147,Гефест – бог огня (кратко)
Гефест – бог огня в Древней Греции, умелый кузнец и строитель, создатель и распространитель кузнечного ремесла. Единственный представитель элиты богов, который практически всё время посвящал физической работе, а также имел изъян на теле в виде хромоты.
Происхождение Гефеста
Гефест – плод любви Геры и Зевса. В других интерпретациях древнегреческих мифов Гера родила своего сына без помощи мужчин, используя собственное бедро, поэтому его часто называют Апатор. Это действие можно объяснить обидой богини на своего мужа Зевса, который часто ей изменял и смог родить Афину. Другие источники утверждают, что отцом Гефеста могли быть Гелиос или Талос.
Мальчик родился маленьким, болезненным и хромым на обе ноги. Гера была настолько взбешена болезненным видом сына, что выбросила его в пучину океана. Здесь Гефеста поймали морские богини Фетида и Эвринома, вырастили и воспитали.
Поэтому мальчик жил в пещере на дне океана до тех пор, пока не повзрослел. На протяжении всего времени Гефест занимался своим любимым делом: ковал изделия из различных материалов. Они были очень прекрасны и не имели равных ни по красоте, ни по крепости.
Гефест настолько реалистично изображал зверей и птиц, что они казались живыми.
Несмотря на врождённую хромоту, Гефест вырос в коренастого красавца. Поскольку с раннего детства мальчик полюбил кузнечное ремесло, он постоянно развивал свой талант. Он часто создавал различные шедевры из металлов, а со временем начал творить первые украшения из драгоценных металлов.
Гефест
Гефест, сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю.
Долго несся по воздуху несчастный ребенок и упал наконец в волны безбрежного моря. Сжалились над ним морские богини — Эвринома, дочь великого Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Они подняли упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана.
Там, в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей. Каким он был дивным художником в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде.
Долго таил в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. В восторг пришла жена громовержца Зевса, увидев чудесный подарок.
Действительно, только царица богов и людей могла сидеть на кресле такой необычайной красоты. Но — о, ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили ее несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей на помощь. Напрасно, — никто из них не был в силах освободить царицу Геру.
Боги поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою великую мать.
Тотчас послали они бога Гермеса, вестника богов за богом-кузнецом. Вихрем помчался Гермес на край света к берегам Океана. В мгновение ока пронесся над землей и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста идти с ним на высокий Олимп — освободить царицу Геру, но наотрез отказался бог-кузнец: он помнил зло, которое причинила ему мать.
Не помогли ни просьбы, ни мольбы Гермеса. На помощь ему явился Дионис, веселый бог вина. С громким смехом поднес он Гефесту чашу благовонного вина, за ней другую, а за ней еще и еще. Охмелел Гефест, теперь можно было с ним сделать все — вести куда угодно. Бог вина Дионис победил Гефеста. Гермес и Дионис посадили Гефеста на осла и повезли на Олимп.
Покачиваясь, ехал Гефест. Кругом Гефеста неслись в веселой пляске увитые плющом менады с тирсами в руках. Неуклюже прыгали охмелевшие сатиры. Дымились факелы, громко раздавались звон тимпанов, смех, гремели бубны. А впереди шел великий бог Дионис в венке из винограда и с тирсом. Весело двигалось шествие. Наконец пришли на Олимп.
Гефест в один миг освободил свою мать, теперь уже он не помнил обиду.
Гефест остался жить на Олимпе. Он построил там богам величественные золотые дворцы и себе построил дворец из золота, серебра и бронзы. В нем он живет с женой своей, прекрасной, приветливой Харитой, богиней грации и красоты.
В этом же дворце находится и кузница Гефеста. Большую часть времени Гефест проводит в своей полной чудес кузнице. Посередине стоит громадная наковальня, в углу — горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи — их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста.
Скажет он — и работают мехи, раздувая огонь в горне в ярко пышащее пламя. Покрытый потом,весь черный от пыли и копоти, работает бог-кузнец в своей кузнице.
Какие дивные произведения выковывает в ней Гефест: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши к кубки, треножники, которые катятся сами на золотых колесах как живые.
Окончив работу, омыв в благовонной ванне пот и копоть, Гефест идет, прихрамывая и пошатываясь на своих слабых ногах, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветливый, добродушный, часто прекращает он готовую разгореться ссору Зевса и Геры. Без смеха не могут боги видеть, как хромой Гефест ковыляет вокруг пиршественного стола, разливая богам благоухающий нектар. Смех заставляет богов забыть ссоры.
Но бог Гефест может быть и грозным. Многие испытали силу его огня, и страшные, могучие удары его громадного молота. Даже волны бушующих рек Ксанфа я Симоиса смирил под Троей огнем Гефест. Грозный, разил он своим молотом и могучих гигантов.
Велик бог огня, искуснейший, божественный кузнец Гефест, — он дает тепло и радость, он ласков и приветлив, но он же грозно карает.
Назад к разделу
Месть Гефеста своей матери
Узнав о том, чей он сын и о преступлении Геры, Гефест затаил сильную обиду на мать и решил ей отомстить. Он создал огромный золотой трон, который был очень красив и уникален. Гефест отправил это кресло на Олимп в качестве подарка для Геры. Богиня, увидев такой дар, пришла в восторг и сразу же захотела поудобнее устроиться в красивом кресле. Но, как только Гера села на трон, её руки и ноги сковали невидимые ранее оковы.
Никто из представителей элиты богов не смог освободить богиню от оков кресла, поэтому Зевс был вынужден послать Гермеса, чтобы просить через него Гефеста освободить Геру, на что получил отказ. Тогда боги приняли решение отправить Диониса. Богу виноделия и празднеств удалось напоить Гефеста и доставить его на Олимп. Несмотря на нетрезвый вид, Гефесту удалось получить от Геры извинения в свой адрес за жестокое обращение и освободил её от оков кресла.
После этого он смог беспрепятственно влиться в ряды жителей Олимпа.
: 136,Гай Плиний старший
Эпитеты и отождествления Гефеста
В римской мифологии греческому Гефесту соответствует Вулкан.
Когда боги бежали в Египет, Гефест превратился в быка.
Согласно греческим филологам, чьё мнение приводится в речи Котты, было четыре Гефеста:
- Рождён Ураном, от него Афина родила Аполлона — покровителя Афин (по Иоанну Лиду, сын Урана и Гемеры).
- Рождён Нилом, египтяне называют его Фта.
- Сын Зевса третьего и Геры, руководил ремесленными мастерскими на Лемносе.
- Сын Мемалия, жил на Вулкановых островах у Сицилии.
Жизнь Гефеста на Олимпе
Гера признала Гефеста как своего сына и поспособствовала его браку с богиней Гебой. Несмотря на то, что другие боги его тоже приняли и Гефест стал жить на Олимпе, он продолжил работать кузнецом. С момента появления Гефеста в обители элиты богов, им были построены все здания на Олимпе. Также им были изготовлены не знающие промаха молнии Зевса, ящик Пандоры, две ожившие рабыни из золота, псы Алкония, волшебные стрелы Аполлона, доспехи Ахилла, золотая колесница Гелиоса и многое другое.
После того, как Гефест освободил свою мать, Зевс клятвенно разрешил ему просить всё, что ему угодно и он попросил отдать Афину ему в жёны. Существует миф о том, что Гефест преследовал Афину, а в тот момент, когда богиня стала защищаться от пылкого ухаживания Гефеста, из его пролитого семени родился Эрихтоний.
Мифы сильно разнятся в отношении семейной жизни Гефеста. Некоторые источники утверждают то, что его женой была Геба, другие называют спутницей жизни Афину и Аглаю. Но, большинство мифов сходиться в том, что женой Гефеста была Афродита. Для счастливой семейной жизни бог кузнечного ремесла построил великолепный дворец с большой кузницей.
Афродита была несчастлива в браке и часто изменяла Гефесту. Исходя из рассказа «Одиссея», она изменила мужу вместе с богом войны Аресом. Случайным образом узнав о предательстве жены, Гефест опутал брачное ложе искусно скованной сетью и позвал все богов, чтобы они полюбовались позором его жены. За честь Афродиты заступился Посейдон и попросил Гефеста освободить уличённых любовников. Несмотря на оскорблённые чувства, он согласился освободить неверную жену.
Родственные связи Гефеста
Возлюбленные:
- Аполлон
- Аглая (харита). Жена.
- Афродита. Жена.
Дети:
- Алкон и Евримедонт (либо 3 кабира). От Кабиро.
- Египетские кабиры.
- Аполлон. От Афины (версия)
- Ардал.
- Евклея, Евтения, Евфема и Филофросина. От Аглаи.
- Какий и Какия.
- Кекул.
- Керкион из Элевсина. (версия)
- Олен.
- Палемоний.
- Палики. (версия)
- Перифет. От Антиклеи.
- Пилий.
- Спинтер.
- Талия (нимфа с Сицилии).
- Филотт.
- Эрихтоний. От семени Гефеста, пролившегося на землю, то есть сын Геи.
Возвращение Гефеста на землю
Зевс часто ссорился со своей женой Герой, и Гефест часто становился на сторону своей матери. Но, во время одного из последнего скандала, Зевс сильно повздорил с Гефестом и изгнал его из Олимпа. С этого момента он стал жить на земле, но бог огня старался не вмешиваться в жизнь людей и ход войны богов. Гефест продолжил заниматься кузнечным ремеслом.
Многие мифы и легенды рассказывают, что Гефест всегда обучал людей своему любимому делу и защищал всех своих последователей. Поэтому все поэты, жившие в это время, стремились прославлять его талант, а античные художники и скульпторы часто изображали его в своих произведениях.
Почитание
По сообщению Платона, в последний день Апатурий устраивались гимнические состязания в честь Гефеста — лампадодромии
На 28 пианопсиона в каждом четвёртом году приходились, сопровождавшиеся факельным шествием, Гефестии — празднества в честь Гефеста.
В литературе и искусстве
Ему посвящены XX гимн Гомера и LXVI орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Прикованный Прометей», сатировской драмы Ахея Эретрийского «Гефест», пьесы неизвестного автора «Гефест». комедии Эпихарма «Пирующие, или Гефест».
: 151,Гиппократ — разбираемся вместе
Литература
- Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. — М., 1996.
- Лосев А. Ф. Гефест // Мифы народов мира. Т. 1. М., 1991, с. 299—300.
- Широков О. С. ΑCMŌN // Античная культура и современная наука. М., 1985, с. 185—188.
- Климишин И. А. Календарь и хронология. — Изд. 3. — М.: Наука, 1990. — 478 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.
- Латышев В. В.
Источник: https://school1208.ru/drevnyaya-istoriya/gefest.html
Институт древнеславянской письменности и древнеевразийской цивилизации — ИДДЦ
Рассмотрев великих древних греков, которые на поверку оказались славянами, я решил посмотреть, кем являлись боги древних греков. По стилю изображения древнегреческих богов очень похожи на изображения великих древнегреческих граждан.
Однако, если это боги, их должны сопровождать слова ЛИКИ. Иначе говоря, мы должны увидеть на изображениях ЛИК ЗЕВСА, ЛИК ГЕРЫ и т.д. Кроме того, было бы странным найти на них датировку в годах Яра – боги существовали всегда.
Так что изображения древнегреческих божеств должны нам дать информацию по древнегреческой религии.
- Зевс.
- Моё чтение надписей.
- Гера.
- Моё чтение надписей.
- Аид.
- Моё чтение надписей.
- Посейдон.
- Моё чтение надписей.
- Гефест.
- Моё чтение надписей.
- Гермес.
- Моё чтение надписей.
- Гермес как «добрый пастырь».
- Обсуждение.
- Заключение.
Рассмотрение я начал с главы древнегреческого пантеона – Зевса.Рис. 1. Изображение Зевса из Отриколи и моё чтение надписейПонятно, что сначала я даю сведения о нём и Википедии: «Зевс (др.-греч. Ζεύς, микен. di-we «Дий») — в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын титана Кроноса и Реи . Брат Аида, Гестии, Деметры, и Посейдона. Жена Зевса — богиня Гера. Отец богов и людей. В римской мифологии отождествлялся с Юпитером. Атрибутами Зевса были: щит и двусторонний топор (лабрис), иногда орёл; местопребыванием считался Олимп (Зевс-Олимпиец). Зевс мыслится «огнём», «горячей субстанцией», обитая в эфире, владея небом, организующее средоточие космической и социальной жизни. Кроме того, он распределяет добро и зло на земле, вложил в людей стыд и совесть. Зевс — грозная карающая сила, иногда его ассоциируют с судьбой, иногда — сам выступает как существо, подвластное Мойрам — судьбе, року. Он может предвидеть будущее. Он возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. Весь общественный порядок был построен Зевсом, он покровитель городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, подарил людям законы, установил власть царей, также охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев. Ему повинуются другие боги».
Моё чтение надписей
На рис. 1 изображен так называемый Зевс из Отриколи. Музей Ватикана. Мрамор. Римская копия с греческого оригинала примерно IVвека до н.э. Я копирую это изображение из статьи Википедии о Зеве. На Викисклад фотография от Jastrow поступила 25 октября 2006 года.Зевс ли это? Я уже научен опытом чтения надписей на греческих изображениях, что скульптурные портреты одних персонажей искусствоведы могли атрибутировать как портреты других персонажей. Поэтому я читаю надписи на лбу в увеличенном виде и в обращенном цвете. И убеждаюсь, что это – Зевс, хотя надпись меня удивила, ибо над морщиной на надписи в две строки я читаю наверху МИМ ЯРА, а строкой ниже – ЗЕВС и РУСЬ ЯРА. Получается, что Зевс не только не был богом, он даже не являлся и хараоном. А всего лишь был жрецом бога Яра. Это, разумеется, не только ново, но и очень непривычно. – Под горизонтальной морщинкой лба я читаю слова МАСКА ЯРА, то есть, ПРИЖИЗНЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ.Далее, из хитросплетения локонов волос самой верхушки головы я выделяю несколько прядей, которые читаю как надпись ХРАМ ЯРА. А затем перехожу на чтение центральной части бороды и фрагмента слева от нее, где читаю привычный, но неожиданный на данном персонаже текст: ГОД ЯРА 653, что соответствует ГОДУ 1509 ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Так что вместо четвертого века до нашей эры мы имеем изображение начала XVIвека. Опять невольно вспоминается фраза А.Т. Фоменко: «Античность – это средневековье». Только теперь это уже, скорее, конец эпохи Возрождения. А на правой части лица, на уровне глаза, локоны ниспадающих волос образуют слово АРКОНА, такое важное для меня. Рис. 2. Статуя Зевса в Эрмитаже и моё чтение надписейКазалось бы, прочитаны все слова, однако последнее слово я читаю в самом низу бороды: СКЛАВЯНИН. Как известно, у бога нет этнического происхождения, ибо он – не человек. Так что последняя надпись закрепляет на первый взгляд странное свидетельство того, что перед нами – не бог, а ЖРЕЦ БОГА ЯРА ЗЕВС, СЛАВЯНИН.Рис. 2. также заимствован мною в Википедии. Подпись гласит: «Статуя Зевса в Эрмитаже. Бог неба, грома и молнии, верховный бог». Но под отдельной фотографией подпись иная: «Юпитер. Верховный бог римлян. Конец I в. Мрамор, А 362. Драпировки, жезл, фигуры орла и Виктории – тонированный гипс, XIX в. Эрмитаж, зал Юпитера. Санкт-Петербург, Россия». Верховный бог римлян. Конец I в. Мрамор. На Викисклад фото отправил Георгий Шуклин 21 апреля 2001 года.Здесь я сначала читаю надписи на левой ноге, расположив ее горизонтально и усилив контраст. Здесь читаются слова ХРАМ ЯРА и МАСКА ЯРА. А затем я читаю надписи на увеличенном изображении головы. Тут на середине бороды читаются слова ЯРА ГОД 533, что соответствует дате ГОД 1389 ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, то есть, конец XIVвека! А на верхней части бороды можно прочитать слова: В АРКОНЕ. Кроме того, На локонах чуть выше правого глаза можно прочитать слово СКИФ, и, наконец, на бороде можно прочитать слова: ЯРА РУСЬ. Как видим, подписи здесь – примерно те же, что и подписи под известными персонажами древней Греции.Всё это весьма странно, но пока я не хочу строить никаких гипотез, а просто читать всё новые и новые тексты в надежде, что рано или поздно решение появится.А теперь я перехожу к рассмотрению изображения жены Зевса, богини Геры.Рис. 3. Изображение Геры и моё чтение надписей
Гера
Здесь Википедия предлагает такой текст: «В древнегреческой мифологии, Ге́ра
Источник: http://runitsa.ru/publications/793/
Гефест
Гефест в мифах Древней Греции — бог огня, искусный кузнец и строитель, покровитель кузнечного ремесла и изобретателей. Он единственный из пантеона, кто работает не покладая рук, а также, в отличие от всех богов, которые по определению уже совершенны, имеет физический недостаток.
История появления
Гефест — плод любви Геры и Зевса.
Впрочем, описание его рождения в разных источниках противоречит друг другу: по одной из версий, Гера произвела на свет божество без помощи мужчин, воспользовавшись собственным бедром, поэтому иногда его называют Апатор, что в переводе означает «не имеющий отца». Этот поступок объяснен обидой богини на Зевса, который посмел родить Афину. В некоторых мифах есть информация о том, что Гефест — сын солнечного божества Гелиоса, а критских сказаниях отцовство приписывается Талосу.
Ребенок родился маленьким, больным и хромым на обе ноги. При виде его мать захлестнул гнев, и она сбросила сына в пучину океана. Здесь малыша подхватили морские богини Фетида и Эвринома, выходили, вырастили, и Гефест жил в гроте на дне океана до тех пор, пока не возмужал.
По другой версии биографии бога, Гефест разгневал отца, ввязавшись в спор между Герой и Зевсом, за что верховный бог рассердился и собственноручно сбросил отпрыска с Олимпа. С тех пор покровитель кузнецов хромает. Изгнанный из дома Гефест оказался на острове Лемнос, где позднее в его честь появился цикл праздников под общим названием Гефестии.
Бога огня почитали не только в Афинах и на Лемносе. Культ Гефеста царил на островах Имброс и Самофракия. Римляне отождествляли героя с Вулканом. На сохранившихся изображениях бог предстает взрослым мужчиной с бородой, левая нога чуть короче правой. Среди атрибутов образа — кузнечные клещи и молот, шапка и одежда, в которой трудились рабочие. Живописцы нередко рисуют его верхом на осле — так бог триумфально возвращался на Олимп.
Мифы о боге Гефесте
Гефест вырос в могучего широкоплечего красавца, у которого с детства открылся талант к ремеслам. Особую страсть бог питал к кузнечному делу. Руки его, полные исполинской силы, создавали шедевры из металла. Чуть позже увлекся ювелирным искусством, и первые украшения с драгоценными камнями презентовал приемным матерям. В списке изобретений бога — две ожившие рабыни из золота, ящик Пандоры, псы Алкиноя и много других полезных и красивых вещиц.
Узнав, чей он сын, Гефест затаил обиду на Геру и решил отомстить. Из-под молота появилось огромное кресло с резьбой, которое отправилось в подарок матери. Трон очаровал Геру, однако, как только богиня удобно устроилась на нем, тело ее сковали невидимые оковы, и никому не удалось помочь встать с этого дьявольского презента.
Зевс в отчаянии отправил к Гефесту Гермеса — просить вернуться на Олимп. Но кузнец наотрез отказался. Тогда хитрый верховный бог призвал на помощь винодела Диониса. Весельчак и затейник напоил брата вином, усадил на осла и привез на Олимп.
Под хмелем бог огня освободил мать, получил от нее извинения в свой адрес за былую жестокость и влился в ряды жителей обители богов.
На Олимпе Гефест развернул бурную деятельность, проявив щедрость характера: воздвиг дворец для родителей, подарил отцу скипетр и эгиду, а также боевую колесницу. Главное достижение кузнеца — не знающие промаха молнии Зевса. Для Аполлона мастер выковал волшебные стрелы. Ахилл получил в подарок доспехи, а Гермес — жезл примирения. Гелиос обзавелся золотой колесницей, на которой бороздил небесные просторы.
Скульптура Гефеста
Не забыл Гефест и о себе самом, построив шикарный дворец с просторной кузницей, в котором поселился с Афродитой. Хотя мифы и в этом разнятся. В части сказаний освобожденная Гера на радостях отдала в жены сыну прекрасную Гебу.
В других источниках Зевс даровал Гефесту Афину, но воинственная богиня защищалась от преследователя-любовника, в результате чего из пролитого на землю семени бога огня родился Эрихтоний.
В интерпретации поэта Гесиода Гефест состоял в браке с харитой Аглаей.
В «Одиссее» Афродита изменила супругу с богом войны Аресом. Случайно узнав о предательстве, Гефест опутал брачное ложе стальной сетью и позвал богов, чтобы те собственными глазами увидели позор жены. Обиженный муж согласился освободить любовников только после уговоров Посейдона.
Гефест дружил с Прометеем. Это у него из кузнечного горна сердобольный титан, жалеющий людей, похитил искры огня и даровал человечеству. А один из мифов рассказывает историю ослепшего охотника Ориона, которому кузнец создал механические глаза. Во времена Флегрейской битвы с гигантами Гефест вместе с Гелиосом ездил по миру в колеснице.
Гефест в культуре
Древние памятники искусства подчеркивают связь бога с оружием. От его имени произошло слово «эфес», означающее рукоять клинка. Священным животным Гефеста был лев, который нередко изображался рядом с ним. Символы божества — молот, наковальня и другие инструменты кузнеца, а также горящий огонь.
В Афинах сохранился храм, посвященный Гефесту, в котором стоит статуя работы известного скульптора Алкамена. Широкое распространение культа божества в Риме подтверждается множеством найденных монет с его изображением — римляне считали Вулкана покровителем чеканки.
Образ божественного кузнеца вдохновил на создание шедевров многих европейских художников. Сюжеты, где Вулкан изображен за работой в своей мастерской, встречаются у Веласкеса, Тициана, Бассано; сцены ревности между богом и его женой Афродитой изображали Тинторетто, Рембрандт, Буше, Гольциус.
В 1838 году датский скульптор Бертель Торвальдсен создал мраморную статую Вулкана, где он — могучий муж в свободной тунике, который стоит рядом с наковальней.
Образы бога-кузнеца присутствуют и в кинематографе. В вольной экранизации сюжетов древнегреческой мифологии «Битва титанов» (1981) бог огня по велению Афины создал для Персея крылатого коня и Буббо, ученую сову. В картине режиссера Десмонда Дэвиса в роль кузнеца вжился Пэт Роуч.
Гефест в полной красе блистает и в современном кино. Постановка Джонатана Либесмана «Гнев титанов» (2012) вновь повествует о Персее. В образе бога огня предстал актер Билл Найи.
Библиография
- VIII–VII вв. до н. э. — «Теогония»
- 1922 — «Легенды и мифы Древней Греции»
- 1955 — «Сказания о Титанах»
- 1991 — «Мифы народов мира»
- 2001 — «Реальный словарь классических древностей»
Фильмография
- 1981 — «Битва титанов»
- 2012 — «Гнев титанов»
Источник: https://24smi.org/person/2659-gefest.html
Кто такой бог кузнец Гефест в древнегреческой мифологии, чем знаменит
Гефест – законнорождённый потомок Зевса и Геры, бог пламени, кузнечных технологий. С ним никто не в состоянии сравниться в мастерстве. Он родился на вершине олимпийских небожителей болезненным и хромоногим малышом. Олимпийская властительница Гера сильно разгневалась, что разрешилась от бремени неказистым, чахлым сыном. Она сразу невзлюбила его: ухватила за ногу и низвергла вниз с олимпийской вершины на землю.
Кто приютил его после низвержения с Олимпа?
Злосчастный малыш длительное время падал по воздушным потокам и опустился в беспредельные океанические волны. Морские богини Эвринома и Фетида смилостивились над ним. Они достали малыша из морской пучины и принесли его в лазурный грот: там они его и вырастили. Он возмужал, но не стал привлекательнее: он хромал, но имел мощные плечи, исполинскую грудную клетку и торс, мускулистую шею.
В мастерстве кузнечества он стал непревзойденным виртуозом! Трудился денно и нощно, не имея покоя. Он изготовил массу восхитительных золотых и серебряных украшений своим наставницам.
Месть Гефеста Гере
Гефест ждал, когда Гера принесет извинения за нанесенную ему в детстве обиду. Однако она все не приходила. Тогда этот мудрый бог затаил сильную сердечную обиду и, наконец, решил поквитаться с матерью. Он изготовил необычайный и превосходный золотой трон и отправил его в подарок матери на олимпийскую вершину. Супруга громовержца испытала сильное восхищение, глядя на чудесное подношение.
Сюрприз был достоин обладательницы – властительница сочла выкованный Гефестом трон кузнечным изделием необыкновенной красоты. Но тут произошло ужасное: как только Гера уселась на трон, ее оплели незыблемые оковы, и богиня попала в кандалы. Боги ринулись ей на помощь. Однако никто не смог высвободить властительницу. Олимпийцы осознали, что лишь изготовивший седалище Гефест высвободит родительницу.
Возвращение бога-кузнеца к олимпийцам
Они сразу же отправили божественного вестника Гермеса за Гефестом-кузнецом. Что есть мочи устремился Гермес к океаническому побережью. Мигом он промчался над земными и океаническими просторами и предстал перед взором трудившегося в гроте бога-кузнеца.
Длительное время он упрашивал Гефеста следовать на олимпийскую вершину, чтобы высвободить супругу громовержца – кузнечный бог ответил решительным отказом, памятуя о несправедливости со стороны его матушки. Пустыми остались и увещевания, и взывания Гермеса.
Однако помог Дионис, беззаботный бог виноделия. С оглушительным хохотом опоил он Гефеста виноградным вином. Захмелел тот, став управляемым и покорным. Дионис одолел мастера. Гефеста водрузили на осла и отправили на олимпийскую вершину. Гефест восседал, раскачиваясь. Вокруг неслись, весело пританцовывая, оплетенные плющами менады.
Несуразно скакали захмелевшие сатиры. Раздавался хохот, грохотали бубны, громоподобно звучали тимпаны, дымились факелы. А впереди шагал величественный Дионис, обвитый виноградными лозами. Оживленно продвигалась процессия, достигнув вершины небожителей. Немного пьяненький умелец, увидав златокудрую красавицу-мать, позабыл обиды и тут же ее высвободил.
Чем занимается бог молота и наковальни на Олимпе?
По возвращении он стал проживать на вершине небожителей, выстроив себе золотой особняк с серебряными и бронзовыми изразцами и принялся обживать его со своей распрекрасной и радушной супругой Харитой, богиней грации и привлекательности. Остальным олимпийцам он воздвиг величавые, инкрустированные драгоценностями, особняки.
В личном особняке бог кузни и пламени установил наполненную чудесами кузницу, много времени пребывая именно в ней. Там установлены исполинская наковальня и горн с полыхающим пламенем и мехами (устройством для нагнетания воздуха). Фееричны эти устройства – их не обязательно ввергать в подвижность вручную, они подчиняются слову бога пламени. Молвит он – и действуют устройства, интенсивно надувая огонь в горниле.
Грязный, запыленный, покрытый потом, трудится бог-кузнец на своем рабочем месте. Какие чудесные изделия вырабатывает там он: крепкое оружие, чаши и кубки, золотые и серебряные украшения, треножники.
Среди самых его известных изделий:
- Щит выкованный для Зевса-громовержца.
- Меч, которым зарезали Поликсену.
- Дворцы для божеств, сделанные из бронзы, золота и серебра.
- Лук для Аполлона.
- Доспехи для Ахилла.
- Трезубец для Посейдона.
- Цепи, которыми сам же приковал Прометея. Позже Прометея освободил Геракл.
- Пандора тоже его рук дело.
Нрав не кроткий
По окончании труда мужчина омывается в ванне с благовониями и направляется, ковыляя на своих некрепких ногах, на пиршество к Зевсу-громовержцу – своему родителю. Оставаясь любезным и доброжелательным, он нередко пресекает вновь намеренную разыграться размолвку между своими родителями. Боги не в состоянии смотреть без хохота, как хромоногий герой прихрамывает у торжественного застолья, наливая всем душистую амброзию. Веселье понуждает олимпийцев позабыть о разногласиях.
Но он также бывает и суровым. Все убедились в потенциале его пламени и наблюдали за ужасными, мощными ударами его гигантского молота. Даже воды неистовствующих рек Ксанфа и Симоиса под Троей усмирил этот герой пламенем. Яростно крушил он и дюжих исполинов.
- Был замечен в приставании к самой Афине.
- Поймал свою супругу Афродиту с Аресом — богом войны.
Бог пламени, мастер своего дела, бог-кузнец Гефест обеспечивает всех теплом и весельем, любезен и учтив, но сурово и наказывает.
Источник: https://mikrozajmi.ru/kto-takoj-bog-kuznets-gefest-v-drevnegrecheskoj-mifologii-chem-znamenit/
������
���������� «������» (��������). ������� �����������, 1838����� ������������, ���������� |
������, � ��������� ��������� ��� ���� � ���������� ����, ����� �������� ������. ����������� �������� ������������� �������������, ���������� ���������� ����� �������� ������.
����� � ���������
�������� ������ �� — ��� ����� � ����, ���� ��������, �����, �����, ���� � ������. �� �� ������ ������ �� ��� ������ ����, ��������� �� � �������� ����� �� �������� �����. ��� �� ����� ������� ������ ������� ������� ���, �� ��������� ����, ������.
������ ��� ����� ����� ���������� ������ ��������, � ������ ������ �����. � ������� ���� ��������� �������� � ������, ����� ������� �������� �� ���� ��������� ���������� ����-�����. ������ � ������ ������� ��������� �� ������ ��� ���������, �� � �� �������.
�� ����� ������, ������ ������, � ������� ������� ����� � ����������, ������������� � ������ ������� � �����, � ������ (��� ������, ��� ������) ������ ����������������� � ��������. ��� ������� ������� �������� ��������.
�� �������� ��� �������, �������� ���� ����� � ������ ��������.
������ ������� ��� ������ ��������, �������� ������ ����� � �������� ������, � �� �������� ��������� ������� «������ � ������», � ����� ����� ������� «��������».
����
����� ������ �������� �� ����, �� �������� ������� � ����� �������, � ���� �� ������ �� ��� ����. ����, ������ ������ ���������� ����, ���������� �� ���� � ������� � �������� ������ (��������� ����������� �������, ��� ������� ��������� � ������� ������ ����� �������).
�� ���� �� ��������� ����� ����, ������� ������� ������� ����� ������� ������ ������ (��� �����). �� ������ ��������������� ������ ��� �� ��� ���� � ��������� ����� ������� �����: ����� � �������������. �� ������� �������� ���� ������ � ��� �������� �� ���� ������ �� ��� ����.
����� ������ ����� � ���, ��� ��� ����, �� ����� ���������. �� ������ ������ (������� ����), ������� �������� �� ���� � ����, � ������ �� ����� � �������� ������� ��� ����� ������. ���� ������ � ������� � ���� ����� �������� ����� �������� ��������, �� ������ �� ����� �� ������, � ������ ��������� ����� �����, � ��� ��������� ��������� � ������.
����� �� �������� ����� �� ���� ���������� ���� ������, ������� ���� ��� �������� ��������� �������, �������� �����, ����� ��������� ������� ���������� ����. �� ������ �������. ����� ����� � ������� ���������� ����, ����� ����� ��������� ������� ���������� ��������� ������. �� � ���� �������� �������. ����� ���� ������� �������, ���� ���������, � �������. ������� ������� ������� ������� � ��������� ��� �� �����. ������ � ���������� ���������, ������ ��������� ���� ����.
�� ������ ������ ������ ������ ���������� ��������� ���� ���� ������ ������ �� ��������, ������� � ����� � ����������� ��� �����.
������ ������� ������ ������ ��� ����������� ����, 1757, ����, �����, �������. |
���� �������� ������ ���� � ������ ��� ������ � ���� �����, �� ��������� �������� � �������� �������. ��� ������ �� ������ ���� ��������� ��������, ���� ������� ��� ������������� ���� �� ������� ������� ������. ��� �� � ����� ��������������, ��� �� ������������ ������ ���� �������� ���� ������� ��� ���, ��� ��� ��������, � ������ �������� �����.
���� ����� �� ��� �������� ������ �����, �� ����������� ����� ����������. ����� ��� ������ � ������� ��������� ��� ���-�� ���������� ��� ��, ������ ����� ����� ��������� ������ � ����� �������� ���������� �� �������. ���� ������� ��������� �� ���� ������, �� ������� ��� ������ ���� � �������� ���� ����� � �����. ��� �������� ��� ������� � ����� — ��������� (������ ��������� ������������� ��������� �� ��, ��� ���-����� �������� ���������, � ������ ������� ��������� ����� ������� ���).
������ ��� � ������ ������� ������� ����-����, �� ���� ������������ «������». ���� �������� ������� �������, �������� ���� ������ ���� �� �������� ������� �������.
����� ������ ����������� �� ����, ������ ����� ������� �� ��� ������� ���� � �������� ��, �� ��� ���� �������� �� �� ���� �� ����, �������� � ����� ����������. ������ ��������� ����, � ����������� ����������� ������� ��� � ������. ������ ���� � ���� � ������� ������.
����� ����������� ������� � ������ ��� ������ ������ ������� ������ ��������; ��� ���������� ����� �������� � ���� ������, ��� ������ �������� ���� �������.
������ ���������� � ������������. ���� �� ��� ���������� ��������� �������� ������ ��� ���� ��������, ����� ��������� ����� ���������� ����� � �������� (�� ����� �� ������).
����� ��������� ���������� ������� (��������)����� ������� 1555-1560 |
������ �������� � ������ �������� ����� �� ������������� �����. ��� �������� �������� — ������ �����, ��� ����� ���������� � ����� � ��������. ����� �� � ���������� � ��� ��� �����, � ������� ��� ��������� �������� �������. ���-������ ��� ������ �� ������ � ������� ����� �������� ����������. ������� �� ������ ����, ��� ������ ����� ����� �������������, ��� ��� ��� ���������� ��������� ����� ������ ������.
��� ������ ������ ����, �������� ������� ����� � ����� ��� ��������� ������� ������ ������� �� ��� ������� ������������� ����. �� ������ ���� �����, ������������ �� ����������, ��� ����� ���� ��������, ��� ��� ��������� ���� � ���� ������ ��������� �� ����� �����, � ������ ����� ������ �������� ��������.
������ ���������� �������� �� ��������� �������, � ���� ������ �� ������� �������� ���������, ��� ��� ��� ��������� ������� ���� �������.
����� ����� ������� �������� ����� �������� �����, � ������ ���� ���� � ��� ������ ����� (�� �������), ���������� �� ���������, �������� � �������, ������ ��� �������� � ���. ������ ������ �� ������ � ������ �������� ���� ������ �� ������� ������, ��� ����� ��� ������ � ��� ����� ���������� �������.
������������ ����� ������� — ������ � �������� ������ � ����� ����������, ��� ��������� — ������������ ��������. �� ��� ������ ������ � ������������ ���. ������ ���� ���� ����, ����������� ����, ����� ������� ���� ������� ��������.
� «������» �������� ����� ����������� �������� ��������� ����� �������, ��� ��������� ������� ����� � ������, � ��� �� ������ ����. ����������� ���� ���������� ������� � �����, ��������� ����� �������.
������ ����������� ��������, �� ���� ������ ����� ����, �� ���������� �����.
������ ������ ������� ������� � ����� �����, ���� �������, ��������� �������, ����, � ������� �������� ��� ���� �������� � �� ������������ ����. ������ ������� ���� �� ������� ���� ������������ ��������, ������� �� ����������� ��� �������� � ����� ����������.
������� ������ � ����� ���������� ������ ������������ �� ��������� � �����. �� ����������� � �����������, ����� ���������� ������� ����������� ����� ������ ���� � ����. ���� ���� ����� ������������ �� �����, ����� �� ��������� ����, ����������� ������ �������������� ����� � ������������ �� ������ � ��������. �� ������ ����� ���� � �������. �� ������ ���� ���� ����� �������� ��� ��� �����.
���, ������� � ��������
���������� «������». ������� �����������, 1838����� ������������, ���������� |
���������������� ��� ������ �������� «�������������». ������� ������� — �������, �� ���� «������-������» ��� «������-���������» ��� �����������, �� ���� «�����-�����». ������ ��������� ��� ��� ����� �������, ��� ��� ���������� ����. ��� ������������� ���������� �� ����������.
�� ������ ������ ���������� ������� �����, ������� �� ��������� � �������� � ������ ��������� � ������ ��������� ����, ��� ����� ��������� �� ��� ����������� �������������. � ��������� ���������� � «�����������» �������������� � ���, ��� ������ ����� ��� ����������� ���� ������ ���������, ������� ��-��� ����������� ����, — ������, ����, ����� � ����.
������� ������ �������-������� �� ���� ������������ �������� �������. �� ��� ��������������� � ����������� ����� ������� � ������ �������. ���� � ������� �������� ����� ������� �������������-������������ ���������� � ����� �����������.
� ������ ���� �� ��� (������) ������ ��� �������, � ��� �� ��������� ����� ������� ������� �������� ������ — «��������� �������».
������������� ������ ������ ���������� ������� ������ ���� � �������������� ��� ������� ���������� ��������, �� ������������, ������� � ����� ����������� ����� ���� ������� �����, ���������� ������� ���� ���� � �������� � ������� ����������� � ��������� �������, ��������� � ��������������� ������� ����������� ����.
���������� ���� ���������� ������� ��� ����� ����������� ���� �� ���� � ������������ ������������. �� — ������ � ��������, �� �� �� ����, �����, ����. �� �������� ����, ������ � �������, �� �� �� — ���� � ��� �������, �������, �� ���������� �����, �.�. ������ — � �����, � �����������, � ������ ����������, � ��������� ��������.
� ������� ��������� ������� ������������� ������, � ������ — ���� (��� ���).
������� �� �������� � ���������
������� ��������� �� ���� ������ � LXVI ���������� ����. ����������� ���� �������� ������ «����������� ��������», ����������� ����� ���� ����������� «������», ����� ������������ ������ «������», ������� �������� «��������, ��� ������».
��� ��������� ������ �������� ������� �� �����. ������ ���� �� ����, ����� ��������� �����; ����� ��� ����� ���� �������.��������������� ��������� ����. |
� ������� �� ������ ���������� �������� � ������� ����� ������ ���������� ����� ������������ � ����������� ������������. ������ ��� �� � ����������, ���������� ���������� ������������ � ������ ��������, ������� ��� ����� �� ������������ �����.
� ��������� ��� ������� ���������� ����� �������, � ������ ������ � ������. ����� �� ������ ������������ ������, ����� ������ ������������ � ������, �� ����� �������� ������, ����������� ��� �������.
����� ����� �� �������� ��� � ����������� ��� ������ ����� ��������� ��������� ���������.
������� ����� ���������� �� �������, �������� �� ����� � � ����������� ������� �����. �� ����� ����������� � � ����� ������� ������� ������������. � � ����� ����������� ��������� ����� ����� ����� ������� ����� ������ ���������, � ������� ����� ��� � ������ ����� ����� ������� �� �������� ����������.
������ � �������������
� ����� ������� ������� ����� ������� (2212) ������, �������� 27 �������� 1978 ���� ��������� ���������� �������� ������ � �������� ��������������� ������������. ��� ����������� ��������, ����������������� ������ ��������� ������� � � ���� ����� ���������� �������� ������� �����������.
��� �� � ����� ������� ������ ����� «��������», ����������� � ����������� ������ � ����.
������ ������� ������� ��������� ����� �������� ������� ������� � ���������.
Источник: http://knch.ru/mist/greece/0037_gefest.php
Мифы и Легенды
- Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея
- Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, а там, в глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца
- Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов
- Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого брата громовержца Зевса, колебателя земли Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем
- Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный братЗевса, Аид. Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем
- Великая богиня Гера, жена эгидодержавного Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка
- Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его Латона, гонимая гневом богини Геры, нигде не могла найти себе приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету
- Вечно юная, прекрасная богиня родилась на Делосе в одно время с братом своим, златокудрым Аполлоном. Они близнецы. Самая искренняя любовь, самая тесная дружба соединяют брата и сестру. Глубоко любят они и мать свою Латону
- Самим Зевсом рождена была богиня Афина-Паллада. Зевс-громовержец знал, что у богини разума, Метис, будет двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола
- В гроте горы Киллены в Аркадии родился сын Зевса и Майи, бог Гермес, посланник богов. С быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний край света в своих крылатых сандалиях, с жезлом-кадуцеем в руках
- Бог войны, неистовый Арес, — сын громовержца Зевса и Геры. Не любит его Зевс. Часто говорит он своему сыну, что он самый ненавистный ему среди богов Олимпа. Зевс не любит сына за его кровожадность
- Не изнеженной, ветреной богине Афродите вмешиваться в кровавые битвы. Она будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром. Только воительница Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу
- Гефест, сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына
- Могущественна великая богиня Деметра. Она дает плодородие земле, и без ее благотворной силы ничто не произрастает ни в тенистых лесах, ни на лугах, ни на тучных пашнях. Была у великой богини Деметры юная прекрасная дочь Персефона
- С незапамятных времен установился в мире такой порядок. Богиня ночи Никта проезжает по небосклону в колеснице, запряженной черными конями, и закрывает землю своим черным покрывалом. Вслед ей белые круторогие быки медленно влекут колесницу богини луны Селены
- И родился у умирающей Семелы сын Дионис, слабый, неспособный жить ребенок. Казалось, он тоже обречен был на гибель в огне. Но разве мог погибнуть сын великого Зевса. Из земли со всех сторон, как по мановению волшебного жезла, вырос густой зеленый плющ. Он прикрыл от огня своей зеленью несчастного ребенка и спас его от смерти
- Пан, хотя и являлся одним из древнейших богов Греции, имел в гомеровскую эпоху и позже, вплоть до II в. до н.э., мало значения. Уже то, что бог Пан изображался как получеловек — полукозел (пережиток тотемизма), указывает на древность этого бога
- Жили однажды царь и царица и было у них три дочери. Красивыми уродились старшие дочери, но с младшей, по имени Психея, никто не мог сравниться красотой. Прекраснее всех иа земле была она, со всех стран стекались а город люди, чтобы полюбоваться на нее. Каждый восхищался ее очарованием и прелестью и находил ее похожей на Венеру
- Вступая по следам Гомера и других греческих поэтов в созданный их воображением Олимп, мы сталкиваемся с богами, образы которых разительно отличаются от всего того, что входит в наше понятие «бог». Богам Олимпа не чуждо ничто человеческое
Гефест, рисунок на вазе
Гефест, сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю. Долго несся по воздуху несчастный ребенок и упал наконец в волны безбрежного моря.
Сжалились над ним морские богини — Эвринома, дочь великого Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Они подняли упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана. Там, в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей.
Каким он был дивным художником в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде. Долго таил в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери.
В восторг пришла жена громовержца Зевса, увидев чудесный подарок. Действительно, только царица богов и людей могла сидеть на кресле такой необычайной красоты. Но — о, ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили ее несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей на помощь. Напрасно, — никто из них не был в силах освободить царицу Геру.
Боги поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою великую мать.
Тотчас послали они бога Гермеса, вестника богов за богом-кузнецом. Вихрем помчался Гермес на край света к берегам Океана. В мгновение ока пронесся над землей и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста идти с ним на высокий Олимп — освободить царицу Геру, но наотрез отказался бог-кузнец: он помнил зло, которое причинила ему мать.
Не помогли ни просьбы, ни мольбы Гермеса. На помощь ему явился Дионис, веселый бог вина. С громким смехом поднес он Гефесту чашу благовонного вина, за ней другую, а за ней еще и еще. Охмелел Гефест, теперь можно было с ним сделать все — вести куда угодно. Бог вина Дионис победил Гефеста. Гермес и Дионис посадили Гефеста на осла и повезли на Олимп.
Покачиваясь, ехал Гефест. Кругом Гефеста неслись в веселой пляске увитые плющом менады2 с тирсами3 в руках. Неуклюже прыгали охмелевшие сатиры. Дымились факелы, громко раздавались звон тимпанов4, смех, гремели бубны. А впереди шел великий бог Дионис в венке из винограда и с тирсом. Весело двигалось шествие. Наконец пришли на Олимп.
Гефест в один миг освободил свою мать, теперь уже он не помнил обиду.
Гефест остался жить на Олимпе. Он построил там богам величественные золотые дворцы и себе построил дворец из золота, серебра и бронзы. В нем он живет с женой своей, прекрасной, приветливой Харитой, богиней грации и красоты.
В этом же дворце находится и кузница Гефеста. Большую часть времени Гефест проводит в своей полной чудес кузнице. Посередине стоит громадная наковальня, в углу — горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи — их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста. Скажет он — и работают мехи, раздувая огонь в горне в ярко пышащее пламя. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, работает бог-кузнец в своей кузнице. Какие дивные произведения выковывает в ней Гефест: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши к кубки, треножники, которые катятся сами на золотых колесах как живые. Окончив работу, омыв в благовонной ванне пот и копоть, Гефест идет, прихрамывая и пошатываясь на своих слабых ногах, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветливый, добродушный, часто прекращает он готовую разгореться ссору Зевса и Геры. Без смеха не могут боги видеть, как хромой Гефест ковыляет вокруг пиршественного стола, разливая богам благоухающий нектар. Смех заставляет богов забыть ссоры. Но бог Гефест может быть и грозным. Многие испытали силу его огня, и страшные, могучие удары его громадного молота. Даже волны бушующих рек Ксанфа я Симоиса смирил под Троей огнем Гефест. Грозный, разил он своим молотом и могучих гигантов.
Велик бог огня, искуснейший, божественный кузнец Гефест, — он дает тепло и радость, он ласков и приветлив, но он же грозно карает.
Примечания:
1Гефест (у римлян Вулкан) — первоначально бог огня; с развитием ремесел, и особенно кузнечного ремесла, становится богом-покровителем металлургии того времени. Особенно чтили Гефеста в Афинах, где ремесла достигли наибольшего в Греции развития.
2Менады — спутницы Диониса; в переводе на русский язык менады значит неистовствующие; менады — то же, что и вакханки.
3Тирс — палка, обвитая плющом или виноградом, с кедровой шишкой на конце.
4Тимпан — ударный музыкальный инструмент, имевший форму двух бронзовых чашек, которыми ударяли друг о друга.
Николай Кун. Легенды и мифы Древней Греции
Добавлено: 19:06, 1 июня 2006
- Вступая по следам Гомера и других греческих поэтов в созданный их воображением Олимп, мы сталкиваемся с богами, образы которых разительно отличаются от всего того, что входит в наше понятие «бог». Богам Олимпа не чуждо ничто человеческое
Анекдот Дня
Пастор зашел в бар, чтобы воспользоваться туалетом. С улицы он слышал громкую музыку, а тут вдруг все смолкло, все танцующие остановились и уставились на него. Священник, немного смущаясь, подошел к бармену и спросил, — Извините, Я могу воспользоваться вашим туалетом? Бармен сочувственно посмотрел на него и говорит, — Я бы Вам не советовал.
— Почему? — спрашивает пастор, — Мне действительно невтерпеж! — Ладно. Только учтите, что там стоит статуя голой женщины с фиговым листком! — Ерунда, — отвечает пастор, — я буду смотреть в другую сторону. Бармен показал священнослужителю дверь и тот отправился в туалет. Через несколько минут, он выходит оттуда, а в баре, опять все загрохотало и запрыгало.
Он подошел к бармену и кричит, — Сэр, я не понимаю! Когда я вошел сюда с улицы все стихло, а когда вернулся из туалета, то попал в вертеп! Что за неуважение к слуге Господа! — Порядочек! Теперь вы один из нас. — улыбаясь говорит бармен, — Что вам налить? — Я ничего не понимаю. Пожалуйста объясните! — кричит озадаченный пастор.
— Видите ли, — смеясь говорит бармен, — каждый раз, как кто-то приподымает фиговый листок на статуе, над моей стойкой вспыхивает целая гирлянда огней! Так как насчет того, чтобы выпить?
Афоризм Дня
Церковь — место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, рассказывают небылицы тем, кто никогда туда не попадет Менкен Г.
Cказание.info / Ulenspiegel.od.ua 2005 — 2020
Источник: http://skazanie.info/gefest
Дионис — древнегреческий бог
Дионис — бог урожая, виноделия и вина, ритуального безумия и плодородия, театра и религиозного экстаза.
Вино занимало важную часть в греческой культуре, поэтому Дионис являлся любимым богом жителей.
Истоки появления культа Диониса до сих пор не определены. Некоторые историки склоняются к мысли о том, что культ бога прибыл с востока, другие говорят о том, что источники появления культа идут с юга, из Эфиопии.
Дионис был одним из двенадцати олимпийских богов; он был рожден от простой смертной. Масштабные праздники (мистерии), посвященные Дионису, с песнями, плясками и вином, считаются прародителями театра.
В самых ранних греческих артефактах Дионис изображается как зрелый мужчина с бородой и в одежде. Обычно при нем был посох. Чуть позже стали появляться изображения с обнаженным, молодым Дионисом, совмещающем в себе функции мужского и женского начала (гермафродита).
Обычно бога сопровождают менады и сатиры с эрегированными половыми членами, вся процессия веселится, танцует и исполняет какие-либо музыкальные произведения. Сам бог зачастую сидит в колеснице, запряженной тиграми и львами.
Дионис ассоциируется с защитником всех тех, кого изгнало или не признало общество, поэтому бога связывают с некой хаотичной и опасной силой, использование которой может привести к неожиданным последствиям (вполне возможно, что это было связано с действием вина).
Он также известен как Вакх (Бахус) в римской традиции, а мистерии, посвященные богу, называли вакханалиями.
По преданиям, вино, музыка и танцы освобождают человека от житейских забот, страха и грусти, а также придают сил.
Культ Диониса также связан с подземным миром: его менады кормят умерших специальными подношениями, а сам бог выступает посредником между живыми и мертвыми.
В греческой мифологии Дионис был зачат Зевсом и смертной женщины — Семелы. Гера, жена Зевса, была разгневана, узнав, что верховный бог снова воспылал страстью к обычной женщина.
Перевоплотившись в обычную смертную, Гера убедила беременную Семелу, что та вынашивает сына самого Зевса-громовержца. Женщина, поддавшись сомнениям, однажды попросила Зевса доказать ей свое величие. Верховный бог отказал женщине, так как знал, что смертные не смогут вынести проявления его высшей силы.
Однако Семела была настойчивой, и Зевс доказал свою божественную природу, извергая громы молнии, сотрясая землю вокруг. Семела не выдержала этого действия и скончалась на месте.
Расстроенный Зевс спас не рожденного сына, зашив его в бедро. Несколько месяцев спустя Дионис родился на горе Прамнос на острове Икария, где Зевс спрятал ребенка от всевидящей Геры.
В критской версии истории появления Диониса на свет, которая принадлежит перу Диодора Сикула, бог является сыном Зевса и Персефоны.
Имя Геры здесь тоже встречается: по легенде она посылает титанов к младенцу Дионису, чтобы те разорвали его на куски. Однако всемогущий Зевс спасает мальчика.
Детство и юность Диониса
Согласно мифу, в младенчестве о Дионисе заботился Гермес. По другой версии — Гермес отдал мальчика на воспитание царю Атамасу и его жене Ино, тете Диониса. Гермес хотел, чтобы супруги спрятали Диониса от гнева Геры. Существует еще одна история: как будто бы Дионис воспитывался нимфами.
Когда Дионис вырос, он обнаружил, что из виноградной лозы можно выделять прекрасный сок, который обладает удивительными свойствами.
Гера обрекла молодого бога на безумие, и ему пришлось скитаться по всему свету. Однако он нашел единомышленников и научил их делать вино.
Дионис был в Греции, Испании, Эфиопии, Египте. Из этих скитаний родилась легенда о том, что именно так вино буквально завоевало весь мир.
Дионис был исключительно привлекательным. Один из гомеровских гимнов рассказывает, как, будучи под видом смертного, сидящего на побережье, несколько моряков заметили его, и предположили, что он является принцем.
Рыбаки хотели выкрасть его и уплыть, попросив за бога большой выкуп. Однако Дионис превратился в льва и убил всех, кто был на корабле.
Дионис в мифологии
Имя Диониса также связано с мифом о царе Мидасе. Как-то раз, обнаружив, что его наставник — мудрый Силен, исчез, бог неожиданно нашел его в гостях царя Мидаса. За возвращение любимого учителя Дионис предложил царю исполнить любое его желание.
Жадный царь изволил, чтобы всё, к чему он прикасался, превращалось в золото. Дионис выполнил его просьбу.
Однако в скором времени царь понял, что и еда, и вода, и люди, к которым он прикасается, становятся золотыми. Царь умолял Диониса вернуть всё на круги своя, он был готов отказаться от своего желания.
Бог смилостивился: Мидас окунулся в реке Пактол, и заклятье было снято. Дионис упоминается также в мифах о Пентее, Ликурге, Ампеле и других.
Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться
Источник: http://history-doc.ru/dionis-drevnegrecheskij-bog/
Религия древних греков. урок. Всеобщая история 5 Класс
На ранней стадии своего развития комплекс верований древних греков должен был объяснять природные явления, которые были непонятны человеку. Боги объясняли миропорядок, являлись его аллегорией (то есть непонятные человеку явления мыслились через образы богов). Позже боги стали покровителями каких-то занятий: ремесел, войны, торговли и т.д.
Одни боги покровительствовали человеческим качествам, другие управляли внечеловеческими силами, влияющими на него: судьбой, удачей. Почти все греческие боги антропоморфны (представляются, изображаются и описываются по подобию с людьми) и очень похожи на людей по поведению: они ссорятся, мирятся, воюют, убивают, флиртуют, обманывают.
Боги могут являться людям, общаться с ними, соревноваться с ними, иметь детей от них.
Боги первого поколения
Уран – олицетворение неба, супруг Геи
Гея – олицетворение земли, супруга Урана
Эрос – олицетворение любви
Гипнос – олицетворение сна
Танатос – олицетворение смерти
Титаны, или боги второго поколения
Кронос – первое верховное божество
Прометей – титан второго поколения. Дал людям огонь и ремесла
Старшие боги (Крониды, то есть дети Кроноса)
Зевс – верховный бог после свержения Кроноса, бог-громовержец
Гера – жена Зевса, верховная богиня, покровительница брака
Посейдон – бог морской стихии
Аид – владыка царства мертвых
Младшие боги
Аполлон – бог света, покровитель искусств
Арес – бог войны
Афина – богиня мудрости, наук и справедливой войны
Афродита – богиня любви
Гермес – бог торговли и хитрости, посланник богов
Дионис – бог виноделия и веселья
Другие боги и существа
Титаны, атланты, гекатонхейры, циклопы, музы, гиганты, сатиры, кентавры и др.
Культурная значимость
Древнегреческая религия и ее мифы приобрели огромное культурное значение. Мы каждый день сталкиваемся с ее наследием (названия магазинов, ресторанов, журналов), Древняя Греция была эстетическим идеалом (начиная с эпохи Возрождения); обращение к античным сюжетам было постоянным явлением в западной живописи.
К греческим мифам обращались многие философы и писатели. Греческая культура и ее мифология стала основой для западноевропейской культуры, обращение к ней – хорошим тоном, неисчерпаемым источником метафор. Греческие мифы эстетизируются.
Апелляция к ним – это обращение к другой, более красивой, «более правильной» реальности.
В Греции есть два места с похожим названием. Одно – это гора Олимп на севере Греции, согласно верованиям, на вершине Олимпа находились дворцы богов (рис. 1). Другое место – Олимпия на юге Греции, где раз в четыре года устраивались знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса – главного бога.
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/drevnyaya-gretsiya/religiya-drevnih-grekov
Н.А. Кун. Легенды и мифы древней Греции : Гефест
Гефест 1, сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может равняться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе. Он родился слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей богини некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю.
Долго несся по воздуху несчастный ребенок и упал, наконец, в волны безбрежного моря. Сжалились над ним морские богини — дочь великого Океана Эвринома и дочь вещего морского старца Нерея, Фетида. Они подняли упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана. Там в лазурном гроте воспитали они Гефеста.
Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей. Каким он был дивным художником в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам, Эвриноме и Фетиде.
Долго таил Гефест в своем сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец, решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. В восторг пришла жена громовержца Зевса, увидав чудесный подарок. Действительно, только царица богов и людей могла сидеть на кресле такой необычайной красоты.
Но — о, ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили ее несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей на помощь. Напрасно, — никто из них не был в силах освободить царицу Геру. Боги поняли,
59
Эрот — бог любви. (Копия статуи Праксителя IV в. до н.э.)
Адонис. (Статуя IV в. до н.э.)
60
что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою великую мать.
Тотчас послали они бога Гермеса, вестника богов, за богом-кузнецом. Вихрем помчался Гермес на край света, к берегам Океана. В мгновение ока пронесся Гермес над землей и морем и явился в грот, где работал Гефест.
Долго просил он Гефеста идти с ним на высокий Олимп — освободить царицу Геру, но наотрез отказался бог-кузнец: он помнил зло, которое причинила ему мать. Не помогли ни просьбы, ни мольбы Гермеса. На помощь ему явился Дионис, веселый бог вина. С громким смехом поднес он Гефесту чашу благовонного вина, за ней другую, а за ней еще и еще.
Охмелел Гефест, теперь можно было с ним сделать все — вести куда угодно. Бог вина Дионис победил Гефеста. Гермес и Дионис посадили Гефеста на осла и повезли на Олимп. Покачиваясь, ехал Гефест. Кругом Гефеста неслись в веселой пляске увитые плющом менады1 с тирсами2 в руках. Неуклюже прыгали охмелевшие сатиры. Дымились факелы, громко раздавались звон тимпанов3, смех, гремели бубны.
А впереди шел великий бог Дионис в венке из винограда и с тирсом. Весело двигалось шествие. Наконец, пришли на Олимп. Гефест в один миг освободил свою мать, теперь уже он не помнил обиду.
Гефест — бог огня и бог кузнецов. (Бюст IV в. до н. э.)
Гефест остался жить на Олимпе. Он построил там богам величественные золотые дворцы и себе построил дворец из золота, серебра и бронзы. В нем он живет с женой своей, прекрасной, приветливой Харитой, богиней грации и красоты. В этом же дворце находится и кузница Гефеста.
Большую часть времени Гефест проводит в своей полной чудес кузнице. Посередине стоит громадная наковальня, в углу — горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи — их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста.
Скажет он, и работают мехи, раздувая огонь в горне в ярко пышущее пламя.
61
Кузница Гефеста. (Барельеф II в. до н. э.)
Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, работает бог-кузнец в своей кузнице. Какие дивные произведения выковывает в ней Гефест: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши и кубки, треножники, которые катятся сами на золотых колесах, как живые.
Окончив работу, омыв в благовонной ванне пот и копоть, Гефест идет, прихрамывая и пошатываясь на своих слабых ногах, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветливый, добродушный, часто прекращает он готовую разгореться ссору Зевса и Геры.
Без смеха не могут боги видеть, как хромой Гефест ковыляет вокруг пиршественного стола, разливая богам благоухающий нектар. Смех заставляет богов забыть ссоры. Но бог Гефест может быть и грозным. Многие испытали силу его огня и страшные, могучие удары его громадного молота.
Даже волны бушующих рек, Ксанфа и Симоиса, смирил под Троей своим огнем Гефест. Грозный, разил он своим молотом и могучих гигантов.
Велик бог огня, искуснейший, божественный кузнец Гефест, — он дает тепло и радость, он ласков и приветлив, но он же грозно карает.
Источник: http://www.sno.pro1.ru/lib/kun/32.htm