Как распределены три основные ветви буддизма по странам Азии
На карте приведено традиционное распределение трех основных направлений буддизма по странам Азии: тхеравады (оранжевый цвет), махаяны (желтый цвет) и ваджраяны (красный цвет). В таблице – численность населения этих стран (на 2001 год) и, если есть данные, процент людей, исповедующих буддизм.
Количество и процент верующих – цифра, как обычно, приблизительная и от источника к источнику отличается. Особенно это касается тех стран, где обычной практикой является одновременная принадлежность к более чем одному верованию и тех, где буддизм практически слился с местными религиями (Китай, Япония).
1. Тхеравада, теравада, стхавиравада (Учение Старейшин)
Древнейшее направление буддизма, сохранившееся до наших дней в том виде, как его проповедовал Будда Гаутама Шакьямуни.
Изначальный буддизм – это не религия, а философско-этическое учение. В соответствии с учением Будды, мир никем не создан и никем не управляется, а вера в богов – это уход от личной ответственности и соответственно ухудшение кармы. Соответственно в буддизме нет бога-творца всего сущего, нет и поклонения высшим существам взамен на помощь и блага.
Из всех направлений и видов буддизма пожалуй только в Тхераваде практически отсутствуют иные объекты высшего поклонения, кроме Будды Гаутамы Шакьямуни. Это отражается и в сравнительной простоте и ритуалов, и канонов архитектуры и искусства.
Тхеравадинский буддизм не инкорпорирует в свой пантеон местных божеств и духов. Поэтому в странах своего распространения он существует в симбиозе с местными верованиями. То есть, являясь правоверными буддистами, за утешением, помощью и защитой тхеравадины в повседневной жизни, как правило, обращаются к разнообразным духам и местным божествам.
Страна | Население | % буддистов |
Шри Ланка | 19.4 млн. | 70% |
Мьянма | 42.0 млн. | 87% |
Таиланд | 61.8 млн. | 95% |
Лаос | 5.6 млн. | 85% |
Камбоджа | 12.5 млн. | 88% |
2. Махаяна (Великая Колесница)
Это направление буддизма уже можно отнести к религии со сложившимся пантеоном, культовой практикой и сложной религиозной доктриной.
Основное отличиемахаяны от тхеравады – восприятие образа Будды не как исторического первоучителя, а как существа, обладающего божественной природой и “космическим телом Будды” – божественной субстанцией, способной принимать разнообразные земные формы ради спасения живых существ.
Одним из краеугольных в махаяне является учение о “бодхисатвах”: святых подвижниках, которые отказались от нирваны и перерождаются вновь и вновь, воплощаясь в божественном облике или в конкретных людях, ради освобождения всех живых существ от страданий. Бодхисатвы являются основным объектом поклонения рядовых верующих, особенно популярен бодхисатва сострадания и милосердия Авалокитешвара и его различные воплощения.
Пантеон махаяны очень велик, имеет много рангов и включает в себя также множество местных божеств и других сверхъестественных существ. Их состав и количество варьируется в зависимости от конкретной страны, направления, школы и т.п. Почитаемая представителями всех конфессий Китая богиня Гуань Инь в махаянитской традиции считается женским воплощением Авалокитешвары.
Все Далай Ламы также являются инкарнацией бодхисаттвы Авалокитешвары, а российская императрица Екатерина II была признана воплощением Белой Тары (женский образ бодхисатвы в тибетском буддизме) за заслуги перед бурятским буддизмом.
Страна | Население | % буддистов |
Китай | 1 284 млн. | – |
Вьетнам | 79,9 млн. | 55% |
Корея | 47.9 млн. | 37% |
Тайвань | 22.19 млн. | – |
Япония | 126.8 млн. | – |
3. Ваджраяна (Алмазная колесница) или Тантраяна (Колесница Тантры)
Ваджраяна появилась в результате соединение махаяны с индийским тантризмом, а в Тибете в этот синтез добавились еще и элементы местной религии бон. Тибетский буддизм иногда рассматривается не как разновидность буддизма, а как отдельная религия.
В отличии от других направлений буддизма Ваджраяна предполагает возможность достижения человеком состояния Будды в течении одной жизни.
Основой религиозной практики Ваджраяны являются очень сложные тантрические техники управления сознанием.
Знания в ваджраяне являются эзотерическими и передаются от учителя (ламы) к ученику. Поэтому еще одним устаревшим общеупотребительным названием является “ламаизм”.
Многие авторы указывают на связь тантрического буддизма с древними культами плодородия в связи с тем, что он содержит много символики и религиозных практик эротического характера.
Кроме бодхисатв в тибетском буддизме существует культ дхармапал (защитников веры), т.е. святых, которые во имя защиты веры не следуют буддистским принципам непричинения зла живым существам.
Иконография и культовая практика вызывает наибольшее неприятие и критику вне тибетского буддизма. В связи с этим, также приводятся сведения об использовании в культовой практике тибетского буддизма ритуальных предметов из человеческих черепов, костей и кожи человека.
Страна | Население | % буддистов |
Тибетские автономные образования в пределах КНР | 7.3 млн. (5.2 млн.-тибетцы) | – |
Бутан | 0.672 млн. | 75% |
Монголия | 2.66 млн. | Нет данных |
Тува | 0.313 млн. | ~30% |
Бурятия | 0.96 млн. | ~15% |
Калмыкия | 0.29 млн. | ~30% |
Источник: http://asiarussia.ru/buddhism/12442/
Буддизм
Буддизм (от санскритского слова «будда», буквально — просветленный) — одна из трех мировых религий, получившая распространение среди населения ряда стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.
По представлению буддистов, каждое существо, достигшее высшей святости, может стать буддой, т. е. просветленным. Один из будд, прозванный в его земной жизни Шакьямуни («отшельник из рода шакьев»), поведал людям учение о «спасении», которое его последователи называют, как правило, санскритским словом «дхарма» (учение, закон). Поэтому под термином «будда» обычно подразумевают именно Шакьямуни.
Вопрос о том, является ли личность Шакьямуни полностью мифической, или в основе его биографии, расцвеченной религиозной фантазией составителей, лежат некоторые реальные факты, Наукой пока не решен. Подробные «биографии» Шакьямуни возникли не ранее II—III вв. н. э. Однако не подлежит сомнению, что Шакьямуни единоличным «создателем» буддизма, каким его представляет буддийская литература, быть не мог.
Легенда о Будде
Буддисты верят, что после бесчисленных предшествующих перерождений грядущий Будда решил к радости всех богов спуститься на землю и возвестить людям путь к спасению. Для «последнего своего рождения» он избрал царскую семью в знатном роде Готама (отсюда одно из его имен — Гаутама) племени шакьев, живших в Северной Индии.
Познав причину страданий и путь избавления от них, Будда решил возвестить свое открытие людям. Бог смерти — демон зла Мара всячески пытался воспрепятствовать этому. Но Будда победил Мару, пришел в Бенарес и там произнес свою первую проповедь, в которой кратко сформулировал основные положения новой религии.
Один за другим следуют обращения тех, кто слушает его проповеди. Они присоединяются к странствующей с ним группе монахов. 40 лет, окруженный учениками, ходит он по городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение.
Смерть настигла его в восьмидесятилетнем возрасте и совпала, так же как рождение и прозрение, с, днем майского полнолуния (поэтому для буддистов это «трижды святой» день).
Различные направления и школы буддизма по-разному датируют годы земной жизни Шакьямуни. В большинстве случаев считается, что он жил в VII—VI лли в VI—V вв. до н. э. Недавно буддисты ряда восточных стран условились принять датой смерти Шакьямуни день майского полнолуния 544 г. до н. э. и весьма широко отметили в 1956 г. 2500 лет существования буддизма.
Вероучение буддизма
Важнейшим положением вероучения буддизма является идея тождества между бытием и страданием. Буддизм не стал опровергать развитое брахманизмом учение о переселении душ, т. е. веру в то, что после смерти любое живое существо снова возрождается в виде нового живого существа (человека, животного, божества, духа и т. д.).
Однако буддизм внес в учение брахманизма существенные изменения,Если брахманы утверждали, что путем различных для каждого сословия («варны») обрядов, жертв и заклинаний можно достичь «хороших перерождений», т. е. стать раджей, брахманом, богатым купцом, царем и т. д., то буддизм объявил всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежным несчастьем и злом.
Поэтому высшей целью буддиста должно быть полное прекращение перерождений и достижение нирваны, т. е. небытия.
Для большинства людей достичь нирваны сразу, в данном перерождении, невозможно. Следуя по пути спасения, указанному Буддой, живое существо обьино должно снова и снова перевоплощаться.
Но это будет путь восхождения к «высшей мудрости», достигнув которой существо может выйти из «круговорота бытия», завершить цепь своих перерождений.
Наиболее существенным в учении Будды его последователи считают то, что он познал причину и сущность бытия — страдания, раскрыл их людям, так же как и тот путь, который ведет к прекращению страданий, к спасению, к небытию.
Буддисты признают возвещенные Буддой «четыре благородные истины». Первая из них утверждает, что всякое существование есть страдание. Вторая, что причина страдания заложена в самом человеке: это его жажда жизни, наслаждений, власти, богатства, это привязанность к жизни в любой ее форме.
Третья истина объявляет, что прекратить страдания возможно: для этого необходимо освободиться от жажды жизни, достичь состояния, при котором всякое сильное чувство отсутствует, всякое желание подавлено.
Наконец, «четвертая благородная истина» заключается в указании так называемого «благородного срединного восьмеричного пути», состоящего из «праведного воззрения, праведного стремления, праведной речи, праведного поведения, праведной жизни, праведного учения, праведного созерцания, праведного самопогружения», обычно называемого медитацией (санскритск. — «дхьмна», кит. — «чань», япон. — «дзэн»).
В учении о «четырех благородных истинах» изложена сущность буддизма. Все религии противопоставляют реальную земную жизнь нематериальной, небесной, той, что якобы начинается за гробом. При этом первая всегда рисуется мрачными красками, объявляется греховной, мешаю щей со единению с богом, вторая объявляется целью стремлений человека, наградой за терпеливое перенесение земных мучений.
Буддизм в этом отношении не отличается в принципе от других религий, но он доводит до логического завершения критическую оценку того мира, в котором мы живем.
Поставив знак равенства между бытием и страданием, буддизм рисует особенно мрачную картину мира, в котором не только все обречено на мучения и уничтожение, но даже любая радость, усиливая привязанность живого существа к этому существованию, таит в себе страшную опасность новых бесконечных перерождений, наполненных не менее страшным злом.
Человек сам создает свою судьбу, форму каждого своего нового перерождения, учит буддизм. Сила, которая определяет конкретные черты нового перерождения, называется кармой. Карма буддизма — это сумма всех поступков и помыслов существа во всех его предыдущих перерождениях. Учение о карме существовало и в брахманизме.
Брахманы тоже учили, что карма — закон возмездия — движущая сила переселения душ.
Совершая или не совершая предписанные для данной варны жертвы, почитая или не почитая брахманов, нарушая или не нарушая многочисленные запреты, человек создает новую форму переселения своей души — начиная от самых гнусных и отвратительных животных и кончая царями и богами.
Буддизм воспринял «закон возмездия» (карму), но дал ему новое содержание. Хотя все в данной жизни человека определено его кармой, он имеет известную свободу выбора в своих поступках, помыслах, словах, действиях. В этой частичной свободе воли и заложен, по буддизму, путь к спасению. Причем дело вовсе не в жертвах, обрядах и запретах, а в поведении самого человека.
Именно его поступки и мысли в данной жизни определяют его дальнейшую карму, форму его нового «перевоплощения», т. е. новые страдания. Но и этого мало. Буддизм, особенно в учении ряда его школ и направлений, заявил, что сам чувственный мир вообще не существует. Он лишь наша иллюзия, результат деятельности нашего больного, заблудшего сознания.
Именно это сознание — единственное реальное бытие, по буддизму, — подчиняясь непреложному закону кармы, рисует нам трагическую картину полного страданий чувственного мира. Сознание это состоит из множества мельчайших частичек — дхарм, т. е. элементов сознания, которые, складываясь под действием кармы в определенный комплекс, создают индивидуальное сознание данного перерождения и, как его функцию, окружающий нас чувственный мир.
Пока дхармы не успокоены, новое возрождение этого индивидуального сознания после смерти данного существа неизбежно, колесо бытия продолжает свое вращение.
Социальная доктрина буддизма
Из вероучения буддизма непосредственно вытекают взгляды буддизма на общественную жизнь, на место и задачи человека в этой жизни.
Учение буддизма о бытии как страдании, несомненно, по-своему, в превратной форме отражало реальное положение трудящихся масс антагонистического общества, неизбежно обрекаемых самим социальным строем на непрерывные мучения и страдания.
Однако, отталкиваясь от земного, реального, буддизм, будучи религией, делает неверный вывод из установления неизбежного в классовом обществе для подавляющего большинства людей факта страдания.
Он возводит это страдание в абсолют, делает его основным законом всякого бытия и тем самым узаконивает тот строй, который порождает страдания, обещая в качестве награды за безропотное их перенесение небытие, нирвану.
Буддийское учение о жизни-страдании и о личной вине каждого живого существа в испытываемых им страданиях должно было примирить каждого с доставшейся ему в жизни долей. Ведь закон кармы обязателен для всех. Ему подчинены и люди, и животные, и боги старого ведийского пантеона, жившие еще в сознании людей, к которым обращался ранний буддизм.
Идея равенства людей в страдании и в праве на спасение не только между собой, но и с животными и с богами стала важнейшим идейным фактором, определяющим социальную роль буддизма.
Рабу, а впоследствии феодальному крестьянину и даже современному рабочему буддизм обещал и обещает новое возрождение раджей, божеством или даже возможность полного прекращения существования — нирвану. Наоборот, пользующийся всеми благами жизни может, по мнению буддистов, сам себя ввергнуть в пучину самых неблагоприятных перерождений.
Вера в равенство всех живьк существ в страдании и возможности спасения разоружала трудящихся в борьбе против угнетателей: ведь имущественное и социальное неравенство так же непостоянно и шатко, как и все остальное в этом «мире иллюзий»
Наиболее действенным фактором спасения еще при жизни человека буддизм считал выход за пределы мирской жизни, т. е. вступление в сангху — монашеский орден. Сангха раннего буддизма была объединением людей, добровольно порвавших со всеми земными заботами и привязанностями.
Вступающий в сангху человек должен был отказаться от семьи, собственности, перестать соблюдать предписания той Варны (так назывались в Древней Индии касты), к которой он принадлежал, принять на себя о бет целомудрия, пройти обряды посвящения, носить установленную для монаха желтую тогу жить лишь на подношения мирян.
Монашеская жизнь подробно регламентировалась. На монахов налагались 253 запрета, правила искупления или ограничивающих предписания, определяющих всю их жизнь. Для рядовых верующих монахи были особыми, почти сверхъестественными существами. Их окружали почет и поклонение, которые позже вырастают в ряде стран в прямое обожествление буддийского духовенства.
Ламаизм
Ламаизм — форма буддизма, сложившаяся в УИ-Х1У вв. в Тибете На территорию нашей страны ламаизм проник в XVIII в. и получил распространение среди бурят, калмыков и тувинцев. До революции он помогал царизму в закабалении этих народов. Главу буддийского Духовенства Бурятии банди-до-хамбо-ламу утверждал на этом духовном посту сам царь, а настоятелей монастырей _ генерал-губернатор.
Ламы объявили Екатерину II (а за ней и всех ее преемников — русских царей) земным воплощением одной из важнейших богинь пантеона ламаизма — Цаган-Дара-Эхэ В идеологии ламаизма сохраняются основные положения буддизма.
Вместе с тем эта разновидность буддизма имеет ряд специфических особенностей, которые заключаются главным образом в усложнении обрядности, дающей якобы возможность общения верующих с богами.
Ламаизм утверждает глубоко антинаучные представления о мире. Ламы учат, что Земля является плоским кругом (мандала), на котором расположены четыре имеющих различную форму (круг, полукруг или трапеция, треугольник, квадрат) материка, омываемые океаном. Посередине круга возвышается гора Сумеру, вокруг которой движутся Солнце и Луна, от чего происходит смена дня и ночи.
Земля лежит на слоне, слон стоит на черепахе, черепаха плавает в море. Когда на Земле накапливается много грехов, черепаха начинает шевелиться, отчего происходят землетрясения. Значит, каждое землетрясение — сигнал о необходимости усиленной молитвы, увеличения приношений монастырям. Затмения Солнца и Луны происходят якобы оттого, что злой демон Раха пытается проглотить эти светила.
Надо бить в котлы, кричать и стрелять в воздух, чтобы отогнать Раху и спасти светила.
Источник: http://religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st019.shtml
Буддизм — религия в Тайланде
- 30 августа 2018
Религия Тайланда – буддизм, который исповедует 95% населения и почти все в той или иной степени следуют его канонам в повседневной жизни. Отношение к религии в Тайланде совершенно другое, нежели в России. Если у нас половина населения считает себя атеистами, а большая часть второй половины заходит в храм только на Рождество и Пасху и не соблюдает никакие предписанные правила (посты, молитвы, добрые дела), то в Азии и, в частности в Таиланде, всё по-другому.
Религиозное учение впитывается с молоком матери и даже если таец не ходит в храм, в душе он – буддист. Атеистов здесь почти нет. Главные черты местного населения – миролюбие, спокойное отношение к происходящему, улыбка на лице – исходят именно из буддистского взгляда на жизнь.
Какие характерные черты религии Тайланда?
Краеугольным камнем учения является закон кармы, который можно сформулировать следующим образом: что посеешь, то и пожнёшь. Также существует несколько постулатов, на которых зиждется буддизм в Тайланде:
- из жизни в жизнь душа переходит от одного тела к другому, поэтому все формы преходящи;
- жизнь это страдание, а его причины – наши желания;
- цель жизни – достичь просветления (нирваны), где нет никаких желаний, а только чистое блаженство.
На вопрос, какая религия в Тайланде — ответ — здесь исповедуют буддизм толка Тхеравады (или Хинаяны – Малой Колесницы). Он также распространён в Шри-Ланке, Мьянме (Бирме), Камбодже и Лаосе. Это самая старейшая ветвь, идущая непосредственно от Гаутамы Будды и основанная на его наставлениях.
На Тибете, в Китае, Монголии, Корее, Японии в большей степени практикуется Махаяна (Большая Колесница). Это более позднее учение, которое опирается на наставления просветленных последователей Будды.
Третья ветвь — Ваджраяна (Алмазная Колесница или Тантрический буддизм) – самая молодая, развившаяся из Махаяны в 6 веке в Тибете (по другим данным – в Индии). Его последователи живут в Тибете, Непале, Монголии, Бутане, Индии, а также в Калмыкии и Бурятии.
Их тайные практики по достижению духовного совершенства считаются самыми радикальными и опасными и в чём-то напоминают тантризм (например, сексуальные техники для достижения просветления). По заверению последователей, благодаря этому можно достичь нирваны за одну жизнь.
Главное различие Тхеравады и Махаяны (Ваджраяна является её эзотерической частью) – это отношение к Будде. В первом случае он считается обычным человеком, достигшим просветления, а в во втором – Богом, которому следует поклоняться, просить о помощи т.д. Именно поэтому Хинаяну только с натяжкой можно назвать религией – ведь здесь нет понятия личности Бога и цели обрести его благословения и попасть на Небеса.
Буддизм в жизни Таиланда
Жители Тайланда не ходят в храмы для того, чтобы покаяться перед Буддой, попросить его защиты или избавления от болезней. Кому каятся – Бога не существует, а Будда обычный человек, такой же как они и не может даровать земные или духовные блага. Всё это только в наших руках.
Религия Тайланда для обычных мирян предоставляет несколько правил. Они должны помочь счастливо прожить жизнь и в будущем достичь просветления посредством медитаций и других эзотерических техник (которые практикуют монахи, живущие в монастырях):
- делание добрых дел;
- отказ от насилия, воровства, лжи, прелюбодействия и одурманивающих веществ (в первую очередь – наркотиков и алкоголя).
Человек сам выбирает свой путь. Если он хочет быть счастливым, здоровым и богатым, то должен творить добрые дела, помогать ближним, делать подношения монахам (одно из самых сильных средств для хорошей жизни), посещать храм хотя бы раз в неделю.
Всё это способствует лучшей карме, а она в свою очередь дарует процветание в этой жизни и более хорошее рождение в следующей (например, в богатой семье). Если же человек причиняет боль и страдание другим, то его ждут либо несчастья в этой жизни, либо в следующей.
С точки зрения буддизма Тхеравады, те, кто творит зло и процветает, тот просто накопил много хорошей кармы в прошлых рождениях, но скоро она исчерпается дурными делами и в следующей жизни он родится в нищей семье, его будут преследовать болезни и неудачи.
Никакой Божьей кары или Божьей милости не существует – есть только безличный закон причин и следствий, который не слышит наших молитв, поэтому бесполезно взывать о помощи или делиться насущными проблемами.
Самым важным для хорошей кармы, является посещение храма и преподношение даров монахам (в основном, еды). Каждый таец, делает три поклона и ставит три свечки на алтарь. И это не случайно – число «три» — сакральное число, символизирующее Три Драгоценности: Будду, его наставления и последователей.
Все службы в храмах проходят не с целью умилостивить Бога и попросить его о чём-либо, а как знак почтения и уважения Учителю, даровавшему нам своё учение. Все церемонии – это также и большое доброе дело (правильный поступок), который дарует благо и тем, кто её проводит, и тем, кто на ней присутствует. Большое значение имеют и сами произносимые во время церемонии мантры. Считается, что их звук ограждает от злых духов (которые мешают нашему совершенствованию) и создаёт гармонию в окружении.
Буддизм Тхеравады – это официальная религия Тайланда. По закону король должен быть обязательно буддистом. Несмотря на это, Таиланд очень терпимая страна по отношению к другим концессиям (в отличие от России). По тому же закону, король страны является покровителем всех религий и заступником всех верующих. Именно поэтому ислам, индуизм, христианство и иудаизм имеют в Тайланде те же права, что и буддизм. Их никто не запрещают, а отношение – очень уважительное.
Что интересно, тайский буддизм органично сочетается с более древними верованиями в духов. Почти везде можно увидеть кханпхрабхум — небольшие домики для духов, которым ежедневно подносят еду, воду, цветы, благовония. Повсюду продаются амулеты-оберёги. Но об этом мы более подробно расскажем в статье о домиках для духов, поскольку к буддизму всё это не имеет никакого отношения.
Источник: https://pattayatrip.ru/o-taylande/religiya-taylanda-buddizm
Какие бывают будды — множество воплощений изначального будды
Приветствуем вас, уважаемые читатели!
Сегодня мы с вами поговорим о том, какие бывают будды. Мы уже упоминали, что в буддизме нет одного главного бога, т.е. сам Будда может быть выражен в нескольких различных образах и проявлениях. История восточных учений насчитывает свыше трех тысяч воплощений.
Безусловно, рассказать в одной статье о таком количестве божеств мы не сможем, поэтому давайте узнаем о самых почитаемых и известных.
Какие есть бодхисаттвы
Мандала Пяти будд
Позы и их значения
Заключение
Какие есть бодхисаттвы
В буддизме есть такое понятие, как Адди Будда, или Изначальный Будда. Это символ всех будд и бодхисаттв, олицетворение просветленного ума. В разных школах есть различные Адди Будды. Бодхисаттва означает «просветленный». Например, Гаутама Будда считал себя Бодхисаттвой.
Как же становятся бодхисаттвами? В духовном развитии буддийского учения есть десять ступеней. Достигнув седьмой ступени, можно стать Бодхисаттвой и освободиться от постоянных перерождений. Однако этот факт не означает полного освобождения от кармической зависимости.
Всего можно насчитать восемь Бодхисаттв. Именно они стали последователями Гаутамы и переняли учение Махаяны. Самые важные их них — Авалокитешвара, Манджушри и Ваджрапани, что означает милосердие, мудрость, сила всех будд. Эти три бодхисаттвы являются защитниками Шакьямуни.
Авалокитешвара — это воплощения сострадания. Одними из его важнейших атрибутов являются мантра «ом мани падме хум» и веер из хвоста павлина. Далай-лама считается воплощением Авалокитешвары.
Манджушри — это выражение мудрости в Махаяне. Манджушри был соратником Гаутамы Будды.
Ваджрапани — это защитник Будды, он олицетворяет могущество просветленных божеств.
Существуют и женские бодхисаттвы, например, Тара — спасительница женских душ, символизирует сострадание.
Также есть и другие Адди-будды, такие как:
— Самантабхадра и Самантабхадри, супруга Самантабхадра, означает то, что человеческий ум открыт ко всему новому, что его состояние изначально пустое, в том смысле что лишено любых концепций, стереотипов, привязанностей.
— Ваджрадхара, или Держатель Ваджра — абсолютное просветление и знание в Ваджраяне. Ваджра — это мистическое индийское орудие, принадлежащее богу войны Индре; оно символизирует силу и вечность.
— Ваджрасаттва — один из просветленных в Ваджраяне, является символом очищения и чистоты.
— Праджняпарамита — это женский образ Адди Будды в Махаяне, абсолютная мудрость.
— Падмасамбхава, или «рожденный в лотосе» — учитель тантризма, именуемый в тибетском буддизме вторым Буддой. Он сидит в лотосе, в одной руке держа ваджру, а в другой — чашу для сбора подаяний. Сам Шакьянмуни известил своих учеников, что появится в цветке лотоса второй Будда, который будет более просветленным, чем он сам. Так пришел в мир Падмасамбхава.
Мандала Пяти будд
В традиции школы Махаяны существует Мандала Пяти Будд, которая олицетворяет пять моментов Адди-Будды. В этой мандале у каждого есть свое место и предназначение. Например, в Непале изображения этой мандалы можно увидеть в храмах и домах буддистов. Давайте рассмотрим подробнее, как она образуется.
- В центре ее сидит Вайрочана, или Прославленный. Он является главой всех будд. Он белого цвета, т.к. белый означает абсолют. В Японии Вайрочана очень популярен. Его животное — это лев, который ассоциируется с истиной.
- Акшобхья, или Просветленный находится на востоке. Его цвет — синий. Он является главой семейства Ваджры. Его эмблема — слон, которой олицетворяет мощь и силу.
- Ратнасамбхава, или дающий драгоценности, располагается на юге. Он изображается желтого цвета и символизирует исполнение желаний: как материальных, так и нематериальных. Ратнасамбхава — глава семейства Драгоценностей.
- Амогасиддхи занимает северную сторону. Его тело зеленого цвета, а эмблему представляет двойная ваджра. Он является главой семейства Кармы.
- Амитабха олицетворяет запад; его цвет — красный. Это самый древний и наиболее чтимый из будд. Его эмблема — лотос и он возглавляет лотосовую семью, в которой есть много известных бодхисаттв, например, Авалокитешвара. Он обозначает духовный рост. Иной формой Амитабхи яляется Амитаюс, или «бесконечная жизнь». Амитабха, как правило, изображен в монашеских одеяниях, а Амитаюс — в роскошных одеждах и держит сосуд долголетия.
Еще одни из почитаемых и значимых буддийских божеств:
Миларепа Шепа Дордже — знаменитый йог, поэт и один из основателей школы Кагью. Его годы жизни 1040 — 1123.
Дже Цонкапа (1357 по 1419) — реформатор буддизма Тибета, который основал школу Гелуг. Гелуг — это самая многочисленная школа тибетского буддизма.Когда Цонкапа был маленьким мальчиком, Шакьямуни предсказал, что он повлияет на распространение учения Дхармы.
Помимо различных аспектов Будды в буддизме существует йидамы, т.е. образы и божества состояния просветления. Йидамы активно используются во время тантрических практик. Одна из главных целей йидамов — защита учения Дхармы.
Существуют разные йидамы: гневные, мирные, мужские, женские, парные. Например, Ваджракилая является главным гневным божеством в тибетском буддизме. Он символизирует устранение препятствий, когда вы идете по направлению к какой-либо цели.
Позы и их значения
Существуют множество изображений и статуэток будды, каждое из которых обозначает определенные вещи.
Один из самых известных видов — Медитирующий Будда. Он сидит в позе лотоса или полулотоса, его руки соединяются ладонями вверх. Является символом обретения гармонии и душевного равновесия.
Защищающий Будда находится в позе лотоса или полулотоса, правая рука развернута наружу и поднята наверх, а левая лежит на колене. Он защищает от страха и негативных эмоций.
Будда просветления сидит в позе лотоса, его правая рука направлена к земле, а левая — ладонью вверх. Этот образ очень популярен в Таиланде.
Смеющийся Будда, или Хотей, является божеством, символизирующим обретение радости и удачи. Рядом с ним часто изображается миска для подаяний. Хотей является талисманом, приносящим богатство.
Заключение
Вот наш рассказ и подходит к своему завершению — сегодня мы с вами попытались разобраться в различных изображениях Будды, а также узнать о самых главных бодхисаттвах.
Если вам было интересно, поделитесь ссылкой в социальных сетях, и будем искать истину вместе.
Источник: http://o-buddizme.ru/lichnost-buddy/kakie-byvayut-buddy
Три драгоценности.рф
Буддизм — религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Буддизм одна из мировых религий (наряду с христианством и исламом), а также Буддизм — самая древняя из трех мировых религий. Основатель буддизма — индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды Шакьямуни, т.е. пробужденного или просветленного.
Мать Сиддхартхи — жена правителя племени шакьев Майя — увидела однажды во сне, что к ней в бок вошел белый слон. Через положенное время она родила младенца, Мудрец Асита предрек новорожденному свершение великого религиозного подвига. Младенца назвали Сиддхартхой, что значит «выполнивший свое назначение». Мать Сиддхартхи умерла чрез несколько дней после рождения Будды. Раджа, безумно любивший ее, перенес все свое чувство на сына.
Повелитель шакьев Шуддходана не желал сыну религиозной карьеры. Его рано стал тревожить характер ребенка. Еще мальчиком Сиддхартха любил предаваться смутным грезам и мечтам; отдыхал в тени деревьев, он погружался в глубокие созерцания, переживал моменты необыкновенных просветлений.
Шуддходана окружил ребенка роскошью, скрывал от него все теневые стороны жизни, дал ему блестящее светское воспитание, женил на прелестной девушке, которая вскоре подарила ему сына. Он решил любым способом отвлечь сына от его мыслей и настроений.
Но возможно ли спрятать жизнь от юноши, который с ранних лет задумывается над ее тайнами, можно ли скрыть от него ту печальную истину, что все вокруг полно страдания? Легенда рассказывает, что однажды во время прогулки по городу вместе со своим возницей Чанной Гаутама встретил покрытого язвами больного, сгорбленного годами дряхлого старика, погребальную процессию и погруженного в раздумья аскета.
Потрясенный, он стал расспрашивать слугу. Так он узнал о неизбежных страданиях для живых существ. Он был потрясен, узнав, что это общий удел всех людей. В ту же ночь он тайком покинул дворец, чтобы в отшельничестве искать путь, ведущий к избавлению от страданий. «И вот, — рассказывал Будда, — покинул я родной дом свой ради бесприютности и стал странником, взыскующим блага истинного на несравненном пути высшего мира». В то время ему шел тридцатый год.
Изучив философские системы и поняв, что они не могут разрешить мучившие его проблемы, Гаутама захотел обратиться к йогам — практикам. В течение семи лет он безрезультатно предавал истязаниям свою плоть и размышлял над текстами священных книг жрецов и брахманов. Затем, покинув своих наставников — йогов, Гаутама уединился в джунглях для того, чтобы самому бесстрашно ринуться по пути самоистязания.
И вот в один прекрасный день, когда после многочасовой неподвижности он пытался подняться, ноги, отказались его держать, и Гаутама замертво свалился на землю. Все решили, что это конец, но подвижник был просто в глубоком обмороке от истощения. Отныне он решил отказаться от бесплодного самоистязания. Счастливый случай помог ему.
Перестав голодать и отказавшись от ложных премудростей, Гаутама путем внезапного озарения, достигнутого долгим глубоким созерцанием, открыл путь к спасению. И тут произошло самое значительное событие в жизни Гаутамы. Годы раздумий и мук, искания и самоотречения, весь его внутренний опыт, чрезвычайно изощривший и утонченный душу, — все это как бы собралось воедино и дало плод. Явилось долгожданное «просветление».
Внезапно Гаутама с необыкновенной ясностью увидел всю свою жизнь и почувствовал всеобщую связь между людьми, между человечеством и незримым миром. Вся вселенная как бы предстала перед его взором. Таинственный сверхчеловеческий порыв уничтожал и вновь возрождал существа. Вот он — «строитель дома»! Это Тришна — жажда жизни, жажда бытия. Это она возмущает мировой покой.
Сиддхартхе казалось, что он как бы присутствует при том, как Тришна вновь и вновь ведет к бытию ушедшее от него. Теперь он знает с кем надо бороться, чтобы обрести избавление от этого страшного мира, полного плача, боли, скорби. Отныне он стал Буддой — Просветленным». Сидя под священным деревом бодхи Будда познал «четыре благородные истины».
После провозглашения «четырех благородных истин», окруженный все умножающимися учениками — последователями, Будда ходил сорок лет по городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение. Умер Будда, согласно легенде, в 80 лет в Кушинагаре.
Будда обратился к собравшимся около него монахам и мирянам со следующими словами: «Теперь, о монахи, мне нечего больше сказать вам, кроме того, что все созданное обречено на разрушение! Стремитесь всеми силами к спасению.» Уход Будды из жизни буддисты называют «mahaparinirvana» — великим переходом в нирвану. Эта дата почитается так же, как и момент рождения Будды и момент «прозрения», поэтому ее называют «трижды святым днем».
Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э. — начале I тысячелетия н.э. Одновременно, начиная с III века до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.
Распространение буддизма способствовало созданию синкретических культурных комплексов, совокупность которых образует так называемую буддийскую культуру. Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности. Стрежнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах.
Буддийские учения широко распространились во всех наиболее важных регионах Азии. В каждом из этих регионов буддизм адаптировался к местным обычаям и традициям и, в свою очередь, каждая культура внесла в его развитие свои характерные черты.
Все это находится в соответствии с основным буддийским методом обучения с помощью «искусных средств». Существует множество техник и методов, используя которые можно помочь людям преодолеть собственные проблемы и ограничения, реализовать возможности с тем, чтобы наиболее эффективно помогать другим.
Таким образом, хотя существует много различных форм буддизма, все они, основываясь на учениях Будды, согласуются друг с другом.
Буддизм является в настоящее время одной из основных и самых распространенных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем количестве. Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в Туве, Калмыкии и Бурятии.
В современном мире Буддизм до сих пор является большой цивилизующей силой. Благодаря этому Буддизм пробуждает самоуважение и чувство ответственности у бесчисленного множества людей и дает стимул целым народам. Буддизм способствует духовному прогрессу, взывая к человеческой способности мыслить.
Буддизм развивает у людей чувство терпимости через избавление от религиозной и национальной узости взгляда и фанатизма. Буддизм усмиряет распущенность и делает граждан чище через рассудительность и чистоту ума.
В целом Буддизм создает в человеке чувство зависимости от самого себя благодаря учению о том, что судьба человечества находится в его собственных руках, а люди обладают способностью развивать усердие и видение как есть для достижения высшей цели.
Буддизм практичен, рационален и он предлагает реалистичный взгляд на жизнь и этот мир. Буддизм не заманивает людей жизнью в раю глупцов, а также не пугает и не наводит ужас разнообразными воображаемыми страхами и чувством вины. Буддизм не порождает религиозных фанатиков, беспокоящих последователей других религий.
Стоит отметить отношение Буддизма к другим учениям. Вместо обращения верующих других религий в Буддизм, буддисты могут поощрять следование людьми той религии, которую они в настоящий момент исповедуют. Это происходит потому, что буддисты никогда не считают последователей других религий плохими людьми.
Буддизм точно и объективно объясняет, кто мы такие и каков мир вокруг нас.
Буддизм одобряет современные научные открытия, если они конструктивны. Буддизм указывает на самого человека как создателя его нынешней жизни и единственного творца своей судьбы. Такова суть учения Будды.
Отношение к семье и браку
Брак в Буддизме считается общественным институтом, а не долгом, налагаемым религией на человека. Этот институт служит для поддержания порядка и гармонии в процессе продолжения рода и, тем самым, отличает человеческое общество от мира животных.
Хотя в буддийских текстах ничего не говорится на предмет моногамии и полигамии, мирским последователям рекомендовано ограничиваться одним супругом или супругой. Будда не устанавливал никаких правил для семейно жизни, но он дал рекомендации, как сделать супружескую жизнь счастливой.
В проповедях Будды есть немало указаний на то, что лучше и мудрее — быть верным одной супруге или супругу, не злоупотреблять чувствами и не ухаживать за другими партнерами. Будда в одном из правил учил последователей воздерживаться от распутства или недозволенных половых отношений.
Взгляд Буддизма на брак весьма либерален: брак считается личным делом каждого, а не долгом, налагаемым религией. В Буддизме нет правил, требующих от человека вступать в брак, оставаться холостым или жить в полном безбрачии. Нет таких правил, которые обязывают буддистов рожать детей или ограничивают количество детей, которых они могут иметь. Буддизм предоставляет каждому человеку свободу самостоятельно решать все вопросы, связанные с браком.
Расставание или развод не запрещаются в Буддизме, хотя необходимость в этом будет редка, если супруги строго следуют предписаниям Будды. Мужчина и женщина вольны расставаться, если они не могут достичь взаимного согласия.
Лучше расстаться, чем долгое время вести такую семейную жизнь, от которой страдают как сами супруги, так и их дети.
Также Будда советует пожилым мужчинам не жениться на молодых женщинах, поскольку пожилой муж и молодая жена вряд ли будут совместимы, что может породить лишне проблемы, дисгармонию и падение.
Институт брака дает хорошую основу для развития культуры, прекрасного содружества двух людей, существующего чтобы поддерживать друг друга и избегать одиночества, лишений и страха. В браке каждый супруг старается дополнить другого, стремится давать силу и смелость, проявлять поддержку, ценить и признавать способности другого партнера.
Необходимость религиозной практики в этой жизни
Причина, по которой нам следует заниматься религиозной практикой, заключается в том, что каким бы ни был материальный прогресс, сам по себе он не может обеспечить нам надлежащего прочного счастья.
В самом деле, чем больше мы преуспеваем в материальном отношении, тем больше в нашей жизни постоянного страха и беспокойства. С другой стороны, общеизвестно, что когда человек ищет счастья только в духовной сфере, ему легче переносить физические лишения.
Это результат занятий религиозной практикой и преобразования сознания.
Более того, даже возникновение удовольствия в этой жизни зависит от религиозной практики. Удовольствие и страдание, большое или малое, не возникает от одних лишь внешних, поверхностных факторов; к такому должны быть и внутренние причины.
Причины эти — потенции сознания, то есть скрытые способности к совершению добродетельных и дурных действий. Эти потенции пребывают в пассивном состоянии; они выявляются благодаря внешним причинам, и тогда возникает чувство наслаждения или боли.
Если таковые потенции отсутствуют, то сколько бы ни было внешних факторов, удовольствие или боль не могут ни возникнуть, ни исчезнуть. Такие потенции заложены действиями, совершенными в прошлом.
Итак, в какой бы форме страдания ни проявлялось следствие, вначале нужно было из-за недисциплинированности ума совершить дурное деяние и тем самым «накопить» его. Потенция деяния закладывается в сознании, и потом, когда появляются определенные причины, испытывается страдание.
Таким образом, все наслаждения и все страдания в основе своей проистекают из сознания. Итак, без религиозной практики невозможно дисциплинировать ум, а из-за недисциплинированности ума «накапливаются» дурные деяния.
Деяния эти, в свою очередь, закладывают в потоке сознания потенции, под воздействием которых произрастают плоды страдания.
Источник: http://www.unityofbuddhism.ru/buddism.php