Кто по национальности был святой

Какой национальности был Иисус Христос?

Кто по национальности был святой

  • Противоречия
  • Родители Иисуса
  • Бог или человек
  • Учения и икона

Национальная принадлежность любого человека сильно сказывается на протяжении всей жизни. Интерпретировать родство с той или иной нацией можно по-разному. Однако стоит признать, что этническая среда напрямую влияет на менталитет, воспитание, традиции и даже на мышление. И было бы логично предположить, что на Иисуса Христа повлияла окружающая обстановка, так же сильно, как и на прочих людей.

Задавая вопрос о принадлежности Христа к той или иной национальности, параллельно встает и другой вопрос: «кем же был Иисус Богом или человеком?». В этой статье будет разбор этих вопросов на основании некоторых фактов, но это всего лишь теории, ведь дать точный ответ вряд ли кто-то сможет.

Противоречия

Именно противоречия послужили первым толчком в изучении данного вопроса. Ведь любой христианин вне зависимости от конфессии и деноминации фактически уверен, что Иисус — иудей. Спросив у евреев, о принадлежности Иисуса к их национальности, они будут всячески это отрицать. Все это подогрело интерес историков к решению этой задачи.

Читайте о Христе:

Икона «Нерукотворный Образ Иисуса Христа»

Споры по этому поводу ведутся достаточно давно. Все русские в подобной тематике руководствуются православной традицией. Митрополит Димитрий Ростовский в своих сочинениях, в 18-19 веке, упомянул: «Христос по-человечески — был племени иудейского». Спустя некоторое время в начале 20-х годов, данный постулат подвергся сомнению в христианском обществе. Эрнест Ренан, заявлял, что все споры бессмысленны.

Однако многие богословы 20 века, в частности протестанты, вновь приняли вывод о том, что Иисус был иудеем. Отсюда следует, что Он был не согласен с некоторыми учениями Моисея, при этом всю систему иудаизма Христос не отрицал.

Объясняются разногласия вполне просто. Учитывая, что большая часть православных, были плохо осведомлены об истории Палестины и о том времени, когда Иисус жил, то они и считали, что любой родившийся в Палестине — иудей.

Ученые-гебраисты в наше время не согласны с этим. Во время жития Иисуса Палестина была поделена на 3 самостоятельных объекта:

  1. Иудея, где проживали верующие покорные закону Моисея;
  2. Галилея, здесь все были «верны» Ветхому Завету;
  3. Самария, в этой стране люди далеко ушли от иудаизма. У них была своя религия. Проживали тут в основном потомки вавилонян. Самаряне для прочих вышеуказанных были злейшими врагами. Существовали запреты на любые близкие контакты с этим народом.

Отсюда следует, что как таковую правду никто выяснить не смог. Так как ни те, ни другие даже близко не могли правильно обосновать свою позицию.

Родители Иисуса

Дабы все доводы и аргументы не подвергались лишней критике, все высказывания будут подкреплены Священным Писанием. Стоит сразу отметить, что изучая вопрос национальности Иисуса Христа, Иосиф не был причастен к Его зачатию. Ведь согласно Библии, по прибытии в дом мужа, Мария уже была беременна. (От Матфея: 1-18).

Тогда логичным будет предположить племенную принадлежность Марии. Но тут не все так ясно. Её родителями были Иоаким и Анна, родилась в Галилее, что говорит о том, что Мария не была иудейкой. Она была галилеянкой с конфессионными взглядами закона Моисея. К сожалению, в Писании нет упоминаний о её детстве, что лишь затрудняет поиски истины.

Иосиф и Мария — земные родители Иисуса Христа

Интересным было исследование Эрнеста Ренана, который предполагал, что Богородица обладала сирийской красотой. Основанием для этого послужил отрывок из Библии: «Ты самарянин». (От Иоанна: 8-48).

Для Иисуса было присуще утверждать истину и опровергать ересь. Тем самым встает вопрос: «можно ли утверждать, что Христос принадлежал этносу самарян?». Однако же иудеи точно знали, что Мария была галилеянкой, тогда в чем именно заключался смысл этих слов остается загадкой.

Впоследствии ни служители церкви, ни представители духовенства, ни атеисты, ни писатели и т.д. не подчеркивали тот факт, что Иисус, родившись в Галилее у родителей, исповедовавших закон Моисея, получил греческое имя «Христос», что переводится как «Помазанник».

Бог или человек

Как уже упоминалось выше, что если Иисус был человеком, то его национальность должна хоть как-то определяться, но если он был Богом, то, как следует полагать «у Бога нет принадлежности к той или иной нации».

В Библии нет упоминаний, где Иисус прямым текстом заявляет, что Он Бог. Но и человеком Он не является. Богом Христос был всегда, до сотворения вселенной, времени и пространства. Оценить масштаб Его существования человеческим мозгом сложно, а вернее, невозможно. Он является на 100% Богом и на 100% человеком. Тем самым выходя за границы понимания всех людей.

Церковь учит, что Иисус Христос обладает двумя природами — Бога и человека

То есть в Нем не совмещены обе природы, эти две сущности не создают полубога или получеловека. Понять подобное даже в современных реалиях невозможно. Бог неизменен, что на Земле, что на Небесах, Он обладает всеми качествами.

И углубляясь в данную тему, стоит заметить, что Иисус, приняв человеческий облик, стал полностью подобен людям. Во всем, кроме греховности. Христос безгрешен и совершенен и это главное отличие.

Интересно! Определить национальность путем установления Его природы нельзя. Так как это вызывает лишь больше вопросов, на которые человек ответить не в силах.

Учения и икона

Различные учения и иконы могут стать зацепкой, приближающей людей к истине. Однако и здесь все не так однозначно.

Седьмой Вселенский собор 787 г. установил иконопочитание. Другими словами, учения основывались на изображении или представлении Христа в человеческой натуре. В этой статье изложить всю проделанную работу, которой была посвящена огромная статья именуемая «Аномалия». Если вкратце, то на основе всех упоминаний внешности и характера Иисуса, был создан Его фоторобот.

Спустя громадное количество времени и потраченных сил, был создан Его портрет. В созданном лике не обнаружилось никаких признаков семитской принадлежности. У Него был утонченный и ровный нос, а глаза были глубоко посажены. Антропологи сошлись во мнении, что лицо на иконе было склонно в сторону греко-сирийцев, которые проживали в Восточном Средиземноморье.

Христос Вседержитель. Монастырь св. Екатерины, Синай

Для выяснения подлинности изображения на иконе, можно основываться на изображение, которое находится в монастыре Святой Екатерины, на горе Синай. Написана икона была Куртом Вестуманом. Исходя из летописей и научных исследований, то создана она была в 6 веке. Ведь именно в то время, поддерживались обычаи позднеримского искусства, которые всегда старались максимально точно передать, черты лица и принадлежность к той или иной расе.

При наложении изображений можно было разглядеть общие черты и сходства. Однако сейчас, исследователи поняли, что икона не очищена, и говорить о её первоначальном виде нет никакого смысла. Все же есть вероятность, что христиане разглядывают в Иисусе европейские черты.

Существует и предание, которое гласит, что однажды Иисус увидел художника и понял, что тот не сможет нарисовать Его. Послал живописца больной царь Эдессы. И видя все это, Христос умылся до подбородка и на «полотенце», которым он вытерся, запечатлелся Его лик. Этот отпечаток, служит неким напоминанием и возникновением иконописи.

Интересно! На сегодня эта икона известна как икона Спаса Нерукотворного, и является одной из самых важных и знаменитых. Стоит отметить, что это единственное изображение, где особо выражены глаза. Как говорили на Руси, в эпоху античности, что это творение — идеал симметрии и золотого сечения.

Все вышесказанное не дает оснований утверждать национальность Христа. Ничто из этого, в принципе не может доказать принадлежность Иисуса к нациям. Иконы и прочие изображения, также не несут большой информации. Однако, если об этом умалчивает Писание — значит это действительно не так важно.

Кто был по национальности Иисус Христос?

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/natsionalnost-iisusa-hrista.html

Кирилл и Мефодий 863

Кто по национальности был святой

Кирилл и Мефодий — святые, равноапостольные, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл родился около 827 г., умер 14 февраля 869 г. До принятия монашества в начале 869 г. носил имя Константин. Его старший брат Мефодий родился около 820 г., умер 6 апреля 885 г. Родом оба брата были из г.

Фессалоники (Солунь), отец их был военачальником. В 863 г. Кирилл и Мефодий были направлены византийским императором в Моравию в целях проповеди христианства на славянском языке и оказания помощи моравскому князю Ростиславу в борьбе против немецких князей.

Перед отъездом Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевел с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг: избранные чтения из Евангелия, апостольские послания. Псалтирь и др. В науке нет единого мнения по вопросу о том, какую азбуку создал Кирилл — глаголицу или кириллицу, однако первое предположение более вероятно. В 866 или 867 г.

Кирилл и Мефодий по вызову римского папы Николая I направились в Рим, по дороге побывали в Блатенском княжестве в Паннонии, где также распространяли славянскую грамоту и вводили богослужение на славянском языке. После приезда в Рим Кирилл тяжело заболел и умер. Мефодий был посвящен в сан архиепископа Моравии и Паннонии и в 870 г. возвратился из Рима в Паннонию. В середине 884 г.

Мефодий вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянский язык. Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы. Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах их учениками, изгнанными из Моравии в 886 г. и перебравшимися в Болгарию.

Византийский словарь

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ — ПРОСВЕТИТЕЛИ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ

В 863 году в Византию к императору Михаилу III  прибыли послы из Великой Моравии от князя Ростислава с просьбой прислать к ним епископа и человека, который бы смог разъяснить христианскую веру на славянском языке. Моравский князь Ростислав стремился к независимости славянской церкви и с подобной просьбой  уже обращался в Рим, но получил отказ.

Михаил III и Фотий так же, как и в Риме, отнеслись к просьбе Ростислава формально и, отправив в Моравию миссионеров, не рукоположили ни одного из них в епископы. Таким образом, Константин, Мефодий и их приближенные могли вести лишь просветительскую деятельность, но не имели права сами рукополагать своих учеников в священнические и дьяконские саны.

Эта миссия не могла увенчаться успехом и иметь большого значения, если бы Константин не привез мораванам в совершенстве разработанную и удобную для передачи славянской речи азбуку, а также перевод на славянский язык основных богослужебных книг.

Безусловно, язык привезенных братьями переводов фонетически и морфологически отличался от живого разговорного языка, на котором говорили мораване, но язык богослужебных книг изначально был воспринят как письменный, книжный, сакральный, язык-образец. Он был значительно понятнее латыни, а некая непохожесть на язык, использующийся в быту, придавала ему величия.

Константин и Мефодий на богослужениях читали Евангелие по-славянски, и народ потянулся к братьям и к христианству. Константин и Мефодий усердно обучали учеников славянской азбуке, богослужению, продолжали переводческую деятельность.

Церкви, где служба велась на латинском языке, пустели, римско-католическое священство теряло в Моравии влияние и доходы. Поскольку Константин был простым священником, а Мефодий — монахом, они не имели права сами ставить своих учеников на церковные должности.

Чтобы решить проблему, братья должны были отправиться в Византию или Рим.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году построили храм Святой Софии

В Риме Константин передал мощи св.

Климента только что рукоположенному папе Адриану II, поэтому тот принял Константина и Мефодия очень торжественно, с почетом, принял под свою опеку богослужение на славянском языке, распорядился положить славянские книги в одном из римских храмов и совершить над ними богослужение. Папа рукоположил Мефодия в священники, а его учеников — в пресвитеры и диаконы, а в послании князьям Ростиславу и Коцелу узаконивает славянский перевод Священного писания и отправление богослужения на славянском языке.

Почти два года братья провели в Риме. Одна из причин этого — все ухудшающееся здоровье Константина. В начале 869 года он принял схиму и новое монашеское имя Кирилл, а 14 февраля скончался. По распоряжению папы Адриана II, Кирилл был погребен в Риме, в храме св. Климента.

После смерти Кирилла папа Адриан рукоположил Мефодия в сан архиепископа Моравии и Паннонии. Вернувшись в Паннонию, Мефодий развернул кипучую деятельность по распространению славянского богослужения и письменности. Однако после смещения Ростислава у Мефодия не осталось сильной политической поддержки.

В 871 году немецкие власти арестовали Мефодия и устроили над ним суд, обвиняя архиепископа в том, что он вторгся во владения баварского духовенства. Мефодий был заключен в монастырь в Швабии (Германия), где и провел два с половиной года.

Лишь благодаря прямому вмешательству папы Иоанна VIII, сменившего скончавшегося Адриана II, в 873 году Мефодий был освобожден и восстановлен во всех правах, но славянское богослужение стало не основным, а лишь дополнительным: служба велась на латинском языке, а проповеди могли произноситься на славянском.

После смерти Мефодия противники славянского богослужения в Моравии активизировались, а само богослужение, державшееся на авторитете Мефодия, сначала притесняется, а затем полностью затухает. Часть учеников бежало на юг, часть была продана в Венеции в рабство, часть убита.

Ближайших учеников Мефодия Горазда, Климента, Наума, Ангеллария и Лаврентия, заточив в железо, держали в темнице, а затем изгнали из страны. Сочинения и переводы Константина и Мефодия были уничтожены. Именно этим объясняется то, что до наших дней не сохранилось их произведений, хотя сведений об их творчестве достаточно много.

В 890 году папа Стефан VI предал славянские книги и славянское богослужение анафеме, окончательно запретив его.

Дело, начатое Константином и Мефодием, было все-таки продолжено его учениками. Климент, Наум и Ангелларий поселились в Болгарии и явились основоположниками болгарской литературы. Православный князь Борис-Михаил, друг Мефодия, оказал поддержку его ученикам. Новый центр славянской письменности возникает в Охриде (территория современной Македонии).

Однако Болгария находится под сильным культурным влиянием Византии, и один из учеников Константина (вероятнее всего, Климент) создает письменность, подобную греческому письму. Происходит это в конце IX — начале Х века, во время правления царя Симеона.

Именно эта система получает название кириллицы в память о человеке, который впервые предпринял попытку создания азбуки, пригодной для записи славянской речи.

Просветительская деятельность Кирилла и Мефодия 

ВОПРОС О САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СЛАВЯНСКИХ АЗБУК

Вопрос о самостоятельности славянских азбук вызван самим характером очертаний букв кириллицы и глаголицы, их источниками. Что же представляли собой славянские азбуки – новую письменную систему или лишь разновидность греко-византийского письма? При решении этого вопроса необходимо учитывать следующие факторы:

В истории письма не было ни одной буквенно-звуковой системы, которая бы возникла совершенно самостоятельно, без влияния предшествующих систем письма. Так, финикийское письмо возникло на базе древнеегипетского (правда, был изменен принцип письма), древнегреческое – на основе финикийского, латинское, славянское – на базе греческого, французское, немецкое – на базе латыни и т.д.

Следовательно, речь может идти лишь о степени самостоятельности системы письма. При этом гораздо важнее насколько точно видоизмененная и приспособленная исходная письменность соответствует звуковой системе языка, который она намерена обслуживать. Именно в этом отношении создатели славянской письменности проявили огромное филологическое чутье, глубокое понимание фонетики старославянского языка, а также большой графический вкус.

Кирилло-мефодиевистика

ЕДИНСТВЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 января 1991 г. N 568-1

О ДНЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

Придавая важное значение культурному и историческому возрождению народов России и учитывая международную практику празднования дня славянских просветителей Кирилла и Мефодия, Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:

Объявить 24 мая Днем славянской письменности и культуры.

Председатель

Верховного Совета РСФСР

Б.Н.ЕЛЬЦИН

Библиотека нормативно-правовых актов СССР

В 863 году, 1150 лет назад, равноапостольные братья Кирилл и Мефодий начали свою Моравскую миссию по созданию нашей письменности. О ней говорится в главной русской летописи «Повести временных лет»: «И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своём языке».

И второй юбилей. В 1863 году, 150 лет назад, Российский Святейший Синод определил: в связи с празднованием тысячелетия Моравской миссии святых равноапостольных братьев установить ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 11 мая (24 по н.ст.).

В 1986 году по инициативе писателей, особенно покойного уже Виталия Маслова, сначала в Мурманске прошёл первый Праздник письменности, а на следующий год его широко отметили в Вологде. Наконец, 30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении Дней славянской культуры и письменности. Читателям не надо напоминать, что 24 мая ещё и день тезоименитства Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Логически представляется, что единственный государственно-церковный праздник России имеет все основания приобрести не только общенациональное звучание, как в Болгарии, но и общеславянское значение.

Русский дом 

Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/kirill-i-miefodii

Николай Чудотворец

Кто по национальности был святой

Самый почитаемый святой в православии, чудотворец, покровитель моряков, путешественников, сирот и заключенных. Со дня почитания Николая Чудотворца в декабре начинаются новогодние праздники.

От него ожидают рождественских подарков дети, ведь святой стал прототипом Деда Мороза и Санта-Клауса. Согласно житию святителя, он родился в 270 году в ликийском городке Патара, в то время греческой колонии.

Сегодня это территория турецких провинций Анталия и Мугла, а местностью расположения Патары называют окрестности поселка Гелемиш.

Икона Николая Чудотворца

В биографии-житии Николая Чудотворца говорится, что его родители были состоятельными христианами, давшими сыну приличествующее III веку образование. Семья Николая Мирликийского (еще одно имя святого) была верующей, дядя – епископ Патарский – заметил религиозность племянника и поставил его чтецом на общественном богослужении. 

Юный Николай дни проводил в обители, а ночи посвящал изучению Священного Писания и молитвам. Мальчик отличался удивительной отзывчивостью и рано понял, что посвятит жизнь служению Иисусу Христу. Дядя, видя усердие племянника, взял подростка в помощники. Вскоре Николай получил священнический сан, и епископ доверил ему поучать верующих мирян.

Памятник Николаю Чудотворцу в Ейске

Молодой священник, испросив благословения у дяди-епископа, отправился в Святую Землю. По дороге в Иерусалим Николаю было видение: дьявол, вышедший на корабль. Священник предсказал бурю и крушение судна. По просьбе экипажа корабля Николай Чудотворец усмирил взбунтовавшееся море. Поднявшись на Голгофу, ликиец вознес благодарственные мольбы Спасителю. 

В паломническом путешествии, обойдя святые места, взошел на Сионскую гору. Знаком милости Господа оказались распахнутые двери закрытого на ночь храма. Преисполненный благодарности Николай решил уединиться в пустыне, но голос с небес остановил молодого священника, велев ему вернуться домой.

Николай Чудотворец у постели больного

В Ликии Николай вступил в братство Святого Сиона, чтобы вести безмолвную жизнь. Но ему явились Всевышний с Богоматерью и вручили Евангелие и омофор. По преданию, ликийским епископам было знамение, после которого они решили на соборе сделать молодого мирянина Николая епископом Миры (город Ликийской конфедерации). Историки и религиоведы утверждают, что для IV столетия назначение было возможным. 

Памятник Николаю Чудотворцу в Демре

После смерти родителей Николай вступил в права наследства и раздал причитающееся ему богатство бедным. Служение епископа Мир Ликийских выпало на трудные времена гонений.

Римские императоры Диоклетиан и Максимиан преследовали христиан, но в мае 305 года, после императорского отречения, занявший престол Констанций прекратил гонения в западной части империи. На востоке они продолжались до 311 года римским императором Галерием.

После периода притеснений христианство в Мире Ликийской, где был епископом Николай, стремительно развивалось. Ему приписывают разрушение языческих капищ и храма Артемиды в Мире.

Николай Чудотворец

Исследователи жития Николая Чудотворца говорят о соборном суде, на котором его подвергли разбирательству. Греческий митрополит Навпактский в книге «Сокровище» утверждает, что судили будущего святого за пощечину Арию во время Никейского собора.

Но исследователи склонны считать пощечину клеветой. Они говорят, что Николай назвал еретика «безумствующим богохульником», за что и стал объектом соборного суда.

К помощи Чудотворца Николая прибегают оклеветанные, так как считается, что святитель избавит их от печальной участи.

Чудеса

За помощью к Святому Николаю обращаются путешественники и моряки, попавшие в шторм. В жизнеописаниях святого говорится о неоднократном спасении мореплавателей. Во время путешествия в Александрию на учебу судно Николая накрыло штормовой волной. Моряк сорвался со строп и погиб. Чудотворец Николай, тогда еще молодой человек, воскресил умершего.

Николай Чудотворец воскрешает моряка

В житии святого описывается случай спасения чести трех сестер из бедной семьи, которых отец, чтобы избежать голода, намерился отдать на блудодеяние. Девушек ждала незавидная судьба, но Николай под покровом ночи подбросил в дом мешочки с золотом, обеспечив девушек приданым.

По католическому преданию, мешочки с золотом попали в чулки, которые сушились перед камином. С тех пор появилась традиция оставлять детям подарки «от Санта-Клауса» в красочных рождественских чулках (носках). Чудотворец Николай мирит враждующих и защищает невинно осужденных. Обращенные к нему молитвы избавляют от внезапной смерти.

Поклонение святителю стало массовым после его кончины.

Рождественские чулки символизируют дар Николая Чудотворца

Еще одно упоминание о чуде, совершенном Чудотворцем Николаем, связано со спасением князя Новгородского Мстислава Владимировича.

Заболевшему вельможе приснилось, что его спасет икона святого из киевского Софийского собора. Но посланцы не добрались до Киева из-за разразившейся на реке Мсте бури.

Когда волны улеглись, рядом с кораблем, на воде, посланцы увидели круглую икону, на которой изображен Чудотворец Николай. Больной князь, прикоснувшись к лику святого, выздоровел.

Акафист Николаю Чудотворцу

Верующие христиане называют чудом акафист Николаю Чудотворцу. Они уверены, что эта молитва способна изменить судьбу к лучшему, если ее читать 40 дней кряду. Верующие утверждают, что все молитвы о помощи в работе и о здравии святитель слышит.

Молебен святому угоднику Николаю помогает девушкам благополучно выйти замуж, голодающим – насытиться, а страждущим – избавиться от житейских проблем.

Молящиеся в церкви отмечают, что Николай Чудотворец без промедления откликается на искреннюю молитву, произнесенную у его иконы при зажженных свечах.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Хлеба и зрелищ кто сказал

После смерти

Точная дата кончины Николая неизвестна. Называют 345 год. После ухода в мир иной тело святого замироточило и превратилось в объект паломничества.

В IV веке над могилой Николая Чудотворца появилась базилика, а в IX веке в турецком Демре, ранее известном как Мира, воздвигли церковь, двери которой распахнуты и в XXI столетии. До 1087 года останки святителя покоились в Демре.

Но в мае торговцы из Италии похитили 80% мощей, оставив в спешке их часть в могиле. Перевезли украденное сокровище в город Бари – столицу итальянского региона Апулия.

Мощи Николая Чудотворца

Через девять лет венецианские торговцы украли оставшиеся в Демре мощи Чудотворца Николая и перевезли их в Венецию. В наши дни 65% мощей святого находятся в Бари. Их разместили под алтарем католической базилики Святого Николая.

Пятая часть священных останков покоится на венецианском острове Лидо, над престолом храма. В барийской базилике в гробнице Николая Чудотворца сделано отверстие.

Каждый год 9 мая (день, когда к берегу причалил корабль с мощами, день города Бари) из гроба вынимают миро, которому приписывают чудотворные свойства, исцеление от смертельных болезней.

Ковчег Николая Чудотворца

Две экспертизы, проведенные в середине и в конце 1990-х, подтвердили, что мощи, хранящиеся в двух городах Италии, принадлежат одному человеку. Антропологи из Британии в 2005 году реконструировали по черепу внешний облик святого. Если верить воссозданному облику, то Николай Чудотворец был ростом 1,68 метра, имел высокий лоб, смуглую кожу, карие глаза и резко очерченные скулы и подбородок.

Память

Весть о перенесении мощей Николая Чудотворца в Италию облетела всю Европу, но поначалу праздник перенесения святых мощей отмечали лишь барийцы. Греки, как и христиане Востока и Запада, приняли новость о переносе останков с печалью. В России почитание Святого Николая распространилось в XI столетии. После 1087 (по другим данным, 1091) года православная церковь установила 9 (по юлианскому календарю 22) мая днем празднования перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари.

Николай Чудотворец

Так же широко, как в России, праздник отмечают православные Болгарии и Сербии. Католики (кроме барийцев) не празднуют 9 мая. Русский православный месяцеслов называет три даты праздников, посвященных Николаю Чудотворцу. 19 декабря – день его кончины, 22 мая – прибытие святых мощей в Бари и 11 августа – рождение святителя. В православных храмах Чудотворца Николая поминают песнопениями каждый четверг.

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках

Вторая группа праздников, связанных с памятью самого почитаемого на Руси святителя, связана с чудотворными иконами с его ликом. 1 марта 2009 года в Бари во владение Русской православной церкви передали храм 1913 года и Патриаршее подворье. Ключи от них принял президент России Дмитрий Медведев.

В России количество написанных икон и построенных храмов Николая Чудотворца второе после Богородицы. До начала двадцатого столетия имя Николай было одним из самых популярных в стране. В XIX-XX столетиях почитали Чудотворца так, что встречалось мнение о вхождении святителя Николы в святую Троицу. По славянским верованиям (сохранилась легенда белорусского Полесья), Николай сменит Бога на престоле как «старший» из святых.

Храм Николая Чудотворца на Берсеневке

Западные и восточные славяне приписывают Николаю Чудотворцу владение ключами от неба и функцию «переправки» душ в мир иной. Южные славяне называют святителя «начальником рая», «волчьим пастырем» и «истребителем змей». Говорят, Николай Угодник – покровитель земледелия и пчеловодства.

Православные христиане выделяют в иконографии «Николу зимнего» и «Николу вешнего». Изображение на иконах отличается: «зимний» Чудотворец изображен в митре епископа, у «вешнего» голова непокрыта. Примечательно, что Николая Чудотворца почитают калмыки и буряты, исповедующие буддизм. У калмыков святого называют «Микола-бурхан». Он покровительствует рыбакам и считается хозяином Каспийского моря. Буряты отождествляют Николая с Белым старцем – богом долголетия.

Николай Чудотворец и Санта Клаус

Николай Чудотворец – прообраз Санта-Клауса, от имени которого детям вручают подарки. До Реформации святителя почитали 6 декабря, но потом перенесли празднование на 24 декабря, поэтому он ассоциируется с Рождеством. В Британии XVII века Николай был обезличенным «отцом Рождества», но в Голландии его зовут Синтерклаас, что переводится как Святой Николай. 

В Нью-Йорк голландцы, основавшие город, привезли и традицию праздновать Рождество с Синтерклаасом, который вскоре стал Санта-Клаусом. От церковного прототипа у героя осталось лишь имя, в остальном образ подвергся основательной коммерциализации. Во Франции к детям приходит Рождественский Дед, к финским малышам – Йоулупукки, ну а в России и странах постсоветского пространства Новый год невозможен без Деда Мороза, прообраз которого – любимый в России святой.

Мощи в России

В феврале 2016 года состоялась встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска, на которой было достигнуто соглашение о переносе части мощей святого из Бари в Россию.

21 мая 2017 года мощи Николая Чудотворца (левое ребро) были помещены в ковчег и доставлены в московский Храм Христа Спасителя, где их встретил российский патриарх. Поклониться мощам желающие смогли с 22 мая по 12 июля. 24 мая в храме побывал президент России Владимир Путин.

13 июля ковчег перевезли в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. Мощи были открыты до 28 июля 2017-го.

Мощи Николая Чудотворца в Москве

К мощам Николая Чудотворца в Москве и Санкт-Петербурге выстраивались километровые очереди паломников, из-за чего ввели особый режим доступа в храмы. Люди писали записки святому, прося помощи в исцелении.

Организаторы доступа к святым мощам попросили не делать этого, напомнив, что у православных иные формы обращения к святым – чтение акафистов, молитв и песнопения.

Частицы мощей Николая Чудотворца хранятся в церквях десятков храмов русской епархии, в монастырях Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга.

Источник: https://24smi.org/celebrity/9943-nikolai-chudotvorets.html

Где отдохнуть в Литве: старый Вильнюс и костел святой Анны

Во Францию я решила отправиться через Литву: в планах было познакомиться со столицей страны — Вильнюсом. Думала, никаких трудностей, чтобы попасть в этот город, не будет, однако меня чуть не развернули на самой границе.

В Литву я отправилась на поезде, сев на него в Санкт-Петербурге. Границу Белоруссии пересекли без проблем, а вот литовскую Сначала перед границей в поезд зашел мужчина в форме, который бегло просматривал все паспорта. Вдруг он увидел у одного россиянина большой чемодан. Стал расспрашивать пассажира: мол, что в нем лежит. А россиянин в ответ: «Самогонный аппарат».

Действительно, что можно везти из России в Литву, как не самогонный аппарат? Пассажир, конечно, объяснил, что у него имеются все документы на аппарат, да и что везет он его в подарок. Проверяющий, поверив ему, не стал рассматривать документы и ушел. После чего в вагон зашла бригада женщин с аппаратами на шее.

Они стали сканировали паспорта у других пассажиров, пока не дошла очередь до меня.

Развернут или не развернут

Сначала женщина стала внимательно рассматривать мой паспорт, чтобы удостовериться: я все ещё похожа на 25-летнюю. Скорее всего, ее смутил мой девственно чистый паспорт: штампов, видите ли, ни одного на нем нет. Тогда она начала задавать вопросы: «С какой целью хотите пересечь границу Литвы? Куда направляетесь? Что планируете делать? Где будете выходить?». Я объяснила, что путешествую, главная цель – Париж, а Вильнюс так просто захватила — погулять, и только.

Но этого женщине было недостаточно: она попросила показать все билеты, причем на обратный путь тоже. У меня были распечатаны билеты только на обратный путь (из Парижа в Россию), а вот из Вильнюса в Париж — только электронный талон в смартфоне на почте, а интернета на телефоне не было. То есть показать этот билет я не могла. Этим я вызывала у нее подозрение: мол, вдруг моя цель — не Франция, а Литва.

После чего она стала расспрашивать о моих финансах. Я сказала, что у меня в наличие всего пара сотен евро и банковская карта. Она начала утверждать, что у меня недостаточно денег для Европы, и попросила показать выписку с карты. А у меня ее не было, не думала, что так получится.

И тут она начала угрожать: «Я имею полное права тебя «завернуть!». Тут я начала объяснять, что еду в Европу первый раз, еще ничего не знаю, в будущем все бумажки будут при мне. Несколько минут она «сверлила» меня взглядом, затем, похоже, сжалилась, поставила этот штамп и ушла.

Через 1,5 часа мы прибыли в столицу Литвы.

Оставив рюкзак в камере хранения, я пошла знакомиться с городом.

1 из 12

2 из 12

3 из 12

4 из 12

5 из 12

6 из 12

7 из 12

8 из 12

9 из 12

10 из 12

11 из 12

12 из 12

В первые минуты город мне понравился: чистые мощеные старые улочки, красивая архитектура. Старый город Вильнюса в 1994 году был внесен в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. По нему и решила погулять. Однако влюбиться в него [город] не получилось: душа, так скажем, не легла.

Продать историю

8 утра. Старый Вильнюс. Кафешки и магазины еще закрыты. Шла по узеньким улочкам и рассматривала архитектуру, наблюдая за тем, как солнце начинает играть на фасадах маленьких домиков.

Сама не заметила, как вышла на пешеходную улочку, которая мне показалось небольшой, чуть длиннее нашей Спасской. К тому моменту на ней уже развернулась торговля, гуляло много туристов.

Так, например, на пешеходной улице открылись лавки с сувенирной продукцией, янтарем, кафешки и летние ресторанчики. Заинтересовал меня один антикварный магазинчик, он как-то выделялся из всего городского колорита.

1 из 12

2 из 12

3 из 12

4 из 12

5 из 12

6 из 12

7 из 12

8 из 12

9 из 12

10 из 12

11 из 12

12 из 12

Зайдя в него, я просто ахнула: в магазине продавали историю Советского Союза: детские сандалии, игрушки, брошки, портсигары, значки, картины, солдатики. Нашла там и военный советский ремень с бляхой времен ВОВ, а рядом с ним — немецкий.

Владелец лавки сказал, что большая часть вещей подлинная, со времен СССР, но есть и реплика. Смутили портреты Ленина и Сталина, которые были перечеркнуты белой лентой и стояли где-то в углу.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое именная икона

Обнаружила небольшой плакат с изображением Путина, которому подрисовали челку и усы в стиле основателя тоталитарной диктатуры.

Привлек меня один магнитик, на котором был изображен собор. Владелец сказал, что это костел Святой Анны. Я тут же отправилась туда.

Ведь большинство храмов, которые я успела рассмотреть, построены в стиле барокко и классицизма, а костел Св. Анны – поздняя готика. Наверное, этим здание меня и привлекло. Костел является одним из символов Вильнюса. Рядом с ним построена псевдоготическая колокольня, а за ним спряталась францисканская церковь Св. Бернардина и Франциска.

Литовский цеппелин

Чтобы еще больше узнать эту страну, я отправилась пробовать национальную кухню: ещё перед поездкой прочитала, что литовскую кухню лучше всего пробовать в Snekutis. Туда и направилась. Ресторанчик полностью стилизован в национальном стиле, вокруг царит дружественная атмосфера.

Я заказала борщ и цеппелины — огромные клёцки, оболочка которых — не из теста, а из картофеля, с начинкой из фарша (либо творога или других ингредиентов).

С первой ложки борща я поняла, что здесь работают настоящие повара: суп оказался безумно вкусным, не могла от него оторваться.

Из-за этого не могла дождаться и цеппелин, ведь считается, что мастерство кулинара в Литве можно оценивать только по умению приготовить вкусные цеппелины. И тут мне принесли мои «киевские котлеты» (цеппелины по форме напомнили мне «котлеты по-киевски», — прим. автора).

Я заказала с начинкой из творога. Имне очень понравилось это блюдо, прям пальчики оближешь! Очень вкусно. Пожалуй, попробую потом приготовить такое дома.

Объевшись, я поехала на вокзал: время поджимало, пора было садиться в самолет и отправляться на встречу к мечте. Такого теплого приема от Парижа я не ожидала

Источник: https://www.newsler.ru/travel/otchetyi-o-poezdkax/2018/04/27/gde-otdohnut-v-litve-staryj-vilnyus-i-kostel-svyatoj-anny

Григорий просветитель — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Сщмч. Григорий еп., просветитель Великой Армении. Мозаика (XIV в.) из церкви Богородицы Паммакаристы (ныне мечеть Фетхие-джами), Константинополь

Григорий Просветитель (арм. Գրիգոր Լուսավորիչ — Грикор Лусаворич; ок. 252 — 326) первый епископ и просветитель Армении, святитель [1], священномученик [2]

Память 30 сентября

Принадлежал к парфянскому царскому роду Суренов [3] — ветви правившей в ту эпоху в Армении династии Аршакидов. Отец Григория, Анак (Апак), подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хозроя и за это сам поплатился жизнью; все семейство его было истреблено, кроме младшего сына [4], которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен с именем Григория и получил христианское воспитание.

Возмужав, женился на христианке Марии и имел двух сыновей, Вртанеса и Аристакеса. После трех лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в монастырь вместе с младшим сыном.

Григорий отправился в Рим и вступил там в услужение к сыну Хозроеву, Тиридату (287 — 330), желая усердною службою загладить вину своего отца. Прибыв в Армению в 287 году в сопровождении римских легионов, Тиридат вернул себе отцовский престол.

За исповедание Христианства Тиридат велел бросить Григория в ров (в казематы или колодец) в Арташате в Араратской долине (ныне — у государственной границы Армении с Турцией; впоследствии на месте узилища святого Григория был возведен монастырь Хор Вирап [арм. Խոր Վիրապ, т.е.

«глубокая яма»]), чтобы он погиб там от голода. Здесь Григорий прожил 13 лет, прокармливаемый благочестивою женщиной.

Между тем, Тиридат подверг христиан жестоким гонениям, предав мучительной смерти святую деву Рипсимию, игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей и впал в безумие, но был исцелен освобожденным после многолетнего заключения Григорием. После чего Тиридат в 301 году крестился и провозгласил Христианство государственной религией в Армении [5].

Вскоре Григорий был рукоположен в епископы епископом Леонтия Каппадокийского в Кесарии. С тех пор установился порядок, по которому каждый новоизбранный предстоятель Армянской Церкви получал рукоположение от Кесарийского архиепископа.

Сщмч. Григорий еп., просветитель Армении. Фреска в церкви мц. Александры, Ростов-на-Дону

После этого святой Григорий построил храм в городе Вагаршапате — столице царя Тиридата. Храм был назван Эчмиадзин, что в переводе означает «сошел Единородный» (т.е. Иисус Христос), который, по преданию, лично указал Григорию место для строительства храма. На этом месте был основан одноименный монастырь, который стал духовным центром Армянской Церкви.

По сведениям сообщённым армянским историком Мовсесом Каланкатуаци в «Истории страны Алуанк», после крещения армянского народа святой Григорий отправился проповедовать Христианство в Кавказскую Албанию, где основал церковь в городе Амарасе. Под влиянием проповеди святого Григория царь Кавказской Албании Урнайр с вельможами и войском принял крещение в Армении в присутствиии царя Тиридата. Таким образом, стараниями Григория Просветителя была основана Алванская Церковь [6].

В 325 году Григорий был приглашен на Первый Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и отправил туда своего младшего сына Аристакеса, который, вместе с еще одним посланником по имени Акритис, привез в Армению Никейские постановления. В том же году Григорий передал кафедру Аристакесу, а сам удалился в уединение, став отшельником в пещерах Мане, где скончался в 326 году.

Мощи и почитание

Обнаруженные местными пастухами, мощи святителя разошлись по христианскому миру вплоть до Греции и Италии.

Основная часть мощей была похоронена в Эчмиадзине, где на начало XXI века хранилась главная святыня Армянской Апостольской церкви — десница святого Григория Просветителя, которая являлась символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской церкви.

Во время совершаемого раз в семь лет мироварения католикос всех армян освящает миро святым копием, пронзившим ребро Иисуса Христа, и десницей святого Григория.

Житие святого Григория было описано Агафангелом (Агатангелосом), писателем IV века, секретарем армянского царя Тиридата III, легендарным автором истории обращения Армении в Христианство. Помимо жития в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых святому Григорию Просветителю, почему эту книгу называют еще «Книгой Григориса» или «Учением Просветителя» (арм. Вардапетутюн).

Армянское архиепископство долго оставалось в роде Григория: третьим армянским предстоятелем стал старший сын святителя Григория — Вртанеса, которому наследовал его сын Исихий.

Сщмч. Григорий, святитель Армянский, греческая икона XIV века

Житие Григория было переведено на греческий язык приблизительно в конце VI века. В X веке Симеон Метафраст включил его в свои «Жития святых».

С греческого текста был сделан перевод на латинский, грузинский и арабский языки. Существует также эфиопская редакция, тесно связанная с арабским переводом. Текст жития содержится также в русской Минеи (память 30 сентября).

Был канонизирован Римско-католической церковью в 1837 году при участии папы Григория XVI; память 1 октября (festa pro aliquibus locis).

Пространное житие (мученичество) Григория Просветителя, Рипсимии и Гаиании (извлечение из «Истории Армении» Агафангела) было переведено с греческого на славянский язык не позднее XII века. Перевод службы святому Григорию Просветителю на славянский язык сделан не позднее 1060-х годов.

Случаи посвящения святому Григорию храмов на Руси немногочисленны и связаны с крупными городами и монастырями: так, в 1535 году во имя святого Григория Просветителя была освящена столпообразная («иже под колоколы») церковь в Спасо-Преображенском Хутынском монастыре; в 1561 году святому Григорию Просветителю был посвящен один из 8 придельных престолов Московский храм Покровского на Рву собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Выбор посвящения (как и для других престолов собора) был связан со знаменательными событиями во время осады и взятия русскими войсками Казани в 1552 году:

«священы церкви приделы которые ставлены на возвещение чюдес Божиих о Казанском взятии, в которые дни Божиа помочь и победа была православному царю над бусорманы«.

Судя по общему числу престолов, придел во имя Григория Просветителя существовал и в деревянной церкви 1554 года, стоявшей на том же месте до каменного храма.

Почти тысячу лет могила святого Григория служила местом поклонения. В течение последних 500 лет часть мощей его хранились в армянской церкви в Неаполе, а 11 ноября 2000 года были переданы католикосу всех армян Гарегину II и по состоянию на 2010-е годы хранились в построенном в 2001 году Ереванском кафедральном соборе святого Григория Просветителя.

Молитвословия

Кондак, глас 2

Благосла́внаго и священнонача́льника вси, я́ко страда́льца и́стины,/ днесь, ве́рнии, в пе́снех и песнопе́ниих восхва́лим,/ бо́драго па́стыря и учи́теля, Григо́рия,/ всеми́рнаго учи́теля и побо́рника:// Христу́ бо мо́лится, е́же спасти́ся нам.

Использованные материалы

  • «Григорий, просветитель Великой Армении», биография на официальном сайте Московского Патриархата:
    • http://www.patriarchia.ru/db/text/1115591.html
  • «Григорий Просветитель», Православная энциклопедия, т. 13, с. 41-47:
    • http://www.pravenc.ru/text/168061.

      html — материал использован частично

  • Иеромонах Алексий (Никоноров). Христианство в Кавказской Албании. Римско-Византийский период. Принятие Христианства. Царь Урнайр и равноапостольный Григорий Просветитель
    • http://baku.eparhia.

      ru/history/albania/roman_byzantine_perioir/

  • Полный Тропарион, Изд-во «Троица», 2006, т. 1, 87; т. 2, 542-543.

[1]  Лик святителя указан в Православной энциклопедии, т. 13, с. 41-47 — http://www.pravenc.ru/text/168061.html

[2]  Лик священномученика указан в официальном календаре Русской Православной Церкви — http://calendar.rop.ru/?svt=sep30-grigori, а также у греков — Άγιος Γρηγόριος ο Ιερομάρτυρας — http://www.saint.gr/1022/saint.aspx

[3]  Мовсес Хоренаци. История Армении. Книга I, глава 67, http://www.vehi.net/istoriya/armenia/khorenaci/02.html#_ftn229

[4]  Агафангел Армянский сообщает о том, что удалось спасти «двух младен­цев Парфянина через каких-то кормилиц; и, взяв их, одна бежала в сторону Персии, а другая — Греции». См. Житие и История Святого Григора, глава из книги Агафангела История Армении, Ереван, 2004 (электронная версия Библиотека «Вехи»), http://www.

vehi.net/istoriya/armenia/agathangelos/ru/02.html. В Житии св. Иакова, епископа Низибийского («Гандзасар», 1993, № 4; на арм. яз.) говорится, что Сурен, брат св. Григория, был доставлен в Персию и воспитывался под рукою сестры Анака Хосровуи, матери св. Иакова. Согласно армянской церковной традиции Иаков, был двоюродным братом Григория.

[5]  Традиционная дата Крещения Армении — 301 год, но некоторые историки датируют его несколько более поздним временем — после Миланского эдикта 313 года.

[6]  Мовсес Каланкатуаци, Иcтория страны Алуанк, кн. I, http://vehi.net/istoriya/armenia/kagantv/aluank1.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/2774.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь