В каком году мы приняли христианство

1030 лет православия: как Россия несет этот крест

В каком году мы приняли христианство

Сегодня Русская православная церковь празднует 1030-летие со дня крещения Руси. Дата — 28 июля — выбрана условная, считается, что в этот день преставился равноапостольный князь Владимир (по юлианскому календарю — 15 июля), который и принял христианство как государственную религию. Кстати, 28 июля день памяти князя празднуют не только православные, но и Римско-католическая церковь, поскольку святой считается покровителем русских и украинских католиков.

Как Перуна жезлами колотили

Не только дата, но даже год крещения Руси вызывает споры среди исследователей. Известно, что христианство стало распространяться в стране с X века, причем Владимир был не первым правителем, официально принявшим эту религию.

Киевская княгиня Ольга еще в 957 году (иногда предлагаются и другие даты этого события) крестилась и была наречена Еленой. А вот ее сын Святослав оставался убежденным язычником, объясняя это тем, что христианин не будет пользоваться уважением у дружинников, тоже язычников. Зато внук Ольги — киевский князь Владимир — сделал выбор в пользу христианства как единой религии для всей страны.

Процесс выбора веры князем красочнее всего описан в «Повести временных лет». Сочинение это во многом литературное, в описании иностранных посланцев летописец отразил многие стереотипы того времени, и отрывок, описывающий «испытание веры», не является фактически точным. Тем не менее, история красивая и известна нам со школьной скамьи.

Первыми к князю пришли волжские болгары, рассказавшие ему о прелестях ислама.

Среди плюсов новой веры они особо выделили возможность наслаждаться красавицами в загробной жизни.

«Даст Магомет каждому по 70 красивых жен и изберет одну из них красивейшую и возложит на нее красоту всех. Здесь же можно невозбранно предаваться блуду. Здесь же кто беден был, тот будет беден и там», — передает слова послов автор «Повести».

И все бы хорошо, да только не понравилось Владимиру, который «и сам любил блуд и жен», обрезание и запрет на свинину и вино.

Затем явилось посольство из Рима, предлагая христианство по западному образцу. Иностранцы успели рассказать немногое об их вере, потому что князь заявил: «идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

Неудачным оказался и визит для хазарских евреев, которые предложили веру в «Бога Авраама. Исаака и Иакова».

«Где же земля ваша? Ответили: в Иерусалиме но разгневался Бог и отдал землю нашу христианам. Сказал Владимир: если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы рассеяны по чужим землям, или и нам того же хотите?», –– так иудеи тоже ушли от князя ни с чем.

Наконец, от греков к князю явился «философ», который, судя по всему, был замечательным оратором, потому что поразил Владимира своими обстоятельными ответами на все его вопросы о новой религии. Так было выбрано восточно-византийское направление христианства.

После того, как князь сам принял христианство, он начал распространять новую религию на подконтрольных ему землях. Но сначала было необходимо разделаться с прошлыми языческими богами.

Владимир «повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей

Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр»,

— так описывает это «Повесть временных лет».

О древнем и далеком от нас периоде крещения Руси со временем сложились многие стереотипы и мифы. Так, один из самых известных — насаждение новой веры происходило насильственно, исключительно «огнем и мечом».

Ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ, доктор филологических наук Федор Успенский считает, что языческие капища и идолы стали разрушаться, когда христианство укрепилось на Руси. Однако вначале князья отдельных земель предпочитали действовать тоньше.

«Например, правитель договаривался со своим населением о том, что они примут крещение, а взамен сулил им какие-то привилегии и выгоды. Судя по источникам, были и агрессивные методы насаждения, например, разрушались ведические капища. Но не с этого начинали, поскольку политика только кнута никогда не срабатывала», — рассказал специалист «Газете.Ru».

Согласно другому мифу, принятие христианства разрушило языческую письменность и высокий уровень культуры. Однако Успенский уверен, что письменная культура и грамотность стали развиваться на Руси именно с принятием христианства.

«Версия о том, что существовала какая-то загадочная дохристианская письменность, на которой все было уже сказано, — это, конечно, чистой воды мифология.

Наоборот, есть подозрение, что незадолго до принятия христианства на Руси ослабел интерес к язычеству.

Население еще не приняло христианство, люди еще были язычниками, но их культурная традиция уже обесценивалась для них самих», — считает он.

Как японец Московию посетил

В 1054 году православная и католическая церкви предали друг друга анафеме. Это взаимное официальное неприятие длилось тысячелетиями, пока в 1965 году церкви не сняли отлучения друг с друга.

Именно в XI веке начинается жесткое отделение двух ветвей христианства. При князе Владимире этого не было, поэтому Федор Успенский говорит о том, что во времена крещения Руси западное (сейчас римско-католическое) и восточное (православное) христианство были единой церковью.

«Владимир не выбирает православие в пику католицизму, как это кажется в XXI веке, он выбирает восточно-византийское направление, византийскую версию христианства, а не западноевропейскую, которые очень незначительно, но все-таки отличаются друг от друга в практике обрядов», — пояснил эксперт.

Враждебность между католиками и православными в России особенно обострилась в начале XVII века в связи со Смутным временем и интервенцией польских завоевателей. Деятельность католической церкви на Руси в то время официально была запрещена, также как и совершение христианских таинств по католическому обряду. За нарушение этих правил следовали серьезные наказания.

В 1600 году в Москву прибыло посольство от персидского шаха, направлявшееся в Ватикан. В его составе был католический монах Николай Мело. У 50-летнего Мело за плечами был большой опыт миссионерской деятельности. Так, он проповедовал христианство на Филиппинах, где обратил в веру молодого японца и дал тому имя Николай. С тех пор он сопровождал Мело во многих его поездках.

Считается, что японец-католик Николай стал первым в истории японцем, посетившим Русь.

Кстати, Мело и его ученика подробно расспрашивали о жизни в Японии, Мексики и на Филиппинах, чтобы дополнить сведения о Западном полушарии.

К сожалению, до Ватикана им добраться не удалось. Николай Мело жил в доме придворного врача Бориса Годунова итальянца Паоло Цитадини. Там он крестил по католическому обряду дочь Цитадини, и когда об этом узнал Годунов, монаха вместе с его учеником японцем сослали в Соловецкий монастырь, где они жили следующие шесть лет.

Когда к власти пришел Лжедмитрий I, он приказал освободить Мело и японца, однако, пока они ехали в Москву, их схватили люди Василия Шуйского и вновь сослали, на этот раз в Ростов. Еще несколько лет неприкаянные католики переходили из одного русского города в другой, пока в 1611 году японца Николая не казнили в Нижнем Новгороде.

Католические источники утверждают, что это произошло из-за его отказа перейти в православие. Мело был арестован два или три года спустя в Астрахани и сожжен на костре. Кстати, перед этим он успел основать и освятить в городе домовую католическую церковь.

При Петре I, взявшем курс на сближение России с Европой, к католикам стали относиться гораздо терпимее. Царь часто приглашал иностранных специалистов из разных областей, и они образовывали целые поселения, сохраняя свою католическую веру.

В 1694 году в Немецкой слободе Москвы, где традиционно селились «немцы», как в то время называли всех иностранцев, построили первую католическую часовню. Вскоре католические церкви появились в Санкт-Петербурге и Астрахани.

При Петре I католикам, проживающим в России, разрешили жениться на православных девушках.

Правда, перед браком они обязаны были подписать документ, в котором обещали, что жена не будет переходить в католицизм, а их общие дети будут крещены в православии. Этот порядок сохранялся в России и в XIX веке.

Как каменщик нашел свой последний заказ

До 1905 года в Российской империи властями официально преследовались так называемые раскольники, приверженцы старообрядчества. Раскол в православной церкви произошел в 1653 году, когда патриарх Никон провозгласил церковную реформу.

Богослужения стали совершаться по современным на тот момент греческим образцам. Например, крестные ходы стали проводить в обратном направлении: против движения солнца и часовой стрелки, креститься стали тремя пальцами, а говорить «аллилуйя» во время пения в честь Святой троицы стали трижды, а не дважды — теперь это называлось трегубой аллилуйя, а не сугубой.

Часть православных не согласилась с нововведениями, и вскоре всех, кто крестится двумя перстами, провозгласили раскольниками и еретиками, со старообрядчеством началась настоящая борьба.

Самым массовым и продолжительным протестом против церковной реформы Никона стало вооруженное сопротивление монахов Соловецкого монастыря, которое вошло в историю как «Соловецкое сидение».

В течение восьми лет монахи монастыря оказывали сопротивление стрельцам. При этом в первые годы обе стороны надеялись на мирное разрешение конфликта: правительство запрещало обстреливать монастырь, а монахи продолжали по традиции молиться за здравие поддерживающего реформы Никона царя Алексея Михайловича.

В 1673 году монастырские стены начали обстреливать из пушек, в ответ монахи объявили царя «иродом» и перестали молиться за него.

Спустя три года монастырь пал в результате предательства одного из монахов. Чернец Феоктист сообщил воеводе, как можно проникнуть в обитель.

По сообщению старообрядческой книги «История об отцах и страдальцах соловецких», после занятия монастыря войсками непокорных монахов четвертовали, жгли живьем, топили в прорубях, заживо замораживали в ледяной воде, подвешивали на крюках за ребра.

При Петре I старообрядцев перестали преследовать так жестоко, однако они до сих пор обязаны были платить двойные налоги, а за совершение обрядов по старому образцу полагалась смертная казнь.

Примечательно, что в XIX веке многие богатейшие купцы и некоторые предприниматели были старообрядцами. Этот факт снова несколько смягчил отношение властей к еретикам. В 1874 году для старообрядцев даже был введен гражданский брак, который считался законным супружеством, однако не был освящен церковью. Таким образом, дети старообрядцев перестали считаться незаконнорожденными.

Однако даже после этих послаблений многие раскольники предпочитали скрывать свою веру от общества, поскольку к ним все равно относились с подозрением, запрещали строить свои церкви и открыто проповедовать свою версию православного христианства.

В конце XIX века произошла история, которую власти постарались замолчать, поскольку понимали, что инцидент — следствие политики по угнетению старообрядцев.

Раскольник, каменщик по профессии Михаил Ковалев, проживавший близ Тирасполя, заживо закопал 25 человек. Сделано это было, чтобы избежать всероссийской переписи населения 1897 года,

поскольку семья Ковалевых и его соседи-старообрядцы были уверены, что участвовать в переписи, значит принять на себя печать Антихриста.

Вначале Ковалев заложил кирпичом погреб, в который по своей воле после того, как отпели над собой «чин погребения», зашли девять человек, в том числе жена каменщика и две дочери. Сами себя они заложить не могли, поскольку самоубийство считалось грехом, поэтому Ковалев взял это на себя. Меньше чем через неделю таким способом он «спас» от переписи еще шестерых человек. 12 февраля 1897 года он закопал родную сестру. В ночь на 28 февраля закопал мать и брата.

Ковалева довольно скоро поймали, но не решились предать суду, чтобы не раздувать скандал. Николай II по просьбе министра юстиции лично разрешил прекратить уголовное преследование и сослать Ковалева в один из православных монастырей. Через семь лет, в 1905 году он благополучно покинул свою тюрьму и вновь стал свободным старообрядцем, повторно женился и родил троих сыновей.

Источник: https://www.gazeta.ru/social/2018/07/27/11874157.shtml

Как русы принимали ислам

В каком году мы приняли христианство

По арабским источникам известно, что в X веке какая-то часть русов приняла ислам. Тогдашний правитель русов носил имя или титул Буладмир, созвучное именем князя Владимира Святославича. При этом князя Владимира называют каганом, как правителей у тюрок.
«Великий князь Владимир выбирает веру», 1822. И. Е. Эггинк

Какую веру принял Владимир Святой?

По церковной версии, Владимир Святославович (князь новгородский с 970 г., князь киевский в 978—1015 гг.) принял в 988 г. веру православную, христианскую, поэтому его и считают святым князем. Правда, при более внимательном взгляде очевидно, что святости в нём было мало.

Владимир прославился как очень жизнелюбивый человек, имевший гарем из сотен наложниц, погромщик Полоцка, где он вырезал княжеский род Рогволодовичей, один из зачинщиков гражданской войны и братоубийца – по его приказу убили великого князя Ярополка. Основными источниками о том, как князь Владимир крестился и крестил Киев, являются греческое «Обстоятельное повествование о том, как крестился народ росов» и русская летопись «Повесть временных лет».

«Обстоятельное повествование» сообщает, что князь росов сидел в своем городе и размышлял, что его люди придерживаются четырех религий и никак не могут объединиться вокруг одной правильной.

Одни чтили веру евреев (иудаизм) как самую величайшую и древнюю; вторые – веру персов уважали (язычники-огнепоклонники, впрочем это могли быть русы-язычники, в их вере огонь также имел огромное значение); третьи – «чтили веру сирийскую» (видимо, несторианство, одно из направлений христианства); четвертые – держались «веры агарян». Агарь – это наложница Авраама и мать Измаила, ставшего прародителем арабских племен. То есть агаряне – это мусульмане.

Итак, мы видим, что до официального крещения Руси русы-киевляне были иудаистами (очевидно, хазарская община, весьма влиятельная в Киеве), христианами, мусульманами и язычниками. То есть мусульмане присутствовали в Киеве ещё до официального крещения Руси. Владимир направил послов в Рим, и очень им понравилось богослужение католическое, уже хотел он принять эту веру, но ему посоветовали ещё проверить веру греческую. Вновь он направил послов, уже в Константинополь.

Русским послам поднесли богатые дары, и греческие обряды им понравились ещё больше, чем римские. Вернувшись, послы стали нахваливать греческую веру. В итоге Владимир решил принять греческую веру. Интересно, что послы не интересовались содержанием религии, а только лишь формой – обрядами. Что сообщают русские летописи? Сидел Владимир в Киеве и приносил жертвы языческим богам. Пришли к нему послы от разных народов с предложением принять истинную веру.

Пришли мусульмане из Волжской Булгарии. Хвалят свою веру: молиться одному богу, «совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина», но зато можно иметь нескольких жен. Владимиру про жен понравилось, но было ему нелюбо: обрезание, воздержание от свиного мяса. И про вино он сказал: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть».

Католики из Рима хвалили свою религию: «вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера — свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги — просто дерево». Сказал же Владимир немцам: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого».

Пришли хазарские евреи и хвалят свою веру: «Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога» Спросил Владимир: «Что у вас за закон?» Иудеи ответили: «Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу». Князь спрашивает их: «Где земля ваша?» Выяснилось, что бог отвернулся от иудеев, лишил их родины. Естественно, что такую веру принимать не стоит.

Затем прислали греки к князю Владимиру философа, говорившего: «Слышали мы, что приходили болгары и учили тебя принять свою веру; вера же их оскверняет небо и землю, и прокляты они сверх всех людей, уподобились жителям Содома и Гоморры, на которых напустил Господь горящий камень и затопил их» Так греческий философ бранил все законы и восхвалял свой. Владимиру стало интересно, и по совету бояр и старцев он велел направить послов в различные страны, чтобы узнать побольше о верах. Далее всё повторяется, как в греческом источнике. Послам не понравилось у болгар-булгар и немцев, но они были восхищены красивым приёмом, обрядами и щедрыми дарами у греков. В итоге Владимир принял веру греков. Интересно, что христианские надгробья появляются на Руси только в конце XV века. До этого могилы христиан и язычников отличить сложно, они ничем не отличались. Это в целом и не удивляет, в сельской местности (где проживала подавляющая часть народа) язычество сохранялось ещё несколько столетий после официального крещения.

Что сообщают восточные источники

Восточные источники сообщают о том, что значительная часть русов (русских) приняла ислам. Правда, со своими отличиями, не знали обрядов, ели свинину и т. д. Арабский путешественник XII века Абу Хамид Мухаммад ибн Абд ар-Рахим аль-Гарнати аль-Андалуси совершил больше путешествие, посетил Дербент, Нижнюю и Среднюю Волгу. В 1150 году из Булгара он отправился на Русь, проехав по «Славянской реке» (Дон). Посетил Киев.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда зажигается первая свеча Адвента

И вот что он рассказывает о киевлянах: «И прибыл я в город славян, который называют «Гор[од] Куйав» (Киев). А в нём тысячи «магрибинцев», по виду тюрков, говорящих на тюркском языке и стрелы мечущих, как тюрки. И известны они в этой стране под именем беджн[ак]. И встретил я человека из багдадцев, которого зовут Карим ибн Файруз ал-Джаухари, он был женат на [дочери] одного из этих мусульман.

Я устроил этим мусульманам пятничное моление и научил их хутбе, а они не знали пятничной молитвы». То есть живут в Киеве, а пятничную молитву правильно прочесть не могут. Получается, что в это время в Киеве была большая мусульманская община, но плохо знала обрядность.В восточных источниках есть сообщение, что Кий (основатель Киева) был выходцем из Хорезма – настоящее его имя Куйя.

Часть мусульман-хорезмийцев была переселена в Хазарию, где они были расселены по границам каганата. Куйя стал вазиром Хазарии, его должность по наследству перешла к его сыну – Ахмаду бен Куйя.

Арабский историк, географ и путешественник X века Аль-Масуди, объединивший разрозненные прежде исторические и географические наблюдения в крупномасштабную работу энциклопедического характера, и прозванный «арабским Геродотом», сообщает, что ведущей военной силой в Хазарии являются мусульмане – арсии (ясы), пришельцы из Хорезма. Жители армии имеют мусульманских судей.

Арсания – это одна из «славянских» стран в восточных источниках, наряду с Славией и Куявией. Кроме того, известно, что значительную часть населения Хазарского каганата составляли славяне. Очевидно, что многие из них могли быть христианами и мусульманами.А что говорят восточные источники о Владимире? Персидский автор и историк Мухаммад Ауфи (конец XII – первая половина XIII в.) сообщает, что русы добывают себе пропитание только мечом.

Если кто-нибудь из них умирает, то всё имущество отдают дочери, а сыну не дают ничего, кроме меча, говоря ему: «Твой отец добыл себе имущество себе мечом». Так было до тех пор, пока русы не стали христианами. Приняв христианство, они вложили меч в ножны. Но из-за этого их дела пришли в упадок. Тогда русы решили принять ислам, чтобы иметь возможность вести войну за веру.

К хорезм-шаху прибыли русские послы, родственники их царя, носившего титул «Буладмир», как тюрки носят титул хакан. Хорезм-шах весьма обрадовался этому, пожаловал послов подарками и отправил одного из имамов, чтобы научить их правилам ислама. После этого русы стали мусульманами. Русы совершают походы в отдаленные страны, постоянно странствуют по морю на судах.

С кем обычно воюют русы? С христианскими странами – Византией, Польшей, Болгарией, нападают на христианские города в Крыму. Интересно, что в кладах на территории Руси преимущественно восточные дирхемы, что говорит о развитой торговле с Востоком. Византийских же монет в кладах мало. Также в Киеве во время раскопок найдены предметы с надписью арабицей.

Арабские надписи составляют обычную принадлежность богатых русских шлемов (включая шлем великого князя Александра Невского). Старорусские монеты вплоть до Ивана Грозного имеют либо только арабские надписи, либо русские и арабские вместе.

Таким образом, официальная картина русской истории, принятая при Романовых, имеет немало изъянов. Так, в «классической» истории, весьма удобной для Западной Европы и германо-романской исторической школы (ставшей в России «классической»), и официальной церкви, обрезали историю русов практически до крещения. Также предпочли «забыть» о том, что подавляющая часть русов несколько столетия после принятия христианства оставалось язычниками. Также существовала весьма мощная община славян-мусульман.

Дальше всего язычество продержалось на русском Севере, в Новгородской земле. Только в городе преобладало христианство, в деревнях веря была языческой. Схожая ситуация была в Киеве, в юго-западных русских землях. В Киеве князья, знать, ориентируясь на Рим или Второй Рим (Константинополь), приняла христианство.

Существовала и мощная иудейская и мусульманская общины (очевидно, наследие Хазарии). Но в народе преобладала древняя вера. Народу христианство было чуждо. На юго-западе Руси христианство стало проникать в народ лишь под влиянием Польши, примерно в XIV в.

Во Владимиро-Суздальской земле преобладало язычество. Тех, кто сохранил веру в старых богов, называли «погаными» («паганами»).

Понадобились долгие столетия, пока примерно во времена Сергия Радонежского христианство и язычество слились воедино, в огненном православии. Соседом была мусульманская Волжская Болгария-Булгария, где жили волгари-булгары, смешанное славяно-тюркское население. Связи были активными: войны, набеги, торговля, переселение пленных, культурные взаимосвязи.

Поэтому здесь было много славян-мусульман, которые позднее перешли в христианство или влились в татарский этнос.

Источник: https://topwar.ru/163646-kak-rusy-prinjali-islam.html

Крещение Руси как поворот истории, — Православный журнал

В каком году мы приняли христианство

О крещении Руси и о том, как выбор веры сказался на князе Владимире, его окружении и всей стране, мы беседуем с заведующим кафедрой церковной истории Московской духовной академии, профессором Алексеем Светозарским.

Князь, который стал человеком

— Алексей Константинович, давайте начнем с личности самого князя Владимира. Насколько совпадают легенда и исторический персонаж?

— А это смотря что понимать под легендой.

Если говорить о народных легендах, где князь Владимир, например, борется с монголо-татарами (которые пришли на Русь только в 1223 году, спустя 208 лет после его смерти), высылая против них Илью Муромца, — то здесь все понятно.

То есть образ его настолько сильно впечатался в народное сознание, что его наделяли фантастическими чертами, проецировали на другие исторические эпохи. Неслучайно его называли «Красно Солнышко» — ни один другой русский правитель не удостоился такого эпитета.

Но нас с вами, очевидно, интересует другое — насколько соответствует реальности хрестоматийный исторический образ. Понятно, что целиком полагаться на «Повесть временных лет» не следует: летописец, бесспорно, усилил контраст между Владимиром-язычником и Владимиром-христианином. Впрочем, если преувеличение и есть, то лишь количественное.

О князе Владимире мы ведь знаем и из зарубежных источников. И тут важно не то, сколько у него было наложниц в гареме, скольких противников он убил, — важно, что, приняв святое Крещение, он принципиально, качественно изменил свою жизнь. Заметим, что изменил, будучи уже достаточно зрелым человеком, закореневшим в своих привычках, пристрастиях.

А мы знаем, как тяжело в зрелом возрасте все это преодолевать.

Тем не менее, князь Владимир смог. И этим он отличается от многих европейских правителей, которые принимали христианство из соображений выгоды, практичности и прогрессивности. Для него это был вопрос нравственного выбора, что видно из всей его дальнейшей жизни.

— А оказало ли принятие новой веры какое-то влияние на жизнь простого народа? Или люди надевали нательный крест, но продолжали жить так же, как и раньше?

— Разумеется, в массе своей народ не понимал всю глубину христианского вероучения, но принимал его в простоте сердца, по доверию. Это вообще очень характерная деталь для патриархальных обществ: «Так сделали старшие, и мы этому будем подражать». Например, «Повесть временных лет» так передает эту позицию: если бы князь, и бояре, и дружина не оценили бы положительно этой веры, не сочли бы ее своей, то они не имели бы основания креститься.

— То есть «князь плохого не посоветует»?

— Именно! Что же касается того, как христианство повлияло на внешние формы народной жизни, то семена христианства, брошенные князем Владимиром, быстро победили те институты, которые с христианством были совершенно несовместимы. Это прежде всего многоженство. Кроме того, изменилось отношение к зависимым людям: холопам, закупам, крепостным и так далее (в древнерусской жизни существовали разные формы зависимости).

В подобных людях начали видеть своих собратьев во Христе, таких же грешников, каким является и сам господин, исповедующий христианскую веру. Далее, очень быстро ушли в прошлое те элементы народной жизни, которые были явно чужды христианству, в частности умыкание жен, которых воровали во время игрищ меж селами. Что же касается «бытового» язычества, то оно ушло в дома и в каких-то формах существует и доселе.

Причем мы в этом отношении не уникальны — в Европе происходило то же самое.

Капитуляция язычества

Фото Владимира Ештокина

— Часто приходится слышать, что князь Владимир крестил Русь насильственно, а значит, нельзя говорить, будто Православие — это свободный выбор русского народа. Что об этом говорит историческая наука?

Источник: https://foma.ru/rozhdenie-czivilizaczii-ili-kreshhenie-rusi-kak-povorotnyij-moment-nashej-istorii.html

Русь изначальная

У России, Сербии и Албании гербовые орлы по-прежнему о двух головах, у остальных государств орлёные с одной головой, смотрящей на Запад. Не желают смотреть в материнскую сторону. Отмежевались от родины Руси, и приняли западную ориентацию. Погуглите геральдику, любопытный выходит факт.

Для стран, вступавших в контакт с Восточной империей двуглавый орёл символ власти римского императора, в тоже время сами императоры от этого символа упорно дистанцировались. Ни на одном из символов Византии (корона-диадема, мантия, монеты, печати, флаг, личный герб императора) двуглавый орёл не возникает вплоть до падения империи! Есть только один факт, зато какой!

На французской миниатюре XIV века изображён император Иоанн VI Кантакузен на соборе 1351 г. в Константинополе. Подножие его трона украшают два золотых двуглавых орла. Миниатюра хранится в Национальной Библиотеке в Париже.

Известно, что императора Константина XI Драгаса, погибшего при защите Константинополя, опознали по золотым двуглавым орлам на красных сапожках. То есть место двуглавого орла на ногах или под ногами императора! Символ власти и под ногами!!! Скорее это символ поверженный. Но в истории возможны варианты.
Так чьи же они двуглавые? И главное, что двуглавый символизирует? Ну не мутанта же, в самом деле, изображали предки, о радиации не ведавшие.

Гипотеза раскрывает символику вертикально рассечённых птиц хеттов и индусов, помещавших подобные изображения на зданиях. Язычники-индоевропейцы помещали на фронтонах домов выше символа солнца посвящаемого солнцу петуха. Традиция размещала красного солнечного петуха и на коньке русских изб. Не с этим ли связано начальное значение поговорки «пустить красного петуха», которое изменилось в период борьбы с язычеством как всегда на противоположное.

В Пруссии двуглавая птица изображалась на фронтонах ещё в XVIII в. А ещё символ как оберег вешали над входной дверью, чтобы защитить дом от злых духов, а может и от врагов-пришельцев. Из этого “языческого” обережного обряда происходит и явно поздняя традиция вешать икону над входом в храм или над воротами ограды.

Из гипотезы Кулакова следует очевидное объяснение и места двуглавых под ногами Императора, конфликтовавшего с Русью, но имевшего варягов-телохранителей, а также объясняется факт двуглавых родовых гербов Западной Европы как осколков символизма восточной Державы Медведицы.

Ну и как после этого реагировать на «варварство» русского медведя, подарившего всей (!) Европе «их» родовые и государственные гербы? Вот они и реагируют.

В “Византии” щит с двуглавым орлом, украшавший ворота главной башни Константинополя (на гравюре расположен над проездом между башнями), стал негласным полуофициальным символом государства, а фактически это фирменный знак частного охранного предприятия «Варяг и К».

Василевсу не было нужды помещать тот знак на атрибутах своей власти. Поскольку императорская власть опиралась на варяжских телохранителей, то и почётное место её символа – подножие трона или обувь императора.

Отсюда и обросшая легендами информация о щите как символе победы Вещего Олега, и странные утверждения, будто языческий оберег – символ христианской Византии.

Ситуация породила и близкую к нам традицию. Иконы над башенными воротами Кремля хотя бы московского имитируют щиты на башнях Константинополя, а возможно повторяют и древнюю традицию ещё времен кельтов вешать оберег над входом в святилище Кром. Древняя традиция продолжена сегодня. Над воротами старинных усадеб и монастырей размещены надвратные иконы и даже надвратные церковки.

Выходит, что Римская империя прекрасно знала о двуглавых орлах, но чужое и языческое своим символом не признавала, наоборот попирала ногами. Ну, разве что допустила поместить символ на ворота, показывая, что тут охрана и серьезная. Варягов как раз вся Европа знала. Вот и выходит, что двуглавая символика современной России и вернувшаяся на башни Московского Кремля родом из глубины именной нашей ещё дохристианской истории.

Европа заселялась по мере отступления последнего оледенения на северо-запад. За отступающим ледником продвигались объекты охоты; звери, птицы рыба, за ними шли охотники и земледельцы. В ходе исторического процесса Запад утратил главное богатство европейской цивилизации – русскую духовность. В данном случае термин «русский» имеется в виду как идея. Просто иного термина автор подобрать не смог.

Ранжировщик русской истории, назначив для 10-го века н.э. явно фальшивую ноту о русской дикости получил фальшивую историю Средневековья.

Вот поистине древнейшая земля

Псков. Кром, не Кремль. Земля говорит, что здешнее поселение от начала нашей эры. А слово Кром в незапамятные времена подарили нашим пращурам прошедшие тут кельты. От того и пошло слово Кремль, вокруг которого как центрального святилища вставали славянские города.

Долго жил Псков своей вечевой языческой свободой. Уже крестили на Днепре народ, а тут всё оставалось по-прежнему вплоть до 13 века. Неужели нам следует и вечевую республику Пскова на реке Великой веками существовавшую до будущего Великого Новгорода считать дикостью?

Запад сочинил Историю, в какой много веков утверждается, что в древности на месте Руси было варварство, теперь выясняется обратное, то, что сам Запад продукт Востока. Но во все времена оперившийся Запад стремится захватить Русь как территорию вне зависимости от её цивилизованности и идеологии. Т.е. Запад в отношении Востока вел и продолжает вести себя как настоящий варвар. Вот средневековый пример.

Характерный осколок Руси в Европе.

На юге и западе Европы с X века известны Богумилы. В Средневековье это стало широким религиозным течением, которое, разумеется, объявили всеевропейской ересью. Все, что было от востока Европы, стало А_моральнам. Рим заимствовав у Востока понятие Единого бога «А», превратил Его в своем языке в частицу отрицания «а» и отринул исток своей культуры. http://virtdom2.mybb.ru/viewtopic.php?id=260

Если остались сомнения в отношении Руси как истока стран Европы, зародившихся в VIII веке, попробуйте спросить французов про этимологию термина «богумил» и они вас просто не поймут. У русскоязычных вопрос не возникнет. Более того, раскопки в Новгороде говорят как раз о северорусском истоке учения богумилов.

Его основоположник волхв Соловей Богумил (ум. в 991 г.) по версии Татищева «возмущал народ против новой христианской веры» совместно с тысяцким Угоняем. О датировке попытки крещения в 990 году повествует Никоновская летопись, утверждающая: «Того же лета умножение всяческих плодов бысть».

Действительно, как показывают дендрохронологические исследования Б. А. Колчина и Н. Б. Черных в книге «Дендрохронология восточной Европы», в Новгороде и Пскове на грани 80-х и 90-х годов был только один «пик» роста годичных колец деревьев, и приходился он на 990 год. Соседние с ним годичные кольца выглядят угнетенными.

В реальности это была лишь попытка крещения, поскольку в 10 веке Новгород как город не существовал, а Псков остался языческим.

Русь как языческая, так и христианская влияла на всю Европу, чем и переполошила Запад. В результате потребовалась целая эпоха Возрождения Эпоха инквизиции для отхода с помощью костров от русского богумильского влияния. Уже у нас под давлением извне сочинили летописи с крещением всей Руси в не существовавшем тогда великом Киеве. Накрыв крещенский туман не менее туманным «игом».

Причем тут Киев? Всем носителям традиции известно, что наша Церковь Апостольская от апостола Андрея Первозванного, принесшего христианство в Крым, северное Причерноморье и на Кавказ в страну Аланов, а принес-то в ПЕРВОМ веке н.э. Труды отцов Церкви сообщают, что Апостолы понесли слово божье во все стороны света каждый согласно своему жребию.

Реальная и открытая информация не мешает считать единственным и официальным крещением Владимирово в 10 веке, а значит и вести от него отсчет Руси.

Заметьте, вся Западная Европа считает Русь медведем, все страны Европы без исключения. Это говорит о едином истоке взгляда. А что проистекало из этого древнего истока?

А проистекала Великая империя, которую раскололи на части внедрением нескольких религиозных ветвей, что и способствовало расколу древнего европейского единства. Русского единства. Вот примеры истории древней и не очень.

Страны Средней Азии ныне мусульманские и государства, соседствующие на Кавказе, различаются христианством и мусульманством, а ведь там, на Кавказе местный бог Аза (бог предков чеченцев и ингушей) создал «буквы Аза» – нашу Азбуку. Задумайтесь. Кавказ как измененное выражение на галгайском языке «Ков Аз» в переводе – Двор богов.

Этот Двор ныне поделен между многими культурами. Уже современный пример Украина. Отравленная ядом национализма, оторванная часть Руси гибнет на глазах, исповедуя откровенный самоуничтожающий фашизм.

Запущен проект разрушения сначала Великой Руси, Российской империи, затем СССР и России современной. Цель всегда одна, разрушение культуры Руси на мелкие и потому слабые псевдогосударственные осколки.
Запад не устраивает климат Гольфстрима, их идеологов греет мечта о русских просторах. Однако те просторы крепко хранит русская идея. Вот почему с ней такая активная борьба.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда день ангела у Кости

На Западе серьезные умы давно поняли, Восток от них населяет не варварство и не «ватники», а идея, которой несколько тысяч лет. И потому наши предки, как и мы теперь – свидетели многовековой борьбы, нет не за «демократию» или некое просвещение, непримиримо противостоят две системы взглядов.

В Сети встретил емкую фразу, почти афоризм. «В политике дуэльные правила не применяются, потому не так важно кто бросил вызов, а кто принял, важно, что вызов брошен и вызов принят».

К 10 веку славянский мир стараниями посягателей серьезно сократился. Казалось, его крушение предрешено и тут разрушителей ожидал сюрприз, на их пути встал восприемник славян этносоюз – Русь. Данное событие так поразило западных варваров, что этот исторический момент стал точкой отсчета Руси и русской культуры вообще. Вот и ныне Запад, удовлетворенный развалинами СССР, зашелся в припадке ярости, вновь увидя перед собой возрожденную Россию.

Но в реальности с Русью никакой неожиданности нет. Восток Европы наполнялся традициями скифов, народов Поволжья, Оки и славянства, крымские русины принимали нарождающееся христианство. Русь росла и крепла. А процесс этот природный, потому и несокрушим.

Причерноморье заметило Первых христиан с самого начала. Тогда же задолго до Владимира был сделан и выбор веры. Поначалу это было не совсем то учение, какое известно сегодня. Взгляды первых последователей Христа на Русской равнине трансформировались в арианство, а в Великой Степи в несторианство. Именно арианский символ веры принял Владимир перед официальным крещением Руси.

В чем вопрос?

По ходу обряда участник произносит перед священником Символ веры. Это своеобразная клятва – основополагающая часть таинства. В такой ответственный момент ПВЛ вкладывает в уста Владимира следующие слова: «Сын же подобосущен и собезначален Отцу».

Единый дух.

Подобосущность Христа — один из главных догматов арианства, объявленного на двух Вселенских соборах ересью. Вот что принял Владимир. А христианскую веру несторианского толка принял сын Батыя Сартак. Это та причина, по которой Золотая Орда демонстрировала толерантность к русским священникам и христианским храмам. Вера-то была одна!

13 век.

Источник: http://rusila.su/2014/12/11/rus-iznachalnaya/

Современная Украина на древних картах

На самых древних картах вы не найдёте названия Украина — тогда наша страна называлась Русь. Хотя слово Украина уже существовало. В XII веке в Ипатьевской летописи автор пишет о смерти переяславского князя Владимира Глебовича в 1187 году: ѡ нем же Оукраина много постона (о нем же Украина много горевала). А в 1189 году князь Ростислав Берладник приехал в Украину Галицкую:  приѣхавшю же емоу ко Оукраинѣ Галичькои. 

В Галицко-Волынской летописи сказано, что князь Данило «забрал Берестий, и Угровск, и Верещин, и Стопье, и Комов, и всю Украину» (и приӕ Берестии . и Оугровескъ . и Верещинъ . и Ст҃олпъ Комовъ . и всю Оукраиноу).

Достовернее всего выглядит версия, согласно которой слово «Украина» (или «украина») в те времена обозначало страну, княжество. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

Со временем название «Украина» стало обозначать вполне конкретную страну и конкретный народ, постепенно распостранясь на все территории, где живут украинцы, вытесняя старинное слово «Русь», «русины», «руськи». В Галичине этот процесс окончательно завершился только после Второй мировой, в Закарпатье многие до сих пор называют себя русинами. 

А ту страну, которая потом стала Россией, на европейских картах долгое время обозначали как Тартария или Московия (даже после того, как Великое княжество Московское официально стало называться Русским Царством). 

Давайте посмотрим на древние карты нашей страны и узнаем, какой тогдашние картографы видели Украину.

К сожалению, не для всех исторических эпох возможно найти соответствующие оригинальные карты, поэтому несколько взяты из атласов. 

1. Времена зарождения Руси

В начале своего существования Русь ещё не была централизованным государством, но о ней знали в мире — в 838 году в Константинополь прибыло посольство из Руси, а через несколько десятков лет наши предки воевали Византией.

Русь простиралась далеко за пределы современных границ Украины. Впрочем, власть князя была далеко не абсолютной — подконтрольные ему племена постоянно восставали против Киева. 

В это время в Европе:

  • 711 год — мусульмане начали завоёвывать Пиренейский полуостров;
  • начало IX века — хорваты приняли христианство;
  • 843 год — самое мощное европейское государство последних нескольких столетий — Франкское государство — разделено на 3 части — Западно-Франкское королевство (предвестник современной Франции), Восточно-Франкское Королевство (предшественник Священной Римской Империи и Германии) и Срединное королевство (которое его король Лотарь I перед смертью разделил между своими сыновьями: один получил Италию, второй — Лотарингию, третий — Прованс)

2. Русь — могущественная страна

Со временем власть сосредотачивается в руках киевских князей. Не без поражений, но они расширяют свои владения и громко заявляют миру о Руси.

Как видно по этой и предыдущей карте, в те времена современные восточные и южные регионы Украины не были заселены славянами. Они были частью Дикого Поля — Евразийской Степи. Постоянного населения там не было. Хоть попытки колонизировать эти территории предпринимались уже тогда, этому мешали постоянные набеги кочевников. Наши предки заселили эти места только в  XIV-XV, когда они вошли в состав Великого княжества Литовского. Тогда там появились казаки. 

В это время в Европе: 

  • 1054 год — раскол христианской церкви на православную и римо-католическую;
  • 1066 год — герцог Нормандии Вильгельм Завоеватель вторгся в Англию и подчинил её своей власти. 

3. Морская карта времён упадка Галицко-Волынского княжества, 1375 год

Большие размеры страны, рост городов, желание удельных князей самостоятельно править в своих княжествах и рост их экономической самостоятельности — всё это способствовало распаду страны. Ярослав Мудрый первым из князей отказался посылать дань в Киев (тогда он правил в Новгороде). А первым княжеством, которое отделилось от Киева, стало Полоцкое. Постепенно Киев потерял статус общей столицы, Русь распалась. 

Эта карта времён упадка Галицко-Волынского княжества, на которой территория современной Украина подписана как «Rossia» — греческая форма слова Русь. Восточнее Украины находится Allania (Алания), а на востоке — флаги Золотой Орды. 

Интересная особенность морских карт — они показывали очертания берегов намного точнее, чем «наземные». На последующих картах вы увидите поразительные неточности в изображении берега моря. 

В это время в Европе:

  • 1375 год — Маргарита датская стала королевой Дании. Она сумела объединить Данию, Норвегию и Швецию в единое государство. 

Ссылка 

4. Морская карта 1550 года

Запад Украины подписан как Белая Русь, восток — Тартария. 

Современная Херсонская и Запорожская области у западноевропейцев назывались Малой Тартарией — там кочевала Джамбайлуцкая Орда. 

В это время в Европе:

  •  Шведский король Густав Васа подписал указ об основании Хельсинки

Ссылка

 5. Украина конца XVI столетия

В те времена украинцы жили в четырёх разных странах — Речи Посполитой, Венгрии, Московии и Крымском Ханстве, которое подчинялось Османской Империи. 

В это время в Европе:

  •  Реформация в Нидерландах и Швейцарии
  • Восьмидесятилетняя война за независимость Нидерландов от Испании

6. Генеральное описание Украины, 1649 год

Обратите внимание — «описание Украины». Никакой «Малороссии» здесь нет. 

Малороссия (Малая Русь) — это церковный термин, который возник в канцелярии Константинопольского патриарха. Хоть он и употреблялся в официальных документах и даже в титуле галицко-волынского князя Юрия II, но никогда не был названием всех земель Украины или какой-то конкретной их части — границы «Малороссии» постоянно менялись. Народ предпочитал называть себя русинами, руськими, русняками, украинцами. 

В административно-территориальном плане тогдашняя  Украина делилась на Подольское, Киевское и Брацлавское воеводства.

На юге и востоке — по-прежнему Дикое Поле. 

В это время в Европе:

  •  окончание Тридцатилетней войны, которая так или иначе затронула почти все европейские страны. Война началась как противостояние между протестантами и католиками в Священной Римской Империи, но стала войной против господства династии Габсбургов.
  • признание независимости Швейцарии  

Ссылка

7. Копия Генеральной карты Украины, 1681 год 

Полное название — «Генеральная карта Украины или Подольского, Киевского и Брацлавского воеводств, наново начерченная».  Что интересно: западнее Подольского воеводства находится Русь, севернее — Волынь, и они не указаны частью Украины. Это пример того, о чем мы писали в начале — название «Украина» распостранялось постепенно. 

Россия на карте подписана как «Великое княжество Московское», хотя к тому времени уже официально сменила название на «Русское царство»

В это время в Европе:

  •  Франция присоединила Эльзас 

Ссылка

8. Страна казаков или Украина, 1705 год

Отличный пример «Малой Тартарии» — современного юга Украины. А чуть левее, на зелёном фоне, надпись «Страна казаков или Украина»

В это время в Европе:

  •  родился король Франции Людовик XV

Ссылка

9. Украина или казацкая земля с соседними провинциями Валахии, Молдавии и Малой Татарии. 1720 год

Автор Иоганн Баптист Гоманн собрал все известные на то время данные об Украине и издал непревзойдённую карту. На ней изображены не только территории Украины, а и место Полтавской битвы 1709 года, земли Задунайской Сечи, которая находилась во власти Турции, указано строительство Перекопского вала. 

Если сравнивать с современной Украиной, то она включает в себя Крымское ханство, зато потеряла территории на западе, севере и северо-западе. 

В это время в Европе:

  •  в Ирландии появился первый в мире яхт-клуб

Ссылка

10. Карта земель между Балтийским и Чёрным морями, 1737 год

Земли центральной Украины тут обозначены как Червонная Русь, а все, что южнее — Земли казаков. 

В те времена Украина всё ещё остаётся разделённой между Московией, Польшей, Венгрией и Малой Тартарией (Крымом)

В это время в Европе:

  •  в Белфасте основали старейшую из существующих англоязычных газет в мире — «The News Letter». 

Ссылка

11. Карта стран и населения Европы, 1918 год

Это этнографическая карта, показывающая не границы государств, а места проживания народов. В 1918 году украинцы жили на куда большей территории, чем сейчас. 

В это время в Европе:

  •  начало Первой советско-финской войны 
  • окончание Первой мировой войны
  • создание Королевства Югославия

Ссылка

13. Карта Украинской народной Республики, 1918 год

Интересно, что на месте Беларуси написано «Білорусини», а на месте России — «Москалі». Это сейчас слово «москаль» считается оскорбительным, в те времена оно было обычным этнонимом (названием народа), как француз или поляк. Украинцы тогда ещё не очень часто употребляли название «Россия», не только в быту, а на официальном уровне, ведь Русью издавна считали именно Украину (а у русских традиционно господствовал противоположный взгляд — Россия = Русь). 

Например, здесь можно скачать «Словник московсько-український» 1918 года издания.

Ссылка

Можно рассмотреть границы современных областей!

Карта интересна тем, что на ней одновременно обозначены границы государств (красным) и территории расселения украинцев (жёлтым). 

Западные регионы Украины ещё входят в состав Австро-Венгрии (хотя в ноябре, на следующий месяц после печати карты, возникла ЗУНР), зато часть современной Беларуси (Берестейщина и Гомельщина) и РФ (Стародубщина и восточная Слобожанщина) принадлежали Украине. А этнические украинские территории распостраняются и дальше, включая в себя Кубань (кубанские казаки — потомки запорожских). 

В составе Украины обозначен и Крым. Еще во времена Центральной Рады, в 1918 году, правительство создало Крымскую Группу Армии УНР, которая очистила Крым от большевиков и установила контроль над Черноморским флотом. Впрочем, Германию, которая была союзником УНР, это не устроило, и украинские войска вышли из Крыма. 

Гетьман Скоропадский понимал, что для Украины стратегически важно контролировать Крым, устроил полуострову экономическую блокаду. Она подействовала — представители крымского краевого правительства пошли на переговоры о включении полуострова в состав Украины. Но сторонники России в Крыму всё же победили — полуостров тогда так и не присоединился окончательно к Украине. 

Источник: https://businessviews.com.ua/ru/studies/id/specproekt-ko-dnju-nezavisimosti-sovremennaja-ukraina-na-drevnih-kartah-775/

В этом году в иерусалиме!

Полсотни глав государств, правительств и парламентов приехали в Израиль не только для того, чтобы почтить память жертв нацистских преступлений в 75-ю годовщину освобождения концлагеря Освенцим (Аушвиц).

Это самое зримое и самое масштабное за всю историю Израиля выражение политической поддержки еврейскому государству, которое замечательные соседи, ближние и дальние, пытаются уничтожить семь с лишним десятилетий.

Форум в Иерусалиме уже пятый, прежние места встреч — Освенцим, Терезин, Бабий Яр.

Лозунг нынешнего форума: «Помнить Холокост, бороться с антисемитизмом!» И полсотни глав государств и правительств обещали вести борьбу против антисемитизма. Злобный национализм на подъеме. В 75-ю годовщину освобождения Освенцима ленты новостей переполнены сообщениями о преступлениях на почве ненависти.

Заранее договорились, что в посвященном холокосту музее «Яд Вашем» выступят представители четырех стран-победительниц и президент Германии.

Президент ФРГ Франк Вальтер Штайнмайер:

— Мы боремся с антисемитизмом! Мы противостоим национализму, потому что это отрава! Мы на стороне Израиля!

Кому-то кажется странным, что руководитель государства должен извиняться за то, что совершено его предшественниками давным-давно. К сожалению, во многих странах предпочитают забыть дурное прошлое и превращают историю в политический инструмент. Не зря президент Израиля Реувен Ривлин призвал своих гостей в Иерусалиме «оставить историю историкам»:

— Роль политических лидеров заключается в том, чтобы формировать будущее.

Пособники и предатели    

Годы Второй мировой войны были временем не только поразительного героизма тех, кто сражался против фашизма, но и гнусного предательства. Повсюду, куда приходили немецкие войска, они обнаруживали надежных помощников и прислужников. Больше двухсот тысяч ненемцев участвовали в массовых убийствах.

Страны, оккупированные Гитлером, считают себя только жертвами немцев.

Но как быть с тем, что немалое число людей в этих странах участвовали в нацистских злодеяниях? Без них немцы бы не убили столько людей.

В Болгарии, где не расцвели антисемитские настроения, население не сотрудничало с немцами, и большинство евреев выжило. Датчане организовали операцию по спасению евреев и всех вывезли в нейтральную Швецию. Вот почему выжили 98 процентов датских евреев.

А в Литве уничтожили 220 тысяч евреев — 94 процента всего еврейского населения. Сами литовцы устроили погромы еще до прихода немцев. Издевались над евреями-соседями, мучили их, грабили, а потом убивали.

При нацистах и поляки с удовольствием избавлялись от «чужаков». Профессор Принстонского университета Ян Томас Гросс написал книгу «Соседи» о том, как в польской деревне Едвабне, где не было никаких немцев, убили 1600 евреев.

В поисках убежища

4 сентября 1946 года заместитель уполномоченного Совета Министров СССР по делам репатриации генерал-лейтенант Константин Голубев информировал заведующего 3-м Европейским отделом МИД Андрея Смирнова: «Из Польши через территорию Чехословакии и советскую зону Австрии начался транзит евреев, направляющихся в Палестину. Всего должно проследовать 200 000 евреев Транспорты направляются в американскую зону оккупации, в Мюнхен, где якобы организован сборный пункт для дальнейшей отправки их в Палестину».

Но Англия была категорически против создания еврейского государства в Палестине. Америка тоже была против. Франция была занята собой. Сионистам пришел на помощь Сталин. По своим соображениям. Но, если бы он не поддержал сионистов, Израиль бы не появился. Этот исторический опыт нужно учитывать.

Источник: https://novayagazeta.ru/articles/2020/01/24/83611-v-etom-godu-v-ierusalime

Православие в России

По со­во­куп­но­сти дан­ных ис­то­рических ис­точ­ни­ков крещение Руси пред­ста­ет как це­ле­на­прав­лен­ный вы­бор кн. Вла­ди­ми­ра, обу­слов­лен­ный его лич­ны­ми ре­лигиозными исканиями и комп­лек­сом внут­ри- и внеш­не­по­ли­ти­че­ских при­чин (не­удов­ле­тво­рён­ность язы­че­ски­ми куль­та­ми в ка­че­ст­ве на­цио­наль­но-кон­со­ли­ди­рую­ще­го фак­то­ра, не­об­хо­ди­мость всту­п­ле­ния Древнерусского государства в чис­ло мировых дер­жав и др.).

По свидетельству древнерусской традиции, Владимир и его дружина в конце 980-х гг. приняли решение о смене веры после длительного обсуждения и переговоров со странами, принадлежащими к разным вероисповеданиям. В ле­то­пи­си сохранилось ска­за­ние об «ис­пы­та­нии вер» кн. Вла­ди­ми­ром.

Оно по­ве­ст­ву­ет о по­соль­ст­вах в Ки­ев от му­суль­ман из Волж­ской Бул­га­рии, с латинского За­па­да, от иу­даи­зи­ро­ван­ных ха­зар и из Ви­зан­тии, убе­ж­дав­ших кня­зя при­нять их ве­ру. Вла­ди­мир от­пра­вил соб­ст­вен­ные по­соль­ст­ва «в бол­га­ры», «в нем­цы», «в гре­ки», что­бы «ис­пы­тать их служ­бу».

По­сле воз­вра­ще­ния по­сольств он ос­та­но­вил свой вы­бор на хри­сти­ан­ст­ве ви­зантийского об­ря­да, по­ра­зив­ше­го по­слов кра­со­той бо­го­слу­же­ния.

Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.

Крещение Владимира и дружины

В от­но­ше­нии об­стоя­тельств и вре­ме­ни кре­ще­ния кн. Вла­ди­ми­ра в древнерусских ис­точ­ни­ках нет един­ст­ва. Со­глас­но «Кор­сун­ской ле­ген­де» – пре­да­нию, ко­то­рое с ру­бе­жа XI–XII вв. во­шло в древнерусское ле­то­пи­са­ние, а за­тем и в Жи­тие св. Вла­ди­ми­ра, князь при­нял кре­ще­ние в за­хва­чен­ном им г. Кор­сунь, цен­тре ви­зантийских вла­де­ний в Кры­му, в 988 г.

(од­на­ко фак­ти­че­ски взя­тие Кор­су­ни про­изош­ло, ве­ро­ят­нее все­го, в 989 г.); там же со­стоя­лось бра­ко­со­че­та­ние Вла­ди­ми­ра с се­ст­рой ви­зантийских им­пе­ра­то­ров Ва­си­лия II Бол­га­ро­бой­цы и Кон­стан­ти­на VIII Ан­ной. Су­ще­ст­ву­ет и другая тра­ди­ция, за­фик­си­ро­ван­ная так­же уже в XI в.

, ко­то­рая при­уро­чи­ва­ет кре­ще­ние Вла­ди­ми­ра к Кие­ву и ко вре­ме­ни за два го­да до взя­тия Кор­су­ни.

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту.

Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему бог дает испытания

Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).

С 990-х гг. на Ру­си раз­во­ра­чи­ва­ет­ся де­ре­вянное хра­мо­строи­тель­ст­во. Со­глас­но «По­хва­ле кня­зю Вла­ди­ми­ру» (1040-е гг.), на­пи­сан­ной бу­ду­щим митрополитом Ила­рио­ном, при Вла­ди­ми­ре воз­ник­ли и пер­вые мо­на­сты­ри. В 995–996 гг. в Кие­ве бы­ла ос­вя­ще­на пер­вая ка­мен­ная Де­ся­тин­ная цер­ковь, ве­ро­ят­но слу­жив­шая кня­же­ским двор­цо­вым со­бо­ром.

С ос­вя­ще­ни­ем этой церк­ви древнерусские ис­точ­ни­ки свя­зы­ва­ют ме­ры государственно вла­сти по ма­те­ри­аль­но­му обес­пе­че­нию цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции: на её ну­ж­ды долж­на бы­ла от­чис­лять­ся де­ся­тая часть от со­во­куп­ных кня­же­ских до­хо­дов – де­ся­ти­на, ко­то­рая со­би­ра­лась при Де­ся­тин­ном хра­ме.

След­ст­ви­ем крещения Руси в за­ко­но­да­тель­ной об­лас­ти ста­ло раз­де­ле­ние по ви­зантийскому об­раз­цу кня­же­ской и цер­ков­ной (ми­тро­по­личь­ей, епи­скоп­ской) юрис­дик­ций, ко­то­рое древнерусская. тра­ди­ция так­же от­но­сит ко вре­ме­ни прав­ле­ния. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча. В сфе­ре цер­ков­но­го пра­ва ока­за­лись брач­но-се­мей­ные от­но­ше­ния, пре­сту­п­ле­ния про­тив нрав­ст­вен­но­сти, суд над кли­ри­ка­ми и чле­нами их се­мей и т. д.

Все эти ус­та­нов­ления на­шли от­ра­же­ние в кня­же­ских ус­та­вах X-XII вв. Важ­ней­шей за­да­чей ста­ло обес­пе­че­ние со­бор­ных и при­ход­ских хра­мов русскими свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми (для че­го де­тей зна­ти на­силь­ст­вен­но от­би­ра­ли «на уче­ние книж­ное»), а так­же бо­го­слу­жеб­ны­ми кни­га­ми.

Христианство в XI-XII вв

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния хри­стиа­ни­за­ции го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва, обо­зна­чив­шие­ся в хо­де крещения Руси, бы­ли про­дол­же­ны в XI-XII вв. Епар­хи­аль­ная струк­ту­ра сде­ла­лась бо­лее дроб­ной, чис­ло епар­хий воз­рос­ло до двенадцати.

О раз­ви­тии в этот пе­ри­од при­ход­ской сис­те­мы труд­но су­дить из-за от­сут­ст­вия дан­ных; ве­ро­ят­но, оно сле­до­ва­ло за раз­ви­ти­ем государственно-административной. струк­ту­ры, т. к. при­ход­ской храм на­хо­дил­ся обыч­но в административном цен­тре (по­гос­те). Со­вер­шен­ст­во­ва­лось цер­ков­но-государственное взаи­мо­дей­ст­вие в об­лас­ти су­да.

Воз­рас­тав­шие по­треб­но­сти в бо­го­слу­жеб­ных кни­гах обес­пе­чи­ва­лись скрип­то­рия­ми, дей­ст­во­вав­ши­ми при круп­ных мо­на­сты­рях и, ве­ро­ят­но, при епи­скоп­ских ка­фед­рах. Всё это име­ло след­ст­ви­ем и бо­лее ак­тив­ную хри­стиа­ни­за­цию сель­ско­го на­се­ле­ния.

По­след­ние све­де­ния о язы­че­ских вы­сту­п­ле­ни­ях в круп­ных го­ро­дах (Нов­го­род, Рос­тов, Яро­славль) от­но­сят­ся к 1070-м гг. С это­го вре­ме­ни язы­че­ст­во как об­щественный фак­тор бо­лее не про­сле­жи­ва­ет­ся.

Значение крещения Руси

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.

Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Литература

Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.

Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.

Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.

Ща­пов Я. Н. Го­су­дар­ст­во и цер­ковь Древ­ней Ру­си X–XIII вв. М., 1989.

***

Христианство до крещения

На сегодняшний день помимо основной версии принятия христианства на Руси – от Владимира – существует ряд других: от апостола Андрея Первозванного; от Кирилла и Мефодия; от Аскольда и Дира; от константинопольского патриарха Фотия; от княгини Ольги. Некоторые из версий так и останутся гипотезами, но другие имеют право на жизнь.

В прошлом русская церковно-историческая литература историю христианства на Руси вела с I века, связывая ее с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного. Эту версию озвучивал Иван Грозный в беседе с папским легатом Антонио Поссевино: «Мы получили веру при начале христианской церкви, когда Андрей, брат ап. Петра, приходил в эти страны, чтобы пройти в Рим».

Событие, произошедшее в Киеве в 988 году, называли, как «обращение князя Владимира», или как «окончательное устройство Православной Церкви в России при святом Владимире». О путешествии апостола Андрея Первозванного по пути «из варяг в греки», во время которого проповедник посетил Приднепровье и Ладогу, мы знаем из «Повести временных лет».

Однако, уже Николай Кармазин в своей «Истории государства Российского» замечал: «впрочем, люди знающие сомневаются в истине сего Андреева путешествия». Историк Русской Церкви Евгений Голубинский отметил нелогичность такого путешествия: «Идти из Корсуня (Херсонеса Таврического) в Рим через киевские и новгородские земли, все равно, что добираться из Москвы в Петербург через Одессу».

Опираясь на труды византийских хронистов и ранних Отцов Церкви, с уверенностью можно сказать лишь о том, что Андрей Первозванный достиг земель современных Крыма и Абхазии. Миссионерскую деятельность апостола Андрея трудно назвать «Крещением Руси», это только первые попытки приобщить народы Северного Причерноморья к зарождающейся религии.

Большего внимания заслуживает намерение исследователей отнести дату принятия христианства на Руси ко второй половине IX века. Для этого есть основания. Некоторых историков настораживает тот факт, что официальное крещение Руси, состоявшееся в 988 году, обходят стороной византийские хроники того времени.

Церковный историк Владислав Петрушко писал: «Поразительно, но греческие авторы вообще не упоминают даже о таком эпохальном событии, как крещение Руси при св. Владимире. Впрочем, у греков были свои причины: епархия «Росия» формально была открыта столетием раньше». 867 годом зафиксировано «окружное послание» константинопольского патриарха Фотия, где упоминаются, «поработившие соседние народы русы», которые «подняли руку на ромейскую империю.

Но теперь и они переменили эллинскую и безбожную веру, в которой прежде сего содержались, на чистое христианское учение». «И в них возгорелась такая жажда веры и ревность, – продолжает Фотий – что они приняли пастыря и с великим тщанием исполняют христианские обряды». Историки склонны сопоставлять послание Фотия с походом русов на Царьград в 860 году (по летописной датировке – в 866 году).

Византийский император Константин Багрянородный, живший после Фотия, также сообщает о крещении русов, но в патриаршество не Фотия, а Игнатия, который возглавлял византийскую церковь дважды – в 847–858 и в 867–877 гг. Возможно, на это противоречие можно было бы не обращать внимания, если бы не один документ. Речь идет о договоре киевского князя Олега с греками заключенном в 911 году –памятнике, достоверность которого сегодня не вызывает сомнений.

В этом договоре слова «русины» и «христиане» недвусмысленно противопоставлены друг другу. Красноречивы заключительные слова летописца о походе Олега на Царьград: «И приде Олег к Киеву, неся злато, и паволоки, и вина, и всякое узорочье. И прозвавшая Олега — вещий, бяху бо людие погани и невеигласи». Вполне очевидно, что в устах летописца «люди погани и невеигласи» – язычники. Подлинность свидетельств о принятии русами христианства в IX веке в целом историками не оспаривается. Однако, как сказал один из крупнейших специалистов по истории Древней Руси, Игорь Фроянов, «самое большее, что можно извлечь из данных свидетельств, — это предположение о единичных поездках миссионеров в пределы погруженной в язычество Скифии».

Источник: https://acoustic-fest.ru/pravoslavie-v-rossii-416/

Что, если бы князь Владимир принял католичество? — Статтьи

И да, и нет. Для начала нужно вспомнить и соотнести даты. Годом крещения Руси принято считать 988-й. Официально в этот момент христианская церковь еще не была разделена. Та самая великая схизма, официально завершившая раскол церкви на католическую и православную (хотя куда точнее будет сказать на Римскую и Византийскую), датируется 1054-м годом. Соответственно два этих события разделили 66-лет. Весьма внушительный разрыв.

Формально это означает одно: выбор католицизм или православие перед Владимиром не стоял. От кого бы он ни принял крещения, от папских легатов или от посланников патриарха Константинопольского, он в любом случае, попал бы в лоно одной и той же церкви.

А ведь нет сомнений, что если князь киевский и мучился выбором, то именно между Римом и Константинополем. И дело тут не столько в религии, сколько в политике. Схизма-то, конечно, произошла в 1054-м году, но отнюдь не на пустом месте.

Это была последняя капля, но до этого, на протяжении нескольких столетий, христианство упорно двигалось навстречу расколу.

Папа Лев IX. (pinterest.com)

Помимо десятков догматических различий, имели место еще и очень острые противоречия иного характера. Константинопольский Патриарх не подчинялся Папе, а Папа, в свою очередь, не повиновался предстоятелю Византийской церкви. Впрочем, еще острее стоял вопрос о том, какую «школу» поддержат в том или ином регионе Европы.

В середине IX-го века вспыхнул нешуточный конфликт из-за Балкан, Болгарии и Южной Италии. Конфликт этот зашел так далеко, что Папа Николай I объявил, что Патриарх Фотий был выбран незаконно и потребовал его переизбрания. Получив отказ, Папа отлучил Фотия от церкви.

Фотий, в свою очередь, предал анафеме Николая, а с ним и Римскую церковь.

Первое отлучение произошло в 863-м году, второе — в 867-м. «Фотиева схизма» не стала окончательным расколом, но контакты двух церквей с этого момента прекращаются. В следующие двести лет их почти не было. Константинополь с Римом начали автономное друг от друга существование.

Одним из его важных факторов была борьба за привлечение в свое лоно новых сынов. Киевская, Новгород и другие города Древней Руси, естественным образом, попали в сферу влияния Византии. Здесь часто бывали греческие священнослужители. Считается доказанным тот факт, что христианство восточного образца приняли Аскольд и Дир, правившие в Киеве.

До крещения Руси приняла христианство и княгиня Ольга. Это, кстати, далеко не единственный пример. Археологические находки убедительно доказывают, что христианство принимали и люди некняжеского происхождения.

В могильниках языческого периода довольно часто находят нательные кресты. В этой ситуации можно было бы сказать, что выбор, в общем-то, был сделан задолго до Владимира. Тому оставалось лишь принять очевидное.

Впрочем, существовал один политический аспект, который мог склонить князя к другому выбору.

Выборы в пользу Рима?

«Повесть временных лет» описывает нам сложный процесс выбора. К Владимиру приходят послы не только из Рима и Константинополя, но также волжские булгары, которые предлагают князю принять ислам, и хазарские иудеи. В конце концов Владимир делает выбор в пользу Константинополя, поддавшись уговорам мудрого византийского философа, который прибыл в Киев.

Источник: https://diletant.media/articles/32509076/

В каком году произошло крещение руси?

Православие на нашей земле установилось после крещения Руси. Объединение разрозненных восточнославянских племен, появление городов вынуждали искать новые цементирующие идеи, которыми языческая вера, в силу своего многобожия, не располагала.

Прежняя религия оказалась к моменту крещения Руси в кризисе, поскольку разрешать растущие в государстве протесты, политические трудности, возникающие во взаимоотношениях с племенами, она не могла. Помимо этого, язычество тормозило начавшийся процесс объединения государства, делала невозможными укрепление связей со странами, где христианская вера являлась единой религией.

Но кроме этого, в христианстве светская власть преобладала над церковной. Таким образом, монотеистическая религия и ее ценности предопределили выбор и одержали победу над язычеством.

Предпосылки крещения

Фото с сайта picua.org

Отвечая на вопрос «в каком году было крещение Руси, стоит выяснить, почему выбор князя был осуществлен в пользу христианской веры. Еще в греческих колониях Причерноморья были христиане, а небольшие христианские общины были организованы и в Древнерусском государстве.

Потому христианство не стало новой и неизвестной религией, а киевлян обряд крещения не пугал и не удивлял.

Начало крещения Руси в православную веру было положено еще княгиней Ольгой, которая стала и предтечей Владимира-первокрестителя, приняв христианство и развернув активную деятельность по борьбе с языческими требищами. Первые христианские храмы появились при Ольге.

Летописи содержат сведения о том, что утверждению православия предшествовал долгий и вдумчивый выбор князя. Владимир принимал миссионеров из Волжской Булгарии с предложением обратиться в мусульманскую веру. Миссионеры с Рима рассказывали о католичестве, хазары – об иудаизме. В числе послов был и философ из Греции.

После этого князь отправил мужей с Киева в разные страны, чтобы они присмотрелись к чужой вере. Те вернулись и сказали князю, что нет во всем мире веры лучше греческой. Пребывая в Константинопольской Софии, мужи были поражены внутренним великолепием храма и церковным пением.

Потому сказали они Владимиру, что, видимо, сам бог находится среди христиан.

Выслушав мудрецов, Владимир принимает решение креститься. Но существовала опасность попасть в зависимость от Византии в вопросах политики и идеологии.

Чтобы этого не произошло, Владимир захватил славный и богатый греческий Херсонес в 988 году, и сообщил Византийским императорам, что он хочет стать супругом их сестры Анны, но в случае отказа пригрозил захватить и Константинополь.

В решении такого унизительного мезальянса для Константинополя был найден компромисс. Поскольку Анна могла выйти замуж только за крещеного, Владимир принял обряд крещения в Херсонесе (в Корсуне), а с ним и некоторые его дружинники.

Время и точное место Владимирового крещения до сих пор вызывает дискуссии. И напротив, вопросы «в каком году произошло крещение Руси» и «при каком князе произошло крещение Руси» не оспариваются в среде историков. Точные ответы нам дает летопись.

Кто крестил Русь в 988

После возвращения из Херсонеса в родной Киев вместе с корсунскими и греческими священниками, Владимир повелел сжигать языческие требища, рубить деревянных идолов. Киевляне плакали, видя как Перуна, после надруганий, сбросили в Днепр. Далее последовало принудительное обращение в православие всех жителей Киева.

Над согнанными к берегу Днепра и рыдающими людьми независимо от возраста, византийские священники провели обряд крещения и благословили всех. Тех же, кто противился, князь объявил своими личными врагами. После крещения киевлян, обряд крещения был проведен во всех остальных городах и селах.

Это был важный момент в истории, Крещение Руси, картинки передают нам всю торжественность.

В каком году владимир великий крестил русь

Фото с сайта picua.org

Как повествует летописец, год крещения Руси 988. и сопровождалось это событие «радостью большой». В этом описании процесса крещения летописец преувеличил, ведь киевляне оказывали противодействие, долго еще почитая языческих богов.

Жителей Новгорода, например, крестили только через год, и, как утверждает летописец, в «злой сече», а почти через столетие здесь возникали очаги языческой реакции.

А на остальной территории Киевской Руси христианство устанавливалось медленно, преодолевая народные протесты и возмущения.

Православная церковь и государство проводили попытки установить год крещения Руси, дату события. Руководитель Синода в 1888 году внес предложение о праздновании 900 даты со дня крещения Руси, потому именно 988 год официально признан годом, когда киевляне впервые приняли христианство. Дата крещения, которую установили историки, а именно 28 июля, – это день памяти святого Владимира.

Крещение Руси: причины и последствия

Являясь отражением процесса установления феодализма в Древнерусском государстве, введение христианства и принятие нового христианского мировоззрения повлияло на дальнейшее развитие литературы, искусства, культуры в целом. Достижения национальной культуры, которые имели место в древнерусском государстве Х века, привели к возникновению мощного государственного образования – Киевской Руси.

Плюсы и минусы крещения Руси

Дальнейшему развитию Киевской Руси способствовали идеи христианской идеологической системы и нового вероучения:

  1. Благодаря новой вере, в государстве стал разлагаться родовой уклад и развивались феодальные отношения.
  2. Самодержавное и могучее государство было невозможно создать без надежной опоры на православие.
  3. Международный авторитет страны возрос после принятия православия. Киевская Русь вошла в круг самых могущественных Европейских держав.
  4. Власть правителя дана ему от Бога. Такую мысль несет христианство. Это и служило усилению центральной власти князя.
  5. Развитие письменности стало возможным после создания азбуки славян Кириллом и Мефодием, когда они были направлены с миссией на земли Киевской Руси. Начало школьному образованию положил именно Владимир, предлагая знатным мужам отдавать их детей на учение книжное. Появление «книжных людей» повлекло за собой создание первых памяток русской «книжности».
  6. Распространение и утверждение единой идеологии среди разноплеменного населения объединяло их в единую древнерусскую народность.

Негативные явления:

  1. Влияние Византии, как цивилизующего начала, к моменту принятия христианства стало затухать.
  2. Богатая мировая культура была недоступной для большей части населения Киевской Руси.
  3. Новая религия не защищала представителей из низких социальных слоев.

Фото с сайта picua.org

В вопросе престолонаследия в Киевской Руси не было выработано единой системы. Потому каждый новый правитель рисковал столкнуться в неравной битве с очередным претендентом. Реальная власть верховного правителя часто подвергалась сомнениям.

Христианство же несло утверждение о том, что в небесном царстве существует строгая система подчинения и эта система распространяется на царство земное.

Начинаясь как религия угнетенных, христианство стало провозглашать власть земного правителя как божественную волю.

Решение о крещении Руси было прогрессивным явлением, после которого началось церковное строительство. Киев стал духовным центром распространения христианства и деятельности православной церкви. Древнерусские зодчие начали возводить храмы, что способствовало развитию монументальной и станковой живописи. Таким образом, выступая частью средневековой цивилизации, культура Киевской Руси, формирование общественной мысли происходило на базе идеологии христианства.

Язычество со своим пантеоном богов формировало в сознании людей разрозненность и хаос. Каждый идол, которого наделяли человеческими качествами, был равноправным вершителем судеб. Будучи безгранично своевольными, идолы внушали страх человеку перед явлениями природы и стихиями.

Придя на смену старой веры, христианство принесло с собой новое мироощущение в души людей: мир перестал быть враждебным, а природа стала дружественной к нему.

Христианство с его единобожием раскрыло перед язычниками монистическую Вселенную, где все связано одной первопричиной, одной духовной сущностью.

Источник: https://perstni.com/magazine/history/v-kakom-godu-proizoshlo-kreshhenie-rusi.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь