Собор Василия Блаженного
В самом сердце России, а именно на Красной Площади, расположился величественный Собор Василия Блаженного. И мало кто знает, что он является одним из семи признанных чудес России! Каждый год тысячи туристов стоят в огромной очереди ради того, чтобы увидеть творение русских мастеров воочию.
Когда я оказалась внутри собора, у меня сложилось впечатление, будто на дворе XVI век. Собор Василия Блаженного обладает невероятной и очень приятной атмосферой, поэтому я стараюсь посещать его хотя бы раз в год. И, невзирая на то что собор давно является музеем, в нем сохранился дух того времени.
А познакомиться с другими достопримечательностями Москвы вы сможете, пройдя по этой ссылке.
Как добраться
Как я уже упоминала раньше, собор находится на Красной площади. Добраться туда можно несколькими способами:
- До Собора Василия Блаженного можно добраться от объединенных станций метро Театральная, Площадь Революции и Охотный ряд, выйдя в город на Манежную площадь. Надо обойти Исторический музей, за ним открывается потрясающий вид на Красную площадь, в конце которой вы увидите Собор Василия Блаженного. Есть еще один путь от станции метро Китай-город. Выходите на ул. Варварка и идете 15 минут до Большого Москворецкого моста, который рядом с Васильевским Спуском.
- Автобусы и троллейбусы также ходят до собора. Подробнее ознакомиться с транспортом Москвы, ценами, часами работы можно здесь. Ближайшая остановка называется «Красная площадь», до нее можно доехать на 25 автобусе. Остальные довезут вас до остановки «Театральная площадь», это маршруты автобусов Н1 (ночной), Н2 (ночной), 12ц и 144ц. И до остановки «Метро Китай-город (Славянская площадь)» троллейбусы 16, 45, 63 (круглосуточный) и автобусы Н4 (ночной), Н5 (ночной) и 158.
Время работы и стоимость билетов
- 1 июня – 31 августа: с 10:00 до 19:00.
- 1 сентября – 9 ноября: с 11:00 до 18:00.
Важно знать!
Собор не работает в среду.Кассы закрываются за 30 минут до окончания работы музея.
При температуре ниже 15°C музей сокращает время работы.
Стоимость билетов стандартная, также есть групповые и тематические экскурсии для детей и взрослых.
- Взрослые, в том числе иностранные граждане – 350 р.
- Студенты очной формы обучения в ВУЗах России – 100 р.
- Студенты очной формы обучения в ВУЗах России в последнее воскресение месяца – 10 р.
- Владельцы международных карт IYTC и ISIC – 100 р.
- Семейный билет для граждан РФ и СНГ (мама, папа с одним или двумя детьми до 18 лет) – 600 р.
- Школьники всех стран от 17-18 – 100 р.
- Пенсионеры РФ и СНГ, а также льготные категории граждан РФ и СНГ – 100 р.
- Дети и подростки до 16 лет – бесплатно.
Подробно о льготных категориях и бесплатном посещении вы можете посмотреть на официальном сайте музея.
Экскурсии
Собор удивляет не только своим пестрым видом, но и экскурсиями, которые работники музея готовят для посетителей. Самая интересная, которую я посетила вместе с младшей сестрой – это «Предивные главы Покровского собора» для детей от 7-ми лет.
Стоимость одного билет для школьника – 450 рублей, школьник + сопровождающий – 550 рублей. Профессиональные экскурсоводы познакомили деток с историей происхождения многоцветных глав собора.
Много рассказывали о декоративном убранстве и провели мастер класс по рисунку в техники пластилинографии. Мы с сестрой остались довольными.
В музее проводят обзорные и авторские экскурсии для школьников и студентов. На официальном сайте вы сможете найти темы экскурсий и записаться на них или за дополнительную плату воспользоваться аудиогидом.
История
Строительство Собора Василия Блаженного началось в 1555 году по приказу Ивана Грозного. Решение было принято после взятия Казани и победы над Казанским ханством. Много спорили о том, кто был архитектором каменной церкви, но главная версия гласит, что архитекторов было двое — Иван Брама и Постник Яковлев. Строительство длилось 11 лет, и наконец, в 1561 году, был построен Собор Василия Блаженного. И в этом же году 12 июля митрополит Макарий освятил собор.
Уже в советское время, в 1918 году, собор был взят под государственную охрану, началась активная реставрация музея. Ремонт шел под покровительством первого смотрителя Иоанна Кузнецова, который взял на себя заботу о реконструкции. Состояние собора было просто ужасным, но ему удалось восстановить его, и уже в 1923 году открылся историко-архитектурный музей «Покровский собор».
Сохранились не только иконы лучших московских и новгородских иконописцев XVI-XIX веков, но и фрески, церковная и бытовая посуда, древние молитвенники, женские украшения того времени и даже горшки с серебряными монетами.
Сейчас в соборе Василия Блаженного ведутся воскресные службы, а в церквях Покровского собора проводят молебны по престольным праздникам. Если вы решили прийти на службу, советую вам делать это не в туристический сезон, потому как музей открывается с 10 утра, служба еще продолжается, а толпы туристов уже во всю вооружились своими фотоаппаратами.
Архитектурные особенности
У Собора Василия Блаженного есть очень много архитектурных особенностей, ведь его планировка не характерна для сооружений XVI века. Многие иностранные гости Русского Царства, так называлась Россия при правлении Ивана Грозного, удивлялись его архитектуре.
Первая особенность заключается в том, что у собора отсутствует фасад. Это говорит о его многогранности, с какой стороны ни подойди, открывается парадный вид и кажется, что это и есть главный вход.
Второй особенностью является тот факт, что в соборе нет подвалов, в отличие от остальных храмов и соборов того времени. Вместо этого у него есть подклет с очень прочными стенами толщиной 3 метра.
Еще одна особенность – это девять церквей, которые объединены одним основанием, окольной галереей и внутренними переходами с потолком в виде свода. Галерея украшена причудливыми орнаментами, изображающими растительность, которые также нехарактерны для того времени.
Они названы в честь святых праздников, которые пришлись на решающие дни битвы за Казань:
- Центральная церковь – Покровская.
- Восточная церковь − Троицкая.
- Юго-восточная церковь − Александра Свирского.
- Южная церковь − Николая Чудотворца.
- Юго-западная церковь − Варлаама Хутынского.
- Западная церковь – Вход Господня в Иерусалим.
- Северо-западная церковь − Св. Григория Армянского.
- Северная церковь – Св. Адриана и Наталии.
- Северо-восточная церковь − Иоанна Милостивого.
Удивительно, что архитекторам удалось объединить традиции русского и западноевропейского искусства эпохи Возрождения, что придает неповторимый облик собору.
Купола
У Собора Василия Блаженного 10 необыкновенной красоты куполов, которые вы нигде больше не встретите. Каждый купол уникальный и совсем не похож на остальные. Сочетания голубого, белого, желтого, зеленого, красного и золотого создают некую торжественную атмосферу.
А неповторимые формы притягивают взгляд, и уже невозможно оторваться!
Правда, не всегда купола выглядели именно так. Собор неоднократно подвергался пожарам, и каждый раз их облик менялся. Они были обиты немецким железом и имели темно-зеленый цвет. Позже появились первые изразцы, а цвет приобрели только в 1780-х гг.
После реставрации 1967-1969 гг. непрочное железо заменили на долговечную медь.
***
Собор Василия Блаженного – это не просто собор на главной площади страны. Это уникальное культурное наследие, которое нам необходимо сберечь. Ведь не зря его отнесли к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. Музей богат росписями и древними иконами, а декор собора и его архитектура настолько неповторима, что собор узнают по всему миру!
Источник: https://travelask.ru/russia/moscow/sobor-vasiliya-blazhennogo
Храм василия блаженного москва, история создания покровского собора, описание внешнего вида, ажурного крыльца, архитектор, сколько куполов, высота, где находится, мощи василия блаженного, интересные факты
В 1561 году была освящена одна из самых известных церквей России — Покровский собор, или, как его называют иначе, храм Василия Блаженного. Портал «Культура.РФ» вспомнил интересные факты из истории его создания.
Храм Василия Блаженного. 1555–1561. Фотография: tournavigator.net
Храм-памятник
Покровский собор — это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству.
битва, в которой русские войска одержали победу, произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы. И храм был освящен в честь этого христианского праздника.
Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, — Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других.
Грандиозная стройка в рекордные сроки
Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее во время походов на Казань возводились храмы — они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне.
Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы.
Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем — это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана.
Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет — с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы .
Храм в честь прорицателя
Хотя официальное название собора — собор Покрова на Рву, все знают его как храм Василия Блаженного. По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним.
Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года. Сын Ивана Грозного Федор Иоаннович распорядился построить церковь, посвященную Василию Блаженному. Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда — круглый год, и днем, и ночью.
Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного.
Царская сокровищница и аналой на Лобном месте
В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание — перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировались они через специальные узкие отверстия — продухи.
Изначально помещение использовали как склад — там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей.
Позже узкий вход в подклет заложили — его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов.
При своих колоссальных внешних размерах, внутри Покровский собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник.
Зимой собор и вовсе был закрыт, так как не отапливался. Когда в храме начали проводить службы, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось очень мало людей.
Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.
Русский зодчий или европейский мастер
До сих пор доподлинно неизвестно, кто построил храм Василия Блаженного. У исследователей есть несколько вариантов. Один из них — собор возвели древнерусские зодчие Постник Яковлев и Иван Барма.
По другой версии, Яковлев и Барма были на самом деле одним человеком. Третий вариант гласит, что автором собора стал иностранный архитектор.
Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно.
Кем бы ни был архитектор, существуют печальные легенды о его дальнейшей судьбе. Согласно им, когда Иван Грозный увидел храм, то был поражен его красотой и велел ослепить зодчего, чтобы тот никогда и нигде не повторил свою величественную постройку. Другая легенда гласит, что строителя-иностранца и вовсе казнили — по той же причине.
Иконостас с заворотом
Иконостас для собора Василия Блаженного создали в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом — он настолько велик для небольшого храма, что продолжается на боковых стенах. Его украшают старинные иконы — Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке.
Также храм декорирован росписями — они созданы на стенах здания в разные годы. Здесь изображены Василий Блаженный, Богородица, главный купол украшен ликом Спаса Вседержителя.
«Лазарь, поставь на место!»
Собор несколько раз едва не разрушили. Во время Отечественной войны 1812 года здесь разместились французские конюшни, а после храм и вовсе собирались взорвать.
Уже в советское время сподвижник Сталина Лазарь Каганович предлагал разобрать собор, чтобы на Красной площади стало больше места для парадов и демонстраций. Он даже создал макет площади, и здание храма с нее легко снималось.
Но Сталин, увидев архитектурный образец, сказал: «Лазарь, поставь на место!»
Источник: https://achair-city.ru/molebny/hram-vasiliya-blazhennogo-moskva-istoriya-sozdaniya-pokrovskogo-sobora-opisanie-vneshnego-vida-azhurnogo-kryltsa-arhitektor-skolko-kupolov-vysota-gde-nahoditsya-moshhi-vasiliya-blazhennogo-interesnye.html
Храм Василия Блаженного: история создания
Жители Москвы, а также ее гости, попав на главную площадь города, Красную площадь, замирают в восхищении, увидев рядом с Кремлем непревзойденный по своей красоте храм Василия Блаженного.
Этот памятник российской истории и культуры со своими разноцветными расписными маковками давно стал неотъемлемой частью столицы России и ее символом. Официальное название этой достопримечательности — собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву.
До XVII века собор назывался Троицким, так как первоначально построенный деревянный храм был посвящен Святой Троице. В настоящее время собор входит в список мирового культурного наследия и находится под защитой организации UNESCO.
История строительства Храма Василия Блаженного.
Приказ о сооружении Покровского собора был отдан Иваном Грозным в честь победы над Казанским ханством и взятия штурмом неприступной Казанской крепости.
Это событие произошло в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которого храм и получил название. Строительство началось в 1555 году и завершилось спустя шесть лет. Достоверных данных о зодчих, возводивших собор, не сохранилось.
Большинство исследователей склоняются к мнению, что это работа псковского мастера Постника Яковлева, имевшего прозвище Барма.
После пристройки к существующим храмам в 1588 году церкви Василия Блаженного, собор обрел свое имя. По замыслу автора ансамбль храмов являлся символом Небесного Иерусалима. Взамен сгоревших церковных покрытий в конце XVI столетия появились привычные для нашего взгляда фигурные маковки.
В 80-х годах XVII века над лестницами, ведущими в храм, возвели украшенные шатрами крылечки, а открытая галерея, окружавшая собор, обрела своды. В росписи поверхности галереи мастера использовали травные мотивы, а во время проведения реставрационных работ первой половины XIX века вокруг собора была установлена чугунная ограда.
С первых дней советской власти Собор Василия Блаженного в Москве находится под защитой государства, хотя до 1923 года он находился в запустении. После создания в нем историко-архитектурного музея были сделаны капитальные строительные работы и проведена комплектация фондов.
21 мая 1923 года первые посетители перешагнули его порог. С 1928 он года является филиалом Государственного исторического музея. В конце 1929 года с храма сняли колокола и запретили проводить богослужения.
На время Великой Отечественной Войны музей был закрыт, но после ее окончания и проведения очередных реставрационных мероприятий музей вновь открыл свои двери для посетителей. Начало 90-х годов XX века ознаменовалось возобновлением церковных служений в храме.
С этого же времени собором совместно пользуются музей и Российская православная церковь.
Высота храма Василия Блаженного составляет 65 метров. Но, несмотря на эту скромную цифру, красота собора никого не оставляет равнодушным. Благодаря тому, что в его ансамбль входит девять церквей, возведенных на общем фундаменте, он входит в список самых крупных соборов мира по своему объему.
Уникальность храма состоит в том, что у него нет явно выраженного главного входа. Впервые войдя в храм, можно запутаться в его планировке. Но, если взглянуть на него с высоты птичьего полета, или на его чертеж (вид сверху), размещенный на стене одной из церквей, все становится ясным и понятным.
Церкви Храма Василия Блаженного.
В центре комплекса стоит столпообразная церковь, освященная в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Центральные выходы основных, окружающих ее храмов обращены к четырем сторонам света. Между ними возведены меньшие по размеру церкви, завершающие композицию.
При взгляде сверху на весь ансамбль можно ясно разглядеть два квадрата, повернутых друг к другу под углом и составляющие правильную восьмиконечную звезду, символизирующую воскрешение Иисуса Христа. Сами стороны квадратов, помимо четырех концов животворящего креста, означали твердость веры.
А объединение церквей вокруг Столпового храма символизирует единство веры и Божьей защиты, распростертой над Россией. Колокольня, построенная в 1670 году, находится немного поодаль.
Тайник в храме.
Еще одной особенностью уникального ансамбля является отсутствие подвальных помещений. Он воздвигнут на подклете – комплексе помещений, высота стен которого превышает шесть метров, а толщина достигает более трех метров. В его стенах предусмотрены специальные отверстия, служащие для создания в помещениях постоянного микроклимата, не зависящего от времени года.
В древние времена подклет использовался как потайное хранилище для церковных ценностей и царской казны. В тайник можно было попасть только со второго этажа центрального собора по секретной лестнице, располагавшейся в стене. Сейчас здесь оборудовано хранилище икон, которые принадлежат храму Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву.
Старейшим из них является образ Василия Блаженного, датируемый концом XVI столетия.
Весь ансамбль опоясывает крытая обходная галерея, давно ставшая с ним одним целым. Как и внутренняя обводная, она расписана травным и растительным узором, относящимся к XVII столетию.
Их полы выложены кирпичом частично елочной кладкой, а некоторые участки особым узором в «розеточку».
Интересно, что кирпичи, сохранившиеся с шестнадцатого столетия, более устойчивы к истиранию, чем используемые при реставрационных работах.
Храм Василия Блаженного внутри.
Внутреннее убранство всех слагающих комплекс девяти храмов не похоже одно на другое и отличается по стилю росписи, цветовой гамме и по манере ее исполнения.
В оформлении части стен использована роспись маслом, а в некоторых сохранились фрески, датируемые шестнадцатым веком.
Главным богатством собора являются его уникальные иконостасы, в которых собраны более четырехсот бесценных икон, относящихся к периоду XVI-XIX столетий и принадлежащих кисти московских и новгородских мастеров.
После возвращения храма в лоно православной церкви, произошедшего в светлый праздник Покрова, музей начал возобновление коллекции колоколов. Сегодня можно увидеть девятнадцать экспонатов, представляющих шедевры литейного искусства.
«Старейший» из них отлит еще за пять лет до взятия Казани, а самому молодому в 2016 году исполняется двадцать лет. Своими глазами можно увидеть доспехи и оружие, с которыми войска Ивана Грозного шли на приступ Казанского Кремля.
Кроме уникальных икон внутри храма Василия Блаженного можно ознакомиться с полотнами русских мастеров портретной и пейзажной живописи девятнадцатого столетия. Гордостью музейной экспозиции является коллекция старинных рукописных и первопечатных книг.
Осмотреть все бесценные экспонаты музея и побродить по собору Покрова Пресвятой Богородицы можно как в составе групповой экскурсии, так и заказать индивидуальное посещение. Следует помнить, что можно вести фото и видеосъемку, внеся отдельную оплату через кассу музея.
Между подклетом и вторым этажом храма находятся магазинчики, в которых можно приобрести сувенир на память.
Источник: https://hram-slava.ru/svyatye-mesta/hram-vasiliya-blazhennogo-istoriya-sozdaniya.html
Храм Василия Блаженного: визитной карточке России 450
Артем Кречетников Би-би-си, Москва
Image caption В честь юбилея глобальный поисковик Google на день сменил логотип
12 июля исполнилось 450 лет самому знаменитому архитектурному памятнику России — храму Василия Блаженного.
Несколько лет назад реставраторы обнаружили на стене под главным шатром собора, на почти пятидесятиметровой высоте, надпись, в которой строители указали точную дату завершения работ, соответствующую, по современному летоисчислению, 12 июля 1561 года.
Причудливое и красочное сооружение на южной оконечности Красной площади, около Спасских ворот Кремля, над Васильевским спуском к Москве-реке, известно всему миру. Даже в большей степени, чем Кремль, он является символом Москвы и России — как Эйфелева башня для Парижа и Биг Бен для Лондона.
Храмы на Руси строили по византийскому канону. Собор Василия Блаженного впервые воплотил национальные традиции деревянного зодчества с изобилием башенок, крылечек и переходов. В той же манере выполнены Храм Спаса на Крови, построенный в Петербурге на месте убийства Александра II и известный московский «новодел» 1990-х годов – Измайловский кремль.
Критики стиля «а-ля рюсс» находят, что собору Василия Блаженного недостает строгости и изящества форм, обвиняют его в «варварской пышности», называют «китчем XVI века» и «тортом с фигурками».
Немецкий путешественник 1840-х годов Блазиус писал: «Когда я в первый раз неожиданно увидел это чудище, то никак не мог опомниться и понять, что это: колоссальное растение, группа крутых скал, или здание?».
Другие — и таких большинство — считают храм «русским чудом». Очевидно, разделяет это мнение и ЮНЕСКО, включившее его в список памятников Всемирного культурного наследия.
Безвестный гений
Кремль и кремлевские соборы построили в конце XV-го, начале XVI века итальянские архитекторы Аристотель Фиораванти и Алоизий Новый. Собор Василия Блаженного примечателен еще и тем, что был творением национального гения.
В Европе к тому времени давно восторжествовали идеи Возрождения с его культом человека и, особенно, творческой личности. Леонардо, Рафаэль и Микеланджело были знамениты при жизни, и прекрасно знали себе цену.
Город должен состоять из разнообразных масс, если хотим, чтобы он доставлял удовольствие взорам. Пусть в нем совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачное готическое, и обремененное роскошью украшений восточное, и колоссальное египетское, и проникнутое стройным размером греческоеНиколай Гоголь
В России славили в веках, в основном, правителей и полководцев, а зодчим и иконописцам полагалось оставаться безвестными. Считалось, что их рукой водит Всевышний, и собственную персону выпячивать негоже. Пожалуй, единственным исключением из этого правила стал Андрей Рублев.
По последним данным, собор Василия Блаженного построил псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма, но стопроцентной уверенности в этом нет. Часть историков полагает, что речь идет о двух разных людях — Барме и Постнике.
Широко известное предание, будто Иван Грозный по окончании работ приказал ослепить мастеров, чтобы, как говорилось в написанной в 1938 году и вошедшей в школьные хрестоматии поэме Дмитрия Кедрина, «в земле его церковь стояла одна такова», документальных подтверждений не имеет.
Если архитектором действительно являлся Постник Яковлев, то он не мог быть ослеплен, поскольку через несколько лет участвовал в перестройке Казанского кремля.
«Поставь на место!»
Как заявил накануне юбилея замминистра культуры России Андрей Бусыгин, «большое чудо, что собор, который является святыней и символом России, уцелел».
Правообладатель иллюстрации AP Image caption Самый узнаваемый символ России
В 1812 году Наполеон, оставляя Москву, приказал взорвать кремлевские башни и храм Василия Блаженного, но указание осталось невыполненным по причине спешки и экономии пороха.
В начале 1930-х годов московский партийный босс Лазарь Каганович, известный уничтожением Храма Христа Спасителя, собирался взорвать и храм Василия Блаженного — чтобы не мешал проходу военных парадов и демонстраций.
Аналогичная судьба постигла находящуюся на противоположном конце Красной площади часовню Иверской Божьей матери, ныне восстановленную.
Существует легенда, будто Каганович принес Сталину макет Красной площади со съемным храмом Василия Блаженного и убрал его, чтобы показать, как здорово будет выглядеть центр Москвы после задуманной им реконструкции, а Сталин сказал: «Лазарь, поставь на место!».
Дореволюционный настоятель храма, известный правый монархист протоиерей Иоанн Восторгов, был в 1919 году расстрелян ЧК, но службы в соборе продолжались еще 10 лет.
В 1937 году, когда наметился поворот от коммунистического интернационализма к государственничеству, была проведена масштабная наружная реставрация храма.
Четыре имени
Вообще-то, знаменитый собор называется Храмом Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Именовался он также Троицким и Иерусалимским.
Собор Василия Блаженного — неофициальное название по имени похороненного в нем знаменитого московского юродивого Василия Блаженного.
Василий родился на паперти, был учеником сапожника, а позже стал ходить нагим на торжище, согласно преданию, творил чудеса, не боялся говорить правду в глаза самому Ивану Грозному, и был канонизирован православной церковью в 1588 году.
«В советское время все остальные названия не упоминались. Блаженный, юродивый — почти человек из народа, почти пролетарий, и это было приемлемо для советской власти», — говорит старший научный сотрудник Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева Наталья Рогозина.
В честь взятия казани
Собор был построен по обету Ивана Грозного после победы над Казанским ханством в 1552 году. Работа началась через четыре года и длилась пять лет.
По некоторым данным, раньше на этом месте стояла деревянная церковь Живоначальной Троицы. Там же проходил ров, окружавший Кремль и засыпанный в XIX веке.
Храм изначально не был рассчитан на многочисленную паству и никогда не являлся главным кафедральным собором Москвы. Эту роль выполняли сначала Успенский собор Кремля, затем Храм Христа Спасителя.
На одно основание зодчие поставили девять церквей, соединенных сводами и галереями. Центральная была освящена в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Исламские мотивы?
Сейчас собор имеет 10 куполов – девять над церквями и еще один над колокольней. Раньше их было 25, но часть убрали в ходе реконструкции в царствование Екатерины II.
Считается, что композиция, где главной церкви подчинены малые, соответствовала идеям Ивана Грозного о сильной власти.
Известно, что Наполеон, впервые увидев собор Василия Блаженного, назвал его «мечетью».
Некоторые историки полагают, что основой архитектурного замысла послужила казанская мечеть Кул-Шариф. После взятия города Иван Грозный приказал ее разрушить, а золоченые «луковицы» вывезти в Москву.
Восемь глав московского храма якобы повторяют конфигурацию минаретов Кул-Шарифа, а самый высокий, девятый, как символ победы господствует над ними.
Совместное пользование
До революции собор реставрировался трижды: в 1737, 1784-1786 и 1900-1912 годах.
Правообладатель иллюстрации AP Image caption Патриарх Кирилл отслужил в храме литургию
С 1929 года храм был закрыт, и осмотреть его можно было только снаружи.
С 1991 года он находится в совместном пользовании Государственного Исторического музея и Русской православной церкви.
К настоящему времени завершена реставрация интерьеров четырех из девяти церквей. Сейчас специалисты занимаются восстановлением фресок XVI века в Южной галерее храма.
Ежедневно собор посещают в среднем две тысячи туристов. В дни престольных праздников (Покрова Богородицы и Василия Блаженного) проходят службы, а у раки святого каждое воскресенье читается акафист.
«Соседство с Мавзолеем и могилой Сталина практически не ощущается, — говорит настоятель храма игумен Всеволод (Варющенко). — Только в конце мая пионеры бьют в барабаны, у них проходит торжественная линейка. Ленина, конечно, с Красной площади надо бы убрать, но людей дразнить не хочется, некоторым он еще дорог. Со временем это само отомрет».
Утром 12 июля патриарх Кирилл отслужил в соборе Божественную литургию. Вечером на колокольне состоится выступление звонарей Московского Кремля.
Праздничные мероприятия продлятся до 14 октября, храмового праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Источник: https://www.bbc.com/russian/russia/2011/07/110712_moscow_cathedral_jubilee
Менять окраску куполов запрещено — Пресса в образовании
Историки раскрыли только часть тайн собора Василия Блаженного.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известный нам как храм Василия Блаженного, был построен по велению Ивана Грозного в честь победы над Казанским ханством (начало штурма Казани — 1 октября 1552 года). Сейчас собор удивительным образом сочетает в себе действующий храм и музей. Вокруг храма ходит множество легенд, некоторые мы сегодня развенчаем.
Покровский собор — это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству.
битва, в которой наши войска одержали победу, произошла как раз в день Покрова Пресвятой Богородицы. Именно поэтому храм и был освящен в честь этого христианского праздника.
До сих пор доподлинно неизвестно, кто построил храм.
В наиболее раннем и полном источнике упоминаются два мастера: Барма и Постник.
Их происхождение остается неизвестным, их называют русскими (такое написание в источнике), не уточняя города, уроженцами которого они были. Некоторые исследователи находят подтверждения тому, что автором собора стал иностранный архитектор, поскольку в западноевропейском искусстве можно найти прототипы некоторых элементов, конструктивных особенностей здания. Безусловно, это рождает легенды, разобраться в них нам помогла старший научный сотрудник музея «Покровский собор» Надежда Малышева.
Миф 1
Архитекторов собора ослепили, чтобы не смогли повторить шедевр
На самом деле: такие сюжеты широко представлены в зарубежной литературе первой половины XVII века.
И история об ослеплении мастеров была достаточно популярным клише того времени, его применили и к нашему собору. Никаких точных исторических данных по этому поводу нет. Скорее всего, такого события не было.
Мы можем об этом судить, потому что о казнях Ивана Грозного летопись сообщает очень подробно, часто с упоминанием имен и способа казни. Конечно, если бы такое событие произошло, тем более связано оно с памятником, о котором в летописи много было написано, то это обязательно нашло бы отражение в таком документе.
Мы же первую информацию об ослеплении находим только спустя несколько десятилетий после строительства храма.
В последнее время специалисты все больше сходятся во мнении, что автором проекта Покровского собора был иностранный мастер, скорее всего, итальянец или немец. Об этом можно судить по элементам архитектуры, которая нехарактерна для русской традиции. По композиции, по организации пространства собор полностью отличается от того, что строили на Руси.
К тому же в нашем государстве тогда работало много западноевропейских мастеров.
Миф 2
В подвалах Покровского собора хранится библиотека Ивана Грозного.
На самом деле: подвалов в храме нет. Храм стоит на ленточном фундаменте, как это ни странно для такого большого сооружения. Это траншея по контуру собора, ее глубина около двух метров.
Вся конструкция держится на подклете — нижнем уровне.
У него даже толщина стен больше, чем в других местах здания, — она достигает трех метров.
Существовала версия, что от стены Кремля к собору вел подземный ход. Однако никаких подземных ходов во время реставрационных работ обнаружено не было. В конце XIX века проводили водяное отопление в подклет, для этого вырыли небольшие траншеи, но далеко не подземные ходы.
Миф 3
Храм построен на средства, которые собирал Василий Блаженный
На самом деле: это, разумеется, легенда, причем довольно поздняя. Во-первых, ни в одной из редакций жития юродивого упоминания об этом не было.
А во-вторых, конечно, один человек, сколько бы средств он ни имел, сколько бы их ни собирал, в одиночку подобное строительство просто не потянул бы. Сооружение такого масштаба можно было построить только на средства, которые выделялись из государственной казны.
Миф 4
В храме Василия Блаженного хранится рака с мощами святого
На самом деле: тело Василия Блаженного покоится в земле, в том месте, где он и был захоронен, «у стены строящегося собора». Его мощи никогда не обретались. Рака только обозначает место погребения юродивого. Она абсолютно пуста.
Миф 5
Храм Василия Блаженного является неточной копией разрушенной мечети Кул-Шариф в Казани
На самом деле: легенда возникла из-за причудливой формы куполов собора. Однако такую форму и раскраску они имели не сразу. Скорее всего, собор в середине XVI века имел обычные шлемовидные главы, даже не фигурные.
В конце XVI века, после больших пожаров, появляется упоминание о том, что главы были сделаны фигурными по разным образцам. Свои цвета они получили через много лет после строительства, в конце XVIII века, при Екатерине II.
Почему именно такую раскраску выбрали, неизвестно, однако в сохранившихся документах часто встречается упоминание, что менять ее нельзя. Почему? Это еще одна неразгаданная загадка собора.
Кстати
Когда в храме проводили службы в начале XX века, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.
Святой Василий Блаженный
Справка
Кем же был Василий Блаженный, в честь которого получил неофициальное название собор? Московским юродивым, которого за чудеса почитали святым.
Он был канонизирован в 1588 году. Утверждают, что Блаженный обладал даром провидения; ему приписывают множество чудес, исцелений, как при жизни, так и после смерти. Поговаривают, что сам Иван Грозный чтил Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих».
Когда незадолго до кончины Василий тяжело заболел, царь с семьей посещал его.
ИНФОГРАФИКА
Источник: https://vm.edupressa.ru/gazeta/otkrytyj-urok/menyat-okrasku-kupolov-zaprescheno/
Купола собора Василия Блаженного
Яркие, «пряничные», купола Покровского собора привлекают внимание в первую очередь. Однако символическое значение такой окраски, которое теоретически должно существовать, остается загадкой.
По одной из версий, такая праздничность связана со сном Андрея Юродивого о Небесном Иерусалиме.
Кирпичный храм имеет 11 куполов. При этом непосредственно над ним расположено 9 — в соответствии с количеством престолов; и главный купол в центре — над престолом Покрова Богородицы. Десятый купол находится над приделом Василия Блаженного, а последний — над колокольней.
История собора
Кирпичный храм в историческом центре столицы построен в 1555–1561 годы по воле Ивана Грозного и в честь победы над Казанских ханством, окончательно одержанной именно в день Покрова Пресвятой Богородицы.
Архитектор собора Василия Блаженного (исторически и в настоящее время — Покровского, к тому же отдельная церковь Василия Блаженного пристроена позже) — Постник Яковлев, псковский зодчий. Эта версия сейчас является официальной, хотя ранее допускалось, что у храма могло быть несколько основных зодчих.
Церковь Василия Блаженного с северо-востока собора построена в 1588 году над похороненным на территории канонизированным юродивым, изначально была отдельным зданием. В конце XVI столетия, уже при Федоре Иоанновиче, оформлены фигурные раскрашенные главы храма.
Облик знаменитого собора заметно изменился в XVII веке: был расширен свод, оборудованы крыльца с шатрами, добавлена художественная роспись.
По историческим свидетельствам первой трети XVIII века, в собор входило 18 престолов. К тому времени храм уже не раз реставрировали после каждого из пожаров, а наиболее масштабное восстановление потребовалось в 1737 году — после крупного пожара, вошедшего в историю столицы как «Троицкий». Реставрационными работами руководил И. Мичурин.
В ранние советские годы старинный Покровский собор на Красной площади в числе первых был включен в список охраняемых государством памятников. Уже в 1923 году был создан историко-архитектурный музей. В 1929 году со здания сняты колокола, в то время как музейная экспозиция была доступна на постоянной основе — здание вынужденно закрывалось только в годы ВОВ. Под одновременным управлением Исторического музея и церкви комплекс собора работает с 1991 года.
Часы работы храма Василия Блаженного
В качестве музея собор открыт для посещения по сезонному расписанию:
- 31 декабря и 1 января музей не работает.
- 1 сентября — 4 ноября: 11:00–18:00, ежедневно.
- 5 ноября — 30 апреля: 11:00–17:00, ежедневно.
- 1 мая — 31 мая: 11:00–18:00, ежедневно.
- 1 июня — 31 августа: 10:00–18:00, ежедневно.
- Кассы музея и его территория закрываются на 45 минут раньше.
В морозы ниже -15° или во время проведения праздничных мероприятий на Красной площади время работы сокращается, точную информацию нужно уточнять по телефону справочной.
В период школьных каникул (зимой и весной) музей открыт для посетителей на час дольше.
Первая среда месяца — санитарный день, входные билеты в этот день не продаются.
Богослужения в храме на Красной площади
Службы по расписанию в соборе Василия Блаженного проводятся каждый воскресный день, а также на второй день Пасхи.
Начало литургии — 10.00, по ее окончании — акафист св. Василию Блаженному.
Как попасть в храм Василия Блаженного
Вход в собор Василия Блаженного платный — здание относится к площадкам ГИМа и, соответственно, в основном работает в качестве музея.
Цены на билеты в собор Василия Блаженного:
- Для взрослых — 500 руб.;
- Студентам-очникам; лицам 16–18 лет; держателям карт ISIC и IYTC; пенсионерам РФ и СНГ — 200 руб.;
- Семейный билет для граждан РФ и СНГ (2 родителя + 1 или 2 ребенка до 16 лет) — 600 руб.
В последнее воскресенье месяца предусмотрен бесплатный вход для студентов, школьников 16–18 лет, членов многодетных семей.
Полный перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатный вход в другие дни — на официальном сайте музея-собора Василия Блаженного в составе ГИМ.
О посещении литургии в соборе необходимо узнавать отдельно — на сайте Московского Патриархата.
Экскурсии в храм Василия Блаженного
Сборные экскурсии, в том числе адаптированные для детей, по отдельному расписанию проводят в храме сотрудники Исторического музея. Доплата за посещение музея-храма в составе сборной экскурсионной группы (дополнительно к общему входному билету) составляет 200 рублей с человека.
Также узнать много нового об истории этого архитектурного памятника можно в рамках обзорных прогулок по Красной площади в сопровождении гида проекта Эксперты.Туристер.Ру.
Храм Василия Блаженного
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (храм Василия Блаженного) — яркий памятник русской архитектуры, расположенный на Красной площади. Пышный и торжественный вид собора с необычными разноцветными главами, полюбившийся москвичам и хорошо запомнившийся иностранцам, сделал его одним из главных символов не только Москвы, но и всей России.
Храм был построен в 1555-1561 годах неизвестным архитектором (существуют разные версии) по приказу Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством и взятии Казани, которое пришлось на день Покрова Пресвятой Богородицы. Впоследствии неоднократно перестраивался.
Особенность храма состоит в том, что по сути это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием.
В центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше: Троицы, святого Николая Чудотворца (в честь Великорецкой иконы), Входа Господня в Иерусалим, мучеников Адриана и Наталии, святого Иоанна Милостивого, Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Престолы церквей освящены в честь православных праздников и дней памяти святых, пришедшихся на дни решающих сражений за Казань.
Архитектура
Архитектурный облик Покровского собора уникален. Вычурный и торжественный, словно расписной пряник, с первого взгляда он кажется беспорядочным нагромождением разноцветных куполов, но в действительности это не так. Здание собора имеет чёткую структуру и представляет собой ромб, вписанный в квадрат, образуя в плане восьмиконечную звезду.
Фактически это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием (подклетом): в центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, завершающаяся высоким шатром с небольшой позолоченной главкой, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше, увенчанные рельефными луковичными главами разных цветов. С южной стороны находится двухъярусная шатровая колокольня, а с восточной — придел в честь Василия Блаженного.
Здание опоясывает закрытая галерея-гульбище, к которой примыкают два массивных крыльца с шатровой кровлей.
Высота собора составляет 65 метров.
В общей сложности Покровский собор украшают 11 куполов, 9 из которых расположены над церквями, один — над приделом Василия Блаженного, ещё один (совсем небольшой) — над колокольней.
Из них 9 куполов отличаются уникальным рельефом и раскраской: цветными шипчиками, ромбами, орнаментом; значение их цветов доподлинно неизвестно, но считается, что храм символизирует собой Небесный Иерусалим.
По предположению русского писателя Николая Чаева (1824 — 1914), цвет куполов объясняется сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского), которому привиделся Небесный Иерусалим с садами со множеством цветущих деревьев и плодов несказанной красоты.
Декоративное оформление храма выглядит пышно, но лаконично: оно включает традиционные для русской храмовой архитектуры ширинки, полуколонки, кокошники и гирьки. Галерея по всему периметру расписана изображениями цветов и растительным орнаментом. Стены украшают фасадные иконы Покрова Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными (южная стена колокольни) и Богоматери Знамение со святыми на полях (восточный фасад).
История Покровского собора
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву получил своё название по расположению вблизи Алевизова рва, который проходил по Красной площади вдоль восточной стены Кремля в 16-19 веках. Однако, в разговорной речи официальное название храма практически не употребляется: он стал более известен как собор Василия Блаженного — в честь наиболее известного московского юродивого и чудотворца.
Василий Блаженный — легендарная личность в истории Москвы; в прошлом на месте Покровского собора существовала деревянная Троицкая церковь (что на Рву), на кладбище при которой юродивый и был похоронен. После его канонизации в 1588 году над местом захоронения чудотворца к Покровскому собору был пристроен придел в его честь. Впоследствии именем чудотворца в народе стали называть весь собор.
Храм был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани.
История храма Василия Блаженного полна загадок и белых пятен: в частности, доподлинно неизвестно, кто был его архитектором. Согласно наиболее распространённой версии, он был построен зодчими Иваном Бармой и Постником Яковлевым, однако, она считается устаревшей.
Существует версия, что легендарные Барма и Постник — один и тот же человек (Постник Яковлев по прозвищу Барма), а также теория, что собор мог быть построен неизвестным итальянским архитектором (так как значительную часть сооружений Кремля строили именно итальянцы), которая пока не нашла убедительного подтверждения.
Распространённая городская легенда гласит, что после строительства царь Иван Грозный, поражённый красотой собора, приказал ослепить зодчих, чтобы они не построили больше ничего подобного, однако, в действительности это маловероятно: если одним из зодчих действительно был Постник Яковлев, то после Покровского собора он принимал участие в строительстве Казанского Кремля и, очевидно, не мог быть ослеплён. Хотя, опять же, существует версия, что это были разные Постники.
Стены храма были возведены из красного кирпича, который был довольно инновационным строительным материалом для Москвы того времени. Чтобы уберечь редкий материал от воздействия атмосферных осадков, снаружи стены здания окрасили в красно-белых тонах, подчёркивающих кладку. В 1588 году по распоряжению царя Фёдора Иоанновича к храму пристроили придел Василия Блаженного, исполненный в виде самостоятельной бесстолпной церкви с отдельным входом.
Сохранилось не так много сведений о том, как Покровский собор выглядел изначально. Известно, что в прошлом опоясывающая его обходная галерея была открытой и не имела массивных шатровых крылец и росписи растительным орнаментом: свод над галереей и два крыльца над лестницами были надстроены во второй половине 17 века, когда здание подверглось значительной перестройке.
В тот же период к собору пристраиваются новые церкви: Ризоположения Богородицы, святой Девы Феодосии и другие.
По данным русского историка Петра Хавского, к 1722 году в соборе значились 18 престолов: Живоначальной Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Параскевы-Пятницы, Варлаама Хутынского, Апостола Андроника, Григория Армянского, Киприана и Иустинии, Ризоположения Богородицы, Сергия Радонежского, Василия Великого, Александра Свирского, Девы Феодосии, Марии Египетской, Всех Святых, Богоявления и Трёх Патриархов.
По-другому выглядели и главы: те цветные фигурные купола, по которым храм Василия Блаженного известен сегодня, появились лишь в конце 16 века; прежние, вероятно, были шлемовидными, а их покрытие уничтожил один из городских пожаров. Сомнению подвергается даже их изначальное количество: известно, что при реставрации 1784-1786 годов под руководством архитектора Ивана Яковлева было демонтировано 8 небольших главок у основания шатра, которые были признаны более поздними добавлениями.
В Отечественную войну 1812 года собор был разграблен французами, но сразу после войны его отремонтировали и освятили. В 1817 году, когда Красную площадь реконструировали по проекту Осипа Бове, подпорная стена храма со стороны Васильевского спуска и Москворецкой улицы была выложена камнем, наверху установили чугунную ограду.
В советские годы храм Василия Блаженного избежал сноса (хотя богослужения в нём всё же запретили) и стал одним из первых памятников архитектуры, взятых под государственную охрану.
С 1918 года началась его музеефикация, а в 1923 было принято решение о создании в нём историко-архитектурного музея, который позже стал частью Государственного Исторического музея.
Изначально здание находилось в плачевном состоянии, но уже с 1920-х в нём начались ремонтные и реставрационные работы, призванные вернуть собору первоначальный облик и частично воссоздать интерьеры 16-17 веков. В 1931 году к собору перенесли памятник Минину и Пожарскому, ранее установленный в центральной части Красной площади.
После распада Советского Союза — с 1991 года — здание храма находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви.
Мифы и легенды
Будучи одной из наиболее известных достопримечательностей Москвы и имея при этом довольно невнятную историю, храм Василия Блаженного просто обязан был обрасти городскими легендами.
Наиболее распространённая легенда касается строительства храма: якобы царь Иван Грозный, поражённый невероятной красотой здания, велел ослепить его зодчих — Барму и Постника, — чтобы они нигде и никогда не смогли построить храма красивее, чем в Москве. В действительности это маловероятно: во-первых, доподлинно неизвестно, какие зодчие возводили здание.
Кроме того, непонятно, были ли легендарные Барма и Постник разными людьми — Иваном Бармой и Постником Яковлевым — или это был один человек — Постник Яковлев по прозвищу Барма.
Как бы там ни было, после строительства Покровского собора Постник Яковлев участвовал в строительстве Казанского Кремля, значит, не мог быть ослеплён — если это, опять же, не были разные люди.
Существует легенда, будто бы в строении храма Василия Блаженного «зашифрован» образ исторической мечети Кул-Шариф, уничтоженной русскими войсками при взятии Казани в 1552 году: 8 его глав якобы символизируют 8 минаретов разрушенной мечети, а 9-я господствует над ними в ознаменование победы.
Говорят, что Василий Блаженный, предвидя победу над Казанью, собирал деньги на строительство Покровского собора и незадолго до своей смерти в 1552 году передал их Ивану Грозному. Однако, эта легенда не имеет никаких подтверждений.
Не обошлось и без библиотеки Ивана Грозного! По одной из легенд она была спрятана как раз в подвалах Покровского собора. К сожалению, на деле это невозможно: у здания попросту нет подвалов. Собор возведён на массивном подклете, который покоится на искусственном холме, и его фундамент не так глубок. Впрочем, в подклете были помещения для хранения ценностей; другая городская легенда говорит, что в них могла храниться царская казна.
В Отечественную войну 1812 года, когда французские войска покидали Москву, Наполеон приказал взорвать собор, однако, сделать это французам не удалось: якобы начавшийся дождь погасил фитили и помешал подготовить взрыв здания. Говорят, Наполеон отдал такой приказ в сердцах: собор настолько ему понравился, что он захотел перенести его в Париж, но ему донесли, что это невозможно (какая неожиданность!).
В 1930-х годах Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы на Красной площади было больше места для парадов и демонстраций.
Согласно городской легенде, он изготовил макет Красной площади со съёмным зданием собора и принёс его для демонстрации Сталину, чтобы показать, как собор мешает проходу машин и колонн.
Показывая макет, он неожиданно сорвал с него Покровский собор, чтобы наглядно показать, насколько без него будет лучше, но удивлённый Сталин воскликнул: «Лазарь, поставь на место!» — и собор был сохранён.
В наши дни храм Василия Блаженного — одна из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, обязательная к посещению точка на картах приезжающих в столицу туристов.
Его необычный и запоминающийся внешний вид сделал его одним из чудес и символов России — и даже те, кто никогда не был в Москве, легко угадают его купола, которые часто печатают на открытках и сувенирной продукции, в книгах, учебниках и энциклопедиях.
Если где-то говорят или пишут о Москве и России — слова с большой вероятностью будут проиллюстрированы именно фотографией Покровского собора.
Одновременно с этим его по-настоящему любят и горожане.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву находится на Красной площади, дом 2. Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии, «Площадь Революции» Арбатско-Покровской, «Театральная» Замоскворецкой и «Китай-Город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.
Источник: http://mosprogulka.ru/places/hram_vasilija_blazhennogo
Собор Василия Блаженного в России
Освобождая Красную площадь от построек, «мешающих» проводить масштабные праздничные мероприятия (парады и демонстрации), Лазарь Каганович предложил полностью разобрать собор Василия Блаженного.
А чтобы убедить Сталина в своей правоте, для наглядности изготовил макет площади, с которого можно было бы снять церковь.
Но всё пошло не так, как он планировал: когда он забрал собор с макета, вождь этих действий не оценил и сказал фразу, вошедшую в историю храма навсегда: «Лазарь, поставь на место!».
Покровский собор
Находится собор Василия Блаженного в столице России, в Москве, недалеко от Кремля, в южной части Красной площади. На географической карте его можно обнаружить по следующим координатам: 55° 45′ 9.25″ с. ш., 37° 37′ 23.27″ в. д.
Огромный каменный храм появился здесь после того, как царь Иван Грозный пообещал Богу в случае успеха Казанского похода возвести собор.
А пока длились военные действия, после каждой серьёзной победы на Красной площади вокруг Троицкой церкви возводили временные церквушки, посвящённые святым, в день которых было выиграно сражение. Когда война закончилась победой, царь велел на месте этих церквей (всего оказалось восемь построек) возвести одну, каменную, которая простояла бы века, и в честь того, что окончательная победа пришла на Покрову, в октябре 1552 г., назвать храм Покровским собором.
Новую церковь возвели очень быстро, за шесть лет. Строительство московского храма началось в 1555 г., а закончилось в 1561 г. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению о том, кто именно был его архитектором. Официальная версия говорит о том, что за строительные работы отвечали зодчие Плотник Яковлев и Барма, но в последнее время многие историки согласны с тем, что архитектором храма являлся лишь один мастер – Иван Яковлевич Барма, в народе – Плотник.
Висячие сады Семирамиды119834.4526
Некоторые историки выдвигают ещё одну ничем не подтверждённую гипотезу о том, что архитектором здания является итальянский мастер (об этом свидетельствует оригинальный стиль постройки, сочетающий в себе как элементы русского зодчества, так и европейской архитектуры времён Ренессанса).
После того как строительство было закончено, возникла легенда о том, что царь велел ослепить зодчих, дабы они не смогли возвести храм подобной красоты. В последнее время историки сходятся на том, что это лишь миф, поскольку существуют документы, подтверждающие архитектурную деятельность Плотника, который занимался строительством Казанского кремля и других зданий.
Названия храма
Ещё до начала строительных работ, московский царь Иван Грозный, недалеко возведённый от Кремля храм, наименовал Покровским собором. Москвичи ещё долго именовали собор Троицкой церковью (ранее находящаяся святыня была посвящена Святой Троице).
А некоторое время спустя после завершения строительства люди прозвали храм собором Василия Блаженного – в честь местного юродивого, который постоянно, вне зависимости от сезона, ходил с цепями, одетыми на голое тело.
Василий Блаженный обладал ясновидением и сумел предсказать пожар, который в 1547 году почти уничтожил Москву.
Умер он в 1557 году и был похоронен возле стен недостроенной святыни, а через тридцать лет над его могилой возвели придел, пристройку, в которой установили алтарь с престолом для богослужений. Естественно, придел получил имя блаженного, которого в это же канонизировали: над местом его захоронения было зафиксировано не одно чудесное исцеление.
После того как была закончена пристройка, служения в московском соборе стали проводить каждый день: ранее храм не отапливался, а потому богослужения в нём происходили лишь в тёплое время года (новая пристройка была более просторная и тёплая).
Строительство
Собор архитекторы строили из кирпича – материала по тем временам довольно нового и непривычного (обычно при строительстве храмов зодчие использовали белый тёсаный камень). В западной части храма мастера смогли даже выложить перекрытие из кирпичей, проделав в них круглые отверстия, вставив металлическую скрепку и надежно скрепив между собой.
Уже на первоначальном этапе архитектор столкнулся с первой проблемой: здание нужно было построить на песчаном рыхлом и влажном грунте (сказывалась близость протекающей поблизости Москвы-реки), из-за чего было невозможно сделать глубокий фундамент (фундамент храма имеет глубину в несколько метров). Чтобы разрешить ситуацию, архитекторы применили очень интересный ход: опирается массивная конструкция храма на состоящий из нескольких помещений подклет – нижний этаж, высота которого составляет шесть, а ширина стен – три метра, при этом подклет имеет очень мощные своды и перекрытия.
В качестве строительного материала для нижнего этажа было решено остановиться на белом известняке: его способность хорошо впитывать влагу, давала возможность минимизировать риск подтопления в случае наводнения. После того как подклеты были установлены, на них поставили восьмиугольные основы, на которых планировалось возвести будущие храмы (таким образом, основа здания внешне напоминала пчелиные соты и отличалась повышенной прочностью).
Интересно, что специалисты, говоря про тайны собора Василия Блаженного, нередко упоминают про тайники, которые обустраивали в специальных нишах нижнего этажа (до конца XVI ст. здесь даже прятали царскую казну, а богатые горожане – своё имущество).
Попасть сюда было непросто – о лестнице, ведущей из церкви Покрова Божьей Матери, знали лишь несколько человек, а впоследствии и этот узкий проход был замурован. Обнаружили ход лишь в 1930 г., когда проводили реставрационные работы, сейчас в помещениях подклета хранятся иконы собора.
Интересный способ применили архитекторы, создавая акустику внутри собора (метод нередкий при строительстве древнерусских церквей): для того, чтобы создать хорошее звучание, в стены храма архитекторы вмонтировали глиняные горшки, голосники, направив их горловинами в сторону внутреннего пространства здания. Такой метод давал возможность облегчить давление на несущие части храма.
Описание храма
Давая описание московского храма, специалисты акцентируют внимание на том, что он лишён чётко выраженного главного фасада: все его стороны выглядят основными. Высота сооружения достигает 65 метров, поэтому на протяжении долгого времени храм считался самым высоким зданием города.
В наше время, глядя на храм, трудно поверить, что изначально собор не был таким пёстрым: судя по описаниям, стены церкви были белого цвета. Перекрашивать его стали уже некоторое время спустя, причём делали это, кардинально меняя облик собора – историки обнаружили на его стенах рисунки, изображающие ложные окна, кокошники, памятные надписи. Полихромная и растительная роспись на красном фоне появилась лишь в конце XVII ст.
Судя по дошедшим описаниям, в прежние времена Покровский собор был более красивым и нарядным: он имел более сложную роспись, а основной купол опоясывали меньшие.
Внешний вид здания был довольно сильно изменён уже через сто лет после окончания строительства: пристроили два крыльца, внешнюю галерею перекрыли сводами, а внутри собора расписали стены. Поэтому в храме можно увидеть сочетание редких памятников древнерусской иконописи с фресками шестнадцатого века, росписью семнадцатого, масляной живописью восемнадцатого.
Возводили храм, учитывая стороны света: ориентируясь на них, соорудили четыре церкви, и столько же построили по диагонали. Покровский собор насчитывает девять церквей: в центре – основной храм Покрова Божьей Матери, окружённый четырьмя большими (от 20 до 30 м) и четырьмя малыми церквами (около 15 м), возле которых находилась колокольня и придел Василия Блаженного. Все эти церкви находятся на одном основании, имеют общую обходную галерею и соединяются внутренними коридорами.
Купола Покровского собора
Сначала на Покровском соборе было установлено двадцать пять куполов, символизирующих Господа и старцев, находящихся возле его трона. Впоследствии их осталось лишь десять: один расположен над колокольней, другой возвышается над приделом Василия Блаженного, остальные – каждый над своим храмом. При этом все они отличаются друг от друга: уникален не только рисунок больших куполов, но и отделка каждого барабана.
Учёные выдвигают предположение, что изначально купола имели шлемовидную форму, но довольно скоро были заменены на луковичную форму, теперешняя расцветка появилась лишь в середине XIX ст., а до XVII ст. храм имел купола золотого цвета.
Храм в наши дни
Судя по описаниям, на протяжении всей истории храм Василия Блаженного не раз перестраивался и менял облик (свою лепту в необходимости проведения частых ремонтных работ вносили и частые пожары, которые были нередки в городе).
Потрясающие 7 чудес света древнего мира119834.785
Впервые на грани исчезновения собор Василия Блаженного очутился в 1812 году, когда французы, покидая столицу России, заминировали его (правда, взорвать его они по каким-то причинам не смогли, но церковь разграбили). Когда война закончилась, Покровский собор был не только отреставрирован, но и со стороны реки его стена была украшена чугунной оградой.
Самые печальные времена храм пережил в XX ст. В 1918 году большевики расстреляли настоятеля церкви Иоанна Восторгова за «антисемитскую пропаганду». Через три года из собора изъяли все ценности, а здание передали Историческому музею. Ещё некоторое время он являлся действующей церковью, пока в 1929 г. богослужения не запретили, сняв все колокола (богослужения в соборе возобновились лишь в 1991 г.).
Второй раз на грани исчезновения храм оказался в 1936 г., когда реставратору Петру Барановскому предложили измерить храм, чтобы впоследствии снести. В ответ на это архитектор категорически заявил, что идея эта безумна и преступна, и пригрозил покончить с собой, если её осуществят. Сразу после этого последовал арест, но церковь не тронули: слишком уж много у неё оказалось защитников. Поэтому, когда через полгода его освободили, храм стоял на прежнем месте.
Источник: https://awesomeworld.ru/sozdannoe-rukami-cheloveka/sobor-vasiliya-blazhennogo.html
Собор Василия Блаженного — главное чудо русского зодчества
Адрес: Россия, Москва, Красная площадь
Начало строительства: 1555 год
Окончание строительства: 1561 год
Количество куполовн: 11
Высота: 65 м.
Координаты: 55°45'09.4″N 37°37'23.5″E
Объект культурного наследия Российской Федерации
:
Краткая история
Шедевр неизвестных зодчих
Диковинное созвездие шатров и куполов
Храм во славу чудотворца
Собор Василия Блаженного на карте
Краткая история
12 июля 2011 года отпраздновал свой 450-летний юбилей самый известный православный храм России — Покровский собор, или Собор Василия Блаженного.
Расположенный на Красной площади рядом с Кремлём, он стал символом Москвы и всей страны. Храм Василия Блаженного — это целый град в городе: на едином основании возведено 10 церквей с пёстрыми куполами. Он был построен в 1555 — 1561 годах по приказу Ивана Грозного в ознаменование победы над Казанским ханством — вековым врагом Руси.
Вид собора со стороны Московского Кремля
Старинная московская легенда гласит, что во время решающего штурма Казани Иван Грозный направился в походную церковь, помещавшуюся в шатре, и усердно молился. Но едва священник успел произнести слова: «И будет едино стадо и един пастырь», как земля вздрогнула от сильнейшего взрыва, и часть вражеских укреплений взлетела на воздух, открыв дорогу русским войскам.
Впервые в истории Руси в её состав вошло не княжество, а целое государство — Казанское ханство. Взятие Казани имело не только политическое значение (теперь русские контролировали волго-балтийский торговый путь), но и религиозное — это был поход против неверных. В Москве горожане встретили Ивана Грозного громкими возгласами: «Многие лета царю благочестивому, победителю варваров, избавителю православного народа!».
Памятник Минину и Пожарскому на фоне собора Василия Блаженного
Собор Василия Блаженного — шедевр неизвестных зодчих
Первоначально на месте будущего храма стояла деревянная церковь Святой Троицы, но в 1555 году начали возводить каменный собор, существующий до сих пор. Кто был главным зодчим, так и остаётся тайной. По одной версии, царь пригласил псковского мастера Постника Яковлева по прозвищу Барма, по другой — имена Постник и Барма принадлежат двум разным архитекторам.
По третьей версии, Собор Василия Блаженного — это проект итальянского зодчего. Существует предание, что царь приказал выколоть глаза создателю собора, чтобы он больше не смог повторить свой шедевр. Но если считать автором собора Постника, то эта легенда не находит документальных подтверждений. Постник не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после окончания строительства он работал над проектом Казанского кремля.
Вид собора со стороны Васильевского спуска
Собор Василия Блаженного — диковинное созвездие шатров и куполов
Собор Василия Блаженного венчают 10 куполов. 8 церквей, расположенных симметрично вокруг главного храма в виде восьмиконечной звезды, символизируют церковные праздники, приходящиеся на дни решающих сражений за Казань. На их вершинах установлено 8 луковичных глав. Центральная церковь Покрова Богородицы завершена шатром с маленькой главкой, а десятый купол выстроен над колокольней.
Все 9 церквей объединены между собой единым основанием и внутренней обходной галереей, расписанной причудливыми растительными орнаментами. Ни один из куполов не повторяет другой. Собор Василия Блаженного не всегда был таким пёстрым. Белый камень и кирпич, используемые в строительстве церкви, придавали ей строгость и сдержанность.
Вид собора с Красной площади
В XVII веке купола собора украсили керамическими изразцами, добавили асимметричные пристройки, возвели шатры над крыльцами, а стены покрыли затейливыми росписями. В 1931 году перед собором воздвигли бронзовый Памятник Минину и Пожарскому, ранее стоявший на Красной площади.
Собор Василия Блаженного — храм во славу чудотворца
церковь храма освящена в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Однако Покровский храм называют собором Василия Блаженного и связывают его не с Иваном Грозным и Казанскими походами, а с именем московского юродивого — человека Божьего. Василий жил на улицах Москвы и даже в лютый мороз ходил полуголым, на теле носил вериги — железные цепи с крестами. Сам Иван Грозный относился к нему с благоговением
Купала собора
Когда Василий тяжело заболел, царь навещал его вместе со своей супругой — царицей Анастасией. Святому приписывают ряд чудес. Находясь в Москве, он потушил пожар в Новгороде тремя чашами вина. Василий обличал ложь, и под внешним благочестием мог угадать действия дьявола.
Так, на глазах изумлённых паломников он кинул камень в образ Богоматери, который почитался как чудотворный. Когда толпа принялась избивать Василия, он закричал: «А вы поскребите грунтовку!». Удалив красочный слой, люди увидели, что под изображением Божьей матери нарисован чёрт.
Василий умер в 1552 году, а в 1588 году над местом захоронения мощей чудотворца пристроили церковь. Эта пристройка дала обиходное название Покровскому храму — Собор Василия Блаженного.
Соборные купала
Предание утверждает, что до 1595 года в подземельях храма хранилась царская казна. Сегодня собор находится в совместном ведении Исторического музея Москвы и Русской православной церкви. По воскресеньям в нём проходят богослужения.
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Казань | Санкт-Петербург | Владимир | Ярославль |
Муром | Ростов Великий | Александров | Иваново |
Калуга | Кострома | Сергиев Посад | Нижний Новгород |
Псков | Касимов | Переславль-Залесский | Суздаль |
Источник: https://putidorogi-nn.ru/100-chudes-sveta/283-sobor-vasiliya-blazhennogo