Что такое православие

«Православие — это, конечно, жесть, но все остальное еще хуже» Интервью отца Александра, автора видеоблога «Batushka ответит» — Meduza

Что такое православие

В январе 2016 года выпускник Минской духовной семинарии Александр Кухта создал на ютьюбе канал «Batushka ответит». С тех пор раз в неделю отец Александр выкладывает в своем видеоблоге ролики, в которых с позиции христианства рассказывает о самых разных вещах и явлениях.

Самые популярные видео блога — у них от 11 до 37 тысяч просмотров — посвящены теории эволюции, фильму «Матильда», а также сексу и зарплатам священников.

Журналистка «Медузы» Саша Сулим поговорила с отцом Александром о ютьюб-канале как новой форме миссионерства, рэп-баттлах и Алексее Навальном.

«Рэп-баттлы убивают мужественность»

— Вы смотрели баттл Оксимирона с Гнойным?

— Буквально накануне нашего разговора впервые в жизни решил посмотреть, что это за формат, который вдруг набрал 17 миллионов просмотров. Если честно, смотрел на перемотке. Я постарался прочувствовать атмосферу и примерно понять, почему это привлекает народ.

Но сама тема рэп-баттла мне вообще не зашла. Мне кажется, что когда тебя так некрасиво опускают — за это нужно втащить. Я, как зритель, все ждал, что один из них это сделает. Но нет, они стояли спокойно. И даже после очередного крайне грубого посылания — по мамке — ничего не произошло.

В нормальном обществе на такое молча реагировать нельзя.

— Вас отпугнула именно нецензурная лексика или общий неуважительный тон? Ведь если убрать грубости, то каждый из участников цитировал или ссылался на серьезные литературные произведения.

— Я понял, что за формой, за часто нецензурной лексикой у них скрывается огромное количество подсмыслов, и чтобы их понять, нужно быть довольно образованным человеком.

Однако, во-первых, далеко не все из 17 миллионов человек, которые посмотрели баттл, действительно поймут, о чем речь, и смогут абстрагироваться от мата, а во-вторых, мне кажется, что рэп-баттлы убивают мужественность.

В мужской компании есть предел слов, при выходе за который нужно получать. А там этот предел сам по себе убран, снесен, и мне это показалось очень странным и неправильным.

— Можно ли представить какой-то похожий на рэп-баттл формат, в котором вы могли бы поспорить, например, с католическим священником?

— Что-то подобное мы уже пытались сделать. Я как-то позвонил одному знакомому ксендзу, предложил ему мирно посидеть, побеседовать о различиях православия и католичества; может быть, найти что-то общее. Но у нас ничего не получилось, и этот ролик так и не вышел. Получалось, мы либо мы друг друга стеснялись, смущались, боялись — и говорили об очень пустых абстрактных вещах, либо пускались в очень жесткий прессинг.

«Чтобы хорошо драться, нужно драться»

— Правильно ли я поняла, что ваш видеоблог —это эксперимент миссионерской лаборатории при Минской духовной академии?

— Да. Но главным двигателем конкретно этого проекта являюсь я: пишу сценарии, снимаю ролики, монтирую их. Наша миссионерская лаборатория — это платформа, на базе которой можно заниматься подобными вещами.

Я понимаю, что я не совершенен, что не все мои видео правильные, но чтобы хорошо драться, нужно драться. Для того чтобы снять хороший ролик, нужно снять до этого десять не очень хороших роликов.

Лаборатория дает мне возможность иногда снимать не очень хорошие ролики, учиться и совершенствовать проект.

Когда я не знаю, что сказать или как что-то прокомментировать, то иду к тем людям, которые тусуются в этой лаборатории — это люди с большим опытом.

— Что это за лаборатория вообще?

— Ее создали три года назад преподаватели Минской духовной академии и неравнодушные молодые люди. Я тогда как раз выпустился из семинарии, а мой близкий семинарский друг встал во главе этой лаборатории. И я по старой дружбе вошел в эту тусовку.

Лаборатория проводит двухгодичные миссионерские курсы в Минске. В сжатый срок мы даем максимум академического знания о христианстве, но главный упор делаем на практику. Например, мы не так давно проводили акцию в супермаркетах: ставили при входе в магазин принтер и священника. Любой желающий мог подойти и распечатать житие святого. Пока принтер медленно, не спеша, печатал, у человека была возможность поговорить со священником и что-нибудь для себя новое узнать, понять и осознать.

— Ваш первый ролик вышел полтора года назад. Главное, что вы узнали о производстве видеоблога за это время?

— Я осознал, что должен снимать ролики для аудитории, на которую ориентируюсь. Первые видео были про меня самого, на темы, которые нравились мне. В этом была их самая большая проблема. В последнее время я стараюсь делать ролики на темы, которые не всегда мне приятны, но интересны аудитории, на которую я ориентируюсь.

Целевую аудиторию я представляю себе примерно так: это студент, который проснулся утром, проспал первые две пары, как это обычно бывает, позавтракал в «Макдаке», погулял с девушкой, поиграл на компьютере. И у этого человека, возможно, возникает вопрос, что он делает не так с точки зрения церкви. Именно к таким людям я обращаюсь.

Моя целевая аудитория — это молодые люди 20-30 лет, представители поколения Y, в основном мужчины, индифферентно относящиеся к церкви. Возможно, они что-то хорошее слышали о церкви от бабушки, когда-то видели у себя в селе доброго священника, при этом они знают, что православная церковь не всегда показывает себя с лучшей стороны.

По сути я должен приходить со своими роликами в средний университет, показывать их среднему студенту, а он должен говорить: «Вау, классно. Мне понравилось, хочу еще». Если он так говорит — отлично. Если он так не говорит, значит, что-то не то.

— В одном из ваших роликов вы держите в руках спиннер, и начинаете его словами: «Дароф, братишки и сестренки! Хайпанем немножечко». Такие приемы работают?

— На каком-то этапе я понял, что либо ты делаешь блог в нестандартной форме, либо с очень нестандартным содержанием — совместить два в одном не получается. По содержанию мои ролики очень классические, продуманные, логичные и взвешенные, в них я не выхожу за рамки обычных суждений церкви по поводу какие-то процессов. Поэтому я и погнался за формой.

Возможно, в ролике, о котором вы сказали, я перегнул палку. Но это был эксперимент, попытка сыграть на имени Дружко. Такая форма поведения священника удивляет, она рвет шаблоны, входит в противоречие с образом попов, которые ездят на «Мерседесах» и имеют на руках миллионы. Через этот порванный шаблон и происходит попытка достучаться до сознания человека.

У него включается мозг и он начинает воспринимать информацию.

Меня часто обвиняют в том, что я использую странный молодежный сленг, но это неправда — я говорю на языке, который понятен всем.

Это не церковный внутренний сленг, который понятен только церковным людям, это не язык, понятный только узкой прослойке молодежи, это язык, который понимают и гопники во дворе, и студенты филфака, и 16-летние, и 40-летние.

В какой-то степени этот язык сродни арамейскому, на котором говорил Христос в свое время — доступный всем язык, который не нужно переводить или пояснять.

Это чистой воды попытка миссионерской деятельности. Я прекрасно понимаю, что если я хочу кому-то что-то донести, то должен говорить на языке того, кто меня слушает.

«Хорошего тролля нужно любить, жалеть»

— Расскажите, кто вас смотрит?

— Средний возраст моих зрителей — 20-30 лет. Мне бы хотелось, чтобы им было по 20-25 лет, а в самом начале мы вообще представляли себе, что это будут молодые люди 16-20 лет. Но как выяснилось, общество развивается слишком быстро, и я просто не знаю того языка, на котором говорят сегодняшние 16-летние ребята. Я его не понимаю. Да и мне это уже неинтересно.

— А в какой стране живет ваш зритель?

— 65% — это граждане Российской Федерации. Все логично — я говорю на русском языке, а не на белорусском. И говорю либо об универсальных проблемах для России и Белоруссии, либо о тех, что больше волнуют российское общество. Например, о «Матильде». О специфически белорусских проблемах я, если и упоминаю, то вскользь и не очень часто.

— Это сознательное решение?

— Это поход на Восток за аудиторией. Мне периодически поступают предложения сделать ролик про Белоруссию на белорусской мове, и я хочу сделать такой патриотический ролик, но пока я не придумал, как его гармонично вписать, чтобы не раздражать аудиторию из России.

— А что ее может раздражать?

— Скажу сейчас очень личную вещь — это ни в коем случае не позиция церкви. Я подозреваю, что в России многие испытывают боль по утраченной империи, гармоничной частью которой, по их мнению, была Белоруссия: сначала в царское время, потом во времена СССР.

Я думаю, что в России Белоруссию никто не считает самостоятельным государством, а считают — временно ушедшим из поля влияния осколком империи, который когда-нибудь вернется.

Давить на больное, на эту точку русского мира, жертвуя при этом христианской проповедью, я не хочу и не буду.

— За те полтора года, что вы ведете свой видеоблог, есть ли уже какой-то результат? И в чем вообще его можно измерить?

Источник: https://meduza.io/feature/2017/08/27/pravoslavie-eto-konechno-zhest-no-vse-ostalnoe-esche-huzhe

Что такое православие и чем оно отличается от католичества

Что такое православие

Православие — это одно из трёх основных направлений христианства.

Православные верят в Святую Троицу, в Иисуса Христа — Спасителя, в свою Церковь, в молитву «Символ Веры» (это очень краткое изложение их основополагающих догматов).

Другие важнейшие направления христианства — это католицизм и протестантство. Все три направления верят в триединого Бога (Отец, Сын и Святой Дух), и в то, что Иисус Христос пожертвовал собой за человеческие грехи и пороки, а потом воскрес. Фундаментальная заповедь христиан — это любовь к ближнему.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лет было Богородице

Христиане получают религиозные учения из Библии. Сама христианская церковь утверждает, что первоисточник этих знаний сам Бог.

У православных есть пост.

В чём разница между православием и другими христианскими религиями

Православие Католичество Протестантизм Взаимосвязь Церквей Второй брак После смерти Первородный грех Главенство Папы Дух Святой в Символе Веры Учение о Триедином Боге
это несколько самостоятельных Церквей Церковь единая, все её части взаимосвязаны между собой, и её глава — Папа Римский в мире существуют тысячи протестантских деноминаций
иногда развод разрешается развод невозможен
души терпят наказания/испытания, которые называются мытарства, так они очищаются от земных грехов, чтобы быть достойными попасть в рай души попадают в чистилище, где они терпят наказания, чтобы очиститься от земных грехов, прежде чем попадут в рай
по православному вероучению, Богородица считается святой, которая родилась так же как и все люди, с первородным грехом по католическому вероучению, первородный грех не коснулся Девы Марии, т. е. Мать Спасителя обрела умение не грешить Богородица родилась с первородным грехом
православие не признаёт главенства Папы принят догмат о всецелом главенстве Папы над церковью
в молитве Символ Веры Дух Святой исходит от Отца в молитве Символ Веры Дух Святой исходит от Отца и Сына
догмат Единого Бога, который существует в трёх Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, непостижим на уровне рассудка

Узнайте больше про Протестантизм.

Православные страны

Очень сложно узнать точное количество православных в мире, можно лишь говорить о приблизительных данных, в 2000 г. в мире было около 125 — 180 миллионов человек.

Страны, в которых много православных:

  • Россия: 101 млн последователей;
  • Греция: 10 млн (98% всего населения страны);
  • Эфиопия: 36 млн;
  • Украина: 35 млн;
  • Румыния: 19 млн;
  • Сербия: 6,7 млн;
  • Болгария: 6,2 млн;
  • Белоруссия: 5,9 млн;
  • Египет: 3,9 млн;
  • Грузия: 3,8 млн.

Православие в России

Около 70% – 80% населения России — православные.

Очень сложным временем для русской церкви было после падения монархии (после революции 1917 года). Тогда принудительным путём убеждали в истинности атеизма, что привело к разворовыванию множества храмов.

Узнайте, кто такой Атеист.

Распад СССР в 1991 поставил точку в гонениях на верующих и русская православная церковь начала своё плавное восстановление.

Православие на Руси

Русь решила улучшить свои отношения с Византией (т. е. Восточная Римская империя, столица Константинополь), и было решено принять православие.

На Руси христианство стало официальной государственной религией около 988 года. За этим стоял князь Владимир Святославович (Креститель Руси).

Узнайте больше про Крещение Руси.

История возникновения православия

Православная церковь начала своё существование с апостолов. В самом начале православие называлось «благочестие», и только в 4 веке термин изменился.

Три вселенских учителя и святителя разработали теоретическую базу для православной веры:

  • Василий Великий (330 – 379 гг.);
  • Григорий Богослов (329 – 390 гг.);
  • Иоанн Златоуст (ок. 347 – 407 гг.).

Когда появилось православие — раскол христианства

В 1054 году, когда папский престол (Рим) и патриарший (Константинополь) обменялись взаимными анафемами произошёл Великий Раскол.

Узнай больше про Анафема.

Так и произошло разделение христианства на католичество и православие. Затем пошли и многие другие религии.

Православные традиции

В России существует очень много православных праздников. Например: праздник Сырная (Масленица), День Святой Троицы, Святки, Рождество Христово и многие другие.

В честь праздника, из поколения в поколение православные вывешивают в доме украшения на тот или иной праздник. Но на каждом праздновании можно неизменно увидеть иконы на угловых полках.

Кроме икон и других праздничных предметов декора православные накрывают красивый стол, чтобы отметить праздник с друзьями и близкими. А утром праздничного дня принято ходить в храмы.

«Православие, самодержавие, народность»

Это теория официальной народности, консервативная идеология, разработанная для того, чтобы побороть распространение либеральных идей с Запада. Это была новая государственная идеология, во время правления Николая I (1796 – 1855).

С. С. Уваров (1786 – 1855), который был в то время главой министерства народного просвещения, разработал эту новую государственную идеологию. Её ещё называют «уваровской триадой».

Смотрите также значение Религии

Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/pravoslavie/

Киев добивается признания своей православной церкви. Кому и зачем это нужно?

Что такое православие

Святослав Хоменко Би-би-си, Киев

Правообладатель иллюстрации UNIAN Image caption Две трети украинцев называют себя православными христианами, однако сторонниками единственной в стране каноничной церкви — УПЦ Московского патриархата — являются далеко не все из них. Скоро это может измениться.

Петр Порошенко заявляет, что уже до конца лета на Украине может появиться автокефальная — то есть абсолютно независимая от других центров мирового православия — поместная церковь.

Киевская власть рассчитывает, что самостоятельность новой церкви, которая должна образоваться в результате объединения двух пока что неканоничных православных конфессий, может даровать патриарх Константинопольский Варфоломей.

Обращения с такой просьбой Варфоломею направили иерархи этих непризнанных церквей, а также президент и парламент Украины.

Против создания новой автокефальной церкви возражают в Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), обвиняя власть во вмешательстве в церковные дела.

В Русской православной церкви (РПЦ) говорят, что дарование Константинополем автокефалии «раскольническим группировкам» неизбежно приведет к расколу в мировом православии.

Три конфессии

На сегодняшний день на Украине существуют три православные церкви, только одна из которых является канонической — то есть официально признанной мировым православием.

Речь идет об УПЦ МП: до 1991 года она имела статус экзархата (наместничества) в составе РПЦ, а сейчас является самоуправляемой церковью с правами широкой автономии в составе Московского патриархата.

Кроме того, в 1989 году свою деятельность на Украине возобновила Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), провозгласившая себя наследницей ликвидированной в 1930-е годы церкви с таким же названием.

Наконец в 1992 году, меньше чем через год после провозглашения независимости Украины, была создана Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). С 1995 года ее возглавляет патриарх Филарет, бывший архиерей РПЦ, в 1992 году лишенный ею сана за раскольническую деятельность и отлученный от церкви в 1997.

Правообладатель иллюстрации UNIAN Image caption У предстоятелей УПЦ МП митрополита Онуфрия (на фото слева) и главы УПЦ КП патриарха Филарета разные взгляды на возможное объединение украинского православия

УАПЦ и УПЦ КП не признаны ни одной из поместных православных церквей, в РПЦ их называют «раскольниками» и «самочинными сборищами». На протяжении всего времени своего существования эти церкви пытаются добиться «легитимизации» в мировом православии. Впрочем, даже без него они являются весомым фактором общественно-политической жизни Украины.

Согласно данным департамента по делам религий и национальностей минкульта Украины, по состоянию на 1 января этого года в стране были зарегистрированы примерно 12 тысяч общин УПЦ МП, около 5 тысяч общин УПЦ КП (представители этих двух церквей обвиняют друг друга в завышении этих показателей) и чуть больше тысячи общин УАПЦ.

Соотношение между количеством сторонников этих конфессий выглядит несколько по-другому.

Данные киевского Центра Разумкова, регулярно проводящего исследования на тему религиозности украинского общества, свидетельствуют: на апрель 2018 года православными себя называли примерно две трети украинцев. Примерно 43% из них называли себя сторонниками КП, почти 20% относили себя к МП и еще полпроцента — к УАПЦ. Около трети из них идентифицировали себя как «просто православные».

При этом киевские социологи говорят: еще пять лет назад лидером по количеству сторонников была УПЦ МП: баланс изменился после победы Евромайдана, аннексии Крыма и начала кризиса на Донбассе. Некоторые эксперты в 2014 году говорили даже о «репутационной катастрофе», постигшей МП.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как привлечь к себе ангела хранителя

Впрочем, в УПЦ МП заявляют, что эти цифры отражают соотношение между невоцерковленными мирянами, у которых спрашивали «киевскую» или «московскую» церковь они поддерживают. Если бы участниками опросов были регулярно посещающие церковь православные верующие, превосходство МП над другими деноминациями было бы очевидным, рассказал Би-би-си глава синодального информационно-просветительского отдела УПЦ МП архиепископ Климент.

Апрельский прорыв

До недавнего времени ситуация в украинском православии казалась более-менее стабильной. УПЦ КП позиционировала себя в качестве подлинно национальной церкви Украины, УПЦ МП подчеркивала, что именно она является единственно каноничной, благодатной церковью страны.

Ни одна попытка найти общий язык между украинскими патриархатами не увенчалась успехом: в качестве условия диалога об объединении МП называл покаяние раскольников, к чему были не готовы в КП. С другой стороны, неоднократные обращения КП к Константинопольскому патриархату с просьбой о признании оставались без ответа.

Ситуация изменилась 17 апреля этого года, когда Петр Порошенко неожиданно объявил, что Украина как никогда близка к созданию собственной поместной церкви.

Правообладатель иллюстрации President of Ukraine Image caption Президент Украины Петр Порошенко (на фото слева) заявляет, что решающее значение имели его переговоры с патриархом Константинопольским Варфоломеем

По словам президента Украины, в пасхальный понедельник он лично провел шестичасовые переговоры с патриархом Варфоломеем и по их итогам может заявить: тот готов даровать украинскому православию томос об автокефалии (на мирском языке — грамоту, дающую церкви право на независимость).

Порошенко рассказал: прошение об этом подписали все митрополиты УПЦ КП и УАПЦ. Подобные письма, продолжил президент, должны поступить в резиденцию патриарха от светской власти Украины.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-44038436

Что такое Православие

Святой Анастасий Синаит, один из ранних отцов Церкви, сказал: «Православие – это истинное представление о Боге и творении». То есть Православие – это правая вера, это – сама истина. Христос сказал: «Я есть путь, истина и жизнь», Он – воплощенная Истина. Мы можем найти и познать истину только во Христе, следовательно, мы можем быть спасены только во Христе.

Согласно вышесказанному, Православие – Истина – отождествляются со Христом, Который есть Вечная Истина. Бог-Троица есть источник Истины, и то, как Он выражает Свое существование – фундаментальным и вечным Православием, к чему призываются люди, тоже является Истиной.

После своего грехопадения человек утратил Божию благодать, т.е. он отпал от Бога, от Истины. Чтобы восстановить общение с Богом, потомки первого Адама должны войти в общение с новым Адамом, т.е. Христом. Спасение человека возможно только во Христе.

Но в виде какой истины предлагает Себя Христос? Где эта истина остается чистой и неизменной?

Ответ найдем в Священной Библии, где Христос называет Себя «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3; 15).

Это – воля Бога, чтобы человек пришел к Истине, т.е. ко Христу (воплощенному в Православии) и только в Его теле, Церкви. Искупление человека, его возвращение и соединение с Богом, само спасение человека возможно только в Церкви.

Церковь была создана на земле, потому что только в ней человек может обрести свое истинное существование, соединиться с Богом и со всем миром. Так человек находит в Церкви смысл жизни, свой путь и, более того, истинное соединение с другими людьми и всем творением.

По апостолу Павлу, Церковь есть «тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1,23).

Спасение, которое Христос даровал нам через Свое распятие на Кресте и Воскресение, продолжается в Церкви. Поэтому блаженный Августин назвал Церковь «Христом, простирающимся в веках». Это означает, что Церковь есть Христос, Который даже после Своего Воскресения и Вознесения, продолжает спасение мира в Святом Духе.

Человечество непрерывно обретает Бога в теле Христа – Церкви. «Поэтому мы не можем отделить Христа от Церкви. Не может быть Церкви без Христа, а Христа не может быть вне Церкви, т.е. нет истины, нет и спасения. Истина, существующая вне тела Христа, вне Церкви, похожа на золотую пыль в грязи.

Это ничто иное как рассеянные лучи божественного присутствия в падшей природе человека и его неспособность восстать и спастись.»

Христос, как Вечная Истина – Православие – ведет нас к спасению через Свою Церковь. Поэтому Церковь – это основание истины. Если кто-либо хочет подлинно узнать Христа, в Его кафоличности и полноте, он обязательно должен приобщиться Церкви. «Вне Церкви, даже в так называемых «христианских» ересях, невозможность найти подлинного Христа исключает возможность спасения.»

Высказывание св. Киприана, епископа Карфагенского, что «вне Церкви нет спасения», не является преувеличением. «Без Церкви мы не способны познать Христа. Также как без Церкви мы не можем понять Священное Писание, а точнее Библию, которая принадлежит Церкви.

Но верным является и то, что для познания Христа в Церкви, существующей здесь и сейчас, Церковь должна быть выражением Христа во всей Его полноте. Иначе истинный Христос остается неизвестным и недосягаемым, а человек остается вне спасения, – это является сутью различных ересей. Только в Церкви, Православии, т.е.

правильной вере, человек подлинно встречает Христа и спасается»

Церковь, по одному из святых отцов, есть «собрание православных людей». Церковь живет в веках и живет как Православие. Церковь немыслима без Православия, и только при этом условии мы можем понять Церковь как предание, которое является божественным и динамичным движением Бога в Истории. Румынский богослов Дмитрий Станилас говорит, что «Православие – это живое состояние, непрерывная жизнь Церкви».

«Церковь всегда считала своей наивысшей ответственностью и обязанностью сохранять в Святом Духе апостольскую веру неизменной и чистой. Если Церковь не осталась верной истине своего существования, то она не могла остаться верной самой себе и сохранить свою тождественность. и сущность Церкви есть Православие»

Эта ответственность Церкви хранить истину через предание не является чем-то абстрактным. Церковь заботится, чтобы каждый из ее детей оставался в истине, в «ортодоксии» и «ортопраксисе» (т.е. правой вере и правом делании).

Каждый христианин в Церкви должен не только просто верить, но верить в одного Бога; верить не только в высшую и невидимую силу, но в Бога-Троицу, Который открыл Себя во Христе. Также как он должен не просто любить, но любить Бога, любя своего ближнего. Церковь обязана сохранить это православие веры и жизни и нести это в мир своей миссией, своим свидетельством»

Помня об этом легко понять, почему Церковь отвергает всех, кто старается извратить или отказывается принять правду Церкви, тех, кто старается прибавит или опустить что-либо, относящееся к истине, которая есть Сам Христос. Церковь отвергает их как еретиков не из-за недостатка любви к человеку, но, наоборот, по безграничной любви к нему, потому что вне Церкви нет спасения.

Церковь не может подвергать риску или жертвовать правдой и православной истиной (верой), иначе она потеряет свою тождественность и кафоличность. «Христианин любого возраста должен принять все, что открыл Христос и что дает Его Тело (Церковь). Он должен принять всю правду, а не «минимум» ее. Кафоличность и православие Церкви представлены только в полноте и целостности веры.

Церковь кафолична настолько, насколько она православна, только так она представляет полноту правды во Христе»

Сегодня мы привыкли упрощать вещи и стали равнодушны к Правде Церкви. Став поверхностными и легкомысленными, мы уделяем внимание внешним формам и утверждаем, что достаточно принимать основу веры, а все, что сверх того – бессмысленно. Догматы и каноны написаны человеком, и «ради любви к человеку» их надо оставить.

«Однако догматы, как правила веры, не разрушают единство веры, они представляют собой границы Православия, Церкви, чтобы отделить от ереси Церковь как православие Потому что Церковь, как основа веры, – это полнота правды во Христе»

Церкви необходимо одно: сохранение истины неизменной, как она была дана. Для этого Церковь мобилизует все свои силы против ереси, которая является самым опасным врагом. Гонения на Церковь никогда не угрожали ее единству или сохранению истины. Наоборот, часто способствовали собиранию сил Церкви. А ересь всегда приносила беду. Потому что ересь, которая является ничем иным, как удалением от правды, угрожает существованию самой Церкви, угрожает Истине разделением Ее.

Однако Христос разделенный, Который не является целостной, «воплощенной правдой» не является и тем Христом, Который спасает. Еретики не отрицают всю истину, они не отказываются от Христа, но и не принимают Христа во всей полноте, а только часть Его. Арий, например, принимая человеческую природу Христа, отрицал божественную. Другие, принимая Его божественную природу, отрицали человеческую. Но никто из них не принимал Христа во всей Его полноте, Христа неделимого.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда родилась матрона московская

«Правда Христа в Его полноте, единстве, которое всегда должно оставаться неделимым. Ересь, однако, старается подчинить правду церковного предания критерию падшего человека. Еретик становится судьей и дает оценку открывшейся истине. Поэтому большинство еретиков любой эпохи – рационалисты.

Еретик, ставший сначала жертвой гордости, которая наполнила его уверенностью в собственной правоте, отрезал себя от животворящей божественной благодати и пытается спастись своими силами, творением своей «правды», а не истиной, данной Богом. Ересь неизбежно ведет к религии «от человека».

Итак, борьба всех святых отцов против различных ересей направлена на сохранение всей истины, которая является неизбежным условием спасения, чтобы сохранить каждого человека в лоне Церкви, т.е. Теле Христа. Можно сказать, что эта борьба есть величайшая жертва святых отцов Церкви.

Потому что они никогда не соглашаются на сосуществование с еретиками в «минимуме» веры и довольствоваться частью веры, но боролись за сохранение веры целой и неделимой, потому что только так они могли остаться в Православии – Правде – и получить спасение.

Святые отцы никогда не вели богословские диспуты с еретиками, умалчивая о том, что разделяет, и подчеркивая то, что является общим, как это свойственно современным богословским диспутам. Наоборот, они созывали Вселенские Соборы и боролись не за «минимум» веры, чтобы найти нечто общее с еретиками, но определить то, что их разделяет, какие учения еретиков разделяют истину, а следовательно, единство веры.

Иначе, если Церковь будет безразлична к сохранению веры и предания, как они были открыты в чистоте и неделимости, то Церковь уже не будет Церковью Христа, Его Тела, но человеческой организацией или политической идеологией, преследующей политические или человеческие цели и не имеющей отношение ко Христу, Его жертве на Кресте, к спасению.

Записку Матроне Московской о здравии написать

Источник: https://vsemolitva.ru/chto-takoe-pravoslavie.html

Православие — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Правосла́вие, Правосла́вное Христиа́нство, (калька с греч. ορθοδοξία буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление») — истинное учение о познании Бога, сообщаемое человеку благодатью Святого Духа, присутствующей в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Слово Православие есть перевод греческого слова Ортодоксия (ορθοδοξία). Это слово состоит из двух частей. Первая часть Орто (ορθός) в переводе с греческого означает «прямой», «правильный». Вторая часть докса (δόξα) в переводе с греческого означает «знание», «суждение», «мнение», а также «сияние», «слава», «честь».

Эти значения взаимно дополняют друг друга, ибо правильное мнение в религии предполагает правильное славословие Бога, и, как следствие, причастность к Его славе. В последнем значении («слава») слово докса встречается в Новом Завете наиболее часто. Например, Спаситель «принял от Бога Отца славу (греч. δόξα) и честь» (2 Пет.

1:17), был «увенчан славою (греч. δόξα) и честию через претерпение смерти» (Евр. 2:9), грядет «на облаках небесных с силою и славою (греч. δόξα) великою» (Лк. 21:27), христианин должен преображаться «в тот же образ от славы (греч. doxa) в славу» (2 Кор. 3:18), «ибо Твоё есть царство и сила и слава (греч. δόξα) во веки».

Поэтому слово Ортодоксия переведено как Православие.

Понятие Православие появляется у христианских писателей II века (в частности, Климента Александрийского) с появлением первых формул учения Церкви и означает веру всей Церкви в противоположность гетеродоксии — разногласию еретиков. Критерием православия является неизменное хранение учения Христа и апостолов в том виде, в каком оно изложено в Священном Писании и Священном Предании.

Со времени отделения Восточной Церкви от Западной, название «православная» осталось за Восточной, тогда как Западная Церковь усвоила название «католическая» (или «кафолическая» — «вселенская»). В общем, нарицательном, смысле название «ортодоксия» и «ортодоксальный» усваивается ныне и другими христианскими исповеданиями, например, ортодоксальное лютеранство.

В понятии Православие можно выделить три смысловые значения, которые взаимосвязаны и немыслимы один без другого:

  1. чистое, целостное и неискаженное христианское учение, явленное в церковных догматах.

    В догматическом смысле православное учение противостоит всем ересям как искажениям Христианства и отражает полноту боговедения, доступную человеческому роду

  2. сообщество автокефальных поместных Церквей, верных православному учению и имеющих между собой евхаристическое общение
  3. духовная практика (опыт) богопознания через стяжание Божественной благодати Святого Духа, спасающей и преображающей (обоживающей) человека

О Православии

Свт. Игнатий (Брянчанинов) (+ 1867):

Православие есть истинное богопознание и богопочитание; православие есть поклонение Богу духом и истиною; православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием Ему благодати Всесвятаго Духа.

Дух есть слава христиан (Ин. 7, 39). Где нет Духа, там нет православия Православие — учение Святаго Духа, данное Богом человекам во спасение.

Где нет православия, там нет спасения В неприкосновенной целости хранится откровенное учение Божие единственно и исключительно в лоне православной Восточной Церкви» [1]

Проф. Н.Н. Глубоковский (+ 1937):

Православие хочет быть полным откровением христианства, чтобы последнее выражалось в нем адекватно и значит — правильно. В этом смысле православие есть «правое исповедание» — ортодоксия — потому, что воспроизводит в себе весь разумеемый объект, само видит и другим показывает его в «правильном мнении» по всему предметному богатству и со всеми особенностями [2]

По своему внутреннему упованию православие мыслит себя христианством в его изначальной полноте и неповрежденной целостности. Оно принципиально разграничивается от других христианских исповеданий не как истина от заблуждений, а, собственно, в качестве целого по сравнению с частями.

Последние уже выделяются из него и для оправдания и обеспечения своей автономии вынуждаются настаивать на прямом обособлении с резким оттенением своих отличительных свойств и такой несродности, которая исключает смешение и передачу.

По самой своей целостности православие не чувствует к сему внутренней надобности, ибо носит в себе все части и не имеет ни нужды, ни желания дифференцироваться от них

Православие не имеет «символических книг» в техническом смысле Оно почитает себя правым, или подлинным учением Христовым во всей первоначальности и неповрежденности, а тогда — какая же может быть у него особая отличительная доктрина, кроме Евангельско-Христовой?!..

Православие апеллирует к старым, исконно христианским нормам и не указывает для себя особых «символических книг», потому что не имеет ничего символически нового в догматическом отношении по сравнению с эпохою до заключения семи Вселенских Соборов. Этим показывается, что православие сохраняет и продолжает изначальное апостольское христианство по непосредственному и непрерывному преемству.

В историческом течении христианства по вселенной это есть центральный поток, идущий от самого «источника воды живой» (Откр. 21, 6) и не уклоняющийся на всем своем протяжении до скончания мира.

Статистика

  • По состоянию на начало 2014 года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства (Gordon-Conwell-Seminar) в мире насчитывается 280 млн. православных [3].

См. также

  • Православное вероучение
  • Православное богослужение

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/3302.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь