Троица, 10 икон Святой Троицы
Один из отцов-основателей античной философии, а вместе с ней и всей европейской цивилизации древнегреческий философ Аристотель сказал: «Философия начинается с удивления». То же можно сказать и о христианской догматике — она не может не вызвать удивления. Миры Толкиена, Энде и Льюиса со всеми их сказочными загадками не тянут даже на тень таинственного и парадоксального мира христианского богословия.
Христианство начинается с великой тайны Пресвятой Троицы — тайны Божией Любви, явленной в одном этом непостижимом единстве. В. Лосский писал, что в Троице мы видим то единство, в котором пребывает Церковь. Подобно тому, как Лица Троицы пребывают неслиянно, но составляют Единое, все мы собраны в единое Тело Христово — и это не метафора, не символ, а такая же реальность, как реальность Тела и Крови Христа в Евхаристии.
Как изобразить тайну? Только через другую тайну. Радостная тайна Боговоплощения позволила изображать Неизобразимое. Икона — символический текст о Боге и святости, явленной во времени и пространстве и пребывающей в вечности, подобно тому, как сказочный лес из «Бесконечной истории» Михаэля Энде, созданный в воображении главного героя, начинает существовать без конца и начала.
Постичь эту вечность мы можем благодаря еще одной, далеко не последней в мире христианского богословия тайне: Сам Бог просвещает каждого христианина вслед за Апостолами, даруя Самого Себя — Святого Духа. Дары Святого Духа мы получаем в Таинстве Миропомазания, Он же пронизывает весь мир, благодаря чему и существует этот мир.
Итак, Святой Дух приоткрывает нам тайну Троицы. И потому день Пятидесятницы — Сошествия Святого Духа на апостолов — мы называем «День Святой Троицы».
Троица и «Гостеприимство Авраама» — сюжет иконы Живоначальной Троицы
Изобразить неизобразимое можно лишь в той мере, в какой оно нам раскрылось. На этом основании Церковь не разрешает изображение Бога Отца. А самым правильным изображением Троицы является иконографический канон «Гостеприимство Авраама», отсылающий зрителя в далекие ветхозаветные времена:
И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного.
Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.
И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.
И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.
И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.
(Быт.18:1-8)
Сюжет о гостеприимном старце, узнавшем Бога в трех мужах, сам по себе трогателен и поучителен для любого верующего: служишь ближнему — служишь Господу. Изображение этого события мы встречаем очень рано.
Мозаика на триумфальной арке базилики Санта Мария Маджоре в Риме создана в V веке. Изображение визуально поделено на две части.
В верхней Авраам выбегает навстречу трем мужам (один из них окружен сиянием, символизирующим славу Божества). В нижней — гости уже сидят за накрытым столом, а Авраам им прислуживает. Сарра стоит за спиной у Авраама.
Художник передает движение, изобразив старца дважды: вот он дает указания жене, а вот он обернулся, чтобы подать на стол новое блюдо.
К XIV веку канон «Гостеприимство Авраама» уже вполне сложился. Икона «Троица Зырянская», принадлежавшая, по преданию, кисти свт. Стефана Пермского — несколько видоизмененный ее вариант. Три ангела восседают за столом, под ним лежит телец, а слева внизу стоят Авраам и Сарра. На заднем плане изображен строение с башенкой (дом Авраама) и дерево (Мамврийский дуб).
Изображения могут меняться, но набор символов и персонажей остается прежним: три ангела, служащая им чета, внизу — телец (иногда с закалывающим его отроком), дуб, палаты Авраама. 1580 год, икона «Святая Троица в бытии», окруженная клеймами с изображениями событий, связанных с явлениями Троицы. Интересная деталь: Авраам и Сарра здесь не просто прислуживают за столом, но также за ним сидят. Икона расположена в Сольвычегодском историко-художественном музее:
Более типична, например, икона XVI века из Троице-Герасимовского храма в Вологде. Ангелы находятся в центре композиции, за ними — Авраам и Сарра.
Вершиной русской иконописи считается икона Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым. Минимум символов: три ангела (Троица), чаша (Искупительная жертва), стол (трапеза Господня, Евхаристия), обратная перспектива — «расширяющаяся» от зрителя (пространство иконы, описывающее мир горний, неизмеримо больше мира дольнего). Из узнаваемых реалий — дуб (Мамврийский), гора (тут и жертвоприношение Исаака, и Голгофа) и здание (дом Авраама? Церковь?..).
Это изображение станет для русской иконы классическим, хотя возможны некоторые разночтения в деталях. Например, иногда у среднего ангела на нимбе появляется крест — на иконах так изображают Христа.
XVII век
Другой пример: Симон Ушаков более детально изображает трапезу.
Неканоничные изображения
Однако были попытки изображать Бога в Троице и иначе.
Крайне редко в западно-европейской и русской храмовой живописи попадается изображение, использовавшееся в иконографии эпохи Ренессанса, где три лика объединены в одном теле. В церковной живописи оно не прижилось из-за явной еретичности (смешение Ипостасей), а в светской — из-за неэстетичности.
Изображение принадлежит кисти Иеронима Косидо, Испания, Наварра
Зато изображение «Троица Новозаветная» встречается часто, хотя в нем присутствует другая крайность — разделение Сущности Божества.
Наиболее известная икона данного канона — «Отечество» новогородской школы (XIV век). На троне восседает Отец в виде седовласого старца, на коленях у него — Отрок Иисус, держащий круг с изображением Святого Духа в виде голубя. Вокруг престола — серафимы и херувимы, ближе к раме — святые.
Не менее распространено изображение Новозаветной Троицы в виде Старца-Отца, по правую руку — Христа-Царя (либо Христа, держащего Крест), а в середине — Святого Духа также в виде голубя.
XVII в., Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева
Как появился канон «Новозаветной Троицы», если изображение Бога Отца, Которого никто не видел, соборно запрещено? Ответ прост: по ошибке. В книге пророка Даниила упоминается Ветхий Денми — Бог:
Воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна. (Дан.7:9).
Существовало мнение, что Даниил видел Отца. На самом деле, точно так же апостол Иоанн видел Христа:
Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег (Откр.1:12-14).
Изображение «Ветхий денми» существует само по себе, но является образом Спасителя, а не Троицы. Например, на фреске Дионисия в Ферапонтовом монастыре хорошо виден нимб с Крестом, с которым всегда изображается Спаситель.
Богородица на изображениях Троицы
Из Католической церкви пришли еще два интересных изображения «Новозаветной Троицы». Употребляются они редко, но также заслуживают внимания.
«Поклонение Святой Троице» Альбрехта Дюрера (картина хранится в венском музее истории искусств): в верхней части композиции изображен Отец, под Ним — Христос на Кресте, а над ними — Дух как голубь. Поклонение Троице оказывает Церковь Небесная (ангелы и все святые с Божией Матерью) и Земная — носители светской (император) и церковной (папа) власти, священники и миряне.
Изображение «Коронование Божией Матери» связано с богородичными догматами Католической Церкви, но вследствие глубокого почитания Пречистой Девы всеми христианами также получило распространение и в Православии.
Прадо, Мадрид
В центре композиции изображена Богородица, Отец и Сын держат над Ее головой корону, а над ними парит голубь, изображающий Святого Духа.
Источник: http://voskrcerkov.ru/2015/05/30/troica-10-ikon-svyatoj-troicy/
День Святой Троицы. Религии — Путеводитель по Израилю
Православная церковь отмечает Троицу в 50-й день по Пасхе, в воскресенье.
В христианских церквях западной традиции в этот день празднуют Пятидесятницу, отмечая сошествие Святого Духа на апостолов, а день Святой Троицы, называемый Троицын день, празднуют в следующее воскресенье.
Антитринитарии, не признающие Догмат Троицы, отмечают его строго, как сказано в Деяниях 2:1, на 50 день после Пасхи.
Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых апостолов (Деян.2:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме,
«внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»
—Деян.2:2-4
В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы, и, услышав, что внутри говорят на различных наречьях, пришли в изумление.
Эль Греко. «Сошествие Святого Духа на апостолов». Эль Греко (1541–1614), Public Domain
Некоторые из них насмехались над апостолами и «говорили: они напились сладкого вина» (Деян.2:13). В ответ на такую реакцию:
«Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать».
—Деян.2:14-18
Название и толкование
Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога — «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви». В день Пятидесятницы была образована вселенская апостольская Церковь (Деян.2:41-47).
Соответствующий текст в католицизме — молитва Veni Sancte Spiritus. Veni per Mariam.
В Новом Завете прямо не упоминается, что Богоматерь была вместе с апостолами при сошествии Святого Духа. Традиция её присутствия на иконописных изображениях этого события основана на указании в Деяниях апостолов, что после Вознесения ученики Иисуса «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян.1:14). По этому поводу епископ Иннокентий (Борисов) пишет:
«Могла ли в момент прихода Святого Духа не присутствовать та, что зачала и родила через Его посредство?».
Как богословский термин «харизма» — это 9 особых даров Святого Духа, излитых им на апостолов в Иерусалимском храме на празднике пятидесятницы. Эти дары: мудрость, знание и умение различать духов; вера, чудеса и исцеление; пророчества, глоссолалия и толкование языков.
Иконография
Развитие иконографии праздника начинается с VI века, его изображения появляются в лицевых Евангелиях (Евангелие Рабулы), мозаиках и фресках. Традиционно изображается Сионская горница, в которой согласно книге Апостольских деяний собрались апостолы.
Сошествие Святого Духа (Евангелие Рабулы, VI век) unknown, Public Domain
В их руки помещают книги, свитки или придают их пальцам благословляющий жест (исторически являющийся жестом оратора или проповедника).
Традиционными персонажами сцены сошествия Святого Духа являются:
- 12 апостолов, причём место Иуды Искариота занял Матфий;
- иногда — Богородица (появляется на иконах с XVII века, но известна и по миниатюрам VI века).
Пустое место между Петром и Павлом напоминает о присутствии Святого Духа — отсутствующего на этой второй «Тайной вечери» Иисуса Христа. Апостолы, как правило, располагаются подковообразно, что также близко иконографически к «Христу между учителями». Эту же иконографию, связанную с переносом на плоскость традиционной подкупольной композиции Сошествия, будут повторять изображения Вселенских соборов, поскольку их задача — выражать идею соборности, общности, удачным образом выраженную здесь.
Здания, написанные на фоне, — изображение первого этажа дома в Иерусалиме, где имело место чудо. Кроме того, нередко можно увидеть аллегорию вселенной, лучи света или пламени. Этот нисходящий огонь — основанный на библейском описании (Деян.2:3) способ изображения сошествия Святого Духа, наряду с которым, особенно в западной традиции, может использоваться образ опускающегося голубя, перенесенный из описания Крещения Господня.
Сошествие Святого Духа(икона из Святодуховского храма Новодевичьего монастыря, XVIII век) anonimus, Public Domain
В нижней части иконы в тёмном пространстве может быть помещена фигура царя, заменившая собой изображение толп народа из разных стран, бывших свидетелями сошествия Святого Духа (иногда это пространство оставляется пустым, ассоциируясь с пустой гробницей Христа и будущим воскресением мёртвых).
Существует трактовка этого образа как царя Давида, чьё пророчество о воскресении Христовом цитировал апостол Пётр в своей проповеди (Деян.2) и чья могила, как считается, расположена на первом этаже под сионской горницей. Менее распространено толкование его как пророка Иоиля, также цитируемого Петром, отпавшего Иуды (ср. Деян.
1:16) или Иисуса Христа в образе Ветхого Денми, пребывающего со своими учениками до скончания века.
Традиционным толкованием образа царя является образ народа, к которому обращена евангельская проповедь, представленного одной фигурой царя как его правителя. В руках царь держит растянутое покрывало, на котором уложено 12 свитков, — они символизируют апостольскую проповедь. В связи с этим толкованием рядом с фигурой стала помещаться греческая надпись κόσμος — «мир», по которой образ царя получил наименование «Царь-Космос».
К Троице (Сергей Коровин, 1902 год) [показать]Сергей Алексеевич Коровин (1858–1908), Public Domain
По мнению философа Е. Н. Трубецкого образ царя на иконе символизирует Космос (Вселенную). В своей работе «Умозрение в красках» он писал:
«внизу в подземелье, под сводом томится пленник — «царь космос» в короне; а в верхнем этаже иконы изображена Пятидесятница: огненные языки нисходят на апостолов, сидящих на престолах во храме.
Из самого противоположения Пятидесятницы космосу царю видно, что храм, где восседают апостолы, понимается как новый мир и новое царство: это — тот космический идеал, который должен вывести из плена действительный космос; чтобы дать в себе место этому царственному узнику, которого надлежит освободить, храм должен совпасть со вселенной: он должен включить в себя не только новое небо, но и новую землю. И огненные языки над апостолами ясно показывают, как понимается та сила, которая должна произвести этот космический переворот».
Данная трактовка, основанная на расширенном толковании греческого слова «κόσμος», встречается и у ряда искусствоведов. В церковной среде используется понятие Царь-Космос, но в значении мира (Вселенной), без трактовок, свойственных светской философии.
Источник: https://guide-israel.ru/47680-den-svyatoj-troicy/
2018-05-27T08:00+0300
2020-03-03T10:33+0300
https://ria.ru/20180527/1521448476.html
«Праздник зеленого цвета»: о чем нужно помнить в Троицын день
https://cdn22.img.ria.ru/images/94515/67/945156723_0:176:3500:2158_1036x0_80_0_0_c007b7146bedf649665879c549c16936.jpg
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
МОСКВА, 27 май — РИА Новости, Алексей Михеев. Сегодня православные верующие отмечают один из самых красивых церковных праздников — день Святой Троицы, или Пятидесятницу. Его еще часто называют «день рождения церкви». О чем стоит задуматься в этот праздник, откуда пошла традиция украшать храмы травой и зелеными ветками и что такое «троицын чай» — в материале РИА Новости.
В Евангелии описывается удивительное событие: на пятидесятый день после Пасхи ученики Христа вдруг заговорили на разных наречиях. «Сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и явились разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Конечно, немедленно собралась огромная толпа. Некоторые даже подозревали, что апостолы просто выпили слишком много вина.
Но потом, услышав их рассказ о Христе на своих родных языках, несколько тысяч человек выразили желание немедленно принять крещение.
Божественная мелодия
«Пятидесятница — это прежде всего праздник рождения церкви, завершение миссии Христа. Родившись и воскреснув, Он примирил человека с Богом. А сейчас на человека сходит Святой Дух.
Представьте себе нотную партитуру и людей, которые умеют извлекать некие звуки из музыкальных инструментов, но никто не знает, какие звуки каким нотам соответствуют.
И они бесконечно спорят друг с другом, их пальцы и губы извлекают разные звуки, звучит разная музыка И вдруг входит Христос — как камертон, который задает единственно верную тональность», — объясняет доцент Московской духовной академии, известный проповедник и богослов протоиерей Павел Великанов.
И тут огромный человеческий оркестр оказывается перед выбором — либо придерживаться этой новой тональности, либо продолжать уверять себя и других в том, что она неверна. «Действие Святого Духа можно сравнить с правильной тональностью, заданной Богом, — кто слышит ее, обязательно станет ее проводником. Собственно, это и есть смысл всей церковной жизни», — считает священник.
Как проверить «силу духа»
Заговорив на разных языках, апостолы обошли половину известного тогда мира. Они добрались до Крыма и Индии, создав общину, которая соединила народы. Без христианства, уверен отец Павел, никогда бы не сложилась великая европейская цивилизация.
А все дело в том, что ученики Христа передали тысячам людей свою открытость для духа божьего и веру в то, что, один раз услышав эту новую тональность, мир действительно можно сделать лучше.
«Этот праздник для церкви — всегда вызов. Потому что она призвана каждый момент спрашивать себя, действительно ли в ней действует дух божий.
Наличие его или отсутствие — главный «идентификатор» христианина как такового. И если он «будет в духе», то окружающие сразу это заметят, почувствуют, как от него веет теплом и добротой», — продолжает отец Павел.
О том же говорили и афонские старцы. Однажды у одного из них спросили, как понять, действует в человеке Бог или нет. «Доброта», — подумав, ответил тот. Если в человеке живет доброта, значит, Бог с ним. А если вместо нее раздражительность, злоба и неприязнь — значит, есть проблема.
Почему в храмах все зеленое
В день Пятидесятницы в храмах совершается одна из самых красивых служб в году. Церкви украшают ветками березы и цветами, а пол устилают свежескошенной травой. Все священники надевают облачения зеленого цвета, ведь в этот день вспоминают не только схождение Святого Духа на апостолов, но и явление ветхозаветному патриарху Аврааму Святой Троицы под видом трех странников в Мамврийской дубраве.
О том, что связь православной церкви с древним Израилем никогда не терялась, говорит бывший ректор Якутской духовной семинарии, настоятель Покровского кафедрального собора города Кропоткин игумен Андрей Мороз.»Все, что случалось с апостолами, происходило в контексте прежней религиозной традиции. Ведь у евреев были и Пасха, и Пятидесятница.
Миновали века разобщения между «синагогой» и «церковью», прошли годы непризнания этого народа, но следы изначального родства мы наблюдаем до сих пор. Например, традиция украшать травой и ветками деревьев наши храмы — как раз от ветхозаветных иудеев», — напоминает отец Андрей.
На юге России, где он сейчас служит, церкви часто украшают целебными травами, например, мятой и чабрецом, в изобилии растущими вокруг.
Их кладут на солею — «народное благочестие» полагает, что дух божий снисходит не только на верующих, но и вообще на все, что есть в храме, и лекарственный эффект того же чабреца многократно возрастает.
Чай на весь год
«В семинарии у нас был один грозный священник. Ну, как грозный, в молодости нам всем свойственно бояться всякого человека, который строго разговаривает и учит. А он был очень строгий и притом очень большой. И вот как-то после праздника несет он огромный мешок. Мы его спрашиваем, для чего, а он как возгласит: «Ты что, не знаешь?!» И всем захотелось разбежаться, но страх сковал — стоим и ждем неминуемого ужасного наказания», — вспоминает отец Андрей.
А оказалось, батюшка просто пришел собрать в мешок те самые целебные травы. «Целый год буду пить троицын чай!» — объяснил он окаменевшим семинаристам.
«Столько лет прошло, а у меня в голове с тех пор так и засело, что вся трава в этот день в храме необычная», — смеется игумен.
Источник: https://ria.ru/20180527/1521448476.html
Простыми словами о тайне Троицы
Эта книга содержит прекрасные и таинственные слова – слова о Самом Творце миров. Все христиане крещены в Его имя – имя Отца и Сына и Святого Духа и в Нем они имеют жизнь и на Него уповают.
И разве есть что важнее, чем стремиться к Его познанию, к соединению с Ним, к постоянному размышлению о Нем? Бог не оставил людей в неведении: Он вверил Церкви Откровение о Самом себе, явил Себя в творениях, открыл христианам путь к бесконечному познанию Себя.
Помочь приоткрыть современному читателю внутреннюю жизнь Бога Троицы и призвана эта книга.
ВВЕДЕНИЕ
Эта книга предназначена для тех, кто желает узнать нечто о внутренней жизни Создателя миров, для тех, кто или уже посвящен в тайну веры, приняв Божественное Крещение, или желает узнать о главной надежде христиан.
Если вы вовсе не верите в существование Бога или убеждены, что Он не открывается людям (по неспособности ли к тому, или по злому умыслу и зависти), то эта работа вам не подойдет, вам надо сначала убедиться в существовании и благости Творца Вселенной, а уже затем узнавать о Его жизни. Ведь как говорит древнее изречение Бога: «Тайна Моя Мне и Моим».
Вы же пока, по неразумному своему неверию, чужие для Господа (не по природе, конечно, ведь хотите вы или нет, но вы рабы Бога по творению) и потому для Вас закрыты те тайные знания, которые доступны посвященным.
Если же вы верите в Бога Творца, признаете, что Он открывался людям, но не убеждены в том, что Библия есть Слово Божие, то и вам, конечно, эта работа покажется бездоказательной. Однако ваше положение не безнадежно.
Ведь если Бог, будучи благим Создателем, пожелал бы открыть Себя, то вряд ли Он сделал бы Свое Откровение недоступным для людей. Понятно, что мы должны были бы ожидать, что Свое слово Бог постарается донести как можно большему количеству людей.
Вряд ли откровение Божие ограничено узким кругом лиц, которым запрещено делиться им с окружающими, и никакая эзотерическая секта не может претендовать на то, что именно ей открылся Творец.
В идеале, конечно, Бог должен обращаться ко всем. Мы, христиане, верим, что отчасти так оно и есть. В сердце каждого живет голос Божий – совесть.
В каждого вложено природное знание о Господе, но из-за того, что многие злоупотребляют свободной волей, это естественное Откровение настолько замутнено нашими злыми привычками, что практически невозможно вычленить истинное слово Бога от наслоения наших предрассудков.
Когда шахид убивает других, он наивно думает, что тем угождает Богу, но он ошибается – Творец ненавидит убийство! Как раз для того, чтобы такая ошибка не возникала, Бог и заключил договор с избранными людьми и вручил им Свое Откровение, чтобы они донесли Его повеление до всех разумных существ Земли. Это Откровение Бога о Себе и Своей воле называется Библией и Священным Преданием Церкви.
Библия является сердцевиной Предания Божия, Предание же показывает, как правильно понимать Библию, а за сохранностью и точностью того и другого следит Сам Господь Вседержитель. Так, любому разумному существу дается возможность (при том условии, что он захочет) узнать и Самого Бога, и Его планы, касающиеся нашего спасения от греха и смерти. Чтобы любой мог убедиться в том, что Библия, содержимая Церковью, есть Слово Божие, мы предлагаем ряд критериев проверки.
- Это высота ее учения (т.е. нетривиальность) – в Библии есть множество информации, принципиально не выводимой из данных человеческого разума.
- Это нравственная высота ее учения, показывающая, что Автором Библии является Тот же, Кто говорит с нами голосом совести.
- Те, кто передавал нам слово Божие, и даже те, чьи толкования Библии являются образцовыми, творили множество чудес, что свидетельствует о действии в них нечеловеческой Силы.
- В Библии содержатся тысячи сбывшихся пророчеств, которые нельзя никак предугадать человеческим умом, что означает, что Автором Библии является вневременной Повелитель мира.
- Библия до сих пор могущественно действует на сердца людей, показывая, что Автор ее до сих пор заботится о Своем творении.
Так что мы можем с доверием отнестись к тому учению, которое здесь изложено, потому что исходит оно не от человека, а от Самого Творца. Если же читатель считает, что Библия дана Богом, но искажена людьми, которые якобы и здесь злоупотребили своей свободной волей, то он должен помнить, что сам смысл появления особого Откровения в том и заключался, чтобы не дать людям окончательно запутаться в своих измышлениях.
Если же и в этот раз Откровение сохранить не удалось, и люди вновь испортили Слово Божие, то виноват в этом случае только Бог, по Своему нерадению не позаботившийся об исполнении Своего плана. Считать так глупо тем паче, что ни одного доказанного примера ошибок в Библии до сих пор не обнаружено.
Тот, кто пытается опровергнуть Библию, пусть сначала докажет свою правоту, а затем, претерпев все тяжести сих доказательств, оправдается на Страшном Суде. Так что на плечи опровергателя Библии ложится вся тяжесть доказательства своей правоты, и заодно проблема оправдания на Страшном Суде.
Тот же, кто желает правильно узнать величайшую тайну Вселенной, пусть с молитвой приступает к этому славному делу, прося Саму Троицу руководить и его умом, и нашим пером, чтобы хотя бы отчасти восславить Божественное Величие.
О том, откуда мы нечто знаем о боге
Однажды, в 740 году до Рождества Христова, Исайя, сын Амосов, пришел в храм Божий в Иерусалиме. Когда он переступил порог храма, то внезапно оказался в самом сердце небес. Он увидел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края Его светоносных одежд наполняли весь храм.
Трон Бога окружали пламенные духи – Серафимы. Страшен был вид их. Они были подобны живому пламени, и шесть крыльев было у них: двумя они закрывали ноги, с помощью двух других – летали, а еще двумя в ужасе закрывали лица свои, чтобы не исчезнуть от страшного и великолепного вида Божественного Лица.
И взывали они друг к другу громовыми голосами, говоря:
— Свят, Свят, Свят Сущий, Господь небесных сил! Вся земля полна славы Его!
От грохота восклицаний затряслись косяки врат, и весь храм наполнился дымом благовоний. Тогда Исайя воскликнул:
— Горе мне! Я погиб! Ведь я человек с нечистыми губами и живу среди людей с нечистыми губами, – и глаза мои увидели Царя, Господа Саваофа!
Тогда один из серафимов взял клещами с жертвенника пылающий уголь и прикоснулся им к губам Исайи и сказал:
— Вот это коснулось твоих губ, и беззакония твои отняты от тебя, и грех твой очищен.
Очищенный небесным пламенем, пророк услышал голос Самого Бога, говорящего:
– Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?
Тогда Исайя ответил:
– Вот я, пошли меня.
Так древний пророк прикоснулся к тайне Триединства. Серафимы воспевали Бога тройственным провозглашением Его святости. Сам Бог называет Себя то в единственном, то во множественном числе, показывая, что Он – и Троица, и Единство.
Бесчисленное множество других свидетелей продолжают во все века являть эту удивительную тайну внутренней жизни Бога. В тот момент, когда на нашей несчастной планете явился Сам Бог, то Он яснейшим образом открыл нам Свое внутреннее бытие. Во время Крещения Иисуса Христа в Иордане, глас Бога Отца с неба повелел слушаться Его, а Дух Святой в виде голубя сошел на Него. Это было одно из величайших явлений Триединого Бога.
Все мы, христиане, по Христову установлению крестились во имя Святой Троицы. Все мы стали детьми Отца небесного, спасены Сыном Божиим и освящены Духом. Мы вступили в тайное небесное святилище и можем познавать тайну Бога.
Поэтому когда речь пойдет о тайне Божественного Триединства, мы будем помнить, что перед нами не область человеческих гипотез или теорий, а точное описание первичной Реальности, к которой неприменимы такие вопросы, как «почему?». Ведь Божие Бытие раньше всех вопросов.
Он Первый и Последний, и прежде Его не было никого. Перед нами страна фактов, а не сумрачный лес гипотез.
Слишком часто люди, говоря о Боге, забывают, что Он существует независимо от нас, слишком часто пытаются «смоделировать» Его бытие, то есть подогнать Образ Божий под свои представления о Нем.
Но все эти построения, неважно правильные или неправильные, показывают, что нет в нас страха Божия, а значит, нет и мудрости. Не мы сотворили Бога, а Он нас! И когда Господь говорит, то мы должны в благоговении трепетать перед Его словом. Ведь Господь есть Бог великий и Царь над всеми богами. В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же. Его море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его.
Как смеешь ты, человек, сомневаться в словах Бога? Ты имеешь право узнать, Бог говорил нечто или нет, но затем ты должен умолкнуть перед страшной тайной Божественного Величествия! Как смеешь ты говорить: «Бог не может быть тем или другим, потому что мой разум с этим не согласен»? Ты ли создал Изначального? А если нет, то как ты можешь усомниться в словах Великого и Истинного Владыки? Кто уразумел Дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и учит Его знанию? Ты можешь своим слабым умом измерить Его величие? Ты создал хотя бы одну планету? Ты знаешь, что будет с тобой завтра? Человек, смирись! Неправ был Горький – человек вовсе не звучит гордо. Мы созданы из пыли и в землю уйдем. Все наши достижения не помогли нам ни справиться со смертью, ни преодолеть тысячелетний рубеж жизни. Мы забыли, откуда мы пришли и куда идем. Лишь смиренное повиновение перед могучей мудростью Бога способно исцелить наш разум, а гордое убеждение в полном понимании всего – верный путь к сумасшествию.
Но надлежит нам перейти к рассказу о самом вечном Бытии.
О том, что бог един
Как сказал один древний праведник, «знаю, что на непрочной ладье пускаюсь в дальнее плавание, или на маленьких крыльях уношусь к звездному небу – я, в котором родилась мысль открыть Божество, или определения великого Бога и ключ ко всему». Так же и я, продолжая странствование по этому древнему пути, с трепетом касаюсь покрова первой Тайны.
Можно было бы сказать, как любит говорить это сатана, что ставить перед собой такую цель несмиренно, что это – знак прелести Но мы слышим тихий стук Христа в двери нашего сердца, мы чувствуем могущественный призыв Бога, говорящего через пророка: «распахивайте у себя новину; ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду».
Странствуя в мерцающем сумраке человеческой жизни, мы видим перед глазами ума призрачные мороки фальшивых истин. Нам кажется, что мы нашли нечто твердое, но оно рассыпается под суровым натиском логики или под сокрушающим молотом жизни.
Но вот, вдруг, когда никто из нас уже не ждет ничего прекрасного, к нам прикасается несотворенное сияние, и в темном лесу вдалеке разгорается костер непоколебимого Царства. Опыт этот доступен практически каждому.
Ведь не случайно «символ веры» обывателя всех времен обычно звучит: «там Чтото (или Ктото) есть!» И это не результат влияния каких-то традиций, – это, скорее, общечеловеческий опыт врожденного богопознания. Итак, почти каждый, признавший бытие Причины Вселенной, признает, что Он – Один.
Это разумно, ведь само единство законов мира свидетельствует об одном (а не десяти) Авторе. Да и формальная логика требует, чтобы предельно совершенное существо было одним. Ведь если богов было бы много, то они ограничивали бы один другого в пространстве, или во времени, а значит, они были бы не вездесущи, а порабощены пространством.
Возникает вопрос: как же они могли создать мир, существующий в пространстве? Если богов много, то они должны были бы или вместе управлять миром, или вместе воевать. Если бы они управляли вместе, то кто был бы у них третейским судьей? А если бы воевали, то как Вселенная до сих пор не разрушилась? Ясно, что Бог Творец – Един.
Не случайно и Сам Он говорит в своем Слове: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я?» Итак, есть единый Бог, единый Господин Вселенной, могущественный Властелин. Одна сущность, одно Царство, одна Власть, одна Воля, правящая мирами. Как нам описать непредставимое величие Божества? Его слава выше облаков и галактик.
Все разумные существа Вселенной, собравшись вместе, не смогут достойно описать и одной капли Его красоты и силы. Петь Ему перед Его светоносным Лицом – величайшая честь, доступная нам в вечности.
Источник: http://1810.su/1395-2/
День Святой Троицы: история праздника, традиции, обычаи
День Святой Троицы — это один из самых главных православных праздников, который входит в число двунадесятых и является переходящим, а значит ежегодно этот большой христианский праздник празднуется в разные календарные дни. В этом году он выпадает на 27 мая, т.е на 50-й день после православной Пасхи.
В церковном календаре этот день имеет два названия — Пятидесятница и День Святой Троицы. Сошествие Святого Духа на апостолов совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, установленный в память дарования еврейскому народу Закона на горе Синай; он праздновался в 50-й день после Пасхи и приходился на окончание жатвы и собирания плодов. Пятидесятницей заканчивается Пасхальный цикл, и следующие недели нумеруются в богослужебном календаре как «недели по Пятидесятнице».
День святой Троицы является ветхозаветным праздником, который евреи отмечали на 50-ый день после главного иудейского праздника – Пасхи. Такое число неслучайно: именно на 50 день после выхода из Египта еврейский народ Израиля обрел Синайский закон и стал полностью свободным. Евреи всегда пышно праздновали этот день: на улицах царило всеобщее ликование, а священнослужители вместе с простыми верующими приносили жертву.
В христианстве Пятидесятницу связывают с Сошествием Святого Духа на учеников Христа, который коснулся апостолов в виде небольших языков пламени.
По убеждению верующих, на последователей Иисуса Христа Святой Дух сошел в виде Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа, что среди православных называется Святой Троицей.
После случившегося апостолы к своему удивлению заговорили на разных языках, однако один из них, Петр, объяснил причину произошедшего: «Бог хочет, чтобы мы проповедовали во всех странах, на всех языках».
Именно тогда Бог дал благословение апостолам построить церковь. Этот день считается днём основания церкви.
Вера в Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа — считается фундаментом, на котором зиждется христианское богословие. Согласно Библии, Бог, единый в трёх лицах, является бестелесным невидимым духом, живым, вечным, вездесущим и всеблагим. Его невозможно видеть, поскольку Бог не имеет в себе такого, из чего состоит видимый мир.
Сам праздник Святой Троицы в воспоминание великого события сошествия Святого Духа был установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа ученики Христа начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам.
Традиции и обычаи на Святую Троицу
День Святой Троицы богат на обычаи и традиции, большинство которых тесно переплетаются с языческими временами.
Накануне Дня Святой Троицы в церквях совершается всенощное бдение. В день праздника совершается литургия, за ней сразу же следует вечерня, на которой славится сошествие Святого Духа и читаются три молитвы с коленопреклонением.
У христиан существует обычай украшать храмы ветвями и травой — это символ обновления людей благодаря Святому Духу. Священники облачаются в зелёные одежды.
Празднику Пятидесятницы предшествует Троицкая родительская суббота — день поминовения усопших.
В народе считалось, что Троица является днем, когда на землю спускаются души умерших. Поэтому все окна и двери пышно украшались зелеными ветвями. В них, согласно поверьям, и прятались духи родственников.
По народной традиции, в этот день следует поминать усопших на кладбище, принося поминальную еду, берёзовые ветки, цветы и венки. С давних времён, чтобы помянуть своих умерших, принято было устраивать ритуальную трапезу. Традиционными блюдами такой трапезы считаются кутья, яйца и блины.
Ещё одним обычаем Троицкой субботы является обязательная раздача милостыни всем нуждающимся
День Святой Троицы — выходной, работать в этот большой христианский праздник считается грехом.
Также в церкви освящают ветки и букеты зеленых растений. Окропленные святой водой травы приобретают особую целебную силу
Нельзя на Троицу
К православной Троице следует хорошо подготовиться и тщательно убрать весь дом, чтобы не осталось ни одного грязного угла. Наши предки верили, что если встретить святое празднество в чистоте и порядке, удача не покинет до следующего года. Все это нужно сделать накануне.
Работать, стирать, заниматься уборкой, мыться, планировать глобальные события. По приметам, в этот день нельзя переезжать, иначе не приживетесь на новом месте. Нельзя тратить большие деньги, совершать серьезные покупки. Нельзя спорить, ругаться и играть в азартные игры, даже если это обычное настольное лото. Все, что связано с тратой денег, не принесет пользы.
Нельзя готовить праздничные блюда, это надо сделать накануне, в субботу. Хозяйки на Троицу готовили пироги. Маленький кусочек каждого такого пирога следовало засушить и хранить до свадьбы своих детей. Считается, что сухарик троицкого хлеба обязательно принесет удачу и благополучие новой семье.
На этот день пытались не назначать свадьбу, считалось, что ничего хорошего такую семью не ждет. Но вот сватанье и знакомство в этот день является хорошим знаком. Такой брак будет крепким и счастливым
Можно на Троицу:
Праздновать, веселиться, украшать дом веточками березы и цветами. Можно путешествовать, делать предложение любимой, справлять свадьбу. В этот праздник нет поста, поэтому можно есть любую мясную пищу и выпивать алкоголь, в меру, конечно.
По приметам, на Троицу хорошо надеть обнову, это принесет счастье, в доме на стол поставить новую посуду, к благополучию и миру в семье. Денежная примета — сложить все деньги в кошелек и постараться не тратить их в этот день вообще. Если удастся не потратить ни копейки, весь год вас будет сопровождать финансовая стабильность.
Молитва к Пресвятой Троице
В этот день с помощью молитвы можно избавится от грехов, попросить благословения Божьего и обрести счастье в личной жизни. Многие люди просят заступиться апостолов за заблудшую душу своего близкого человека или родственника. Найти праведный путь может и человек, который был искушен дьявольским вмешательством. Как утверждают священники, в день Троицы Бог простит любого, кто покается в грехах и обратится к нему за помощью и поддержкой.
Οт сна вοстαв, блαгοдаαрю Τя, Святαя Τрοицу, якο мнοгия рαди твοея блαгοсти и дοлгοтерпения не прοгневαлся еси нα мя, ленивαго и грешнαгο, ниже пοшубил мя еси сο беззαкοньми мοими; нο челοвекοлюбствοвαл еси οбычнο и в нечαянии лежαщαго вοздвигл мя еси, вο еже утреневαти и слαвοслοвити держαву Τвою. И ныне прοсвети мοи οчи мысленныя, οтверзи мοя устα пοучатися слοвесем Τвοим, и рαзумети зαпοведи Τвοя, и твοрити вοлю Τвοю, и пети Τя вο испοведαнии сердечнем, и вοспевати всесвятοе имя Τвοе, Οтцα и Сынα и Святοгο Духα, ныне и приснο и вο веки векοв. Αминь
Источник: https://archive.smiruponitke.info/article/den-svyatoi-troitsi-istoriya-prazdnika-traditsii-obichai
Святая Троица 2019: что означает праздник | Телеканал СТБ
16.06.2019
Святая Троица – это один из двенадцати основных христианских праздников. Отмечается на 50 день после Пасхи. Так что же означает праздник Святой Троицы в христианском мире? Подробнее читайте в нашем материале.
Больше по теме: Троица 2019: какого числа в Украине
День Святой Троицы считается одним из главных христианских праздников. Отмечать его следует на 50 день после Пасхи. Пятидесятницей его называют по одной причине. Просто вспомните историю про сошествие Святого духа на Апостолов. Оно свершилось именно в пятидесятый день по Воскресении Христовом.
Что символизирует праздник Святой Троицы?
Праздник Святой Троицы символизирует открытие Богом своей триединой сущности. Ранее верующие знали только Бога-Отца и Бога-Сына – Иисуса Христа. А на 50-й день после Пасхи все апостолы с Божьей Матерью и другим верующими молились в одной горнице.
Вдруг с неба раздался шум, после чего над каждым из учеников Христа возникли языки пламени – именно так явил себя апостолам Святой Дух, третья ипостась Триединого Бога.
Святой Дух дал апостолам умение говорить на языках, которых они прежде не знали, и с помощью этого дара они смогли проповедовать христианское учение среди разных народов.
Что означает Святая Троица (суть догмата)?
Согласно догмату о Святой Троице, который является центральным во многих христианских церквях:
- Бог Отец – ни от кого не рождается и ни от кого не исходит.
- Бог Сын – предвечно рождается от Бога Отца.
- Бог Святой Дух – предвечно исходит от Бога Отца.
Все три лица (сущности) Троицы существуют в единстве. Это единство творит мир, промышляет о нем и освящает его.
В связи с этим понятно, что этот праздник действительно важен в христианской вере. Троица 2019 будет широко отмечаться в православных церквях.
Все верующие в этот день обязательно посещают храмы и церкви с самого утра, а после службы совершают праздничный обед.
Читайте больше интересных новостей в Viber и Telegram СТБ
Источник: https://www.stb.ua/ru/2019/06/16/chto-oznachaet-prazdnik-svyatoj-troitsy/
Троица в 2019 году: дата, традиции и особенности праздника, приметы
Отправной точкой отсчета времени наступления Троицы является Светлая Пасха. Праздник Троицы всегда отмечается на пятидесятый день и всегда выпадает на воскресенье. В 2019 году Пасха у православных была 28 апреля, поэтому Троицу будут праздновать 16 июня.
Традиции и особенности праздника
Ветхозаветная история содержит сведения о Боге-Отце, новозаветная – о его сыне Иисусе Христе, а о том, что есть третья ипостась – Святой Дух — люди узнали как раз на 50-й день после распятия Спасителя. Троица входит в число 12 главных христианских праздников.
Апостолы в этот день вместе с Богоматерью сидели в горнице на Сионе, и тут их охватили языки пламени (сошествие Святого Духа). После этого Петр, Павел, Лука, Фома и другие, будучи не особенно образованными и красноречивыми людьми, вдруг стали понимать разные языки и смогли проповедовать всем и каждому Слово Божие.
Этот день считается днем рождения Святой церкви. Именно в этот период тысячи людей, благодаря апостольским проповедям, приняли крещение и стали христианами.
В Троицу или, как ее еще называют Пятидесятницу, храмы украшают зелеными березовыми ветками, священнослужители надевают зеленые облачения, а прихожанки стараются прийти на богослужение в изумрудном платочке. Природа именинница, лето наступило и вот это обновление жизни, в том числе, отражает и праздник.
Троицкая родительская суббота
В субботу, 15 июня 2019 года, — Троицкая родительская суббота. Она предваряет праздник Троицы. Принято ходить на кладбища и поминать усопших. В этот день можно молиться даже о тех, кто, предположительно, находится в аду.
Богослужение в церкви долгое – во время великой вечерни священник читает семь молитв, хор поет славящие стихиры. Впервые после Пасхи читаются коленопреклоненные молитвы.
Что можно и нельзя делать на Троицу
Народные поверья, обычаи и приметы, связанные с праздником Троицы, уходят корнями в эпоху язычества. Пятидесятница – день, когда на землю из природных водоемов выходили русалки, кикиморы, водяные. Березовые букеты, которыми украшали жилища, оберегали людей.
Понедельник за Троицей — день Святого Духа. Собирали травы, сушили их. Почему считались именно эти травы самыми целебными? В Духов день вся нечистая сила прячется.
На Троицу работать полностью запрещено. В частности, считается, что все культуры в огороде необходимо было высадить до этого дня, а в сам день Троицы все работы на поле и в огороде находятся под строгим запретом.
Также категорически нельзя трогать землю и в Духов день, который наступает на следующий день после Троицы – в этом году это 17 июня. По поверьям, в этот день наступают именины Земли-кормилицы. Поэтому великим грехом считаться пахать, рыхлить, сажать и т.д.
А вот после Троицы и Духова дня каких-то явных запретов нет. Поэтому можно высаживать те культуры, которые не удалось посадить ранее.
Народные приметы на Троицу
- в день праздника и на следующий день нельзя работать на земле, потому что она именинница;
- дождливая погода на Троицу – к урожаю;
- жаркая и сухая погода – к малым и редким всходам;
- в Троицу нельзя купаться, но умываться росой поощрялось;
- в этот праздник нужно постараться приготовить «зеленый стол»: застелить его зеленой скатертью, сделать салат из огурцов с травами, сварить «зеленые щи», даже яйца можно, как и на Пасху покрасить. Но только в зеленый цвет.
Источник: https://ap22.ru/paper/Troitsa-v-2019-godu-data-traditsii-i-osobennosti-prazdnika-primety.html
Икона Святой Троицы: значение, в чем помогает
Существуют десятки вариантов, которые запечатлеют красками на досках одно знаменательное событие – встречу трех странников. История святыни расписана в 18 главе Книги Бытия и перенесена на иконы с символическим значением, то изображая сцены с Авраамом и женой, странниками, то вырисовывая сюжет явления трех ангелов пред Авраамом.
Однако наиболее известной среди всех икон является икона Святой Троицы, представляющая Триединство Господа, написанная Андреем Рублёвым.
История иконы
Согласно историческим исследованиям, первое упоминание об иконе Святая Троица, написанной Андреем Рублёвым, датируется 1551 годом, когда она была упомянута в распоряжении в Стоглавом соборе.
Там речь шла о некой святыни Троицы (о ней знали участники земской церкви), которая вполне соответствовала канонам и могла быть взята за пример.
Кроме того, сведения о святыни содержатся и в другом источнике, а именно в «Сказание о святых иконописцах», где говорится о просьбе Никона Радонежского, второго игумена Троицкого монастыря, написать в похвалу отцу Сергею икону Троицы, однако эта версия вызывает некоторые сомнения, хотя и считается общепринятой.
В целом икона Отца, Сына и Святого Духа имеет всего две возможных даты создания: 1411 и 1425-1427 годы. Первая дата отсылает к постройке после пожара деревянного храма, а вторая – к постройке Троицкой церкви из камня. Оба числа опираются на возведение соборов, поэтому вопрос точного года создания иконы остается открытым на сегодняшний день.
Вот в чем не возникают неточности, так это с автором иконы Святая Троица. Им однозначно является Андрей Рублев. Хотя однажды, после очищения иконы, некоторые исследователи усомнились в авторстве русского иконописца, узрев в святыне итальянские мотивы, но вскоре это предположение было развенчано, а итальянскими мотивами оказалось влияние византийской живописи.
Значение иконы Святой Троицы
Как уже упоминалось ранее, икона Пресвятой Троицы имеет множество символических образов, которые формируют общее представление о событии, а также через детали раскрывают силу и значимость святыни для верующих.
Центральным предметом композиции является чаша. Она отображает страдания, муки Иисуса Христа, через которые Он готов пройти во имя искупления человеческих грехов. Красная жидкость, которую зальют в сосуд, знаменует Божью кровь, собранную после распятия Иисуса на кресте. Но и пока чаша не пустует, сейчас в ней лежит голова тельца – главный символ жертвенности.
У стола в полном молчании сидят три ангела, держа в руках скипетр, обозначающий власть. Их головы слегка наклонены друг к другу, а контуры фигур напоминают ключевой образ. За каждым из них имеется собственный символ. Бог Отец в пурпурном одеянии по центру благословляет, склоняя над чашей два пальца. Позади Него растет Мамврийский дуб, который у Андрея Рублева приобретает значение Эдемского древа жизни.
По правую сторону от Бога Отца сидит Святой Дух, а за Ним находится христианская церковь, так званый дом Святого Духа. Жестом руки Он благословляет и одновременно в повелительной форме направляет Сына путем страданий. Бог Сын восседает напротив. Его голова смиренно опущена, а взгляд полный готовности направлен на чашу. За спиной Христа возвышается гора – символ искупления, на которую Ему определенно взойти.
В чем помогает молитва перед иконой святой троицы
Что касается помощи, то икона Отца и Сына, и Святого Духа сильна в наставлении человека на путь праведный и в очищении от греха. Святыня содействует молящимся в трудный период, вселяет надежду, когда необходимо преодолеть сложные жизненные испытания. Образ трех Святых поддерживает во время сильного волнения, переживаний, а также помогает при принятии важных решений.
Молитва перед иконой
Тождественно празднование иконы Трех ангелов приходится на «Пятидесятницу» (50-й день после Воскресенья Христова), но молитву верующие могут читать каждый день.
Без надобности к Святым никто не обращается, и благословлять, потому что так надо, тоже не стоит. Образ Троицы защитит и поможет каждому истинно просящему, стоит лишь от чистого сердца произнести слова молитвы перед иконой Святой Троицы:
Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем! Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, отрастем нашым и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любя, и грешники кающияся милуеши и благоутробне при-емлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.
(4 5,00 из 5)
Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-svyatoy-troitsy/
Троица 2019. Какого числа праздник, сколько дней отдыхаем, традиции и приметы
В воскресенье, 16 июня, украинцы будут отмечать День святой Троицы. Он входит в число двунадесятых христианских праздников, то есть 12 самых важных в году. Троица не имеет фиксированной даты, а является переходящим праздником, день которого меняется от года к году. Это связано с тем, что она празднуется на 50-й день после Пасхи, которая также имеет «плавающую» дату.
Как будем отдыхать
День святой Троицы является официальным праздником в Украине. На государственные праздники положен дополнительный выходной. При этом в законе говорится, что если праздник выпадает на нерабочие дни, то дополнительным выходным является следующий за ним понедельник. Поэтому на Троицу у украинцев будут длинные выходные: суббота 15 июня, воскресенье 16 июня – сам праздник святой Троицы – и понедельник 17 июня.
Что это за праздник
День святой Троицы имеет еще название Пятидесятница. Это пятидесятый день после Воскресения Христова (Пасхи) — праздника, к которому привязаны многие другие церковные даты.
Корни праздника уходят еще в дохристианские времена. Давным-давно в Израиле это был земледельческий праздник жатвы. В этот день в жертву приносились плоды первого урожая, который начинали собирать к концу мая. Потом, в ветхозаветные времена, в эту дату начали отмечать Синайский Союз Моисея с Богом, который произошел примерно на 50-й день исхода евреев из Египта.
После Нового завета в этот день отмечается сошествие Святого духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед тем, как вознесся на небо. Сошествие Святого Духа указывало на тройственность природы Бога – он есть Отец, Сын и Святой дух. Последний сошел с небес в виде огненных языков в знак того, что он имеет силу жечь грехи, а также очищать и согревать души, и дал апостолам дар проповедовать.
В этот день в Иерусалиме был праздник, на который съехалось много евреев. Апостолы пошли проповедовать им Слово Божье, и около трех тысяч человек уверовали и приняли крещение. Считается, что именно в этот день апостолы стали истинными посланниками Бога на земле.
После сошествия Святого Духа апостолы, кроме чтения проповедей, также научились исцелять и пророчествовать, а также говорить на разных языках. После этого они разбрелись по всему миру, чтобы нести Слово Божье как можно большему количеству людей.
Как праздновать Троицу
Это очень важный для церкви праздник, и на него в храмах отправляется одна из самых красивых и торжественных служб. Священники и прихожане молятся о даровании благодати Святого Духа всем присутствующим, а также уже умершим.
Одна из главных примет Дня святой Троицы – травы и цветы. Травой декорируют храмы. Пучками трав и цветов, которые освящают в церкви, потом украшают дом. Также для украшения жилища и икон используются молодые ветки деревьев. Все это символизирует продолжение жизни, процветание и обновление души.
В этот день принято накрывать праздничный стол с пирогами и блинами, звать гостей и самим ходить к родственникам и друзьям.
Также в этот день традиционно гадают молодые девушки. К примеру, есть гадание на венке. Утром девушка шла в церковь с венком, а вечером пускала его по реке, загадав свое самое сокровенное желание. Если венок плывет по течению – желание сбудется, если же его прибьет к берегу – то нет.
Другое гадание – на травах. Перед сном нужно положить под свою подушку 12 трав, среди которых должны быть чертополох и папоротник. При этом нужно сказать: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!» Во сне должен явиться будущий жених.
Хорошая примета – свататься на Троицу. В народе верили, что сватанье в День святой Троицы и венчание на Покрова – это залог счастливой и успешной семейной жизни. А вот жениться в этот день не стоит — по народным поверьям, между супругами встанет кто-то третий.
Собранные на Троицу травы и цветы обладают особой целебной силой. Их используют в лечебных целях, а также для травяных чаев.
День накануне Троицы – это Троицкая родительская суббота. В этот день принято ходить на могилы к умершим родственникам.
Источник: https://strana.ua/news/142626-svjataja-troitsa-prazdnik-kohda-troitsa-v-2019-hodu-traditsii.html
Сильная молитва святой троицы
Религиозное чтение: сильная молитва святой троицы в помощь нашим читателям.
Праздник святой Троицы считается одним из самых важных праздников в Православном Христианстве! Все верующие ждут его с нетерпением!
Очень важно провести этот день правильно! Сходите в церковь, прочитайте молитву, подумайте о хорошем, о светлом!
Господь Бог обязательно услышит Ваши молитвы!
День Святой Пятидесятницы издревле считается днем рождения Церкви Христа-Спасителя, созданной не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божественной благодати Святого Духа, от Отца исходящего и Единородным Его Сыном ниспосланного апостолам Его (по обетованию в Святое Свое Вознесение) Поздравляю всех вас, братья и сестры, с этим знаменательным и величайшим для всех праздником. Мира вам и многая благая лета во Святой Спасительной Вере Православной!
Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая.
Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.
Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.
В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы.
Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи.
Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.
В этот День очень важно прочитать специальные молитвы! Прочитайте их с чистыми помыслами! Добрые мысли сделают Вашу молитву еще сильнее!
Молитва ко Пресвятей Троице
Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина,
что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде,
неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни,
и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем!
но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя:
мы же, страстем нашим и злым обычаем внемше,
в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония.
но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила,
во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любящи,
и грешники кающияся милуеши и благоутробне приемлеши.
на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими;
и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех,
в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою
и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое.
Тропарь праздника Святой Троицы, глас 1
Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.
Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрых ловцов [человеков], ниспослав им Духа Святого, и через них привлекший всю вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.
Кондак праздника Святой Троицы, глас 2
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа
Некогда, сойдя, Ты смешал языки и разделил народы, Вышний; когда же языки огненные раздавал, то призвал в соединение всех, и [теперь] согласно славим Всесвятого Духа.
Мощные молитвы! важно всем прочитать на троицу!
Всех с наступающим праздником! Здоровья нам всем и благополучия!
Всех с наступающим праздником! Здоровья нам всем и благополучия!
Праздник святой Троицы считается одним из самых важных праздников в Православном Христианстве! Все верующие ждут его с нетерпением!
Очень важно провести этот день правильно! Сходите в церковь, прочитайте молитву, подумайте о хорошем, о светлом!
Господь Бог обязательно услышит Ваши молитвы!
День Святой Пятидесятницы издревле считается днем рождения Церкви Христа-Спасителя, созданной не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божественной благодати Святого Духа, от Отца исходящего и Единородным Его Сыном ниспосланного апостолам Его (по обетованию в Святое Свое Вознесение) Поздравляю всех вас, братья и сестры, с этим знаменательным и величайшим для всех праздником. Мира вам и многая благая лета во Святой Спасительной Вере Православной!
Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая.
Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.
Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.
В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы.
Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи.
Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.
В этот День очень важно прочитать специальные молитвы! Прочитайте их с чистыми помыслами! Добрые мысли сделают Вашу молитву еще сильнее!
Тропарь праздника Святой Троицы, глас 1
Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.
Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрых ловцов [человеков], ниспослав им Духа Святого, и через них привлекший всю вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.
Кондак праздника Святой Троицы, глас 2
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа
Некогда, сойдя, Ты смешал языки и разделил народы, Вышний; когда же языки огненные раздавал, то призвал в соединение всех, и [теперь] согласно славим Всесвятого Духа.
Источник: https://xn-----6kccgdvsdzky9au.xn--p1ai/silnaya-molitva-svyatoj-troitsy/
Троица
-
бог не дурак, любит пятак — см.: пятак Словарь русского арго
-
пятак — ПЯТАК, а, ПЯТАЧОК1, чка, м. 1. Что л. количеством пять, пятьдесят, пятьсот и т. д., напр. пять рублей, пять баллов (оценка), пять лет тюремного за ключения, пять километров (дистанция) и т. п. 2. Нос, лицо. Дать в пятак (ударить). Получить в Словарь русского арго
-
БОГ ЛЮБИТ ТРОИЦУ. — Бог не дурак, любит пятак (Бог не нищий, любит тыщу) диал., погов. перед.: Бог любит троицу. Говорящий оправдывается, почему он(она) пользуется чьими то услугами неоднократно Толковый словарь современных разговорных фразеологизмов и присловий
-
пятачок — ПЯТАК, а, ПЯТАЧОК1, чка, м. 1. Что л. количеством пять, пятьдесят, пятьсот и т. д., напр. пять рублей, пять баллов (оценка), пять лет тюремного за ключения, пять километров (дистанция) и т. п. 2. Нос, лицо. Дать в пятак (ударить). Получить в Словарь русского арго
-
На дне (пьеса) — У этого термина существуют и другие значения, см. На дне. На дне Максим Горький Язык оригинала: русский Год написания: 1901 1902 «На дне» вероятно, самая известная пьеса Максима Википедия
-
ПЬЯНСТВО — Для почину выпить по чину. Чай, кофей не по нутру; была бы водка поутру. Он не пьет, однако не проливает (наземь не льет). Винцо не пшеничка: прольешь не подклюешь. Пить не пьет, а и мимо не льет. Он не пьет, а только за ухо (за ворот) льет. Как В.И. Даль. Пословицы русского народа
Вешают на Иванушку – Дурачка убийство и опускают в ШИЗО.
Русская народная сказка.
Ум человеческий извращен, неустойчив, и изменчив как флюгер!
Есть и такая суета на земле: Праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. Еккл 8,14Согрешил: неверием, маловерием, надеждой не на Бога а на людей и на собственные силы
Без сокрушенного духа служить Богу немыслимо. Пользоваться гордым человеком Господь не может.
Трудно постичь эту истину, тем более молодому, уверенному в себе человеку. А между тем гордыня – то есть превознесение себя любимого есть тягчайшее из зол не только пред Богом. Много горя и позора имеет от собственного самомнения сам человек.
Без произволения Божьего не можем мы ничего совершить! Включая собственную славу и собственную смерть! Бессмысленно противиться промыслу Божьему.
Вот послушайте какая история приключилась в достославном городе Белгороде с одной влюбленной парочкой. И всё потому, что решили они быть выше Бога, круче яиц и тем более святее Ромео и Джульетты.
Много сейчас молодых людей мечтают о славном конце недолгой бесславной жизни. О славе и почете пусть даже и посмертных.
Кидаются парами с крыш, Обстреливают ненавистных серых обывателей из дробовика и отстреливаются от ОМОНа, транслируя всё, включая собственное самоубийство в сети интернета. Смотри:
Понос как божий дар.
Философические теории о смысле жизни. Что в силах человека, а что в воле Бога. И есть ли Бог? Или это просто вселенский разум, Что такое вселенная: Это квартира, город, Губерния?
Как обычно куча мнений в диапазоне от: Всё в руках человека (надо только почаще мыть их) до Всё в руках Господа! Господа и случая!
Но ведь случай тоже в руках господа? Случай может быть и не в руках Бога, когда он попускает происки дьявола. Дьявол, выходит тоже слуга Божий, только провокатор, чекист, засланный казачек. Промежуточные варианты : треть случай, треть Бог, треть сам человек!
Гена, друг автора этих строк утверждает: все сто процентов зависит от человека! И не надо валить с больной головы на здоровую. Случай это сегодня здесь – завтра там! Бог? Почему он не приходит, когда его просят? На Бога опереться нельзя! И только на себя человек может надеяться а остальное приложится.
Шпала в ответ всегда всем подобным мудрецам приводил один и тот же аргумент: (наверное, от скудости ума или недостатка практического опыта по жизни) Вот он сидит в зоне. Сидит да сидит себе. В зоне всего предусмотреть нельзя.
Возьмут вдруг да и расстреляют без суда и следствии «При попытке к бегству» Или ночью менты удавят в карцере! И при чем тут человек берущий всю ответственность на себя? Вот у него личный пример: последний год срока распечатал.
«На одной ноге простоять, на параше отсидеть можно» и вдруг вызывает кум в штаб
Это конечно в подлиннике прочитать лучше! Смотри: Под раскруткой за убийство. proza.ru/2013/07/22/1269
А так вкратце вешают на него убийство и опускают в ШИЗО. Я же вам говорю, что в зоне всего предусмотреть нельзя. И на нож налететь можно и топор на калган поймать, И на цыркулярке раздвоиться
Короче, катит судьба по вытканному жизненному пути. Принимай!
Но и тут ведь не без юмора! Всё бывает. Умер человек на зоне, погиб в лагерных разборках, пошел под раскрутку на долгую пятнашку за групповое убийство, пошел под расстрел Это Гене объяснять бесполезно! Дескать, человек сам себе неосознанно такую дорожку выбрал, а она его привела, завела!
А когда тебе сегодня предъявляют за убийство, а через десять дней сообщают: Ну погорячились, мол, пятнадцать суток в карцере отсидишь да выйдешь А чего ты за эти десять дней в камере о себе и о судьбе не передумаешь. От то самый цымус! Тут уже как не вертись, на всевластие человека над Богом и случаем не спихнешь.
Так что 100% процентов в руках человека ну никак не получается! И опять дроби пошли? Что же делать? А жизнь идет! Может Гене и дано самому своей судьбой распорядиться.
Только сумлеваюсь я, что ума у него на все это хватит! Стремно как то верить Гене больше чем Богу!!! А у самого вывод однозначный: жизнь комедия! И нужно делать в ней то, что от тебя зависит, а дальше будь оно как будет.
И еще Бога любить и славить! Ибо он нам этот мир подарил на некоторое мгновение. С кем же, если не с ним? Лучше с умным потерять, чем с дураком найти!!!
Святая Троица в православии
Святая Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Это одно из важнейших понятий православия.
Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.
Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.
Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.
Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.
Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.
Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».
Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»
Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.
3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.
Источник: https://iskra-m.ru/2019/11/troitsa/