Исаакиевский собор
Наряду с Петропавловской крепостью, Исаакиевский собор является визитной карточкой Санкт-Петербурга.
Это уникальнейшая постройка, которую посещает абсолютно любой человек, приезжающий в наш город. И это справедливо.
По грандиозности, это величайшее сооружение занимает четвертое место в мире.
Его высота более 100 метров, а площадь – 4000 квадратных метров. Но эти цифры ни о чем не говорят. Чтобы оценить масштаб постройки, приведем другие сравнения.
Портики Исаакиевского собора покоятся на гранитных колоннах, высота которых больше шестиэтажного дома. Вес одной колонны равен весу девяти танков Т-34.
И при этом, при постройке собора на поднятие одной колонны уходило всего 45 минут!
Вокруг барабана купола, (там, где находится смотровая площадка Исаакиевского собора) на высоте более 40 метров, установлены 24 гранитных монолитных колонны.
Вес каждой колонны купола равен весу пяти больших туристических автобусов.
Тогда, 150 лет назад они были подняты практически вручную на высоту двенадцатиэтажного дома.
Парадные двери собора весят 10 тонн. Это вес 10 легковых автомобилей.
Толщина стен и перекрытий доходила до 5 метров.
Полный вес Исаакиевского собора составил больше 300 000 тонн.
Столько весят все 5 миллионов туристов, приезжающих в Санкт-Петербург каждый год.
Чтобы вся эта невероятная громада не провалилась в болотистую почву, в землю было забито больше 10 000 деревянных свай.
Напомним, это было 150 лет назад, но спроектированный Монфераном фундамент твердо стоит сегодня, и будет стоять еще не одну сотню лет.
Исаакиевский планировался как храм-венец Имперского Православия, и поэтому цена вопроса не имела значения. Хотя
Постройка обошлась казне в 23 миллиона золотых царских рублей.
Вспомните, вся Аляска была отдана американцам за 7 миллионов (которые, кстати, они так до конца и не заплатили).
И еще сравнение: строительсвто Казанского собора, начавшееся чуть раньше, обошлось казне в 4,7 миллиона рублей, то есть в 5 раз дешевле.
До революции Исаакиевский был главным кафедральным собором Империи. Смена власти превратила его в музей. Здесь запустили маятник Фуко, и дети часами наблюдали, как у них под ногам вертится планета.
Но, вернемся немного к началу.
В 1710 году, недалеко от Адмиралтейства, была построена маленькая деревянная церковь. В ней Петр I венчался со своей женой Екатериной.
В 1717 году было решено выстроить каменную, но она вскоре стала разрушаться из-за оседания грунта. В 1768 году по воле Екатерины II было осуществлено строительстве нового (третьего) Исаакиевского собора, но он также простоял совсем недолго и быстро обветшал.
Наконец, после войны 1812 года, по приказу Александра I, началось проектирование монументальной конструкции, которая и дошла до наших дней.
Молодой архитектор, француз Огюст Монферран предложил императору сразу двадцать четыре проекта храма. Среди проектов были самые разные, «оевропеинные» варианты, но Александр выбрал классический русский пятиглавый стиль.
Впечатленный трудолюбием и масштабностью проектов, царь доверил огромные деньги и строительство главного храма Империи молодому французу.
Строительство собора началось в 1818 году и продолжалось сорок лет.
Среди столичных жителей ходила шутка, якобы Монферану предсказали, что он будет жить столько, сколько строится Исаакий, поэтому он и не торопится.
Шутка оказалась пророческой, архитектор умер через месяц после окончания работ.
Открылся Исаакиевский собор 30 мая 1858 года.
С этого момента он стал самым главным кафедральным собором Православной церкви в России.
Как внешнее, так и внутреннее убранство поражает своим великолепием.
150 килограмм червонного золота ушло на позолоту главного купола, диаметр которого составляет 25 метров (большой плавательный бассейн).
Главный колокол в звоннице Исаакиевского собора, украшенный изображениями русских царей весит около 30 тонн.
При отделке храма использовалось сорок три породы камня – несколько видов мрамора, гранит, лазурит, малахит.
Уникально и внутреннее убранство.
Около 60 произведений мозаичного искусства, среди которых одна из величайших в мире мозаик, площадью 28,5 квадратных метров, живописные полотна, статуи, рельефы и барельефы, украшают храм изнутри.
Кроме того, облицованные белым мрамором, малахитом и лазуритом, три алтаря и иконостас, поражают своим великолепием.
Храм чудесным образом практически не пострадал в годы Великой Отечественной войны.
Только на колоннах западного портика можно по сей день увидеть следы от осколков вражеских снарядов.
В настоящее время здесь находится музей.
Можно подняться на колоннаду Исаакиевский собора, и с высоты птичьего полета полюбоваться на панораму города.
Формально Исаакий не является самым высоким зданием в Санкт-Петербурге. Выше него (на 20 метров) колокольня в Петропавловской крепости. Но, если учесть, что в Петропавловском соборе почти половина – это тонкий золоченый шпиль, то относиться к Исаакиевскому нужно совсем по-другому.
Адрес:
Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, дом 4
Время работы:
Исаакиевский собор- c 10:30 до 18:00, выходной день – среда
Вечерние программы музея — с 18:00 до 22:30 (с 27 апреля по 30 сентября)
Колоннада Исаакиевского собора
С 10:30 до 18:00 с 1 мая по 31 октября ежедневно
С 1 ноября по 30 апреля выходной день – третья среда месяца
Вечерняя колоннада: С 18:00 до 22:30 (с 27 апреля по 30 сентября)
Работа касс и вход прекращается за 30 минут до закрытия
Как добраться:
От станции метро Невский проспект можно пройти по Невскому проспекту до Адмиралтейства, здесь повернуть налево и, пройдя александровским садом, оказаться у северного фасада Исаакиевскго собора.
Если свернуть с Невского чуть раньше, налево на набережную Мойки, то получится дойти до Мариинского дворца, на Исскаиевскую площадь, к памятнику Николаю I. Здесь откроется вид на его южный фасад.
Источник: https://arina-tour.ru/spb/tour/isaakievskiy-sobor.htm
Исаакиевский собор | Санкт-Петербург Центр
Вот уже 150 лет, одной из самых ярких достопримечательностей Санкт-Петербурга является Исаакиевский Собор. Силуэт его золоченого купола является одним из самых узнаваемых объектов архитектуры современного города. По своей величине, главный православный кафедральный собор находится на четвертом месте в мире, уступив первенство собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции.
Величественность этой постройки подтверждают сухие данные его размеров. Так, его высота достигает 101,5 метров, диаметр купола равняется 26 метрам, а вес колонны из отесанных гранитных блоков – 114 тонн.
История строительства
Исаакиевский собор начал сооружаться по приказу царя Петра І в знак почтения своему покровителю – святому Исаакию Далматскому.
Первый храм был выполнен из дерева, однако такой материал был весьма недолговечен и в 1717 году Петр дал поручение немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови заменить деревянные стены на каменные.
Внешне новая церковь не имела и намека на свою будущую величественность – она во многом копировала Петропавловский собор. Даже куранты на колокольне не отличались индивидуальностью и в точности повторяли куранты храма Петропавловской крепости.
Второму варианту постройки не суждено было долго стоять во славу святого – молния, ударившая в нее в 1735 году, привела к пожару. Это было воспринято как «знак свыше» и постройку забросили.
Третья попытка возродить собор была предпринята Екатериной ІІ. Его разместили за «спиной» «Медного всадника». Строительство было поручено итальянскому архитектору Антонио Ринальди, однако из-за своей болезни он был вынужден вернуться на родину. Следующим, кто предпринял попытку достроить собор, стал император Павел, сын Екатерины ІІ. Работу по строительству он поручил другому итальянцу — Винченцо Бренне.
В 1816 году, прямо во время службы, на головы верующих рухнула большая часть потолочной штукатурки, чем вызвала ужас и панику присутствующих. Это событие говорило о необходимости ремонта здания.
Следующим, кто взялся за строительство собора стал император Александр І. Он решил глобально подойти к этому вопросу и приказал его попросту перестроить. Для этого был объявлен конкурс на лучший проект Исаакиевского собора. Вариант французского архитектора Огюста Монферрана поразила Александра І. Его работа обещала сделать не просто красивый собор, а нечто особенное, чем бы по праву можно было гордиться.
Строительство собора по проекту Монферрана было начато в 1818 году и продолжалось сорок лет. Оно проходило при трех императорах Александре I, Николае I и Александре II.
Причин задержки работы было достаточно много – от новых видений облика собора царями до банальных ошибок в расчетах. Также следует учесть, что строительство велось на болотистой местности.
Во избежание проблем в будущем, для фундамента было вбито одиннадцать тысяч свай и положено два ряда гранитных блоков. Только такая мощная фундаментная подушка могла выдержать проектируемый собор и не дать осадку. Сорок восемь монолитных столбов были доставлены из Финляндии.
Они транспортировались несколькими тысячами крепостных крестьян. Вес каждого из столбов составлял 114 тонн.
По причинам известным только самому архитектору, Монферран приказал устанавливать колоны еще до того, как были возведены стены. Первая колонна была поднята в марте 1822 года в присутствии царской семьи и любопытных горожан. Последнюю из сорока восьми колонн подняли спустя восемь лет.
В конце строительства был воздвигнут купол диаметр внешнего свода которого составлял двадцать шесть метров, а внутреннего – двадцать два. Его трижды покрывали расплавленным золотом. Все это великолепие венчал огромных размеров крест.
Несмотря на то, что Монферран отказался от традиционной русской колокольни, он оставил неизменной пятиглавие куполов, расставив четыре из них по углам вокруг пятой. Высота строения величественно вздымалась над городом более чем на сто метров.
Возведение собора было окончено в 1848 году, но еще около десяти лет было потрачено на отделку интерьера. Освящение собора, по случаю его открытия, было проведено 11 июня 1858 года.
Внутреннее убранство
Для убранства собора использовался мрамор различных цветов, малахит, лазурит и другие ценные породы камня. Кроме икон, его стены украшали уникальные мозаики. Алтарь был сделан в форме витража. На нем изображен «Воскресший Христос». Эта работа является одной из самых крупных витражных работ в Европе. Парящий под куполом голубь символизирует Святой Дух. На первый взгляд хрупкая птица являет собой посеребренную бронзовую фигуру с размахом крыльев около двух метров.
Колоннада Исаакиевского собора
Здание Исаакиевского собора является второй высотной доминантой Санкт-Петербурга после шпиля Петропавловского собора. Поднявшись на колоннаду, которая находится под главным куполом, посетитель имеет возможность любоваться великолепной городской панорамой с высоты 43 м. На смотровую площадку ведет винтовая лестница из 262 ступеней.
Интересные факты
В сооружении гранитного фундамента, которое продолжалось почти пять лет, трудилось 125 тысяч человек всех специальностей. Работы по вырубке гранита велись круглый год.
Возведением собора занималось более 400 тысяч человек.
Гранитные блоки для фундамента добывались в каменоломнях Карелии. Вес их составлял от 64 до 114 тонн. Одной из тяжелейших операций была доставка этих блоков к месту строительства. Курьезной была ситуация с одним из инженеров, который придумал усовершенствование способа доставки этих монолитов. Вместо поощрения он получил суровый выговор за то, что так долго не придумал свое нововведение, чем ввел казну в большие денежные траты.
400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита, тысячи тонн бронзы – и это не полный список ценных материалов которые были использованы в убранстве Исаакиевского собора. Около 300 статуй и горельефов украшают стены величественного строения, а мозаика занимает площадь немного меньшую, чем площадь футбольного поля – 6,5 тысяч квадратных метров.
Слабый запах благовоний источается малахитовыми пластинками, которые украшают колонны главного алтаря. Они скреплялись специальным составом на основе масла миро. Приготовление этого масла осуществляется по особому рецепту, который подразумевает соединение масла священного дерева мирры с красным вином и благовониями. Эта смесь варится на огне, в чистый четверг, и обычно используется для обряда миропомазания.
На золочение куполов было использовано 100 кг золота. При плавке драгоценного металл неизменно использовалась ртуть. От ее ядовитых испарений умерло по меньшей мере 60 человек.
Слухи, сопровождавшие долгую постройку, твердили о предсказанной смерти главного архитектора Исаакиевского собора Огюста Монферрана. Их суть заключалась в том, что архитектор оставался жив до тех пор, пока собор не будет окончательно построен. Не известно на сколько эта история была правдой, а на сколько вымыслом, но постройка этого собора действительно оказалась делом всей жизни для Монферрана. Через месяц после окончания строительства архитектор скончался.
Источник: https://peterburg.center/maps/isaakievskiy-sobor
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: история строительства
Исаакиевский собор находится в г. Санкт-Петербург на одноименной Исаакиевской площади. Здание воздвигли в 1858 г., строительство длилось 40 лет, начиная с 1818 г. Автором проекта и архитектором стал француз Огюст Монферран.
Процесс возведения храма контролировался на самом высоком уровне. Его куратором был сам император Николай I. Освящение собора произошло в день памяти преподобного Исаакия Далматского (небесного покровителя царя) — 11 июня 1858 г. Торжественный обряд провел митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий.
Исаакиевский собор считается величайшим православным храмом на территории России. С 1858 г. по 1929 г. он являлся кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии. На данный момент сооружению присвоен статус объекта культурного наследия народов России.
История постройки
В 1706 г. на месте будущего Исаакиевского собора была возведена церковь для работников, занятых на Адмиралтейских верфях. В этом храме прошло венчание Петра I и Екатерины Алексеевны. Вскоре было решено эту церковь разобрать и построить новую, каменную, поближе к Неве. В 1717 г. был заложен первый камень фундамента постройки, в 1728 г. завершились последние отделочные работы.
В 1735 г. из-за удара молнии в церкви возник пожар, и зданию потребовался капитальный ремонт. Работы провели, но из-за осадки грунта здание подвергалось опасности разрушения.
Лишь в 1766 г. императрица Екатерина II издала указ о строительстве нового храма. Проект сменил двух архитекторов и был искажён в связи с нехваткой средств. В результате здание, возведенное наполовину из мрамора, наполовину из кирпича, стало объектом насмешек в народе.
В 1809 г. по царскому указу был объявлен конкурс на постройку нового Исаакиевского собора, который выиграл вышеупомянутый О. Монферран. Во время строительства проект несколько раз пересматривался и корректировался. Итогом его реализации стал собор в том виде, в каком мы все его знаем.
На строительство и отделку была затрачена огромная сумма денег. После постройки собор отдали в подчинение одному из министерств. В 1883 г. он оказался в ведении двух ведомств — православного вероисповедания и Министерства внутренних дел. Дважды поднимался вопрос о полном переподчинении здания церкви, но статус собора так и не был изменён.
В 1919 г. группа прихожан подписала договор о получении возможности бесплатно пользоваться зданием храма взамен на оплату его содержания. Через несколько лет это соглашение было расторгнуто, большая часть ценностей вывезена, а настоятель арестован.
В 1950-х гг. началась реставрация сооружений Исаакиевского собора. В 1990 г. было возобновлено ежедневное богослужение.
Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы:
Рукописная икона Исаакий Далматский
Цена от: 6 500
Подробнее
Последний образец позднего классицизма имеет огромные размеры. Его площадь составляет 4000 квадратных метров, а высота — около 100 метров. Пятиглавый храм обращен портиками на все 4 стороны света: на север и юг смотрят по 16 колонн, на запад и восток — по 8.
Из канонов православной архитектуры при строительстве собора были соблюдены только планировка по центру и пятиглавие. Главный вход находится в западном портике, что уже представляет собой отход от правил. Облицовка стен выполнена из рускеальского мрамора (Карелия), который во время реставрации частично был заменен на мрамор «бардиллио».
Собор входит в состав архитектурного комплекса, расположенного на 4 площадях Санкт-Петербурга (Исаакиевской, Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской). На севере Исаакий выходит к Неве.
Здание отлично просматривается со всех сторон света, и издалека его вид, по мнению некоторых архитекторов и скульпторов, даже гармоничнее, чем вблизи, так как сооружение достаточно массивно, его фасады украшает множество скульптур.
Музей
Музей Исаакиевского собора был основан в 1928 г. В это же время прошла первая выставка, посвященная истории его строительства. В 1931 г. музей получил название антирелигиозного. В 1963 г. он вошел в состав Государственного музея истории Ленинграда.
Спустя 5 лет учреждение получило самостоятельность. Еще позже его состав пополнился храмами Воскресения Христова и Сампсона Странноприимца.
В 2002 г. при новом руководителе, учёном Н.В. Нагорском, инфраструктура музея Исаакиевского собора расширяется, появляются новые выставки, проводятся научные форумы, открывается официальный сайт учреждения. В 2004 г. в состав музея входит ещё одно учреждение — концертно-выставочный зал «Смольный собор».
Источник: https://vseikony.ru/news/svyatye-mesta/isaakievskiy-sobor-v-sankt-peterburge/
Многострадальный Исаакиевский собор. Как строили символ Петербурга
История строительства символа Санкт-Петербурга — Исаакиевского собора — была долгой и мучительной. Подробно её описал исследователь Николай Никитин, проанализировавший многие документы, свидетельствующие о процессе проектирования и возведения Исаакия.
Сгоревшая церковь
Впервые на месте, расположенном неподалёку от нынешнего Исаакиевского собора, храм появился в 1707 году.
Как указывают авторы книги «Огюст Монферран» Ольга Чеканова и Александр Ротач, собор построили по указу Петра I во имя небесного покровителя царя — преподобного Исаакия Далматского. Но для церкви не возводили новое здание — просто переделали под храм деревянный амбар.
Тем не менее церковь играла особую роль в жизни Петербурга. Например, в ней состоялось венчание императора Петра I и императрицы Екатерины Алексеевны в 1712 году.
Позже было решено возвести каменную церковь на месте деревянной. Проект сделал известный в Петербурге немецкий архитектор Георг Маттарнови, принимавший также участие в строительстве грота в Летнем саду и Зимнего дворца. В 1717 году камень в основание будущей церки лично закладывал Пётр I.
Но строительство шло непросто: в 1719 году Маттарнови умер, и доводить до ума здание поручили ведущему архитектору Петербурга Николаю Гербелю. Именитый мастер не вполне справился с заданием — запроектированные им конструкции сводов оказались неудачными и дали трещины.
В 1724 году Гербель умер, строительство церкви завершили два не менее известных архитектора: Гаэтано Киавери и Михаил Земцов.
Столь сложно создававшееся архитектурное творение постигла печальная участь. В 1735 году после попадания молнии здание загорелось, пожар значительно повредил его. Несколько десятилетий погоревшая церковь стояла брошенной.
В 1760 году постройку основательно исследовал архитектор Савва Чевакинский. Он заявил, что фундаменты слишком близко расположены к Неве — храм стоял там, где сегодня расположен памятник медному всаднику, — из-за чего они размываются водой.
Чевакинский предложил перенести храм на новое место — дальше от воды. Через год ему поручили создать проект нового здания.
Архитектор решил максимально сохранить облик храма, построенного при Петре I. Церковь, имеющую в плане форму латинского креста, предполагалось построить с одной главой. Рядом должна была стоять колокольня, состоящая из нескольких ярусов. Самое главное, что Чевакинский наметил точный участок под строительство храма — он впервые указал ровно то место, где сейчас стоит Исаакиевский собор.
Чевакинский сыграл большую роль в формировании идей проектирования центральных площадей города. Перенос собора с набережной Невы определил конфигурацию Исаакиевской и Сенатской площадей, их связь с Дворцовой площадью, а идея создания высотной колокольни оказалась плодотворной.
В левобережной части города необходим был высотный элемент, который вступал бы в определённую пространственную связь с колокольней Петропавловского собора на правом берегу Невы.
Им стал впоследствии Исаакиевский собор, построенный МонферраномОльга Чеканова и Александр Ротач, «Огюст Монферран»
Кто во что горазд
Закладка камня нового собора состоялась только в 1768 году. К тому моменту Чевакинский уже покинул проект, а за строительство отвечал архитектор Антонио Ринальди. Он создал новые эскизы собора на месте, указанном Чевакинским. В отличие от предшественника, Ринальди решил изменить облик первоначального храма петровских времён и создать пятиглавый храм с колокольней.
Красивый проект не суждено было осуществить. Ринальди начал работы, но после смерти Екатерины II в 1796 году он решил вернуться в Италию. К тому моменту собор в соответствии с проектом Ринальди был возведён почти до уровня основания барабанов куполов. Построить пятикупольную композицию доверили архитектору Винченцо Бренну, приступившему к работам 1 апреля 1798 года.
Бренна сначала честно хотел довести до ума замысел предшественника, но, как сказано в книге «Огюст Монферран», денег на строительство не хватало, поэтому архитектор решил внести изменения в проект Ринальди и сделать собор одноглавым, а колокольню уменьшить на один ярус. Строительство завершили к 30 мая 1802 года.
Завершённый собор производил странное впечатление, удивлял современников искажёнными пропорциями, несоответствием мраморной отделки основной части здания и кирпичного верха. В таком искажённом виде предстал замысел Ринальди.
Не случайно в Петербурге была распространена эпиграмма, характеризующая это здание и одновременно исторический период междуцарствия, связанный со смертью Павла I и воцарением Александра I: «Низ мраморный, а верх кирпичныйОльга Чеканова и Александр Ротач, «Огюст Монферран»
Но вскоре стало очевидно, что оставлять храм в таком виде нельзя. Архитекторам предложили принять участие в конкурсе и придумать, как усовершенствовать имеющуюся постройку.
В 1809 году соответствующее приглашение получили многие видные мастера, в том числе Андрей Воронихин, завершавший строительство Казанского собора, Джакомо Кварнеги, только-только достроивший Смольный институт, и другие.
Почти все архитекторы проигнорировали задачу сохранения параметров здания, поставленную Александром I, и стали предлагать новые проекты. Конкурс остался без победителя. Но позже судьба свела императора с Огюстом Монферраном.
Удачное подношение
Француз Монферран, получивший блестящее образование в Париже, сам приложил усилия для того, чтобы Александр I заметил его. В 1814 году император приехал в Париж, где архитектор преподнёс ему папку своих проектов. Александра I впечатлили работы Монферрана, и в 1816 году архитектор переехал в Россию.
В 1818 году Монферран создал проект доработки Исаакиевского собора. Архитектор схитрил: не все его решения, которые отлично выглядели на бумаге, легко можно было воплотить в жизнь. Но Александр I доверял архитектору и 20 февраля 1818 года подписал проект, утвердив смету на сумму 506 300 рублей на первый год работ.
Контролировать перестройку должна была особая комиссия, объединившая специалистов и крупных государственных деятелей во главе с членом Государственного совета графом Николаем Головиным. 4 марта 1818 года состоялось первое заседание комиссии, а 26 июля 1819 года — торжественная закладка собора.
В западной части в фундамент под входом была опущена бронзовая позолоченная доска с надписью: «Сей первый камень обновления положен в лето от Рождества Христова 1819 в 26 день июля месяца царствования императора Александра Первого в 19 лето, при обновлении храма, начатого великой его прародительницей Екатериной Второй во имя святого Исаакия Далматского в 1768 году. При сей перестройке Исаакиевского собора в Комиссии Высочайше установленной председательствовал граф Головин; заседали действительный тайный советник Козадавлев, генерал-лейтенант Бетанкур и тайный советник князь Голицын; перестраивал архитектор Монферран».
Французский архитектор добивался максимальной самостоятельности при строительстве. С самого начала он потребовал у комиссии двух помощников, четырёх десятников, секретаря, двух мастеров каменных дел, двадцать пять солдат и особое лицо для приёмки материалов, поступавших на строительство по заявкам зодчего, причём приёмщик должен был непосредственно подчиняться Монферрану. Комиссии такая самостоятельность не нравилась.
В ноябре 1820 года комиссия направила на стройку человека для контроля за расходованием материалов и денег. Проверяющий в своих донесениях заявил о взяточничестве и хищениях.
Он во всём обвинял Монферрана, хотя многие злоупотребления относились к деятельности комиссии, закрывавшей глаза, в частности, на беззаконные действия титулярного советника Орлова, который, пользуясь доверием Головина, обманывал его.
Позднее основанием для обвинений послужил широкий образ жизни Монферрана: покупка собственного дома, дорогих античных коллекций, хотя добрая половина петербургских архитекторов того времени имела собственные дома, причём им не приходилось получать таких денег, как 100 тысяч рублей, подаренных Николаем I Монферрану после открытия Александровской колонны. Дом на Мойке был куплен, несомненно, за счёт этих средств.
Никаких фактов участия Монферрана в злоупотреблениях неизвестно. Наоборот, многие документы свидетельствуют, хотя и косвенно, о материальных трудностях архитектора именно в период проверкиОльга Чеканова и Александр Ротач, «Огюст Монферран»
Монферрана после проверки отстранили от всех хозяйственных дел.
В конце января 1822 года комитет сообщил Александру I, что перестройка Исаакиевского собора по чертежам Монферрана технически невозможна, необходима переработка проекта. На тот момент в перестройку собора вложили уже около 5 миллионов рублей. Эти средства ушли на разборку старого здания и укладку новых фундаментов.
Александр I предложил не отказываться от проекта Монферрана, а доработать его.
Проект архитектора Монферрана надлежит токмо исправить, а не совсем переменять, то и должно наружность церкви оставить сколько можно будет ближе к общему виду, какой оная имеет в упомянутом проекте, следственно, надобно сохранить предполагаемые пять глав сего храма и употребить гранитные колонны, приготовляемые для двух портиков, стараясь, впрочем, найти для тех же глав или куполов наилучшие формы и размещение, а для портиков приличное и надежное устроение. Расположение внутренности здания как для благонадежности среднего купола, так и особенно в отношении к лучшему виду и освещению предоставляется на усмотрение Комитетапредложение президента Академии художеств Оленина комитету
При этом император потребовал остановить строительство до тех пор, пока уточнённый проект не будет готов и утверждён.
Попытка номер два
С 1822 года создавался новый проект Исаакиевского собора. В работе принимали участие члены комитета по перестройке храма, которые три месяца прорабатывали в эскизах свои предложения и 25 апреля представили их на специальном заседании.
Участвовал в проектировании и Монферран.
Внешний облик собора приобрёл тот вид, к которому мы привыкли: в центре композиции оказался большой купол, также добавили два восьмиколонных портика с западной и восточной сторон к ранее предусмотренным двум шестнадцатиколонным с южной и северной.
Проект был представлен Александру I на рассмотрение 9 марта 1825 года и утверждён почти через месяц. На всех чертежах Монферран именовался главным архитектором и рядом с подписью ставил свою личную печать.
В 1826 году возобновились строительные работы. 48 колонн устанавливали более двух лет: с 20 марта 1828 года по 11 августа 1830 года. Причём большую часть времени занимала подготовка креплений, а установка самих колонн не превышала 40–45 минут.
Ещё более сложным оказалась установка 24 монолитных колонн из гранита по периметру барабана купола. Масса каждой колонны составляет 64 тонны. На установку одной уходило порядка двух часов. Первая колонна заняла своё место 5 ноября 1837 года, в течение двух месяцев были подняты оставшиеся 23.
К 1841 году все общестроительные работы в Исаакиевском соборе были завершены. До 1858 года проектировались и создавались интерьеры. Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году 30 мая — в день памяти преподобного Исаакия Далматского и день рождения Петра I, когда-то стоявшего у истоков самого первого здания храма Исаакиевского собора.
Источник: https://life.ru/p/957908
Посещение
Билеты по Карте Гостя можно получить в любой кассе. Рекомендуем получать билеты в кассах № 6 и 7 при входе в собор (колоннада напротив Исаакиевской площади). Предъявите в кассу путеводитель и карту.
Обратите внимание: в особых случаях обслуживание гидов может производиться в приоритетном порядке; туристы с Картой Гостя обслуживаются в порядке живой очереди
В этих кассах также можно получить бесплатные билеты для детей до 7 лет.
Билеты детям старше 7 лет можно приобрести в кассах №№ 1-5, которые находятся со стороны Александровского сада и Адмиралтейства.
Из истории
Интересен тот факт, что это величественное здание стало результатом четвертой попытки строительства Исаакиевского собора. Изначально церковь во имя преподобного Исаакия Далматского была задумана еще Петром I — как знак почтения великого императора своему святому покровителю.
Деревянную церковь неподалеку от Адмиралтейства, увы, разрушили наводнения, после чего на месте нынешнего Медного Всадника была воздвигнута каменная, но она пострадала в результате пожара. Затем Екатерина II поручила проект архитекторам А. Ринальди и В. Бренна, однако он так и не был завершен.
И, наконец, великолепный собор, уже известный нашим современникам, был спроектирован французским архитектором О. де Монферраном, а курировал строительство император Николай I.
В возведении принимали участие более 400 тысяч человек — каменотесы, плотники, талантливые мастера из народа. Это были крепостные крестьяне, которым приходилось трудиться в непомерно тяжелых условиях, нередко расставаясь с жизнью. За великолепием, которым мы любуемся сейчас, стоит настоящий подвиг участников строительства Исаакиевского собора — мужественных и добросовестных простых людей.
Источник: https://petersburgcard.com/what-is-included/petersburg-museums/cathedrals/isaac-cathedral/
Кафедральный собор в Санкт–Петербурге
Многотрудная история строительства Исаакиевского собора неотделима от истории Северной столицы Петербурга.
Он хранит память и о державном основателе города, и о множестве безвестных корабелов, создававших русский флот, о знаменитых архитекторах, скульпторах, живописцах и простых рабочих, чьим трудом он обрел свой нынешний облик.
Уже полтора века все, кто посетит Петербург, могут увидеть один из самых крупных кафедральных соборов и подняться на его смотровую площадку, с которой открывается вид на весь город.
Место расположения Кафедрального собора в Санкт–Петербурге
Исаакиевский собор — памятник архитектуры XIX века. Это самый крупный собор Санкт-Петербурга, способный вместить одновременно 12000 человек.
Безупречно было выбрано место строительства Исаакиевского собора. Расположено строение в самом центре города и «не зажато» другими строениями. Северная сторона Исаакиевского собора «смотрит» на площадь Декабристов (бывшая Сенатская площадь), памятник «Медный всадник», стоящий у берегов реки Невы. Южный фасад обращен к памятнику Николаю I и Мариинскому дворцу. Восточный фасад развернут к Дворцовой площади и Невскому проспекту. Западный — к «Конногвардейскому манежу».
История создания Кафедрального собора в Санкт–Петербурге
История создания Исаакиевского собора длинная и насыщенная. Все началось с повеления Петра Великого о строительстве деревянной Исаакиевской церкви. Ее возвели напротив башни Адмиралтейства, где сейчас находится фонтан. Одноэтажная, деревянная церковь не представляла особой художественной и культурной ценности. Правда, именно в Исаакиевской церкви 19 февраля 1712 года состоялось венчание Петра I и Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины I.
В 1712 году церковь была перенесена ближе к Неве и перестроена — уже из камня. Церковь строилась десять лет. Невские воды размывали ее фундамент, в конструкциях появлялись трещины, и в довершение всех ее бед в 1735 году случился пожар. Теперь место, где она располагалась, отмечает известный памятник Петру Великому — знаменитый Медный всадник.
После того как Екатерина II взошла на престол, одним из первых ее указов был указ о восстановлении церкви, только теперь это должна быть не просто церквушка, но мощный по своему величию собор. Автором проекта нового Исаакиевского собора стал архитектор Антонио Ринальди. Собор заложили в 1768 году значительно дальше от Невы, на месте его нынешнего расположения.
Во время правления Екатерины строительство шло крайне медленно. К моменту восшествия на престол Павла I храм был отстроен только до карниза. Винченцо Бренне — придворный архитектор — получил приказ достроить собор, однако использовать при этом минимальные средства. Предшествующий план сразу был упрощен.
Собор по проекту стал одноглавым, с укороченной вдвое колокольней.
В 1809 и 1813 гг. объявлялись конкурсы на проект его перестройки. По приказу Александра I молодой архитектор Монферран разработал целый ряд вариантов собора, один из которых был взят за основу для дальнейшей работы. Срочно была создана целая комиссия по перестройке.
Весной 1818 года перестройка храма началась с заготовки материалов, земляных работ, забивки свай и устройства дополнительного фундамента. Строительство собора в первый год велось очень интенсивно, работы не прекращались даже зимой. 26 июля 1819 года произошла закладка Исаакиевского собора по проекту Монферрана.
Исаакиевский собор строился на болотистом месте, впрочем, как и весь Санкт-Петербург, и такое массивное сооружение должно было оказывать равномерное давление на почву. Монферран пришел к выводу, что при строительстве необходим сплошной фундамент. Тогда архитектор совместно с инженером Бетанкуром разработал особую конструкцию. Это было новое слово в строительной практике того времени.
Такой фундамент позволил прочно связать старые и новые части между собой. На устройство основания потребовалось более пяти лет.
Работы по возведению Исаакиевского собора шли быстро. Колонны Исаакиевского собора и его портики должны были быть гранитными, поэтому одновременно с закладкой фундамента заготавливались гранитные монолиты. Готовили также мрамор для облицовки фасадов и интерьера собора. Монферран предложил установить колонны портиков до возведения стен.
Для каждого из четырех портиков были изготовлены отдельные леса, наверху которых закреплялись блоки с перекинутыми через них канатами. Первая колона была установлена 20 марта 1828 года за сорок пять минут, с помощью шестнадцати кабестанов. В ознаменование этого события под колонну была положена платиновая медаль с профильным изображением Александра I.
Остальные пятнадцать колонн северного портика были установлены в течение последующих трех месяцев. После чего начались работы по кладке стен. Возведение стен до уровня колонн портиков завершилось в 1836 г.
Большие сложности предстояли с возведением перекрытий. За время строения собора Монферран сумел создать собственную конструкцию, которая отличалась от традиционной, но была основана на самых передовых достижений строительной техники того времени.
Традиционные кирпичные своды архитектор предложил поменять на полносборные чугунные фермы, связав их легкими металлическими стержнями со стропилами, которые поддерживали кровлю.
Такая конструкция была относительно легкой, что исключило боковой распор и уменьшило нагрузку на несущие колонны и стены.
Храму придавалось большое значение. Когда предложили создать в Петербурге торговую портовую гавань для большегрузных судов, столь нужную для нарождающейся российской промышленности, царь проект отклонил — деньги нужны были для завершения Исаакиевского собора.
Возведение основания барабана купола завершилось к концу 1837 года, и можно было приступать к установке верхней колоннады. Требовалось поднять на значительную высоту двадцать четыре колонны каждая, из которых, весила шестьдесят четыре тонны. Подъем и установка одной колонны занимали два часа и требовали участия примерно трехсот человек. Первая колонна была поставлена на место в начале ноября 1837 года.
После того, как собор был построен, требовалась самая тщательная отделка интерьера. Для этого использовалась скульптура, живопись, мозаика, витражи, позолота. Значительная роль отведена в нем рельефам.
Скульптуры должны были согласовываться с архитектурой собора, что было сложной задачей для авторов. На западном фасаде здания можно увидеть рельеф «Встреча императора Феодосия с Исаакием Далматским» на Южном — «Поклонение волхвов».
Особый интерес представляет один из крупнейших в России витражей площадью 28,5 квадратных метра.
Накануне освящения была опубликована «Церемония освящения Санкт-Петербургского кафедрального собора во имя святого Исаакия Далматского 30 мая 1858 года». В этом указе предусматривалось поочередное проведение обряда освящения трех соборных приделов: главный алтарь — 30 мая, приделы — 1 и 8 июня. Из Александро-Невской лавры в Казанский собор были доставлены святые мощи и поставлены на главный престол, где в самый день освящения была совершена ранняя литургия до начала крестного хода.
В этот же день в 6 часов вечера после звона в большой колокол с обычным трезвоном, в Исаакиевском соборе перед главным престолом преосвященный митрополит Григорий с четырьмя архимандритами, двумя протоиереями и местными иереями совершили всенощное бдение по церковному уставу. Церемония освящения храма началась в 9 часов утра 30 мая и завершилась около 4 часов пополудни. Исаакиевский собор был провозглашен кафедральным собором Русской Православной Церкви и оставался таким до 1922 года.
Со времени своего освящения этот храм стал центром общегородских празднеств. В его стенах проводились торжественные богослужения в честь святых, сопровождавшиеся крестными ходами и парадами гвардии.
С декабря 1896 года при храме начало действовать Исаакиевское православное братство, занимавшееся религиозно-нравственными беседами, благотворительностью, помощью неимущим, общественными столовыми для бедных и школами.
Приезжавшие в Северную столицу иностранцы считали необходимым побывать в Исаакиевском соборе. Тем более, что в этом соборе хранились самые драгоценные святыни: крест с Животворящим Древом Господним, нерукотворный образ Спасителя, тихвинская икона Богоматери, Корсунская икона Божьей Матери и т. д.
При создании храма использовалось много технических и инженерных новшеств того времени. Например, был использован оригинальный проект закладки фундамента, механизмы перевозки мраморных монолитов и подъема колонн, был установлен первый цельнометаллический купол. Наряду с выдающимся архитектором О.
Монферраном, который является архитектором Исаакиевского собора и автором большинства идей его внутреннего и внешнего убранства, над созданием Исаакиевского собора трудились многие знаменитости: инженер Бетанкур, скульпторы И. П. Витали, Ф. Ж. Лемере, П. К. Клодт, А. В. Логановский и другие; художники В. П. Васин, Ф. А. Рисс, Т. А. Марков, К. Штейбен, Н. М.
Алексеев, Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов и многие другие известные мастера.
Все богослужения велись в сопровождении хора, который имел право петь только в Исаакиевском соборе. Хор насчитывал 50 человек: 20 взрослых и 30 детей, в том числе 12 басов, 12 теноров, 12 альтов и 14 дискантов. Хор Исаакиевского собора считался лучшим во всей России.
Самое тяжелое время для храма началось с 1922 года. Ленин писал: «Без беспощадного изъятия никакое хозяйственное средство, никакая государственная работа, никакое отстаивание своей позиции в Генуе совершенно немыслимо. Далее процесс против Шуйских мятежников должен закончиться расстрелом очень большого числа реакционной буржуазии и духовенства».
В результате последовали: разграбление храмов, тысячи жертв, уничтожение российских святынь и культурных ценностей. Из Исаакиевского собора было вынесено около 3 пудов золота, 140 пудов серебра и около 800 драгоценных камней. Церковь была объявлена контрреволюционной, и две трети действующих православных храмов власти передали так называемым «обновленцам».
В его стенах в 1931 году был открыт антирелигиозный музей.
В годы Великой Отечественной войны собор стал главным хранилищем художественных ценностей пригородных музеев и дворцов. Его защищали ленинградцы, а он защищал за своими массивными стенами бесценные сокровища. Храм чудесным образом не пострадал во время Второй мировой войны: за годы блокады в собор не было ни одного прямого попадания, хотя на колоннах Исаакиевского собора по сей день можно видеть следы от осколков разорвавшихся снарядов.
Долгое время после войны Исаакиевский собор оставался не действующим. Богослужения, после долгой реставрации самого собора, начали снова проводиться только с 1990 года.
Особенности строения и внутреннего интерьера Кафедрального собора в Санкт–Петербурге
Исаакиевский собор — крупнейшее сооружение позднего русского классицизма. Его размеры грандиозны, только высота составляет 101,5 метра. Собор входит в число крупнейших купольных сооружений Европы, уступая только собору св. Петра в Риме и будучи почти равным по величине собору св. Павла в Лондоне.
Собор выглядит очень богато: в ансамбле использованы полированный камень, позолота, мозаика и витражи, много в соборе скульптур и живописи. Барельефы изготавливались из гипса, а крупная скульптура, капители и орнаменты — из бронзы. На позолоту купола и фонаря без креста, в то время, ушло 24 пуда и 7 фунтов золота.
На углах фронтонов (на 30-метровой высоте) находятся скульптурные группы апостолов и евангелистов. Над фигурами трудился Витали, а его работу контролировал сам Монферран, а также комиссия и Синод.
Попасть в собор можно через три двери, каждая створка из которых весит десять тонн. Открываются двери благодаря специальному механизму, вмонтированному в стены.
Внутри Исаакиевский собор имеет вид креста. На внутреннюю отделку позолотой ушло 13 пудов золота. Пол выполнен из разноцветного мрамора с рамками из порфира. Солея и три ступени, которые ведут к алтарю, сделаны из красного порфира, это очень редкий и дорогой камень. В соборе три алтаря. В фонаре купола изображался святой дух в виде голубя из бронзы и серебра.
Исаакиевский собор имеет главный колокол и еще 11 менее величественных колоколов. Подняться на самую высокую площадку Исаакиевского собора можно после того, как пройдешь 300 ступеней. С колоннады открывается величественный вид на город Петра. Неудивительно, что именно это место облюбовали туристы со всего мира.
Источник: https://geographyofrussia.com/kafedralnyj-sobor-v-sankt-peterburge/