Кем был построен Успенский собор во Владимире

§14. Храм Покрова на Нерли — вершина древнерусского зодчества

Кем был построен Успенский собор во Владимире

Ритм архитектурных линий Покровской церкви можно уподобить ритму песнопений. Это как бы материализовавшаяся в камне лирическая песнь. Недаром древние воспринимали художественный образ архитектурного сооружения как «гласы чудные от вещей», подобные гласу труб, славящих Бога и Его святых.В. Плугин.«Храм Покрова на Нерли»

Вторая половина XII века была периодом расцвета храмостроительного искусства во Владимиро-Суздальской Руси. Усерднейшим храмоздателем был святой князь Андрей Боголюбский: около тридцати прекрасных храмов было создано его усердием и вкладами. Лучшие из них — Успенский собор во Владимире и храм Покрова на Нерли.

Церковная красота владимиро-суздальских храмов способствовала обращению многих язычников в православную веру. Как повествует летописец, многие некрещеные люди, «видевше славу Божию и украшение церковное, крестились». Повторялось то, что некогда произошло с послами князя Владимира в Софии Константинопольской.

Красота храма и церковного богослужения свидетельствовала о духовной красоте православия.

Церковь Покрова на Нерли. Картина С. Герасимова

Одним из любимых церковных праздников на Руси с древних времен стал праздник Покрова Пресвятой Богородицы (празднуется 1 октября по ст. ст. — 14 октября по н. ст.). Большинство праздников было заимствовано Русью у Византии. Праздник же Покрова Пресвятой Богородицы родился именно в России, хотя историческим основанием для этого праздника послужило событие, произошедшее в X веке не на Руси, а в Византии.

Возлюбила Русская земля день Покрова Божьей Матери, явленного в далеком Царьграде. Но не там, а в далекой стране полунощной стали радостно петь и ублажать осенение мира Богоматерью. Приклонился душою народ наш к этому дивному явлению, воздвигались храмы по всей земле нашей во имя Покрова Богоматери, и преклонил он «колена сердца своего» вместе с молящейся коленопреклонно Богородицей. И ныне в великой скорби своей народ наш осеняет себя Покровом Ее. И ныне — в бедах и скорбях разве не слышит Она стонов и воздыханий, разве не внемлет плачу и рыданию?Верим и знаем, что и днесь предстоит Милосердная с молитвой и плачем о русской недоле. Слышит ли наше сердце плач Ее? Знает ли Ее молитву и утешение? Знает ли Покров Ее над нашей землей? Да, слышит и знает, когда молитвенно склоняется перед Пречистой.Из проповеди протоиерея Сергия Булгакова

Церковное предание гласит, что однажды, во время осады Константинополя, его жители всю ночь слезно молились в храме, посвященном Деве Марии, и просили заступления и помощи Богоматери.

И во время этой всенародной молитвы блаженный Андрей, великий православный подвижник, увидел в храме Божию Матерь, простирающую над народом Свой Покров-Мафорий[1]. В ту же ночь осаждавшие бежали от города.

Праздник Покрова всегда выражал и до сего времени выражает веру православных людей России в то, что Богоматерь имеет об Отечестве нашем особое попечение и покрывает его Своей великой милостью.

Рельефные изображения на фронтоне храма Покрова на Нерли

По-видимому, первым храмом, освященным в честь этого великого русского церковного праздника, был созданный в 1166 году святым князем Андреем Боголюбским храм Покрова на Нерли, прославившийся на весь мир. Храм был поставлен зодчими так, чтобы князь мог видеть его из окон своего дворца в Боголюбове.

Церковь Покрова на Нерли

Принято считать, что церковь Покрова на Нерли была воздвигнута как памятник победоносного похода суздальских войск на Волжскую Болгарию — похода, в благополучном исходе которого современники Андрея Боголюбского видели явное свидетельство покровительства Божией Матери владимирскому князю и владимирской земле.

За болгарскую победу заплатил жизнью старший сын князя Изяслав, умерший от ран в 1165 году.

Житие Андрея Боголюбского так рассказывает об этом событии: «Сей же великий князь Андрей, аще печалию о скончавшемся сыне объят быв и скорбяше, обаче в богоугодные дела поощряшеся На реке на Клязьме, в лугу, нача здати церковь во имя Пресвятыя Богородицы Честнаго Ея Покрова, на устьи реки Нерли и помощию Пресвятыя Богоматере оную церковь единым летом соверши».

Храм этот стоит на холме у озера: он словно вырастает из земли, живописно отражаясь в его водах. Рельефные изображения на наружных стенах храма придают ему поистине сказочную красоту (среди них — изображение царя Давида-псалмопевца, играющего на псалтири). По мнению искусствоведа И.Э. Грабаря, «церковь Покрова на Нерли является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства».

В двадцатом веке десятки лет храм Покрова на Нерли использовался как музей. Сейчас в нем вновь совершается церковная служба — то, ради чего и созидался этот чудный храм. Со всего мира к нему едут люди, чтобы насладиться его удивительной красотой.

ВОПРОСЫ

  1. Что вы знаете о происхождении праздника Покрова Пресвятой Богородицы?

  2. Кем и когда был построен храм Покрова на Нерли?

  3. Почему в XII в. храмостроительство во Владимиро-Суздальской Руси переживало период расцвета?

  4. В чем отличие архитектуры древнерусских храмов XII–XIII вв. от храмов предшествующей и последующей эпох?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Храм Покрова на Нерли: Альбом / Авт. текста В. Плугин.– Л.: «Аврора», [1970].

Сноски

Источник: http://pkr.orthgymn.ru/textbook/p14.html

Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси — Православный журнал

Кем был построен Успенский собор во Владимире

Святой равноапостольный Владимир — язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь; князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру; прототип былинного персонажа — Владимира Красное Солнышко; святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов. Мы расскажем о жизни великого князя и о Крещении Руси.

Святой равноапостольный князь Владимир

Князь Владимир I Святославич— внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.

Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.

Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.

Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные. Например, великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, которая стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру.

Когда празднуется память святого равноапостольного Владимира

Память святого равноапостольного князя Владимира празднуется в день его смерти — 28 июля по новому стилю (15 июля по старому стилю, или по Юлианскому календарю).

Годы правления князя Владимира Святославича

Князь Владимир Святославич правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он  княжил в Новогороде, потом, с 978 и до 1015-го (год смерти), в Киеве, столице Киевской Руси.

Князь Владимир — язычник

Будущий креститель Руси родился в браке великого князя Святослава Игоревича с Малушей, которая была родом из древлян. Древляне — то самое племя, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря. По преданию, Малуша была ключницей княгини Ольги.

В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата — Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

До принятия святого крещения князь Владимир был язычником. Его бабушка, княгиня Ольга, не передала свою новую веру — христианство — сыну и внуку. Поэтому великому князю Владимиру Святославичу предстояло пройти по ее стопам — обрести Христа после долгих лет греховной жизни и духовных исканий.

В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный святой воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Крещение князя Владимира Святославича

Многие историки считают, что великий князь Владимирвыбрал православное христианство среди нескольких других религий. Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков.

Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кем построен Исаакиевский собор

Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.

Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».

Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».

Крещение Руси

Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.

Источник: https://foma.ru/svyatoj-ravnoapostolnyij-knyaz-vladimir-i-kreshhenie-rusi.html

Успенский собор Владимира

Кем был построен Успенский собор во Владимире

Успенский собор Владимира включен в список восьми архитектурно-исторических памятников древнерусского белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси, причисленных в 1992 году к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО.

До начала возвышения Москвы в его стенах проводились обряды венчания на великое княжение. Храм изначально был обеспечен огромными земельными наделами и десятиной со всех княжеских доходов.

Он сыграл ключевую роль в становлении Владимира как политического и независимого православного центра.

  • Основание Свято-Успенского собора — 1158 год.
  • Престольный праздник — Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).
  • Статус — объект культурного наследия государственного значения.
  • Состояние — действующий храм с музейной экспозицией.

Успенский собор Владимира, Андрей и Валерия

Архитектурный образ культового сооружения явился образцом для целого ряда храмов, возведенных в разные исторические периоды. Здесь сохранились фрагменты уникальных фресок XII века, а также росписи именитых иконописцев Андрея Рублева и Даниила Чёрного.

Описание Успенского собора во Владимире

Белокаменное строение возведено в 1158–60 гг. по указанию князя Андрея Боголюбского, ставшего правителем всей Суздальской земли в 1157 году, после смерти своего отца Юрия Долгорукого. Изначально собор был трехапсидным и шестистолпным, имел три притвора, три алтаря и пять глав. По высоте (32,3 метра) он превосходил ранее построенные в Киеве и Новгороде Софиевские соборы, а по пышности внутреннего убранства — ему не было равных. Росписи появились 1161 году.

Вид на Свято-Успенский собор, Владимир

Золоченые скульптуры и двери, витражные стекла и виртуозная резьба по камню, фресковые ковры, пол из медных и керамических плит дополнялись богатейшей церковной утварью и облачениями, украшенными золотом, серебром и драгоценными камнями. Фасады декорировались лепным орнаментом и фигурными пилястрами с капителями коринфского ордера, в закомарах имелись рельефные композиции. От первоначального облика собора мало что сохранилось после масштабных пожаров, случившихся во Владимире в 1183 и 1185 гг.

Восстановление поврежденного огнем Успенского собора полностью видоизменило культовое сооружение. Перестройкой занимался князь Всеволод Большое Гнездо, привлекший к работам местных зодчих.

Новый храм вокруг старого здания возводился в период с 1186 по 1189 гг. Собор значительно расширили за счет пристройки боковых галерей. Вместо трехнефного он стал пятинефным. Оставшиеся фрагменты фресок уничтожать не стали, некоторые из них сохранились до наших дней. Внутреннее пространство объединили посредством дополнительно пробитых арочных проемов.

Свято-Успенский собор, Igor Butyrskii

Для сравнения — размеры в плане первого и заново возведенного Успенского собора (без учета апсид):

  • ширина — 17,5 и 30,8 метров;
  • длина — 22,5 и 30 метров.

Хронология дальнейших основных событий выглядит следующим образом:

  • 1238, 1410, 1536 гг. — пожары и разграбления;
  • 1299 г. — перенесение резиденции митрополита;
  • 1408 г. — роспись стен и сводов Рублевым и Чёрным;
  • начало XVII века — запустение;
  • 1774 г. — новый иконостас;
  • 1810 г. — возведение колокольни (высота более 70 метров);
  • 1862 г. — строительство Георгиевского придела;
  • 1927–44 гг. — запрет на богослужения.

Колокольня, Igor Butyrskii

В течение всей своей истории Кафедральный собор Владимира реставрировался несколько раз. Он пережил величие, разруху и возрождение. Ныне комплекс находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Архитектура

Культовое сооружение выполнено в стиле русской романики, имеющей характерные отличия — белокаменные стены из гладкотесаного камня, перспективные порталы, орнаментальный декор. Направление создавалось в домонгольский период под влиянием приглашенных для работы западноевропейских архитекторов.

Первый Успенский собор Владимира строился ломбардскими мастерами, отправленными в распоряжение Андрея Боголюбского императором Священной Римской империи и, одновременно, королем Германии Фридрихом I, получившим за свою ярко-рыжую бороду прозвище Барбаросса.

Сегодня первозданный образ храма увидеть невозможно. То, что осталось после пожара 1185 года, было обнесено стенами более поздней постройки.

Внешне Свято-Успенский собор Владимира смотрится массивно и добротно. По вертикали его фасады дробятся пилястрами, завершающимися плавными закомарами. По горизонтали плоскость визуально делится на два уровня декоративным колончатым поясом. Удлиненные проемы создают эффект устремленности ввысь.

Архитектура собора, Владимир

В ходе нескольких реставраций XVIII—XIX вв. соборный комплекс пополнился:

  • четырехъярусной колокольней с золоченым шпилем;
  • четырехскатной кровлей;
  • приделом во имя Георгия Победоносца;
  • шлемовидными главками (ранее были луковичные).

Центральный световой фонарь с двенадцатью щелевидными проемами имеет более крупные размеры, чем четыре аналогичные угловые конструкции. В ходе перестройки 1186–89 гг. крайние фонари были сдвинуты с прежних мест в направлении вновь возведенных стен.

Интерьер и внутреннее убранство

Многое, что сегодня находится в Успенском соборе Владимира, появилось уже после его перестройки в 1189 году и в ходе более поздних реконструкций. Но здесь все еще присутствуют фрагменты древних фресок XII века и более поздние работы знаменитых иконописцев, выполненные в начале XV столетия.

В древней части храма и на заиконостасных столпах можно рассмотреть фигуры, изготовленные в конце XII века. Во второй половине XVIII столетия по прямому указанию императрицы Екатерины II интерьеры обветшавшего собора и его внутреннее убранство были существенно обновлены. Именно в тот период рублевский иконостас заменили резным. Древние иконы, написанные рукой мастера, сохранились. Часть из них находится в Третьяковской галерее.

В XIX веке поверх исчезнувших со временем фресок появились новые росписи. В 1970-80х годах производилась самая объемная и продолжительная реставрация.

Внутреннее убранство, Андрей и Валерия

Святыни

В Успенском соборе Владимира хранятся мощи святых великих князей:

  • Андрея Боголюбского (ок. 1111—1174 гг.) — основал собор и поднял Владимиро-Суздальское княжество до высот самого могущественного и сильнейшего на Руси;
  • Глеба Муромского (ок. 987–1015 гг.) — мученик-страстотерпец считается одним из первых русских святых и покровителей Русской земли;
  • Георгия (Юрия Всеволодовича) (1188–1238) -канонизирован православной церковью спустя четыре столетия после смерти;
  • Александра Невского (частица мощей) (1221–1263) — является покровителем православной церкви и родоначальником государей Москвы.

В храме находятся иконы:

  • Владимирской Божией Матери, одной из самых почитаемых в русском православии. Была передана в дар Юрию Долгорукому Константинопольским патриархом в 1131 году. В соборе хранится список Андрея Рублева. Оригинал в 1999 году передан из Третьяковской галереи в церковь Святителя Николая Чудотворца в Толмачах;
  • Максимовской Богоматери, написанной в 1299 году после явления образа Пресвятой Богородицы Владимирскому митрополиту Максиму. Знамение было воспринято как небесное благословение на перенесение кафедры во Владимир;
  • Св. Авраамия Болгарского (с частичкой мощей), особо почитаемого Владимирской епархией в лице мученика и чудотворца.

Кафедральный собор Владимира, Igor Butyrskii

В нишах-аркосолиях, оборудованных в галерейных стенах собора, покоятся останки епископов, представителей княжеско-владимирских фамилий. В том числе, в северной галерее находятся захоронения двух князей — основателя храма Андрея Боголюбского и инициатора его восстановления Всеволода III (Большое Гнездо).

Фрески Успенского собора

В интерьере церкви сохранились некоторые фрагменты росписи, созданной еще в XII столетии. Кроме того, здесь присутствуют совместные работы уже зрелого мастера русской иконописи и монументальной живописи преподобного Андрея Рублева и его современника — монаха Даниила Чёрного, почитаемого православной церковью в лике святого преподобного. Эти росписи имеют научно подтвержденную дату создания — 1408 год.

Наиболее значимая из фресок Рублева, изображающая сцену Страшного суда, выполнена в светлой, торжественно-утверждающей манере, возвеличивающей духовные ценности и справедливость. Такой подход кардинально отличался от традиционно принятого грозного восприятия Судного дня. Изначально композиция занимала всю западную часть собора.

Общая площадь сохранившихся в Свято-Успенском соборе Владимира древних фресок составляет около 300 квадратных метров.

Сохраненные фрески, Андрей и Валерия

Владимирский кафедральный собор работает ежедневно с 07:00 до 20:00. Экскурсионное время — с 13:00 до 16:45, кроме понедельника. Часовня открыта ежедневно с 10:00 до 18:00.

Богослужения

С понедельника по субботу в 07:30 (по вторникам в 7:00) проводится Литургия, а в 17:00 — вечернее Богослужение. В воскресные дни утреннее расписание меняется. Ранняя Литургия начинается в 06:30, а поздняя — в 08:30. Кроме того, во время воскресной вечерней службы читается акафист иконе Владимирской Божией Матери. По пятницам после Вечерни проходят беседы с прихожанами.

Часовня в честь иконы Божией Матери, расположенной под колокольней, молебны с чтением Акафиста совершаются ежедневно, кроме воскресенья, в 11:00. В воскресные дни посетить богослужения можно в 12:00.

Памятник Владимиру и святителю Федору, Андрей и Валерия

Что посмотреть рядом

Территория соборного комплекса со всех сторон окружена белокаменной оградой.

Вблизи расположены:

Как добраться до Успенского собора Владимира

До остановки «пл. Соборная» следуют:

  • автобусные маршруты — № 12С, 15, 22, 25, 26, 28, 152;
  • троллейбусные маршруты — № 1, 5.

До остановок «Ерофеевский спуск» и «ул. Муромская» довезут автобусы № 7С, 13С, 54, 55С, 56, 108, 110, 123, 139.

В 200 метрах от Соборной площади находится остановка «ул. Гагарина». Здесь можно сойти:

  • с автобусов — № 1С, 6С, 17, 27;
  • маршрутные такси — № 5, 36;
  • с троллейбусов — № 2, 7, 8.

На сайте указано, где находятся ближайшие остановки автобусов и троллейбусов. Справочник маршрутов общественного транспорта Владимира можно посмотреть здесь.

От железнодорожной станции «Владимир-Пассажирский» и городского автовокзала до Свято-Успенского собора можно дойти пешком за 15 минут или доехать на троллейбусе № 5 до остановки «Соборная площадь» за 7 минут.

Во Владимире работают мобильные службы такси Rutaxi, Максим, Яндекс. Такси, Gett и др.

Свято-Успенский кафедральный собор Владимира: видео

Нашли неточность? Сообщите нам.

Olga

июнь 2019

Коммерционализация храма! Брать с православных паломников плату за вход в храм, если нет службы, да ещё и перекрывать вход к святыням, если не заказали экскурсию в 300 руб с чел. — НЕ БОГОУГОДНО

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/vladimir/temples/21803

Достопримечательности Золотого Кольца России – самое интересное

Россия не только самая большая страна в мире. Она уникальна своей историей и колоссальным историческим наследием. Нужно только не зацикливаться на Москве и Петербурге, а обратить внимание на те области и районы, где это наследие сохранилось. В столице древностей почти не осталось. Я расскажу про самые интересные достопримечательности Золотого Кольца России – знаменитого на весь мир туристического маршрута.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда появилась первая церковь

Понятие «Золотое кольцо» возникло в 1967 году с лёгкой руки журналиста Юрия Бычкова, который составил этот туристический маршрут и первым проехал по нему.

В маршрут входят 8 древних городов Северо-востока Руси, где сохранились уникальные памятники русской старины:

  • Ярославль
  • Владимир
  • Суздаль
  • Переславль-Залесский
  • Кострома
  • Углич
  • Сергиев-Посад
  • Иваново (Плёс)

Отправляйтесь по этому маршруту, и ваши выходные будут наполнены самыми запоминающимися впечатлениями. Я перечислю основные достопримечательности «Золотого кольца». Вы сами выберете из них те, которые вам захочется посетить.

Для начала отправляйтесь в Ярославль.

Ярославль — столица Золотого кольца.

Город полон старинных храмов, монастырей и других знаковых мест. В Ярославле расположен макет «Золотое кольцо». Свой маршрут вы сможете увидеть в миниатюре, тем самым практически воочию соединив все главные Достопримечательности Золотого Кольца России сразу и составив себе точное представление о том, что вас ждёт в поездке.

Города в макете воссозданы небуквально. Здесь в определенном масштабе выстроены самые важные места этого туристического маршрута. Они полны людей, машин, рек, озер, лесов. Каждые 10 минут макет погружается в ночь, которую сменяет такой же «макетный» день. Люди на макете живут своей жизнью: спешат на службу, едут в транспорте, работают.

Уникальный шоу-макет находится в центре Ярославля по адресу: Советский переулок, 2/23.

Сайт: showmaket.ru/

Главные достопримечательности Золотого кольца

На макет посмотрели, переходим к основному списку достопримечательностей.

Храм Покрова на Нерли в Боголюбове (Владимир)

Храм Покрова на Нерли — жемчужина русского зодчества

Один из самых красивых русских храмов. Известен с XII века.

Отлично сохранившийся памятник Владимиро-Суздальского зодчества стоит на заливном лугу, в 1,5 км от Боголюбова. Когда-то он входил в число построек большого монастыря, упраздненного в XVIII веке.

Несколько веков назад церковь находилась на стрелке у впадения Нерли в Клязьму. Сейчас место слияния рек ушло южнее, а когда-то именно здесь был важный перекресток торговых путей, который венчал храм Покрова.

Древнее убранство внутри храма, к сожалению, не сохранилось. Росписи сбиты при реконструкции 1877 года. Зато в украшении стен использованы резные рельефы. Их вы сможете увидеть.

Золотые ворота во Владимире

Золотые ворота

Золотые ворота во Владимире — единственные сохранившиеся из 7 городских ворот, через которые можно было попасть в древний Владимир.

Это были главные, парадные ворота. Построены они в 1164 году, в период правления князя Андрея Боголюбского. Сами ворота были покрыты листами позолоченной меди. Отсюда и название.

Венчает ворота надвратная церковь Положения риз Богоматери. До наших дней Золотые ворота дошли в сильно измененном виде. От первоначальной постройки сохранились проездная арка с боковыми пилонами и дверь на боевую площадку над аркой.

Частые пожары и вражеские набеги приводили к ремонтным и реставрационным работам, к периодическим перестройкам.

Когда город расширился и бывшие крепостные валы пришлось срыть, снеся городскую стену, приняли решение усилить пилоны ворот мощными контрфорсами в виде круглых башен.

С 1992 г. Золотые ворота включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В надвратной церкви сегодня работает музей. Центральный экспонат в нем — диорама обороны города от нашествия войск хана Батыя в 1238 г.

Успенский собор во Владимире

Вид на заснеженный Успенский собор

Кафедральный Успенский собор возведен в 1158 году.

До того, как Москва стала возвышаться и превращаться в главный город Руси, этот собор был кафедральным собором Владимирско-Суздальского русского государства.

Здесь венчались на княжение великие князья Владимира и Москвы. По образцу этого храма строился московский Успенский собор.

Успенский собор во Владимире — один из немногих русских храмов, где сохранились фрески, написанные Андреем Рублёвым.

В соборе хранятся мощи Святых благоверных князей Андрея Боголюбского, Глеба Владимирского, княгини Агафьи Всеволодовны.

За века своего существования Успенский собор пережил и годы величия, и немало страшных дней. Свою судьбу храм делил вместе с городом. Поэтому Успенский собор неоднократно перестраивался, реставрировался, видоизменялся. Это не помешало ему оставаться одним из самых древних и красивых русских храмов и оказаться в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор / photo by by Alexxx Malev

Небольшой Дмитриевский собор построен великим князем Всеволодом Большое Гнездо в 1191 г. как домовая церковь княжеского двора. Он посвящен небесному покровителю князя Святому Дмитрию Солунскому.

Этот собор — классический пример крестово-купольного храма Владимирско-Суздальской архитектурной школы. Если к постройке и оформлению многих храмов и церквей князья привлекали иностранных мастеров, Дмитриевский собор от начала и до конца построен и расписан русскими строителями и художниками.

Храм знаменит внешним оформлением: он весь украшен искусной резьбой по камню. За это собор прозвали «белокаменной книгой».

Собор делил все радости и невзгоды с городом Владимиром. Часто горел, подвергался разграблениям, реставрировался, восстанавливался. Сейчас Дмитриевский собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника. С 1992 г. включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Подробнее про достопримечательности Владимира читайте здесь.

Ипатьевский монастырь в Костроме

Вид на стены Ипатьевского монастыря

Ипатьевский монастырь — место легендарное. Точной даты его образования установить не могут до сих пор. По одним сведениям, это произошло в XIII в., по другим, в XIV в. Первое документальное упоминание об обители относится к 1432 г.

Также не ясно, кем основан монастырь. Но однозначно то, что в своё время обитель пользовалась сильной поддержкой рода Годуновых. В Смутное время Ипатьевский монастырь, архимандрит которого присягнул Лжедмитрию II, долго справлялся с осадой от войск Василия Шуйского.

Монастырь считается колыбелью династии Романовых. Именно здесь призвали на царство Михаила Фёдоровича.

В советские годы монастырь упразднили. В храмах и монастырских помещениях располагались общежития, приют и казармы. В 50-годы XX в. на территории монастыря создали историко-архитектурный музей-заповедник. В 2004 г. монастырь вернули РПЦ. Здесь расположился Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь.

Попасть на территорию монастыря и в храмы можно бесплатно во время проведения церковных служб. Плату берут за посещение экспозиций Церковного историко-архитектурного музея.

Посмотреть на территории монастыря есть что. Все постройки относятся к периоду XVI-XIX вв.

Сайт: ipatievsky-monastery.ru

Ростовский кремль

Ростовский кремль. Вид на Успенский собор и Звонницу

Ростовский кремль построен во второй половине XVII в. На самом деле это не кремль.

Когда-то здесь находилась кафедра митрополита. По его замыслу на этом месте должен быть райский сад с прудом в центре, окруженный крепостными стенами. Буквально через 100 лет после постройки кафедру митрополита перенесли в Ярославль. Ростовский кремль оказался в запустении.

Дело дошло до того, что весь архитектурный ансамбль мог пойти на слом, но вмешались просвещенные купцы: они на свои деньги все отреставрировали.

В 1883 году на территории кремля открылся Музей церковных древностей, который в наши дни стал федеральным музеем-заповедником «Ростовский кремль».

В архитектурный ансамбль Ростовского кремля входят:

  • Успенский собор (XVI в.);
  • Звонница Успенского собора (XVII в.);
  • Церковь Спаса на Сенях (XVII в.);
  • Церковь Одигитрии (XVII в.);
  • Церковь Иоанна Богослова (XVII в.);
  • Палаты, башни и различные корпуса.

На Звонницу можно подняться. С верхней площадки открывается прекрасный вид на древний Ростов Великий.

Постоять под огромным колоколом Сысой — одно из самых захватывающих впечатлений.

Покровский монастырь в Суздале

Вид на Покровский монастырь зимой

Покровский женский монастырь основан в 1364 г.

Нынешний его архитектурный облик относится к XVI в., когда Покровский монастырь стал местом заточения многих представительниц аристократических семей, постриженных в монахини.

В 20-е годы прошлого столетия монастырь был закрыт и разорен. В помещениях расположилась военная биологическая лаборатория. После Великой Отечественной войны на территории монастыря провели крупную реставрацию. Здесь открыли музейные экспозиции. В 80-е годы монастырь превратили в гостиничный комплекс с рестораном и концертным залом. С 1992 г. монастырь возродился как обитель.

Достопримечательности Покровского монастыря:

  • Покровский собор (XVI в.);
  • Колокольня (XVI в.);
  • Святые ворота и Благовещенская надвратная церковь (XVI в.);
  • Трапезная палата (XVI в.);
  • Зачатьевская церковь (XVI в.);
  • Приказная изба.

Сайт: spokrovmon.ru.

Храм Ильи Пророка в Ярославле

Храм Ильи Пророка

Церковь Ильи Пророка возвышается в самом центре древнего Ярославля с 1650 года. Храм выстроен на месте двух старых деревянных церквей. В конце XVIII в. Ярославль получил регулярный план застройки. Церковь стала центром планировки городского посада. В храме в летнее время проводятся церковные службы.

Храм Ильи Пророка работает с мая по октябрь.

Храм знаменит своим расписным интерьером. Стены украшают 417 композиций, не считая орнаментов.

Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде

Вид на вечернюю Лавру

Крупнейший мужской монастырь с потрясающей историей и славой основан в 1337 году Сергием Радонежским.

Значение Троице-Сергиевой Лавры для истории и политической жизни страны переоценить трудно: борьба против татаро-монгольского ига, противостояние с правительствами Лжедмитриев, Семибоярщины, противодействие польским войскам в Смутное время, содействие Петру в его борьбе с царевной Софьей.

В первые годы Советской власти Лавру закрыли, но уже через 20 лет монашеская жизнь здесь возродилась.

Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры составляют:

  • Свято-Троицкий собор (XV в.), в котором хранится рака с мощами Сергия Радонежского;
  • Церковь в честь Сошествия Святого Духа (XV в.);
  • Успенский собор (XVI в.);
  • Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловцеких (XVII в.);
  • Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой;
  • Серапионова палатка;
  • несколько церквей и часовен, ворота, башни и крепостные стены.

На территории Лавры расположена усыпальница Годуновых.

Сайт: stsl.ru

Источник: https://dorogi-ne-dorogi.ru/zolotoe-kolco-rossii/dostoprimechatelnosti-zolotogo-kolca-rossii.html

Московский кафедральный патриарший Успенский собор: история создания, внешнее убранство, месторасположение

За историю существования, начавшуюся еще с конца XV века, Успенский собор Московского Кремля пережил разрушения, многократные нападения, пожары и даже полные закрытия от посещений.

Все эти бедствия не смогли помешать ему оставаться одной из величайших святынь Москвы. Главный собор столицы украшает Соборную площадь и является образцом церковной архитектуры. Храм всегда был духовным и политическим центром России. Здесь короновали императоров, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов.

Внешний вид Успенского собора сегодня

Согласно истории, на месте где находится собор сегодня, в конце XII века стояла деревянная церковь, а вокруг нее находилось кладбище московской знати.

4 августа 1326 года Иван Калита по совету митрополита Петра начал возведение нового храма.

25 августа 1327 года Успенский собор освятили. В том же в каком году был построен собор – умер Митрополит Петр. Похоронили его в гробнице, которую он соорудил для себя в новом храме. С этого времени и до конца XVII века захоронение московских патриархов производили в соборе.

Простояв почти 150 лет собор потерял былую представительность.

При Иване III случился сильный пожар. В 1470 году митрополитом Филиппом и Иваном III было решено строить новый. Стиль построения позаимствовали у Успенского собора во Владимире, но в Москве решили сделать его значительно больше по размерам.

Строительство начали весной 1472 года специально приглашенные псковские мастера Кривцов и Мышкин.

Сначала для восстановления строительства Ивана III хотел снова пригласить псковских мастеров, но его жена, которая проживала до свадьбы в Италии, посоветовала мужу подыскать знающего мастера именно там и он отправил в Италию посла Семена Толбузина.

Толбузин нашел архитектора-инженера Аристотеля Фиорванти. Местные говорили о нем как о том, кто строил здания искусно и надежно.

Портрет итальянского архитектора Аристотеля Фиорванти, автора архитектурного ансамбля Успенского собора.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько церковных постов в году

Архитектор приехал в апреле 1475 года. Фиорванти всего за неделю разобрал остатки стен разрушенного собора и отправился во Владимир для ознакомления с тамошним храмом.

Закладка собора произошла 12 мая 1476 года. Летописцы следили за строительством наравне с остальными политическими событиями и записывали описание тончайших подробностей технических новшеств, привезенных итальянцем.

Размах строительства отражал важные изменения в государстве. Москва наконец стала полноправной столицей. Начали завязываться новые международные отношения и великому князю потребовалась внушительная резиденция, которой и стал обновленный Кремль, Соборная площадь и красующийся на ней новый собор.

Завершение строительства произошло через четыре года. Как и положено канонами православия храм был пятиглавым, пятиапсидным и шестистолпным. Часть сооружения выполнена из кирпича, остальное из белого камня.

Несмотря на то, что Фиорванти выполнил условия заказа по традиционным формам, он все же соорудил нечто новаторское, тем самым внес неизмеримый вклад в развитие древнерусского зодчества.

12 августа 1479 года в соборе Успения Пресвятой Богородицы митрополитом Геронтием было произведено освящение престола.

В 1547 году после очередного пожара купола покрыли позолоченными медными листами по приказу Ивана Грозного. Мощи митрополита Петра переложены в золотую раку.

В 1812 году во время Отечественной войны на церковь напала наполеоновская армия. Благодаря своевременному переведению в Вологду большинство святынь были сохранены, но храм пришлось заново переосвящать.

15 августа 1917 года в соборе был открыт Всероссийский Поместный Собор Православной Российской церкви, которым было принято решение о восстановлении патриаршества в России.

Последняя служба состоялась 22 апреля 1918 года на Пасху после чего собор закрыли.

Открыли исключительно как музей в 1955 году, а с августа 1991 года, возобновив праздничные богослужения, в нем совместили функции и музея, и храма.

С 1991 года Успенский собор является частью Государственного историко-культурного музея-заповедника Московский Кремль, который входит в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

«Как на небесах стоящими» чувствовали себя люди, видя красоту храма

Каждый правитель хотел внести свой вклад в убранство храма, поэтому там всегда работали только лучшие мастера. Роспись и утварь – произведения искусства мирового уровня.

Роспись стен Успенского собора выполненная в 1642-1644 годах

Впервые стены расписал великий иконописец Дионисий в 1481 году. Существующую сегодня роспись выполняли 150 художников в 1642-1644 годах, предварительно сбив со стен старые фрески. На стенах представлено 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур.

Древний иконостас не сохранился, а нынешний сооружен в 1653 году по указу патриарха Никона. Он стоит во всю ширину стены и окован золоченым окладом. В чине иконостаса всегда находились наиболее почитаемые иконы. В алтарной части расположены Петропавловский, Дмитровский и Похвальский приделы. Перед иконостасом находятся моленные места.

Иконостас, сооруженный в 1653 году в Успенском соборе

Часть северной стены занимают Богородичные циклы, а в нижнем ярусе семь Вселенских соборов. Такие же образы и на южной стене вместе с большой иконой митрополита Петра. На западной стене изображен Страшный суд.

Двери с южной стороны храма украшены золотом и называются Корсунскими воротами. С западной стороны шли торжественные шествия при коронациях или крестных ходах, а северные предназначались для входа высшего духовенства.

Часть ризы и гвоздь Господни, икона Пресвятой Троицы, святого Георгия, двусторонняя икона Богородицы «Одигитрия» – все это великие святыни, находящиеся в церкви. Самой знаменитой святыней среди икон в соборе с 1395 года была Владимирская икона Божией Матери, но сейчас она в Третьяковской галерее. Список с нее, сделанный в 1514 году, хранится в Оружейной палате. В храме также находится 19 гробниц.

Список Владимирской иконы Божией Матери 1514 года, находящийся сегодня в Оружейной палате

Невероятная история Успенского собора длиною в пять веков и до сих пор сохраняющаяся в нем величественная атмосфера позволяет ему носить гордое название бесценной сокровищницы культуры.

Посетить собор может каждый желающий

Патриарший кафедральный Успенский собор находится по адресу: г. Москва, Кремль, Соборная площадь.

Ближайшие станции метро — «Библиотека им. Ленина», «Александровский сад», «Боровицкая».

Для посещения собор доступен всем желающим каждый день, кроме четверга, с 10.00 до 17.00.

Богослужения в храме проводятся по большим церковным праздникам. Вход по пригласительным билетам.

Просмотреть больше фото и подробнее узнать, как попасть в Успенский собор можно на сайте Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль».

Источник: https://hranitel.club/1168-uspenskij-sobor

Успенский собор во Владимире — белокаменный шедевр Древней Руси

Адрес: Россия, Владимир, улица Большая Московская, 56
Начало строительства: 1158 год
Окончание строительства: 1189 год
Архитектор: Фридрих Барбаросса
Высота: почти 33 метра (32,3 м.)
Координаты: 56°07'38.7″N 40°24'33.6″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

: 

Краткая история и описание

Упадок и возрождение Успенского собора

Реликвии Успенского собора

Успенский собор на карте

Краткая история

Вот уже более 850 лет на высоком берегу реки Клязьмы стоит белокаменный Успенский собор. Первый камень в фундамент храма заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 году.

Андрей мечтал, чтобы его стольный град Владимир в своём могуществе и богатстве затмил «матерь русских городов» — Киев, и поэтому задумывал Успенский собор как главный храм Владимиро-Суздальской Руси. Как сообщает летопись, князь «привёл мастеров из всех земель». Ювелиры, иконописцы и золотильщики были приглашены из Киева, Галича и Греции. Король Германии Фридрих I Барбаросса, состоявший в дружбе с Андреем Боголюбским, прислал во Владимир немецких мастеров.

Юго-западная сторона собора

Таким образом, стремление Андрея к независимости получило внешнеполитическую поддержку. Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве.

Великолепие Успенского собора было выше всех оценок. Мастера оковали листами золочёной меди торжественные входные порталы, устроенные с трёх сторон.

Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. Стены и свода храма расписали фресками. Пол покрыли мозаикой из цветной майолики и медных позолоченных плит.

Свет золотых и серебряных люстр, освещавших Успенский собор, отражался в блестящих золочёных плитах пола, словно в огромном зеркале. На возвышении над алтарём князь обустроил площадку из золота и серебра, предназначенную для чтения проповедей и Священного Писания.

Летописцы, восхищённые красотой собора, сравнивали его с храмом царя Соломона в Иерусалиме.

Главный вход в собор

Упадок и возрождение Успенского собора

В 1185 году Успенский собор пострадал от пожара. Зодчие, восстанавливающие храм, обнесли здание со всех сторон новыми каменными стенами и соединили их арками со старыми стенами, создав, таким образом, своеобразный «футляр».

По приказу князя Всеволода Большое Гнездо владимирские мастера значительно расширили Успенский собор и заменили его убранство на более пышное и дорогое. В Успенском соборе венчались на великокняжеский престол великие владимирские князья, перенявшие от Андрея Боголюбского идею единства Русской Земли.

Общий вид на Успенский собор

Однако после смерти Всеволода Большое Гнездо вновь начались феодальные междоусобицы, ослабившие Русь накануне татаро-монгольского нашествия. В 1238 году войска хана Батыя, опустошив Рязань, вторглись во Владимир.

Несмотря на героическое сопротивление жителей, татары всё-таки взяли город. Предчувствуя неизбежную гибель, многие горожане затворились в Успенском соборе вместе с епископом Митрофаном и его семьёй.

Они предпочли мученическую смерть позорному плену и задохнулись от дыма, после того как татары обложили собор брёвнами и подожгли здание.

Купола собора

Все реликвии были разграблены, живопись повреждена огнём, но обгоревший храм выстоял. Одержав победу над татаро-монголами на Куликовом поле в 1380 году, русские с особым рвением принялись восстанавливать былое величие Руси. В 1408 году сын Дмитрия Донского — Василий Дмитриевич — пригласил из Москвы известных иконописцев Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, украсивших владимирский собор новыми фресками.

Восточная сторона собора

Реликвии Успенского собора

От средневековой росписи Успенского собора сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» (1408 год), выполненной Андреем Рублёвым. Большинство настенных росписей, дошедших до наших дней, относится к XIX веку. До 1395 года в Успенском соборе находилась Владимирская икона Божией Матери, привезенная Андреем Боголюбским из Вышгорода. По преданию, эта икона написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым Богородица ела со своим сыном Иисусом и мужем Иосифом Обручником.

Южный фасад собора

Сегодня эта икона хранится в Москве, в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. В некрополе Успенского собора покоятся мощи великих князей — Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Юрия Всеволодовича и др.

Здесь же погребены владимирские епископы и митрополиты, в том числе митрополит Максим, перенёсший в 1299 году кафедру из Киева во Владимир. Успенский собор послужил образцом для более поздних храмов, например, для Успенского собора Московского Кремля.

Являясь уникальным памятником белокаменного зодчества XII века, собор во Владимире взят под охрану ЮНЕСКО.

достопримечательности

← Владимирская область

Владимир

Россия →

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва

Санкт-Петербург

Казань

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/294-uspenskiy-sobor

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Что означает имя Елена По церковному

Закрыть