Базовая программа
“Вера, не подкрепленная знаниями, ненадежна; необходим прочный фундамент убежденность в основах своего учения, которая рождается из размышления и глубокого анализа. Без знания сути буддизма нельзя просто сидеть и начитывать мантры. Мы должны учиться. Нам необходимо учиться”
Его Святейшество Далай Лама XIV
“Изучение Дхармы означает меньше невежества и больше мудрости. Это значит больше света в вашей жизни и отсутствие тьмы в вашем уме. Это значит, что у вас есть больше свободы для освобождения из сансары и достижения великого просветления. Чем больше вы понимаете Дхарму, тем больше вы можете принести пользы другим”
Лама Сопа Ринпоче
Центр ФПМТ “Ганден Тендар Линг” приглашает принять участие в уникальной программе изучения философии и практики буддизма. Программа впервые реализуется в России с благословения Его Святейшества Далай-Ламы XIV и Ламы Сопы Ринпоче, который лично определил учебную программу.
Базовая программа составлена Ламой Сопой Ринпоче как глубокий всеохватывающий образовательный курс, цель которого – передача учения Будды с упором на духовную практику согласно традиции великого тибетского учителя и практика Ламы Цонкапы.
Основные предметы, или модули, базируются на изучении классических коренных текстов и комментариев, и подобраны так, чтобы обеспечить углубленное изучение всего Пути к просветлению за разумный срок.
9 основных и 3 дополнительных модуля программы изучаются в течение 5 лет под руководством квалифицированного учителя. В образовательный процесс включены медитации, дискуссионные группы, ретриты – все для того, чтобы развить у участников Базовой программы точное, безошибочное понимание Дхармы как основы для ежедневной практики, самостоятельных ретритов и дальнейшего обучения. Также студенты программы получают возможность индивидуальных консультаций с учителем.
Почему программа названа Базовой?
Студенты Базовой программы развивают уровень понимания, способный служить превосходной базой для дальнейшего образования (например, Мастерская программа ФМПТ или обучение на степень геше), и подготавливает базу, или основу, для углубления личной практики посредством сложных медитаций и длительных ретритов.
Для кого?
Базовая программа особенно подходит тем, кто желает более глубокого образования, чем предлагают вводные курсы по философии и практике буддизма (см. программа Открытие буддизма), и готов посвятить себя углубленным изучению и практике Дхармы. Важным компонентом программы является обязательство студентов следовать во время обучения этическим стандартам поведения, аналогичным пяти обетам мирянина, и практиковать осознанность поведения, терпение и сострадательный настрой бодхичитты.
Базовой программы
Базовая программа основана на коренных философских трактатах тибетского буддизма и включает в себя следующие темы:
- Этапы пути. Этапы Пути к Просветлению личности с обычными, средними и высшими способностями.
Дже Цонкапа “Среднее изложение поэтапного пути к просветлению”. Пройден в 2017 году с геше-лхарамбой Джампой Дакпой.
- Сутра сердца. Пустотность и определение основанных на ней феноменов.
Будда Шакьямуни “Сутра сердца праджняпарамиты”.
- Осуществление деяний Бодхисаттвы. Развитие совершенств бодхисаттвы – щедрости, нравственности, терпения, усердия, сосредоточения и мудрости.
Шантидева “Бодхичарья-аватара”. Пройден в 2016 году с геше-лхарамбой Джампой Дакпой.
- Тренировка ума в Махаяне. Закон действия и результата или кармы и состояния ума, формирующие наш будущий опыт.
Дхармаракшита “Колесо острых орудий”. Апрель-июнь 2018 г.
- Ум и познание. Способ познания феноменов умом и ментальные факторы, формирующие наш опыт.
Йонгдзин Пурбучок “Объяснение объектов, их обладателей, осознания и познания”. Октябрь – декабрь 2018 г.
- Философские доктрины. Воззрения четырех основных школ древней буддийской мысли в отношении абсолютной реальности.
Джецун Чоки Гьялцен “Представление философских доктрин”.
- Украшение Ясных Постижений: Применение совершенных аспектов. Описание медитаций для достижения 173 аспектов совершенного познания.
Майтрейя “Абхисамая-аламкара”, глава 4.
- Сущность Татхагат: Высший континуум. Природа Будды, присутствующая в каждом живом существе.
Майтрея “Махаяна Уттаратантра”, глава 1.
- Основы и пути тайной мантры. Основы и методы четырех классов тантры, включая стадии порождения и завершения высшей йога-тантры.
Наванг Палден “Освещение традиции Тантр”.
Дополнительные темы:
- Объяснение этапов постижения абсолютной реальности для обретения просветления.
Джецун Чокьи Гьялцен “Семьдесят тем”.
- Растворение сознаний и переживания процесса смерти, промежуточного состояния и нового рождения.
Янгчен Гавей Лодро “Светильник совершенно освещающий объяснение трех основных тел”.
Чем завершается Базовая программа?
При успешном прохождении выпускного экзамена студенты получат международный Сертификат ФПМТ, подтверждающий прохождение программы. Он позволяет преподавать в центрах ФПМТ по всему миру. Выпускники Базовой программы могут поступить на Мастерскую образовательную программу ФПМТ.
Кто учитель?
С 2016 года занятия ведет геше-лхарамба Джампа Дакпа.
Он является высококвалифицированным учителем традиции гелуг тибетского буддизма. Получил образование в монастыре Дрепунг Лоселинг и в тантрическом монастыре Гьюме. Успешно сдав экзамен, он получил в 2002 г. высшую степень геше-лхарамбы (аналогично доктору буддийской философии).
Учения даются на тибетском с последовательным переводом на русский язык.
Когда и где?
В октябре – декабре 2018 года по субботам с 11:00 до 13:00 геше-ла дает учения по лорику (лоригу) — буддийской науке об уме, его видах и достоверном познании. ПОДРОБНОСТИ
Для тех, кто проживает в других городах, но хочет смотреть лекции в прямой трансляции и задавать вопросы по ходу занятия, организован прямой эфир. Для получения доступа необходимо зарегистрироваться и указать ваш город в форме для регистрации – мы пришлем ссылку накануне или утром перед началом лекции.
Принять участие в программе могут все желающие. Студенты программы могут проходить модули по отдельности, однако особенно приветствуется готовность и желание пройти все модули программы.
Мы стараемся сделать обучение максимально доступным для всех желающих, поэтому проводим его по принципу добровольных пожертвований.
Если у Вас есть возможность и желание поддержать дальнейшее развитие курса, мы будем очень благодарны Вам за целенаправленное пожертвование на Базовую Программу. Благодаря этому большому и благому делу многие студенты смогут получать знания и практические навыки учения Будды!
Источник: https://fpmt.ru/education-sistem/basicprogram/
Далай-лама рассказал о
ДХАРАМСАЛА, 10 мая – РИА Новости, Ольга Липич. Далай-лама призвал своих последователей быть современными «буддистами 21 века», полагаться не на веру, а на логику и научные исследования, а светских ученых и педагогов — использовать достижения буддийской философии и психологии в науке и образовании ради мира и счастья на планете.
Проверять логикой
«Нам необходимо стать буддистами 21 века, стараться следовать учению Будды так, как это не делалось прежде. А именно – аналитически изучать буддизм, взаимодействуя с учеными», — заявил Далай-дама на учениях для россиян, которые он проводит в своей резиденции в городе Дхарамсала на севере Индии.
По его словам, сам Будда говорил, что необходимо не слепо следовать его слову из уважения к нему или веры, но анализировать и проверять его учение, опираясь на логические доводы. «И мы должны сегодня именно так учиться жить – опираясь на логику, а не веру», — добавил Далай-лама.
Дружить с наукой
В этом отношении, отметил духовный лидер буддизма, его учение «очень схоже с современной наукой». Далай-лама вот уже не одно десятилетие встречается с западными учеными, а более года назад начал сотрудничать и с ведущими российскими учеными в таких областях, как нейробиология, генетика, квантовая физика, философия, психология. «В наши дни, в 21 веке нужен постоянный диалог буддийских и небуддийских ученых – он принесет огромную пользу всем», — уверен Далай-лама.
Он находит много совпадений между современной светской наукой, в особенности квантовой физикой, и буддийскими учениями тысячелетней или даже двухтысячелетней давности. Так, по его словам, мысли философов древнеиндийского буддийского университета Наланда получили подтверждение в данных квантовой физики об особенностях поведения мельчайших частицах и восприятия, о зависимости объекта наблюдения от позиции наблюдателя.
«И современные ученые проявляют большой интерес к буддизму. Потому что, например, традиция университета Наланда очень хорошо сочетается с современной наукой, с квантовой физикой», — отметил буддийский духовный лидер.
Не цепляться и не конфликтовать
В частности, добавил Далай-лама, буддийские подходы к восприятию мира говорят о «бессамостности явлений». А именно – что ни одно явление не существует само по себе, вне зависимости от других явлений, каждое явление обусловлено причинно-следственными связями, а потому лишено «самобытия». Включая человеческую личность.
«Поэтому необходимо избавиться от цепляния за самосущее бытие, от цепляния за «я», в этом цеплянии – корень всех омрачений Когда же мы понимаем бессамостность, взаимозависимость всех явлений, когда понимаем, что явления – вовсе не такие, какими они нам кажутся, тогда фиксация на объекте, привязанность к нему слабеет, уходят гнев и другие негативные эмоции», — пояснил Далай-лама.
Психология буддизма, по его словам, формировалась тысячелетиями и тесно связана с буддийской философией, положения которой подтверждаются современными научными экспериментами. И сегодня эти аспекты буддизма могут сыграть решающую роль в улучшении жизни на земле, установлении мира, предотвращении конфликтов, сокращении разрыва между богатыми и бедными.
Далай-лама уверен, что для прекращения войн, депрессий, устранения нищеты, выхода из экологического кризиса и решения других актуальных проблем современного мира, системе образования недостает уроков буддийской психологии и философии, которые учили бы людей с ранних лет контролировать эмоции и достигать покоя ума.
Учения-2019 — о природе Будды
Главной темой юбилейных, 10-х учений Далай-ламы для буддистов России стал редко преподаваемый публично трактат о природе Будды «Уттаратантра». Его автором считается Майтрея — Будда Грядущего. К учениям для россиян этот фундаментальный стихотворный трактат с комментариями философа Асанги (IV век) впервые переведен и издан на русском языке. Суть его в том, что каждое живое существо обладает природой Будды (татхагатагарбхой) и может стать по-настоящему совершенным.
Учения Далай-ламы для буддистов России проводятся в Индии с 2009 года ежегодно по просьбе ламы Бурятии Ело Ринпоче, верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и при поддержке верховного ламы Тувы Лобсанга Чамзы. Организаторами учений выступают Буддийский центр «Ринпоче Багша» (Бурятия), Центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» (Калмыкия) и Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» (Москва).
В этом году в Дхарамсалу на учения Далай-ламы приехали тысяча двести буддистов из России. Помимо этой основной и самой многочисленной группы участников учений на территории главного тибетского храмового комплекса Цуглакан послушать всемирно известного лидера буддизма собрались еще несколько тысяч человек из десятков стран мира.
Источник: https://ria.ru/20190510/1553405661.html
Буддизм
Буддизм (от санскритского слова «будда», буквально — просветленный) — одна из трех мировых религий, получившая распространение среди населения ряда стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.
По представлению буддистов, каждое существо, достигшее высшей святости, может стать буддой, т. е. просветленным. Один из будд, прозванный в его земной жизни Шакьямуни («отшельник из рода шакьев»), поведал людям учение о «спасении», которое его последователи называют, как правило, санскритским словом «дхарма» (учение, закон). Поэтому под термином «будда» обычно подразумевают именно Шакьямуни.
Вопрос о том, является ли личность Шакьямуни полностью мифической, или в основе его биографии, расцвеченной религиозной фантазией составителей, лежат некоторые реальные факты, Наукой пока не решен. Подробные «биографии» Шакьямуни возникли не ранее II—III вв. н. э. Однако не подлежит сомнению, что Шакьямуни единоличным «создателем» буддизма, каким его представляет буддийская литература, быть не мог.
Легенда о Будде
Буддисты верят, что после бесчисленных предшествующих перерождений грядущий Будда решил к радости всех богов спуститься на землю и возвестить людям путь к спасению. Для «последнего своего рождения» он избрал царскую семью в знатном роде Готама (отсюда одно из его имен — Гаутама) племени шакьев, живших в Северной Индии.
Познав причину страданий и путь избавления от них, Будда решил возвестить свое открытие людям. Бог смерти — демон зла Мара всячески пытался воспрепятствовать этому. Но Будда победил Мару, пришел в Бенарес и там произнес свою первую проповедь, в которой кратко сформулировал основные положения новой религии.
Один за другим следуют обращения тех, кто слушает его проповеди. Они присоединяются к странствующей с ним группе монахов. 40 лет, окруженный учениками, ходит он по городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение.
Смерть настигла его в восьмидесятилетнем возрасте и совпала, так же как рождение и прозрение, с, днем майского полнолуния (поэтому для буддистов это «трижды святой» день).
Различные направления и школы буддизма по-разному датируют годы земной жизни Шакьямуни. В большинстве случаев считается, что он жил в VII—VI лли в VI—V вв. до н. э. Недавно буддисты ряда восточных стран условились принять датой смерти Шакьямуни день майского полнолуния 544 г. до н. э. и весьма широко отметили в 1956 г. 2500 лет существования буддизма.
Вероучение буддизма
Важнейшим положением вероучения буддизма является идея тождества между бытием и страданием. Буддизм не стал опровергать развитое брахманизмом учение о переселении душ, т. е. веру в то, что после смерти любое живое существо снова возрождается в виде нового живого существа (человека, животного, божества, духа и т. д.).
Однако буддизм внес в учение брахманизма существенные изменения,Если брахманы утверждали, что путем различных для каждого сословия («варны») обрядов, жертв и заклинаний можно достичь «хороших перерождений», т. е. стать раджей, брахманом, богатым купцом, царем и т. д., то буддизм объявил всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежным несчастьем и злом.
Поэтому высшей целью буддиста должно быть полное прекращение перерождений и достижение нирваны, т. е. небытия.
Для большинства людей достичь нирваны сразу, в данном перерождении, невозможно. Следуя по пути спасения, указанному Буддой, живое существо обьино должно снова и снова перевоплощаться.
Но это будет путь восхождения к «высшей мудрости», достигнув которой существо может выйти из «круговорота бытия», завершить цепь своих перерождений.
Наиболее существенным в учении Будды его последователи считают то, что он познал причину и сущность бытия — страдания, раскрыл их людям, так же как и тот путь, который ведет к прекращению страданий, к спасению, к небытию.
Буддисты признают возвещенные Буддой «четыре благородные истины». Первая из них утверждает, что всякое существование есть страдание. Вторая, что причина страдания заложена в самом человеке: это его жажда жизни, наслаждений, власти, богатства, это привязанность к жизни в любой ее форме.
Третья истина объявляет, что прекратить страдания возможно: для этого необходимо освободиться от жажды жизни, достичь состояния, при котором всякое сильное чувство отсутствует, всякое желание подавлено.
Наконец, «четвертая благородная истина» заключается в указании так называемого «благородного срединного восьмеричного пути», состоящего из «праведного воззрения, праведного стремления, праведной речи, праведного поведения, праведной жизни, праведного учения, праведного созерцания, праведного самопогружения», обычно называемого медитацией (санскритск. — «дхьмна», кит. — «чань», япон. — «дзэн»).
В учении о «четырех благородных истинах» изложена сущность буддизма. Все религии противопоставляют реальную земную жизнь нематериальной, небесной, той, что якобы начинается за гробом. При этом первая всегда рисуется мрачными красками, объявляется греховной, мешаю щей со единению с богом, вторая объявляется целью стремлений человека, наградой за терпеливое перенесение земных мучений.
Буддизм в этом отношении не отличается в принципе от других религий, но он доводит до логического завершения критическую оценку того мира, в котором мы живем.
Поставив знак равенства между бытием и страданием, буддизм рисует особенно мрачную картину мира, в котором не только все обречено на мучения и уничтожение, но даже любая радость, усиливая привязанность живого существа к этому существованию, таит в себе страшную опасность новых бесконечных перерождений, наполненных не менее страшным злом.
Человек сам создает свою судьбу, форму каждого своего нового перерождения, учит буддизм. Сила, которая определяет конкретные черты нового перерождения, называется кармой. Карма буддизма — это сумма всех поступков и помыслов существа во всех его предыдущих перерождениях. Учение о карме существовало и в брахманизме.
Брахманы тоже учили, что карма — закон возмездия — движущая сила переселения душ.
Совершая или не совершая предписанные для данной варны жертвы, почитая или не почитая брахманов, нарушая или не нарушая многочисленные запреты, человек создает новую форму переселения своей души — начиная от самых гнусных и отвратительных животных и кончая царями и богами.
Буддизм воспринял «закон возмездия» (карму), но дал ему новое содержание. Хотя все в данной жизни человека определено его кармой, он имеет известную свободу выбора в своих поступках, помыслах, словах, действиях. В этой частичной свободе воли и заложен, по буддизму, путь к спасению. Причем дело вовсе не в жертвах, обрядах и запретах, а в поведении самого человека.
Именно его поступки и мысли в данной жизни определяют его дальнейшую карму, форму его нового «перевоплощения», т. е. новые страдания. Но и этого мало. Буддизм, особенно в учении ряда его школ и направлений, заявил, что сам чувственный мир вообще не существует. Он лишь наша иллюзия, результат деятельности нашего больного, заблудшего сознания.
Именно это сознание — единственное реальное бытие, по буддизму, — подчиняясь непреложному закону кармы, рисует нам трагическую картину полного страданий чувственного мира. Сознание это состоит из множества мельчайших частичек — дхарм, т. е. элементов сознания, которые, складываясь под действием кармы в определенный комплекс, создают индивидуальное сознание данного перерождения и, как его функцию, окружающий нас чувственный мир.
Пока дхармы не успокоены, новое возрождение этого индивидуального сознания после смерти данного существа неизбежно, колесо бытия продолжает свое вращение.
Социальная доктрина буддизма
Из вероучения буддизма непосредственно вытекают взгляды буддизма на общественную жизнь, на место и задачи человека в этой жизни.
Учение буддизма о бытии как страдании, несомненно, по-своему, в превратной форме отражало реальное положение трудящихся масс антагонистического общества, неизбежно обрекаемых самим социальным строем на непрерывные мучения и страдания.
Однако, отталкиваясь от земного, реального, буддизм, будучи религией, делает неверный вывод из установления неизбежного в классовом обществе для подавляющего большинства людей факта страдания.
Он возводит это страдание в абсолют, делает его основным законом всякого бытия и тем самым узаконивает тот строй, который порождает страдания, обещая в качестве награды за безропотное их перенесение небытие, нирвану.
Буддийское учение о жизни-страдании и о личной вине каждого живого существа в испытываемых им страданиях должно было примирить каждого с доставшейся ему в жизни долей. Ведь закон кармы обязателен для всех. Ему подчинены и люди, и животные, и боги старого ведийского пантеона, жившие еще в сознании людей, к которым обращался ранний буддизм.
Идея равенства людей в страдании и в праве на спасение не только между собой, но и с животными и с богами стала важнейшим идейным фактором, определяющим социальную роль буддизма.
Рабу, а впоследствии феодальному крестьянину и даже современному рабочему буддизм обещал и обещает новое возрождение раджей, божеством или даже возможность полного прекращения существования — нирвану. Наоборот, пользующийся всеми благами жизни может, по мнению буддистов, сам себя ввергнуть в пучину самых неблагоприятных перерождений.
Вера в равенство всех живьк существ в страдании и возможности спасения разоружала трудящихся в борьбе против угнетателей: ведь имущественное и социальное неравенство так же непостоянно и шатко, как и все остальное в этом «мире иллюзий»
Наиболее действенным фактором спасения еще при жизни человека буддизм считал выход за пределы мирской жизни, т. е. вступление в сангху — монашеский орден. Сангха раннего буддизма была объединением людей, добровольно порвавших со всеми земными заботами и привязанностями.
Вступающий в сангху человек должен был отказаться от семьи, собственности, перестать соблюдать предписания той Варны (так назывались в Древней Индии касты), к которой он принадлежал, принять на себя о бет целомудрия, пройти обряды посвящения, носить установленную для монаха желтую тогу жить лишь на подношения мирян.
Монашеская жизнь подробно регламентировалась. На монахов налагались 253 запрета, правила искупления или ограничивающих предписания, определяющих всю их жизнь. Для рядовых верующих монахи были особыми, почти сверхъестественными существами. Их окружали почет и поклонение, которые позже вырастают в ряде стран в прямое обожествление буддийского духовенства.
Ламаизм
Ламаизм — форма буддизма, сложившаяся в УИ-Х1У вв. в Тибете На территорию нашей страны ламаизм проник в XVIII в. и получил распространение среди бурят, калмыков и тувинцев. До революции он помогал царизму в закабалении этих народов. Главу буддийского Духовенства Бурятии банди-до-хамбо-ламу утверждал на этом духовном посту сам царь, а настоятелей монастырей _ генерал-губернатор.
Ламы объявили Екатерину II (а за ней и всех ее преемников — русских царей) земным воплощением одной из важнейших богинь пантеона ламаизма — Цаган-Дара-Эхэ В идеологии ламаизма сохраняются основные положения буддизма.
Вместе с тем эта разновидность буддизма имеет ряд специфических особенностей, которые заключаются главным образом в усложнении обрядности, дающей якобы возможность общения верующих с богами.
Ламаизм утверждает глубоко антинаучные представления о мире. Ламы учат, что Земля является плоским кругом (мандала), на котором расположены четыре имеющих различную форму (круг, полукруг или трапеция, треугольник, квадрат) материка, омываемые океаном. Посередине круга возвышается гора Сумеру, вокруг которой движутся Солнце и Луна, от чего происходит смена дня и ночи.
Земля лежит на слоне, слон стоит на черепахе, черепаха плавает в море. Когда на Земле накапливается много грехов, черепаха начинает шевелиться, отчего происходят землетрясения. Значит, каждое землетрясение — сигнал о необходимости усиленной молитвы, увеличения приношений монастырям. Затмения Солнца и Луны происходят якобы оттого, что злой демон Раха пытается проглотить эти светила.
Надо бить в котлы, кричать и стрелять в воздух, чтобы отогнать Раху и спасти светила.
Источник: http://religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st019.shtml
Какое место занимает Лама в буддизме?
Здесь мы попытались дать краткие ответы на некоторые ваши вопросы. Если вы хотите увидеть здесь ответ на ваш вопрос, пишите на электронный адрес [email protected]
Данная статья представит информацию о том, кто такой лама в буддизме.
Лама – духовный учитель, наставник. Духовный учитель в буддийском вероучении является ключевой фигурой, преданность, вера в него считается основополагающей характеристикой, без чего практикующий буддист не имеет возможности обрести какие-либо духовные качества, достичь полного просветления.
Для буддистов религия, философия буддизма — не просто вера, а образ жизни, суть жизни, отражающиеся на их жизненных поступках. Учитель, лама — не просто наставник, а второй отец. В буддийских коренных текстах, в которых излагается сущность буддийской религии, и изъясняются методы духовного развития личности вплоть до обретения ею полного просветления, главное – преданность духовному учителю – гуру.
Лама должен восприниматься учеником как проявление, Будды, и мудрость его не должна ставиться под сомнение.
Для буддиста крайне важно, какого наставника он выберет, от этого зависит дальнейший духовный и жизненный путь. Наставник должен быть таким для ученика, чтобы ученик верил и доверял ему больше чем самому себе.
Значение Ламы в жизни буддиста
В классическом буддизме разработана практика обращения за прибежищем к буддийским духовным драгоценностям: •Будда, •Дхарма – то есть учение Будды, •Сангха – то есть общность буддистов. Ритуал принятия данных духовных буддийских драгоценностей – это момент сродни приобщению к вере. В данном процессе незаменимое место занимает Лама, который как бы является связным между учеником, становящимся буддистом, и самой верой.
цель Ламы – передать ученику собственные духовные знания, наставить его на верный духовный путь, обучить его всем необходимым духовным практикам.
Различные трактовки понятия «Лама» в буддизме
Если говорить про сам термин «Лама», то можно сказать, что у него есть несколько обозначений в рамках буддийской философии.
Рассмотрим некоторые трактовки: •первую очередь, как мы говорили выше, это учитель, наставник, •также данное понятие трактуется как буддист, который прошел подготовку, обряды посвящения, то есть некий духовный путь, •в некоторых направлениях буддизма данный термин трактуется как священник, который выполняет ритуалы, которые связаны с повседневной жизнью обыкновенных людей, •на некоторых территориях этим термином обозначают любого буддийского монаха, •это понятие сродни понятию «гуру», то есть человек, достигший определенных высот, в данном случае в проповедовании и постижении буддийской философии.
Вне зависимости от трактовки, Лама – это всегда уважаемый и почитаемый человек, к словам и мнению которого очень важно прислушиваться. Ламы нередко путешествуют, распространяя другим свои знания, практики и умения, как это делал когда-то сам прародитель буддийской философии — Будда.
Источник: https://www.ripa-center.ru/buddhism/lama-buddizm.html
Темы проектов по основам буддийской культуры | Обучонок
Для учащихся 4 класса и старше, изучающих историю буддизма, мы подготовили темы проектов по основам буддийской культуры, по которым можно провести индивидуальное или групповое исследование и в ходе исследовательской работы изучить основы и религиозные традиции Буддизма.
В данные темы исследовательских проектов по основам буддийской культуры входят интересные вопросы, рассчитанные на исследование истории буддийской религии и Сиддхартхи Гаутамы, изучение определения буддизма и основ учения Будды, приобретение знаний об понятиях буддийской культуры.
При подготовке проектов из списка тем по основам буддийской культуры (ОБК) учащиеся 4, 5 и старше классов школы знакомятся со священными книгами буддизма, исследуют буддийскую картину мира и получают представления о сущности человека в буддизме.
Определившись с темой по основам буддийской культуры (ОБК) и работая над проектом, дети рассматривают понимания в буддизме таких нравственных понятий как добро и зло, любовь к человеку и ценность жизни, сострадание ко всем живым существам, милосердие, отношение к природе и ко всему живому, семейные ценности и традиции.
Мы составили список самых популярных тем для написания проекта по основам буддийской религиозной культуре, посвященных изучению основных направлений буддизма и истории его возникновения в России, символов буддизма и буддийских святынь, изобразительного искусства и этики буддизма.
Темы проектов по основам буддийской культуры
Темы исследовательских работ и проектов по основам буддийской культуры
Будда и буддизмБудда и его учениеБудда: жизнь и учениеБудда: путь к просветлению.Будда: рождение и юностьБудда: учение и ученикиБуддизм – высшая йогаБуддизм в аспекте религииБуддизм в истории РоссииБуддизм в повседневной жизни.Буддизм в РоссииБуддизм в Японии и КитаеБуддизм и вопросы войны и мира.
Буддизм и джайнизм: сравнительный анализ.Буддизм как мировая религия, возникновение и особенности вероучения.Буддизм как современное модное течениеБуддизм на территории РоссииБуддизм о трудолюбии как нравственном состоянии человека.Буддийская картина мираБуддийские учители в буддийской культуре.Буддийский «путь добродетелей»Буддийский календарный год. Праздники и торжества.
Буддийский путь познанияБуддийский священные сооруженияБуддийский священный канон «Трипитака»Буддийское вероучениеВ чем суть буддизма?Вероучение и культ буддизмаВзгляд современной науки на буддийскую культуру.Возникновение буддизмаВоспитание послушания в буддийской семье.Воспитание целомудрия в буддийской семье.Дисциплина в буддийской семьеДуховное и культурное наследие буддизма.
Женский образ в буддизмеЖенщина в буддизмеЖизнь буддийских монаховЖизнь семьи в буддийской культуре.Защита Отечества в буддийской культуре.История буддизма.История буддизма в РоссииИстория и развитие буддийской религиозной общины.История основания и развития буддизма.
История религии буддизмКак буддизм влияет на жизни людей?Как я понимаю буддизмКолеса ДхармыКультурные традиции буддизма
Любовь к человеку и ценность жизни.
Темы исследовательских проектов по основам буддийской культуры
Темы для исследовательских работ и проектов по основам буддийской культуры:Махаяма как направление буддизмаМедитация в буддийской культуреМедитация в тибетском буддизмеНормы поведения и этики в буддийской культуре.О ШамбалеОбразование и наука в буддизмеОсновные идеи и направления буддизмаОсновные направления буддизмаОсновные принципы буддизма.Основы буддизма: кто основал и что значит буддизм.Особенности буддизма в России: история и современность.
Особенности воспитания детей в буддийской культуре.Отношение к природе в буддизмеОтношение к природе в буддийской культуре.Понятие греха, раскаяния и воздаяния в религиозных традициях буддизма.Потала — центр тибетского буддизмаПредставление о Боге и мире в буддизме.Представление о мире в буддизмеПризнаки буддийской религииПринцип ненасилия в буддийской культуре.Путь буддистаРоль буддизма в современном обществеРоль молитвы в буддийской религиозной культуре.
СансараСвященно служители буддизмаСвященные писания буддизмаСвященные сооружения буддистовСемейные ценности в буддизмеСемья в буддийской культуре и её ценности.Семья и дружба в буддизмеСострадание и милосердие в буддийской культуреТема страдания в буддизме. Четыре благородные истины.Теория власти в индийском и тибетском буддизме.Тибетский буддизмТрадиционная одежда в буддийской религиозной культуре.Три драгоценности буддизмаУчители буддийской культуры.
Философия буддизмаЧеловек и мир в буддизме.Этика буддизмаЭтническая принадлежность буддийской культуры.
Источник: https://obuchonok.ru/node/5843
Сущность Буддизма – Будда в городе
Недавно попалась статья под названием “Сущность Буддизма”.
И вот что мне подумалось.
У Буддизма не может быть никакой сущности.
Во-первых, потому что Буддизм – это слово, а слово не имеет сущности.
Во-вторых, слово это придумали “проклятые английские колонизаторы”, а не сами буддисты.
В-третьих, никакого Буддизма не существует. Существуют буддизмы.
В-четвёртых, в речах Будды Гаутамы содержалась такая благая весть (пересказываю своими словами):
Никто на свете не может быть окончательно и совершенно удовлетворён. Как и ничто на свете не может быть окончательно и совершенно завершено. Ибо всё непрерывно течёт и меняется.
А так как всё меняется, ничто и никто не имеет постоянной, стабильной сущности.А так как ничто не имеет неизменной сущности, оно не может быть завершено и удовлетворено.А так как оно не может быть завершено и удовлетворено, оно не имеет постоянной сущности.А так как оно не имеет постоянной сущности, оно изменчиво.А так как оно изменчиво, оно не имеет постоянной сущности.
А так как
Какая же у Буддизма может быть сущность, а?
Можно, конечно, не верить Будде Гаутаме на слово, но если посмотреть на жизнь непредвзято, разве его слова не очевидны?
Вот такие мои Четыре Благородные Истины на сегодня.
А это видео прекрасная иллюстрация, как к буддизму, так и к жизни:
Если вы хотите быть в курсе моей деятельности, заходите на страницу Будда в городе в “Фейсбуке”. Я там выкладываю не только свои статьи, но и другие полезные, забавные, радостные и грустные материалы.
Также вы можете подписаться на рассылку и получить бесплатное
Краткое руководство по Практике Осознанности
Раз в неделю или в две я буду посылать вам все свои новые посты и ещё что-нибудь в придачу, доступное только по подписке.
А ещё можно приобрести онлайн-программу по Практике Осознанности, в которую входят тексты, объясняющие нюансы практики, и 92 аудиофайла с записями медитаций в различных жизненных ситуациях. Там же вы получите доступ в группу в “Фейсбуке”, где происходят интересные обсуждения.
Купить её можно, перейдя по ссылке:
Практика осознанности в повседневной жизни
А если вы захотите поучаствовать в живом семинаре – таком, как состоявшийся в Киеве, – то будет две возможности:
Будда в городе Москве
Пятница, 27 ноября – понедельник, 30 ноября 2015 г.
пятница – вечер: 19.00 – 22.00суббота, воскресенье: 10.00 – 19.00
понедельник – вечер: 19.00 – 22.00
Будда в городе Берлине
Пятница, 4 декабря – понедельник, 7 декабря 2015 г.
пятница – вечер: 19.00 – 22.00суббота, воскресенье: 10.00 – 19.00
понедельник – вечер: 19.00 – 22.00
Подробно об этой программе можно почитать здесь:
Будда в городе
В ноябре же я проведу очень важную для меня самого экзистенциальную программу:
Мистерия Перехода
Эта программа не для всех, но загляните в описание и, возможно, что-то у вас отзовётся внутри (места пока есть).
О моих личных консультациях можно прочитать здесь:
Практиковать со мной
Всего вам доброго и, надеюсь, до следующих встреч.И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!
Источник: https://buddhavgorode.com/buddhismessence/
Книга. Евгений Бульба. Золотые правила Будды | Буддизм в Калмыкии
Представляем вашему вниманию книгу Евгения Бульбы “Золотые правила Будды. Принципы развития ума”, выпущенную издательством “Эксмо” в сотрудничестве с издательством “Нартанг” (М., Эксмо, 2016. 256 с.).Приобрести книгу: dharma.ru.
Аннотация
Книга рассматривает буддизм как действенную жизненную философию, отвечающую на глобальные вопросы человеческого бытия, с одной стороны, и дающую конкретные рекомендации – с другой.
Человек, изучающий любую духовную традицию, сталкивается с вопросами: что такое духовная практика? В чём её цель? От чего зависит её результативность? Данное издание является попыткой донести суть буддийского учения и методов трансформации сознания, пользуясь только знакомыми современному человеку понятиями и образами.
Введение
За всё время своего существования буддизм породил бесчисленное множество текстов, возможно, самое обширное из всех направлений человеческой мысли.
В этом океане книг встречаются хорошие и очень хорошие, а в последние века появилось множество околобуддийских и псевдобуддийских Если вы держите в руках две книги из данной области, то высока вероятность, что общего в них только то, что они «о буддизме».
В этом море литературы легко потерять ориентир и так и не найти ответов на свои животрепещущие вопросы.
Мы взрослеем и растём Некоторые счастливчики взрослеют и растут до глубокой старости А с ними растут и беспокоящие их проблемы. Этих людей волнуют перспективы не просто «через пяток лет», а, к примеру, – «в старости», и даже «после смерти». Будда предлагает свой путь решения проблем, одни его советы будут полезны сразу, другие – в дальней перспективе.
В данном издании автор постарался показать буддизм с максимально прагматичной позиции, как стройную и практичную древнюю философскую систему.
Чем хороши древние школы? – Достоверностью! Они проверены! Эмпирически! В течение тысяч лет. Вы можете быть уверены – этим путём уже шли и обо всех возможных опасностях вас предупредят заранее. Наши предшественники помучились над ошибками, достигли результатов и заботливо снабдили нас достоверной информацией, как избежать первых и прийти ко вторым.
Чем плохи древние школы? – Грузом потерявших смысл ритуалов и культурных особенностей.
Не беря на себя смелость отделять культурно-ритуальные зёрна от плевел, автор сконцентрировался на том, чтобы объяснить читателю суть буддистских методов трансформации сознания, и рассматривал только те вопросы, которые выглядят понятными с точки зрения сегодняшнего дня.
Гарантией в этой ситуации выступают бесчисленные поколения практикующих и здоровый скепсис современного человека. Ограниченный объём книги не позволяет досконально разобраться – как и почему эти методы работают, и поэтому здесь лишь пунктирно намечены основные направления, чтобы те из нас, кто решит пойти дальше, чувствовали себя уверенней, путешествуя по просторам буддийской литературы.
В этой книге буддизм рассматривается как практическая философия, отвечающая на глобальные вопросы человеческого бытия, с одной стороны, и дающая конкретные рекомендации – с другой.
Книга начисто лишена «мистики», «эзотерики», ритуалистики и любого другого налёта, позволяющего делать голословные утверждения.
Порядок освоения Учения
Заниматься медитацией без изучения – всё равно, что безрукому карабкаться на скалу.
Патрул Ринпоче
В этой главе нам придётся развенчать устоявшийся стереотип о методах буддийской практики.
Стереотип этот таков: практика состоит из «медитации», а медитация – это особое приятное и возвышенное состояние сознания, которому нужно долго и упорно обучаться.
С этим заблуждением связано ещё одно – о том, что есть два независимых пути: интеллекта и опыта. Согласно второму, предполагается, что учитель без объяснений подводит вас к высокому состоянию психики, и это более быстрый путь, чем интеллектуальный
В буддийских текстах чётко указывается, что обучение состоит из трёх этапов:
Слушание: получение достоверной информации (в т.ч и чтение книг);
Размышление: анализ и проверка этой информации;
Созерцание того, что принято как достоверное.
Как видно, созерцание (что чаще всего и понимают под «медитацией») относится к последнему этапу.
Необходимость читать и анализировать философские теории иногда отпугивает напрочь, особенно людей восторженных по характеру. Большинство интересующихся буддизмом имеют некие ожидания и предвкушения от того, как они будут «медитировать». Реальность прозаичней и интересней одновременно. Дхарма – это наука о сознании, и, как в любой науке, здесь сначала требуется обучение, потом анализ и только потом практическая реализация!
Будда говорил о том, что мы должны быть скептичными по отношению к Дхарме – доверия достойно только то, обо что разбился наш тренированный скепсис. Сначала мы подходим к Дхарме как к очередной экзотической, но потенциально полезной теории.
Мы изучаем иностранный язык, историю музыки, правила дорожного движения и Что там ещё? Ах, да – буддизм! Список можно индивидуально подкорректировать, но в нашем восприятии это выглядит примерно так. По мере знакомства, Дхарма занимает особое место и затем выходит из любого списка вообще! Она из другой категории – это не ещё одна дисциплина, но альтернативное мировосприятие.
Происходит это не за один год и только благодаря анализу, когда мы убеждаемся, что это не просто «ещё одно чьё-то мнение», но мировоззрение более достоверное и адаптивное, чем наше.
«Анализ» – сухое слово, у него есть ассоциация с чем-то скучным и обязывающим, лучше подходит «размышление».
Размышление над услышанным происходит исподволь, порой спонтанно, само собой. На этом пути случаются открытия, порой у нас захватывает дух от того, что мы узнали нечто кардинально новое и понимаем, сколько проблем это уберёт из нашей суетной жизни. Потом мы сравниваем свои прошлые взгляды с новыми и не хотим откатываться назад.
Простой пример: допустим, у нас острый язык, и нам легко заткнуть кому-то рот или поставить визави на место. В этой привычке мы не видим ничего зазорного – наоборот, она повышает самооценку. Изучив теорию кармы и убедившись в том, что за злой язык мы расплачиваемся вполне конкретными последствиями, нам без малейшего принуждения перехочется хамить окружающим.
Это станет не правилом борьбы с собой, но желанием – не говорить людям гадости.
Дхарма ненавязчива, всё, что от нас требуется, – это скептичный интерес. Всё остальное она сделает сама, просто в силу достоверности и притягательности, в силу того, что «это работает»! Если мы, прогуливаясь, размышляем над своим поведением или на досуге читаем книгу по Дхарме, то это становится практикой, естественной и гармоничной.
На заметку. Исходное значение слова meditatio ( лат.: размышление), очень точно передаёт суть буддийской практики. Когда люди, ищущие в буддизме «высокие медитативные состояния», говорят: «Главное – медитация», – то формально оказываются совершенно правы, хотя и имеют в виду нечто иное.
Ради чёткого понимания методов нам нужно определиться с терминами, сваленными в одну яму под ярлыком «медитация», и заодно понять, откуда возникло перекручивание смысла
О пользе размышления мы уже говорили – это основной метод, обеспечивающий львиную долю результатов. Размышление предшествует созерцанию, и сложно провести грань между глубоким размышлением и собственно созерцанием.
Итак, под медитацией могут подразумевать: однонаправленное сосредоточение (концентрация), глубокое аналитическое созерцание, прямое восприятие реальности.
Однонаправленное сосредоточение – сложная техника, требующая солидной подготовки. Полное овладение этим навыком включает прохождение десяти стадий концентрации; тем не менее, простые стадии полезно практиковать даже новичкам. Уже первые стадии сопровождаются приятными ощущениями, не имеющими аналогов в нашей обычной жизни. Очевидно, это и является объяснением того, почему термин «медитация» подвергся вышеупомянутому перекручиванию.
Ощутив подобное впервые, человек привязывается и стремится воспроизвести приятные ощущения. Он начинает думать, что это и есть «медитация». Учители называют эти состояния «цветы на обочине» и «ловушки» – вместо того, чтобы идти дальше, мы сворачиваем на обочину.
С сансарической точки зрения, пребывание в подобных состояниях полезно в силу психотерапевтического эффекта, однако это никак не связано с духовным путём, напротив – это серьёзное препятствие.
Аналитическое созерцание подобно размышлению, но доступно человеку, развившему некоторую способность к концентрации. На этой стадии сосредоточение и размышление объединяются – разум рассматривает логические цепочки без отвлечений и с предельной ясностью, он способен увидеть целостную картину; можно сказать, что «логика становится образной». Выводы очевидны и являются не «теорией», а «знанием» и не дают поводов для сомнений.
Ну и, наконец, прямое восприятие – если кто-нибудь доберётся до предыдущей стадии, то сюда попадёт почти наверняка, и остаётся надеяться, что он поделится с нами своим знанием.
Итог. Изучение и размышление – основа практики Дхармы.
Savetibet.ru
Источник: http://khurul.ru/2017/10/kniga-evgenij-bulba-zolotye-pravila-buddy/
Что такое буддизм — кратко и познавательно о самом главном
Здравствуйте, дорогие читатели!
Сегодня в нашей статье мы поговорим о том, что такое буддизм, и дадим краткое описание этой религии.
:
История
Основные понятия в буддизме
Ступени Восьмеричного пути
Понятие Бога в буддизме
Направления буддизма
Заключение
Буддизм — одна из основных мировых религий наряду с христианством и мусульманством. В мире насчитывается около 500 млн. «чистых» буддистов, которые исповедуют только буддизм. Однако эта религия не запрещает придерживаться и какой-либо другой веры. В последнее время буддизм очень популярен в западном мире, многие люди приходят сами к желанию присоединиться к нему. Возможно, не последнюю роль в этом играет миролюбие и спокойствие этой религии.
История
Для начала давайте узнаем, где и как появилось это религиозно-философское течение.
Буддизм зародился в 6 веке до н.э. в Индии. Из Индии буддизм распространился в другие страны Азии. Чем большую популярность он приобретал, тем больше ответвлений образовывалось.
Основателем буддизма был принц Гаутама Сиддхартха. Он родился в богатой семье, и жизнь его была полна роскоши и веселья.
По легенде, в возрасте 29 лет к принцу пришло озарение: он понял, что впустую растрачивает свою жизнь. Решив оставить прежнее существование, он становится аскетом. В течение следующих шести лет Гаутама был отшельником: странствовал и практиковал йогу.
Легенда гласит, что в 30 с лишним лет, достигнув духовного просветления, принц стал называться Буддой, что означает «просветленный». Он сидел под деревом и медитировал в течение 49 дней, после чего его ум стал отрешенным и светлым. Он постиг состояние радости и покоя.
В дальнейшем это дерево ученики будды называли «дерево Боддхи», или дерево просветления. У Будды было много последователей. Ученики приходили к нему, слушали его речи об учении, или дхарме, внимали его проповедям, медитировали, чтобы тоже стать просветленными.
Буддизм гласит, что стать просветленным может любой человек, достигнув высокой осознанности своей души.
Основные понятия в буддизме
Поскольку в буддизме существует множество философских понятий, отражающих суть этой восточной идеологии, давайте остановимся на основных идеях и разберем их значения.
Одним из главных воззрений является понятие Сансары. Сансара — это колесо земных перевоплощений всех живых существ. В процессе этого жизненного круговорота душа должна «расти». Сансара всецело зависит от ваших прошлых поступков, вашей кармы.
Карма — это ваши совершения в прошлом, благородные и не очень. Например, перевоплотиться можно в высшие формы: в воина, человека или божество, а можно в низшие формы: животное, голодный дух или жителя ада, т.е. карма напрямую зависит от ваших действий. Достойные деяния влекут перевоплощения в высшие виды. Конечным итогом сансары является нирвана.
Нирвана — это состояние просветления, осознанности, наивысшего духовного бытия. Нирвана освобождает нас от кармы.
Дхарма — это учение Будды. Дхарма — это поддержание мирового порядка всеми живыми существами. У каждого свой путь и надо ему следовать в соответствии с этическими нормами. Поскольку буддизм — очень мирная религия, то этот аспект невероятно важен: не вреди другому.
Сангха — это община буддистов, которые придерживаются правил и законов учения Будды.
В основе буддизма лежат четыре благородные истины:
- Жизнь — это страдание. Все мы страдаем, испытываем гнев, злость, страх.
- У страдания есть причины: зависть, жадность, похоть.
- Страдание можно прекратить.
- Путь к нирване поможет уйти от страданий.
Цель буддизма — уйти от этих страданий. Перестать испытывать негативные чувства и эмоции, избавиться от различных зависимостей. По мнению Будды, истинный путь, он же путь к состоянию нирваны — срединный, он находится между излишествами и аскетизмом. Этот путь в буддизме называют благородным восьмеричным путем. Его нужно пройти для того, чтобы стать благородным осознанным человеком.
Ступени Восьмеричного пути
- Правильное понимание, мировоззрение. Наши действия — результат наших мыслей и умозаключений. Неверные действия, приносящие нам боль, а не радость — результат неправильных мыслей, поэтому надо развивать осознанность, следить за своими мыслями и поступками.
- Правильные стремления, желания.
Нужно ограничить свой эгоизм и все, что причиняет боль. Жить в мире со всеми живыми существами.
- Правильная речь. Не сквернословить, избегать сплетен, злых выражений!
- Правильные действия, поступки. Не вредить миру и всему живому, не совершать насилие.
- Правильный образ жизни.
Правильные поступки приведут к праведному образу жизни: без лжи, интриганства, обмана.
- Правильные усилия. Сосредотачиваться на хорошем, следить за своими мыслями, уходить от негативного образа сознания.
- Правильное мышление. Оно исходит из правильных усилий.
- Правильное сосредоточие.
Чтобы достигнуть спокойствия, отказаться от мешающих эмоций, нужно быть осознанным, сосредоточенным.
Понятие Бога в буддизме
Как мы с вами уже увидели, буддизм — очень необычная для нашего менталитета идеология. Поскольку в любой религии одним из основных понятий является понятие Бога, давайте разберемся, что означает это в буддизме.
В буддизме Бог — это все живое, что окружает нас, божественная сущность, которая проявляется и в человеке, и в животном, и в природе. В отличие от других религий, здесь нет очеловечевания Бога. Бог есть все, что вокруг нас.
Это религия или даже духовное учение фокусируется на психологическом состояние человека, его духовном росте, нежели на ритуальных или символических действиях, в процессе которых мы почитаем главное божество. Здесь же вы сами можете достичь божественного состояния путем работы над собой.
Направления буддизма
Буддизм разделяется на три основные ветви, о которых мы сейчас и поговорим:
- Хинаяна(Тхеравада), или Малая Колесница — это южный буддизм, распространен на юго-востоке Азии: Шри-Ланка, Камбоджа, Таиланд, Лаос, Вьетнам. Считается наиболее ранней школой этого религиозного учения. Суть Тхеравады заключается в индивидуальном духовном просветлении, т.е. нужно пройти восьмеричный путь, стать освобожденным от страданий и, следовательно, достичь нирваны.
- Махаяна, или Большая Колесница — северный буддизм. Получил свое распространение на севере Индии, в Китае, Японии. Возник как противостояние ортодоксальной Тхераваде. С точки зрения Махаяны, Тхеравада довольно эгоистичное учение, т.к. предусматривает путь просветления отдельной личности. Махаяна же проповедует помощь другим в достижении состояния осознанности, божественности. Каждый, кто избирает этот путь, может достичь состояния Будды и может рассчитывать на помощь.
- Ваджраяна, или тантрический буддизм образовался внутри махаяны. Его исповедуют в гималайских странах, Монголии, Калмыкии, Тибете. Способом достижения просветленного сознания в Ваджраяне являются: йога, медитация, чтение мантр и поклонение учителю. Без помощи гуру невозможно начать свой путь осознания и практики.
Заключение
Итак, уважаемые читатели, сегодня мы с вами поговорили о том, что входит в понятие буддизма, о его принципах и сути, познакомились с основными направлениями этого учения. Надеюсь, что знакомство с ним было интересным и полезным для вас.
Пишите комментарии, делитесь своими мыслями и подписывайтесь на обновления блога, чтобы получать новые статьи на свою почту.
Всего вам доброго и до новых встреч!
Источник: http://o-buddizme.ru/osnovy-buddizma/chto-takoe-buddizm
Буддизм – основные идеи кратко, философия буддизма
Буддизм наравне с исламом и христианством считается мировой религией. Это означает, что ее не определяют по этническому признаку ее последователей. Исповедовать ее можно любому человеку независимо от его расы, национальности и места проживания. В статье мы рассмотрим кратко основные идеи буддизма.
Краткое изложение идей и философии буддизма
Кратко об истории возникновения буддизма
Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.
Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис.
Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми. Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.
Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть.
Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников.
Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения.
Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.
Краткая история возникновения буддизма
Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.
После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.
Основные понятия и идеи буддизма
Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды.
Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей.
Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.
Почему корова — священное животное в Индии?
Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма
- Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.
- У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.
- От зависимости и страдания можно избавиться.
- Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.
Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.
В буддизме выделяют три драгоценности
- Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.
- Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
- Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.
Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:
- отстранение от истины бытия и неведения;
- желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
- несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.
Согласно идеям буддизма, каждый человек испытывает и телесные, и душевные страдания. Болезни, смерть и даже рождение являются страданием. Но такое состояние противоестественно, поэтому от него нужно избавляться.
Кратко о философии буддизма
Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – это философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.
В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.
В буддизме есть основные истины, открытые буддой
- жизнь человека – есть страдание. все вещи непостоянны и переходящие. возникая, все должно быть уничтожено. само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
- страдания возникают из-за желаний.
человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
- избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды.
благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.
- для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения.
именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.
праздник лета «чайтра парва»комплекс буддийских храмов
восьмеричный путь спасения предполагает:
- правильное понимание – первое, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
- правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
- правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
- правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
- правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
- правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
- правильные помыслы – главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
- правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.
первые две ступени называются праджня и предполагают этап достижения мудрости. три последующие – регулирование нравственности и правильного поведения (шила). оставшиеся три ступени олицетворяют дисциплину ума (самадха).
направления буддизма
Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место.
Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.
После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.
Можно выделить три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:
- Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
- Махаяна. Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
- Ваджраяна. Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.
Итак, философия буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.
Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки — нажмите CTRL+D
Источник: https://indiada.ru/religia/buddizm-osnovnye-idei.html