Кто такой Бог Себек

Себек

Кто такой Бог Себек

Один из старейших богов Древнего Египта, чаще всего изображался в виде человека с головой крокодила.

 Себек

Известны также обратные варианты его изображения – крокодил с человеческой головой. В иероглифической записи изображение Себека представлено в виде крокодила, лежащего на почетном пьедестале, наподобие того, как Анубис изображался собакой на постаменте. Единого варианта правильного произношения нет, наибольшее распространение получили два его имени: Себек и Собек.

  иероглиф «Себек»

Себек – бог Нила и полодородия

Историки считают, что культ этого бога зародился в низовьях Нила, где многочисленные рукава дельты давали приют огромному количеству крокодилов. Хронисты всех времен и наций изображали этих рептилий, как неотъемлемый признак Египта, наравне с ибисами и змеями.

Однако исходить из того, что лишь количество этих рептилий послужило причиной их обожествления, сразу не стоит. Количество крыс и воробьев, во все времена обитавших рядом с человеком просто не поддается исчислению, но ведь никто не делал из этих представителей животного мира божеств. Хотя, надо сказать, что те же крысы причинили человечеству гораздо больше неприятностей, чем крокодилы.

 прототип

Конечно, крокодил может напасть на неосторожного человека и убить его, в воде он очень быстр, может подкараулить жертву и на берегу. Однако те же древние египтяне постоянно занимались ловлей крокодилов, в том числе и для того, чтоб выбрать одного из них Себеком и поклоняться ему.

Сохранившиеся изображения свидетельствуют о том, что избранный аватарой бога крокодил украшался серьгами в ушах и браслетами на лапах. Вряд ли процедуру украшения рептилия переносила стоически-невозмутимо. Тем не менее, все такие «Себеки» щеголяли в золоте и серебре. Впрочем, тут можно было обойтись и без кавычек: Себеков вполне могло быть и несколько, древнеегипетская религия это позволяла.

Каждое из священных животных считалось вместилищем духа божества и когда очередной Себек заканчивал срок своего пребывания на Земле вследствие естественной старости, его с почетом мумифицировали и хоронили, а взамен находили нового.

Признаки, по которым отдельного крокодила вычисляли среди прочих, остаются неизвестными, но только около Киман-Фариса (бывший Шедит, Крокодилополь — по древнегречески) археологами было найдено более 2000 мумий крокодилов. Срок жизни среднего крокодила сравним с человеческим, причем «сравним» в том смысле, что немного превышает.

Если принять во внимание тот факт, что далеко не все мумии сохранились до наших дней и предположить, что египтяне не стали бы забивать Себека каждый год, а дожидались если и не естественной смерти, то, хотя бы, пока он не постареет, получается цепочка Себеков длиной более 20 тысяч лет. Но, может быть, египтяне мумифицировали всех подвернувшихся под руку крокодилов, кто знает?

Все указанное выше свидетельствует о почете, окружавшем Себека. Несмотря на такую, прямо сказать, неприятную аватару, он отнюдь не являлся божеством злым. Он даже не был жесток. Себек считался «подателем жизни, из ног которого течет Нил» (цитата из книги мертвых). Он являлся богом плодородия наряду с Осирисом, хозяином пресной воды и Нила, в частности, а также всех существ, в реках проживающих.

Ему молились и рыбаки, и охотники, ведущие свой промысел в камышовых зарослях. Его просили посодействовать душам мертвых на их пути к чертогам Осириса. Сохранились записи, в которых к Себеку, как к оракулу, обращается некий мужчина и просит сообщить, будет ли принадлежать ему какая-то женщина. Очевидно, Себек, по мнению древних египтян, имел влияние на очень многие стороны человеческой жизни.

Причем в одном из восхваляющих гимнов он удостаивается титула «прислушивающегося к молитвам», чего не замечено ни за одним из прочих богов Древнего Египта.

Себек – изобретатель

В одной из легенд приводится любопытная история о том, как была изобретена сеть для ловли рыбы. Двое из сынов Гора – Хапи и Амсет – по какой-то причине прятались от Ра в Ниле, и тот почему-то не мог их найти сам. Или посчитал ниже своего достоинства.

Ра дал поручение Себеку отыскать своих пра-пра-правнуков (именно в таком родстве состояли с Ра эти непослушные отпрыски). Себек начал просеивать воды Нила и придонный ил через пальцы рук и нашел, кого искал. «Вот так появилась сеть» — завершается легенда.

Повествование не отличается ни плавностью, ни стройностью, но общий смысл, вроде бы, ясен.

Родословная

Происхождение Себека туманно. Существует две основных версии (по количеству известных источников). Первая: Себека создал или родил Ра, как и прочих богов первого поколения. Вторая: Себека, как и Ра, и всех остальных, породил первичный океан Нун.

Существуют также исторические свидетельства, называющие его сыном Нейт, но таких источников очень мало. И совсем ничего не известно о том, была ли у него жена.

Вот такой вот загадочный бог, напоминающий своими повадками хитрого контрразведчика на службе у Ра, но пользующийся симпатиями со стороны смертных, о чем говорит и повсеместное распространение миниатюрных амулетов.

амулет Себека

Себек и люди

Фараон 12-й династии Аменемхет III возвел в Файюме величественный храм в честь Себека и рядом соорудил лабиринт. Как считают историки, в этом лабиринте проводились религиозные обряды, посвященные крокодилоголовому богу. Система напоминает храм Осириса в Абидосе – там тоже храм с расположенным рядом поземным лабиринтом.

В Файюмском лабиринте как раз и обнаружили многочисленные мумии крокодилов. О том, что Себек был весьма популярным божеством, говорит и тот факт, что его именем весьма часто пользовались при личной переписке: например, в конце письма писали «Да хранит тебя Себек».

Замените «Себек» на «Господь» — и эту фразу вполне можно будет вставить в любое письмо 18-го века.

Храмы Себека существовали не только в районе дельты Нила, известен довольно хорошо сохранившийся храм в Ком-Омбо (Омбосе), расположенный ближе к верховьям реки.

Храм Себека в Омбосе

Любителям технологических теорий в сфере древней мифологии будет интересно узнать, что археологами был найден папирус аж с 12 гимнами, посвященными всего одному предмету – короне Себека. Главным ее достоинством было то, что она «сверкая как солнце, уничтожает всех его врагов». Чем-то напоминает легенду об Эхнатоне, в одиночку разогнавшему сорокатысячное войско своих неприятелей лучами, испускаемыми его короной.

Любопытен также тот факт, что при окончательном воскрешении Осириса куда-то пропал его детородный орган, который был съеден неким крокодилом. Не принимал ли участие Себек и в этой истории? Тем более, что известны статуи, изображающие Себека, везущего на своей спине мумию Осириса.

Источник: http://bogi-drevnie.narod.ru/index/0-14

Себек — бог воды и розлива Нила в Древнем Египте в образе крокодила

Кто такой Бог Себек

> Африка > Египет > Себек – бог воды Древнего Египта

В древнеегипетской мифологии особое место занимает бог Себек – повелитель водной стихии, бог воды, от которого зависит разлив Нила. Его зооморфной формой был крокодил. Существовало 2 формы его изображений: с головой крокодила и человеческим телом, или наоборот – с головой человека и телом крокодила. На иероглифах он изображался лежащим на почётном постаменте. В плане произношения его имени также есть 2 варианта: Собек и Себек.

Поклонение крокодилу

Крокодилы считались аватаром бога Себека. Для этого египтяне массово вылавливали крокодилов, выбирали лучшего, признавали его воплощением божества и украшали лапы рептилии браслетами, а уши серьгами.

Для этого выбирались серебряные и золотые украшения и драгоценности. Бывали случаи, когда выбирали сразу несколько крокодилов для поклонения.

Однако чаще всего египтяне ожидали естественной смерти одного крокодила, чтобы вновь выбрать аватар бога среди молодых рептилий. Умершего крокодила тщательно мумифицировали.

Рядом с Киман-Фарисом (Крокодилополем) обнаружено более 2-х тысяч мумий этих священных рептилий. Если подсчитать математически, взяв за основу срок жизни обычного крокодила (который часто был больше срока жизни человека), то можно предположить, что традиция выбирать и поклоняться крокодилам-Себекам насчитывает около 20 тысяч лет. Это всё может свидетельствовать о высоком почитании этого божества в египетском обществе.

В древнеегипетской мифологии есть сведения о почитании крокодила Петсухоса как реального воплощения бога Себека. Египтяне верили, что он обитал в озере, которое примыкало к главному святилищу божества. Из этого озера они пили воду для обретения магического покровительства и защиты от Себека, а также кормили крокодила Петсухоса разными деликатесами.

Доброе божество

Несмотря на пугающую аватару крокодила, сам Себек в представлениях египтян не был злым или даже жестоким. Об этом можно судить хотя бы на основании того, что он:

  • даровал жизнь;
  • следил за разливами Нила;
  • приносил хороший урожай;
  • обеспечивал жизнью всех речных существ.

К Себеку обращались в своих молитвах рыбаки, а также охотники, которые охотились в камышах. Его просили о содействии в перевозке умерших душ к чертогам бога Осириса.

Есть отдельные свидетельства, что к Себеку обращались даже как к предсказателю. И в отличие от других древнеегипетских богов он получает титул внимательного и прислушивающегося к молитвам бога.

Версии происхождения

Среди египтологов и других учёных нет единого мнения относительно происхождения Себека. По одной версии его (как и иных первичных богов) родил бог Ра. По второй версии его (как и самого бога Ра) породили Геб и Нут.

Также есть ещё версия, что он является сыном Нейт, которая почиталась как великая мать прочих богов, повелительница войны и охоты, водной и морской стихии, матери ужасающего змея Апопа. При этом ничего не известно о жене Себека.

Это может свидетельствовать о скрытности и хитрости Себека в представлениях древних египтян.

Изобретатель сетей для рыбной ловли

Согласно одной сохранившейся легенде, египетский бог Ра как-то пытался найти двоих сыновей бога Гора – Амсета и Хапи. Они прятались от Ра в Ниле. Сам бог Ра не смог найти этих двух сыновей Гора, и поэтому он поручил отыскать собственных пра-пра-правнуков Себеку. Тот стал через свои пальцы рук просеивать ил Нила. Так он отыскал Амсета и Хапи. И таким образом возникла идея рыболовных сетей.

Есть и другие эпизоды, когда Ра поручал Себеку найти что-то в Ниле. Так, однажды Себек отправился на поиск отрубленных рук бога Гора, которые были выброшены в Нил. Руки жили сами по себе и их было очень трудно поймать. Но Себеку удалось после преследования их как рыбаку выудить и вернуть Ра. Бог Ра сделал вторую пару, которая как реликвия долго находилась на хранении в городе Нехене.

Себек и его почитание

О популярности Себека у египтян служит не только мумификация крокодилов. Об этом свидетельствуют некоторые факты:

  • его имя постоянно всплывает в найденных древнейших египетских переписках;
  • археологи находят отдельные папирусы, посвящённые воспеванию отдельных предметов Себека (например, 12 гимнов лишь его короне в одном из папирусов);
  • у Себека была корона, что свидетельствует о высокой роли в божественной иерархии;
  • сохранились статуи, на которых Себек на спине везёт мумию Осириса, а по легенде пропавший детородный орган Осириса съел некий крокодил (что свидетельствует о большой роли Себека в жизни Осириса);
  • изображениям Себека египтяне часто придавали магические и целительные свойства;
  • народ верил, что чем больше будет крокодилов на берегах Нила, тем лучше будет разлив и урожай;
  • на протяжении II тысячелетия до нашей эры фараоны часто именовали себя Себекхотепом, что дословно переводится как «Себек доволен».

Себек и водная стихия

Себека называли тем, кто вынуждает зелень произрастать на водных берегах. Основные сельскохозяйственные ресурсы находились на берегах Нила. И неудивительно, что ему, как повелителю вод, поклонялись и строили многочисленные святилища. Так возник город Крокодилополь (что дословно переводиться как город крокодила).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как появились протестанты

Также существует множество вариаций имён бога Себека: Пнеферос (прекрасноликий), Сокнебтунис (повелитель Тебтуниса); Сокнопайос (владыка острова) и др. Известны также и множество водных религиозных обрядов, связанных с богом Себеком. Так, в начале июля древнеегипетские жрецы бросали в реку восковые фигурки крокодилов.

Люди, верили, что благодаря магии фигурки оживали и выползали на берег в виде живых рептилий, что предвещало удачу и плодородие.

Ненасытность Себека

С богом Себеком связаны и легенды о его ненасытности. Согласно одной истории, он в одиночку напал на вражескую орду и живьём её сожрал. После этого откусанные головы Себек продемонстрировал другим богам, угрожая и им.

Тогда другие боги предложили принести ему много хлеба, чтобы утолить его бесконечный голод. Согласно другой истории, Сет убил Осириса, расчленил его тело, а куски бросил в Нил. Тогда Себек захотел поживиться кусочками тела и бросился в Нил.

За это нахальное поведение другие боги отрубили Себеку язык в качестве наказания. По этой причине у крокодилов отсутствует язык.

Существует также мифологическая версия об укрытии злого бога Сета в теле Себека для избегания возмездия за убийство бога Осириса.

Храм Ком-Омбо

Храм Ком-Омбо – это одно из самых главных свидетельств почитания бога Себека в Древнем Египте. Он расположен около Асуана и посвящён сразу двум богам: Гору и Себеку. Он очень оригинален с точки зрения архитектуры, т.к.

ставилась цель угодить сразу двум великим богам, при этом сохранив типичные архитектурные каноны (святилище, двор, пилон, зал подношений). В храме все части удваивались, но сохранялось ощущение единства за счёт наружной стены храма. Также параллельно располагались два святилища обоим богам: на севере – Гору, на юге – Себеку.

Кстати, это ещё один факт в подтверждении значимости Себека – юг у египтян был важнее севера. Себек изображался на стенах храма в окружении своей семьи.

Убийство священного крокодила во имя любви

В особых случаях мужчины стремились доказать свою любовь возлюбленным через убийство самого опасного и сильного крокодила. Это считалось подвигом. Но при этом допускалось такое убийство священного животного только во имя любви.

Целебные статуи бога Гора, стоящего на крокодилах

Древние египтяне часто обращались за помощью к особым статуям, на которых бог Гор стоял на крокодилах и держал в руках змей. Египтяне верили, что высеченные на камне заклинания способны обеспечить человека магической силой от укусов змей и скорпионов.

Для такой защиты нужно просто полить водой эту статую, потом собрать эту воду и выпить. Считалось, что магическая сила от текста переходит к воде через камень.

По этой причине египтяне повсеместно делали каменные амулеты миниатюрных размеров, чтобы обеспечить себе магическую защиту.

20 ноября 2018

Источник: https://archeonews.ru/sebek/

Себек – бог воды и разлива Нила с головой крокодила — Египетские пирамиды навсегда!

Кто такой Бог Себек

Бог-крокодил СебекСебек (Собек, греческое имя — Сухос) – бог воды и разлива Нила в облике крокодила, сын богини Нейт.

Крокодилы и египетская мифология

Челюсти крокодила захлопываются с огромной силой Египетская мифология не могла пройти мимо такого животного, как нильский крокодил. Это крупное пресмыкающееся, достигающее в длину 6 метров, вес самых больших особей превышает тонну.

Нильский крокодил вызывал священный трепет у древних египтян – вся их жизнь была связана с Нилом, а настоящими хозяевами реки были именно крокодилы. Одним ударом могучего хвоста голодный крокодил мог опрокинуть рыбацкую лодку и утащить под воду незадачливого рыбака.

Крокодил опасен и на сушеИ на суше, вблизи воды и болот, нельзя было чувствовать себя в безопасности – крокодилы, в том числе и нильские, могут даже бегать своеобразным галопом, проявляя удивительную резвость для таких, на первый взгляд, неповоротливых вне воды животных.

Страшные челюсти с огромными зубами, смыкаясь с огромной силой, ломают кости крупных животных и раскалывают панцири черепах. Интересно, что зубы у крокодилов меняются в течение жизни много раз – на смену старым и сточенным вырастают новые и острые.

Крокодил может обходиться без пищи очень длительное время – до года, ни одно млекопитающее не может в этом с ним сравнится. И еще одна особенность – у крокодилов нет языка в привычном понимании – его язык распластан вдоль нижней челюсти и плотно прилеплен к ней.

То есть в отличие от ряда животных, наделяемых во многом фантастическими чертами, крокодилы обладают такими реально существующими качествами и свойствами, которые просто не могли не сделать их важными персонажами египетских мифов, начиная с древнейших времен.

Первые упоминания о Себеке

Себек с традиционным головным убором. Рельеф. Храм в Ком Омбо

Египетский бог с головой крокодила почитался с древнейших времен.

Собек упоминается в «Текстах пирамид» как сын богини Нейт. Он выступает в качестве одного из существ, которые появились из водянистого хаоса и дали начало миру.

О нем говорится как о том, кто «берет женщин от их мужей всякий раз, когда он хочет согласно своему желанию», но кто также делает зелеными травы речных долин и берегов (ТП 507-10). То есть Себек с древнейших времен был связан с воспроизводством и с растительным изобилием.

Уже в начале III тыс. до н.э. бог-крокодил имел важное значение для первых фараонов, судя по найденной королевской печати с его изображением, относящейся ко времени правления или Нармера (фараон «нулевой» династии) или фараона I династии Менеса (Гор-Ага).

Бог воды и разлива Нила

Поскольку вода и крокодил неразрывно связаны, то даже сам Нил считался произошедшим из пота крокодила. Так же от этого животного, как полагали, зависел и разлив великой реки. Поскольку вода и разлив Нила определяли урожай зерновых, то Себек обладал так же чертами бога растительности, плодородия и изобилия.

Храм в Ком Омбо. Эпоха Птолемеев.У Собека было два основных культовых центра: древний город Шедет (греческий Крокодилполис и современный Мединет эль-Фаюм) в Фаюмском оазисе, расположенном к юго-западу от Каира и Kом Омбо — к югу от Луксора (см. Карту Древнего Египта).

В Ком Омбо храм Себека уникален тем, что является частью дубль-храма, построенного в греко-римскую эпоху. Северная часть посвящена триаде богов во главе с Гором (Гор, Тасенетнофрет и их сын Панебтави), а южная — триаде богов во главе с богом-крокодилом (Себек, Хатхор и их сын Хонсу).

Помимо этих больших храмов по всему Египту имелись многочисленные святилища и храмы меньшего размера, посвященные египетскому богу воды. Среди них следует отметить храмы в Гебель эль-Cильсилe и Гебелине.

Двойственное отношение к крокодилам

Греческий писатель Геродот отмечал, что крокодилы в некоторых частях Египта почитались как священные животные. Храмовые комплексы, посвященные богу-крокодилу, включали специальные бассейны, в которых жили священные рептилии.

Мумия крокодила в часовне Хатхор в храме Ком ОмбоИх головы украшали серьги, а лапы — браслеты с драгоценными камнями. После смерти их тела мумифицировали и хоронили на специальном кладбище (такое кладбище было найдено в Ком Омбо).

Однако в Египте были и области, где на крокодилов охотились и убивали.

Такая полярность нашла свое объяснение и отражение в мифах. Египетский бог Себек в них очень многогранен и неоднозначен. Он может сливаться с Себек-Ра. Лувробразом Амона или солнечного бога Ра, иногда в виде бога Себека-Ра, может выступать как ипостась бога Хнума или Осириса, а может ассимилироваться с образом Сета – злейшего врага Осириса и Гора.

В других мифах Себек делит с Гором титул «короля Египта» и оказывает ему помощь (в частности находит в водах Нила и приносит его руки, отрезанные у Гора в порыве гнева его матерью Исидой, которые потом сама же Исида с помощью магии возвращает на место).

Мифологическое сознание не подчиняется законам формальной логики и в том, что один и тот же бог может быть как добрым, так и злым, для него нет противоречия.

Себек – покровитель фараонов

Себек и фараон Аменхотеп III. Луксорский музей, ЕгипетКогда в период Среднего царства в Египте начали править фараоны XII династии, происходившие из Фаюма, Себек стал почитаться и как бог-покровитель фараонов.

Легендарная женщина-фараон из этой династии носила имя Себекнеферу – «Себек красивый» (ок. 1790-1786 гг. до н.э.). Ее пирамидный комплекс, построенный в Мазгуне (4 км южнее Дашура), является одной из последних пирамид, возведенных в Египте.

Стела — подношение фараона богу Себеку. Известняк. Сохранились остатки краски и позолоты. Правление Птолемеев. Британский музей Традиция включать имя Собека в свои имена была продолжена фараонами XIII династии, многих из которых звали Себекхотеп – «Себек довольный» (Себекхотеп I, II, III, IV, V).

Некоторые фараоны XVII династии (ок.1650 – 1567 гг. до н.э.) тоже носили подобные имена – Себекемсаф I и Себекемсаф II. Включение имени бога в состав имени фараона говорит об огромной значимости культа Себека в тот период.

С наступлением периода Нового царства египетские фараоны уже не носят имени бога-крокодила. Однако статуя, изображающая сравнительно маленького по размерам девятого фараона XVIII династии Аменхотепа III (ок. 1402 – 1364 гг. до н.э.

) и сидящего рядом с ним значительно более крупного Себека (находится ныне в Луксорском музее), говорит о том, что бог-крокодил и в этот период не утратил свои функции покровителя и защитника египетских фараонов.

Эти же черты сохранились у него практически до конца эпохи фараонов, включая царей-фараонов греко-римского периода.

Родственные связи бога-крокодила

Хонсу, Хатхор и Себек. Рельеф. Храм в Ком ОмбоЕсли матерью Себека считалась Нейт, то с остальными родственными связями все более сложно. Супругой бога-крокодила могли быть Хатхор, иногда богиня урожая Рененутет.

Его сыном от богини Хатхор в триаде Ком Омбо был бог Хонсу, а в Фаюмском оазисе от супружеского союза с Рененутет сыном у него являлся бог Гор.

В ряде мифов Гор сам выступает в образе крокодила во время поисков в Ниле частей тела своего отца Осириса, коварно убитого и расчлененного жестоким Сетом.

Почему у крокодилов нет языка?

Язык у крокодила прилеплен к нижней челюстиИ на этот вопрос египетские мифы дают свой ответ.

Когда Сет убил и изрубил Осириса, он разбросал части тела своего убитого брата по всему Египту, а его фаллос бросил в воды Нила.

Себек, несмотря на неоднократные предупреждения богов не употреблять мясо в пищу, пренебрег этими словами и, увидев фаллос, проглотил его.

Хотя он не знал в тот момент, кому принадлежала эта часть тела, наказание богов было жестоким – Себеку отрезали язык.

Именно поэтому, как верили египтяне, крокодилы не имеют языка.

Египетский бог с головой крокодила

С короной Верхнего и Нижнего Египта. Бронза. Ок. 595-589 гг. до н.э. Луврский музейПоскольку с Себеком связаны многие мифологические образы, то его изображения существенно различаются.

Традиционно Себек изображался как человек с головой крокодила, с головным убором, включающим в себя диск солнца с высокими перьями, урей (иногда два), нередко рога вычурной формы.

Бронзовая статуэтка Себека с солнечным диском, уреем, высокими перьями и рогами. Поздний период. Британский музейХарактерным для такого изображения бога-крокодила является наличие у него трехстороннего парика.

Чуть реже в качестве головного убора изображается корона-атеф (высокая кеглеобразная корона с двумя перьями по бокам) или объединенная корона Верхнего и Нижнего Египта.

Египетский бог воды мог изображаться и в зооморфной форме – в виде крокодила с аналогичным головным убором.

В образе Собека-Ра изображается в виде крокодила с солнечным диском и уреем на голове.

В качестве Гора мог изображаться в виде крокодила с головой сокола.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда говорят Христос воскрес Воистину воскрес

Помимо этого египетский бог Себек мог изображаться с головой барана, льва или быка.

Фаянсовый амулет (ок. 304–247 гг. до н.э. — период Птолемеев). Метрополитен-музей, СШАЗащитные амулеты в виде крокодила были широко распространены в Египте не только среди знати, но и у простых людей.

В греко-римский период солярные аспекты в Себеке были столь значимы, что греки нередко идентифицировали его с Гелиосом – греческим богом солнца.

Также интересно будет посмотреть:

Обновлено (21.07.2014 00:09)

Источник: http://piramidavorever.ru/religija-i-piramidy/240-krokodil-sebek.html

Собек: Бог-Крокодил покровитель народа древнего Египта

Собек, древний египетский бог крокодилов силы и могущества. Его свирепые качества обязали Собека стать покровителем египетской армии, защитником фараона и народа Египта. Считалось, что силы Собека простирались до самого сотворения мира и были связаны с богом солнца Ра. Собек был изображен как обычный крокодил, или как человек с головой крокодила, часто носящей корону Хемхема, установленную на бараньих рогах и в окружении страусовых перьев с солнечным диском и символом кобры.

Собек был божеством в пантеоне древнего Египта. Этот бог был также известен древним египтянам как Себек, Себек-Ра, Собек, Сошет, Собки или Собк, а греками и римлянами как Сухос и Сучус соответственно. Подобно многим египетским божествам, Собек изображен с головой животного и телом человека. Животное, связанное с Собеком, является крокодилом, и этот бог иногда представлен в животной форме.

Поклонение Собеку древними египтянами можно проследить вплоть до Старого Царства. Имя Собека встречается в «Текстах пирамид», старейшем из известных древнеегипетских религиозных текстов. Например, в текстах Пирамиды Унаса, (Utrarance 317), фараон Унас пишет: «Собек с зеленым пером, с бдительным лицом, с приподнятыми бровями».

Передняя часть короба показывает короля, делающего подношение богу-крокодилу Собеку. Над сценой есть надпись в демотике. Шкатулка, возможно, использовалась в храмовых ритуалах.

Также из текстов пирамид Унаса (высказывания 308 и 317) Собек считается сыном Нейта, другого старого божества древнеегипетского пантеона. Говорят, что в некоторых случаях Нейт родила своих детей без помощника. В других, однако, считается, что Сет был отцом Собека. Тем не менее, по другим сведениям, Собек, как говорят, появился из первобытных вод Нун.

На этом рельефе из Храма Ком Омбо изображен Собек с типичными атрибутами царствования, включая скипетр и королевский килт. Анкх в его руке символизирует его роль целителя Осирии, а его венец — солнечная корона, связанная с одной из многих форм Ра.

Крокодил-людоед убивший более 300 человек: Густав из Бурунди

Хорошо известно, что у древних египтян было множество мифов о сотворении мира, и некоторые из них связаны с Собеком. Например, в одном мифе говорится, что бог крокодилов создал мир, а Нил образовался из его пота. Связь Собека с Нилом также означала, что его считали богом плодородия, который отвечал за обеспечение плодородия земли. В другом мифе Собек создал мир, откладывая яйца на берегу вод Монахини.

У этого бога была темная сторона

Поскольку Собек представлен как крокодил, он имеет более темный, более жестокий аспект. В некоторых мифах Собек считается союзником бога Сета во время его конфликта с Гором.

Когда Сет был побежден, его сторонники превратились в крокодилов, чтобы сбежать от победоносного Гора. Однако свирепую природу Собека древние египтяне не боялись, а почитали. Например, он считался покровителем армии. Кроме того, он считался символом власти фараона и был призван защищать мертвых в Подземном мире.

Собек обеспечил защиту от опасностей Нила

Древние египтяне также стремились защитить Собека от опасностей Нила, в частности крокодилов. Поэтому вполне естественно, что культовые центры этого бога были созданы в районах, кишащих крокодилами. Однако самый известный культовый центр Собека находился в Ком Омбо, где был храм, посвященный ему и Гору.

Хотя два бога, как говорят, являются врагами в одном мифе, другое убеждение утверждает, что Собек был другим обликом Гора. Это связано с мифом, в котором Хорус превратился в крокодила, чтобы извлечь части тела Осириса, которые были брошены в Нил. Говорят, что в еще одном мифе Собек помогал Изиде, когда она родила Гора.

Классические авторы, такие как Геродот и Страбон, сообщают, что священники Собека почитали крокодилов, поскольку это были земные воплощения бога. Эти священные крокодилы питались священниками, а иногда даже украшались украшениями.

Когда эти крокодилы умерли, они мумифицировались. Эти отчеты были подтверждены археологами. Например, в храме Ком Омбо есть небольшая святыня, посвященная Хатхору, в которой были обнаружены мумифицированные крокодилы.

Сегодня мумии выставлены в Музее крокодилов, который находится рядом с храмом.

11.12.2018 12:18

Источник: https://densegodnya.ru/istorya/article_post/sobek-bog-krokodil-pokrovitel-naroda-drevnego-yegipta

Боги Нила: Хапи и Себек

Надежда Добрецова,
специально для сайта www.river-nile.info
Stratomedia, Inc.

Среди множества египетских богов были некоторые, которым египтяне просто не могли не поклоняться – это великие боги великой реки: бок-крокодил Себек и бог, олицетворяющий разлив Нила – Хапи. С ними связано множество легенд и исторических памятников, красивых сказок и жутких легенд, вроде жертвоприношения девственниц.

Бог плодородия

Хапи был не просто богом Нила, он олицетворял его самое благодатное и весьма конкретное состояние ежегодного разлива. От того, разольется или не разольется Нил, зависело, вырастет ли урожай, будет ли пища у всего народа Египта. Поэтому его разливное состояние ждали, приветствовали и очень боялись, что оно может не наступить.

«Разлив реки делал затопляемые территории долины и дельты необычайно плодородными, поэтому процветающее сельское хозяйство этих районов позволяло делать запасы, хранившиеся в высоких конических амбарах, числом которых гордились хозяйства храмов, царя и крупных вельмож. Порой наводнение, наоборот, было сокрушительным и сносило все, приводя к голоду и запустению, которые уносили многие сотни жизней» (В.

Солкин). Немудрено, что разлив Нила получил собственного бога – Хапи.

Хапи изображали в виде мужчины антропоморфных (человеческих) форм, часто с большим животом и женской грудью, развитой мускулатурой и детородными органами, что символизировало плодородие нильского ила, который Хапи разносит по полям, оплодотворяя их и давая силу для нового урожая. На голове у Хапи был головной убор из водных растений и тростника, лицо украшала длинная борода.

Ежегодно, накануне разлива Нила, весь Египет чествовал Хапи во время традиционного праздника, в котором принимал участие весь народ во главе с фараоном. Хапи был символом богатства и изобилия, а потому состоятельные люди любили сравнивать себя с этим богом.

Сказать «богат, как Хапи», означало признать силу, богатство и могущество человека, в отношении которого произнесены данные слова. Во время праздника Хапи приносились многие тысячи жертв в виде специальных плоских фляг или бутылок, наполненных вином, маслом или молоком.

Эти бутылки или фляги в сопровождении списков даров, начертанных на глиняных табличках – остраконах или на папирусах, бросали в реку с пожеланиями счастливого разлива и урожайного года. Есть также неподтвержденная версия о том, что некоторые фараоны приносили в жертву Хапи собственных дочерей, топя их в Ниле.

Фактических данных об этом нет, но отголоски древней легенды слышны и сегодня в обряде так называемого Праздника Невесты Нила, во время которого руководители государства бросают в Нил куклу, одетую по моде эпохи фараонов. 

В египетском пантеоне богов Хапи был тесно связан с Исидой, от единственной слезы которой, по преданию, начался Нил. Хапи поклонялись на всей территории страны, но самые большие святилища, посвященные Хапи, были найдены на островах Элефантина и Филе – в верхнем течении Нила.

Сегодня мы можем увидеть прекрасный рельеф с изображением Хапи на троне колоссальной статуи Рамсеса II в Луксорском храме. Правда, здесь Хапи предстает перед нами не в утрированной антропоморфной (человеческой) форме толстого бога плодородия, а в стандартном образе египетского бога – высокого и стройного.

Говорят, что, постояв у этого рельефа и загадав желание, можно обрести материальное благополучие.

Себек – бог и крокодил

Крокодил лежит, И в зубах его Не огонь горит – Солнце красное,

Солнце краденое

Корней Чуковский, «Краденое солнце»

Понятно, что столь высокая зависимость египтян от ежегодных разливов Нила не могла не найти свое отражение в египетской мифологии и космогонии. Время паводка считалось временем возрождения всех животворящих сил реки и природы ее долины.

Египтяне видели это событие так: в ночь разлива Нила великая предвечная мать Нейт, которую также в некоторых областях почитали как творца всей вселенной, рождает и кормит грудью своего сына Себека – «могучего нильского крокодила, повелителя благодатного разлива реки, покровителя охотников и рыболовов, правителя обитателей прибрежных зарослей папируса» (В. Солкин). Именно Себеку приписывалось изобретение рыболовной сети.

Свирепость и страшные челюсти Себека, согласно легендам, отпугивают от великих богов, которых он защищает, силы зла и тьмы Иногда в своей свирепой ипостаси Себек может быть и крайне агрессивным божеством, противником Осириса и Ра; кроме того, иероглиф, изображающий крокодила, служил определителем в таких словах, как «агрессия», «вожделение» (В. Солкин). Поэтому Себека также считали символом мужской силы и плодородия.

Великий и ужасный

Поскольку автору этой статьи лично общаться с нильским крокодилом не довелось, приведем описание этого животного, сделанного путешественницей Маргарет Мюррей: «Это животное само по себе достаточно опасно, чтобы вызывать почтительный страх.

Умение лежать, притаившись, неотличимым от бревна, выброшенного на берег реки, а затем молниеносно нападать, невероятная сила и крепкая шкура превращают его в коварного и грозного врага. Он одинаково хорошо чувствует себя как в воде, так и на берегу, преодолевает большие расстояния в обеих стихиях и в свирепости не имеет равных среди других хищников.

Нет спасения тому, кто попал ему в пасть, будь то человек или зверь. Неудивительно, что испытывая страх перед ним, племена, населявшие долину Нила в древности, пытались умилостивить его, как и многие другие первобытные люди, видимо полагая, что став тотемом, животное перестанет пожирать их. До появления на Ниле паровых катеров река кишела крокодилами, которые взимали тяжкую дань с людей и животных».

В Сильсиле, начиная с древности и вплоть до середины ХХ века, между двумя скалами, находящимися по обе стороны реки, натягивали тяжелую цепь, которая, как говорят, задерживала крокодилов, не давая им пройти узкий против.

Себек был главным божеством некоторых номов (областей) Египта. Особенно яростные его почитатели жили в Ком-Омбо, Фаюмском оазисе и в Хаваре, где во славу бога-крокодила было построено множество храмов, при каждом из которых выкапывалось священное озеро, где жили обожествленные крокодилы. При жизни и после смерти крокодилов украшали золотыми перстнями и диадемами, их тела бальзамировали и погребали в глиняных саркофагах в храмах.

Святость крокодила распространялась и на его жертв: «Геродот писал, что в Египте, вблизи культового центра бога Себека, было установлено особое отношение к тем людям, которые становились жертвами крокодила.

«Если какого-нибудь египтянина или чужеземца, – писал Геродот, – утащит крокодил то жители того города, где труп прибило к берегу, непременно обязаны набальзамировать его, обрядить как можно богаче и предать погребению в священной гробнице. Тела его не дозволено касаться ни родным, ни друзьям.

Жрецы бога Нила сами своими руками погребают покойника как некое высшее, чем человек, существо». Тело человека, который был убит священным животным, само становилось сакральным объектом» (Александр Беззубцев-Кондаков, портал «T-E-X-T»).

Красочную сцену содержания такого священного крокодила описывает в своем романе «Таис Афинская» русский писатель Иван Ефремов. Правда, его главной героине Таис приходится пережить немало неприятных минут, ожидая нападения огромного священного крокодила, которому она предназначалась в жертву. Но это, скорее всего, литературный вымысел, так как никаких свидетельств о человеческих жертвоприношениях Себеку не сохранилось.

Священных крокодилов, конечно же, кормили, но отнюдь не человеческим мясом. Об этом есть историческое свидетельство Страбона, который в своей «Географии» повествует о посещении города Арсинои в Фаюме: «Город назывался прежде Крокодилополем. Дело в том, что в этом номе весьма развито почитание крокодила; у них есть одно такое священное животное, содержимое отдельно в озере и прирученное жрецами. Оно называется сухом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где крестился князь владимир

Кормят животное хлебом, мясом и вином; эту пищу всегда приносят с собой чужеземцы, которые приходят созерцать священное животное. Наш хозяин, одно из должностных лиц, который посвящал нас там в мистерии, пришел вместе с нами к озеру, захватив от обеда какую-то лепешку, жареного мяса и кувшин с вином, смешанным с медом. Мы застали крокодила лежащим на берегу озера.

Когда жрецы подошли к животному, то один из них открыл его пасть, а другой всунул туда лепешку, затем мясо, а потом влил медовую смесь. Тогда животное прыгнуло в озеро и переплыло на другой берег.

Но когда подошел другой чужеземец, тоже неся с собой приношение из начатков плодов, то жрецы взяли от него дары; затем они направились бегом вокруг озера и, найдя крокодила, подобным же образом отдали животному принесенную пищу» (Страбон, «География» XVII, 38, 748, цитируется по В. Солкину).

Крокодилопоклонники и солнцепоклонники

Крокодил всегда вызывал ужас, смешанный с отвращением. Те, у кого ужас преобладал над отвращением, почитали крокодила как бога. Те же, чье отвращение оказывалось сильнее ужаса, крокодилов ненавидели и презирали.

Такие различия во взглядах создали уникальную для Древнего Египта ситуацию противостояния крокодилопоклонников и солнцепоклонников (или соколопоклонников, так как сокол был символом солнечного божества).

Почему уникальную? Потому что египтяне – исключительно консервативный и богобоязненный народ, который не отказывался ни от каких богов – собственных и пришлых и поклонялся всем им с большим усердием. Однако же генетических страх перед рептилией оказался для части египтян непреодолимым препятствием, мешающим поклоняться Себеку.

В самые древние времена культ крокодила был изначальным верованием всего Египта, в исторические времена Себек был верховным божеством Фаюма, исключавшим всех других местных богов.

«В Верхнем Египте крокодила обожествляли с первобытным богом Сетом, и когда культ Сета вызвал вражду со стороны поклоняющихся Осирису, крокодил как бог многих областей Египта приобрел дурную репутацию» (М. Мюррей).

Отсюда выросла вражда между крокодилопоклонниками из Ком-Омбо, обожествлявших крокодила, и поклонниками солнечного культа из Дендеры, которую запечатлел в своих «Сатирах» Ювенал:

«Между соседней Тентирой и Омбо доселе пылает Пламя старинной вражды: их древняя распря бессмертна, Неизлечимою раной горя, и крайнюю ярость С той и с другой стороны проявляет толпа, потому что Местности обе божеств ненавидят соседних, считая Правильной верой в своих лишь богов».

(Перевод Ф. А. Петровского)

Страбон также не оставил незамеченной ненависть жителей Дендеры к крокодилопоклонникам из Ком-Омб: «Здесь население, в противоположность прочим египтянам, относится с особым отвращением к крокодилу, для них он – самое ненавистное из всех животных.

Хотя прочие египтяне знают злость крокодила и насколько это животное вредоносно для человеческого рода, однако они почитают его и воздерживаются обижать; жители же Тентиры, напротив, всячески выслеживают и истребляют крокодилов у жителей Тентиры такая «неуязвимость» против крокодилов, что они ничуть не страдают от них, но даже бесстрашно ныряют и плывут сквозь кишащую крокодилами воду, на что никто другой не осмелился бы».

Расцвет культа Себека пришелся на время правления XII династии фараонов и во времена Второго переходного периода, когда фараоны стали добавлять к своему имени имя этого бога и появились такие фараоны, как Себекхотеп (Себек умиротворен) или Нефрусебек (Красота Себека). Постепенно культ Себека ассимилировался с культом и солнечного божества и Себека стали считать одним из воплощений бога Амона. Образно говоря, в итоге солнцепоклонники победили крокодилопоклонников.

* * *

Будучи в Египте, не забудьте купить на рынках Каира или Асуана базальтовую статуэтку, изображающую священного нильского крокодила, а по возвращении домой, поставьте ее недалеко от входа – крокодил будет защищать вас от недобрых мыслей визитеров и не выпускать богатство из вашего дома.

Литература:

  • Солкин В.В. и др. Древний Египет. Энциклопедия. – М.: Арт-Родник, 2008.
  • Египет / ROUGH GUIDES / Пер. с англ. Т.Г. Лисициной, Г.С. Махарадзе, А.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  • Кокс С., Дэвис С. Древний Египет от А до Я / Пер. с англ. А. Бушуева. – М.: АСТ МОСКВА, 2008.
  • Мюррей М. Египетские храмы. Жилища таинственных богов / Пер. с англ. Т.М. Шуликовой. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
  • Видеман А. Религия древних египтян / Пер. с англ. Л.А. Карповой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.
  • Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Пер. с англ. И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.

Источник: http://www.river-nile.info/gods-of-the-nile/gods-of-the-nile.php

Бог Себек (или Собек) в Древнем Египте

Старейший бог древнеегипетской мифологии, он имел облик человека c крокодильей головой. Иногда его изображают по-другому – как крокодила с головой человека. Иероглифическая запись представляет бога крокодилом, который почетно восседает на пьедестале, что похоже на написание имени бога Анубиса, изображенного в виде собаки. Нет согласия по поводу того, как правильно произносить имя бога. Наиболее распространены два варианта – Себек и Собек.

Бог плодородия и Нила

По мнению историков, зарождение культа Себека произошло в низинах реки Нил, где в многочисленных рукавах дельты обитало огромное количество крокодилов. Многими хронистами данные рептилии выделены в качестве неотъемлемого египетского символа, как ибисы и змеи. К сожалению, в современном Египте повсеместная урбанизация привела к исчезновению крокодилов в Ниле.

Но это еще не значит, что обожествление крокодилов произошло из-за их количества. Крысы или воробьи встречаются в еще больших количествах, и пересчитать их просто нереально. Они обитают рядом с людьми все время, но божествами их никто так и не сделал. И это даже несмотря на то, что вред, причиненный крысами намного больше, чем вред, полученный от крокодилов.

Безусловно, мощь крокодила позволяет ему неожиданно кинуться на свою жертву, он является очень быстрым, как в воде, так и на суше. Убить человека это животное может с легкостью, и существует множество таких случаев, когда неосторожный охотник попадал в пасть крокодила. Но ловля данных рептилий всегда была распространена среди древних египтян. Они и Себека изображали при помощи одного из пойманных крокодилов и поклонялись ему.

Сохранившееся изображение показывает, что крокодила, который служил аватарой божества, украшали браслетами и серьгами. Нельзя согласиться с тем, что животному было приятно терпеть все процедуры, и он стойко носил все украшения. Как показывают результаты поисков археологов, золото и серебро было неизменными атрибутами всех таких Себеков, ведь таких рептилий было несколько.

Священное животное представляли как вместилище, куда помещался дух бога. Естественная старость и смерть, которые неизменно наступали, не были проблемой для древних египтян. Из рептилии делали мумию и предавали земле. На смену приходил новый крокодил, которого также украшали и молились ему. По каким признакам выбирали животное, на данный момент неизвестно.

Вблизи поселения Киман-Фарис, который ранее носил название Шедит (в переводе с древнегреческого — Крокодилополь), археологи нашли около двух тысяч мумифицированных рептилий. Некоторые из них выставлены в Каирском музее.

По статистике, крокодил живет примерно столько же, сколько и человек, даже немного больше. Если сделать определенный подсчет, учесть, что не все крокодилы были найдены, и аватар Себека действительно умирал естественной смертью, то выходит временной период около двадцати тысяч лет.

Но, кто знает, может в Древнем Египте всех крокодилов превращали в мумий.

Описанные факты свидетельствуют о том, что Себек всегда был в почете во все древние эпохи истории Египта. Неприятная аватара совсем не означала, что сам бог был злой. Его даже жестоким назвать нельзя. Себек – “податель жизни, его ноги одаривают людей водами Нила”.

Примерно такие слова написаны в Книге мертвых. Как и Осирис, Себек – бог плодородия, он хозяин реки Нил, всей пресной воды и животных, живущих в реках. Молитвы рыбаков и охотников были направлены к Себеку, ведь камышовые заросли являлись основным местом их промысла.

Он помогал душам умерших людей пройти путь к Осирису.

Существует запись, которая свидетельствует о прошении одного мужчины к богу посодействовать ему в борьбе за женщину. Божество управляло многими сторонами жизни египтян. Одна из песен содержит слова, в которых Себеку присвоен титул “бога, который слышит молитвы”, ни один древнеегипетский бог не носит такого титула.

Бог Себек – изобретатель

Существует легенда, которая рассказывает об изобретении сети для рыбной ловли. Хапи и Амсета — два сына бога Гора спрятались в водах Нила от бога Ра, который никак не мог разыскать. Или же был слишком горд для этого.

Бог поручил выполнить задание Себеку, чтобы тот нашел пра-пра-правнуков, которыми братья приходились Ра. С помощью рук Себек просеил весь Нил сквозь пальцы, и у него получилось найти беглецов. Так и возникла сеть для рыбной ловли.

Конечно, в этом повествовании отсутствуют плавность и стройность, но смысл легенды понятен.

Родословная бога

История происхождения божества довольно туманна. Рассматривают два варианта. Первый — Ра был создателем или родителем бога. Второй – Себек был порожден первичным океаном Нуном.

На основе некоторых исторических свидетельств предполагают, что он сын Нейт, но данных об этом почти нет. Нет информации и о жене Себека. Таким вот загадочным является божество, которое было как хитрый охранник, верно служащий Ра.

Также его очень почитали смертные, которые повсеместно распространяли миниатюрные амулеты с его изображением.

Себек и древние египтяне

Себека почитали еще во времена Древнего царства – эпоху строительства пирамиды Хеопса и Большого сфинкса. Он упоминается в одном из заклинаний “текстов пирамид”.

Аменемхетом III, который был фараоном двенадцатой династии, был возведен большой храм в городе Файюм. Он посвящался богу с головой крокодила. Недалеко от храма соорудили лабиринт, где занимались религиозными обрядами, которые посвящались богу Себеку.

Системой храм напоминает строение в Абидосе, где поклонялись Осирису, лабиринт там тоже был частью храма. В Файюме и были обнаружены мумифицированные крокодилов.

Популярность божества подтверждается и тем, что в письмах часто писали пожелания «Да хранит тебя Себек».

Много храмов было расположено у дельты Нила, но также известны и другие места, где возводили строения для поклонения божеству. Например, в Ком-Омбо (Омбосе), который находится у верховья Нила, также сохранились остатки храма, и экскурсия в храм Ком-Омбо сейчас является неотъемлемой частью туристических круизов по Нилу. Храмы Себека и мумифицированные крокодилы встречаются даже в Асуане, который никогда не был культурным центром.

Приверженцы технологической теории в области древних мифов будут заинтересованы в том, что археологи нашли папирусы, содержащие двенадцать гимнов, в которых восхвалялась корона бога Себека. Главное ее достоинство заключалось в то, что она уничтожала всех недругов, потому что сверкала ярко, как солнце.

Так же и Эхнатон по легенде разогнал войско из сорока тысяч солдат. И сделал он это благодаря короне, а точнее лучей, исходящих из нее.

Любопытным является одна история. Осирис, когда окончательно воскрес, остался без детородного органа. По легендам его съел один крокодил. Интересно, может Себек тоже участвовал в этом происшествии? К тому же, существует несколько статуй, которые изображают мумифицированного Осириса, расположенного на спине у Себека.

Себек популярен и в наши дни. Если посмотреть, что интересного можно привезти из Египта, то фигурки древних богов будут на одном из первых мест в списке сувениров. А пальму первенства в списке богов в том случае носят Анубис с головой шакала и Себек, выполненный в самых причудливых формах.

Предыдущие записи блога о Египте

Источник: http://jj-tours.ru/adds/blog-egypt/2016-03-07-sobek-god.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь