Икона святой троицы: значение, в чем помогает — Спасо-Казанский Симанский женский монастырь
Большинство верующих выбирает для домашнего почитания святыни Иисуса Христа и Девы Марии. Однако в христианстве есть и другие реликвии, призванные явить православным зримый лик Бога, Его удивительную и могущественную сущность. Именно к ним и принадлежит икона «Святая Троица». Значение, в чём помогает образ – всё это Вы сможете узнать из нашей статьи.
Мозаика на триумфальной арке базилики Санта Мария Маджоре | Икона «Троица Зырянская» св. Стефан Пермский | Икона «Святая Троица в бытии» (Сольвычегодский музей, 1580 г.) |
Богословский смысл реликвии — что означает «Святая Троица»?
Догмат о том, что Господь един в трёх лицах, является сутью православного учения, но постичь это положение довольно трудно.
Часто христиане ограничиваются тем, что признают подобные тайны непостижимыми, однако это не помогает справиться с пытливостью ума.
И хотя от веры не ожидают логических затруднений – она скорее помогает понять, что человек делает в этом мире, зачем он пришёл сюда и какова цель всех его действий – те, кто искренне ищет Бога, стараются дать ответ и на такие вопросы.
Любой, кто хотя бы раз пытался понять окружающее мироздание, людей и самого себя, знает, сколько загадок и тайн хранит Вселенная. Эта недосказанность – мостик, соединяющий Творца и созданный Им мир.
И чем пристальнее, тщательнее и внимательнее христианин будет присматриваться к подобным вещам, тем больше гармонии, мудрости и красоты он заметит. Такие закономерности слишком совершенны, чтобы возникнуть вследствие простого стечения обстоятельств.
Осознание этого – первый шаг на пути к Господу.
Икона «Святая Троица» Андрей Рублёв | Икона «Троица Ветхозаветная» Симон Ушаков, 1671 г. | Икона «Троица Живоначальная» Старец Паисий, 1484—1485 гг. |
Однако подобные прозрения – лишь начало познания. Продвинуться дальше Вам позволит чтение богословской литературы, слушание проповедей, и, разумеется, созерцание святых реликвий.
Через них мастера доносят до человека часть небесного бытия, постулат о единении и любви, учат проявлять нравственную твёрдость, духовную стойкость и моральную чистоту.
Например, узнав, кто изображен на иконе «Святая Троица», Вы сможете глубже вникнуть в таинство Символа Веры, почувствовать радость, согласие и благодать.
Отцы церкви считают, что два главных свойства Святой Троицы – это полнота и любовь. Поэтому Господь дарует каждому христианину свободу воли, не нуждаясь ни в его добрых делах, ни в соблюдении обрядов и ритуалов.
Однако Творец может и желает объять человеческий род своей добротой и милосердием – ради этого Он принёс в жертву своего Единородного Сына.
И, хотя люди не могут ничего предложить Богу, они способны почувствовать свою причастность к Нему, ответив такой же любовью и преданностью.
Популярные товары |
Святитель Игнатий Брянчанинов утверждает, что лучше всего догмат о единстве Творца постигается через сравнение с человеческой душой.
Так, глядя на это фото – икона «Святая Троица», запечатлённая на нём, высыпана из полесского янтаря в соответствии со всеми православными канонами – Вы можете представить Бога-Отца как ум, Бога-Сына как мысль и слово, а Бога-Святого Духа как человеческий дух.
Если в людях пребывают одновременно ум, мысли и дух, тогда и три лика Господа могут составлять одно существо, не смешиваясь между собой. А вот как воспевал Создателя св. Иоанникий: «Упование мое – Отец, прибежище мое – Сын, покров мой – Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе!».
Икона «Святая Троица» — от чего оберегает?
Этот образ уникален по своей иконографии и символике. Он позволяет воззвать к Первоисточнику всего сущего, к могущественному и совершенному Богу, любовь и милосердие которого защищают верующего от любых неурядиц, проблем и бед.
Реликвия дарует христианам особую благодать, придавая им силы для того, чтобы духовно измениться, выбрать праведный путь, укрепиться в вере, избавиться от сомнений, искушений и тревог. Кроме того, она напоминает, что любой человек несёт в себе частичку Господней тайны – а значит, к нему необходимо относиться с любовью и уважением.
Понимание этого – главный залог спасения души, стоящий превыше любых молитвенных упражнений.
Перед этим образом возносят и просительные, и благодарственные молитвы. Сначала следует читать акафист, посвящённый всем трём ликам Творца, а затем отдельные псалмы и хвалы для Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа.
Где вешать в доме икону «Святая Троица»? Лучше всего поместить её в восточном («красном») углу, напротив входной двери. Тогда первый взгляд каждого домочадца и гостя будет обращён к божественным ликам, осеняющим христиан своей благодатью и покровительством.
Ещё один важный нюанс – эта реликвия располагается выше других произведений, даже если это образ Иисуса Христа. Так Вы воздаёте должное могуществу, непостижимости и всевластию Господа.
А совершая поминовение святыни (его отмечают в праздник Пятидесятницы, на 50-й день после Воскресения Сына Божьего), её декорируют зелёными ветвями деревьев, цветами и ароматными травами. Эта традиция символизирует новую надежду, снизошедшую на людей со Святым Духом.
В чём помогает икона Святой Троицы? Она часто используется как исповедальная – считается, что такие молитвы обращены к самому Господу и являются не менее действенными, чем те, которые возносят в храме.
Кроме того, к реликвии взывают в самых безнадёжных, драматических и сложных ситуациях – она чудесно способствует их разрешению, спасая людей от любых опасностей, катастроф и болезней.
Поэтому святыня, с любовью и тщанием изготовленная из натуральных солнечных самоцветов, станет превосходным подарком для любого христианина и замечательным дополнением к Вашему домашнему иконостасу. А приобрести её поможет наш интернет-магазин «Янтарь Полесья»!
Источник: https://simanskia.ru/pozdravleniya/ikona-svyatoj-troitsy-znachenie-v-chem-pomogaet.html
Андрей Рублёв
— Художники — Андрей Рублев
Икона 1410 — 1420-е годы, Доска липовая, поволока, левкас, яичная темпера,314 х 220 см
Государственная Третьяковская галерея
В основе сюжета «Троицы» лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму божества в виде трех прекрасных юношей-ангелов.
Авраам с женою Саррой угощали пришельцев под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах.
Издавна существует несколько вариантов изображения Троицы, иногда с подробностями застолья и эпизодами заклания тельца и печения хлеба (в собрании галереи это иконы Троицы XIV века из Ростова Великого и XV века из Пскова).
В рублевской же иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их состоянии. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл этого изображения — жертвенная любовь.
Левый ангел, означающий Бога-Отца, правой рукой благословляет чашу.
Средний ангел (Сын), изображенный в евангельских одеждах Иисуса Христа, опущенной на престол правой рукой с символическим перстосложением, выражает покорность воле Бога-Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям.
Жест правого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви, и утешает обреченного на жертву.
Таким образом, изображение Ветхозаветной Троицы (то есть с подробностями сюжета из Ветхого Завета) превращается в образ Евхаристии (Благой жертвы), символически воспроизводящей смысл евангельской Тайной вечери и установленное на ней таинство (причащение хлебом и вином как телом и кровью Христа).
Исследователи подчеркивают символическое космологическое значение композиционного круга, в который лаконично и естественно вписывается изображение. В круге видят отражение идеи Вселенной, мира, единства, объемлющего собою множественность, космос. При постижении содержания «Троицы» важно понять его многогранность.
Икона находилась в Троицком соборе Троицкого монастыря, ставшего впоследствии лаврой, до двадцатых годов нашего столетия. За это время икона претерпела ряд подновлений и прописей.
РАССКАЗ
Источник: https://museumsworld.ru/rublev/r_troit.html
«Троица» Андрея Рублева
Знаменитый образ «Троицы», ставший для всего мира узнаваемым символом русской культуры, написан преподобным Андреем Рублевым в начале второго или середине третьего десятилетия XV века.
«Троица» почти сразу становится образцом — по крайней мере, Стоглавый собор в 1551 году определил, что все последующие изображения Троицы должны соответствовать иконе Андрея Рублева.
«Троица» Андрея Рублева — символ русской культуры
История гласит, что работа была заказана иноку-иконописцу преподобным Никоном Радонежским — вторым после святого Сергия настоятелем Троицкого монастыря, будущей Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Икона изначально писалась для Троицкого собора «в похвалу Сергию Радонежскому».
«Троица» — единственная достоверно известная писанная на доске икона Андрея Рублева, дошедшая до наших дней.
Композиция и интерпретация
Рублевская «Троица» соответствует иконописному сюжету «Гостеприимство Авраама». Это изображение эпизода из 18 главы библейской книги Бытия. К праотцу Аврааму приходят трое, и тот узнает в гостях Самого Бога — принимает их с почетом и угощает.
Преподобный Андрей оставил в своем творении только детали, лишенные какого бы то ни было историзма: ангелы сидят за столом в неспешной беседе, на столе — чаша с головой тельца, на заднем плане — здание, дерево, гора. Фигуры Авраама и Сары отсутствуют.
Каждая деталь иконы имеет свое толкование. Чаша символизирует чашу Евхаристии, а голова тельца — Крестную жертву Спасителя. Интересно, что форму чаши повторяют своими позами сами ангелы.
Дерево, возвышающееся над средним ангелом, напоминает не только о дубе из дубравы Мамре, под которым совершилась историческая встреча Троицы и Авраама, но и древо жизни, плодов которого лишился человек вследствие грехопадения (по другому толкованию — древо креста Господня, которым человек вновь обретает вечную жизнь).
Над левым относительно зрителя ангелом изображено здание — в дорублевской иконографии дом Авраама. Здесь оно указывает на домостроительство нашего Спасения и Церковь — дом Божий.
Над правым ангелом видна гора. Все явления Бога в библейской традиции происходили на горах: Синай — место дарования закона, Сион — Храм (и сошествие Святого Духа на апостолов), Фавор — Преображение Господне, Голгофа — Искупительная жертва, Елеон — Вознесение.
Есть мнение, что каждый ангел на иконе изображает Лицо Троицы. Толкования разнятся. По одному из них, средний ангел символизирует Бога Отца (как насадителя древа жизни), левый — Сына (как основателя Церкви), правый — Духа Святого (как Утешителя, пребывающего в мире). По другому — средний ангел символизирует Сына, на что указывает цвет его одежды, традиционный для изображений Христа: багряный и лазурный. Левый ангел, «строитель» (поэтому за его спиной изображен дом) Вселенной — отец.
В изображении используется традиционный для средневекового изобразительного искусства прием обратной перспективы — пространство иконы визуально представляется большим, чем реальность, в которой находится зритель.
Многие исследователи обращают внимание на тот факт, что «Троица» создавалась в период противостояний между русскими князьями и татаро-монгольского ига и указывала на необходимость единства. Косвенно эта интерпретация подтверждается тем, что и сам преподобный Сергий много трудился над восстановлением братских отношений между князьями, а в Троице Единосущной и Нераздельной видел образ единства, необходимый для всего человечества.
История открытия и современное состояние
В 1575 году по приказу Ивана Грозного «Троица» была скрыта золотым окладом. В 1600 и 1626 годах Борис Годунов и царь Михаил Федорович соответственно меняют оклады.
Тяжелая золотая риза скрывала образ до 1904 года, когда «Троицу» было решено расчистить — отреставрировать, восстановив изначальный вид.
На протяжении истории икона несколько раз поновлялась.
Поновление не было реставрацией — в соответствии со вкусами эпохи художники могли менять пропорции, цветовую гамму и даже композицию изображения.
Первое поновление «Троицы» относится к периоду правления Бориса Годунова, второе, самое катастрофичное для образа — к 1636 году. В третий раз икона поновлялась в 1777 году, а в XIX веке она поновлялась даже дважды.
В 1904 году с «Троицы» был снят оклад; представленный публике образ был выполнен палехскими мастерами. Художник В. П. Гурьянов расчистил несколько слоев и обнаружил изображение, как казалось, оригинальное: светлые одежды ангелов, в целом светлая и яркая световая гамма. Гурьянов выполнил свой вариант реставрации (по сути — то же поновление), и «Троица» вновь оказалась скрыта.
К реставрации «Троицы» вернулись в 1918 году по заданию Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. В комиссию входил в том числе священник Павел Флоренский. Икона уже была значительно повреждена и нуждалась в особом хранении, однако в собрание Третьяковской галереи была передана лишь в 1929 году, где находилась до войны.
В 1941 году «Троицу» эвакуировали в Новосибирск, из эвакуации она вернулась в октябре 1944 года и не покидала Третьяковку более шести десятилетий, не считая ежегодного (что продолжается и по сей день) переноса образа в храм на праздник Троицы в храм святителя Николая при ГТГ — лишь в 2007 году ее вывезли в корпус на Крымском валу.
Тогда икона пострадала при транспортировке и нуждалась в дополнительном укреплении.
Сейчас икона хранится в особом киоте. Состояние ее стабильно, хотя существуют необратимые повреждения: красочный слой местами отстает, на изображении видны следы от гвоздей с оклада. В 2008 году развернулась широкая общественная полемика по поводу возможности перенесения «Троицы» в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Тогда искусствоведы пришли к выводу, что без значительного ущерба шедевру русской живописи это невозможно.
Интересные факты
— «Воздушные», прозрачные краски, в которых наш современник часто видит особый авторский замысел, создающий колорит и атмосферу рублевской «Троицы», делающий фигуры ангелов тонкими и бесплотными — следствие реставраций и поновлений.
Изначально икона была написана яркими красками.— Священник Павел Флоренский считал само существование «Троицы» Андрея Рублева доказательством бытия Бога (см. работу «Иконостас»).
— В финале фильма режиссера Андрея Тарковского «Андрей Рублев» зритель видит образ «Троицы».
Источник: https://www.pravmir.ru/troitsa-andreya-rubleva/
Иконография праздника пятидесятницы
Заведующий Иконопис- ной школой Московской Духовной Академии доцент архимандрит Лука
(Головков)
При упоминании икон Святой Троицы перед глазами встает знаменитое творение преподобного Андрея Рублева, написанное в XV столетии. Однако первое подобное изображение было обнаружено за много веков до этого. Об основных интерпретациях сюжета рассказывает заведующий Иконописной школой Московской Духовной Академии доцент архимандрит Лука (Головков).
От «Гостеприимства Авраама» к «Отечеству»
– Ваше Высокопреподобие, каково древнейшее изображение Триединого Божества?
– Этот сюжет появился в очень давнее время. В римских катакомбах обнаружено относящееся еще к III веку подобное изображение, которое тогда именовалось «Гостеприимство Авраама». При этом ангелы обликом несколько отличались от привычного сейчас вида: без крыльев и без нимбов. От ранневизантийского времени до нас дошли мозаики V-VI веков, где ангелы изображены уже с нимбами, но еще без крыльев.
Они имеются в базиликах Санта-Мария-Маджоре в Риме и Сан-Витале в Равенне. Более привычная для нас иконография появляется в послеиконоборческий период. Один из ярких примеров – фреска в монастыре Откровения на острове Патмос. Причем там образ подписан «Святая Троица», что для греков нехарактерно.
Конечно, в отличие от иконы преподобного Андрея Рублева, это изображение по-прежнему обладает многими бытовыми деталями.
Росписи, миниатюры и иконы этого сюжета имеются во многих местах – в Грузии, Сербии, Болгарии, в Ватопедском монастыре на Святой Горе Афон. Древнейшие подобные изображения на Руси – роспись Феофана Грека в новгородском храме Спаса-на-Ильине и золотая наводка на знаменитых Суздальских вратах.
Сохранилась икона, приписываемая кисти собеседника преподобного Сергия – святителя Стефана Пермского, которая сейчас хранится в Вологодском музее, так называемая «Зырянская Троица». Но, конечно же, икона преподобного Андрея – самая известная. На ней детали, повествующие о том конкретном Богоявлении у дуба Мамврийского, минимизированы. На иконе присутствует палатка (жилище Авраама) и дуб, но они там условны, а на столе только одна чаша.
Это не только и не столько изображение гостеприимства праотца Авраама, сколько указание на Предвечный Совет Троицы о спасении рода человеческого.
– На иконе преподобного Андрея Рублева два ангела изображены со склоненными главами к третьему. Какое именно это из Лиц Святой Троицы?
– Конечно же, в центре спасения – Господь наш Иисус Христос, в центре иконы Он и изображен. Об этом говорят одежды Ангела. На других иконах подобной композиции над головой центрального Ангела можно видеть крестчатый нимб – такой, какой обычно изображается у Христа. По последним исследованиям, такой нимб был и у центрального Ангела на рублевской «Троице», но до настоящего времени сохранились и недавно обнаружены лишь небольшие остатки.
За центральным Ангелом изображен дуб Мамврийский, который призван напоминать и о древе познания Добра и Зла, и, разумеется, о Древе Крестном. Фигуры сидящих в центре и справа Ангелов обращены к левому Ангелу, облаченному в самые светлые одежды. Он прообразует собой Первую Ипостась Святой Троицы и благословляет чашу – так же, как это делает центральный Ангел. Ангел слева изображен под палаткой, что говорит о домостроительстве Божием.
Ангел справа – в светло-зеленых одеждах, которые, конечно же, ассоциируются с Духом Святым, с праздником Троицы. Он находится под горкой, символизирующей горние обители. Кроме того, фигуры Ангелов, сидящих справа и слева, образуют будто чашу, в которой находится центральный Ангел. Это тоже указывает на искупительный подвиг Спасителя мира, Пречистого Тела и Крови Которого мы причащаемся из чаши.
Указанием на это является голова жертвенного животного – агнца, нередко изображаемая в чаше.
– Существует еще одно распространенное изображение Святой Троицы, где Первое Лицо предстоит в виде старца – «ветхого днями», как описывает Бога в своем видении пророк Даниил, Второе Лицо – в виде отрока или юноши и Святой Дух – в образе голубя. Как давно бытует это изображение?
– Эта композиция, именуемая «Отечество», имеет сложную историю и множество интерпретаций. Древнейшее изображение сопрестолия или «Отечества» появляется в XII веке. Но изначально это изображение было воплощением Ветхого днями Сына Божия от Духа Святого. До XV-XVI столетия старец изображался с крестчатым нимбом, являя собой Вторую ипостась. Иконография «Ветхого днями» еще более древняя. Так изображали Иисуса Христа в VII веке.
Аллегории
– Что означает треугольный нимб, нередко встречающийся на подобных иконах над главой старца?
– Это, конечно, очень поздняя трактовка. В конце XVI века у старца появляется так называемый «софийный» нимб – красный ромб на синем четырехугольнике, и лишь в XVIII — XIX – треугольник как один из символов Святой Троицы.
– Иногда такой «софийный» нимб окружает все три фигуры, изображенные на иконе, а порой они бывают заключены в круг. Что это значит?
– Это указывает на святость, Божественную сущность Лиц Святой Троицы.
– Встречается еще треугольник с оком в центре, от которого исходят лучи. Это изображение, нередко встречающееся на иконах и в убранстве иконостасов преимущественно конца XVIII-начала XIX века, также указывает на Святую Троицу?
– Да, но пришло оно из масонства. Такая аллегория очень широко использовалась среди знати. Собственно, знать нередко в своем сознании совмещала православие и масонство.
Масонские символы, которые эти люди переосмысливали в православном ключе, они рекомендовали изображать, заказывая иконы для храмов. Этот подход широко практиковался в период, когда масонство в России было популярно.
В течение всего XIX века, постепенно отрываясь от своих исторических корней, данный символ получил распространение в церковном убранстве, причем не только в России, но и в других православных землях.
– Порой в сиянии славы, окружающей Святую Троицу, видны символы евангелистов – лев, телец, орел и ангел. Как давно существует подобная традиция?
– Предыстория достаточно древняя, подобные символические изображения евангелистов встречаются с V века. Изображение Господа во славе или «Ветхого днями» во славе, окруженного Небесными Силами, в числе коих и четверка крылатых животных, появилось на рубеже XIV-XV веков, а наиболее известный пример – икона «Спас в Силах».
– Сидящий старец иногда опирается на фигурки ангелов с крыльями либо на красные круги, также имеющие крылья. Что это?
– Это одно из изображений Престолов – ангельских Сил. Вообще Бесплотные Силы с древних времен изображаются и непривычно, в том числе в таком нечеловекообразном виде. Образ колеса с крыльями свидетельствует о том, что эти ангельские силы готовы служить Господу, готовы к быстрому действию и исполнению Божественной воли.
Схождение Духа
– А что такое присутствующий на иконах Святой Троицы нередко увенчанный крестом шар, напоминающий царскую державу?
– Практика такого изображения очень поздняя. В русской иконописи она появилась во второй половине XVII века под западным влиянием. Это атрибутика западных монархий, символизирующая в данном случае Божественную власть над миром.
– Почему у Лиц Святой Троицы разные облачения?
– Христос изображается в традиционных для Себя одеждах: синем или зеленом гиматии (верхней одежде) и хитоне (рубахе красного цвета). Это связано с символикой Боговоплощения. Красный цвет указывает на то, что Господь принял плоть и нашу человеческую природу, а синий – цвет Неба, свидетельствующий о Божестве Христа. «Ветхий днями» изображается в белых одеждах, что отражает чистоту и Божественное сияние. На рублевской «Троице» левый Ангел также изображен в одежде цвета, близкому к белому.
– День Святой Троицы именуется также днем новозаветной Пятидесятницы, когда совершилось схождение Святого Духа на апостолов и Пресвятую Богородицу.
Обычно икона Пятидесятницы, также нередко полагаемая на аналое в праздник, изображает сидящих полукругом учеников Христа (иногда среди них Пресвятая Богородица) и сходящего на каждого в виде языков пламени Святого Духа.
Внизу под ними на темном фоне обычно изображается некая мужская фигура, увенчанная короной, и держащая в руках распростертый покров. Кто это?
– Вообще иконография сошествия Святого Духа сформировалась относительно поздно. До иконоборчества она имела только предысторию. Известно изображение этого новозаветного события в Евангелии от Раввулы (VIв.), но в другом иконографическом варианте. Сейчас мы видим вполне сформировавшуюся иконографию, которой, конечно, сопутствует вариативность.
Во-первых, святые апостолы восседают на некоем седалище. Это знамение того, что они уже сопричастны вечности, облагодатствованы, и на них сходит Дух Святой в виде огненных языков.
При этом с очень древних времен изображается именно Апостольская Церковь – то есть не просто двенадцать учеников Христа, а еще и святой апостол Павел, который, конечно же, не присутствовал в тот момент в горнице.
Сверху восседают четыре евангелиста, два из которых – не из числа двенадцати ближайших учеников Спасителя, а апостолы от семидесяти – святые евангелисты Марк и Лука. Но Апостольская Церковь без них непредставима. Не изображается при этом ни Иуда Искариотский как уже отпавший, ни заменивший его по жребию Матфий, ни Иуда Иаков Младший.
Апостольская Церковь принимает дары Святого Духа, чтобы просветить светом Божественным всю вселенную. Эта вселенная символизировалась по-разному. В темном пространстве в подножии у апостолов иногда изображались народы, которые нужно просветить. Порой на иконах их даже подписывают – подобно перечислению в Деяниях Апостольских. Такие подписи имеются, например, в монастыре преподобного Луки в Греции и в соборе святого Марка в Венеции.
В поздние времена в этом месте иконы чаще стали помещать аллегорическое изображение царственного Космоса – человека с короной на голове. Это целый мир, пребывающий во мраке и ожидающий просвещения Светом Божественным. Иногда – причем по недоразумению – Космос изображали с нимбом. Порой ниже этого темного пространства, но уже на светлом фоне помещались фигуры пророков, проповедавших о Пятидесятнице. О типологии этих иконографических изводов говорить можно долго.
Главное же, что мы посоветуем христианину – видеть заложенный в них божественный смысл.
Беседовала Ольга Кирьянова
Источник: http://orthodoxmoscow.ru/ikonografiya-prazdnika-pyatidesyatnicy/
Святая Живоначальная Троица
Знаменитая икона преподобного Андрея Рублева была написана, как известно, в похвалу Преподобного Сергия. Известен также настоятельный совет игумена Радонежского: чаще взирать на образ Святой Троицы, ибо «взиранием на сей образ преодолевается ненавистная рознь века сего».
Но для того, чтобы преодолеть эту рознь, ее прежде необходимо увидеть. И увидеть не вовне, а внутри себя. Только тогда можно преодолеть ее индивидуальным «взиранием» на святой образ.
О чем же может поведать нам икона преподобного Андрея? Почему святой Сергий придавал ей такое значение? Попробуем и мы всмотреться в этот образ и хотя бы отчасти ответить на эти вопросы.
В основе иконы «Живоначальная Троица» лежит библейский текст о том, как к праотцу Аврааму приходят три Ангела в виде трех Странников. И мы соответственно видим в руке каждого Ангела страннический посох.
Однако икона никогда не бывает только иллюстрацией Святого Писания или Святого Предания, но прежде всего призвана явить всегда откровение их духовного смысла.
Так и здесь, с одной стороны, да, посохи, безусловно, напоминают о реалиях исторического события, но вспомним – посох или жезл имеет епископ. Его жезл – это символ духовной власти. На рублевской иконе, предельно символичной и в связи с этим лаконичной в деталях данного события, акцент делается именно на этом значении.
Книга «Бытие» повествует нам, что, когда Странники приблизились к шатру Авраама, он выбежал к ним навстречу и, поклонившись, пригласил их в свой дом, посадив их за трапезу, и приказал слуге заколоть для Гостей тельца.
Все это происходило в дубраве Мамре. Недалеко от горы Мориа. Соответственно, в верхней части иконы мы видим то, о чем повествует нам бытописатель. Слева – шатер Авраамов, написанный в виде дома, в центре – дерево, также напоминающее о месте, где все происходило, справа высится гора.
Но все эти предметы предельно обобщены. Шатер скотовода преобразился в возвысившийся дом с колоннами и капителями, дерево только напоминает о дубраве, но по нему невозможно определить его принадлежность к какому-то конкретному виду. Это как бы – «вседрево».
И гора Мориа, хотя и находилась не очень далеко от этого места, дана очень общо.
Андрей Рублев Троица
Святое Писание говорит о посещении Странников-Ангелов как о явлении Аврааму Бога. Телесными очами Авраам видел трех Странников, умом пророчески прозревал в них единого Бога. Икона и предлагает нам картину, которую можно увидеть только духовными очами, показывает то, как в событии временном проявилась Вечность.
И именно потому, что все предметы расположены четко над Ангелами, являющими Божество, их значения преображаются. Шатер скотовода становится образом строительства мира или «Домостроительства Божия», дуб – Древом Жизни, а гора призывает «горняя мудрствовати».
При этом и гора, и дерево, и даже дом находятся как бы в поклоне к образу трех Ангелов.
Центральное место иконы занимают Ангелы и находящаяся на трапезе Чаша. Сразу бросается в глаза сходство – некий общий для всех трех ангельский образ: лики, одежды, крылья, жезлы Но при всей схожести каждый Ангел очень индивидуален – в особом положении, движении головы, рук, цвете одежды.
Средний Ангел одет в красный хитон (нижняя одежда) и синий гиматий (верхняя одежда). На хитоне слева полоса. Это – клав, знак царского достоинства. Ангел по левую руку среднего (от нас справа) имеет синий хитон и зеленый гиматий. Наконец, слева у Ангела – синий хитон и светло-лиловый гиматий.
Церковь издревле видит в посещении праотца Авраама тремя Ангелами прообраз Святой Троицы. При этом цвета одежд, обращенность Ангелов друг к другу, положения рук могут даже дать нам возможность и желание конкретизировать «лица» Святой Троицы. Так цвета одежд (в иконографии есть определенная символика цвета) среднего Ангела и наличие клава отсылает нас к устойчивой традиции изображения на иконах Спасителя.
Иисус Христос – совершенный Бог и совершенный Человек. Соответственно, синий – цвет неба, красный – земли. Он – Царь (вспомним – клав), но, по Его слову, Царство Его не от мира сего (Ин. 18:36). Весенняя и летняя зелень говорит о рождении, обновлении и исполнении жизни. Об этом же может напомнить и цвет гиматия правого Ангела, но это как бы вечная, неувядаемая зелень.
На хитоне – также присутствует клав, он только не так ярок, как у среднего Ангела. Лиловый цвет левого Ангела, как и клав – среднего и правого, свидетельствует о царственности. Небесная же синева присутствует в одеждах всех. Склонением голов образы среднего и правого Ангелов обращены к Ангелу, написанному слева. По этому, казалось бы, можно определить левого Ангела как Святого Духа, а правого – как Бога Отца.
Но важно помнить, что исторически это явление не Самого Бога, а Ангелов Его.
Михаил Нестеров Троица ветхозаветная
Напомню, что Церковь видит в явлении Аврааму только прообраз Святой Троицы. Пусть даже ангельские образы по определенным внешним признакам удобно идентифицировать, все равно это будет чистой условностью, говорящей только о том, Кого ангелы являют. Ибо
«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).
Только Сын Божий стал Человеком, поэтому только Он и изобразим на иконах. Ни Бога Отца, ни Бога Духа Святого невозможно изобразить, так как Бог – Абсолютный Дух. Гораздо важнее не идентифицировать их, опираясь на видимые различия, а увидеть в иконе «преодоление розни».
Если мы мысленно в середину иконы поставим циркуль и попробуем описать круг, то фигуры ангелов легко в него впишутся. Круг – необычная фигура для христианства. Он – символ единства, согласия. Но совершенное единство и согласие может явить только совершенная же любовь. И на иконе есть предмет, который ее являет сильно и безусловно.
Это – Чаша, над которой как бы парит благословляющая десница среднего Ангела. Вспомним, что в ней находится заколотый телец. И здесь необходимо сделать оговорку. Образ Святой Троицы, конечно, писали и до святого иконописца Андрея. Но обычно на иконе были еще две фигуры: Авраама и Сарры, как бы прислуживающих за столом.
Как правило, их писали на первом плане иконы, чуть ниже трапезы. Иногда, чтобы показать неотмирность Гостей и пропасть, разделяющую Бога и падшего человека, Авраама и Сарру изображали подчеркнуто значительно ниже Ангелов (как на фреске Феофана Грека). Известна и иная тенденция. Их изображали стоя не перед трапезой, а за спинами сидящих Ангелов.
И это было попыткой иконописцев как бы приблизить человека к Богу.
Что же делает преподобный Андрей? Он вовсе убирает Авраама и Сару. Тем самым исторические реалии становятся обозначены только предметами в верхней части иконы. И образ в целом сразу становится пророческим и уводит мысленный взор бесконечно назад в прошлое, являя Предвечный Совет, где три Ангела находятся в сокровенной безмолвной беседе о падении человека и о Жертве Сына.
И на полторы тысячи лет вперед от времени библейского события, когда Жертва уже совершена. И тогда заколотый телец Авраамов становится только прообразом евхаристической жертвы «закланного Агнца, вземлющего грехи мира». Но в том, как написан образ Святой Троицы преподобным иконописцем, сотрудники музея Андрея Рублева заметили нюанс чрезвычайно важный и напрямую связывающий образ со словами Преподобного Сергия.
Совсем убрав из иконы людей, преподобный Андрей дал возможность человеку стать участником этого таинственного Божия общения. Ведь подойдя к иконе, место праотца совершенно естественно заступает любой предстоящий перед нейЗа трапезой сидят три Ангела, четвертая сторона пуста – она открыта для человека. Вот это – уже безусловное приближение человека к Богу. Причем Чаша на иконе максимально придвинута к пустой (нашей) стороне.
Как бы не настаивая, не заставляя, а только предлагая как возможность принять ее и тем самым войти в эту таинственную и неизреченную область Божия единства, любви и согласия.
Протоиерей Александр Лаврин
О празднике святой троицы
День Святой Троицы – один из самых радостных праздников годового круга.
Возникновение праздника
Сошествие Святого Духа на апостолов, давшее начало празднованию в честь Святой Троицы, описано в Деяниях святых апостолов. По прошествии десяти дней после вознесения Иисуса Христа и на пятидесятый день после Его Воскресения апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме.
Иудеи праздновали в этот день великий праздник – Пятидесятницу, установленную в память о даровании евреям Синайского законодательства.
Был третий час дня, по еврейскому счету, или девятый час утра по нашему времени. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы.
И явились огненные языки и почили по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.
Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам. Сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.
В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать им воскресшего Христа. При виде простых рыбаков, говорящих на разных наречиях, некоторые иудеи стали смеяться, заподозрив учеников Христовых в пьянстве. Слыша нападки иудеев, к ним вышел апостол Петр. Вот как описывает это событие автор «Деяний», евангелист Лука:
«Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2:14–18).
Проповедь апостола так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?» Святой Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прошения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа».
Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом было положено основание Церкви Христовой на земле.
Традиции и обычаи
Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками, цветами.
Этот обычай идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона.
Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами.В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву.
А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.
Борис Сорокин
Источник: http://pokrov.pro/svyataya-zhivonachalnaya-troica/
Цитаты
«Троица». Икона. Начало XV в. Преподобный Андрей Рублев. Государственная Третьяковская галерея |
икона в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры[1] — величайшая духовная драгоценность России, жемчужина древнерусской иконописи — знаменитая «Троица» Андрея Рублева.
Эту икону преподобный Андрей Рублев (род. около 1360 — ум. ок. 1430) написал «в похвалу отцу своему духовному» — святому Сергию Радонежскому.
Как свидетельствуют древние письменные источники, преподобный Сергий построил храм в честь и славу Пресвятой Троицы, «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего» (Епифаний Премудрый «Житие преподобного Сергия»).
В то время как еще не окончилось страшное для Руси монголо-татарское иго, еще не перестали враждовать русские княжества, еще не примирились на Руси брат с братом, преподобный Сергий своим подвигом и примером насаждал мир и единение в Земле Русской.
По одним предположениям, «Троица» была написана в 1411 году для деревянной Троицкой церкви, поставленной на месте построенного когда-то преподобным Сергием храма. Согласно другим предположениям ученых, эта икона была написана в числе других для каменного Троицкого собора в 1425–1427 годах. Собор был построен преподобным Никоном Радонежским на смену деревянной церкви в 1422 году и стоит до сего дня в Троице-Сергиевой Лавре — духовном центре Русской Православной Церкви.
В Троицкой (московской) летописи сохранились две очень важные записи: одна датирована 1405, а другая — 1408 годом. В первой говорится, что весной 1405 года начали расписывать каменную Благовещенскую церковь «Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев».
Значит, в росписи Благовещенского собора Московского Кремля инок Андрей Рублев трудился вместе с великим мастером Феофаном Греком (род. ок. 1340 — ум. после 1405).
Во второй записи говорится, что 25 мая начали расписывать Успенский собор во Владимире «мастеры Данило иконник да Андрей Рублев».
|
Эти два летописных свидетельства являются основой для составления творческой биографии преподобного Андрея Рублева — величайшего иконописца России. Его жизни и творчеству, а также иконам, которые предание приписывает его кисти и о которых много десятков лет спорят искусствоведы, посвящено множество книг, диссертаций и научных статей. И в центре внимания всех исследователей древнерусской иконы всегда будет икона Святой Троицы — вершина творчества Андрея Рублева.
Три Ангела, в облике которых отражается Божественная Красота, а в безмолвной беседе — нераздельное единство, сидят вокруг престола, на котором стоит только жертвенная Чаша. В основу иконы «Троица» положен библейский рассказ о явлении Бога праведному Аврааму у дуба Мамврийского в виде трех странников, которых Авраам почтил как Одного (Быт. 18; 1–18).
Этим явлением еще задолго до Рождества Христова верующим людям была приоткрыта тайна Триединства Бога. Преподобный Андрей Рублев невидимое Триединство Божества чудесно отобразил в видимой нами иконе «Троица».
Эта икона не просто помогает побеждать ненавистные разделения в жизни людей, но и является лучшим живописным свидетельством о Небесной Красоте, открывшейся молитвенному взору великого русского иконописца.
Богословы и искусствоведы иногда пытаются «прочитать» икону «Троица». Одни говорят, что Бога Отца изображает средний Ангел, указывающий на жертвенную Чашу, а слева находится изображение Бога Сына.
Другие считают, что в центре изображен Бог Сын, а Ангел, изображенный слева — это Бог Отец, благословляющий жертвенный подвиг Единородного Сына Своего, тогда Ангел справа изображает Духа Святого.
Но эти и другие истолкования являются только попыткой проникнуть в божественную тайну Триединства, а икона преподобного Андрея Рублева, независимо от различных мнений и толкований, навсегда останется лучшим памятником молитвенного подвига древнерусского иконописца, сумевшего кистью изобразить неизъяснимое словом.
Одно на этой иконе совершенно бесспорно: жертвенная Чаша свидетельствует о чаше страданий (Мф. 26, 39), которую испил Христос Спаситель — «Агнец Божий», взявший на Себя грехи мира (Ин. 1, 29) (именно эти слова говорит народу Иоанн Креститель, изображенный на картине А. Иванова «Явление Христа народу»).
Иконе «Троица» преподобного Андрея Рублева посвящена обширнейшая литература. Но исчерпать богословское содержание этой иконы, равно как и выразить все ее художественные достоинства, так же трудно, как вычерпать море, перелив его в маленькую ямку на берегу.
Преподобный Андрей Рублев. Икона. 1988 г. |
С эпохи преподобных Сергия Радонежского и Андрея Рублева день новозаветной Пятидесятницы (50-й день после Пасхи Христовой — день сошествия Святого Духа на апостолов) на Руси становится все более известным как праздник в честь Святой Троицы — Троицын день. День Святой Троицы — один из наиболее чтимых православных праздников на Руси.
Накануне этого праздника всегда совершается поминовение умерших — троицкая родительская суббота. Храмы и жилища на Троицу украшаются зелеными ветками и цветами. На службе в храме в этот праздник молящиеся также стоят с зеленью и цветами.
Зелень символизирует жизнь, а Святая Троица называется в молитвах Живоначальной, то есть началом и источником жизни.
Икона «Троица» Андрея Рублева оказала огромное влияние на дальнейшее развитие иконописного искусства на Руси. На Церковном Соборе 1551 года эта икона была рекомендована как образец иконного творчества для других иконописцев: «Писати иконописцем иконы с древних переводов, како греческия иконописцы писали, и как писал Ондрей Рублев» (гл. 41 постановлений Стоглавого Собора).
В конце XV и в XVI веке икона «Троица» все чаще появляется в иконостасах храмов Москвы и других городов России. Многие из этих икон имеют размер рублевской «Троицы», то есть писаны, как говорили на Руси, «мера в меру». В XVII веке в Москве насчитывалось восемнадцать Троицких церквей, а это значит, что в так называемом «местном ряду» иконостаса в каждой из этих церквей помещалась храмовая икона «Троица».
Спасо-Андроников монастырь. 1360 г. Место погребения преподобного Андрея Рублева. Ныне — Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Москва |
Москва XIV–XV веков, объединяя складывающееся централизованное государство, в то же время оказывала сильнейшее влияние на культурное развитие соседних княжеств, на художественное творчество таких старейших культурных центров, как Тверь, Рязань, Ростов, Вологда и даже Новгород и Псков.
В этом обнаружилось замечательное свойство православной культуры России — единство в многообразии и многообразие в единстве, всегда укрепляемом единством Русской Церкви.
Преподобный Андрей Рублев и его последователи внесли своим творчеством величайший вклад в культурно-историческое развитие России этого периода.
|
В 1988 году, когда во всем мире совершалось празднование 1000-летия Крещения Руси, Собором Русской Православной Церкви Андрей Рублев был причислен к лику святых. Теперь среди православных икон можно встретить икону, на которой изображен сам величайший русский иконописец. А в его руках на иконе мы видим «Троицу» — величайшую святыню России.
Икона «Троица» Андрея Рублева с конца 20-х годов XV века до 20-х годов XX века находилась в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. В 1904 году была предпринята первая попытка расчистить икону от позднейших записей. Эту работу проводил известный иконописец и реставратор В.П. Гурьянов.
В 1918–1919 и 1926 годах мастерами Центральных государственных реставрационных мастерских была произведена последующая расчистка этой древней иконы. С 1929 года «Троица» находится в Третьяковской галерее.
Она ждет своего возвращения на родное место в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, куда ее поместил сам величайший иконописец Руси — преподобный Андрей Рублев.
ВОПРОСЫ
-
В росписи каких храмов принимал участие преподобный Андрей Рублев?
-
Какой библейский рассказ лег в основу сюжета иконы «Троица»?
-
Что вы знаете о судьбе этой величайшей святыни России?
ЛИТЕРАТУРА
-
Трубецкой Е. Россия в ее иконе. (15{Хрестоматия}).
-
Архимандрит Аристарх Станкевич. Троице-Сергиева Лавра и русская культура. (23{Хрестоматия}).
-
Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках.– М.: «ИнфоАрт», 1991. (84{Библиотека}).
-
Демина Н.А. «Троица» Андрея Рублева.– М., 1963.
-
«Троица» Андрея Рублева: Антология / Сост. Г.И. Вздорнов.– М., 1981.
-
Плугин В.А. Тема «Троицы» в творчестве Андрея Рублева и ее отражение в древнерусском искусстве XV–XVII вв. // Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины.– М., 1983.
-
Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа.– М., 1966.
Сноски
Источник: http://pkr.orthgymn.ru/textbook/p18.html
Икона Святой Троицы: значение, в чем помогает
Существуют десятки вариантов, которые запечатлеют красками на досках одно знаменательное событие – встречу трех странников. История святыни расписана в 18 главе Книги Бытия и перенесена на иконы с символическим значением, то изображая сцены с Авраамом и женой, странниками, то вырисовывая сюжет явления трех ангелов пред Авраамом.
Однако наиболее известной среди всех икон является икона Святой Троицы, представляющая Триединство Господа, написанная Андреем Рублёвым.
История иконы
Согласно историческим исследованиям, первое упоминание об иконе Святая Троица, написанной Андреем Рублёвым, датируется 1551 годом, когда она была упомянута в распоряжении в Стоглавом соборе.
Там речь шла о некой святыни Троицы (о ней знали участники земской церкви), которая вполне соответствовала канонам и могла быть взята за пример.
Кроме того, сведения о святыни содержатся и в другом источнике, а именно в «Сказание о святых иконописцах», где говорится о просьбе Никона Радонежского, второго игумена Троицкого монастыря, написать в похвалу отцу Сергею икону Троицы, однако эта версия вызывает некоторые сомнения, хотя и считается общепринятой.
В целом икона Отца, Сына и Святого Духа имеет всего две возможных даты создания: 1411 и 1425-1427 годы. Первая дата отсылает к постройке после пожара деревянного храма, а вторая – к постройке Троицкой церкви из камня. Оба числа опираются на возведение соборов, поэтому вопрос точного года создания иконы остается открытым на сегодняшний день.
Вот в чем не возникают неточности, так это с автором иконы Святая Троица. Им однозначно является Андрей Рублев. Хотя однажды, после очищения иконы, некоторые исследователи усомнились в авторстве русского иконописца, узрев в святыне итальянские мотивы, но вскоре это предположение было развенчано, а итальянскими мотивами оказалось влияние византийской живописи.
Значение иконы Святой Троицы
Как уже упоминалось ранее, икона Пресвятой Троицы имеет множество символических образов, которые формируют общее представление о событии, а также через детали раскрывают силу и значимость святыни для верующих.
Центральным предметом композиции является чаша. Она отображает страдания, муки Иисуса Христа, через которые Он готов пройти во имя искупления человеческих грехов. Красная жидкость, которую зальют в сосуд, знаменует Божью кровь, собранную после распятия Иисуса на кресте. Но и пока чаша не пустует, сейчас в ней лежит голова тельца – главный символ жертвенности.
У стола в полном молчании сидят три ангела, держа в руках скипетр, обозначающий власть. Их головы слегка наклонены друг к другу, а контуры фигур напоминают ключевой образ. За каждым из них имеется собственный символ. Бог Отец в пурпурном одеянии по центру благословляет, склоняя над чашей два пальца. Позади Него растет Мамврийский дуб, который у Андрея Рублева приобретает значение Эдемского древа жизни.
По правую сторону от Бога Отца сидит Святой Дух, а за Ним находится христианская церковь, так званый дом Святого Духа. Жестом руки Он благословляет и одновременно в повелительной форме направляет Сына путем страданий. Бог Сын восседает напротив. Его голова смиренно опущена, а взгляд полный готовности направлен на чашу. За спиной Христа возвышается гора – символ искупления, на которую Ему определенно взойти.
В чем помогает молитва перед иконой святой троицы
Что касается помощи, то икона Отца и Сына, и Святого Духа сильна в наставлении человека на путь праведный и в очищении от греха. Святыня содействует молящимся в трудный период, вселяет надежду, когда необходимо преодолеть сложные жизненные испытания. Образ трех Святых поддерживает во время сильного волнения, переживаний, а также помогает при принятии важных решений.
Молитва перед иконой
Тождественно празднование иконы Трех ангелов приходится на «Пятидесятницу» (50-й день после Воскресенья Христова), но молитву верующие могут читать каждый день.
Без надобности к Святым никто не обращается, и благословлять, потому что так надо, тоже не стоит. Образ Троицы защитит и поможет каждому истинно просящему, стоит лишь от чистого сердца произнести слова молитвы перед иконой Святой Троицы:
Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем! Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, отрастем нашым и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любя, и грешники кающияся милуеши и благоутробне при-емлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.
(4 5,00 из 5)
Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-svyatoy-troitsy/
Каменная чудотворная икона в Троице-Сергиевой лавре
За колокольней Троице-Сергиевой лавры находится небольшая по размерам Смоленская церковь, построенная в стиле барокко в 1740-е годы. История появления этого храма связана с каменной резной иконой Смоленской Божией Матери и чудом исцеления от нее церковнослужителя. Почитаемая копия этого образа размещена с внешней стороны стены этого храма в специальной нише.
Церковь на месте кухни и столовой
У иеромонаха Павла Пономарева, написавшего в 1782 году исторический очерк о Троице-Сергиевой лавре, мы находим, пожалуй, одно из самых ранних свидетельств о чуде каменной Смоленской иконы Богородицы и о постройке в монастыре одноименной церкви. До 1730 года на месте Смоленской церкви находились две старые каменные палаты, в одной из которых была кухня, а в другой подавалась еда для рабочих монастыря.
По словам лаврского старожила Иосифа Страшкеева, которые записал иеромонах Павел, на стене между двух каменных палат кухни издавна висела белокаменная икона Божией Матери Смоленская. В 1730 году в монастырской больнице лежал псаломщик, то есть церковнослужитель самого младшего звания, по имени Кузьма Матвеев, у которого «руки имелись пригнутые к спине и изсохли».
Больному явился во сне образ Смоленской Богородицы, висевший на стене кухни, после чего «загнутые за спину руки отвелись и стали быть здравы».
Исцеленного псаломщика Кузьму возили в Измайловский дворец показать императрице Анне Иоанновне, чтобы засвидетельствовать перед ней столь необычное чудо. Там же церковнослужителя осмотрели лучшие врачи. После поездки в Москву, Кузьма вернулся в Лавру и стал прислуживать в монастырской церкви Зосимы и Савватия.
Спустя пять лет после чудесного события настоятель обители повелел сломать каменные строения кухни и столовой и построить на их месте церковь в честь Смоленской Божией Матери, а каменный барельеф с изображением Девы Марии и младенца вынуть из стены сносимого здания.
После постройки церкви Смоленскую резную икону поместили на почетном месте внутри нового храма – у «царских врат», то есть у главного прохода в алтарь.
Пожертвования двух графов
Первое построенное в 1735 году здание новой Смоленской церкви было, видимо, временным, потому что через несколько лет его потребовалось полностью переделывать. Деньги на постройку второго здания, сохранившегося до наших дней, выделил знаменитый граф Алексей Григорьевич Разумовский. По легенде Разумовский тайно венчался с императрицей Елизаветой Петровной в своем имении в Перово.
Может быть, поэтому над крестом построенной им Смоленской церкви в Троице-Сергиевой лавре укрепили корону. Спустя несколько лет свое пожертвование внес другой известный граф – Петр Борисович Шереметев. Сын командующего русской армией в Полтавской битве и владелец известных усадеб Кусково и Останкино подарил монастырю к Смоленской чудотворной иконе алмазную корону и ризу, украшенную жемчугом.
Интересно, что в дальнейшем обе фамилии породнились: дочь Петра Борисовича Шереметева была отдана замуж за племянника фаворита царицы – Алексея Кирилловича Разумовского.
Граф Петр Шереметев относился с особым благоговением к обители Сергия Радонежского.
Во время Северной войны со шведами царь Петр I повелел отцу графа – полководцу Борису Шереметеву взять из Троице-Сергиева монастыря икону преподобного Сергия, написанную на гробовой доске святого, и носить ее во всех военных походах.
Война завершилась победой русского оружия. За боевые заслуги Борис Шереметев получил графский титул, который перешел его потомкам, а после победы под Полтавой царь наградил своего сподвижника поместьями.
Василий Ермолин и исцеление его отца
Исследователи датируют оригинал белокаменного образа Смоленской иконы Богородицы XV веком и связывают его появление с именем Василия Ермолина. Василий Ермолин упоминается в житии Сергия Радонежского в связи с чудом, происшедшим с его отцом. Кроме того, он был довольно известным человеком для своего времени. Будучи строительным подрядчиком и богатым купцом, вместе со своим «нарядом» он участвовал в самых престижных стройках.
Ермолин реставрировал часть стены Московского кремля и церковь Вознесения внутри крепости. Он же восстанавливал обрушившийся наполовину Георгиевский собор в городе Юрьеве-Польском с его белокаменными резными фигурами, выполненными на внешней стороне стен здания. Ермолин также вырезал каменные образы христианских мучеников Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского, которые какое-то время украшали Спасские ворота Московского кремля.
В так называемой «Ермолинской летописи» есть и такие строки: «В Сергиеве монастыре у Троицы поставили трапезу каменную, а предстатель у нее был Василий Дмитриев Ермолин». Речь, несомненно, шла о каменных зданиях кухни и столовой, на месте которых потом появилась Смоленская церковь. Во время стройки «поварни» была высечена из камня икона Богородицы Смоленская, исцелившая спустя почти триста лет псаломщика Кузьму.
Василий Ермолин был тесно связан с Сергиевской обителью. Монахами в этом монастыре были его дед, дядя и родной отец – Дмитрий Ермолин. В «Новых чудесах преподобного Сергия Радонежского», то есть в приложении к древнему житию святого, есть целая глава «О Дмитрии Ермолине», посвященная отцу автора каменной Смоленской иконы.
Дмитрий Ермолин, будучи успешным купцом и образованным человеком, знавшим «греческий и половецкий языки», неожиданно для родных ушел в Сергиев монастырь, где постригся в монахи с именем Дионисий. Желание монашеского подвига длилось недолго: монах Дионисий вскоре начал нарушать правила устава и хулить святого Сергия.
Для увещевания нерадивого монаха настоятель монастыря Мартиян вызвал Дионисия на разговор, после которого Дионисий вроде бы обещал исправиться и сменить «свирепство на кротость, а роптание на благодарение». Прошло немного времени после беседы, и Дионисий начал роптать даже с большей силой, чем раньше.
Когда ему приносили монастырский хлеб и рыбу, он с гневом выбрасывал их на землю, говоря, что в миру его собаки ели лучшую еду. На новые увещевания настоятеля на этот раз Дионисий отвечал грубо и резко, напоминая свое богатое происхождение.
Наконец, Дионисий озлобился настолько, что сказал одной вдове, принесшей пожертвования монастырю, следующее: «Зачем прельщаетесь и приносите пожертвования в Сергиев монастырь? Лучше бы отдали ваши пожертвования татарам, чем сюда».
После этих слов во время церковной службы Дионисию явился грозный Сергий Радонежский с жезлом в руке, и нерадивый монах упал прямо в храме, не имея возможности двигать руками и ногами, онемев и ослепнув. Монаха отнесли в его комнату, где он неподвижно пролежал около пяти дней.
После того, как к разбитому параличом приехал из Москвы его сын Василий Ермолин, с которым связывают создание каменной Смоленской иконы, и после того, как монахи помолились об исцелении больного у гроба Сергия Радонежского, Дионисию вернулось зрение, речь и способность двигаться.
Сегодня подлинник резной иконы Смоленской Богородицы находится в Сергиево-Посадском музее-заповеднике, а на стене церкви установлена копия белокаменного барельефа в память о том, что когда-то образ был вставлен в стену монастырской кухни, располагавшейся на этом месте. У иконы теплится лампада, лежат цветы и поставлен текст молитвы к Божией Матери.
Источник: https://mosregtoday.ru/istorii-svyatyn-podmoskov-ya/kamennaya-chudotvornaya-ikona-v-troitse-sergievoy-lavre/
Икона Святой Троицы в чем помогает
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Икона Святой Троицы для православных христиан имеет особенный смысл, так как этот образ способен показать людям настолько может быть прочна связь с Господом, если от всего сердца служить ему. Существует такой Божественный лик исключительно в православной религии. На самой святыне изображаются три ангела, которые являют собой странников пришедших к Аврааму.
Это изображение было создано для того чтобы каждый желающий смог себе представить православия трисолнечный свет. Истинно верующий человек, посмотрев на лик, сможет постигнуть все труды и силу Бога. В этой статье Вы узнаете, что означает икона Святая Троица, как она помогает, где в доме ее можно повесить и еще многое другое.
История божественной святыни
Чудотворный образ имеет сюжет, в основе которого лежит история из Книги Бытия, где в 18 главе, была расписана встреча трех странников, олицетворяющих триединство Господа с Авраамом. Сама композиция изображения изначально складывалась на основе одних сюжетов, приведенных в книге Бытия, т. е. странники, Авраам с женой и различные сцены бытия. И поэтому святыня получила второе название «Гостеприимство Авраама».
Спустя некоторое время события из реальной жизни на образе стали приобретать совершенно новый смысл – символичный, при этом ангелов (странников) стали чтить как символ Триединства Господа, а их появление перед Авраамом получило название явление Троицы Святой.
Именно это послужило началом для формирования нескольких главных вариаций написания святыни: на одном из них все трое ангелов нарисованы равными меж собой, а на другом – выделяют центрального ангела большим нимбом или при помощи знака Господа.
В чем помогает икона святая троица и ее значение
Перед чудотворным образом хорошо обращаться в исповедующими молитвами, т. к. они сразу будут направлены тем, перед кем верующий исповедуется в соборе. Также к лику можно обращаться для разрешения тяжелых драматических и глубоких ситуаций.
В чем помогает икона Святой Троицы
- Возносимые пред ликом прошения в молитве могут помочь православному человеку отыскать путь верный, преодолеть различные испытания судьбы и не только;
- Поможет лик, и разглядеть желаемый и необходимый лучик надежды, и уймет гнетущие переживания;
- Тем, кто верует чудотворное изображение придет на помощь в разрешении многих проблем;
- Перед божественным ликом можно отчистится и от греха или негативна, но только в том случае если от молящего будет исходить искренность и вера.
Чудо сотворимое образом
Чудотворный лик давно славится своими свойствами, которые подтверждаются многими историями, одна из таких связана с именем всеми известного царя русского Иоанна Грозного:
Перед тем как отправиться в военный поход на царство Казанское Иоанн Грозный направился к божественной святыне в Троице-Сергиеву Лавру. Из найденных летописей известно, что царь очень горячо и продолжительно взывал в молебне перед Святым ликом, прося о защите и благословении для взятия Казани.
В итоге противник был действительно повержен, а вернувшись с триумфом обратно на Русь, Иоанн вновь посетил Лавру, где провел не один час в слезах и молитвах, выражая свою благодарность перед Господом Богом.
Где вешать икону Святой Троицы
В основном святыню в доме принято размещать в конкретном месте, а установить ее при этом можно как одну, так и так и целым иконостасом.
- В православной религии принято читать молебень стоя лицом к востоку, именно поэтому икона Святая Троица в доме должна находиться на восточной стене. Перед божественным изображением необходимо оставить как можно больше свободного места. Делается это для того чтобы человеку было удобно подойти к чудотворному лику и погрузиться в молитвенное чтение, не испытывая при этом никакого дискомфорта.
- Также следует отметить, что есть еще одно место, куда можно повесить изображение – это в изголовье кровати. То есть так Святой образ для православного будет выступать в роли защитника.
- Как правило, лик в основном вешают возле входной двери, чтобы уберечь свой дом или квартиру от различного негативного влияния. Однако не столь важно, где будет располагаться святыня, гораздо важнее то насколько часто и искренне человек обращается к Божественному образу.
Лучшая статья для Вас, переходите: Икона святой мученицы Татианы Римской
Святыню можно как повесить на стену, так и оборудовать для нее специальный шкаф или полочку. В том случае если в иконостасе имеется несколько чудотворных изображений, то лик Святой Троицы можно разместить выше остальных списков. Если поверье что те иконы, которые расположены в правильном порядке, способны открыть верующему путь к более духовному и светлому.
Где находится икона Святой Троицы
- Святыню преподобного Андрея Рублева можно найти в Толмачах в Храме святителя Николая;
- Еще один почитаемый список православными людьми находится в Кремле в Патриаршем соборе Успения Пресвятой Богородицы;
- В Останкино есть Храм Живоначальной Троицы, в котором размещен храмовой божественный образ.
Когда проводят праздник честь чудотворного изображения
Празднование в честь Святых ангелов устраивают на 50-й день после Воскресения Христа, и имеет название «Пятидесятница», которое произошло почти 20 веков назад. Тогда по прошествии 50-ти дней после празднования Пасхи снизошел на Апостолов Дух Святой и после был составлен Новый Завет, который в последствии и определил нынешнюю христианскую веру.
Молитва чудотворной иконе
«Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем! Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, отрастем нашым и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любя, и грешники кающияся милуеши и благоутробне при-емлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.»
Храни Вас Господь!
Лучшая статья для Вас, переходите: Житие преподобной Марии Египетской
Смотрите еще и видео рассказ о Святой Троице:
Источник: https://ikona-i-molitva.info/ikona-svyatoj-troicy-v-chem-pomogaet/