1030 лет православия: как Россия несет этот крест
Сегодня Русская православная церковь празднует 1030-летие со дня крещения Руси. Дата — 28 июля — выбрана условная, считается, что в этот день преставился равноапостольный князь Владимир (по юлианскому календарю — 15 июля), который и принял христианство как государственную религию. Кстати, 28 июля день памяти князя празднуют не только православные, но и Римско-католическая церковь, поскольку святой считается покровителем русских и украинских католиков.
Как Перуна жезлами колотили
Не только дата, но даже год крещения Руси вызывает споры среди исследователей. Известно, что христианство стало распространяться в стране с X века, причем Владимир был не первым правителем, официально принявшим эту религию.
Киевская княгиня Ольга еще в 957 году (иногда предлагаются и другие даты этого события) крестилась и была наречена Еленой. А вот ее сын Святослав оставался убежденным язычником, объясняя это тем, что христианин не будет пользоваться уважением у дружинников, тоже язычников. Зато внук Ольги — киевский князь Владимир — сделал выбор в пользу христианства как единой религии для всей страны.
Процесс выбора веры князем красочнее всего описан в «Повести временных лет». Сочинение это во многом литературное, в описании иностранных посланцев летописец отразил многие стереотипы того времени, и отрывок, описывающий «испытание веры», не является фактически точным. Тем не менее, история красивая и известна нам со школьной скамьи.
Первыми к князю пришли волжские болгары, рассказавшие ему о прелестях ислама.
Среди плюсов новой веры они особо выделили возможность наслаждаться красавицами в загробной жизни.
«Даст Магомет каждому по 70 красивых жен и изберет одну из них красивейшую и возложит на нее красоту всех. Здесь же можно невозбранно предаваться блуду. Здесь же кто беден был, тот будет беден и там», — передает слова послов автор «Повести».
И все бы хорошо, да только не понравилось Владимиру, который «и сам любил блуд и жен», обрезание и запрет на свинину и вино.
Затем явилось посольство из Рима, предлагая христианство по западному образцу. Иностранцы успели рассказать немногое об их вере, потому что князь заявил: «идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».
Неудачным оказался и визит для хазарских евреев, которые предложили веру в «Бога Авраама. Исаака и Иакова».
«Где же земля ваша? Ответили: в Иерусалиме но разгневался Бог и отдал землю нашу христианам. Сказал Владимир: если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы рассеяны по чужим землям, или и нам того же хотите?», –– так иудеи тоже ушли от князя ни с чем.
Наконец, от греков к князю явился «философ», который, судя по всему, был замечательным оратором, потому что поразил Владимира своими обстоятельными ответами на все его вопросы о новой религии. Так было выбрано восточно-византийское направление христианства.
После того, как князь сам принял христианство, он начал распространять новую религию на подконтрольных ему землях. Но сначала было необходимо разделаться с прошлыми языческими богами.
Владимир «повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей
Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр»,
— так описывает это «Повесть временных лет».
О древнем и далеком от нас периоде крещения Руси со временем сложились многие стереотипы и мифы. Так, один из самых известных — насаждение новой веры происходило насильственно, исключительно «огнем и мечом».
Ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ, доктор филологических наук Федор Успенский считает, что языческие капища и идолы стали разрушаться, когда христианство укрепилось на Руси. Однако вначале князья отдельных земель предпочитали действовать тоньше.
«Например, правитель договаривался со своим населением о том, что они примут крещение, а взамен сулил им какие-то привилегии и выгоды. Судя по источникам, были и агрессивные методы насаждения, например, разрушались ведические капища. Но не с этого начинали, поскольку политика только кнута никогда не срабатывала», — рассказал специалист «Газете.Ru».
Согласно другому мифу, принятие христианства разрушило языческую письменность и высокий уровень культуры. Однако Успенский уверен, что письменная культура и грамотность стали развиваться на Руси именно с принятием христианства.
«Версия о том, что существовала какая-то загадочная дохристианская письменность, на которой все было уже сказано, — это, конечно, чистой воды мифология.
Наоборот, есть подозрение, что незадолго до принятия христианства на Руси ослабел интерес к язычеству.
Население еще не приняло христианство, люди еще были язычниками, но их культурная традиция уже обесценивалась для них самих», — считает он.
Как японец Московию посетил
В 1054 году православная и католическая церкви предали друг друга анафеме. Это взаимное официальное неприятие длилось тысячелетиями, пока в 1965 году церкви не сняли отлучения друг с друга.
Именно в XI веке начинается жесткое отделение двух ветвей христианства. При князе Владимире этого не было, поэтому Федор Успенский говорит о том, что во времена крещения Руси западное (сейчас римско-католическое) и восточное (православное) христианство были единой церковью.
«Владимир не выбирает православие в пику католицизму, как это кажется в XXI веке, он выбирает восточно-византийское направление, византийскую версию христианства, а не западноевропейскую, которые очень незначительно, но все-таки отличаются друг от друга в практике обрядов», — пояснил эксперт.
Враждебность между католиками и православными в России особенно обострилась в начале XVII века в связи со Смутным временем и интервенцией польских завоевателей. Деятельность католической церкви на Руси в то время официально была запрещена, также как и совершение христианских таинств по католическому обряду. За нарушение этих правил следовали серьезные наказания.
В 1600 году в Москву прибыло посольство от персидского шаха, направлявшееся в Ватикан. В его составе был католический монах Николай Мело. У 50-летнего Мело за плечами был большой опыт миссионерской деятельности. Так, он проповедовал христианство на Филиппинах, где обратил в веру молодого японца и дал тому имя Николай. С тех пор он сопровождал Мело во многих его поездках.
Считается, что японец-католик Николай стал первым в истории японцем, посетившим Русь.
Кстати, Мело и его ученика подробно расспрашивали о жизни в Японии, Мексики и на Филиппинах, чтобы дополнить сведения о Западном полушарии.
К сожалению, до Ватикана им добраться не удалось. Николай Мело жил в доме придворного врача Бориса Годунова итальянца Паоло Цитадини. Там он крестил по католическому обряду дочь Цитадини, и когда об этом узнал Годунов, монаха вместе с его учеником японцем сослали в Соловецкий монастырь, где они жили следующие шесть лет.
Когда к власти пришел Лжедмитрий I, он приказал освободить Мело и японца, однако, пока они ехали в Москву, их схватили люди Василия Шуйского и вновь сослали, на этот раз в Ростов. Еще несколько лет неприкаянные католики переходили из одного русского города в другой, пока в 1611 году японца Николая не казнили в Нижнем Новгороде.
Католические источники утверждают, что это произошло из-за его отказа перейти в православие. Мело был арестован два или три года спустя в Астрахани и сожжен на костре. Кстати, перед этим он успел основать и освятить в городе домовую католическую церковь.
При Петре I, взявшем курс на сближение России с Европой, к католикам стали относиться гораздо терпимее. Царь часто приглашал иностранных специалистов из разных областей, и они образовывали целые поселения, сохраняя свою католическую веру.
В 1694 году в Немецкой слободе Москвы, где традиционно селились «немцы», как в то время называли всех иностранцев, построили первую католическую часовню. Вскоре католические церкви появились в Санкт-Петербурге и Астрахани.
При Петре I католикам, проживающим в России, разрешили жениться на православных девушках.
Правда, перед браком они обязаны были подписать документ, в котором обещали, что жена не будет переходить в католицизм, а их общие дети будут крещены в православии. Этот порядок сохранялся в России и в XIX веке.
Как каменщик нашел свой последний заказ
До 1905 года в Российской империи властями официально преследовались так называемые раскольники, приверженцы старообрядчества. Раскол в православной церкви произошел в 1653 году, когда патриарх Никон провозгласил церковную реформу.
Богослужения стали совершаться по современным на тот момент греческим образцам. Например, крестные ходы стали проводить в обратном направлении: против движения солнца и часовой стрелки, креститься стали тремя пальцами, а говорить «аллилуйя» во время пения в честь Святой троицы стали трижды, а не дважды — теперь это называлось трегубой аллилуйя, а не сугубой.
Часть православных не согласилась с нововведениями, и вскоре всех, кто крестится двумя перстами, провозгласили раскольниками и еретиками, со старообрядчеством началась настоящая борьба.
Самым массовым и продолжительным протестом против церковной реформы Никона стало вооруженное сопротивление монахов Соловецкого монастыря, которое вошло в историю как «Соловецкое сидение».
В течение восьми лет монахи монастыря оказывали сопротивление стрельцам. При этом в первые годы обе стороны надеялись на мирное разрешение конфликта: правительство запрещало обстреливать монастырь, а монахи продолжали по традиции молиться за здравие поддерживающего реформы Никона царя Алексея Михайловича.
В 1673 году монастырские стены начали обстреливать из пушек, в ответ монахи объявили царя «иродом» и перестали молиться за него.
Спустя три года монастырь пал в результате предательства одного из монахов. Чернец Феоктист сообщил воеводе, как можно проникнуть в обитель.
По сообщению старообрядческой книги «История об отцах и страдальцах соловецких», после занятия монастыря войсками непокорных монахов четвертовали, жгли живьем, топили в прорубях, заживо замораживали в ледяной воде, подвешивали на крюках за ребра.
При Петре I старообрядцев перестали преследовать так жестоко, однако они до сих пор обязаны были платить двойные налоги, а за совершение обрядов по старому образцу полагалась смертная казнь.
Примечательно, что в XIX веке многие богатейшие купцы и некоторые предприниматели были старообрядцами. Этот факт снова несколько смягчил отношение властей к еретикам. В 1874 году для старообрядцев даже был введен гражданский брак, который считался законным супружеством, однако не был освящен церковью. Таким образом, дети старообрядцев перестали считаться незаконнорожденными.
Однако даже после этих послаблений многие раскольники предпочитали скрывать свою веру от общества, поскольку к ним все равно относились с подозрением, запрещали строить свои церкви и открыто проповедовать свою версию православного христианства.
В конце XIX века произошла история, которую власти постарались замолчать, поскольку понимали, что инцидент — следствие политики по угнетению старообрядцев.
Раскольник, каменщик по профессии Михаил Ковалев, проживавший близ Тирасполя, заживо закопал 25 человек. Сделано это было, чтобы избежать всероссийской переписи населения 1897 года,
поскольку семья Ковалевых и его соседи-старообрядцы были уверены, что участвовать в переписи, значит принять на себя печать Антихриста.
Вначале Ковалев заложил кирпичом погреб, в который по своей воле после того, как отпели над собой «чин погребения», зашли девять человек, в том числе жена каменщика и две дочери. Сами себя они заложить не могли, поскольку самоубийство считалось грехом, поэтому Ковалев взял это на себя. Меньше чем через неделю таким способом он «спас» от переписи еще шестерых человек. 12 февраля 1897 года он закопал родную сестру. В ночь на 28 февраля закопал мать и брата.
Ковалева довольно скоро поймали, но не решились предать суду, чтобы не раздувать скандал. Николай II по просьбе министра юстиции лично разрешил прекратить уголовное преследование и сослать Ковалева в один из православных монастырей. Через семь лет, в 1905 году он благополучно покинул свою тюрьму и вновь стал свободным старообрядцем, повторно женился и родил троих сыновей.
Источник: https://gazeta.ru/social/2018/07/27/11874157.shtml
Пять веков российской истории: судьба легендарного храма, где венчался Пушкин
Храм Вознесения Господня в Сторожах, или Большое Вознесение, — один из самых известных в Москве. Именно там венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова. Слово «большое» в названии указывает на близкое соседство с другой церковью — храмом XVII века, расположенным напротив консерватории (Большая Никитская улица, дом 18), который называется Малое Вознесение. Не так давно там тоже завершилась реставрация.
Церковь Большое Вознесение (Большая Никитская улица, дом 36, строение 1) названа в честь Вознесения Господня. Праздник отсылает к описываемому в Евангелии событию — восшествию Христа на небо после воскресения.
Первая церковь на месте нынешнего Большого Вознесения появилась в середине XVI века. Тогда это было ближайшее Подмосковье — храм стоял за крепостной стеной Белого города. В XVII веке неподалеку располагался дворец Натальи Кирилловны Нарышкиной — жены царя Алексея Михайловича и матери Петра I. По ее приказу на месте деревянной церкви построили каменную — Вознесенский храм. Работы завершили в 1685 году.
Пять великих архитекторов: кто построил церковь?
Веком позже граф Григорий Александрович Потемкин решил возвести здесь полковую церковь (он был командиром в Преображенском полку). Новый храм строили рядом со старым.
Строительство началось в 1798 году, за год до рождения Пушкина, а завершилось в 1836 году, за год до его смерти. Но отделочные работы и внутренняя роспись храма продолжались еще 12 лет.
Первым архитектором проекта стал Василий Баженов. Чуть позже храмом занялся Матвей Казаков, который оставил большое архитектурное наследие в Москве. Среди его работ — Сенат Московского Кремля, дворец в Царицыне, Петровский путевой дворец и генерал-губернаторский дом на Тверской (сейчас в перестроенном здании расположена Мэрия Москвы).
От флигеля до усадьбы в стиле классицизма: истории московских реставраторов
При пожаре 1812 года храм сильно пострадал, и его пришлось строить заново. Проектом руководил Федор Шестаков, известный работами в стилях ампир и классицизм.
Он, например, спроектировал и построил ограду Александровского сада Московского Кремля, трапезную храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, колокольню и трапезную храма Святителя Николая в Толмачах. После смерти Шестакова в 1836 году храмом занялся Евграф Тюрин. Он построил Богоявленский собор в Елохове, храм Мученицы Татианы при МГУ имени М.В.
Ломоносова и восстановил Арсенал в Московском Кремле. Приложил руку к Большому Вознесению и Осип Бове — архитектор Манежа, Большого театра, Александровский сада и Триумфальных ворот.
Придел Николая Чудотворца: где венчался Пушкин?
К 1831 году старый храм разобрали, службы перешли в новый. Среди прихожан была жившая неподалеку семья Гончаровых. В недостроенном храме, в приделе Николая Чудотворца, 18 февраля 1831 года венчалась девица Наталья Гончарова с чиновником коллегии иностранных дел Александром Пушкиным. В Большом Вознесении Пушкина поминают ежегодно.
Спал в театре, проигрывал в карты, спорил с тещей: что еще Пушкин делал в Москве
После того как здание церкви было в 1836 году построено, колокольню, полагавшуюся храму по проекту, возводить не стали. От предыдущей церкви осталась шатровая колокольня, которая прослужила до 1937 года. 19 сентября 1848 года митрополит Московский Филарет освятил новый храм.
Советский период: пение Шаляпина и превращение в высоковольтную лабораторию
В XX веке храм стал свидетелем революционных событий. В октябре 1917 года в Москве шли уличные бои — в том числе на Тверском бульваре, Арбате и на площади Никитские Ворота. Утром 28 октября Кремль был занят юнкерами, но 2 ноября после артиллеристского обстрела они сдались революционным войскам и покинули Кремль. Именно в храме Большое Вознесение отпевали погибших студентов и юнкеров.
В 1920 году в церкви прошло венчание дочери Федора Шаляпина, знаменитый певец сам читал Апостол.
5 апреля 1925-го в храме отслужил свою последнюю литургию патриарх Тихон. Он был избран в 1917 году и стал первым с 1721-го патриархом в России. Через два дня после службы Тихон скончался.
В 1931 году храм закрыли, а в 1937-м снесли колокольню, но сама церковь уцелела. Сначала там был гараж, а 1960-х — лаборатория высоковольтных газовых разрядов и молниезащиты Энергетического института имени Г.М. Кржижановского. Пространство храма заполняла установка для искусственных молний, шары и спирали.
В 1987-м лаборатория съехала, а храм был передан Русской православной церкви. 23 сентября 1990 года патриарх Алексий II провел там первую службу. С этого момента началась новая глава в истории Большого Вознесения — реставрация.
Реставрация храма и пожертвования москвичей
Реставрацией живописи церкви более 10 лет занимался Алексей Артемьев. Признанный еще в советское время реставратор в 1990-е годы восстановил не один храм. За воссоздание росписи храма Христа Спасителя он награжден медалью Академии художеств.
20 мая 1999 года храм был освящен. В том году отмечали 200-летие со дня рождения Александра Пушкина, и церковь стала одной из площадок праздника.
В 2002–2004 годах была построена колокольня, очень удачно вписавшаяся в архитектурный облик храма. Автор проекта Олег Журин взял за основу эскизный проект Федора Шестакова. Журин также принимал участие в восстановлении Казанского собора на Красной площади и многих других памятников архитектуры. Средства на колокола, убранство и реставрацию церкви собрали москвичи.
Сегодня в Большом Вознесении можно услышать не только колокольный звон. В храме с прекрасной акустикой выступают хоровые коллективы, например во время Московского пасхального фестиваля.
Второе рождение: столичная программа помогла вернуть храм москвичам
Воссоздание уникального художественного облика церкви продолжилось и в 2010-е. Реставрация стала возможной благодаря принятой Правительством Москвы городской программе субсидий религиозным организациям на реставрационные работы объектов культурного наследия.
Главное преимущество программы — деньги выделяются на восстановление памятников как федерального, так и регионального подчинения. Это позволяет быстро проводить необходимые работы.
Программа одобрена Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и рекомендована другим регионам.
Храм Святителя Николая Чудотворца в Кленниках готовят к реставрацииМозаика с ангелом и белокаменные ступени: археологи нашли руины снесенного в начале XX века храма В стиле елизаветинского барокко: в Царицыне реставрируют храм с колокольней XVIII века
В рамках этой программы в церкви Большое Вознесение обустроили пандус и лестницу со стороны Малой Никитской улицы, укрепили кирпичную кладку сводов и стен трапезной и семь столбов ограды. В 2017–2018 годах в храме реставрировали живопись на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части. Также специалисты восстанавливали искусственный мрамор и лепной декор церкви.
Всего в Москве насчитывается 432 объекта культурного наследия религиозного значения, которые относятся к Русской православной церкви. Многие из них отреставрированы в рамках городской программы субсидий или городской программы «Культура Москвы».
С 2011 года работы проводились на 85 объектах, причем 54 из них либо уже отреставрированы полностью, либо будут готовы к концу года.
Среди воссозданных храмов, где прошли или еще идут работы, такие известные достопримечательности, как Высоко-Петровский монастырь (улица Петровка, дом 28, строение 3), церковь Симеона Столпника (Поварская улица, дом 5, строение 1), ансамбль церкви Всех Скорбящих Радости (улица Большая Ордынка, дом 20), церковь Николы в Хамовниках (улица Тимура Фрунзе, дом 1/2, строение 1), церковь Ивана Предтечи под Бором (Пятницкая улица, дом 4/2, строение 8), церковь Флора и Лавра (Дубининская улица, дом 9/3, строение 1), ансамбль Рождественского монастыря (улица Рождественка, дом 20/8, строение 16), церковь Малое Вознесение (Большая Никитская улица, дом 18), ансамбль Ивановского монастыря (Малый Ивановский переулок, дом 2а, строение 1).
Источник: https://mos.ru/news/item/47237073/
5 древнейших храмов Подмосковья
В самом начале 1238 года Владимирская Русь была напрочь выжжена ордою Батыя. Исчезли города, пришли в упадок ремесла, пресеклась и архитектурная традиция. Однако уже в 1271-м воскресшая Москва стала княжеским городом, и встал вопрос о строительстве имиджеобразующих каменных храмов.
Но мастеров взять было негде. Только в 1326 году Иван Калита построил первую каменную церковь Москвы, Успенский собор.
Об архитектурном качестве этой первой, во многом экспериментальной, постройки судить трудно — от нее сохранился лишь фундамент, но можно предполагать, что прообразом храма стал Георгиевский собор Юрьева-Польского.
Впрочем, о древнейших храмах Москвы мы уже рассказывали, теперь выясним, какие древности сберегло для нас Подмосковье. Пути становления школы московского зодчества можно проследить по нескольким сохранившимся храмам второй половины XIV — начала XV веков.
1. Никольская церковь, село Каменское
Древнейшая церковь Подмосковья, Никольская, была построена, вероятно, во второй половине XIV века. До сих пор остается загадкой, почему один из первых каменных храмов Московии возник в дальнем селе в окрестностях нынешнего Наро-Фоминска. До Куликовской битвы здесь, вроде бы, проходила западная граница княжества, а рубежное село принадлежало самому Калите, позже — Дмитрию Донскому, но все равно удивительно.
Образ Никольской церкви строг, но при этом изящен — грубая кладка стен, узкие щелевидные окна (только в апсидах, на стенах самого храма окон нет вовсе), весьма лаконичный декор (килевидные порталы на плоскостях глухих стен). Обломки округлых профилей, найденные в середине ХХ века под кровлей, указывают на то, что изначально кубический объем храма венчали закомары, по три с каждой стороны, но даже с ними образ здания остается крайне аскетичным — легенда Подмосковья, настоящая архаика.
Советские реставраторы обнаружили этот древний памятник и очистили его от поздних пристроек. Однако несколько лет назад с запада вновь появился притвор, который при всей своей скромности портит впечатление — столь хорошо сохранившихся храмов XIV века в наших краях больше нет, ради этого можно было и потесниться.
2. Церковь Иоанна Предтечи на Городище, Коломна
Памятник второй половины XIV века, открытый реставраторами в 1960-х. По удалении штукатурки выяснилось, что апсиды и нижние части стен четверика выложены из столь же грубо отесанных блоков, что и в Каменском.
Сходство подтвердилось обнаружением в углах квадратного в плане интерьера следов срубленных каменных устоев. Как бы вдвинутые в углы четверика пилоны, поддерживающие подкупольные арки — конструкция, не встречающаяся в более поздних постройках.
Но точно такие же устои сохранились в Каменской церкви — значит, эти храмы состоят в близком родстве.
Верхняя часть церкви была перестроена в XVI веке. Но, как ни странно, при этой и последующих перестройках уцелел замечательный барельеф слева от южного входа в церковь. До сих пор историки и натуралисты спорят, что за животное на нем изображено — волк, барс, единорог, василиск или собачка, но этот зверь стал древним гербом, а сейчас — неофициальным символом Коломны.
Источник: https://strana.ru/journal/22876163
Церковь Иконы Божией Матери
Храм Иконы Божией Матери Знамения в Захарьине. A.Savin
улица Николая Сироткина, дом 28а.
Село Захарьино находится за пределами Московской кольцевой автодороги, но Церковь Иконы Божией Матери «Знамение» считается, тем не менее, городской московской церковью.
Первую церковь в Захарьино – во имя Рождества Христова — построил владелец села окольничий Бутурлин.
А в 1672 году следующий владелец села князь Григорий Григорьевич Ромодановский, возвел на месте старой и, надо полагать, обветшавшей церкви, новую, каменную, но посвященную уже Иконе Божией Матери «Знамение».
К слову сказать, князь был настоящим героем множества войн, а погиб через десять лет после строительства храма: его убили во время стрелецкого бунта, после коего власть на некоторое время перешла к сестре молодого Петра I царевне Софье.
Икона Знамение Пресвятой Богородицы одна из наиболее почитаемых на Руси икон.
Первое и главное чудо явила икона в 1170 году, когда войска суздальцев и их союзников осадили Великий Новогород. Новгородцы, видя, что значительно уступают противнику, молили Бога о чуде. По преданию, на третью ночь осады архиепископ Новгородский Иоанн услышал голос, который велел обнести иконой пресвятой Богородицы крепостную стену.
Во время крестного хода одна из стрел нападавших попала в лик Богородицы. Из глаз Ее полились слёзы. И в это время враги в неизъяснимом ужасе вдруг побросали оружие и стали отходить от города.
Немногим позже в память об этом чуде архиепископ Новгородский Илья установил празднование в честь иконы Знамение Богородицы. А в 1354 году икону перенесли в Церковь Знамения Богородицы, специально для иконы сооруженную.
Икону, фактически прекратившую братоубийственную войну, почитают с тех пор на Руси, и в честь ее по всей русской земле построены сотни храмов.
Церковь же Иконы Божией Матери «Знамение» в селе Захарьино в 1846 году значительно расширили, спустя еще полвека его вновь значительно перестроили древнерусском стиле.
При этом и сейчас сам Храм – уже действующий — двухэтажное здание церковно-приходской школы, липовый парк, подъездные аллеи и целый каскад прудов по реке Лопинка составляют сегодня красивый архитектурно-ландшафтный ансамбль.
Среди чтимых икон — конечно же! — образ Божией Матери «Знамение».
Сама же Икона Знамения хранится ныне в защитном футляре в Софийском соборе Великого Новгорода.
Как добраться до церкви Иконы Божией Матери «Знамение» в селе Захарьино:
Адрес: улица Николая Сироткина, дом 28а
Проезд с Курского вокзала до платф. Щербинка.
Ближайшие станции метро:Печатники (1053м)Волжская (2294м)
Люблино (2772м)
Как проехать к церкви Иконы Божией Матери «Знамение» в селе Захарьино:
Источник: https://radiovera.ru/cerkov-ikony-bozhiej-materi-znamenie-v-sele-zaxarino.html
Десятинный монастырь, построенный на месте с древнейшей церкви во всей Руси, угрожают снести!
История повторяется. Те, кто хочет уничтожить монастырь теперь, продолжают наследие Бату-хана и Ленина в Украине.
Дорогие друзья, я прошу вас, пожалуйста, обратите внимание на страдания Украинской Православной Церкви (МП).
Десятинный монастырь, который построен рядом с местом, где находилась древнейшая церковь во всей Руси (Десятинная Церковь), находится под угрозой сноса. Члены радикальной группировки C14 напали на церковь, угрожая поджогом и Градостроительная комиссия Киеврады уже поддержала петицию о сносе Монастыря, возле фундамента Десятинной церкви.
Там было явление Богородицы в 2006 году, был слышен звук Ее шагов — его нельзя уничтожать!
История повторяется
История трагична и многослезна — каждая церковь, построенная на этом участке, была разрушена!
Десятинная Церковь стала первым каменным храмом в Киевской Руси, построена Святым Князям Владимиром Равноапостольным – Крестителем всея Руси в 10 веке от Рождества Христова.
Князь Владимир, окрестив Русь, сказал: «Вот, даю церкви этой Пресвятой Богородицы от имущества моего и от городов моих десятину». Под словом «десятина » следует понимать не только финансовую часть, но и десятую часть своей жизни! Пройдут годы, пронесутся столетия, забудутся не только имена наши, но и самые могилы наши, исчезнет всякая память о нас в потоке веков и поколений, но если в дни земной жизни мы простирали руку посильному благодеянию храму Божьему, то никогда не забудет об этом Святая Церковь! ~Официальный сайт десятины монастыря
Церковь построена в византийском стиле, который до сих пор можно увидеть в Анатолии (Малой Азии — теперь — Турция), Сирии, Греции, Болгарии, Сербии, т.д.
Владимирский храм в Крыму, пример византийского стиля
Десятинная Церковь была красива, как и самая утренняя заря на небе, как и Русь, но ее судьба была горькой.
Десятинная Церковь
Первая Церковь была разрушена монголо-татарской ордой под предводительством хана Батыя в 1240 году, и ее руины были как рана на лице матери градов Русских, после падения Киевской Руси.
руины Десятинной Церкви
Новая Церковь была перестроена по молитвами и под руководством Святителя Петра Могилы, но видно что стиль этого второго храма не был похож на первую Десятинную церковь. Церковь была построена в стиле украинского барокко, и поэтому должна была быть красивой, но, к сожалению, мы не знаем точно, как она выглядит. Вторая церковь была заменена третьей.
церковь Петра Могилы
Третья Церковь была построена в Российской Империи вместо прежних в 19 веке, через двести лет после Воссоединения Украины с Россией (которое произошло при гетмане Богдане З. Хмельницком).
Воссоединения Украины с Россией (1654)
Слава Богу, остались фотографии этой Церкви.
Церковь была красивая, но тоже очень отличалась от оригинальных, потому что была построена как объемный храм в нео-византийском стиле.
Церковь была разрушена в начале 20-го века, во время СССР, и с тех пор ничего не осталось.
В предыдущие годы было много дискуссий о восстановлении церкви «Десятина». Было много мнений как за, так и против. Основная дискуссия заключалась в том, какая церковь будет владеть перестроенным Десятинный храмом: УАПЦ, Киевский Патриархат, УПЦ.
Некоторые сказали, что, если храм будет перестроен, она будет стоять слишком близко к соседней знаменитой Андреевской Церкви.
Андреевская церковь
Андреевская церковь была построена в 1747-1762 г. по приказу ее императорского величества, императрицы Елизаветы Петровны всея Руси, в память ее посещения Киева. Главными архитекторами были итальянец Бартоломео Растрелли и россиянин Иван Мичурин.
Андреевская церковь является шедевром украинского барокко, которая полностью была построена по российскому приказу для служения на церковнославянском языке под руководством Русской Православной Церкви.
Сегодня, к сожалению, эта церковь, и многие другие заняты еретической сектой, руководимой бандитами. Секты, занимающие Андреевскую Церковь, не хотят, чтобы Десятинная Церковь была перестроена, если она не принадлежит им.
В настоящее время эта и все православные церкви в Украине законно принадлежат к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (МП), согласно каноническому праву, признанному Вселенским Православием.
УАПЦ, и Киевский Патриархат является неканоническими, незаконными церквями по православному каноническому праву, они не имеют права называть себя православными.
Конституция Украины гарантирует Всем свободу вероисповедания. Они имеют право на существование как «религиозные организации», но не называть себя православными.
Киево-Печерская Лавра, “Столица” Украинской Православной Церкви (МП)
Законная Православная Церковь в Украине — только Украинская Православная Церковь, автономная часть РПЦ, поэтому для того, чтобы международное сообщество считало новую (Десятинную) Церковь православной, она должна быть храмом УПЦ (МП).
Кроме Того, большинство граждан Украины с православной религиозной идентичностью поддерживают УПЦ МП. Не верьте мне на слово — просто посмотрите это видео. Вот сравнение 100-тысячого крестного хода УПЦ (МП), и ~2000-ого Киевского патриархатa в День Крещения Руси
Кажется, что восстановление Десятинной Церкви — для наших православных людей, это тоже самое, что восстановление Храма Соломона для евреев!
Это так же символично и судьбоносно, что кажется столь же апокалиптичным со всеми противоречиями и его значением. Xочется мне сказать Bам Панове
У меня есть только один вопрос:
Не пора ли нам перестроить тa восстановить?
О, свѣтло свѣтлая и украсно украшена, земля Руськая! И многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, рѣками и кладязьми мѣсточестьными, горами, крутыми холми, высокыми дубравоми, чистыми польми, дивными звѣрьми, различными птицами, бещислеными городы великыми, селы дивными, винограды обителными, домы церковьными и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами.
Всего еси испольнена земля Руская, о прававѣрьная вѣра хрестияньская! «Слово о погибели Русской Земли» И наша с вами задача возродить Великий оплот Христианства, возродить свою культуру, и национальное самосознание, так как Десятинная церковь является своего рода барометром жизни нашего государства! Возродив великую святыню, Господь простит нам грехи, и мы увидим, как расцветёт наша Православная страна, так как князь Владимир сказал «Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой Богородицы, да простятся ему вся согрешения» ~Официальный сайт десятины монастыря
В результате сложной политической и религиозной ситуации в Украине, ничего не осталось от Десятинной церкви Святого Владимира — первой каменной церкви на Руси, но это изменилось в 2007 году.
Десятинный монастырь
И застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины и возобновят города разоренные, остававшиеся в запустении с давних родов. Исаия 61:4
Во время оно, Десятинный монастырь был построен по благословению Блаженнейшего митрополита Владимира.
Я не эксперт истории монастыря, или современных событий, я раб Божий который, просто любит Православную церковь, поэтому, лучше читать официальный сайт чтобы знать история монастыря, и смотреть это видео:
Источник: https://vk.com/@matfey711-desyatinnyi-monastyr-postroennyi-na-meste-s-drevneishei-cerk
Десятинная церковь
Десятинная церковь Пресвятой Богородицы — первый из известных ныне каменных храмов Древней Руси.
Возведенный вскоре после крещения князя Владимира, он выполнял роль кафедрального собора и был на тот момент самым большим из киевских храмов.
История создания
“Повесть временных лет” указывает, что князь Владимир задумал в 989 г. возвести церковь Пресвятой Богородицы. Точное время начала строительства назвать трудно, вероятно, это был 990 г. или 991 г., освящение нового храма состоялось в 996 г.
Спустя 40 лет, в правление князя Ярослава Мудрого, строится Собор Святой Софии, значение Десятинной церкви снижается, сведений о ее дальнейшей судьбе крайне мало. Известно о нескольких грабительских нападениях: в 1169 г. со стороны князя Мстислава Андреевича и в 1203 г. — Рюрика Ростиславовича.
Церковь перенесла пожар, перестройку и землетрясение. И окончательно пала под натиском войск хана Батыя во время осады Киева в 1240 г.: в поисках укрытия от врагов жители заполнили храм, стены его не выдержали тяжести огромного числа людей и рухнули, похоронив под собой всех находившихся внутри.
Архитектура и убранство
Для строительства главного храма Киева князь Владимир пригласил мастеров из Византии. Оттуда же пришла и мода на строительство храмов крестово-купольного типа, первым из которых в христианской Руси стал Десятинный. Венчали шестиярусный собор 5 куполов, с трех сторон украшали галереи, в которых располагались помещения различного назначения.
Археологами найдены обломки цветного мрамора, мозаики, части фресок, которые говорят о богатом внутреннем убранстве. Геометрические узоры полов выложены цветным мрамором, яшмой, порфиром и другими породами камня. Внутри церкви находились старинные христианские иконы, сосуды из Херсонеса и кресты. В дар от Владимира получены мощи св.Климента — христианского проповедника и великомученика I в. н.э.
Реконструкция
Предпринималось несколько попыток возрождения Десятинной церкви. Первую — в начале XVII в. — связывают с именем киевского митрополита Петра Могилы. Он начал расчищать фундамент и стены старинного храма, а также построил маленькую церковь Рождества Пресвятой Богородицы, используя уцелевшие стены. Внутри нее он поместил привезенную Владимиром из Херсонеса икону с образом Св. Николая. В это же время были найдены саркофаги с останками князя Владимира и супруги его.
Десятинная церковь фото
Митрополит Петр оставил после смерти 1000 золотых на воссоздание храма. Интерес к раскопкам снова возродился в XIX в. В ходе исследований обнаружены остатки древнего фундамента, фрагменты фресок и мозаик. Принято решение воссоздать собор, для чего в Киев был приглашен петербургский архитектор Василий Стасов. Для строительства нового храма потребовалось 100 тысяч золотых рублей и 14 лет — освящение Десятинной церкви Успения Богородицы состоялось в 1842 г.
Архитектурно она отличалась от древней предшественницы — была возведена в византийско-русском стиле, в плане представляла собой квадрат со сторонами около 30 м, что вполовину меньше церкви князя Владимира. Творение В. Стасова было уничтожено в 1928 г. С конца 30-х гг. на территории Десятинной церкви и в ее окружении периодически проводятся археологические исследования.
Кому посвящена
Известно, что церковь была посвящена Пресвятой Богородице, однако в настоящее время невозможно точно сказать Рождеству Ее или Успению. “Десятинной” же она называлась за десятую часть доходов, которую князь направил на ее строительство и содержание.
Интересные факты
- В народе храм был также известен, как “марморяный”: многочисленные детали из мрамора покрывали его стены, пол был изукрашен геометрическими рисунками из разноцветных мраморных кусочков.
- Десятинная церковь стала местом последнего пристанища для Владимира и супруги его Анны. Сюда же еще при жизни князя Владимира перенесли мощи княгини Ольги.
- Построена “на крови” первых известных русских мучеников — варягов Иоанна и его отца Федора.
- В память о возрождении храма Петр Могила высадил липу, которую можно увидеть и в наши дни.
Итоги
Сложно переоценить важность сооружения Десятинной церкви в эпоху великого князя Владимира. Ее строительство не только положило начало новым архитектурным традициям, заимствованным из Византии, но и способствовало укреплению христианства в Древнерусском государстве.
Источник: https://ote4estvo.ru/sobytiya-x-xiv-vv/177025-desyatinnaya-cerkov.html