Что такое кулич история

Пасхальные ритуалы и обычаи. Что значат эти куличи и яйца?

В магазинах появляются куличи, работники торговли приготовились к повышенному спросу на яйца, страницы журналов пестрят различными праздничными рецептами, а на улицах появились плакаты с надписями «Христос Воскресе!».

Пасха! Важнейший христианский праздник, торжество из торжеств, праздник праздников, установленный в честь воскресения Иисуса Христа.

И мы послушно красим луком яйца, покупаем и освещаем куличи, ходим в церковь на праздничную службу и принимаем участие в Крестном ходе, а быть может, просто смотрим по телевизору прямую трансляцию из Иерусалима, испытывая удовлетворение от того, что отдали дань какой-то малопонятной традиции, и редко когда задаемся вопросами: «А при чем здесь куличи?», «Почему яйца, и именно красные?», «Зачем к столу подают пасху?» и т.п. А между тем история Пасхи и пасхальные традиции не менее интересные, чем само празднование.

Приготовления

К самому большому празднику года в доме, разумеется, должно быть убрано, непременно (по народной примете) вымыты окна. Вернее, не просто к Пасхе, а к Великому четвергу, недаром его еще называют Чистый четверг.

В старину к этому дню собирали ветки можжевельника и сжигали их, а дымом окуривали все помещения, в том числе хлев и сарай, — считалось, что целебный можжевеловый дым, своего рода благовоние Центральной России, — защищает человека и скот от болезней.

Именно в этот день также положено красить яйца, делать пасху, замешивать тесто для куличей — пожалуй, для хозяек это один из самых хлопотных дней в году. Приготовление пасхального стола стараются закончить именно в четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня траура и молитвы.

Не забывали в старину и о личной гигиене — раньше в этот день многие купались в проруби. Именно в этот день впервые подрезали волосы годовалому ребенку (делать это раньше считалось грехом), а девушки подрезали кончики своих кос — чтобы волосы были гуще и лучше росли.

Однако у Великого четверга есть еще одно название — Страстной четверг, день Тайной вечери, и православные стремятся в этот день в первую очередь очиститься духовно, причаститься, — именно в этот день на Тайной вечере Христом и было установлено таинство евхаристии, или причащения.

Что касается освящения куличей, творожных пасх и яиц, то, как правило, в небольших сельских церквях их освящают в храмах в воскресенье сразу после пасхальной службы, а в больших городах, когда в этот день в храм приходит огромное количество народу, это делают за день до этого, в субботу.

Пасхальное богослужение

Богослужение в Пасху особо торжественное. Как правило, оно начинается незадолго до полуночи, но лучше прийти в церковь заранее, чтобы не оказаться за порогом, — большинство церквей в пасхальную ночь набиты битком и многие прихожане занимают места уже за несколько часов. Из церкви начинается и Крестный ход, названный так потому, что священник несет перед собой крест.

Процессия три раза обходит вокруг церкви с пением. Участников Крестного хода церковь сравнивает с женами-мироносицами, которые первые встретили Христа воскресшим. В это время бьют колокола — в течение пасхальной недели во всех православных церквях, как правило, любому желающему разрешается подняться на колокольню и позвонить.

А после окончания службы верующие христосуются — приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!». Свечу, с которой обходили Крестным ходом вокруг церкви, раньше обычно сохраняли, приписывая ей чудесные свойства. На этом торжественная часть заканчивается, и начинается пасхальный пир.

В течение всех 40 дней Пасхи, а особенно на первой неделе, ходят в гости, дарят крашеные яйца и куличи, а в старину еще и играли в пасхальные игры.

Крашеные яйца

Яйца на Пасху красят все — и верующие, и те, для которых это просто веселый обычай. И правда, какая Пасха без яиц? Ведь яйцо — не только символ жизни, плодородия и весеннего возрождения природы. Еще задолго до Христа яйцо считали прообразом самой Вселенной. Сама форма яйца — овал — у греков символизировала чудо.

Обычай красить яйца связан с именем римского императора Марка Аврелия. Считается, что в день, когда он родился, одна из кур его матери снесла яйцо, помеченное красными точками. Это истолковали как знак того, что родился будущий император. Со временем у римлян вошло в обычай посылать друг другу в качестве поздравления окрашенные яйца.

Причин же, по которым православные красят на Пасху яйца именно в красный цвет, называют несколько. Существует версия, что это делают потому, что в пасхальные праздники яйцо окрашено кровью Христа.

Другая легенда гласит, что после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. На столе среди прочих блюд были жареная курица и вареные яйца. Один из гостей, вспомнив про Христа, сказал, что тот воскреснет на третий день, на что хозяин дома ответил, что это будет возможным, только если курица на столе оживет, а яйца станут красными. И в тот же миг курица ожила, а яйца покраснели.

Однако самая распространенная версия — что после воскресения Христа его последователи разошлись по разным странам, разнося повсюду весть о том, что Христос победил смерть. И Мария Магдалина пришла с этой вестью к самому римскому императору Тиберию.

В подарок императору Мария преподнесла яйцо как символ воскресения Христа. Император же усомнился в этом и сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мертвые не воскресают. Яйцо тут же стало красным.

Потому, несмотря на то что яйца красят в разные цвета, традиционным цветом считается именно красный, цвет жизни и победы.

Также существует и вполне бытовое объяснение обычая крашения яиц.

Его сторонники утверждают, что так как во время сорокадневного Великого поста нельзя есть яйца, а курицам-несушкам объяснить это невозможно, то за время поста скапливалось огромное число яиц, которые нельзя было съесть сразу.

Чтобы они не пропали, их варили, а чтобы не путать с невареными, их красили натуральными красителями, в частности луком, который и придавал им темно-красный цвет. Со временем хозяйственная необходимость превратилась в праздничный ритуал.

Пасха

Это особое сладкое блюдо из творога имеет форму усеченной пирамиды, символизирующей Гроб Господень, и ее, как правило, украшают буквами «ХВ». Она также считается символом пасхального веселья и сладости райской жизни, прообразом Царства Небесного, и тех самых молочных рек в кисельных берегах, которые всегда были мечтой русского крестьянина.

Кулич

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос — хлеб, который освящается на пасхальном богослужении.

В память о том, что Христос, приходя к своим ученикам после воскресения, сам вкушал с ними пищу, апостолы во время еды не занимали среднее место за столом, оставляя перед ним хлеб, будто Христос незримо присутствовал среди них. Таким образом, пасхальный артос — символ самого Иисуса.

Всю Светлую седмицу (праздничную неделю после Пасхи) он занимает в храме самое видное место и раздается верующим в субботу этой недели. К настоящему времени сложился обычай и в каждой семье печь сдобный хлеб — кулич, как бы домашний артос, и освящать его в церкви.

Народные обычаи

Раньше в пасхальную ночь — как только зазвонят колокола — всюду в деревнях зажигались огни. Около церквей разжигали костры, зажигали развешенные накануне фонарики, на холмах поджигали смоляные бочки. Оставшиеся от костров угли собирали и закладывали под крышу — дабы защитить дом от пожара и молнии.

Во многих местах перед началом пасхальной службы и после ее окончания было принято стрелять из ружей. Особенно распространенной эта традиция была среди охотников — считалось, что тем самым не только обеспечишь себе удачную охоту на весь год, но также непременно убьешь черта.

К тому же «стрелять — значит Христа встречать».

А на севере России после окончания пасхальной службы скорее бежали домой разговляться — считалось, что кто быстрее прибежит, тот раньше других соберет урожай.

Народные гулянья на Пасху сегодня уже не проводятся с таким размахом, как раньше, когда они продолжались от одного дня до 2—3 недель (в зависимости от местности) и носили название Красная горка — время хороводов и разнообразных игр. Так же как люди христосуются трижды в щеки, христосуются и пасхальными яйцами, разбивая по очереди разные их концы.

Раньше дети везде играли в «покатушки» — у кого яйцо дальше укатится. У пасхальных яиц были и разные «практические» применения — их катали по земле, чтобы она была плодородной; яйцо клали в правую руку тому, кто умер на Пасху; зачастую их не ели сразу, а берегли в течение всего года, чтобы использовать как защиту дома от пожара, а посевов — от града.

Следует сказать, что по традиции на Пасху никогда не ходят на кладбище, более того, в связи с этим радостным днем прекращается даже поминовение усопших в течение всей Светлой седмицы. Родительский день — Радоница — отмечается на десятый день после Пасхи, а обычай посещать на Пасху могилы родственников возник в советское время — как попытка превратить церковный праздник в своего рода день поминовения усопших.

Источник: https://www.gotovim.ru/library/obryady/paskha/paskhritualy.shtml

Пасхальные куличи. Традиции и современность

Выпекание пасхального кулича и его появление на столе – одна из главных пасхальных традиций, которая сохранялась нашими бабушками даже во время строжайшего советского дефицита. Еще бы! История пасхальных куличей длится уже тысячелетия.

 Куличи возникли задолго до христианства и, как многие явления языческого мира, плавно перешли и в христианское общество. Сейчас кулич – главное блюдо на пасхальном столе.

Собрав в себя множество символов современного и обрядового мира, кулич демонстрирует нам все тот же круговорт жизни и Воскресения, о котором мы вспоминаем все пасхальные праздники.

Пасхальный кулич остается все тем же хлебом, который уважался на Руси, и уважение это сохранилось во многих пословицах и традициях. Так, например, молодые, вступив в новую жизнь, образуя пару, которая даст новые жизни, едят кулич, оделяя им всех родственников. С детства нас приучили не выбрасывать хлеб, и до сих пор в деревнях для выпекания хлеба есть свои традиции и дни. Пасхальный же кулич в хлебах, да и не просто в хлебах, а в праздничных хлебах – самый главный. К нему и подход особый: трепетный, уважительный, нежный и молитвенный. И, пожалуй, именно молитвенное состояние в выпекании пасхального кулича — самая важная составляющая.
 

Выпекание хлеба всегда было особым процессом для наших предков. Пекли его женщины, причем в определенные дни  и в определенном настроении. Хлеб – символ жизни, и относились к этому с пиететом; было немыслимо нашим деревенским бабушкам выпекать хлеб и одновременно, допустим, болтать с соседкой. К пище вообще относились гораздо более уважительно, чем мы сейчас, а уж к традиционной обрядовой пище, обрядовой выпечке – и подавно.

К выпеканию куличей готовились заранее. Создавали атмосферу в доме, которая настраивала хозяйку на нужный лад, убиралась вся суета сует, читались молитвы. Часть традиций сохранилась и до сих пор у наших бабушек.

 Опара на куличи всегда ставится с молитвой, с молитвой же и вымешивается тесто.

Происходило это все в тишине и покое, являясь священным семейным таинством, вмешиваться в которое было невозможно – ибо от этого зависела буквально жизнь семьи, жизнь рода, продолжение рода, Воскрешение, наконец.

Готовясь выпекать куличи, подумайте, что вы будете делать, не занимайтесь ими в спешке или плохом состоянии духа. Еда часто вбирает в себя энергию хозяйки, и, если вы не хотите накормить в эти святые дни свою семью раздражением и усталостью – то позаботьтесь о своем душевном состоянии. Помните, что приготовление кулича – всегда женское таинство.
 

Символика кулича

С пасхальным куличом мы сталкиваемся каждый год и едим его, не задумываясь. Зачастую для нас и наших детей это всего лишь вкусная «булочка» на очередном «празднике жизни». А ведь, если не ерничать, то пасхальные дни – это именно Праздник Жизни, да не просто какой-то рядовой праздник, а гимн Жизни, гимн Воскресению, гимн победе над смертью.

Как и другая обрядовая еда, кулич вобрал в себя всю символику жизни и стал квинтэссенцией пасхального стола. Пасхальный кулич главенствует на пасхальном столе, с него начинается еда, именно он — главное блюдо, именно к нему больше всего уважения.

  • Хлеб – это символ матушки-земли.
  • Пасхальный Хлеб – это символ Тела Христа, погибшего за наши грехи.
  • Пасхальный Хлеб – это, одновременно, и символ преломленного на Тайной Вечере хлеба.
  • Пасхальный кулич – это символ богатства и плодородия, в его состав идет много «дорогих» составляющих  – яйца, масло, которые по весне все еще «деликатесы», если их не закупаешь в супермакете.
  • Легкость пасхального кулича – символ легкости Новой Жизни.
  • Долгое «созревание» теста, его расстаивание – символ долгого времени, необходимого для  созревания всех новых жизней в семье и Роду.
  • Наконец, из очевидных простых составляющих  пасхального кулича —  белая шапка – как символ святости происходящего, символ чистоты помыслов преломляющих хлеб.  

Как готовим кулич

Пасхальный кулич готовится в  Страстной Четверг, в день, символизирующий  Тайную Вечерю. Сначала готовится опара, затем тесто, которое несколько часов расстаивается. При этом в квартире и особенно кухне, где происходит таинство, соблюдается тишина, не открываются окна и двери (последние по возможности), не разрешается громко говорить, и в некоторых семьях даже запрещают ходить в тяжелой обуви (думаю, резонно снять на это время и шпильки).

 Все ограничения имеют свой символический смысл и не всегда связаны с кулинарными особенностями теста, а связаны зачастую с той  таинственной обстановкой, которая формируется вокруг кулича хозяйкой. Так, окна и двери — это связь с внешним миром, в котором полным-полно злых сил, и допустить их в дом во время этой священнодействия считалось невозможным. Разумеется, в каждой семье есть свои рецептурные традиции, передающиеся из поколения в поколение.

Если тесто по таким рецептам не получается, то пробуйте рецепты классические, например, опробуйте рецепты В.В. Похлебкина, специалиста по кухням славянских народов и рецептам народов СССР.

Кстати, вот еще о чем полезно подумать в том случае, если тесто не получается: тесто и любая сдоба – символ тела, и зачастую, если хозяйка не принимает свое тело, вечно «сидит» на диетах, то и тесто у нее не выходит: не получается красивое сильное «тело» кулича.

Как едим

Есть свои традиции и в поедании пасхального кулича. Во-первых, с него начинается пасхальная трапеза. Во-вторых, пасхальные куличи едят всю неделю. В–третьих, их разрезают особым образом.

Режут кулич чаще всего поперек, так, чтобы получились «колечки», оставляя шапку кулича до последнего нетронутой. В этом также есть своя глубочайшая символика. Шапка кулича используется и как крышка – если кулич слишком большой и не может быть съеден семьей за один раз, то шапкой прикрывается надрезанная часть. Шапка съедается в последнюю очередь.

Не забывайте в погоне за традициями о том состоянии, в котором должно находится в эти дни, радуйтесь воскресению Христову и весне, своей семье. Будьте счастливы!
 

Источник: https://dom.sibmama.ru/kulichi.htm

Куличи: история и традиции

Немного истории

Уже много веков подряд выпекать куличи и красить яйца на Пасху стало своего рода традицией. А вы задумывались когда-нибудь над тем, откуда пошла это традиция? Что означает пасхальный кулич?

Сам праздник Пасха пришел к нам от еврейского народа. Для них этот день – праздник освобождения от египетского рабства. Именно в этот день Моисей вывел израильский народ с Египетской земли и спас всех первенцев мужского пола. Эта история пришла к нам со Старым Заветом. Но с приходом Иисуса Христа история Пасхи Старого Завета потеряла свое значение. По Новому Завету пасхальный кулич означает тело Иисуса Христа, которое он принес в жертву для искупления человеческих грехов.

Таинство приготовления

Выпекание кулича является важным ритуалом, ведь по тому, насколько он получится красивым и пышным, можно судить о благополучии семьи на ближайший год.

Пасхальный кулич готовится в Страстной четверг, именно в этот день происходила тайна вечерня Иисуса с его учениками. В первую очередь готовится опара, а затем уже и само тесто. Во время процесса приготовления кулича создается некое таинство. Запрещается открывать окна и двери, громко разговаривать и ходить. Например, окна и двери – символизируют связь с внешним миром, где полно злых сил, и пускать их в дом во время приготовления строго запрещалось.

Особенности поедания кулича

Пасхальный кулич должен быть первой едой, которую вы попробуете в светлый праздник Пасхи. Куличи едят всю неделю, и третья особенность – это то, как нарезается кулич. Следует делать это поперек, оставляя верх кулича не тронутым. Если кулич слишком большой и семья не может съесть его за один раз, оставшийся кулич накрывается сверху «шапочкой».

У нас вы можете приобрести куличи на заказ, что позволит вам сэкономить время и собственные силы. И ваш пасхальный кулич будет пышным, румяным и очень вкусным.

Куличи на заказ (с доставкой)

* Можно заказывать как вместе с обедами, так и отдельной позицией.

Кулич на заказ «Большой» вес 500 гр – 200 руб. ЗАКАЗАТЬ

* На фото: мы испекли несколько куличиков разного размера (от «Малого» до «Большого»)

Источник: https://obedru.ru/news/2014-04-18/kulichi-istoriya-i-traditcii

Все про кулич: традиции, история возникновения, что символизирует

Что такое кулич?
Существует ли упоминание в Библии о куличе?
Прообраз кулича? 
Кулич, происхождение. Когда, как и откуда пришел кулич на Русь?
Форма кулича. Когда кулич приобрел современную форму? 

Наверняка многим из нас хотелось бы сказать о куличе словами Пушкина: «Кулич — как много в этом слове для сердца русского слилось».

Но увы, эти Пушкинские слова совсем не про кулич. Ведь слово «кулич» совсем не русское и пришло на Русь из Греции. В переводе с греческого «кулич» означает «хлеб круглой или овальной формы».  Даже традиция выпекать пасхальный хлеб отнюдь не русская, а пришедшая к нам с крещением Руси из древней Иудеи.

Но обо всем по порядку.

Что такое кулич?

Кулич

Кулич — это пасхальный хлеб, выпекаемый для встречи Иисуса Христа в ожидании его прихода.

Кулич выпекается накануне Пасхи и освящается в Светлую субботу в первый день Пасхи.

В русской традиции кулич печется из дрожжевого теста в виде высокого цилиндрического хлеба, который сверху украшается глазурью или фигурками из теста.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда празднуют день Ангела Александра

Упоминается ли кулич в Библии ?

Библия о куличе

В Библии о куличе упоминаний нет и быть не может, потому что кулич — это относительно недавнее кулинарное изобретение XIX века. В Библии в качестве пасхального хлеба выступает обыкновенная пресная еврейская маца.

Что было прообразом кулича?

Греческий хлеб артос

Прообразом кулича принято считать пасхальный греческий хлеб артос, и это естественно, поскольку православное христианство пришло на Русь из Греции и принесло с собой греческие церковные традиции, одной из которых и является печь на праздник Пасхи пасхальный хлеб артос. Первые упоминания об артосе датируются XII веком.

Кстати, если кто не знает, то в наших православных храмах пекут и освещают именно артос. И именно «артос» имеет главенствующее значение.

А что же такое тогда кулич? А кулич, в отличие от канонического артоса, — это такой себе домашний пасхальный хлеб, которые хозяйки выпекают к празднику Воскресения Христа.

Хотя артос также трудно назвать каноническим пасхальным хлебом, ведь Иисус Христос на трапезе с апостолами ел вовсе не артос и тем более не кулич, а обыкновенную пресную еврейскую мацу. И в своем послании ученикам Иисус завещал на Пасху есть именно пресную мацу, а не дрожжевые куличи.

В первый месяц (Нисан), в четырнадцатый день месяца, вечером Пасха Господня; И в пятнадцатый день того же месяца праздник мацы (праздник опресноков) Господу; семь дней ешьте мацу (опресноки). Левит 23:5,6

Как видите, в Библии нет никакого упоминания ни о каких артосах, а тем более куличах или пасках. 

Таким образом и артос, и кулич (паска) являются просто образами пасхального хлеба, адаптированного к нашим традициям.

Кулич, происхождение. Когда, как и откуда пришел кулич на Русь?

Кулич на Руси.

И у историков, и у церкви нет единой версии о том, как и когда кулич появился на Руси.

Считается, что прообраз кулича на территории Руси был всегда. Только в дохристианские времена это был вовсе не кулич, а некий весенний обрядовый хлеб, выпекаемый к весеннему празднику Солнца. Безусловно, существование такого хлеба — вполне правдоподобная версия, поскольку в язычестве подобные обряды существовали повсеместно.

С появлением христианства на Руси языческие праздники и символы плавно трансформировались в христианские. Языческий обрядовый хлеб трансформировался в христианский пасхальный хлеб и в XIX веке приобрел сегодняшнее название — кулич (в других регионах — паска).

Историки считают, что впервые слово « кулич» пришло на Русь из Греции только в XVI веке, а окончательно закрепилось только в XIX веке. Вплоть до XIX века на Руси пекли вовсе не куличи, а перепечу —открытый пирожок из теста, в середину которого клали разную начинку —  творог, грибы или ягоды.

Картина «Пасхальная заутреня в Малороссии», художник Пимоненко Н. К., 1891

Первые упоминания о перепече относятся к XVII веку, когда боярские жены везли перепечу на царский двор.

Перепеча пеклась в печах, способом подовой выпечки на нижнем слое свода печи или на противне и в целом напоминала современный каравай.

Форма кулича. Когда кулич приобрел современную форму?

Ромовая баба

Современную высокую форму кулич приобрел только в XIX веке. Произошло это благодаря ромовой бабе, пришедшей в это время из Франции в Российскую империю.

Ромовая баба полюбилась жителям Российской империи, и с середины XIX века стала привычным десертом на русском столе.

Постепенно заграничная ромовая баба вытеснила перепечу и стала современным пасхальным куличом. 

Источник: https://tvbesedka.com/article/vsie_pro_kulich_traditsii_istoriia_vozniknovieniia_chto_simvoliziruiet_359

История пасхального кулича и виды куличей

История кулича уходит своими корнями в далекое прошлое. Кулич часто упоминается в языческих обычаях, а с приходом христианства он стал главным и важнейшим атрибутом новой религии.

В прошлом у различных народов было принято печь весной хлеб и приносить его в жертву богам плодородия. В христианской церкви этот древнейший праздник был установлен и начал отмечаться уже в апостольское время.

История происхождения пасхального кулича связана с апостольскими временами, когда зародилась традиция празднования одного из главных христианских праздников.

Как сформировалась традиция выпекать куличи

В этапе раннего христианства Пасху в разных церквях отмечали в разное время. Первая попытку прийти к согласию в вопросе даты празднования Пасхи была предпринята в средине второго века при святом Поликарпе, епископе Смирнском. В рамках первого Вселенского Собора в 325 году было решено праздновать Светлое Христово Воскресение повсеместно в одно время.

На востоке празднование приходилось на четырнадцатый день нисана (в апреле) вне зависимости от того, на какой день недели выпадала эта дата. На западе было принято отмечать праздник в первое воскресение после весеннего полнолуния. В православной христианской традиции Пасху отмечают по окончании Великого поста. В 2017 году Светлое Христово Воскресение пришлось на 16 апреля.

До прихода на Землю Иисуса Христа у евреев существовала традиция выпекать пресный хлеб, который служил напоминанием об их поспешном уходе из Египта. Отсюда и произошло еще одно название Пасхи — Праздник Опресноков.

Каждая семья должна приносить в храм агнца и по специальному Моисееву закону закалывали ягненка, этот агнец служил прообразом и напоминанием о грядущем Спасителе. Агнца, который и назывался – Пасха, было необходимо запечь и съесть с горькими травами. Горький привкус служил напоминанием о многочисленных горестях, перенесенных народом в Египте.

Что символизирует кулич

С приходом Иисуха Христа празднование Пасхи приобрело новое значение, трансформировав ветхозаветное. «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими» (Матфея 26: 17 – 18 ст.).

Пасхальный кулич напоминает о том, как Иисус Христос вместе со своими учениками вкушал хлеб с тем, чтобы они уверовали в его воскресение и в полной мере осознали его жизненную миссию. Когда Спаситель был распят, его ученики во время трапезы оставляли место Христа свободным и клали туда хлеб, который был символом его незримого присутствия. Таким образом, объясняется история, почему на Пасху пекут куличи.

Чтобы верно истолковать в истории символ пасхального кулича, важно помнить, что празднование Светлого Христова Воскресения в древней христианской церкви было связано с двумя главными аспектами — страданиями, которые понес Иисус Христос на кресте за грехи всего человечества, и его последующим воскресением.

Так возникли понятия Пасхи страдания или Пасхи Крестной, а также Пасхи Воскресения. Слово «пасха» с греческого переводится как «избавление», «преодоление».

Таким образом, Светлое Христово Воскресение и история пасхального кулича связаны с двумя последовательными этапами прохождения Христа от смерти к жизни и от земли к небу.

За тайной вечерей Христос сидел посреди учеников, преломлял хлеб и раздавал ученикам говоря: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Матфея 26: 26 – 29 ст.).

Виды пасхальных куличей

Классический кулич принято выпекать из дрожжевого теста и обязательно цилиндрической формы.

В истории возникновения кулича важную роль сыграло то, что он стал аналогом церковного хлеба, артоса (хлеб, который приносится в храм и освящается на богослужении на сам праздник Пасху, а на Пасхальной неделе раздается верующим), но готовить его было принято дома.

По форме традиционный пасхальный кулич напоминает церковь с куполом. Недаром на корке принято изображать крест. Возможно, это символы обеспечивают ему возможность долго храниться и сохранять свои вкусовые качества.

Позднее сформировалась традиция выпекать творожную пасху, которая обычно имеет вид пирамиды. Такой вид пасхального кулича готовят в четверг перед праздником, а в ночь на воскресенье в Светлое Христово Воскресение освящают.

Рецепт приготовления творожного кулича имеет свои особенности и чем дольше творожная масса находится в форме под прессом в холодном месте, тем лучшие вкусовые качества приобретает. В разных странах популярны свои особенные рецепты куличей. В них добавляют изюм, цукаты, различные специи.

Помимо пасхального кулича неотъемлемым символом Светлого Христова Воскресения выступают окрашенные в различные цвета куриные яйца. Хотя основным, конечно, считается красный цвет, символ крови Христовой. Вместе с пасхальным куличом их несут в храм для освящения. Это — первая пища, которой разговляются верующие по окончании Великого Поста.

Источник: https://hristos-voskrese.ru/voprosy-o-pashe/istoriya-pashalnogo-kulicha.html

История Пасхи или причем тут куличи и яйца?

Я не пытаюсь в этой статье оскорбить чувства верующих, я сам человек искренне и глубоко верующий в Иисуса Христа. Именно поэтому я хочу говорить прямо, не срезая острых углов, о самом главном празднике в Христианстве, да и вообще во всей истории человечества – Пасхе!

Я вырос в семье верующих коммунистов, и мама всегда на Пасху красила куриные яйца шелухой от лука.

Конечно, в не очень сытые советские и перестроечные времена любой праздник был радостным, так как на столе появлялись всякие вкусности, которых не было в повседневном рационе.

Я из любопытства задавал вопрос маме: а почему и для чего она красит яйца на Пасху? На что получал очень состоятельный ответ: «Так надо!» Я уверен, что многие люди и сегодня красят куриные яйца на Пасху потому, что так надо!

Но почему яйца и зачем их красить, и как все это связано с Иисусом Христом, и что такое Пасха? Давайте попробуем разобраться.

История праздника Пасхи

Скажу сразу, что Иисус Христос по своей национальности не был Русским, Он был Еврей, и Его рождение, служение, распятие и воскресенье происходили не в русской глубинке, а на Ближнем Востоке. Само слово «Пасха» переведено с еврейского слова «Песах», буквально означающего «пройти мимо».

Сам праздник Пасхи возник задолго до Рождества Христова, и был связан с выходом Еврейского народа их Египетского рабства. Библия, описывая нам события того времени, повествует о 10 казнях, которые Бог обрушил на египетский народ из-за того, что Фараон не хотел отпускать Еврейский народ из рабства.

Самой последней и самой страшной казнью была смерть всех первенцев у Египтян, Ангел смерти в одну ночь прошел по всей Египетской земле и умертвил всех первенцев в каждом доме. Только в дома Евреев и тех, кто по слову Бога накануне вечером заколол чистого и непорочного ягнёнка и помазал косяки дверей его кровью, Ангел смерти не зашел, но прошел мимо! И наутро Фараон отпустил Еврейский народ, и они благополучно вышли из Египта.

Бог повелевает Еврейскому народу каждый год праздновать Пейсах (Пасху) в знак того, что Бог освободил их из рабства, и Ангел смерти прошел мимо!

Иисус Христос и Пасха

Через 13 веков на земле происходит поистине уникальное событие – дева Мария зачинает от Духа Святого, и рождается Сын Божий, которого нарекают Иисусом Христом.

Он, проживший безгрешную жизнь, умирает на кресте, и воскресает на третий день, тем самым избавляет каждого, кто поверит в Него, от рабства греха и дьявола. Он становится для нас тем безгрешным Агнцем, пролившим Свою кровь, чтобы избавить нас от вечного ада.

Благодаря Ему смерть теперь проходит мимо. «Пасха наша Христос, закланный за нас» (Библия, 1Коринфинам 5:7).

Почему на пасху пекут куличи и красят яйца.

Я уверен, нам стала понятна связь ветхозаветной Пасхи с Иисусом Христом. Но вот причем тут куличи и яйца? Ведь в Ветхом Завете Евреи в день Пасхи ели пресный хлеб, мясо ягненка, горькие травы и овощи, убирали из дома все квасное. Современные же куличи пекут, используя дрожи.

Кто-то утверждает, что яйцо — это символ начала жизни, но причем тут я, ведь меня создал Бог, а не петух.

Кто-то говорит, что куличи и яйца пришли из язычества и связанны с поклонением «богу» плодородия и символизируют мужские половые органы, и, чтобы урожай был хороший, в жертву приносили яйца и соответствующей формы хлеб. Может быть.

Одно знаю точно: евреи на Пасху не красят яйца и не пекут куличи, и в Библии мы нигде не видим даже намека на то, чтобы Иисус или апостолы красили яйца и пекли куличи.

Заключение

Однажды в день Пасхи я наблюдал такую картину: во дворе дома сидят и выпивают двое мужчин, и вместо тоста один говорит: «Христос воскрес», второй отвечает ему: «Воистину воскрес», и залпом выпивают.

Печально то, что для многих Пасха – это куличи и яйца, повод выпить и вкусно покушать. И жалко то, что многие люди как пароль и отзыв говорят друг другу: «Христос воскрес, воистину воскрес», но не знают и не принимают того, что сделал для них Иисус Христос.

Первое послание Петра 2:24: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его мы исцелились!»

Источник: https://golosboga.ru/nsk/articles/art/istoriya-prazdnika-paskhi-ili-prichem-tut-kulichi-i-yaytsa/

Почему на Пасху пекут куличи?

Уже много столетий подряд все христиане встречают радостный и светлый праздник Пасхи с такими неизменными атрибутами, как пасхальные яйца и пасхальные куличи. Именно с ними, а также с ярким солнцем и полной надежд весной ассоциируется у многих из нас и сам праздник Воскрешения Иисуса Христа.

История пасхального кулича

Но все-таки, почему на Пасху пекут куличи, и откуда пошла эта вкусная традиция? Узнать ответ на этот вопрос вы можете, прочитав нашу статью.

Святая традиция

Истоки традиции печь на Пасху куличи (равно как и традиция красить яйца на Пасху) уходят еще во времена апостолов, которые, согласно древним писаниям, и стали прародителями этого ритуала. А началось все с того, что каждый раз во время еды они оставляли своему воскресшему Учителю место за столом и кусочек хлеба, поскольку он являлся к ним и делил с ними трапезу.

Церковный ритуал

Спустя некоторое время традиция печь куличи перекочевала под своды церкви, где такой хлеб для Христа стали называть по-гречески «артос» и оставлять его на отдельном столике. Во время праздничных крестных ходов в Седмицу артос обносили вокруг храма, а после утренней субботней службы раздавали прихожанам.

Церковный ритуал — кулич к Пасхе

Семейное чудо

Поскольку семья у христиан считается Малой Церковью, вскоре артос вошел в каждый дом и стал называться привычным для нас куличом. Но не потому, что стал «домашним» пасхальным хлебом, а благодаря своей новой круглой цилиндрической форме – такой, в какой мы знаем его сейчас.

Именно поэтому его начали называть опять-таки по-гречески kollikion, то есть круглый хлеб. А уже в европейском варианте он зазвучал, как мелодичный для наших ушей кулич (kulich — на испанском, koulitch – на французском). Он уже выпекался из сдобного теста, а сверху украшался крестом.

История пасхального кулича

Народное поверье

Есть и другая история у пасхального кулича. Есть у древних преданий и объяснение тому, почему кулич на Пасху пекут именно из сдобного дрожжевого теста и именно круглой формы с украшением в виде креста.

Причиной последнего называют саван Иисуса Христа, который по поверьям тоже был круглым, а теперь символизирует форму пасхальных куличей.

А вот в отношении теста роль Иисуса не первоначальна — здесь люди «подхватили» инициативу его учеников, которые после воскрешения своего Учителя Христоса перешли с пресного хлеба на хлеб из квашеного теста.

Пасхальные куличи: народные поверья

Таким образом, украшая свой праздничный стол пасхальным куличом из сдобного теста, мы вправе надеяться, что эту трапезу разделит с нами и сам Иисус Христос.

Пасхальный кулич: традиции и приметы

Если вы уже знаете, что на Пасху едят куличи и красят яйца, а не только ходят в храм, то должны следовать и определенным обычаям при приготовлении сдобы и подготовке к трапезе. Есть несколько примет или правил, которых следует придерживаться как при выпечке пасхи, так и при ее употреблении:

  1. Если вы решитесь сотворить такую символическую пасхальную сдобу своими руками, то делать это нужно в Чистый четверг, в чистоте, тишине и душевном спокойствии. Вымешиванию теста для этого хлеба должно сопутствовать благостное настроение и положительные мысли. Именно этот процесс считался одним из наиболее действенных способов донести свои молитвы до небес. Вот почему христиане пекут куличи на Пасху без нервов, спешки и суеты, в том числе в голове. Раньше считалось, что удачный кулич – это гарант благополучия семьи на весь год;

Вкусный кулич на Пасху: приметы и обычаи

  1. Пасхальные куличи, как и крашеные яйца – это первое, с чего нужно начинать разговение. При этом пасху разрезать нужно не вертикально, как делают многие, а горизонтально, поперек, срезая сначала аппетитную верхушку. Причем верхушка эта съедается самой последней, поскольку она все равно выполняет свою «накрывающую» роль, пока весь кулич не разойдется.

Почему пекут куличи на Пасху

Безусловно, сегодня гораздо проще купить вкусный красивый пасхальный кулич в магазине, или готовое тесто, но у вас получится простая «бездушная» сдоба, которая совсем не считается праздничной.

Поэтому у истинно верующих не принято лишать себя и своих близких радости встретить светлую Пасху, Воскресение Иисуса Христа, такой же пасхальной выпечкой – хлебом, наполненным вашими надеждами, молитвами и добром.

Еще много интересной и полезной информации о русских пасхальных традициях будет рассказано в видео.

Приятного аппетита вам за столом на этот святой праздник! Иисус Воскресе!

Источник: https://recepty.allwomens.ru/recipes/9439-pochemu-na-pashu-pekut-kulichi

Исторические и библейские факты о пасхе, яйцах и куличах

Почему вы красите яйца?
От чего такая форма пасхального кулича?
Что вы знаете про истоки Пасхи?
Что вы вообще знаете о Пасхе?

Пасха (песах) – важный еврейский праздник, установленный самим Богом (Исх. 12:1–14). В переводе с еврейского это слово означает «пройти мимо»: в самое первое празднование Пасхи ангел прошел мимо домов, где косяки были смазаны кровью ягненка, и пощадил в них первенцев. Еврейские праздники были частью Моисеева закона, которому Христос положил конец (Рим. 10:4).

Этому нужно радоваться, ведь Моисеев закон осуждал человека как неисправимого грешника, неспособного оправдаться перед Богом (Рим. 3:19, 20). Зачем возвращаться к этому закону? 
В Новом Завете нет ни единого упоминания о том, что христиане отмечали Пасху в любом виде.

Само слово «пасха», если не считать упоминаний еврейского праздника, встречается только один раз: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7). 

Как видим, Павел не вводит новый праздник, а просто объясняет своим читателям, что еврейская пасха и вообще жертвоприношения животных были прообразами жертвы Христа – истинного жертвенного Агнца.

Следовательно, после этой жертвы в жертвоприношениях и связанных с ними праздниках уже нет необходимости. Эпоха прообразов закончилась, началась эпоха реальности. Причем заметим, что Павел связывает с Пасхой прямо противоположное значение – не воскресение Христа, а его смерть.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда крещение с какого на какое число

Эта связь не случайна, ведь Христос умер как раз в день Пасхи, 14 нисана по еврейскому календарю (Мат. 26:2). 

Сам Иисус точно так же отмечал Пасху и указывал ученикам, что он и есть тот самый пасхальный ягненок. Но в последнюю свою Пасху (когда он должен был быть казнен чтобы исполнить пророчество), он для своих учеников ввел новое празднование, так как старое через несколько часов должно было исчерпать себя.

Итак, христиане отныне должны были отмечать не старую традиционную еврейскую Пасху, а смерть их Господа Иисуса Христа, «делайте это в воспоминание обо мне». (1 Кор. 11:24). Символами Вечери Господней стали продукты, оставшиеся от еврейской Пасхи — пресный хлеб и вино (ягненок к тому времени уже был съеден), а также молитва. Причем, обратите внимание, отмечали именно смерть Христа, а не его воскресение. И не было никаких яиц, куличей, сырных пасх.

Эти традиции были привнесены из языческих религий позже. Так почему же сегодня Пасха означает его воскресение? 

Истоки Пасхи и её атрибутов

В принципе, вся так называемая христианская религия напичкана «копирками» из язычества, а всё потому, что изначально, язычников очень трудно было окрестить в другую веру. Вот «крестители» и стали языческие праздники и символы в христианской вере использовать, только под другим названием, чтоб народ к «истинной» новой вере легче привыкал. 

Что же касается неотъемлемых атрибутов празднования современной христианской Пасхи, то стоит серьезно задуматься относится ли кулич к православию, к христианству, да и к празднику Пасхи вообще? 

Ответ однозначный: НЕТ, НЕ ОТНОСИТСЯ 

Потому что, популярные пасхальные атрибуты – яйца и куличи – имеют языческое происхождение: в празднование христианской Пасхи проникли многие языческие обычаи, связанные с празднованием прихода весны.

Посмотрите далее, что сообщают нам различные авторитетные источники об истоках этого популярного праздника — Пасхи.

Яйцо — это символ зарождения жизни ранней весной (The Catholic Encyclopedia). 

Во 2-м номере журнала «Наука и жизнь» за 1999 год отмечалось: «Очевидно, что этот символ [яйцо], как и многие другие, перешел в христианство из языческих культов Наши далекие предки почитали яйцо как символ начала жизни, плодородия, весеннего возрождения». 

О крашении яиц в книге «Мир русской культуры» говорится: «Корни этого обычая кроются в древних суевериях. [] Во время славянского праздника умилостивления духов им, наряду с другими дарами, приносили выкрашенные кровью яйца, так как кровь, по древним поверьям, считалась лакомой пищей. Впоследствии яйца стали окрашивать и в различные яркие цвета, чтобы духи обратили внимание на дары, принесенные им людьми». 

Весенний языческий праздник дал христианской П[асхе] ее обряды (освящение куличей, изготовление сырной пасхи, крашение яиц и т.п.) (Большая советская энциклопедия). 

Почему яйца на пасху красят?

Связать Христа с яйцами — нужна «богатая» фантазия И именно ТАКАЯ фантазия берёт лидерство над здравым смыслом в подобных культах. К сожалению, подавляющее большинство даже и не задумалось бы, а ответ, скорее всего, был бы: 

«Все красят и я крашу» или » Мои предки красили, я крашу и мои дети будут красить.» 

Ярчайший пример того, как сбываются слова Иисуса: «Как было в дни Ноя, люди ели, пили И НЕ ЗАДУМЫВАЛИСЬТак будет и во время присутствия Сына человеческого.»

Мы бы сказали, что узнать правду, одним людям это НЕ НАДО, а другие просто ОБМАНУТЫ! Так сказать, являются ЖЕРТВОЙ языческих культов, преподносимых как христианские. Одним словом, жертвы религиозного обмана. 
К сожалению, большинству правда действительно не нужна. Но среди них находятся ещё те, кто «достоин». У всех ЕСТЬ возможность УЗНАТЬ ПРАВДУ из Писания! Если вы один из них, то мы уверенны, что вы примите эти факты с интеллектуальной честностью.

Весенние культы урожая и плодородия соседствовали не только с яйцами, но и с фаллическими символами. 

Историк А. Опарин пишет: Вторым большим праздником у тенгриан (древних монголов и тюрков – А.Ч.) считался приход весны. По традиции, корни которой уходят в Индию, он отмечался 25 марта. Известно, что к этому дню тенгриане пекли куличи. Кулич олицетворял мужское начало. 

В Индии и во многих других странах его символом был фаллос. Тенгрианскому куличу придавалась соответствующая форма, рядом полагалось класть два крашеных яйца. В этом уже прослеживается связь с фаллистическими земледельческими культами Индии, но столь же очевидна связь этого обычая и с пасхальными традициями христианства. 

Священник Олег Моленко (не РПЦ): «Пасхальный кулич не был известен в пасхе Ветхозаветной. Агнца пасхального вкушали с опресноками (пресными лепешками) и горькими травами. Происхождение пасхального кулича скорее языческое, чем христианское. Кулич, как высокий хлеб с яйцами, являет собой известный языческий символ бога плодоносия Фалосса или, что то же, мужского детородного уда».

Печь куличи — это древнейшая языческая традиция славян. Люди пекли и до сих пор продолжают печь куличи именно в форме мужского детородного органа, специальной формы, с коричневой шляпкой политой белым сахаром (излитым семенем) и посыпанным зерном — символом плодородия и начала весны, начала пробуждения природы. Для этой же цели раскрашивали и куриные яйца — как символ новой жизни, и как многие уже поняли подходящий к «куличу» по характерным параметрам. 

Извиняюсь за пикантные подробности, но на что похож кулич – вертикально стоящий хлеб с белой помадкой сверху и яйцами снизу? Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз попробовать. Кое-где можно увидеть даже такое зрелище:

Возможно, Пасха – это самая злая шутка, которую Сатана сыграл с христианством.

Теперь, когда происхождение некоторых обычаев для нас не является секретом, мы можем честно спросить себя, хотел ли Иисус Христос — Сын Бога, чтобы мы приходили к нему на праздник, имея при себе священный фаллос, против поклонения которому всегда выступал его Отец Иегова Бог? А поскольку Бог не изменяет своим принципам, наивно полагать, что со временем изменился и его взгляд на эти традиции. И как бы не были дороги кому-то эти обряды, не забывайте, что все они пришли из нечистого источника. 

Можно сказать: хорошо, но церковь не просто заимствовала языческие элементы, но и освятила их, и теперь они прославляют Христа. 
Конечно, церкви никто не мешает освящать все, что ей хочется, но есть более важный вопрос: освящает ли это Бог? 

В Библии мы не найдем случаев, чтобы Бог освятил и одобрил атрибуты ложной религии. Более того, когда люди пытались сделать это сами, они подвергались суровому наказанию. Самый известный пример произошел у горы Синай, когда евреи устроили «праздник Господу (Иегове)» с использованием элемента египетской религии – золотого тельца. 

Праздник был посвящен не кому-то, а истинному Богу, ну а золотой телец – что в нем плохого? Красиво же. Его «освятил» не кто иной, а брат Моисея, оставшийся «за главного» в отсутствие самого Моисея. Однако на евреев воспылал гнев Бога, и тысячи из них расстались с жизнью (Исх. 32). 
Об этой истории стоит вспоминать всегда, когда мы хотим что-то отпраздновать и в нашу голову закрадывается мысль: «Что в этом плохого?»

Библия требует удалить из жизни любую ложь, в том числе религиозную, а не «освящать» ее.

Теперь же, ясно увидев всю неприглядную сторону этого мероприятия, никак не связанного с Христом, каждому нужно принять личное и сознательное решение принимать ли ему участие в праздниках пятнающих имя Бога и Христа? Которые ко всему прочему делают человека виновным перед Богом, так как делая это он продолжает поддерживать мерзкие обряды язычников и идолопоклонников. 

Праздник – это не повод повеселиться (для этого повод не нужен), а способ вспомнить о чем-то важном. Праздник – это серьезно. Служители Бога никогда не подходили к праздникам легкомысленно, никогда не отмечали их для галочки или потому что «так принято». И вдвойне серьезен праздник религиозный, ведь он связан с поклонением Богу. В случае Пасхи мы имеем праздник, который:

1) не имеет календарной связи с днем воскресения Христа;2) не упоминается в Новом Завете как христианский праздник;3) является частью Моисеева закона, устраненного жертвой Христа (и потому обесценивает эту жертву);

4) наполнен языческой атрибутикой, оскорбляющей Творца.

Не отмечая Пасху, мы не согрешим (в силу пункта 2), а отмечая, мы можем вызвать неудовольствие Бога (в силу пунктов 3 и 4). Может быть, лучше перестраховаться?

Если кому-то нравится язычество — пожалуйста. Это личный выбор. Но если кто-то хочет быть христианином — пусть будет им. Но не следует забывать, что быть одновременно и тем и другим, так же невозможно.

Источник: https://fakt777.ru/2013/05/blog-post.html

Кулич к Пасхе – рецепт, история и русские традиции

Хлеб в России всегда занимал особое место. Простой хлеб выпекали ежедневно, на всю семью: часть – на стол, часть – на работу в поле. Праздничный хлеб (каравай) выпекался в особые дни – свадьбы или поминки. Не удивительно, что и на главный православный праздник, Пасху, выпекался отдельный хлеб – кулич.

Кулич не всегда был привычной нам цилиндрической формы. Еще на картинах художников XVIII века можно увидеть, каким был пасхальный хлеб. Он был похож скорее на каравай, потому что выпекался без формы, на дне русской печи, которое называлось «под», и именовался он не иначе как «подовый хлеб». Форма такому хлебу была не нужна, его пекли на ровной поверхности, и он сам набирал объем.

Пасхальный хлеб отличался от повседневного тем, что в тесто закладывалась сдоба (дополнительные ингредиенты для придания вкуса). Количество сдобы традиционно определялось суммой накопленных за время Великого поста скоромных продуктов: яиц, масла, молока. Поэтому бывали рецепты кулича, в состав которых входило до 100 яиц на 2 килограмма муки.

Ромовая баба и пасхальный кулич. Что общего?

В пятницу по всему дому запахло ванилью и кардамоном, – начали печь куличи. К вечеру у матушки на постели уже лежало, отдыхая под чистыми полотенцами, штук десять высоких баб и приземистых куличей.  А.Н. Толстой «Детство Никиты».

Кулич, который мы сейчас ассоциируем с Пасхой, то есть высокий хлеб с красивой сахарной шапочкой, больше похож на другое известное кулинарное изделие – «бабу», а также ее разновидность «ромовую бабу». В тесто для ромовой бабы добавлялся изюм, а само пирожное покрывалось сахарной глазурью.

Привезенный в XVIII веке в Россию французскими поварами рецепт бабы быстро прижился у нас. А тяга русского человека сделать пасхальную выпечку более праздничной сделала свое дело – в кулич стали добавлять дополнительные ингредиенты (изюм, шафран, ваниль, цукаты) и украшать. А затем кулич перенял и форму – стал более пышным и высоким. Таким образом, постепенно одно блюдо заменило другое.

Тем не менее сохранялись и русские традиции. Например, печь кулич нужно было только после уборки дома, в Чистый четверг (в этом году это 13 апреля). Во время замеса теста не шумели и даже громко не говорили. А нарезали кулич не вдоль, а поперек – круглыми долями. Верхушка съедалась последней – она предотвращала мякиш от заветривания.

Рецепт ванильного кулича

Ингредиенты
 просеянная мука 500 г
 молоко 200 мл
 сахар 120 г
 яйца 3 шт.
 растопленное сливочное масло 120 г
 изюм 200 г
 дрожжи прессованные 15 г
 ванильный экстракт 1 ч.л.
 стручок ванили

Опара: смешать теплое молоко со столовой ложкой сахара и 1/3 муки. Добавить дрожжи, перемешать.

Накрыть сухим полотенцем и поставить в теплое место на 30 минут.

Пока готовится опара, стручок ванили разрезать пополам, кончиком ножа достать семена ванили и смешать с сахаром. Палочки ванили тоже положить в сахар, чтобы он стал ароматнее. Затем их следует вытащить.

Когда опара увеличилась в размерах, снова перемешать.

Добавить еще 1/3 муки, замесить тесто.

Яичные желтки смешать с сахаром и добавить к опаре вместе с ложкой ванильного экстракта, перемешать.

Белки взбить до крепких пиков, добавить в тесто, перемешать.

Вмешать оставшуюся муку. Добавить масло. Руками вымесить тесто около 5 минут. Оно должно быть однородное и не прилипать к рукам (если прилипает, добавить еще немного муки). Накрыть посуду с тестом полотенцем, оставить в теплом месте на полчаса. Когда тесто подойдет, снова обмять его руками, добавить изюм.

Оставить тесто еще на полчаса. Подошедшее тесто снова обмять, разложить по формам, дать постоять 10-15 минут, затем поставить в духовку, разогретую до 150 ⁰С. Выпекать около 40 минут. Готовность проверять деревянной палочкой – проткнуть ею кулич: если палочка сухая, кулич готов.

Глазурь: 100 г сахарной пудры смешать с 1 ч.л. ванильного экстракта и 1 ст.л. сливок 11%, посыпать измельчёнными фисташками, семечками и рисовыми шариками. Украсить живыми цветами.

Желаем удачи в приготовлениях к Светлому празднику!

Источник: https://porusski.me/2017/04/09/05-kulich-k-paskhe/

История Пасхальной еды — Православный журнал

Пасха — один из самых значимых христианских праздников. В этот день для верующих людей заканчивается строгий 40-дневный пост. Конечно, каждая семья может похвастаться своими рецептами пасхальных угощений. Но самыми главными атрибутами любого праздничного стола неизменно являются кулич, творожная пасха и крашеные яйца. Что же символизирует каждое из привычных нам пасхальных угощений и откуда пошла традиция подавать эти блюда на стол?

Кулич

Кулич – высокий пасхальный хлеб круглой формы, который готовится из дрожжевого теста. Традиция печь на Пасху куличи пришла к нам из Византии.

По преданию, после того, как Христос воскрес, Он являлся апостолам во время их трапез. Тогда они стали оставлять свободным для своего Учителя центральное место, а в середину стола ставить предназначенный для Него хлеб.

Со временем в день Воскресения Господня возникла традиция оставлять такой хлеб (по-гречески – «артос») в храме на специальном столе, таким образом вспоминая апостольскую трапезу со Христом.
Артос стоит перед открытыми Царскими вратами всю Светлую седмицу.

А в субботу после специальной молитвы этот хлеб раздают верующим.

Постепенно в каждой семье на Пасху стали готовить свой артос, который из-за своей формы и получил название кулич.

Творожная пасха

Фото Владимира Гурболикова

Это пасхальное угощение традиционно подают в форме усеченной пирамиды. Творожная пасха является символом Гроба Господня – места, в котором произошло величайшее событие в истории человечества – Воскресение Иисуса Христа. Блюдо принято украшать буквами «ХВ», обозначающими торжественное пасхальное приветствие – «Христос Воскресе!». Нередко на пасхе также выкладывают крест, копье, цветы в память о страданиях Христа и Его Воскресении.

Интересно, что не во всех регионах творожная пасха является неотъемлемой частью праздничного стола. Например, на юге России и на Украине сложилась своя необычная традиция – пасхой местные жители называют привычный для нас кулич, а само творожное блюдо зачастую им и вовсе незнакомо.

Крашеное яйцо

Фото Екатерины Дворяниновой

Красное яйцо – один из самых главных символов праздника Пасхи. Сегодня яйца окрашивают в самые разные цвета, но основным, конечно, является именно красный. Он символизирует кровь, которую пролил за наши грехи Христос. Само же яйцо является образом новой жизни и воскресения.

Существует предание, согласно которому обычай дарить на Пасху красное яйцо восходит к Марии Магдалине. Именно она, когда пришла со своей проповедью в Рим, первая поздравила императора Тиберия словами «Христос Воскресе!», подарив ему куриное яйцо.

Император не сразу поверил словам своей гостьи, и тогда сказал, что мёртвый человек не может ожить, ровно так же, как и это белое яйцо не может покраснеть.

В тот самый момент подаренное яйцо обрело красный окрас, и Тиберий уверовал в истинность проповеди Марии Магдалины.

С тех пор и возникла традиция красить яйца на Пасху, а яйцо красного цвета стало для христиан символом праздника Воскресения Господня.

(20

Источник: https://foma.ru/istoriya-pashalnoy-edyi.html

Какие куличи пекли на Руси раньше

Современные люди привыкли, что пасхальный кулич представляет собой высокую сдобную, довольно пористую булку, украшенную сверху помадкой и цветным сахарком. Но так было далеко не всегда.

На самом деле и форма, и вкус известного нам пасхального кулича возникли на рубеже XVII и XVIII веков, а до этого кулич представлял собой довольно плотный хлеб круглой формы, который пекли в печи.

Об этом говорят пасхальные открытки, изображающие быт простого народа, которые издавались в России в XIX веке, и картины художников.

Например, на картине художника Ивана Владимирова «С заутрени» кулич представлен как праздничный круглый хлеб. А на картине Фирса Сергеевича Журавлева «Пасхальное угощение» кулич написан в виде круглого, подового хлеба. Круглую форму с крестом имеет кулич и на картине 1891 года художника Николая Корниловича Пимоненко «Пасхальная заутреня в Малороссии».

И действительно, вряд ли у простого народа водились специальные формы для куличей, а вот испечь вкусный хлеб по особому рецепту в печи могла каждая женщина. Совершенно очевидно, что ни на противне, ни на «плафоне» или «плато» высокий кулич не испечешь.

Старинные куличи

Но что же было внутри? Не могли же православные крестьяне к Великому празднику печь подовый хлеб. О составе куличей XV—XVI веков можно только догадываться, очевидно, что они пеклись на закваске с добавлением масла, сливок и яиц.

Форма тоже была разная — на западной Украине пекли куличи в виде плетенок, а на Руси на Пасху пекли открытые пироги с начинкой — перепечи и куличи в форме каравая. В них добавляли творог и ягоды.

Форма кулича изменилась на Руси в XVIII веке, когда на Русь привезли рецепт ромовой бабы.

Это кулинарное изделие придумал в начале 1720-х Николя Сторер — повар польского короля Станислава Лещинского. Он стал использовать тесто для булочек-бриошей и изюм, добавляя шафран, пропитывая изделие малагой и подавал бабу с кремом и виноградом. Разумеется, баба пеклась в особой форме.

Французский кондитер Брийя-Саварен придумал для нее сироп с ромом, а в конце XVIII века рецепт попал в Россию и органично лег на традицию русских делать пасхальный кулич как можно более сдобным.

Как рассказывают историки российской кухни Павел и Ольга Сюткины, сначала крестьяне стали в кулич добавлять изюм, шафран, цукаты и ваниль, затем — дополнительно украшать сверху, а позже русский пасхальный кулич перенял и высокую форму ромовой бабы.

Кулич от Андреева

О составе куличей XIX века можно судить по печатным изданиям, например, в книге составителя из Санкт-Петербурга Петра Андреева «Дешевый русский стол, или Искусство есть вкусно, здорово и дешево», вышедшей в России в 1898 году, приведен вот такой рецепт «народного» кулича:

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему обручальное кольцо носят на правой руке на безымянном пальце

«Заваривъ одинъ стаканъ муки однимъ стаканомъ молока, размѣшать до гладкости, дать остыть, прибавить треть стакана дрожжей, дать подняться. Между тѣмъ растереть десять желтковъ съ третью стакана сахара, a бѣлки сбить въ пѣну, положить это въ тѣсто, дать вторично подняться; прибавить полстакана теплаго растопленаго масла, вмѣшать еще три стакана муки, выбить хорошенько тѣсто, сложить въ бумажную форму, вымазанную масломъ, дать еще разъ подняться тѣсту и вставить въ горячую печь».

Общие правила выпекания куличей по Андрееву таковы: мука должна быть сухой и просеянной. Тесто не должно тянуться и его можно без труда резать ножом. Оно должно отставать от стола и от посуды. Тесту обязательно надо дать подняться в теплом месте три раза: в опаре, в тесте и в сформированном куличе, накрывая его салфеткой. Куличи перед выпечкой смазывают яйцом, а остужают, положив «краем на стол, а другим на решето и накрыв слегка смоченной в воде салфеткой».

В другом рецепте Андреева в тесто добавляли парное молоко, масло, кардамон, кишмиш, мускатный орех, корицу, толченый миндаль, сахар и шафран. А форму делали замысловатую: тесто раскатывали на три шара, шары накладывали один на другой и разрезали изделие ножом в форме креста.

Кулич от Радецкого

Такую же форму кулича описывает метрдотель двора его императорского высочества герцога Максимилиана Лейхтенбергского Игнатий Радецкий, издавший в 1862 году книгу «Санкт-Петербургская кухня». Согласно рецепту, для кулича нужно взять 5 фунтов муки (фунт — 400 г), 10 яиц (яйца были мельче, примерно 40 г каждое), полфунта масла, четверть фунта сахара, полфунта «изюмок» и «сколько нужно» молока и дрожжей.

Затем нужно было замесить опару из половины муки, части теплого молока и дрожжей, а когда опара поднимется, добавить желтки, масло, сахар, а затем, постепенно вымешивая тесто, добавлять муку, пока тесто не начнет совершенно отставать от стола. После чего добавить в него взбитые в пену белки и «изюмы», еще раз добавить муку и поставить тесто подниматься.

Потом вымесить его еще раз, разделить на четыре части и выложить на противень, смазав сверху яйцом.

Эти рецепты и подовый способ выпечки кулича соответствуют раннехристианской традиции, в которой пасхальный кулич — пшеничный хлеб артос, — в праздник Пасхи полагается в храме, как свидетельство того, что Христос стал «хлебом жизни» человечества — так пишет в работе «Сакральные символы православной кухни» филолог И. Е. Соловьева.

Западный, но свой

Несмотря на то, что кулич XIX века готовился по традициям западной кухни, пекли его все равно по старинным русских обычаям – непременно после Чистого Четверга, когда хозяйки убирались в доме.

Во время приготовления в доме должно было быть чисто и запрещалось смеяться и шуметь, а следовало молиться и просить Бога о помощи в изготовлении куличей.

Советский период истории кухни невольно закрепил форму ромовой бабы за куличом: в советском общепите, кроме бабы, получил распространение еще и кекс, который был вариантом кулича.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/87438-kakie-kulichi-pekli-na-rusi-ranshe.html

Почему начали печь куличи на Пасху – история появления традиции и что значит это слово

В церковных книгах пасхальный кулич упоминается с апостольских времен – это 1-50 годы нашей эры. После воскресенья Иисуса Христа он приходил к своим ученикам во время обеда. Поэтому они оставляли для Спасителя хлеб. Со временем традиция перешла в церковь. Монахи выпекали на праздник святой артос, который оставался нетронутым до дня праздника. После утреннего молебна угощение раздавали прихожанам.

Что символизирует пасхальный кулич?

Пасхальный кулич считался символом божественного присутствия, словно в момент разговения Иисус снизошел к людям. Это, в свою очередь, привело к тому, что в семьях тоже начали печь пасхальные куличи. Каждый хотел, чтобы Бог посетил его дом. Со временем многие забыли причину, но ритуал остался неизменным. Даже если люди сами не готовят, они обязательно покупают кулич перед праздником.

Интересно:

Почему вес бриллиантов измеряют в каратах?

Происхождение и значение слова: кулич

Само это слово произошло от греческого kollikion, что переводится, как «круглый хлеб».

Какой кулич правильный:дрожжевой, без дрожжевой или другой?

Самые популярные разновидности – творожный и дрожжевой куличи. На прилавках магазинов можно найти шоколадные, сливочные, фруктовые варианты, но их значительно меньше. Так какой же вариант считается правильным с церковной точки зрения?

Виды пасхальных куличей

По преданию, апостолы после окончании жизни Христа ели только постный хлеб, в знак великого траура. Но после чудесного воскресенья, они начали употреблять квашеный хлеб (или по-современному – дрожжевой). Изначально куличи не были ни сладкими, ни из творога, ни, тем более, не содержали фруктовых добавок.

Обязательным условием было украшать верх кулича надписью «ХВ», а по бокам делать рисунки из копий, крестов, венков или других символов распятья. Отсутствие поварских книг до начала 18 века не позволяет точно отследить рецептуру, но изюм и сахар в пасхальный кулич начали добавлять только в начале 1800 годов. А традиционная сегодня форма в виде цилиндра получила широкое распространение только в двадцатом веке. До этого куличи напоминали обыкновенные караваи.

Соответственно любители творожных и прочих разновидностей должны знать, что такие куличи хотя и можно кушать, но к христианской традиции они не имеют никакого отношения.

Пасхальные блюда католиков

Выпечка к Пасхе в Европе также практикуется, но в каждой стране свои особенности. Итальянцы делают «коломбо» – праздничный пасхальный кекс. Поляки пекут «мазурек» – пирог с фруктами или вареньем. В Ирландии и Англии принято делать сладкие духовые пирожки с корицей.

Интересно:

Почему на нефтяных вышках горит огонь?

Итальянский пасхальный кекс «Коломбо»

Когда можно есть пасхальный кулич?

До утреннего молебна пасхальный кулич нельзя есть. Но после возвращения из церкви домой – это первое, с чего стоит начинать завтрак. Уже после можно употреблять яйца, колбасу и прочие продукты из корзинки.

Какие куличи нельзя есть?

Считается, что нельзя кушать пасхальные куличи, которые сделаны в Страстную Пятницу. Это день мучений Христовых. Еда, приготовленная в этот день, символизирует глумление над Спасителем. Идеальный день для выпечки – Чистый Четверг.

Хотя многие забыли истоки традиции, пасхальный кулич настолько сильно укоренился в сознание православных людей, что является неотъемлемой частью праздника. Даже временные попытки коммунистического строя заменить пасхальный кулич – майским кексом, не увенчались успехом. Действительно, в 50-60 годах в середине апреля на прилавки выходил кекс под нескучным названием «Майский», ко Дню Победы товар заканчивался.

Также интересно отметить и то, что в Европе нет такой жесткой привязки к определенному блюду. Главное, помнить, что кушая пасхальный кулич, верующий человек восхваляет Христа, а творожный он будет или дрожжевой – это не важно.

Источник: https://kipmu.ru/pochemu-na-pasxu-pekut-kulichi/

Почему на Пасху красят яйца и пекут куличи. История и традиции праздника

Пасху — Светлое Христово Воскресенье, главный праздник христиан – православные и католики в этом году отмечают 16 апреля. 

Церковь празднует Пасху 40 дней — столько же, сколько Христос был с учениками после Своего Воскресения. Первую неделю после Воскресенья Христова называют Светлой или Пасхальной седмицей.

Из Евангелия

Иисус Христос умер на кресте в пятницу, около трех часов пополудни и был погребен до наступления темноты. На третий день после погребения Христа ранним утром несколько женщин (Мария Магдалина, Иоанна, Саломия и Мария Иаковлева и другие с ними) несли благовония, купленные ими, чтобы помазать тело Иисуса. Идя к месту погребения, они горевали: «Кто отвалит нам камень от гроба?». Но камень был уже отвален, а гробница пуста.

Это увидели и пришедшая ко гробу первой Мария Магдалина, и позванные ею Петр и Иоанн, и жены-мироносицы, которым возвестил о Христовом Воскресении сидящий при гробе юноша в светоносных одеждах. Четыре Евангелия описывают это утро словами разных свидетелей, пришедших к гробу одни за другими.

Значение

Для христиан этот праздник означает переход от смерти к вечной жизни с Христом — от земли к небу, что возглашают и пасхальные песнопения.

Воскресение Иисуса Христа открыло славу Его Божества, скрытую до этого под покровом унижения: позорной и страшной смерти на кресте рядом с распятыми преступниками и разбойниками.

Своим Воскресением Иисус Христос благословил и утвердил воскресение для всех людей.

История

Ветхозаветную Пасху (Песах) праздновали как воспоминание об исходе сынов Израилевых из Египта и избавлении от рабства.

В апостольское время Пасха соединяла в себе два воспоминания: о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа. Дни, предшествующие Воскресению, назывались Пасхой страданий. Дни после Воскресения — Пасхой Крестной или Пасхой Воскресения.

В первые века христианства разные общины праздновали Пасху в разное время. На Востоке, в Малой Азии, ее отмечали в 14-й день месяца нисана (март – апрель), на какой бы день недели ни приходилось это число. Западная Церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

На Первом вселенском соборе в 325 году было решено праздновать Пасху повсеместно в одно и то же время по Александрийской пасхалии. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Православная церковь определяет дату празднования Пасхи по Александрийской пасхалии: праздник должен быть обязательно в воскресенье после иудейской Пасхи, после полнолуния и весеннего равноденствия.

Церковное празднование           

С древних времен пасхальное богослужение происходит ночью. Подобно избранному Богом народу — израильтянам, бодрствовавшим в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане не спят в священную предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова.

Незадолго до полуночи в Великую субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением снятого с креста тела Иисуса Христа) и относят ее в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня — в память о сорока днях пребывания Христа на земле после Его Воскресения.

Священнослужители снимают субботние белые и надевают праздничные красные пасхальные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон — благовест — возвещает о приближении Воскресения Христова.

Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах священнослужители в алтаре поют три раза стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». А затем выходят из алтаря и вместе с народом, подобно женам-мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры.

Крестный ход

Он означает шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Трезвон прекращается.

Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь.

Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят светильники и лампады, и все вместе поют: «Христос воскресе из мертвых!».

Заутреня 

Далее служат Пасхальную заутреню: поют канон, составленный святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят храм и приветствуют прихожан словами: «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!».

В конце заутрени, после пасхального канона, священник читает «Слово святителя Иоанна Златоуста», повествующее о радости и значении этого дня. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.

Сразу после заутрени служат Пасхальную литургию, где на разных языках читают начало Евангелия от Иоанна (если служат несколько священников).

После окончания праздничного богослужения православные христиане разговляются — угощаются освященными крашеными яйцами и куличами при храме или у себя дома.

Пасхальные яйца 

В христианстве пасхальное яйцо — символ Гроба Господня, в котором была скрыта вечная жизнь.

В Палестине гробницы устраивали в пещерах, а вход закрывали камнем, который отваливали, когда должны были положить покойного.

Предание говорит, что камень, которым закрыли гробницу Иисуса Христа, напоминал очертаниями яйцо. Под скорлупой яйца скрывается новая жизнь. Поэтому для христиан пасхальное яйцо — это напоминание о Воскресении Иисуса Христа, о спасении и вечной жизни. Красный цвет, в который чаще всего окрашивают яйца, означает страдания и кровь Христа.

Впервые упоминание о крашеных яйцах встречается в рукописи Х века, найденной в библиотеке греческого монастыря святой Анастасии. Согласно рукописи после службы на Пасху игумен раздавал братии освященные яйца со словами: «Христос Воскресе!».

По преданию, крашеное яйцо стало символом Пасхи после чуда с Марией Магдалиной. Православная церковь почитает ее как равноапостольную святую и мироносицу, которая проповедовала о воскресшем Христе в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года после отбытия его из Рима, после первого суда над ним.

Мария Магдалина пришла с проповедью и к римскому императору Тиберию. По древнему обычаю императору подносили дары, и Магдалина поднесла яйцо со словами: «Христос воскресе!». Император отвечал, что, как яйцо белое, а не красное, так и мертвые не воскресают. В тот же миг яйцо в его руке покраснело.

Есть предположение, что обычай красить яйца на Пасху связан с дохристианским празднованием весны. Яйцо у многих народов являлось олицетворением животворной силы. Вся вселенная представлялась вышедшей из яйца. В верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян яйцо было символом рождения и возрождения.

Пасхальные яйца, окрашенные в один цвет, без рисунка, назывались крашенками (или галунками). Обычно для их приготовления использовали природные красители, в первую очередь луковую шелуху. Получить другие цвета можно с помощью крепких растительных отваров.

Яйца, расписанные особым орнаментом, назывались писанками. Расписывали их только сырыми, и в пищу они не годились. После Троицы их принято было выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.

Сейчас красить яйца можно пищевыми красителями или украшать с помощью специальных наклеек.

В большинстве стран красят и расписывают яйца женщины и девушки. Как правило, этому занятию посвящают один из дней Страстной недели — Великий четверг, Страстную пятницу или субботу, которую из-за этого называли «Красильной» или «Красной».

Красить и дарить яйца на Пасху принято и у католиков. По традиции они дарят друг другу не только расписные куриные яйца, но и шоколадные.

Куличи и Пасха 

Это один из древнейших символов Воскресения Христа. Кулич подобен артосу — особому круглому высокому хлебу с изображением креста и тернового венца. Артос в храме означает жертву за людей — самого Христа.

В пасхальном угощении отражена вера христиан в незримое присутствие воскресшего Господа за их праздничной трапезой.

Предание говорит, что апостолы на общей молитве вспоминали Тайную вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. А при трапезе они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и клали на Его место хлеб.

Подражая апостолам, пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова класть в храме на столе или налое перед Царскими Вратами артос, обозначая, что пострадавший за нас Спаситель стал для нас хлебом жизни.

Все дни Светлой седмицы после литургии артос крестным ходом обносят вокруг храма. В субботу Светлой седмицы его с молитвой раздробляют и в конце литургии при целовании креста раздают народу как святыню.

На Руси к Пасхе в каждом доме выпекали внешне похожий на артос, но сдобный, с изюмом и орехами, праздничный хлеб и освящали его в храме. Этот хлеб получил название «кулич» от греческого слова «kollikion» — «круглый хлеб».

Куличи выпекают из сдобного теста с большим количеством масла и яиц. У католиков, кроме дрожжевых куличей, пекут и песочные, так называемые бабы.

Существовала примета, что, если кулич удался на славу, значит, и в доме будет процветание и благополучие. В Пасху на праздничном столе верх кулича срезали горизонтально, резали кулич кругами или ломтями, и все получали по куску.

К Светлому Христову Воскресенью готовят не только кулич, но и пасху из творога. В виде усеченной пирамиды она означает Гроб Господень, в котором совершилось Воскресение Христово.

Готовят пасху в специальной разборной деревянной форме — пасочнице из деревянных дощечек, на внутренней стороне которых вырезаны буквы «ХВ» («Христос воскресе!»), а также крест, копье, трость, ростки и цветы — символы страдания и воскресения Иисуса Христа, а иногда и голубь — символ Святого Духа. Эти изображения и надпись остаются на готовой пасхе, когда пасочницу снимают.

КСТАТИ

А́ртос (по-гречески — «хлеб») — освященный квасной (дрожжевой) хлеб, иначе называемый просфора всецелая (то есть просфора без изъятых из нее частиц). Просфора (просвира) (от др.-греч. «приносимое») — в первые века христиане называли так приношения из хлеба и вина, с которыми верующие приходили в храм. Такое значение просфоры сохраняется в православной церкви и в настоящее время.

Фото Дмитрия ОСИПОВА

При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Источник: http://vitvesti.by/obshestvo/pochemu-na-paskhu-krasiat-iaitca.html

Яйцо, кулич и пасхальный зайка

С традициями празднования Пасхи знакомы, кажется, все. И редко кто в этот день не получает в подарок крашеное яичко или кулич, однако историю пасхальных символов знают немногие. Мы решили это исправить.

Пасхальное яйцо

Пасха. Куличи, бабы, пасхи, крашеные яйца, праздничные блюда Е.Молоховец Твердый переплет165 ₽179 ₽-8%В корзину

Один из немногих символов Пасхи, объединяющий христиан большинства конфессий. С той только разницей, что сторонники ортодоксальной церкви продолжают красить настоящие яйца, а западные христиане давно перешли на их шоколадные аналоги. Сегодня и у тех, и у других в качестве пасхального сувенира может служить не только съедобное яйцо, но и оригинально украшенные «муляжи». На весь мир знамениты творения Фаберже, большинство из которых изготавливались для членов российской императорской семьи.

Традиционный цвет пасхального яйца — красный. Согласно словарю Брокгауза и Ефрона он «знаменует возрождение наше кровию Иисуса Христа». В христианстве обычай дарить яйца связывают с легендой о Марии Магдалине, которая преподнесла такой подарок императору, но исследователи фольклора считают, что обычай этот куда более древний. Так, в орнаменте украинских писанок фольклористы находят языческие мотивы.

Кулич

«В столовой на окошках — крашеные яйца в корзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом. В передней — зеленые четверти с вином: подносить. На пуховых подушках, в столовой на диване, — чтобы не провалились! — лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, — остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым». Иван Шмелев «Лето Господне».

Какая же русская Пасха без кулича! Даже в СССР с его строжайшим запретом на обрядовую кухню, он маскировался под этикеткой «Кекс весенний» и появлялся на прилавках в канун Воскресного дня. В ортодоксальной традиции кулич — это высокая дрожжевая выпечка, украшенная сверху изюмом, орехами или кондитерской посыпкой.

Он является «домашней» репликой артоса — специального хлеба, освященного на Пасхальной седмице и используемого в богослужении, — и поэтому православные христиане так бережно относятся и к форме, и к рецептам этого угощения.

Впрочем, есть и вариации: в некоторых регионах Севера долгое время бытовал открытый ягодный пирог, подававшийся на стол в день Пасхи и тоже называемый куличом.

Источник: https://eksmo.ru/selections/yaytso-kulich-i-paskhalnyy-zayka-ID15489126/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
В каком году было введено новое летоисчисление

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]