В каком году Константин принял христианство

История христианства в Греции

В каком году Константин принял христианство

Греция до Императора Константина (49 — 325 г.) — Византийская Империя (325 — 1453 г .) — Греция времен турецкой оккупации (1453 — 1821 г.) — Греческое восстание (1821 — 32 г.) — Национальный период греческой истории (1832 — 2000 г.)

Греция до Императора Константина (49 — 325 год от Рождества Христова)

Ко времени Христова Воскресения Греция уже двести лет была частью Римской Империи. Рим поглотил наследие ее прошлого, то есть остатки классического периода.

То, что мы называем современной Грецией, стало перекрестком, соединявшим захваченную Римом Малую Азию, его европейские колонии и сам Рим. Все дороги не просто вели в Рим. Это были хорошо защищенные дороги для привилегированных категорий граждан, таких, каким был св.

Павел; он прошел Малую Азию, Македонию (современную Грецию), Рим и даже добрался до Европы, проповедуя Христово Евангелие.

Греческое Христианство возникло в основном благодаря миссионерским трудам св. Павла. После своего обращения по пути в Дамаск Апостол исходил всю Малую Азию от Антиохии до Кипра и к северу до западного побережья нынешней Турции, распространяя евангельскую весть.

Когда он находился в древней Троаде, ему приснился сон, в котором Бог повелевал ему идти в Македонию. С 49 по 52 год св. Павел занимался проповедью Христианства среди язычников Македонии. Он основал в Греции маленькие церковные общины — в Неаполисе (Кавале), Филиппи, Береи (Верии), Салониках, Афинах и Коринфе.

Это были первые шаги на пути обращения в Христианство всей Греции.1

Среди людей, говоривших по-гречески, трудились и другие апостолы и ученики Господа, в том числе св. Иасон и св. Сосипатр из числа семидесяти, в 37 году они принесли свет Евангелия на Корфу; св. Иоанн Богослов и св.

Прокопий (они проповедовали на Патмосе и в Ефесе); св. Варнава и св. Марк (вместе со св. Павлом), обратившие население Кипра; св. Андрей — он проповедовал и был распят в Патрах, и св.

Лука, который много путешествовал с апостолом Павлом и впоследствии упокоился недалеко от нынешних Фив.

Еще триста лет после Воскресения Христова Церковь боролась за выживание в условиях гонений, периодически возникавших на территории Римской Империи. В некоторых случаях гонения (особенно те, которые устраивали императоры Домициан, Лициний, Адриан, Диоклетиан и Максимиан) приводили к повсеместному разрушению христианских общин.

Иногда были преследования местного масштаба. И хотя периоды гонений обычно сменялись временами затишья, угроза преследований присутствовала постоянно. Многих мучеников тех времен мы знаем по именам. В числе тех, чьи мощи почивают ныне в Греции, находятся: сщмуч. Иерофей, сщмуч. Дионисий Ареопагит, св. Иасон и св. Сосипатр, св. Елевферий и св.

Анфия, св. Поликарп, мц. Параскева Римская, св. вмуч. Харалампий, св. Христофор, сщмуч. Киприан и мц. Иустина, мучч. Тимофей и Мавра, дева-мученица Анисия Солунская, вмуч. Пантелеимон, вмц. Варвара, преп. Парфений, епископ Лампсакийский, вмуч. Димитрий, вмц. Екатерина Александрийская, вмуч. Феодор Тирон и вмуч. Феодор Стратилат, сщмуч.

Власий, епископ Севастийский.

Византийская империя (325 — 1453 г.)

Начало периода Византийской Империи связано с правлением императора Константина Великого (306 — 337 г .). В 312 году Константин, выезжая на поле сражения у местечка под названием Сакса Рубра в восьми милях к северо-востоку от Рима, увидел в небе светящийся крест и слова: Сим победиши.

Победа в той битве принесла ему титул единовластного правителя Римской Империи, — победа, которой он был обязан заступничеству христианского Бога.

На следующий год он и его соправитель Лициний выпустили Эдикт Веротерпимости, оградив таким образом христиан от преследований, а позже и сам принял Христианство.

Константин перенес столицу Империи из Рима в один из городов Малой Азии (нынешней Турции). Это решение было продиктовано не только политико-экономическими соображениями; Христианская вера, все более и более возраставшая в его сердце, подвигла Императора на разрыв с римским язычеством. В 330 году на церемонии присвоения новой столице названия Константинополь Император объявил, что в этом городе никогда не будут совершаться языческие жертвоприношения.

Менее чем полвека спустя Император Феодосий I провозгласил Христианство государственной религией. Константинополь стал самой прекрасной жемчужиной в диадеме Греческой Империи, сыграв роль духовного и национального центра.

Несмотря на то, что по прошествии тысячи лет Византия прекратила свое политическое существование, в сознании православных греков этот город и по сей день остается своеобразной географической осью, вокруг которой вращается их духовная жизнь.2

Итак, гонения окончились, и Христианство начало быстро распространяться. Строились храмы, определялись и оформлялись церковная традиция и доктрины, пришедшие из глубины веков. Как и следовало ожидать, став государственной религией, Христианство привлекло к себе внимание людей честолюбивых, во всем следовавших моде и равнодушных к самой вере.

В качестве альтернативы светской жизни в городах появилось и стало быстро набирать силу монашество. В четвертом веке в Египте появились отшельники-аскеты, а потом очень скоро во всех уголках Римской Империи возникли мужские и женские монашеские общины. Первыми монахами в Египте были преп. Антоний Великий — основоположник монашества ( † 356), преп. Пахомий Великий ( † 348) и преп. Макарий Великий ( † ок. 390).

Среди тех, кто принес на Запад иноческий устав и организовал общежительные монастыри, одними из первых были свят. Василий Великий ( † 379) и его сестра преп. Макрина ( † 380). Монашество служило противовесом постоянно усиливавшейся формализации церковной жизни, живым напоминанием о том, что Царствие Божие — не от мира сего.

Даже в наши дни людей, знакомящихся с Православием, часто привлекает как древняя монашеская духовная литература, так и свидетельство современных иноков.

Во времена правления Константина начался период Вселенских Соборов (325-787); первые шесть определили внешнюю, организационную структуру Церкви и основополагающие догматы Христианской веры, в частности, касающиеся природы и воплощения Христа и богословия Святой Троицы. На седьмом Вселенском Соборе было восстановлено иконопочитание, запрещенное в течение целого столетия в период иконоборчества.

На этот период приходится время расцвета святоотеческого богословия. Письменные труды свят. Афанасия Великого, отцов-каппадокийцев четвертого века — святителей Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского, а также свят. Иоанна Златоуста, писавшего в начале пятого века, способствовали утверждению церковных догматов и пониманию Священного Писания.

И поныне их труды считаются основой православной традиции.

В эпоху стабильности, которая длилась несколько столетий, по всей территории Византийской Империи были построены великолепные храмы и монастыри. До наших дней сохранились удивительные образцы византийской архитектуры — например, в Неа Мони на острове Хиос, в Осиу Лукасе (недалеко от Фивы), Панагиа Атениотисса в Дафни.

Крупнейший храм всего христианского мира — храм Святой Софии в Константинополе — также был построен в этот ранний период, и несмотря на то, что с момента захвата Константинополя турками в 1453 году его использовали в качестве мечети и музея, христиане относятся к нему с благоговением, понимая его важное значение в истории Православия.

Тысячи праведников трудились ради спасения своей души в эпоху тысячелетнего византийского правления, и благодать Святого Духа, почивавшая на них, исполняла эту землю.

Византийские христиане стремились к целостности и гармонии в отношениях между Церковью и государством. Византийского Императора помазывали на Царство в качестве самодержавного и единовластного правителя. Он не был просто главой правительства. Он не мог разделить власть ни с кем, поскольку должен был сам нести всю полноту ответственности.

Византийцы верили, что в конечном итоге он предстанет перед Богом и даст ответ за духовное и физическое благополучие Империи. Согласно учению свят. Иоанна Златоуста, Император имел почти мистическую обязанность противостоять злу видимому и невидимому. На него одного ложилось бремя духовной ответственности как на «Удерживающего, того, кто не позволяет исполниться “тайне беззакония, которая уже в действии”».

Однако самодержавная власть Императора не приобрела статуса церковного догмата. Император имел право (и обязанность) защищать чистоту веры, выступая на церковных соборах, но решающий голос в вопросах Церкви и веры оставался за епископами.

И наоборот, церковные иерархи были морально обязаны протестовать против государственной политики, если она шла вразрез c принципами христианской нравственности или с интересами Церкви, однако окончательное решение оставалось за Императором.

Источник: https://www.pravmir.ru/istoriya-xristianstva-v-grecii/

Константин Великий

В каком году Константин принял христианство

Святой император Константин I Великий остался в истории как великий защитник и ревнитель христианской веры. Церковь присвоила ему звание равноапостольного, несмотря на то, что в биографии правителя было немало неприятных эпизодов, в том числе казнь собственной жены и сына.

Детство и юность

Будущий римский император родился в Наисе – городе в Верхней Мезии (сегодня он принадлежит Сербии и называется Ниш). Его полное имя звучало как Флавий Валерий Аврелий Константин; он был сыном цезаря (младшего императора) Констанция Хлора, но не от его официальной жены Феодоры, а от конкубины (сожительницы) Елены.

Портрет Константина Великого

Точный год рождения не установлен, по сведениям ряда источников можно предположить, что это был 272-й. Позже Констанцию пришлось разойтись с Еленой и по политическим мотивам жениться на падчерице Максимилиана. В результате следующего брака у Константина появились три брата и три сестры.

Войны

Молодой Константин поступил на службу в армии в Никомедии и принимал участие в походах в Египет и Персию. В 305 году его отец, ставший императором в западной части страны, вызвал сына к себе, чтобы тот помог ему в британском сражении против пиктов. Когда через год Констанций умер, войска сразу же признали Константина законным наследником, но официально он получил лишь статус цезаря.

Констанций назначает Константина своим преемником

В тот момент на титул главного руководителя империи претендовали 6 человек, что вызвало политические междоусобицы.

В 307 году Константин закрепил права на трон, женившись на Фаусте, дочери своего главного соперника Максимилиана. Тот позже предпринял попытку незаконного захвата власти, после чего его заставили покончить с собой.

Оставшихся соперников Константин убрал также при помощи устройства выгодных браков и других политических интриг.

Политика и религия

В 312 году Константин выдвинулся на бой в римском предместье возле Мульвийского моста, где, по легенде, увидел знамение своего предназначения – огненный крест в небесах. По другой версии, император увидел вещий сон, в котором ему велели поместить на щиты воинов монограмму из первых букв имени Христа. Так или иначе, бой был выигран, а после победы на императорском знамени – лабаруме – появились означенные символы.

После этого Константин в Миланском эдикте даровал гражданам империи свободу вероисповедания. Христианство обрело статус «дозволенной религии», повелением императора были запрещены гонения на последователей Христа и попытки отобрать у церкви имущество.

Позже у Константина случился конфликт с его родственником Лицинием, который помогал ему в государственном управлении. Тот, до поры послушно исполнявший роль наместника в восточной части страны, взбунтовался и объявил войну, попутно возобновив на своей территории гонения на христиан. Константин разбил Лициния в 2 сражениях и отстранил его от власти, став единоличным правителем Римской империи.

Икона святых Константина и Елены

Именно его правление дало старт распространению христианства в Европе. К нему Константина расположила мать Елена, да и отец тоже покровительствовал христианам, считая их добропорядочными и честными гражданами. Еще больше императору понравилась твердость и верность представителей этой религии своему учению, особенно учитывая, какими ужасами порой оборачивалось их гонение.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему мусульмане не любят христиан

Приход правителя к христианству совершался постепенно – так, свою первую победу над соперниками он отпраздновал в храме Аполлона, принеся богу обильные жертвы. Симпатии к другой вере начали проявляться в Константине после военных побед. Аристократическая верхушка воззрений правителя не одобряла. В Риме власть языческих убеждений была особенно сильна, что в итоге повлияло на решение императора лишить город столичного статуса.

Бюст Константина Великого

Крещение Константин принял лишь в конце жизни, однако всячески поощрял представителей христианской церкви и последовательно проводил политику их защиты.

Он активно вмешивался в вопросы церковного управления: в 325 году на Первом Вселенском соборе принимал участие в разрешении разногласий по поводу учения арианцев и впоследствии неоднократно присутствовал на его заседаниях.

Еще через 5 лет правитель перенес столицу в Константинополь, позже ставший духовным и политическим центром Византийской империи.

Личная жизнь

О личной жизни правителя сохранились лишь обрывочные сведения. Упоминается, что старшего сына и наследника престола Клиспа ему родила матрона Минервина, но обладала ли она статусом официальной супруги или конкубины, точно не известно. Она не была первой женщиной в его жизни, но о ее предшественницах упоминаний в документах не осталось.

Флавия Максима Фауста, жена Константина Великого

В 307 году Константин женился на Флавии Максиме Фаусте, дочери Максимилиана. Это был династический брак с целью укрепления политического влияния, но император очень уважал свою образованную и энергичную супругу, родившую ему шестерых детей (трех сыновей и трех дочерей). Фауста была замешана в свержении своего отца и стала виновницей трагедии, омрачившей последние годы жизни прославленного римского правителя.

В 326 году Константин велел казнить собственного сына Флавия Юлия Криспа вместе с племянником Лицинианом. Причины такого решения называются разные, наиболее популярна версия о том, что Крисп был казнен по навету Фаусты, обвинившей его в попытке изнасилования. Обвинение было ложным – таким методом она избавилась от главного наследника, чтобы расчистить дорогу к трону своим сыновьям.

Флавий Юлий Крисп

Вероломная Фауста сполна поплатилась за свое злодеяние – через месяц Константин раскрыл обман и велел запереть ее в бане, где она задохнулась (по другой версии, разгневанный муж столкнул ее в горячую воду). За казнью жены последовали расправы над друзьями императора, которых он посчитал причастными к делу. Позже он предал имя Фаусты проклятию памяти (запретил любые посмертные упоминания о ней), и его наследники оставили это распоряжение в силе.

По легенде, именно моральные терзания после гибели близких привели Константина к христианской вере. Впрочем, ряд современных историков отвергают эту версию: есть факты, указывающие на то, что к моменту смерти жены и сына он уже 10 лет исповедовал эту веру и его крещение было давно обдуманным решением.

Смерть

В 336 году император почувствовал недомогание и, опасаясь внезапной кончины, принялся приводить свои дела в порядок. Он удачно завершил войну против готских и сарматских племен и распорядился, чтобы после его смерти империю поделили между тремя сыновьями: Констанцию достались Азия и Египет, Константу – Африка, Италия и Паннония, а Константину II – Британия, Испания и Галлия.

Памятник Константину Великому

В начале следующего года правитель отправился на лечение. Он начал с бань в Никомедии, позже съездил к горячим источникам Дрепана и посетил ванны Еленополиса, но лучше ему не стало. Последние месяцы жизни Константин провел на вилле в Анкироне. Почувствовав приближение смерти, велел перевезти себя в Никомедию и там на смертном одре принял крещение.

Мечтой императора было окреститься в водах Иордана, но он уже не смог туда добраться. Какая именно болезнь стала причиной смерти, неизвестно, но сохранились упоминания, что к старости он склонился к арианскому течению христианства, а обряд крещения был проведен отцом Сильвестром.

Корнел Уайлд в роли императора в фильме «Константин Великий»

О жизни императора и его вкладе в распространение веры написано множество научных, религиозных и художественных трудов, снято несколько фильмов. Наиболее известна итальянско-югославская картина режиссера Лионелло Де Феличе «Константин Великий», вышедшая на экраны в 1961 году.

Источник: https://24smi.org/celebrity/9941-konstantin-velikii.html

Христианство в Византии

В каком году Константин принял христианство

Античное наследие не было единственным источником византийской культуры. Восточные провинции Древнего Рима стали родиной христианской религии (возникновение).

Возникнув на земле Палестины, христианство уже в первые века своего существования распространилось в Сирии, Египте, Малой Азии. И письменные, и археологические свидетельства говорят о том, что раннехристианские общины были в этих землях многочисленны.

Именно здесь складывалась христианская литература, росла Церковь, создавались первые богословские школы.

Раньше Рима, в 301 г., христианство приняла в качестве государственной религии Армения, тогда независимое царство. А вскоре началось победоносное шествие христианской веры по римским землям. Восточная империя с самого начала строилась как государство христианское.

Император Константин, основатель Константинополя, прекратил гонения на христиан и покровительствовал им, а на смертном одре в 337 г. принял крещение. Он и его мать, христианка Елена, почитаются Церковью как святые. При императоре Феодосии Великом в конце IV в. христианство в Византии утвердилось в качестве государственной религии. Но лишь в VI в.

Юстиниан I, ревностный христианин, окончательно запретил языческие обряды на землях Византийской империи.

Развитие христианства

О том, как происходило утверждение христианства на Востоке, можно судить не только по письменным свидетельствам, но и по находкам археологов.

От века к веку возрастает число предметов, связанных с христианским культом, прежде всего разнообразных крестов — от нательных до памятных, а также чаш с религиозными надписями, колец, украшенных крестами или с Христовым именем, форм для отливки крестов и образков.

Повсеместно распространяется христианский обряд погребения, без сопровождающих вещей или жертв, с христианскими символами и молитвами на надгробных плитах. Христианские храмы постепенно превращаются в центры общественной жизни Византии. Городские здания начинают группироваться вокруг них, а не вокруг ипподромов и агор.

Вклад христианства

Вкладом христианства в культуру Византии стало развитие храмового строительства и иконописи. Монументальные церкви, сооружавшиеся в городах с V—VI в., сочетали духовную символику первых, ещё скромных храмовых зданий христиан с богатыми традициями греческой архитектуры. Самое величественное творение византийских зодчих — храм Святой Софии в Константинополе.

Его создатели Исидор Милетский и Анфимий Тралльский по повелению Юстиниана воздвигли, как тогда говорили, новое чудо света. Константинопольская София стала непревзойдённым образцом для позднейших храмостроителей. Она и подобные ей храмы в других городах империи возводились для пышных массовых богослужений.

Самым своим видом они подчёркивали величие и торжество новой веры.

Новые архитектурные взгляды

Христианские мастера Византии охотно воспринимали наследие античного искусства, однако очищали его от следов язычества и наполняли новым духовным содержанием. Потому в изобразительном искусстве произошёл отказ от «телесности», стремления физически точно воспроизводить окружающую действительность. Исчезло преклонение перед силой и плотской красотой.

Оно уступило место преклонению перед красотой духовной, стремлению передать скрытую в Боге суть мирского бытия. Новые вкусы привели к упадку прежней, античной, скульптуры. Ей на смену пришли иконопись и мозаика. Они на века стали главными составляющими византийской художественной культуры.

В них реалистичность сочетается с одухотворённостью, личный талант мастеров — со следованием традициям и канонам, разработанным византийской школой.

Не все христиане сразу восприняли идею передачи красоты духовного мира через искусство живописца. В VIII в. империю охватило иконоборческое движение. Его родиной были Сирия и Малая Азия, а покровителями — императоры Исаврийской династии, выходцы из восточных провинций.

Иконоборцы объявили поклонение Богу и святым через иконы идолопоклонством. Они уничтожали мозаики и скульптуры, сжигали деревянные иконы, нередко разрушали сами храмы. Лишь в конце VIII — первой половине IX в. иконоборчество было побеждено. Иконописцы сохранили свои традиции, невзирая на гонения.

Церковь признала иконопочитание достойным способом поклонения Богу, а иконоборчество осудила как ересь.

Империя ромеев, сохранив наследие античности, всё же не избежала и варварского нашествия. Арабы, создавшие новое мощное государство — халифат, в VII в. отторгли от Византии все восточные провинции, кроме малоазийских, а в европейские области волна за волной вторгались авары, болгары, славяне.

Славяне селились в границах империи и захватывали обширные территории. Где-то они подчиняли местных жителей и смешивались с ними, где-то ромейское население бросало насиженные места и спасалось бегством от завоевателей.

Так Византия потеряла север Балкан, где возникли славянские государства: Болгарское царство, сербские и хорватские княжества.

Славяне и христианство

Славяне проникли и гораздо южнее, вплоть до южного греческого полуострова Пелопоннес. Археологи обнаружили следы разорительного славянского нашествия — пожары и разрушения в Афинах, Коринфе, Спарте и иных древних городах. Несколько раз за VD—Vm вв. разноплеменные варвары подступали даже к самой столице.

Славянское наследие отразилось в византийской культуре двояко. С одной стороны, произошла явная варваризация. Приходили в упадок города, оторванные от сельской округи и частично разорённые. Ремесленные изделия стали грубее и проще, появились не всегда умелые «варварские» подражания.

С другой стороны, местные жители восприняли от славян некоторые приёмы земледельческого труда. Например, новый тип бороны, более пригодный для равнинной пашни. В домостроительстве и обработке дерева греками часто начали использоваться орудия (тесла, топоры и т. д.) славянских типов.

Умения славянских плотников всегда высоко ценились в Византии.

Источник: http://www.historie.ru/civilizacii/vizantiskaya-imperiya/193-hristianstvo-v-vizantii.html

Плевелы великого обмана. Власть и христианство

Возникновение христианства, Римская империя, Новый завет, Иудейские войны, Преследования христиан. Фальшивки и подлоги, Государственная религиозная политика, Библиография.

 Mikhail Poluboyarov. Ryegrasses of great deception: Power and Christianity in the Roman Empire. – Moscow, 2019, 432 p.

Keyword

The origin of Christianity, Roman empire, New Testament, Jewish War. Persecution of Christians, Fakes and forgeries,  State religious policy, Bibliography.

Традиционно в раннем христианстве находят некую внутреннюю энергетику, позволившую в исторически короткий срок привлечь на свою сторону миллионы людей.

Но мог ли этот процесс развиваться неуправляемо? Автор, сопоставляя раннюю христианскую литературу с произведениями историков античности, современников событий, пришел к неожиданному выводу, что происхождение христианства обязано исключительно заинтересованности самих римских императоров в создании единой религии для имперских целей.

Опираясь на первоисточники, автор размышляет о том, как, где, когда и кем осуществлялся секретный проект по разработке христианской доктрины и церковной структуры – инструмента управления массами.

Для читателей, интересующихся происхождением христианства. Желательно  знакомых с историей Римской империи.

Сокращения в тексте

I Цар. – 1-я Книга Царств, произведение Ветхого завета.

1-е Кор. – Первое послание ап. Павла к Коринфянам (Новый завет).

Ан. – Анналы. Сочинение великого древнеримского историка Тацита.

Апол. – Апологетик. Сочинение Тертуллиана.

Втор. – Книга Второзакония (Ветхий завет).

Дион. Р. И. – Римская история, сочинение Диона Кассия и эпитомы.

Евс. – Евсевий Кесарийский, епископ, христианский писатель IV века, автор первой «Церковной истории».

ЕЭ – Еврейская энциклопедия, многотомное издание кон. XIX – нач. ХХ в.

И. – История. Сочинение великого древнеримского историка Тацита.

И. А. – История августов. Собрание произведений римских авторов конца III века.

И. В. – Иудейская война. Сочинение иудейского историка I века Иосифа Флавия.

И. Д. – Иудейские древности. Сочинение Иосифа Флавия.

Ин. – Евангелие от Иоанна (Новый завет).

Ис. – Книга пророка Исаии (Ветхий завет).

К Гал. – Послание апостола Павла к Галатам (Новый завет).

Кол. – Послание апостола Павла к Колоссянам (Новый завет).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько людей исповедуют протестантизм

Лакт. – Лактанций, христианский писатель IV в., автор сочинения «О смертях преследователей».

Лк. – Евангелие от Луки (Новый завет).

Мих. – Книга пророка Михея (Ветхий завет).

Мк. – Евангелие от Марка (Новый завет).

Мф. – Евангелие от Матфея (Новый завет).

Откр. – Откровение апостола Иоанна (Новый завет).

П. Ц. – Против Цельса. Сочинение богослова Оригена (III в.).

Рим. – Послание апостола Павла к Римлянам (Новый завет).

Суд. – Книга судей (Ветхий завет).

Р. И. – см. Дион. Р. И.

Ц. И. – Церковная история. Сочинение Евсевия Кесарийского.

Чис. – Книга Числа (Ветхий завет).

Предисловие ко второму изданию

Вопреки распространенным представлениям о творцах раннего христианства – «угнетенных массах», в среде которых новая религия якобы родилась, – я привожу доказательства того, что зачинателями христианства были вовсе не рыбаки с Тивериадского озера, руководимые своим учителем, а государственные люди, озабоченные управленческими проблемами.

Рим завоевал огромную территорию. При Траяне в начале II века протяженность границ империи с запада на восток составляла около 3 тыс. км, с севера на юг – 2 тыс. км, численность населения – от 65 до 88 млн человек.

Правила жизни покоренных народов определялись вождями племен, жрецами многочисленных языческих богов и, само собой, представителями римской администрации.

Религия была и есть важнейший инструмент политической власти во всяком антагонистическом обществе. Она всегда навязывается сверху вниз, от императоров, королей и великих князей к народным массам. Это общее правило мировой истории.

Никакие рыбаки с Тивериадского озера, говорившие на арамейском языке, якобы исходившие тысячи километров, не могли разнести веру в искупительную жертву Христа на огромной территории, населенной разноязыкими народами. «Учеников Иисуса» люди просто не понимали бы.

Даже античные авторы, по крайней мере, до конца II века, толком не знали ничего о христианах.

Греческий язык оригиналов Нового языка – еще одно свидетельство непричастности еврейских масс к созданию христианской доктрины. Греческий – это язык римской аристократии, римских философов, а не тивериадских рыбаков.

Все это и ряд других факторов указывает на истинных авторов Нового завета и их высоких покровителей. Владыки действовали скрытно, ведь каждый император являлся верховным понтификом.

Чтобы их причастность к созданию новой религии не повредило их власти, авторами апологетических сочинений II-IV веков был пущен слух о непрерывных гонениях и преследованиях христиан, начиная с правления Нерона.

Система доказательств искусственного происхождения религии  построена на проверке текстов Нового завета путем сравнения на соответствие историческим хроникам Рима и Иудеи и апологетических сочинений христианских писателей II-V веков.

Синхронный подход к политической, социально-экономической, культурной истории Иудеи и Римской империи с одной стороны и истории создания «священных текстов» и церковных структур с другой – единственный метод, позволяющий приоткрыть завесу тайны происхождения христианства.

Говоря о религии, нельзя обойти вниманием взаимоотношений церкви и правителей Российской Федерации. Согласно Конституции РФ церковь отделена от государства. В жизни мы видим, как государство позволяет ей все глубже проникать во все сферы жизни общества. Преданность православному главе государства и восхваление его стали признаком патриотизма. Как-то мы перестали различать патриотизм и низкопоклонство.

Как-то подзабыли, что он президент не только православных, но всех граждан России, католиков, протестантов, мусульман, буддистов, иудеев и атеистов. В нашей стране, как в Древнем Риме, религия прежде всего инструмент управления государством при помощи лжи. Но если мы любим Россию, это не значит, что мы должны любить властителей. Они приходят и уходят, Россия остается.

Любить Власть все равно, что любить виселицу, на которой тебя, может быть, не повесят.

Глядя на вечную материю, вывешенную, как наглядное пособие, над нашими головами, вспоминается трагическая судьба научных открытий. Первым публичное заявление о гелиоцентрической картине мира сделал в III веке до н. э. греческий философ Аристарх Самосский. Ученое большинство ее не приняло.

По сообщению Плутарха, академик Клеанф требовал привлечь к суду Аристарха за то, что он «сдвигает с места центр мира, потому что сей муж пытался объяснять небесные явления предположением, что небо неподвижно, а Земля движется по наклонной окружности, вращаясь вместе с тем вокруг своей оси» (Плутарх. «О лике, видимом на диске Луны». П. 6). Гениальный провидец Аристарх вынужден был замолчать.

Геоцентрическая система считалась бесспорной еще тысячу лет, пока перед судом инквизиции не предстали Джордано Бруно, Коперник и Галилей.

Источник: http://www.suslony.ru/Plevely.htm

Константин великий — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Константин Великий. Голова статуи. Римский Капитолийский музей.

Константин I Великий (Флавий Валерий Константин) (+ 337), святой равноапостольный, император Римский (306-337)

Память 21 мая

Константин Великий был сыном Констанция Хлора, правителя Западной Римской империи (Галлии и Британии), и святой равноапостольной Елены. Отец Константина не преследовал христиан, тогда как во всех остальных частях великой империи они подвергались жестоким гонениям.

По желанию императора Диоклетиана он в юных годах (18-летним) был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии.

Когда Диоклетиан отказался от престола, Константин возвратился в Галлию и в 306 году (после смерти императора Констанция) был провозглашен императором.

К принятию христианства он был расположен своей матерью. Отец его, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя что христиане — верные слуги и честные граждане.

При дворе Диоклетиана в то время, когда он еще не преследовал Церковь, были христиане на разных должностях, и Константин имел много случаев удостовериться в их честности и преданности долгу. Затем он видел ужасы гонения и необыкновенную твердость исповедников Христовых, и это также предрасположило его в их пользу.

Впоследствии Константин сам признавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство: «Я отчуждался от бывших доселе правителей, говорил он, потому что видел дикость их нравов».

По своему характеру деятельный, воинственный, всем доступный и щедрый, дальновидный и проницательный, Константин являет черты мирового гения, и не напрасно был избран Промыслом Божиим для совершения величайшего переворота в империи и во всем мире.

Император Константин в свое царствование боролся в особенности с тремя врагами, и во время этой борьбы постепенно, но решительно склонился к принятию святой веры.

В 308 году он счастливо вышел из борьбы с императором Максимианом Геркулом и поспешил выразить свою благодарность божеству богатыми жертвами в храме Аполлона. В этом обнаружилась господствующая черта в характере Константина: хотя он оставался еще язычником, но был человеком набожным и причину своих успехов относил к помощи свыше.

В 312 году возникла новая война императора Константина с кесарем Максентием, сыном Максимиана.

Во время этой войны незадолго до решительной битвы в полуденные часы, когда солнце уже начало склоняться к Западу, Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим (этим) побеждай» (по-гречески: ἐν τούτῳ νίκα).

Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. На следующий день по приказу Константина на всех знамениях его войска были сделаны изображения святого креста.

Одержав победу над Максентием, Константин торжественно вошел в Рим и здесь на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и с надписью: «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана».

В Риме Константин оставался не долго и отправился в Милан, вероятнее всего, в начале 313 г. Сюда прибыл и Ликиний. Здесь было отпраздновано бракосочетание Ликиния с сестрою Константина, и тем еще более укреплен их союз. В Милане они пробыли не дольше апреля. Здесь составлено было ими законодательное постановление, которым определялось положение христиан в империи. Этот документ известен под именем Миланского эдикта 313 г.

Между тем дружеские отношения императоров Константина и Ликиния мало-помалу расстраивались и перешли в открытую борьбу. Эта борьба должна была решить судьбу христианства в Римской империи, потому что Ликиний, подозревая восточных христиан в большей привязанности к Константину, стал сначала притеснять их, а потом перешел открытому гонению на них, а Константин явно покровительствовал христианам.

Оба императора готовились к решительной борьбе, каждый сообразно со своей верой. Оракулы предвещали победу Ликинию, а христиане молились за Константина. Бог даровал победу Константину в двух сражениях, вначале в битве при Адрианополе (322 г.) на европейском континенте, а затем при Хрисополе (совр. Юскюдар) в Малой Азии. Ликиний был отстранен от власти, а со временем казнен.

Константин сделался единодержавным правителем империи, и христианство восторжествовало.

Император Константин всю свою жизнь посвятил благу Церкви и сделал столько добра ей, что заслужил наименование равноапостольного. С его времени государственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требования, которые заключаются в христианстве.

Можно указать, следующие меры и действия императора Константина в пользу христианства, кроме упомянутых эдиктов, — в порядке времени: он прекратил языческие игры (314 г.), освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов (313-315 гг.

), отменил казнь через распятие и издал строгий закон против иудеев, восстававших на Церковь (315 г.), дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей, которые были очень затруднительны в гражданских судах (316 г.

), запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому, оставив это правило только обществу (319 г.), повелел по всей империи праздновать воскресный день (321 г.

), в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущества по завещаниям, допустил христиан к занятию высших государственных должностей, приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения (325 г.).

Во время царствования Константина было восстановлено прежнее название города Иерусалима вместо нового, Юлия Капитолина, данного ему при императоре Адриане.

Более всего император Константин встречал себе противодействия в Риме, где сильна была языческая партия. Это противодействие язычников обнаружилось в особенности во время празднования Константином 20-летия царствования и охладило его к прежней столице государства. Его любимым городом была Сердика (ныне София), о которой он говорил: «Сердика — мой Рим.

» Наконец он совершенно оставил Рим, и стал править из Сердики. Там же было принято решение об основании новой христианской столицы империи [1]. Ей стал город Византий на берегах Босфора, куда святой царь пригласил христианских епископов торжественно освятить ее, назвав Константинополем.

Вместо языческих капищ в этой новой столице империи стали воздвигать христианские храмы, и вместо статуй языческих богов — священные изображения.

Император Константин с живым вниманием относился к волнениям, которые возбуждали в Церкви раскол донатистов и особенно ересь Ария, и всячески старался примирить разделенных. Одна из величайших заслуг Константина — созыв I Вселенского собора в городе Никее в 325 году.

У Константина было множество превосходных качеств, однако убийство в 326 году вначале сына Криспа, оговоренного мачехой Фаустой, а затем, когда выяснилась невиновность сына, — уже самой Фаусты, показывает его с другой стороны.

Равноап. царь Константин. Фрагмент мозаики. Собор Святой Софии в Константинополе, конец X века.

Всей душой преданный Церкви, Константин, однако, по обычаю того времени, до последних дней жизни откладывал принятие крещения. Когда же почувствовал приближение смерти, то с благоговением принял это великое таинство и мирно скончался во время молитвы в день Пятидесятницы, 21 мая 337 года.

Константин умер в Ахироне, пригороде Никомидии, во время подготовки к войне с Персией; перед смертью он заранее разделил Римскую империю между своими тремя сыновьями: Константин II (правил 337–340) получил Британию, Испанию и Галлию; Констанций II (правил 337–361) получил Египет и Азию; Констант (правил 337–350) получил Африку, Италию и Паннонию, а после смерти его брата Константина II в 340 году к нему полностью отошел Запад. Иллирик, Армения и Понт достались двум племянникам Константина — Делмацию и Ганнибалиану. Нельзя сказать, чтобы такое разделение было дальновидным: сразу после смерти Константина почти все его родственники были истреблены армией, которая желала оградить престол от новых претендентов. Столкновения между наследниками продолжались и дальше, до тех пор пока в 350 году не остался один император, Констанций II.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какие направления в христианстве вы знаете

Молитвы

Тропарь, глас 8

Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи; егоже спасай всегда в мире, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбне.

Кондак, глас 3

Константин днесь, с материю Еленою, Крест являют всечестное древо, всех убо иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Величание (из Часослова, изданного Киево-Печерской Лаврой в 1642 г.)

Величаем вас, святии равноапостольнии царие, Константине и Елене, и чтим святую память вашу, святым крещением всю вселенную просвятивших.

Литература

  • Керенский В.А. Литература о св. Константине Великом. Казань, 1913
  • Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 года. Пг., 1916
  • Каждан А.П. От Христа к Константину. М., 1965
  • Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998

Использованные материалы

[1]  http://www.pravoslavie.ru/news/56789.htm

Источник: https://drevo-info.ru/articles/1192.html

LifeCity — новости Мариуполя

В государстве-агресссоре намерены сделать дополнительные уступки, чтобы ускоренными темпами заниматься раздачей паспортов жителям отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Сегодня российские документы для жителей неподконтрольных территорий обходятся в полусотню долларов.

  • 6 лет назад началась война на Донбассе

      (Новости Мариуполя и области)  Шесть лет назад началась активная фаза войны на Донбассе. Именно 14 апреля 2014 года исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов подписал указ о начале Антитеррористической операции на Донбассе. В апреле 2014 года российские оккупанты и местные сепаратисты захватили под контроль украинские города. 15 Апреля 2020, 9:35

  • В донбассе жители против амнистии сепаратистов

      (Новости Мариуполя и области)  Многие жители подконтрольных территорий Донбасса не против прямых переговоров с представителями сепаратистов ОРДЛО, однако против амнистии боевиков выступает большинство граждан. Об этом свидетельствует социологический опрос фонда «Демократические инициативы». 10 Апреля 2020, 9:28

  • Сша призвали рф оставить оккупированные территории

      (Новости Мариуполя и области)  Пресс-служба американского посольства в Украине в очередной раз призвала Российскую Федерацию прекратить военную интервенцию на Донбассе, а также вывести свои войска с оккупированных территорий Украины. Американские дипломаты напоминают, что помнят слова Владимира Зеленского, украинского президента, о преступлениях России. 3 Апреля 2020, 23:05

  • Резников уточнил будущее Консультативного совета с ОРДЛО

      (Новости Мариуполя и области)  Как полагает вице-премьер по вопросам реинтеграции, создание Консультативного совета с отдельными районами Донецкой и Луганской областей подразумевает согласие всех, кто будет участвовать в Нормандском саммите. Алексей Резников уверен, что создать такой совет будет не очень легко. 2 Апреля 2020, 19:11

  • Ермак поведал о Консультативном совете с ОРДЛО

      (Новости Мариуполя и области)  Вопрос организации Консультативного совета в Трёхсторонней контактной группе до сих пор обсуждается. Политические советники обсуждают его в телефонном режиме. Об этом поведал руководитель Офиса Президента Андрей Ермак во время брифинга перед журналистами. По его словам, в нормандском формате такие беседы продолжаются. 31 Марта 2020, 19:19

sh: 1: —format=html: not found

Источник: http://lifecity.com.ua/?l=knowledgeamp;mod=viewamp;id=7487

Миланский эдикт и превращение христианства в господствующую религию

Одним из важных событий правления Константина (306—337) был так называемый Миланский эдикт 313 г., даровавший свободу вероисповедания христианам и возвращавший им все конфискованные церкви и церковное имущество. В дальнейшем Константин оказывал христианам особое покровительство. Из гонимого учения христианство становилось государственной религией, из «церкви борющейся» — «церковью торжествующей».

Константин даровал христианской церкви ряд значительных привилегий; она получила право принимать наследства и дарения, что при быстрых успехах христианства сделало её менее чем за столетие обладательницей 1/10 всех земель империи. Сам Константин и его преемники не скупились на богатые пожертвования.

Клирики были освобождены от муниципальных повинностей, третейский суд епископов был приравнен к государственному, епископы получили право узаконивать отпуск на волю рабов с тем, однако, чтобы они проверяли, «достойные» ли получают свободу.

Сам император, не будучи ещё христианином, принимал горячее участие в делах церкви, называя себя её «епископом для внешних дел». К концу жизни он крестился.

Главную роль в признании Константином христианства сыграли политические соображения.Правда,вначале IV в. христианство исповедовало не более одной десятой части населения империи, однако христиане успели уже создать исключительно крепкую организацию, умевшую влиять на массы. Широкая благотворительность и надежда на загробное блаженство привлекали отчаявшуюся бедноту; проповедь смирения и покорности умеряла её сопротивление.

Языческая религия, требуя лишь соблюдения внешних обрядов, оставляла известный простор для свободы мысли. Христианство требовало полного подчинения, безоговорочного признания установленной догмы.

Именно такая религия была наиболее подходящей идеологической базой для монархии, возглавлявшейся «святейшим» императором и основанной на господстве небольшой кучки привилегированных над бесправными, униженными, лишёнными всяких перспектив массами тружеников.

Арианство

Миланский эдикт привлёк на сторону Константинахристиан Востока во время его борьбы с другими претендентами на власть. Константину тем легче было пойти на союз с церковью, что на Западе христианство распространилось позже, чем на Востоке, и преимущественно среди аристократии, ставленником которой был Константин.

О настроениях западных христиан позволяют судить постановления (так называемые «каноны») двух епископских съездов -соборов, состоявшихся на Западе в 306 и 314 гг.

Из этих канонов видно, что рабы и колоны христианских господ ещё оставались язычниками и активно защищали своих богов, что епископы дозволяли христианам занимать общественные должности, в том числе и жреческие, и карали пожизненным отлучением христиан, отказывавшихся служить в армии, тогда как женщина, засекшая до смерти рабыню, отделывалась пятилетним покаянием.

Как видно, христиане из числа знати были уже вполне готовы к союзу с государством, и Константин, запретивший преследовать господина, запоровшего раба, был для них подходящим союзником. Поэтому в западных провинциях религиозная политика Константина среди знати оппозиции не встретила. Только римские сенаторы, державшиеся тысячелетних традиций республиканского и раннеимператорского Рима и недовольные возвышением Константинополя, оставались верны старым богам, демонстративно восстанавливая их храмы.

На Востоке прежних культов ещё придерживалась часть недовольных общей политикой Константина куриалов и интеллигенции, среди которой господствующим учением был неоплатонизм. Но и в рядах христиан Востока пе было единства. Социальные противоречия принимали теперь религиозную окраску и проявлялись в ожесточённой борьбе различных направлений. Наиболее значительным из них было арианство.

Его основатель, александрийский пресвитер Арий, утверждал, что Христос не извечен, так как сотворён богом-отцом, а, следовательно, ниже отца и не равен, а только подобен ему. Против этого положения восстали «правоверные» христиане, возглавлявшиеся Афанасием, который вскоре сделался епископом Александрии.

Они доказывали, что Христос вечен, равен и единосущен богу-отцу, а возникшие из этого тезиса противоречия объявляли недоступной разуму божественной тайной. Разгоревшийся спор грозил церкви расколом, чего не мог допустить Константин, так как только единая церковь могла быть ему надёжной союзницей. По его желанию в 325 г. в городе Никее был собран первый, так называемый «вселенский», собор епископов.

Он выработал обязательный для всех христиан символ веры, утверждавший единую сущность Христа и бога-отца, и осудил положения Ария.

Однако это не положило конец арианству. Напротив, борьба разгорелась с новой силой. В течение всего IV в. ариане и никейцы, или православные, то искали компромисса, обсуждая на многочисленных соборах новые символы веры, то набрасывались друг на друга с яростью, превосходившей, по словам Аммиана Марцеллина, ярость диких зверей.

Епископы враждебных направлений обвиняли друг друга в растрате церковных средств, разврате, подлогах, государственной измене, добивались ссылки своих противников, их низложения и отлучения от церкви. Арианская партия, к которой под конец жизни стал склоняться сам Константин и которую поддерживали его преемники, временно одержала победу в восточных провинциях.

К ней примыкали придворные, чиновничество, городская верхушка — те элементы,, которые были слишком эллинизованы, чтобы отказаться от привычных философских категорий, даже приняв христианство, и вместе с тем поддерживали сильную императорскую власть и были готовы полностью подчинить ей церковь.

«Что я прикажу, то вам и канон»,— заявил однажды сын Константина Констанций съехавшимся на собор арианским епископам, которые приняли это заявление без всяких возражений.

Напротив, все оппозиционные элементы собрались под знаменем никейского православия, возглавлявшегося Афанасием, не раз побывавшим в ссылке, отчего его популярность только росла. Из этого лагеря шли требования независимости церкви и яростные обличения «антихриста» Констанция. Сильную поддержку никейцы получали со стороны всё возраставших в числе монахов и отшельников.

Основателем монашества считается египтянин Антоний. Следуя его примеру, множество сельских и городских жителей Египта и Азии бежало в пустыню, где первоначально жило в строгом аскетизме, питаясь приношениями верующих и продуктами своего земледельческого и ремесленного труда. Они были ожесточёнными врагами эллинистической знати, её культуры и философии.

Это была одна из своеобразных форм пассивного протеста против гнёта Римского государства.

Донатисты и агонистики

Гораздо более активной формой протеста явился возникший в Африке и просуществовавший более столетия донатизм, названный так по имени одного из своих главных представителей — Доната, епископа нумидийского города Каза Нигра. Донатизм частично продолжал те демократические течения III в.

, которые требовали строгого осуждения христиан, отрёкшихся от веры во время гонений, и возник сразу после прекращения гонений Константином. Осуждённый официальной церковью, он имел в Африке многочисленных сторонников, особенно в Нумидии и Мавретании.

К нему примыкали элементы, настроенные против центрального правительства и желавшие самостоятельности Африки.

С донатизмом было связано и движение так называемых «агонистиков», т. е. «борцов». Это были крестьяне, посаженные на землю рабы и колоны, боровшиеся против крупных землевладельцев и ростовщиков, как и их предшественники, повстанцы III в. Среди них было значительное количество мавров, страдавших от римского гнёта.

Собираясь в большие отряды, вооружившись дубинами, агонистики захватывали крупные имения, сжигали долговые обязательства, которые служили их закабалению, уничтожали списки рабов.

Один из противников донатизма писал, что из-за агонистиков ни один землевладелец не чувствует себя в безопасности в своём имении, не смеет взыскивать долги; что собственники униженно просили милости у агонистиков и готовы на любые материальные потери, лишь бы те сохранили им жизнь.

Он рассказывает, что, встречая на дороге богатую коляску, агонистики выбрасывают из неё владельца и сажают на его место рабов, так как считают, что господа и рабы должны поменяться положением. Донатистский епископ города Тамугади заставлял купцов делиться выручкой с бедняками, производил переделы земли. Особенно большой размах приняло движение в 30—40-х годах IV в.

, когда его возглавили мавры Аскидо и Фасир. Они были убиты в бою, но во главе агонистиков стал епископ Донат, Карательная экспедиция, посланная против них правительством, закончилась кровопролитной битвой и разгромом агонистиков при городе Богаи, но это не могло положить конец движению угнетённых. Агонистики снова собирали рассеянные отряды, заменяли убитых вождей новыми и продолжали борьбу.

Источник: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st138.shtml

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Откуда пошла традиция делать творожную пасху

Закрыть