Кто был архитектором собора Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного

Кто был архитектором собора Василия Блаженного

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (храм Василия Блаженного) — яркий памятник русской архитектуры, расположенный на Красной площади. Пышный и торжественный вид собора с необычными разноцветными главами, полюбившийся москвичам и хорошо запомнившийся иностранцам, сделал его одним из главных символов не только Москвы, но и всей России.

Храм был построен в 1555-1561 годах неизвестным архитектором (существуют разные версии) по приказу Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством и взятии Казани, которое пришлось на день Покрова Пресвятой Богородицы. Впоследствии неоднократно перестраивался.

Особенность храма состоит в том, что по сути это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием.

В центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше: Троицы, святого Николая Чудотворца (в честь Великорецкой иконы), Входа Господня в Иерусалим, мучеников Адриана и Наталии, святого Иоанна Милостивого,  Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Престолы церквей освящены в честь православных праздников и дней памяти святых, пришедшихся на дни решающих сражений за Казань.

Архитектура

Архитектурный облик Покровского собора уникален. Вычурный и торжественный, словно расписной пряник, с первого взгляда он кажется беспорядочным нагромождением разноцветных куполов, но в действительности это не так. Здание собора имеет чёткую структуру и представляет собой ромб, вписанный в квадрат, образуя в плане восьмиконечную звезду.

Фактически это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием (подклетом): в центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, завершающаяся высоким шатром с небольшой позолоченной главкой, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше, увенчанные рельефными луковичными главами разных цветов. С южной стороны находится двухъярусная шатровая колокольня, а с восточной — придел в честь Василия Блаженного.

Здание опоясывает закрытая галерея-гульбище, к которой примыкают два массивных крыльца с шатровой кровлей.

Высота собора составляет 65 метров.

В общей сложности Покровский собор украшают 11 куполов, 9 из которых расположены над церквями, один — над приделом Василия Блаженного, ещё один (совсем небольшой) — над колокольней.

Из них 9 куполов отличаются уникальным рельефом и раскраской: цветными шипчиками, ромбами, орнаментом; значение их цветов доподлинно неизвестно, но считается, что храм символизирует собой Небесный Иерусалим.

По предположению русского писателя Николая Чаева (1824 — 1914), цвет куполов объясняется сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского), которому привиделся Небесный Иерусалим с садами со множеством цветущих деревьев и плодов несказанной красоты.

Декоративное оформление храма выглядит пышно, но лаконично: оно включает традиционные для русской храмовой архитектуры ширинки, полуколонки, кокошники и гирьки. Галерея по всему периметру расписана изображениями цветов и растительным орнаментом. Стены украшают фасадные иконы Покрова Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными (южная стена колокольни) и Богоматери Знамение со святыми на полях (восточный фасад).

История Покровского собора

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву получил своё название по расположению вблизи Алевизова рва, который проходил по Красной площади вдоль восточной стены Кремля в 16-19 веках. Однако, в разговорной речи официальное название храма практически не употребляется: он стал более известен как собор Василия Блаженного — в честь наиболее известного московского юродивого и чудотворца.

Василий Блаженный — легендарная личность в истории Москвы; в прошлом на месте Покровского собора существовала деревянная Троицкая церковь (что на Рву), на кладбище при которой юродивый и был похоронен. После его канонизации в 1588 году над местом захоронения чудотворца к Покровскому собору был пристроен придел в его честь. Впоследствии именем чудотворца в народе стали называть весь собор.

Храм был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани.

История храма Василия Блаженного полна загадок и белых пятен: в частности, доподлинно неизвестно, кто был его архитектором. Согласно наиболее распространённой версии, он был построен зодчими Иваном Бармой и Постником Яковлевым, однако, она считается устаревшей.

Существует версия, что легендарные Барма и Постник — один и тот же человек (Постник Яковлев по прозвищу Барма), а также теория, что собор мог быть построен неизвестным итальянским архитектором (так как значительную часть сооружений Кремля строили именно итальянцы), которая пока не нашла убедительного подтверждения.

Распространённая городская легенда гласит, что после строительства царь Иван Грозный, поражённый красотой собора, приказал ослепить зодчих, чтобы они не построили больше ничего подобного, однако, в действительности это маловероятно: если одним из зодчих действительно был Постник Яковлев, то после Покровского собора он принимал участие в строительстве Казанского Кремля и, очевидно, не мог быть ослеплён. Хотя, опять же, существует версия, что это были разные Постники.

Стены храма были возведены из красного кирпича, который был довольно инновационным строительным материалом для Москвы того времени. Чтобы уберечь редкий материал от воздействия атмосферных осадков, снаружи стены здания окрасили в красно-белых тонах, подчёркивающих кладку. В 1588 году по распоряжению царя Фёдора Иоанновича к храму пристроили придел Василия Блаженного, исполненный в виде самостоятельной бесстолпной церкви с отдельным входом.

Сохранилось не так много сведений о том, как Покровский собор выглядел изначально. Известно, что в прошлом опоясывающая его обходная галерея была открытой и не имела массивных шатровых крылец и росписи растительным орнаментом: свод над галереей и два крыльца над лестницами были надстроены во второй половине 17 века, когда здание подверглось значительной перестройке.

В тот же период к собору пристраиваются новые церкви: Ризоположения Богородицы, святой Девы Феодосии и другие.

По данным русского историка Петра Хавского, к 1722 году в соборе значились 18 престолов: Живоначальной Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Параскевы-Пятницы, Варлаама Хутынского, Апостола Андроника, Григория Армянского, Киприана и Иустинии, Ризоположения Богородицы, Сергия Радонежского, Василия Великого, Александра Свирского, Девы Феодосии, Марии Египетской, Всех Святых, Богоявления и Трёх Патриархов.

По-другому выглядели и главы: те цветные фигурные купола, по которым храм Василия Блаженного известен сегодня, появились лишь в конце 16 века; прежние, вероятно, были шлемовидными, а их покрытие уничтожил один из городских пожаров. Сомнению подвергается даже их изначальное количество: известно, что при реставрации 1784-1786 годов под руководством архитектора Ивана Яковлева было демонтировано 8 небольших главок у основания шатра, которые были признаны более поздними добавлениями.

В Отечественную войну 1812 года собор был разграблен французами, но сразу после войны его отремонтировали и освятили. В 1817 году, когда Красную площадь реконструировали по проекту Осипа Бове, подпорная стена храма со стороны Васильевского спуска и Москворецкой улицы была выложена камнем, наверху установили чугунную ограду.

В советские годы храм Василия Блаженного избежал сноса (хотя богослужения в нём всё же запретили) и стал одним из первых памятников архитектуры, взятых под государственную охрану.

С 1918 года началась его музеефикация, а в 1923 было принято решение о создании в нём историко-архитектурного музея, который позже стал частью Государственного Исторического музея.

Изначально здание находилось в плачевном состоянии, но уже с 1920-х в нём начались ремонтные и реставрационные работы, призванные вернуть собору первоначальный облик и частично воссоздать интерьеры 16-17 веков. В 1931 году к собору перенесли памятник Минину и Пожарскому, ранее установленный в центральной части Красной площади.

После распада Советского Союза — с 1991 года — здание храма находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви.

Мифы и легенды

Будучи одной из наиболее известных достопримечательностей Москвы и имея при этом довольно невнятную историю, храм Василия Блаженного просто обязан был обрасти городскими легендами.

Наиболее распространённая легенда касается строительства храма: якобы царь Иван Грозный, поражённый невероятной красотой здания, велел ослепить его зодчих — Барму и Постника, — чтобы они нигде и никогда не смогли построить храма красивее, чем в Москве. В действительности это маловероятно: во-первых, доподлинно неизвестно, какие зодчие возводили здание.

Кроме того, непонятно, были ли легендарные Барма и Постник разными людьми — Иваном Бармой и Постником Яковлевым — или это был один человек — Постник Яковлев по прозвищу Барма.

Как бы там ни было, после строительства Покровского собора Постник Яковлев участвовал в строительстве Казанского Кремля, значит, не мог быть ослеплён — если это, опять же, не были разные люди.

Существует легенда, будто бы в строении храма Василия Блаженного «зашифрован» образ исторической мечети Кул-Шариф, уничтоженной русскими войсками при взятии Казани в 1552 году: 8 его глав якобы символизируют 8 минаретов разрушенной мечети, а 9-я господствует над ними в ознаменование победы.

Говорят, что Василий Блаженный, предвидя победу над Казанью, собирал деньги на строительство Покровского собора и незадолго до своей смерти в 1552 году передал их Ивану Грозному. Однако, эта легенда не имеет никаких подтверждений.

Не обошлось и без библиотеки Ивана Грозного! По одной из легенд она была спрятана как раз в подвалах Покровского собора. К сожалению, на деле это невозможно: у здания попросту нет подвалов. Собор возведён на массивном подклете, который покоится на искусственном холме, и его фундамент не так глубок. Впрочем, в подклете были помещения для хранения ценностей; другая городская легенда говорит, что в них могла храниться царская казна.

В Отечественную войну 1812 года, когда французские войска покидали Москву, Наполеон приказал взорвать собор, однако, сделать это французам не удалось: якобы начавшийся дождь погасил фитили и помешал подготовить взрыв здания. Говорят, Наполеон отдал такой приказ в сердцах: собор настолько ему понравился, что он захотел перенести его в Париж, но ему донесли, что это невозможно (какая неожиданность!).

В 1930-х годах Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы на Красной площади было больше места для парадов и демонстраций.

Согласно городской легенде, он изготовил макет Красной площади со съёмным зданием собора и принёс его для демонстрации Сталину, чтобы показать, как собор мешает проходу машин и колонн.

Показывая макет, он неожиданно сорвал с него Покровский собор, чтобы наглядно показать, насколько без него будет лучше, но удивлённый Сталин воскликнул: «Лазарь, поставь на место!» — и собор был сохранён.

В наши дни храм Василия Блаженного — одна из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, обязательная к посещению точка на картах приезжающих в столицу туристов.

Его необычный и запоминающийся внешний вид сделал его одним из чудес и символов России — и даже те, кто никогда не был в Москве, легко угадают его купола, которые часто печатают на открытках и сувенирной продукции, в книгах, учебниках и энциклопедиях.

Если где-то говорят или пишут о Москве и России — слова с большой вероятностью будут проиллюстрированы именно фотографией Покровского собора.

Одновременно с этим его по-настоящему любят и горожане.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву находится на Красной площади, дом 2. Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии, «Площадь Революции» Арбатско-Покровской, «Театральная» Замоскворецкой и «Китай-Город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Источник: http://mosprogulka.ru/places/hram_vasilija_blazhennogo

Храм Василия Блаженного — история и загадки

Кто был архитектором собора Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного — самая красивая и загадочная церковь во всей России. Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание — восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают Россию.

Храм Василия Блаженного — настоящее название

Храм Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Это — самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название — Собор Покрова Богородицы, что на Рву.

2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года когда-то освятили центральную Покровскую церковь собора. Первое  достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г.

Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь.

Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком.

Храм Василия Блаженного — история

Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене.

Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились.  Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров.

  Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.

Очевидцы рассказывали:

«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва А затем все простились друг с другом.

Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места.

Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек.

Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести.

Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.

Храм Воскресения Христова (Спас на крови) и узел русской истории

Храм Василия Блаженного — архитектура

Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.

Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора.

Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни.

В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.

Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.

Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.

В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.

Храм Василия Блаженного — задумка

Такой выбор зодчих связан с тем, что по задумке Храм Василия Блаженного должен был символизировать собой рай, град Господень. Идея принадлежала митрополиту Макарию, зодчие постарались воплотить ее в жизнь.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  С какого возраста можно крестить ребенка

Эпохи менялись, вместе с ними менялось представление людей о том, как должен выглядеть рай, поэтому и собор претерпевал изменения. Неизменной оставалась основная задумка: храм Василия Блаженного — прообраз рая небесного, расцветшего сада.

В его оформлении виноградные листья, прекрасные цветы, растения, которые не растут на земле

Россия — страна архитектурная

Храм Василия Блаженного — наши дни

В Храме Василия Блаженного сейчас можно увидеть росписи разных веков: соседствуют XVII и XIX век. Это — удивительный памятник архитектуры. Например, там есть загадочные изображения тюльпанов. Откуда о них знали в средневековой Москве? Или фреска с морской водорослью. Где еще могли увидеть ее местные жители? Эта фреска не повторяется ни в одном элементе собора.

Путешествуя по второму ярусу храма, посетители настолько ярко переживают смену пространств, росписей и архитектурных особенностей собора, что кажется, будто человек попал в прекрасный лабиринт. Это — одна из удивительных особенностей храма Василия Блаженного.

Источник: https://www.pravmir.ru/hram-vasilija-blazhennogo/

Московский собор василия блаженного — древо

Кто был архитектором собора Василия Блаженного

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Московский храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву.

Московский собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного), филиал Государственного Исторического музея

  • Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы (главный), Адриана и Наталии, Великорецкого образа Николая Чудотворца, Иоанна Милостивого, Троицы Живоначальной, Входа Господня в Иерусалим, Василия Блаженного, Варлаама Хутынского, Рождества Пресвятой Богородицы, Александра Свирского, Григория Просветителя
  • Адрес: Россия, 103012, Москва, Красная площадь, 2
  • Проезд: метро Китай-город, метро Охотный ряд
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Покровский собор воздвигнут на Красной площади в 1555-1561 годах в память присоединения Казанского царства — одного из важнейших событий эпохи укрепления русского централизованного государства. Победа над Казанью в 1552 году была первым крупным внешнеполитическим успехом молодого царя Иоанна IV Грозного (два первых похода в 1547 и 1550 гг. окончились неудачей); с присоединением Казанского и Астраханского (в 1554 году) царств он стал также именоваться царем Казанским и Астраханским.

Для строительства обеденного храма было выбрано символическое место — на границе Кремля и Посада, рядом со рвом, окружившим кремлевские стены (отсюда названия храма — «Покрова на Рву у Троицких ворот» и «Троицы на Рву»).

Летописные источники свидетельствуют, что в окончательном виде идея храма-памятника сложилась и стала претворяться в жизнь в 1555 году.

Глубина замысла и оригинальность его воплощения указывают на несомненную причастность к «разработке проекта» святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, и царя Иоанна Грозного.

Собор Василия Блаженного на Красной площади

На едином основании воздвигнуты девять отдельных храмов, причем один, центральный, увенчанный большим шатром, окружали восемь, крестообразно расположенных в плане столпов-церквей. В посвящениях престолов нашли отражение основные этапы Казанской победы и идея небесной защиты русского воинства.

Центральный храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы — в этот день, 1 октября 1552 года, наступающие предприняли мощную атаку, успех которой на следующий день увенчался взятием города.

К конкретным датам приурочены посвящения престолов во имя святых Киприана и Иустинии (2 октября — взятие Казани), Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового и преподобного Александра Свирского (30 августа — победа русских на Арском поле), Григория епископа Великой Армении (30 сентября — начало штурма города), Варлаама Хутынского (6 ноября — возвращение царя в Москву).

Символическое — и тоже связанное с Казанским походом — значение имеют наименования престолов во имя Святой Троицы и Входа Господня в Иерусалим.
Только девятый престол был посвящен событию, не связанному с «Казанским взятием». 29 июня 1555 года в Москву из Вятки был принесен образ Николы Великорецкого.

Многочисленные чудеса и исцеления от этого образа происходили как по дороге в столицу, так и в Москве, в Успенском соборе. В ознаменование такого проявления Божией благодати девятый престол строящегося храма был освящен в память Николы Великорецкого, позже в нем находился список с чудотворной иконы, сделанный самим митрополитом Макарием.

Начатое не позднее весны 1555 года строительство каменного Покровского собора продолжалось пять с половиной лет. 1 октября 1559 года, по сообщению Никоновской летописи, были освящены все церкви, кроме центральной церкви Покрова, строительство которой еще не было завершено.

Дату завершения строительства и освящения — 29 июня 1561 года — удалось определить только в ходе проведения реставрационных работ 1957-1961 гг.

, когда реставраторы обнаружили сохранившийся под поздней штукатуркой текст храмозданной «летописи», выполненной в основании главного шатра.

Долгое время, на основании мемуарных источников западного происхождения, считалось, что создателями храма были иностранные архитекторы. Честь открытия имен русских зодчих, воплотивших в камне идею царя и митрополита, принадлежит протоиерею Покровского собора Иоанну Кузнецову, который в конце XIX — начале XX века в летописных источниках XVII века обнаружил имена строителей — Барма и Постник «с товарищи».

Новая страница в истории храма связана с прославлением в 1588 году московского юродивого Василия Блаженного, скончавшегося 2 августа 1557 года и погребенного под аркой у стен строившегося тогда собора.

В ней, над мощами святого, между северным приделом Святой Троицы и северо-восточным приделом трех Патриархов, соорудили каменную палатку. В 1588 году арку разобрали и по повелению сына Ивана Грозного, Федора Иоанновича, возвели церковь (мортириум) Василия Блаженного.

В 1672 году на месте его захоронения построили церковь Иоанна Блаженного.

В XVII веке над северной частью церкви св. Василия Блаженного построили церковь Феодосии, в конце XVIII века ее превратили в ризницу — хранилище церковных ценностей. На начало XXI века в ней расположена экспозиция выставки «Святыни Покровского собора», где представлены уникальные образцы древнерусской живописи, книжного и прикладного искусства, принадлежавшие этому храму на протяжении XVI-XX вв., а также раритеты, относящиеся к истории строительства собора.

Собор стал местом многолюдного и неиссякаемого паломничества к «святоцелительному гробу» святого Василия. В отличие от церквей Покровского собора, где службы совершались в дни двунадесятых и престольных праздников, в церкви св. Василия Блаженного служба была ежедневной. Это послужило причиной появления народного названия Покровского собора — «Храм св. Василия Блаженного».

Возле храма «на Рву» был погребен, согласно его завещанию, и другой юродивый — Иоанн Большой Колпак (+ 1589).

Во второй половине XVI-XVII веков Покровский собор являлся смысловым центром празднования Входа Господня в Иерусалим: к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти».

В 1737 году во время большого пожара собор сильно обгорел, его реставрацией занимался архитектор Иван Федорович Мичурин.

Как памятник национального и мирового значения Покровский собор был одним из первых взят под охрану государством по декрету от 5 октября 1918 года. В конце 1919 года в Покровском соборе службы были прекращены, но в церкви Василия Блаженного они продолжались до 1928 года.

В 1923 году открылся историко-архитектурный музей «Покровский собор» (с 1928 года — филиал Государственного Исторического музея).

В 1920-е годы были развернуты широкие научно-реставрационные исследования на соборе, благодаря которым стало возможным восстановление его первоначального облика и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI-XVII вв. С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы.

В 1960-е годы проводились уникальные реставрационные работы: открыли храмозданную летопись, в которой строители указали точную дату завершения строительства собора; железные покрытия куполов церквей собора заменили на медные.

В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы на XVI столетие, полностью состоящие из икон XVI-XVII вв., среди которых есть раритеты («Троица» XVI века, «Александр Невский в житии» XVII века). В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII-XIX вв. Среди них два уникальных первой половины XVIII века из Московского Кремля.

Церковная жизнь вернулась в Покровский собор в 1990 году, в престольный праздник, когда 13 октября, после 70 лет перерыва, отслужили всенощную, а 14 октября Божественную литургию совершил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года Русской Православной Церкви было разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и соборе Василия Блаженного.

В соответствии с этим указом между Министерством культуры Российской Федерации и Московской Патриархией в ноябре 1992 года было заключено Соглашение «Об использовании храмов Московского Кремля и храма Покрова на рву (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве» между Минкультуры России, Московской Патриархией, Музеями Московского Кремля и Государственным Историческим музеем.

Покровский собор используется одновременно как музей (филиал Государственного Исторического музея) и как храм, в котором Русской Православной Церковью проводятся богослужения: в дни главных престолов (Покрова и Василия Блаженного) проходят патриаршие или архиерейские службы. У раки св. Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.

15 августа 1997 года после реставрации была открыта церковь Василия Блаженного, в которой стали совершаться регулярные богослужения.

Покровский собор — один из самых выдающихся памятников русской истории и культуры, он отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Использованные материалы

[1]  Дата ареста

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13675483.html

История создания Храма Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного является приделом собора Покрова Пресвятой Богородицы и входит в число восьми церквей, окружающих периметром центральный собор.

Хотя официальное название святыни Русской православной церкви именно собор Покрова, для верующих людей и тех, кто интересуется религиозными архитектурными памятниками, он известен как храм Василия Блаженного.

Понять символичность храма и его значение для России и русского народа можно, рассмотрев историю возникновения уникального собора и церквей при нем.

Предпосылки строительства собора

Храм Василия Блаженного не является первой постройкой религиозной святыни, возникшей в Москве в XVI веке. Изначально возводились деревянные церкви в честь святых или православных праздников, приходящихся на день какого-либо военного события на Казанской земле, когда царь Иван Грозный вел борьбу с татарским нашествием. Одно из великих сражений, случившееся 2 октября 1552 г., закончилось полной победой над Казанским ханством и присоединением земель города к православному городу Москве.

На эту дату (1 октября) приходится религиозный праздник Покров Пресвятой Богородицы, что и дало основание для строительства собора в память об окончательной победе, который был освящен в честь Покрова Богородицы. Но день самого похода и победы совпал с еще одним православным днем, — почитанием святых Киприана и Иустины.

По указу Ивана Грозного все походные церкви, возведенные на Красной площади ранее, и новый храм было решено объединить в собор, который должен стать каменным. Но по возвращении в Москву был построен деревянный собор с приделами в количестве семи штук. Он был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Только через год деревянные строения были разобраны и началось строительство каменного храма, но еще не имевшего ничего общего с именем Василия Блаженного.

Причины основания храма

Храм Василия Блаженного в числе других построек Покровского храма появился только в 1588 году и стал 9 церковью уникального памятника православной веры. Причинами возведения храма Василия Блаженного стали события, происходившие во времена правления Ивана Васильевича Грозного и его сына Федора Ивановича.

Согласно легендам, Василий был юродивым и собирал милостыню на Красной площади, с чего кормился и жил. Одевался в лохмотья или совсем без одежды ходил даже в лютый мороз. Носил вериги, как символ покаяния и приношения себя в жертву ради Христа.

Имел дар исцеления и предвидения, о чем также свидетельствуют различные легенды или описания его жития.

Иван Грозный относился к юродивому с особым уважением и после его смерти, дата которой двоякая (1552 или 1557 годы), было дано разрешение на захоронение тела у стен Покровского храма. Согласно летописным документам, через несколько лет после смерти Василия от его мощей было зафиксировано несколько исцелений, что послужило причиной над могилой Василия Блаженного возвести раку из драгоценного металла с дорогими камнями и построить церковь, которая была освящена в честь этого святого.

Царь Федор Иванович установил дату почитания имени Василия Блаженного — 2 августа, в день свершения чудесного исцеления.

В отличие от других церквей, входивших в ансамбль храмов Покрова Пресвятой Богородицы, храм Василия Блаженного являлся самостоятельным строением и имел отдельный вход.

Причинами строительства многопридельного храма являются две версии:

  • Покровский собор должен был стать подобием монастыря Влахенского, в котором было явлено чудо Покрова Пресвятой Богородицы. Он имеет семибашенную форму. Покровский собор в Москве должен был ознаменовать идеологию государства того времени, что Москва является Третьим Римом.
  • Идею о многопридельном соборе предложил митрополит Макарий, который хотел в центре Москвы построить еще один город, символизирующий Иерусалим, так сказать, город в городе, что тоже перекликалось с концепцией Третьего Рима. Собор Покрова Пресвятой Богородицы — это Небесный Иерусалим и он должен быть неделим, поэтому и возведены все постройки на едином фундаменте.

Независимо от того, какая идея стала причиной создания религиозной святыни, она является объектом уникальной православной архитектуры, которая до сих пор вызывает восхищение у людей.

Как строился собор: версии

О строительстве собора, в ансамбль строений которого входит храм Василия Блаженного, существует несколько версий, кто является архитектором проекта и как сложилась их судьба после окончания работы.

Две версии выдвигают авторами шедевра следующие имена: Постник и Барма. Путаница кроется в том, один ли это человек или два разных.

  • Одна версия предполагает, что Иван Грозный пригласил реализовать его задумку архитектора из Пскова. Звали его Постник Яковлев, но в народе было прозвище Барма. Это указывает на то, что создавал проект Покровского храма и следил за его строительством один человек.
  • Вторая версия сводится к тому, что Постник и Барма — это два разных человека, которые совместно воплотили идею о многопридельном соборе в жизнь.
  • Третья версия не имеет отношения ни к Постнику, ни к Барме. Предполагается, что автором проекта был европейский архитектор, предположительно, итальянец. Стилистика храма очень схожа с мотивами Московского Кремля, строительством которого и занимался европейский архитектор. Но документального подтверждения версии нет.

Официальной версией принято считать второе предположение, что архитекторов было двое.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой храм Покрова на Нерли

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Основание музея в XIX–XX веках

Начало XX века ознаменовано для Покровского собора тем, что в 1918 году его взяли под охрану государства, как исторический объект национального и мирового масштаба. Службы в некоторых церквях полностью прекратились. Начался процесс перехода собора в статус музея.

В 1923 году в помещениях было решено разместить историко-архитектурный музей под руководством Е. И. Силина, который был научным сотрудником Государственного исторического музея.

В 1928 году собор Покрова Пресвятой Богородицы (в народе, Василия Блаженного) получил статус филиала Государственного исторического музея, который сохранился до настоящего времени.

До 1949 года в соборе велись исследовательские работы, которые открыли подземные лазы, соединяющие храм с Кремлем. Открылось функциональное значение некоторых комнат, разместившихся в подвальной части собора.

С 1991 года собор Василия Блаженного находится под совместным попечительством Государственного исторического музея и РПЦ.

Современное состояние храма

Сегодня собор полностью восстановлен и работает, совмещая в себе функции музея и места для совершения богослужений по воскресеньям и на Пасху.

В 2008 году Покровский собор получил статус одного из семи чудес России, а в 2017 году вошел в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, являясь уникальным архитектурным памятником и гордостью русского православия.

Источник: https://pravednik.info/istoriya-sozdaniya-xrama-vasiliya-blazhennogo.html

Менять окраску куполов запрещено — Пресса в образовании

Историки раскрыли только часть тайн собора Василия Блаженного.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известный нам как храм Василия Блаженного, был построен по велению Ивана Грозного в честь победы над Казанским ханством (начало штурма Казани — 1 октября 1552 года). Сейчас собор удивительным образом сочетает в себе действующий храм и музей. Вокруг храма ходит множество легенд, некоторые мы сегодня развенчаем.

Покровский собор — это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству.

битва, в которой наши войска одержали победу, произошла как раз в день Покрова Пресвятой Богородицы. Именно поэтому храм и был освящен в честь этого христианского праздника.

До сих пор доподлинно неизвестно, кто построил храм.

В наиболее раннем и полном источнике упоминаются два мастера: Барма и Постник.

Их происхождение остается неизвестным, их называют русскими (такое написание в источнике), не уточняя города, уроженцами которого они были. Некоторые исследователи находят подтверждения тому, что автором собора стал иностранный архитектор, поскольку в западноевропейском искусстве можно найти прототипы некоторых элементов, конструктивных особенностей здания.  Безусловно, это рождает легенды, разобраться в них нам помогла старший научный сотрудник музея «Покровский собор» Надежда Малышева.

Миф 1

Архитекторов собора ослепили, чтобы не смогли повторить шедевр

На самом деле: такие сюжеты широко представлены в зарубежной литературе первой половины XVII века.

И история об ослеплении мастеров была достаточно популярным клише того времени, его применили и к нашему собору. Никаких точных исторических данных по этому поводу нет. Скорее всего, такого события не было.

Мы можем об этом судить, потому что о казнях Ивана Грозного летопись сообщает очень подробно, часто с упоминанием имен и способа казни. Конечно, если бы такое событие произошло, тем более связано оно с памятником, о котором в летописи много было написано, то это обязательно нашло бы отражение в таком документе.

Мы же первую информацию об ослеплении находим только спустя несколько десятилетий после строительства храма.

В последнее время специалисты все больше сходятся во мнении, что автором проекта Покровского собора был иностранный мастер, скорее всего, итальянец или немец. Об этом можно судить по элементам архитектуры, которая нехарактерна для русской традиции. По композиции, по организации пространства собор полностью отличается от того, что строили на Руси.

К тому же в нашем государстве тогда работало много западноевропейских мастеров.

Миф 2

В подвалах Покровского собора хранится библиотека Ивана Грозного.

На самом деле: подвалов  в храме нет. Храм стоит на ленточном фундаменте, как это ни странно для такого большого сооружения. Это траншея по контуру собора, ее глубина около двух метров.

Вся конструкция держится на подклете — нижнем уровне.

У него даже толщина стен больше, чем в других местах здания, — она достигает трех метров.

Существовала версия, что от стены Кремля к собору вел подземный ход. Однако никаких подземных ходов во время реставрационных работ обнаружено не было. В конце XIX века проводили водяное отопление в подклет, для этого вырыли небольшие траншеи, но далеко не подземные ходы.

Миф 3

Храм построен на средства, которые собирал Василий Блаженный

На самом деле: это, разумеется, легенда, причем довольно поздняя. Во-первых, ни в одной из редакций жития юродивого упоминания об этом не было.

А во-вторых, конечно, один человек, сколько бы средств он ни имел, сколько бы их ни собирал, в одиночку подобное строительство просто не потянул бы. Сооружение такого масштаба можно было построить только на средства, которые выделялись из государственной казны.

Миф 4

В храме Василия Блаженного хранится рака с мощами святого

На самом деле: тело Василия Блаженного покоится в земле, в том месте, где он и был захоронен, «у стены строящегося собора». Его мощи никогда не обретались. Рака только обозначает место погребения юродивого. Она абсолютно пуста.

Миф 5

Храм Василия Блаженного является неточной копией разрушенной мечети Кул-Шариф в Казани

На самом деле: легенда возникла из-за причудливой формы куполов собора. Однако такую форму и раскраску они имели не сразу. Скорее всего, собор в середине XVI века имел обычные шлемовидные главы, даже не фигурные.

В конце XVI века, после больших пожаров, появляется упоминание о том, что главы были сделаны фигурными по разным образцам. Свои цвета они получили через много лет после строительства, в конце XVIII века, при Екатерине II.

Почему именно такую раскраску выбрали, неизвестно, однако в сохранившихся документах часто встречается упоминание, что менять ее нельзя. Почему? Это еще одна неразгаданная загадка собора.

Кстати

Когда в храме проводили службы в начале XX века, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.

Святой Василий Блаженный

Справка

Кем же был Василий Блаженный, в честь которого получил неофициальное название собор? Московским юродивым, которого за чудеса почитали святым.

Он был канонизирован в 1588 году. Утверждают, что Блаженный обладал даром провидения; ему приписывают множество чудес, исцелений, как при жизни, так и после смерти. Поговаривают, что сам Иван Грозный чтил Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих».

Когда незадолго до кончины Василий тяжело заболел, царь с семьей посещал его.

ИНФОГРАФИКА

Источник: https://vm.edupressa.ru/gazeta/otkrytyj-urok/menyat-okrasku-kupolov-zaprescheno/

Храм Василия Блаженного: визитной карточке России 450

Артем Кречетников Би-би-си, Москва

Image caption В честь юбилея глобальный поисковик Google на день сменил логотип

12 июля исполнилось 450 лет самому знаменитому архитектурному памятнику России — храму Василия Блаженного.

Несколько лет назад реставраторы обнаружили на стене под главным шатром собора, на почти пятидесятиметровой высоте, надпись, в которой строители указали точную дату завершения работ, соответствующую, по современному летоисчислению, 12 июля 1561 года.

Причудливое и красочное сооружение на южной оконечности Красной площади, около Спасских ворот Кремля, над Васильевским спуском к Москве-реке, известно всему миру. Даже в большей степени, чем Кремль, он является символом Москвы и России — как Эйфелева башня для Парижа и Биг Бен для Лондона.

Храмы на Руси строили по византийскому канону. Собор Василия Блаженного впервые воплотил национальные традиции деревянного зодчества с изобилием башенок, крылечек и переходов. В той же манере выполнены Храм Спаса на Крови, построенный в Петербурге на месте убийства Александра II и известный московский «новодел» 1990-х годов – Измайловский кремль.

Критики стиля «а-ля рюсс» находят, что собору Василия Блаженного недостает строгости и изящества форм, обвиняют его в «варварской пышности», называют «китчем XVI века» и «тортом с фигурками».

Немецкий путешественник 1840-х годов Блазиус писал: «Когда я в первый раз неожиданно увидел это чудище, то никак не мог опомниться и понять, что это: колоссальное растение, группа крутых скал, или здание?».

Другие — и таких большинство — считают храм «русским чудом». Очевидно, разделяет это мнение и ЮНЕСКО, включившее его в список памятников Всемирного культурного наследия.

Безвестный гений

Кремль и кремлевские соборы построили в конце XV-го, начале XVI века итальянские архитекторы Аристотель Фиораванти и Алоизий Новый. Собор Василия Блаженного примечателен еще и тем, что был творением национального гения.

В Европе к тому времени давно восторжествовали идеи Возрождения с его культом человека и, особенно, творческой личности. Леонардо, Рафаэль и Микеланджело были знамениты при жизни, и прекрасно знали себе цену.

Город должен состоять из разнообразных масс, если хотим, чтобы он доставлял удовольствие взорам. Пусть в нем совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачное готическое, и обремененное роскошью украшений восточное, и колоссальное египетское, и проникнутое стройным размером греческоеНиколай Гоголь

В России славили в веках, в основном, правителей и полководцев, а зодчим и иконописцам полагалось оставаться безвестными. Считалось, что их рукой водит Всевышний, и собственную персону выпячивать негоже. Пожалуй, единственным исключением из этого правила стал Андрей Рублев.

По последним данным, собор Василия Блаженного построил псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма, но стопроцентной уверенности в этом нет. Часть историков полагает, что речь идет о двух разных людях — Барме и Постнике.

Широко известное предание, будто Иван Грозный по окончании работ приказал ослепить мастеров, чтобы, как говорилось в написанной в 1938 году и вошедшей в школьные хрестоматии поэме Дмитрия Кедрина, «в земле его церковь стояла одна такова», документальных подтверждений не имеет.

Если архитектором действительно являлся Постник Яковлев, то он не мог быть ослеплен, поскольку через несколько лет участвовал в перестройке Казанского кремля.

«Поставь на место!»

Как заявил накануне юбилея замминистра культуры России Андрей Бусыгин, «большое чудо, что собор, который является святыней и символом России, уцелел».

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Самый узнаваемый символ России

В 1812 году Наполеон, оставляя Москву, приказал взорвать кремлевские башни и храм Василия Блаженного, но указание осталось невыполненным по причине спешки и экономии пороха.

В начале 1930-х годов московский партийный босс Лазарь Каганович, известный уничтожением Храма Христа Спасителя, собирался взорвать и храм Василия Блаженного — чтобы не мешал проходу военных парадов и демонстраций.

Аналогичная судьба постигла находящуюся на противоположном конце Красной площади часовню Иверской Божьей матери, ныне восстановленную.

Существует легенда, будто Каганович принес Сталину макет Красной площади со съемным храмом Василия Блаженного и убрал его, чтобы показать, как здорово будет выглядеть центр Москвы после задуманной им реконструкции, а Сталин сказал: «Лазарь, поставь на место!».

Дореволюционный настоятель храма, известный правый монархист протоиерей Иоанн Восторгов, был в 1919 году расстрелян ЧК, но службы в соборе продолжались еще 10 лет.

В 1937 году, когда наметился поворот от коммунистического интернационализма к государственничеству, была проведена масштабная наружная реставрация храма.

Четыре имени

Вообще-то, знаменитый собор называется Храмом Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Именовался он также Троицким и Иерусалимским.

Собор Василия Блаженного — неофициальное название по имени похороненного в нем знаменитого московского юродивого Василия Блаженного.

Василий родился на паперти, был учеником сапожника, а позже стал ходить нагим на торжище, согласно преданию, творил чудеса, не боялся говорить правду в глаза самому Ивану Грозному, и был канонизирован православной церковью в 1588 году.

«В советское время все остальные названия не упоминались. Блаженный, юродивый — почти человек из народа, почти пролетарий, и это было приемлемо для советской власти», — говорит старший научный сотрудник Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева Наталья Рогозина.

В честь взятия казани

Собор был построен по обету Ивана Грозного после победы над Казанским ханством в 1552 году. Работа началась через четыре года и длилась пять лет.

По некоторым данным, раньше на этом месте стояла деревянная церковь Живоначальной Троицы. Там же проходил ров, окружавший Кремль и засыпанный в XIX веке.

Храм изначально не был рассчитан на многочисленную паству и никогда не являлся главным кафедральным собором Москвы. Эту роль выполняли сначала Успенский собор Кремля, затем Храм Христа Спасителя.

На одно основание зодчие поставили девять церквей, соединенных сводами и галереями. Центральная была освящена в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Исламские мотивы?

Сейчас собор имеет 10 куполов – девять над церквями и еще один над колокольней. Раньше их было 25, но часть убрали в ходе реконструкции в царствование Екатерины II.

Считается, что композиция, где главной церкви подчинены малые, соответствовала идеям Ивана Грозного о сильной власти.

Известно, что Наполеон, впервые увидев собор Василия Блаженного, назвал его «мечетью».

Некоторые историки полагают, что основой архитектурного замысла послужила казанская мечеть Кул-Шариф. После взятия города Иван Грозный приказал ее разрушить, а золоченые «луковицы» вывезти в Москву.

Восемь глав московского храма якобы повторяют конфигурацию минаретов Кул-Шарифа, а самый высокий, девятый, как символ победы господствует над ними.

Совместное пользование

До революции собор реставрировался трижды: в 1737, 1784-1786 и 1900-1912 годах.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Патриарх Кирилл отслужил в храме литургию

С 1929 года храм был закрыт, и осмотреть его можно было только снаружи.

С 1991 года он находится в совместном пользовании Государственного Исторического музея и Русской православной церкви.

К настоящему времени завершена реставрация интерьеров четырех из девяти церквей. Сейчас специалисты занимаются восстановлением фресок XVI века в Южной галерее храма.

Ежедневно собор посещают в среднем две тысячи туристов. В дни престольных праздников (Покрова Богородицы и Василия Блаженного) проходят службы, а у раки святого каждое воскресенье читается акафист.

«Соседство с Мавзолеем и могилой Сталина практически не ощущается, — говорит настоятель храма игумен Всеволод (Варющенко). — Только в конце мая пионеры бьют в барабаны, у них проходит торжественная линейка. Ленина, конечно, с Красной площади надо бы убрать, но людей дразнить не хочется, некоторым он еще дорог. Со временем это само отомрет».

Утром 12 июля патриарх Кирилл отслужил в соборе Божественную литургию. Вечером на колокольне состоится выступление звонарей Московского Кремля.

Праздничные мероприятия продлятся до 14 октября, храмового праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Источник: https://www.bbc.com/russian/russia/2011/07/110712_moscow_cathedral_jubilee

Собор Василия Блаженного

В самом сердце России, а именно на Красной Площади, расположился величественный Собор Василия Блаженного. И мало кто знает, что он является одним из семи признанных чудес России! Каждый год тысячи туристов стоят в огромной очереди ради того, чтобы увидеть творение русских мастеров воочию.

Когда я оказалась внутри собора, у меня сложилось впечатление, будто на дворе XVI век. Собор Василия Блаженного обладает невероятной и очень приятной атмосферой, поэтому я стараюсь посещать его хотя бы раз в год. И, невзирая на то что собор давно является музеем, в нем сохранился дух того времени.

А познакомиться с другими достопримечательностями Москвы вы сможете, пройдя по этой ссылке.

Как добраться

Как я уже упоминала раньше, собор находится на Красной площади. Добраться туда можно несколькими способами:

  1. До Собора Василия Блаженного можно добраться от объединенных станций метро Театральная, Площадь Революции и Охотный ряд, выйдя в город на Манежную площадь. Надо обойти Исторический музей, за ним открывается потрясающий вид на Красную площадь, в конце которой вы увидите Собор Василия Блаженного. Есть еще один путь от станции метро Китай-город. Выходите на ул. Варварка и идете 15 минут до Большого Москворецкого моста, который рядом с Васильевским Спуском.
  2. Автобусы и троллейбусы также ходят до собора. Подробнее ознакомиться с транспортом Москвы, ценами, часами работы можно здесь. Ближайшая остановка называется «Красная площадь», до нее можно доехать на 25 автобусе. Остальные довезут вас до остановки «Театральная площадь», это маршруты автобусов Н1 (ночной), Н2 (ночной), 12ц и 144ц. И до остановки «Метро Китай-город (Славянская площадь)» троллейбусы 16, 45, 63 (круглосуточный) и автобусы Н4 (ночной), Н5 (ночной) и 158.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как будет по церковному имя Оксана

Время работы и стоимость билетов

  • 1 июня – 31 августа: с 10:00 до 19:00.
  • 1 сентября – 9 ноября: с 11:00 до 18:00.

Важно знать!
Собор не работает в среду.Кассы закрываются за 30 минут до окончания работы музея.

При температуре ниже 15°C музей сокращает время работы.

Стоимость билетов стандартная, также есть групповые и тематические экскурсии для детей и взрослых.

  • Взрослые, в том числе иностранные граждане – 350 р.
  • Студенты очной формы обучения в ВУЗах России – 100 р.
  • Студенты очной формы обучения в ВУЗах России в последнее воскресение месяца – 10 р.
  • Владельцы международных карт IYTC и ISIC – 100 р.
  • Семейный билет для граждан РФ и СНГ (мама, папа с одним или двумя детьми до 18 лет) – 600 р.
  • Школьники всех стран от 17-18 – 100 р.
  • Пенсионеры РФ и СНГ, а также льготные категории граждан РФ и СНГ – 100 р.
  • Дети и подростки до 16 лет – бесплатно.

Подробно о льготных категориях и бесплатном посещении вы можете посмотреть на официальном сайте музея.

Экскурсии

Собор удивляет не только своим пестрым видом, но и экскурсиями, которые работники музея готовят для посетителей. Самая интересная, которую я посетила вместе с младшей сестрой – это «Предивные главы Покровского собора» для детей от 7-ми лет.

Стоимость одного билет для школьника – 450 рублей, школьник + сопровождающий – 550 рублей. Профессиональные экскурсоводы познакомили деток с историей происхождения многоцветных глав собора.

Много рассказывали о декоративном убранстве и провели мастер класс по рисунку в техники пластилинографии. Мы с сестрой остались довольными.

В музее проводят обзорные и авторские экскурсии для школьников и студентов. На официальном сайте вы сможете найти темы экскурсий и записаться на них или за дополнительную плату воспользоваться аудиогидом.

История

Строительство Собора Василия Блаженного началось в 1555 году по приказу Ивана Грозного. Решение было принято после взятия Казани и победы над Казанским ханством. Много спорили о том, кто был архитектором каменной церкви, но главная версия гласит, что архитекторов было двое — Иван Брама и Постник Яковлев. Строительство длилось 11 лет, и наконец, в 1561 году, был построен Собор Василия Блаженного. И в этом же году 12 июля митрополит Макарий освятил собор.

Уже в советское время, в 1918 году, собор был взят под государственную охрану, началась активная реставрация музея. Ремонт шел под покровительством первого смотрителя Иоанна Кузнецова, который взял на себя заботу о реконструкции. Состояние собора было просто ужасным, но ему удалось восстановить его, и уже в 1923 году открылся историко-архитектурный музей «Покровский собор».

Сохранились не только иконы лучших московских и новгородских иконописцев XVI-XIX веков, но и фрески, церковная и бытовая посуда, древние молитвенники, женские украшения того времени и даже горшки с серебряными монетами.

Сейчас в соборе Василия Блаженного ведутся воскресные службы, а в церквях Покровского собора проводят молебны по престольным праздникам. Если вы решили прийти на службу, советую вам делать это не в туристический сезон, потому как музей открывается с 10 утра, служба еще продолжается, а толпы туристов уже во всю вооружились своими фотоаппаратами.

Архитектурные особенности

У Собора Василия Блаженного есть очень много архитектурных особенностей, ведь его планировка не характерна для сооружений XVI века. Многие иностранные гости Русского Царства, так называлась Россия при правлении Ивана Грозного, удивлялись его архитектуре.

Первая особенность заключается в том, что у собора отсутствует фасад. Это говорит о его многогранности, с какой стороны ни подойди, открывается парадный вид и кажется, что это и есть главный вход.

Второй особенностью является тот факт, что в соборе нет подвалов, в отличие от остальных храмов и соборов того времени. Вместо этого у него есть подклет с очень прочными стенами толщиной 3 метра.

Еще одна особенность – это девять церквей, которые объединены одним основанием, окольной галереей и внутренними переходами с потолком в виде свода. Галерея украшена причудливыми орнаментами, изображающими растительность, которые также нехарактерны для того времени.

Они названы в честь святых праздников, которые пришлись на решающие дни битвы за Казань:

  • Центральная церковь – Покровская.
  • Восточная церковь − Троицкая.
  • Юго-восточная церковь − Александра Свирского.
  • Южная церковь − Николая Чудотворца.
  • Юго-западная церковь − Варлаама Хутынского.
  • Западная церковь – Вход Господня в Иерусалим.
  • Северо-западная церковь − Св. Григория Армянского.
  • Северная церковь – Св. Адриана и Наталии.
  • Северо-восточная церковь − Иоанна Милостивого.

Удивительно, что архитекторам удалось объединить традиции русского и западноевропейского искусства эпохи Возрождения, что придает неповторимый облик собору.

Купола

У Собора Василия Блаженного 10 необыкновенной красоты куполов, которые вы нигде больше не встретите. Каждый купол уникальный и совсем не похож на остальные. Сочетания голубого, белого, желтого, зеленого, красного и золотого создают некую торжественную атмосферу.

А неповторимые формы притягивают взгляд, и уже невозможно оторваться!
Правда, не всегда купола выглядели именно так. Собор неоднократно подвергался пожарам, и каждый раз их облик менялся. Они были обиты немецким железом и имели темно-зеленый цвет. Позже появились первые изразцы, а цвет приобрели только в 1780-х гг.

После реставрации 1967-1969 гг. непрочное железо заменили на долговечную медь.

***

Собор Василия Блаженного – это не просто собор на главной площади страны. Это уникальное культурное наследие, которое нам необходимо сберечь. Ведь не зря его отнесли к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. Музей богат росписями и древними иконами, а декор собора и его архитектура настолько неповторима, что собор узнают по всему миру!

Источник: https://travelask.ru/russia/moscow/sobor-vasiliya-blazhennogo

Собор Василия Блаженного в России

Освобождая Красную площадь от построек, «мешающих» проводить масштабные праздничные мероприятия (парады и демонстрации), Лазарь Каганович предложил полностью разобрать собор Василия Блаженного.

А чтобы убедить Сталина в своей правоте, для наглядности изготовил макет площади, с которого можно было бы снять церковь.

Но всё пошло не так, как он планировал: когда он забрал собор с макета, вождь этих действий не оценил и сказал фразу, вошедшую в историю храма навсегда: «Лазарь, поставь на место!».

Покровский собор

Находится собор Василия Блаженного в столице России, в Москве, недалеко от Кремля, в южной части Красной площади. На географической карте его можно обнаружить по следующим координатам: 55° 45′ 9.25″ с. ш., 37° 37′ 23.27″ в. д.
Огромный каменный храм появился здесь после того, как царь Иван Грозный пообещал Богу в случае успеха Казанского похода возвести собор.

А пока длились военные действия, после каждой серьёзной победы на Красной площади вокруг Троицкой церкви возводили временные церквушки, посвящённые святым, в день которых было выиграно сражение. Когда война закончилась победой, царь велел на месте этих церквей (всего оказалось восемь построек) возвести одну, каменную, которая простояла бы века, и в честь того, что окончательная победа пришла на Покрову, в октябре 1552 г., назвать храм Покровским собором.

Новую церковь возвели очень быстро, за шесть лет. Строительство московского храма началось в 1555 г., а закончилось в 1561 г. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению о том, кто именно был его архитектором. Официальная версия говорит о том, что за строительные работы отвечали зодчие Плотник Яковлев и Барма, но в последнее время многие историки согласны с тем, что архитектором храма являлся лишь один мастер – Иван Яковлевич Барма, в народе – Плотник.

Висячие сады Семирамиды119834.4526

Некоторые историки выдвигают ещё одну ничем не подтверждённую гипотезу о том, что архитектором здания является итальянский мастер (об этом свидетельствует оригинальный стиль постройки, сочетающий в себе как элементы русского зодчества, так и европейской архитектуры времён Ренессанса).

После того как строительство было закончено, возникла легенда о том, что царь велел ослепить зодчих, дабы они не смогли возвести храм подобной красоты. В последнее время историки сходятся на том, что это лишь миф, поскольку существуют документы, подтверждающие архитектурную деятельность Плотника, который занимался строительством Казанского кремля и других зданий.

Названия храма

Ещё до начала строительных работ, московский царь Иван Грозный, недалеко возведённый от Кремля храм, наименовал Покровским собором. Москвичи ещё долго именовали собор Троицкой церковью (ранее находящаяся святыня была посвящена Святой Троице).

А некоторое время спустя после завершения строительства люди прозвали храм собором Василия Блаженного – в честь местного юродивого, который постоянно, вне зависимости от сезона, ходил с цепями, одетыми на голое тело.

Василий Блаженный обладал ясновидением и сумел предсказать пожар, который в 1547 году почти уничтожил Москву.

Умер он в 1557 году и был похоронен возле стен недостроенной святыни, а через тридцать лет над его могилой возвели придел, пристройку, в которой установили алтарь с престолом для богослужений. Естественно, придел получил имя блаженного, которого в это же канонизировали: над местом его захоронения было зафиксировано не одно чудесное исцеление.

После того как была закончена пристройка, служения в московском соборе стали проводить каждый день: ранее храм не отапливался, а потому богослужения в нём происходили лишь в тёплое время года (новая пристройка была более просторная и тёплая).

Строительство

Собор архитекторы строили из кирпича – материала по тем временам довольно нового и непривычного (обычно при строительстве храмов зодчие использовали белый тёсаный камень). В западной части храма мастера смогли даже выложить перекрытие из кирпичей, проделав в них круглые отверстия, вставив металлическую скрепку и надежно скрепив между собой.

Уже на первоначальном этапе архитектор столкнулся с первой проблемой: здание нужно было построить на песчаном рыхлом и влажном грунте (сказывалась близость протекающей поблизости Москвы-реки), из-за чего было невозможно сделать глубокий фундамент (фундамент храма имеет глубину в несколько метров). Чтобы разрешить ситуацию, архитекторы применили очень интересный ход: опирается массивная конструкция храма на состоящий из нескольких помещений подклет – нижний этаж, высота которого составляет шесть, а ширина стен – три метра, при этом подклет имеет очень мощные своды и перекрытия.

В качестве строительного материала для нижнего этажа было решено остановиться на белом известняке: его способность хорошо впитывать влагу, давала возможность минимизировать риск подтопления в случае наводнения. После того как подклеты были установлены, на них поставили восьмиугольные основы, на которых планировалось возвести будущие храмы (таким образом, основа здания внешне напоминала пчелиные соты и отличалась повышенной прочностью).

Интересно, что специалисты, говоря про тайны собора Василия Блаженного, нередко упоминают про тайники, которые обустраивали в специальных нишах нижнего этажа (до конца XVI ст. здесь даже прятали царскую казну, а богатые горожане – своё имущество).

Попасть сюда было непросто – о лестнице, ведущей из церкви Покрова Божьей Матери, знали лишь несколько человек, а впоследствии и этот узкий проход был замурован. Обнаружили ход лишь в 1930 г., когда проводили реставрационные работы, сейчас в помещениях подклета хранятся иконы собора.

Интересный способ применили архитекторы, создавая акустику внутри собора (метод нередкий при строительстве древнерусских церквей): для того, чтобы создать хорошее звучание, в стены храма архитекторы вмонтировали глиняные горшки, голосники, направив их горловинами в сторону внутреннего пространства здания. Такой метод давал возможность облегчить давление на несущие части храма.

Описание храма

Давая описание московского храма, специалисты акцентируют внимание на том, что он лишён чётко выраженного главного фасада: все его стороны выглядят основными. Высота сооружения достигает 65 метров, поэтому на протяжении долгого времени храм считался самым высоким зданием города.

В наше время, глядя на храм, трудно поверить, что изначально собор не был таким пёстрым: судя по описаниям, стены церкви были белого цвета. Перекрашивать его стали уже некоторое время спустя, причём делали это, кардинально меняя облик собора – историки обнаружили на его стенах рисунки, изображающие ложные окна, кокошники, памятные надписи. Полихромная и растительная роспись на красном фоне появилась лишь в конце XVII ст.

Судя по дошедшим описаниям, в прежние времена Покровский собор был более красивым и нарядным: он имел более сложную роспись, а основной купол опоясывали меньшие.

Внешний вид здания был довольно сильно изменён уже через сто лет после окончания строительства: пристроили два крыльца, внешнюю галерею перекрыли сводами, а внутри собора расписали стены. Поэтому в храме можно увидеть сочетание редких памятников древнерусской иконописи с фресками шестнадцатого века, росписью семнадцатого, масляной живописью восемнадцатого.

Возводили храм, учитывая стороны света: ориентируясь на них, соорудили четыре церкви, и столько же построили по диагонали. Покровский собор насчитывает девять церквей: в центре – основной храм Покрова Божьей Матери, окружённый четырьмя большими (от 20 до 30 м) и четырьмя малыми церквами (около 15 м), возле которых находилась колокольня и придел Василия Блаженного. Все эти церкви находятся на одном основании, имеют общую обходную галерею и соединяются внутренними коридорами.

Купола Покровского собора

Сначала на Покровском соборе было установлено двадцать пять куполов, символизирующих Господа и старцев, находящихся возле его трона. Впоследствии их осталось лишь десять: один расположен над колокольней, другой возвышается над приделом Василия Блаженного, остальные – каждый над своим храмом. При этом все они отличаются друг от друга: уникален не только рисунок больших куполов, но и отделка каждого барабана.

Учёные выдвигают предположение, что изначально купола имели шлемовидную форму, но довольно скоро были заменены на луковичную форму, теперешняя расцветка появилась лишь в середине XIX ст., а до XVII ст. храм имел купола золотого цвета.

Храм в наши дни

Судя по описаниям, на протяжении всей истории храм Василия Блаженного не раз перестраивался и менял облик (свою лепту в необходимости проведения частых ремонтных работ вносили и частые пожары, которые были нередки в городе).

Потрясающие 7 чудес света древнего мира119834.785

Впервые на грани исчезновения собор Василия Блаженного очутился в 1812 году, когда французы, покидая столицу России, заминировали его (правда, взорвать его они по каким-то причинам не смогли, но церковь разграбили). Когда война закончилась, Покровский собор был не только отреставрирован, но и со стороны реки его стена была украшена чугунной оградой.

Самые печальные времена храм пережил в XX ст. В 1918 году большевики расстреляли настоятеля церкви Иоанна Восторгова за «антисемитскую пропаганду». Через три года из собора изъяли все ценности, а здание передали Историческому музею. Ещё некоторое время он являлся действующей церковью, пока в 1929 г. богослужения не запретили, сняв все колокола (богослужения в соборе возобновились лишь в 1991 г.).

Второй раз на грани исчезновения храм оказался в 1936 г., когда реставратору Петру Барановскому предложили измерить храм, чтобы впоследствии снести. В ответ на это архитектор категорически заявил, что идея эта безумна и преступна, и пригрозил покончить с собой, если её осуществят. Сразу после этого последовал арест, но церковь не тронули: слишком уж много у неё оказалось защитников. Поэтому, когда через полгода его освободили, храм стоял на прежнем месте.

Источник: https://awesomeworld.ru/sozdannoe-rukami-cheloveka/sobor-vasiliya-blazhennogo.html

Собор Василия Блаженного на карте

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известный как храм Василия Блаженного, был построен по приказу Ивана Грозного в честь взятия Казани. Популярная легенда гласит, что суровый царь ослепил построивших шедевр архитекторов, чтобы они не смогли повторить свое творение.

Историки этот миф опровергают, но зданий, подобных леденцовому собору, в мире действительно не найти. Фантастическое смешение цветов, форм и узоров по началу пугает, но, вглядевшись, ты обнаруживаешь удивительную гармоничность храма.

Не зря именно собор Василия Блаженного украшает собой половину фотографий, которые впечатлительные иностранцы привозят из далекой России.

В архитектуре собора без труда угадывается классический русский стиль, в котором изначально создавались деревянные церкви: центральный шатровый купол окружен четырьмя большими и четырьмя маленькими куполами-луковицами. Через 30 лет после первоначального строительства храм был дополнен еще одной церковью, отмечавшей место захоронения знаменитого московского юродивого. Официально имя Василия Блаженного носит только она.

Ищете отели в Москве?У нас есть выгодные предложения

Пышное внутреннее убранство вполне соответствует блестящему внешнему виду. Потолки собора расписаны фресками, а стены покрыты великолепными иконостасами. По храму проводятся экскурсии, рассказывающие не только о настоящем церкви, но и о ее непростом и богатом событиями прошлом. В 1812 году занявший Москву Наполеон отдал приказ об уничтожении здания, которое он называл «мечетью».

По счастью, времени на претворение приказа в жизнь императору не хватило. Городские легенды утверждают, что не меньшая опасность угрожала храму и в 1930-е годы. Лазарь Каганович разработал проект, предусматривающий снос Василия Блаженного для освобождения места под военные парады. Для наглядности был создан даже макет площади со снимающимся собором.

Но когда Каганович эффектным жестом сорвал храм с макета, раздался голос Сталина, якобы произнесшего историческую фразу «Лазарь, собор поставь на место».

Перед входом в Покровский собор стоит еще одна московская достопримечательность — памятник Минину и Пожарскому. Бронзовых руководителей народного ополчения, защищавшего город от польских интервентов, перенесли сюда в 1931 году с центра Красной площади.

Популярные направления перелетов в Москву:

Источник: https://www.ozon.travel/guides/Sobor-Vasiliia-Blazhiennogho--aT9aa4C/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Что означает имя Самир в исламе

Закрыть