История Адама и Евы. Первородный грех и изгнание из рая
Адам и Ева – первые, сотворенные Богом, люди на земле.
Имя Адам означает человек, сын Земли. Имя Адам часто отождествляется со словом человек. Выражение «сыны Адамовы» означает «сыны человеческие». Имя Ева – дающая жизнь. Адам и Ева являются прародителями человеческого рода.
Описание жизни Адама и Евы можно прочесть в первой книге Библии – Бытие – в главах 2 – 4 (на страницах также доступны аудиозаписи).
Бытие, глава 2 | Бытие, глава 3 | Бытие, глава 4 |
Создание Адама и Евы
Александр Сулимов. Адам и Ева
Адам и Ева были созданы Богом по подобию Его на шестой день творения. Адам был создан «из праха земного». Бог наделил его душой. Согласно еврейскому календарю Адам был сотворён в 3760-м году до н. э.
Бог поселил Адама в Эдемском саду и разрешил есть плоды с любого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а также дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам. Ева была создана как помощница Адама.
Создание Евы из ребра Адама подчеркивает идею двуединства человека. В тексте Бытия подчеркивается, что «не хорошо быть человеку одному». Создание жены — это один из главных замыслов Бога — обеспечение жизни человека в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».
Первый человек – венец сотворенного Богом мира. Он обладает царским достоинством и является владыкой новосотворенного мира.
Где находился Эдемский сад?
Мы уже привыкли к появлению сенсационных сообщений о том, что найдено место, где находился Эдемский сад. Конечно же, местоположение каждого «открытия» отличается от предыдущего.
В Библии описывает область вокруг сада, и даже используются узнаваемые топонимы, такие, как Эфиопия, и название четырех рек, включая Тигр и Евфрат.
Это привело многих, в том числе и исследователи Библии, к выводу, что райский сад находился где-то в ближневосточной области, известной сегодня как Долина рек Тигр и Евфрат.
На сегодняшний день существует несколько версий местоположения Эдемского сада, ни одна из которых не имеет под собой веских доказательств.
Искушение
Неизвестно, как долго Адам и Ева жили в Эдемском саду (согласно Книге Юбилеев, Адам и Ева прожили в Эдемском саду 7 лет) и находились в состоянии чистоты и невинности.
Змей, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Ева отказывается, ссылаясь на Бога, который запретил им есть с этого дерева и обещал смерть всякому, кто вкусит этот плод. Змей искушает Еву, обещая, что, вкусив плод, люди не умрут, но станут Богами, знающими Добро и Зло. Известно, что Ева не выдержала искушения и совершила первый грех.
Почему именно змей выступает как символ зла?
Змей – важный образ в древних языческих религиях. Ввиду того, что змеи сбрасывают кожу, их часто олицетворяли с перерождением, в том числе и с природными циклами жизни и смерти. Поэтому изображение змеи использовали в ритуалах плодородия, особенно тех, которые связаны с сезонными циклами.
Для еврейского народа, змея была символом многобожия и язычества, естественного врага Яхве и единобожия.
Почему Безгрешная Ева допустила себе быть обманутой змием?
Сравнение, пусть и опосредованное, человека и Бога, привело к появлению богоборческих настроений и любопытства в душе Евы. Именно эти настроения подталкиваю Еву к намеренному преступлению заповеди Божией.
Сопричиной грехпадения Адама и Евы была их свободная воля. Нарушение заповеди Божией было лишь предложено Адаму и Еве, но не навязано. И муж, и жена участвовали в своем падении по доброй воле, ибо вне свободной воли — нет греха и нет зла. Дьявол лишь возбуждает на грех, а не принуждает к нему.
История грехопадения
Лукас Кранах Старший. Адам и Ева
Адам и Ева, не выдержав искушения, которому они подверглись со стороны диавола (Змея), совершили первый грех. Адам, увлеченный своей женой, нарушил заповедь Божию и вкусил от плода Дерева Познания Добра и Зла. Так Адам и Ева навлекли на себя гнев Создателя. Первым признаком греха было постоянное ощущение стыда и тщетные попытки скрыться от Бога. Воззванные Создателем они слагали вину: Адам — на жену, а жена — на змея.
Страшное наказание постигло Адама и Еву вслед за грехопадением. Стоит сказать, что сама природа человеческая изменилась – грех стал паразитировать на ней – появились болезни, вместо благодати человек стал испытывать страдания. В результате грехопадения человек утратил абсолютную праведность и бессмертие. Первородный грех Адам передал всем своим потомкам – всему человечеству.
Грехопадение Адама и Евы судьбоносно для всего человечества. Падением был нарушен Богочеловеческий порядок жизни и принят дьяволочеловеческий, люди пожелали стать Богами, минуя Бога. Грехопадением Адам и Ева ввели себя в грех и грех в себя и всех потомков.
Первородный грех – отвержение человеком определенной Богом цели жизни — уподобления Богу. Первородный грех содержит в зародыше все грядущие грехи человечества. В первородном грехе содержится сущность всякого греха — его начало и природа.
Последствия греха Адама и Евы сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу.
Изгнание из рая
Бог изгнал Адама и Еву из рая, чтобы те возделывали землю, из которой и был создан Адам, и питались плодами трудов своих. Перед изгнанием Бог сделал людям одежду, чтобы те прикрыли срам свой. Бог поставил на востоке у сада Эдемского Херувима с пламенным мечом, чтобы тот охранял путь к дереву жизни. Иногда принято считать, что вооруженным мечом херувимом был архангел Михаил – страж у ворот в рай. По второй версии – это был архангел Уриил.
Два наказания ждали Еву и всех ее дочерей после грехопадения. Во-первых, Бог умножил боли Евы в родах. Во-вторых, Бог сказал, что отношения между мужчиной и женщиной будут всегда характеризоваться конфликтами (Бытие 3:15 — 3:16).
Эти наказания сбываются снова и снова в жизни каждой женщины на протяжении всей истории. Независимо от всех наших медицинских достижений, деторождение – это всегда болезненный и напряженный опыт для женщины.
И не важно, насколько у нас передовое и прогрессивное общество, в отношениях между мужчиной и женщиной прослеживаются борьба за власть и борьба полов, полная раздоров.
Дети Адама и Евы
Доподлино известно, что у Адама и Евы было 3 сына и неизвестное количество дочерей. Имена дочерей прародителей не запечатлены в Библии, так как, согласно древней традиции, род велся по мужской линии.
О том, что у Адама и Евы были дочери свидетельствует текст Библии:
Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.
Первыми сыновьями Адама и Евы были Каин и Авель. Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно. Из Библии известно о шести поколениях Каинового колена, далее информация не прослеживается, считается что потомки Каина погибли во время Великого Потопа.
Третьим сыном Адама и Евы был Сиф. Потомком Сифа был Ной.
Согласно Библии, Адам прожил 930 лет. По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию — на Голгофе.
О судьбе Евы неизвестно, однако в апокрифическом «Житии Адама и Евы» сказано, что Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать детям своим высечь на камне историю жизни первых людей.
Источник: http://bibliya-online.ru/istoriya-adama-i-evy-pervorodnyy-grekh-i/
«Адам и Ева выросли из грибов»
Почему Господь создал женщину из хвоста дьявола, Адам и Ева произошли от грибов, а экскременты пчелы, в которую стрелял из лука дьявол, стали медом?
В Издательстве Университета Дмитрия Пожарского выходит «Книга сущая в устах: фольклорная Библия бессарабских и таврических болгар» — сборник народных легенд на библейские и околобиблейские темы, составленный Флорентиной Бадалановой Геллер. Сайт «Горький» ознакомился с этим изданием и выбрал несколько интересных историй, а также выложил оглавление книги – список всех легенд.
Когда-то Адам и Ева выросли из грибов
Мир-народ завелся от двух грибов, появившихся из земли, — это были Адам и Ева. От них затем стали рождаться люди. Сначала они питались только фруктами, однако яблок им есть было нельзя. Адам сорвал плод с запретной яблони и откусил от него, а Ева его застигла; чтобы скрыть это, мужчина проглотил кусок запретного яблока, который застрял у него в горле. Этот кусок превратился в кадык. С тех пор он остался у мужчин. ()
От чего произошел мед и почему Солнце не женится
Сначала дьявол и Бог были дружны. Бог хотел женить Солнце и пригласил на свадьбу всех, кроме дьявола. Дьявол, рассердившись, поскакал на зайце прочь.
Бог послал пчелу подслушать, что дьявол будет говорить, и пчела услышала, что если Солнце женится, то родятся дети Солнца, которые испепелят землю. Услышав это, пчела полетела обратно, но дьявол заметил и пустил в нее стрелы.
Одна стрела задела пчелу, поэтому у нее талия узкая. При этом пчела испражнилась, и Бог благословил её экскременты, чтобы они стали самым сладким яством на свете.
У нас мир-народ от адама и евы
Когда Господь создал землю, Он создал и людей. Тогда не было ночи, все время было светло. Первые люди были не как теперешние, они были покрыты шерстью. Они жили в саду, созданном для них Господом, в маленьком домике. Адам и Ева могли питаться плодами всех деревьев в саду, только одна яблоня была под запретом.
Тогда змея по имени Краса соблазнила Еву, чтобы та съела яблоко и дала также Адаму. Как только они откусили от яблока, шерсть у них выпала и их тела оголились. Поэтому Господь проклял Красу, чтобы она ползала по земле и жалила людей в пятки.
Адаму Он повелел, чтобы тот работал один день и питался плодами своего труда целый год; поэтому один день пахоты приносит урожай на весь год, тогда как количество ткани, что Ева сможет напрясть и наткать за один день, можно унести под мышкой. Поскольку не было ночи, люди только пахали и ели.
Земля пожаловалась Господу, что она не может производить столько еды, чтобы накормить человечество. Тогда Господь повелел, чтобы появилась ночь. Земля будет питать людей, но и сама будет питаться людьми. Поэтому их тела хоронят в ней.
Сотворение женщины
Когда Господь создал первого человека из земли, вдохнул в него душу и тот ожил, Он решил сделать для него друга; Он послал ангела и поручил ему найти Адама, когда тот будет спать в саду, и взять у него ребро с левой стороны. Ангел сделал так, как ему велел Господь.
Он пошел в сад к спящему Адаму и безболезненно вытащил у него ребро из тела. Однако когда ангел вернулся с ребром, Господь спал. Ангел не хотел его будить и стал ждать, когда Бог проснется. Тут подошел к нему дьявол и спросил, что он держит. Ангел ответил ему: «Это ребро Адама».
Дьявол захотел посмотреть его, а потом попросил и подержать его. Ангел дал ему ребро, а дьявол убежал с ним и спрятался в дыре. Ангел помчался за ним и схватил его за хвост; дьявол дернулся, и хвост оторвался и остался у ангела. Растерянный ангел пошел ко все еще дремавшему Господу с хвостом дьявола в руке.
Тот ему сказал, не открывая глаз: «Пускай то, что у тебя в руке, станет тем, что Я велел». Таким образом хвост дьявола превратился в женщину, и её назвали Евой.
Источник: http://izbrannoe.com/news/eto-interesno/adam-i-eva-vyrosli-iz-gribov/
Саломея и Адам
Не удалось соединить аккаунты. Попробуйте еще раз!
Георгий Генис
Вадим Сидур (1924–1986) известен прежде всего как скульптор. Его монументальные работы установлены в городах России, Германии и США. Участник Великой Отечественной войны, ставший инвалидом после пулевого ранения в голову, он оказался художником, чье творчество ассоциируется с послевоенным опытом.
При жизни Сидура его работы десятки раз выставлялись в Европе, но ни разу – в СССР. По этой причине творческая манера, которую сам автор определил как «Гроб-арт», стала интерпретироваться в «антитоталитарном» ракурсе.
Однако, рассматривая работы Сидура в правозащитной оптике, мы не просто политизируем их, но, возможно, теряем самое главное – их онтологическую проблематику и религиозность.
Эти изваяния, образы разом языческие, иудаистские, христианские, собранные из обломков лопат, батарей, колючей проволоки, эти вогнутые друг в друга «постиндустриальные» калеки – не только напоминание о прошлом насилии и (что не менее важно) пророчества о насилии будущем, но и бытийное указание на то, что любой человек – инвалид. К слову, миниатюрная скульптура Сидура «Инвалид» стояла в парижской квартире Сэмюэла Беккета.
Графика, живопись и художественные тексты Сидура пока известны меньше его скульптур. Однако именно они показывают, что война была отнюдь не единственной темой его творчества. Этих работ очень много, и в них еще предстоит всмотреться.
Старые ржавые железные лопаты
Собранные мной на свалках мусора
Напоминают большие осенние листья
Похожие на человеческие лица
Несчастные в своей ненужности
Я люблю всматриваться в эти рисунки. Я перемешиваю их в произвольном порядке, и они складываются в противоречивые истории, раз за разом переписывая библейские сюжеты. К счастью, их много. На первый взгляд каждый из рисунков – лишь несколько линий. Но уже через пару секунд что-то происходит.
Борода переходит в трещины морщин, превращаясь в какие-то крохотные деревья, а сам угрюмый леший постепенно исчезает в тягучей белизне. Женское лицо тоже скрывает метель. Снегопад в раю? Здесь почти ничего, кроме яблока и голых тел, не намекает на время года. Лишь изредка – цветы, но, может быть, это подснежники.
Да, если бы они ходили босиком по снегу, это было бы ничуть не меньше похоже на рай.
Искушение
Ева смотрит прямо на нас, как актриса в камеру. В ее руке яблоко. Половина головы тонет в белом тумане. Ее завивающиеся волосы похожи на чешуйки на спине змея, раздвоенный язык лижет ее плечо.
Эротическая геометрия рук и ног. Ева смотрит в сторону, и оттого лицо видно только в профиль. Но ее голова закрывает половину головы Адама, и два лица сливаются в одно, в лик андрогина. Распятие из перекрещенных тел. Яблоко у лона Евы. Яблоко – знак непристойности. Как будто яблоко связано только с искушением, а вовсе не со знанием. Искушение сладострастием, которое задано заранее. Искушение, которое всегда уже есть в раю. Даже так: без которого не может быть рая.
Зрачки, яблоки, груди, головы. Лицо Евы и ее лоно. Яблоко как миниатюрная голова в руках Евы. Он уже потерял голову? Ева, из последних сил сжимающая в кулаке яблоко. Убивающая Адама? За что? Готовая убить себя? Водопад ее волос, почти превратившихся в тонкие ноги, чтобы унести голову куда-то подальше, в белизну. Ее согнуто-вытянутое тело. Боль яблока.
Внезапно Ева в платье (если, конечно, это платье). Внезапно черный, ночной, выжженный цвет. Два ярких пятна: ее волосы и яблоко. Она держит в руке почернелый плод? Лицо Адама похоже на лист, как на других, черных линогравюрах. Его тело приникло к посоху-столбу. Он сам – столб-посох. Утомленность, мешки под глазами, жуткие морщины.
Таким же взглядом с барельефа смотрит Моисей. И та же потерянность в глазах у Господа Бога на одной из немногих картин – там потрясающие оттенки синего и желтого, там уж точно лето, ромашки, бабочки, но от этого тревоги не меньше. А здесь только два цвета. И черные пятна лишь уплотняют белизну, в которой готовы раствориться их силуэты.
Теперь Адам и две Евы. Одна из них протягивает яблоко. Значит, змеем была Лилит? Дело осложняется тем, что Ева и Лилит – сестры-близнецы. Адам засыпает на плече у одной из них. Он чем-то похож на фараона в саркофаге. Он слишком устал от громоздящихся друг на друга неясностей.
Саломея
Пророк знал, что его голову ждет усекновение. Никто не верил, но теперь доподлинно известно: он еще в раннем детстве предсказал свою страшную смерть и всю жизнь ждал встречи с Саломеей. И все же самое главное до сих пор оставалось скрытым: пророком был Адам, а Саломеей – Ева.
Саломея, оседлавшая надгробие. Она танцует на могиле. Рядом с ней странный цветок, похожий на змею или даже на гигантскую сороконожку. Памятник наблюдает за забывшейся в веселье танцовщицей. Ее волосы развеваются на ветру, сливаются с ветром.
Саломея держит в руках голову Адама, словно бутон гигантского подснежника. Или это маска Моисея? Перекатывает ее в руках, как мяч, играет с отрубленной головой. Но, честно признаться, она не знает, что с ней делать. Кажется, ей немного стыдно. Наверное, надо как-то избавиться от головы. Но где ее спрячешь в снежном поле? Если закопать в снег, наверняка останутся следы. Адам смотрит сквозь ее пальцы. Как будто даже сочувствует ей.
Старается не опускать взгляд на ее лоно. Но в конце концов Саломея найдет голове применение. Она превратит его голову в табуретку. Сидя на ней, как на пеньке, будет собирать гербарий из подснежников. Морщины, завивающиеся на лице Адама, и вправду будут похожи на годовые кольца. Потом она положит его лицо под ноги, как коврик. Поставив ступню на бороду, посмотрит в пустые глаза. Как будто даже немного пожалеет его. Нет, она никогда не расстанется с ним.
Осторожно закроет голове Адама глаза.
Смотрите, Лилит укачивает на руках отрубленную голову Адама, словно засыпающего младенца. Адам и вправду закрыл глаза. Но Лилит хочет, чтобы перед сном он съел яблоко. Протягивает его ко рту отсеченной головы. Саломея наблюдает за ними. Но вот Лилит передает ей голову, Саломея в ужасе.
Теперь Лилит наблюдает за ними. Саломея хочет отомстить. Почему бы не отрубить ей самой голову? Да, Саломея сделает это. Дело осложняется тем, что Саломея и Лилит – сестры-близнецы. Теперь, когда они поменялись местами, уже невозможно их различить.
Одна держит под мышкой голову другой, словно свою собственную.
Прошли годы, старуха с обвислыми, похожими на пожухлые яблоки грудями поднимает на вытянутых руках голову Адама. Она сдержала обещание не расставаться с ним до конца жизни. Голова Адама открывает глаза и кричит. В конце концов от женщины останется только ржавый остов, а от мужчины – смятая маска с раскрытым глазом.
Я опять вспоминаю опрокинутый взгляд Бога, его красные глаза и его пустые ладони. Там, на цветной картине – только голова и ладони.
Ева, Лилит, Саломея, потом еще один женский силуэт. Все они склонились над отрубленной головой Адама, как над младенцем. Все это – тени, маски Евы. Но вдруг призраки превращаются в головы Адамов. Они падают, как скукоженные старые листья. Как пожухлые плоды.
Такие черные, особенно на фоне белоснежного тела Евы. Она заламывает руки. Она закрывает глаза. И вот в ее руках опять лишь одна голова. За спиной Евы вырастают три мужских силуэта. Все это – тени Адама. Да, все они потеряли головы от любви. Ева берет в руки маску Моисея и показывает ее Адаму.
Правда же, он похож на тебя?
Превращения Адама
От рисунка к рисунку лицо Адама становится все более морщинистым. Он кого-то напоминает. Да, он свернулся, как змей. Вот в чем дело: никакого искусителя не существовало, змеем был сам Адам. Он и дал Еве яблоко. Жуткий, похожий на рептилию безглазый Адам и грудастая шлюха Ева.
Клешня, сжимающая яблоко. Змей-Адам совокупляется с Евой. Без радости. Он знает, что за это они будут изгнаны из рая. Его голова между ее ног. А уже мгновение спустя Адам трусливо выглядывает из-за плеча Евы. Он хочет переложить вину на нее. Но вот голова еще одного Адама у ее ног.
Это голова змея?
Три Евы. Одна из них держит в руках яблоко. Теперь Адам в образе Евы? Это он принес яблоко? Притча про змея – ложь, Адам притворился сестрой Евы и обманул ее. Или это Саломея? А яблоко – голова пророка? Но вот снова Ева и змей. Все не так: никакого Адама не было. Ева в раю обвенчалась со змеем. Все остальное – досужие домыслы. Ева знает, что эта свадьба – роковая ошибка.
Много лет спустя. Постаревшие, почти исчезнувшие в седой белизне мужчина и женщина. В его костлявой руке крохотное, умещающееся на одном пальце засохшее яблочко. Они так и не решились его попробовать. Вот как было. И еще одна сцена: оба без волос, словно больные раком. Словно им все-таки дозволили остаться умереть в раю. В ее руке не то шарик репейника, не то таблетка. Рядом змей, похожий на огромный фаллос. Почти потеряв головы, они не плачут.
А потом Адам нарисовал свой автопортрет с женой. Они взволнованно смотрят в зеркало. За их спинами – восход. В цветочном горшке – подснежник. Адам держит в руке яблоко.
Теперь начнем сначала. Лист яблока. Лицо, которое еще станет похоже на лист. Композиция из перекрещенных рук. И растерянные, умоляющие взгляды. Как будто это меня они умоляют о пощаде. Как единственного свидетеля. Что я должен сделать, чтобы спасти их? Я не знаю, как мне поступить. Пока просто спрячу их в снег.
Источник: https://www.rigaslaiks.ru/zhurnal/stati/salomeya-i-adam-19996?login=twitter
Экономика искушения: теория игр на примерах из Ветхого завета
Теория игр — это раздел математики, который описывает различные виды стратегического взаимодействия, в которых участвует больше одного игрока или агента. Слово «люди» не используется, так как в роли игрока может выступать группа людей, искусственный интеллект или Бог, как мы увидим дальше.
Главное условие для анализа с помощью теории игр — утверждение, что все участники игры руководствуются рациональными мотивами и стремятся к выигрышу.
Покупка товара в магазине не является игрой, поскольку против покупателя никто не играет, но вот покупка на аукционе — это типичный пример подобной игры, где против покупателя играет один и более покупателей.
Следующее ключевое условие — это платеж, результат игры для игрока, причем результат не обязательно выражается в деньгах или в чем-то материальном, это может быть удовлетворение или иная форма полезности.
Почему в качестве примера был выбран «Ветхий завет» — эта книга весьма распространена в мире и большинство ее сюжетов хорошо знакомо многим. Примеры взяты из книги американского специалиста по теории игр и политической теории Стивена Брамса «Библейские игры», в ней он применяет теорию игр к анализу мотивов и поведения библейских персонажей. Следует отметить, что разбор ситуации производится строго в рамках теории игр и не затрагивает религиозные, теологические или философские аспекты.
Изгнание из рая
Бог создал человека со свободной волей и запретил ему вкушать от древа познания, а человек все равно вкусил.
Не лучше ли было человеку избежать искушения? И не лучше ли бы было Богу не давать человеку свободной воли, раз уж тот все равно собрался нарушить запрет? Мы не знаем точно, что было на уме у Всевышнего, но можем сделать правдоподобное предположение.
В рамках теории игр мы должны считать ветхозаветного бога стратегическим игроком, а это значит, что у него была какая-то цель. В теории игр все игроки имеют стратегическую цель, руководствуются рациональными мотивами и не делают ошибок.
Следующие условия, которые мы вводим — у нас два игрока: Бог и Адам + Ева. Это не значит, что у Адама и Евы одинаковые цели, но в данной ситуации нам будет удобнее считать их одним игроком.
Понятно, что в Раю не было денег, да и сами платежи явно не измеряются в чем-то количественном, но мы будем записывать их в виде чисел. Также у нас не предусмотрена ситуация, в которой никто не делает выбор — мы считаем, что выбор всегда будет сделан.
И еще одно допущение — все игроки обладают полной информацией о результате своих действий и платежах.
Если игроков двое, то обычно схему взаимодействия представляют в виде матрицы. По горизонтали «стратегии» первого игрока — Бога, по вертикали — «стратегии» Адама и Евы. В клеточках пересечения «стратегий» — «платежи», первая цифра в скобках — «платежи» Бога, вторая — Адама и Евы.
Перед Богом стоит задача — запретить ли употребление яблока или нет. Иногда лучше запретить, а иногда лучше не запрещать, надеясь, что люди поступят правильно исходя из каких-то своих соображений. Если создатель не запрещал бы ничего, а люди все равно поступили бы правильно, он был бы весьма удовлетворен — наивысший платеж (4 балла) из-за того, что люди добровольно наложили на себя ограничения (для них это наименее выгодный вариант — 1 балл).
Но если «гражданам Рая» неприятно по каким-то причинам следовать запретам, то возникают следующие варианты. Если запрет установлен, то полезность следования запрету для Адама и Евы ниже (3 балла), чем если бы запреты не были установлены. Неформальное предписание нарушать и проще, и «приятнее», поэтому платеж за нарушение неформального предписания выше.
Это типичный пример игры с определенной структурой, в которой сумма платежей человека и Бога одинакова и равна 5. Такой тип игры называется антагонистической игрой или «игрой с нулевой суммой», и это был первый тип игр, который начала разбирать теория игр.
Говоря об этой теории, нельзя не рассказать о фильме «Игры разума» с Расселом Кроу в роли одного из известнейших американских математиков Джона Нэша, который ввел центральное понятие теории игры — «равновесие Нэша».
Равновесие Нэша — это набор стратегий игроков, при которой ни одному из них не выгодно отклоняться от принятых правил, если другие не отклоняются.
Посмотрим на нашу схему. Левая верхняя ячейка — Бог устанавливает запреты, Адам и Ева слушаются, могут ли они отклоняться? Могут, и получают 3 балла. Левая нижняя ячейка — тут получает больше Бог, Адам и Ева могли бы отклониться и получить 4 балла. Правая нижняя — здесь все понятно. Правая верхняя ячейка является равновесной — Бог может отклониться и получить больше. Эта ячейка и является «равновесием Нэша».
Но мы специально составили матрицу так, чтобы все получилось и сошлось, а теперь подвергнем критике все то, что сейчас было произнесено. Странно рассуждать «соблюдают ли Адам и Ева ограничения», если этих ограничений нет. Эта матрица не является точной моделью для текста «Ветхого завета», той части, которую мы пытаемся анализировать.
В тексте Бог принимает решение установить запреты, а уж потом люди принимают решение нарушать запреты или нет. Вот это уже называется «динамической игрой». Для динамических игр, где игроки делают ходы последовательно, записи делают в виде «дерева».
Ситуация изменилась — теперь игроки не принимают решения одновременно. Вначале Бог принимает решение, потом Адам и Ева принимают решения. Платежи остались такие же, какие были в первом примере, это игра также с полной информацией, у игроков нет неопределенности относительно того, что все платежи будут совершены.
Типичный пример динамической игры с полной информацией — это шахматы.
Подписаться на организатора
Смотрим, что выберут Адам и Ева — они выберут правое ребро правой части, потому что это дает им 4 балла. Что выберут Адам и Ева в левой части? Они также выберут правое ребро. И в левой и в правой части Адам и Ева выберут правое ребро. Для Бога это означает только одно: что бы он ни решил, люди все равно его ослушаются и вкусят плодов с древа познания.
Змей-искуситель
Следующая игра, которую мы разберем, связанна с этими самыми фруктами. И у нас появляется новый игрок — Змей. Как и у прочих игроков, у него есть выбор — искушать Еву или нет. Очевидно, что для Змея наилучший исход — Ева самостоятельно съедает яблоко, а Змей ничего не делает. Для Евы же самый худший вариант — съесть яблоко без искушения. Наилучший вариант для Евы — не подвергаться искушению и не есть.
Эта игра уже не антагонистическая. Здесь появляется доминирующая стратегия: если я змей, то мне нет необходимости делать предположения про Еву и не нужно знать ее платежи. Для змея лучше не искушать Еву, если она собралась съесть яблоко.
Если же Ева не собирается есть яблоко, то тоже лучше не искушать, искушение стоит «очков». В любом случае змею выгоднее не искушать — это доминирующая стратегия, если игра статическая.
Для Евы, если он знает, что ее не собираются искушать, доминирующей стратегией будет первая строчка.
Рассмотрим теперь эту игру как динамическую. С рациональной точки зрения Еве в левой части выгоднее съесть яблоко. А с точки зрения всей картины, Еве выгоднее есть, если искушают, и не есть, если не искушают. В правой части Еве выгоднее не есть, поэтому Змей будет выбирать, и платежи змея намного лучше в левой ветке.
Змей искушает, Ева поддается — и это ровно то, что описано в «Ветхом завете». Тут важно отметить, почему с точки зрения теории игры съесть лучше, чем не есть — искушение увеличивает платеж. Змей явно предлагает что-то стоящее, ведь если он будет предлагать что-то плохое, то он так себе искуситель.
А если вы смогли отказаться от искушения, то змей плохо поработал.
Соломоново решение
Попробуем теперь решить обратную задачу. Если на древовидной схеме потихоньку стирать ребра от наихудшего варианта к наилучшему, то можно построить единственную выигрышную стратегию.
И обратная задача в этом случае становится такой — мы хотим придумать игру, в которой собираемся проследить стратегии участников с самого начала. Не найти равновесие в заданной игре, а построить игру, в которой равновесием будет заданный исход.
И классическим примером является так называемая задача царя Соломона.
Возможно, что кто-то не читал, поэтому приведем текст по Третьей книге царств (3 Царства 3:16-27): «Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним.
И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила. И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем. И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой. И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю. И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите. И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она — его мать».
В библейские времена не было ДНК-анализа, поэтому нам нужно придумать такую игру, чтобы в результате нее стало понятно, кто из двух женщин — настоящая мать. Каждая из женщин знает, кто из них кто, но я — дизайнер механизма — не знаю, поэтому я придумываю игру с такими платежами в равновесии, что у меня получается то, что надо.
Соломон не знал, чей это ребенок, но знал точно, что женщины знают, чей. Поэтому он придумал игру с такими платежами в равновесии, что у него получился искомый результат. Из истории видно, что «фиктивная» мать вела себя нерационально.
Самой выигрышной стратегией поведения было сделать то же самое, что сделала настоящая мать — точно так же завопить «отдайте ей этого ребенка живого», и тогда бы игра Соломона не сработала бы. Игра Соломона строилась на предположении, что настоящая мать ценит своего ребенка гораздо больше.
Прошло 3000 лет, и американские экономисты Леонид Гурвиц, Эрик Маскин и Роджер Майерсон получили Нобелевскую премию по экономике за создание теории «основ оптимальных механизмов», которая в том числе строилась на гипотезе, что нет такой простой игры, которая гарантировала бы возвращение ребенка настоящей матери.
С точки зрения экономистов, наиболее эффективным способом было бы устроить аукцион — настоящая мать бы обязательно выиграла, ведь, как мы знаем, она ценит своего ребенка больше.
Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/8855-ekonomika-iskusheniya
Яблоко Евы — история из райского сада
3 мин. чтения
Это история первой женщины на земле, которая берет начало в Эдемском саду.
Ева была самым прекрасным творением, созданным Творцом. Библия не так много описывает ее, но, читая Писание в целом и рассматривая всю картину, мы видим как великолепен план Божий.
Плод
Многих интересует вопрос, что же съела Ева в Эдемском саду, и почему Бог так рассердился на первых людей, что привело к их изгнанию из сада.
Непослушание Создателю — вот истинная причина. Дерево в Эдемском саду, которое Бог посадил в самом центре, было под запретом Божьим.
Сказать, что это была яблоня будет неверно. Потому что Библия не дает точного описания — ни дерева, ни его плодов.
Конечно, можно трактовать Писание как кому нравится (чтобы легче воспринимать написанное). Но если мы ищем истину, тогда мы должны полагаться на Библию так, как говорит она, не добавляя ничего своего.
Это дерево имело название — «дерево познания добра и зла», и как выглядят его плоды неизвестно никому, кроме Бога и самых первых людей — Адама и Евы.
И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт.2:16-17)
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. (Быт.3:6)
В Библии написано «плод»; как он выглядит, его форма, цвет и размер — неизвестны. Одно мы знаем точно — оно съедобное, растет посреди рая, но его нельзя есть.
Известно, что дерево было хорошим для пищи, приятным для глаз и вожделенным, потому что давало знание. Именно этот плод и съела Ева, тем самым нарушив повеление Творца.
Дерево жизни
Но это не единственное дерево, которое описывает Библия. Второе дерево, которое было особенным в саду — это дерево жизни. Оно также имело свои плоды, но дающие жизнь.
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. (Быт.3:22)
Дерево познания добра и зла упоминается только в первой книге Ветхого Завета, но дерево жизни мы находим и в Новом Завете. Плоды этого небесного дерева вкусят лишь те, кто родился свыше и соблюдает его слово, кто стремится быть похожим на Христа, поступать как Он.
Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. (Откр.22:12-14)
Это дерево доступно для любого человека. Христос умер за всех живущих и за всех рожденных ныне и в будущем.
У каждого есть шанс на спасение, но время для этого шанса ограничено. Это годы, отведенные на этой земле, пока в ваших ноздрях есть дыхание жизни. После смерти выбрать будет невозможно.
Бог любит тебя и не хочет, чтобы ты погиб. (Иоан. 3:16)
Источник: https://godsaves.ru/yabloko-evy/
Мифы и Легенды
- Библия, Бытие, глава 2
- Книга Бытие. Действующие лица: Адам, Ева, Сим, Хам, Иафет, Ной, Авраам, Сарра, Исаак, Ревекка, Иаков, от же Израиль, Рахиль и многие другие. Место действия: Эдем (рай), Месопотамия (Междуречье, Сенаар), Палестина (Ханаан), Египет.
- Библия, Бытие, глава 4
1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? 2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, 3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете, 5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. 6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. 8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. 9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? 10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? 12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. 13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; 15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; 18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. 21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. 22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. 23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог». Змей уговаривает Еву съесть с древа познания добра и зла, а та угощает Адама.
«И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».
Бог разгневан, Адам переводит стрелки на жену, она – на змея. Все получают проклятия. Остановимся ненадолго. В первой главе говорилось, что бог хорошо всё создал весьма. Хитростью и возможностью говорить змея наградил бог. Адама и Еву доверчивостью и тягой к познанию – он же. К тому же видно, что они обезбашенные, как обычные животные. Бог всё знает наперёд. Значит, он хотел этого?
Далее: поповская сказка о том, что змей – это Сатана. В Библии нигде нет рассказа о восставшем ангеле. Это — дополнительная к Библии сказка. Подробнее об этом будем говорить, как только встретим в тексте псевдоимена Люцифер и Денница.
Даже если принять, что змей – Сатана. Он изначально создан добрым и совершенным, а потом САМ стал злым и падшим. Несуразица! Кто его таким создал? С потенцией к гордыне. В чём виноват Адам? Ему Бог всунул Еву, которой он не имел оснований не доверять, как творению бога. Так же и со змеем, Ева имела основания не доверять творению бога? В чём потомки виноваты? В чём змей и его потомки виноваты, если допустить, что в него личность Люцифера вселилась? Что за дикая идея вообще была создавать это дерево? Дальше начинается то, чего в Библии больше всего – проклятия: читайте текст слева, выделенный красным.
Ещё один прикол: «в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь». Думаем: Адам увидел, что Ева жива. «Может быть, бог и передумал, погорячился с угрозами? — проносится в голове Адама, — Ева то жива. Почему тогда не попробовать?» Бог действительно передумал, но не в вопросе смерти, а в вопросе времени — решил растянуть казнь и на следующие поколения тоже.
По поводу проклятий: не все женщины рожают в муках, не все мужчины зарабатывают потом. А змеи и подавно прахом не питаются.
«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно».
Снова политеизмом повеяло? Из фразы веет страхом, страхом богов, что и человек станет вечным. Как и в мифах других народов, бессмертие и могущество — вся разница между людьми и богами. Морально боги во все времена равны людям своего времени. Дальше – изгнание из рая, херувим с огненым мечом у ворот, чтобы к древу жизни не подкрались. Истоки мифа — в других, старших мифологиях. Например, месопотамский Адапа отказался от напитка жизни, что предложил ему бог Ану. А у Гильгамеша бессмертие украл змей. Сами евреи изображали Иегову в виде змея, но об этом мы позднее
И ещё, в Месопотамии херувимы охраняли жилища богов.
далее
Добавлено: 18:22, 14 мая 2005
- Библия, Бытие, глава 2
- Книга Бытие. Действующие лица: Адам, Ева, Сим, Хам, Иафет, Ной, Авраам, Сарра, Исаак, Ревекка, Иаков, от же Израиль, Рахиль и многие другие. Место действия: Эдем (рай), Месопотамия (Междуречье, Сенаар), Палестина (Ханаан), Египет.
- Библия, Бытие, глава 4
Зарегистрируйтесь или войдите — и тогда сможете комментировать. Это просто. Простите за гайки — боты свирепствуют.
Анекдот Дня
Пастор зашел в бар, чтобы воспользоваться туалетом. С улицы он слышал громкую музыку, а тут вдруг все смолкло, все танцующие остановились и уставились на него. Священник, немного смущаясь, подошел к бармену и спросил, — Извините, Я могу воспользоваться вашим туалетом? Бармен сочувственно посмотрел на него и говорит, — Я бы Вам не советовал.
— Почему? — спрашивает пастор, — Мне действительно невтерпеж! — Ладно. Только учтите, что там стоит статуя голой женщины с фиговым листком! — Ерунда, — отвечает пастор, — я буду смотреть в другую сторону. Бармен показал священнослужителю дверь и тот отправился в туалет. Через несколько минут, он выходит оттуда, а в баре, опять все загрохотало и запрыгало.
Он подошел к бармену и кричит, — Сэр, я не понимаю! Когда я вошел сюда с улицы все стихло, а когда вернулся из туалета, то попал в вертеп! Что за неуважение к слуге Господа! — Порядочек! Теперь вы один из нас. — улыбаясь говорит бармен, — Что вам налить? — Я ничего не понимаю. Пожалуйста объясните! — кричит озадаченный пастор.
— Видите ли, — смеясь говорит бармен, — каждый раз, как кто-то приподымает фиговый листок на статуе, над моей стойкой вспыхивает целая гирлянда огней! Так как насчет того, чтобы выпить?
Афоризм Дня
Церковь — место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, рассказывают небылицы тем, кто никогда туда не попадет Менкен Г.
Cказание.info / Ulenspiegel.od.ua 2005 — 2020
Источник: http://skazanie.info/bytie/3
Ева
Ева — праматерь всех людей, супруга Адама, сотворенная Богом из ребра первого мужчины. Мать Каина, Авеля и Сифа — первых людей, рожденных за пределами Эдемского сада. Соблазненная змеем, дала мужу Адаму попробовать запретный плод с Древа познания Добра и Зла, что в христианской мифологии стало причиной грехопадения первых людей.
Сотворение человека
Бог создал первых людей, Адама и Еву, по собственному образу и подобию. Предполагалось, что прародители человечества станут властвовать над всем, что ни есть на земле живого. Первым Бог «из праха земного» сотворил Адама и вдохнул в того жизнь через ноздри. Затем Бог Адама усыпил и взял у него ребро, и из этого материала создал Еву — первую женщину.
Адам, Ева и Бог
Значение имени связывается с древнееврейским словом «хава» — «дающая жизнь». В исламе первая женщина зовется Хаввой.
Сотворение Евы было связано с одиночеством Адама и его потребностью в обществе равных, ибо «нехорошо быть человеку одному». Она стала женой Адама. Оба жили в Эдемском саду, ходили «наги и не стыдились». «Каноническая» история Адама и Евы содержится в книге Бытия. Однако есть и апокрифы, согласно которым Ева — не второй человек, созданный после Адама, а третий, потому что второй стала Лилит, первая женщина Адама, которую Бог создал раньше. Об этом рассказывается в книге Зогар.
Лилит можно назвать первой в мифологической истории феминисткой, подавшей голос в пользу равноправия мужчин и женщин. Лилит отказалась подчиняться Адаму, заявив, что Бог сотворил женщину равной тому. Лилит улетела от Адама, произнеся тайное имя Бога, и Адам пошел к Богу жаловаться.
Адам и Ева с яблоком
Вслед за беглянкой послали трех ангелов, которые настигли Лилит у Красного моря. Женщина отказалась возвращаться к супругу и понесла наказание. Лилит превратилась в злого демона, который убивает младенцев, а по версии каббалы — в дьяволицу, которая приходит к молодым холостякам во сне и соблазняет тех.
Грехопадение
Созданная из ребра Ева уже не считала себя равной мужу, но тоже принесла тому неприятности. Создавая Эдемский сад, Бог «включил в проект» два особенных дерева — Древо познания добра и зла и Древо жизни. Плоды со второго даровали вечную жизнь, а плоды с первого Господь запретил пробовать. Наказанием тем, кто преступит запрет, станет смерть. Остальная флора в Эдеме была в полном распоряжении Адама и Евы.
Первое время люди соблюдали Господень запрет, пока к Еве не обратился змей, бывший «хитрее всех зверей полевых». Змей стал уговаривать Еву отведать запретного плода. Сначала Ева отказывалась слушаться змея и говорила, что Бог запретил приближаться к тому дереву и пробовать плоды с него под угрозой смерти.
Змей убеждал Еву, что смерть им не грозит, напротив — съев плод, люди сами станут как боги. Увлеченная речами дьявольской рептилии, Ева попробовала плод, который в массовой культуре принято считать яблоком. На самом деле вид плода в Библии не уточняется и по поводу того, что конкретно съела Ева, есть разные мнения — от фиги или инжира в версии иудеев до персика в версии армян.
Попробовав плод, Ева накормила тем и мужа. Отведав запретного плода, Адам и Ева неожиданно заметили, что оба обнажены, смутились и попытались спрятаться от Бога. Господь наказал каждого участника событий. Змея проклял, чтобы тот вечно ползал на брюхе и питался прахом. А совершивших первородный грех Адама и Еву изгнал из Эдема.
После столь рокового поворота биографии мужчине пришлось всю жизнь трудиться в поте лица и возделывать землю, а Ева была обречена подчиняться мужу и «в болезни рождать детей». Люди утратили бессмертие, которое было им свойственно в саду Эдема, и после смерти обречены были вернуться в прах — в землю. Чтобы люди не пробрались обратно в Эдем и не вкусили там плодов Дерева жизни, которые дают бессмертие, Господь поставил на входе херувима — многокрылого ангела с огненным мечом.
После изгнания из рая люди начали плодиться и размножаться. Ева родила первого сына — Каина, а за ним второго — Авеля. Третий сын, Сиф, родился у Евы, когда той было уже 130 лет. Из рода Сифа произошел Ной — ветхозаветный патриарх, который спасся в ковчеге во время Всемирного потопа вместе с небольшой группой избранных праведников. Потомки других сыновей Евы — Каина и Авеля — погибли во время потопа. Таким образом, Сиф считается родоначальником современного человечества.
Образ Евы в культуре
Будучи праматерью людей, Ева изображалась на иконах, например, на известной работе Андрея Рублева «Сошествие в ад». Там она стоит посреди праведников, спасенных из геенны огненной, а ее красный наряд символизирует Воскресение и начало новой жизни.
В иллюстрациях к Библии Еву и Адама традиционно рисуют обнаженными — их тела лишь слегка прикрыты листьями тропической растительности.
После грехопадения они получили от Бога «одежды кожаные», но художники в сценах изгнания из рая предпочитают заменять их шкурами животных или полотняными туниками.
В Эдеме первые люди окружены животными, райскими плодами и диковинными цветами, а на земле они изображаются с традиционными атрибутами земледелия и ремесла — плугом, колосьями, корзиной хлебов. Еву часто рисуют беременной или в окружении малышей, с прялкой или шитьем в руках.
Создание Евы
В 11 эпизоде первого сезона сериала «Секретные материалы» имя Евы носят женщины и девочки-клоны, искусственно созданные в ходе генетического эксперимента. Эти усовершенствованные в лаборатории детки должны были стать суперсолдатами. Но что-то пошло не так, и подопытные Евы начали в подростковом возрасте «слетать с катушек», превращаясь в убийц-психопаток.
В 2014 году вышел библейский эпический фильме «Ной». Образ Евы в нем воплотила актриса Ариан Райнхарт.
В сериале «Сверхъестественное» Ева — праматерь монстров, могущественное существо, которое появилось задолго до ангелов и людей. Обитала в Чистилище, пока не вырвалась оттуда на Землю, где в облике смертной женщины собирает собственную армию, чтобы противостоять ангелам, демонам и вообще всем.
Ева и Змей
В 2013 году вышел фильм Джима Джармуша «Выживут только любовники», где речь идет о паре вампиров — андеграундном музыканте (Том Хиддлстон), который живет в полузаброшенном Детройте и подумывает о самоубийстве, и его стильной жене, которую сыграла обладательница необычной внешности Тильда Суинтон. Оба вампира названы именами библейских прародителей — Адам и Ева.
Интересные факты
- Сотворение человека, образы Адама и Евы многократно обыгрывались в искусстве. Знамениты на весь мир изображения прародителей человечества на диптихе немецкого художника Альбрехта Дюрера и на створках Гентского алтаря братьев ван Эйков. Иероним Босх изобразил Адама и Еву на левой створке знаменитого триптиха «Сад земных наслаждений», где показаны последние три дня творения мира.
- Молекулярные биологи окрестили «митохондриальной Евой» женщину, которая стала последним общим предком по материнской линии для всех живущих сейчас людей и жила примерно две сотни тысяч лет назад. Митохондриальная ДНК этой гипотетически существовавшей дамы есть у всех человеческих женщин, но это не значит, что та была единственной «праматерью» человечества, как библейская Ева.
В одно время с так называемой «митохондриальной Евой» жили и другие женщины и тоже вносили в генофонд человечества собственный вклад. Этому открытию посвящен двухсерийный фильм Discovery «Настоящая Ева».
- В Петергофе есть парные фонтаны «Адам» и «Ева», изваянные итальянцем Джованни Бонацца по заказу русского дипломата Рагузинского во времена Петра I. За три века существования фонтаны не менялись и сохранили изначальный вид.
- В авраамических религиозных традициях считается, что у ветхозаветных персонажей есть вполне реальные места погребения. Прародительница Ева, согласно иудаизму, погребена в пещере Патриархов, она же пещера Махпела, в древней части города Хеврон на берегу реки Иордан. Вместе с Евой там покоятся Сарра, жена Авраама, Ревекка, жена Исаака, и Лия, супруга Иакова.
А по исламской версии — могила Евы находится в городе Джидда в Саудовской Аравии, где есть место под названием Гробница Хаввы, или Мукбарат умна Хавва.
- В мусульманской традиции Ева именуется Хаввой. В Коране о супруге Адама ничего не сказано, та только упоминается без подробностей. Зато подробности присутствуют в хадисах, или преданиях, которые рассказывают о жизни пророка Мухаммеда.
В этой версии Господь услал Адама и Хавву в различные части света: мужчина после грехопадения оказался в Индии, а женщина — на Аравийском полуострове. Считается, что Хавва рожала не три раза, а двадцать, причем каждый раз — близнецов. Последним Хавва родила одного сына. Всего у Хаввы, по исламской версии, родилось 39 детей.
- Именем Евы назван астероид 164, обнаруженный в 1876 году.
Цитаты
И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.Наш Сад есть единое Древо, с многолиственным сонмом ветвей. Его насадила лучистая Ева, в веках и веках непорочная Дева
Библиография
- XV век до н. э. — Книга Бытия
- 1900 — «Православная богословская энциклопедия»
- 1908 — «Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона»
- 1957 — «Мифы народов мира»
- 1998 — «Библейские образы»
Фильмография
- 1966 — «Библия»
- 1973 — «Божественная комедия»
- 2014 — «Ной»
- 2017 — «Мама!»
Источник: https://24smi.org/person/2681-eva.html