Сколько всего есть Евангелий

МОСКВА, 12 мая — РИА Новости, Антон Скрипунов. Православная церковь отмечает день жен-мироносиц, которые были свидетельницами смерти и воскресения Христа. Этот праздник еще называют православным женским днем. Кем были те женщины, почему шли за Иисусом, даже когда его ученики рассеялись, и можно ли считать мироносиц первыми апостолами — в материале РИА Новости.

«Нет такого праздника»

Во второе воскресенье после Пасхи во многих православных храмах принято поздравлять прихожанок. Этот день еще называют всеженскими именинами.

Действительно, именно женщины стали участницами ключевого евангельского события, хотя из Писания о них мало что известно. Кем они были до того, как стали ученицами Христа? Почему пошли за ним? Почему, в отличие от апостолов, были рядом с Учителем во время его казни?

«День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди».

Но кто именно из них первыми пришли через день ко гробу, неся приготовленные для омовения усопшего масла? Однако тела Христа, как свидетельствуют евангелисты, в гробнице не было — лишь «два мужа в одеждах блистающих» около нее.

«Что вы ищете живого среди мертвых?»— спросили они женщин и напомнили о том, что им говорил Спаситель: его предадут смерти, а на третий день он воскреснет.

«И вспомнили они слова Его; и, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим. То были Магдалина Мария и Иоанна, Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам», — свидетельствует евангелист Лука. Правда, ученики Христа не поверили им.

Непонятно, кто именно был в числе «других». Церковное предание говорит о матери Христа Марии, некоей Сусанне, а также сестрах Лазаря, друга Христа, Марфе и Марии. Считается, что именно эти женщины были с Иисусом до конца его земной жизни. Поэтому Церковь и посвятила им отдельный праздник. Только это вовсе не Восьмое марта и даже не «всеженские именины».

«Вообще никакого гендерного фактора тут нет. Идея, что это праздник совокупно всех святых женщин к уставу этого дня не имеет никакого отношения. Это уже современная интерпретация. Это день памяти именно жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, которые позаботились о погребении Христа. И не более того», — отмечает протоиерей Максим Козлов.

Загадка Магдалы

Изначально в христианском учении нет гендерных различий. Поэтому нет и отдельных праздников в честь святых мужчин или святых женщин.

«Нет и возрастных праздников, как нет в вечности ни престарелых святых, ни святых младенцев. Святость индивидуальна и предполагает личностные характеристики, достигшие максимального развития у конкретного человека. Святость не предполагает каких-то групповых объединений. Разве что по типу подвига — преподобные, блаженные, мученики и так далее», — объясняет отец Максим.

Поэтому учение Христа для своего времени было революционным. Об этом говорят не только богословы и историки религии, но и археологи.

Десять лет назад группа мексиканских исследователей провела раскопки возле города Мигдаль, что на берегу Кинеретского озера. Вокруг этого сравнительно небольшого водоема происходила большая часть евангельских событий.

Мигдаль — современное название города Магдала, где родилась Мария Магдалина. Раскопки на его месте проводились еще в 70-х годах XX века, однако тогда археологи ничего особенного не нашли. А вот открытие мексиканских ученых, с одной стороны, стало сенсацией, а с другой — добавило вопросов.

«Прямо на берегу озера мы обнаружили постройку I века нашей эры, которая сначала была складом, а потом ее переоборудовали в синагогу. Стены были покрыты фресками, а пол украшен мозаичными узорами», — отмечают археологи.

До этого долгое время считалось, что иудеи молились исключительно в Иерусалимском храме вплоть до его разрушения в 69-м году. Это было одним из весомых аргументов сторонников теории неправдоподобности евангельских событий — в Писании ведь неоднократно говорится, что Христос учил в синагогах.

Однако даже спустя десять лет после этого открытия ученые спорят, была ли синагога в Магдале единственной в окрестностях. Если да, то этот город был религиозным центром для жителей западного побережья озера. А среди них была не только Мария Магдалина, но и апостолы.

«Магдала часто упоминается в древних источниках как безопасное место для рыбалки. Можно уверенно предположить, что Иисус с учениками часто бывал в ее порту и что именно здесь он призвал своих первых учеников», — полагают мексиканские археологи.

Отсюда и версия о том, что в числе первых апостолов были и женщины — не только Мария Магдалина. Но интересно, что все четыре евангелиста называют первой свидетельницей воскресения Христа именно ее.

А вот одна ли она пошла ко гробу Учителя, чтобы умастить его тело благовониями (в частности миром — отсюда и «жены-мироносицы»), или нет — по-прежнему загадка. Иоанн утверждает, что одна. Лука говорит, что с ней были Иоанна и мать апостола Иакова Мария.

У Марка — только Мария Иаковлева. А у Матфея без уточнений: «другая Мария».

Очевидно лишь одно: женщины стали последовательницами учения Христа одними из первых, несмотря на то, что оно расходилось с некоторыми предписаниями иудаизма.

«В Галилее тогда жили особенно религиозные люди, которые строго соблюдали законы Торы (священной книги иудаизма. — Прим.ред.)», — подчеркивают исследователи.

«Иной статус»

«Последователей и последовательниц у Христа при его жизни было не так уж и много. Вся первоначальная Иерусалимская церковь (появившаяся после смерти Христа. — Прим. ред.) — всего несколько тысяч человек», — отмечает отец Максим Козлов.

Впрочем, в самой Магдале христианская община, возможно, была крупной. Об этом свидетельствуют остатки византийских церквей V-VI веков, которые построены, судя по всему, на месте более древних молелен. В одном из таких храмов ученые нашли свидетельства того, что женщины в раннем христианстве, по крайней мере на родине Марии Магдалины, имели высокий статус.

В 2017 году археологи наткнулись на храмовую мозаику с надписью, что церковь построила местная жительница по имени Сусанна. Что интересно, она упоминается без имени мужа, хотя это противоречит древнеримским обычаям: тогда у женщин практически не было прав, и они рассматривались чуть ли не как «тень своих мужчин».

А тут получается, что в первые века христианства были общины, которые содержали женщины. «Это говорит об их более высоком, чем принято думать, статусе в христианском сообществе», — отмечают проводившие раскопки археологи.

Во многом, по мнению ученых, это дань уважения именно женам-мироносицам, которые своим примером показали, что в новой, христианской, религии нет гендерных условностей. А Церковь их чтит за самоотверженную верность Спасителю, которая является примером для всех верующих — и женщин, и мужчин.

Источник: https://ria.ru/20190512/1553367886.html

Сколько всего существует Евангелий?

Сколько всего есть Евангелий

Евангелие в свободном переводе с греческого языка означает «благая весть», «благовестие». В текстах Евангелий описываются вся земная жизнь Иисуса Христа, Его деяния и учение. Термин «Евангелие» употребляется в Евангелии от Матфея (Мф. 4:23, Мф. 9:35, Мф. 24:14, Мф. 26:13) и в Евангелии от Марка (Мк. 1:14, Мк. 13:10, Мк. 14:9, Мк.

16:15), а также в других книгах Нового Завета не в значении «книга», которое было введено позже, а в значении «благая весть», например: «И сказал [Христос] им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». (Мк. 16:15)
По сути дела, в более широком смысле слова Евангелие – это весть о спасении рода человеческого и наступлении Царства Божия, провозглашенная Иисусом Христом и доносимая апостолами до всего человечества.

Всего известно четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, которые признаны Отцами Церкви каноническими (твердо установленными, принятыми за образец).

В первых трех текстах содержится немало параллельных мест, эти тексты также именуются синоптическими (от греческого слова «обозрение») с XVIII века, после того они были изданы в 1776 году в виде Синопсиса, то есть параллельными столбцами.

А вот Евангелие от Иоанна существенно отличается от синоптических как по содержанию, так и композиции. Оно было написано на несколько десятков лет позже книг других апостолов-евангелистов с целью дополнить их.

Текст Иоанна Богослова представляет теологическое описание Иисуса Христа как вечного Слова и уникального Спасителя человечества.

Об апокрифических евангелиях

Кроме четырех общепризнанных канонических Евангелий, существуют и так называемые апокрифы – тексты, которые Церковь не рассматривает как часть истинного христианского учения, даже если в самих апокрифах и говорится, что автором их был кто-либо из апостолов.

Стоит отметить, что апокрифические евангелия появились уже во второй половине II века нашей эры. В отличие от четырех канонических Евангелиях, информация, содержащаяся в апокрифических текстах, не имеет гарантии подлинности.

Более того, во многих апокрифах содержатся идеи, которые полностью либо частично противоречат апостольской традиции.

Первоначально слово «апокрифический» означало «тайный», потому что эти евангелические тексты предназначались лишь для особой группы посвященных людей, внутри которой они и циркулировали. И только позднее это слово стало означать «поддельный» и даже «еретический». С течением времени количество апокрифических евангелий все увеличивалось. Объяснить это можно разными причинами.

Во-первых, таким образом пытались заполнить пробелы в изложении подробностей жизни Иисуса, которые оставались в канонических Евангелиях (например, возникли апокрифические евангелия о детстве Иисуса). Также целью авторов этих апокрифов являлась пропаганда их собственного учения среди верующих под видом того, что это были истинные Евангелия, происходящие от апостолов (например, евангелие от Фомы). Это прямо противоречило традиции Церкви.

На основании отрывочных сведений, содержащихся в трудах Отцов Церкви по поводу существующих апокрифов как таковых, а также исходя из ссылок на рукописные источники, известно, что количество апокрифических евангелий превышает пятьдесят. Ориген Александрийский пишет следующее: «У Церкви есть четыре Евангелия, у еретиков их множество» (Проповедь 1 по Евангелию от Луки, с.13, 1802).

Почему запрещены другие евангелия?

Всех же известных евангельских текстов намного больше, их количество исчисляется десятками. Но все они, за исключением упомянутых четырех Евангелий, в разное время были причислены к апокрифическим изданиям, т.е.

Святыми отцами Церкви они признаны не соответствующими религиозным канонам. При тщательном анализе и сопоставлении таких текстов большинство из них не выдерживают никакой критики, т.к. приводимые в них факты противоречат каноническим текстам Священного писания.

Хотя, конечно, в некоторых из них могут содержаться отдельные достоверные сведения.

О каком количестве евангелий известно на сегодня?

На самом деле точное количество всех апокрифических евангелий неизвестно. По некоторым данным оно составляет порядка несколько десятков текстов. Однако даже если бы точная цифра всех версий Евангелия и была бы известна, она бы постоянно менялась. Дело в том, что древние тексты находят до сих пор. Например, самое старое изложение «Протоевангелия Иакова» было обнаружено только в 1950-х годах, а «Евангелие Иуды» — в конце 70-х годов ХХ века.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто держит иконы на венчание

Наиболее известные апокрифические евангелия:

  • Евангелие от египтян;
  • Евангелие от ессеев;
  • Евангелие от евреев;
  • Евангелие от евионитов;
  • Евангелие от Петра;
  • Евангелие от Марии;
  • Евангелие от Никодима;
  • Евангелие от Филиппа;
  • Евангелие от Фомы;
  • Евангелие Евы;
  • Евангелие Иуды;
  • Евангелие от Варнавы (средневековая мистификация, написанная с мусульманских позиций);
  • Евангелие детства от Фомы;
  • Евангелие псевдо-Матфея;
  • Евангелие детства;
  • Тайное евангелие от Марка;
  • Протоевангелие Иакова;
  • Тибетское Евангелие;
  • Арабское евангелие детства Спасителя;
  • Учение двенадцати апостолов, или Дидахе;
  • Пастырь Гермы (Ерма);
  • Сказание об Успении Богородицы;
  • Хождение апостола Павла по мукам;
  • Папирус из Оксиринха (неканонический отрывок из синоптиков);
  • Папирус Эджертона (неканонический отрывок из Евангелия от Иоанна).

Три типа апокрифов

Около десятка апокрифов Церковь считает «положительными». Более того, например, по мнению некоторых отцов Церкви, Пастырь Гермы в свое время считался очень ценной и полезной книгой. Недаром он входил в один из первых христианских канонов священных книг.

Из этих «положительных», но так окончательно и непринятых Церковью апокрифических текстов, мы знаем о многих событиях (к примеру, подробности об Успении Пресвятой Богородицы), которые не описаны в канонических книгах Нового Завета, но считаются достоверными, т.к.

о них свидетельствует Священное Предание.

К таким «положительным» книгам, кроме «Пастыря», Церковь, в частности, относит:

  • Протоевангелие Иакова;
  • Учение двенадцати апостолов, или Дидахе;
  • Евангелие от Никодима;
  • Сказание об Успении Богородицы.

Кроме «положительных» книг среди апокрифов есть и бесспорно «ложные писания», которые имеют сектантское происхождение и способны внести немалое смущение в сердца верующих христиан. Среди них стоит особо выделить откровенные фальшивки:

  • Евангелие от Иуды;
  • Евангелие от Фомы;
  • Евангелие детства;
  • Хождение апостола Павла по мукам.

Это книги, созданные бывшими язычниками, в неполной мере воспринявшими христианское учение. В этих книгах авторы накладывали на евангельскую систему ценностей свои личные различные мировоззренческие представления.

По сути дела, вместо того, чтобы смотреть на мир глазами Евангелия, они на само Евангелие продолжали смотреть глазами язычников.

В результате такого переосмысления и появился целый ряд апокрифов, в которых можно встретить и идеи Спасителя, и христианские мотивы, но при этом книги наполнены совершенно иным, не евангельским, содержанием.

И все же главную опасность для истинных христиан представляет третий тип апокрифов, которые имеют полностью еретическое, сектантское происхождение. Они создавались разными людьми и в разное время, однако их главная цель – смутить верующих и привлечь их в свои секты.

Принцип, как всегда, был очень прост: какая-либо еретическая концепция сознательно облекалась в христианские формы, а получавшиеся в ходе такого «творчества» произведения распространялись под именами известных апостолов и святых. Типичный пример – «Тибетское евангелие».

Фрагмент одного из апокрифических евангелий

Конечно, чаще всего такие подлоги удавалось своевременно обнаружить и предотвратить их хождение среди христиан. Но было немало и таких случаев, когда еретики добивались своего, и им удавалось заманить в свои секты немалое число верующих.

Иногда такие апокрифы создавались не путем «придумывания» чего-либо нового, а в результате внесения серьезных правок в уже известные канонические тексты.

Так или иначе, но это создавало большие проблемы, поскольку фальшивки зачастую были настолько искусными, что выявить их могли только духовно зрелые, хорошо разбирающиеся в богословских вопросах.

Не изменилась ситуация и в наши дни. Немалое число людей привлекают «сенсационные» тексты, в которых Спаситель и истинное апостольское учение преподносятся несколько иначе, чем в канонических Евангелиях. И тут может возникнуть вопрос: а имеет ли это большое значение? Но недаром существует широко известное выражение – «дьявол кроется в мелочах»

Источник: https://daprosto.com/skolko-vsego-sushhestvuet-evangelij/

Евангелие

Сколько всего есть Евангелий

Слово Ева́нгелие (от греч. εὐαγγέλιον — благая весть, благовестие) — 1) Благовестие Христово (апостольское, христианское (1Кор.15:1)) о наступлении Царства Божия, о спасении человеческого рода от греха и смерти; 2) Книга (всего таких Книг — четыре), излагающая эту весть в форме повествования о воплощении, земной жизни, учении, обетованиях, спасительных страданиях, крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа.

Первоначально, в греческом языке классического периода, слово евангелие имело значение «воздаяние (награда) за радостную весть», «благодарственная жертва за радостную весть». Далее так стала называться сама радостная весть.

 Позднее слово евангелие приобрело религиозный смысл. В Новом Завете оно стало употребляться в специфическом смысле. В нескольких местах евангелие обозначает проповедь самого Иисуса Христа (Мф.4:23; Мк.

1,14-15), но чаще всего евангелие – это христианское провозвестие, весть о спасении во Христе и проповедь об этой вести.

Евангелие – книги Нового Завета, в которых присутствует описание жизни, учения, смерти и воскресения Иисуса Христа. Евангелие – это четыре книги, названные по именам авторов-составителей – Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В числе 27 книг Нового Завета Евангелия считаются законоположительными. 

Первые три канонические Евангелия (по Матфею, Марку и Луке) в библейской науке принято называть синоптическими (др.-греч. συνοπτικός, букв. «со-наблюдающий» от σύν, «вместе» и ὄψις, «видение, зрительное восприятие»). При сопоставлении этих трех текстов можно заметить, что Евангелия от Матфея, от Марка и от Луки содержат совпадающие по содержанию эпизоды («параллельные места»).

Кроме того, последовательность отдельных повествований также совпадает для двух и порой даже для трех этих Евангелий. Евангелие по Иоанну почти не имеет параллелей с первыми тремя Евангелиями. Если расположить Евангелия в четыре столбца, увидим, что когда говорят синоптики, обычно молчит евангелист Иоанн, и наоборот.

Евангелие по Иоанну, в соответствии с древней церковной традицией, называется Евангелием духовным (το ευαγγέλιο πνευματικό), что, конечно, не означает, будто оно более богодуховенно, чем другие три. Это характеристика не происхождения, но содержания Евангелия, которое глубже и таинственнее, чем синоптические, открывает догматический и духовно-нравственный смысл евангельских событий.

Само определение «духовное» в приложении к Евангелию по Иоанну принадлежит св. Клименту Александрийскому: «Иоанн, последний, видев, что те Евангелия возвещают земные дела Христа, написал, побуждаемый учениками и вдохновленный Духом, Евангелие духовное». Это свидетельство указывает, что Иоанн, по наитию Св.

Духа, счел необходимым восполнить изложенное у синоптиков и что по преимуществу духовный характер Евангелия обусловлен именно Тем, Чьи действия так ясно представляет и описывает апостол Иоанн.

Состав канонических книг Библии определяется совокупностью правил в Православной церкви: 85 Апостольское правило (IV век), 60 правило Лаодикийского собора (364 год), 39-ое послание Афанасия Великого о праздниках (IV век), Стихи святого Григория Богослова (IV век), Стихи святого Амфилохия Иконийского (IV век), 33 правило Карфагенского собора. Однако структура из четырёх Евангелий была признана христианами уже к концу II века. В дальнейшем Святые Отцы и Учители Церкви написали толкования на Евангелия. Среди толковников Евангелия можно отметить, например, святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке, а также блаженного Феофилакта Болгарского, жившего в XI веке.

Вынос Евангелия и его чтение — один из самых торжественных моментов православного богослужения, согласно заповеди Иисуса Христа «проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15), оно читается во время утрени, всенощного бдения, Божественной Литургии, молебнов на некоторых церковных Таинствах и требах. Для этой цели используется специальное богослужебное (напрестольное или требное) Евангелие. 

Богослужебное Евангелие разделено на фрагменты  (зачала). В Евангелии по Матфею церковных зачал 116, по Марку – 71, по Луке – 114, по Иоанну – 67. 

***

Всё ли разрешено, что не запрещено в Евангелии?

Ответ на вопрос, что можно делать, а чего нельзя, нередко волнует верующих. Что касается связанных с ним искажений и злоупотреблений, чаще обычного они проявляются не в Православной, а в протестантской среде.

Особенно ярко превратное отношение к этой тематике обнаруживается в связи с пересмотром в этой среде фундаментальных христианских ценностей (обусловленных, в частности, изменением отношения к браку, взаимоотношениям полов, практикой неоправданно грубого вмешательства в семейные дела, участившимися случаями компромиссов в сфере вероучения).

Действительно, Евангелие не даёт нам абсолютно раскрытого (вплоть до мельчайших деталей, подсказок на всевозможные затруднения) учения о христианской нравственности (Ин.21:25).

Данное учение представлено там в весьма сжатом виде (ещё более сжато оно было сформулировано Христом в виде двух заповедей: о любви к Богу и о любви к ближнему, как к самому себе (Лк.10:27)). Но это не значит, будто Божий закон не совершенен, будто всё то, что не запрещается текстом Евангелия (если запрет не означен в чеканных, развёрнутых формулировках), разрешено.

Скажем, многое из того, что не раскрыто в Евангелии, раскрыто в других Книгах Священного Писания Нового Завета.

Вместе с тем множество нравственных положений дано и раскрыто в канонических и неканонических Книгах Ветхого Завета (несмотря на отмену обрядовых норм ветхозаветного закона Моисея, нравственные нормы, преподанные в проповеди пророков, не утратили актуальности для христиан).

Более пространно и обстоятельно закон Божий представлен в Священном Священном Предании Церкви (напомним, Предание включает в себя и ту часть апостольской проповеди, что вошла в состав Книг Священного Канона, и ту, которая была передана Церкви устно; кроме того оно включает множество памятников святоотеческой письменности, Соборные правила и постановления; древние Уставы и много другого).

Протестанты, отвергая авторитет Священного Предания, сами лишают себя столь драгоценной сокровищницы знаний (см. подробнее: Церковь без Предания — Церковь?).

Наряду с Богооткровенным учением о нравственности, существует естественный нравственный закон. В той или иной мере этот закон известен каждому человеку: он проявляется в голосе совести. Чем выше уровень духовного совершенства человека, тем яснее воспринимает он этот голос.

Как правило, всего перечисленного бывает достаточно для ориентирования в различных жизненных ситуациях. В наиболее затруднительных случаях христианин имеет возможность обратиться за помощью к добродетельному, духовно мудрому наставнику (например, священнику, старцу), и уже тот, с высоты своего духовного опыта (при помощи Божьей) поможет найти нужный ответ, принять верное решение, сделать взвешенный выбор.

Наконец, помимо церковных законов христианина могут ограничивать гражданские и уголовные законы (не противоречащие воле Божьей). Это согласно со словами Спасителя: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21).

Почему мы считаем Евангелие истинным, и чем подтверждается его истинность?

По учению Церкви, Евангелие, как и все Книги Священного Писания вообще, обладает достоинством богодухновенности (2Тим.3:16). Это значит, что все четыре Евангелия были составлены при особом Божественном содействии; что все Евангелисты, трудясь над написанием Евангелий, вдохновлялись Духом Святым.

Поскольку Бог никогда никого не обманывает и не обманывается, постольку составленные под Его руководством Священные Книги считаются истинными.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему люди хотели построить Вавилонскую башню

Для искренне верующего христианина достоверность Святого Евангелия не подлежит ни малейшему сомнению. Но как развеять сомнения тех, кто ещё только стоит на межрелигиозном распутье? Ведь и представители прочих верований почитают свои «Писания» истинными; истинность же Евангелия, в подлинном, Православном понимании, ими опровергается (в противном случае что бы им мешало обратиться в Православие?).

Несмотря на то, что глубина многих Евангельских истин превосходит возможность их доказательства силой ограниченной человеческой мысли, в значительной мере достоверность Евангелия всё же может быть подтверждена путём рассудочных доводов.

1) Первое, на что обращают внимание в этой связи, — реализованные, сбывшиеся пророчества.

С одной стороны, многое из того, что описано в Евангелии, было возвещено ещё во времена Ветхого Завета, за столетия до Пришествия Христа. С другой стороны, само Евангелие содержит пророчества, многие из которых с точностью сбылись, а другим ещё только предстоит найти реализацию в событиях будущего.

Сбыточность ветхозаветных пророчеств, реализованных на Христе, показывает, что озвучившие эти пророчества святые были движимы не собственным разумом, но Высшим, Божественным (2Пет.1:21). Стало быть, Христос — истинный Мессия.

Рализация пророчеств, озвученных Им Самим (о разрушении Иерусалима, о Сошествии Святого Духа в День Пятидесятницы), в ещё большей степени подтверждает Его Мессианское достоинство, истинность Его слов, Его учения.

2) На Божественное достоинство Христа указывали совершаемые Им чудеса. Сам Он говорил об этом так: «ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин.5:36).

Кроме того, чудеса раскрывали и подтверждали некоторые детали Его Благовестия (положим, Воскресение Христа служит залогом всеобщего воскресения в будущем).

Собственно, два этих признака являются определяющими и для подтверждения Сверхъестественного Откровения как такового (см. подробнее: Сверхъестественное откровение Божие).
Вместе с тем достоверность Евангелия подтверждается дополнительно следующим:

3) Библейская археология доказывает истинность Евангелия как исторического документа.

4) Евангелия удовлетворяет религиозным запросам человеческой души.

5) Опыт святых артикулирует истинность Благовестия как учения, направленного на освобождение человека от власти греха, способствующего нравственному преображению людей.

Кто является автором Евангелия?

Нередко приходится слышать: «Автор Евангелия Матфей» или «автор Евангелия Марк» и т. д. Однако говорить так — не совсем правильно. Священное Писание – результат синергийной (совместной) деятельности, соработничества Бога и человека, в случае составления Евангелия — Бога и апостолов Матфея, Марка, Луки, Иоанна.

При составлении Книг Священного Писания человек не являлся пассивным орудием Бога (обезличенным инструментом, действовавшим наподобие медиума), но был сотрудником, соучастником всеблагого Божественного действия. Вдохновляя священнописателей, Бог не нарушал их свободы, не блокировал разум, не насиловал волю, не лишал их рассудка.

Возводя их в вышеестественное благодатное состояния, Он открывал им те истины, те требования Своей святой воли, которые считал нужным открыть, а они осознанно и свободно, но верно, облекали их в ту или иную литературную форму.

Евангелие переводится как «Благая весть». А в чем, собственно, заключается эта Благая весть?

Ещё до начала общественного служения Христа Предтеча Господень, будучи вдохновляем Святым Духом, призывал народ к покаянию и свидетельствовал, что «приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2). Это призыв был связан с началом нового этапа в истории человечества. Выражаясь словами святителя Афанасия Александрийского, «Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал богом».

Можно сказать, что в этом кратком, но ёмком теологическом тезисе отражается суть Благой вести.
Можно высказаться и чуть более пространно.

Вочеловечившись, Бог преподал людям спасительное учение, совершил Искупление, открыл путь в Царство Небесное, создал Церковь, под руководством и в лоне которой человек может достигнуть истинной цели своей земной жизни: уподобления Богу, единения с Богом и ближними, наследования вечной блаженной жизни; и призвал в неё всех людей (Мк.16:15). 

***

Святые отцы безоговорочно признают чтение Евангелия мощнейшим фактором духовного возрастания личности, причём, на начальных ступенях воцерковления – именно Евангелия, а не Библии в целом.

«Евангелие (Мк.1:1 и др.) – слово греческое, значащее: благовестие, т.е. добрую, радостную весть Называются сии книги Евангелием потому, что для человека не может быть лучшей и более радостной вести, как весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении. Потому-то и чтение Евангелия в церкви каждый раз сопровождается радостным воскликновением: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»
Библейская энциклопедия архим. Никифора

Источник: https://azbyka.ru/evangelie

Как правильно читать Евангелие дома начинающему: чтение и молитвы

Сколько всего есть Евангелий

Евангелие является главной священной книгой для всех христиан, так как это живое слово Самого Господа Иисуса Христа.

Именно в Евангелии описывается земная жизнь и служение Спасителя, Его проповеди и наставления людям, чудеса, страсти, искупительная смерть за все человечество и последующее чудесное Воскресение из мертвых.

Всего существует четыре Евангелия, написанных апостолами Христа – Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Все вместе, как единое целое, они входят в состав второй крупной части Священного Писания (Библии) – Новый Завет.

Традиционно Евангелие читается в храмах за богослужениями, а также во время совершения таинств. Однако храм – не единственное место, где можно и нужно читать эту книгу, к ней также жизненно важно обращаться христианам и в своей частной, домашней религиозной жизни. В связи с этим, особенно у новоначальных верующих, часто возникает вопрос — как читать Святое Евангелие дома правильно?

Купить Святое Евангелие для чтения

Как читать правильно?

В ответе на этот вопрос можно выделить несколько определяющих моментов, на которые указывают и святые подвижники Божии, и известные современные священнослужители.

Во-первых, чтение Евангелие дома должно быть серьезным и осознанным с определенной подготовкой и настроем. Важно понимать, что в руках находится священная книга, само Откровение Божие, а потому к каждому слову в нем необходимо относиться со всей степенью внимательности.

Второй момент, особенно в ответе на вопрос — как правильно читать Евангелие дома начинающему? – это, конечно же, вера в прочитанное. На самом деле, эту книгу читали и читают не только христиане и даже не всегда вообще верующие люди. При этом каждый читающий Евангелие ищет в нем что-то важное именно для себя лично.

Однако христиане должны читать Слово Божие с полной верой в то, о чем в нем рассказывается, иначе, по слову апостола Павла: «и проповедь наша тщетна, тщетна и вера» (1Кор. 15:14). Это касается и описания чудес, и других различных событий из жизни Христа, а особенно Его славного Воскресения из мертвых. И, конечно, такое чтение важно подкреплять обращением к толкованиям святых отцов.

В таком случае, станет легче понять многие евангельские эпизоды.

Еще один важный момент – чтение Евангелия должно быть регулярным, систематическим. Конечно, хорошо обращаться к Слову Божию в каких-либо нуждах, тяжелых или радостных событиях в жизни, но христиане призваны обращаться к нему постоянно. Именно поэтому открывать Святое Евангелие нужно стараться как можно чаще, желательно ежедневно.

Как правильно читать Евангелие каждый день?

Отвечая на вопрос — как правильно читать Евангелие каждый день дома? – стоит отметить, что такое чтение должно быть логически выстроено. Пускай, Вы будете читать понемногу, но эти небольшие части должны логически начинаться и заканчиваться.

Один из самых распространенных видов чтения Евангелия – это с первого (от Матфея) и до четвертого (от Иоанна), хотя бы по одной главе в день. А может быть и другой вариант, например, по одной главе утром, днем (если есть возможность) и на ночь.

По завершении прочтения всего Евангелия надо снова возвращаться к его началу – таким образом, у человека формируется и закрепляется целостное восприятие прочитанного.

Кроме того, есть и конкретные святоотеческие советы по чтению этой священной книги. Так, по словам святых, верующим необходимо включать чтение Евангелия и других книг Нового Завета в свое домашнее молитвенное правило. Например, две главы из Деяний  и одну главу Евангелия в день. Но в целом, как было отмечено выше, здесь возможны разные вариации, исходя из возможностей и внутренних потребностей каждого конкретного человека.

Еще один часто задаваемый вопрос — как читать Евангелие в Великий пост дома? В данном случае помимо основных рекомендаций можно отметить еще несколько моментов. Во-первых, Великим постом чтение Слова Божия нужно усилить, то есть читать больше обычного. Во-вторых, можно уделить больше внимания описанию последних дней земной жизни Христа – Его проповедям, судам над Ним, страстям, смерти на кресте, Воскресению. Особенно такое чтение уместно на Страстной седмице.

Также имеет значение и то, как православный человек читает Святое Евангелие дома – стоя или сидя. В данном случае, опять же, есть разные советы. Конечно, в идеале читать священную книгу нужно стоя. Так, например, протоиерей Серафим Слободской в своей книге «Закон Божий» рекомендовал читать Слово Божие стоя, перекрестившись один раз до и три раза после чтения.

Однако даже если человек читает Евангелие сидя, что в целом не возбраняется, то делать это необходимо с благоговением (без закидывания ноги на ногу и т.п.), серьезно и осознанно, не отвлекаясь на посторонние темы.

В целом по данной теме можно привести известные слова святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».

Молитва перед чтением Евангелие дома

«Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет, и мысленная наши отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и блаженных Твоих заповедей страх, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Молитва после чтения Евангелие дома (к ней также можно обращаться и до чтения)

«Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Издания Евангелия по каталогу интернет-магазина

Источник: https://letopise.com/info/kak-pravilno-chitat-evangelie-doma/

Кто автор евангелия

Известно, что еще в I веке нашей эры существовало по крайней мере около 50-ти различных Евангелий и других религиозных текстов. Поэтому не мудрено, что во избежание путаницы и споров между христианами необходимо было выбрать лишь несколько из них.

Удивительно, но первый этой проблемой озадачился отнюдь не священник, а богатый судовладелец, а по совместительству богослов по имени Маркион. Именно он в 144 году создал перечень книг, которые, на его взгляд, являлись подлинными. Помимо нескольких религиозных текстов, в списке Маркиона значилось только одно Евангелие – от Луки.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда святой Николай приносит подарки

Вслед за Маркионом за дело взялись и официальные служители церкви. Однако окончательно соответствующими всем религиозным канонам были признаны только Евангелия от Луки, От Матфея, от Марка и от Иоанна. Священники объясняют подобный выбор тем, что авторство этих 4-х писаний не вызывает сомнений. К тому же именно в них наиболее полно и в то же время без излишеств излагается суть учения.

В то время как апокрифы содержат много ненужных бытовых сцен, а также загадок и шокирующих подробностей, которые не имеют никакой духовной ценности. Зачастую священнослужители в качестве довода упоминают и видение Иезекииля, когда пророку явились четыре животных с человеческими лицами. А святой Ириней, например, утверждал, что Евангелий должно быть именно четыре в соответствии с четырьмя сторонами света.

Однако некоторые исследователи предполагают, что остальные Евангелия перешли в разряд запрещенных потому, что в них содержатся не совсем лицеприятные сведения о жизни библейских персонажей, в частности о жизни Иисуса Христа.

Запрещенные Евангелия

Если следовать хронологии библейских событий, то одним из первых следует отметить «Протоевангелие Иакова». В этой книге описывается рождение, детство и юность матери Иисуса Христа Марии, вплоть до появления на свет Спасителя. В этой версии Евангелия содержится множество отрывков из других, канонизированных церковью текстов.

Исходя из названия данной книги, ясно, что на ее авторство претендует Иаков – сын отца Иисуса от первого брака. Однако эта версия не выдерживает критики, поскольку писатель был явно не знаком с иудейскими традициями. Об этом говорит, к примеру, тот факт, что, согласно тексту, трехлетнюю Марию отвели в храм, где она и жила до 12-ти лет.

Еще одно писание – «Евангелие детства», написанное, якобы, апостолом Фомой рассказывает о детстве самого Иисуса. В этом тексте маленький Иисус предстает перед читателем эдаким сверхчеловеком, причем, далеко не всегда добрым.

Он может очищать воду, а может и «иссушить» ребенка, попытавшегося снова замутить очищенный водоем. А взрослые, которые жалуются на проделки Христа, внезапно слепнут.

Однако, по мнению ученых, автором этого Евангелия никак нельзя считать Фому, так как согласно некоторым деталям повествования легко можно сделать вывод о том, что писатель не имеет ни малейшего представления о быте иудеев.

Кроме этих двух апокрифов, известны также Евангелия от Петра, от Марии, от Филиппа и от Варнавы, Евангелия Евы, Никодима и Иуды, Евангелие египтян, Евангелие двенадцати, Евангелие от евреев и другие произведения.

Евангелие

У этого термина существуют и другие значения, см. Евангелие (значения).

Христианство

Библия

Троица

История христианства

Христианское богословие

Христианское богослужение

Направления в христианстве

Критика христианства

Другое

Портал:Христианство

Портал Библия

Христианство • Иудаизм

п • о • р

Ева́нгелие (греч. εὐαγγέλιον «благая весть»; от εὖ «добро, благо» + ἀγγελία «весть, известие») — в христианстве, весть о наступлении Царства Божия и спасении рода человеческого, провозглашённая Иисусом Христом и апостолами. В узком смысле Евангелием называются повествования о рождении, земном служении, чудесах, крестной смерти, воскресении и вознесении Иисуса Христа, которые ко II веку оформились в виде четырёх канонических книг — Евангелий от евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Термин «Евангелие» употребляется в Евангелии от Матфея (Мф. 4:23, Мф. 9:35, Мф. 24:14, Мф. 26:13) и в Евангелии от Марка (Мк. 1:14, Мк. 13:10, Мк. 14:9, Мк. 16:15), а также в других книгах Нового Завета не в значении «книга», которое было введено позже, а в значении «благая весть», например:

И сказал (Христос) им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
(Мк. 16:15)

Евангельский канон

Евангелия входят в состав книг Нового Завета. Наиболее ранним источником, упоминающим четыре канонических Евангелия, является сочинение Иринея Лионского «Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)». В этом сочинении по именам авторов называются четыре Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Эти четыре Евангелия впоследствии вошли в состав канонических книг Нового Завета Библии, который был утвержден соборами в Православной церкви. Состав канонических книг Библии определяется совокупностью правил в Православной церкви: 85 Апостольское правило (IV век), 60 правило Лаодикийского собора (364 год), 39-ое послание Афанасия Великого о праздниках (IV век), Стихи святого Григория Богослова (IV век), Стихи святого Амфилохия Иконийского (IV век), 33 правило Карфагенского собора.

По мнению Дональда Гатриruen тексты исходно были анонимными, и авторство каждого Евангелия было согласовано только в начале второго века. В XVIII веке решение об авторстве впервые было поставлено под сомнение.

Первые три текста содержат немало параллельных мест, и именуются синоптическими (от др.-греч. σύνοψις — обозрение) с XVIII века, после того как Иоганн Якоб Грисбах издал их в 1776 году в виде Синопсиса, то есть параллельными столбцами.

Евангелие от Иоанна существенно отличается от синоптических как по композиции, так и по содержанию. Оно было написано на несколько десятков лет позже книг других Евангелистов с целью дополнить их.

Текст Иоанна Богослова представляет теологическое описание Иисуса Христа как вечного Слова и уникального Спасителя человечества.

С конца II века н. э. для указания на то, что различия между Евангелиями не нарушают единства христианского вероучения, священномученик Ириней Лионский говорит о них, как о едином Евангелии, данном христианам в четырех видах.

Евангелие от Иоанна сопоставляется с орлом, так как он особой возвышенностью своих мыслей высоко парит в небе подобно орлу, Евангелие от Луки — с тельцом, поскольку оно означает «священнодейственное и священническое достоинство» Христа Слова, Евангелие от Матфея — с человеком, так как оно «изображает Его явление как человека», а Евангелие от Марка — со львом, символизирующим «действенность, господство и царскую власть» Христа Сына Божия, то есть по аналогии с тетраморфом Иезекииля.

Евангелие в окладе, 1772 год, Москва

В Евангелиях содержатся описания рождения и жизни Иисуса Христа, его смерти, чудесного воскресения и вознесения, а также проповеди, поучения и притчи.

Каждый из авторов Евангелия делал упор на те моменты жизни и деятельности Иисуса Христа, которые он считал наиболее важными. Часть событий упоминается только в одних и не упоминается в других Евангелиях.

Синоптические Евангелия стали источником многих сюжетов, цитат и идей для европейской социальной культуры последующих столетий. Широко известны Рождество младенца Иисуса Христа, Нагорная проповедь и Заповеди блаженства, Преображение, Тайная вечеря, Воскресение и Вознесение. Основные, упомянутые в Евангелиях, события в жизни Христа постепенно стали отмечаться в качестве церковных праздников теми народами, которые приняли христианство.

Состав Евангелий

Состав книг Нового Завета (куда вошли Евангелия) был зафиксирован Церковью в IV веке, однако структура из четырёх Евангелий (синоптических и от Иоанна), была признана христианами уже к концу II века. В дальнейшем церковные деятели (святые отцы и учители Церкви) написали толкования на Евангелия. Среди толковников Евангелия можно отметить святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке, а также блаженного Феофилакта Болгарского, жившего в XI веке.

Христос с апостолами (Миниатюра из Сийского Евангелия. 1339 год)Армянская рукопись Евангелие, 1269 год

Канонические Евангелия

  • Евангелие от Матфея
  • Евангелие от Марка
  • Евангелие от Луки
  • Евангелие от Иоанна

Апокрифические Евангелия

  • Евангелие от египтян
  • Евангелие от ессеев
  • Евангелие от евреев
  • Евангелие от евионитов
  • Евангелие Евы
  • Евангелие от Петра
  • Евангелие от Марии
  • Евангелие от Никодима
  • Евангелие от Филиппа
  • Евангелие Иуды
  • Евангелие от Фомы
  • Папирус из Оксиринха (неканонический отрывок из синоптиков)
  • Папирус Эджертона (неканонический отрывок из Евангелия от Иоанна)
  • Тайное евангелие от Марка

Псевдоапокрифы

  • Евангелие от Варнавы (средневековая мистификация, написанная с мусульманских позиций)
  • Тибетское Евангелие

Евангелия детства

  • Евангелие детства от Фомы
  • Протоевангелие Иакова
  • Евангелие Псевдо-Матфея
  • Арабское евангелие детства Спасителя

Православие

Вынос Евангелия и его чтение — один из самых торжественных моментов православного богослужения, согласно заповеди Иисуса Христа «проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15), оно читается во время утрени, всенощного бдения, Божественной литургии, молебнов на некоторых церковных таинствах и требах.

Для этой цели используется специальное богослужебное (напрестольное или требное) Евангелие. В Русской Православной Церкви оно написано на церковнославянском языке и разбито не только на главы и стихи, но и на смысловые тематические зачала.

Оклад (риза) — переплёт такого Евангелия богато украшен выгравированными по металлу иконописными изображениями воскресшего Христа (в центре) с обращёнными к Нему евангелистами (по углам). Богослужебное Евангелие с заложенной вышитой золотистыми нитями парчовой закладкой, в храме находится в алтаре на престоле поверх антиминса (который освящается исключительно архиереем).

Несмотря на это, напрестольное Евангелие не освящается никаким особым церковным чином, так как сам текст Евангелия является священным. Освящаться может только его оклад — богато украшенная обложка.

Во время хиротонии во епископа архиереи на голову ставленника возлагают именно текст раскрытого для этого богослужебного Евангелия, во образ того, что в этом сам Христос своим Евангелием рукополагает священника в высший церковный сан.

Требное Евангелие — это богослужебное Евангелие уменьшенных (для удобства совершения различных треб) размеров.

Примечания

  1. БРЭ, 2007.
  2. Евангелие // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  3. В оригинальном древнегреческом тексте: греч. εὐαγγέλιον
  4. «Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)» Книга 3 Глава IX. Единого Бога, Творца неба и земли, проповеданного пророками, возвещают и Евангелия. Доказательство сего из Евангелия Матфея. • Глава X. Продолжение доказательств из Евангелий Марка и Луки. • Глава XI. Доказательства из Евангелия Св. Иоанна. Евангелий четыре.
  5. 85 правило святых апостол
  6. 60 правило Лаодикийского собора
  7. Святаго Афанасия, архиепископа Александрийскаго, из 39 послания о праздниках с толкованием епископа Никодима (Милаша). Правило 2. Дата обращения 25 сентября 2018. Архивировано 9 марта 2014 года.
  8. Стихи святаго Григория Богослова о том, какия подобает читати книги Ветхаго и Новаго Завета.
  9. Стихи святаго Амфилохия, епископа Иконийскаго к Селевку о том, какие книги приемлются.
  10. 33 правило Карфагенского собора
  11. 1 2 Harris, Stephen L., Understanding the Bible. Palo Alto: Mayfield. 1985.
  12. 1 2 3 4 Donald Guthrie, New Testament Introduction (Leicester, England: Apollos, 1990), pp. 37-40
  13. Owen Jarus. Mummy Mask May Reveal Oldest Known Gospel. LiveScience. January 18, 2015.
  14. Dei Verbum — «Слово Божие». Догматическая конституция о Божественном Откровении. Ст.18
  15. Ткаченко А. А. Канон библейский // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2012. — Т. XXX. — С. 212–257. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-031-8.
  16. Толкования на Мк. 16:14. bible.optina.ru. Дата обращения 11 декабря 2015.
  17. Толкования на Мк. 16:15. bible.optina.ru. Дата обращения 11 декабря 2015.

Источник: https://acoustic-fest.ru/kto-avtor-evangeliya-735/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Какое христианство в Армении

Закрыть