Как зовут змея искусителя в Библии

История Адама и Евы. Первородный грех и изгнание из рая

Как зовут змея искусителя в Библии

Адам и Ева – первые, сотворенные Богом, люди на земле.

Имя Адам означает человек, сын Земли. Имя Адам часто отождествляется со словом человек. Выражение «сыны Адамовы» означает «сыны человеческие». Имя Ева – дающая жизнь. Адам и Ева являются прародителями человеческого рода.

Описание жизни Адама и Евы можно прочесть в первой книге Библии – Бытие –  в главах 2 – 4 (на страницах также доступны аудиозаписи).

Бытие, глава 2 Бытие, глава 3 Бытие, глава 4

Создание Адама и Евы

Александр Сулимов. Адам и Ева

Адам и Ева были созданы Богом по подобию Его на шестой день творения. Адам был создан «из праха земного». Бог наделил его душой. Согласно еврейскому календарю Адам был сотворён в 3760-м году до н. э.

Бог поселил Адама в Эдемском саду и разрешил есть плоды с любого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а также дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам.  Ева была создана как помощница Адама.

Создание Евы из ребра Адама подчеркивает идею двуединства человека. В тексте Бытия подчеркивается, что «не хорошо быть человеку одному». Создание жены — это один из главных замыслов Бога — обеспечение жизни человека в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».

Первый человек – венец сотворенного Богом мира. Он обладает царским достоинством и является владыкой новосотворенного мира.

Где находился Эдемский сад?

Мы уже привыкли к появлению сенсационных сообщений о том, что найдено место, где находился Эдемский сад. Конечно же, местоположение каждого «открытия» отличается от предыдущего.

В Библии описывает область вокруг сада, и даже используются узнаваемые топонимы, такие, как Эфиопия, и название четырех рек, включая Тигр и Евфрат.

 Это привело многих, в том числе и исследователи Библии, к выводу, что райский сад находился где-то в ближневосточной области, известной сегодня как Долина рек Тигр и Евфрат.

На сегодняшний день существует несколько версий местоположения Эдемского сада, ни одна из которых не имеет под собой веских доказательств.

Искушение

Неизвестно, как долго Адам и Ева жили в Эдемском саду (согласно Книге Юбилеев, Адам и Ева прожили в Эдемском саду 7 лет) и находились в состоянии чистоты и невинности.

Змей, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Ева отказывается, ссылаясь на Бога, который запретил им есть с этого дерева и обещал смерть всякому, кто вкусит этот плод. Змей искушает Еву, обещая, что, вкусив плод, люди не умрут, но станут Богами, знающими Добро и Зло. Известно, что Ева не выдержала искушения и совершила первый грех.

Почему именно змей выступает как символ зла?

Змей – важный образ в древних языческих религиях. Ввиду того, что змеи сбрасывают кожу, их часто олицетворяли с перерождением, в том числе и с природными циклами жизни и смерти. Поэтому изображение змеи использовали в ритуалах плодородия, особенно тех, которые связаны с сезонными циклами.

Для еврейского народа, змея была символом многобожия и язычества, естественного врага Яхве и единобожия.

Почему Безгрешная Ева допустила себе быть обманутой змием?

Сравнение, пусть и опосредованное, человека и Бога, привело к появлению богоборческих настроений и любопытства в душе Евы.  Именно эти настроения подталкиваю Еву к намеренному преступлению заповеди Божией.

Сопричиной грехпадения Адама и Евы была их свободная воля. Нарушение заповеди Божией было лишь предложено Адаму и Еве, но не навязано. И муж, и жена участвовали в своем падении по доброй воле, ибо вне свободной воли — нет греха и нет зла. Дьявол лишь возбуждает на грех, а не принуждает к нему.

История грехопадения

Лукас Кранах Старший. Адам и Ева

Адам и Ева, не выдержав искушения, которому они подверглись со стороны диавола (Змея), совершили первый грех. Адам, увлеченный своей женой, нарушил заповедь Божию и вкусил от плода Дерева Познания Добра и Зла. Так Адам и Ева навлекли на себя гнев Создателя. Первым признаком греха было постоянное ощущение стыда и тщетные попытки скрыться от Бога. Воззванные Создателем они слагали вину: Адам — на жену, а жена — на змея.

Страшное наказание постигло Адама и Еву вслед за грехопадением. Стоит сказать, что сама природа человеческая изменилась – грех стал паразитировать на ней – появились болезни, вместо благодати человек стал испытывать страдания.  В результате грехопадения человек утратил абсолютную праведность и бессмертие. Первородный грех Адам передал всем своим потомкам – всему человечеству.

Грехопадение Адама и Евы судьбоносно для всего человечества. Падением был нарушен Богочеловеческий порядок жизни и принят дьяволочеловеческий, люди пожелали стать Богами, минуя Бога. Грехопадением Адам и Ева ввели себя в грех и грех в себя и всех потомков.

Первородный грех –  отвержение человеком определенной Богом цели жизни — уподобления Богу. Первородный грех содержит в зародыше все грядущие грехи человечества. В первородном грехе содержится сущность всякого греха — его начало и природа.

Последствия греха Адама и Евы сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу.

Изгнание из рая

Бог изгнал Адама и Еву из рая, чтобы те возделывали землю, из которой и был создан Адам, и питались плодами трудов своих. Перед изгнанием Бог сделал людям одежду, чтобы те прикрыли срам свой.  Бог поставил на востоке у сада Эдемского Херувима с пламенным мечом, чтобы тот охранял путь к дереву жизни. Иногда принято считать, что вооруженным мечом херувимом был архангел Михаил – страж у ворот в рай. По второй версии – это был архангел Уриил.

Два наказания ждали Еву и всех ее дочерей после грехопадения.  Во-первых, Бог умножил боли Евы в родах. Во-вторых, Бог сказал, что отношения между мужчиной и женщиной будут всегда характеризоваться конфликтами (Бытие 3:15 — 3:16).

Эти наказания сбываются снова и снова в жизни каждой женщины на протяжении всей истории. Независимо от всех наших медицинских достижений, деторождение – это всегда болезненный и напряженный опыт для женщины.

И не важно, насколько у нас передовое и прогрессивное общество, в отношениях между мужчиной и женщиной прослеживаются борьба за власть и борьба полов, полная раздоров.

Дети Адама и Евы

Доподлино известно, что у Адама и Евы было 3 сына и неизвестное количество дочерей. Имена дочерей прародителей не запечатлены в Библии, так как, согласно древней традиции, род велся по мужской линии.

О том, что у Адама и Евы были дочери свидетельствует текст Библии:

Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.

Первыми сыновьями Адама и Евы были Каин и Авель. Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно. Из Библии известно о шести поколениях Каинового колена, далее информация не прослеживается, считается что потомки Каина погибли во время Великого Потопа.

Третьим сыном Адама и Евы был Сиф. Потомком Сифа был Ной.

Согласно Библии, Адам прожил 930 лет. По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию — на Голгофе.

О судьбе Евы неизвестно, однако в апокрифическом «Житии Адама и Евы» сказано, что Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать  детям своим высечь на камне историю жизни первых людей.

Источник: http://bibliya-online.ru/istoriya-adama-i-evy-pervorodnyy-grekh-i/

Адам и Ева, Змей искуситель

Как зовут змея искусителя в Библии

26 августа, 2017

Третья глава Берейшит (Бытие) повествует нам о трех персонажах – это Адам и Ева, Змей искуситель. Если происхождение Адама и Евы мы читаем в первых двух главах, о происхождении змея, нет информации. И традиционно принято считать, что змей – это Сатан, Дьявол. Однако если мы рассмотрим природу Змея, то увидим, что он не является Сатаном, а является одним из творений – животным.

Люди — Адам и Ева. Змей искуситель – кто он?

26 И сказал Элоhим: создадим человека но образу Нашему, по подобию Нашему, и да властвуют над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Элоhим человека по образу Своему, по образу Элоhим сотворил его; мужчину и женщину – сотворил Он их.

(Берейшит 1)

Теперь посмотрим, как происходило сотворение человека.

7 И создал Элоhим Йеhова человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым.

18 И сказал Элоhим Йеhова: нехорошо быть человеку одному; сделаю ему подмогу, соответственную ему.

21 И навел Элоhим Йеhова крепкий сон на человека; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл плотию то место.

22 И перестроил Элоhим Йеhова ребро, которое взял у человека, в женщину, и привел ее к человеку.

(Берейшит 2)

Мы видим, что человек, был, создам из тех же элементов, из которых состоит и планета. Жена же человека была сотворена из плоти человека.

Рассмотрим теперь природу змея

1 Змей же был хитрее всех зверей полевых, которых создал Элоhим Йеhова.

(Берейшит 3)

На что следует обратить внимание — Змей же был хитрее всех зверей полевых. Если считать, что Сатан был хитрее всех зверей полевых, то, что же это за ангел такой, которого по разуму приравняли к зверям полевым? Но речь идет об одном из творений, у которого было тело животного, лапы, он говорил с человеком. Он был особый. Слово хитрей, нужно понимать в прямом смысле, а как разумней всех зверей полевых.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое Евангелие и что такое Библия

Каким образом были сотворены животные?

19 И образовал Элоhим Йеhова из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их. И как назовет человек всякое живое существо, так и имя его.

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным, и всем зверям полевым; а для человека не нашел Он подмоги соответственной.

(Берейшит 2)

Все они были сотворены из элементов земных.

14 И сказал Элоhим Йеhова змею: за то, что ты сделал это, проклят ты из всех скотов и из всех зверей полевых; на чреве твоем ты будешь ходить и прах будешь есть все дни жизни твоей.

(Берейшит 3)

В этом стихе недвусмысленно говорится, что змей был проклят один единственный из всех зверей и скота. Это доказывает, что змей был сотворен из праха земного и ни в коем случае не являлся падшим ангелом – Сатаном, Диаволом.

Если же считать, что змей — это Сатан, то что должен делать Сатан после проклятия – он должен жить на земле, ползать на брюхе и питаться на протяжении всего своего существования землей (на чреве твоем ты будешь ходить и прах будешь есть все дни жизни твоей.). Но все эти наказания понес на себе не Сатан, а змей – один из зверей полевых, обладающий бо’льшими способностями, чем другие твари.

Всевышний положил вечную вражду между человеком и змеем – потомство змея будет жалить человека в ногу, а потомство человека будет убивать их ударами в голову, потому что только голова у змеи является наиболее уязвимым местом.

15 И вражду положу между тобою и женою, и между потомством твоим и потомством ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

(Берейшит 3)

Итак, мы видим, что как Адам и Ева, Змей искуситель – это одно из животных, которого Всевышний сотворил из праха земного, наделил его бо’льшим разумением.

Зачем змею понадобилось обольщать человека? – это уже совсем другая история, о которой мы поговорим обязательно, но в другой раз в статье Зачем змей искусил Еву.

Источник: https://nev-tanah.info/adam-i-eva-zmej-iskusitel/

Адам

Как зовут змея искусителя в Библии

Адам – первый человек на Земле, основатель рода человеческого. Бессмертное творение Бога посмело ослушаться создателя, за что ему пришлось обрести самостоятельность и окунуться в жестокую реальность жизни с ее болезнями, нелегким добыванием пропитания и смертью.

История появления

Адам есть и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе. В Ветхом Завете сотворение первого человека представлено в двух вариантах. Прародитель человеческого рода явился на свет по воле Бога, который создал его из земного праха, вдохнув «дыхание жизни» в ноздри. Другая интерпретация такого значимого события – Бог создал Адама и Еву по своему образу и подобию для того, чтобы пара управляла всем живым на земле.

Адам и Ева с Богом

На долю героя выпали долгие годы жизни: судя по библейской хронологии, Адам увидел белый свет в 3760 году до нашей эры и прожил 930 лет. Возраст первого мужчины стал предметом споров у исследователей. Одни утверждают, что в те времена человеческое бытие тянулось столетиями. Другие уверены – возраст стоит считать в лунных месяцах. Тогда, если 10 лет принимать за один год, то Адам прожил всего 75 лет.

В Коране библейский сюжет повторяется, но с некоторыми изменениями. Мужчину Аллах сделал из глины, чтобы поставить своим наместником на земле. Информация о продолжительности жизни первого человека в исламе не указана.

В славянских апокрифах исследователи встречают другую историю сотворения первого мужчины. Бог «собирает» Адама из того, что оказалось под рукой. В ход идет горсть земли для создания тела, из моря образуется кровь, из солнца глаза, облака – это мысли, а ветер и огонь подарили дыхание и телесную теплоту.

Жизнь в Эдеме

И Бог, и Аллах поселили Адама в райский сад Эдем, утопающий в зелени фруктовых деревьев. Мужчине, назначенному хранителем и «садовником» чудесного места, разрешалось употреблять плоды любых растений, кроме одного – создатель строго настрого запретил прикасаться к фруктам Древа познания Добра и Зла. Адам знал, что ждет его страшная кара в виде смерти, если он ослушается отца.

Адам в Эдемском саду

Первый человек наслаждался благодатной жизнью в Эдеме, нежился под теплым солнцем и горя не знал. Однажды Бог привел к мужчине только что созданных животных, чтобы Адам смог дать им имена и выбрать равного помощника. Однако среди живности не оказалось существа, подобного человеку. Тогда Бог вынул у Адама ребро и сотворил Еву, которая отныне стала его женой. Супруги щеголяли по райскому саду абсолютно нагими, но в душе еще не ведали такого чувства как стыд.

Изгнание

Бок о бок с парочкой первых людей жил хитрый змей-искуситель, который долго убеждал Еву попробовать плод запретного дерева. Гад уверял, что смерть не грозит, наоборот, люди станут равными Богу и, наконец, познают добро и зло. В конце концов, женщина сдалась, а вслед за ней и Адам вкусил плод. Волшебство не заставило себя ждать – герои вдруг почувствовали стыд от наготы и поспешили спрятаться от взора отца.

Адам, Ева и змей-искуситель

Разгневавшийся Бог проклял змея, обрекая того навеки ползать и питаться прахом. Адам же вместе с супругой был изгнан из рая. В нагрузку к этому персонажи получили россыпь неприятных последствий: отныне женщина обречена рожать в муках, а мужчина ради пропитания должен ежедневно трудиться до семи потов.

Отобрал создатель у детей и еще один бонус – бессмертие. С тех пор людей преследовали старость и непременная гибель, которая возвращает прахом в землю, откуда и появился когда-то Адам. Но, отправляя в изгнание жителей Эдема, Бог хотя бы даровал им «кожаные одежды».

Адам и Ева изгоняются из Рая

В исламской традиции в роли искусителя выступил джинн Иблис. И если в христианстве в ослушании Бога обвиняют женщину, то в Коране вина за содеянное ложится на плечи Адама. Кстати, в исламе отсутствует понятие первородного греха, а поступок мужчины – его личный выбор, последствия которого не затрагивают потомков.

Новая жизнь Адама наполнилась страданиями от болезней и тяжкого труда. Герой стал отцом Авеля, Каина и Сифа. Последний отпрыск удостоился чести стать родоначальником современного человечества, потому как потомство старших братьев исчезло в эпоху Всемирного потопа.

В культуре

Литераторы и художники славятся любовью к этому персонажу и сюжету в целом, который подарил сразу несколько ярких символов, открывающих широкое поле для фантазии. Писатели и поэты с удовольствием используют в прямом и иносказательном смысле Эдем, запретный плод, Древо Жизни, змея-искусителя.

Запечатлеть на бумаге образ и интерпретировать судьбу Адама брались Данте Алигьери в «Божественной комедии», немецкий драматург Ганс Сакс в «Трагедии о сотворении Адама и изгнании его из рая» и германский поэт Фридрих Клопшток, заставивший первого земного человека в трагедии «Смерть Адама» покаяться в грехах перед Богом.

В 16 веке поэт и драматург из Нидерландов Йост Вондел удивил литературный мир необычным взглядом на грехопадение Адама: в драме «Адам в изгнании» ангел утешает эдемских изгоев, что теперь те обретут «рай внутренний», который таится в глубине души. А, пожалуй, самое знаменитое творение принадлежит перу Джона Мильтона – автор прославился поэмой «Потерянный Рай».

Адам и Ева на триптихе Альбрехта Дюрера

В русской литературе особняком стоит произведение «Моление», в котором писатель Даниил Заточник в тяжелой судьбе Адама винит Еву.

Над библейским сюжетом, где фигурирует Адам, представители художественных и литературных кругов вволю поглумились, создав антирелигиозные произведения с юмористическим оттенком. Позволить себе богохульство смог Жан Эффель, представив публике забавный сборник рисунков «Адам познает мир». Жанр сатиры выбрал и Марк Твен для создания рассказов под общим названием «Дневники Адама».

Изобразительное искусство тоже гордится копилкой полотен на тему Адамовых страданий и жизни в Эдеме. Художники в основном выбирают четыре иконографические сцены – это сотворение Адама и Евы по отдельности, грехопадение персонажей и изгнание из рая.

Фонтаны «Адам» и «Ева» в Петергофе

Любопытными картинами считаются работы итальянского живописца Мазаччо и немецкого графика Альбрехта Дюрера. А самым известным полотном стала фреска великого Буонарроти Микеланджело «Сотворение Адама», которая украшает потолок Сикстинской капеллы. На картине изображен лежащий на изумрудной скале прародитель человеческого рода, в котором постепенно пробуждается жизнь.

Восхищает ценителей искусства богатое скульптурное наследие. Фонтан «Адам» входит в дворцово-парковый ансамбль Петергофа. Датчанин Карл Боннесен подарил миру композицию «Адам и Ева оплакивают смерть Авеля». Широко известен и шедевр с библейскими героями в исполнении немца Иоганна Готфрида Шадова.

Современные художники тоже не остаются в стороне. В 2013 году около ЗАГСа города Краматорск (Донецкая область) выросла скульптура, посвященная Адаму и Еве. Автор стального памятника — художник Вячеслав Гутыря. Изваяние прародителей человечества весом 700 кг появилось накануне Дня семьи.

Экранизации

Адам также попал в круг интересов зубров киноиндустрии. На счету персонажа – пара нашумевших экранизаций:

«Библия» (1966)

Режиссер Джон Хьюстон позаимствовал для фильма сюжеты из Книги Бытия. За основу взяты события жизни первых людей на Земле, вехи судьбы Авраама и рассказы о Ноевом ковчеге.

В ленту включены «короткометражки» о Содоме и Гоморре и Вавилонской башне. Адама играет Майкл Паркс, а его отпрысков Ричард Харрис (Каин) и Франко Неро (Авель).

«Ной» (2014)

Эпическая кинолента, созданная Дарреном Аронофски с Расселом Кроу в главной роли (актер играет Ноя), повествует о важном для планеты событии – Всемирном потопе. В картине нашлось место и для Адама, в образ которого перевоплотился Адам М. Гриффит.

Адам М. Гриффит в роли Адама

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что обозначает слово Библия

Фильм вызвал гнев у исламского сообщества за неправдивость изложения религиозных учений, поэтому его запретили в Малайзии, Индонезии, Пакистане и даже Китае. Зато в России постановка вызвала зрительский восторг – в первые выходные киноманы отдали за просмотр на большом экране 600 млн. рублей.

Интересные факты

  • В различных учениях представлены собственные варианты сотворения Адама. Некоторые очень любопытны, например, в религии мандеев сначала появилось безжизненное тело человека и только потом из мира Света принесли душу. В гностическом представлении Адама-андрогина разделили на две половинки – мужскую и женскую.
  • В исламе Адам – не просто первый человек. Мужчина возглавляет плеяду пророков Аллаха.
  • По поводу происхождения имени ходят легенды. Так, считается, что слово Адам представляет собой аббревиатуру четырех сторон света. Получается, что мужчина – настоящий космополит.
  • По преданию, тело Адама похоронено на горе Голгофа, где позднее распяли Иисуса.

Источник: https://24smi.org/person/2680-adam.html

Змей-искуситель

Змей (Змий, Змей-искуситель, ивр.Нахаш) — как описано в Торе, подстрекал Первого человека Адама и его жену Хаву (Еву) нарушить заповедь, данную им Б-гом — запрет есть плоды Древа познания добра и зла, растущего в Райском саду (Ган Эдене). Змею удалось убедить Хаву съесть эти плоды, и она дала их также Адаму.

Так был совершен грех, который часто называют термином «Первородный грех». В результате весь мир опустился на принципиально более низкую ступень, человек лишился бессмертия и был изгнан из Ган Эдена. Змей также был наказан: у него были отняты ноги, он стал ползать на брюхе и питаться землей; между ним и человеком появилась смертельная вражда.

Подчеркнем, что распространенное христианское понимание «Первородного греха» и роли Змея-искусителя, как правило, не согласуется с тем, как это понимает иудаизм и еврейские мудрецы Торы.

В чем состоял грех первого человека? []

По объяснению Рамхаля (рава Моше-Хаима Луццатто, первая половина XVIII в.), Вс-вышний создал человека, как творение, которое будет получать благо Свыше не даром, а за духовный труд, вложенный им в свои действия и поступки. Именно поэтому, кроме инстинктов, как у других живых существ, человек был наделен свободой выбора — способностью обдумывать и выбирать, как ему поступить.

Поместив Первого Человека (Адама) в Райский Сад (Ган Эден), Б-г дал ему указание не есть плодов дерева, находящегося в середине сада — Древа познания добра и зла (Берешит, 2:16-17). По отношению к этому запрету Адам должен был впервые осуществить свой выбор — выполнить или нарушить приказание Вс-вышнего. Из Торы мы знаем, что он согрешил, т.е. сделал неверный выбор.

Рамхаль объясняет, что у того, кто пробовал плод древа познания добра и зла, пробуждалось стремление к материальному и желание грешить. «Древо познания добра и зла» на иврите называется Эц а-Даат тов вэ-ра. Другой перевод «Эц а-Даат» — «Древо соединения», т.к.

слово «даат» на иврите также означает аспект «соединения» — например, «И познал Адам Хаву» (Берешит 2, 1) — в оригинале звучит «Ве-а-Адам яда эт Хава» («яда» — форма прошедшего времени корня «даат»).

Плоды этого дерева «соединяли» человека со стремлением к материальному.

До греха у Адама не было дурного начала; существующие в мире силы зла находились вне его. После того, как он съел запретный плод, он стал воспринимать зло не со стороны (чисто рациональным путем), а эмоционально — как собственное желание. Сегодня мы говорим о наличии в человеке двух начал — йецер а-тов и йецер а-ра — тяготении к добру и тяготении ко злу.

«Первый грех» также кардинально изменил состояние всего мира: добро и зло смешались в нем, как смешались в человеке.

Адам раскаялся в сделанном, его раскаяние было принято, но окончательно исправить последствия того, что произошло, оказалось невозможно: внутренняя структура человека изменилась необратимо (более подробно — см. эти материалы сайта).

Почему Адам совершил грех? []

Как указывает рав Десслер в книге «Михтав ми-Элияу», до совершения греха область свободы выбора была у Первого человека была невелика. Поскольку он не был близко знаком со злом, ему не стоило большого труда отказаться от него.

Не так обстояло дело в случае нарушения запрета. Опустившись на более низкий уровень, войдя в область греха, он должен был совершить гораздо более серьезную духовную работу, чтобы победить существующие в мире злые силы.

А это открывало новые возможности для служения Б-гу, к чему и стремился Адам.

Однако он не представлял себе, в какую тьму ввергнет себя и весь мир тем, что «познает зло».

Змей-искуситель: животное или ангел? []

До того, как был совершен грех, злое начало существовало вне человека. Оно пришло к жене Адама Хаве (Еве) в лице Змея.

Тора рассказывает: «А Змей был хитрее всех животных полевых, которых создал Господь Б-г. И сказал он жене: Верно, сказал Б-г: Не ешьте ни от какого садового дерева?»

В самом вопросе Змея уже можно рассмотреть хитрость и уловку: он спрашивает с заведомым преувеличением, мол, верно ли, Б-г запретил есть от всех деревьев сада?

Дальше Тора описывает ответ Хавы Змею и дальнейшее развитие событий (Берешит, 3:1-6):

«И сказала жена Змею: От плодов садового дерева можем есть. Но, от плодов дерева, которое среди сада, — сказал Б-г, — не ешьте от него, и не касайтесь его, как бы вам не умереть.

И сказал Змей жене: Преданы смерти не будете. Но знает Б-г, что в день, когда станете есть от него, откроются ваши глаза, и будете вы как Б-г (и) ведающими добро и зло.

И увидела жена, что хорошо дерево для еды и что оно вожделенно для глази что оно вожделенно для глаз. Как сказал ей: “ откроются ваши глаза”., и желанно дерево для постижения. И взяла она от его плодов и ела, и дала она также мужу своему при ней, и он ел».

Кем на самом деле был Змей, уговоривший Хаву съесть запретный плод?

На этот счет существует целый ряд мнений комментаторов.

Ибн-Эзра, Рабейну Бехайе и Мальбим считают, что Змей был животным, но при этом обладал разумом и умел говорить. Ничего удивительного в этом они не видят: Б-г может наделить разумом и даром речи как человека, так и змея, а может и лишить.

Рав Саадья Гаон и Нецив считают, что сам Змей даром речи никогда не обладал. А с Хавой говорил ангел «из горла» Змея. Нецив поясняет это известным принципом: у всех созданий в этом мире есть духовные корни — «ангелы». Как говорят мудрецы (Берешит Раба,10:6): «Над каждой травинкой стоит ангел, который ударяет по ней и говорит: расти!» Вот и у Змея был духовный корень — он и «позавидовал» более возвышенной душе Адама, и заговорил «из горла» Змея.

Существует мнение, что этим ангелом был Сатан — предводитель всех сил зла, вселившийся в Змея (Пиркей де-Раби Элиэзер, Зоар Хадаш). В книге Шла а-Кадош приводится намек на это: слова Сатан и Нахаш (Змей) почти равны по гиматрии (числовому значению).

Первая превышает вторую всего на единицу, что обычно не учитывается как различие. Более того, согласно объяснению Маараля из Праги, разница в единицу выражает превосходство большего над меньшим, т.е. Сатан как бы использовал Змея в своих целях (об этом см. на сайте).

Наконец, рав Шимшон-Рефаэль Гирш считает, что на самом деле с Хавой вообще никто не говорил: ни Змей (который не обладал даром речи), ни ангел.

Просто она увидела, как Змей, который тогда был высокоразвитым животным с конечностями, лазал по Древу познания и ел его плоды.

И это навело ее на мысль, что плоды вкусные и не такие уж опасные — Змей ест их и не умирает! И весь «диалог» между Хавой и Змеем на самом деле состоялся в голове самой Хавы — она говорила сама с собой, борясь с соблазном.

В любом случае, комментаторы соглашаются, что животное, даже «самое хитрое» и обладающее определенным уровнем интеллекта, в корне отличается от человека тем, что у него отсутствует свобода выбора. Вс-вышний сделал так, чтобы инстинкты животных совпадали с Его Волей: им хочется именно того, что им полезно, и нет необходимости выбирать (обзор комментариев на эту тему — см. здесь).

Это касается и ангелов. Они также не обладают свободой выбора и делают лишь то, что им приказывает Вс-вышний. Искушение, таким образом, было послано Адаму и Хаве Свыше, и они не выдержали этого испытания. (См. также статьи «Адам» и «Первородный грех» на сайте в разделе «Темы»).

Как и почему был проклят Змей? []

Мидраш к главе Берешит описывает наказание, которое получил Змей за то, что подстрекал Адама и Хаву к совершению греха: Вс-вышний сказал змею: «Ты приговариваешься к девяти карам, после чего будешь умерщвлен».

1. Ангел Самаэль, подстрекавший тебя, отныне лишен своего высокого положения на Небе. (Как следствие этой кары Змей потерял способность говорить).

2. Ты не будешь больше ходить вертикально, ноги твои будут отрезаны.

3. Ты будешь проклят более всех других домашних животных.

4. И более всех зверей.

(т.е. твой период вынашивания будет длиться дольше, чем у скота и зверей).

5. Раз в семь лет ты будешь в тяжких мучениях менять свою кожу.

6. Тебе придется ползать на брюхе. Таково воздаяние за то, что ты навлек на людей смерть и заставил их горько оплакивать своих мертвецов.

7. Всякая пища будет иметь в твоем рту вкус праха, ибо ты заставил всех людей возвращаться в прах.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какого числа День святого Сергия

8. Смертельный яд будешь ты носить в своей пасти.

9. Вражда воцарится между тобой и человеком; он будет разбивать тебе голову.

10. И, наконец, ты умрешь.

Почему Змей, который не обладал свободой выбора и делал лишь то, что ему было приказано Свыше, был все-таки наказан?

Как объясняет рав Гирш, то, что произошло со Змеем — наглядный урок человеку: вот что бывает, когда кто-то провоцирует нарушение — он лишается всех своих привилегий и способностей и подвергается проклятью.

Последствия греха и его будущее исправление []

В результате Первого греха было уменьшено величие человека (его рост, его мудрость), он лишился бессмертия, ему пришлось зарабатывать на хлеб «в поте лица своего», женщине стало труднее производить жизнь — переносить беременность и роды, воспитывать детей.

Была также упущена возможность иного развития истории. Первоначально Адам был достоин того, чтобы Тора была передана человечеству через него. Но, когда он согрешил, Всевышний сказал: «Если он не смог даже в течение одного часа устоять перед тем запретом, который Я ему заповедал, то как же Я дам ему 613 заповедей?!» (Берешит раба, 24:5).

Грех был совершен за два часа до наступления Первой Субботы. Мидраш говорит, что в шабат запрет плодов Древа познания был бы снят — Адам и его жена должны были съесть их в качестве кидуша. Это не имело бы тех последствий, какие имело их преждевременное использование в будний день, т.к. сама суббота защитила бы Первых людей от «соединения» со злом. Наоборот, человек немедленно достиг бы своего совершенства.

Если бы Первый человек устоял в испытании, мир сразу достиг бы конечной точки своего развития. Вся духовная работа, которую люди выполняют в муках и страданиях уже без малого шесть тысяч лет, была бы проделана в эти несколько часов, а сам Адам и его потомки удостоились бы вечной жизни в саду Эдена (Зоар 1, 61а; Китвей Аризаль, Теилим 79).

Но мир пошел по другому пути. Человечество отдалилось от Б-га и сможет достичь прежнего уровня только во времена Машиаха. Путь к исправлению греха Адама лежит через Тору и заповеди. Идя путями Торы, мы вносим свой вклад в эту работу — поднимаем мир на более высокую духовную ступень.

Отличие христианского взгляда на «Первородный грех» и Первого человека от еврейского []

Различия в трактовке греха Адама в христианстве и иудаизме определены в известном «Диспуте Нахманида» (на иврите «Махлокет Барселона») — в диспуте с крестившимся евреем Пабло, в котором вынужден был участвовать Рамбан (Нахмонид) в Барселоне в 1263 году.

В христианском понимании потомки Адама должны были отвечать за его грех, пока не пришел основатель их религии и не «искупил» их. Вина, таким образом, ложилась на человека при его рождении; отсюда и выражение «первородный грех» (на иврите «хэт кадмон» — «предшествующий (рождению) грех»).

Еврейский взгляд на эту проблему в корне отличается. Душа человека при его рождении чиста, он не должен отвечать за грех, совершенный кем-то другим (в том числе, его предком), и не может быть наказан за это. Лишение же бессмертия касается только его тела и не является наказанием в полном смысле слова.

Как объясняет Рамбан, «казни за грех Адама — во плоти, ибо плоть моя от отца и матери. И коль было предписано им, чтобы они стали смертными, то и потомки их стали смертными по своей природе» (Диспут Нахманида, ч.1, день второй, п.43-44.

Поэтому грех Первого человека в еврейском понимании не является «первородным».

Источник: https://toldot.ru/zmei.html

Карта слов и выражений русского языка

Например: широкая улыбка чувствовать себя как рыба в воде в прекрасной форме Новый год уютный дом

  • найти синонимы и сходные по смыслу выражения;
  • изучить сочетаемость слов русского языка;
  • посмотреть примеры употребления слов и словосочетаний в контексте;
  • найти толкования слов и устойчивых выражений;
  • изучить сеть словесных ассоциаций;
  • посмотреть разбор слова по составу и сходные по морфемному строению слова;
  • посмотреть таблицы склонения существительных и прилагательных, а также таблицы спряжения глаголов.

Слова и выражения в русском языке неразрывно связаны между собой миллионами невидимых нитей. Мы слышим слово снег и в нашей голове тотчас же вспыхивают россыпью ассоциации: зима, снежинки ❄, Дед Мороз 

Источник: https://kartaslov.ru/предложения-со-словосочетанием/змей искуситель

Сицилийский святой и попирающая змею Богородица

Храм святого Дмитрия Солунского в селе Малахово Раменского района принадлежит к числу церквей, которые не закрывались в советские годы. В таких храмах почти наверняка можно найти старинные и редкие иконы.

В годы гонений на религию Дмитровская церковь не только сохранила свои святыни, но и стала пристанищем для икон из упраздняемых приходов округи.

Среди святынь церкви села Малахова есть два интересных образа: икона Божией Матери с длинным названием «На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия», а также образ редкого святого Льва Катанского.

Святой, победивший мага

Память святого Льва Катанского совершается в церкви 20 февраля по старому стилю. Составитель одного из самых известных сборников житий христианских святых Дмитрий Ростовский приводит любопытный рассказ об этом подвижнике. Лев родился недалеко от Равенны на территории современной Италии.

Он стал епископом сицилийского города Катания, расположенного вблизи одного из вулканов. «Для бесов и их служителей он был страшен, как лев для волков» – говорится в житии. Под волком подразумевался отрекшийся от христианства волхв и маг по имени Илиодор.

Епископ многократно убеждал Илиодора прекратить заниматься колдовством, но уговоры были бесполезны. Чародей мог внушить людям, что среди города течет река или что камни – это золото. Его воздействие на людей приносило огромный вред всем горожанам. Катанезцы так возненавидели волхва, что обратились к римскому императору с просьбой казнить Илиодора.

Благодаря колдовству маг несколько раз избегал наказания. Илиодор сам приходил к судьям, но в момент, когда палач должен был отсечь ему голову, волхв исчезал.

Однажды Илиодор решил показать свою власть над христианами и над их епископом Львом. Когда святой совершал церковную службу в соборе, волхв своей силой заставил половину собравшихся стучать ногами, а других смеяться. Илиодор дерзко обратился к самому Льву, обещая заставить его танцевать в церкви.

Епископ прервал службу и велел горожанам развести большой костер на улице. Затем он связал волхва омофором – частью епископской одежды – и повел его к костру. На глазах изумленных горожан оба человека вошли в огонь и долго не выходили из него.

Когда пламя стихло, все увидели, что Илиодор полностью сгорел, а у святого Льва не подпалились даже края одежды.

Мощи епископа Льва находятся в Риме. Он почитается и в православной Церкви, и среди католиков защитником от колдовства. В России почти нет храмов, посвященных этому святому. Пожалуй, единственный в Подмосковье придел в честь святого Льва Катанского находится в заброшенной церкви Николая Чудотворца в Волоколамском районе.

«На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия»

Редкая икона, на которой Дева Мария изображена в полный рост и попирающей ногой змею, названа стихом из девяностого псалма. Полностью эта фраза в переводе на современный русский язык звучит так: «ангелам Бог заповедает о тебе сохранить тебя на всех путях твоих, на руках понесут тебя, чтобы ты не споткнулся о камень ногою твоей.

На аспида и василиска наступишь и попирать будешь льва и змея». Аспидом или василиском называли раньше ядовитых пресмыкающихся. Этот псалом утверждает, что зло не приблизится к тем, кто уповает на Бога. Похожие слова приводятся в конце Евангелия от Марка.

Там говорится, что уверовавшие во Христа «будут брать змей и если что смертоносное выпьют, не повредит им».

В переносном смысле попирание ногой ядовитого животного символизирует победу Христа над дьяволом. Именно поэтому на иконе и сам младенец держит в руках копье, которым пронзает змееобразное животное. Богородица, наступившая на змея, отсылает зрителя и к другому месту из Библии.

В начале книги Бытия Бог проклинает змея-искусителя такими словами: «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».

Христианские толкователи видели в этом тексте иносказательное пророчество о рождении от пресвятой Девы Марии этого «семени», то есть Иисуса Христа, который разрушит силу дьявола.

Богородица, попирающая змея – очень редкий сюжет в иконографии. Известно всего несколько случаев появления подобных икон. В Волынской губернии некогда почиталась так называемая Онышковская икона Богородицы, написанная на холсте в 1825 году. На этой иконе Мария была изображена в юном возрасте в молитвенном положении и попирающей змея-искусителя.

Со змеем связано предание о появлении Бахчисарайской иконы Божией Матери, которую именовали также Крымской или Мариупольской. По легенде близ Бахчисарая появился большой змей, который своим ядом убивал людей и животных. Доведенные до отчаяния местные жители взмолились Богородице и через какое-то время заметили свет на скале. Поднявшись на это место, люди обнаружили икону Божией Матери, а рядом с ней – издохшего змея.

Лик Богородицы поместили в скиту в горном ущелье. Известно, что это святое место почитали не только христиане, но и мусульмане.

В малаховской церкви находится еще один старинный образ Богородицы, где она изображена в полный рост с младенцем на руках. Эта икона имеет два названия: «Благодатное небо» или «Солнечная». На иконе «Благодатное небо» Богородицу часто изображают с полумесяцем под ногами и с атрибутами царской власти: короной, скипетром и державой. Почитаемая икона Ново-Иерусалимского монастыря «Радость всех ангелов» относится к этому же типу богородичных образов.

Источник: https://mosregtoday.ru/istorii-svyatyn-podmoskov-ya/sitsiliyskiy-svyatoy-i-popirayushchaya-zmeyu-bogoroditsa/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь