Почему называется кафедральный собор

Кафедральный собор Хельсинки

Почему называется кафедральный собор

Кафедральный собор Хельсинки (по фински собор называется Tuomiokirkko) Главный собор Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии расположен на северной стороне Сенатской площади Хельсинки. Ежегодно храм посещают порядка полумиллиона туристов.

Строительство собора велось в период с 1830 по 1852 года по проекту немецкого архитектора Карла Людвига Энгеля (1778-1840). В 1840 году Энгель скончался и работы возглавил другой немецкий архитектор — Эрнст Лорман (1803-1870).

Лорман несколько переработал проект, дополнил центральный купол собора четырьмя небольшими куполами, соорудил два дополнительных боковых павильона, западный для колоколов, а восточный для капеллы, также на крыше собора появились цинковые статуи 12 апостолов, есть сведения что идея украсить крышу статуями апостолов принадлежит Николаю I (1796-1855).

Храм был освящен и открыт 15 февраля 1852 года и получил название церковь Святого Николая небесного покровителя торговли и мореходства, а также святого-заступника императора Николая I инициатора строительства храма. В 1917 году Финляндия обрела независимость и храм переименовали в Большую церковь, в 1959 году когда в Хельсинки появилась епископская кафедра собор стал называться Кафедральным.

История строительства

В 1812 году Хельсинки провозгласили столицей Великого княжества Финляндского в составе Российской империи, Александр I приказал отстроить город согласно его новому статусу. В то время Хельсинки представлял собой небольшой городок с 3500 жителями, и еще не восстановился после последнего большого пожара произошедшего осенью 1808 года, когда сгорело 77 зданий, а это треть города.

Реализацией нового проекта по реконструкции города занимался специально созданный комитет, его главой был назначен Йохан Альбрехт Эренстрём (1762-1847) под его руководством был составлен новый прямоугольно-квадратный план застройки Хельсинки.

Немецкий архитектор Карл Людвиг Энгель придал городу его характерный облик в стиле классицизма, так в частности по его проекту построены: Сенатский дворец (период строительства 1818-1822) расположен на восточной стороне Сенатской площади сейчас здесь находится Государственный совет символ государственной власти, Главное здание Университета (период строительства 1828-1832) расположено на западной стороне Сенатской площади, Здание библиотеки Университета (период строительства 1836-1845) расположено на западе напротив главного входа в Кафедральный собор, и конечно же сам Кафедральный собор Хельсинки.

Для создания ансамбля Сенатской площади понадобилось сносить старые здания. Деревянная церковь Ульрики Элеоноры построенная в 1724-1727 годах (Ульрика Элеонора шведская королева (1688-1741)) была снесена в 1827 году.

Решение о сносе церкви было принято синодом в виду недостаточной вместительности и презентабельности, заодно были снесены городская ратуша, несколько старых зданий и старое кладбище, существовавший рынок перенесли на Торговую площадь, предстояло создать Главную площадь столицы Великого Княжества Финляндского Хельсинки.

Сейчас о существовании церкви Ульрики Элеоноры напоминает гранитный медальон с барельефом и надписью в северо-западном углу Сенатской площади и столбики которые указывают место где находился алтарь.

О когда-то снесенном кладбище напомнили археологические раскопки на Сенатской площади, во время проведения раскопок осенью 2012 года Городским музеем Хельсинки на глубине 60 см были найдены 260 человеческих останков, 40 из них были взяты для лабораторных исследований их планируется захоронить на хельсинкском кладбище, а остальные останки перезахоронены на том же месте, только на большей глубине не доступной для экскаваторов.

Внешний вид собора

Собор построен на холме в стиле классицизма (возможно неоклассицизма), имеет форму симметричного греческого креста (равносторонний крест), пятикупольный.

Центральный купол собора символизирующий Христа, окружен четырьмя куполами символизирующие четырех евангелистов (авторы четырех канонических Евангелий: Матфей, Марк, Лука, Иоанн), с каждой из четырех сторон сооружение выделено треугольным фронтоном и колоннадой с шестью коринфскими колоннами, фасады расчленены пилястрами того же архитектурного ордера и украшены барельефами изображающими события из жизни Христа. Над главным входом в собор начертано имя Бога, «Яхве». На крыше собора по углам фронтонов, над колоннами установлены отлитые из цинка фигуры Двенадцати апостолов (апостол — по греч. посланник).

Западный фронтон, Кафедральный собор Хельсинки
Апостолы Симон Кананит, Петр, Фома

Западный фронтон: Симон Кананит — покровитель кожевников, дровосеков, ткачей в руках пила, Петр – покровитель рыбаков и слесарей в руках у него ключи от Царства Небесного, Фома — покровитель архитекторов, строителей, топографов в руках линейка-угольник.

Южный фронтон Кафедрального собора.
Апостолы Варфоломей, Иоанн и Матфей

Южный фронтон: Варфоломей — покровитель ремесленников в руках нож, Иоанн — покровитель семьи и брака а также покровитель всех имеющих отношение к книгам и издательскому делу в руках чаша и евангелие у ног орел одно из лиц тетраморфа (крылатое существо из видений пророка Иезекииля единого с четырьмя лицами; ангела, льва, быка, орла, у протестантов тетраморф представлен в образе четырех живых существ которые охраняют четыре угла Трона Господа и четырех пределов рая, сейчас истолкованы как символы четырех евангелистов), Матфей — покровитель банкиров, таможенных работников, налоговых служащих, бухгалтеров и финансовых служб в руках письменные принадлежности рядом ангел другое из лиц в тетраморфа.

Восточный фронтон Кафедрального собора Хельсинки.
Апостолы Иаков Алфеев, Павел, Иаков Заведеев

Восточный фронтон: Иаков Алфеев — покровитель людей в безвыходных ситуациях в руках палка, Павел — покровитель проповедников, теологов, церковных журналистов в руках меч, Иаков Заведеев — покровитель паломников, солдат и кавалеристов в руках посох с ракушками.

Северный фронтон, Кафедральный собор Хельсинки
Апостолы Филипп, Андрей, Матфий

Северный фронтон: Филипп — покровитель мелких торговцев, валяльщиков в руках крест и открытая книга Андрей — покровитель рыбаков в руках косой крест (Андреевский), Матфий – защитник плотников, мясников, кузнецов в руках алебарда. Трехметровые статуи выполнены в мастерской S.P.

Deravanne в 1845-1847 годах берлинскими скульпторами: Hermann Schievelbein (1817-1867) – апостолы Павел, Петр, Фома, Симон Кананит, Иаков Заведеев, Матфий и August Julius Wredow (1804-1891) – апостолы Андрей, Матфей, Иаков Алфеев, Иоанн, Филипп, Варфоломей. Цинковые скульптуры апостолов установлены в 1849 году.

Со стороны Сенатской площади к собору ведет огромная монументальная гранитная лестница шириной 60 метров. Первоначально собор был покрашен в желтый цвет вписываясь в общий ансамбль с другими зданиями Сенатской площади, однако в конце XIX века был выкрашен в три разных оттенка светло серого цвета.

Благодаря расположению на холме и белому цвету окраски создается ощущение, что собор парит над городом. Цвет куполов собора зеленый, это говорит о том что он посвящен Святому.

Внутренний вид собора

Интерьер Кафедрального собора Хельсинки отличается простотой, ничего лишнего, полностью отсутствует та помпезность присущая Православным храмам.

Внутреннее пространство выкрашено в белый цвет, по углам центральной части собора находятся памятники величайшим деятелям движения реформации церкви: основателю протестантизма Мартину Лютеру (1483-1546), теоретика лютеранства Филиппу Меланхтону (1497-1560) и первому епископу протестанско-лютеранской церкви в Финляндии с 1554 года Микаэлю Агриколе (1510-1557) в четвертом углу центральной части находится кафедра проповедника.

Памятники Лютеру и Меланхтону являются увеличенными гипсовыми копиями с памятника Реформации в Вормсе (Германия) работы Эрнста Ритшеля (1804-1861). Памятник Микаэля Агриколы работа финского скульптора Вилле Вальгрена (1855-1940). Алтарь как и положено располагается в восточной части помещения. Алтарную картину «Положение Христа во гроб» выполнил придворный живописец Николая I Тимофей Андреевич Нефф (1805-1876).

Фигуры Ангелов по сторонам от главного алтаря создал немецкий скульптор Густав Блезер (1813-1874). В Кафедральном соборе установлен орган насчитывающий 57 регистров, выполнен на датской фабрике Marcussen & Son в 1967 году от предыдущего органа немецкой фирмы Walcker созданного по проекту Эрнста Лормана в 1846-1847 годах сохранился лишь фасад. Для прихожан в соборе установлены кресла-скамейки во время службы прихожане встают только в особо значимых моментах.

Дополнительный сведения

В 1970 году произведена реставрация крипты (подвальное, полуподвальное помещение под алтарем и хоральными частями т.е. сводчатый нижний этаж) собора по проекту архитектора Тарьи Салмио-Тойвиайнен (Tarja Salmio-Toiviainen). После новой реставрации 1996-1998 года в крипте установили новый алтарь с картиной современного финского художника Каролуса Энкеля (Carolus Enckell).

Орган в крипте установлен в 2006 году финским органостроителем Мартти Портан (Martti Porthan) в необарочном духе. Крипта вмещает 500 человек, предназначена для проведения собраний общины, концертов и выставок. Крипта работает в летнее время открыта для всех желающих работает кафе Krypta. В 1996-1998 годах были отреставрированы статуи апостолов на крыше собора, также барельефы, лестница и внутренние помещения.

В соборе проходят богослужения, праздничные службы, церемонии бракосочетания.

Организуются экуменические богослужения (тенденция к объединению различных конфессиональных направлений в рамках одной церкви), знаменующие открытие и закрытие парламентских сессий, ежегодные торжественные богослужения по случаю Дня независимости Финляндии, торжественные богослужения посвященные присвоению научных степеней на различных факультетах Университета Хельсинки и других учреждений высшего образования. В крипте собора летом можно посетить концерты и выставки.

Информация для посещения собора

Адрес собора Unioninkatu 29, 00170, Helsinki, Finland. Главный вход расположен слева если смотреть на собор с площади напротив входа в Национальную библиотеку с улицы Unioninkatu. Собор открыт для посещений ежедневно с 9.00 до 18.00 (в июле и августе с 9.00 до 00.00) Фотографировать в соборе разрешается.

Сувенирный магазин в колокольне собора открыт летом, с понедельника по субботу с 9.00 до 18.00 и по воскресеньям с 12.00 до 20.00. Кафе Krypta открыто ежедневно с июня по август с 11.00 до 17.00, вход в крипту со стороны улицы Kirkkokatu. В соборе ежедневно проходят богослужения (в том числе на английском языке). Каждую среду круглый год в 12.

00 проходят органные концерты. В соборе есть бесплатный туалет (слева от входа)

Источник: http://finnish.ru/towns/helsinki/cathedral/

Кафедральный собор

Почему называется кафедральный собор

Кафедральный собор

Закладка собора датируется 1333 годом. Начало строительству собора положил епископ Йоханнес Кларе, принявшийся в 1327 году за возведение на восточной половине Кнайпхофа обнесённого стенами епископского двора, к которому позднее в южной части добавились крытая галерея и здание приюта.

Изначально собор проектировался как оборонительное сооружение, о чем свидетельствует трехметровая толщина восточной стены. Поверху этой массивной стены должен был быть также построен широкий ход для защитников, к нему же быть пристроены угловые башни.

Владелец территории, Великий магистр Тевтонского ордена Лютер фон Брауншвейг воспротивился этим планам, и толщина северной и южной стен была сокращена в два раза.

К 1351 году собор был покрыт крышей, и по решению Великого магистра Винриха фон Книпроде сразу же была начата его реконструкция, которая продолжалась до 1382 года. В середине XVI века обе башни собора сгорели дотла и были перестроены с заметным влиянием эпохи Возрождения. С 1558 года все профессора стоявшего напротив университета имели право быть похороненными в открытой галерее по северной стене хора. Иммануил Кант был в 1804 году последним, кто обрел покой у стен Кафедрального собора.

В начале двадцатого века собор подвергся реставрации, которая шла 6 лет. Были освобождены от штукатурки фрески, восстановлены некоторые изначальные элементы. Собор полностью выгорел от бомбардировок в 1944 году, перекрытия, башни и часть стен были разрушены.

Новая реконструкция началась в 1990 году и продолжается до сих пор. Сейчас в помещениях Кафедрального собора располагаются православная и протестантская часовни, а в башенной части Собора расположен музей, где представлены экспозиции «Кафедральный собор.

Возрождение из руин», «История острова Кнайпхоф» и «Иммануил Кант и его город».

История

В XIV веке на острове Кнайпхоф, как тогда назывался остров Канта, началось строительство Кафедрального собора, посвященного Иисусу Христу, Деве Марии и всем Святым.

Датой основания собора принято считать 13 сентября 1333 года, когда Верховный магистр Тевтонского ордена Лютер Брауншвейгский подписал грамоту на возведение церкви. Почти сразу же в соборе появился и первый орган: постройка еще не обзавелась кровлей, а на церковные службы уже приходили люди.

Но какая же служба без музыки? Первый орган в соборе был небольшим и портативным, два монаха приносили его в церковь специально для богослужения.

В 1380 году основное строительство здания завершилось, но работы в соборе продолжались и позже. Нефы были расписаны фресками, к фасадам пристроены башни, на шпиле одной из них установлен флюгер-русалка. Величественный храм стал духовным центром города и со временем «потребовал» себе и соответствующий музыкальный инструмент — так в соборе появился новый орган, и просуществовал он здесь почти до конца XVI века.

Три огромных нефа, массивные готические своды, две строгие башни на западном фасаде, резной деревянный алтарь — архитектурой и украшением собора жители Кёнигсберга гордились по праву. До 1528 года собор имел статус главной католической церкви города. Но эпоха Реформации внесла свои коррективы, и в XVI веке храм стал приходской лютеранской кирхой для общины Кнайпхофа, а спустя еще несколько лет был передан университету Альбертина.

Вместе с собором менялся и орган — совершенствовался и «обрастал» регистрами. Знаменитый герцог Альбрехт (1490-1568), управлявший Восточной Пруссией, мечтал создать во вверенных ему владениях особую органную школу — и уже к концу века музыканты из Кракова и других городов приезжали в Кафедральный собор учиться органному мастерству.

В 1587 году собор вновь меняет орган, который спустя несколько лет насчитывает уже 60 регистров, а благодаря эффектному украшению приобретает славу «самого крупного и представительного во всей Пруссии».

Но и этого прихожанам Кафедрального собора оказалось мало, и уже в 1721 году мастер Иоганн Мозенгель создает новый большой инструмент — в стиле барокко, с 78 регистрами и почти четырьмя тысячами труб.

Современники называли тот орган не иначе как «выдающимся произведением искусства» — его звуками прихожане собора наслаждались более двух столетий. Именно на инструменте мастера Мозенгеля постигал азы музыки знаменитый писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман.

В XIX веке собор переживал непростые времена. В 1807 году, когда Кёнигсберг оккупировали наполеоновские войска, храм превратился в тюрьму, а чуть позднее — в госпиталь. К счастью, этот период продлился недолго, и собор сумел вернуться к привычной жизни. А в 1880 году в память о великом немецком философе Иммануиле Канте к зданию была пристроена часовня, куда перезахоронили останки ученого.

Последний, четвертый по счету, орган появился в Кенигсбергском соборе в 1928 году. Ганноверская фирма «Emil Hammer» построила новый инструмент, сохранив барочный внешний вид и украшения. Увы, судьба уготовила этому органу короткую жизнь: в ночь с 28 на 29 августа 1944 года налет английской авиации и последовавший за ним пожар превратили некогда живописный остров Кнайпхоф в руины.

Новая жизнь собора и новый орган

В 1944 году вместо величественного готического собора остались руины, пожар практически полностью уничтожил прекрасное здание, а вместе с ним, конечно, и все музыкальные инструменты. Собор умолк, а на его развалины приходили играть дети первых переселенцев.

Советские власти несколько раз пытались вернуть здание к жизни: очистить руины и провести консервацию стен. В начале 1970-х делались робкие шаги к сохранению собора – к 250-летию со дня рождения Иммануила Канта хотелось как-то облагородить облик некогда величественного храма. Но полноценных работ здесь не проводилось вплоть до начала 1990-х годов.

Долгое время местные жители и приезжие растаскивали здание по кирпичику, собирая крупицы прошлого на память.

В 1992 году группа энтузиастов во главе с Виктором Денисовым, Игорем Одинцовым и Виктором Безруковым взялась за возрождение здания. Начались строительные работы, над восстановлением собора трудилось множество специалистов от историков и краеведов до строителей и инженеров, привлекались все возможные ресурсы, проводились обследования и научные изыскания, изучались архивы и старинные фотографии.

В Калининград приезжали не только российские, но и немецкие, литовские и польские профессионалы строительного дела. Финансовую помощь оказывала администрация Калининградской области, свою лепту вносили и различные немецкие благотворительные фонды и частные организации. Реставрировалось не только само здание собора, но и его декор, например, эпитафии и витражи.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько раз в год можно собороваться

Была проделана гигантская работа, чтобы собор получил путевку в новую жизнь, а калининградцы – прекрасный концертный зал и музей.

Для обретения былой славы, для того, чтобы снова стать главным культурным центром города, собору не хватало только одного – голоса! Здание было восстановлено, осталось наполнить его музыкой.

По личному распоряжению Президента России Владимира Путина, посетившего город в дни празднования 750-летия Кёнигсберга-Калининграда, были выделены деньги на создание органного комплекса в соборе.

Вопросом приобретения органа занимался Герман Греф, занимавший тогда пост министра экономического развития.

Новый орган должен был соответствовать современным требования органостроения и культурным традициям города. После множества консультаций с ведущими мировыми органистами и органными мастерами для строительства инструмента была выбрана фирма «Александр Шуке».

Качество органов этой марки было проверено временем: более ста лет, начиная с 1894 года, мастера «Александр Шуке» создавали органы для крупнейших соборов Европы, и сегодня они звучат в Германии, Италии, Швейцарии, Чехии, Словакии, Болгарии, Грузии, Мексике, Бразилии и много где еще. Каждый из инструментов уникален, ни один не повторяется.

Руководитель фирмы Матиас Шуке — органный мастер уже в седьмом поколении, а в создании органного комплекса Кафедрального собора принимал участие его сын Михаэль, наследник семейного дела.

В 2006 году в соборе появился малый (хоровой) орган. Два мануала, 32 регистра, более двух тысяч труб – этот инструмент уже производил внушительное впечатление, но главное было еще впереди – строительство Большого органа! Шесть месяцев установки и пять месяцев интонировки, 90 регистров и шесть тысяч труб, создание деревянных скульптур и орнамента

Строительство малого органа заняло значительно меньше времени, что и понятно: хоровой орган сначала полностью собрали в Германии и только потом доставили в Калининграде. С большим органом дело обстояло намного сложнее: огромный инструмент собирали уже на месте, в Кафедральном соборе. Сложные элементы, меха, воздуховоды везли с фабрики «Шуке» из Германии, а некоторые детали немецкие мастера, настоящие «кулибины», делали прямо в соборе, на специальном станке.

Строительство органа шло в несколько этапов. Первый – заливка пола: балкон нужно было подготовить под инструмент весом почти в 35 тонн. Второй этап – строительство металлического каркаса для органа, внушительную конструкцию высотой в три этажа ковали калининградские мастера «Кузницы на Печатной».

Одновременно началась и работа над декором: внешний вид инструмента решили максимально приблизить к облику органа Кёнисгбергского собора. Эффектный фасад в стиле барокко воссоздавали по довоенным фотографиям.

Украшения и деревянные скульптуры делались усилиями резчиков по дереву калининградской фирмы «Максик», а работы по золочению выполняли немецкие мастера из Потсдама.

После установки каркаса и облицовки фасада начались установка и закрепление труб, а их, напомним, больше шести тысяч! Вместе с трубами будущий орган обретал и декор: деревянные резные элементы и скульптуры, в числе которых и фигура Богоматери с младенцем, и движущиеся веселые путти, и птица Феникс, ставшая символом возрождения Кафедрального собора.

В это же время шел монтаж электрики — современный орган должен быть оснащен по последнему слову техники: необходимо было соединить малый и большой органы оптико-волоконной связью и оборудовать компьютерами.

Устройство органного комплекса таково, что один органист может использовать возможности двух инструментов или два музыканта могут играть на двух органах одновременно, могут видеть друг друга и даже «выйти на связь». Кроме того, электроника обеспечивает нужную для инструмента влажность и температуру.

До войны Кёнигсбергский собор не отапливался, и его орган серьезно портился от перепадов температур — в 21 веке этого можно и нужно было избежать.

На создание Большого органа мастерам фирмы «Александр Шуке» потребовалось несколько месяцев. Над инструментом трудились несколько десятков человек: одни приезжали, другие, сделав дело, возвращались домой — работа кипела. Орган Кафедрального собора готовился стать самым большим на всем постсоветском пространстве, готовился поражать масштабами и красотой звучания!

Музыкальные возможности Большого органа гораздо больше, чем у его кёнигсбергского предшественника: четыре мануала, 90 регистров, 6301 труба. Интонировка (точная настройка каждой трубы) заняла около пяти месяцев.

Мастера снимали каждую трубу, вырезали в ней отверстие для дополнительного выхода воздуха и тщательно прослушивали — причем работа эта шла по ночам, в полной тишине.

Частота звучания каждой трубы разная, и от точности настройки зависит качество работы инструмента, его способность создавать музыку.

Большой и малый органы, расположенные в разных концах зала и тщательнейшим образом интонированные, своим звучанием сегодня производят удивительное впечатление. По свидетельству многих слышавших и другие органы, построенные фирмой «Александр Шуке», в Кафедральном соборе немецкие мастера превзошли сами себя и сумели создать настоящий шедевр. Открытие Большого органа состоялось 10 января 2008 года. В этот день уникальный органный комплекс впервые зазвучал для калининградцев и гостей города.

канал с записями концертов и спец.проектов

Доступная среда

Источник: https://visit-kaliningrad.ru/entertainment/concert_halls/kafedralnyy-sobor

Христиане, пользующиеся григорианским календарем, отмечают Пасху

Почему называется кафедральный собор

МОСКВА, 12 апреля. /ТАСС/. Христианские конфессии, которые используют григорианский календарь (новый стиль), в 2020 году отмечают Пасху 12 апреля. В России среди них — Римско-католическая церковь, Евангелическо-лютеранская церковь России (ЕЛЦР), Армянская апостольская церковь и часть евангельских христиан.

В связи с пандемией пасхальные богослужения пройдут в особых условиях: в частности, во многих храмах они состоятся без участия прихожан и будут транслироваться в интернете. Духовенство призывает верующих с пониманием, терпением и надеждой ждать окончания охвативших мир испытаний, проявляя заботу о ближних и сохраняя веру.

Онлайн-богослужения в столице

В католическом кафедральном соборе Непорочного зачатия пресвятой Девы Марии в Москве пасхальные мессы пройдут на латинском, русском, польском, испанском и английском языках. Все они пройдут без прихожан и будут транслироваться онлайн. Ранее канцлер курии архиепархии священник Игорь Ковалевский рассказал ТАСС, что католическим приходам настоятельно рекомендуется придерживаться предписаний местных властей.

Архиепископ ЕЛЦР Дитрих Брауэр, поздравив верующих с праздником, напомнил им, что «Господь победил безнадежность зла и смерти».

«Это время ограничений и испытаний даровано нам  чтобы мы по-настоящему соскучились друг по другу, по церкви, по богослужению, по совместной молитве и святой Трапезе у алтаря Господня. Эпидемия пройдет, вновь явив нам нашу слабость и беззащитность перед разного рода напастями.

Церковь же продолжает и далее свой путь сколь шторма и бури, неся всем людям драгоценный груз Божьего Слова», — приводит его слова сайт кафедрального собора апостолов Петра и Павла в Москве.

Канцлер ЕЛЦР пастор Виктор Вебер ранее сообщил ТАСС, что в лютеранских храмах на Пасху присутствовать будут только священнослужители и ответственные за онлайн-трансляцию, а прихожанам рекомендовано оставаться дома.

Начальствующий епископ Российского объединенного союза христиан веры Евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) Сергей Ряховский сообщил ТАСС, что российские евангельские христиане в большинстве будут справлять Пасху по юлианскому календарю вместе с Русской православной церковью (РПЦ), но на западе страны некоторые общины, возможно, отметят праздник по григорианскому летоисчислению.

«Мы празднуем Пасху в семьях, это будет семейная Пасха в этом году. Но я обратился с посланием к нашим прихожанам, пастырям, епископам, что после того, как закончится режим самоизоляции, мы будем праздновать Пасху торжественно, как только будет первое воскресенье после окончания режима самоизоляции  После того, как мы отпразднуем по домам, будет торжественная, очень праздничная Пасха — если это будет в мае, значит, в мае, если в июне, значит, в июне», — рассказал ТАСС епископ.

Ранее Ряховский призвал пасторов организовать онлайн-трансляции богослужений, а верующих — не пренебрегать врачебными предписаниями и профилактическими мерами. В преддверии Пасхи он рассказал ТАСС, что, «учитывая режим самоизоляции, мы будем праздновать в режиме онлайн в церкви, то есть все службы будут транслироваться».

Протестанты: молитвенник по рассылке и служба без причастия

Лютеране в разных городах и регионах России будут отмечать Пасху дома, церкви в большинстве случаев организуют для прихожан интернет-показы богослужений.

В Санкт-Петербурге трансляции в прямом эфире будут вести из Петрикирхе — лютеранской церкви, расположенной на Невском проспекте.

«У нас есть онлайн-трансляции всех пасхальных богослужений — пасхальной ночи и еще утром в пасхальное воскресенье 12 апреля», — рассказал ТАСС председатель Немецкой евангелическо-лютеранской общины св. Анны и св. Петра Евангелическо-лютеранской церкви Михаэль Шварцкопф.

Уже несколько недель в общине перевели все занятия и совместные молитвы в онлайн-режим, и службы транслируются из церкви каждый день. «Я лично молюсь каждый день в 16:00 мск у главного алтаря Петрикирхе», — добавил пастор.

Предстоящее празднование Пасхи в Петрикирхе будет отличать и то, что в этом году не будет проводиться святое причастие. «Я сам не хочу причащаться без прихожан, это не по-лютерански. Как вы знаете, по вероучению Лютера, мы все священники: пастор и все прихожане тоже. Если они не могут причащаться, то и пастор тоже не причащается — так я решил», — сказал Шварцкопф.

В Ульяновске пасхальное богослужение планируется записать и выложить на и в социальной сети «ВКонтакте», рассказал агентству пастор Евангелическо-лютеранской общины св. Марии Владимир Проворов. Так, утреннее богослужение 9 апреля, в Чистый четверг, появилось в онлайн-доступе уже днем.

На фоне запрета на массовые мероприятия перешли на онлайн-формат общения с прихожанами и в Калининграде. «Приняли решение в онлайне несколькими группами выйти на связь пообщаться.

В центральном кафедральном соборе [святых Петра и Павла] в Москве архиепископ проводит богослужения, и мы рассылаем записи трансляций», — рассказал ТАСС председатель Евангелическо-лютеранской общины Калининграда Сергей Кивенко.

Пожилым прихожанам в общине регулярно звонят по телефону, чтобы поддержать их, а тем, у кого есть электронная почта, рассылают ежедневный молитвенник, добавил он.

Католики: без звуков органа и освящения огня

Дистанционно следить за мессами будут и католики. В Новосибирске онлайн-трансляцию в соцсетях будут вести из Кафедрального собора Преображения Господня, который из-за распространения коронавируса закрыт для прихожан с 26 марта.

«Мы ведем разъяснительные беседы с прихожанами, чтобы они подключались к трансляции, некоторым помогаем освоиться, но месса — это все-таки не главное, ее можно заменить домашней молитвой», — рассказал ТАСС настоятель собора Денис Марчишин.

Из-за того, что прихожане не смогут присутствовать на службе, в этом году не будут проводить традиционный обряд освящения пасхального огня на улице перед храмом, с которого обычно начинается литургия.

Без участия прихожан будут служить пасхальную мессу в приходе Тайной Вечери в Ростове-на-Дону, а также в Базилике святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге, которая является одним из старейших католических храмов России. «Онлайн-трансляции ведутся каждый день из базилики и из нескольких приходов: раз в день служба передается в онлайн», — рассказал ТАСС представитель прихода. В этом году отличием пасхальной службы будет и то, что не будет звучат большой орган, добавил он.

Но не все храмы смогут транслировать богослужения в праздник. «У нас возможности транслировать нет, есть трансляция из кафедрального собора, и люди будут следить за ней. Люди могут выбрать, откуда трансляцию они будут смотреть — из Москвы, Петербурга, Ватикана», — сообщил ТАСС настоятель католического прихода Святого Розария Пресвятой Девы Марии во Владимире Сергей Зуев. Аналогичная ситуация — в приходе Святого Климента Римско-католической церкви в Севастополе.

«Обычно на Пасху прихожане собирались, накрывали столы, была праздничная трапеза и освящение пасхальной пищи. В этом году такого не будет, но архиепископ благословил, что дома каждый может у себя окропить святой водой пасхальные яства. Святая вода есть у наших прихожан: они приходили за ней недавно, на праздник Богоявления, и каждый христианин традиционно хранит ее у себя в течение года для разных целей», — рассказал ТАСС викарий севастопольского прихода отец Александр.

Армянская апостольская церковь: минимум прихожан

В 2020 году Пасху отмечают 12 апреля не только католики и протестанты. Армянская апостольская церковь, пользующаяся собственным календарем, летоисчисление в котором ведется с 552 года н. э. по григорианскому, также встречает праздник в этот день.

В ней продолжают проводить богослужения с минимальным количеством верующих. «Мы стараемся, чтобы не было скопления людей, но двери церкви будут открыты. Верующие смогут подойти, свою молитву совершить и спокойно уйти.

Уже дважды в этих условиях проводили онлайн-трансляции с наших богослужений, получили хорошие отзывы от наших прихожан», — рассказал ТАСС отец Тер-Тадеос, настоятель храма Сурб Амбарцум в селе Чалтырь Ростовской области, добавив, что вопрос о том, как будет проходить освящение даров на Пасху (12 апреля), пока еще окончательно не решен.

История Пасхи

Пасха — самый древний и важный праздник церковного литургического года, посвященный посвященный воскресению Иисуса Христа. Его название восходит к еврейскому «Песах» (праздник в иудаизме, посвященный библейской истории об освобождении евреев от египетского рабства).

Пасха начинается в первое воскресенье после первого полнолуния, наступающего за весенним равноденствием.

С XVI века, когда западное христианство перешло на григорианский календарь, использующие его церкви обычно встречают Пасху раньше православных, рассчитывающих ее дату по юлианскому календарю.

Однако раз в несколько лет православная Пасха и Пасха по григорианскому календарю могут совпасть. В 2020 году православные отмечают свой главный праздник спустя неделю после западных христиан — 19 апреля.

Пасхальные традиции католиков

В католицизме празднование Пасхи начинается в субботу предшествующей Пасхе Страстной недели. Вечером этого дня все католические церкви проводят богослужения — Навечерие Пасхи; в Москве его провел в кафедральном соборе Непорочного зачатия пресвятой Девы Марии ординарий Архиепархии Божией Матери с центром в Москве архиепископ Павел (Паоло) Пецци. Перед храмами разводят костры, от которых зажигают пасхал (большую свечу), символизирующий воскресение Христа.

Утро пасхального воскресенья начинается с благословения огня и воды. Святой водой окропляют пасхальные яства, а святой огонь разносят по домам и зажигают специальные пасхальные свечи, которые очищают дом. Следующая за праздником Пасхальная неделя или Светлая седмица считаются такими же праздничными, как воскресенье, и в католицизме эти восемь дней называют Октавой Пасхи, от латинского «octo» — восемь).

Как и у православных, у католиков главными блюдами являются освященные крашеные яйца и куличи, также много мясных блюд, особенно из зайца или кролика. В виде кроликов делают игрушки и сладости, открытки и сувениры, фигурками кроликов украшают дома.

Особенности в разных странах

Традиции празднования католической Пасхи в разных странах имеют много общего, но каждый народ имеет и свои обычаи. В Польше на Пасху выпекают особые пасхальные «бабки» из дрожжевого теста, которые символизируют весну и плодородие, и украшают фигурками пасхального барашка, которого вырезают из масла или сахара. Чехи пекут сладкие круглые булки с миндалем и изюмом — «мазанцы», а словаки подают на стол «паску», напоминающую традиционную православную пасху из творога.

В Италии распространена традиция выпекать особый пасхальный кекс в форме птицы — «пасхальную голубку». В Великобритании принято запекать барашка с овощами. В Германии разноцветными яйцами украшают мосты и фонтаны, что символизирует «пасхальные ручьи» — обновление и радость весны. Во многих двориках можно увидеть кусты и деревья, наряженные наподобие рождественской елки.

В США единой традиции празднования Пасхи нет, однако там также красят яйца и пекут пасхальный хлеб, а в понедельник после праздника на лужайке перед Белым домом устраивают катание пасхальных яиц.

В большинстве европейских стран Страстная и Пасхальная недели являются школьными каникулами. Многие страны отмечают Пасху и понедельник за ней как государственные праздники. В ряде стран, например в Австралии, Великобритании, Германии, Испании, Канаде, Латвии, Португалии, Хорватии и большинстве латиноамериканских государств, выходным также является Страстная пятница.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/8222309

Кафедральный собор Святой Марии

Над средневековыми крышами старого Толедо возвышается Кафедральный собор Святой Марии — воплощение силы и могущества католической веры. Посетите музеи собора, особенно интересны картинная галерея и комната мантий священников.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько должно быть куполов на храме

Кафедральный собор Святой Марии (Catedral Primada Santa María de Toledo)

Собор Святой Марии Толедской (Catedral Primada Santa María de Toledo) или его еще называют Толедский собор (Catedral de Toledo) – это один из главных католических храмов Испании, резиденция епископа Толедского. С какого времени ведет свою историю первый христианский храм Толедо? Точно не установлено. Об этом нет летописных упоминаний. Считается, что он был построен на месте явления Богородицы святому покровителю города – Идельфонсу.

История строительства собора

Первую церковь на этом месте построили римляне. В V—VI вв. ее перестроили вестготы и назвали в честь Святой Марии. Позже арабы снесли христианскую церковь и на ее фундаменте возвели Соборную мечеть.

В 1085 году строение вновь перешло в руки христиан, но вскоре его снова снесли. Только в 1226 году, по указу Фернандо III, было начато строительство Кафедрального собора.

Собор Святой Марии возводился более двух веков: с 1226 по 1493 гг. Разработал проект храма архитектор Мартинер, а руководил первыми этапами работ Петрус Петри. В XIV веке Родриго Альфонсо занимался обустройством внутреннего двора; в 1418 году Алвар Мартинес строил западный фасад. В 1460 году зодчий Педро де Алала приступил к завершающему этапу строительства.

Здание изначально планировали возводить в готическом французском стиле, но работы слишком затянулись. Уже в процессе строительства храм приобрел черты испанской готики с присутствием черт мудехара. Мавританское влияние ощущается в многолопастных и подковообразных арках. Своей близостью к зальному типу собор напоминает мечеть.

Толедский собор — это один из шести крупнейших христианских храмов Европы и одно из высочайших зданий Толедо. Грандиозный собор взметнулся на 44 метра. Высота Северной башни — 90 метров. На ней установлен колокол «Кампанья-Горда» (1753 г.) весом 17 т.

В 1986 году Кафедральный собор был признан объектом исторического наследия и занесен в реестр ЮНЕСКО.

Главный фасад

Главный фасад, фото viajeblogevasion

Главный фасад  Толедского собора обращен к площади Аютамьенто. На нем три готических портала: Ада, Прощения и Страшного Суда. Все порталы украшены скульптурным декором библейской тематики. Фасад был реконструирован в 1787 году зодчим Эухенио Дуранго.

Северный фасад

Портал Часов (Puerta del reloj), фото viajeblogevasion

Портал Часов — это северный вход в собор. На фронтоне над воротами изображены сцены жития Иисуса и Богоматери (работы Хуана Алемана). Над ними, в верхней части тимпана, можно увидеть сцену успения Богородицы. Фасад был создан в XIII веке, а часы на нем установлены с XVI века.

Южный фасад

Портал львов (Puerta de los leones)

Самый современный портал носит название Портала львов. Он был создан в XVI веке и находится на Южном фасаде. Фасад украшен богатой каменной резьбой. Львов можно увидеть на верхушках колонн у самого входа.

Клуатр

Клуатр, фото viajeblogevasion

Галереи клуатра (открытого двора) перекрыты готическими сводами. На стенах сохранились фрески, изображающие сцены из жизни святых Эладия, Евгения, Касильды (работа Байе), и две фрески кисти Маэльи  о мученичестве Леокадии и Святого Дациана.

Внутреннее убранство

Толедский собор славится своим богатым внутренним убранством. Площадь основного зала составляет больше 7000 м². В церкви пять нефов (включая поперечный трансепт). Своды храма поддерживают массивные колонны. Вдоль внутренних нефов тянутся огромные витражи. В здании семьсот витражных окон, через которые внутрь проникают разноцветные солнечные лучи. Для увеличения освещенности в XVIII веке мастером Нарсисо Томэ было создано огромное прозрачное барочное окно — Транспаренте.

Главный зал храма заканчивается просторной апсидой. Вдоль всех стен протянулись часовни с красивейшим и многообразным декором.

капелла

Алтарь Толедского собора

Стены Главной капеллы богато украшены резьбой. В левой части расположена усыпальница кардинала Педро Мендосы в стиле испанского Ренессанса. Здесь же в часовне похоронены кастильские короли — Санчо III, Санчо IV, Альфонсо VII Император. Ажурная решетка закрывает вход в капеллу.

Позднеготическое ретабло (алтарь) Главной капеллы, созданное в 1498-1504 гг., — жемчужина собора. Выполнено оно из позолоченного дерева. Состоит из 7 вертикальных частей. Центральная часть находится над дарохранительницей. Ретабло украшено скульптурами святых и сценами на евангельские сюжеты.

Под алтарем находится небольшая крипта с часовней.

Хоры

Хоры, фото santiago sanz romero

В центральной части главного нефа расположены хоры. Здесь заседал епископский Совет, состоящий примерно из 140 церковных служителей. Хоры поделены на 2 яруса и украшены скульптурами, орнаментами и рельефами. На хорах установлены два органа. Резные скамьи с изображениями библейских сцен и исторических сражений изготовлены в ренессансном стиле. Над убранством хор трудились мастера: Родриго де Алеман, Фелипе Бигарни и Алонсо Берругете. Хоры защищены решеткой в стиле платереско (1548 г.)

Капелла Святого Причастия

Еще ее называют капеллой Девы Марии Старинной, т.к. алтарь венчает статуя Девы Марии из дерева (ХII в.), стоящая на позолоченном троне.

Часовня Святого Ильдефонса

Самая примечательная из капелл собора — часовня Святого Ильдефонса. В ней погребен архиепископ и кардинал Хиль Альварес де Альборнос. Саркофаг его стоит на шести фигурах львов, он окружен двадцатью двумя статуями святых. На мраморном ретабло (XVIII в.) изображено явление Девы Марии Святому Ильдефонсу (работа знаменитого Вентуры Родригеса).

Другие часовни

Капелла Новых Королей (1531-1534 гг.) была построена как усыпальница королей. Капелла Сантьяго (1435-1440 гг.) — усыпальница рода де Луна со звездчатым сводом и позолоченным золотым алтарем. Капелла Транспаренте (1729—1732 гг.) уникальна способом освещения. В Мосарабской капелле совершаются богослужения по вестготскому и испанскому (мосарабскому) обряду.

ценность капеллы Сан-Блас — фрески.

Источник: https://ispaniagid.ru/catedral-de-santa-maria-de-toledo/

Берлинский кафедральный собор

Берлинский кафедральный собор (Berliner Dom) — это крупнейшая немецкая евангелисткая церковь в центре Берлина, на Музейном острове. Хотя кафедральным собор не является, официально его называют так.

Берлинский собор привлекает своей впечатляющей архитектурой многочисленных туристов со всего мира. Ежегодно это около 720 тысяч человек. Часто его называют Входными воротами в Музейный остров.

История Берлинского кафедрального собора тесно связана с династией Гогенцоллернов. Еще в XV веке, когда неподалеку начали строительство дворца, потребовалась и дворцовая капелла, в качестве которой поначалу использовали уже стоящую доминиканскую кирпичную церковь.

В 1536 году только что пришедший к власти герцог Иоахим II Гектор повелел построить новую церковь в готическом стиле. Сюда же Иоахим перенес прах своего отца и деда. С тех пор новая церковь стала местом захоронения всех Гогенцоллернов.

В 1539 году Иоахим II перешел в протестантскую веру. Так и католический собор стал евангелистским, а с XIX века — главным протестанстским собором Германии.

В 1750 году курфюрст Фридрих II строит новую церковь, в модном тогда стиле барокко уже на том месте, где собор и сегодня стоит. В XIX веке, в рамках возведения Музейного острова, над модернизацией и перестройкой Берлинского собора трудился архитектор Карл Фридрих Шинкель. Он убрал со здания украшения в стиле барокко и придал Берлинскому Дому облик в стиле более современного классицизма.

С образованием в конце XIX века немецкого Рейха, новой империи требовался более репрезентативный собор. По желанию кайзера Вильгельма II, это должна была быть крупнейшая церковь мира.

Высота Берлинского кафедрального собора до разрушений Второй мировой войны составляла 114 метров. Сегодняшняя высота собора — 98 метров.

Во время Второй мировой войны Берлинский собор был разрушен. В последующем власти ГДР взорвали часть церкви — Denkmalskirche, а центральный купол решили восстановить не полностью. Но даже в таком, значительно уменьшенном виде, Берлинский собор производит впечатление величественного строения.

Последнее зданее Берлинского кафедрального собора было построено с 1894 по 1905 годы в так называемом новом барокко — смешанном стиле, имеющем черты Высокого Ренессанса и барокко, автор проекта — архитектор, профессор Технического университета в Шарлоттенбурге, Юлиус Рашдорф.

Так как Берлинский собор должен был стать величайшим кафедральным собором протестантов всего мира, ориентиром для Рашдорфа стали главный кафедрал всех католиков — собор святого Петра в Риме и кафедральный собор святого Павла в Лондоне.

Окончательный вариант проекта был изучен и одобрен лично кайзером Вильгельмом II. Строительство собора стоило казне 11, 5 миллионов рейхсмарок.

Правда, восстановительные и реставрационные работы после объединения Германии стоили еще больше — 35 миллионов евро.

Собор имеет вид базилики, с четырмя часовнями и центральной Predigtkirche с большим возвышающимся куполом. Первоначально кубическое здание Берлинского собора имело 73 метрова в ширину и давало возможность разместиться 2100 человек. Диаметр большого купола собора составляет 33 метра.

С каждой из четырех сторон света располагается один из фасадов монументального здания. Главным входом в Берлинский собор является парадный вход со стороны парка Люстгартен. Мраморная лестница ведет на второй этаж. Здание украшают коринфские колонны и пилястры. Весь первый этаж занимает семейное захоронение династии Гогенцоллернов.

Внутреннее убранство Берлинского кафедрального собора поражает роскошью. В центре большого купола по периметру расположены круглые окна, которые подсвечивают великолепные мозаики Антона фон Вермера на темы Нового Завета. Им же были выполнены витражи, иллюстрирующие сцены Рождества, Распятия и Вознесения Христа.

Главный купол Берлинского кафедрального собора, catys

Отделка стен и колонн выполнена из разноцветного мрамора и гранита. Здание украшают статуи Апостолов, Реформаторов и герцогов рода Гогенцоллернов.

Берлинский собор являлся официальной церковью кайзеров. На втором этаже здания размещались комнаты для личных молитв. Сегодня восстановлена Лестница кайзера, которая вела в часовню.

Большой орган Берлинского кафедрального собора, catys

Большой орган был выполнен знаменитым мастером Вильгельмом Зауером. Напротив органа располагаются богато отделанные позолоченные саркофаги в стиле барокко Великого герцога Фридриха Вильгельма и его второй супруги Доротеи.

В Берлинском кафедральном соборе захоронены почти все представители правящей династии. В крипте сохранились 94 саркофагов с XVI по XX век. Это самое значительное захоронение Гогенцоллернов.

В Домском музее размещены модели 1:25 всех вариантов здания собора, рассказана история восстановления купола, размещены исторические картины.

На куполе собора размещается смотровая площадка. С высоты 50 метров можно полюбоваться красивейшими видами на исторический центр Берлина. ведут 270 ступеней, которые придется преодолеть пешком.

Вид на старый город и Берлинский кафедральный собор, Евгения Чех

Стоимость билета

Так как расходы на поддержание Берлинского кафедрального собора составляют ежегодно 15000 евро, и собор не получает дотаций от государства, стоимость посещения собора составляет 7 евро.

В стоимость входного билета включен осмотр собора, крипты, домского музея и смотровая площадка на куполе собора.

  • для одного взрослого стоимость составляет 7 евро,
  • для школьников и студентов при предъявлении студенческого билета международного образца — 5 евро,
  • до 3 детей до 18 лет в сопровождении одного взрослого — бесплатно,
  • семейная карта — 1 взрослый и 1-3 ребенка до 18 лет — 7 евро.

Режим работы

Берлинский кафедральный собор работает ежедневно с 9.00. до 19.00.

Вход туристам для осмотра:

  • с понедельника по пятницу с 9.00. до 19.00.,
  • в субботу с 9.00. до 17.00. и с 17.00. до 19.00., без Predigtkirche,
  • в воскресенье: с 9.00. до 12.00. без Predegtkirche, с 12.00. до 17.00. можно посетить весь собор, с 17. до 19. без Predigtkirche.

Последний пропуск посетителей — в 18.00. Есть аудио гид, в том числе на русском языке.

Берлинский кафедральный собор во время Фестиваля света, evgenia czech

Ежегодно в октябре, в рамках Фестиваля Света (Lichtfestival), Берлинский кафедральный собор ярко освещен разноцветной иллюминацией.

Как добраться до Берлинского кафедрального собора

Берлинский кафедральный собор расположен в самом центре города. До него легко добраться на любом виде транспорта.

На общественном транспорте

Все виды городского транспорта доходят до Берлинского кафедрального собора.

  • На метро: Линии U2, U5, U8 до станции Alexanderplatz.
  • Автобус: 100, 200 до остановки Am Lustgarten.
  • Городская электричка S-Bahn (Эс-Банн): Линии S3, S5, S7, S9 до станции Hackescher Markt.
  • Трамвай: M4 M5 M6 до остановки Spandauer Strasse.

Обратите внимание: если вы выбрали городскую электричку, S-Bahn (Эс-банн), от остановки Hackescher Markt придется пешком идти через весь Музейный остров. Ближе всего к собору — остановка автобуса Am Lustgarten.

На автомобиле

На самом Музейном острове парковок нет. Ближе всего парковочный гараж отеля Редиссон Блю, от него надо перейти мост через реку, пешком около 5 минут.

На такси

До Берлинского кафедрального собора удобно доехать на такси Uber или Berlin Taxi.

о Берлинском кафедральном соборе

Нашли неточность? Сообщите нам.

Отзывов пока нет.

Veljanova?

январь 2020

Не пожалейте свои 7-8 евро и зайдите внутрь, поднимитесь на купол. Проникнитесь историей и сердцем Берлина.

Dimi

май 2019

Один из самых красивых соборов в городе

Ryan

апрель 2019

Величественный. Незыблемый.

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/berlin/temples/1063

5 самых красивых соборов и церквей Финляндии

Соборы Финляндии поражают не богатым убранством, а суровой северной красотой. Здесь под высокими, чисто выбеленными сводами раздаются мощные звуки органов, неяркое солнце освещает разноцветные витражи, а древние гранитные стены помнят сотни интересных историй.

Кафедральный собор Эспоо

Этот собор, больше похожий на нарядный дом богатого купца, строили почти четверть века — с 1458 по1480 год. Кто его спроектировал неизвестно, но поработал он на совесть.

В средние века церковь успешно укрывала за своими гранитными стенами городское население от неприятельских набегов, а сегодня она считается самым старым (и одним из самых красивых) зданий города. Внутри можно увидеть фрески работы начала 16 века.

Причем изображают они не только библейские сюжеты, но и повседневную жизнь горожан. Лучше всего посетить кафедральный собор Эспоо летним вечером – в это время здесь почти всегда играет орган, а хор поет церковные арии.

Адрес: Эспоо, Kirkkopuisto, 5

Кафедральный собор Порвоо

Кафедральный собор Порвоо

Вы увидите этот собор, как только подойдете к мосту, ведущему в Порвоо – его двухскатная крыша высоко поднимается над россыпью маленьких разноцветных домиков и деревянных лодочных амбаров. Сегодня тщательно отреставрированный бело-коричневый фасад Porvoo Cathedral напоминает нарядный рождественский пряник, но судьба у здания была нелегкая.

Его построили в начале 15 века, а уже в 1508 году почти до основания разрушили датские пираты. В 1571 и 1590 годах собор сжигали русские войска, а в 2006 году его спалили вандалы. Сейчас здание полностью восстановлено. Здесь проводятся крестины, венчания, богослужения и органные концерты.

Внутри нужно обязательно осмотреть статую Девы Марии 15 века, памятник Александру I (именно здесь русский император подписал в 1809 указ о присоединении Финляндии к России) и макеты деревянных кораблей, подвешенные высоко под потолком.

Адрес: Porvoo. Kirkkotori, 1

Кафедральный собор Турку

Кафедральный собор Турку

Это главная церковь страны, которую сами финны называют «матерью лютеранской веры».

Кафедральный собор Турку строили почти 600 лет, его колокольня возвышается на городом на 101 метр, каждой зимой рядом с ними устанавливают самую большую рождественскую елку Финляндии, а звон церковных колоколов собора вот уже много лет является позывными национального финского радио YLE-1.

К созданию внутреннего убранства церкви приложил руку знаменитый финский архитектор Карл Энгель, а разноцветные витражи на окнах создал малоизвестный, но талантливый русский живописец Василий Сверчков.

Выйдя из собора, не забудьте взглянуть на стоящий перед ним памятник. Он посвящен Микаэлю Агриколе – человеку, который первым перевел Библию на финский язык.

Адрес: Turku, Tuomiokirkonkatu 1

Кафедральный собор Миккели

Кафедральный собор Миккели

Кафедральный собор Миккели похож на затерянный в лесу сказочный замок. На высокой колокольне отсчитывают время круглые часы, вход обрамляют остроконечные башенки, а вокруг расстилается парк с живописным озером. Собор был построен знаменитым финским архитектором Йозефом Стенбеком в 1897 году в романтическом стиле «неоготика».

Внутри обязательно нужно присесть на удобную деревянную скамейку ( кстати, для строительство здания использовались только дерево и кирпич) и взглянуть на освещенные солнцем витражи. На них изображены сцены из истории Карелии и Выборга, утраченных Финляндией в ходе русско-финской войны.

Выйдя из собора, пройдитесь по мосту, перекинутому через парковый пруд – жители Миккели верят, что у того, кто сделает это, исполнится любое (правда, небольшое) желание.

Адрес: Ristimäenkatu 2, Mikkeli

Кафедральный собор Тампере

Кафедральный собор Тампере

В начале 20 века в Тампере объявили конкурс на лучший проект главного собора города. В нем приняли участие 23 человека, а победителем стал молодой архитектор Ларс Сонк, чей проект назывался «Вечность». Он предлагал возвести здание в стиле национального романтизма из серого финского гранита.

В 1907 году собор был построен, став триумфом архитектурной и инженерной мысли того времени. Почему? Вы поймете это, зайдя внутрь. Все скамьи расположены так, что с каждой можно прекрасно видеть и слышать священника, а массивные колонны не заслоняют вида на алтарь, как это часто бывало в старых церквях.

Не забудь обратить внимание на мрачные, но красивые фрески, посвященные теме Апокалипсиса.

Адрес: Tampere, Tuomiokirkonkatu 3A.

материал по теме

Церковь в скале в Хельсинки

Церковь Темппелиаукио в скале в Хельсинки — это самая экстравагантная достопримечательность финской столицы и, пожалуй, одна из самых оригинальных церквей в Северной Европе.

Источник: https://e-finland.ru/travel/general/5-samyh-krasivyh-soborov-i-tscerkveyi-finlyandii.html

От Земли до Святая Святых: как устроен храм

Православные храмы, церкви, соборы при всем своем многообразии похожи по устройству. Если смотреть сверху, то они обычно либо имеют форму креста, либо напоминают ковчег. Число куполов символично. В православной традиции один купол означает единого Бога, два — божественную и человеческую природу Христа, три — Троицу, четыре — евангелистов, пять — евангелистов и Христа, семь — церковные таинства, двенадцать — апостолов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году построен Успенский собор

Земля и Небо

Когда вы подниметесь по крыльцу Благовещенского кафедрального собора, то первое, куда попадете, войдя в дверь, — это паперть. За ней — притвор, где чаще всего находятся церковные лавки. Эта часть храма символизирует Землю.

После притвора — основная часть храма, где обычно и находятся прихожане, проводятся службы и проповеди. Она символизирует небо. В Благовещенском кафедральном соборе в основной части имеется кафедра — возвышение для правящего архиерея. Именно поэтому собор и называется кафедральным — самым главным на территории Благовещенской епархии. В основной части храма находится и то, ради чего многие сюда приходят — подсвечники.

Чтобы не перепутать, надо запомнить: на круглых ставятся свечи за здравие, а на квадратных (канунниках) — за упокой. Также в основной части располагаются иконы, частицы мощей, которым могут молиться прихожане. В правой части Благовещенского кафедрального собора находится главная православная святыня Приамурья — Албазинская икона, а в левой — икона святителя Иннокентия.

В основной части храма вверху, над головами прихожан, паникадило — центральная люстра, где могут быть как свечи, так и электрические лампы.

Иконостас

Основная часть храма «упирается» в стену, которая называется иконостасом. Перед ним имеется возвышение (солея) с круглым выступом (амвоном), с которого читаются проповеди.

В иконостасе есть специальные главные двери, расположенные по центру — Царские врата. Через них могут входить только священнослужители — диаконы, священники и архиерей.  В левой и правой частях иконостасов есть еще две двери в алтарь (диаконские), которыми ходят пономари (помогают в алтаре священникам во время богослужения), чтецы, иподьяконы (помогают на архиерейском богослужении). Также через них при крещении заносят и выносят мальчиков-младенцев.

На иконостасе справа от Царских врат располагается икона Спасителя — Иисуса Христа, слева — икона Божьей Матери. Справа от Спасителя можно увидеть икону, «рассказывающую» о том, в честь кого или какого события освящен храм. Например, в Благовещенском кафедральном соборе — это икона Благовещения Божьей Матери.

Иконостас имеет несколько ярусов, каждый из них — со своей тематикой. Кстати, в Благовещенском кафедральном соборе иконостас не случайно голубого цвета: в православии он символизирует Богородицу.

Святая святых

За иконостасом самая главная часть храма. Это алтарь, символизирующий то, что выше неба — Святая святых, куда ведут Царские врата. Сюда простым прихожанам заходить уже нельзя.

В алтаре находится Престол —  он выглядит как стол, на нем совершается самое главное богослужение — евхаристия Тело и Кровь Иисуса Христа.

На Престоле лежат Евангелие, кресты, антиминс (плат с мощами) и дарохранительница (в ней хранятся запасные дары). К Престолу могут прикасаться только священнослужители и священники — начиная с дьяконства.  За ним располагается Горнее место — возвышение.

Слева от Престола находится другой стол — жертвенник, где заготавливаются дары перед божественной литургией.

В некоторых больших соборах освящается не один главный Престол — есть еще Пределы, которые имеют свои отдельно освященные Престолы и жертвенники. Когда-то в кафедральном соборе было два Предела, посвященных святителю Иннокентию и Иоанну Златоусту, у каждого из них — свой купол. Плюс купол на колокольной башне. В итоге исторически сложилось так, что у Благовещенского кафедрального собора в общей сложности восемь куполов, из которых основных — пять.

Культурное место

Есть в храме и другие помещения, куда простому прихожанину попасть довольно трудно (потому что вход нередко на замке), да и не нужно. Например, «служебные». Может быть место для хора. Кроме того, по лестнице можно подняться к колоколам.

— В первую очередь, в храм не рекомендуется заходить в пьяном виде, — рассказывает священник Евгений Семерня о правилах поведения в церкви. — Должно быть благоговейное отношение к святыне, понимание, что люди сюда приходят помолиться Богу, поделиться своими трудностями и проблемами. Громкие разговоры, смех — не приветствуются. Если есть желание произвести съемку богослужения — можно получить на это благословение настоятеля храма.

Кафедральный собор — это не только место, где проходят богослужения и молятся люди, но и культурный объект, куда приходят немало туристов, в том числе — жители Поднебесной. Для них работает экскурсовод, который знает китайский язык — эта девушка является прихожанкой.

Источник: http://www.teleport2001.ru/news/2017-05-17/93245-ot-zemli-do-svyataya-svyatyh-kak-ustroen-hram.html

Великий понедельник 2020: традиции, обряды, приметы

Великий понедельник – первый день последней недели Великого поста, в 2020-м году выпадает на 13 апреля

Заключительная неделя Великого поста называется Страстной седмицей — она посвящена последним дням земной жизни и крестной смерти Спасителя, поэтому все эти дни называются Великими или Страстными.

Православная церковь в Великий понедельник вспоминает евангельское повествование о том, как Иисус проклял дерево смоковницы (инжира), укрытое зеленой листвой, но бесплодное, которое засохло тут же на глазах у Его спутников.

Sputnik / Levan Avlabreli

Это событие стало символом духовной смерти человека, который живет без веры, молитвы и добрых дел. Спаситель на примере смоковницы показал, что в его власти являть и свое правосудие.

Вспоминают в Великий понедельник и целомудренного Иосифа, проданного за 20 сребреников в рабство родными братьями в Египет. И как Иосиф, освобожденный из темницы, господствует над Египтом, согласно Божественному промыслу, так и Христос, восстав из гроба, приемлет власть над миром.

Эти темы являются главным содержанием церковной службы Великого понедельника и отражены в песнопениях в дни Страстной недели.

В Великий понедельник и в последующие два дня вспоминают также последние беседы Спасителя со своими учениками и теми, кто приходил Его послушать.

Мироварение

Чин мироварения начинается в Великий понедельник — миро делают из смеси благовонных смол, растительных масел и душистых трав и варят три дня под непрестанное чтение молитв.

Миро освящает Святейший Патриарх за Божественной литургией в Великий четверг. Освящение проходит при открытых Царских вратах после Евхаристического канона.

Миро используется во время Таинства Миропомазания — оно совершается при крещении и представляет собой печать Дара Духа Святого, а также при освящении новых престолов в храме. Освящение Святым миро проводят один раз в 15-20 лет.

Право на мироварение имеет только автокефальная церковь. Грузинская православная церковь этим правом пользуется издревле.

Традиции, обряды, приметы

Церковь рекомендует отложить все дела, решение насущных проблем и погрузиться в мир воспоминаний двухтысячной давности. Для этого подойдет чтение Евангелия. Лучше всего делать это дома, без суеты, в семейном кругу. Неотъемлемая часть такого процесса – размышления о страданиях Сына человеческого.

Великий понедельник в старину называли чистым — по народным традициям в этот день белили печи и дома, чистили скотину, одним словом, готовились к Пасхе.

Этой традиции многие следуют и сегодня, устраивая генеральную уборку в доме, в которую включен и мелкий ремонт.

В Великий понедельник, по приметам, все помыслы должны быть чисты — нельзя ругаться, сквернословить и завидовать, чтобы не привлечь несчастья на свой дом.

По церковному уставу, из еды разрешены хлеб, овощи и фрукты, но многие православные проводят Великий понедельник в строгом посту — без еды и воды.

Знахарки, по традиции, в этот день собирают золу — она помогала им лечить алкоголизм, сглаз, а также проводить многие магические воздействия.

Девушки в старину в этот день, по традиции, гадали, выглядывая в окно. Хорошей приметой считалось увидеть образ мужчины, после длительного всматривания вдаль — ждали благополучия на протяжении трех следующих месяцев.

Fotolia / Seqoya

Старушка, появившаяся в окне, сулила три месяца неудач, молодая женщина предвещала трехмесячную жизнь без проблем и болезней, а несколько людей или семья – считалось знаком примирения и прощения старых обид.

Плохая примета увидеть собаку – люди готовились к тоске и грусти, а кошка сулила богатство и прибыль. Птица, подлетевшая к окну, предвещала приятные новости и знакомства. На смерть близких родственников, по приметам, указывал хромой или косой человек.

Чистое и солнечное небо с утра указывало, что все браки в году будут счастливыми.

По традиции, на заре умывались с серебряной или золотой посуды, чтобы сохранить молодость и достаток в доме.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20200412/248225188/Velikiy-ponedelnik-2020-traditsii-obryady-primety.html

Кафедральный собор и Триумфальная арка

#храм христианский #собор #монастырь #церковь #колокольня #кирха #святыня

Главный храм столицы Молдавии возвышается прямо в центре Кишинева. Окружающий его сквер, находящийся напротив другого зеленого массива, парка Стефана Великого, служит популярным местом для прогулок горожан. На северо-востоке сквера расположен круглосуточный цветочный рынок, добавляющий ему настоящей южной яркости.

Собор Рождества Христова

Построен храм был в 1830-1836 году по инициативе бессарабского митрополита. Проект собора в стиле русского классицизма был разработан архитектором Авраамом Мельниковым Центрическое здание дополнено четырьмя портиками по шесть колонн и увенчано крупным куполом. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от бомбардировок, но еще больший урон нанесли ему последующие годы.

Ищете отели в Кишинёве?У нас есть выгодные предложения

В 1962-м по распоряжению администрации города была взорвана колокольня собора, а сам он превращен в выставочный павильон Министерства культуры МССР. После распада СССР собор был полностью отреставрирован, а белая колокольня построена заново.

Триумфальная арка

Арка Победы, или, как ее еще называют Триумфальная арка, была построена в 1840-м году в честь победы России в русско-турецкой войне. По замыслу создателей арка должна была стать центром архитектурного ансамбля молдавской столицы.

С обращенной к площади стороны арка украшена часами. Внутри них — своеобразная «душа» конструкции, колокол весом 6,4 тонны, отлитый из трофейных турецких пушек.

В советское время на арке были развешаны таблички с именами солдат, воевавших за освобождение Молдавии от румын, но с приходом новой власти все они были сняты.

Триумфальная арка выстроена прямо перед зданием кафедрального собора и колокольни и служит воротами к ним.

Подступы к окружающему собор скверу охраняют сразу несколько правительственных зданий Республики Молдова, в том числе Президентский дворец и здание Парламента.

Популярные направления перелетов в Кишинёв:

Тирасполь — 63 кмЯссы — 96 кмОдесса — 156 км

Источник: https://www.ozon.travel/guides/Kafiedralnyi-Sobor-I-Triumfalnaia-Arka--aT6ocv1/

Введенский кафедральный собор в Чебоксарах

#ЧЕБОКСАРЫСЕРДЦЕВОЛГИ

Чебоксарский Введенский собор — объект культурного наследия России. Пожалуй, самое уникальное и старое здание города.

История собора начинается с 26 мая 1555 года. Именно эта дата стоит в наказной грамоте царя Ивана Грозного первому архиепископу Казанскому и Свияжскому Гурию. Говориться в ней следующее: «а в прочих градех во всех по молебнех ходити около града со кресты, и божественная литоргия служити везде в соборной церкве, даже и до нового места Чебоксар, идеже благоволит Бог граду быти на Чебоксарю. И туто устроити стан дневной, и с воеводами по совету, где быти святой соборной церкве Введению Пречистой, и на том же месте поставити полотняная церковь»

Архиепископ Казанский и Свияжский Гурий

Сказано — сделано. Согласно историческим данным, в двадцатых числах июля 1555 года архиепископ Гурий со своими спутниками прибыл на то место, где предполагалось основать город Чебоксары. Первым его распоряжением было указание места на вершине косогора для соборной церкви Введения Богоматери. По одному из преданий здесь стояло большое языческое капище — керемет.

На этом месте поставили походную полотняную церковь, здесь Гурий отслужил первую в своей епархии и на чувашской земле Божественную литургию, после чего он благословил жителей города привезенной с собой Владимирской иконой Божией Матери.

Икона с этим образом и в настоящее время хранится во Введенском кафедральном соборе, являясь наиболее древней и самой чтимой.

Православные чуваши называют ее Торамуш (от чувашского «Турă амăшě» — Матерь Божья), а молятся ей об избавлении от скорбей и напастей.

Владимирская икона Божией Матери

В общей сложности на строительство каменного Введенского собора ушло больше 100 лет. Вместо полотняной церкви была выстроена деревянная соборная церковь, затем к 1657 году отстроен каменный храм с теплыми приделами и шатровой колокольней.

Современные архитекторы установили — строительство шло по очень строгим канонам. Создатели строго придерживались сторон света.

На востоке был установлен алтарь, на северной стене — богородица, на западной — картины страшного суда, на юге — Иисус Христос.

Придел в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы

За свою многовековую историю собор не раз страдал от от стихийных бедствий. В 1755 году в Чебоксарах во время пожара сгорело более 1000 домов. Тогда собор сохранился только благодаря каменным стенам. В 1773 году, также во время пожара, пострадала кровля.Свою первую реставрацию собор пережил в 19 веке. Деньги православные чуваши собирали всем миром — в 20-хх годах 19 века капитально отремонтировали колокольню, переложили полы, повесили новые колокола. В 30-хх годах заменили старинные фрески, в 1845 -м перезолотили иконостас.

Колокольня Введенского собора

Кстати, Введенский собор, пожалуй, единственный, который действовал в Чувашии практически во все время своего существования. Единственное исключение — период с с 1939 по 1943 год. В это время здесь размещалась художественная галерея, благодаря чему основные храмовые сооружения хорошо сохранились. Затем начались богослужения, но до 1985 года в пределах Алексия и Харлампия священномученика находился краеведческий музей.

Придел в честь святого священномученика Харалампия

Доподлинно известно, что 6 апреля 1945 г. настоятель Введенского собора направил телеграмму самому Сталину о внесении в фонд обороны 136200 рублей, которые собрал Церковный совет, духовенство и верующие города Чебоксары. На эти деньги впоследствии была построена танковая колонна имени Дмитрия Донского, за что Сталин телеграммой поблагодарил председателя Церковного совета Введенского собора.

И сегодня Введенский собор прекрасно сохранил древние фрески, украшающие стены, своды, колонны, конные проемы. Специалисты не сомневаются, художников, работавших над храмовой живописью было несколько. Скорее всего, они были из числа местных жителей — достаточно заметно влияние национальных чувашских традиций. По признанию реставраторов, богатство сюжетов и качество исполнения делают роспись собора по истине уникальной среди фресковой живописи XVII века во всем Среднем Поволжье.

Фреска на внутренней стене Введенского собора

Мастера, проводившие здесь восстановительные работы в начале 2000-х годов, рассказывают, что под сводами главного купола есть шахты, однако ходы к ним были замурованы задолго до наших дней. Зачем их создавали, куда они ведут и кто их заложил — выяснить уже вряд ли удастся. Удивление специалистов вызвали и соборные фрески, точнее техника их исполнения. Живопись исполнена так, что повторяет фактуру и кладки кирпичей Это уникальная авторская работа, где мельчайшие детали порой изображены в швах между главным строительным материалом того времени.

Фрески на стенах Введенского собора

Эта особенность относиться к изображениям, над которыми работали в 18 веке. Художники были не только большими мастерами, но и знатными шутниками. На одной из фресок апостолы изображены бородатыми, а люди, их побивающие, бритыми — на европейский манер. Как отметили современные реставраторы, одна из дерущихся фигур имеет поразительное сходство с портретом царя.

Новая история Введенского собора началась в 2004 году. Осевший фундамент и трещины, прорезавшие главное здание, поставили вопрос ребром — быть или не быть старейшему храму Чувашии дальше. Справедливости ради отметим, особенно долго не выбирали.

Было получено федеральное финансирование, которое направили в первую очередь на укрепление фундамента и стен, затем на поэтапную реставрацию комплекса в целом.

Фактически весь комплекс необходимых работ не завершен до сих пор, однако с уверенностью можно говорить о том, что главный храм и один из символов города Чебоксары продолжает творить историю.

Введенский собор до реконструкции. 1995г.

Отчеканен на российских монетах

В 2013 году Центробанк РФ выпустил в обращение три памятные монеты из драгоценных металлов, посвященные памятникам архитектуры России. Одна из них – серебряная, номиналом 3 рубля – именуется «Введенский собор, г. Чебоксары, Чувашская Республика».

Как сообщает Банк России, у этой монеты масса драгоценного металла в чистоте составляет31,1 г, проба сплава — 925, ее диаметр — 39,0 милиметров. С лицевой и оборотной сторон монеты по окружности имеется выступающий кант.

На Санкт-Петербургском монетном дворе ее отчеканили тиражом в 7,5 тыс. экземпляров.

Контакты Введенского собора

Источник: https://visitvolga.ru/things-to-do/sights/vvedensky-cathedral/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Как будет по церковному имя Оксана

Закрыть