Как русы принимали ислам
По арабским источникам известно, что в X веке какая-то часть русов приняла ислам. Тогдашний правитель русов носил имя или титул Буладмир, созвучное именем князя Владимира Святославича. При этом князя Владимира называют каганом, как правителей у тюрок.
«Великий князь Владимир выбирает веру», 1822. И. Е. Эггинк
Какую веру принял Владимир Святой?
По церковной версии, Владимир Святославович (князь новгородский с 970 г., князь киевский в 978—1015 гг.) принял в 988 г. веру православную, христианскую, поэтому его и считают святым князем. Правда, при более внимательном взгляде очевидно, что святости в нём было мало.
Владимир прославился как очень жизнелюбивый человек, имевший гарем из сотен наложниц, погромщик Полоцка, где он вырезал княжеский род Рогволодовичей, один из зачинщиков гражданской войны и братоубийца – по его приказу убили великого князя Ярополка. Основными источниками о том, как князь Владимир крестился и крестил Киев, являются греческое «Обстоятельное повествование о том, как крестился народ росов» и русская летопись «Повесть временных лет».
«Обстоятельное повествование» сообщает, что князь росов сидел в своем городе и размышлял, что его люди придерживаются четырех религий и никак не могут объединиться вокруг одной правильной.
Одни чтили веру евреев (иудаизм) как самую величайшую и древнюю; вторые – веру персов уважали (язычники-огнепоклонники, впрочем это могли быть русы-язычники, в их вере огонь также имел огромное значение); третьи – «чтили веру сирийскую» (видимо, несторианство, одно из направлений христианства); четвертые – держались «веры агарян». Агарь – это наложница Авраама и мать Измаила, ставшего прародителем арабских племен. То есть агаряне – это мусульмане.
Итак, мы видим, что до официального крещения Руси русы-киевляне были иудаистами (очевидно, хазарская община, весьма влиятельная в Киеве), христианами, мусульманами и язычниками. То есть мусульмане присутствовали в Киеве ещё до официального крещения Руси. Владимир направил послов в Рим, и очень им понравилось богослужение католическое, уже хотел он принять эту веру, но ему посоветовали ещё проверить веру греческую. Вновь он направил послов, уже в Константинополь.
Русским послам поднесли богатые дары, и греческие обряды им понравились ещё больше, чем римские. Вернувшись, послы стали нахваливать греческую веру. В итоге Владимир решил принять греческую веру. Интересно, что послы не интересовались содержанием религии, а только лишь формой – обрядами. Что сообщают русские летописи? Сидел Владимир в Киеве и приносил жертвы языческим богам. Пришли к нему послы от разных народов с предложением принять истинную веру.
Пришли мусульмане из Волжской Булгарии. Хвалят свою веру: молиться одному богу, «совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина», но зато можно иметь нескольких жен. Владимиру про жен понравилось, но было ему нелюбо: обрезание, воздержание от свиного мяса. И про вино он сказал: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть».
Католики из Рима хвалили свою религию: «вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера — свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги — просто дерево». Сказал же Владимир немцам: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого».
Пришли хазарские евреи и хвалят свою веру: «Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога» Спросил Владимир: «Что у вас за закон?» Иудеи ответили: «Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу». Князь спрашивает их: «Где земля ваша?» Выяснилось, что бог отвернулся от иудеев, лишил их родины. Естественно, что такую веру принимать не стоит.
Затем прислали греки к князю Владимиру философа, говорившего: «Слышали мы, что приходили болгары и учили тебя принять свою веру; вера же их оскверняет небо и землю, и прокляты они сверх всех людей, уподобились жителям Содома и Гоморры, на которых напустил Господь горящий камень и затопил их» Так греческий философ бранил все законы и восхвалял свой. Владимиру стало интересно, и по совету бояр и старцев он велел направить послов в различные страны, чтобы узнать побольше о верах. Далее всё повторяется, как в греческом источнике. Послам не понравилось у болгар-булгар и немцев, но они были восхищены красивым приёмом, обрядами и щедрыми дарами у греков. В итоге Владимир принял веру греков. Интересно, что христианские надгробья появляются на Руси только в конце XV века. До этого могилы христиан и язычников отличить сложно, они ничем не отличались. Это в целом и не удивляет, в сельской местности (где проживала подавляющая часть народа) язычество сохранялось ещё несколько столетий после официального крещения.
Что сообщают восточные источники
Восточные источники сообщают о том, что значительная часть русов (русских) приняла ислам. Правда, со своими отличиями, не знали обрядов, ели свинину и т. д. Арабский путешественник XII века Абу Хамид Мухаммад ибн Абд ар-Рахим аль-Гарнати аль-Андалуси совершил больше путешествие, посетил Дербент, Нижнюю и Среднюю Волгу. В 1150 году из Булгара он отправился на Русь, проехав по «Славянской реке» (Дон). Посетил Киев.
И вот что он рассказывает о киевлянах: «И прибыл я в город славян, который называют «Гор[од] Куйав» (Киев). А в нём тысячи «магрибинцев», по виду тюрков, говорящих на тюркском языке и стрелы мечущих, как тюрки. И известны они в этой стране под именем беджн[ак]. И встретил я человека из багдадцев, которого зовут Карим ибн Файруз ал-Джаухари, он был женат на [дочери] одного из этих мусульман.
Я устроил этим мусульманам пятничное моление и научил их хутбе, а они не знали пятничной молитвы». То есть живут в Киеве, а пятничную молитву правильно прочесть не могут. Получается, что в это время в Киеве была большая мусульманская община, но плохо знала обрядность.В восточных источниках есть сообщение, что Кий (основатель Киева) был выходцем из Хорезма – настоящее его имя Куйя.
Часть мусульман-хорезмийцев была переселена в Хазарию, где они были расселены по границам каганата. Куйя стал вазиром Хазарии, его должность по наследству перешла к его сыну – Ахмаду бен Куйя.
Арабский историк, географ и путешественник X века Аль-Масуди, объединивший разрозненные прежде исторические и географические наблюдения в крупномасштабную работу энциклопедического характера, и прозванный «арабским Геродотом», сообщает, что ведущей военной силой в Хазарии являются мусульмане – арсии (ясы), пришельцы из Хорезма. Жители армии имеют мусульманских судей.
Арсания – это одна из «славянских» стран в восточных источниках, наряду с Славией и Куявией. Кроме того, известно, что значительную часть населения Хазарского каганата составляли славяне. Очевидно, что многие из них могли быть христианами и мусульманами.А что говорят восточные источники о Владимире? Персидский автор и историк Мухаммад Ауфи (конец XII – первая половина XIII в.) сообщает, что русы добывают себе пропитание только мечом.
Если кто-нибудь из них умирает, то всё имущество отдают дочери, а сыну не дают ничего, кроме меча, говоря ему: «Твой отец добыл себе имущество себе мечом». Так было до тех пор, пока русы не стали христианами. Приняв христианство, они вложили меч в ножны. Но из-за этого их дела пришли в упадок. Тогда русы решили принять ислам, чтобы иметь возможность вести войну за веру.
К хорезм-шаху прибыли русские послы, родственники их царя, носившего титул «Буладмир», как тюрки носят титул хакан. Хорезм-шах весьма обрадовался этому, пожаловал послов подарками и отправил одного из имамов, чтобы научить их правилам ислама. После этого русы стали мусульманами. Русы совершают походы в отдаленные страны, постоянно странствуют по морю на судах.
С кем обычно воюют русы? С христианскими странами – Византией, Польшей, Болгарией, нападают на христианские города в Крыму. Интересно, что в кладах на территории Руси преимущественно восточные дирхемы, что говорит о развитой торговле с Востоком. Византийских же монет в кладах мало. Также в Киеве во время раскопок найдены предметы с надписью арабицей.
Арабские надписи составляют обычную принадлежность богатых русских шлемов (включая шлем великого князя Александра Невского). Старорусские монеты вплоть до Ивана Грозного имеют либо только арабские надписи, либо русские и арабские вместе.
Таким образом, официальная картина русской истории, принятая при Романовых, имеет немало изъянов. Так, в «классической» истории, весьма удобной для Западной Европы и германо-романской исторической школы (ставшей в России «классической»), и официальной церкви, обрезали историю русов практически до крещения. Также предпочли «забыть» о том, что подавляющая часть русов несколько столетия после принятия христианства оставалось язычниками. Также существовала весьма мощная община славян-мусульман.
Дальше всего язычество продержалось на русском Севере, в Новгородской земле. Только в городе преобладало христианство, в деревнях веря была языческой. Схожая ситуация была в Киеве, в юго-западных русских землях. В Киеве князья, знать, ориентируясь на Рим или Второй Рим (Константинополь), приняла христианство.
Существовала и мощная иудейская и мусульманская общины (очевидно, наследие Хазарии). Но в народе преобладала древняя вера. Народу христианство было чуждо. На юго-западе Руси христианство стало проникать в народ лишь под влиянием Польши, примерно в XIV в.
Во Владимиро-Суздальской земле преобладало язычество. Тех, кто сохранил веру в старых богов, называли «погаными» («паганами»).
Понадобились долгие столетия, пока примерно во времена Сергия Радонежского христианство и язычество слились воедино, в огненном православии. Соседом была мусульманская Волжская Болгария-Булгария, где жили волгари-булгары, смешанное славяно-тюркское население. Связи были активными: войны, набеги, торговля, переселение пленных, культурные взаимосвязи.
Поэтому здесь было много славян-мусульман, которые позднее перешли в христианство или влились в татарский этнос.
Источник: https://topwar.ru/163646-kak-rusy-prinjali-islam.html
История проникновения ислама в Казахстан
https://365info.kz/2017/06/altaj-region-gde-proizoshlo-geneticheskie-smeshenie-evropejtsev-i-aziatov/
Распространение ислама было замедлено монгольским завоеванием, принесшим в Среднюю Азию и Казахстан новые группы населения (тюрков и монголов) со своей традиционной религией. Тем не менее, в течение средневековья ислам неуклонно продвигался в кочевую степь, захватывая новые и новые группы населения.
Период Золотой орды
Целенаправленная пропаганда ислама среди кочевников началась при золотоордынском хане Берке (1255-66) и усилилась при Узбеке (1312-40). Проповедники ислама шли в степи из Поволжья и Средней Азии, из разных районов мусульманского мира.
Среди миссионеров было немало представителей суфийского духовенства. Большой вклад в распространение ислама среди кочевого тюркского населения Южного Казахстана внес основатель суфийского ордена Ясавия уроженец города Сайрама (Исфиджаба) Ходжа Ахмет Ясави (умер в 1166-67 гг. в г. Туркестан).
Его стихи проповедовали величие бога и необходимость смирения.
Обращение в ислам кочевой знати не означало, что мусульманское вероучение было прочно усвоено всеми слоями общества
Простой народ долго сохранял религиозные верования своих предков.
19-й век
Наблюдатели, описывавшие быт казахов в прошлом, обычно подчеркивали, что ислам усвоен казахами поверхностно. Даже в XIX в. мусульманство не проникло в жизнь казахов столь глубоко, как у издавна оседлого среднеазиатского населения.
В связи с особенностями бытового уклада (жизнь в юртах, сезонные передвижения) у казахов не было затворничества женщин
Они не закрывали лицо покрывалом, юноши и девушки пользовались значительной свободой общения.
Однако позиции ислама из года в год становились все более прочными. Постепенно увеличивалось число мечетей. Их построению содействовали частные лица, отчасти и правительство, поддерживающее ислам в казахских степях.
Массовая депортация чеченцев и ингушей: история в фотографиях
С именем султана Арын-газы, избранного ханом в 1815 г., связано усиленное внедрение мусульманского права в жизнь казахов. Арын-газы счел нужным опираться в управлении народом не на обычаи предков, а на шариат.
Заметным явлением в прошлом веке было продвижение татар в казахские степи с целью стать муллами. Обычно муллы-татары женились на казашках, а потому становились в степи своими людьми. Предосторожности оренбургских властей (в 1832 г. Оренбургская пограничная комиссия запретила браки казахов с татарами и башкирами) вряд ли создали эффективную преграду этому процессу.
При всей примитивности обучения деятельность мулл приносила ощутимые плоды — грамотность среди казахов росла
Появилась традиция записывать стихи и песни и распространять их в списках. Книги на казахском и татарском языках находили среди казахов все более широкий спрос. Вместе с внедрением грамоты шло и утверждение ислама.
XX-й век
В предреволюционные годы к казахам проникают и идеи мусульманского модернизма (джадидизма), сформировавшегося как общественно-политическое движение среди татар Поволжья и Крыма.
Одной из центральных задач модернистов был отказ от средневековой схоластики и преподавание светских наук, русского языка
Повсюду стали появляться новометодные школы — вначале в городах, а затем в крупных населенных пунктах и некоторых аулах, которые несли с собой новые идеи и знания.
Между мечетью и подиумом: история алматинки в исламе
О распространении мусульманства в Степи писал выдающийся казахский ученый Шокан Валиханов, будучи сам свидетелем происходящих событий и изменений в духовной сфере в казахском обществе первой половины XIX века. В статье «О мусульманстве в Степи» он пишет:
Мусульманство еще не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем. У нас в Степи теперь период двоеверия, как было на Руси во времена преподобного Нестора
«Россия в числе сыновей своих, — отмечал Шокан Валиханов, — имеет немало народностей иноверческих и инородческих, которые ведут образ жизни, диаметрально противоположный образу жизни коренного русского населения, имеют обычаи и нравы, диаметрально противоположные нравам и обычаям русских славянского племени.
Понятно, что преобразования, проектированные для христианского и оседлого русского населения, не принесут никакой пользы и будут бессмысленны, если будут всецело применены к кочевым и бродячим инородцам Европейской и Азиатской России».
Он рекомендует администрации и правительству «быть чрезвычайно внимательным и осторожным» при проведении реформ, затрагивающих судьбы миллионов людей».
Источник: https://365info.kz/2017/07/istoriya-proniknoveniya-islama-v-kazahstane
Мавлид ан-Наби или День рождения Пророка Мухаммеда-2019: история и традиции
День рождения Пророка Мухаммеда или Мавлид ан-Наби празднуют в 12-й день третьего месяца лунного календаря Раби аль-авваль – по григорианскому календарю в 2019 году он выпадает на 9 ноября, но праздник начинается накануне, с заходом солнца.
Мавлид ан-Наби в переводе с арабского означает рождение Пророка, основные течения в исламе празднуют в разные дни – сунниты отмечают день рождения Пророка Мухаммеда 12-го числа Раби аль-авваль, а шииты — 17-го.
Дата празднования смещается каждый год на 12 дней вперед. В 2019 году праздник начинается вечером 8 ноября и продлится до 9 ноября включительно: сутки по мусульманскому календарю начинаются с заходом солнца. Пророк Мухаммед родился ночью с 11 на 12 число третьего месяца (Раби-уль Авааль). По принятому в России григорианскому календарю – это случилось 22 апреля 577 года в Мекке (сейчас – Саудовская Аравия).
Месяц Раби аль-авваль, что в переводе означает начало весны – особый месяц в мусульманском календаре. Пророк Мухаммед родился и скончался в Раби аль-авваль.
Отмечать рождение Пророка Мухаммеда стали лишь через 300 лет после прихода ислама.
AFP 2019 / Abdel Ghani Bashir
Мусульманские паломники вокруг святыни Кааба во внутреннем дворе мечети Масджид аль-Харам в Мекке
Где и когда родился Пророк Мухаммед
Пророк Мухаммед, согласно традиции, родился около 570 года нашей эры по григорианскому календарю в Мекке (Саудовская Аравия).
Точная дата рождения Пророка Мухаммеда осталась неизвестна, поэтому в исламе праздник рождения в действительности приурочен к дате его смерти — согласно исламу, смерть — это не что иное, как рождение для вечной жизни.
Отец Пророка Мухаммеда умер за несколько месяцев до его рождения, а матери – Амине, явился во сне ангел, который сообщил, что она носит особенного ребенка под сердцем.
Необыкновенными событиями сопровождалось и само рождение Пророка. Появился на свет он уже обрезанным и сразу смог опереться на ручки и поднять голову.
Мухаммад осиротел, когда ему было около шести и опекуном его стал дед Абдуль Муталиб – глава Хашимитского клана. Через два года, после смерти деда, мальчик попал в дом дяди Абу Талиба, которой стал обучить его искусству торговли.
Будущий пророк стал торговцем, но вопросы веры не оставляли его. Еще в подростковом возрасте он познакомился с религиозными течениями христианства, иудаизма и иных верований.
AFP 2019 / Ahmad Al-Rubaye
Мусульманские паломники молятся у мечети аль-Харам в Мекке
Жены и дети Мухаммеда
В 595 году дважды овдовевшая Хадиджа, жившая в Мекке и очарованная Мухаммедом, несмотря на то, что была старше него на 15 лет, предложила 25-летнему юноше взять себя в жены.
Количество жен Мухаммеда у разных историков разнятся, от 10 до 23. У Пророка было семь детей, все дети Мухаммеда, кроме Ибрахима, были от Хадиджи.
Потомков Мухаммеда через его дочь Фатиму и внука Хусейна называют сеидами. Потомки внука Хасана — шерифы. Потомки Мухаммеда создали правящую династию в Марокко (Саадиты). Король Иордании Абдалла II из династии Хашимитов является прямым потомком Мухаммеда в 43-м поколении.
Миссия пророка
Мухаммеду исполнилось 40 лет, когда началась его пророческая миссия.
В жизнеописании основоположника исламской религии сказано, что Мухаммед часто любил уединяться от суеты и мира в пещере горы Хира, где погружался в созерцание и раздумья.
Первая сура Корана была ниспослана Пророку в пещере горы Хира в Ночь Могущества и Предопределения или Ляйлят-аль-Кадр, в 610 году.
По приказу Аллаха К Пророку Мухаммаду явился один из ангелов — Джебраил (Гавриил), и сказал Ему: «Читай». Слово «читать» — значит «Коран». С этих слов началось ниспослание Корана — в ту ночь ангел Джебраил передал первые пять аятов (откровений) из суры Сгусток. Коран ниспосылался Пророку в течении 23 лет.
После встречи с ангелом Джебраилом Мухаммед начал проповедовать и число его приверженцев постоянно росло. Он призывал соплеменников к праведной жизни, соблюдать заповеди, и готовиться к грядущему божьему суду.
Мекки увидели угрозу власти в проповедях Мухаммеда и планировали заговор против него, а последователей Пророка подвергали преследованиям.
Соратники уговорили Пророка переехать из Мекки в Ясриб (названный позже Мединой). Переселение Мухаммеда и его последователей происходило постепенно и последним переселился Пророк Мухаммед, который покинул Мекку 16 июля и прибыл в Медину 22 сентября 622 года.
Именно с этого великого события начинает свой отсчет мусульманское летоисчисление. Новый 1441 год по Хиджре — Рас-ас-Сана (День хиджры), наступил в первый день священного месяца Мухаррам — по григорианскому календарю этот день в 2019 году выпал на 31 августа.
AP Photo. Dar Yasin
Мусульманские паломники у золотой двери Каабы в мечети аль-Харам перед хаджем, Мекка
Пророк Мухаммед вернулся в Мекку в 630 году, торжественно въехав в священный город спустя восемь лет после изгнания, где Пророка встретили толпы почитателей со всей Аравии.
После кровопролитных войн окрестные племена признали пророка Мухаммеда и приняли Коран. И вскоре он стал повелителем Аравии и создал могущественную арабскую державу.
Смерть Пророка Мухаммеда
Пророк Мухаммед скончался в ночь на 8 июня 632 года. Незадолго до дня своей кончины Пророк отправился в Мекку, где собралось десять тысяч паломников, желая помолиться с Пророком Мухаммедом – он объехал Каабу на верблюде и принес в жертву животных.
Возвратившись в Медину, он простился с окружавшими его людьми и просил у них прощения, отпустил своих рабов на волю, а деньги свои приказал отдать бедным.
Пророка Мухаммеда похоронили там, где он умер, в доме его жены Айши. Впоследствии над прахом Пророка возвели мечеть — Масджид ан-Набави, — которая стала одной из святынь мусульманского мира. Поклониться гробу Пророка Мухаммеда является для мусульман таким же богоугодным делом, как и паломничество в Мекку.
Как празднуют Мавлид ан-Наби или День рождения Пророка Мухаммеда
День рождения Пророка Мухаммеда – третья дата по почитанию для мусульман. Первые два места занимают праздники, которые Пророк праздновал при жизни — Ураза-байрам и Курбан-байрам.
В дни празднования дня рождения Пророка Мухаммеда самым благочестивым делом может стать посещение могилы посланника Аллаха в Медине, совершение молитвы в его мечети.
В день рождения Пророка Мухаммеда в исламских странах традиционно проводят мавлиды – торжественные мероприятия, где мусульмане восхваляют Пророка, рассказывают о его жизни, о его семье и обо всем, что связано с ним.
В некоторых мусульманских странах праздник отмечается достаточно пышно — в городах развешивают плакаты с аятами из Священного Корана, люди собираются в мечетях и поют религиозные песнопения (нашиды).
Материал подготовлен на основе открытых источников
Источник: https://sputnik-abkhazia.ru/reference/20191109/1028788546/Mavlid-an-Nabi-ili-Den-rozhdeniya-Proroka-Mukhammeda-2019-istoriya-i-traditsii.html
Ислам и празднование Нового года
Скоро наступит праздник, который отмечает почти весь мир, — Новый год. Как относиться мусульманам к празднованию его?
В мусульманском информационном пространстве, особенно в социальных сетях, можно встретить запреты на празднование Нового года и поздравления с ним. При этом аргументацией в пользу запрета становятся вымышленные интернет-истории возникновения такого праздника (версий множество!).
Обычно пишут, что когда-то давным-давно это был языческий праздник, а потому праздновать его нельзя. С одной стороны, все верно — мусульмане не празднуют языческие праздники.
Но с другой стороны — нужно учитывать, что никто в нашем обществе не празднует Новый год как языческий праздник и никому в этот день не поклоняется, ни елочке, ни Снегурочке, ни Деду Морозу. Это очевидно.
Новый год — светский праздник
Сегодня для многих жителей Земли празднование Нового года является государственным праздником, цель которого — отметить окончание очередного календарного года[1]. Государственные органы, компании, организации, жители страны подводят итог годовой деятельности, дарят друг другу подарки, зовут в гости, посещают родственников и просто отдыхают после годовой трудовой деятельности.
Новогодние каникулы — это время для зимнего вида спорта и отдыха, для культурно-развлекательных мероприятий. То есть люди отмечают не языческий праздник, а проводят этот период отдыхая, с весельем и встречами друзей, родственников.
Для детей это особое время, когда взрослые уделяют им большее внимание, дарят им подарки, вкусности, водят на новогодние представления, концерты, то есть окружают их своим вниманием и заботой больше, чем в обычные дни. Никакого религиозного элемента в данном случае вообще нет. Религия и вера тут не затрагиваются вовсе.
Потому в таком случае действует хадис, согласно которому все дела оцениваются по намерениям.
Хадисы по теме праздников
Заключительный Божий посланник, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), говорил: «Воистину, дела [оцениваются, как и выстраиваются, реализуются] только по намерениям. И каждому человеку [воздастся] в соответствии с намерением»[2].
Также в достоверном хадисе сказано: «Дарите друг другу подарки, дабы укрепить (усилить) чувство любви [уважения] меж вами»[3].
Если люди преследуют цель в канун смены календарного года собрать родственников, пожелать чего-то доброго и воодушевляющего, подарить друг другу подарки и весело отдохнуть после напряженного года, то их дела будут оцениваться соответственно, как и сказано в достоверном хадисе.
Активно отдыхать с пользой для души и тела, навещать родных и приглашать гостей, дарить подарки и радовать своих близких — все это никак не порицается, а наоборот, поощряется в Исламе.
Поздравить человека с наступлением нового календарного года или поздравить его с днем рождения не несет в себе ничего, кроме желания сделать человеку приятное.
При правильном отношении к новогодним торжествам они становятся очень даже хорошей возможностью для пополнения своего личного дела пред Богом добрыми поступками.
Поздравление человека с Новым годом указывает на проявленное внимание к ближнему и пожелание ему добра в новом по григорианскому календарю году.
Шейх-Google и почему нельзя запрещать незапрещенное
Несведущий интернет-пользователь, особенно из новичков в религиозной практике, любящих запрещать все и вся, может прислать вам ролик о «запрете Нового года», где будут фигурировать слова «ширк» (язычество), «куфр» (безбожие). В ответ на такие «богобоязненные додумывания и выдумывания» приведу несколько хадисов:
1) Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) установил обязательные положения (фарды), так не растеряйте же их! Очертил границы [определенное число ежедневных обязательных молитв-намазов, например, определенная форма соблюдения обязательного поста и количество дней; конкретные наказания за конкретные преступления и т. д.
], так не переходите же их [не нарушайте, не усложняйте, не ужесточайте]! Он [Господь миров] запретил некоторые вещи [например, явный грех, как-то: воровство, ложь, сквернословие], так не совершайте же их! А о других вещах Он умолчал, не по забывчивости, а из милости к вам. Так не организуйте же поиски (исследования) относительно них [для выяснения обязательности или запрещенности.
Они относятся к разрешенному, ведь все, что не запрещено прямым текстом Корана или достоверной Сунны, остается по умолчанию разрешенным]»[4].
Если вы не поклоняетесь новогодней елочке, Снегурочке или Деду Морозу, тогда нет язычества, нет обожествления чего-либо, помимо Бога, а потому и запрета нет.
2) В наше время появилось много интернет-«шейхов», завлекающих людей «обоснованными» запретами, которые на самом-то деле додуманы или выдуманы ими. Вынужден напомнить им и их последователям: если прямого и однозначного текста в Коране и Сунне нет, тогда и запрета нет. Канонические запреты – прерогатива Аллаха (Бога, Господа).
Если кто-то хочет что-то запретить, косвенно обосновывая Кораном и Сунной, то это его личное мнение, которому можно следовать по желанию, а можно и игнорировать. Мнения в мусульманском богословии исчисляются сотнями тысяч, а возможно, и миллионами, но если идет речь о запрете (харам), то на это должен иметься прямой и однозначный Божий запрет в тексте Корана и Сунны.
Жизнь подтверждает: народные «законотворцы» подводят людей в итоге к радикализации либо к полному отчуждению от религии. И те из вас, кто имеет более 20 или 30 лет опыта совершения религиозной практики, наверняка видели тому много живых подтверждений.
Не зря пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Погибнут [иссохнут духовно, душевно, психологически; физически] те, кто щепетилен (чрезмерно строг). [Опасайтесь перфекционизма, в том числе и в вопросах веры, религиозной практики, иначе это погубит вас! Упрощайте, а не усложняйте]».
Он (да благословит его Господь и приветствует) повторил эти слова трижды[5]. Также пророк Мухаммад предупреждал: «Бойтесь чрезмерности [фанатичности] в вопросах веры (религии)! Воистину, [многие] кто был до вас, погибли именно из-за этого»[6].
3) Сторонники запрещать Новый год любят цитировать следующий достоверный хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы непременно последуете путями тех, кто был до вас, пядь за пядью, локоть за локтем [буквально будете копировать их в отдельных религиозных положениях]. Даже если они полезут в нору ящерицы, то вы также [бездумно] полезете [за ними]». Сподвижники спросили: «О посланник Божий, это об иудеях и христианах?» Он ответил: «А о ком же еще?!»[7]
Имеет ли этот хадис отношение к празднованию Нового года, проведению его в халяльном семейном формате? Не имеет ни малейшего отношения, так как Новый год не является религиозным праздником.
Если вы не молитесь на елочку, не молитесь на Деда Мороза, прося его о том или ином, не употребляете алкоголь и не совершаете очевидно запретных действий, тогда ни о каком запрете (харам) праздничных мероприятий и разговора быть не может.
К религиозному празднику в контексте зимних празднеств можно отнести лишь Рождество. Празднуя его, да, мусульманин попадает под смысл упомянутого достоверного хадиса.
Хадис говорит о мусульманской идентичности, строгом следовании постулатам веры (их шесть) и постулатам религиозной практики (их пять). К сожалению, в реалиях современного религиозного невежества и фанатизма под идентичностью подразумеваются внешние атрибуты (длинная борода и стрижка наголо у мужчин и паранджа с прорезью для глаз у женщин).
4) Также современные интернет-«шейхи» и их последователи любят цитировать в адрес осуждающих их слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, я опасаюсь, что среди моих последователей [появятся] имамы [богословы], сводящие с верного пути [притчами, небылицами, домыслами и различными мнениями].
Но до самого Божьего приказа [до Конца Света] будет оставаться группа из моих последователей, придерживающихся верного пути [ученые, следующие Корану и Сунне]. Им не навредят те, кто лишит их поддержки (оставит без помощи) [они окажутся независимыми]».
Имам ‘Али ибн Абу Талиб прокомментировал: «Это о тех ученых, кто работает с хадисами[а не с притчами, небылицами, домыслами и мнениями; именно они будут продолжать следовать верному пути до Конца Света – Корану и Сунне]»[8].
И если посмотреть на этот хадис объективно, то он адресован именно самим законотворцам мусульманских запретов. Ведь основой в шариате является разрешенность (ибаха), если нет прямого и однозначного запрета (тахрим) в Коране и достоверной Сунне. Именно выдумывающие запреты и являются сбившимися с верного пути и сводящими с него («сами заблудились и других вводят в заблуждение»[9]).
Какому мнению последуете вы, читатель, для меня не имеет значения. Моей обязанностью, как профессионального богослова с многолетним стажем, было прояснить вопрос с точки зрения Корана, Сунны и шариата.
Ссылки на богословские первоисточники и :
[1] Кстати, до 1492 г. Новый год в России встречали 1 марта, затем 1 сентября, и только с 1700 г. Новый год стали праздновать 1 января.
[2] Хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 21, хадис № 1.
[3] См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 202, хадисы № 3373–3375, «хасан».
[4] Хадис от Абу Са‘ляба аль-Хушаний; св. х. ад-Дар Кутни, аль-Хакима, а также это тридцатый хадис из «сорока хадисов имама ан-Навави». См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С.
457, 458, хадис № 25/1834 и пояснение к нему; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 166; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 1. С.
278, хадис № 197 и пояснение к нему.
[5] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1071, хадис № 7–(2670); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 569, хадис № 9594, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 398, хадис № 1/1738, «сахих».
[6] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа и аль-Хаким. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 328, хадис № 3029, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 174, хадис № 2909, «сахих».
[7] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 1074, хадис № 3456; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 8. С. 613, хадис № 3456 и пояснение к нему.
[8] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 369, хадис № 2229, «сахих».
[9] Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не лишит людей [религиозных, богословских] знаний отнятием их [например, стирая из памяти]. Однако лишит Он [Господь, людей] знаний, забирая ученых. [И продолжится это до того момента] пока не останется ни одного [по-настоящему грамотного] ‘алима (ученого).
Люди изберут для себя в качестве лидеров невежд. Будут спрашивать у них, а те станут давать богословские заключения, не имея соответствующих знаний. Сами заблудятся и других введут в заблуждение». Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т.
Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 59, хадис № 100; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 2. С. 258, хадис № 100 и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник].
Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 114, хадис № 1826, «сахих».
Источник: https://umma.ru/islam-i-prazdnovanie-novogo-goda/
Завоевание Египта арабами — Русская историческая библиотека
Одной из главных причин быстрого успеха мусульман в завоевании Сирии была поддержка, оказанная им против христианской власти константинопольских императоров местными семитскими жителями – сирийцами-монофизитами и верными иудаизму евреями. В Египте условия были сходными.
Основную массу жителей здесь составляли хамиты-копты, потомки древних египтян, державшиеся монофизитского учения, отвергнутого православной церковью.
Мусульмане, одушевленные религиозным энтузиазмом, быстро и легко покорили Египет, ибо раздраженные против византийцев туземцы мало сопротивлялись распространению ислама, проповедуемого им победителями с оружием в руках.
Вторжение войска Амра ибн аль-Аса в Египет
Мусульмане восторжествовали тем легче, что войском, пошедшим в Египет, начальствовал человек, соединявший в себе с гордостью курейшита, пламенным усердием к исламу и личной храбростью осторожный и сильный ум и стратегический талант. Это был Амр ибн аль-Ас.
Его мать вела легкомысленную жизнь, и Амр должен был восстановить собственными заслугами то уважение, которое было утрачено к нему людьми, сомневавшимся в происхождении его от отца, знатного человека. Военному таланту Амра арабы всего более были обязаны покорением Палестины.
Будучи правителем Сирии, он просил у халифа Омара разрешения вести войско в Египет. Омар колебался дать согласие. Надо было полагать, что византийское правительство употребит все силы на защиту этой страны. Египет был защищен от нападений самой природой, и здесь находились сильные крепости.
Омар медлил отвечать Амру на его просьбу и наконец ответил двусмысленным письмом, которым оставлял на нем всю ответственность за успех предприятия.
Амр повел из Сирии (638 г.) свое небольшое войско, не вскрывая письма Омара. Он вскрыл его, только перешедши египетскую границу, и прочел, что халиф велит ему остаться в Сирии, если он ещё там, и продолжать поход, если он уже в неприятельском крае.
После 30-ти дневной осады Амр овладел Фармой (Пелузием), ключом Египта, и пошел через Бильбейс на Мемфис. Близ древней столицы фараонов стоял на восточном берегу Нила укрепленный город Вавилон, стены которого охранял мост через реку из судов. В городе был греческий гарнизон: несколько месяцев он оборонялся против малочисленного войска Амра, положение которого стало опасно, потому что ему угрожал разлив Нила.
Но из Аравии пришли подкрепления, и Вавилон был взят приступом. Греки уплыли на остров Роду, а мусульмане заменили шатры своего стана домами и соединили стан с Вавилоном. Стан по-арабски называется «фустат»; это название было дано городу, произошедшему из арабского стана.
Фустат вместе с Вавилоном арабы назвали Миср; впоследствии Миср сделался предместьем новой египетской столицы Каира (Кахиры) и стал называться Старым Каиром.
Завоевание Египта арабами. Карта
Автор изображения
Взятие Александрии арабами
Но несмотря на эти первые удачи, арабы едва ли могли бы удержаться в Египте, если бы копты, ненавидевшие греков, которые называли их еретиками, не предпочли союза с мухаммеданами византийскому владычеству. Главою коптов был богатый вельможа Мукавк.
Когда раньше в Египет приезжали послы пророка Мухаммеда требовать, чтоб египтяне приняли ислам, он дал им драгоценные подарки. Теперь он с радостью воспользовался случаем избавиться от стеснения, которому подвергалась его совесть: при византийском владычестве он из боязни скрывал, что он монофизит.
Послы его, отправленные к Амру, вернувшись, говорили об арабах, что это люди, которые любят смерть больше жизни, не ищут земного величия, не предаются мирским удовольствиям, обедают, сидя на земле, или став на колени, что военачальник у них ничем не отличается от других воинов, что не заметно у них никакой разницы между знатными и незнатными, господами и рабами и, когда приходит время молитвы, они все без исключения совершают свою молитву и свои омовения.
Мукавк заключил союз с этими иноземцами. По условиям его договора с Амром, египтяне должны были платить умеренный поземельный налог, а взрослые сильные мужчины подать в два динара (две золотые монеты); женщины, старики и дети освобождались от подати. Амр обещал коптам личную свободу и свободу богослужения.
Договор понравился коптам, и все они присягнули на верность халифу. Когда Амр пошел на Александрию, они снабжали его съестными припасами и помогали его походу, поправляя дороги и наводя мосты.
Греческие гарнизоны и правители спасались от ненависти туземцев и меча мусульман бегством в Александрию или в соседние земли.
Амр подвигался к Александрии в непрерывных сражениях с греческими гарнизонами, уходившими туда из Верхнего Египта. Через 20 дней похода он раскинул свой стан под крепкими стенами Александрии (640 г.).
Осада этого большого торгового города была трудным делом: в Александрии находились обильные запасы хлеба; её защитники могли постоянно получать подкрепления с моря; многочисленные горожане храбро сражались за свою религию и собственность.
От обладания Александрией зависела судьба Египта и даже всей северной Африки; потому арабы не щадили никаких усилий, чтобы взять этот город. Но император Ираклий выказал энергию своих прежних славных лет, он сам приплыл защищать Александрию. Нападения арабов и вылазки осажденных шли почти непрерывно.
Меч и знамя Амра всегда были впереди арабского войска, однако мужество христиан и прочность стен города долго были непреодолимы. Однажды арабы ворвались в цитадель, но были вытеснены; Амр попал в плен, только отважная находчивость раба спасла его от погибели, он ушел от греков.
Осада длилась 14 месяцев. Мусульмане взяли Александрию (641 г.) лишь после смерти Ираклия, когда в империи вспыхнул мятеж, и претенденты на престол забыли в борьбе между собою заботы о судьбе Египта. Греческое войско село на корабли; вместе с ним покинули Александрию знатные и богатые граждане. Мусульмане вошли в город.
Амр вступил торжественной процессией в столицу Египта в декабре 641 года. С гордостью известил он халифа, что великий город запада, в котором находятся 4.000 дворцов, 4.000 бань, 400 театров, 12.000 торговцев овощами и 40.
000 иудеев, взят мусульманами без всяких условий и что воины желают вознаградить себя добычей за свои труды.
Но Омар запретил грабеж и дозволил жителям Александрии, какой бы веры ни были они, безопасно оставаться в городе с платежом поземельного налога и необременительной подушной подати.
Есть рассказ, что Амр спросил халифа, как поступить с Александрийской библиотекой, и Омар отвечал: «Если книги греков согласны с Кораном, то они излишни, a если не согласны с нею, то опасны; потому их следует уничтожить». Амр велел топить александрийские бани папирусовыми и пергаментными свитками, и шесть месяцев бани топили ими.
Давно доказано, что это вымысел; такое варварство не сообразно с характером Амра, который в молодости сам писал стихи, был человек умный и самый образованный из всех арабских полководцев того времени. Те книги, которые были собраны Птолемеями во дворце и в храме Сераписа, давно были истреблены войной и фанатизмом.
Если б они были целы, то едва ли уничтожили бы их арабы, которые вскоре стали так усердно изучать греческие науки.
Греки делали попытки отнять у арабов Александрию, но их нападения были отбиты, и суровый Амр свирепо мстил жителям Александрии за их сочувствие соплеменникам. Он грозил, что накажет весь город за страдания своих воинов и сделает его со всех сторон доступным, как дом публичной женщины.
Но он исполнил эту угрозу не в полном размере. Он разрушил укрепления со стороны суши и опустошил селения, жители которых присоединялись к византийскому войску. Большая часть города была пощажена. На том месте, где Амр остановил свои войска, разрушавшие город, он построил мечеть Милосердия.
Египет под властью арабов
Александрия перестала быть столицею Египта. Амр поселился в Фустате, где был его стан во время осады Вавилона; этот город, разрастаясь, слился с Вавилоном и соседними селениями – так возник огромный город Каир. Египет стал снабжать хлебом. Медину и всю Аравию, как прежде снабжал Рим и Византию.
Уже Амр во время голода в Аравии отправил в Медину большой караван с хлебом. Чтоб облегчить сношения Египта с Аравией, он велел расчистить канал, который вел из Нила в Красное море.
Этот канал, вырытый фараонами, постоянно портился; его поправляли персы, Птолемеи, римляне; теперь надобно было снова поправлять его; но скоро он опять испортился.
Из Александрии Амр и полководец Окба (Укба) водили войска в Ливию. Песчаная пустыня, представлявшая неодолимое препятствие походам римских войск, не была непроходимой для арабов, ехавших на верблюдах. Амр и Окба покорили (643–644 гг.) Барку, Триполи, Сабру, наложили на жителей дань и вошли в сношения с берберами. Но завоевание северной Африки на западе от Триполи было совершено гораздо позже, при династии Омейядов.
Источник: http://rushist.com/index.php/islam/3646-zavoevanie-egipta-arabami
Пророк Мухаммед
Мухаммед – арабский проповедник единобожия, основатель и центральная фигура религии ислама, пророк мусульман. Согласно исламскому вероучению, Аллах ниспослал Мухаммеду священное писание — Коран.
Родился посланник Аллаха в Мекке 22 апреля 571 года. О появлении особенного ребенка матери Мухаммеда сообщил ангел, пришедший во сне. Рождение пророка сопровождали удивительные события. Трон короля персов Кисры вздрогнул под правителем как от толчка землетрясения. В королевском зале обрушилось 14 балконов. Мальчик появился обрезанным. Присутствующие при рождении увидели, что новорожденный поднимает голову и опирается на руки.
Мухаммед принадлежал к племени Курайш, считавшемся у арабов элитой. Семья будущего проповедника Корана относилась к хашимитам, клану, названному по имени прадеда Мухаммеда – Хашима, богатого араба, удостоившегося чести кормить паломников. Отец пророка Абдоллах – внук могущественного Хашима, но богатства, как дед, не нажил. Мелкий купец едва зарабатывал на пищу семье. Сына, ставшего величайшим пророком, отец не увидел – умер до рождения Мухаммеда.
Печать пророка Мухаммеда
В 6 лет мальчик стал круглым сиротой – скончалась Амина, мама Мухаммеда. Женщина на время отдавала сына на воспитание бедуинке Халиме, жившей в пустыне.
Осиротевшего мальчика взял к себе дедушка, но вскоре Мухаммед попал в дом к дяде. Абу-Талиб был добрым, но чрезвычайно бедным человеком. Племяннику пришлось рано взяться за работу и научиться зарабатывать на пропитание.
За копейки маленький Мухаммед пас коз и овец, принадлежавших зажиточным мекканцам, собирал в пустыне ягоды.
В 12 лет подросток впервые погрузился в атмосферу духовных исканий: вместе с дядей Мухаммед побывал в Сирии, где познакомился с религиозными течениями иудаизма, христианства, иных верований.
Он трудился погонщиком верблюдов, затем стал торговцем, но вопросы веры не оставляли парня. Когда Мухаммеду исполнилось 20, его взяли приказчиком в дом овдовевшей женщины Хадиджи.
Молодой человек, выполняя поручения хозяйки, путешествовал по стране, интересовался местными обычаями и верованиями племен.
Хадиджа, будучи старше Мухаммеда на 15 лет, предложила 25-летнему юноше взять ее в жены, что не понравилось отцу женщины, но она проявила упорство. Молодой приказчик женился, брак оказался счастливым, он любил и уважал Хадиджу. Женитьба принесла Мухаммеду благополучие. Он посвящал свободное время главному, к чему влекло с юных лет – духовным исканиям. Так началась биография пророка и проповедника.
Проповедничество
Жизнеописание главного мусульманского пророка гласит, что Мухаммед удалялся от мира и суеты, погружаясь в созерцание и раздумья. Уединяться он любил в пустынных ущельях. В 610 году, когда Мухаммед пребывал в пещере горы Хира, ему явился архангел Гавриил (Джибрил). Он назвал молодого человека посланником Аллаха и приказал запомнить первые откровения (аяты Корана).
История гласит, что круг приверженцев Мухаммеда, проповедовавшего после встречи с Гавриилом, постоянно рос. Проповедник призывал соплеменников к праведной жизни, убеждал соблюдать заповеди Аллаха и готовиться к грядущему божьему суду. Пророк Мухаммед рассказал, что всемогущий Бог (Аллах) создал человека, а с ним все живое и неживое на земле.
Предшественниками посланник Аллаха назвал Мусу (Моисея), Йусуфа (Иосифа), Закарию (Захария), Ису (Иисуса). Но особое место в проповедях Мухаммеда отводилось Ибрахиму (Аврааму). Его он назвал праотцом арабов и евреев и первым, кто проповедовал единобожие. Миссию свою Мухаммед видел в восстановлении веры Ибрахима.
«Мухаммед — Посланник Бога» — надпись на воротах Мечети Пророка в Медине
Аристократы Мекки увидели в проповедях Мухаммеда угрозу власти и устроили против него заговор. Соратники уговорили пророка покинуть опасный край и на время переехать в Медину. Он так и поступил. За проповедником в Медину (Ясриб) в 622 году перебрались сотни сподвижников, сформировав первую мусульманскую общину.
Община окрепла и в наказание мекканцам за то, что изгнали проповедника и его соратников, совершала нападения на караваны, выходящие из Мекки. Средства от грабежа направлялись на нужды общины.
В 630 году ранее гонимый пророк Мухаммед вернулся в Мекку, торжественно въехав в священный город спустя 8 лет после изгнания. Купеческая Мекка встретила пророка толпами почитателей со всей Аравии. Шествие Магомета по улицам было величественным. Пророка, одетого в простую одежду и черную чалму, сидящего на верблюде, сопровождали десятки тысяч паломников.
Пещера Хира, где согласно мусульманскому убеждению Мухаммед получил первое откровение
Святой въехал в Мекку как богомолец, а не триумфатор. Он обошел святые места, совершил обряды и принес жертвы. 7 раз пророк Мухаммед объехал Каабу и столько же прикоснулся к священному Черному камню. В Каабе проповедник объявил, что «нет Бога, кроме единого Аллаха», и приказал разрушить 360 идолов, стоявших в храме.
Окрестные племена не сразу приняли ислам. После кровопролитных войн и тысяч человеческих жертв они признали пророка Мухаммеда и приняли Коран. Вскоре Магомет стал повелителем Аравии и создал могущественную арабскую державу. Когда в Мекке появились ставленники и военачальники Мухаммеда, он вернулся в Медину, посетив могилу матери Амины. Но радость пророка от торжества ислама омрачилась вестью о смерти единственного сына Ибрагима, на которого отец возлагал надежды.
Коран пророка Мухаммеда
Скоропостижная кончина сына подкосила здоровье проповедника. Он, почувствовав приближение смерти, снова двинулся в Мекку, чтобы в последний раз помолиться в Каабе. Услышав о намерениях пророка и желая помолиться с ним, в Мекке собралось 10 тысяч паломников. Пророк Мухаммед объехал Каабу на верблюде и принес в жертву животных. Паломники с тяжелым сердцем внимали словам Мухаммеда, понимая, что слушают его в последний раз.
В исламе для верующих имя наделено сакральным значением. Мухаммед переводится как «достойный похвалы», «восхваляемый». В Коране имя пророка повторяется четыре раза, в других случаях Мухаммеда называют Наби («пророк»), Расуль («вестник»), Абд («раб Бога»), Шахид («свидетель») и еще несколькими именами. Полное имя пророка Мухаммеда длинное: в него вошли имена всех его предков по мужской линии, начиная с Адама. Верующие называют проповедника Абуль-Касим.
Мавзолей Мухаммеда
День пророка Мухаммеда – Маулид ан-Наби – отмечают на 12-й день третьего месяца исламского лунного календаря Раби аль-авваль. День рождения Мухаммеда – третья по почитанию дата для мусульман. Первое и второе место занимают праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. При жизни пророк праздновал только их.
День пророка Мухаммеда потомки отмечают молитвами, добрыми делами, рассказами о чудесах святого. Праздником день рождения пророка стал через 300 лет после прихода ислама. История жизни Мухаммеда (Магомета, Магомеда, Мохаммеда) воспета в книге азербайджанского писателя Гусейна Джавида. Драма называется «Пророк».
О центральной фигуре ислама снят не один десяток фильмов. В середине 1970-х на экраны вышла американо-арабская картина Мустафы Аккада «Послание (Мухаммад посланник Бога)». В 2008 году зрители увидели 30-серийный сериал «Луна рода Хашим», снятый киностудиями Иордании, Сирии, Судана и Ливана. О жизни и характере святого снят фильм «Мухаммад — посланник Всевышнего» режиссером Маджидом Маджиди, премьера которого состоялась в 2015 году.
Личная жизнь
Хадиджа окружила молодого мужа материнской опекой. Мухаммед, освободившись от хлопот и торговых дел, посвятил время религии. Союз с Хадиджой оказался щедрым на детей, но сыновья умерли. После кончины любимой супруги Мухаммед неоднократно женился, но количество жен пророка источники называют разное. В одних указывают 15, в других – 23, из которых физические отношения Мухаммед имел с 13.
Знак пророка Мухаммеда
Британский арабист и профессор Эдинбургского университета Уильям Монтгомери Уотт в работах по истории ислама раскрывает причину разного количества жен пророка: племена, претендуя на родственные связи со святым, приписывали Мухаммеду жен-соплеменниц. Пророк Мухаммед вступал в браки до Коранического запрета, разрешающего жениться четыре раза.
Исследователи сходятся во мнении, что у пророка было 13 жен. Возглавляет список Хадиджа бинт Хувайлид, вышедшая замуж за Мухаммеда вопреки родительской воле. Историки утверждают, что ни одна из последующих жен пророка не заняла в его сердце место, которое досталось Хадидже.
Из 12 жен, появившихся после первой, любимой называют Аишу бинт Абу Бакр. Это третья супруга пророка Мухаммеда. Аиша – дочь халифа, ее называют величайшим из семи ученых ислама своего времени.
Всех детей пророка, кроме сына Ибрагима, родила Хадиджа. Она подарила мужу семерых отпрысков, но мальчики умерли в младенчестве. Дочери Мухаммеда дожили до начала пророческой миссии отца, приняли ислам и переселились из Мекки в Медину. Все, кроме Фатимы, умерли прежде отца. Дочери Фатимы не стало через полгода после кончины великого отца.
Смерть
Здоровье пророка Мухаммеда ухудшилось после прощального хаджа в Медину. Посланник Аллаха, собрав оставшиеся силы, посетил могилы шахидов и совершил заупокойный намаз. Возвратившись в Медину, пророк до последнего дня сохранял ясный ум и память. Он простился с родными и последователями, попросил прощения, раздал сбережения нищим и отпустил рабов. Лихорадка усилилась, и в ночь на 8 июня 632 года пророк Мухаммед умер.
Могила пророка Мухаммеда
Жен не допустили до омовения тела, омыли покойного родственники-мужчины. Похоронили посланника Аллаха в одежде, в которой он умер. Три дня верующие прощались с пророком Мухаммедом. Могилу вырыли в том месте, где он умер – в доме жены Аиши. Позже над прахом возвели мечеть, ставшую святыней мусульманского мира.
Паломничество в Медину, где похоронен Мухаммед, считается богоугодным делом. Путешествие в Медину верующие совершают вместе с паломничеством в Мекку. Мечеть в Медине уступает по размеру мечети в Мекке, но поражает красотой. Она построена из розового гранита и украшена золотом, чеканкой и мозаикой. В центре мечети — глинобитная хижина, где спал пророк Мухаммед, и могила святого.
Цитаты
- «Оставь внушающее тебе сомнение и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает, ведь правда – это спокойствие, а ложь – сомнение».
- «Пусть язык твой постоянно наслаждается поминанием Аллаха».
- «Самым любимым из благих дел пред Богом является то, что постоянно, даже если оно незначительно».
- «Религия — легкость».
- «Каковы вы есть, таковы те, кто правит вами».
- «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость — погибнут».
- «Горе тебе! Держись ног матери, там Рай!».
- «Рай находится в тени ваших мечей».
- «Аллах мой, прибегаю к Тебе от знания бесполезного».
- «Человек с тем, кого он полюбил».
- «Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы».
Интересные факты
- Слова «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе» отношения к деятельности пророка Мухаммеда не имеют. Выражение основано на рассказе о Ходже Насреддине. Британский ученый и философ Фрэнсис Бэкон в своей книге «Нравственные и политические очерки» заменил Ходжу на Мухаммеда, подав собственный вариант рассказа о Ходже.
- Лондонский журнал «Time Out» назвал пророка Мухаммеда первым экологом.
- Кефирный грибок ранее назывался «Пшено Пророка». По легенде, под этим именем секрет его выращивания Мухаммед передал жителям Кавказа.
Кефирный грибок
- Мухаммед, предположительно, страдал эпилепсией с судорожными приступами и сумеречным помрачением сознания. В Коране сообщается, что неверующие называли пророка одержимым. Но в Коране также сказано, что «Мухаммед по милости Господа является пророком и не является одержимым».
- Отпечаток ноги пророка Мухаммеда, впечатанный в камень, хранится в Тюрбе — мавзолее в Эюпе (Стамбул).
Отпечаток ноги пророка Мухаммеда
- Главным чудом Мухаммеда мусульманские богословы считают Коран. Несмотря на то, что авторство Корана в немусульманских источниках может приписываться самому Мухаммеду, преданные хадисы говорят, что его речь не была схожа с коранической.
- Выдающиеся художественные достоинства Корана признаются всеми знатоками арабской словесности. По мнению Бернхарда Вайса, человечеству за всю его средневековую, новую и новейшую историю не удалось написать ничего подобного Корану.
- В Коране есть предание о хлебе, аналогичное истории о том, как Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.
Источник: https://24smi.org/celebrity/5240-prorok-mukhammed.html
Рамадан 2020: что нужно знать и о чем помнить верующим
В начале мая начинается священный месяц Рамадан – особый период жизни для более чем миллиарда мусульман во всем мире.
Для исповедующих веру Пророка это время молитв, благих деяний, внутренних размышлений, излечения духовных недугов и искупления грехов.
Что такое Рамадан
Sputnik / Стас Этвеш
Празднование Рамадана в Москве, архивное фото
Рамадан – девятый месяц исламского календаря.
Мусульмане верят, что именно тогда, примерно 1410 лет назад, пророку Мухаммаду через ангела Джабриила был ниспослан Коран как «верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различения».
Sputnik / / Данияр Асылбек уулу
Когда наступает Рамадан в 2020 году
Согласно богословскому заключению ученых Совета улемов Духовного управления мусульман России и Совета муфтиев России, началом месяца Рамадан в 2020 году считается 23 апреля, когда верующие начинают воздерживаться от еды и питья до захода солнца.
Последний день поста — 22 мая, а Ураза-байрам — праздник прекращения поста — мусульмане отметят 23 мая.
Это переходящий пост (савм — по-арабски), а значит выпадает Рамадан на различные месяцы григорианского календаря и может наступать весной, как в этом году, а может — летом, осенью или зимой. Начало месяца основывается на наблюдениях за фазами луны. Астрономические расчеты используются для облегчения и помощи реальному наблюдению за луной.
Суть Рамадана 2020
REUTERS / Gabriela Bhaskar
Женщина во время молитвы в первый день священного месяца Рамадан в Нью-Йорке
Во время поста положено воздерживаться от еды и питья в светлое время суток, а также отказаться от вредных привычек.
В течение месяца верующие ежедневно постятся, особо строго соблюдая предписания молитв.
Пост в Рамадан является третьим из пяти столпов ислама. Он обязателен для всех взрослых мусульман, за исключением больных, путников, а также женщин во время месячных. Однако им все равно необходимо возместить дни поста, как только это станет возможным.
Пост для сильных: что нужно и чего нельзя делать в Рамадан
Также Рамадан является временем особо интенсивного богослужения и чтения Корана, так верующие считают, что в эти дни Бог внимательно слушает молитвы страждущих.
Хотя в мусульманской и христианской традициях соблюдение поста разные корни, содержательная часть их близка по своему содержанию: из-за недостатка в удовлетворении телесных потребностей духовная природа человека посредством ограничений, аскезы и молитв получает определенное господство, что чуть-чуть приближает человека к Богу.
От рассвета до заката мусульмане не едят и не пьют во исполнение заветов Всевышнего, чтобы почувствовать, каково приходится бедным, не имеющим еды, а иногда даже питья.
Рассуждая о сути поста, исламские богословы обычно приводят цитату из Корана: «О те, которые уверовали! Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас. Возможно, вы будете богобоязненными. Пост продолжается считанные дни. А кто из вас будет болен или окажется в пути, тот (пусть — ред.) перенесет пост на другие дни.
Те же, кто не сможет восполнить его в другие дни (по причине старческой немощности или неизлечимой болезни — ред.), должны накормить бедняка. Кто сделает больше (чем накормит бедняка — ред.), то это лучше для него самого. Но если вы будете поститься (например, путник, которого не затруднит пост в пути) — это наилучшее для вас, если бы вы только знали!» (Св.
Коран, 2:183-184).
Экономика религии: затратно ли быть верующим в Таджикистане
Священнослужители отмечают, что не стоит делать акцент на возможных оздоровительных аспектах поста, таких как очищение организма. Все-таки Рамадан больше про чистоту души, а не телесное здоровье.
Социальное значение исламского поста
Sputnik / Максим Богодвид
Верующий на намазе в мечети, архивное фото
Ни о каких послаблениях или изменениях в практике поста, с учетом реалий современного мира и несколько «потребительского» отношения людей, речи не идет.
«В исламе, — поясняет муфтий Ильдар Аляутдинов, — все предписания направлены на принесение пользы человеку как духовной, так и физической. Всевышний не возлагает на человека сверх его возможностей, как неоднократно говорится в Коране и Сунне».
По его словам, неважно, какой год на календаре, пересмотреть нужно не предписания Господа — они мудры и неизменны на все времена, а образ жизни верующего в течение года. Это и физическая активность, и периодическая практика поста, и спорт, и здоровое питание, и, конечно же, отказ от вредных привычек.
«Тогда пост окажется легким, необременительным, комфортным, заряжающим хорошим настроением, и, что важнее всего, — дарующим довольство Всевышнего», — считает муфтий Москвы.
Действительно при современном темпе жизни пост, на первый взгляд, может показаться затруднительным. Один из распространенных страхов — долгий световой день в летний период времени, когда воздержание длится около 20 часов и лишь три-четыре часа отводятся на пополнение жизненных сил. Однако, как показывает практика, верующим, если они не изнуряют себя продолжительным физическим трудом, успешно удается преодолеть психологический и физический дискомфорт в первые дни Рамадана.
Месяц Рамазан в Таджикистане: очистительный пост или способ заработать
Как было сказано, послабления поста в исламе касаются путников, больных, беременных и кормящих матерей, стариков и детей. Если у верующего есть реальные проблемы со здоровьем и пост может даже угрожать его жизни, то пропущенные дни Рамадана искупаются так называемой фидьей-садакой.
Это установленный размер суточного питания в денежном или продуктовом эквиваленте. В 2019 году Совет улемов ДУМ России определил, что фидья-садака составляет минимум 250 рублей и увеличивается в зависимости от дневного рациона человека. Средства за каждый день поста, пропущенный по уважительной причине, отдаются на пропитание нуждающимся верующим лично или через соответствующие организации.
Так что социальная и нравственная роль поста столь же важна, как и молитвенная.
«В это время, когда человек испытывает голод и жажду, он входит в состояние людей, которые не имеют доступа к пище и воде. Пост заставляет более милосердно относиться к людям, входить в их положение, давать больше милостыни. В Коране написано: «Богатство, состояние человека не уменьшится от того, что он дает милость, а только увеличится», — отмечает экскурсовод Московской соборной мечети Вера Репина.
Что важно знать о Ночи Могущества Ляйлятуль-Кадр
AP / Hadi Mizban
Город Медина в Саудовской Аравии, архивное фото
Самым важным, ключевым моментом поста является Ночь Ляйлятуль-Кадр, Ночь могущества и Предопределения.
Это самая почитаемая ночь Рамадана в честь открытия Мухаммаду первой суры Корана в 610 году в пещере Хира горы Джабаль ан-Нур. Тогда к молящемуся пророку явился архангел Джабраил и, указав на свиток, сказал: «Читай! (Коран — ред.)».
Дата наступления аль-Кадр каждый раз меняется, недаром известные ученые говорили: «Человек должен искать Лайлятуль-Кадр в каждой ночи года».
Ночь Могущества и Предопределения аль-Кадр 2020: когда наступит, как встречать
В эту ночь, по словам богословов, чтобы услышать голос сердца, — нельзя делать следующие вещи: проводить Ляйлятуль-Кадр в развлекательных местах, сквернословить и разносить сплетни, дабы сохранить чистоту помыслов, ложиться спать, когда есть возможность читать намаз и молиться.
Это время можно провести как в одиночестве, так и с друзьями, но лучше пригласить компанию за стол, чтобы поговорить о чем-то благом и поразмышлять вместе о жизни. И не стоит тратить благодатные минуты на пустые шутки и праздное веселье.
В Ночь Могущества Ляйлятуль-Кадр самым лучшим для мусульманина считается совершение покаяния (тауба) и сердцем и языком, чтобы Аллах простил все его грехи. В эту ночь совершаются пропущенные намазы, читается Священный Коран, анализируются ошибки проведенных дней, месяцев, прощаются былые обиды, строятся планы на будущее.
По словам Абдугаффора Назирова, муллы из Таджикистана, чтобы определить, какая конкретно ночь является Ночью Могущества и Предопределения, обращают внимание на погоду: она должна быть безоблачной и без осадков, вокруг должна царствовать абсолютная тишина и безмятежность, а под утро солнце должно появиться на горизонте нежного света, словно луна.
«Говорят, в ночь аль-Кадр даже звезды не падают. Мне, естественно, не удалось всю ночь напролет следить за небом, поскольку самым лучшим для мусульманина будет совершение покаяния (тауба) и сердцем, и языком, чтобы Аллах простил все грехи», — рассказывает мулла.
Глава Совета муфтиев предсказал рост доли мусульман в России
Богослов подчеркивает, что совершать намаз в данную ночь нужно не так, как в обычные дни: читается намаз нафль (дополнительный), который можно совершать с любым четным количеством ракатов (один цикл намаза). Сам Назиров старается за ночь прочесть до тысячи ракатов.
«Это число ракатов не является обязательным для всех, ведь каждый должен читать ровно столько, насколько его хватит. Я знаю многих, кто в эту ночь читает до последних сил», —пояснил мулла Sputnik Таджикистан.
Популярные стереотипы о Рамадане
Sputnik / Максим Богодвид
Верующие на намазе в праздник Курбан-Байрам в казанской мечети Кул-Шариф, архивное фото
С Рамаданом связано несколько распространенных стереотипов, например, что пост прекращается с закатом солнца, хотя от дополнительных молитв, подачи милостыни, совершения добрых дел и прочих обязательств, которые взял на себя мусульманин во время Рамадана, заход солнца никак не освобождает.
А потому упорствование в грехе во время поста, якобы «после заката не считается», некоторые исламские богословы расценивают как особо лицемерный, нечестивый поступок или, согласно шариату, фиск — сознательное неповиновение воле Аллаха.
Или напротив, что пост должен длиться весь световой день, даже если он длится 20 часов кряду. Хотя истории о мусульманах, которые умерли от истощения, дожидаясь восхода солнца, сейчас кажутся чем-то похожим на страшные байки, однако подобный стереотип имеет историческое обоснование.
Смерть от жажды, запрет на поцелуи: 5 популярных стереотипов о Рамадане
Еще во времена Российской империи группа уроженцев из Туркестанского генерал-губернаторства оказалась на Русском Севере, и в течение 3-4 дней несколько верующих действительно умерли от истощения, пока мулла из ближайшей мечети не объяснил им особенности местного климата и не рассказал о недопустимости голодной смерти во время поста.
Сейчас мусульмане определяют часы ифтара и молитвы, ориентируясь на время ближайшей мусульманской страны, либо пользуясь специальными мобильными приложениями, привязанными к астрономическому календарю.
К примеру, существует укоренившееся суждение, что во время Рамадана запрещены любые интимные отношения между мужем и женой, хотя Коран прямо говорит об обратном.
«Дозволено вам в ночь поста близость с вашими женами. Они одежда для вас, а вы — одежда для них» (сура Бакара, аят 187).
Источник: https://tj.sputniknews.ru/analytics/20190428/1028633137/ramadan-post-islam.html