Литургия Василия Великого. Богослужение — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот
Составление данного чинопоследования традиционно приписывают святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской.
Отличия чина литургии
Порядок, содержание и действие литургии Василия Великого такие же как и у литургии Иоанна Златоуста, но со следующими особенностями:
- на проскомидии и отпусте вместо имени Иоанна Златоуста поминается имя Василия Великого.
- молитва об оглашенных и каждая следующая молитва священника здесь имеет другой текст, как правило, более пространный в 2—4 раза;
- песнопения здесь имеют более протяжный напев, чтобы священник успел прочитать молитвы, в частности, евхаристическую, которая длиннее примерно в 4 раза по сравнению с соответствующей молитвой на литургии Иоанна Златоуста;
- во второй части евхаристической молитвы священник добавляет вслух слова «даде святым Своим учеником и апостолом, рек» перед возгласами «приимите, ядите» и «пийте от нея вси»;
- вместо молитвы «Достойно есть» поётся молитва «О Тебе радуется», за исключением нескольких случаев, описанных в следующем разделе.
Рис. 1. Порядок совершения литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста в дни Рождества Христова или Крещения.И — литургия Иоанна Златоуста;В — литургия Василия Великого.Пустые клеточки подразумевают служение в эти дни литургии Иоанна Златоуста.
Уставные особенности
- В некоторые дни совершения литургии Василия Великого «О Тебе радуется» заменяется задостойниками:
- в Рождество Христово и Крещение Господне, случающиеся в воскресенье или понедельник, поются соответствующие праздничные задостойники;
- в Великий четверг поётся ирмос 9-й песни канона Великого четверга: «Странствия Владычня»;
- в Великую субботу поётся ирмос 9-й песни канона Великой субботы: «Не рыдай Мене, Мати».
- Если навечерия праздников Рождества Христова или Крещения Господня случаются в субботу (рис. 1б) или воскресенье (рис. 1в), то в эти дни служится литургия Иоанна Златоуста, в сами праздники служится литургия Василия Великого, а в пятницу перед ними литургия отменяется.
- В противном случае в навечерия Рождества и Крещения (рис. 1а), а также в Великие четверг и субботу литургия Василия Великого совершается в соединении с вечерней.
См. также: Богослужение навечерия
Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/2964-liturgiya-vasiliya-velikogo/
Божественная литургия в церкви
Слово «Литургия» впервые появилось в Греции и означало дело, сделанное совместно. При проведении Божественного служения совершается Таинство Причащения, когда после покаяния и исповеди православные причащаются Телу и Крови Иисуса через принятие кусочков просфоры и виноградного вина.
Христианские основы Евхаристии
Две тысячи лет тому назад Христос на Тайной вечере оставил заповедь, принимать причастие в память о Нем, вкушая хлеб и вино. Современные христиане приобщаются Его Крови через это таинство, совершаемое во время Божественной Литургии.
Божественная литургия – самое важное богослужение
В прежние времена Великое богослужение называлось обедней, католики проводят причастие на мессе.
Первые христиане в иудейском обществе воспринимались, как секта, поэтому подвергались гонению. Неся евангелие Христа в мир, рассказывая о значении Евхаристии, ученики Иисуса постоянно подвергались нападкам общества, поэтому часто их богослужения проходили под покровом тайны.
После служений язычникам апостол Павел отстоял предложение допускать к причастию новообращенных язычников без соблюдения закона Моисея об обрезании. На первых служениях практически ежедневно читались псалмы, говорились проповеди, пелись молитвы, и все служения заканчивались воспоминаем о Тайной Вечере. На общих молитвах христиане каждый день преломляли хлеб и принимали вино, вспоминая о земной жизни Спасителя.
Читайте о Православной Церкви:
Позже это действие назовут Евхаристией, которая является центральной частью Божественного служения. В отличие от иудеев, христиане:
- отказалась от кровавых жертв, приняв единую и последнюю жертву, Божьего Агнца, Иисуса Христа;
- могут рукополагать любого человека на земле, принявшего христианство, а не только Аароновых потомков;
- местом служения выбирают весь мир;
- молитвенные богослужения могут проводить как днем, так и ночью;
- ввели часы по время служения.
Богослужебные часы
Молитвы, время чтения которых определяется временем суток, называется часами. Во время этих молитв, которые длятся всего четверть часа, от присутствующих требуется максимальная концентрация внимания, чтобы отвлечься от мирской суеты и почувствовать Божье присутствие во всей полноте.
Богослужебные Часы – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное
После часов, которые начинаются в шесть вечера, идет обычное богослужение.
Божественное служение начинается с вечерни и повечерни, которые начинаются в 17.00 и 21.00 соответственно.
Ночное служение заканчивается полунощной, после чего следует утреня, начинается в 7 часов утра, на ней звучит молитва Первого часа. Третий час читается в 9 утра, Шестой — 12.00, заканчивает дневные молитвы Девятый час в 15 часов. Божественная Литургия служится с Третьего по Девятый час, хотя каждый храм имеет свое расписание.
В расписание молитвенных часов вносят свои коррективы посты, праздники и особые даты. Например, перед Святым Воскресением ночное бдение объединяет такие богослужения, как вечерня, повечерие и полунощница.
Важно! Божественная Литургия и Евхаристия не проводятся в Великую Пятницу.
Читайте о других днях Страстной Седмицы:
- Великий Понедельник
- Великая Среда
- Великий Четверг
Последовательность проведения Божественной Литургии
Таинство причастия в православии называется Евхаристией, богослужение, на котором совершается Причастие, и есть Литургия. Это слово на греческом языке состоит из двух составляющих, первая означает общественная, произошла от части слова «литос», вторая — «эргос» в переводе означает служба.
Литургия, как правило, совершается до обеда и состоит из трех частей:
- Проскомидии;
- Литургии оглашенных;
- Литургии верных.
Истоки великого служения начались в раннем христианстве, изменения произошли в самой церкви, но неизменными остались как основа, так и символика.
Предметы для проведения Литургии
Богослужения, во время которых совершается Евхаристия, проходят практически ежедневно, исключение составляют некоторые дни во время Поста Великого, Рождественского, в среду и пятницу недели, предшествующей Пасхальному воздержанию и несколько дней, о них можно узнать в расписании храма.
Во время великого богослужения вспоминается жизнь Спасителя, начиная от Благовещения до Его Воскрешения.
Проскомидия
Во время чтения заздравной и заупокойной молитвы двери алтаря закрыты, за ними иерей готовит хлеб и виноградное вино для Евхаристии.
Когда Великие Дары готовы, читается Третий и Шестой час, вспоминая все пророчества из Старого завета о рождении Мессии и само Рождество Иисуса. Во время Проскомидии вспоминаются ушедшие к Богу Святые, пророки и апостолы.
Литургия оглашенных
Необычность названия этого богослужения исходит из того, что к нему допускались не только люди, принявшие православие через Крещение, но и те, кто готовится это сделать, оглашенные. Это часть Божественного служения призвана подготовить присутствующих к принятию Святых Даров.
Антифонное пение начинает вторую часть службы пением «Единородный сын», далее священники выносят евангелие, после чего продолжаются пения, прокимен и начинается проповедь.
Литургия оглашенных
Хор поет «Аллилуйя» и стихи из Псалтыря, после чего снова читается проповедь, которую завершает ектения — молитвенное прошение. В этой части служение отличается от остальных двух тем, что на каждый стих звучит «Аминь» или «Господи, помилуй», после чего верующие накладывают на себя крестное знамение.
На заметку! Ранее оглашенные покидали храм, в настоящее время они остаются на месте, но только, как наблюдатели, а не участники.
Литургия верных
Херувимская песня звучит перед Великим ходом, открывающим третью часть Божественной Литургии. Открыв Царские Ворота алтаря, диакон, читая псалом 50, делает обход:
- престола;
- алтаря;
- иконостаса;
- священника;
- прихожан.
Святые дары переносятся на престол, после чего Царские врата закрываются и читают «Символ веры».
Анафора, читаемая далее, является основной частью Литургии. Это евхаристическая молитва, в которой вспоминается Тайная вечеря, призывается Дух Святой и звучит ходатайственное прошение за живущих и ушедших в Небеса. Во время анафоры происходит божественное превращение хлеба и вина в Святые Дары — Тело Господнее и Его Кровь.
Анафора представляет собой евхаристическую молитву, читаемую священником
Причащение начинается после прочтения Господней молитвы «Отче наш». Христиане перед принятием Причастия три дня должны проводить в посте. Божественная Литургия является символом воспроизведения жизни Спасителя на земле, каждое действие великого богослужения имеет свое значение.
После Евхаристии диаконом произносится краткая ектения с благодарением Всевышнего за Причастие, после чего отпускают прихожан с миром по домам.
Разновидности Литургий сообразно византийского обряда
Православные богослужения насчитывают 5 великих литургий, в настоящее время проводится только три из них. Как классический вариант, описанный выше, проводится богослужение, основанное Иоанном Златоустом.
Десять раз в течение года совершается Литургия Василия Великого, отличающаяся более длинными молитвами.
Во время Великого поста звучит Литургия Преждеосвященных Даров, написанная Григорием Двоесловом. На этой службе отсутствует Проскомидия, Евхаристия совершается ранее освященным хлебом и вином.
Ряд приходов Православной церкви за рубежом проводят Великое богослужение Иакова, отличительной чертой которого являются некоторые перестановки в анафоре.
Апостол Марк составил Литургию, которая получила свое почитание только 2007 году на Архиерейском Синоде Православной церкви, она совершается в некоторых зарубежных русских храмах.
Пояснение Божественной Литургии
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/bozhestvennaya-liturgiya-v-tserkvi.html
Объяснение литургии в вопросах и ответах
Вопрос. Что называется литургией?
Ответ. Литургией называется то общественное Богослужение, в котором совершается Таинство Причащения.
Вопрос. Почему литургия называется обедней?
Ответ. Название обедня произошло от обыкновения древних христиан по окончании литургии из остатков принесенных даров хлеба и вина учреждать братолюбную трапезу, или общественный обед,в части храма, которая потому ныне и называется трапезною.
Вопрос. Что должно знать о месте, где совершается литургия?
Ответ. Литургия должна совершаться непременно в храме, где престол (или, по крайней мере, вместо престола антиминс),на котором совершается Таинство, должен быть освящен архиереем.
Вопрос. Что такое антиминс?
Ответ. Антиминсом называется плат с изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб. В каждый антиминс влагается частица святых мощей, потому что литургия в древности совершалась на гробах мучеников.
Вопрос. Почему храм называется церковью?
Ответ. Потому что в нем для молитвы и Таинств собираются верующие, которые составляют Церковь.
Вопрос. Кем установлено Таинство Причащения?
Ответ. Таинство Причащения установлено Самим Иисусом Христом.
Вопрос. Как и для чего установил Иисус Христос Таинство Причащения?
Ответ. Сие святое Таинство установил Иисус Христос на Тайной Вечери с апостолами, пред Своими страданиями. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и разделил ученикам Своим, говоря: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая ученикам, сказал: пиите от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов (Мф. 26, 26-28).
Тогда же Спаситель апостолам, а в лице их и всем верующим, дал заповедь совершать сие Таинство до скончания мира, в воспоминание Его страданий, смерти и воскресения, для теснейшего соединения с Ним верующих. Он сказал: сие творите в Мое воспоминание (Лк 22,19).
Вопрос. Кем литургия приведена в тот состав, в каком ныне совершается в Православной Церкви?
Ответ. Литургия в настоящий ее состав приведена святителем Василием Великим, а потом, для удобства повседневного совершения, некоторые молитвословия в ней сокращеннее были изложены святителем Иоанном Златоустом.
Вопрос. В какие дни совершается литургия святителя Василия Великого?
Ответ. Литургия святителя Василия Великого совершается десять раз в году: в память сего святителя 1/14 января; в пять воскресных дней Великого поста; в Великий четверток; в Великую субботу; в навечерия Рождества Христова и Богоявления или в самые дни сих праздников, когда навечерия их бывают в день субботний или воскресный [1].
Вопрос. Что изображается в литургии?
Ответ. В литургии под наружными обрядами изображается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа, как то: Его рождение, учение, дела, страдания, смерть, погребение, воскресение и вознесение на небо.
Вопрос. Как разделяется литургия?
Ответ. Литургия разделяется на три главные части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.
Источник: http://www.wco.ru/biblio/books/liturgy/H00-T.htm
Литургия
Литургия (также называемая обедней) — это сердце христианского Богослужения, во время которой совершается претворение («пресуществление») хлеба и вина в Тело и Кровь Господни. Литургия по своему содержанию является мистическим повторением Тайной Вечери, во время которой Христос раздал ученикам хлеб и вино, претворенные в свои Тело и Кровь.
Литургия — служба коллективная и предполагает участие всех присутствующих, которые как бы незримо соседствуют с двенадцатью апостолами на Вечере Господней, участвуюя в этом знаменательном пире с Господом. В современной практике эту функцию в литургии выполняет хор, символизирующий всех молящихся. Он ведет диалог со священнослужителем, который совершает литургию.
Священник в свою очередь представляет на Литургии своего архиерея (который и является наследником апостольской миссии, порученной им Христом). Таким образом, Литургия связывает воедино время и место и мистически переносит всех верующих в канун Воскресения Христова и становится мостом, связывающим всех верных Господу Причастием Его Крови в единую Церковь, пронизывающую вечность и вселенную.
В Литургию входит ряд молений, славословий Господу, псалмов, чтение отрывка из Евангелий и отрывка из апостольских писаний (Деяния, Послания Апостолов), проповедь, причастие. Часть литургии восходит еще к временам Богослужений в Первом Иерусалимском храме. Литургия делится на два раздела — литургия оглашенных и литургия верных. Все главные тайнодействия сосредоточены в литургии верных.
Это пошло от раннехристианской практики оглашения, когда в общинах существовало большое количество людей, получивших наставление в вере («оглашенных»), но еще не крещеных; их допускали только к совместной молитве. Сейчас некрещеных из храма не изгоняют, но призыв к ним покинуть храм и закрыть двери сохранился. На «закрытой» части литургии и совершается таинство Причастия.
Кроме этого, в литургии священник произносит ряд «тайных» молитв, (здесь не приводятся), символизирующих молитвы каждого верующего, возносимые им в сердце к Богу.
Литургические тексты составлялись начиная с апостолов; исторически первой явялется литургия, созданная первым епископом Иерусалимской церкви апостолом Иаковом, сводным братом Господа Иисуса.
Литургическая символика
Проблема восприятия литургического действа по своей сложности и необъятности является предметом отдельной богословской дисциплины — т. н. литургического богословия. Семантически наиболее сложна Евхаристия, но и вся структура организации богослужения многопланова. В вечно длящемся евхаристическом действии Сам Христос является одновременно и Божеством, которому возносится Жертва, и самой Жертвой, приносимой за грехи мира и Архиереем (жрецом), приносящим Жертву.
Топографический символизм
Сам храм, где происходит богослужение, его архитектура и убранство являются образом трансцендентного и имманентного мира. По учению Иоанна Геометра (X век), храм есть «подражание вселенной» , то есть он является литургическим образом мира, близким к миметическому подобию. В храме сконцентрированы «все красоты вселенной».
Земля, море, воздух, планеты и звезды явлены в пространстве храма, в его архитектуре, облицовке и росписях. Здесь потустороннее является в посюстороннем, трансцендентное становится имманентным, смысл сходит во всякий предмет, здесь снимается противоречие между духовным и материальным, небо спускается на землю, Бог становится человеком, воплощается в мире.
«Если существует некоторое слияние противоположностей всего мира, дольнего и горнего — оно здесь». По учению патриарха Германа, церковь является земным небом, вообще все внутреннее пространство храма — увеличение степени значимости с запада на восток и снизу вверх,— весь внутренний его интерьер мистически являет, в структуре т. н.
«топографического символизма», реальности высшего духовного порядка. Так, по учению отцов Церкви, конха является Вифлеемской пещерой и, одновременно, по Герману, местом погребения Христа (по Софронию Иерусалимскому — гробом Господним); жертвенник является яслями Христа, Его гробом и, одновременно, небесным жертвенником.
Своды алтаря и потолок храма — образы двух уровней неба; лампады и свечи — образы вечного Света; стихарь — образ плоти Христовой; архиерей — образ Господа, иереи — духовные чины, диаконы — ангелы, и т. д.
Церковь земная и небесная
Изображения храма также включаются в литургическое действо, мистически являя единение неба и земли.
Так, по Симеону Солунскому, «священные изображения» Спасителя, Богоматери, святых и апостолов на алтарной преграде (иконостасе) означают «и пребывание Христа на небе со своими святыми, и присутствие его здесь, среди нас». Таким образом, по учению св.
отцов, вся Церковь, земная и небесная, участвует в Литургии. При этом и сами участники Литургии изображают небесные силы в их «великом и страшном» служении, о чём поется в Херувимской песне: «Мы, херувимов тайно изображающие».
Все эти «изображения», литургические образы, не являясь по сущности архетипом, по своей антиномической природе обладают его силой. Литургическим образом является и сама словесная часть Литургии, которая не случайно облечена в напевно-мелодическую форму. «Мне кажется,— писал св.
Григорий Нисский,— что философия, проявляющая себя в мелодии, есть более глубокая тайна, чем об этом думает толпа». Ту же мысль высказывает и св.
Иоанн Златоуст: «Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет ее, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигать полного презрения к житейским предметам, как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное песнопение».
Литургия как воспоминание
Литургическая символика тесно связана с пониманием богослужения как «воспоминания» (анамнесиса). Св. Дионисий Ареопагит, поясняя литургическое священнодействие, говорит, что оно совершается «в Его воспоминание». Но это особое, вневременное воспоминание, не подчиняющееся логике бытия.
В нём вспоминают и прошлое, и настоящее, и будущее, как уже бывшее и вечно длящееся, то есть это воспоминание, выходящее за пределы антиномии «литургического времени», преодолевающее и этим снимающее её. Так анамнесис (часть евхаристической молитвы) литургии, приписываемой св.
апостолу Иакову, брату Господню, «вспоминают» «второе и славное и страшное Его пришествие, когда Он придет со славою судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его». Так же и в Литургии св. Иоанна Златоуста, в евхаристической молитве, «вспоминают» «вся еже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие.».
Не только отдельные молитвы и части Литургии, но и внутреннее устройство храма имеет «напоминательное» значение. Так, по патриарху Герману, «алтарь указывает на второе пришествие Его, когда Он придет со славою судить живых и мертвых» .
Литургическая символика не только многопланова, но и динамична, она меняется в процессе богослужения: антиномичность литургических образов простирается не только на онтологическую сферу, но и на временную.
Так, дискос с положенными на нём частицами просфоры в Проскомидии выступает как образ Церкви небесной и земной и, одновременно, изображает Вифлеемский вертеп.
Стоящий на голове диакона при Великом Входе, он означает распятого Христа, а снятие тела Иисуса с креста изображается снятием дискоса с головы диакона.
Максим Исповедник в своем «Тайноводстве» различает в литургической символике общее, более широкое значение каждого элемента, и его частные смыслы.
Так, Церковь в общем плане является «образом и изображением Бога», а в частном плане — ибо она состоит из святилища и собственно храма, «наоса» — образом мысленного, ноэтического и чувственного мира, а также — образом человека и, кроме того, души, как состоящих из духовной и чувственной частей. Малый вход вообще означает первое пришествие Христа, а в частности — обращение неверующих к вере и т. п.
Вся Евхаристия, согласно поздним толкованиям, выражает земную жизнь Христа. Так, первая часть Литургии — Проскомидия — это рождение Христа в Вифлееме, воплощение Слова (Логоса); Малый Вход — выход Его на проповедь; Великий Вход — страсти и крестная смерть; поставление Даров на престоле — положение Иисуса во гроб и т. д.
Источник: https://www.crkvenikalendar.com/liturgija/liturgija_ru.php
Порядок и изъяснение Божественной Литургии
Первое место среди церковных служб занимает Литургия. Во время Литургии совершается Святейшее Таинство Причащения, установленное Господом нашим Иисусом Христом в четверг вечером, накануне крестных Страданий.
Умывши ноги Своим Ученикам для показания примера смирения, Господь взял хлеб, благословил его, преломил и дал Ученикам, говоря: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое», потом Он взял чашу с виноградным вином и, воздев хвалу Богу, подал Ученикам, говоря: «Пиите от нея вси сия бо есть Кровь Моя Нового Завета, яже за многия изливаемая во оставление грехов». (Мф. XXVI, 26–28).
Причастив Апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Мое воспоминание». (Луки XXII, 19; 1 Кор. XI, 24).
Апостолы действительно совершали Св. Причащение по заповеди и примеру Иисуса Христа и заповедывали совершать Таинство Св. Причащения в каждой вновь возникавшей христианской общине.
В первое время обряд и порядок совершения Литургии передавался устно, затем стало появляться и письменное изложение Литургии. Литургия мало-помалу стала обогащаться новыми молитвами, песнопениями и священными действиями.
Литургия всегда совершалась и будет совершаться до скончания века в Церкви Христовой, ибо через Св. Причащение мы входим в единение с Иисусом Христом и очищаемся от своих грехов. Самое слово Причащение или Причастие, то есть общение и участие, означает то, что благодаря этому Таинству мы входим в общение, во-первых, с Иисусом Христом и, во-вторых, друг с другом.
О первом общении говорится в словах Иисуса Христа: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Иоан. VI, 54–56); о втором — в словах Апостола Павла: «Един хлеб, едино тело есмы многи вси бо от единаго тела причащаемся» (1 Кор. X, 16, 17).
Разделение Литургии
Порядок Литургии такой: сперва приготовляется вещество для Таинства, потом верующие приготовляются к Таинству и, наконец, совершается самое Таинство и верующие причащаются. Та часть Литургии, на которой приготовляется вещество для причащения называется «Проскомидией»; вторая часть, во время которой приготовляются верующие к Таинству — называется «Литургией оглашенных», третья часть — называется «Литургиею верных».
Первая часть Литургии
Проскомидия или «Принесение»
Первая часть Литургии, на которой приготовляется вещество для Таинства, называется «принесением», потому что в назначенное время древние христиане приносили хлеб и вино для Евхаристии, оттого и самый хлеб называется «просфорой», то есть «приношением».
Веществом для Таинства служит хлеб и вино. Хлеб должен быть квасный (поднявшийся), чистый, пшеничный. Хлеб должен быть квасным, а не пресным, потому что Сам Господь Иисус Христос для совершения Таинства взял квасный хлеб. Пшеничный хлеб берется также по примеру Иисуса Христа и ещё потому, что Иисус Христос сравнивал Себя с зерном пшеничным (Иоан. XII, 24).
По внешнему виду хлеб (просфора) состоит:
- из двух частей, соединенных вместе в обозначение двух естеств Иисуса Христа — Божеского и человеческого.
- с обозначением креста в знак того, что сей хлеб назначен для священного употребления,
- с надписью на сторонах креста Христос-Победитель.
Вино должно быть виноградным и красным, потому что Сам Иисус Христос употребил на Тайной Вечери виноградное вино. В Проскомидии, при воспоминании страданий Спасителя, вино соединяется с водою, знаменуя, что во время Страданий Спасителя из прободенного ребра Его истекала кровь и вода.
Для Проскомидии употребляются пять хлебов или просфор, но собственно для Причащения употребляется одна (Агнец), как говорит Апостол: «Один хлеб, едино Тело есмы мнози: вси бо от единого хлеба причащаемся» (1 Кор. X, 17).
Общий очерк Проскомидии
После облачения (облачение священнослужителей пред Литургией совершается после чтения некоторых положенных молитв, пред Царскими вратами, что называется «совершением входнаго») во все священные одежды и произнесения начинательного «возгласа» для чтения псаломщиком часов, священник приступает к жертвеннику.
Совершив три земных поклона пред жертвенником с молитвой об очищении грехов, священник берет первую просфору и копием делает на ней трижды знамение креста, произнося: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Это значит: мы начинаем совершать Литургию по завету Иисуса Христа и в воспоминание о Нем. Затем с произнесением пророческих слов пророка Исаии, священник производит копием надрез по четырем сторонам средины просфоры.
Так выделяется кубическая часть просфоры и называется Агнцем. Изъятую из просфоры эту кубическую часть (называемую Агнцем) священник полагает на дискос, надрезывает с противоположной стороны печати крестообразно, произнося при этом слова: «Един воин копием ребра Его прободе и абие изыдя кровь и вода» (Иоан. 19, 34).
В соответствии с этими словами в чашу вливается вино, соединенное с водою. Совершив приготовление Св. Агнца, священник вынимает частицы из следующих просфор.
Из второй просфоры вынимается частица в честъ и память Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и полагается по правую сторону Св. Агнца.
Из третьей просфоры вынимается 9 частиц в честь девяти чинов Святых Божиих и полагается по левую сторону Св. Агнца, по три частицы в ряд.
Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых. Вынутые о здравии частицы полагаются ниже Св. Агнца.
Из пятой просфоры вынимаются частицы за умерших и полагаются ниже частиц, вынутых за живых.
По изъятии частиц, священник благословляет кадило с фимиамом, кадит звездицу и полагает ее верху Св. Хлеба на дискосе. Затем, окадив фимиамом первый покровец, священник покрывает им Св. Хлеб с дискосом; окадив второй покровец, священник покрывает им Св.
потир (чашу); наконец, окадив большой покров, который называется «воздухом» (словом «воздух» большой покров называется, потому что, вея им на Литургии во время символа веры, священник колеблет воздух), священник покрывает им дискос и Св.
потир вместе, произнося при каждом покровении соответствующую молитву.
Затем священник кадит Св. жертвенник и читает молитву, в которой просит Господа принять дары в «пренебесный Свой жертвенник», помянуть тех, кто принес дары и за кого они принесены, а самих священнослужителей сохранить неосуждениями в священнодействии Божественных Тайн.
Во время Проскомидии читаются на клиросе 3-й, 6-й, а иногда и 9-й часы.
На третьем часе вспоминается бичевание и надругание над Иисусом Христом после суда у Пилата и, с другой стороны, сошествие Св. Духа на Апостолов, бывшее около 9-10 часов утра по нашему счету). Поэтому в псалмах (16, 24, 50) и молитвах слышится, с одной стороны, обращение от лица Невинного Страдальца, а с другой стороны, напоминание о Св. Духе.
На шестом часе (по нашему 12–1 ч.) вспоминаются добровольные страдания и распятие Иисуса Христа на Голгофе. Поэтому в псалмах (53, 54, 90) говорится о страданиях.
Вообще псалмы 6-го часа изображают покушение Иудеев на жизнь Господа и происки о том, чтобы умертвить Его, их насмешки и ругательства, землетрясение и мрак, покрывший тогда землю, и пр.
Последний, псалом, 90-й: «Живый в помощи Вышняго», указывает на помощь от Отца Сыну в Его скорби, и в словах: «На аспида и василиска наступивши» и пр. — на Его победу над адом.
На девятом часе (по нашему 3–4 ч.) вспоминается Крестная Смерть Иисуса Христа и изображается значение ее для нашего спасения.
В псалмах (83, 84 и 85) указывается «на спасение, совершенное через смерть Христа» на то, что «Он есть Бог живый, умер ради нас плотию, и был жертвою за нас и приобрел благоволение для земли, что Он возвратил из плена — наши души, и оживил нас своим воскресением, возвеселил людей Своих, изрек мир»; наконец, говорится, что в страданиях Иисуса Христа «милость и истина встретились, правда и мир облобызались» (Пс. 84).
Псалом 85 — «Преклони, Господи, ухо Твое: пророчески изображает, что Распятый и Умерший за нас свят, благ, кроток, многомилостив, истинен, что Он дал нам силу, крепость и сотворил знамение во благо.
В псалме 83 говорится про будущую веру язычников в Иисуса Христа, что «люди пойдут от силы в силу, явится Бог богов в Сионе».
Особенно же отчетливо о новозаветных событиях, воспоминаемых на часах, говорится в следующих тропарях, которые читаются и поются только в Великий пост.
Тропарь 1-го часа: Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой.
Услыши с утра голос мой, Царь мой и Бог мой.
Тропарь 3-го часа: Господи, иже пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим ниспославый: Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас молящих Ти ся.
Ты, Господи, Который в третий час ниспослал Св. Духа на Апостолов, не отъими сего Духа и от нас, но обнови нас, молящихся Тебе.
Тропарь 6-го часа: Иже в шестой день же и час на кресте пригвожден в рай дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас.
Господи, Ты, Который в шестой день и в шестой час пригвоздил на кресте Адамов грех, дерзновенно совершенный им в раю, раздери запись и наших грехов, Христе Боже, и спаси нас.
Тропарь 9-го часа: Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас.
Господи, Христе Боже, вкусивый ради нас смерть Своею плотию в девятый час дня, умертви мудрование нашей плоти и спаси нас.
Схема часов
- Обычное начало
- Три псалма — на 1-м часе — 5, 89 и 100; на 3-м часе — 16, 24 и 50; на 6-м часе — 53, 54 и 90; на 9-м часе — 83, 84 и 85 пс.
- Слава и ныне аллилуиа
- Тропарь «часа», праздника или Святого, («Дневной» тропарь из Октоиха, а Святому — из «Минеи»)
- Богородичен
- Трисвятое, «Отче наш»
- Кондак праздника или Святого (Кондак дневной — из Октоиха, а Святого — из Минеи)
- «Господи помилуй» 40 раз.
«Слава и ныне», «Честнейшую херувим»
- Молитва: «Иже на всякое время и на всякий час»
- Заключительная молитва к Господу Иисусу
Примечание: Тропарь и кондак из Октоиха только в воскресенье или в пост.
Схема Проскомидии
- Изъятие Св. Агнца из первой просфоры.
- Поставление Агнца на дискосе и наполнение чаши вином с водою.
- Изъятие частиц из прочих четырех просфор
- Поставление звездицы над дискосом.
- Покрытие св. дискоса и потира покровами.
- Каждение приготовленных Агнца и частиц.
- Чтение молитвы о принятии Св. Даров в отпуск.
Источник: https://www.mgarsky-monastery.org/main/25
Литургия св. апостола Иакова
В настоящее время в нашей Церкви совершается три вида Литургии: Литургия святителя Иоанна Златоуста, Литургия святителя Василия Великого и Литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова. Однако с первой половины XX века в богослужебную практику вновь начинает входить мало кому известная, древнейшая Литургия святого апостола Иакова. Это дошедшее до нас через тысячелетия сокровище древней Церкви, рожденное в ее колыбели — Иерусалимской христианской первообщине.
Иерусалимские истоки
Сию Божественную литургию святаго славнаго апостола Иакова, брата Божия и перваго архиереа иерусалимскаго от святыя Православныя Церкве Иерусалимския прияхом
В первые годы христианства не было устоявшегося образца для совершения богослужения. В каждой христианской общине Литургия совершалась со своими особенностями. Постепенно опыт совершения молитвословий закреплялся и складывался богослужебный чин.
Таким образом, образовывались, «выкристаллизовывались» чинопоследования Литургий, которые носили имена апостолов: например, антиохийская Литургия 12 апостолов, Литургия апостола Марка и Литургия апостола Иакова.Святой Иаков — составитель литургического чина, о котором пойдет речь ниже,— был сыном Иосифа Обручника от его первой жены, и потому в Евангелии он называется братом Господним.
Согласно Преданию Господь Иисус Христос явился ему после Своего Воскресения и поставил епископом Иерусалимской Церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме — городе, имеющем очень важное значение для христианского мира.
Свою жизнь он окончил около 64 года мученической смертью: иудейские начальники сбросили его с портика иерусалимского храма.
Именно апостолу Иакову, брату Господню, Предание приписывает составление древнего чина Божественной литургии, который в первые столетия христианства, вплоть до IX века, был распространен чрезвычайно широко: Литургия апостола Иакова совершалась в Палестине, в Антиохии, на Кипре, в Южной Италии и на Святой горе Синай.
Однако, начиная с IX века, она почти везде вытесняется Литургиями святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, более торжественными и созвучными пышности императорских богослужений Константинополя. Именно поэтому она осталась неизвестной и славянам, которые получили от своих просветителей богослужение в чисто «константинопольском» виде. Единственные два места на земле, где эта богослужебная жемчужина бережно сохранялась почти все второе тысячелетие,— это Иерусалимская Церковь и остров Закинф в Греции, где Литургия святого апостола Иакова постоянно совершалась все эти века (в Иерусалиме — три раза в год, в дни памяти святого апостола Иакова, Сродников Господних и 70 Апостолов, а на Закинфе — в любое время года, по желанию настоятеля).
В Русской Церкви
Не знаше бо сея службы Церковь Российская, ниже прочия Церкви народов словенских: от царскаго бо града Константинополя прияша богослужебный чин
В России до XX века эту Литургию почти не знали. Лишь в 1938 году в русском зарубежье игуменом Филиппом (Гарднером) по благословению митрополита Кишиневского и Хотинского Анастасия был подготовлен ее богослужебный перевод, а также песнопения на церковнославянском языке. Впервые в переведенном виде эта Литургия была совершена в Белграде.
Примечательно, в какой тяжелейший период для Русской Церкви начала совершаться Литургия апостола Иакова.
Вот какие удивительные, наполненные болью и надеждой строки мы встречаем в послесловии к церковнославянскому переводу: «Мним, яко в скорбныя дние наши, егда Церковь Русская в гонении и разсеянии обретается, Литургия сия зело приличествует: многажды бо молимся в ней о еже в гонении, в заточении, в тяжких работах и в многоразличных скорбех сущих, вельми умилительны и пространны суть молитвы сии, ихже изрекоша древние христианы, егда за веру гонения и скорби терпеша».С того времени и начинается возрождение этого редчайшего чина: сначала в русских церквах за рубежом, потом в 70 – 80-е годы в Санкт-Петербургской Духовной Академии, где подобная практика возникла по инициативе выдающегося иерарха XX века митрополита Никодима (Ротова). Долгое время Литургия апостола Иакова была неотъемлемой частью богослужебной жизни духовной школы, однако в 90-е годы совершение этой Литургии прекратилось.С 2002 года, по благословению Высокопреосвященнейшего Феофана, Архиепископа Берлинского и Германского, Литургия святого апостола Иакова регулярно совершается и в храме во имя святого Архистратига Божия Михаила в городе Гёттингене. Со временем стало ясно, что эта жемчужина нуждается в новой музыкальной «оправе». Поэтому на основе древних распевов, которые своей чистотой и прозрачностью удивительно подходят к ее строгому стилю, для этой Литургии была написана новая музыка, которую Высокопреосвященнейший Архиепископ Феофан 5 ноября 2005 года благословил для богослужебного пения в Берлинской епархии.
В настоящее время Литургия апостола Иакова совершается, как правило, в кафедральных соборах и монастырях некоторых епархий. Например, в Томской и Екатеринбургской епархиях, в Свято-Николаевском соборе Нью-Йорка и в других местах.
Необычный чин
Не обычен есть в дни наши сицевый чин
В послесловии к церковнославянскому переводу Литургии святого апостола Иакова говорится: «Ведомо буди, яко изменися мало чин сей от дней апостольских. Святыя отцы наша установиша, да поются песни некия, ихже не бысть во дни святых апостол, сиречь: Единородный Сыне, Трисвятое, таже Символ православныя веры, и иныя. Сие богоносныя отцы наша учиниша научения христиан вере ради».
Этот чин имеет ряд существенных особенностей. Например, когда Литургию апостола Иакова совершает Архиерей, то он облачается не в саккос, а в пресвитерскую (священническую) фелонь. Иподиаконы не участвуют в богослужении. Следовательно, дикирий и трикирий, а также орлецы — неотъемлемые атрибуты Архиерейского богослужения — не используются, жезл же архиерейский не обвязывают платом (сулком).
Диаконы возглашают ектеньи, стоя лицом к народу, на запад. Священное Писание, даже не при Архиерейском служении, читают на середине храма, также обернувшись лицом на запад. После чтения Евангелия сразу следует проповедь.
Во время Великого входа вместо обычного песнопения «Иже Херувимы тайно образующе» поется «Да молчит всяка плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом» Великий вход совершается через весь храм.
Еще одной особенностью этой Литургии является то, что не только священнослужители, но и миряне причащаются отдельно Тела и отдельно Крови Господа Иисуса Христа. Происходит это так: Архиерей (или священник) исходит из алтаря на амвон, держа в руках дискос с Телом Христовым, диакон выносит потир со Святою Кровью.
«И аще суть причащающияся миряне, приходят со смирением ко Архиерею (или иерею), и той, держа в шуйце (левой руке — Авт.) дискос со Святым Хлебом, глаголет: Тело Христово. И отвещает приходяй: Аминь.
И влагает Архиерей (или иерей) часть Святаго Хлеба во уста ему, и той снедает ю и приходит к диакону, и глаголет диакон: Кровь Христова, Чаша Жизни. И отвещает приходяй: Аминь. И дает ему диакон пити из чаши мало.
И сице причащаются людие
И отходят людие с миром в домы своя, священницы же совлачаются святых одежд, тожде творит и диакон, потребив святая, и идут в домы своя благодаряще Бога
».
публикуется по материалам сайта Саратовской епархии «Православие и современность»
Источник: http://www.iakovlevskoe.ru/saints/121-stiakovsliturgy
Божественная литургия — самое важное богослужение
Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело.
Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин.
Так они следуют примеру святых апостолов и Самого Господа, которые, собравшись на Тайную вечерю накануне предательства и крестных страданий Спасителя, пили из Чаши и ели Хлеб, которые Он им давал, благоговейно слушая Его слова: “Сие есть Тело Мое” и “Сие есть кровь Моя”.
Божественная литургия
Христос заповедал Своим апостолам совершать это Таинство, а апостолы научили этому своих преемников — епископов и пресвитеров, священников. Первоначальное название этого Таинства Благодарение — Евхаристия (греч.). Общественное богослужение, на котором совершается Евхаристия, называется литургией (от греч. литос — общественный и эргон — служба, дело). Литургию называют иногда обедней, так как ее положено совершать обыкновенно от рассвета до полудня, то есть в предобеденное время.
Порядок литургии такой: сначала приготовляются предметы для Таинства (Предложенные Дары), потом верующие готовятся к Таинству, наконец, совершается само Таинство и Причащение верующих.Таким образом, литургия делится на три части, которые называются:
- Проскомидией
- Литургией оглашенных
- Литургией верных.
Проскомидия
«Проскомидия», как и многие другие слова церковного обихода, пришло из греческого языка и в переводе означает «принесение». Это понятие связано с тем, что в первые века христианства все необходимое для совершения богослужения приносилось в храм участниками общины. Сегодня обычай приношения также сохранился, но осуществляется он в ином виде: мы покупаем свечи, делаем пожертвования на храм, из которых и приобретается все нужное для Евхаристии.
Проскомидия является вводной, подготовительной частью, с которой начинается Божественная литургия. Ее совершает иерей в алтаре, когда читаются третий и шестой часы.
Чинопоследование проскомидии связано с воспоминанием двух важных событий евангельской истории — Рождества Христова и Его смерти на Кресте. Кроме того, именно во время проскомидии происходит поминовение всех членов Церкви (живых и умерших), а также приготовление к главному таинству Православия — Евхаристии.
Когда проскомидия не совершается
Прежде всего, в те дни, когда не служится и сама литургия. Они в основном приходятся на период Великого поста и подготовительных недель.
Кроме этого, проскомидия не совершается перед Литургией Преждеосвященных Даров:
- по средам и пятницам первых шести недель Великого поста;
- по вторникам и четвергам пятой недели;
- в первые три дня Страстной седмицы;
- в понедельник, вторник и четверг со второй недели поста, если на эти дни выпадают полиелейные службы.
Священные предметы и их значение
Священные предметы, используемые во время богослужения, имеют глубоко символическое значение. Перед началом службы эти предметы размещаются на жертвеннике в алтаре, где и происходит проскомидия.
Среди предметов богослужения особое значение имеют следующие:
- чаша, или потир — символизирует саму Христову жертву;
- дискос (небольшое блюдо на подставке) — является символом пещеры, в которой родился Младенец, а также Голгофы;
- нож — это копье, которым воин проткнул ребра Христа;
- звездица (две скрещенные дужки из металла) — вифлеемская звезда и крест;
- покровцы (крестообразно сшитые покрывала) — рождественские и погребальные пелены, а также плащаница.
Хлеб, вино и вода
Кроме всех описанных предметов, на жертвеннике располагаются хлеб (просфора — в пер. с греч. «принесение»), а также сосуды с вином и водой. По традиции для богослужения используется квасной хлеб (приготовленный на закваске или дрожжах), потому что Сам Господь предложил ученикам именно такой хлеб во время Тайной Вечери.
К вину, которое употребляется на проскомидии, также есть определенные требования: оно должно быть красным, сделанным из винограда, без всяческих добавлений и примесей.
Вода, которой разбавляют вино, должна быть свежей, сырой и чистой.
Как происходит проскомидия
Среди членов древних христианских общин было принято собираться за некоторое время до начала богослужения и ожидать предстоятеля. Сегодня практика выглядит иначе: священник обычно появляется первым, облачается в алтаре и начинает богослужение. «Со встречей» происходят только архиерейские службы.
Облачившись в богослужебные одежды, священник провозглашает: «Благословен Бог наш» (этот возглас является одновременно сигналом к чтению часов) и начинает проскомидию.
В практике Русской Православной Церкви для проскомидии используется пять больших просфор (в память чуда насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами). По форме они должны быть двухъярусными, что символизирует двойственную природу Иисуса Христа — Богочеловека.
Одна из просфор (именуемая агничной) имеет на своей верхней части изображение круга с вписанным в него крестом и буквами (сокращение греческой фразы «Иисус Христос побеждает»). Из этой просфоры вырезается четырехугольный фрагмент — агнец — и кладется на дискос. Все молитвы и действия, совершаемые с агничной просфорой, символически связаны с судом и смертью Господа на Кресте.
Вторая большая просфора посвящена Богородице. Из нее иерей извлекает одну большую частицу в честь Девы Марии и кладет ее рядом с агнцем — в знак того, что Матерь Божия сидит в Царстве Небесном одесную Христа.
Из третьей просфоры (девятичинной) священник вынимает соответственно девять частиц, поминая разные чины святых: Иоанна Предтечу, святителей, мучеников, пророков, безсребренников, праотцев Иоакима и Анну, а также святых, которые наиболее почитаются в этом городе или стране, или же тех, чья память совершается в этот день. Последняя частица из третьей просфоры извлекается за создателей чинопоследования литургии — святых Василия Великого и Иоанна Златоуста. Все девять частиц кладутся слева от агнца в строго обозначенной последовательности.
Из четвертой и пятой просфор (а также из принесенных прихожанами) извлекаются частицы соответственно за живых и за мертвых, при этом поминаются Предстоятель Церкви, церковные и мирские власти, а также те, чьи имена были перечислены в записках, которые подают прихожане.
Поверх всех сложенных на дискосе частиц для сохранения порядка размещается звездица. Дискос и Чаша накрываются двумя небольшими покровцами и одним побольше, который называется воздухом. По окончании Евхаристии все частички просфор будут ссыпаны в Чашу, что также является глубоко символичным моментом.
После того как действия с просфорами закончены, дьякон с кадилом обходит храм по периметру, останавливаясь и кланяясь у икон и перед прихожанами. Завершив каждение, дьякон становится перед престолом рядом со священником и произносит: «Время сотворити Господеви». Эти слова означают, что пришел момент, когда действия людей окончились, а началось время действия Самого Бога через священнослужителей.
Как подать записку на проскомидию
Существуют определенные правила составления записок на проскомидию.
1) Отдельно подаются записки с именами живых и умерших. Обычно в храме можно найти специально подготовленные листочки, в которые остается только вписать имена. Однако составить список имен можно и заранее, сделав в верхней части записки соответствующую надпись — «О здравии» или «Об упокоении».
2) В записках на проскомидию можно указывать только имена православных христиан. Часто это условие становится причиной непонимания и обид для людей малоцерковных.
Однако следует понимать, что запрет вписывать имена католиков, буддистов, мусульман или людей неверующих отнюдь не связан с восприятием их как недостойных. Дело в том, что во время проскомидии те люди, за которых вынимаются частички, становятся участниками таинства.
Но если они не являются членами Православной Церкви, то, соответственно, и в таинствах Ее участвовать не могут.
3) Запрещается вписывать имена самоубийц. По православному учению, самоубийцы — это люди, которые сами отделили себя от тела Церкви, поэтому за них не вынимаются частицы из просфор (как и не совершается отпевание). Из этого правила существуют определенные исключения, о которых следует подробно расспросить священника. Кроме того, запрет вписывать определенные имена в записки никоим образом не означает, что нельзя молиться за этих людей в храме или во время домашней молитвы.
4) Что касается формальной стороны, имена православных христиан следует вписывать в полной форме (например, Надежды, а не Нади) в родительном падеже (о здравии кого? — Николая, Нины, мл. Ольги). Такое требование не является догматическим вопросом, но лишь вопросом удобства. Во время проскомидии священник называет сотни женских и мужских имен, и чтобы облегчить ему задачу, мы вписываем имена в той форме, в которой они должны звучать, — в форме родительного падежа.
Заключение
Проскомидия — это подготовительный, но очень трепетный и таинственный этап литургического цикла. Во время нее происходит самое важное поминовение всех живых и усопших членов Церкви, а также совершается подготовка к Причастию. Подавая записки с именами наших близких на проскомидию, мы даем им возможность участвовать в Божественной литургии наряду со всеми, кто присутствует в храме.
Источник: https://obitel-minsk.ru/treby/proskomidiya
Святая литургия по древлеправославному чину
Святая Литургия — самая главная часть православного круга богослужения, таинственная служба христианской Церкви. Она совершается ежедневно (в тех храмах, где службы идут непрерывно), за исключением дней самого строгого поста. Так, Литургия не служится в некоторые будние дни Великого Поста и в Великий Пяток — день крестных страданий и смерти Спасителя.
Чины Литургии в старообрядчестве
В настоящее время используется три чина Литургии:
- Литургия Василия Великого;
- Литургия Иоанна Златоуста;
- Преждеосвященная Литургия святителя Григория, папы Римского.
Чаще всего — это Литургия Иоанна Златоуста, Литургия же Василия Великого служится 10 раз в году:
- В сочельник (накануне) Рожества Христова и Крещения (или в день праздника, если он приходится на воскресенье или в понедельник);
- В день памяти святителя Василия Великого 14 января (1 января по старому стилю);
- В первое, второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого Поста;
- В Великий Четверг и Великую Субботу.
В великопостные среду, пятницу и отдельные праздники (кроме субботы и воскресенья) совершается Литургия преждеосвященных Даров, имеющая свой особенный чин. Перед этой Литургией нет Проскомидии, молитвы Евхаристического канона были совершены ранее, отчего она и носит название «преждеосвященной».
Происхождение Литургии
Богослужебный чин Литургии складывался постепенно. В начале истории Церкви Литургия была воспроизведением тайной вечери Господа и совершалась вечером, после чего происходила совместная трапеза — агапа. Уже тогда намечались главные части Литургии: чтение священного Писания, ветхозаветные гимны, поучения, совершительные молитвы. В конце I и начале II века происходят в Литургии существенные изменения: вечери любви (агапы) отделяются от Литургии.
Вводятся новозаветные чтения, появляются молитвы за новопросвещенных, которые позже развиваются в ектении. В III веке вводятся молитвы за оглашенных, кающихся, бесноватых. Молитвы древней Литургии были очень пространны, и потому учителя Церкви решили ее сократить. Этот труд совершили святители Иоанн Златоуст и Василий Великий.
Разница между этими Литургиями незначительна: в Литургии Василия Великого пространнее тайные молитвы, читаемые священником.
Следует отметить, что некоторые новообрядческие богословы, стараясь оправдать реформы патриарха Никона, отменившего старые богослужебные чины и провозгласившего новые, утверждали, что точно так же и отцы Церкви «запрещали» более древние Литургии, а вместо них «сочиняли» новые. На самом деле никаких «запретов» старых и «сочинений» новых Литургий не было.
Христианское богослужение развивалось постепенно. Поздние Литургии никак не противоречили более ранним, но лишь украшались соответствующей месту и времени гимнографией и чинопоследованием.
Так и сами Литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого весьма условно принадлежат этим отцам Церкви, поскольку включают в себе как древние чины и молитвы, так и некоторые новые, составленные уже после упокоения этих святых. Впоследствии чин Литургии остается в общем неизменным, но отдельные песнопения и молитвы вносятся и в позднейшие века.
Так, например, гимн «Единородный Сын» включен в VI веке, Херувимская песнь — в конце того же века, Символ веры — в конце V, Достойно есть — в конце X века.
Главные части Литургии
Литургия святителей Василия Великого и Иоанна Златоустого состоит из трех частей:
1. Проскомидии, когда совершается приготовление Святых Даров для совершения Таинства;
Проскомидия. Фото Г. Чистякова
2. Литургии оглашенных, песнопения и чтения которой напоминают молящимся о времени, когда люди ожидали рождения Спасителя и Его проповеди до начала Крестных страданий;
3. Литургии верных, когда совершается Таинство Евхаристии — хлеб и вино, приготовленные во время Проскомидии, прелагаются (таинственно изменяются) в Тело и Кровь Господню. В конце Литургии верных священнослужители и достойные, готовые к этому люди, приобщаются Святых Таин.
Причащение младенца
Источник: https://ruvera.ru/liturgiya