богословия и правоведения успешно преподавались астрономия, математика, химия и медицина, а число учащихся исчислялось тысячами. Культура этого государства была самой высокой и передовой в Европе.
Арабы на Кавказе
Мощное арабское влияние ощутили на себе и многие народы, живущие на территории нынешней России. Наибольшему воздействию подвергся именно Дагестан. Здесь это была не просто передача элементов арабской культуры народам маленького горного края, а в течение семи столетий проходил процесс формирования новой цивилизации.
В результате усвоения ценностей, основанных на Священном Коране и благородном пути последнего Пророка – Мухаммада(мир ему и благословение), появилась многогранная, но в то же время монолитная общедагестанская культура. Фактически произошёл этнокультурный сдвиг в самосознании народа.
Новый этап развития общества того времени отличался многими новациями: единобожие – Ислам – стал государственной религией; посредством арабской письменности наука стала всеобщим достоянием; язык Корана и Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) стал языком межнационального общения народов.
Этика и мораль, лучшие человеческие качества, аккумулированные в религии Аллаха, были открыты для всех желающих.
В силу географических особенностей разные этносы Дагестана были изолированы друг от друга, и это делало их самобытными и способствовало сохранению их индивидуальности. Даже под влиянием более развитой арабской культуры они полностью не потеряли свою идентичность.
И в итоге получилась совершенно новая субкультура, пропитанная насквозь исламской моралью, – некий этнонациональный букет из разных цветов. Арабы принесли в Дагестан истинную религию и создали условия для процветания общества в дальнейшем его историческом развитии.
Благородство, мужество, чистота, стойкость, активная жизненная позиция и предприимчивость – лучшие человеческие качества – были укреплены арабами в народах Дагестана. Этим они славятся и сегодня.
Новый этнос – «арабодагестанцы»
Арабизация Дагестана могла бы быть не такой эффективной без межнациональных браков, а точнее браков между арабами и дагестанцами.
Для многих арабов, распространявших религию Аллаха, Дагестан стал второй родиной.
Тысячи семей из Шама (территория нынешних Сирии, Иордании, Палестины и Ливана), а также из Мекки и Медины переселись сюда.
Хишам ибн Абдульмалик, который являлся двоюродным братом известного правителя Умара ибн Абдулазиза, во время своего правления (105–125-е годы по Хиджре, или 724–745-е годы по григорианскому летосчислению) прибыл в Дагестан и привёл с собой 24 тысячи воинов с семьями. Эта огромная армия обосновалась здесь.
Также Ибну Касир в книге «Бидаяту ва Нихаят» пишет, что всем известный правитель мусульман аббасидский халиф Харун аль-Рашид тоже бывал в Дагестане с женой Зубайдой и двумя детьми. Он прибыл для укрепления границ исламских территорий и находился здесь 1,5–2 года. Он переселил в Дагестан 7 тысяч воинов вместе с семьями. Они были расселены на землях, прилегающих к Дербенту.
Для маленького горного края с выходом к морю количество иноземцев-арабов было слишком большим.
Процессы ассимиляции меняли облик края, и в духовном плане эта земля преображалась до неузнаваемости. Арабодагестанцы, предки которых жили в пустыне, теперь уже населяли горы и равнины Дагестана. Смугленькие и черноокие дети арабов привыкали к суровым климатическим условиям гор и равнин. И до сих пор здесь говорят: такой-то из тухума «арабов».
Если проанализировать исторические перипетии, получается, что арабская кровь течёт во многих дагестанцах.
Начиная с 7-го и до 14 века в Дагестане непосредственно присутствовали арабы. Среди них было много прямых потомков Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и его сподвижников.
Арабы-мусульмане заключали браки с местными жителями, в результате дагестанцы становились носителями генов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), его сподвижников и их последователей.
Сайиды – потомки Пророка Мухаммада(мир ему и благословение) – и сегодня живут в Дагестане. Из его благородного рода вышли истинные тарикатские шейхи, известнейшие учёные-богословы.
Одна страница истории
Предводитель мусульман шейх Абу Муслим, распространяя Ислам, дошёл до горной части Дагестана. Правитель аварского ханства Суракат оказал ему сильное сопротивление. Между мусульманами и воинами Сураката произошли кровопролитные сражения.
Но шейх Абу Муслим прибегнул к хитрости: накрыл поляну с отравленной едой, которой хватило на всё войско врагов. И таким образом погибла от отравления большая часть армии аварского правителя.
Путём больших усилий предводителю правоверных шейху Абу Муслиму удалось взять столицу аваристана – Хунзах.
Процесс распространения Ислама был тяжёлым, не все желали принимать истину и оказывали ожесточённое сопротивление. Когда шейх Абу Муслим пришёл в Хунзах вместе со своей семьёй, ситуация была сложная. Не все понимали суть Ислама и воспринимали арабов как врагов. В тот период местный священнослужитель сыграл важную роль в распространении Ислама. Ознакомившись с догматами Ислама, он искренне принял эту религию. И объявил пастве о своём решении.
«До прихода Ислама наш прадед, человек чистых кровей, был учёным-священнослужителем. Когда пришёл шейх Абу Муслим и принёс Ислам, он уверовал в Единого Аллаха. Он поселил предводителя правоверных в своём доме и выделил землю рядом со своим домом для строительства мечети. Своего сына он женил на сестре шейха Абу Муслима. Гены перемешались, и благодатное потомство придерживающихся пути шейха Абу Муслима пошло от них. Делом их жизни было приобретение знаний.
Ездили они в разные страны за знаниями, совершали хадж. От отца к сыну передавали они знания и большую библиотеку. Их род стал родом учёных, которых назвали «алимчулал». Кто из них посвящал себя чему-то другому, а не изучению знаний, особых успехов не добивался в материальном плане», – так описываются события тех времён в историческом очерке, сохранившемся до наших дней. Там приводится и родословная, которая содержит 18 имён.
Потомки рода Алимчуловых сегодня тоже живут в Дагестане.
Превращение «арабского» Дагестана в «советский»
Большинство дагестанцев в какой-то мере можно назвать арабами; хотя они и не говорят сегодня на арабском языке, в каждом национальном языке очень высок процент арабских слов. В некоторых языках он доходит до 30–35 %. Октябрьская революция и установление советской власти оказало очень сильное влияние на Дагестан, и арабское наследие начало забываться.
Новая власть делала всё возможное, чтобы «арабский Дагестан» стал «советским». Арабская письменность была заменена вначале на латиницу, потом на кириллицу, а потом стала находиться даже под запретом. Арабские книги сжигали, уничтожались целые библиотеки. Малую часть из того, что было, чудом удалось сохранить.
Эти книги и сегодня для нас проливают свет на исторические процессы, происходившие в далёком прошлом.
Потеряв связь с арабским прошлым, народ учился жить по новым законам и ценностям. Но, какими бы сильными ни были советская пропаганда и советское культурное влияние, они не могли уничтожить генетическую принадлежность дагестанцев к арабам. Поэтому жители Страны гор сохранили крепость веры и дух арабов в течение 70 лет социализма, несмотря на попытки стереть всё, что напоминало об арабском прошлом Дагестана.
Генетическая принадлежность к арабам и сегодня придаёт силы единому дагестанскому народу – это видно и на примере религиозного возрождения в республике.
Политтехнологи задаются вопросом: почему этот маленький край никак невозможно выбить из колеи с помощью всякого рода провокаций? Ответ прост: дело в том, что благородное арабское прошлое, сохранённое на генетическом уровне, всегда тянет человека к своей религии, духовности и нравственности.
Источник: http://islamdag.ru/istoriya/30982
Распространенная путаница касательно арабов и мусульман
Христиан Северной Америки часто приводит в замешательство отношение между религией Ислама и этнической идентичностью мусульман. Эта путаница имеет две формы. Первая касается отношения между религиозной мусульманской и арабской этнической составляющей. Вторая касается глубины, на которую религиозное мусульманское самосознание проникло в этнические идентичности всех мусульманских групп людей.
Если христиане хотят понять своих соседей-мусульман (локально и глобально), полюбить их, как того велел Христос, и эффективно распространять Евангелие среди них, тогда нам необходимо осознание того, как они сами понимают себя.
«Араб» и «мусульманин»
Понятия «араб» и «мусульманин» — не синонимы. Мусульмане — последователи религии Ислам. Арабы являются этническо-языковой группой людей, большинство из которых — мусульмане, в религиозном отношении, но немало и тех, кто не исповедуют ислам.
Их корни — на территории Аравийского полуострова, но в 7-8 веках они ворвались в окружающий их мир впечатляющими завоеваниями, которые последовали после смерти пророка Мухамеда в 632 году н.э. В течении 100 лет они передвигались на запад через Северную Африку и Испанию, и добрались до юга Франции.
К востоку, арабы завоевали Персидскую империю и проникли на территорию нынешнего Пакистана и Центральной Азии. Они делали это как последователи ислама, но также и этнически, лингвистически и культурно — как арабы. С самого начала эти арабы-мусульмане жили как правящее меньшинство на большей территории их империи.
Большинство из завоеванных ими людей говорили на других языках (таких как арамейский, коптский, берберский и персидский) и исповедовали другие религии (христианство на западе и зороастризм на востоке).
Через какое-то время, однако, начались двойные процессы исламизации и арабизации, которые проистекали в разных регионах по-разному, неравномерно. Египет, Северная Африка и говорящий по-арамейски Ближний восток стали фактически полностью арабизированными в плане языка и мусульманами в религиозном отношении.
В таких же местах, как Ирак, Сирия, Ливия и Египет существенные меньшинства держались за свои исторические христианские идентичности.
Таким образом, на сегодняшний день в каждой из этих стран есть сообщества людей, которые расцениваются этнически и лингвистически как арабы, но являются приверженцами древних христианских общин: Коптская Православная церковь в Египте, Маронитская Католическая церковь в Ливане, Восточная Православная и Римская Католическая церкви в Палестине, Восточная и Сирийская Православные церкви в Сирии и Халдейская Католическая и Ассирийская Православные церкви в Ираке. Эти группы оказались меж двух огней в столкновениях, которые заполонили эти страны в 20-21 веках.
Chaoyue PAN — Coptic Good Friday Mass
Историческое христианское население на Ближнем Востоке резко сократилось в последние несколько десятилетий, в связи с тем, что христиан убивали или они были вынуждены бежать. Например, значительная доля населения Палестины исторически были христианами в начале 20 века, но Израиль не отделяет их от палестинских мусульман, и многие покинули свои родные места.
Подобным же образом, ассирийские и халдейские верующие Ирака массово бежали от режима Саддама Хусейна. Но с тех пор, как режим был смещён, они вновь стали мишенью теперь уже для различных исламских группировок, и многим пришлось спасаться бегством.
Значительный процент арабского населения в Соединённых Штатах принадлежит к одной из древних восточных церквей (следовательно, они не мусульмане), а патриарх Ассирийской Православной церкви в настоящее время живет в Чикаго.
С другой стороны, многие другие народы под исламским правлением стали мусульманами, но никогда не становились арабами. На самом Ближнем Востоке, персы (иранцы), курды и турки являются, в большинстве своём, мусульманами. Но они не расценивают себя как арабов и не говорят по-арабски. Более того, большая часть мусульманского населения в мире проживает в странах, где не говорят по-арабски: Индонезия, Пакистан, Бангладеш и Индия, наряду с некоторыми другими.
Большинство мусульман в мире не является арабами в языковом и этническом отношении.
Арабский центр
И всё таки, влияние арабов на этих не арабских мусульман огромно. Коран был написан на арабском языке и истинным мусульманами расценивается только Коран на языке оригинала. Молитвы, которые мусульмане читают пять раз в день, читаются на арабском, и неважно, понимает ли молящийся этот язык или нет. Хадисы и все авторитетные документы исламского права были написаны на арабском.
Мусульмане юго-восточной Азии, не знающие арабского языка, до сих пор дают своим детям арабские имена. Это верно, что большинство общностей, живущих по соседству с арабским миром (турки, персы, курды и берберы) испытывают что-то вроде смешанного чувства «любви-ненависти» к арабам, часто выражая свое превосходство или неприязнь по отношению к ним.
До сих пор, это влияние очень сильно, и мусульманский мир нерушимым образом соединён с арабским миром.
И здесь играет свою роль второе, распространенное, но ошибочное представление. Жители Северной Америке склонны расценивать религиозное самосознание как частное и персональное. Это правда, что мы до сих пор мыслим стереотипами: поляки и итальянцы — типичные католики, жители южных штатов США — протестанты.
Еврейские семьи иногда будут отказываться от детей, которые перейдут в христианство. Впрочем, в общем и целом, религия рассматривается как право выбора, и этот вопрос держится подальше от общественного мнения. Человек может не иметь никакой религиозной идентичности, и быть американцем.
В большой же части мусульманского мира, однако, правильным считается прямо противоположное мнение. Ислам — часть их этнического самоопределения. Быть турком, персом или малазийцем или представителем другой мусульманской группы людей — значит быть мусульманином.
Вы можете попытаться перестать быть турком или персом, но не бывшим мусульманином, с точи зрения ислама. Как мусульманин, вы даже не обязаны точно следовать всем предписаниям своей религии, но вы не можете покинуть ислам.
Присоединение к другой религии означает совершение этнической и культурной измены, это значит отрезать себя от связей со своей семьей и обществом, которые служат основанием вашей идентичности.
Это одна из сложнейших проблем, с которой сталкиваются христиане, возвещающие Евангелие мусульманам. Ислам не делит религию, культуру и политику на разные сферы, но рассматривает их как неделимое целое.
По этой причине евангелизации и служение мусульманам расцениваются как политическая и культурная провокация, а также религиозная угроза.
Наш ответ
Что делать христианам с этими знаниями?
(1) Не принимайте каждого араба, которого вы встретите, за мусульманина. Они могут быть таковыми, но также могут быть и членами одной из древних Ближневосточных христианских церквей.
(2) Не принимайте каждого мусульманина, которого вы встретите, за араба. Большинство мусульман — не арабы, и они оценят то, что вы знаете и понимаете разницу.
(3) Поймите, что для многих мусульман ислам является религией, практикуя которую они используют язык, который не знают. И их приверженность ей базируется больше на этнической идентичности, культурной практике и семейных узах, чем на теологическом понимании.
(4) Осознайте цену, которую мусульманам нужно заплатить, чтобы следовать за Иисусом. Они не только сталкиваются с большой вероятностью внешнего преследования, они также сталкиваются с чувством семейной, культурной и этнической измены от самых близких людей, производя крутой переворот в понимании собственной идентичности. Иисус должен быть превознесен как нечто в высшей степени ценное, за ту цену, которую стоит за это заплатить.
Автор — Zane Pratt / thegospelcoalition.org
Перевод — Л.З. для ieshua.org
Портал ieshua.org полезен Вам? Поддержите наше служение!
Последнее: 11.04 (Украина). Спасибо!
Источник: http://ieshua.org/rasprostranennaya-putanica-kasatelno-arabov-i-musulman.htm
Как общество Швейцарии относится к евреям и мусульманам?
Насколько тяжело жить мусульманам в Швейцарии? На фото: центральный зал культурно-религиозного центра «Dituria» в Женеве, 10 мая 2017 г.
(Keystone)
Оскорбления на улице, в социальных сетях и даже унижения действием: эксперты утверждают, что евреи и мусульмане в Швейцарии всё чаще подвергаются нападкам исключительно из-за своей религиозной принадлежности, а демонстрация неприкрытой враждебности по отношению к мусульманам уже почти престала быть чем-то неприличным. Так ли это?
Когда этим летом сотрудница швейцарского отеля в курортном городе Ароза адресовала в адрес «еврейских гостей» напоминание принимать душ перед посещением бассейна, начался короткий, но громкий международный скандал, дошедший даже до министерства иностранных дел Израиля. Впрочем, быть участником такого рода конфликтов Швейцарии не привыкать. В стране, где действует прямая демократия, последнее слово действительно имеет народ.
И именно он в свое время постановил запретить строительство в Конфедерации новых минаретов, и именно он, пока еще в границах только одного кантона Тичино, запретил носить на улицах одежду, скрывающую лицо, в том числе и хиджабы (а скоро по данному вопросу состоится и национальный референдум). То, что тем самым под запрет попала еще и «униформа» фанатов-хулиганов и разного рода «левых» и «правых» экстремистов, никого уже не интересовало.
Так что же получается: Швейцария — это страна, где господствуют антиеврейские и антиисламские настроения? И если да, то кто от них страдает сильнее, евреи или мусульмане? Конкретных цифр и сравнительных данных на этот счет в Швейцарии нет.
Впрочем, ряд исследований все-таки позволяет составить хотя бы некоторое приблизительное представление.
Вот, например, исследование от 2014 годаВнешняя ссылка, которое констатирует, что у 11% опрошенных швейцарских граждан имеет место «стереотипный антисемитизм», а 19% разделяют «стереотипные антиисламские настроения».
Общий вывод: враждебность по отношению к мусульманам в последнее время скорее растет, в то время как антиеврейские настроения, хотя и имеются, но пребывают скорее в застывшем состоянии, не увеличиваясь, но и не уменьшаясь.
Еще одно научное исследование, посвященное вопросу положения мусульман в ЕвропеВнешняя ссылка, показывает, что в Швейцарии мусульмане реже сталкиваются с дискриминацией, чем в Австрии, Великобритании или, например, во Франции.
В то время, как в Австрии мусульман в качестве своих соседей не желают видеть 28% опрошенных, в Швейцарии таких насчитывается «только» 17%.
Поэтому, если совсем кратко, то можно утверждать следующее: бороться с предрассудками приходится везде в Европе как евреям, так и мусульманам, но что касается конкретно Швейцарии, то здесь в настоящее время лицам исламской веры живется несколько труднее, чем людям еврейской религии, однако не столь плохо, как мусульманам в других западноевропейских странах.
Оскорбления в сетях и на улице
Мы обратились к еврейским и мусульманским объединениям с вопросом о том, с какими конкретно проявлениям враждебности в свой адрес их членам случалось лично сталкиваться в Швейцарии.
Джонатан Кройтнер (Jonathan Kreutner), генеральный секретарь «Швейцарской ассоциации еврейских общин» («Schweizerischer Israelitischer Gemeindebund» — «SIG»Внешняя ссылка), рассказал, что ненависть к евреям главным образом распространяется в интернете, но также проявляется и в виде проникнутых ненавистью писем, оскорбительных надписей и рисунков на стенах домов, и даже атак прямо на улице: «Причем дело порой дело доходит и до прямого применения физического насилия».
Эндер Гюнес (Önder Güneş) из «Федерации исламских ассоциаций и объединений Швейцарии» («Föderation islamischer Dachorganisationen der Schweiz» — «FIDSВнешняя ссылка») говорит, что исламофобия проявляется, прежде всего, «в форме неприкрытых оскорблений и негативных комментариев в социальных сетях».
Касим Илли (Qaasim Illi) представляет «Исламский центральный совет Швейцарии» («Islamischer Zentralrat Schweiz» — «IZRSВнешняя ссылка»), придерживающийся, по мнению многих экспертов, радикальных позиций.
Он говорит о том, что часто на улицах мусульмане в Швейцарии с прямыми оскорблениями, обращенными в их адрес, дети могут стать жертвами травли в школе, кроме того женщинам, носящим мусульманский платок, в Швейцарии тяжелее, чем обычно, найти работу.
По данным швейцарской федеральной «Комиссии по борьбе с расизмом» («Eidgenössische Kommission gegen Rassismus» — «EKRВнешняя ссылка»), жертвами актов агрессии, выраженных как вербально, так и на письме, становятся в Конфедерации как евреи, так и мусульмане. Особенно велик риск попасть под удар ненависти в социальных сетях. При этом, по информации комиссии, мусульмане, в отличие от евреев, дополнительно имеют дело еще и с дискриминацией на рынке труда и жилья.
Кто распространяет ненависть?
По данным «EKR», за последние два года враждебность со стороны правых экстремистов возросла, причем как по отношению к евреям, так и к мусульманам. Но негативное отношение к ним встречается и в рамках других социальных групп.
Палестинская семья на востоке города Газа, февраль 2016 года. Ближневосточный конфликт был и остается в Швейцарии источником антисемитизма.
(Keystone)
Джонатан Кройтнер из «SIG» говорит, что в «подметных письмах», приходящих на адрес конкретных лиц еврейского вероисповедания, часто используется риторика правого толка. Что касается левого политического спектра, то люди из этой среды нередко грешат критикой в адрес Израиля, далеко выходящей за границы позволенного и носящей почти откровенно антисемитский характер.
Относительно новым явлением стали в Швейцарии в последние годы оскорбления в адрес евреев, носящие исламистский характер.
Особенно часто это можно наблюдать в социальных сетях, где молодые пользователи мусульманской веры часто позволяют себе вербальные атаки на евреев — в основном, в связи с какими-либо актуальными событиями в связи с событиями палестино-израильского конфликта.
Ближневосточный конфликт вообще является, применительно к Швейцарии, едва ли не основным источником исламистски мотивированного антисемитизма. Касим Илли из «IZRS» признает, что у мусульман есть целый набор определенных претензий к Израилю.
«Причины напряженных отношений между мусульманами и евреями носят характер не этнический или религиозный, как в случае с европейским антисемитизмом, а политический».
Но в целом антисемитизм, по его мнению, это «не тот метод», с учетом того, что до момента создания современного государства Израиль в 1948 году мусульмане и евреи мирно сосуществовали друг с другом по всему арабскому миру.
В самом ли деле мусульмане — это «новые евреи»?
Итак, значит ли это, что мусульмане сталкиваются в Швейцарии с еще большим неприятием со стороны швейцарцев, чем некогда евреи? На этот счет можно сделать ряд предположений, сформировав некую «рабочую гипотезу». Во-первых.
Еврейское население живет в Швейцарии уже на протяжении многих поколений, у большинства его представителей — швейцарские паспорта.
С другой стороны, не стоит забывать, что в конце 19-го века в Швейцарии процесс предоставления евреям полноценных гражданских прав стал причиной резкого неприятия со стороны части швейцарского населения и даже насильственных беспорядков.
С тех пор, однако, прошло уже достаточно большое количество времени для того, чтобы процесс интеграции еврейского населения в швейцарское общество завершился полным успехом, не говоря уже о том, что, по большому счету, швейцарцы и евреи принадлежали, при всех их религиозных и культурных особенностях и различиях, к культуре, которую, наверное не случайно, называют «европейской» или «иудео-христианской».
Мусульмане же появились в Швейцарии в заметном количестве только в 1960-е годы.
Как правило, это были гастарбайтеры, а потом беженцы, не имеющие никаких прав, не говорящие ни на одном из национальных языков страны, а что касается культуры и религии, то, хотя ислам и принадлежит, вместе с иудейством и христианством, к одному и тому же типу «авраамических религий», мусульманин все-таки для обыденного европейского сознания является чужаком.
Во-вторых. Евреи в Швейцарии представляют собой компактное меньшинство количеством примерно в 18 тыс. человек, и это число остается постоянным и не растет все последние десятилетия. Мусульманское же сообщество в Конфедерации увеличивается весьма быстрыми темпами — с 3 тыс. человек в 1960-м году до 450 тыс. (5,5% всего населения Швейцарии) в настоящий момент.
В-третьих: события в мире и то, как эти события освещаются в СМИ. Настроение, превалирующее в печатных и электронных средствах массовой информации способно оказывать очень сильное влияние на настроения в обществе в целомВнешняя ссылка. Э. Гюнес утверждает, что «информация об исламе, транслируемая швейцарскими СМИ, на 4/5 носит негативный характер.
Особенно же пугает читателей и пользователей тема исламистского терроризма, из-за чего они склонны негативно воспринимать вообще любого представителя исламской культуры».
Мировая политика и СМИ играют заметную роль в подпитывании и антисемитских настроений в Швейцарии. По данным «Швейцарской ассоциации еврейских общин», в 2014 году, после очередной эскалации ближневосточного конфликта, «по Швейцарии прокатилась настоящая антисемитская волна, во время которой живущие здесь евреи стали объектами бесчисленных и неприкрытых угроз и оскорблений». Таким образом, мы можем идентифицировать две категории проблем.
Первая касается характера действия механизмов общественной интеграции (в Швейцарии пришлому очень трудно стать «своим», о чем могут много чего рассказать экспаты), вторая связана с актуальными политическими событиями за рубежами страны, оказывающими непосредственное влияние на соответствующие группы населения (нечто похожее наблюдалось в период двух мировых войн, когда «французская» часть страны склонялась на сторону Парижа, а «немецкая» поддерживала Берлин). Первую категорию проблем способно решить только время, вторую — инструментами и институтами, дающими всем категориям населения шанс и возможность участвовать в социально-политической жизни страны.
Еврей и иудаизм, ислам и мусульманин – одно и то же?
Кстати об инструментах и институтах.
Поскольку в Швейцарии действуют развитые инструменты прямой демократииВнешняя ссылка, «деревенский» настрой населения здесь чаще и быстрее, чем в других странах, приобретает форму конкретных политических решений.
У этого обстоятельства есть как позитивные аспекты, так и негативные, на которых, в частности, так любят останавливаться те, кто ищет аргументы в пользу «неприменимости» прямой демократии швейцарского образца за пределами Конфедерации.
И в самом деле, вспомним только референдумы о запрете строительства новых минаретов или еще только предстоящий федеральный референдум о запрете ношения паранджи, никабаВнешняя ссылка и вообще любых других одежд, скрывающих лицо.
Не забудем и недавнюю дискуссию насчет возможности запрета импорта в страну продуктов, произведенных с использованием «жестоких» методов забоя скота, в результате чего СМИ поспешили сообщить, мол, Швейцария готовится запретить импорт кошерного и халяльногоВнешняя ссылка мяса.
Источник: https://www.swissinfo.ch/rus/религия-и-общество_как-общество-швейцарии-относится-к-евреям-и-мусульманам--/43516116
Мусульмане в Украине: соседи или братья? | НашКиев.UA
Сегодня в Украине проживает около миллиона мусульман, это 2% населения. По данным отчета The Future of World Religions: Population Growth Projections, 2010-2050 , подготовленного американским Pew Research Center , к 2050 году этот показатель возрастет до 1,3 млн человек, или 3,7% населения. Прогнозы выглядят реалистично, так как в 2010 году последователей ислама в Украине было вдвое меньше, чем сейчас.
Среди основных причин прироста авторы отчета называют высокую рождаемость среди мусульман (2-2,3 ребенка на одну женщину), миграцию и смену вероисповедания людьми в зрелом возрасте.
Этнический состав
Около половины мусульман Украины — крымские татары. Еще 50% составляют татары волго-уральского региона, азербайджанцы, турки-месхетинцы, чеченцы, дагестанцы, узбеки, а также общины мусульман-украинцев.
Эти данные приблизительны, так как последняя перепись населения страны проводилась в 2001 году, а следующая запланирована только на 2020-й.
Расселение по регионам
Основная часть мусульман Украины сконцентрирована на юге и востоке страны. Больше всего их в оккупированном Крыму, на Донбассе и в Киеве. Кроме того, немало приверженцев ислама в Луганске и Луганской области, Днепре, Херсоне, Запорожье, Мелитополе, Харькове и Одессе.
В каждом из перечисленных выше городов Украины, кроме крымских, у мусульман есть по 1-2 мечети, молельные комнаты (их много там, где мало мечетей), халяльные кафе и рестораны, магазины халяльных продуктов и исламские культурные центры.
В Крыму проживает 400-450 тысяч мусульман, это 17-20% населения полуострова. 90% из них — крымские татары. Остальные — азербайджанцы, украинцы и русские, принявшие ислам. Самый “татарский” город Крыма — Симферополь. Всего на полуострове действует 280 мечетей.
По словам муфтия Духовного управления мусульман Украины “Умма” Саида Исмагилова, большинство приверженцев ислама из Крыма и Донбасса поддерживают Украину, а на оккупированных территориях остаются от безысходности. Многие из них не имеют финансовой возможности уехать, а часть выехавших возвращается обратно после тщетных попыток найти жилье и работу.
“Государство не предоставило никаких социальных программ по расселению и трудоустройству таких переселенцев”, — говорит Исмагилов.
Мусульмане в Киеве
По разным данным, в Киеве проживает 30-40 тысяч мусульман. Это крымские татары, азербайджанцы, дагестанцы, чеченцы, арабы и украинцы, принявшие ислам. Многие переехали сюда после оккупации Донбасса и аннексии Крыма.
“Более точных цифр даже у государства нет”, — уверяет Саид Исмагилов.
К услугам столичных мусульман две мечети и одна молельная комната, исламский культурный центр, десяток халяльных магазинов, в том числе работающих онлайн, а также 10-15 заведений общепита. Самые популярные из них — Family House в Исламском культурном центре (ул. Дегтяревская, 25а), “Кардаш” (ул. Дегтяревская, 27а) и, как ни странно, столовая UZ-DAEWOO (ул. Сырецкая, 33в).
Какие проблемы есть у мусульман Киева?
1. Не хватает культовых сооружений. Во время праздников мечеть Исламского культурного центра не вмещает всех мусульман-суннитов, поэтому они располагаются прямо на улице, во дворе. Приходят со своими ковриками в любую погоду. Саид Исмагилов рассказывает, что неоднократно обращался с этим вопросом к властям, просил выделить земельный участок, но всегда получал вежливые отказы.
2. Не хватает кладбищ. По религиозной традиции, хоронить мусульман необходимо на отдельных кладбищах или секторах. Такой сектор есть на Северном кладбище за Броварами, однако он уже практически заполнен. На старых кладбищах разрешены только дозахоронения. По словам Саида Исмагилова, власти все время откладывают выделение земельного участка под кладбище, а “люди тем временем продолжают умирать”.
3. Не принимают фото в хиджабе (платке) для внутренних паспортов. Существует внутреннее постановление, обязывающее фотографироваться без головного убора.
«Для загранпаспорта можно без проблем сделать снимок в хиджабе, а при оформлении внутреннего паспорта часто отказывают, ссылаясь на этот документ. Неоднократно обращались в МВД, женщины даже опубликовали петицию на сайте президента с просьбой посодействовать”, — рассказывает духовный лидер мусульман Украины.
В то же время Саид отмечает, что в нашей стране самое демократичное законодательство среди всех постсоветских стран. Если сравнивать микроклимат мусульманских общин в Украине и в традиционных мусульманских республиках Кавказа или Средней Азии, у нас дела обстоят лучше. Нет проблем ни с халяльными продуктами, ни с заведениями, ни с отношением. В Исламский культурный центр часто приходят немусульмане, привозят учеников и студентов на экскурсию, чтобы познакомить их с культурой и традициями.
Много или мало?
Если сравнивать со странами Европы, в Украине проживает среднее количество мусульман — 3,4% последователей ислама в Европе. Столько же их, к примеру, в Испании, Болгарии и Нидерландах. Это далеко до рекордов Германии (16,4%), Франции (16%) и Великобритании (10%), но намного больше, чем, к примеру, в соседних Беларуси и Молдове (по 0,1%).
Как относятся к мусульманам в Украине?
По словам Саида Исмагилова, украинское общество очень открытое и толерантное, здесь никогда не было таких проблем с отношением к мусульманам, как, скажем, в России. Отдельные конфликты возникали, но значительного развития не получали. А в последние годы ситуация даже улучшилась.
“Мусульмане — довольно незначительная часть населения, до Революции Достоинства о них мало знали и слышали. И только после того, как крымские татары выступили за украинскую государственность, были участниками Евромайдана и воевали в АТО, о них узнали и стали относиться значительно лучше”, — рассказывает Исмагилов.
Источник: https://nashkiev.ua/vlast/infografika/mousoul-mane-v-oukraine-sosedi-ili-brat-ya.html