Когда совершается литургия св Василия Великого

Литургия Василия Великого. Богослужение — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Составление данного чинопоследования традиционно приписывают святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской.

Отличия чина литургии

Порядок, содержание и действие литургии Василия Великого такие же как и у литургии Иоанна Златоуста, но со следующими особенностями:

  • на проскомидии и отпусте вместо имени Иоанна Златоуста поминается имя Василия Великого.
  • молитва об оглашенных и каждая следующая молитва священника здесь имеет другой текст, как правило, более пространный в 2—4 раза;
  • песнопения здесь имеют более протяжный напев, чтобы священник успел прочитать молитвы, в частности, евхаристическую, которая длиннее примерно в 4 раза по сравнению с соответствующей молитвой на литургии Иоанна Златоуста;
  • во второй части евхаристической молитвы священник добавляет вслух слова «даде святым Своим учеником и апостолом, рек» перед возгласами «приимите, ядите» и «пийте от нея вси»;
  • вместо молитвы «Достойно есть» поётся молитва «О Тебе радуется», за исключением нескольких случаев, описанных в следующем разделе.

Рис. 1. Порядок совершения литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста в дни Рождества Христова или Крещения.И — литургия Иоанна Златоуста;В — литургия Василия Великого.Пустые клеточки подразумевают служение в эти дни литургии Иоанна Златоуста.  

Уставные особенности

  1. В некоторые дни совершения литургии Василия Великого «О Тебе радуется» заменяется задостойниками:
    • в Рождество Христово и Крещение Господне, случающиеся в воскресенье или понедельник, поются соответствующие праздничные задостойники;
    • в Великий четверг поётся ирмос 9-й песни канона Великого четверга: «Странствия Владычня»;
    • в Великую субботу поётся ирмос 9-й песни канона Великой субботы: «Не рыдай Мене, Мати».
  2. Если навечерия праздников Рождества Христова или Крещения Господня случаются в субботу (рис. 1б) или воскресенье (рис. 1в), то в эти дни служится литургия Иоанна Златоуста, в сами праздники служится литургия Василия Великого, а в пятницу перед ними литургия отменяется.
  3. В противном случае в навечерия Рождества и Крещения (рис. 1а), а также в Великие четверг и субботу литургия Василия Великого совершается в соединении с вечерней.

    См. также: Богослужение навечерия

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/2964-liturgiya-vasiliya-velikogo/

Святая литургия по древлеправославному чину

Святая Литургия — самая главная часть православного круга богослужения, таинственная служба христианской Церкви. Она совершается ежедневно (в тех храмах, где службы идут непрерывно), за исключением дней самого строгого поста. Так, Литургия не служится в некоторые будние дни Великого Поста и в Великий Пяток — день крестных страданий и смерти Спасителя.
 

Чины Литургии в старообрядчестве

В настоящее время используется три чина Литургии:

  1. Литургия Василия Великого;
  2. Литургия Иоанна Златоуста;
  3. Преждеосвященная Литургия святителя Григория, папы Римского.

Чаще всего — это Литургия Иоанна Златоуста, Литургия же Василия Великого служится 10 раз в году:

  • В сочельник (накануне) Рожества Христова и Крещения (или в день праздника, если он приходится на воскресенье или в понедельник);
  • В день памяти святителя Василия Великого 14 января (1 января по старому стилю);
  • В первое, второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого Поста;
  • В Великий Четверг и Великую Субботу.

В великопостные среду, пятницу и отдельные праздники (кроме субботы и воскресенья) совершается Литургия преждеосвященных Даров, имеющая свой особенный чин. Перед этой Литургией нет Проскомидии, молитвы Евхаристического канона были совершены ранее, отчего она и носит название «преждеосвященной».
 

Происхождение Литургии

Богослужебный чин Литургии складывался постепенно. В начале истории Церкви Литургия была воспроизведением тайной вечери Господа и совершалась вечером, после чего происходила совместная трапеза — агапа. Уже тогда намечались главные части Литургии: чтение священного Писания, ветхозаветные гимны, поучения, совершительные молитвы. В конце I и начале II века происходят в Литургии существенные изменения: вечери любви (агапы) отделяются от Литургии.

Вводятся новозаветные чтения, появляются молитвы за новопросвещенных, которые позже развиваются в ектении. В III веке вводятся молитвы за оглашенных, кающихся, бесноватых. Молитвы древней Литургии были очень пространны, и потому учителя Церкви решили ее сократить. Этот труд совершили святители Иоанн Златоуст и Василий Великий.

Разница между этими Литургиями незначительна: в Литургии Василия Великого пространнее тайные молитвы, читаемые священником.

Следует отметить, что некоторые новообрядческие богословы, стараясь оправдать реформы патриарха Никона, отменившего старые богослужебные чины и провозгласившего новые, утверждали, что точно так же и отцы Церкви «запрещали» более древние Литургии, а вместо них «сочиняли» новые. На самом деле никаких «запретов» старых и «сочинений» новых Литургий не было.

Христианское богослужение развивалось постепенно. Поздние Литургии никак не противоречили более ранним, но лишь украшались соответствующей месту и времени гимнографией и чинопоследованием.

Так и сами Литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого весьма условно принадлежат этим отцам Церкви, поскольку включают в себе как древние чины и молитвы, так и некоторые новые, составленные уже после упокоения этих святых. Впоследствии чин Литургии остается в общем неизменным, но отдельные песнопения и молитвы вносятся и в позднейшие века.

Так, например, гимн «Единородный Сын» включен в VI веке, Херувимская песнь — в конце того же века, Символ веры — в конце V, Достойно есть — в конце X века.
 

Главные части Литургии

Литургия святителей Василия Великого и Иоанна Златоустого состоит из трех частей:

1. Проскомидии, когда совершается приготовление Святых Даров для совершения Таинства;

Проскомидия. Фото Г. Чистякова

2. Литургии оглашенных, песнопения и чтения которой напоминают молящимся о времени, когда люди ожидали рождения Спасителя и Его проповеди до начала Крестных страданий;

3. Литургии верных, когда совершается Таинство Евхаристии — хлеб и вино, приготовленные во время Проскомидии, прелагаются (таинственно изменяются) в Тело и Кровь Господню. В конце Литургии верных священнослужители и достойные, готовые к этому люди, приобщаются Святых Таин.

Причащение младенца

Источник: https://ruvera.ru/liturgiya

Храм святителя Василия Великого | Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

Храм-часовня свт. Василия Великого при Всероссийском Выставочном Центре

Приписной храм святителя Василия Великого находится на ВДНХ на территории Сирингария за павильоном №32/34

В 1999 году — к 60-летию ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ — руководство Выставки приняло решение осуществить строительство часовни как памятного знака в честь юбилейной даты и обратилось за благословением к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Благословение было получено, и в августе 1999 года благочинным отцом Владимиром заложен камень и освящено место под строительство.

Cтроительство стало возможным благодаря пожертвованиям сотрудников и гостей Выставки. В храме-часовне каждое первое воскресенье месяца совершается Божественная Литургия. Также Божественная Литургия совершается в празднование Великих церковных праздников (Рождество и Пасха) и в день свт. Василия Великого (подробное расписание совершения Богослужений следует уточнять на сайте храма Тихвинской иконы Божией Матери в разделе «расписание»).

Строительство шло с 2000 года по август 2001 года. 7 сентября 2001 года часовня была освящена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II..

Храм-часовня носит имя святого Василия Великого, жившего в IV веке н. э. Имя Великий он стал носить еще при жизни, так как был «ученым в двенадцати науках». Патриарх Алексий II при освящении часовни пояснил, что ВДНХ всегда славила все новое, передовое, как в науке, так и в народном хозяйстве, поэтому святой Василий Великий будет помогать коллективу Выставки в продолжении этого пути.

К десятилетию существования часовни было принято решение об осуществлении пристройки алтарной части. Реконструкция была осуществлена также на пожертвования работников ВДНХ и благотворителей. Поэтому в сентябре 2011 года часовня, уже в качестве храма, была торжественно открыта во второй раз. Ее освятил преосвященнейший Тихон, епископ Подольский, управляющий Северо-Восточным викариатством г. Москвы.

Консоль юго-восточной угловой колонки.

Орёл, символ апостола Иоанна.

 

Ближайшее метро:  м. ВДНХ, идти через главный вход ВВЦ до павильона «Космос», затем налево или трамваи 11, 17 до конечной остановки «Останкино», затем через парк и по территории ВВЦ.

Источник: http://tihvinskiy.ru/pripisnyie-hramyi/

Объяснение литургии в вопросах и ответах

Вопрос. Что называется литургией?

Ответ. Литургией называется то общественное Богослужение, в котором совершается Таинство Причащения.

Вопрос. Почему литургия называется обедней?

Ответ. Название обедня произошло от обыкновения древних христиан по окончании литургии из остатков принесенных даров хлеба и вина учреждать братолюбную трапезу, или общественный обед,в части храма, которая потому ныне и называется трапезною.

Вопрос. Что должно знать о месте, где совершается литургия?

Ответ. Литургия должна совершаться непременно в храме, где престол (или, по крайней мере, вместо престола антиминс),на котором совершается Таинство, должен быть освящен архиереем.

Вопрос. Что такое антиминс?

Ответ. Антиминсом называется плат с изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб. В каждый антиминс влагается частица святых мощей, потому что литургия в древности совершалась на гробах мучеников.

Вопрос. Почему храм называется церковью?

Ответ. Потому что в нем для молитвы и Таинств собираются верующие, которые составляют Церковь.

Вопрос. Кем установлено Таинство Причащения?

Ответ. Таинство Причащения установлено Самим Иисусом Христом.

Вопрос. Как и для чего установил Иисус Христос Таинство Причащения?

Ответ. Сие святое Таинство установил Иисус Христос на Тайной Вечери с апостолами, пред Своими страданиями. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и разделил ученикам Своим, говоря: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая ученикам, сказал: пиите от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов (Мф. 26, 26-28).

Тогда же Спаситель апостолам, а в лице их и всем верующим, дал заповедь совершать сие Таинство до скончания мира, в воспоминание Его страданий, смерти и воскресения, для теснейшего соединения с Ним верующих. Он сказал: сие творите в Мое воспоминание (Лк 22,19).

Вопрос. Кем литургия приведена в тот состав, в каком ныне совершается в Православной Церкви?

Ответ. Литургия в настоящий ее состав приведена святителем Василием Великим, а потом, для удобства повседневного совершения, некоторые молитвословия в ней сокращеннее были изложены святителем Иоанном Златоустом.

Вопрос. В какие дни совершается литургия святителя Василия Великого?

Ответ. Литургия святителя Василия Великого совершается десять раз в году: в память сего святителя 1/14 января; в пять воскресных дней Великого поста; в Великий четверток; в Великую субботу; в навечерия Рождества Христова и Богоявления или в самые дни сих праздников, когда навечерия их бывают в день субботний или воскресный [1].

Вопрос. Что изображается в литургии?

Ответ. В литургии под наружными обрядами изображается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа, как то: Его рождение, учение, дела, страдания, смерть, погребение, воскресение и вознесение на небо.

Вопрос. Как разделяется литургия?

Ответ. Литургия разделяется на три главные части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.

Источник: http://www.wco.ru/biblio/books/liturgy/H00-T.htm

Святитель Василий Великий

Десять раз в году, преимущественно в дни Великого поста и Страстной седмицы, совершается в храмах Литургия св. Василия Великого. Однако не только литургическими трудами известен этот выдающийся святой.

Архиепископ, представитель блестящей богословской плеяды отцов каппадокийцев, один из трех святителей, именуемых Церковью вселенскими учителями, назван современниками «Великим» уже при жизни.

Он велик как епископ и оратор, богослов и аскет, велик своей неустанной деятельностью на пользу Церкви, своей самоотверженностью и силой характера. По словам одного из агиографов, имя «Великий» поистине стало его собственным именем.

Будущий святитель родился ок. 330 г. в Кесарии Каппадокийской (Малая Азия) в семье аристократической, состоятельной и, без преувеличения можно сказать, святой: помимо Василия, еще несколько членов ее, в том числе два брата, епископы Григорий Нисский и Петр Севастийский, были причислены к лику святых.

Годы учебы

Отец Василия, ритор и адвокат, наряду с христианским воспитанием желал дать сыну хорошее светское образование. Василий учился в Кесарии, Константинополе и, наконец, в «обители наук» – Афинах, где познакомился с будущим святителем Григорием Богословом, другом и сподвижником всей его жизни.

Последний отмечал в молодом Василии твердость характера, точность речи и редкую проницательность ума.

Оба юноши были руководимы одним призванием – быть христианами; обилие в Афинах идолов и других языческих соблазнов не повредило им и лишь укрепило будущих святителей в вере, они знали только две дороги – в храм и в училище.

В годы учебы два желания боролись в Василии – жажда знаний и тяга к уединенной аскетической жизни. Возобладало второе – и ок. 356 г. Василий покинул Афины для «жизни более совершенной». Блестящее образование, полученное им к тому времени, он отдаст впоследствии на служение Церкви.

Отшельничество

Вернувшись на родину, Василий служит на светском поприще. Однако зов Божий оказался сильнее всех земных притяжений: он расстается с престижной профессией и соответствующим общественным положением; принимает в возрасте 25–30 лет Крещение и отправляется в путешествие в Египет и Палестину, где знакомится со многими подвижниками и получает первые уроки иноческого жития. В результате Василий напишет: «Пожелал и сам я, сколько было мне возможно, сделаться подражателем оных людей».

В пустынном месте близ Неокесарии Василий и Григорий предаются аскетическим подвигам. Из стекавшихся к ним последователей устроились общежительные общины, на нужды которых св. Василий отзывался в течение всей жизни. Отшельническое житие Василия продолжалось недолго. Арианские смуты вызвали его из мирного уединения для деятельности на ином поприще.

На церковном служении

Пастырское служение было призванием Василия и смыслом его существования. В 364 г. он стал священником; в 370 г. – избран епископом на главную кафедру Каппадокийской митрополии – Кесарийскую. По словам св. Григория, он был поставлен на Кесарийскую кафедру для пользы всей Вселенской Церкви. Невозможно было сделать лучшего выбора для столь важного места.

Василий имел для этого все: личную святость, обширное общее образование, красноречие, глубокое знание христианского учения и административный талант. Он был милосерд и благотворителен: все свои личные средства и церковные доходы употреблял на нужды бедных, сам став едва ли не беднейшим жителем Кесарии. В сочетании с безупречной жизнью это принесло ему огромную популярность.

Можно отметить, что в Греции до сих пор подарки детям приносит не св. Николай (Санта-Клаус), а св. Василий, в его день – 14 января.

Епископство св. Василия продолжалось около 9 лет и совпало с тяжелейшим периодом в жизни Церкви: арианская ересь, поддерживаемая государством, накрыла почти весь христианский Восток; внутренние нестроения, споры, расколы, раздирали тело Церкви.

Защиту Православия от еретической смуты и восстановление церковного мира и единства св. Василий считал главным своим делом.

Выполняя его, он обнаружил большой такт и снисходительность по отношению к заблуждающимся по неведению и в то же время величайшее мужество при защите истинного учения от еретиков.

Как неутомимый защитник Православия св. Василий всю свою жизнь был для ариан предметом ненависти и интриг. Известна его знаменитая фраза, сказанная в ответ на угрозы пыток и лишения имущества: «Не подлежит конфискации имущества тот, кто ничего не имеет а смерть для меня благодеяние: она скорее пошлет меня к Богу, для которого живу и действую».

Стоящую перед ним задачу святитель решил, совершив двоякий подвиг: как богослов (о чем будет сказано далее) и как искусный пастырь – собрав воедино все тяготеющие к Православию разрозненные группировки.

До торжества своих богословских идей на II Вселенском Соборе он не дожил двух лет. Кончина святого, обладавшего всю жизнь крайне слабым здоровьем, последовала в 379 г.

на пятидесятом году жизни и была оплакана не только христианами, но даже язычниками и иудеями, на которых простирались его благотворительность и человеколюбие.

Творения свт. Василия Великого стали бесценным вкладом в сокровищницу Святоотеческого Предания Церкви. Память его совершается 14 января и 12 февраля н. ст.

Отцы каппадокийцы и троичное богословие

Период 4–8 вв. известен в истории Церкви как эпоха Вселенских Соборов и время богословского оформления христианского вероучения. Каждый Собор собирался в связи с той или иной ересью, волновавшей Церковь. Опровергая ее, богословы находили те точные формулировки, которые ложились в основу православной догматики.

4в. стал в этом плане веком «троичным». Богословие Святой Троицы формировалось главным образом в борьбе с арианством – ересью, отвергавшей Божество Сына Божия. Отрицая единосущие Сына Отцу, она угрожала самой сути христианства – учению о спасении: если Иисус Христос не Воплотившийся Бог – Богочеловек, а лишь человек, то спасение не состоялось.

Термин «единосущия» Христа Отцу, принятый на I Вселенском Соборе для опровержения ереси, был многим непонятен и нуждался в дополнительном разъяснении. Великой проблемой 4 в. стало найти терминологию, выражающую Божественное единство и различие – одновременность в Боге «еди́ницы» и «троицы». При этом суть библейской веры нужно было запечатлеть в словах, адекватных времени и понятных всем. Титаническими («нечеловеческими», по выражению В.

Лосского) усилиями отцов Церкви задача была решена. Выдающаяся роль в этом принадлежит «великим каппадокийцам»: Василию Великому, Григорию Богослову и Григорию Нисскому, называемым «троицей, славящей Святую Троицу». Они же сформулировали учение о Святом Духе как единосущном и равном Отцу и Сыну. Безусловным вождем каппадокийцев является св. Василий Великий.

В выдвинутой отцами формуле: «единая сущность при трех Ипостасях» Церковь признала точное определение содержимой ею троической веры.

Св. Василий Великий обличал ересь Ария в 4 в. В 20 в. это делал представитель св. отцов новейшего времени известный сербский богослов прп. Иустин Попович († 1979 г.). Он предупреждает: арианство живо; оно и сегодня стремится продолжить дело развоплощения Богочеловека Иисуса Христа, дело Иуды – «ведь Церковь называет Ария “вторым Иудой”».

Из сочинений прп. Иустина Поповича

«Арианство еще не обрело своей могилы; ныне оно современнее и распространеннее, чем когда-либо все сведено к человеку – все, включая и Богочеловека Христа Повсюду и систематически Господь Иисус Христос низводится к человеку. Богочеловека постоянно развоплощают, непрестанно совершая дело Ария

Откуда сегодня столько арианства? – Оттуда, что человек стал мерилом всех вещей, всех существ видимых и невидимых. Измеряя собою все, человек отвергает и отбрасывает все, что шире, выше и бесконечнее человека. Узкое мерило сужает Богочеловека до человека.

Обруч греха стягивает горделивый разум человека, так что тот не видит и не признает никакой реальности, большей, чем он Нет ничего абсолютного ни над миром, ни над человеком, ни в мире, ни в человеке, ни вокруг мира, ни вокруг человека От этого современного релятивизма, как и от релятивизма древнего, арианского, спасает только вера в Богочеловечество Господа Иисуса Христа, в Его единосущие с Богом Отцом

Христианство является христианством благодаря Богочеловеку, Его богочеловеческой идеологии и богочеловеческой методике. Это основная истина относительно которой не может быть никаких компромиссов

Только как Богочеловек Христос является высшей ценностью и непогрешимым критерием. Надо быть откровенным и последовательным до конца: если Христос не Богочеловек, тогда он наглейший самозванец, ибо провозгласил себя Богом и Господом Но евангельская историческая действительность неопровержимо показывает и доказывает, что Иисус Христос по всему и во всем – совершенный Богочеловек.

Поэтому человек не может быть христианином без веры в Богочеловека и Его богочеловеческое тело – Церковь, которой Он оставил всю Свою чудесную Личность. Спасительная и животворящая сила Церкви Христовой обнаруживается в вечно живой и вездесущей Личности Богочеловека.

Всякое замещение Богочеловека каким бы то ни было человеком и всякое выделение из христианства только того, что отвечает индивидуальному вкусу и разуму человека, превращает христианство в поверхностный и беспомощный гуманизм Только своей богочеловеческой силой христианство есть соль земли.

Растворенное же в гуманизме, христианство теряет вкус, становится безвкусной солью, которая, по истинным словам Спасителя, ни на что не годна, разве только на то, чтобы ее рассыпали и попирали (Мф. 5,13).

Всякое стремление и попытка соотнести христианство с духом времени отнимают у христианства ту специфическую ценность, которая делает его единственной богочеловеческой религией в мире Не сообразование и приспособление Богочеловека Христа к духу времени, а сообразование и приспособление духа времени к Христовой вечности, Христовой Богочеловечности – это и есть единая истинная миссия Церкви Христовой в этом мире, Церкви Апостольской и Православной»

Подготовила Людмила Кузнецова

Источник: http://trsobor.ru/svyatitel-vasilij-velikij/

Литургия св. апостола Иакова

В настоящее время в нашей Церкви совершается три вида Литургии: Литургия святителя Иоанна Златоуста, Литургия святителя Василия Великого и Литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова. Однако с первой половины XX века в богослужебную практику вновь начинает входить мало кому известная, древнейшая Литургия святого апостола Иакова. Это дошедшее до нас через тысячелетия сокровище древней Церкви, рожденное в ее колыбели — Иерусалимской христианской первообщине.

Иерусалимские истоки

Сию Божественную литургию святаго славнаго апостола Иакова, брата Божия и перваго архиереа иерусалимскаго от святыя Православныя Церкве Иерусалимския прияхом

В первые годы христианства не было устоявшегося образца для совершения богослужения. В каждой христианской общине Литургия совершалась со своими особенностями. Постепенно опыт совершения молитвословий закреплялся и складывался богослужебный чин.

Таким образом, образовывались, «выкристаллизовывались» чинопоследования Литургий, которые носили имена апостолов: например, антиохийская Литургия 12 апостолов, Литургия апостола Марка и Литургия апостола Иакова.Святой Иаков — составитель литургического чина, о котором пойдет речь ниже,— был сыном Иосифа Обручника от его первой жены, и потому в Евангелии он называется братом Господним.

Согласно Преданию Господь Иисус Христос явился ему после Своего Воскресения и поставил епископом Иерусалимской Церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме — городе, имеющем очень важное значение для христианского мира.

Свою жизнь он окончил около 64 года мученической смертью: иудейские начальники сбросили его с портика иерусалимского храма.

Именно апостолу Иакову, брату Господню, Предание приписывает составление древнего чина Божественной литургии, который в первые столетия христианства, вплоть до IX века, был распространен чрезвычайно широко: Литургия апостола Иакова совершалась в Палестине, в Антиохии, на Кипре, в Южной Италии и на Святой горе Синай.

Однако, начиная с IX века, она почти везде вытесняется Литургиями святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, более торжественными и созвучными пышности императорских богослужений Константинополя. Именно поэтому она осталась неизвестной и славянам, которые получили от своих просветителей богослужение в чисто «константинопольском» виде. Единственные два места на земле, где эта богослужебная жемчужина бережно сохранялась почти все второе тысячелетие,— это Иерусалимская Церковь и остров Закинф в Греции, где Литургия святого апостола Иакова постоянно совершалась все эти века (в Иерусалиме — три раза в год, в дни памяти святого апостола Иакова, Сродников Господних и 70 Апостолов, а на Закинфе — в любое время года, по желанию настоятеля).

В Русской Церкви

Не знаше бо сея службы Церковь Российская, ниже прочия Церкви народов словенских: от царскаго бо града Константинополя прияша богослужебный чин

В России до XX века эту Литургию почти не знали. Лишь в 1938 году в русском зарубежье игуменом Филиппом (Гарднером) по благословению митрополита Кишиневского и Хотинского Анастасия был подготовлен ее богослужебный перевод, а также песнопения на церковнославянском языке. Впервые в переведенном виде эта Литургия была совершена в Белграде.

Примечательно, в какой тяжелейший период для Русской Церкви начала совершаться Литургия апостола Иакова.

Вот какие удивительные, наполненные болью и надеждой строки мы встречаем в послесловии к церковнославянскому переводу: «Мним, яко в скорбныя дние наши, егда Церковь Русская в гонении и разсеянии обретается, Литургия сия зело приличествует: многажды бо молимся в ней о еже в гонении, в заточении, в тяжких работах и в многоразличных скорбех сущих, вельми умилительны и пространны суть молитвы сии, ихже изрекоша древние христианы, егда за веру гонения и скорби терпеша».С того времени и начинается возрождение этого редчайшего чина: сначала в русских церквах за рубежом, потом в 70 – 80-е годы в Санкт-Петербургской Духовной Академии, где подобная практика возникла по инициативе выдающегося иерарха XX века митрополита Никодима (Ротова). Долгое время Литургия апостола Иакова была неотъемлемой частью богослужебной жизни духовной школы, однако в 90-е годы совершение этой Литургии прекратилось.С 2002 года, по благословению Высокопреосвященнейшего Феофана, Архиепископа Берлинского и Германского, Литургия святого апостола Иакова регулярно совершается и в храме во имя святого Архистратига Божия Михаила в городе Гёттингене. Со временем стало ясно, что эта жемчужина нуждается в новой музыкальной «оправе». Поэтому на основе древних распевов, которые своей чистотой и прозрачностью удивительно подходят к ее строгому стилю, для этой Литургии была написана новая музыка, которую Высокопреосвященнейший Архиепископ Феофан 5 ноября 2005 года благословил для богослужебного пения в Берлинской епархии.

В настоящее время Литургия апостола Иакова совершается, как правило, в кафедральных соборах и монастырях некоторых епархий. Например, в Томской и Екатеринбургской епархиях, в Свято-Николаевском соборе Нью-Йорка и в других местах.

Необычный чин

Не обычен есть в дни наши сицевый чин

В послесловии к церковнославянскому переводу Литургии святого апостола Иакова говорится: «Ведомо буди, яко изменися мало чин сей от дней апостольских. Святыя отцы наша установиша, да поются песни некия, ихже не бысть во дни святых апостол, сиречь: Единородный Сыне, Трисвятое, таже Символ православныя веры, и иныя. Сие богоносныя отцы наша учиниша научения христиан вере ради».

Этот чин имеет ряд существенных особенностей. Например, когда Литургию апостола Иакова совершает Архиерей, то он облачается не в саккос, а в пресвитерскую (священническую) фелонь. Иподиаконы не участвуют в богослужении. Следовательно, дикирий и трикирий, а также орлецы — неотъемлемые атрибуты Архиерейского богослужения — не используются, жезл же архиерейский не обвязывают платом (сулком).

Диаконы возглашают ектеньи, стоя лицом к народу, на запад. Священное Писание, даже не при Архиерейском служении, читают на середине храма, также обернувшись лицом на запад. После чтения Евангелия сразу следует проповедь.

Во время Великого входа вместо обычного песнопения «Иже Херувимы тайно образующе» поется «Да молчит всяка плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом» Великий вход совершается через весь храм.

Еще одной особенностью этой Литургии является то, что не только священнослужители, но и миряне причащаются отдельно Тела и отдельно Крови Господа Иисуса Христа. Происходит это так: Архиерей (или священник) исходит из алтаря на амвон, держа в руках дискос с Телом Христовым, диакон выносит потир со Святою Кровью.

«И аще суть причащающияся миряне, приходят со смирением ко Архиерею (или иерею), и той, держа в шуйце (левой руке — Авт.) дискос со Святым Хлебом, глаголет: Тело Христово. И отвещает приходяй: Аминь.

И влагает Архиерей (или иерей) часть Святаго Хлеба во уста ему, и той снедает ю и приходит к диакону, и глаголет диакон: Кровь Христова, Чаша Жизни. И отвещает приходяй: Аминь. И дает ему диакон пити из чаши мало.

И сице причащаются людие

И отходят людие с миром в домы своя, священницы же совлачаются святых одежд, тожде творит и диакон, потребив святая, и идут в домы своя благодаряще Бога

».

публикуется по материалам сайта Саратовской епархии «Православие и современность»

Источник: http://www.iakovlevskoe.ru/saints/121-stiakovsliturgy

Литургия — Православный журнал

Литургия (греч. «общее дело») — главное богослужение Церкви. На Литургии совершается таинство Евхаристии: под видом хлеба и вина верующие вкушают Тело и Кровь Христовы.

Существует несколько чинопоследований Литургии. Они различаются по предполагаемому авторству главной части богослужения — Литургии верных и собственно Анафоры (греч. «возношение»), — во время которых хлеб и вино таинственным образом становятся Телом и Кровью Спасителя.

Литургия Иоанна Златоуста

Составитель чинопоследования:
святитель Иоанн Златоуст.

Совершается:
в течение всего года, если устав не предписывает другое.

Подробнее о литургии Иоанна Златоуста.

Литургия Василия Великого

Составитель чинопоследования:
святитель Василий Великий.

Совершается:
десять раз в году — в сочельники Рождества и Богоявления или в сами эти праздники, если они приходятся на воскресенье или понедельник; в день памяти святителя Василия Великого; в 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Великого поста, в Великие четверг и субботу.

Особенность:
молитвы, которые священник читает в алтаре, длиннее по сравнению с молитвами литургии Иоанна Златоуста. Поэтому все песнопения хор поет более медленно и протяжно.

Подробнее о литургии Василия Великого и самом святом.

Литургия Преждеосвященных даров

Составитель чинопоследования:
святитель Григорий Двоеслов.

Совершается:
только Великим постом. В среду и пятницу первых шести седмиц поста; в четверг пятой седмицы поста; в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; в день памяти св. Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого Поста и не попадают на субботу или воскресенье.

Особенность:
литургия Преждеосвященных даров не является литургией в собственном смысле слова, так как на ней не происходит освящения Святых Даров. По сути это вечерня, на которой совершается причастие Святых Христовых Таин.

Подробнее о литургии Преждеосвященных даров.

Литургия апостола Иакова

Составитель чинопоследования:
Иаков, брат Господень, апостол от 70-ти.

Совершается:
по специальному благословению священноначалия в 19 храмах Русской Церкви в день памяти апостола Иакова; может совершаться и в другие дни, когда устав не предписывает литургии Василия Великого, литургии Преждеосвященных даров или вовсе не запрещает совершение литургии.

Особенность:
традиция совершения этой литургии прерывалась в истории Церкви, полный чин не сохранился. Существуют разные реконструкции чина литургии апостола Иакова.

В одной из них, наиболее радикальной с точки зрения попытки восстановить атмосферу древней Церкви, миряне, так же как и священнослужители, причащаются Тела и Крови Христа раздельно. Большинство молитв читается священником вслух. Ектеньи и Священное Писание читаются лицом к народу, а не к алтарю.

Кроме Апостола и Евангелия читается Ветхий Завет. Вместо «Херувимской песни» хор поет «Да молчит всяка плоть человеча»

Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК. Вы можете скачать его в формате PDF

(7

Источник: https://foma.ru/liturgiya.html

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как звали мать Христа
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]