Когда появилось патриаршество на Руси

Как зарождалась русская православная церковь

Христианство на Руси стало распространяться в IX веке. На этот процесс очень сильно повлияло ее соседство с могущественной Византийской империей, исповедовавшей христианство. Сегодня обсудим одну из важнейших тем в истории России — зарождение и развитие православной церкви. Давайте разбираться вместе.

Во многих источниках СМИ зачастую встречаются очень много аббревиатур, возьмем именно ту, которая сегодня в этой статье очень символична — РПЦ (Русская Православная Церковь). Чтобы разобраться с вопросом: «РПЦ — что такое?», окунемся немного в историю Древней Руси, где просветительской деятельностью славян изначально занимались проповедники — братья Кирилл и Мефодий.

Первой крещение приняла киевская княгиня Ольга в 954 году. Это событие поспособствовало тому, что после нее киевский князь Владимир в 988 году крестил Русь.

Васнецов — крещение князя Владимира

История Русской Православной Церкви

В домонгольский период русская Церковь являлась митрополией константинопольского патриархата, который и назначал своего митрополита из греков. Однако в 1051 году этот престол впервые занял русский митрополит Илларион — очень образованный церковный деятель.

История Русской Православной Церкви свидетельствует, что строительство величественных храмов на Руси началось в X веке, а с XI века уже создаются первые монастырские хозяйства.

Первый монастырь (Киево-Печерский) основал преподобный Антоний Печерский, принесший в 1051 году на Русь афонское монашество. Именно он стал центром православия на Руси. В дальнейшем монастыри были не только духовными центрами, но и центрами культуры и образования, где велись исторические летописи, переводились богословские книги, процветала иконопись.

Объединение княжеств

Задаваясь вопросом: «РПЦ — что такое?», необходимо также отметить, что в период феодальной раздробленности XII века только Православная Церковь оставалась главной носительницей идеи единства русского народа, которая противодействовала постоянным княжеским междоусобицам.

В XIII веке на Русь нападают татаро-монгольские полчища, но и они не смогли сломить Русскую Церковь. Морально, духовно и материально она способствовала созданию русского политического единства.

В XIV веке вокруг Москвы стали объединяться русские княжества. Великие русские святители стали духовными помощниками московских князей.

Великие сподвижники

Митрополит Алексий стал наставником святого князя Дмитрия Донского. Святитель митрополит Иона Московский помогал московскому князю в сохранении единства государственного строя и прекращении феодальных войн.

Православный святой Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву Дмитрия Донского, этот ратный подвиг стал началом освобождения русских земель от татаро-монголов.

Многих не зря интересует тема «что такое РПЦ?» И здесь в первую очередь надо отметить, что Православная Церковь помогала сохранять культуру и национальное самосознание русского народа. Вот, например, в XIII веке было начато строительство Почаевской Лавры*, так утверждалось Православие и на западно русских землях.

В период с XIV и до середины XV века на Руси было создано до 180 монастырей. Знаменательным событием стало основание Троице-Сергиевого монастыря в 1334 году преподобным святым Сергием Радонежским. В этой обители нашел применение своему дивному таланту преподобный Андрей Рублев.

Автокефалия. Патриархи РПЦ

Со временем русское государство стало набирать силу и освобождаться от захватчиков, а с этим становилась влиятельнее и мощнее Православная Церковь на Руси. С пониманием того, что такое РПЦ, приходит и понимание ее огромной роли в истории государства.

Перед падением Византийской империи в 1448 году Русская Церковь получила независимость от Константинопольского патриархата. Поставленный Собором русских епископов Митрополит Иона стал Митрополитом Московским и всея Руси.

И вот уже в 1589 году Иов – московский митрополит — становится первым Патриархом Руси.

• В XVII веке на Русь напали польско-шведские интервенты. Но Русская Церковь и здесь не сдалась. Великий патриот патриарх Ергемон был замучен захватчиками, однако он был духовным лидером ополчения Минина и Пожарского.

• В летописи Русского государства описано и героическое сопротивление Троице-Сергиевой Лавры от поляков и шведов в 1608-1610 гг.

Следующий патриарх, Никон, занялся реформами, в результате чего образовался раскол в РПЦ. Эти реформы продолжились в XVIII Петром Первым.

Раскол РПЦ

Поводом к расколу русской церкви послужили разногласия по вопросу об исправлении церковных обрядов и книг. Переводы церковных книг на русский язык делались с греческих подлинников в разное время, причем уже сами подлинники не были абсолютно одинаковыми, а переписчики книг дополнительно вносили в них изменения и искажения. Кроме того, в русской церковной практике утвердились обряды, не известные в греческих и южнославянских землях.

Вопрос об исправлении церковных книг и обрядов получил особую остроту после доставления на патриаршество Никона. Новый патриарх, сын крестьянина из окрестностей Нижнего Новгорода, постригшийся в монахи под именем Никона, быстро выдвинулся в церковных кругах. Возведенный в патриархи (1652 г.), он занял положение первого человека в государстве после царя. Царь называл Никона своим «собинным другом».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что привезти в подарок из Иерусалима

Никон энергично приступил к исправлению богослужебных книг и обрядов, стремясь привести русскую церковную практику в соответствие с греческой. Правительство поддерживало эти начинания Никона, так как введение единообразия церковной службы и усиление централизации церковного управления соответствовали интересам абсолютизма.

Но крепнувшему абсолютизму противоречили теократические идеи Никона, сравнивавшего власть патриарха с солнцем, а власть царя с луной, лишь отражающей солнечный свет. В течение нескольких лет Никон властно вмешивался в светские дела. Эти противоречия привели к ссоре царя с Никоном, завершившейся низложением честолюбивого патриарха. Собор 1666 г.

лишил Никона патриаршего сана, но в то же время утвердил его нововведения и предал анафеме тех, кто отказывался их принимать.

Черный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году

С этого собора начинается деление русской церкви на православную господствующую и православную старообрядческую, т. е. отвергающую церковные реформы Никона. И та и другая церковь одинаково считали себя единственно православной; официальная церковь именовала старообрядцев «раскольниками», старообрядцы называли православных «никонианами».

РПЦ и Святейший Правительствующий Синод

Святейший Правительствующий Синод (греч. synodos — «сходка», «собрание», «собор») — высший орган церковно-административной власти Русской Православной Церкви, заменявший собой патриарха.

В 1718 году, царь Пётр I решает изменить саму структуру церковного управления и предлагает создать Духовную коллегию. Писать проект учреждения Духовной коллегии царь поручил епископу Псковскому Феофану (Прокоповичу) (1681–1736), вызванному в Санкт-Петербург ещё в 1716 году. Именно Феофан с той поры и стал главным помощником Петра в деле проведения церковной реформы. Плодом его труда явился Духовный регламент, составленный к 1720 году, а затем прочитанный и исправленный самим монархом.

Главной причиной, по которой была необходима отмена Патриаршества —  опасность совместного существования двух властей – духовной и светской.

Другой же причиной была — укрепление власти и авторитета церкви в народе. По сути своей, несмотря на всю свою авторитарность и независимость в глазах народа — над церковью все равно стояли монархи, цари, императоры, президенты и именно их решения были главенствующими.

25 января 1721 года царь издал манифест об открытии Духовной коллегии, а 14 февраля того года в Санкт-Петербурге состоялось ее торжественное открытие. Впрочем, вместо Духовной коллегии новую церковную власть тогда же стали именовать Святейшим Синодом.

Для членов Святейшего Синода Петр I установил специальную присягу, в которую была включена клятва в «верной службе» представителям царствовавшей династии, обязанность «благовременно объявлять о ущербе Его Величества интереса, вреде и убытке» и хранить служебные тайны. Но самое интересное, для осуществления контроля над Святейшим Синодом Пётр, которого опыт научил не доверять своим чиновникам, 11 мая 1722 года создал должность обер-прокурора.

 Обер-­прокурор был назван «оком государевым» и «стряпчим по делам государственным».

Вот так все и получилось, что Синодом управляли по сути государственные чиновники. Причем затянулось это все почти на 200 лет. Для РПЦ — это период был пагубным, так как все решения были навязаны обер-прокурорами. Все прерогативы и полномочия Синод получал от императора и рассматривался как орган, посредством которого император управлял церковными делами.

Восстановление патриаршества

В 1917 году был созван Всероссийский Церковный Собор, где было восстановлено Патриаршество. Патриархом Московским и всея Руси стал Митрополит Московский Тихон. Но большевики считали РПЦ своим идеологическим противником, поэтому она подлежала полному уничтожению.

С 1922 по 1924 год патриарх Тихон находился под арестом. При нем образовалась Русская Православная Церковь за рубежом. После его смерти началась борьба, и в итоге РПЦ возглавил митрополит Сергий (Старгородский).

В Советском Союзе для богослужений оставили лишь небольшое количество храмов. Основная часть духовенства была расстреляна или находилась в лагерях.

Ко времени Второй мировой вся церковная структура была практически полностью уничтожена, но катастрофа боевых действий заставила Сталина прибегнуть к моральной помощи РПЦ. Священники и епископы были выпущены из тюрем.

Кульминационным стал процесс, когда в 1943 году на Соборе епископов был выбран патриарх — митрополит Сергий (Старгородский), и в 1945 году на Поместном соборе – митрополит Алексий.

При Н. С. Хрущеве в 1958 году началась антирелигиозная кампания. Вновь стали закрываться храмы, монастыри и духовные школы, начались аресты (к 1964 году было осуждено более 1200 чел.). Но в брежневский период все гонения на церковь прекратились, но несмотря на это она все еще жестко контролировалась властью. Вот так, очень нелегко, пришлось РПЦ. Что такое выживание и преследования, она знает, увы, не понаслышке, на собственном горьком опыте.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находится икона казанской божьей матери

Московский патриархат

Юбилейный, 1988 год — год 1000-летия Крещения Руси — стал переломным во взаимоотношениях Церкви и государства. Гонение на Церковь было прекращено, стали вновь открываться храмы. Только в 1988 году было открыто более 1000 храмов.

Дальше патриархами были Алексий I, Пимен и Алексий II.

Правящий архиерей Московской епархии РПЦ — Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Сегодня современная РПЦ возглавляется патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В наше сложное время именно на его плечи легло тяжелое бремя — искать пути примирения всех славянских народов. Ведь для того и создавалась РПЦ.

Современная Московская епархия РПЦ, созданная в 1325 году, насчитывает около 1506 храмов.

В настоящее время РПЦ насчитывает около 150 млн верующих. Ее каноническая территория охватывает Россию, Украину, Белоруссию, Молдавию (в этих странах к ней принадлежит большинство населения), другие страны СНГ, кроме Грузии, а также прибалтийские государства: Литву, Латвию, Эстонию.

В состав Русской церкви входят Белорусский экзархат, Украинская православная церковь (обладают самостоятельностью в делах внутреннего управления), православные церкви в Молдове, Латвии, Эстонии, Японская и Китайская автономные православные церкви.

Высшие органы РПЦ — Поместный собор, Архиерейский собор и Священный Синод во главе с патриархом.

Высшая награда РПЦ — Орден св. апостола Андрея Первозванного. Среди других наград — ордена св. Владимира, св. Ольги, мученика Трифона, святителя Иннокентия, ордена и медали преп. Сергия Радонежского, св. благоверного князя Даниила Московского.

Патриарх Кирилл о Церкви

Источник: https://moiarussia.ru/kak-zarozhdalas-russkaya-pravoslavnaya-tserkov/

Патриарший жребий | Публикации | Православное Закамье

18 ноября Русская Православная Церковь вспоминает важное событие в ее истории — избрание на Патриарший Престол Тихона (Беллавина), митрополита Московского. Отмечая 101-ю годовщину этого события, вспомним некоторые вехи установления патриаршества в России. 

Первый Патриарх

Русская Православная Церковь, несмотря на многочисленность, не всегда имела своего Патриарха. До избрания первого в истории Предстоятеля, наша страна считалась митрополией Константинопольской Патриаршей Церкви, то есть ее частью. В таком положении она находилась шесть веков, вплоть до XVI века.

Церковь Покрова на Нерли

Со временем Константинопольская Церковь стала утрачивать свое величие, особенно после падения Византийской империи в 1453 году. В нашем Отечестве давно зрела идея установления патриаршества, тем более, что тому способствовали объективные причины. Русская Церковь имела большее влияние в православном мире, поскольку была самой многочисленной и процветающей. Более того, Русь в те времена оставалась единственным в мире независимым православным государством. 

Иов, Патриарх Московский и всея Руси (годы правления: 1589-1605)

Важные переговоры об установлении патриаршества в Русской Церкви прошли в 1586 году, когда наши края посещал с визитом Антиохийский Патриарх Иоаким. Через два года на Руси побывал Первосвятитель Константинопольский Иоаким. Итогом всех этих переговоров и визитов стало то, что 26 января 1589 года состоялось торжественное поставление митрополита Московского Иова в Патриарха Московского и всея Руси. В нашей стране с тех пор установлено Патриаршество.

Почему не было Патриарха?

Однако спустя чуть больше века патриаршество в России было упразднено. Это случилось вследствие церковной реформы, которую провел император Петр I в годы своего правления. Последним Патриархом той эпохи был Адриан. После его кончины государь не спешил с выборами нового Предстоятеля.

Неврев Н.В. «Петр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, Патриархом Адрианом и учителем Зотовым» 

А затем и вовсе патриаршество было отменено. Вместо этого создан высший светский коллегиальный орган по церковным делам — Святейший Синод. Из-за этого весь тот период в истории Церкви без Патриарха — а это целых два столетия — и называется «синодальным». О причинах отмены патриаршества в России легко догадаться, зная характер Петра, о котором достаточно пишут историки.

Вообще, император всегда с особой подозрительностью относился к духовенству. Да и оно, включая Патриарха Адриана, критиковало многие его нововведения, касающиеся варварского искоренения многовековых традиций уклада жизни русских людей.

В едином же духовном пастыре для всей страны Петр I усматривал противодействующую его реформам силу, которую он и устранил, властной рукой полностью подчинив Церковь светской власти.

Патриарх Тихон

1917 год. Россия вплотную подошла к революции, не имея духовного главу — Патриарха. В стране продолжал свою работу Священный Синод, созданный еще в петровскую эпоху. Государство потрясали страшные события: перевороты, вооруженные бунты, забастовки, отречение императора Николая II от престола, роспуск Государственной Думы Именно революция и начало гражданской войны стали последним решающим доводом в пользу возрождения патриаршества.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое именная икона

Тихон, Патриарх Московский и всея Руси

На Поместном Соборе, который начал свою работу в августе 1917 года, епископ Астраханский Митрофан очень ярко и убедительно высказался:

— Дело восстановления патриаршества нельзя откладывать: Россия горит, все гибнет. И разве можно теперь долго рассуждать, что нам нужно орудие для собирания, для объединения Руси? Когда идет война, нужен единый вождь, без которого воинство идет вразброд, — сказал он.

Источник: http://www.pravchelny.ru/all_publications/publications/?ID=16654

Иеремия ii

[Транос; греч. ῾Ιερεμίας Τρανός] (между 1530 и 1536, Анхиал, ныне Поморие, Болгария — 1596, К-поль), патриарх К-польский (5 мая 1572 — 29 нояб. 1579, 13 авг. 1580 — 22 февр. 1584, 19 апр. 1587 — сент. 1595), один из участников учреждения Патриаршества на Руси.

Основными источниками сведений о жизни И. являются «Турецкий дневник» Стефана Герлаха (Gerlach. 1674), капеллана посольства имп. Свящ. Римской империи Максимилиана II Габсбурга к Высокой Порте во главе с Давидом фон Унгнадом (1573-1578); записки З. Швайггера (Schweigger. 1608), сменившего Герлаха в К-поле; дневник проф. Тюбингенского университета М. Крузия (неизд. часть), другие дневники, воспоминания, посольские реляции и письма того времени.

Среди эпистолярных источников следует выделить переписку И. с православными иерархами и зап. лютеранскими учеными и богословами, а также переписку Крузия с И. и отцом и сыном Зигомалами. Среди греч. корреспондентов И. были Гавриил Севир, Александрийский патриарх Мелетий I Пигас, Максим Маргуний. Сведения об И. также содержатся в «Политической истории Константинополя», к-рая была опубликована Крузием вместе с «Патриаршей историей» (новогреч.

перевод Мануила Малакса соч. «О патриархах Константинопольских» Дамаскина Студита). К главным источникам о визите И. в Москву и об учреждении им Патриаршества на Руси относятся помимо офиц. греч. грамот рус. записи в Греческой посольской книге (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Кн. 3; Посольская книга. 1988), а также ст. «О пришествии на Москву антиохийского патриарха Иоакима и Иеремии патриарха Царяграда» в сб. ГИМ. Син. № 703 (2-я пол. XVII в.).

Важным источником являются грамоты И.

Происхождение

И. род. в знатной семье, связанной с родом Кантакузинов. Воспитывался в небольшом мон-ре Иоанна Крестителя на Чёрном м., близ Созополя, где, вероятно, и принял монашество. Учился у Иерофея, митр. Монемвасийского, Арсения, митр. Тырновского, и Дамаскина Студита, одного из самых ярких филологов и проповедников той эпохи. С юных лет И. отличала любовь к просвещению.

В период Патриаршества он основал в К-поле изд-во. Митр. Иерофей Монемвасийский, сопровождавший И. в путешествии на Русь, называет его «мудрым» (σοφός) и характеризует как знатока канонического права. Однако в хронике Псевдо-Дорофея Монемвасийского И.

именуется «малограмотным и необразованным» (ἀγράμματος, ἄπειρος παιδεύσεως), хотя не исключено, что такое определение принадлежит к числу ошибок и искажений, нередко встречающихся в этом сочинении (см.: Лебедева И. Н. Поздние греч. хроники и их рус. и вост. переводы. Л., 1968. (ППС; 18)). Уже будучи первосвятителем, И.

продолжил образование в патриаршей школе в К-поле, изучая диалектику, риторику и этику под рук. Иоанна Зигомалы, а также сочинения классических авторов с его сыном Феодосием. В течение всей жизни И. продолжал изучать богословие, философию, историю Церкви и др. науки.

Ок. 1568 г. И. был избран митрополитом Ларисы. В период его епископства в г. Трикала (Фессалия) была основана школа, где преподавали грамматику, лит-ру и риторику. Здесь учился буд. архиеп. Арсений Элассонский, к-рому И. покровительствовал.

Патриаршество

В мае 1572 г. И. сменил на Патриаршем престоле Митрофана III, обвиненного в симпатиях к Риму. Избранию И. способствовала протекция его родственника и земляка Михаила Кантакузина, весьма богатого человека, пользовавшегося покровительством великого везира Мехмед-паши Соколлу. И. сразу проявил себя как активный церковный деятель и реформатор. Одним из первых его шагов в качестве первоиерарха было принятие решительных мер по борьбе с симонией. И.

занялся реставрацией зданий патриаршего собора (ц. Богородицы Паммакаристос (Всеблаженной)) и патриаршей резиденции, совершил неск. поездок по территории Греции с целью укрепления контроля над иерархией и восстановления церковной дисциплины.

В это время К-польский Патриархат испытывал серьезные финансовые затруднения из-за возраставших требований оттоманского фиска, а также из-за того, что значительное число церковных налогов не поступало в казну Патриархии, оседая в епархиях.

Источник: http://www.pravenc.ru/text/293660.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Что означает имя София в православии

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]