В каком году произошло Рождество Христово

Как провести Рождество правильно

В каком году произошло Рождество Христово

Пару лет назад, накануне Рождества, французские студенты-социологи провели опрос среди своих сверстников, гуляющих по Парижу.

Вопрос был один: «Что мы празднуем на Рождество?» Варианты предлагаемых ответов могли бы показаться шуткой: тут было «на Рождество празднуют окончание рождественских распродаж» и «на Рождество отмечают приход «Père Noël» («Отца Рождества») с подарками», «Рождество — праздник в честь установки рождественской елки» и «Рождество — это как репетиция Нового года», «Рождество — начало двенадцатидневных зимних праздников с 25 декабря по 6 января» и даже «Рождество — это праздник связанный с выходом на экран новой рождественской кинокомедии». Только один ответ упоминал Бога: «Рождество — это день рожденье Христа».

Конечно, опрос можно было бы посчитать студенческим приколом, если бы не то пугающе малое количество респондентов, вспомнивших в этот великий праздник о Христе. Твердо веря, что в среде нашей молодежи подобное невозможно, мы все же решили кратко, конспективно изложить, в чем суть праздника Рождества и как его правильно провести. Приступим. Причем читать текст могут и те, кто давно уже подпадает под категорию +18.

1. Что мы празднуем в день Рождества?

Боговоплощение. То есть рождение Бога в человеческом роде. Рождение от Пресвятой Девы Марии Спасителя.

2. В чем разница между Новым годом и Рождеством Христовым?

У двух зимних и стоящих рядом в календаре праздников совершенно разный смысл. Новый год — начало условного отрезка времени, придуманного людьми, начало нового календарного года. Отмечая этот день, мы отдаем дань человеческим установлениям.

Эту дату не так уж сложно и сместить, что и было проделано в 1918 году, когда Ленин подписал «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». Празднуя Рождество Христово, мы заново переживаем событие совсем другой значимости — рождение Иисуса Христа.

Пришествие в наш мир Спасителя — поворотный момент в истории человечества.

«РГ» публикует Рождественское послание патриарха Кирилла

Но раз события, лежащие в основе НГ и РХ, совершенно не сопоставимы по значимости, то и те традиции, которые закрепились за этими праздниками, тоже несравнимы по своей глубине. К советской традиции празднования Нового года можно отнести разве что салат «оливье», шампанское, бессменный «Голубой огонек» и елку, перекочевавшую сюда из Рождества. Традиции православного Рождества имеют глубочайшие корни и символику. О них позже, сначала о самом рождении Спасителя.

3. Как произошло Рождество Иисуса?

Мы помним, что за девять месяцев до рождения Христа, а, значит и Рождества Христова, происходит событие, получившее название «Благовещение Пресвятой Богородицы», когда Архангел Гавриил приносит Богородице Благую весть (отсюда «Благовещение») о том, что она станет Божьей Матерью: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами».

Мария смутилась от этих слов, но Ангел продолжает: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца». Имя Иисус и означает «Спаситель». Мария в недоумении спрашивает Ангела: «Как это будет, когда Я мужа не знаю?» И Ангел отвечает: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, и рожденный наречется Сыном Божьим».

Так начинается история нашего спасения, история пришествия Бога в наш мир, история Боговоплощения.

В то время Иудея была завоевана Римской империей и вошла в ее восточные провинции. Для того чтобы упорядочить систему налогообложения единодержавный император Римской империи Октавиан Август (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.) решает провести перепись своих восточных провинций. Причем иудеи должны переписываться по месту их происхождения.

И старец Иосиф, обручившийся с Марией, заботившийся о ней, и сама Дева Мария, были потомками знаменитого библейского царя Давида (умер около 970 г. до н. э.), происходившего из Вифлеема. Потомки царя Давида были лишены трона еще в VI столетии до н. э. и давно уже жили так же, как и остальные иудеи, ничем среди них не выделяясь.

Однако пророки задолго до Рождества Христова возвещали о том, что Спаситель, Мессия придет из рода Давидова, и именно поэтому мы акцентируем внимание на столь важном факте.

Так вот, раз Дева Мария и Иосиф происходят из рода царя Давида, а их далекий предок был выходцем из Вифлеема, то ожидающая ребенка Мария вместе с Иосифом вынуждены были совершить долгий путь из галилейского города Назарета, где они живут, в Вифлеем — город для них чужой. Перепись, как можно ослушаться указа императора?

Путин поздравил православных с Рождеством

Из-за наплыва народа места в гостиницах Вифлеема для Святого Семейства не находится, и они останавливаются за городом, в пещере — сюда пастухи в ненастье загоняют скот. В этой пещере у Девы Марии ночью и рождается Младенец — Сын Божий, Христос Спаситель мира. Мария пеленает Своего Сына и кладет в ясли — туда, куда обычно кладут корм для скота.

И животные своим дыханием согревают Богомладенца. Как поется в эти праздничные дни в храмах, ясли стали «вместилищем невместимого Бога». С одной стороны невместимого по Своему Величию Бога, но, одновременно, и беспомощного Младенца. В этом неразрывном единстве природы божественной с природой человеческой и заключена тайна боговоплощения.

Тайна, которую нам, людям, не дано познать, но которую мы можем почувствовать — сердцем.

4. Как мир узнал о рождении Спасителя, как мир это воспринял?

Вифлеемские пастухи первыми узнают о рождении Спасителя. В эту ночь они пасут свои стада в поле, как вдруг перед ними является Ангел Божий: «Не бойтесь! — говорит он, — я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом (т. е. в Вифлееме) Спаситель! Вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

В Доме музыки состоится Московский Рождественский фестиваль

Но пастухи были не единственными, кто поклонился Богомладенцу. Богородица и Иосиф вместе с Младенцем Иисусом еще оставались в Вифлееме, как из далекого востока в Иерусалим пришли волхвы — мудрецы и звездочеты. Они тоже давно уже ожидали рождения Того, Кто станет Мессией — Спасителем.

В Иерусалиме диковинно одетые пришельцы с востока начинают расспрашивать: «Где новорожденный Царь Иудейский? Мы видели, как восходит Его звезда, и пришли Ему поклониться!» Услышав это, мнительный и жестокий царь Иудеи Ирод «взволновался, а с ним и весь Иерусалим».

От знатоков Священного писания испуганный Ирод узнает, что пророки предвещали рождение Царя Иудейского, Спасителя, в роде Давидовом, в городе Вифлееме. Подозрительному Ироду и в голову не приходит, что царство новорожденного Владыки Израиля будет «не от мира сего», что речь идет не царстве земном, а о Царстве Небесном.

Это все слишком сложно для жестокого самозванца Ирода. А Ирод, действительно, чудовище — он приказал казнить свою жену и детей только из подозрения, что они намерены лишить его власти.

Итак, услышав, что возможный конкурент уже родился, Ирод призывает к себе ни о чем не догадывающихся волхвов, узнает у них время рождения Мессии и посылает их в Вифлеем с коварным поручением: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».

Волхвы направляются в Вифлеем, и новая звезда указывает им путь.

Источник: https://rg.ru/2020/01/06/kak-provesti-rozhdestvo-pravilno.html

В россии встречают рождество христово

В каком году произошло Рождество Христово

Рождество Христово — одно из величайших событий в истории человечества. Согласно православному учению, в ночь с 6 но 7 января каждый год празднуется приход в мир Богочеловека — Иисуса Христа, Спасителя мира. «Парламентская газета» поинтересовалась, как отмечают рождественские торжества российские парламентарии.

Литургия начнётся в полночь

Рождение Иисуса Христа, произошедшее 2018 лет назад, многие воспринимают как день объединения людей разных социальных слоев. Дело в том, что первыми свидетелями рождения Богомладенца стали простые пастухи, а первые дары ему принесли «интеллектуальная элита» того времени  — волхвы.

Удивительно, что некоторые из даров волхвов, ставшие величайшей христианской святыней, сохранились до нашего времени — находятся они в монастыре святого Павла на Святом Афоне.

Увидеть их могли и многие жители России — святыня пребывала в нашей стране в январе 2014 года, и в Москве к ней пришло поклониться около полумиллиона человек.      

По церковной традиции в православных храмах Рождество Христово встречают особым богослужением — ночной Литургией.

И если для монастырей такие службы не являются чем-то особенным, то для мирян в России это событие, которое, за редким исключением, повторяется лишь два раза в год — кроме рождественской Литургии, это праздничная служба на Воскресение Христово.

В московских храмах в ночь с 6 на 7 января рождественские Литургии начнутся ровно  в полночь, а для тех, кто хочет прийти в храм вместе с детьми, такая же служба начнётся в 9-00 утра 7 января.   

«До первой звезды на еду внимания не обращаем»

Рождество, как и праздник Воскресения Христова, предваряют большие посты, которые длятся более сорока дней — в это время православные христиане, как правило, воздерживаются от мясной и молочной пищи, стараются избавиться от вредных привычек и усилить молитвенное правило, больше помогать страждущим и больным и оказывать милостыню нуждающимся. В январе пост венчает Рождественский сочельник    — по давней традиции благочестивые христиане стараются воздержаться от еды «до первой звезды».

В этом есть свой исторический смысл — волхвы являлись астрономами и пришли к колыбельке Христа именно потому, что увидели я небе ярчайшую звезду — знамение того, что, согласно пророчествам,  в мир пришёл  Спаситель. С тех пор Вифлеемская звезда ( по названию города, где произошло Рождество Христово — Вифлеем), а также рождественский вертеп (ясли с Богомладенцем в окружении Девы Марии и праведного Иосифа) являются традиционными подарками-сувенирами, которые находят под рождественской ёлкой.

Сегодня многим людям в миру строгий пост в Сочельник представляется излишним, «отжившей» традицией. Однако она жива — это доказывают собственным примером российские парламентарии.

Замглавы Комитета Совета Федерации по Регламенту Сергей Попов рассказал «Парламентской газете», что он вместе с супругой следует всем церковным канонам: «До первой звезды мы на еду не обращаем внимания — так и полагается христианам проводить рождественский сочельник.

Вечером пойдём на службу, на ночную Литургию в храм Воскресения Господня в посёлке Воскресенское на территории Новой Москвы (этот храм десять лет был воссоздан при непосредственном участии Сергея Попова — прим. Ред). После вместе с приходом посидим за столом, отметим праздник Рождества Христова. А завтра собираемся на большой детский  концерт — его организуют на том же приходе».

Сенатор рассказал, что для него лично Рождество Христово — это «праздник надежды». «Ведь в мир рождается  Спаситель, поэтому этот праздник умиротворяющий — с ним связаны все пожелания и все раздумья о грядущем», — считает Сергей Попов.

Люди традиции

Его коллеги по Госдуме также собираются провести рождественскую ночь за богослужением. Первый заместитель председателя думского комитета по образованию и науке Григорий Онищенко собирается ночью в храм Христа Спасителя —  такой традиции он придерживается последние несколько лет. После парламентарий планирует остаться на общую трапезу и разговеться.

 «Держал весь Рождественский пост, хотя он и не такой строгий, как пост Великий.   — рассказал он «Парламентской газете». — Для меня Рождество — это дань 1000-летней традиции Руси, которая позволила удержать наше государство как единое целое. И удержать не  оружием, а приверженностью вере православной.

Есть и другая сторона, личная:  в моей жизни в 90-е годы появились серьёзные  основания считать, что кроме материалистического понимания мира есть силы, которые стоят над человеческими представлениями».

Там же — на ночной Литургии  в храме Христа Спасителя в Москве — планирует встретить Рождество Христово и глава Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, сопредседатель Межфракционной группы по защите христианских ценностей Сергей Гаврилов.

Он заметил, что разница в датах празднования Рождества Христова  в России и Европе (25 декабря), обусловлена нашей приверженностью к традициям. «Мы — люди традиции. И несмотря на попытки экспериментов в начале ХХ века в нашей стране, на попытки давления со стороны Европы в конце  ХХ века, наша Церковь сохранила служение по юлианскому календарю.

 Может быть, в будущем мы вернёмся на «старый стиль», но сейчас Рождество остаётся для нас  светлым праздником, связанным с детством, с семьёй, с новым годом», — считает депутат.

А сенатор Татьяна Кусайко рассказала «Парламентской газете», что даже во времена СССР, прекрасно знала не только Рождество Христово, но и все религиозные праздники. «Знала о них даже несмотря на то, что мой папа был членом партии и занимал партийные посты. Лично для меня Рождество Христово — это праздник детства, праздник  добрых семейных традиций. Что касается того, как я его буду встречать, то для меня пойти в храм — это очень личное», — призналась она.

С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!

Источник: https://www.pnp.ru/top/site/v-rossii-vstrechayut-rozhdestvo-khristovo.html

Рождество христово

В каком году произошло Рождество Христово

Православные праздники

Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Несмотря на то, что католики отмечают его 25 декабря, а православные 7 января, это один и тот же праздник, но по разным календарным стилям – старому и новому.

Следует отметить, что для православных христиан Рождество является вторым по важности праздником после Пасхи, а вот католики почитают его даже выше Пасхи.

Это объясняется разным смыслом, который представители этих конфессий вкладывают в понятие «Рождество»: православные более почитают духовное возрождение, то есть воскресение Христа после смерти и вознесение Его на небо, а западные религиозные течения превыше ставят возможность спасения, которая пришла в мир вместе с рождением маленького Иисуса, то есть его физическое рождение.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое Крещение 19 января

История праздника интересна, но не слишком ясна. Дело в том, что нигде в Библии не упоминается точная дата рождения младенца Иисуса. Ни в одном из четырех Евангелий не сказано, что Христос родился именно 25 декабря (или 7 января по новому стилю). Ветхий Завет упоминает только о том, что Христос родился в 5508 году от сотворения мира.

С Рождества Христова началась новая эра, и отмечать праздник начали уже в первых веках. Дата Рождества – 25 декабря принята Церковью с IV века.

В IV веке Константин, римский император, отказался от языческой веры, принял христианское учение сам и узаконил его на территории своей страны. Повинуясь воле императора, новая церковь сразу же начала активную борьбу с языческими культами.

Но истребить привычные устои оказалось не так уж просто, поэтому в некоторых вопросах священникам приходилось идти на уступки поклонникам древних культов. Одной из таких уступок и стало придание особого значения дню 25 декабря. До введения христианства люди поклонялись Солнцу, поэтому период зимнего солнцестояния, то есть последние дни декабря, был особенно почитаем.

В этот период Солнце приближалось к Земле, световой день становился длиннее и светлее, а это воспринималось как символ победы сил света над силами тьмы. Христианские священники увидели в этом благой знак и согласились назначить праздник Рождества Христова на конец декабря, ибо рождение сына божьего есть не что иное, как рождение истинного Солнца.

Иными словами, ранние христиане мудро решили, что легче наполнить новым смыслом традиционные языческие верования, чем искоренять их «огнем и мечом».

В 337 г. папа Римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря. Русская Православная Церковь также празднует Рождество 25 декабря, но 25 декабря по юлианскому календарю Церкви, не принявшей реформу папы Григория XIII, наступает 7 января – по новому, григорианскому стилю.

Бог послал в этот греховный мир Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. С Его рождением на земле наступила новая эра. Даже наше летоисчисление начинается с Рождества Иисуса Христа. История рождения Иисуса удивительна. Подумайте только, Ему, Сыну Творца мира и вселенной, пришлось родиться в хлеве для животных. Но начнем с начала.

Благовещение о зачатии Иисуса

В маленьком городе Назарете, на «севере Израиля жила девушка, по имени Мария. Она любила Господа и имела чистое сердце. Однажды ей явился Ангел Гавриил, посланный Господом, и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария, увидев Его, смутилась.

Но Ангел сказал ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Господа; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».
Мария тогда не была замужем, но была обручена с благочестивым верующим человеком по имени Иосиф.

Она спросила Ангела: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Ангел сказал ей в ответ: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Мария ответила: «Се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему». И отошел от нее ангел.

Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить ее, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

Рождение Иисуса Христа

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелиста Луки:

«Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.» (Лк.2:4-7)

Причиной, по которой Мария и Иосиф, жившие тогда в Назарете, пошли в Вифлеем, стала перепись населения. Согласно указу императора Августа, каждый житель Римской империи для облегчения ведения переписи должен был приехать «в свой город». Так как Иосиф был потомком Давида, он направился в Вифлеем.

Дорога была долгой и трудной, они шли пешком по гористой местности, а когда достигли Вифлеема и стали искать место для ночлега, оказалось, что все постоялые дворы заполнены.
В гостиницах для них свободного места не нашлось.

И им пришлось расположиться в пещере (вертепе), куда пастухи загоняли скот во время непогоды.

В эту же ночь Мария почувствовала, что настало время рожать. Именно там, в пещере, родила Мария своего сына, спеленала и уложила в ясли. О факте рождения святого младенца возвестила загоревшаяся на небе Вифлеемская звезда.

После рождения Иисуса первыми из людей пришли поклониться ему пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела.

И опустился к ним с небес сияющий ангел: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете младенца, в пеленах лежащего в яслях».

Когда ангел исчез, пастухи решили пойти в пещеру и воочию убедиться в сказанном – и они действительно увидели младенца, спящего в кормушке для скота.

Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу трёх волхвов (мудрецов): Гаспара, Мельхиора и Валтасара. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого ждал иудейский народ.

Волхвы, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов.

Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2. 8).

Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну.

Через восемь дней младенцу дали имя Иисус, что означает «Господь есть Спасение». Впоследствии его также назвали «Христос», что значит «помазанник». Эта «приставка» в древнем Израиле ранее употреблялась только по отношению к царям и верховным священникам, поскольку возведение в высокий сан совершалось через помазание. Дав эпитет «Христос» сыну божьему, пророки подчеркнули, что он есть истинный Царь мира, одновременно несущий людям свет веры. 

Узнав о рождении Христа, и, обнаружив, что волхвы не послушались его, разгневанный царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола в возрасте до 2 лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти царя Ирода.

Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует и в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды.

Когда Мария почувствовала наступление родов, то Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. Рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху.

При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида. Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы.

Сочельник

Рождество Христово завершает 40-дневный Рождественский пост (28 ноября — 6 января). Христос не только советовал очищать дух и плоть при помощи постов, но и сам показывал пример воздержания.

Вспомнить хотя бы Его 40-дневный пост в пустыне и ответ дьяволу–искусителю: « Не хлебом единым будет жить человек, а единственно словом, исходящим из уст Божиих».

Православная церковь смотрит на пост как на возможность очиститься от мирской скверны: через очищение тела достигается очищение духа, помыслов.

Канун Рождества называют Рождественским Сочельником. В Сочельник, накануне Рождества соблюдается строгий пост. Традиционно едят кутью из пшеницы или риса с медом. Но приступать к трапезе разрешается не раньше, чем на небе появится первая звезда – это символизирует Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении младенца Иисуса.

В праздник Рождества Христова Православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них — «Славим Его!».

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/30094

История Рождества Христова

Православные христиане 7 января радостно отмечают один из главнейших праздников — Рождество Христово. Даже те, кто не разделяет христианскую веру, знают, что в этот день на свет появился особенный младенец, которому суждено было изменить мир. Но далеко не каждому известна подробная история возникновения праздника, а она не ограничивается лишь одним событием.

Как появился праздник

Празднование Рождества начали отмечать в четвертом веке. До этого такого праздника в православном календаре не было, а было Богоявление, символизирующее Крещение Иисуса и явление миру в этот момент Пресвятой Троицы. Изначально этот важный праздник называли днем Просвещения, олицетворяя этим Бога со Светом и давая понять, что он явился в мир, чтобы сделать его светлее.

Однозначно, что дата 7 января не является точным днем рождения Иисуса, а назначена лишь приблизительно, основываясь на предположениях. Согласно библейским преданиям Христос должен был пребывать на земле полное количество лет, а значит, день его зачатия вероятнее всего совпадал с датой распятия.

Существует также предположение, что дата празднования Рождества не случайно приходится на день языческого праздника Рождения Солнца Непобедимого, символизирующего начало пребывания солнечного дня. Возможно, таким образом, христианская церковь хотела вытеснить древние обычаи. Не секрет, что христианство аналогичным способом заменило языческие праздники своими. К примеру, так произошло с Пасхой и Масленицей.

Традиции празднования Рождества Христова

Рождество Христово входит в число двенадцати наиболее значимых церковных праздников. В ночь на 7 января его отмечают православные церкви, придерживающиеся юлианского календаря (в том числе российская и украинская церкви), а также некоторые восточные католики. Остальные христиане придерживаются григорианского летосчисления и празднуют появление на земле Спасителя в ночь с 25 на 26 декабря.

Рождественским праздникам предшествует сорокадневный пост, он не такой строгий, как проходящий перед Пасхой Великий пост. Четыре дня в неделю допускается включать в меню растительное масло, а в субботу и воскресенье, а также в церковные праздники, выпадающие на это время, разрешено кушать рыбу.

Встречать Рождество начинают вечером 6 января. Христиане называют этот день Сочельником и придают ему огромное значение. В последний день поста строго запрещено работать и есть. Празднование начинают только после того, как на небосводе загорится первая звезда — символ рождения Иисуса. В этот момент все дружно садятся за стол и начинают встречать великое событие.

Сначала на столе должно быть ровно 12 постных яств, главное из которых сочиво — по-особенному приготовленная каша из зерен пшеницы, сдобренная медом и фруктами. Стол застилают белоснежной скатертью и обязательно кладут на него небольшой пучок сена, символизирующий ясли, в которых лежал новорожденный Спаситель.

Только после полуночи разрешается ставить на праздничный стол мясные и рыбные закуски, сладости и другие деликатесы. Православные приступают к трапезе сразу после окончания ночной церковной службы. Рождественское застолье одно из самых пышных и сытных. Изобилием еды христиане радуются чуду рождения Христа.

Рождество в России

В России Рождество начали отмечать в 5 веке, сразу после Крещения Руси. К концу 19 века праздник стал не только церковным, но и светским. Правители всячески не одобряли попытки народа в этот день любые упоминания о языческом празднике — Дне солнцестояния. Запрещалось наряжаться в костюмы, ходить в них по улицам и петь песни. В начале 20 века появился обычай наряжать Рождественскую елку, тогда и родился любимый всеми Дед Мороз с подарками и гостинцами.

С приходом к власти атеистически настроенных коммунистов Рождество внесли список запретных праздников, о которых не допускалось было даже упоминать. Долгие годы этот день всячески старались вычеркнуть из памяти людей, запрещая даже украшать дома нарядными елками. Но в народе продолжали отмечать великое событие, ставя под угрозу карьеру и свободу.

В 1990 году Рождество Христово было объявлено не только государственным праздником, но и стало официальным выходным днем, впервые в масштабах страны его отметили 7 января 1991 года. Сейчас в рождественскую ночь во всех храмах проходят всенощные красивые праздничные службы, а по телевизору всю ночь транслируют службу из Храма Христа Спасителя — главной церкви страны.

В неделю Рождества принято ходить в гости, преподносить друг другу подарки и гостинцы. Но до сих пор в празднике угадываются дохристианские традиции — в святки в народе принято наряжаться и ходить по домам с песнями и играми.

Источник: http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/rozhdestvo-khristovo/istoriya/

Как праздновать Рождество Христово 2020: традиции и запреты на праздник

7 января православная церковь отмечает один из самых главных религиозных праздников – Рождество. В этот день произошло величайшее для всего христианского мира событие — рождение Иисуса Христа.

С этим светлым праздником связано немало традиций и обычаев. «Апостроф» рассказывает, как праздновать Рождество, а также что категорически запрещается делать в праздник.

Обычаи и традиции на Рождество

Православные верующие начинают праздновать Рождество вечером 6 января с появлением первой звезды на небе. На Святой Вечер (Сочельник) принято готовить 12 постных блюд — по числу апостолов (учеников Христа). Кроме того, на праздничном столе обязательно должна стоять кутья. Ужин нужно начинать молитвой и зажжением рождественской свечи.

Утром 7 января люди приветствуют друг друга фразами: «Христос родился» — «Славим его!». На Рождество в храмах проводится три богослужения: в полночь, на рассвете и днем.

После храма вся семья собирается за праздничным столом. Рождественский стол принято накрывать щедро, ведь пост уже закончился. Разрешено также употреблять легкие спиртные напитки.

В этот светлый праздник также принято делать подарки, как правило, недорогие. Вручают их за столом, после основной трапезы. Это могут быть сладости, фрукты, и другие мелкие приятности.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда поминают усопших после смерти

Еще одной традицией Рождества являются колядки. Однако в различных регионах Украины колядуют в разное время: утром, вечером или на Сочельник. Перед тем, как начинать петь, нужно спросить разрешения у хозяев.

На Рождество существует еще одна добрая традиция — рассказывать детишкам библейские истории о рождении Спасителя.

Что нельзя делать на Рождество

После Святой Вечери нельзя убирать блюда со стола, до наступления Рождества 7 января.

Как и в любой церковный праздник на Рождество нельзя убирать и заниматься бытовыми делами. Наши предки верили, что таким образом можно привлечь в дом несчастье.

7 января нельзя ругаться, ссориться, кричать и сквернословить. Считается, что так вы можете навредить себе и своим родным, отобрав у ни надежду на спасение.

В этот день не рекомендуется надевать старую одежду — таким образом можно привлечь бедность.

Один из важных запретов праздника — отказ в помощи нуждающимся.

На Рождество категорически запрещается гадать. Для этого есть специальный период с 12 дня Святок до Крещения.

Источник: https://apostrophe.ua/article/society/culture/2020-01-05/kak-prazdnovat-rojdestvo-hristovo-2020-traditsii-i-zapretyi-na-prazdnik/30053

Рождество: Когда оно было на самом деле? | FaceNews.ua: новости Украины

В разных традициях Рождество празднуют в разные дни (фото:nikitniki.ru)

Известно, что расхождение между «православным» и «католическим» Рождеством объясняется разницей календарей. Если ряд православный церквей придерживаются юлианского календаря («старого» или церковного стиля), то католики и протестанты, а также некоторые православные церкви – григорианского («нового» или гражданского стиля», который был принят позже.

Разница между календарями сейчас составляет 13 дней; в обоих календарях Рождество приходится на 25 декабря. Восточные церкви (Ассирийская, Армянская, Коптская, Сирийская и пр.) следуют другой традиции, согласно которой Рождество отмечается одновременно с Крещением под общим названием Богоявления – 6 января (19 января по новому стилю). Этой же даты придерживался один из известных богословов св. Епифаний Кипрский.

Дата праздника в этих случаях определена условно

В обоих случаях дата праздника – это именно дань возникшей не сразу традиции, а не сохранение памяти о реальном дне Рождества Христова. Восточные церкви объясняют одновременное празднование Рождества и Крещения сходством смыслов обоих событий.

Не вдаваясь в детали, отметим, что и в православной традиции принято проводить параллели между ними, что нашло отражение в богослужении (кроме того, есть определенные параллели между богослужением Рождества и Страстной пятницы.

Подобные аллюзии вообще распространены в богословии и литургике).

«Православно-католическая» традиция явно восходит к празднованию «дня рождения непобедимого солнца» – одного из самых известных божеств Рима, культ которого был введен в 275 году.

Для фестиваля «непобедимого солнца» был выбран день после зимнего солнцестояния, когда впервые увеличивалась продолжительность светового дня.

В религиозных кругах принято говорить о том, что Рождество стали праздновать в этот день чтобы «вытеснить» языческий праздник, но можно также встретить утверждения о том, что праздник просто «переименовали».

Считалось, что день Рождества установлен в день римского фестиваля «непобедимого солнца»

Есть разные мнения насчет того, проводились ли какие-то праздничные мероприятия в Древнем Риме в этот день, хотя раньше считалось, что праздник Рождества установлен именно в день фестиваля «непобедимого солнца». Известно, что к началу четвертого века культ «непобедимого солнца» был главным официальным культом Рима, а св. Августин (V век) упоминает, что и в его время были последователи этого культа (которых он обличал).

Так или иначе, никаких прямых астрономических аллюзий в богослужении на Рождество (как в православной, так и в католической традиции) нет, хотя Христос сравнивается с Солнцем (как и в ряде раннехристианских текстов, а также в ветхозаветной книге пр. Малахии – «Солнце правды»). Возможно, тему «рождения» Солнца авторы праздничных текстов сознательно избегали как слишком очевидную.

Считается, что решение об отмечании Рождества Иисуса Христа 25 декабря было принято на Третьем Вселенском церковном соборе в 431 году. Немного ранее, в семидесятых годах четвертого века, празднование Рождества 25 декабря распространилось в Каппадокии усилиями св. Василия Великого. Он, наряду со святыми Григорием Богословом и Иоанном Златоустом считаются главными инициаторами выделения праздника Рождества (который до этого не отмечали).

Св. Григорий Богослов ввел его в Константинополе под влиянием Иоанна Златоуста, причем последний писал о Рождестве как об очень древнем празднике. В «Беседе на Рождество Христово», написанной для первого празднования Рождества в Антиохии в 386 или 388 годах отмечание 25 декабря аргументируется документами переписи при императоре Августе, которые не сохранились.

Кроме того, св. Иоанн Златоуст считал, что если опираться на от Евангелие от Луки (где говорится о том, что Благовещение произошло через шесть месяцев после видения ангела пророку Захарии), то рождение Христа должно было произойти в декабре (хотя на самом деле ни в одном из Евангелий нет никаких календарных привязок Рождества или связанных с ним событий нет).

Были и другие традиции празднования Рождества

Были и другие традиции празднования Рождества, кроме 25 декабря и 6 января. Климент Александрийский, живший во второй половине второго-начале третьего века, критиковал христиан, считавших, что Рождество Христово имело место 20 мая 3 года н.э. и считал, что настоящей датой является 17 ноября того же года. Он также упоминал дату 6 и 10 января.

Кроме того Рождество связывали с началом весны – весенним равноденствием (25 марта), о чем упомянуто в надписи на статуе одного из первых римских пап – св. Ипполита. На этот день сейчас приходится праздник Благовещения. Сам св. Ипполит считал, что правильной датой является все же 25 декабря.

Следует отметить, что имеют место и некоторые экзотические предложения. Скажем, известный протодиакон РПЦ Андрей Кураев предложил объединить празднование Нового года и Рождества. По его мнению, раз уж летоисчисление ведется именно от Рождества Христова, то нелогично отмечать до или после собственно Нового года.

В первые века рождество не праздновалось

Расхождение традиций говорит об одном – в первые века христианства Рождество Христа не праздновали. Все традиции его празднования возникли позже, причем в разных местах. Поэтому о настоящей дате Рождества можно судить лишь на основании косвенных признаков. В качестве таких признаков иногда называют Вифлеемскую звезду, на которую ориентировались волхвы (которых иногда считают последователями зороастризма; в Евангелии они называются словом «маги»).

В качестве Вифлеемской звезды предлагаются несколько астрономических явлений, хотя она с астрономией вряд ли может быть связана. В Евангелии говорится, что перед тем, как начать свой путь, они «видели ее на востоке», а после их визита к царю Ироду она «шла перед» волхвами на их пути из Иерусалима в Вифлеем и «пришла и остановилась над местом, где был Младенец». Вряд ли какое-либо астрономическое явление, будь то вспышка сверхновой или соединение планет, может вести себя подобным образом.

Более надежным (и очевидным) признаком, на котором можно основываться в оценке достоверности той или иной даты, являются сами обстоятельства Рождества Христова. Евангелия говорят, что это произошло в пещере, куда пастухи загоняли скот (там находились ясли, т.е. кормушка для скота). Кроме того, рядом «были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего» (Лк. 2:8).

Рождество произошло тогда, когда пастухи могли пасти свои стада

Таким образом, Рождество Христово произошло в то время, когда погода позволяла женщине родить в пещере и когда пастухи (бывшие неподалеку) пасли свои стада. Очевидно, этого не могло быть в декабре – зимой в Вифлееме, расположенном в окрестностях Иерусалима, на высоте 760 метров над уровнем моря, довольно холодно, температура часто падает ниже нуля и идут довольно сильные дожди, иногда – снег.

В марте не теплее чем в декабре (в настоящее время средняя температура в эти месяцы составляет 7-14 градусов Цельсия, что сравнимо с апрелем в Киеве), хотя осадков меньше. В ноябре (как считал Климент Александрийский) заметно теплее (11-20 градусов), а осадков чуть меньше.

Ряд источников позволяет утверждать, что климат в начале нашей эры был более суровым, чем сейчас. Так, Публий Овидий Назон (43 г. до н.э. — 18 г.н. э.) упоминает о том, что низовья Дуная замерзают настолько, что реку можно переехать на коне. Сейчас Дунай замерзает редко.

Таким образом, две тысячи лет назад зимой, ранней весной или поздней осенью родить в полевых условиях в окрестностях Вифлеема было непросто. Кроме того, скот не выпасают ни в декабре, ни в марте.

Поэтому наиболее вероятной из всех называвшихся дат Рождества Христова является 20 мая. В мае в Иудее уже достаточно тепло (14-26 градусов), а дождей уже почти нет. Таким образом, о настоящей дате Рождества к настоящему времени сохранилось лишь упоминание.

Никаких традиций, связанных с этой датой, сейчас нет.

Источник: https://www.facenews.ua/articles/2015/260071/

25 декабря или 7 января? Когда отмечать Рождество – краткое объяснение

Почему на Западе Рождество 25 декабря, а у нас аж 7 января? Объясняем ‒ кратко и быстро!

На самом деле, и православные, и католики празднуют Рождество Христово в один день ‒ 25 декабря. Хотя эта дата рождения Иисуса Христа ‒ условная. Ни в Библии, ни в другом документе ее не найти.

25 декабря в Римской империи традиционно отмечали один из важнейших праздников ‒ «Непобедимого Солнца». Именно тогда темнота заметно отступала, а световой день становился длиннее. Чтобы уменьшить влияние языческого праздника, в этот день начали отмечать день рождения «истинного солнца» ‒ Иисуса Христа, говорят некоторые историки.

Традиция праздновать Рождество Христово 25 декабря у католиков и православных осталась до сих пор. Однако делают они это по разным календарям. На Западе ‒ по Григорианскому, а, например, в России, Грузии, Сербии и Украине ‒ по Юлианскому календарю.

Что же разделило христиан?

Очень давно Юлий Цезарь ввел календарь, практически такой же, как современный, ‒ Юлианский. Казалось, все идеально, но календарь оказался не совсем точным.

На самом деле, Земля делает оборот вокруг Солнца приблизительно на 12 минут медленнее, чем думали древние римляне. Календарь начал смещаться. Рождество начало понемногу приближаться к весне, а Пасха к лету! За полторы тысячи лет Юлианский календарь отстал уже на целых 10 дней.

«Безобразие!» ‒ подумал папа Римский Григорий XIII и затеял реформу Юлианского календаря.

Папа Римский приказал некоторые годы, ранее бывшие высокосными, «считать» невысокосными. Этим существенно уменьшил различия ‒ до 26 секунд в год. Чтобы компенсировать отставание, он приказал даже пропустить 10 дней. И в 1582 году сразу после 4 октября наступило пятнадцатое! Реформированный календарь назвали, конечно, Григорианским.

Но не все страны перешли на новый календарь. В частности, Украина, которая была в Российской империи, жила по старому, Юлианскому. Мотивы политические: «Католик православному не брат», ‒ считали в империи.

Но во время революции Украинская Народная Республика перешла на новый Григорианский календарь. Большевики тоже ввели его. Но церковь, придерживаясь традиции, не хотела поддерживать коммунистов.

Сложилась ситуация, что обычные люди стали жить по новому стилю (Григорианскому календарю), а церковь продолжала по старому (Юлианскому).

Неточность церковного ‒ Юлианского календаря ‒ за годы углубилась. Сейчас она составляет до 13 дней.

Поэтому, когда католики празднуют Рождество 25 декабря по Григорианскому календарю, то по Юлианскому это только 12 декабря. Украинским православным и греко-католикам надо ждать еще 13 дней до рождения Христа. Поэтому, когда на Юлианском (церковном) календаре наконец-то наступает 25 декабря, то на Григорианском, по которому мы живем, уже 7 января.

А в 2100 году, из-за неточности Юлианского календаря, Рождество будет попадать уже на 8 января!

По каким календарям празднуют Рождество в мире?

Сейчас Юлианским календарем продолжают пользоваться Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская православные церкви, а также Православная церковь Украины (ПЦУ) и Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ).

Украинские греко-католики, находясь в начале ХХ века в составе Польши, не перешли на Григорианский календарь по политическим мотивам. Украинские верующие не хотели терять свою, отличную от польской, идентичность. Также греко-католики стремились сохранить связь с украинцами, которые находились в составе СССР. Празднование в одни дни должно было символически соединять украинцев по разные стороны границы.

Новоюлианский (усовершенствованный Юлианский календарь), который до 2800 года будет полностью совпадать с Григорианским, используют 11 православных церквей, в основном расположенных в Западной Европе. Например, Румынская, Болгарская, Польская православные церкви и Православная церковь Чешских земель и Словакии. А также «греческие» православные церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Элладская, Албанская.

Митрополит Киевский и всея Украины Епифаний заявил, что украинцы могут праздновать Рождество по Григорианскому календарю, если они этого хотят. Также в Православной церкви Украины будут думать о календарной реформе при условии, что ее поддержит большинство верующих. Но пока церковные иерархи опасаются, что переход на новый календарь (Григорианский) может спровоцировать противостояние и раскол среди украинских верующих.

Источник: https://ru.krymr.com/a/rozhdestvo-25-dekabrya-7-yanvarya/30342206.html

О рождестве по существу — до и после рождества христова

К Рождеству вспыхивает интерес к рождественским традициям. Ищут рецепты рождественских блюд, рождественские украшения, рождественские подарки, и даже рождественские тосты Но не это делает праздник Рождественским. Настоящее Рождество — это празднование конкретного события: рождение Иисуса Христа.

Где это произошло?

Место, где родился Иисус — город в Палестине, куда сегодня не иссякает поток паломников и туристов. Это Вифлеем. Он расположен примерно в 8 км к югу от Иерусалима, на скалистой возвышенности, откуда открывается замечательный вид на все стороны. Вифлеем окружен садами и хлебными полями, его холмы обсажены виноградом, смоковницами и миндальным деревьями. В древние времена это был незначительный городок по своим размерам, но представлял важность как военный пункт.

Вифлеем — один из самых древних городов на Земле. Основан он примерно в XVII-XVI веке до н. э. Сначала здесь проживал хананеи, а впоследствии — иудеи. Во II веке после второй римско-иудейской войны, на предполагаемом месте рождения Иисуса Христа, римляне поставили святилище Адонису, которое просуществовало до посещения Палестины святой Еленой, матерью первого императора-христианина Константина. В 326 году языческое святилище было снесено, и на его месте построили христианский храм.

Впоследствии на протяжении нескольких веков Вифлеем, как и остальная часть иудеи, находилась под влиянием мусульман, что вызывало недовольство в христианской Европе. В 1095 году началась череда крестовых походов с целью освобождения Иерусалима, Вифлеема и Назарета.

С 1517 года до конца Первой мировой войны эти края в основном были частью Османской империи. В 1922 году, после распада Османской империи, Вифлеем стал частью Британской Палестины. В 1947 году, с образованием государства Израиль, Вифлеем перешел под юрисдикцию ООН, в 1948 перешел под контроль Иордании, в 1967 — вернулся к Израилю.

С 1995 года согласно мирным договоренностям, Вифлеем перешел в ведение Палестинской автономии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется понедельник перед Пасхой

Сейчас сюда приезжают паломники и туристы со всех концов света. Основная достопримечательность города — Пещера Рождества, где как предполагают родился Христос. Над пещерой в стоит Базилика. Место рождения Христа в пещере отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями. Когда родился Христос, эта пещера использовалась как загон для скота.

Когда это было?

Иисус родился во время правления римского императора Августа. В Римской империи проводились периодические переписи населения, примерно раз в четырнадцать лет — в основном для налогообложении. Август три раза проводил такую перепись, будучи у власти: первую — в начале своего царствования, вторую в середине, и последнюю — в конце. Иисус Христос родился во время второй переписи, которая в Иудее проходила в 750 году от основания Рима.

Иудеи получили у Августа разрешение участвовать в переписи по своему обычаю. Это значит, что в каком бы городе ни жил иудей, для записи он должен был придти в свой родовой город.

Родители Иисуса Христа — Мария и Иосиф жили в то время в Назарете и им пришлось отправиться в Вифлеем, где были их корни. Путешествие было не из легких, к тому же город был переполнен, и в местной гостинице им не нашлось места.

Семья нашла приют в пещере, служившей стойлом для домашних животных. В этой обстановке и родился Иисус Христос.

За установление точной даты рождения обычно брались многие, как правило это делают путем изучения истории и хронологии, сопоставляя время правления Августом с другими событиями. Римский аббат Дионисий Малый в VI веке определил рождение Иисуса Христа, назвав 754 год. Но, как выяснилось впоследствии, он ошибся, примерно на четыре года.

Однако летоисчисление сегодня по прежнему ведется в соответствии с подсчетами Дионисия. Но как бы там ни было, новая эра установлена в честь Рождения Иисуса Христа. Так что история мира делится на две части — до Рождества Христова и после Рождества Христова.

Даже атеисты, которые не желают употреблять имени Христа, говорят: «До нашей эры» и «наша эра».

Чем ценно Рождество?

Первые христиане вообще не отмечали Рождество, поэтому вначале никто не интересовался датой рождения Иисуса. Однако, христиане отмечали сам факт его рождения, ценя само событие. Действительно, для нас важнее то, что Христос родился, а не дата сама по себе. Поэтому правильнее говорить не «Чем Рождество ценно?», а «Почему Он родился?».

Иисус — дар Бога человечеству. Нельзя переоценить влияние, которое он произвел на мировые события. Его учение и проповедь о любви и милосердии Божьем принесли миллионам людей исцеление, спасение и вечную жизнь.

Христос — Сын Божий, существовал вечно, но пришел к нам, став человеком, как мы, чтобы явить нам Бога. Через Иисуса Бог говорил нам по-человечески и одновременно Божественно.

В Библии говорится: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Библия, Послание к Евреям, 1 глава).

Иисус Христос пришел для того, чтобы умереть за наши грехи. Его распятие не было бессильным провалом, но Божьим планом спасения. Не жалким поражением, но славным триумфом. Иисус пришел к нам как Спаситель, чтобы спасти нас от ужасной погибели и ада.

Его смерть на кресте стала возмездием за наши грехи, избавившим нас от Божьего суда. Заместительная жертва Иисуса на кресте подарила нам мир с Богом; и пролитая кровь Иисуса очищает всякого человека от вины и греха, если он совершает искреннее покаяние.

Источник: http://www.doposle.ru/?id=2582

Рождество Христово -история праздника. Рождественский пост. Святки

7 января – Рождество Христово. Великий Церковный праздник.
Рождественский пост. Прохождение рождественского поста. Святки. Празднование святок.

История появления праздника Рождества Христова
Рождественский пост
Традиции праздника Рождества
Рождественские> святки
Молитвы в праздник Рождества Христова
Акафист в праздник Рождество Христово
Величание праздника Рождество Христово 
фильм о празднике Рождества Христова

Рождество христово -история праздника

Оставалось совсем немного времени до того момента, когда Святая Мария должна была родить.
Как раз в это время, по указанию царя Ирода, в стране было необходимо провести перепись населения. При этом согласно древним обычаям, каждый житель должен быть записан по месту происхождения своих родов.

Невзирая на свое положение, Мария и ее супруг Иосиф, отправились в Вифлием, откуда велась родословная царя Давида. До места они добрались только под вечер пятого дня.Изнуренные тяжелой дорогой, святые Мария и Иосиф не смогли найти ночлег. Так же, как и они, в Вифлием прибыло очень много людей для переписи.

Все постоялые дворы и гостиницы уже были заняты, а цены на свободные места поднялись и оказались слишком большими для семьи бедного плотника.Так святое семейство недалеко от города Вифлиема, в пещере, где от непогоды пастухи укрывали свой скот.В святую ночь 747 года от основания Рима, в этой пещере совершилось великое событие Рождества Христова, это было Рождество Спасителя всего мира.

После появления на свет Младенца, Святая Мария спеленала его и положила на ясли, в которых находилась солома для кормления скота. По преданиям, ослик и вол согревали Божественного Младенца.

Первыми, кто узнал о том, что произошло самое великой событие, которое вообще происходило когда-либо с миром,  Рождество Бога-Сына, были пастухи. В ночной тьме вдруг все озарилось вокруг дивным светом, Ангел Небесный в этом сиянии явился пастухам, которые пасли неподалеку свои стада, и возвестил им:

«Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет радостью всем людям: ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк.2, 10-12)

И все небесное ангельское воинство предстало перед взором пастухов, они услышали торжественную песнь:

«Слава в Вышних Богу, и на земле мир, к человекам благоволение!»

Когда это чудное явление исчезло, люди увидели яркий свет, исходящий от одной из пещер, они зашли туда и

«нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Лк.2,16)

Простые, неграмотные пастухи были первыми, кто безоговорочно поверил в Рождество Христово, в то, что они увидели Самого Бога.

Это был настоящий праздник, над пещерой ярко засияла Вифлиемская звезда, по ее свету волхвы нашли место, где случилось Рождество Младенца. Они зашли в пещеру и преклонились перед Спасителем. С собой волхвы принесли золото, как дар царю, ладан, как Богу и смирну, как предвестие будущей смерти.

Примечание: иудеи использовали смирну при погребении, чтобы тело как можно дольше оставалось нетленным.

Царь Ирод Великий, как и многие другие иудеи, знал о пророческом предсказании, о рождестве царя, и боялся этого, потому, что считал Его претендентом на свой престол. Он даже попытался обмануть волхвов и попросил им указать место, где произошло Рождество, чтобы и сам Ирод смог поклониться Иисусу Христу. Но волхвами были получены откровения о намерениях правителя, место нахождения святого семейства они не выдали.

Страх потери власти заставил царя Ирода отдать страшный приказ:

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов»  (Мф. 2:16).

Более 14000 младенцев погибло в то время, но Сын Божий остался жить – Мария и Иосиф, при Божием покровительстве, той же ночью покинули пещеру и отправились прочь из Иудеи в Египет.

Рождественский пост перед праздником. прохождение рождественского поста

С 28 ноября начинается последний многодневный пост в году, Рождественский, который заканчивается праздником Рождества Христова- 7 января. Сначала Рождественский пост длился около 7 дней, но на Соборе в 1166 году было установлено, что этот пост необходимо хранить сорок дней, так же, как и Великий пост.

Рождественский пост является примерно таким же по строгости, как Петровский, но ограничения в пище не такое строгое, как Великом.

По понедельникам, средам и пятницам Рождественского поста нельзя есть рыбу, и пить вино, продукты готовят без использования сливочного масла, но лучше в эти дни придерживаться сухоядения. Во все выходные дни и великие праздники разрешается есть рыбу. Правда, если праздник выпадает на понедельник, среду или пятницу, то рыбу есть нельзя, а выпить немного вина можно.

С 25 по 31 декабря пост усиливается, рыбу в эти дни не едят. Самый строгий день поста– накануне праздника, в Рождественский сочельник, в который пищу не вкушают до самого вечера.

Этот Святой вечер в Рождественском посте принято проводить в кругу родных и близких людей, разговляться можно только после полуночи.

В Рождественский сочельник церковные правила предписывают наиболее строгое соблюдение поста (до трапезы после вечерни), напоминая древний обычай оглашенных, готовящихся к принятию Таинства Крещения.

«И входим в трапезу, и ядим варение со елеем, рыбы же не ядим. Вино́же пием, благодаряще Бога» (Типикон, 25 декабря).

В Русской Церкви издавна существует благочестивый обычай Рождественского поста — до позднего вечера, до появления первой звезды непосредственно перед самим Рождеством Христовым, продолжать соблюдение поста.
Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в этот пост в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера!

Пост продолжается до момента, когда после Литургии Сочельника на центр храма будет вынесена свеча, и споют тропарь Рождеству

Рождественский пост – это не диета. Он необходим, чтобы мы достойно встретили Рождество Христово, чтобы мы могли очистить себя покаянием и с чистою душою приняли праздник Рождества.

Рецепты блюд для прохождения поста

Рождество — что делают и чего нельзя делать в праздник

Ночью на Рождество в храмах проходят праздничные литургии, ведь 2000 лет назад произошло настоящее чудо – сам Бог пришел на землю к людям. В этот день на Божественной литургии быть нужно обязательно.
Накануне Рождества, в Сочельник, наряжают елку, на верхушке которой устанавливают звезду, символизирующую Вифлиемскую.

На елочке зажигают свечи, которые светят людям, подобно свету из пещеры, где произошло Рождество Иисуса Христа. Также ставят вертеп, т.е. символ этой пещеры с фигурками людей и животных.

К родившемуся Христу пришли волхвы и поднесли дары, поэтому с того времени началась традиция делать в этот день такие подарки, как фигурка пещеры, в которой произошло Рождество Христово, иконка или подсвечник. Совсем необязательно, что это должно быть что-то дорогое, главное, чтобы это было от сердца. И, конечно, сладости, которые дарят не только детям.

С давних времен существует традиция колядования на Рождество, когда дети или взрослые ходили по домам и славили Христа. За радостную весть о Рождении Спасителя их одаривали конфетами, сладкой выпечкой или деньгами.

В детстве, в советское время, моя бабушка просила меня прийти в этот день к ней домой и поколядовать в ее квартире.

Мне (автору этой статьи), второкласснику и октябренку, в то время еще не очень понятно было, зачем это нужно было делать и что это все означает, но я шел к ней в гости и колядовал. Другие бабушки, ее соседи по подъезду, уже знали, что я иду, и тоже ждали меня, а я тогда не понимал, что это за Рождество, но видно было — они очень любили этот праздник.

Многие считают, что в праздник Рождества можно гадать на картах, на блюдце или кофейной гуще. Ни в коем случае этого делать НЕЛЬЗЯ!
Различные гадания, обращения к экстрассенсам, колдунам или ясновидящим является тяжким грехом против первой заповеди:

Я Господь Бог твой, да не будет у тебя никаких других Богов, кроме меня.

Своим гаданием вы показываете Богу, что не верите в Него, в Его защиту и Божий промысел. Ведь с вами через карты или блюдце разговаривают злые духи, а не ангелы или святые.

Празднование святок

Рождественские святки – это праздничные дни, которые длятся двенадцать дней: от Рождества Христова до Крещения Господня.

Издревле это был языческий праздник, когда наши предки славили солнце, проводили обряды на урожай или на увеличение поголовья своих стад.Из истории религии известно, что в четвертом веке в Греции после Рождества были две недели, которые считались праздничными. При этом никто не был обделен правом празднования Святок, включая бедняков и даже рабов.

Есть исторические подтверждения, что в Византии, в связи с праздничными Святками, появилась традиция помощи заключенным в тюрьмах и больным в лечебных учреждениях. У святых Григория Нисского и Ефрема Сирина мы также встречаем упоминания о Святках.

По укоренению православия на Руси, после праздника Рождество, в Рождественские святки, люди поют праздничные тропари и кондаки, прославляют Иисуса Христа. В святки  устраиваются благотворительные акции, например Патриаршие елки для детей из детских домов, детские фестивали и другие праздники.

С недавнего времени возродилась традиция проведения во время святок концертов духовной музыки.

Считается, что обычай дарить подарки при наступлении Святок, пошел от волхвов, которые после  Его Рождества принесли в Вифлиемскую пещеру золото, смирну и ладан.

В этом периоде нет постных дней. Люди готовят угощения и ходят в гости друг к другу.Святки заканчиваются 18 января в Крещенский Сочельник.

Величание в праздник рождество христово

Величание Господа нашего Иисуса Христа в праздник Рождества Христова.

Величаем Тя, живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии

ВИДЕОФИЛЬМ

фильм о событии Рождества Христова.

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

Источник: http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/rozhdestvo-xristovo-rozhdestvenskij-post/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь