Как называется у евреев Бог

Что такое Иудаизм

Как называется у евреев Бог

Иудаизм (от лат. judaismu) — это монотеистическая религия евреев, совокупность верований и обычаев еврейского народа, которые были даны единым трансцендентным Богом и записаны в Торе (Библии евреев) и в последующих священных писаниях иудаизма.

Эта религия развилась среди древних евреев и отличается верой в единого трансцендентного Бога, явившегося Аврааму, Моисею и пророкам иврита. Характеризуется религиозной жизнью в соответствии со Священным Писанием и раввинскими традициями.

Иудаизм считается сложным явлением образа жизни для еврейского народа, которое включает в себя теологию, заповеди и множество культурных традиций.

Иудеи

Изначально иудеями называли жителей Иудейского царства (или Иудея). Но после падения Иудеи, термин «иудей» перестал быть этническим и превратился в религиозный.

В чём разница между иудеем и евреем

На самом деле разницы между этими терминами нет (а в английском языке вообще для обоих слов одно — Jew). Но обычно, в русском языке слово «еврей» применяется во время этнической принадлежности (по матери), а когда звучит слово «иудей» — говорится о приверженце иудаизма в религиозном смысле (иудеем можно стать, приняв эту веру).

По сути, этническая принадлежность и религия — это совершенно разные вещи. Если этническая принадлежность дана нам биологически, её невозможно выбрать или изменить. Совершенно другая ситуация происходит с религией — её выбирают, принимают или наоборот, отвергают (родители могут воспитать детей религиозными, но по наследству она не передаётся).

Тем не менее, в данном случае этническая принадлежность и религия как бы совпадают.

Основные идеи иудаизма

Последователи иудаизма верят в единого Бога, который явил себя через древних пророков. Это самая старая монотеистическая религия в мире, которой уже почти 4000 лет.

Они верят, что Бог заключил с ними особое соглашение. Иудеи верят, что Он общается со своими верующими через пророков, поощряет добрые дела и наказывает злые.

Большинство евреев ждут пришествия их Мессия (за исключением Мессианского иудаизма и нескольких других групп). Мессия в иудаизме — будущий спаситель и освободитель еврейского народа.

Обычно человек считается евреем если его мама еврейка.

Сегодня в мире около 14 миллионов евреев, большинство из которых проживают в США и Израиле.

Евреи поклоняются Богу в синагогах, а их духовные лидеры называются раввинами.

Еврейский священный текст

Еврейский священный текст называется «Еврейская Библия» или Танах (это 24 книги, вместе это Письменная Тора).

Название Танах произошло от аббревиатуры слов: Тора (Пятикнижие Моисея, Хумаш), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания):

  • Тора (или Пятикнижие) — это первые пять книг Танаха, где описываются законы, которым должны следовать евреи;
  • Невиим (Пророки) — 8 книг: 4 книги первых пророков, 3 книги последних пророков и сборник пророчеств 12-ти «малых» пророков;
  • Ктувим (Писания) — 12 книг.

Символы иудаизма

Одним из главных символов иудаизма является шестиконечная Звезда Давида.

Звезда Давида

Два перекрещивающихся треугольника Звезды Давида символизируют связь обоих измерений Бога, Торы и Израиля.

Это когда внешний уровень души соединяется с внешним выражением Бога через изучение экзотерических частей Торы (та часть, что понятна всем, даже непосвящённым), а сущность человеческой души соединяется с сущностью Бога через изучение и применение учений каббалы (древняя еврейская традиция, учение о мироздании).

Читайте подробнее про Каббалу.

Менора — золотой подсвечник на семь свечей.

В иудаизме существует традиция, когда женщины зажигают субботние свечи. Замужние, например, зажигают по две свечи и прибавляют по одной на каждого ребёнка. Незамужние, девочки старше трёх лет зажигают одну свечу, до того, как выйдут замуж.

Слово «чай» — означает «жизнь»

Слово «чай» на иврите состоит из еврейских букв Чет (ח) и Юд (י). Это слово означает «жизнь», что высоко ценится в иудаизме. Евреи часто носят «чай» на ожерелье в виде медальона или амулета.

Кипа или ермолка

Мужчины носят на голове шапочки, которые называются кипа (или ермолка), так они показывают своё уважение к Богу. А замужние религиозные женщины также часто носят головные уборы, такие, как шляпа, шарф или парик (шейтель), что показывает их скромность.

Основатель иудаизма

О том, как была основана вера евреев рассказано в Торе. В ней говорится про Авраама, который известен как основатель иудаизма по причине того, что именно ему Бог впервые показал себя.

Также Евреи верят, что Бог заключил особый завет с Авраамом, о том, что они были избраны. Согласно Священным Писаниям, Бог открыл свои заповеди Моисею (Десять заповедей) на горе Синай.

Сходства и различия между иудаизмом и христианством

Христианство Иудаизм Формирование Происхождение названия Основные виды Описание Бога Священное Писание Иисус Христос Святой Дух Спасение души через
Иисус Христос около 4 г. до н. э. – 30 г. н. э. Авраам (родился) около 1800 г. до н. э.
от греч. christos, «Помазанник» от иврита Yehudim, «Иуда»
Православие, Протестантизм и Католичество Ортодоксальный иудаизм (включая Хасидизм), Реформистский иудаизм, Консервативный иудаизм, Реконструктивистский иудаизм, Гуманистический иудаизм, Мессианский иудаизм
Единый Бог, но существующий в трёх личностях; говорится о Троице: Отец, Сын и Святой Дух Единый Бог, который известен в русском языке по имени «Иегова» или «Яхве»
Библия Еврейский Танах
второй человек Троицы, был рождён от Девы Марии; обычный еврей
Третье лицо Троицы божественная сила, а не отдельный человек
веру в Иисуса Христа добрые дела, молитвы и милость Божью

Смотрите также значения Буддизма, Религии, Антисемитизма и Фашизма.

Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/iudaizm/

Бог Яхве — кто такой Яхве на самом деле

Как называется у евреев Бог

5 мая, 2018

Ваал (или Баал) — библейское название бога языческих семитов Палестины, Финикии и Сирии. По этимологическому своему значению слово это означает «господин», «владыка» и соответствует обычному названию Бога у евреев. В словарях еврейского языка Бог – Баал.

Другое название слово, обозначающее подобное — Адонай, которое переводится с еврейского, как Владыка, Властелин. Однако Адонай встречается в Танах, как слово, относящееся непосредственно в Творцу, тогда как Баал, относится к языческому божеству.

Этому то божеству и поклонялись евреи во времена пророка Элийаhу.

21 И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова.

(3Цар.18:21)

По сути, текст синодальной Библии, не делает никакого различия в словах Элийahу:

Если Господь (господин, лорд) есть Бог, то следуйте Ему, а если Ваал (господин, властелин), то ему последуйте.

В этом переводе кроется преступление против заповедей Торы: Да не будет у тебя других богов .. Не произносите имена чужих богов

Как этот текст, представлен в ТаНаХ:

21 И подошел Эйлийау ко всему народу, и сказал: долго ли вы будете колебаться между двумя мнениями? Если Йеhова есть Элоhим, то следуйте Ему, а если Баал, то следуйте ему. И не отвечал ему народ ни слова.

(1-я Мелахим 18)

Два разных сравнения с двумя разными именами – Йеhова и Баал. Народу, кого-то одного, следует признать своим Божеством – Элоhим. Совершенно другая картина, называющая каждого Бога по имени. Если признать Йеhову – Элоhим, то нужно последовать Торе, начиная с первой заповеди, а если признать Элоhим Баала, то нужно последовать законам Баала, которыми руководствуются гоим, поклонники этого божества.

Но, какое отношение к этому, имеет Бог Яхве, если статья предназначена для освящения этого вопроса?

Проблема в том, что устраняя вставку «Господь», в  христианской Библии, христиане придумали новое имя для еврейского Бога. И это имя Бога – Бог Яхве.

Бог Яхве

В иудаизме нет ни одного авторитетного религиозного источника, подтверждающего произношение четырехбуквенного имени Бога Яхве.

Кроме того, пропущенная огласовка в середине любого слова после буквы «Хе» (Ях?ве) является нарушением грамматики иврита.

Ортодоксальный раввин Исроэль Зельман считает, что произношение Иегова «более или менее похоже (на произношение настоящего)». А если говорить правильно, то имя будет произноситься на русском языке как Йеhова, с ударением на последнюю букву «А». Надо отметить, что христианская всемирная организация — Свидетели Иеговы, при всей своей ревности к имени еврейского Бога, не совсем верно произносят его, делая ударение на середину слова, а именно на букву «О», а иногда на букву «Е».

Кто такой Яхве на самом деле

Основателями и сторонниками имени Яхве являются христианские богословы и христиане США. Евреям никогда не приходило в голову задаваться вопрос в правильности произношения имени своего Бога. Почему евреи сегодня не произносят имя Бога, будет сказано чуть позже. А как выше было сказано, что Яхве – это неадекватное имя – неадекватное, потому что оно нееврейского происхождения, с нарушением грамматики иврита, о чем выше уже было показано.

Что означает имя Яхве

Яхве — происходит от египетского божества Ях — бог луны, или бог ночи, тьмы. Поэтому, можно с уверенностью, сказать, что Бог Яхве – это Бог Тьмы, или как его в Новом Завете называют Дэйавэль, или Дьявол. И всякий произносящий в молитвах своих имя Яхве, произносит имя не Творца, а Князя Тьмы.

Почему имя Йеhова – это правильное произношение

Проверочное слово для имени Йеhова в еврейских именах в ТаНаХ:

Йеhуда, Йеhошуа, Йерушалэйм.

Проверочное слово для Яхве в еврейских именах в ТаНаХ отсутствует.Нет ни одного похржего имени, где встречалось бы Ях. Это мы видим только у божества египетского. Соответсвенно, были египетские имена, которые содержали в себе имя бога Ях. Если, например, взять славянское имя Ярослав, то в нем мы четко видим производное – Ярило, славянское божество. Аналогично и греческим именем, Аполлониус, где присутствует имя бога Аполлона.

Древнее имена свидетельствуют о правильном произношении имени еврейского Бога. Более позднее свидетельство — Йерушалэйм. Изначально город назывался Шалэйм (мирный). В этом городе некогда жил Малкицадэк. Когда Давид завоевал его у Йевусеев, которые переименовали его в Йевус, он переименовал его в честь имени своего Бога Йеhовы — Йерушалэйм.

Почему евреи не произносят имя Бога

После Вавилонского плена, партия Фарисеев запретила произносить имя Бога. Причина – чтобы не осквернять святого имени Творца. Однако такая доктрина противоречит законам Торы. Но, Раввины считают, что всякая доктрина установленная Раввинами не может обсуждаться и даже Бог, не имеет право вмешиваться в это дело. Настолько велик, авторитет Раввинов.

На самом деле, все доктрины придуманные Раввинами, противоречат Торе – не прибавляй и являются не чем иным как беззаконием. По своей сути, сам институт Фарисеев (Ортодоксального богословия), очень похож на институт Католицизма и Православия, где людям дана власть устанавливать новые законы и правила.

Поэтому, запрет на произношение имени Бога – это не что иное, как беспредел.

Данный запрет впоследствии, отразился и на еврейских именах:

Изначально произносилось Йеhуда — Стало — Иуда.

Изначально произносилось Йеhошуа — Стало Йешуа. И так далее.

Ортодоксальный иудаизм и имя Бога

Ортодоксальный иудаизм продолжил учение Партии Фарисеев о запрете на произношение имени Бога. Это учение коренным образом противоречит учению Торы, где одна из заповедей повелевает клясться только одним именем, именем Бога, которое и есть Йеhова.

Если человек не произносит клятвы с именем Всевышнего, он произносит то, чего Бог не повелевал, и чего Ему не приходило на ум. Клянущийся в таком случае, произносит в клятве имена вымышленных людьми богов.

Кроме того, Фарисеи учили, что можно клясться ложно:

16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.

17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?

18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;

21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;

22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

(Матф.23:16-22)

Таким образом, в своих клятвах они проклинали Творца и учили поступать так других.

Итог. Тора обязывает нас произносить имя нашего Бога. И не просто произносить, но произносить так, как написано в ТаНаХ.

Как Христиане и Мессианские Общины, называющие Бога – Яхве, а так и Ортодоксальные евреи, не произносящие имени Бога совсем, нарушают Тору, искажая ее учение. Тора обязывает произносить имя Бога, и обязывает его произносить максимально точно. Кто пренебрегает этим учением (осознанно или не осознанно), тот совершает грех.

Источник: https://nev-tanah.info/bog-yaxve/

Иудаизм — древо

Как называется у евреев Бог

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Иудаи́зм, монотеистическая религия, возникла из ветхозаветной религии у евреев рассеяния ок. VII-VIII вв. и оформилась как религиозно-обрядовое учение в XII-XIII вв. н. э., главным образом в Испании (Рамбам). Дальнейшее развитие иудаизма проходило в XV-XVI вв. в Польше.

Непризнание Иисуса Христа Мессией

особенность иудаизма — ожидание Мессии (Мошиаха) и непризнание таковым Иисуса Христа.

«Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Иисуса за Христа, того отлучать от синагоги». (Ин. 9:22).
«Из начальников многие уверовали в Него (Иисуса), но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлучёнными от синагоги» (Ин.

12:42)
«Старейшины народа, первосвященники и книжники начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он (Иисус) развращает народ наш,называя Себя Христом». (Лк.

23:2)
«Первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти» (Мк 14:61-64).

Причины, из – за которых мудрецы Израиля не признавали Иисуса Мессией, впервые можно узнать из иудейского источника V века «Толедот Йешу» (на ивр. также «Сефер Толедот Йешу» перевод с иврита «Родословие Иисуса»).

«Сказала им (Мудрецам Израиля) царица: Есть ли в вашем Учении то, на что он (Иисус) ссылается?

Ответили мудрецы Израиля ей: Есть, но сказано это не о нем, потому что он не сын Бога и не Мессия, и суд обязан вынести ему смертный приговор. Мессию, которого мы ждем, можно будет распознать по известным признакам, как написано:

«И бить будет он страну бичом речей своих, и духом уст своих умертвит злодея. И справедливость будет препоясывать чресла его, и честность будет поясом на бедрах его. И волк будет жить рядом с овцой, и леопард рядом с козленком будет лежать, и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и маленький мальчик водить будет их Не будут делать зла и не будут губить на всей Моей святой горе, ибо полна будет земля знанием Бога, как полно море водами» (Ис. 11, 4-9)
И еще сказано о Мессии: «В его дни Иудея будет спасена и Израиль будет жить в безопасности, и вот имя его, которым его назовут: Бог — справедливость наша» (Иер. 23, 6). И ничего подобного нельзя сказать о Йешу» [1]

В дальнейшем различные авторы, раввины в принципе лишь повторяли данную точку зрения и аргументацию, незначительно дополняя её.

Тоже самое пишут современные иудеи:

«Отвергая христианство, евреи, прежде всего отвергают признание Иисуса Мессией» [2]
«С еврейской точки зрения, самым знаменитым Лжемессией был Иисус из Назарета» [3]

Другие особенности иудаизма

Иудаизм проникнут ритуалом до мелочей, полон писаных и неписаных правил, которые регламентируют деятельность человека: что можно и чего нельзя есть, пить, на ком жениться, когда работать, с кем дружить и кого ненавидеть.

Исполняя все эти ритуалы, приверженцы иудаизма считают себя праведным богоизбранным народом. Они не занимаются миссионерством среди не евреев и неохотно принимают в свою религию людей, не рожденных от матери еврейки.

Месть, «око за око,» является приемлемым действием по отношению к тем, кого они считают виновными перед собой. Иудаисты продолжают ждать пришествия своего Мессии, который принесет славу еврейскому народу. Христиане отождествляют этого грядущего лжемессию с антихристом, который, согласно предсказаниям Библии, должен прийти перед концом мира и возглавить массовое отступление людей от Бога и признание власти главы падших ангелов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где похоронен иисус христос

Наряду с ветхозаветными книгами, входящими в состав Библии, иудеи имеют второй по значению источник своего вероучения — Талмуд, письменное оформление которого длилось три века (III-V вв. н. э.). В 210 г. н. э. глава школы таннаев Иегуда Ганаси собрал накопившийся за века материал толкований Торы, получивший название Мишны (вторичный закон).

Впоследствии толкованию подверглась и сама Мишна; эти толкования составили Гемару. Вместе с Мишной Гемара образовала Талмуд. Существуют два варианта текста Талмуда, составленные в Вавилоне (Талмуд Бавли) и Палестине (Талмуд Иерушалми). Большим авторитетом у иудеев пользуется вавилонский вариант.

Талмуд закрепил систему религиозной обрядности, которая связывает поведение верующих 613 предписаниями (248 повелений и 365 запретов). В этот период складывается та форма иудаизма, которая считается ортодоксальной или традиционной. В нач. XIX в. возникает реформированный иудаизм, который, объявив иудаизм универсальным этическим учением, отбросил многие обрядовые предписания и приблизил его к протестантизму. По данным ООН, иудаизм исповедует ок. 14 млн. человек.

Иудаизм (особенно талмудический) с крайним пренебрежением относится к не евреям, называя представителей других народов «гоями».

Евреев, принявших Христианство, ортодоксальные иудаисты оплакивают как умерших и называют «акумами». Гоев и акумов, по талмуду, разрешается обманывать и всячески им вредить, в некоторых толкованиях талмудистов (Шулхан Арух) обман гоя считается не только допустимым, но и похвальным.

Св. Отцы об иудаизме

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Душепагубная погрешность иудеев заключается в том, что они, по действию гордости и самомнения, дали Богом данному им Завету иное значение, нежели какое дано ему Богом, и ради Ветхого Завета, который был живописной тенью Истины — Нового Завета, отвергли Новый Завет, ради тени они отвергли то, что предызображала тень; ради временного руководства ко спасению, они отвергли самое спасение, отвергли Искупление и Искупителя.[4]

Статистика

  • По состоянию на начало 2014 года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства (Gordon-Conwell-Seminar) в мире насчитывается 14 млн. иудеев [5].

См. также

  • Каббала
  • Сионизм
  • Хасидизм
  • Евреи за Иисуса

Литература

  • Сведения о церквах и религиях. Сборник РПЦЗ

[1]  «История о повешенном, или История Йешу из Нацрата» — http://khazarzar.skeptik.net/books/jud/thold_gi.htm

[2]  Полонский Пинхас. Евреи и Христианство. Иерусалим-Москва, 1995 г. стр.12 См. http://machanaim.org/philosof/in_chris.htm

[3]  Левинов Меир. Мессия. гл.8. См. http://www.machanaim.org/philosof/lev-lec/messiya.htm

Источник: https://drevo-info.ru/articles/1371.html

Разлука еврейских Бога и Богини

Еврейский календарь отмечает горячие летние дни как дни траура и разрушения. Само лето в иврите называется «חורב» (от слова «разрушение» — חורבן), поскольку все, что цвело весной, принося свежесть и красоту и обещая плоды, трескается и «разрушается» в летнем зное. Весеннее цветение приносит плоды и готовит новые семена к концу жизни зеленого растения, вместе с его сухой желтизной израильским летом.

В древние дни на этой территории практиковался культ месопотамского бога Таммуза, известного также под шумерским именем Думузи. Вы не ослышались! Таммуз — это не просто название одного из летних месяцев в еврейском календаре. Это также имя бога из месопотамской мифологии, служение которому широко распространилось в древности также и среди евреев.

Таммуз — бог цветения и весны. Он умирает летом (в месяц таммуз), вместе со смертью природы, и спускается в подземный мир. В народе Израиля существовал древний культ, в котором женщины оплакивали смерть Таммуза, как об этом свидетельствует пророк Ихезкель (8:14): «И привел меня ко входу во врата храма Божьего, которые с севера, а там женщины сидят и оплакивают Таммуза».

Для плача всегда есть причина

Еврейская традиция заменила причитание по поводу смерти Таммуза на скорбные слова о разрушении Храма, но все равно в течение тысяч лет летние месяцы в стране Израиля сопровождаются постоянным ритуалом, связанным со слезами, трауром и скорбью.

Разве это уже само по себе не поразительно? Когда смотришь на это, кажется, будто внутренняя потребность в освобождении слез гораздо глубже, чем любые исторические события. Она всегда находит себе тему для оплакивания. Нам словно необходимо уделить время ежегодному горькому плачу, а уж причину для этого мы всегда отыщем.

Смерть Таммуза, разрушение Храма, вторая леванская война — будь что будет — но свои ежегодные слезы мы прольем!

Впрочем, действительно ли разрушенный Храм был чем-то столь важным и значительным, что нам надлежит о нем плакать? Кого, честно говоря, оно интересует — это здание, разрушенное тысячелетия назад? Некоторые говорят, что Храм был не более, чем большой скотобойней, в которой «кровь жертвенных животных текла, достигая до лодыжек жрецов». Иисус в Новом Завете восклицает, что Храм превратился в пристанище греха, и что ему суждено быть разрушенным! Быть может, оно и вправду неплохо, что разрушен этот порочный дом, в котором жрецы резали несчастных ягнят, предлагая за их кровь прощение грешникам, которые сразу же вновь возвращались к греху?

Возможно. Но такими были лишь последние дни этого Храма, когда ситуация достигла самого низкого падения. Наши мудрецы и вправду признали и согласились, что на внутреннем плане Храм пал еще до того, как Тит из Рима навлек на него внешнее разрушение. «Храм разрушенный развалил ты», — заявили ему мудрецы Израиля.

Каким же был Храм до того, как он был разрушен в своей внутренней сути? Если выражаться простыми словами, Храм был точкой соединения — местом, куда человек приходил искать Бога и находил. Так в древние времена воспринималась суть «соборного шатра» (т. е.

буквально «шатра встречи»): «И Моше взял шатер и поставил его снаружи стана, вдали от него, и назвал его соборным шатром.

И было, что каждый, кто искал Бога, выходил в шатер соборный снаружи стана и было, когда входил Моше в шатер, спускался столп облачный и становился у входа в шатер, и говорил с Моше» (Шмот 33:7-9).

Соборный шатер, служивший идейной базой, на которой позже был возведен иерусалимский Храм, был местом простой и спонтанной встречи между человеком и его Богом. С каббалистической точки зрения это рассматривают как место любви и совокупления между Святым, благословен Он, и Шхиной. Это был народный шатер любви. Но впоследствии это место встречи постепенно осквернялось и портилось, пока не навлекло на себя крах.

С позиции Каббалы Храм — это место Шхины, «еврейской Богини». Именно она там обитает. Это ее дом, и там она уединяется со своим Возлюбленным Богом, спускающимся с неба — из Трансцендентного. Иными словами, в Храме создается единство, исполненное любви, между женским божественным присутствием и мужским, между небом и землей, между абстрактным и конкретным, между трансцендентным и имманентным.

Поэтому древние каббалисты видели разрушение Храма как своеобразное разделение между Богом и Шхиной. В книге Зоар приводится ряд метафорических описаний этого разрушения как акта развода между Богом и Шхиной, которая собирает свои пожитки и своих детей (народ Израиля) и уходит в скитания.

Если принять это всерьез, станет понятно, что сказанное здесь означает: со времени разрушения Храма у евреев остался одинокий «разлученный Бог» и покинутая одинокая Мать. Поэтому нащи мудрецы сказали в Мидраше, что с того времени «нет радости у Святого, благословен Он» (Мидраш Эйха Зута 1), в точности как это сказано о мужчине без женщины: «Каждый человек, у которого нет жены, пребывает без радости, без благословения, без добра» (трактат Евамот 62 б).

Естественно, я говорю лишь о внутреннем, душевном или духовном образе Бога — о таком, который сознательно или бессознательно формирует религиозную атмосферу в сообществе верующих в Него.

В древние дни присутствовало ощущение, что Всесильный пребывает в Храме, что есть любовь, мир и дружба между «Папой» и «Мамой» — между Святым, благословен Он, и Шхиной, между трансцендентной божественностью и имманентной.

Но со времени разрушения Храма образовался огромный разлом в вере, создавший новый, другой, отличающийся образ божественного мира и его отношений с реальностью, в которой мы живем, с телом и материей. Больше это не было отношением единства, любви и сочетания, но породило чувство кризиса, тоски, страданий, великих безответных вопросов, разочарования и негодования.

Иудаизм — такой, каким мы знаем его сегодня, — это продукт разрушения Храма. Лишь после падения первого Храма пошатнулось древнее представление племен Израиля о том, что Всесильный всегда с ними во всем, что они делают. После потери десяти племен при крушении северного израильского царства у жителей царства Иудеи, возвращавшихся на родину, возникло ощущение необходимости организоваться по-новому, а также по-новому обустроить свою религиозную жизнь.

Так начался великий труд Эзры и Нехемии, которые вместе с «мужами великого собрания» стали формировать то, что сегодня называется иудаизмом. Они отредактировали Танах, решили, что войдет в канон Священных Писаний, а что нет, и начали составлять постоянные тексты молитв — создавать официальную структуру еврейской религии.

Разрушение второго Храма лишь еще больше усугубило эту болезненную рану. Рабан Йоханан бен Закай взял на себя работу по завершению дела, начатого мужами великого собрания за 500 лет до него — формирование молитв, синагогальной литургии и образование иудаизма как религии, способной существовать без Храма, в любом месте, куда бы ни изгнали евреев.

Так мы научились выживать. По словам известного изречения, «шаббат хранил евреев больше, чем евреи хранили шаббат». Эта гениальная религия смогла уберечь нас во всех передрягах тяжкого изгнания. Но это религия, которая служит разлученному Богу и унылой Шхине.

Эта цепочка образов формирует иудаизм на внутреннем плане. И если вы меня спросите, о чем же стоит плакать в это жаркое лето, я вам отвечу, что о том-то и нужно плакать — о разрушении древней и естественной связи «соборного шатра», бывшей в народе в прошлом, и о создании официальной религиозной структуры, которая хоть и была необходима (а «необходимое нельзя осуждать»), но безрадостна.

Утешение – в семени любви

Но зеленое свежее растение, умершее от зноя, оставило после себя семена. Они окутаны шелухой и защитной оболочкой, но внутри кроется наследственный код, способный привести к новому цветению.

То же и с нами — иудаизм, созданный, чтобы его взяли в походные рюкзаки скитаний, несет в себе и шелуху, и внешние корки, но в нем же заключено и знание, способное «обновить наши дни как прежде».

Информация, которая может привести к новому цветению, если мы поместим зерно в почву и позволим коркам сгнить и распасться, дав жизнь ростку.

Росток любви, преодолевающий травму расставания и разделения между мужским и женским, празднуется в еврейской традиции сразу же после дней летнего зноя — при полной луне месяца Ав, 15-го числа, о чем мы расскажем в отдельной статье.

Источник: https://syg.ma/@betsalel-arieli/razluka-ievrieiskikh-bogha-i-boghini

Иудаизм

Говоря об иудаизме, необходимо разделять два совершенно разных явления: ветхозаветный иудаизм, возникший с конца 3 тысячелетия до Р.Х., и поздний иудаизм, сформировавшийся в 1-6 вв. по Р.Х.

Ветхозаветный иудаизм получил свое начало от откровения Бога Аврааму. Именно с Авраамом был заключен Завет, именно тогда проявились те элементы, которые стали затем особенностями религии Ветхого Завета.

Прежде всего, это личное откровение человеку Бога Всемогущего (Быт. 17, 1), Владыки неба и земли (Быт. 14, 22). Второй важный аспект – заключение Завета, или договора, и, таким образом, поднятие отношений человека с Богом на качественно новую ступень. Со своей стороны Авраам и его потомки должны почитать Бога и в качестве знака, символа этого Завета совершать обрезание (Быт. 17, 9 – 11).

Наконец, третье – обетование, данное Богом при заключении Завета. Еще бездетному Аврааму предвозвещается, что от него произойдет многочисленный народ (Быт. 13,16), что этот народ будет владеть землей ханаанской (Быт.

15, 18), но, самое главное, в обетовании уже привносится измерение иного порядка, выходящее за пределы интересов одного человека или даже одного народа и имеющее значение для всего человечества: «и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12, 1–3).

Кроме того, как важную особенность можно отметить состояние постоянного откровения, прямого общения Бога с человеком, которое впоследствии будет главным образом характеризовать израильских пророков.

Дальнейшую историю Завета, заключенного Богом с Авраамом, можно условно разделить на семь периодов или эпох: 1. Эпоха патриархов от Авраама до Моисея, которая заканчивается египетским пленом; 2.

Эпоха Моисея и Иисуса Навина, в которую сбывается ряд обетований, данных Богом Аврааму, а вместе с тем Завет обновляется, дополняется целым рядом условий, заповедей, предписаний, новых обетований и, в целом, религиозная жизнь народа упорядочивается; 3. Эпоха судей; 4. Эпоха ранней монархии, продолжавшаяся при Сауле, Давиде, Соломоне и, частично, Ровоаме.

Строительство Иерусалимского Храма; 5. Эпоха разделенных царств, когда Израиль делится на два часто враждующих государства: Самарию и Иудею. Духовная жизнь народа в обоих царствах неуклонно приходит в упадок и развращение, характеризующиеся как нравственным падением, так и религиозным: обращением к иным богам, презрением заповедей и т.д.; 6.

Эпоха вавилонского плена, посланная как наказание за грех отступничества евреев от Завета; 7. Эпоха возвращения из Вавилона и восстановления завета с Богом. Вновь отстраивается Храм в Иерусалиме, восстанавливается религиозная жизнь в народе.

Следует назвать ряд специфических черт, определяющих и отличающих ветхозаветный иудаизм как самобытную религию: 1. Вера в единого личного всевышнего Бога-Творца (Втор. 6, 4); 2. Существование избранного Им и посвященного Ему святого народа, заключившего с Богом завет (Быт. 17,7, Исх. 23, 22–23). 3.

Ритуал жертвоприношений как единственно возможное средство для очищения от греха (Лев. 16,10, Чис. 28, 22); 4. Священство как особое родовое сословие, посвященное на сугубое служение Богу и имеющее особую на это благодать. (Втор. 10; 8); 5. Храм и храмовое богослужение. Единственный храм вмещал в себя Ковчег Завета, и слава Господня наполняла его (3 Цар.

8,11), он был центром религиозной жизни древнего Израиля, только в нем могли приноситься установленные законом жертвоприношения; 6. Непрерывная цепь пророков, через которую Господь постоянно возвещал избранному народу Свою волю (4 Цар. 21, 10); 7. Фигура царя, имеющая кроме политического и священное значение. Царь являлся помазанником Божиим (1 Цар.

12, 5), он принимал помазание от пророка (3 Цар. 19, 16), сакрально представлял народ пред Богом.

Иудаизм 1 века

К началу нашей эры ветхозаветный иудаизм претерпевает несколько значимых изменений, происходит ряд крупных событий религиозно-политического характера. В 63 г. до Р.Х. Иерусалим был завоеван, иудеев заставили платить дань Риму. Иудея, тем не менее, сохраняла значительную степень автономности под правлением царей династии Хасмонеев. В 37 г.

до Р.Х. при поддержке Рима царем Иудеи стал Ирод Великий. В 6 г. по Р.Х. Рим, недовольный распрями между сыновьями Ирода, передал управление Иудеей императорскому прокуратору. Иудея лишилась даже видимости автономии, череда царей на престоле Давида прервалась. Это послужило усилению в народе ожидания скорейшего пришествия Мессии-Освободителя.

При всех этих событиях не прошло незамеченным явление подлинного Мессии – Христа, принесшего избавление не от оккупации римлян, а от ига греха. Весть о спасении выходила за пределы одного народа, будучи адресована всему человечеству. Благодаря апостольской проповеди до трети еврейского народа на протяжении 1 в. обратились в христианство.

Апостолы и первые христиане подвергались жестоким гонениям со стороны не принявших Христа иудеев. Однако судьба самих гонителей оказалась крайне жалкой: пламя войны, постоянно разжигаемое зилотами, наконец разразилось пожаром, погубившим Иудею и ознаменовавшим окончание ветхозаветного иудаизма. В 66 г. разразилось великое иудейское восстание против Рима. В 70 г.

, после жестокой осады, был взят Иерусалим и совершенно разрушен. Для той части еврейского народа, что отвергла Христа, оставалась лишь одна альтернатива: последовать за фарисеями, основавшими центр в г. Ямнии.

Они в изменившихся обстоятельствах, исключавших всякую возможность продолжения существования иудаизма в ветхозаветном виде, положили начало так называемому позднему, раввинистическому, иудаизму – по сути, уже иной религии, с иными характерными признаками.

Новоиудейство

Основополагающим нововведением, определяющим вероучительную и обрядовую составляющие позднего иудаизма, является Талмуд – обширный свод комментариев к Закону (Торе), касающийся области вероучения, философских построений, права, истории, медицины, естественнонаучных знаний, частной и общественной жизни. Во 2 в.

лидеры иудейской общины начали труды по систематизации фарисейского «Устного Закона». Это были записи комментариев-постановлений, дополняющих Пятикнижие. Cобранный материал толкований получил название Мишны (вторичный закон).

Текст Талмуда построен следующим образом: вначале приводится отрывок из Мишны, содержащий законодательное постановление, затем даются материалы дискуссий, постановление и комментарии к этому постановлению. По характеру текстов, составивших его, в Талмуде различают галаху и агаду, которые переплетаются друг с другом.

Галаха – это законодательное предписание, касающееся религиозной, семейной и гражданской жизни. Агада определяет духовные, вероучительные основы иудаизма.

Талмуд регламентирует все стороны жизни иудея. Фактически в иудаизме по авторитетности и значимости он заменил само Ветхозаветное богооткровенное Писание. Талмуд во многих местах провозглашает свое превосходство над Библией: так, например, уподобляя Писания воде, Мишну – вину, утверждается, что «грехи против Талмуда более тяжки, чем грехи против Писания».

Иудейский ритуал

Синагога является культовым зданием, представляющим собой молитвенный дом, а не храм. Первые синагоги начали строиться незадолго до Р.Х. и поначалу выступали не более как смысловое дополнение в религиозной жизни еврейского народа, средоточием и центром которой был храмовый ритуал. После гибели Храма в 70 г. по Р.Х. роль синагог претерпела существенное изменение и переосмысление, став новым центром ритуальной жизни.

Это было по-своему радикальным переворотом в жизни еврейства: в отличие от Храма, богослужение в синагоге не велось священниками и левитами, и культ жертвоприношения полностью отсутствовал. Место священников заняли законоучители-раввины. В рамках синагоги выработались новые формы богослужения. Синагога приобрела огромное значение, будучи одновременно молитвенным домом, местом религиозного обучения и центром общественной жизни.

В основе ее планировки лежит конструкция Храма.

Раввинат. После уничтожения Храма исполнение предписанных Пятикнижием обрядов стало физически невозможным; при фарисеях-раввинах, ставших лидерами иудеев и отвергших Господа Иисуса Христа, значение священников практически полностью нивелировалось.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году было введено новое летоисчисление

В ветхозаветные времена, помимо богослужебных обязанностей, священники были также духовными наставниками народа, его судьями и учителями. Все эти функции взяли на себя раввины, претендовавшие на доскональное знание и право единственно истинного понимания Закона.

Их авторитет определялся лишь степенью учёности, не Божьей благодатью. В ведении раввина находится конкретное применение тех или иных талмудических предписаний в конкретной ситуации.

Талмуд предписывает относиться к словам раввинов с большим вниманием, чем к словам Писания.

Обряды и запреты. В Талмуде разработаны до мельчайших деталей предписания и запреты, касающиеся всех сторон повседневной жизни иудея. Насчитывается 613 таких предписаний и запретов, которые называются мицвот.

Они касаются пищи, одежды, туалета, распорядка дня, молитв, соблюдения праздников, указывают, что когда можно и что когда нельзя делать. Среди мицвот разделяют 248 повелений и 365 запретов.

Особенно многочисленны пищевые запреты и правила, поэтому в городах, где есть крупные иудейские общины, имеются специальные магазины, продающие кошерные (дозволенные в пищу) продукты питания.

Особенности вероучения

Основные вероположения иудаизма средневековые иудейские мыслители начали формулировать под сильным влиянием других религиозных и философских систем. Так, например, иудеи считают, что, хотя сотворённый Богом из ничего мир реален, он существует только тогда, когда в него вливается творческая эманация Бога.

Таким образом, творение – это не единичный акт, а постоянный процесс. В молитвах иудеи, обращаясь к Богу, называют Его также одним из тех имён, которые упомянуты в Пятикнижии. Культивируя особое благоговение к этим именам, они произносят их только в молитве, а одно из них – Яхве – вообще никогда не произносится.

Говоря о Боге, иудеи часто называют Его словом «Гашем» («имя»).

Многие важнейшие положения Библии перетолкованы в Талмуде в совершенно ином освещении. Если для Библии характерен ярко выраженный персонализм, то в Талмуде говорится о том, что человек изначально был сотворён гермафродитом и лишь позднее возникает разделение полов, возникают Адам и Ева. Возрождаются в Талмуде и пантеистические воззрения: так, например, говорится о сотворении Богом душ евреев из самой Божественной сущности.

Иудаизм учит, что, когда человек покидает этот мир, он получает награду или наказание за всё, что делал в течение своей жизни. Под наградой понимается степень приближения к Богу. Наказание осознаётся как процесс очищения. Иудеи также верят в воскрешение из мёртвых.

Кроме того, существует представление о переселении душ (гилгул).

Те иудеи, кто не достиг совершенства в своей жизни, для очищения перевоплощаются в новых телах – в растениях, в животных, в телах неевреев и, наконец, в теле еврея, после чего могут заслужить вечное блаженство.

Иудеи верят в грядущий приход Мессии, который построит Храм и станет провозвестником новой эры, будет потомком царя Давида, человеком исключительной святости и учёности.

Ему якобы удастся объединить всё человечество на основе особой роли евреев и подчинённого положения всех прочих народов, установить мир и благоденствие на Земле. Одной из особенностей позднего иудаизма является учение об особой роли еврейского народа.

«Евреи приятнее Богу, нежели ангелы», «как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете», – учит Талмуд.

Подводя итоги, следует напомнить и перечислить наиболее важные отличия позднего иудаизма от богооткровенной ветхозаветной религии. Упразднен ритуал жертвоприношений, в связи с чем, по ветхозаветным меркам и заповедям, все современные иудеи находятся в состоянии скверны, ритуальной нечистоты. Упразднено священство как особое родовое сословие, посвящённое на сугубое служение Богу и имеющее особую на это благодать.

Отсутствуют храм и предписанное Писанием храмовое богослужение, в связи с чем празднования и обряды современных иудеев не могут признаваться истинными с точки зрения Завета. Прервана цепь пророков, и сами последователи позднего иудаизма признают, что после 1 в. у них не было ни одного пророка. Наконец, нет царя.

Вместо этого появилось новое Писание – Талмуд, новое иерархическое служение – раввины, центром религиозной жизни стала синагога, богослужение и обряды претерпели значительные изменения, появились новые праздники, новые вероучительные положения.

Всё это вынуждает беспристрастного исследователя признать, что поздний иудаизм – совершенно иная религия, ничуть не в большей степени связанная с ветхозаветным иудаизмом, чем самарянство или ислам.

Подготовлено по книге Максимов Ю., Смоляр К. «Православное религиоведение: Ислам, Буддизм, Иудаизм»

Источник: http://trsobor.ru/iudaizm/

Глава I. Споры о вере

Полемика между евреями и христианами велась по вопросам веры – в чем она состоит, эта истинная вера, и кто ею обладает. Чтобы понять суть спора, следует начать с некоторых определений и разъяснений.

И иудаизм, и христианство сходятся в том, что все религиозные истины даны в Откровении. Поэтому обе религии являются религиями Откровения. Оно может быть однократным событием – таким, как дарование Торы на горе Синай, или более продолжительным, как земная жизнь Иисуса, в течение которой Бог передал истину Своим избранникам напрямую, без посредников. Поскольку истина исходит из уст Бога Живого, человек не должен и не может ее оспаривать.

И коль скоро в Откровении человек получает Божественную истину во всей ее полноте, она остается совершенной и единственной истиной. Ее нельзя дополнить или подменить какой-либо другой истиной, ибо в ней заключено все. Поскольку же человеческий разум не является источником истины, он не может подвергать ее критике. Это значит, что религия ставит веру гораздо выше знания.1 Заповеди иудаизма, как те, которые можно объяснить с помощью логики (напр.

“не убий” или “не укради”), так и те, что не поддаются этому объяснению (скажем, пищевые запреты или обрезание) на самом деле не нуждаются в логическом обосновании и от него не зависят. Так же обстоит дело у христиан с верой в Троицу и двойную природу Иисуса. В обеих религиях имеется аксиома о том, что наше познание ограничено по своей природе, а потому человек заведомо неспособен постичь разумом основы веры или предписанные ему заповеди.

Эти непостижимые основы в христианстве называются “таинствами”.

Подумайте над тем, каковы способы познания в других областях, например, в науке. Таким образом, вы лучше поймете природу Откровения как источника веры. Можно использовать следующий пример. В 1705 г.

астроном Эдмонд Галлей2 обнаружил, что кометы, появлявшиеся в 1531, 1607 и 1682 гг., двигались по одной и той же траектории. Отсюда он заключил, что это были последовательные появления одной и той же кометы, которая должна будет вернуться еще раз в 1758 г.

Так и произошло. Каков был способ познания у Галлея?

Согласно иудаизму, вся истина содержится в Торе, дарованной Моисею на горе Синай в акте Откровения. Тора совершенна, едина и неизменна. В ходе Синайского откровения человеку вместе с ней даны и ее толкования, то есть Устная Тора, которая тоже наделена священным статусом. Тора, полученная Моисеем на горе Синай, переходила непосредственно от поколения к поколению, “Из уст в уста”.

Поэтому к какому бы поколению ни принадлежал еврей, он мог быть уверен, что Тора, которая у него в руках, та истина, в которую он верит – та самая, что дана Богом в Откровении, без всякого участия человека.

Трактат “Авот” (”Отцы”), единственный трактат Мишны, посвященный не галахическим вопросам, а содержащий высказывания этического и общеинтеллектуального содержания, открывается следующими словами: “Моисей получил Тору на Синае и передал ее Йеошуа (Иисусу Навину), Йеошуа – старейшинам, старейшины – пророкам, пророки передали ее членам Великого Собрания (Кнессет а-гдола)” (Авот 1,1). После этого вступления приводятся речения мужей Великого Собрания.

Цель процитированного вступления – “перечислить основные звенья в передаче Устной Торы от Моисея до Великого Собрания [] и тем доказать, что преемственность традиции в народе Израиля не прерывалась”3. Тем самым за Устной Торой закрепляются как монопольное право на толкование Писания, так и сакральный статус.

Подобным же образом и христианская церковь утверждает, что ученики Иисуса – апостолы – восприняли его учение непосредственно из его уст и затем передали своим преемникам, то есть епископам. Церковь как институт, в лице своих представителей – епископов и игуменов, является единственной истолковательницей истины. Она обладает всей ее полнотой. Истина ведома одной лишь церкви, поэтому лишь она вправе ее толковать.

Охарактеризуйте отношения между познанием истины и той силой, которой обладают учреждения, присвоившие себе право на ее толкование.

Иллюстрация 1

Моисей получает Тору. Иллюстрация к манускрипту (Франция, предположительно между 834 и 843 гг.). В верхней части рисунка: Моисей на горе Синай, окруженный языками пламени, получает от Бога Тору. Снизу: Моисей передает Тору народу Израиля. (The British Library, Ms. ADD 10546 f25)

Подобно иудаизму, христианство – это религия Откровения, претендующая на преемственность в передаче истины с момента его получения. Однако, согласно христианским воззрениям, Откровение свершилось дважды: сперва – как Синайское откровение, воплощенное в Торе, а затем как откровение Иисуса, описанное в книгах Нового Завета и истолкованное в трудах отцов церкви.

Христианство унаследовало от иудаизма идею Завета или союза, который заключает Бог с верующими, но, в отличие от иудаизма, оно говорит о двух Заветах: Ветхом, заключенном на горе Синай, и Новом, скрепленном искупительной жертвой Иисуса.

И если Ветхий Завет пребывает под знаком греха – первородного греха Адама, то Новый осенен благодатью и надеждой на спасение, обетованное человеку благодаря искупительной жертве Иисуса.4

Иллюстрация 2

Моисей передает скрижали Завета народу Израиля. Иллюстрация к Библии (Франция, XII в. ) Как и на многих христианских рисунках, Моисей изображен с рогами: так ошибочно понималось еврейское слово “карнайим”, означающее и “лучи” и “рога” (см. Исх 34:35). (Bibliothèque Municipale de Sens. Ms. 1)

В иудаизме и в христианстве одни и те же исходные верования интерпретируются по-разному. Христиане восприняли веру в единого Бога, но переосмыслили ее на свой лад. Признав святость еврейской Библии, они дали ей собственное толкование и дополнили целым сводом священных книг.

Усвоив идею “избранного народа”, они перенесли ее на все сообщество верующих христиан. И иудаизм, и христианство претендуют на правильное понимание этой системы верований, идей и всего, что из них вытекает.

Поэтому следует подчеркнуть, что речь идет, прежде всего, об общих верованиях или, точнее, о трактовке этих общих верований, о трактовке их сходных основ, которые в каждой из религий интерпретируются по-своему.

С этой точки зрения, дискуссия между иудаизмом и христианством принципиально отличается от того гипотетического спора, который мог бы возникнуть, допустим, между иудаизмом и буддизмом. Только применительно к полемике между иудаизмом и христианством допустимо говорить об общей исходной точке, запечатленной в общем тексте, то есть в еврейской Библии5.

Характер полемики

В определенном смысле полемика между иудаизмом и христианством – “дело семейное”, чем объясняется сама ее острота и эмоциональная напряженность. Развивая эту “фамильную” аналогию, стоит добавить, что и здесь отношение сына к отцу отличается от отношения отца к сыну. Христианство, вышедшее из иудаизма, почитало себя его наследником и истинным толкователем.

Соответственно, иудаизму надлежало исчезнуть с того момента, когда была явлена истина, принесенная христианством. Однако проблема в том, что иудаизм не подчинился христианской логике. Он не признал христианство своим наследником, сохранив верность собственному учению. По крайней мере до XII в.

иудаизм отказывался даже всерьез рассматривать эти притязания, считая христианство всего лишь очередной лжерелигией. Возникшая необходимость противостоять христианству объяснялась не столько теоретическим вызовом, сколько самим распространением христианства и его успешной миссионерской деятельностью, представлявшей физическую угрозу для еврейских общин.

Приходилось как-то считаться и с неприятной проблемой. Если христианство – это лжеучение, то как объяснить такой его успех?

Зато для христиан распря с иудаизмом была войной за краеугольные ценности их веры. Отказ евреев принять истину христианства оставался с самых ранних стадий христианства коренной проблемой, угрожающей самым его основам. Теологическая полемика с иудаизмом не была просто одним из споров, которые вела церковь, стремясь обратить весь мир в свою веру. Перед нами фундаментальная проблема, сопровождавшая христианство с самого рождения, ибо родилось оно из иудаизма.

Именно поэтому в дебатах с ним приняло участие большинство великих христианских богословов. Рассматривая здесь христианскую веру сквозь призму ее антиеврейской полемики, мы должны помнить, что в этой полемике отразилось большинство ключевых проблем христианской веры.

Как христиане ИНТЕРПРЕТИРУЮТ СвЯщенное Писание?

Как уже сказано, дискуссия разворачивается вокруг принципов веры, общих для обеих религий. Обсуждению всегда подлежало различное восприятие общих верований, или же верований, выражаемых в общих терминах: Мессия, избранность, природа Божества, единство Бога, соблюдение библейских заповедей. Все это – принципы веры, содержащиеся в Священном Писании, общем для обеих религий.

Таким образом, базой для дискуссии являлась еврейская Библия. Чтобы в общих чертах определить предмет обсуждения, следует первым делом отметить, что евреи и христиане спорили о понимании общего сакрального текста. Это определение охватывает все темы спора, так как согласно обеим религиям, вся полнота истины заключена в священном тексте.

Христианство оспаривало еврейский подход к пониманию Торы. Оно утверждало, что еврейство ошибается, понимая Тору дословно и дословно же соблюдая ее заповеди. Христианские комментаторы полагали, что в Торе действительно содержится истина, но это истина особого рода, пребывающая в зависимости от той, что была явлена позже и находится в Новом Завете. Иначе говоря, Тору следует читать ретроспективно – с точки зрения последующих событий, произошедших в момент откровения Христа человечеству.

Ветхий Завет, таким образом, зависит от Нового Завета. Ключ к пониманию Ветхого Завета дан верующему в Новом Завете. Ветхий Завет, то есть еврейская Библия – нечто вроде силуэта, отражения в мутном зеркале, наброска той грядущей реальности, которая должна была раскрыться в Новом Завете с совершенной ясностью, при ярком свете.

Употребительный христианский термин – префигурация (praefiguratio)6 – прообразование, смутное очертание и предварение того, что должно проступить явственно в Новом Завете.

Изо всего сказанного можно получить представление о том, как христианство толкует еврейскую Библию в целом. А теперь мы приведем примеры того, как интерпретировались те или иные отдельные сюжеты.

Жертвоприношение Исаака

“И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мория, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой я скажу тебе [] На третий день возвел Авраам очи свои и увидел то место издалека.

[] И взял Авраам дрова для всесожжения и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе [] И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, и разложил дрова, и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров [] И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими.

Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего” (Быт 22:1–2, 4, 6, 9, 13).

Рассказ о жертвоприношении Исаака осмыслен в христианстве как прообразование (префигурация). Приводим характерный для средневековья христианский к этому рассказу из книги Glossa ordinaria, сочиненной, или вернее сказать, составленной в XII в.:

”Авраам, ведущий своего сына на жертвоприношение, символизирует Бога-Отца. [] Исаак – Христа. Как Авраам принес в жертву своего единственного любимого сына, так и Бог–Отец предал за нас [на распятие] своего единственного Сына. И как Исаак нес дрова, на которые он должен был быть положен, так и Христос нес крест, на котором должен был быть распят.

Исаак был возложен на жертвенник со связанными ногами, а Христос был пригвожден к кресту. Однако то, что символизирует собой Исаак, переносится и на овна, ибо Христос наречен Агнцем. Он есть и Сын, ибо родился, он же и Агнец, ибо принесен в жертву”7.

Библия и ее толкования как область межконфессионального диалога иудаизма и христианства будут обсуждаться в другой главе.8 Здесь же нам важно подчеркнуть, что христианское прочтение еврейской Библии, как “прообраза и символа”, нашло выражение не только в комментариях. Оно повлияло на христианский образ мысли и отразилось в литературе и искусстве.

Иллюстрация 3

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Душа что это такое

Источник: http://online-books.openu.ac.il/russian/jews-and-christians-in-western-europe/part5/chapter1.html

Боги в иудаизме

История древних евреев и процесс формирования религии известны в основном по материалам Библии, ее наиболее древней части — Ветхого Завета. В начале II тыс. до н.э.

евреи, как и родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, верили в различных богов и духов, в существование души, которая материализуется в крови. В каждой общине был свой главный бог.

В одной из общин таким богом был Яхве. Постепенно культ Яхве выходит на первое место.

Новый этап в становлении иудаизма связан с именем Моисея. Это легендарная личность, однако нет причин отрицать возможность реального существования подобного реформатора. Согласно Библии Моисей вывел евреев из египетского рабства и передал им Завет Бога. Некоторые исследователи считают, что реформа религии евреев связана с реформой фараона Эхнатона.

Моисей, который, возможно, был близок к правящим или жреческим кругам египетского общества, воспринял идею Эхнатона о едином Боге и начал проповедовать ее среди евреев. Он внес некоторые изменения в представления евреев. Его роль настолько значительна, что иудаизм иногда называют мозаизмом, например в Англии.

Первые книги Библии называют Пятикнижием Моисея, что также говорит о значительности роли Моисея в становлении иудаизма.

Еврейские праздники

Особенностью еврейских праздников является то, что они отмечаются по лунному календарю. Первое место среди праздников занимает Пасха. Сначала Пасха была связана с сельскохозяйственными работами. Позднее она стала праздником в честь исхода из Египта, освобождения евреев из рабства.

Праздник шебуот или Пятидесятница справляется на 50-й день после второго дня пасхи в честь Закона, который Моисей получил от Бога на горе Синай. Пурим — праздник спасения евреев от полного уничтожения во время вавилонского плена.

Существует множество других праздников, которые почитаются до настоящего времени евреями, живущими в разных странах.

Священная литературы иудаизма

Священное писание евреев известно как Танах. В него входят Тора (Учение) или Пятикнижие, авторство которого приписывается традицией пророку Моисею, Нэвиим (Пророки) — 21 книга религиозно-политического и историко-хронологического характера, Кэтувим (Писания) — 13 книг разнообразных религиозных жанров. Самая древняя часть Танаха датируется X в. до н.э.

Работа по составлению канонизированного варианта Священного Писания на иврите была завершена в III-II вв. до н.э. После завоевания Палестины Александром Македонским евреи расселились по разным странам Восточного Средиземноморья. Это привело к тому, что большая их часть не знала иврита. Служители культа предприняли перевод Танаха на греческий язык.

Окончательный вариант перевода, по преданию, был осуществлен семьюдесятью учеными Египта в течение 70 дней и получил название «Септуагинта».

Поражение евреев в борьбе с римлянами приводит во II в. н.э. к массовой депортации евреев из Палестины и расширению зоны их расселения. Начинается период диаспоры. В это время важным общественно-религиозным фактором становится синагога, ставшая не только молельным домом, но и местом проведения народных собраний.

Руководство еврейскими общинами переходит к священникам, толкователям Закона, которых в вавилонской общине называли раввинами (великий). Вскоре сформировался иерархический институт руководства еврейскими общинами — раввинат. В конце II — начале Ш в. на основе многочисленных комментариев к Торе составляется Талмуд (Учение), который стал основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев диаспоры.

В настоящее время большинство евреев соблюдают только те разделы талмудического права, которые регламентируют религиозную, семейную и гражданскую жизнь.

В эпоху Средневековья получают распространение идеи как рационалистического толкования Торы (Моше Маймонид, Иегуда га-Леей), так и мистического. Наиболее выдающимся законоучителем последнего направления считается раби Шимон Бар-Йохай. Ему приписывают авторство книги «Зогар» — главного теоретического пособия последователей Каббалы — мистического направления в иудаизме.

Источник: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/iudaizm.html

Как зовут Бога: что говорят авраамические религии

МОСКВА, 3 фев — РИА Новости, Александр Филиппов. Христос, Аллах, Элохим: христиане почитают Иисуса, иудеи — Яхве, а кто-то утверждает, что все равно, в кого верить, мол, и христиане, и иудеи, и мусульмане чтят одного Бога, только по-разному Его называют. Что означают имена Божии в разных религиях и почему непочтение к Богу даже в наше время вызывает религиозные конфликты — в материале РИА Новости.

Все ли равно, в какую церковь ходить?

«Да святится имя Твое», — говорится в главной христианской молитве «Отче наш». «Понятия имени Божия и славы Божией еще в Ветхом завете были неразрывны, поэтому не случайно и в устах Иисуса они также взаимосвязаны.

Не случайно и то, что молитва, которую Иисус дал ученикам, начинается прошением об имени Отца «Да святится имя Твое», а заканчивается упоминанием о Его славе «ибо Твое есть Царство и сила и слава» — пишет глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев).

Слова «имя Твое» иудеи, первыми произносившие эту молитву, понимали однозначно — как Яхве, имя Божие, открытое им самим Моисею.

«Свято место пусто не бывает», — говорят в России. Если люди забывают Бога, на его место приходит кто-то другой. Это случилось в России во время гонений на Русскую церковь в XX веке.

Когда на Украине создавали «новую христианскую церковь», вероятно, создававшие ее, думали не столько об имени Христа, сколько о национальных интересах, и вместо молитвы предпочитали собирать людей на митинги.

Правда, теперь эту структуру не признает ни одна поместная православная церковь, кроме создавшего ее Константинопольского патриархата. Но люди-то ходят в ее храмы, даже не задумываясь, кому же, собственно, они там молятся.

https://www.youtube.com/watch?v=oi9oBKyzCF4

К такому результату приводит незнание имени Бога. Люди, по-разному понимающие это имя, начинают спорить между собой, и порой эти споры выливаются в религиозные конфликты. А ведь Христос предупреждал: «Наступает время, когда убивающий вас будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Ин. 16:2-3).

Правда, люди нерелигиозные утверждают, что все равно, в какого Бога верить, что и мусульмане, и христиане, и иудеи, и буддисты все равно верят в одного Бога, только поклоняются Ему по-разному. Но Богу-то это не важно — главное, «чтобы человек был хороший».

Такие люди знают о том, что Бог есть, но воспринимают Его как какое-то далекое существо, не имеющее никакого отношения к их личной жизни, потому и не проявляют к религии личного интереса. Им достаточно формулы: «Кто-то где-то там есть».

Но разве может такое отношение побудить к общению с Богом, в чем, собственно, и состоит смысл религии? Если человек, собирающийся вступить в брак, знает о женихе или невесте только то, что он или она существует, можно ли считать его намерение создать семью серьезным?

Чтобы изменить такое отношение, нужно «познакомить» человека с Богом, а знакомство начинается с имени. В древности считали, что имя отражает сущность того, кому оно дано, и очень серьезно относились к именам. И конечно, самым серьезным было отношение к имени Божиему. Таким серьезным, что некоторые религии запрещали произносить имя Божие без весомой причины, а потом запретили произносить вообще.

Зачем знать имя Божие

Имя Божие интересовало представителей всех авраамических религий (считающих своим основоположником праотца Авраама) — христианства, иудаизма и ислама. В Библии мы читаем, как Иаков, боровшийся с Богом, попросил Его назвать свое имя.

Боровшийся не назвался, но дал новое имя своему сопернику — Израиль. Тот же вопрос задал Богу Моисей перед бегством евреев из Египта: «Как Твое имя?» Бог назвал Свое имя. На русский его можно перевести как «Сущий», но о том, как оно звучит на иврите, до сих пор идут споры.

Наиболее распространена версия, что оно произносилось как «Яхве».

Впрочем, вопрос, какое имя Божие самое правильное, интересует людей и поныне. «Для молящегося нужно знать имя Божие, чтобы обращаться к нему. Для того, кто не молится, это может быть просто любопытно», — считает консультант Института перевода Библии Андрей Десницкий.

«Имя Божие — это сущностный вопрос для иудаизма, — утверждает руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин. — Моисей, познакомившись с Богом, задает Ему главный вопрос: как зовут Всевышнего? Человек, интересующийся религией, придя в синагогу к раввину, задаст этот же вопрос».

Многие люди стремятся найти истину. И, рассуждая логически, они вполне могут прийти к выводу, что их создал единый Бог, в которого верят последователи всех авраамических религий, полагает руководитель аппарата Совета муфтиев России имам Рушан Аббясов.

Ведь, по его словам, каждый человек, «верит он в Бога или нет, также является творением Всевышнего». В Ветхом Завете упоминаются два основных имени Бога — Элои и Яхве. Элои означает Бог.

«Слово «Элои» у наших братьев иудеев имеет ту же корневую систему, что и слово Аллах», — объясняет Аббясов.

Имя Яхве упоминается в Библии более семи тысяч раз. Бог сам дал его в откровении Моисею. Когда-то это имя знал каждый иудей. Взять хотя бы самую популярную книгу Библии — Псалтырь. Пророк Давид в своих псалмах использует его постоянно, в чем русскоязычные читатели могут убедиться, если мысленно заменят слово «Господь» на слово «Сущий».

Что значит имя Яхве

У слова «Яхве» нет однозначного перевода. «Сущий», широко распространенное толкование этого имени — только одно из возможных. «Это имя похоже на форму глагола «быть», но нельзя сказать, что оно является ее регулярной формой», — заметил Десницкий.

Ответ Бога Моисею звучит как нечто среднее между «Я есть», «Я был» и «Я буду», некое имя вне времени, поясняет Горин. «Но ни одно из этих слов не произносится так, как записан тетраграмматон (имя Божие из четырех букв. — Прим. ред.)», — уточняет он.

Как произносилось имя Яхве

Тетраграмматон — написание имени «Яхве». По словам Горина, эти четыре буквы иудеям обозначать разрешается, но все, на чем они написаны, нельзя уничтожать — их нужно «хранить вечно». «Священные тексты хоронят в могилы, как человека», — рассказывает представитель Федерации еврейских общин.

В современном иудаизме обсуждается даже вопрос о том, можно ли набирать священное имя на клавиатуре компьютера, и если да, то нужно ли после хранить этот прибор вечно? Поскольку компьютер не является перманентным носителем текста, многие иудеи считают, что писать можно и хранить вечно диск с именем Яхве необязательно.

Трудность воспроизведения имени Яхве с точки зрения иудаизма — в том, что тетраграмматон состоит из четырех согласных букв. Отсутствие гласных дает множество вариантов произношения: если к этим четырем согласным прибавлять произвольные гласные, то математически получится более сотни имен. Однако примеры наш собеседник приводить не захотел, поскольку иудею нельзя произносить вслух даже неправильные варианты имени Яхве.

В ветхозаветные времена первосвященник, заходя раз в год в святая святых в Иерусалимском храме, «произносил имя Божие правильно». В еврейской традиции есть упоминания об особых людях, которые знали, как его правильно произносить. «Это знание является краеугольным камнем иудаизма», — подчеркивает Горин.

Сегодня ни один человек на земле не знает, как правильно звучит имя Яхве. Иудеи считают, что это знание было утрачено еще во времена разрушения Иерусалимского храма римлянами — в 70 году по рождестве Христовом. Поэтому имя Божие будет заново явлено на земле, если будет явлен Божий храм, объясняет представитель Федерации еврейских общин.

Сегодня иудеи не произносят главное имя Божие, заменяя его разными синонимами. Традиционный иудей — тот, кто живет в соответствии с традиционной иудейской мыслью, основывающийся на еврейской литературе, начиная со Средневековья и позднее — называет Бога «Га Шем», что означает просто «имя».

Есть замена и для молитвы: «Адонаи» — буквально «мой Господин». «В современном иудаизме не существует молитвы или ритуала, где бы кто-то произносил имя Бога (то есть Яхве. — Прим. ред.)», — утверждает Горин.

Правда ли, что нельзя произносить имя Яхве

«Иудеям было запрещено произносить имя Божие из почитания заповеди Моисея «не произноси имени Божьего всуе», — говорит генеральный секретарь конференции католических епископов России отец Игорь Ковалевский.

Однако в заповедях Моисея это имя изначально присутствует. Русский перевод Библии с восстановленным именем Бога дает представление, как могла выглядеть в глазах древних израильтян данная заповедь Моисея (в скобки заключены оригинальные еврейские слова): «Не произноси имени Господа (Яхве), Бога (Элохим) твоего, напрасно, ибо Господь (Яхве) не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).

В некоторых латинских переводах Библии имя Божие записывалось также, как в иврите, четырьмя буквами без гласных — YHWH. В современном издании Вульгаты используется латинский перевод слова «Сущий» — Ego Sum.

Греческий перевод Библии, Септуагинта, передает имя Яхве синонимом «Господин», по-гречески «Кириос». Впрочем, существуют также древние списки перевода Септуагинты, в которых стоял тетраграмматон «Яхве», написанный еврейскими буквами.

В частности, это можно видеть в Кумранских рукописях, но не только.

«Сущий» у семитских народов

В древности у многих народов существовали теофорные имена — то есть те, в составе которых есть имя того или иного бога. Поэтому в некоторых семитских именах присутствует имя Яхве.

Но могут ли теофорные имена дать представление о том, как звучало то имя, какое Бог открыл Моисею? Могут, но не до конца, потому что они фонетически изменяются и не употребляются в полной форме, считает Десницкий.

«Хотя, например, в имени пророка Исайи — «Ишаягу» («Яхве спас») — присутствует часть имени Яхве», — поясняет библеист.

А как имя Яхве понимают мусульмане? По-арабски это имя звучит как «Аль-Ваджид» и переводится как «Существующий» или «Находящийся постоянно с человеком». Глагол «быть» по-арабски читается «ваджа» и имеет общий корень со словом «Яхве». «Это имя означает, что Всевышний всегда находится с нами, Ему не присущи такие качества, как умирание или возникновение, Он находится в постоянном общении со всем человечеством и со всем сущим», — объясняет Рушан Аббясов.

Иисус Христос и Яхве

«Слово Иегошуа, или, как оно передано по-гречески, «Иисус», означает: «Яхве — Сущий — спасает». Оно широко использовалось у евреев в Палестине во времена Ветхого Завета. Иисус Навин — самое известное из таких имен», — говорит Десницкий.

Евангелие свидетельствует, что сам Иисус Христос произносил имя Божие, хотя делать это евреям было запрещено. «Христос сказал в Евангелии от Иоанна «Я Сущий» (греч. «Эго Эйми» — «Я Есть». — Прим. ред.). Когда Спаситель сказал о Себе: «Прежде чем Авраам был, Я Есть», иудеи пришли в ярость, потому что это звучало для них как богохульство», — объясняет Ковалевский.

В христианстве до сих пор по традиции имя Сущий относят ко Христу. На православных иконах Спасителя в нимбе часто пишут O WΝ. Это совершенная форма глагола «эйми», «быть» — буквальный перевод слова «Яхве» на греческий язык.

Иисус Христос — идеальное имя

Слово «Христос» означает «помазанник» — это перевод на греческий язык еврейского слова «мошиах», или «мессия», имеющего то же значение. Так в Израиле называли тех, над кем совершали обряд помазания ароматным маслом. Помазанниками Божьими в Древнем Израиле были священники, пророки и цари. При этом иудейские пророки, начиная с Моисея, говорили о грядущем пришествии царя-священника, который избавит народ Израиля от всех бед и исправит все несовершенство этого мира.

Христиане верят, что Иисус и есть Тот Самый Христос, который, будучи Богом, стал Человеком, а умерев на кресте и воскреснув из мертвых, избавил мир от главного несовершенства — смерти.

Апостол Петр говорит: нет другого имени, которым можно спастись, кроме имени Иисуса Христа (Деян. 4:12). По словам Десницкого, сказать «нет другого имени» — то же самое, что произнести «нет другой личности». «Тут вряд ли подразумевается имя как сочетание звуков или букв.

Это понятие, тождественное личности», — добавляет эксперт. Иисус Христос — Спаситель человечества, для всех христиан это принципиально важно. «С точки зрения христианства смысл имени Иисус очень подходит к миссии Иисуса Христа на земле — Он спасает человечество.

Это идеальное совпадение значения имени с тем, что сделал человек, носящий это имя», — объясняет Десницкий.

Источник: https://ria.ru/20190203/1550278718.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Чему посвящен праздник Троицы

Закрыть