Что такое милосердие и сострадание

Милосердие в русской литературе

Определение 1

Вечные темы (в искусстве) — неисчерпаемы, всегда актуальные проблемы, которые можно по-разному интерпретировать в разные исторические эпохи.

К ряду вечных проблем относятся, конечно, противостояние добра и зла, света и тьмы, конфликт разума и чувства (или долга и чувства), вопрос смысла жизни человека и многие-многие другие. В список неисчерпаемых тем входит в том числе и проблема милосердия.

Определение 2

Милосердие — сострадательная и деятельная любовь, готовность помочь.

Однако понятие милосердия гораздо шире понятия сострадания. Австрийский писатель Стефан Цвейг в своём романе «Нетерпение сердца» выделял два вида сострадания:

  1. Сострадание малодушное и сентиментальное, которое и дало названию романа. Испытывая такой вид сострадания, человек стремится как можно скорее выбросить из головы неприятные мысли о другом;
  2. Истинное сострадание, проявляющееся в желании помочь, сделать всё, что возможно, и является милосердием.

Понятием-антиподом милосердия является равнодушие. Многие авторы сопоставляли две эти парадигмы поведения в своих произведениях, предлагая своим героям сделать важный морально-нравственный выбор.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В контексте русской литературы милосердие можно рассматривать как христианское понятие (поскольку религия оказала огромное влияние на сознание русских писателей). В библейском смысле милосердие — это заботливое, доброжелательное отношение к ближнему своему, обязательное для каждого христианина.

Тема милосердия часто встречается в литературных произведениях. Поскольку одной и целей литературы является научить чему-то читателя, дать ему пищу для размышлению и сделать его духовно лучше, авторы демонстрируют на страницах своих произведений примеры как истинного, так и поверхностного (в качестве анти-примера) милосердия.

Соня Мармеладова

Одним из самых ярких примеров проявления милосердия в русской литературы мы можем встретить на страницах романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой, во многом духовно противопоставленный образу главного героя романа, Родиона Раскольникова, демонстрирует читателям истинную силу милосердия.

Соня — человек, способный на истинное, деятельное сострадание. Ради своей семьи, живущей в бедности, она пожертвовала собой, начав заниматься проституцией. Умея искренне сочувствовать, Соня помогла не только своим родным, но и Раскольникову, милосердие которого не было по-настоящему христианским. Помогая другим, он словно шёл к некой цели, которой так и не достиг, в то время как Соня была бескорыстна.

Замечание 1

Милосердие Сони Мармеладовой — та самая сила, которая в конце романа спасла Раскольникова от полнейшей духовной гибели.

Лидия Михайловна

Известна своим милосердием и героиня рассказала Валентина Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна, преподавательница, в своём поведении основывалась на идеях понимания, любви и деятельного сострадания. Видя, что её ученик беден и не может позволить себе купить еду, но понимая, что тот не возьмёт у неё деньги, если она их ему предложит, она нарушает правила педагогической этики и начинает играть с учеником на деньги, специально поддаваясь.

Поведение Лидии Михайловны является проявлением истинного милосердия — желания что-то предпринять, чтобы помочь человеку, попавшему в беду.

«Чучело»

Проблема милосердия поднимается и в повести Владимира Железнякова «Чучело». Здесь автор демонстрирует поведение, диаметрально противоположное милосердию.

героиня, Лена Бессольцева, — изгой среди своих сверстников. Она подвергается травле, оскорблениям, обзывательствам. Она живёт в обществе жестоких детей, не знающих милосердия ни друг к другу, ни к старшим, ни к животным. Единственный в классе человек, способный на добрый поступок, в конце концов поддаётся давлению, трусит и предаёт доверившуюся ему Лену.

Замечание 2

Самой яркой сценой в повести, потрясающей своей жестокостью, становится эпизод, где одноклассники гоняют Лену по городу, словно волчья стая, крича «Сжечь Чучело!»

В конце повести Лена уезжает из города, конфликт разрешается, и автор пишет: «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода».

Несмотря на всё пережитое, Лена осталась такой же доброй, какой была в начале произведения. Она оказалась выше мести и простила одноклассников, её сердце не ожесточилось.

Маргарита

Не обошёл проблему милосердия и Михаил Афанасьевич Булгаков в своём легендарном романе «Мастер и Маргарита».

Здесь пример проявления истинного милосердия демонстрирует Маргарита. Она искренне сострадает всем обездоленным — Понтию Пилату, его собаке Банге и девушке Фриде. Став королевой бала Воланда, Маргарита получила возможность исполнить одно своё желание.

Несмотря на то, что больше всего на свете она хотела вернуть своего возлюбленного Мастера, единственное желание она потратила на то, чтобы избавить от проклятья девушку Фриду.

Рассказ Фриды о её судьбе так тронул Маргариту, что она, как истинно милосердная личность, не смогла не последовать зову сердца.

В конце романа Маргарита просит у Воланда за Понтия Пилата так же, как ранее просила за Фриду. Узнав, что Пилат две тысячи лун нёс своё наказание, а Банга оставалась с ним, разделяя его участь, Маргарита не смогла оставить всё так, как есть, и не попытаться изменить ситуацию.

Замечание 3

С этим эпизодом связана одна из самых глубоких и проникновенных цитат романа: «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».

«Капитанская дочка»

В повести «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин утверждает: милосердие лежит в основе совестливости. Он показывает читателям, что как зло порождает зло, так и милосердие порождает милосердие.

Пётр Гринёв, заблудившийся в метели и спасённый из неё неизвестным мужчиной, отдаёт проводнику тулуп. Это благодарность за помощь и вместе с тем проявление милосердия — Гринёв, видя, что на улице мороз, не мог оставить человека замерзать. Сотворённое добро сторицей вернулось к главному герою позже в романе, когда выяснилось, что встреченным в буране мужчиной был сам Пугачёв.

Пугачёв отвечает милосердием на милосердие: помиловал Гринёва, спас того от смертной казни. Пугачёв говорит: « я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу». Жизнь в обмен на стакан вина и заячий тулуп — так Пушкин показывает нам силу милосердия.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/miloserdie_v_russkoy_literature/

Врач без милосердия — вивисектор

ПЛАН

  1. Что такое милосердие

  2. Классификация доброты и каналы ее распространения

  3. Нужно ли милосердие врачу

  4. Сострадание, но не сентиментальность

  5. Ответственность и другие нравственные составляющие

  6. Чего следует опасаться

Использованная литература

Г. Дублинский

1. Что такое милосердие

Нельзя врачевать без любви, не толькопрофессиональной, но и общечеловеческой,которая имеет свое специфическоесодержание. «Это любовь не к одному илинескольким больным, а любовь к каждомуи любому больному, который еще вчерабыл неизвестен врачу, а сегодня сталему дорог. Это чувство имеет четкуюгуманистическую направленность: врачстремится сделать все возможное дляоблегчения страданий».

Слова «милосердие», «доброта»,«сострадание», «сердечность»,«человеколюбие» равнозначны. Этологично, ибо замечательный русскийлексикограф Владимир Иванович Дальоколо 150 лет назад словом «милосердие»характеризовал «сердоболие, сочувствие,любовь на деле, готовность делать добровсякому, жалостливость, мягкосердечность».

К сожалению, эти слова не имеют единицизмерения. Даже в вечных и общихопределениях – добрый, злой, душевный,жестокий – мы беспомощно путаем, незная, с чем сравнить, как понять, ктодействительно добр, а кто добренький.

И, тем не менее, мы интуитивно, тем болеепри глубоком анализе моральных и деловыхкачеств того или иного человека можемвысказать достаточно точное суждениео его истиной доброте.

2. Классификация доброты и каналы ее распространения

А.Н Орлов представил классификациюдоброты, которая выглядит так:

Истинная доброта:

  • Мужественная (волевая);
  • Мудрая, умная;
  • Альтруистическая (бескорыстная);
  • Неформальная

Ложная (мнимая) доброта:

  • Трусливая (безвольная);
  • Немудрая;
  • Эгоистическая (корыстная);
  • Формальная.

Дифференцировать истинную и ложнуюдоброту, как считает А.Н. Орлов, сложно,но возможно. В этом могут помочьразмышления Стефана Цвейга о состраданииистинном и ложном. «Есть два родасострадания, – пишет Цвейг.

– Одномалодушное и сентиментальное; оно всущности не что иное, как нетерпениесердца, спешащего поскорее избавитьсяот тягостного ощущения при виде чужогонесчастья; это не сострадание, а лишьинстинктивное желание оградить свойпокой от страданий ближнего.

Другое жесострадание – истинное, которое требуетдействий, а не сантиментов, оно знает,что хочет, и полно решимости, старанияи сострадания сделать все, что вчеловеческих силах».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как звучит полное имя Алиса

А.Н. Орлов не остановился на изобретенииклассификации доброты, а составил иперечень каналов ее распространения,к которым отнес:

  • вербальный, слово (исцеление добрым словом);
  • невербальный: жесты, поза, мимика, глаза;
  • руки, как уникальный биологический прибор обследования и лечения;
  • профессиональный труд.

3. Нужно ли милосердие врачу

Тема данного реферата: врач и милосердие.А нужно ли милосердие врачу? Вряд линайдется кто-нибудь, кто ответить наэтот вопрос отрицательно. Врач ответствененза здоровье и жизнь больного. Пациентполностью полагается на врача, доверяетему самое дорогое, что у него есть.

Развеврач может не быть милосердным,сострадающим? Разве без этого врач можетлечить? Медик, если он только человекнауки, способный холодно, хладнокровно,бесстрастно делать то, что требуется,без всякого отношения к пациенту, медик,для кого главное – не пациент, а действиеврачевания, будь то лекарственноелечение, хирургическое вмешательствоили иные методы – не медик в том светломсмысле, в котором мы все думаемо медицине.Все это слишком очевидно, однако

Сразу после войны, в связи с Нюренбергскимпроцессом и расследованиями относительноконцентрационных лагерей, появилисьдокументы об использовании пленных вкачестве подопытного материала длямедицинских исследований. МитрополитАнтоний Сурожский в своей книге«Человеческие ценности в медицине»приводит такой случай:

«Я помню молодого врача (сейчас онзанимает кафедру хирургии во Франции),с которым мы обсуждали перед войнойаргументы за и против анестезии при тойили иной операции, и он прямо заявил,что единственная цель анестезии –облегчить работу хирурга. Страдает липациент или нет – совершенно неважно.

Я не преувеличиваю, он именно это говорили имел в виду; он бы разделал пациентаживьем, если бы это можно было сделатьбез помех, без того, чтобы операция нестала труднее и менее приятна – длянего, врача. Я также встретил во времявойны молодого военнопленного хирурга.Он имел доступ к пленным солдатам иофицерам своей страны. Я предложил емусвои услуги в качестве анестезиолога.

Он пожал плечами и сказал: “Мы имеемдело с солдатами, они должны быть готовык страданию”. И он оперировал безанестезии всякий раз, когда это несоздавало проблем ему. Я помню одну изего операций. У солдата был огромныйнарыв на ноге, при вскрытии котороговрач отказался применить анестезию. Оноперировал без наркоза; солдат вылиругался.

Когда операция кончилась, кпациенту вернулось самообладание, и,будучи дисциплинированным и хорошовымуштрованным солдатом, он извинилсяперед лейтенантом за свои выражения. Ия помню, тот ответил: “Ничего, вашивыражения были соразмерны вашей боли,я вас извиняю”. Но ему и в голову непришло, что боль была соразмерна егобесчеловечности и полному отсутствиючувства солидарности».

Разумеется, это утрированные примеры,но, хотя такие ситуации встречаются некаждый день, люди теряют восприимчивостьи порой в самой обычной ситуации могутбыть столь холодны, до такой степенилишены человеческого сострадания,чуткости, что теряют право считатьсямедиками. Они мясники, техники, но немедики.

Французский писатель Ларошфукоговорит: “Человеку всегда достаётмужества нести страдания других людей”.Именно этого медик не вправе делать,таким он не может быть. В основе отношенияврача к пациенту, к проблеме болезни,ко всей этике и философии медицины лежитсострадание, чувство солидарности,уважение и благоговение перед человеческойжизнью, отдача тому единственномучеловеку, который сейчас перед ним.

Безэтого медицинская деятельность можетбыть чрезвычайно научной, но потеряетсамую свою суть.

Источник: https://studfile.net/preview/548274/

36 стихов из Библии о милосердии и сострадании

Такие добродетели, как милосердие, милость и сострадание упоминаются в Библии много раз. Чаще всего они упоминаются в связи с описанием Божеского естества. Вместо того, чтобы воздать нам по нашим делам, Бог снова и снова являл Свою милость к нам, не для того, чтобы избавить нас от ответственности, но, чтобы дать нам возможность покаяться и спастись. Мы можем спросить самих себя: Что же мы сделали с этой возможностью?

Как те, кто незаслуженно получил благодать Божью, мы не можем ничего другого, как и сами оказывать милость и сострадание окружающим нас людям. Мы просто обязаны быть такими же милостивыми, как и Бог! Библия даже говорит о сострадании и заботе о животных.

Сострадание заключается в том, чтобы делить боль и страдания других людей, в желании и стараниях помочь им. Иисус Сам является самым великим примером в этом.

Он принял на себя образ человека и пожертвовал Своей жизнью для того, чтобы проложить путь к вечному спасению для нас.

Не могли бы и мы открыть свои сердца для других, как для друзей, так и для незнакомых нам людей, и научиться любить нелицемерной любовью, которой Бог возлюбил нас? Взгляни на приведённые ниже места из Писания о благости и милосердии:

Цитаты из Библии о милосердии и благодати Бога по отношению к нам

«Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех.» Исход 34:6-7

«Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов.» Второз. 7:9.

«Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его.» Пс. 24:10.

«Но Ты, Господи, Боже ще��рый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный.» Пс. 85:15.

«Правосудие и правота – основание престола Твоего; милость и истина предходят пред Лицем Твоим.» Пс. 88:15.

«Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.» Пс. 144:8-9.

«По милости Божьей мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!» Плач Иер. 3:22-23.

«Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? Не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши.» Михея 7:18-19.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» Иоанна 3:16.

«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены.» Ефес.2:4-5.
«Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много.» Марка 6:34.

«Посему Он должен был во всём уподобиться братьям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником перед Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.» Евр. 2:17-18.

«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.» Евр. 4,14-16.

О сострадании и милосердии, которые должны мы оказывать людям

«Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.» Луки 6:36.

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» 2 Кор. 1:3-4.

«К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю.» Иова 6:14.

«Во тьме восходит свет правым; благ он милосерд и праведен.» Пс. 112:4.

«Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою.» Притчи 11:17.

«Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.» Притчи 12:10.

«Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.» Притчи 14:31.

«О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед Богом твоим.» Михея 6:8.

«Так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем.» Захарии 7:9-10.

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.» Матф. 5:7.

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.» Матф. 7:1-2.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Откуда появилось имя Маргарита

«Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.» Матф. 7:12.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.» Матф. 23:23.

«Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.» Матф. 25:35-40,45.

«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.» Гал. 6:2.

«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнём, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.» Гал. 6:7-10.

«Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас, но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.» Ефес. 4:31-32.

«Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные в милосердие, благость, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг к другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу, как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.» Колос. 3:12-14.

«Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Сморите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.» 1 Фесс. 5:14-15.

«Ибо суд без милости не оказавшему милость; милость превозносится над судом.» Иакова 2:13.

«Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.» Иакова 3:17.

«Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры, не воздавайте злом за зло или ругательством за ругател��ство; напротив, благословляйте,  зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.» 1 Петра 3:8-9.

Источник: https://aktivnoyekhristianstvo.ru/36-stihov-iz-biblii-o-miloserdii-i-sostr

Милосердие и сострадание: в чем сходство и отличие?

Источник: https://damy-gospoda.ru/miloserdie-i-sostradanie/

Что такое сострадание и его примеры в жизни

Приветствую вас, уважаемые читатели и гости моего блога! Сегодня я хочу поговорить с вами о таком важном человеческом качестве, как сострадание его примерах и отличительных особенностях. Это одно из высших качеств человека, только при одном условии, что оно истинное, а не ложное. Его иногда путают с мирской благотворительностью, либо жалостью, чем они отличаются я расскажу немного позже. Поэтому читайте статью до конца.

Понятие сострадания

В толковых словарях можно найти определение, что это  жалость к чужому горю, совместное страдание. На эту тему, конечно, можно долго рассуждать, но я считаю, что данное определение в корне не верно.

Сострадание — это способность человека чувствовать эмоции и переживания других людей. Это свет, который исходит от одного человека и смягчает или даже исцеляет боль другого.

У сострадания есть свои компоненты, без которого оно не может быть полноценным. Это доброта, милосердие, любовь, уважение и терпение.

Рассмотрим каждый компонент более подробно.

Милосердие

Это двух-коренное слово буквально означает «милое сердце». Что же милосердие под собой подразумевает? В первую очередь — бескорыстная помощь. Например, помочь пожилому человеку донести сумки, накормить голодного уличного пса, просто кого-нибудь выслушать. Во-вторых, милосердие — это умение прощать.

Доброта

Это заботливое отношение к людям и миру в целом. Доброта не всегда бывает очевидной, порой ее не просто разглядеть.

В пример приведу двух родителей. Отец щедро кормит маленького сына конфетами, пирожными и прочими сладостями, о которых тот попросит. А мама, наоборот, не разрешает ему увлекаться сладким. Конечно, на взгляд ребенка, папа в данной ситуации более добрый. Но так ли это на самом деле? Порой то, что принимается за доброту, это просто неумение отказать, обычная конформность. Безусловно, в данном случае настоящая доброта и забота проявляется у мамы, хотя она спрятана за внешней строгостью.

Любовь

О любви сказано и написано очень много, ведь это такое широкое и всеобъемлющее понятие, о котором можно говорить бесконечно. Но сейчас мы рассмотрим любовь, как компонент сострадания.

Безусловно, намного проще сопереживать своим близким, любимым людям, ведь эмоции родственных душ резонируют на одной частоте. А как быть с посторонними или как сострадать врагу? Для того чтобы научиться любить и чувствовать весь окружающий мир и его обитателей, необходимо совершенствоваться и развивать свои духовные качества.

Уважение

К объекту сострадания нужно относиться с уважением. Даже если это маленький дождевой червячок, он такое же создание природы, необходимое этому миру. Без должного уважения и понимания, сострадание превращается в жалость и унижает того, к кому это чувство проявляется.

Терпение

Совершая какие-то поступки, бывает так, что их не ценят. Терпение в этом случае будет показателем искренности.

Проявление сострадания и сочувствия

Давайте разберем несколько примеров того, как проявляется сострадание. Начнем пожалуй с самого распространенного.

Мирская благотворительность

У знаменитых, богатых людей сейчас в моде благотворительность. Я ничего не имею против такой моды, совсем наоборот, пожалуй, это лучшая из всех существующих и я ее поддерживаю. Только такие благие дела, совершаемые из корыстных мотивов (погоня за модными тенденциями, желание выглядеть лучше в глазах других, слава, признание), нельзя назвать искренним состраданием. Оно не сможет очистить душу и наполнить ее светом.

Очень редкие личности не выпячивают напоказ свои благие дела. Если человеком движут такие корыстные мотивы, то скажем если их не оправдать, не прославить его как следует, то и непонятно совершил бы он такой благотворительный поступок.

Истинное сострадание

Истинное сострадание исходит из глубины сердца, оно вдохновляет человека на добрые поступки, не требуя ничего взамен.

О важности этого говорят многие философы, все учения и религии (Веды, христианство, буддизм и т.д.). Я хочу поделиться с вами цитатой из древнего писания Шримад Бхагаватам, в котором описывается истинные качества сострадания у человека.

тикшавах каруниках

сухридах сарва-дехинам

аджата-шатравах шантах

садхавах садху-бхушанах

Садху терпелив и милосерден, он — друг всех живых существ. У него нет врагов, он умиротворен, строго следует предписаниям шастр и наделен всеми добродетелями.

Садху — глубоко духовный человек, который посвятил свою жизнь Богу, стремится давать знания другим. И все качества сострадания, согласно этому стиху, проявлены у него в полной мере.

Он терпелив и милосерден. Он развивает дружбу ко всем живым существ — это значит, что он одинаково милосердно относится и к людям и к животным. Каждое живое существо в этом мире имеет право на жизнь.

Такая личность  не питает ни к кому вражды, даже если кто то враждебно относится к ней. Совершая благие дела, садху терпелив, так как часто люди не ценят его поступков. Истинная задача такого человека спасать души других, а не только тело.

Как говорится в одной из пословиц: “ Какой смысл в спасении одежды утопающего, если надо спасать его самого”.

Поэтому настоящее сострадание в полной мере может быть только у высоко духовных личностей, которые проявляют готовность пожертвовать всем ради того, чтобы дать истинное знание и счастье другим. Приблизить других людей к Богу, дать им возможность духовного прогресса.

Бывает так, что человек желает показать свое сострадание, но стоит задеть его комфортную зону, как все благие намерения улетучиваются. Вывод в такой ситуации очевиден.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой национальности имя Аделина

Сострадание к детям и животным

Многим людям гораздо проще испытывать сострадание к детям и животным, потому что их души чисты и невинны. К сожалению, невозможно помочь всем больным и бездомным, но все же многое в наших силах.

Например, можно отказаться от употребления мяса, таким способом вы проявите милосердие и спасете несколько невинных животных. Одна социальная организация подсчитала сколько примерно человек съедает мяса за свою жизнь: более 1000 кур, десяток свиней и коров. Я стал вегетарианцем 12 лет назад, тем самым спас уже более сотни животных.

Сострадание к другим людям

С состраданием и сопереживанием к себе подобным у многих возникают проблемы. На первый план выступает проекция, и в голову лезут неприятные мысли и аргументы: «Почему я должен помогать кому-то, у меня самого проблем хватает» и т.д.

Порой людям проще испытывать сострадание в том случае, когда на их жизненном пути была или существует такая же ситуация. Например, в сети есть один любопытный социальный эксперимент.

Два молодых человека подходили к людям, которые что — то ели и просили немножко поделиться с ними, потому что они очень голодны. Во всех случаях они получили отказ.

На втором этапе эксперимента один молодой человек купил пиццу и отдал ее бомжу, а другой подошел к этому бездомному с той же просьбой — поделиться кусочком. Нищий мужчина, не раздумывая, отдал ему половину своей порции.

Справедливое резюме из этой истории — сытый голодного не разумеет.

Как развить и сформировать сострадание

Для начала я попробую объяснить зачем нужно формировать в себе сострадание.

Сострадание делает наше сердце шире, а эгоизм наоборот — сужает.

Когда у нас «большое» сердце, тогда  у нас  и хорошие отношения  окружающими, мы чувствуем себя здоровыми и полноценными. И постепенно наше сознание приближается к Богу

В результате эгоизма сердце сужается, приходят болезни и несчастья.

Наша современная цивилизация завязывает узел на сердце, на любого если посмотреть все замученные и несчастные.

У людей без этого качества проявляются черствость и жестокость. В такую душу не могут войти искренние чувства — ни  радость, ни любовь. Когда мы сопереживаем другим, наша душа очищается и становится более восприимчивой к миру и духовным знаниям.

Как я уже говорил, проще посочувствовать чужому горю, когда на собственной шкуре ощутил схожее не приятное событие.

Основной ключ для формирования сострадания кроется в духовном самосовершенствовании.

Одна из преград на пути к состраданию — это эгоцентризм. Люди слишком зациклены на своем “Я” и на мыслях о своем благе. Хотя бы раз в день попробуйте попрактиковать эмпатию. Посмотрите на какого — нибудь человека и задайте себе вопрос “А что бы почувствовал я на его месте?” Лучше всего это делать во время конфликтной ситуации, тем самым вы выполните сразу 3 миссии:

  1. отвлечетесь от собственных негативных чувств;
  2. потренируетесь в эмпатии;
  3. смягчите конфликт.

Отличие жалости от сострадания

Сейчас я расскажу чем отличается жалость от истинного сострадания. Между этими понятиями есть существенная разница. Жалость — деструктивное и разрушительное чувство, а сострадание — светлое и созидательное. Жалость — это бездействие, а сострадание оказывает помощь. Жалость исходит из разума, а сострадание из сердца.

Разберем данные утверждение на примере. Представьте себе тяжело больного человека. Рядом с ним сидят родственники, плачут и жалеют его. Они уже обрекают больного и дают ему внутренний посыл, что он не сможет справится с трудностями. Тем самым они загоняют человека в еще большую пучину несчастья, и у него опускаются руки.

Сострадание несет в себе созидательную энергию и бодрость духа. Истинно проявляющий это качество человек не станет бездействовать, он будет оказывать всевозможную помощь и искать оптимальные пути выхода из ситуации. От таких людей исходят вибрации, наполненные светом и любовью, которые сами по себе благотворно влияют на окружающих и вызывают у них силу преодолевать трудности.

Надеюсь эта статья поможет вам на пути постижения Великих Знаний. А я рад поделиться с вами своим опытом, подписывайтесь на мой блог, чтобы не пропустить ничего интересного.

Источник: https://veda108.ru/chto-takoe-sostradanie-i-ego-primeryi-v-zhizni/

Милосердие — это Определение понятия милосердия для сочинения

Определение понятия «МИЛОСЕРДИЕ»для сочинения ОГЭ (9.3), ЕГЭ, итогового сочинения по русскому языку и литературе на тему: Как Вы понимаете значение слова МИЛОСЕРДИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое милосердие? Какого человека можно назвать милосердие? В чем проявляется милосердие? Как связано прощение и милосердие? Какова роль милосердия в жизни человека?»

МИЛОСЕРДИЕ — сочувствие, сердобольность, отзывчивость, готовность оказать помощь каждому нуждающемуся, проявление снисхождения из сострадания, человеколюбия.

МИЛОСЕРДИЕ — сострадательное, доброжелательное, заботливое, бескорыстное отношение любви к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.

МИЛОСЕРДИЕ— бескорыстное сострадание, обращенное к другим. 

Проявить м. к кому-н. Молить о милосердии. Взывать к чье.му-н. .милосердию. Общество «М»

Сестра милосердия — женщина, добровольно выполняющая обязанности по уходу за ранеными, больными, прошедшая для этого специальную подготовку.

Брат милосердия — мужчина с начальным медицинским образованием, ухаживающий за больными, ранеными. 

О понятии «милосердие»

Как этическое понятие милосердие восходит к Пятикнижию, в котором это слово означает «любящая доброта». У Аристотеля милосердие понимается как чувство, противоположное гневу: сочувствие, жалость, сострадание. С этической точки зрения милосердие составляет долг человека: в нем человек призван осуществить нравственный идеал, на что указывает заповедь любви. Милосердие есть любовь-жалость, любовь-дар, адресованный людям, нуждающимся в помощи и поддержке. 

В новоевропейской мысли проблема милосердия была представлена в контексте сопоставления справедливости и милосердия (Гоббс, Прудон, Шопенгауэр).

Этика этого периода пришла к следующим выводам: а) хотя милосердие представляет собой высшее моральное требование, непосредственно задает человеку идеал и в этом смысле универсально, оно отнюдь не может рассматриваться в качестве требования, исполнение которого всегда ожидается от человека; в действительных отношениях между людьми как членами сообщества милосердие является лишь рекомендуемым требованием, между тем как справедливость — непреложным; б) милосердие вменяется человеку в обязанность, однако он сам вправе требовать от других лишь справедливости и не более того. 

Милосердие основано на сострадании, на сочувствии ко всякому человеку, а в пределе — к любому живому существу. Милосердная любовь инициативна, деятельна, упредительна и бескорыстна. Она осуществляется по велению сердца, по принципу «не могу иначе». Милосердие предполагает принятие интереса другого независимо от симпатий и антипатий, т. е. беспристрастно.

Последовательное милосердие предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, сострадание ему, а в совершенном своем выражении — деятельное участие в жизни другого. Милосердие опосредовано служением, и этим оно возвышается над подаянием, услугой, помощью.

В нормативном плане милосердие непосредственно связано с требованиями прощения обид, непротивления злу насилием и любви к врагам. 

Потому можно рассматривать милосердие как готовность помочь нуждающимся, находящая своё практическое выражение в благотворительной деятельности.

С одном стороны, оно не всегда воплощается в благотворительной деятельности, для осуществления которой необходимы материальные средства. С другой стороны, благотворительная деятельность не всегда основывается на милосердии.

Тем нс менее во все периоды человеческой и сгори» распространение идей милосердия влекло за собой развитие благотворительной деятельности.

Также милосердие часто связывают с прощением.

Милосердие проявляется в умение прощать – «прощать тихо и незаметно» (А. Швейцер). Прощению как форме любви к ближнему особенно большое место отводится в этике.

История о милосердии

Конфуций как-то спросил своего ученика Цзы Ау, какого человека можно назвать милосердной личностью.

Цзы Лу ответил: «Милосердная личность — тот, кто побуждает других любить его». Конфуций заметил на это: «Такого можно назвать и образованной личностью»

Вошёл Цзы Гун, и Конфуций повторил вопрос. «Милосердная личность — тот, кто любит других», — последовал ответ. На что Конфуций заметил: «Такого можно назвать и превосходно воспитанным человеком». 

Тут появился Янь Юань, и снова Конфуций задал свой вопрос. Янь Юань ответил: «Милосердный чело век — тот, кто любит себя». На это Конфуций сказал: «Такого можно назвать истинно просвещённым человеком (мин цзюнь)». 

Тема милосердия в литературе:

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»В.Г. Распутин «Уроки французского»Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»А. Платонов «Юшка»А. Куприн «Чудесный доктор»

Б. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»

Источник: https://primersoch.ru/opredsoch/306-miloserdie.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]