Какая религия у узбеков

Узбеки

Под узбеками в настоящее время подразумевается конгломерат племен тюркского происхождения, с примесью иранского и монгольского элементов, говорящих на одном из среднеазиатских тюркских диалектов и живущих в Бухаре (около 1 миллиона, по Вамбери), в Хиве (около 257 тысяч, по Кузнецову), в афганском Туркестане (200 тысяч, по Вамбери), в русских среднеазиатских владениях (579 740 человек, по Аристову), общей численностью в 2 037 240 человек, занимая в этих территориях с 16 века положение политически господствующего элемента.

Происхождение и расселение узбеков

Самое название «узбеки» имеет скорее политико-историческое значение, чем этническое. Узбек – старинное, встречающееся еще в памятниках 12 века собственное имя, этимологическое значение которого: истый князь.

Значение политического названия целого народа слово «узбеки» приобрело в 14 веке, в царствование джучида Узбек-хана, стоявшего во главе Золотой орды в течение 30-ти лет и ревностно распространявшего мусульманство среди подвластных ему тюркских племен.

Те из последних, которые приняли ислам, с тех пор стали называть себя, по имени своего хана, узбеки, в отличие как от племен, оставшихся шаманистами, так и от племен западного улуса, джагатаев, точно так же как раньше они называли себя, по имени основателя династия, джучами.

Начиная со второй половины 15 века, джучиев улус стал распадаться; западная часть его совершенно отпала, образовав независимые ханства крымское и казанское, а в восточной части выделился союз киргиз-кайсачий. После гибели Абул-хаир-хана и его сыновей (в 1465 — 66 годах) имя узбеков сохранилось лишь за немногочисленными родами, оставшимися верными своей династии.

Возродились узбеки и снова стали играть крупную роль, когда в конце 15 и первой четверти 16 века потомок Узбек-хана, внук Абул-хаира, Шейбани-хан, объединил вокруг себя разные тюркские племена и спустился с севеверного побережья Аральского моря и низовьев Сыр-Дарьи в страны Трансоксании, чтобы сломить могущество Тимуридов и утвердить свое владычество в Бухаре и двух других среднеазиатских ханствах.

Весь этот конгломерат племен, в котором тюркский элемент был перемешан с монгольским, получил общее название «узбеки». В новозавоеванной территории армия Шебани-хана столкнулась с раньше уже осевшими здесь различными тюркскими племенами, занимавшими положение господствующего класса среди исконного населения края (иранского происхождения), но в значительной мере смешавшегося с последним и усвоившего его культуру.

Общее политическое название этих племен было джагатаи.

Сначала они отнеслись к узбекам враждебно, как варварам-разрушителям, но с утверждением власти шебанидов стали сливаться с победителями, образовав то смешанное, говорящее на джагатайском наречии население, которое до настоящего времени в Средней Азии называется узбеками.

Процессу слияния в значительной мере подверглись и аборигены страны иранского происхождения – таджики и сарты. Все это вместе взятое, в связи с господствующим положением узбеков, привело к тому, что именем «узбеки» стали называться самые различные народности, как киргизы, кара-киргизы, сарты, таджики и так далее.

До какой степени термин «узбеки» потерял чисто этнографическое значение, видно из того, что не только в официальной статистике узбеки классифицируются сартами и наоборот, но и в ученой литературе то вовсе предлагается оставить название сартов, как отдельно не существующего народа (Лапин), то рекомендуется отличать сартов от узбеков по такому единственному, чисто социальному и преходящему признаку, как утрата черт родового быта (Аристов).

Основным признаком узбеков приходится считать политическое их положение, как это делает Вамбери, считающий узбеками те тюркские племена, которые, явившись в Трансоксанию с Шебаки-ханом, менее других подверглись смешению с таджиками, сартами и киргизами и сумели сохранить в течение трех последних веков господствующее положение над другими народностями. Наиболее чистые элементы узбеков сосредоточены в Хиве, Майменэ и Шерисепсе. Их меньше в Бухаре, еще меньше в Коканде.

В Хиве все население левого побережья Аму-Дарьи, за исключением туркменов и немногочисленных сартов — сплошь узбеки. В Бухаре, по берегам Зеравшана, а также в южных и западных округах, узбеки составляют преобладающее земледельческое население. И эти, однако, «чистые» узбеки, судя по родовым названиям (не менее 90), составились из самых различных отраслей тюркского племени, не говоря о других ранних и позднейших примесях.

Поэтому об едином антропологическом типе узбеков говорить нельзя.

Внешний вид и характер узбеков

В характере узбеков очень ярко проявляются типичные черты тюрок: солидность, прямота, честность, отсутствие суетливости, угрюмая тяжеловесность – и в то же время инстинкты воина и повелителя.

Наиболее чистый тип сохранился у хивинских узбеков, которые, по Вамбери, среднего роста, выше киргизов, но не так высоки и крепко сложены, как каракалпаки. Голова овальной формы, глаза с продольным разрезом, скулы не очень выступающие, цвет кожи светлее, чем у таджиков, волосяной покров пышнее, чем у туркменов, и чаще темный.

У бухарских узбеков заметны более глубокие следы арийского смешения (преобладающий темный цвет волос и кожи), а кокандских узбеков уже трудно отличить от сартов. 11 узбеков Зеравшана, по Федченко, дали 1664,30 (рост) и 83,24 (головной указатель). 33 узбека Самарканда, по Уйфальви — 1678,30 (рост) и 84,01 (головной указатель). Узбеки Ферганы, по Уйфальви — 1670,50 (рост) и 86,13 (головной указатель).

Особенности быта узбеков

Громадное большинство узбеков ведет оседлый образ жизни, занимаясь преимущественно земледелием и отлично усвоив от своих культурных предшественников искусство орошения полей.

Кочующих узбеков очень немного: в восточной Бухаре и, в особенности, по левому берегу Аму-Дарьи, в афганских владениях. Полукочующих, летом переходящих со своими стадами с места на место, а зимою пребывающих в постоянных зимних жилищах (кишлак), — гораздо больше (преимущественно в восточной Бухаре), но переход этих элементов к земледелию — дело ближайшего будущего. При всем сходстве внешнего быта оседлых узбеков с сартами и таджиками, замечаются и некоторые различия.

Традиционный костюм

Одежда узбеков из более плотных материй и не так широка, как у таджиков. Вместо тюрбана они часто носят высокую меховую папаху, более широкую, чем у туркменов, и более низкую, чем у сартов. Женщины одеваются по-туркменски: только праздничный головной убор выходит из употребления.

Традиционна пища

Как земледелец, узбек употребляет и мучную пищу, но молочная и мясная пища, даже конина, играет в обиходе узбеков такую же роль, как у номадов. Наоборот, стол сартов и таджиков ему совершенно чужд. Из напитков узбек употребляет чай, куртабу (разведенный в воде сыр) и айран; кумыса не пьет почти вовсе.

Традиции и обычаи

Старая привычка к жизни в шатре и на открытом воздухе и теперь еще сказывается: у оседлого узбека в обычае раскидывать войлочную палатку на дворе своей окруженной высокими стенами мызы и нередко проводить в ней зиму.

И в социальных обычаях узбеки сохранили много пережитков из прежней жизни номадов.

Несмотря на вековое влияние мусульманства, браки заключаются непосредственно между молодежью, без вмешательства родителей, которые участвуют только в уплате калыма, состоящего из традиционных 9 голов скота.

Игры, музыка, состязания и прочие развлечения, сопутствующие брачным празднествам – те же, что и у номадов. Как и у последних, женщина у узбеков во время родов подвергается сильнейшему встряхиванию, для ускорения родов.

Положение женщины гораздо лучшее, чем у сартов и таджиков; многоженство встречается только в высших классах, в Хиве – реже, чем в Бухаре и Коканде. Семейная жизнь отличается чистотой и мягкостью отношений, хотя патриархальная власть отца очень велика (даже пожилые сыновья не позволяют себе сидеть или заговаривать первые в присутствии отца).

Религия узбеков

По религии узбеки — ревностные мусульмане, но далеко не столь фанатичны, как их арийские соседи. В их культе сохранились пережитки древних иранских влияний.

В Хиве, например, празднование Норуза, то есть весеннего равноденствия, так же строго исполняется, как персами Ирана.

Скакание вокруг огня, всячески оказываемое ему почтение, лечение лучами заходящего Солнца, наконец, древнеиранские солярные мифы — все это свидетельствует об исконном пребывании тюрок в территории нынешних узбеков и общении их с аборигенами иранского происхождения.

Источник: https://geographyofrussia.com/uzbeki/

Узбекистан: информация о религиозности населения

Республика Узбекистан – светское государство, где живут представители различных религий и вероисповеданий. На сегодняшний день в стране по официальным данным зарегистрировано 2225 религиозных организаций, 16 различных религиозных конфессий.

Столь разнообразная по составу этническая картина Узбекистана говорит и о том, что страна толерантна к вопросу религии и здесь мирно уживаются разные конфессии. Конституция Республики Узбекистан гарантирует свободу совести для всех.

По Основному Закону республики каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (ст. 31 Конституции РУз).

Преобладающей религией в Узбекистане является ислам суннитского толка, который исповедуют 93% населения страны, за исключением 1% мусульман-шиитов, которые проживают на территории Бухары и Самарканда.

Следующей по количеству верующих религией является христианство, причем оба его направления: как православие (4%), так и католицизм(3%).

В 2011 году в Узбекистане широко отмечалось 140-летие Русской Православной Церкви в Средней Азии. Православие пришло на эти земли в 1871 году, вместе с присоединением их к владениям Российской империи и указом Российского Императора Александра II, подтверждающим решение Священного Синода об учреждении независимой Ташкентской и Туркестанской епархии. В том же году был основан храм при Ташкентском госпитале.

Сегодня он превратился в красивейший Свято-Успенский кафедральный собор – главный храм Ташкентской епархии. Большинство верующих приходят именно сюда, хотя в Ташкенте действуют еще несколько церквей (к примеру, церковь Александра Невского на Боткинском кладбище, храм патриарха Ермогена, храм великого князя Владимира).

Немало красивых и старинных храмов в других городах Узбекистана – Самарканде (Свято-Алексеевский собор), Коканде (Храм Казанской иконы Божьей матери) и др.

Также в Ташкенте открыт Свято-Никольский женский монастырь (кстати, являющийся первым в Средней Азии) и Ташкентская духовная семинария.

По данным на первое полугодие 2014 года в Узбекистане 38 православных храмов, православных христиан более 600 тыс. человек.

Католическая конфессия в Узбекистане не столь многочисленна. Однако вот уже почти столетие в Ташкенте действует католический храм (костел) Святейшего Сердца Иисуса Христа, являющийся к тому же одной из достопримечательностей города.

К храмам других значимых конфессий в Узбекистане относятся также Армянская апостольская церковь и еврейские синагоги. Говоря о синагогах, стоит отметить бухарских евреев – отдельной группы евреев, проживающих на территории Средней Азии (особенно в Бухаре, отсюда и название).

Еврейская община в Бухаре упоминается в источниках с XIII века. Евреи проживали здесь в отдельных кварталах и занимались ткацким и красильным ремеслом, занимались мелкой торговлей. Впоследствии бухарские евреи стали селиться большими диаспорами в Самарканде, Коканде, Андижане.

За прошедшие столетия они сумели сохранить свои язык, веру и традиции.

Религия — Полезные ссылки:

Суфизм
Памятники суфизма в Узбекистане

Основные религиозные памятники Ташкента:

Источник: https://www.advantour.com/rus/uzbekistan/religion.htm

Узбекистан Каримова: живи и дай жить другим

Смерть Ислама Каримова и назначение нового руководителя Узбекистана, какую бы политику он ни стал проводить, обозначили «конец эпохи» для этого постсоветского государства. И пожалуй, ключевым словом этой эпохи была «стабильность» — та самая каримовская стабильность, которая позволила Узбекистану пережить 25 лет независимости без тяжелых кризисов и революционных потрясений. Однако в чем секрет этой стабильности?

Прочность местного режима давно является загадкой для ученых.

Как коммунисты изымали из русского языка буквы Ѣ (ять), Ѳ (фита), как вымирала ижица и какие еще лингвистические реформы проводились в →

Чаще всего отсутствие бунтов и революций в Узбекистане объясняют твердой рукой авторитарного лидера, но некоторые политологи верно указывали и на умение Каримова вести экономическую политику и грамотно распределять ресурсы между отдельными элитами и группами населения.

Однако объяснения стабильности исключительно действиями режима мне представляется слишком ограниченным: тот факт, что в Узбекистане не произошло «цветной» или исламской революций, хотя многие силы активно их готовили, объясняется еще и внутренними сдвигами в социальной структуре. На мой взгляд, важной причиной является нарастающее недоверие среди граждан, отказ от публичных действий (речь идет не только о протестах, а и о выведении любых проблем за рамки общественной дискуссии).

Множество этнических, экономических, региональных, профессиональных групп решают свои проблемы самостоятельно, избегая конфронтации, открытой агрессии друг против друга, придумывая все новые и новые способы наладить жизнь неприметным образом.

Бизнес-авантюры, наступление государства и неслучившаяся революция

В 1990-е годы, после распада СССР, Узбекистан сначала не выпадал из единого пространства бывшего Союза: свободный бизнес, игнорирующий государственные границы и временно ослабевший репрессивный аппарат, бандитские разборки и творчество.

Однако с середины 1990-х государство начало укрепляться. Первой мерой, оставившей след в памяти многих жителей, был жесткий милицейский прессинг — атака на организованную преступность и крайне агрессивное отношение силовых структур к прохожим.

В результате этих суровых мер столица в 1990-е стала намного более безопасной для простых граждан, чем соседние Алма-Ата или Бишкек.

Далее, уже на рубеже 2000-х годов, государство усилило контроль над экономикой, ужесточились условия, в которых существовал мелкий бизнес, однако массовая миграция за рубеж еще не развернулась.

В те же годы, когда Узбекистан на некоторое время стал проводить прозападную внешнюю политику (участие в региональной организации ГУУАМ, из которой страна вышла в 2005 году), европейские и американские фонды активно спонсировали научные исследования и общественную деятельность местной интеллигенции. Именно тогда «было актуально ожидание переворота и очень быстрой вестернизации по типу Грузии или Украины: мы сделаем революцию, а потом придут американцы, и будет у нас тут все, короче говоря, 54-й штат» (респондент А.).

Как в СССР сдавали школьные и вступительные экзамены, сколько можно было заработать на сдаче экзаменов за другого и что такое обучение по системе →

Но революции не произошло, и, насколько можно судить по жизненным историям самых разных респондентов, главной тенденцией общественного развития стало «расхождение по отдельным квартирам»: уход в частную жизнь и собственную деятельность.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется каждый день масленичной недели

Это вовсе не означало смерти публичности: люди стали жить своим кругом, своей социальной средой, и сейчас это сопровождается более активными, чем в 1990-е годы, тратами на обустройство дома и на социальные ритуалы (свадьбы, пиршества и тому подобное).

У этого процесса есть несколько проявлений. Самое очевидное: после того как в страхе перед терроризмом и возможными бунтами власти максимально «зачистили» оставшиеся с советского времени публичные пространства (парки, площади, центральные улицы), в итоге общение проходит в предсказуемых условиях, исключительно в близком кругу:

«Парки, конечно, снесли, парки жалко. Допустим, всеми любимый парк был, где сейчас хакимият (мэрия). Конечно, жалко. Был Горького, его снесли. Конечно, жалко, потому что парк народный был, мы туда и пацанами ходили, и кинотеатр летний» (М., мужчина, рабочий, 55 лет).

Во-вторых, вся деятельность ташкентцев проходит среди своих, где все всех знают, и бизнес также может делаться только среди своих — и это необязательно представители одного клана или класса, главное, что невозможно действовать, не опираясь на «инсайдерскую» информацию.

Большинство опрошенных воспринимают государство как источник прессинга, ограничительных мер, польза от которых неочевидна (или вовсе отсутствует).

Даже активно работающая с городскими властями председатель домкома отметила, что ЖЭК посадит елочку, поставит галочку, а через месяц, когда деревце засохнет, это больше никого не волнует, а она сама собственными силами сажает клевер, орех и тую для жителей своего подъезда.

Однако важно, что желание самостоятельно обустраивать свою жизнь, без помощи государства, в 2000-е годы сочеталось с отказом от публичности не только в общении: значимое для людей пространство в столице ограничивается интерьерами их домов и известными только для своих точками.

«Я сама задаю все время этот вопрос, почему люди, у которых хватает денег построить такие роскошные дома, не могут привести в порядок эту дорогу перед ними. Для меня это все равно что с черными ногтями надеть костюм от Пьера Кардена и ходить» (К., женщина, бизнесмен, 40 лет).

Отношения социальных групп: живи и дай жить другим

Помимо одновременного удаления и «умиротворения» в отношениях с государством можно говорить об аналогичных процессах в сфере межнациональных отношений.

Во времена Хрущева и Сталина шло уничтожение границы между Старым (узбекским) и Новым (европейским) городом и проводилась сознательная политика стирания различий между русскоязычными иммигрантами и узбекоязычными автохтонами — обе группы должны были селиться бок о бок в новых жилых районах. Разделение Ташкента на «европейский» и «азиатский» не исчезло, оно лишь стало менее видимым, утратило четкую географическую привязку (два города) и перешло на уровень отдельных кварталов, домов, рынков, мест отдыха, повседневных интеракций.

Но, в отличие от классических «разделенных городов» вроде Белфаста или Бейрута, оппозиция «европейцы – узбеки» не укрепилась ни в политическом дискурсе, ни в публичной сегрегационной политике, а проявляется в сотнях «невидимых границ». В 1970–1980-е годы «европейско-узбекская» граница в Ташкенте достигла определенной стабильности (то есть заинтересованные лица знали, какой двор узбекский, а какой русский), однако после 1991 года ситуация усложнилась.

Во-первых, эмиграция «европейцев» оказалась не столь драматичной, как ожидалось в начале 1990-х, в эпоху роста узбекского бытового национализма и общей неопределенности

«Насилия не было, но общая атмосфера в те годы [1990–1993] была весьма напряженной В очередях можно было услышать: «Вы, русские, уезжайте в свою Россию!» Или водитель мог остановить автобус и попросить всех русских выйти. Но скоро все это кончилось, узбеки сами стали вздыхать по советскому прошлому. Да и брать с нас особо нечего было, ни денег, ни привилегий В общем, мы все сейчас в одной лодке» (О., женщина, ученый, 55 лет).

Человеческие жертвоприношения оказывают прямое влияние на социальное неравенство, выяснили ученые. О том, как выбирались и приносились сакральные →

Хотя немало «европейцев» покинуло Узбекистан (прежде всего те, кого была готова принять «историческая родина», — евреи, немцы, в меньшей степени русские), нежелание властей разыгрывать карту антирусского национализма и незаменимость русскоязычных кадров в промышленности, сфере услуг и даже на госслужбе привели к тому, что темпы эмиграции к середине 1990-х годов резко снизились.

В 1989 году в Узбекистане проживали 1,653 млн русских, в 2000-м — 1,2 млн, в 2008-м — около 500 тыс.

Во-вторых, с конца 1980-х годов все больше узбеков из провинции переезжают в Ташкент — островок процветания на фоне остальных регионов. Наиболее зажиточные покупают квартиры (особенно освободившиеся после выезда «европейцев»), но большинство сельских мигрантов нанимаются мардикерами (поденщиками) на тяжелую, низкооплачиваемую и лишенную каких-либо правовых гарантий работу.

Государство же не только не отменило, но ужесточило советский институт прописки, сделав Ташкент поистине «закрытым городом» — жители других городов и сел не имеют права проживать в столице. Вид на жительство выдается весьма скупо специальным комитетом при мэрии и только в индивидуальном порядке.

Такая политика, как нам представляется, проводится не только из соображений безопасности (закрыть потенциальным террористам и прочим нарушителям спокойствия дорогу в столицу), но и из страха ташкентской узбекской элиты, русифицированной и советизированной, перед напором и конкуренцией со стороны провинциальных узбеков. Ташкентские же «европейцы», менее многочисленные, чем раньше, и лишенные привилегий, которые им предоставляло советское государство, не только не угрожают, но и по многим параметрам ближе и «роднее» столичным узбекам, чем их сельские «соплеменники».

Что характерно, харыпами (очень оскорбительное прозвище, примерно означающее «деревенщина») сначала именно городские узбеки называли сельских, и лишь позднее его стали употреблять «европейцы» (применительно к узбекам вообще).

Если говорить о городе, сейчас, по нашему мнению, основная «этническая» граница пролегает уже не между русскими и узбеками и их городами / кварталами, а между теми, кто обладает правильным городским габитусом, и теми, кто нет.

Вести себя «нормально» в публичных местах Ташкента означает говорить тихо, не смеяться и не гоготать во весь голос, не жестикулировать, не задирать прохожих; для мужчин — носить пиджак правильно, а не запахивая его, как халат, для женщин — не носить одежду и макияж аляповатых цветов и т.п.

И если для ташкентцев-старожилов стигматизация «некультурного» поведения — способ утвердить свое символическое господство над городом, то, например, для работников милиции правильное распознание «сельского» габитуса помогает выделять из толпы «нужных» узбеков, то есть не имеющих прописки и вынужденных давать взятку.

Важным косвенным индикатором культурного сближения и, шире, сглаживания основных социокультурных конфликтов в ташкентском обществе может служить сфера моды и стиля. Еще в конце 1980-х слово «русский» часто было ругательным:

«Дочка, как русские ходят — нехорошо». Всё, девочке устроят скандальчик. В чупанах [халатах] тут бегали все» (И., женщина, архитектор, 50 лет). А после 1991 года мода стала свободнее.

Уже в 2000-е годы европейская мода становилась все популярнее — а наряду с ней и исламский стиль внешнего вида, несмотря на противодействие государства.

Но, как утверждают опрошенные мною, главным в моде становятся цены отдельных предметов одежды: западный, восточный (пакистанско-индийский) и узбекский стили мирно сосуществуют, и в каждом их них присутствуют различные ценовые категории.

Источник: https://www.gazeta.ru/science/2016/09/12_a_10188983.shtml

Пытки и гибель мусульман в узбекских тюрьмах

Мансур Мировалев (Mansur Mirovalev)

С 2005 года, когда в Узбекистане произошла попытка восстания против диктаторского правления президента Каримова, в стране не ослабевает волна репрессий в отношении мусульман.

За несколько дней до конца судебного процесса над шестью узбеками, пытавшимися получить политическое убежище в Норвегии и депортированными оттуда, узбекское телевидение показало передачу, в которой изобразило их «изменниками» и «религиозными экстремистами».

В псевдодокументальном фильме под названием «Измена или Новый способ выступить против родины», который транслировался в декабре, мы видим обритых наголо отощавших мужчин в возрасте от 28 до 37 лет с озадаченными лицами.

Обвиняющий голос за кадром утверждает, что они являются членами террористической группы «Исламское движение Туркестана» и вынашивали планы свержения светского президента Ислама Каримова и введения исламского закона в этой бывшей республике СССР.

Через две недели все они были приговорены к 12-13 годам тюрьмы.

В фильме не упоминалось, что, будучи в заключении, эти люди подверглись жестоким пыткам – об этом сообщается в докладе Ассоциации по защите прав человека в Средней Азии (Association for Human Rights in Central Asia).

Ссылаясь на информацию от родственников подсудимых, ассоциация утверждает, что к заключенным применяли электрошок, били резиновыми дубинками, по несколько дней морили голодом. Государство предоставило им адвокатов, однако они игнорировали их жалобы на пытки и ни разу не потребовали медицинского освидетельствования.

Подсудимые настаивали на своей невиновности и пытались убедить норвежские власти, что возвращение домой представляет для них угрозу, тем не менее, их депортировали в Узбекистан.

Дело основывалось на показаниях множества свидетелей, причем некоторые из них не могли отличить одного ответчика от другого. Свидетели утверждали, что видели, как те просматривали на исламистские видеоролики, но не могли привести никакие подробности.

В середине декабря норвежские чиновники заявили, что прекратят депортацию соискателей убежища в Узбекистан.

Систематические пытки

У тех, кто следит за развитием политических событий в самом многонаселенном и диктаторском государстве Средней Азии, суд и пытки над шестью узбеками не вызвали большого удивления.

«Это дело типично для узбекских судов», – говорит в интервью «Аль-Джазире» глава AHRCA Надежда Атаева (Nadejda Atayeva), которая эмигрировала из Узбекистана в 2000 году и теперь живет во Франции. – Взгляните, как государственная пропаганда использует такие суды – документальный фильм был снят до суда – они игнорируют презумпцию невиновности».

То, что произошло с этими шестью узбеками до вынесения приговора, возможно, было не самой худшей из их бед.

По утверждению бывших заключенных, правозащитников и исследователей, почти 12500 политзаключенных узбекских тюрем – это больше, чем было в советском ГУЛАГе в разгар холодной войны – систематически подвергаются пыткам путем удушения, электрошоком, побоями.

«Пытки – очень распространенная практика в Узбекистане А жестокое обращение – просто стандарт», – продолжает Атаева.

Некоторые политзаключенные – активисты оппозиции, правозащитники, независимые журналисты. Среди них лишь малая толика убежденных джихадистов. В основном это обычные мусульмане, осужденные за подготовку «терактов».

Ислам Каримов – бывший коммунист и жесткий диктатор, которого сравнивают с главой Северной Кореи Ким Чен Ыном (Kim Jong Un) и лидером Зимбабве Робертом Мугабе (Robert Mugabe) – многие годы преследует предполагаемых «исламистов», видя в них наибольшую угрозу своему правлению, начавшемуся еще до развала СССР в 1991 году.

«Ислам [Каримова] – закоснелый, официальный, мертвый. Он изливается с телеэкранов, с уст прикормленных государством имамов», – говорит московский аналитик, специалист по странам Средней Азии Даниил Кислов.

«Другой, живой, неформальный ислам, представляет для него ужасную угрозу, ведь его невозможно приручить», – говорит Кислов, который ведет вебсайт Ferghana.ru.

«Этот ислам близок к гражданской активности, которая подрывает его могущество, поэтому Каримов хочет его уничтожить».

Узбекские власти ответили отказом на просьбу о комментариях о пытках. Несмотря на то, что международное сообщество давно выражало тревогу в связи с предполагаемыми пытками, Каримов никогда не затрагивает этот вопрос.

«Чтобы спасти мир и спокойствие в республике я готов оторвать головы двум сотням человек, – сказал Каримов вскоре после серии терактов, произошедших в Узбекистане в марте 1999 года. – Если этот путь выберет мой ребенок, я лично оторву ему голову».

Тюремные убийцы

В 2011 году на сайте Кислова был опубликован видеоролик с признанием человека, назвавшего себя тюремным убийцей.

49-летний мужчина, представившийся как Александр Рахманов, утверждал, что возглавлял группу бывших уголовников, которые издевались над заключенными, осужденными за политические или религиозные убеждения, или совершали их убийство.

Каратели «душили, пытали, насиловали и почти четвертовали» узников, как рассказывает Рахманов. Помимо пыток они отвечали за внесудебные казни подозреваемых в «исламизме», утверждает он.

«Мы закапывали их в землю, высыпали на них известь и поливали водой. На мне смерти сотен людей», – сказал Рахманов.

По его словам, он решил признаться, потому что отказался выполнить приказ убивать женщин, и за это его тоже должны были казнить.

«Не могу жить с таким тяжелым бременем – ни есть, ни дышать».

Каждый год узбекские власти арестовывают и бросают в тюрьму сотни мусульман. По данным «Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана» (IGNPU), в прошлом году были приговорены к заключению 150 религиозных узбеков, в том числе 14 женщин.

Один приговор влечет за собой целую серию арестов и допросов членов семьи, соседей, друзей, деловых партнеров. Предполагаемых исламистов обычно передают путем экстрадиции из России и других стран постсоветского пространства, иногда узбекские силы безопасности похищают тех, кто сменил гражданство или пытается получить политическое убежище.

В тюрьме их жестоко наказывают за молитву, зачастую держат в одиночных камерах, при малейшем признаке «нарушений тюремного режима» самовольно продлевают срок заключения, гласит доклад правозащитников из Human Rights Watch.

В 2014 году от пыток в тюрьме погибли, по крайней мере, 23 заключенных-мусульманина, сообщает IGNPU. Реальное количество жертв может быть намного выше, потому что о многих случаях, скорее всего, ничего неизвестно, так как семьи погибших боятся связываться с правозащитными организациями или независимыми журналистами.

Джихадистская угроза

70 лет коммунистического правления не смогли искоренить ислам в Узбекистане, хотя большевики уничтожали мусульманское духовенство и заменили арабский алфавит кириллицей, отрезав узбеков от богатой исламской традиции их досоветского прошлого.

После развала Союза в 1991 году по всему Узбекистану стали открываться мечети и медресе. Азан зазвучал практически в каждом населенном пункте, в страну начали стекаться всевозможные проповедники и учителя из-за рубежа.

Некоторые узбеки выбрали радикальную идеологию. Они сформировали «Исламское движение Узбекистана», позднее переименованное в «Исламское движение Туркестана».

После перемещения в Афганистан группа угрожала свергнуть Каримова и организовала ряд вооруженных вторжений на территорию Узбекистана в конце 90-х.

После серии взрывов правительственных зданий в 1999 году давление на узбекских мусульман усилилось, но массовые гонения начались после народного восстания в Андижане в 2005 году.

Жизнь и смерть одного из его лидеров позволяет понять суть конфронтации народного ислама и президента Каримова.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как звали первого Патриарха Московского и всея Руси

С митинга на кладбище

Обращаясь к многотысячной ликующей толпе мужчин, женщин и подростков, собравшейся на главной площади Андижана 13 мая 2005 года, Таваккалбек Ходжиев призвал их продолжать выступления против угнетения и несправедливости.

Кадры любительского видео показывают круглолицего, черноволосого человека, владельца мебельной фабрики, который говорит:

«Чтобы создать справедливое государство, мы должны продержаться два-три дня».

Он входил в группу мусульманских бизнесменов, собиравшихся вне санкционированных государством мечетей. Всего несколько часов назад его группа штурмовала андижанскую тюрьму, где находились 23 члена его организации, ожидая суда по обвинениям в подготовке вооруженного заговора.

Эта группа и сотни ее приверженцев захватили несколько государственных зданий. Тысячи людей собрались на митинг, требуя прямых переговоров с Каримовым.

Ходжиев, которому недавно исполнилось 28 лет, выкрикивал в громкоговоритель лозунги и призывал толпу не расходиться. В ответ толпа скандировала «Аллах акбар». Для них эта фраза была утверждением их веры.

Но для власти Каримова это было как красная тряпка для быка.

Через несколько часов правительственные войска открыли огонь по толпе, погибли сотни людей, как сообщают выжившие и правозащитники. Сотни людей бежали в соседний Кыргызстан, в том числе, Ходжиев с тремя братьями.

Через несколько недель власти Кыргызстана выдали его Узбекистану. Ходжиева арестовали, он едва пережил пытки, как утверждает его семья.

За участие в восстании в Андижане он и еще десятки людей были приговорены к большим тюремным срокам.

Во время процесса Ходжиев назвал себя джихадистом, признал, что согнал людей на городскую площадь под дулом автомата, тогда как его братья по оружию получали деньги из американского посольства.

Его речь была монотонна и неестественна, он выглядел как ребенок, забывший стихотворение, которое должен был знать наизусть.

Его приговорили к 17 годам тюрьмы, его братья Икром и Ильхом получили по 19 и 20 лет. Четвертый брат Дилшод бежал и попросил политического убежища в Швеции.

В 2013 году Таваккалбек Ходжиев смог передать письмо, в котором описал ужасы тюремной жизни.

В том же году его тело в закрытом гробу было доставлено в его дом в Андижане, семье не позволили похоронить его по исламскому обряду.

Однако матери удалось взглянуть на мертвенно-бледное лицо сына, утратившее всякое сходство с лицом человека, ставшего «рупором» андижанского восстания.

Официальной причиной смерти объявили сердечный приступ. Четвертый брат Ходжиева утверждает, что Таваккалбека убили тюремные власти, узнав о письме.

«Они постоянно повторяли, что он не выйдет из тюрьмы живым», – сказал Дилшод Ходжиев, выступая на радиостанции «Свободная Европа» в ноябре 2013 году. – В конце концов, они замучили его до смерти».

Источник: http://islam.plus/ru/actualno/obzori/pytki-i-gibel-musulman-v-uzbekskih-turmah

Узбекистан ни при чем: откуда берутся узбеки-террористы

Каждое из таких обсуждений добавляет головной боли узбекской диаспоре США – в СМИ уже появились статьи о публичном массовом покаянии американских узбеков за деяния Саипова.

Узбекский след

Узбеки Нью-Йорка проклинают Саипова

Напомним: расстрел посетителей одного из стамбульских ночных клубов во время празднования наступления Нового 2017 года осуществил узбекский гражданин Абдулкадир Машарипов. Теракт в Стокгольме в апреле 2017 года совершил этнический узбек Рахмат Акилов, которому Швеция отказала в убежище. Несколькими днями ранее в питерском метро привел в действие самодельное взрывное устройство Акбаржон Джалилов, узбек, родившийся в Кыргызстане и получивший гражданство России.

Важно отметить, что

после распада СССР западная пресса критиковала Узбекистан за преследование религиозной деятельности и воинствующую светскость

В числе таких деяний режиму Ислама Каримова приписывались аресты, пытки и убийства религиозных активистов, административные и уголовные наказания за ношение бороды и одежды, предусмотренной шариатом, сведение религиозного образования до минимума и повсеместный отказ в трудоустройстве людям, получившим религиозное образование за рубежом.

Исход террористов из Узбекистана

Отметим, что в самом Узбекистане последние теракты были в первой половине 2000-х гг. Тогда спецслужбы страны подавили несколько политизированных религиозных групп. Даже когда Узбекистан разместил на своей территории Северную распределительную сеть НАТО (2009-2014 гг.), по которой шло снабжение войск НАТО в Афганистане, никаких терактов не было. Хотя аналогичная Южная распределительная сеть, которая была создана НАТО в Пакистане, постоянно подвергалась нападениям.

Исламистские движения, такие как Исламское движение Узбекистана (ИДУ), ушли из Узбекистана. В 90-е гг. 20-го века несколько сотен радикализировавшихся узбеков присоединились к Аль-Каиде и Талибану в Афганистане, потом ушли в Вазиристан в Пакистане.

Там их разделила запрещенная в РК ДАИШ – одна часть узбеков хотела продолжать борьбу с НАТО в Афганистане, другая  — передислоцироваться на Ближний Восток, а точнее, в исторический район Леванта, чтобы принять участие в войне группировки ДАИШ.

ИДУ разбилась на конкурирующие группы, некоторые из которых остались между Афганистаном и Пакистаном, но большинство ушли в Сирию, где разделились между ДАИШ и ан-Нусрой. По данным ЮСАИД, на пике могущества, то есть в 2014-201 гг.,

в составе ДАИШ примерно из 10 тысяч иностранцев, узбеков было 1-2 тысячи

Большая часть убита в бою, остатки рассеяны между Афганистаном, Пакистаном, Ливией, Россией, Турцией и западными странами. Выжившие утеряли связи с Узбекистаном и его внутренним развитием и вошли в состав теринтерна – террористического интернационала. По расчетам специалистов по безопасности, эта категория боевиков угрозы для Узбекистана не представляет.

Новый взрывоопасный ресурс

Итак,

после выдавливания ИДУ Узбекистан больше террористов на внешний рынок не поставлял

Но есть один ресурс, который Узбекистан поставляет регулярно и непрерывно – это трудовые мигранты, в России их 2-3 миллиона.

Многие потеряли связи с родиной и родней, не смогли интегрироваться в русскую культуру и нашли отдушину в киберпространстве, где стали жертвами

исламистских психологических манипуляторов-вербовщиков.

Примерно такая же судьба у узбеков, уехавших в Турцию, Западную Европу и США. В Штатах узбеков примерно 300 тысяч. Уже к середине 2000-х гг. они стали весомой и узнаваемой частью западного образа жизни. Примерно тогда же несколько узбеков, уже натурализовавшихся на Западе, были арестованы в США и Германии за подготовку терактов. Но то были люди, воодушевленные или связанные с ИДУ.

Террористы 2016-2017 гг. не принадлежат ни к одной из старых и глубоко законспирированных сетей вроде ИДУ

Они пришли в террор, воодушевленные терактами в европейских столицах.

Что касается самого Узбекистана, там никакого террористического насилия нет. Исламская идентичность уверенно набирает силу с акцентом на умеренный ислам. Сегодняшняя молодежь гордится своим мусульманским происхождением и воспитанием. Все уверенней звучат голоса тех, кто считает, что можно было бы рассмотреть возможность включения в учебные программы основ религии.

Биография нью-йоркского террориста: кто такой Сайфулла Саипов?

В последние два года правления Ислама Каримова в поведении режима наблюдались признаки изменения отношения к религии. Режим запустил несколько сайтов, продвигающих ценности умеренного и неполитического ислама. Когда к власти в стране пришел новый президент Шавкат Мирзиёев, наметился курс на смягчение воинствующей светскости и признание ислама как важной части общественной и политической жизни.

Так получилось, что некоторые люди стали радикалами за пределами своей родины. Этому предшествовала утрата связей с родней, соплеменниками и диаспорой.

Узбеки-террористы в Европе и США – не продукт Узбекистана, а скорее печальное последствие неизбежного, когда покидаешь родину и строишь жизнь в другой стране – культурного шока и проблем с интеграцией

в местную культуру. А это головные боли чиновников Европы и США.

Источник: https://365info.kz/2017/11/uzbekistan-ni-pri-chem-otkuda-berutsya-uzbeki-terroristy

Религии в Китае

Китай – многоконфессиональная страна. За 5000 лет китайской истории в стране распространялись и сосуществовали различные религии:
даосизм, буддизм, ислам, протестантизм, католицизм.

В наши дни свобода вероисповедания охраняется государством. Согласно конституции, любой гражданин Китая имеет право на отправление религиозных культов и обрядов. Религия в Китае имеет огромное значение, и для многих китайцев чувство принадлежности к определённой религии – такая же важная черта, как и национальная гордость.

Многообразие религий в Китае

Тибетское Буддийское Молитвенное Колесо

Хотя культура Китая кажется единой и однородной, на самом деле религиозная картина Поднебесной довольно разнообразна. Среди коренного населения Китая много верующих, исповедующих основные мировые религии. Почти в каждом городе можно встретить множество разных этнических групп, практикующих религиозные и исторические традиции и обряды, от буддизма до протестантизма.

Религия и философия в Китае часто тесно переплетаются. Даосизм и конфуцианство являются примерами философских убеждений, которые, в то же время, носят и религиозный характер. Некоторые обряды и верования, связанные с загробной жизнью, не имеющие ничего общего с философией, стали важными аспектами старейших философских учений Китая.

Особенности религии в Китае

Особенности Религии в Китае

Трудно определить даже приблизительное число верующих в Китае. Дело в том, что, несмотря на образ мышления, на который повлияли религиозные убеждения, и соблюдение в повседневной жизни различных ритуалов, многие китайцы, тем не менее, не считают себя последователями какой-либо определённой религии.

Ни одна религия никогда не занимала доминирующего положения в Китае. Иностранные религии, пришедшие в Поднебесную в разное время, под влиянием древней китайской культуры и традиций постепенно неизменно приобретали характерные именно для Китая особенности.

Китайская народная религия характеризуется различными верованиями в спасение, молитвами к предкам и бывшим лидерам, пониманием роли и влияния природного мира. Народная религия в Китае – прекрасный пример того, как религиозные убеждения становятся частью жизненных взглядов людей, не причисляющих себя к отдельной религии. Узнайте также о Китайских традициях гостеприимства.

Четыре основные религии в Китае – буддизм, даосизм, ислам и христианство – за прошедшие тысячелетия оказали значительное влияние на развитие культуры и истории Поднебесной. Давайте рассмотрим подробнее каждую из четырёх религий.

Буддизм в Китае

Храм Нефритового Будды в Шанхае

Буддизм пришел в Китай из Индии около 2000 лет назад. Китайский буддизм может быть классифицирован на три группы по языковому признаку. Это китайский буддизм, тибетский буддизм и буддизм бали. Последователями китайского буддизма являются представители основной этнической группы Китая – ханьцы.

Тибетский буддизм, который также называется ламаистским буддизмом, исповедуют тибетцы, монголы, уйгуры, а также представители народов лоба, моинба и туцзя. Буддизм бали распространён среди таких этнических групп, как дай и булан. Эти народы в основном проживают на территории провинции Юньнань (Yunnan).

Буддисты считаются самой многочисленной религиозной общиной в Китае. Однако при подсчёте последователей различных религий в Китае нужно учитывать тот факт, что довольно большое количество представителей народа хань не являются явными приверженцами буддизма.

Даосизм в Китае

Храм Городского Божества в Шанхае

Даосизм зародился в Китае более чем 1700 лет назад. Основателем этой уникальной религии был знаменитый мыслитель Лао-Цзы. Его труды положили начало даосизма и вошли в основу доктрин о Дао или «Пути вещей». Тремя важнейшими понятиями Даосизма являются смирение, сострадание и воздержанность.

Вы, вероятно, уже знакомы с некоторыми символами даосизма, хотя и не подозреваете об этом. Знаменитый символ Инь и Ян – прекрасная иллюстрация даосских взглядов: в нём мы видим, как важна гармония в даосской традиции. Узнайте также о Традиционной Китайской Медицине.

Даосизм – политеистическая религия. Среди его последователей много представителей народа хань, а также некоторых этнических меньшинств, таких, как яо, проживающих в сельских районах Китая. Сильное влияние даосизма также в Гонконге, Макао и Юго-Восточной Азии.

Ислам в Китае

Великая Мечеть в Сиане

Ислам проник в Китай из арабских стран более чем 1300 лет назад. В настоящее время последователями этой религии в Китае являются 14 млн. человек. В основном это представители таких народов, как хуэйцы, уйгуры, казахи, узбеки, таджики, татары, киргизы, дунсян сала и банань.

Большинство мусульман проживает на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района, Нинся-Хуэйского автономного района, а также провинций Ганьсу (Gansu) и Цинхай (Qinghai). Все эти регионы находятся на северо-западе Китая. В дополнение к этому практически в каждом городе Китая проживают довольно многочисленные группы мусульман.

Китайские мусульмане не едят свинины, конины, а также мяса собак, ослов или мулов. В Китае построено множество известных мечетей, они прекрасно подойдут для посещения для тех, кто интересуется культурой и религией Китая.

Рекомендуемые достопримечательности, связанные с исламом:

  • Великая мечеть в городе Сиань
  • Мечеть Идгар в городе Кашгар (Kashgar), Синьцзян-Уйгурский автономный район
  • Великая мечеть Kuqa в городе Куча (Kuqa), Синьцзян-Уйгурский автономный район
  • Мечеть Дунгуань в городе Синин (Xining), провинция Ганьсу (Gansu)

Христианство в Китае

Православная Церковь Святой Софии в Харбине

Католицизм и другие ветви христианства начали распространяться в Китае довольно рано. В 635 году один из миссионеров несторианской секты прибыл в Китай из Персии. В целом можно сказать, что в ранние периоды истории христианству так и не удалось завоевать хороших позиций в Китае.

Другая волна распространения христианства пришлась на период окончания опиумной войны между китайцами и британцами в 1840 г. Китайские католические и протестантские сообщества пошли по пути независимости и автономного управления. В настоящий момент в Китае насчитывается более 3,3 млн. католиков и почти 5 млн. протестантов.

Конфуций и Конфуцианство

Формально конфуцианство никогда не считалось религией, так как в нём отсутствует институт церкви. И хотя это этико-философское течение и нельзя причислить к 4 основным религиям Китая, всё же важно учесть, что значимость, степень проникновения в образ мысли, воспитание и поведение китайского народа, позволило конфуцианству на протяжении долгого времени успешно выполнять роль религии.

Мы организуем индивидуальные туры по всему Китаю!

Напишите нам и наши русскоговорящие эксперты будут рады помочь организовать Ваше путешествие. Мы максимально быстро предоставим Вам выгодное предложение туристической программы, отвечающей Вашим пожеланиям, и ответим на все интересующие вопросы.

  • Маша
  • Стелла
  • Елизавета

Источник: https://www.chinahighlights.ru/culture/religions-in-china.htm

Ислам и другие религии в Узбекистане

Узбекистан – многонациональная страна, в которой проживают представители различных религий. Среди жителей встречаются верующие традиционных мусульманских течений, также и приверженцы религиозных меньшинств.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Прелюбодеяние это что за грех

Одно время в стране процветало радикальное исламское движение Узбекистана, запрещенное на данный момент. Вероисповедание узбеков часто обусловлено местом их проживания и исторической обстановкой, повлиявшей на то, какая религия заняла господствующее положение.

Немногие, искренне верующие люди, делают выбор на основании своих убеждений и из желания угодить Богу.

Вероисповедание узбеков

Ислам в Узбекистане является основной религией в стране. При этом здесь распространены несколько течений. Мусульмане – сунниты по некоторым данным составляют более 90% населения. В Бухаре и Самарканде активно действуют общины шиитов. Суфизм также имеет сторонников среди местного населения. Исторические памятники различных направлений суфизма сохранились до наших дней и впечатляют великолепием. Например, мечеть Ходжи Ахрара, мавзолей Рухабад в Самарканде и прочие.

Почему узбеками принят ислам

До VIII века тюркские народы, населявшие территорию современного узбекского государства, придерживались зороастризма. Но с приходом арабских завоевателей в регионе силой насаждалась новая религия. И хотя местные жители поначалу пытались оказывать яростное сопротивление, вплоть до кровопролитных восстаний, правление различных мусульманских династий брало верх над взглядами народа.

Знаменитый узбек Тамерлан сам исповедовал мусульманство и активно выступал за принятие религии на завоеванных территориях. При правлении Тимура в Ташкенте, в Самарканде и других городах были построены одни из самых значительных культовых сооружений мусульман: мечети, мавзолеи, медресе и т.п.

Когда в 1994 году провели опрос, какую религию исповедуют узбеки, многие причислили себя к мусульманам. Так называемый светский ислам стал популярен с того времени. Его приверженцы формально называют себя мусульманами, но мало знакомы с историей, традициями и верованиями.

Исламское движение Узбекистана

На протяжении длительного периода в СССР насаждался атеизм, большинство религиозных течений находились под запретом и вели подпольную деятельность. После распада СССР и обретения политической независимости в Узбекистане, как и во всех республиках началось стремительное развитие религии. Признание обретали те направления, издавна господствовавшие в стране.

В начале 1990-х годов стали появляться многочисленные исламские группировки, становившиеся все более военизированными. В 1996 году было официально создано исламское движение Узбекистана, как оппозиция действующему правительству государства. Лидером стал Тахир Юлдашев, бывший участник войны в Афганистане.

Исламское движение Узбекистана считается движением исламистского характера. Т.е. в нем преобладает крайне радикальная трактовка учений ислама и стремление утвердить власть с помощью силы (джихада).

По сути ИДУ – террористическая организация, представляющая серьезную угрозу безопасности не только в Узбекистане, но и в Средней Азии. Например, организация участвовала в гражданских конфликтах в Таджикистане, Киргизии, Афганистане.

В 2002 году стала организатором теракта в Бишкеке, а в 2003 году – в городе Ош. В 2014 году лидеры ИДУ заявили о присоединении к Исламскому Государству.

Представители большинства мусульманских общин высказывали осуждение действиям ИДУ. Ведь они очерняют религию мусульман в глазах мирового сообщества. В Узбекистане деятельность исламского движения запрещена и преследуется законом.

История христианской религии в Узбекистане

В мусульманской стране Узбекистан религия православных и католиков занимает 7% от общего числа религиозных течений. Православие появилось здесь после 1871 года, когда территория была причислена к Российской империи. В это же время построен первый православный кафедральный собор в Ташкенте. В стране сооружено около 40 православных храмов, женский монастырь, духовная семинария.

Уже сто лет, как существует католический храм Иисуса Христа в столице. Но община католиков не так многочисленна.

Активно действуют различные христианские конфессии: Свидетели Иеговы, баптисты, адвентисты, протестанты и другие.

Прочие религии населения Узбекистана

В стране проживают приверженцы таких направлений, как буддизм, иудаизм, бахаизм, кришнаизм и др.

Религия занимает важное место в жизни людей в Узбекистане. Прогрессивные граждане из местного населения считают, что религия  – личное дело каждого, и другие должны уважать взгляды соотечественников.

Хотя законодательство гарантирует свободу вероисповедания гражданам, деятельность религиозных меньшинств ограничена. Из доклада, опубликованного на официальном сайте посольства США в Узбекистане, видно, что таким организациям трудно получить официальную регистрацию. В связи с этим издание литературы, проведение богослужебных встреч и попытки нести убеждения в массы притесняются и даже преследуются по закону.

Отправляясь в путешествие в Среднюю Азию, стоит проявлять осторожность и не везти с собой религиозную литературу (мусульманскую или христианскую), за которую положен штраф.

Источник: https://centralasia.club/uzbekistan/islam-i-drugie-religii

Вера у узбеков: жизнь в стране, где свыше 95% мусульман

Знаем ли мы, какая религия у узбеков? Подчас русские люди даже не различают жителей средней Азии по национальностям. Куда там разбираться в их религиозных предпочтениях! А жаль. Люди слишком охладели друг к другу. Даже внутренний мир наших ближайших соседей нас не интересует.

По-христиански ли это? Если мы тратим время на что-то полезное, и его просто не хватает, то ещё куда ни шло. Но обычно это просто проявление равнодушия. От него пора избавляться! Узнаем же, какая вера у узбеков.

Сперва — коротко о самой стране. Территория Узбекистана издревле привлекала людей. Возможно, не наших предков, но всё же неандертальцы здесь проживали в своё время. Безусловно, у них имелись свои религиозные воззрения, но о них мы можем только догадываться.

В историческую эпоху что-то конкретное об Узбекистане зафиксировано примерно в VII–VIII века до Рождества Христова.

Узбеки в национальных одеждах

Тюркские народы селились здесь, организовывали Азиатские государства:

  • Хорезм — исповедовали зороастризм и ислам;
  • Бактрия — ведийская религия, зороастризм;
  • Согдиана — зороастризм, буддизму, манихеизм, несторианство.

Нынешний Узбекистан — наследник этих культур. Позднее немало государств брали эти земли под своё управление. Здесь бывали Александр Македонский, Чингисхан, Тамерлан и другие известные завоеватели. Племена, ханства и империи сменяли друг друга, пока эта часть Средней Азии не вошла в состав Российской империи. Затем Узбекистан принадлежал СССР, а в 1991 году он объявил свою независимость.

Сегодня в Узбекистане объявлена свобода совести и религиозных организаций, но есть ограничения

Закон «О свободе совести и религиозных организаций» от 1 мая 1998 года №618-1 устанавливает свободу совести. В нём дано ясное определение этого понятия:

«Свобода совести — это гарантированное конституционное право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Не допускается какое-либо принуждение при определении гражданином своего отношения к религии, к исповеданию или неисповеданию религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, в получении религиозного образования.

Не допускается вовлечение несовершеннолетних в религиозные организации, а также обучение их религии вопреки их воле, воле родителей или лиц, их заменяющих.

Осуществление свободы исповедовать религию или иные убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые необходимы для обеспечения национальной безопасности и общественного порядка, жизни, здоровья, морали, прав и свобод других граждан.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Республики Узбекистан и несут установленную законом ответственность за нарушение законодательства о свободе совести и религиозных организациях».

Мечеть в честь Ислама Каримова (Ташкент)

Также в этом законе установлено:

  • Равноправие граждан независимо от их отношения к религии;
  • Отделение религии от государства.

Но нынешняя обстановка стала причиной установления законодательных ограничений на религиозную деятельность. Об этом — дальше.

Самая распространённая религия Узбекистана — ислам

Хотя официальной конфессии в этой стране нет, преобладающая религия Узбекистана — ислам. Процент её приверженцев огромен — 96,5%.

Это не удивительно, ведь исламизация этого и ближайших регионов произошла ещё в начале VIII века. Она проходила агрессивно, что принесло свои плоды. В те годы наиболее популярной религией на Узбекской территории был зороастризм, хотя исповедовали и другие религии. Его приверженцы вступили в длительное противоборство с мусульманами.

С IX по X век начался период персидского владычества, который способствовал укреплению ислама. Даже монгольские завоеватели не смогли изжить эту религию, а сами приняли её.

Как всегда бывает, региональные особенности, местные традиции изменили облик главенствующей религии. Например, местные мусульмане:

  • Пили вино;
  • Курили;
  • Совокуплялись с мальчиками из гаремов.

Это не соответствует образу благочестивого человека, исповедующего ислам. Впрочем, эти явления не несли повсеместный характер. Хотя процент мусульман большой, далеко не все они благочестивые верующие.

Сегодня ислам главенствует в Узбекистане. Но это, как и с православием, происходит в большей степени на цифрах. Люди рождаются и растут в мусульманской традиции. Они не принимают её осознанно, не делают попытки углубиться. Таким образом, номинальных мусульман много, а тех, кто живёт по всем религиозным правилам и хорошо знает богословие, намного меньше.

После атеистической власти авторитет религии значительно пошатнулся, и новые поколения уже не проявляют того интереса к вере, какой был у их предков.

Ислам в Узбекистане угрожает превратиться в радикальную религию, а власти с этим борются арестами и запретами

В 2000-е годы возникла неприятная склонность верующих к радикальному исламскому фундаментализму. Бывший президент Узбекистана Каримов опасался, что после Советских лет может возникнуть сильный крен в сторону ислама, а потому религиозные свободы следует дозировать.

С этой целью ввели следующие меры по выявлению опасных религиозных движений:

  • Лицензирование религиозных организаций;
  • Их аккредитаций;
  • Мониторинг религиозных СМИ и литературы;
  • Контроль за лицами, посещающими страну;
  • Аресты активистов, пропагандирующих радикальные идеи;
  • Штрафы за противозаконную религиозную деятельность;
  • Запрет на внешнюю миссионерскую деятельность.

Промедления в этих сферах, по мнению Каримов, отроют дорогу к политическому исламу, массовым беспорядкам и прочим неподконтрольным явлениям.

В страну регулярно пребывают религиозные активисты из мусульманского мира, которые пытаются подстегнуть общество для радикальных действий.

Людей задерживают по разным поводам:

  • Критика власти за запрет на ношение хиджабов;
  • Высказывание против запрета детям посещать мечети.

Координатор Центральноазиатской программы правозащитного центра «Мемориал» Виталий Пономарев так рассказывает о сегодняшнем положении дел:

«По законам Узбекистана, уголовным преступлением считается не только какая-то, скажем, религиозно-политическая деятельность, но и просто обучение исламу на дому, скажем, небольших кружков людей, создание незарегистрированной мечети, размножение религиозной литературы. Очень многие люди были осуждены именно за то, что они либо распространяли какую-то религиозную литературу, либо посещали кружки по занятию исламом».

Мусульмане отмечают праздник Ночи Могущества совместной молитвой на улицах Узбекистана

По этой причине много людей арестованы по религиозным причинам:

«Почти во всех колониях сейчас есть заключенные, осужденные по религиозным или политическим мотивам, но, естественно, основная масса таких заключенных в последние годы концентрируется в лагерях особого режима, с наиболее строгим, жестким режимом содержания.

Это колонии в Навоийской и Кашкадарьинской областях, и примерно два года назад была открыта новая колония в поселке Жаслык в Каракалпакстане, примерно в 200 километрах западнее Нукуса, в пустынной местности.

В этой колонии Жаслык большую часть контингента составляют люди, осужденные за религиозную и религиозно-политическую деятельность?».

В итоге получается, что с одной стороны правительство справедливо обеспокоено тем, что мусульмане способны вынести религию на политический уровень и сделать Узбекистан радикальным исламским государством. С другой стороны ограничение человеческих свобод — это путь отсталых стран, который ведёт к разрыву между властью и народом, что заканчивается катастрофами.

Православие в Узбекистане, как и другие религии, представлено незначительным процентом

Православных в Узбекистане не наберётся и 5%. А кроме них есть представители ещё порядка 20 конфессий. И все кое-как уживаются. О сложностях миссионерства в этой стране рассказывает священник Марк (Мазитов):

«Миссионерствовать запрещено законом. В Узбекистане более жесткое законодательство о свободе совести и религиозных организациях. У наших же соседей законодательство более мягкое, чем у нас, поэтому для внешней миссии там более благоприятные условия. Вот внутренней миссией у нас заниматься можно.

Нельзя прийти ни в армию, ни в школу, даже в тюрьмы прийти в последние годы стало проблематично. В больницу можно прийти, только если кто-то из больных или их родственников позовет. Но мы все равно стараемся проводить с нашими верующими работу по просвещению и катехизации».

Также батюшка рассказывает про ситуацию с монастырями:

«В Узбекистане вообще три монастыря: Свято-Троице-Георгиевский мужской в городе Чирчик (открыт в 1996 году), и два женских – Свято-Троице-Никольский (открыт в 1990 году) в Ташкенте и Свято-Покровский в Дустабаде, под Ташкентом. Покровский монастырь сначала был подворьем Никольского, а в 1998 году стал уже отдельным монастырем.

Сейчас в мужском монастыре живут два иеромонаха, один монах и примерно 10 послушников. В Никольском – более 30 насельниц, в Покровском – более 20.

В обители едут со всего Узбекистана. Кто-то изначально желает посвятить свою жизнь служению Богу и людям в иноческом звании. Кто-то приезжает просто поработать и потом остается навсегда».

О священниках:

«Священников не хватает, поэтому в Ташкенте еще в 1990 году открыли духовную училище, на базе которого в 1998 году впервые в истории нашей епархии была основана Духовная семинария, призванная готовить священно- и церковносулжителей, а также других церковных работников для нужд Русской Православной Церкви в Средней Азии.

До того, как открылась семинария в Казахстане, к нам приезжали абитуриенты и из этой страны. Сейчас на первом курсе семинарии обучается несколько студентов с юга Казахстана, а еще у нас учатся студенты из Киргизии и Таджикистана.

Наша Семинария очень востребована, уже многие её выпускники успешно служат на среднеазиатских приходах в качестве священников, диаконов, псаломщиков, регентов, помощников настоятелей по важным церковным вопросам».

Успенский собор в Ташкенте

Батюшка делится впечатлениями о службе в Узбекистане:

«Служить в Узбекистане не легко. Но и унывать мы не собираемся.

Без ложной скромности могу сказать, что все священнослужители нашей епархии – подвижники! Потому что в этих непростых условиях, не смотря ни на что они несут людям Благую Весть, радость во Святом Духе, умиротворенность во Христе Спасителе и неимоверную любовь к Богу и ближним! Своим личным примером и образом жизни они должны каждый день и час доказывать свою веру, надеясь на милость Божия и даруя своей пастве истинную христианскую любовь! И надо сказать, что они достойно несут свой подвиг служения Богу и ближним!».

Источник: https://hranitel.club/2425-vera-u-uzbekov

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Какая вера у северных корейцев

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]