Когда нужно поминать усопших

Как и зачем поминать усопших в Великий пост?

Когда нужно поминать усопших

Объясняет епископ Боярский  Феодосий (Снигирев).

О парастасе

– Владыко, каждую пятницу накануне субботы в Великий пост служится Парастас, а в субботу заупокойная Литургия. Скажите, что такое Парастас, каково его значение, почему он совершается в Великий пост, ведь это время покаяния в первую очередь?

– С греческого языка Парастас переводится как «ходатайство». Обычно Парастас служится накануне родительских суббот – дней, когда поминаются усопшие. Особенность этой службы в том, что ее песнопения и молитвы в основном об упокоении умерших, как на панихиде. Основа Парастаса – утреня, на которой вместо полиелея духовенством совершается чтение 17-й кафизмы (эта кафизма называется также заупокойной) посреди храма.

Почему именно постом? Действительно, пост – это время сугубого покаяния, и при этом почти каждая суббота родительская. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «покаяние свидетельствуется не словами, а делами» – делами любви и милосердия. И, естественно, дела милосердия и любви должны простираться не только на живых, но и на умерших. Таким образом, во время поста мы выражаем молитвой свою любовь к усопшим, совершаем в отношении их дело милосердия и исполняем заповедь о любви.

Это духовная причина. А есть еще и Уставная: во время поста в будние дни не совершается полная Литургия, не приносится бескровная Жертва, в том числе за усопших. И суббота – это первый день недели, когда вновь совершается полная Литургия, потому и творятся особые молитвы за умерших.

О  правильной молитве об умерших

– Можно ли считать, что во время заупокойных служб мы духовно соприкасаемся с загробным миром?

– Безусловно. «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). Во время богослужения Церковь земная непосредственным образом соединяется с Церковью Небесной Здесь уже нет ни времени, ни пространства, нет живых и умерших, но все едины в Господе.

– Можно ли во время  заупокойных  служб думать об умерших, рисовать в воображении их образ? Как  правильно молиться на таких службах?

– По учению святых отцов Православной Церкви, во время молитвы мы должны избегать какой бы то ни было мечтательности, чувственных воображений. Преподобный Никодим Святогорец говорит так: «Знай, что Бог есть вне всех чувств и всего чувственного, вне всякого вида, цвета, меры и места и хотя везде есть, но превыше всего; то есть Он есть вне всякого воображения».

Не нужно стараться искусственно вызвать в себе образы умерших и события, связанные с ними, тем более «рисовать» в воображении их образы. Это бессмысленно и даже духовно опасно.

Но в то же время естественные для нас воспоминания о близких (в том числе их лиц и слов, их любви к нам) рождают  в нас чувство печали и скорби о дорогих людях и этим самым обновляют в нас любовь к усопшим. В этом нет ничего плохого. Любовь нужно обращать в молитву об умерших.

Ведь любовь и память – самый лучший стимул и наполнение для молитвы о наших дорогих родных и близких.

Конечно, было бы хорошо каждому верующему в течение поста посещать и все вечерние Парастасы, и утренние Литургии по субботам, после которых совершается панихида по усопшим. Ведь мера нашего усердия в этом труде – это мера нашей памяти и любви к усопшим. А когда ещё потрудиться, если не постом?

Что недопустимо при посещении кладбищ и о важности дел милосердия

– А когда нужно посещать кладбище и для чего?

– Кладбище, как и храм, – также дорогое и святое место для христиан. Церковь всегда с благоговением относилась к телам усопших, памятуя слова апостола Павла, что тела христиан – храм Духа Святого (1 Кор. 3:16).

Так же и к местам захоронения отношение у верующих должно быть трепетное. Наверное, уместно посещать места упокоения наших родных в дни их памяти, в дни сугубого поминовения усопших, а по возможности и чаще.

Например, в день рождения или день смерти близкого очень желательно пригласить на кладбище священника, чтобы совершить панихиду на могиле.

Разумеется, никаких «трапез»  на кладбище совершать не положено. Это языческие вредные пережитки, которые необходимо искоренять. Они особенно популярны были в атеистический период, когда люди без веры в Бога считали своим долгом приносить на кладбища закуску и спиртное, оскверняя таким образом память об усопших. Задача каждого православного христианина пояснять знакомым и родственникам, что на кладбищах мы  должны молиться о душах усопших, но никак не «пировать» на могилах.

– Насколько важны дела милосердия, творимые в память об ушедших? И на кого в первую очередь обращать внимание, к кому идти?

– Отвечу словами отцов Церкви. Святитель Иоанн Златоуст говорит так: «Чем больше имеет грехов умерший, тем нужнее для него милостыня; благодетельствуй вдовам и нищим: это самая важная принадлежность погребальная».

А вот блаженный Августин пишет: «Милостыни, совершаемые за души умерших, вспомоществуют им к тому, чтобы Господь был к ним милостивее, нежели сколько они заслужили по грехам своим».

«Многие из усопших, – говорит ещё святитель Иоанн Златоуст, – получили великую помощь от милостыни, раздаваемой за них другими».

А обратить внимание для совершения милостыни нужно в первую очередь на действительно нуждающихся людей. Таких сегодня становится все больше и больше. Возможно, вы знаете какую-то бабушку или дедушку пенсионеров или неимущую семью. Прекрасно, когда милостыню можно оказывать адресно и регулярно, при этом анонимно. Тогда подаяние действительно будет совершено по-евангельски и обязательно принесет пользу как нуждающемуся, так и усопшему, за кого подается.

При этом не следует забывать, что милостыню можно оказать не только деньгами, продуктами или одеждой, но и просто участием, улыбкой, добрым словом или протянутой для рукопожатия рукой. Многие нуждаются в этом больше, чем в материальной помощи.

А кто-то ждет посещения в больнице или у себя дома, надеется, что о нем люди ещё не совсем забыли, обрадуется, как ребенок любому доброму слову. Необходимо примириться со всеми, с кем имели ссору, всех простить от всего сердца, говорить о людях только доброе (особенно о своих «врагах»).

Всё это тоже дела милосердия, которые можно и нужно совершать в память об усопших.

Пасхальная радость для всех – для нас и небожителей

– Есть ли какое-нибудь святоотеческое толкование относительно того, что испытывают души умерших в праздник Пасхи? Что дает им наша заупокойная молитва на протяжении Великого поста?

– В Требнике (книге священнослужителя, где помещены чины молебнов, освящений и пр.), перед чином Погребения умершего в Пасхальные дни, даётся пояснение, которое, думаю, будет лучшим ответом на Ваш вопрос. Приведу эту обширную цитату в переводе на современный язык:

«Необходимо знать, что если кто умрет в Св. Пасху или в какой либо день Пасхальной недели, то при погребении его большая часть из обычных песнопений о скончавшихся опускается ради величия и чести торжественного праздника Воскресения, ибо это праздник торжества и радости, а не скорби.

А поэтому пасхальным воскресным пением над умершим Церковь возвещает, что все, умирающие во Христе Воскресшем, с надеждой на воскресение и вечную жизнь, через Христово Воскресение переходят от скорбей этого мира к торжеству и радости.

Сокращенным же пением, ектениями и молитвами, положенными над умершими, возвещается, что умершему в покаянии, хотя он и не загладил добродетелями свои согрешения, они по молитвам Церкви прощаются, и он освобождается от греховных уз».

Думаю, что многие из тех усопших, за кого родные в течение всего поста молились со всем усердием, любовью и надеждой, исполняя церковные предписания и совершая дела милосердия, в Светлую Пасхальную ночь смогут вместе со всей Церковью – и земной, и Небесной – возликовать о радости Воскресения Христова.

Беседовал Сергей Герук

Источник: https://pravlife.org/ru/content/kak-i-zachem-pominat-usopshih-v-velikiy-post

Поминайте усопших правильно. Особенно в дни Пасхи

Когда нужно поминать усопших
Версия для печати

Во время Страстной недели, Пасхи, а затем всей Светлой седмицы усопшие гласно не поминаются. Продолжается поминовение на Литургии: за проскомидией, на сугубой ектении («о всех прежде почивших»), а также в тайных молитвах после задостойника, — так даже на Пасху молятся об усопших.

Но сама Пасха Господня ― это праздник победы над смертью, дарование Христом жизни вечной всему роду человеческому. И в такие светлые дни поминовению усопших придается особый оттенок.

Обрядовое поминовение начинается после Фоминой недели

Понедельник Радоницы (следующая седмица после Светлой) ― это первый день, когда, собственно, совершается рядовое заупокойное поминовение.

С самой древности описана традиция, когда после Пасхальных торжеств ходили на кладбища. Но для чего? Прежде всего, для молитвы.

В наши же дни поход на кладбище ― скорее, некий повод для «маевки», «пикника на обочине», а также и для встречи с дальними родственниками, которых видишь раз в году. Ну и повод покрасоваться перед односельчанами, чтобы быть «как все», или даже «лучше всех».

Если уж речь идет о трапезе, как о древнейшем церковном установлении, то смысл ее состоит в милостыне. Как сказано в Евангелии: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк. 14, 12-14).

Таких людей звали, чтобы они помолились об усопших. К примеру, мать блаженного Августина, по местному обычаю, с радостью варила кашу и кормила ею нищих, творя милостыню во благо душам усопших.

Смысл похода на кладбище, ― это, прежде всего, молитва

Ещё более важно — прийти в этот день в церковь на службу и помолиться об усопших. Даже в небольших приходских храмах богослужения все равно совершаются — пусть даже и не Литургии, а только панихиды. А придя в Радоницу на кладбище (вторник второй седмицы после Пасхи), на могилы близких, не следует делать того, что оскорбляет их память, да и Самого Бога.

Например, сейчас традиционным «атрибутом» поминовения стало распивание на могилах алкогольных напитков. Это нонсенс, такого быть не должно. Наставление рюмок, выливание водки в могилу, по большому счету, ― явное отвержение Евангельских норм. Ведь сказано, что Царство Божие ― это не пища и питие (Рим. 14. 17). Получается, нами руководит типичное языческое представление о том, что покойник должен есть и пить.

С другой стороны, безотказно «срабатывает» явно нехристианское понятие о том, что если мы тут пьем, едим и веселимся, значит, и покойнику «там» хорошо. Как не посмотреть, язычество, да и только.

А ведь главное на Радоницу ― это помянуть, то есть, помолиться о почивших, а не насытиться и упиться. Пьянствуя же, мы свидетельствуем о том, как не любим наших усопших.

Поминая усопших, лучше сделать все правильно — по-Евангельски

Наверняка каждый знает, где неподалеку живет старуха, для которой буханка белого хлеба ― уже лакомство, потому что она не в состоянии его себе купить. Где-то живут вдовы, сироты, инвалиды Пойти в этот день к ним, принести им что-то покушать, убрать у них дома ― эти дела милосердия принесут и нам самим, и душам наших усопших родных гораздо больше пользы, нежели собственно турпоход на кладбище.

Ведь помолиться об усопших можно в любом месте, в любое удобное время — а уж особенно в храме Божием. Но сделать доброе дело и попросить, чтобы помолились об упокоении раба Божьего имярек ― вот самое лучшее проведение Радоницы.

Итак, смысл трапезы ― это милостыня, наш поход на кладбище ― для молитвы. А у нас получается, что такие «походы» превратились в бессмысленную традицию, когда не все понимают ее смысла и предназначения. Для чего это все? Ну другие идут, и мы идем. Не дай Бог быть хуже кого-то!

Поход на кладбище именно в пасхальные дни не имеет смысла. Церковь для всего устанавливает свое время: время поминать усопших, и время радоваться победе над смертью.

Пасхальная седмица ― это победа над смертью, и даже в церковном уставе сказано, что если на пасхальную седмицу выпадает третий, девятый или сороковой день преставления усопшего, поминание переносится.

Молитва, милостыня, воздержание от языческих обычаев ― вот это основное.

Существует традиция — приглашать на могилы священника

В селах, как правило, никто никуда не спешит, священник совершает общую панихиду, и может подойти к каждой могилочке, спеть «Со святыми упокой» или отслужить литию. В городах с этим сложнее. Огромные кладбища, и родственников зачастую приходится по тысяче на священника. Как быть?

В этом вопросе скрывается еще один немаловажный нюанс поминовения усопших. Если уж мы пришли на кладбище, главное — чтобы сердце было обращено к Богу, и в нем звучала молитва. Но не должно быть тщеславного желания, чтобы вот именно «к моей могилочке» подошел батюшка, именно у моего родственника отслужили.

Бог не считает метры близости священника до могилы усопшего, и уж тем более Бог не сочувствует нашему тщеславию. Если хочется, чтобы имя почившего сродника или близкого человека было вознесено в молитвах, для этого есть Литургия, особые дни поминовения, есть и личное чтение Псалтыри ― все это большое утешение для душ усопших.

Вспомните историю Киево-Печерской Лавры, когда на пасхальное приветствие преподобного Дионисия святые отцы, в пещерах почивающие, ответили «Воистину Воскресе!». Почему бы и нам, придя с молитвой на кладбище, не сказать нашим усопшим «Христос Воскресе!», прочитать у могилки Пасхальный канон, стихиры Пасхи. Это действительно духовная радость, которой мы делимся с успошими.

К вопросу о «гробках», «красных горках», «черных неделях»

Эти дни не относятся к категории общецерковных уставных поминальных дней, но обычай имеет настолько широкое распространение, что стал практически повсеместным. Его сила велика чрезмерно, и его значение в «народном сознании» порой превосходит все обычные родительские субботы.

Сегодня Радоница становится все менее и менее церковной. Напротив: всё более наполняется языческими и просто противоцерковными обычаями и понятиями. Для большинства Радоница — малопонятный ритуал: никто толком не знает, что оно означает, но на кладбище идут практически все.

В народе его именуют «гробками», «красной горкой», а саму Радоницу «черной неделей». Региональных особенностей превеликое множество, равно как и названий поминальных дней ― «еже по обычаю».

Неосознанные обычаи

В социологии 20-25 лет ― это поколение. Советское время «выбило» из церковной традиции целых три поколения. Определенные знания можно было бы передать от бабушки к внучке, но через три поколения ― это маловероятно. Православные традиции исчезли, а что-то наносное осталось. И когда совершаются поминания, большинство современников вряд ли может четко ответить, для чего то или иное делается.

Вот, например, вспомните обычай в селе, когда несут гроб и останавливаются на перекрестках. Для чего? Дело в том, что раньше во время несения гроба с усопшим от дома к храму для отпевания на каждом перекрестке совершалась лития, читалось Евангелие за упокой (во многих местностях Украины этот добрый обычай сохранился). Это очень хорошо, очень поучительно, всё село вольно-невольно молится

А в сознании большинства людей остался лишь фрагмент обычая: несут покойника, на перекрестке остановились, а для чего — неведомо. И такого очень много.

Дальше. Даже и в не очень верующих семьях в советские времена ставился портрет покойного, возле которого зажигалась свеча. Хотя по логике вещей ― свеча зажигалась перед иконой. И таких примеров масса

Даже милостыня превратилась в какой-то странный ритуал раздаяния конфет: детки на Радоницу ходят по кладбищу с кулечками, а им горами складируют конфеты, печенье, фрукты. При этом щедрые «податели» ни на секунду не задумываются: зачем это? Идея хорошая, это ж милостыня! Но по большому счету это превратилось в развлечение.

Что уж говорить о бутылках, собираемых местными «тружениками тыла» после выпивания оставленных на могилках «ритуальных ста граммов» Выходит, мы собственноручно помогаем падающим упасть?

Что подумают люди

Представьте, сколько должно пройти лет, чтобы люди, читающие эти строки, согласились с тем, что здесь сказано, и этому научили детей.

Но в отвержении языческих традиций для многих скрывается ужасный и очень болезненный вопрос: «А что люди подумают, что скажут?»

Умер один из моих родных. Сразу пошли расспросы, надо ли завешивать зеркала? — Нет, в этом нет смысла; зеркала не завесили. А что вилки в качестве столовых приборов нельзя класть на стол поминальной трапезы? — Можно, положили на столе вилки. И всё, проблем не было!

Итак, мы сами многое провоцируем, бездумно соглашаясь с окружающими и повторяя чужие ошибки. Все говорят: надо идти на кладбище, — пойдем и мы. Все говорят, надо поставить рюмку, — поставим и мы. Все говорят, надо раздать конфеты, — раздадим и мы

Может, не нужно бояться стать «белой вороной» — не лить по примеру соседей водку на могилу, не осквернять память почивших попойками и обжорством, спокойно творить милостыню на фон общего нетрезвого веселья?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда из крана течет крещенская вода

Так, наверное, поступать лучше, нежели устраивать пасхальные дебоши.

Зачем священник на кладбище?

Молитвы над гробом, на могиле усопшего совершались всегда. Так что сегодня Церковь ни на йоту не отходит от того, что делалось 10-15 веков назад.

В этом, кстати, может быть и миссионерский смысл. Одно дело, когда сидит прямо-таки компашка людей, выпивающих возле могилы, и другое — когда пришедший священник у могилы произносит священные слова, произносит священные песнопения. Для многих ― это живая проповедь. Без священника посещение кладбища есть следование непонятному ритуалу, а так кто-то помолится, пусть и неосознанно, а кто-то задумается о Вечном.

Присутствие священника на кладбище имеет также и некий дисциплинарный эффект, когда и выругаться стыдно будет, и голос повысить, и песню спеть — все-таки батюшка рядом. Так что наличие священнослужителя помогает облагораживать эту зачастую дикую среду.

 ***

От седой древности христиане в послепасхальные дни приходили для особенных молитв на могилы усопших христиан. И сегодня важно, чтобы из обычаев Радоницы ушло все наносное, языческое, чтобы всё, происходящее на кладбищах в эти дни, проистекало бы из христианской любви к покойным, а не из желания сделать «как у людей» или из простого тщеславия.

Чем больше будет нас, православных, тем большая вероятность того, что рано или поздно кладбища превратятся в священные места молитвы, а не превозношений и увеселений.

20 вичерпних відповідей про ПОМИНАННЯ СПОЧИЛИХ

РАДОНИЦА. Что «нужно», а что «нельзя» в дни поминовения усопших?

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400

Источник: http://orthodoxy.org.ua/data/pominayte-usopshih-pravilno-osobenno-v-dni-pashi.html

Дни поминок после смерти: в день похорон, на 9, 40 дней, 1 год

Когда нужно поминать усопших

Поминальный стол | Траурная речь | Соболезнования

 Дни поминовения усопших у православных

Поминать ушедшего из жизни человека — это своеобразная миссия, нечто обязательное, но в то же время выполняемое без принуждения — в память о близком человеке, которого нет рядом, но который навсегда остается в сердцах помнящих о нем людей.

Поминать усопшего принято в день похорон, которые по христианской традиции приходятся на третий день после смерти, на девятый и сороковой дни, а также спустя год после утраты.

Поминки на 3 и 9 день после смерти

Поминальный день после похорон очень важен. Собравшиеся проводить усопшего в последний путь возносят Богу молитвы об успокоении его души.

В этот день принято накрывать большой поминальный стол (о том, каким он должен быть, можно узнать на странице «Поминальный стол») и не спеша проводить трапезу, во время которой присутствующим дается возможность выразить свое горе и сказать несколько теплых слов об ушедшем человеке.

Как оформить приглашение на поминки — читайте в статье «Поминальная открытка». О том, как сформулировать свои мысли на поминках и какие подобрать слова, читайте на странице «Что говорят на похоронах и поминках».

Поминки на девятый день лучше проводить в узком кругу — с родными и близкими, — читая молитвы и воскрешая в памяти эпизоды жизни усопшего, характеризующие его с самых лучших сторон. В этот день можно посетить могилу покойного, освежить цветы и еще раз мысленно «поговорить» и попрощаться с дорогим человеком.

40 дней и 1 год (годовщина)

Поминки на 40 день (или сороковины) не менее значимы, чем мероприятия, проводимые в день похорон.

Согласно православным верованиям, в сороковины душа ушедшего человека предстает перед Богом и решается ее судьба, куда она последует — в рай или ад.

В этот день родственникам и близким следует приготовить большой поминальный стол и пригласить всех, кто знал покойного и хотел бы его помянуть. В сороковины принято посещать могилу усопшего и читать молитвы за упокой его души.

Панихида об усопших

Через год после смерти необязательно проводить поминки для большого количества людей, достаточно собраться за семейным столом и почтить память ушедшего человека.

Вместе с тем, в годовщину смерти следует посетить могилу покойного и при необходимости навести там порядок.

Спустя год после пережитого печального события на могиле можно посадить цветы, хвою, подкрасить ограду или, если памятник был временный, заменить его постоянным гранитным или мраморным монументом.

Нужно ли на поминки ходить в церковь

Поминки на 3, 9, 40 дни, а также 1 год спустя предполагают у православных христиан проведение церковных служб. Посещая храм, близкие и родственники покойного ставят свечи, читают молитвы и организуют панихиды. Но добавим, что об этом можно позаботиться не только в поминальные, но и в обычные дни.

Так, зажечь свечку и помолиться в церкви можно, если вас что-то беспокоит и снова нахлынули чувства об ушедшем человеке. Воздать молитвы в храме можно в день рождения покойного, в день, на который выпали его именины, и в любое другое время, когда вам этого захочется.

Совершать молитвы в дни поминок можно дома самим или пригласив священнослужителя.

Зачем надо молиться об усопших

И напоследок. Дни поминовения следует встречать и провожать в хорошем расположении духа, не держа ни на кого обиды, тем более на почившего человека. В поминки также принято раздавать милостыню нуждающимся и угощать поминальными блюдами всех, кто окружает вас в этот день, — соседей, коллег, друзей.

Суть поминок | Поминальный стол | Траурная речь | Соболезнования | Примеры слов скорби

Как недорого купить памятник на могилу в Москве? Фото и цены на надгробия из гранита и мрамора.

«Изготовление памятников.ру» — это портал о памятниках и «стол заказов». Сделайте заказ, и его увидят гранитные мастерские вашего города и сделают вам предложения.

См. Цены на памятники. Как сэкономить?

Также может быть полезно:

Источник: http://epitafii.ru/pominki/dni-pominoveniya.html

Как поминать усопших? — Православный журнал

В какие дни поминают умерших? Можно ли отпевать самоубийц? Как молиться об усопших родителях? Протоиерей Игорь ФОМИН ответил на самые распространенные вопросы о том, как правильно поминать усопших.

Какой молитвой поминать усопших? Как часто поминать усопших?

Умерших христиане поминают каждый день. В каждом молитвослове вы можете найти молитву об усопших, она — неотъемлемая часть домашнего молитвенного правила. Также усопших можно поминать, читая Псалтирь. Ежедневно христиане читают по одной кафизме из Псалтири. И в одной из глав мы поминаем наших сродников (родных), друзей, которые отошли ко Господу.

Зачем поминать усопших?

Дело в том, что жизнь продолжается и после смерти. Причем окончательная участь человека решается не после смерти, а по втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, которое мы все ждем. Поэтому до второго пришествия мы еще можем изменить эту участь.

Когда живы — мы можем сделать это сами, делая добрые дела и веруя во Христа. Умерев, мы уже не можем повлиять на собственное посмертие, но это могут сделать люди, которые о нас помнят, болеют сердцем.

Лучший способ изменить посмертную участь усопшего — это молитва о нем.

Когда поминают умерших? В какие дни поминают усопших? В какое время дня можно поминать?

Время дня, когда можно помянуть усопшего, Церковью не регламентируется. Есть народные традиции, которые восходят к язычеству и четко прописывают, как и в какой час вспоминать умерших, — но они не имеют никакого отношения к христианской молитве. Бог живет в пространстве без времени, и мы можем достучаться до небес в любой момент дня и ночи.

Церковь установила особые дни поминовения тех, кто нам дорог и отошел в мир иной, — так называемые Родительские субботы. Их в году несколько, и все, кроме одной (9 мая — Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату:

      Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) 22 февраля 2020 года

      Суббота 2-й седмицы Великого поста 14 марта 2018 года

      Суббота 3-й седмицы Великого поста 21 марта 2020 года

      Суббота 4-й седмицы Великого поста 28 марта 2020 года

      Радоница 28 апреля 2020 года

      9 мая — Поминовение усопших воинов

      Суббота Троицкая (суббота перед праздником Троицы) – 6 июня 2020 года

      Суббота Димитриевская (суббота перед днем памяти Дмитрия Солунского, который отмечается 8 ноября – 7 ноября 2020 года

Кроме Родительских суббот усопших поминают в храме за каждым богослужением — на проскомидии, части Божественной Литургии, которая ее предваряет. Перед Литургией можно подать записки «о поминовении». В записке пишется имя, с которым человека крестили, в родительном падеже.

Как поминают на 9 дней? Как поминают на 40 дней? Как поминать на
полгода? Как поминать на год?

Девятый и сороковой дни со дня смерти — особые вехи на пути от жизни земной в жизнь вечную. Этот переход происходит не сразу, а постепенно. В этот период (до сорокового дня) умерший человек дает ответ перед Господом. Этот момент чрезвычайно важен для усопшего, он сродни родам, появлению на свет маленького человечка. Поэтому в этот период почившему требуется наша помощь. Молитвой, добрыми делами, изменением себя в лучшую сторону в честь и память близкого нам.

Полгода — такого церковного поминовения не существует. Но не будет ничего плохого, если вы помяните и на полгода, например, прийдя в храм помолиться.

Годовщина — это день памяти, когда мы — те, кто любил человека, — собираемся все вместе. Господь завещал нам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18 20). И совместное поминовение, когда мы читаем молитву о родственниках и друзьях, которые уже не с нами, — это яркое, звучное свидетельство перед Господом о том, что умершие не забыты, что их любят.

Надо ли поминать в день рождения?

Да, я считаю, что на день рождения человека поминать нужно. Момент рождения — один из значимых, великих этапов в жизни каждого, поэтому будет хорошо, если вы сходите в храм, помолитесь дома, съездите на кладбище, чтобы помянуть человека.

Можно ли отпевать самоубийц? Как поминать самоубийц?

Вопрос по поводу отпевания и церковного поминовения самоубийц — очень неоднозначный. Дело в том, что грех самоубийства — один из тяжких. Это знак недоверия человека к Богу.

Каждый подобный случай нужно рассматривать отдельно, потому что самоубийства бывают разные — осознанные или неосознанные, то есть в состоянии тяжелого психического расстройства. Вопрос, можно ли отпевать и поминать в храме крещеного человека, который покончил с собой, целиком лежит на ответственности правящего архиерея.

Если трагедия случилась с кем-то из ваших близких, вам необходимо прийти к правящему архиерею той области, где жил почивший, и попросить разрешение на отпевание. Архиерей рассмотрит этот вопрос и даст вам ответ.Что касается домашней молитвы, то вы, безусловно, можете поминать человека, который покончил с собой.

Но самое важное — в его честь и память творить добрые дела.

Чем можно помянуть? Можно ли помянуть водкой? Почему поминают блинами?

Тризны, поминальные трапезы, пришли к нам из глубины веков. Но в древности они выглядели по-другому. Это было угощение, застолье не для родственников умершего, а для нищих, калек, сирот, то есть тех, кто нуждается в помощи и никогда сам себе не сможет устроить подобную трапезу.

К сожалению, со временем тризна превратилась из дела милосердия в обычное домашнее застолье, причем часто с обильным употреблением алкоголя

Разумеется, такие возлияния никакого отношения к настоящему христианскому поминовению не имеют и никак на посмертную судьбу покойного повлиять не могут.

Как помянуть некрещеного?

Человек, который не захотел соединить себя с Церковью Христовой, естественно, в храме поминаться не может. Его посмертная участь остается на усмотрение Господа, и мы здесь повлиять на ситуацию никак не можем.

Некрещеных родственников можно поминать, молясь о них дома и творя добрые дела в их честь и память. Стараться изменить свою жизнь к лучшему, быть верными Христу, вспоминая все хорошее, что сделал за свою жизнь тот, кто умер некрещеным.

Как поминают мусульман? Как поминают евреев? Как поминают католиков?

В этом вопросе нет разницы, мусульманин ли был умерший, католик или иудей. Они не находятся в лоне Православной Церкви, поэтому поминаются как некрещеные. Их имена нельзя писать в записках на проскомидию (проскомидия — часть Божественной Литургии, которая ее предваряет), но в их память можно творить добрые дела и молиться дома.

Как в храме поминать усопших?

В храме поминаются все те умершие, кто сочетал себя с Христовой Церковью в Таинстве Крещения. Даже если человек по каким-то причинам не ходил в храм в течение жизни, но крещен был, его можно и нужно поминать. Вы можете перед Божественной Литургией подать записочку «на проскомидию».

Проскомидия — часть Божественной Литургии, которая ее предваряет. На проскомидии заготавливаются хлеб и вино для будущего Таинства Причащения — преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

На ней не только приготавливаются будущее Тело Христово (Агнец — большая просфора) и будущая Кровь Христова для Таинства (вино), но и читается молитва за христиан — живых или умерших. За Матерь Божию, святых и нас, простых верующих, вынимаются частички из просфорок.

Обратите внимание, когда вам дают маленькую просфорку после Причастия — из нее как будто «кто-то выковырял кусочек». Это священник вынимает частицы из просфор за каждое имя, написанное в записке «на проскомидию».

В конце Литургии кусочки хлеба, символизирующие души живых или умерших христиан, погружаются в чашу с Кровью Христовой. Священник в эту минуту читает молитву «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих».

Также в храмах проходят специальные поминальные службы — панихиды.

 Можно подать отдельно записку на панихиду. Но важно не только подать записку, но и постараться лично присутствовать на службе, где она будет читаться. О времени этой службы можно узнать у служителей храма, которым подается записка.

Как поминать усопших дома?

В каждом молитвослове вы можете найти молитву об усопших, она — неотъемлемая часть домашнего молитвенного правила. Также усопших можно поминать, читая Псалтирь. Ежедневно христиане читают по одной кафизме из Псалтири. И в одной из глав мы поминаем наших сродников (родных), друзей, которые отошли ко Господу.

Как поминать в пост?

Во время поста бывают особые дни поминовения усопших — Родительские субботы и воскресный день, когда служатся полные (в отличие от сокращенных в другие дни поста) Божественные Литургии. Во время этих богослужений совершается проскомидийное поминовение умерших, когда за каждого человека из большой просфоры вынимается частичка, символизирующая его душу.

Как поминать новопреставленного?

С первого дня упокоения человека над его телом читается Псалтирь. Если умерший — священник, то читается Евангелие. Псалтирь надо продолжать читать и после похорон — до сорокового дня.

Также новопреставленный поминается на отпевании. Отпевание положено совершать на третий день после смерти, и важно, чтобы проводилось оно не заочно, а над телом почившего. Дело в том, что на отпевание приходят все те, кто любил человека, и молитва их — особая, соборная.

Помянуть новопреставленного можно и жертвой. Например, раздать нуждающимся его хорошие, добротные вещи — одежду, предметы обихода. Делать это можно с первого дня после смерти человека.

Когда поминать родителей?

Особых дней, когда нужно поминать именно родителей, тех, кто дал нам жизнь, в Церкви нет. Родителей можно поминать всегда. И на Родительские субботы в храме, и ежедневно дома, и подавая записочки «на проскомидию». К Господу можно обращаться в любой день и час, Он обязательно вас услышит.

Как поминать животных?

Животных в христианстве поминать не принято. Учение Церкви говорит о том, что жизнь вечная уготована только человеку, так как душа, о которой мы молимся, есть лишь у человека.

Источник: https://foma.ru/kak-pominat-usopshih.html

Годовщина смерти как поминать, что заказывать в церкви

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Каждый человек, который рождается на свет, имеет свою миссию и предназначение, развивается и вносит свой вклад в развитие общества, но жизненный путь не может длиться вечно. Как не тяжело об этом говорить, но всему свое время, Бог дает жизнь человеку, он ее и забирает.

В православии много уделяется внимания обряду погребения и поминовения усопших. Люди, таким образом, отдают дань ушедшим в Царствие Небесное родственникам, друзьям и знакомым. В молитвах к Богу просят об успокоении их душ, прощении грехов и вечном покое и вымаливают милости Божьей, чтобы все отправились в рай. Многие люди задают себе вопрос: что делать на годовщину смерти, как все организовать и ничего не забыть.

Годовщина смерти как поминать

На богослужениях в церкви священнослужители вспоминают об усопших, о них молятся их родные дома. Бог не делит людей на живых и мертвых, мы все для него его дети, и мы все для него живы: одни на Земле, а другие начинают новую жизнь в Царствии Небесном.

Таковы законы человеческого существования. Смерть близких порождает массу чувств и мыслей, мы хотим сделать все, чтобы усопший покоился с миром и обрел вечный покой.

Чтобы отдать дань покойному нужно:

  1. Пригласить всех кто близко знал усопшего.
  2. Определиться с организацией поминок: в домашних условиях или в кафе.
  3. В первой половине дня, в день годовщины смерти покойного поехать на кладбище, прочитать молитву, возложить живые цветы.
  4. Собраться за поминальным обедом.
  5. Пойти в церковь и помочь социально незащищенным слоям населения.

Поминовение усопших не возможно без молитвы, ведь некоторые души пребывают в страшных муках и только с помощью искренней молитвы к Богу, мы можем помочь им обрести покой.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой самый большой грех в исламе

Многие люди считают, что лучше заказать литию, выстоять службу и вместе со священнослужителем обратиться к Богу с просьбой об отпущении всех земных грехов умершего родственника. Это обращение быстрее донесется к Богу, чем просто прочтенная дома молитва.

Молитва на годовщину смерти

Вот какую молитву стоит читать на первый год от даты смерти близкого человека:

«Боже, Господь милосердный, вспоминая годовщину смерти раба Твоего N (рабы Твоей N) просим Тебя, удостой его (её) места в Царствии Твоём, даруй благословенный покой и введи в сияние славы Твоей.

Господи, призри милостиво на молитвы наши за душу раба Твоего N (рабы Твоей N), чью годовщину смерти мы вспоминаем; просим Тебя, сопричти его (её) к сонму Твоих святых, даруй прощение грехов и вечный покой. Через Христа, Господа нашего. Аминь.»

Что заказывают в церкви на годовщину смерти

  • Если вы желаете заказать поминовение во время Божественной литургии об усопшем, то нужно прийти в церковь рано утром, пока не началась служба, чтобы заказать обедню об упокоении (указывая в записке полное имя умершего).
  • После службы нужно взять просфору и дома съесть на голодный желудок в память об усопшем. Многие люди на первую годовщину смерти заказывают сорокоуст об усопшем и обязательно ставят свечку за упокой души раба(ы) божьего(ей) Твоего(ей), и просят прощения всех грехов вольных и невольных, и дарование им Царствия Небесного.
  • Если годовщина смерти попадает на первую неделю после Пасхи, то в Церкви поется Пасхальный канон, а на вторую неделю после Пасхи можно заказывать обедню, проскомидию и панихиду и читать дома молитву.

Как поминать усопших в годовщину смерти

Много людей задается вопросом, как правильно поминать усопших в годовщину смерти. Одни ходят на кладбище и поминают там, другие организовывают поминальные обеды приглашая родственников и друзей.

А третьи раздают вещи усопшего знакомым, жертвуют деньги церкви, приносят печенье, конфеты коллегам на работе, соседям, всем кто хорошо знали умершего, просто нуждающимся прося помянуть, вспомнить хорошим словом и помолиться за Царствие Небесное и упокоение души раба(ы) божьего(ей).

В православных обрядах принято на год смерти усопшего идти на кладбище, помянуть умершего, убрать могилку, положить живые цветы и зажечь свечку. Также желательно посадить возле могилки дерево (березу, тую, калину или хвою) и многолетние цветы.

На могилу можно пригласить священника для проведения церковного ритуала. Обычно к годовщине смерти родственники ставят постоянный памятник, оградку, посыпают песком и выкладывают плиткой.

После этого семья собирается за поминальным столом, вспоминают все прекрасные моменты, которые были связаны с усопшим.

Полезная информация: Молитва за умершего до 40 дней

Поминальный обед на годовщину смерти, меню

Сталкиваясь с такими событиями в жизни, каждому человеку важно знать, как правильно поступить, чтобы не нарушить основные церковные каноны:

  1. Какие блюда должны быть на столе, их количество.
  2. Какими приборами пользоваться.
  3. Какой порядок подачи блюд.
  4. Что нужно говорить и в какой последовательности.
  5. Как вести себя за поминальным столом.

Родственники умершего стараются накрыть богатый стол, приготовив как можно больше разнообразных блюд, стараясь угодить всем присутствующим. Если годовщина смерти усопшего совпала с Великим церковным праздником, например, Пасхой, нужно соблюдать все правила и накрывать на стол блюда, не содержащие продукты животного происхождения.

  • Не разрешается поминать умершего крепкими напитками, так как это поминальный день и нужно почтить память усопшего и вспомнить все только хорошее, что связанно с ним.
  • Строго запрещается кричать и скандалить, выяснять отношения и говорить о покойнике плохо.
  • Чтобы облегчить душевные страдания, можно посмотреть фотоальбом, и вместе с близкими вспомнить счастливые моменты, эмоции и чувства, которые были связанны с покойным. Пересмотреть видео, вспомнить совместные поездки и воплощенные в жизнь идеи и курьезные ситуации.

Перед тем как приступить к поминальной трапезе, старейшина рода читает молитву и говорит слова благодарности усопшему. Все начинают с кутьи, которая готовится в каждой семье по-разному, зависимо от семейных традиций. По древнему преданию если хозяйка готовит поминальную кутью с зерна, то это символизирует воскресение души, а добавление сладостей – истинное наслаждение, которое получают праведники в Царствии Небесном.

Все остальные блюда подаются на вкус хозяев. Обычно это борщ с наваром, или суп с лапшой, пирожки с картошкой и капустой, мясная запеканка, рулеты, мясная нарезка и блюда с рыбы, твердый сыр, голубцы (если не строгий пост). Если строгий – мясные блюда можно заменить грибами, чечевицей и воплотить множество кулинарных идей. На десерт можно подать шарлотку с фруктами или оладьи с джемом.

Главное в этот день – благодарить умершего за все хорошее, что он оставил после себя, гордится всеми его достижениями и хранить в памяти только лучшие моменты и благодарить судьбу, что послала вам такого человека, чтобы научиться у него чему-то новому и полезному. Ведь каждый человек, которого мы встречаем на своем жизненном пути, послан нам Свыше, мы должны благодарить Бога за то, что он нас обучает.

Родственники в память об умершем на годовщину смерти ставят стул и тарелку, наливают в рюмку напиток (безалкогольный) и кладут кусочек хлеба сверху. Считается, что душа прощается с Земной жизнью навсегда и переходит в Царствие Небесное.

Можно ли отмечать годовщину смерти раньше?

Для этого нужно посоветоваться с местным священнослужителем, объяснить причину переноса. Но лучше поминать непосредственно в день смерти, так как днем раньше этот человек был жив и счастлив, и поминать его нельзя.

Если большой религиозный праздник попадает как раз в годовщину смерти, то разрешается переносить на ближайшие выходные, но сходить в церковь, помолиться, поставить свечку за упокой души, пожертвовать на развитие храма нужно как раз в день смерти.

Пусть хранит Вас Господь!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/godovshhina-smerti-kak-pominat-chto-zakazyvat-v-cerkvi/

Как не надо поминать усопших

В нашем обществе неистребимо бытует огромное множество суеверий и заблуждений, связанных с поминовением усопших. Они живут из поколения в поколение, но не приносят никакой пользы, и даже вредят душе усопшего. Отчасти эти обычаи нам достались по наследству от советского прошлого, отчасти — сложились из-за элементарного незнания и оторванности от храма.

Рассмотрим самые распространенные ошибки при поминовении усопших, чтобы в будущем их избегать

Первые 40 дней с момента, как человек умирает — самые важные. Усопший проходит мытарства — посмертные испытания, по окончании которых решается его загробная участь. В эти дни мы усиленно молимся за душу родного человека. Теперь, когда его уже рядом с нами нет, только молитвой мы можем ему помочь.

Хорошо, когда родственники ежедневно до 40-го дня читают Псалтирь — по одной кафизме в день, или Акафист за единоумершего. Предстательствует за православного человека и святая Церковь. Поэтому очень важно в первые дни по кончине близкого заказать церковное поминовение — например, сорокоуст. Это сорокодневная молитва в храме. Третий, девятый и сороковой — дни особого поминовения. Если на третий день обычно отпевают, то на девятый и сороковой день нужно дополнительно заказать панихиду.

«У нас поминки, а потом — на кладбище»

Именно такую фразу чаще всего слышат церковные работники, призывающие родственников прийти на панихиду. «Мы не можем», — говорят родные. А ведь побывать на панихиде и помолиться вместе со всей Церковью, за душу усопшего — намного важнее, чем состряпать очередное блюдо для стола. Нужно понимать приоритеты и стараться совмещать по времени: панихиду, поминки и поход на кладбище.

Поминки по старинке

К сожалению, в нашей стране сложилась порочная практика поминать усопших алкоголем. Многие считают спиртное неотъемлемым атрибутом поминального стола. Однако это в корне неверно: прием горячительных напитков на поминках противоречит христианским традициям, является грехом и оскверняет память близкого человека.

Необходимо помнить, что главной целью организации поминального обеда является не еда и питье, а совместная молитва за усопшего. Спиртное же только вредит душе родного человека. Бывает так, что усопший при жизни и сам увлекался «горячительным», так его еще и поминают спиртным, добавляя к его участи новую тяжесть.

На поминках можно прочитать литию, совершаемую мирянином, 17 кафизму из Псалтири и другие молитвы об упокоении. Не надо православного человека поминать словами: «Пусть земля ему будет пухом», лучше прочитать короткую молитву: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

Вещи усопшего

Много суеверий связано с вещами умершего человека. Некоторые люди боятся оставлять их у себя. Однако верование в то, что вещи усопшего несут якобы какую-то негативную «энергетику» или грехи прежнего хозяина, неверно и несовместимо с православным мировоззрением.

Ничего плохого они в себе не несут, напротив, служат напоминанием о близком человеке, и значит, поводом для краткой молитвы о его упокоении. Они продлевают память о родственнике. Поэтому добротные вещи вполне можно оставить у себя дома, а то, что не пригодится вам, но в хорошем состоянии, можно раздать нуждающимся.

Неверно думать, что одежду новопреставленного усопшего нельзя трогать или раздавать до 40-го дня. Наоборот, это стоит делать до 40-го дня — в числе остальных дел милосердия, совершаемых особенно усердно в память об умершем.

На могилу — венки и еда

Несмотря на повсеместность этой традиции, искусственные цветы — не лучшее украшение могилы для православного христианина. С годами состарившиеся пластмассовые букеты и венки образуют горы мусора, который потом утилизируют, нанося вред окружающей среде. Искусственные цветы на самом деле — не лучшее доказательство нашей памяти и заботы об усопшем.

У Бога все живы, и в нашей памяти все усопшие родные, близкие сердцу люди — тоже живы. Но искусственные ромашки и хризантемы никак не подчеркивают это утверждение. Будет намного лучше принести на кладбище букет из живых цветов. А можно посадить саженцы нарциссов или календулы, или любых других — непосредственно у могилки.

Не стоит приносить и оставлять еду на кладбище. Эта суеверная традиция не имеет никакого отношения христианскому поминовению. Умершие родственники уже не нуждаются ни в еде, ни в питье. А оставленная на могилках пища, привлекает птиц и бродячих животных, которые начинают бродить по кладбищу, наводя беспорядок. Нарушается благоговейное отношение к памяти умерших.

Самим стать ближе к Богу

О душах усопших родственников мы можем молиться сами дома, а также заказывать церковные молитвы. Как же еще мы можем помочь нашим родным и близким, отошедшим ко Господу? Важны дела милосердия: накормить голодающих, подать нуждающимся, можно пожертвовать какую-то сумму на храм.

И, конечно, немаловажно наше собственное усилие по исправлению себя и укреплению в духовной жизни. Вообще, регулярная исповедь и причастие — это норма жизни для любого православного христианина. В дни поминовения усопших также очень хорошо будет причаститься Тела и Крови Христовых.

Например, в сорокодневный период со дня смерти родного человека или в родительскую субботу, поминая всех умерших близких. Соединение со Христом в таинстве — самая большая радость как для самого человека, так и для всех его родных, включая отошедших ко Господу.

Не забывать о главном

Иногда при поминовении мы механически следуем сложившимся традициям, совершенно забыв о причинах их возникновения. К примеру, многие знают, что со дня смерти 40 дней дома должна гореть лампада. А для чего она зажигается? Нужно понимать, что лампада важна не сама по себе, а в качестве призыва к молитве о недавно почившем родственнике.

И гореть она должна не перед фотографией умершего, а перед иконой Спасителя, Которого мы молим о милости и прощении грехов преставившегося человека. Такая же ситуация с поминками, давно превратившимися для многих в обычное застолье. А ведь целью поминального стола всегда была молитва за умершего, также вспоминали добрую жизнь усопшего.

А еще была традиция приглашать к трапезе людей малоимущих и нуждающихся, чтобы их накормить и попросить помянуть в молитвах умершего.

Несмотря на обилие пустых суеверий и укоренившихся в нашем сознании ложных традиций, нам нужно учиться с христианской любовью относиться к умершим родным. Не забывать их поминать и делать это правильно, без лени, а с живой заботой и теплотой.

Мясопустная родительская суббота — перед воскресением о Страшном Суде, за неделю до Великого поста (2020 год — 22 февраля);

Субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста (2020 год —14, 21 и 28 марта);

Радоница — на 9-й день после Пасхи (2020 год — 28 апреля)

Троицкая родительская суббота — перед праздником Пятидесятницы, Троицы (2020 год — 6 июня);

Покровская родительская суббота — перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы (2020 год — 10 октября)

Димитриевская родительская суббота — перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (2020 год —7 ноября).

Источник: https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/default.asp?id=72051

Поминовение усопших в Великий пост: каких ошибок лучше избежать

МОСКВА, 5 мар — РИА Новости. Великий пост у православных христиан считается не только периодом строгого воздержания в еде и досуге, но и временем для молитвы. Особенно это касается поминовения усопших. Священники рассказали РИА Новости, почему в Святую Четыредесятницу надо поминать тех, кого уже нет с нами, когда именно следует это делать и каких ошибок избегать.

Три Родительские субботы

Не зря православные называют это время особым. Усиленная молитва в пост делает и церковные службы куда более продолжительными, чем обычно. Молятся верующие не только о себе, но и о близких. В том числе и умерших.

«Ведь что такое смерть? Это переход в инобытие, в иную жизнь. А религия сама по себе есть восстановление связи между двумя мирами. Поэтому память об ушедших — это дорожка, проложенная от нас к ним», — объясняет известный церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).

С точки зрения христианского вероучения Иисус Христос своим воскресением, по сути, отменил смерть. Поэтому в храмах молятся об умерших, как о живых людях. Почему в Великий пост — особенно? Этот период, поясняют в Церкви, — не что иное, как подготовка к празднику Воскресения Христова. В 2020 году Пасха отмечается 19 апреля.

Оттого на Святую Четыредесятницу приходятся три Родительские субботы — особые дни поминовения, когда в храмах совершаются заупокойные службы. Происходит это на второй, третьей и четвертой великопостных седмицах: 14, 21 и 28 марта соответственно.

Самое важное поминовение

По церковному уставу поминовению усопших посвящен каждый субботний день. Обычно после литургии в храмах совершаются панихиды или короткие поминальные службы — литии.

А вообще об упокоении молятся ежедневно. В подготовительной части литургии — на проскомидии — священнослужитель произносит особые молитвы за живых и за мертвых. В это время он читает поданные прихожанами записки, называя каждое имя и вынимая небольшую частичку из просфоры.

«Это самое главное поминовение, которое в принципе может быть. Ведь мы во время литургии совершаем бескровную жертву, таинство Евхаристии: претворение хлеба и вина в тело и кровь Христовы. И вот эти частички, каждая из которых соответствует упомянутому имени, мы помещаем в евхаристическую чашу, они омываются кровью Христовой. Тем самым происходит символическое соединений душ этих людей с Богом», — объясняет настоятель университетского храма Святой Татианы протоиерей Владимир Вигилянский.

Однако в Великий пост литургию служат только по субботам и воскресеньям. Впрочем, как отмечает священник, подавать записку о поминовении можно в любое время — ее обязательно прочитают.

Кроме того, усопшие поминаются устно — на литургии есть специальный момент после чтения Евангелия. Также имена ушедших в мир иной произносят вслух во время заупокойной службы, которая обычно совершается после утреннего богослужения по субботам.

Великопостные обычаи

Кроме проскомидии и панихиды, устав ничего не говорит о поминовении усопших. Однако церковная традиция гораздо шире веками действующих предписаний.

«Я стал священником 25 лет назад, и мы на приходе все эти годы делаем так: в Великий пост прихожане делятся на группы по 20 человек. И каждый день дома читают Евангелие или Псалтирь. Все пишут по пять имен о здравии и об упокоении. Ежедневно эти имена, а их порядка шестисот, поминаются. Этот обычай распространен во многих храмах», — рассказывает отец Владимир Вигилянский.

Есть еще одна великопостная традиция — сорокоусты об упокоении. Усопшие, имена которых указаны в записке, устно поминаются священником на каждой литургии. В некоторых церквях служат панихиду ежедневно, где-то — не всегда, но по просьбе прихожан ее можно совершить в любой день.

«Молитва — не услуга»

Вместе с тем представители духовенства предостерегают верующих от большой ошибки. Многие требы в храмах совершаются за пожертвования, поэтому люди нередко относятся к молитве как к услуге.

«К сожалению, людям в таком случае кажется, что они что-то приобретают: заплатил 200 рублей — и, мол, будут теперь поминать моего родственника. Это неправильно, ведь молитву нельзя заказать, как, например, дрова или услуги сантехника», — объясняет иеромонах Макарий (Маркиш).

Важно личное участие человека в молитве об усопшем. В противном случае поминовение не имеет смысла, ведь принцип «подал записку и забыл», по словам Маркиша, в Церкви не работает.

Такое же значение имеет и общая церковная молитва, согласно завету Христа: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Поэтому у христиан и существуют особые дни поминовения усопших — Родительские субботы, а также возможность молиться за них на литургии.

Не надо забывать поминать усопших и самостоятельно, во время домашней молитвы. Великий пост, говорят священнослужители, — самое подходящее время, чтобы научиться этому.

Источник: https://ria.ru/20200305/1568167623.html

Зачем православные поминают усопших

На 9-й день после Пасхи Церковь особо вспоминает почивших христиан и предлагает в память о них помолиться, сделать что-то доброе, в том числе посетить и привести в порядок могилы. Такая традиция, хоть и привычна, но далеко не всегда понятна нашим соотечественникам, которые даже не представляют, зачем всё это нужно и что даёт почитание умерших.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как зовут Бога у православных христиан

Библия говорит о смерти двояко. С одной стороны, Бог смерти не сотворил, смерть — это трагедия и беда. Но, с другой стороны, Христос победил смерть, и, значит, для Его последователей, как бы это ни звучало парадоксально, смерть может стать началом новой жизни — жизни вечной.

Всем памятна история отпадения первых людей от Бога. Поддавшись искушению сатаны, Адам и Ева решили стать как Бог, стать равными Ему, стать независимыми от Него. Мы знаем, что первые люди нарушили заповедь Божью, вкусили плодов от «древа познания добра и зла» и вместо ожидаемой полноты жизни обрели смерть. Произошло примерно то же, что бывает с взбунтовавшейся командой на корабле.

Захватив судно, моряки радуются своей независимости и пускаются в самостоятельное плавание. Но без связи с большой землёй, без дополнительной помощи их путешествие будет длиться до тех пор, пока не кончатся горючее и еда.
Отказ от источника жизни автоматически приводит к тому, что существовать приходится за счёт ресурсов, содержащихся в самом себе, а они неизбежно иссякнут.

Любой человек, проходя через период своего расцвета, достигает увядания и смерти.

Но самое страшное в истории грехопадения то, что после разрыва отношений с Богом жизнь людей перестала быть путём к Богу, она стала дорогой в никуда, в пустоту. Человек обрёл не просто телесную смертность, он обрёл безбожие, приводящее его в конечном итоге к кромешной мгле и одиночеству.

Те книги Библии, что составляют Ветхий Завет (повествования, составленные до рождества Христова), ничего хорошего о смерти не говорят.

До пришествия Спасителя Бог не дал древнему израильскому народу откровения о смерти, не открыл ее тайну, ибо открывать было нечего: смерть — это путь во тьму, в богооставленность.

Те языческие фантазии о смерти, что царили в мире, — про астральные миры, про переселения душ умерших, про царство мёртвых и т.д. — всегда были чужды Библии, как и сама идея заманивания людей в хорошие посмертные условия, условно именуемые раем. Библия говорит, что человеку хорошо там, где Бог, и плохо там, где Бога нет.

Рай, открытый нам в библейском откровении, — это не пир среди неописуемых красот, а встреча с Богом. Как младенцу важно только одно — чтоб мама его прижала к своей груди, обняла его, приласкала его, так и человеку по своему призванию надо только одно — иметь личное живое общение со своим Творцом.

С точки зрения Библии, ад и самые страшные мучения там, где Бога нет, где пустота.

Евангелия (жизнеописания Иисуса Христа, составленные очевидцами) открывают нам, что Спаситель ценой своей жизни и смерти в Своем воскресении восстановил потерянную связь человека и Бога.

Вопрос этот не простой, и объяснить его тут невозможно; но важно понять, что в этом и кроется одна из тайн христианской веры — Христос дал возможность Своим последователям, тем, кто идёт Его путём, ещё при жизни встретить Бога лицом к лицу и после смерти обрести полноту общения с Ним.

Смерть теперь не запечатывает автономию человека, его безбожие, как это было до Христа, а становится переходом к жизни вечной в Боге и с Богом. Это трудно понять, ещё труднее в это поверить, но такова вера христиан.

Коротко можно сказать так:

 Человек, поддавшись искушению, отпал от Бога и потерял возможность общения с Творцом. Смерть стала трагедией и горем, ибо за ней ничего не стояло, кроме страданий от безбожия и бессмысленности. Но Сын Божий, став человеком, пройдя этим путём и воскреснув, победил смерть, преобразовав ее в путь к Богу.

Православное учение о загробной жизни

Важно понимать, что под понятием «православное учение о загробной жизни» скрываются разные и достаточно разрозненные взгляды и мнения. Строгого и развёрнутого учения о посмертии и загробной жизни у Православной церкви нет. Это понятно. Христианство — единственная в мире религия, которая предлагает своим последователям, ученикам Христа, вступить с Богом в такие земные отношения, которые не прервутся со смертью, но даже и обретут полноту.

У христианского взгляда на смерть и загробную жизнь несколько ключевых положений. Человек сотворён Богом как бессмертная богоподобная личность, способная к теснейшему общению с Творцом и проявляющая себя в телесной, душевной и духовной областях. С древних времён такое понимание выражалось в воспринятии человека как составного существа, имеющего тело, душу и дух — как бы высшую часть души.

Однако человек только тогда человек, когда он являет собой полноту и единство этих составляющих. Дух — сердцевина человеческой личности, он — орган богообщения, который животворит душу и тело. Но человек по призванию тот, кому в удел дан наш тварный мир. Люди созданы для жизни в мире, и поэтому не могут быть рассмотрены вне своих тел, которые, хоть и инструментальны по назначению, но все же являются частью человеческой природы.

Душа без тела с христианской точки зрения — это неполный человек. Апостол Павел напоминал первым христианам:

«Тела ваши — суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога».

В смерти человек распадается: тело гибнет, душа идёт к Богу. Если при жизни человек доверял Богу, был верен Ему, следовал заповедям Христа, то встреча души человеческой с Творцом будет исполнением долгожданной радости. Если в сердце человека веры не было, то может так статься, что после смерти он и сам не пожелает встречи, она будет для него мучительна.

Как бы то ни было, но окончательное определение участи умерших может произойти только после так называемого всеобщего воскресения. Из последней книги Библии, Апокалипсиса, мы знаем, что настанет день, когда Христос придёт судить мир, но перед этим Он всех умерших воскресит. Каждый умерший вновь станет полноценным человеком со своим телом. Суд может быть совершён только над человеком в его целостности.

О поминовении усопших 

Все это и есть основа православного отношения к умершим и православной традиции молитвенного поминовения усопших христиан. Останки почивших благоговейно и даже с почестями хоронятся, над телами усопших совершается так называемое отпевание — прощание и молитвенное напутствие.

Православная церковь уделяет очень много внимания умершим христианам. На каждом богослужении так или иначе вспоминаются усопшие, о них молятся ежедневно и дома, в память и о них тоже совершается Таинство Причастия.

С точки богословской, что и отражено в богослужебной практике, отношение к почившим то же, что и к живым: их имена в молитвах перечисляются, можно сказать, подряд.

Для христиан такая традиция совершенно естественна, более того, она являет собой прямое следствие из библейского откровения, которое можно выразить словами: у Бога все живы.

Поминовение усопших, молитвы за них ярко свидетельствуют о Церкви как о единой большой семье, возглавляемой Богом, куда входят и ныне живущие христиане, и умершие, и ангелы. Семейность отношений является одним из оснований для молитв за умерших. Если нами кто-то любим, если нам кто-то дорог, то как же можно не вспомнить этого человека в молитвах и не испросить у Бога милости и прощения грехов?

Юрий Белановский,зам. руководителя Патриаршего центрадуховного развития детей и молодёжи

при Даниловом монастыре в Москве

Источник: http://hram-kupina.ru/pominovenie-usopshix/zachem-pravoslavnye-pominayut-usopshix/

Можно ли и нужно ли поминать усопшего в день его рождения

Можно ли поминать усопшего в день его рождения

Однозначного ответа на этот вопрос, к сожалению, нет, и, наверное, не будет – и сейчас мы постараемся наиболее полно осветить, почему.

Как это было раньше и почему именно так

У наших предков было иное понимание законов жизни и смерти: они считали, что у каждого человека есть три дня рождения: день рождения его физического тела, день рождения его души, то есть крещение, и день, когда его душа возвращается обратно к Богу.

После смерти человека у него остается только один день рождения – фактически, это день его физической смерти, и поминать человека в тот день, когда он родился на этой земле – это большой грех, поскольку такие поминки не дают душе окончательно упокоиться.

Что делать в день рождения усопшего

У современной православной церкви другой взгляд на это: церковь говорит, что поминать человека в этот день можно и даже нужно, то есть поминки следует устраивать на девятый и сороковой дни после смерти человека, также на годовщину его смерти; а кроме того – и на день рождения.

Служители церкви говорят, что на кладбище можно убраться, а также принести цветы – живые (для вазы) или просто искусственные, а также поставить у памятника свечку или лампадку.

Священнослужители говорят, что нельзя устраивать на могиле поминки с алкоголем, но мы сделаем примечание о том, что так не стоит делать в принципе, а не только на день рождения усопшего.

Когда лучше поминать усопших

Во-первых, это «положенные» лично для каждого усопшего дни – то есть девятый, сороковой день и годовщина. Во-вторых – дни, специально отведенные для поминовения усопших – Родительские субботы, среди которых особенно ярко выделяется Радоница, он же Навий день у славян, когда было принято поминать ушедших.

Что за праздник – Родительская суббота? Когда она отмечается? Можно ли в этот день ходить на кладбище, а самое главное – убираться там? Рассказываем обо всех Родительских субботах в году.

Источник: https://postament.ru/blog/mozhno-li-i-nuzhno-li-pominat-usopshego-v-den-ego-rozhdeniya/

Как вести себя на кладбище и правильно поминать усопших

Кладбища это священные места, где покоятся тела умерших до будущего Воскресения.

Из глубокой древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, Христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения — Святым Животворящим Крестом из дерева, металла, камня или начертанным на надгробной плите. Простой скромный крест более приличествует могиле православного Хрис­тианина, нежели дорогие массивные монументы и надгробия.

Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к его лицу.

Крест на могиле православного христианина — молча­ливый проповедник блаженного бессмертия и воскресе­ния. Водруженный в землю и возвышающийся к небу он знаменует веру христиан в то, что тело усопшего нахо­дится здесь, в земле, а душа — на небе, и что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для Жизни вечной в Царстве Божием.

Мы называем наших покойных усопшими, а не умер­шими, потому что в определенное время они Восстанут из гроба. И потому могилу, как место будущего Воскре­сения, необходимо соблюдать в чистоте и порядке. Особо надо следить, чтобы не покосился крест, чтобы он был окрашен, чист и ухожен.

Как вести себя на кладбище.

Придя на кладбище, надо прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Затем зажечь свечку и совершить литию (слово «лития» означает усиленное моление). Для.совершения литии приглашают священника. Чин, который может совер­шить мирянин, приведен здесь. Можно также прочитать Акафист о упокоении усопших (стр. 31).

Не нужно есть или пить на кладбище. Совершенно недопустимо поминать усопшего спиртными напит­ками — этим не только оскорбляется память покойного, но «утяжеляется его участь в загробном мире. Обычай оставлять на могиле хлеб и другую еду «для усопше­го» является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными — принесенную пищу лучше отдать нищим. Тем более недопустимо остав­лять на могиле рюмку водки или лить ее в могильный холм.

Как правильно поминать усопших

«Постараемся, сколько возможно, помогать усоп­шим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, ь нам полу­чить обетованные блага», — пишет свт. Иоанн Златоуст.

Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету покойный не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благо­честивым.

Но вечно живая душа почившего испытыва­ет великую потребность в нашей постоянной молитве потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого правос­лавного христианина.

Особенную помощь почившим оказывает помино­вение в Церкви.

Потому, прежде чем посетить кладби­ще, кому-либо из родственников следует придти в храм утром к началу Божественной Литургии и подать записку «О упокоении» с именем усопшего для поми­новения его в алтаре на проскомидии (греч.

— «прино­шение»), когда из особого хлеба — святой просфоры — будет вынута частичка в память усопшего, а затем, в знак омовения его грехов, опущена в Чашу со Святыми Дарами. После Литургии хорошо отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Святых Христовых Тайн.

В определенные дни года Церковь творит помино­вение всех, от века усопших отцев и братии наших по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью или не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви. Панихиды, которые совершаются в такие дни, имену­ются вселенскими, а сами дни — вселенскими родите­льскими субботами.

Все родительские субботы не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно — пас­хальным циклом.

Всего 5 вселенских родительских суббот:

  1. Мясопустная суббота — за 8 дней до Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде. В этот день поминаются все православные христиане, в том числе умершие неестественной смертью: во время потопа, землетрясения, войн и т. п.
  2. Родительские субботы, 2-и, 3-й и 4-й седмиц Великого поста.

    Установлены вместо ежедневных поминовений за Божественной Литургией, каковых не бывает во время Великого поста.

  3. Троицкая родительская суббота — накануне Дня Святой Троицы, на 9-й день после праздника Вознесе­ния. В этот день совершается поминовение всех усоп­ших православных христиан.

Накануне каждого из этих дней вечером в храмах совершается парастас — заупокойная служба с чтением 17-й кафизмы, а в самые дни по окончании литургии служатся вселенские панихиды.

Кроме этих общецерковных дней, Русская Правос­лавная Церковь установила частные родительские дня.

  1. Это:Радоница — пасхальное поминовение всех усоп­ших православных христиан во вторник 2-й седмицы по Пасхе.
  2. День Усекновения главы св. Иоанна Предтечи -11 сентября (н. ст.), день поминовения православных воинов, за веру и Отечество на поле брани убиенных.
  3. Димитриевская родительская суббота — день поминовения убиенных воинов, установленный св. блгв. князем. Димитрием Донским в память — о Кули­ковской битве, впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов. Совершается за неделю перед 8 ноября (н. ст.) — днем, памяти вмч. Димитрия Солунского, св. Ангела великого князя.
  4. Поминовение воинов и всех страдальчески погиб­ших в годы Великой Отечественной войны — 9 мая (н. ст.).
  5. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову — 7 февраля (н.ст.) в случае совпадения этого числа с воскресеньем, или в ближайший воскресный день после него.

Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен поминаться:

  • в день его рождения,
  • в день кончины,
  • в день именин (день св. Ангела).

Очень полезно в памятные дни жертвовать на храм, подавать милостыню нищим с просьбой молиться за усопших.

Дополнение

«Но они не послушанi и не применили уха своего, и жили по внушению и упорству злого сердца своего и стали ко Мне спиною, а не лицом” (Мер. 7, 24)

Не всем умершим бывают полезны молитвы за них живущих на земле, и не за всех можно молиться. Тот, кто отвергается здесь Святой Православной Церкви, тот лишает себя и в будущей жизни ее ходатайства и молитвы.

Другие грешники отсекаются от Тела Цер­кви Христовой невидимым судом Божиим, когда грехи и страсти всецело овладевают ими и подавляют в них всякое добро.

И если в таком ужасном и безнадежном состоянии грешник умирает внезапно и без покаяния, то и Церковь ничем не может ему помочь и запрещает за него молиться.

Сюда относятся все грешники, умершие нераскаян­ные, отказавшиеся от покаяния, а также самоубийцы. К ним можно отнести слова, сказанные некогда Богом св. пророку Иеремии о евреях, которым Бог определил наказание: «Не молись о людях сих, и не проси, еже помилованы быти им» (Иер. 7,16).

Только творением милостыни родственники могут им помочь. А также, если благословит священник, близкие родственники умершего келейно, с глубоким смирением, с предварительным прошением о помило­вании их самих, — да не прогневают и не оскорбят Господа, — могут обратиться к Богу с молитвой, состав­ленной Оптинским старцем иеросхимонахом Львом:

«Взыщи, Господи, погибшую душу (имя)\ Аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави во грех сей молитвы моей. Да будет святая воля Твоя!»

Источник: http://kvh.kz/2018/04/17/kak-vesti-sebya-na-kladbishhe-i-pravilno-pominat-usopshix/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Иеромонах это кто в церкви

Закрыть