Стихи Пушкина о свободе
Свободы сеятель пустынный,Я вышел рано, до звезды;Рукою чистой и безвиннойВ порабощенные браздыБросал живительное семя —Но потерял я только время,Благие мысли и трудыПаситесь, мирные народы!Вас не разбудит чести клич.К чему стадам дары свободы?Их должно резать или стричь.Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
*****
Недавно я в часы свободыУстав наездника читалИ даже ясно понималЕго искусные доводы;Узнал я резкие чертыНеподражаемого слога;Но перевертывал листыИ — признаюсь — роптал на бога.
Я думал: ветреный певец,Не сотвори себе кумира,Перебесилась наконецТвоя проказливая лира,И, сердцем охладев навек,Ты, видно, стал в угоду мираБлагоразумный человек!О горе, молвил я сквозь слезы,Кто дал Давыдову советОставить лавр, оставить розы?Как мог унизиться до прозыВенчанный музою поэт,Презрев и славу прежних лет,И Бурцовой души угрозы!И вдруг растрепанную теньЯ вижу прямо пред собою,Пьяна, как в самый смерти день,Столбом усы, виски горою,Жестокий ментик за спиною
И кивер чудо набекрень.
*****
Простой воспитанник природы,Так я, бывало, воспевалМечту прекрасную свободыИ ею сладостно дышал.Но вас я вижу, вам внимаю,И что же?.. слабый человек!..Свободу потеряв навек,
Неволю сердцем обожаю.
*****
Во глубине сибирских рудХраните гордое терпенье,Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,Надежда в мрачном подземельеРазбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до васДойдут сквозь мрачные затворы,Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,Темницы рухнут — и свободаВас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
*****
К чаадаеву
Любви, надежды, тихой славыНедолго нежил нас обман,Исчезли юные забавы,Как сон, как утренний туман;Но в нас горит еще желанье,Под гнетом власти роковойНетерпеливою душойОтчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованьяМинуты вольности святой,Как ждет любовник молодойМинуты верного свиданья.
Пока свободою горим,Пока сердца для чести живы,Мой друг, отчизне посвятимДуши прекрасные порывы!Товарищ, верь: взойдет она,Звезда пленительного счастья,Россия вспрянет ото сна,И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
*****
Раевскому
Ты прав, мой друг — напрасно я презрелДары природы благосклонной.Я знал досуг, беспечных муз удел,
И наслажденья лени сонной,
Красы лаис, заветные пиры,И клики радости безумной,И мирных муз минутные дары,
И лепетанье славы шумной.
Я дружбу знал — и жизни молодойЕй отдал ветреные годы,И верил ей за чашей круговой
В часы веселий и свободы,
Я знал любовь, не мрачною тоской,Не безнадежным заблужденьем,Я знал любовь прелестною мечтой,
Очарованьем, упоеньем.
Младых бесед оставя блеск и шум,Я знал и труд и вдохновенье,И сладостно мне было жарких дум
Уединенное волненье.
Но все прошло! — остыла в сердце кровь.В их наготе я ныне вижуИ свет, и жизнь, и дружбу, и любовь,
И мрачный опыт ненавижу.
Свою печать утратил резвый нрав,Душа час от часу немеет;В ней чувств уж нет. Так легкий лист дубрав
В ключах кавказских каменеет.
Разоблачив пленительный кумир,Я вижу призрак безобразный.Но что ж теперь тревожит хладный мир
Души бесчувственной и праздной?
Ужели он казался прежде мнеСтоль величавым и прекрасным,Ужели в сей позорной глубине
Я наслаждался сердцем ясным!
Что ж видел в нем безумец молодой,Чего искал, к чему стремился,Кого ж, кого возвышенной душой
Боготворить не постыдился!
Я говорил пред хладною толпойЯзыком истины свободной,Но для толпы ничтожной и глухой
Смешон глас сердца благородный.
Везде ярем, секира иль венец,Везде злодей иль малодушный,Тиран льстец,
Иль предрассудков раб послушный.
Источник: http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-pushkina-o-svobode/
Сочинение Свобода в лирике Пушкина
Самым важным для легенды русской поэзии Пушкина была свобода, как в жизни, так и в творчестве. В разные годы жизни поэта, понятие свобода выступала по-своему, это отображалось в его работах.
Если анализировать «вольнолюбивую лирику» Пушкина, то в ней свобода выступала новым языком, современным, в котором нет никаких границ, причем общество и политика тесно переплетались. Многие произведение на данные темы были написаны Пушкиным в период с 1817 года по 20-й год.
Поэт даже пожертвовал своей второй любимой темой любви, для того, чтоб больше времени уделить теме свободы. На Пушкина во многом повлияло его окружение в те годы, которое было современным и прогрессивным.
В период жизни поэта в политике происходили изменения и к тому же начала появляется первая организованная оппозиция. Пушкин вместе с остальными людьми своего поколения имел мечту о свободном обществе, обществе в котором можно делать все что хочется, естественно в рамках закона. Свободы хотелось не только в политике, но и в духовном плане. Пушкин в своем творчестве пытался показать, что все неправомерные ограничения со стороны власти должны быть уничтожены.
Изначально в творчестве поэта, свобода — это вольность. Например, в оде «Вольность» поэт считает, что самое главное в жизни — это закон Божий. Для поэта все люди равноправные, не зависимо от социального статуса. Для Пушкина рабство это страшный грех, общество, по его мнению, должно быть очищено от него, государство должно быть свободным. Многие работы, написанные на данные темы, имели огромную популярность среди декабристов.
Когда поэт стал зрелым и повидал достаточно в жизни, то вы его творчестве понятие свободы немного меняется. Теперь Пушкин считает, что свобода — это ценность бытия.
В некоторых работах этого периода поэт показывает пагубное влияние огромной власти одного человека над другими людьми. Так же для поэта свобода это вольность в поэзии. Данной теме посвящены такие работы как «Поэту» и «Поэт».
Кроме этого стихотворение, которое до сих пор изучают в школах и других учебных заведениях «Я памятник себе воздвиг ».
Во многих стихотворениях поэт ставит акцент на том, что нельзя поддаваться лести и похвале, причем обращается Пушкин к другим поэтам, художникам и деятелям искусства. Пушкин пытается донести, что нужно быть верным своим идеалам и не сворачивать с выбранного пути. Только в таком случае творчество будет по-настоящему свободным и благородным.
«Я памятник себе воздвиг» является неким выводом, итогом творчества Пушкина. Поэт сам подводит итоги, причем не стесняясь пытается сказать то, что будет он известен на весь мир и помнить его будут как выдающегося поэта.
Тема свободы
Что же такое “свобода в лирике Пушкина”? Давайте для начала вообще расшифруем данное слово. Свобода – это действия, которые не кем не контролируются. Это то, что человек может говорить всё что хочет, и всё что захочет. Именно данная тема хорошо проявляется в лирике Пушкина.
На мой взгляд это вообще одна из единственных тем, которая так нравилась Пушкину, ведь он её преподносил по истине грамотно и поучительно. Тема свобода в лирике Пушкина является одной из самых важных и актуальных тем. Ведь Пушкин себя преподносит нам себя как свободный человек.
Он хочет отметить, что свобода это одна из самых интересных жизненных ценностей. Ведь без свободы не реально представить своё прошлое. Если бы мы с самых лет были введены в правила, если бы мы были введены в кучу правил связанных с ограничением и упреканием нас в чём-то, то чтобы мы делали мой дорогой друг? Мы бы не жили.
Серьёзно, мы бы попросту были в страхе жить и существовать, мы бы не понимали всё суть нашей жизни, мы бы не знали что такое веселье и конечно же, что такое свобода?!
Без свободы невозможно представить нашу жизнь. Ведь наша бы жизнь без свободы стала мрачной, скучной и максимально не интересной. Согласись, жизнь наша окрашивается в зловещие тона как только мы становимся мрачными и угрюмыми, становясь мрачными и угрюмыми мы можем задеть чувства других, огорчить человека попросту и сами мы этого конечно не заметим, ведь мы не замечаем своих так сказать косяков, когда мы находимся в таком ужасном по истине состоянии.
В стихах Пушкина в 1817 годах можно было увидеть, как свобода становиться жизненной ценностью. Свобода даже в каком-то аспекте может стать похвальным словом. А точнее она стало им, именно в те времена. Свободой оценивалась наша жизнь, она должна была быть интересным таким наукам как история и общество. Свобода – это ценность человека, это высшая спутница нашей жизни, которая всегда с нами!
Есть такие некие жанры свободы. Например, свобода в произведении Пушкина “Кинжал”. Как говорилось в произведении, она является тайным стражем свободы. Так же во многих произведениях Пушкина были обоснованы такие факты как произведения, которые пронизывают мотив свободы. Чем же являлась по сути свобода для Пушкина в те времена? Она являлась чем-то особенным. Ведь свобода для него была неким политическим символом.
В 20-е и 30-е годы свобода являлась личной независимостью. Это было достоинство каждого человека.
3 вариант
Почему Пушкина так волнует тема свободы? Возможно, потому что когда-то его предка просто подарили русскому царю ещё ребёнком. Колокол свободы стучит в его сердце.
Пушкин разделял идеи декабристов, хоть и не вышел с ними на Сенатскую площадь в морозном декабре 1825 года. Чтобы поддержать друзей хотя бы морально, он пишет своё знаменитое стихотворение. В далёкую заснеженную Сибирь одна из жён декабристов, которая отправляется к своему мужу, привозит это послание от поэта. Это стихотворение «Во глубине сибирских руд».
Также этому событию в жизни России, и в жизни Пушкина посвящены стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «К морю». Поэта ссылают под домашний арест в родовое имение Михайловское. Ода «Вольность» была написана ещё юном возрасте, которому свойственен максимализм. Поэтому, Пушкин не боится открыто выражать свои мысли о свободе.
Он недоволен, как правит Александр I. Нет, он не против царя. Он против его методов правления. Пушкин наивно полагает, что царь должен править справедливо и мудро, как того требуют принятые законы. Если он этого не будет делать, то жестоко за это поплатится. Можно сказать, что это явный призыв к свержению царя.
В молодые годы он готов служить на благо России и посвятить ей свои порывы. В стихотворении есть красивая строка «звезда пленительного счастья». Она взойдёт после того, как будет свергнуто самодержавье. А на его обломках напишут имена всех борцов за свободу. Каким же молодым и наивным он был! Свергнуть царя не так-то просто.
Декабристы рискнули и поплатились за это своими жизнями и свободой. Пушкин считает, что их труд, а главное – идеи и благородные порывы, упадут на благодатную почву и дадут всходы. Ведь на свободе остались их друзья и последователи. Поэт как будто прозрел. Это уже не тот юноша-максималист. Теперь он считает, что свободой надо дорожить. Её невозможно подарить.
Декабристы разбудили Россию. Поэт решает по-своему продолжить дело своих друзей, находящихся в ссылке. Он будет нести людям идеи декабристов через свою поэзию. Слово в умелых руках превращается в сильное оружие. Им можно убить, а можно и спасти. А можно повести за собой людей.
Пушкин хочет свободы творчества, отмены цензуры. За честно высказанные мысли поэта могут отправить в ссылку в родовое имение или на Кавказ. Правду никто не любит. А царь тем более. Ведь он сам понимает, что нарушает закон.
Нет, Пушкин не занимался агитацией. В своих стихотворениях он писал про несправедливость царского режима. Про то, что человека лишают свободы только за то, что он не врёт, честно высказывает свою точку зрения. Ему не нравится жить в стране, где господствует крепостное право, где деньги и связи вершат правосудие. А законы не работают, им никто не подчиняется. Люди должны быть равны перед законом.
Венцом свободолюбивой лирики Пушкина является стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». Где есть строка о том, что в эпоху правления жестокого и деспотичного тирана Александра I он восславлял, как умел, свободу.
← Татьяна — русская душою← Петр Гринев и Емельян Пугачев ПушкинПлан сказки Царевна и семь богатырей →План Сказки о мертвой царевне →
- Анализ пьесы Каменный гость ПушкинаПушкин запланировал написание пьесы «Каменный гость» раньше 1830 года, но был написан именно в этом году. А выпущен только после его смерти в 1839 году.
- Сочинение по картине Клод Моне Лондон. Парламент 3 классКлод Моне, знаменитый импрессионист, написал целую серию картин со зданием парламента в Лондоне в тумане. Всего художник создал более 30 картин с подобным сюжетом.
- Сочинение Мы в ответе за тех, кого приручилиЭто высказывание давно уже стало крылатым. Кажется, сегодня никому не нужно объяснять, что же оно означает. Но слова Лиса о том, что люди забыли эту истину, все еще актуальны.
- Образ и характеристика Мухоярова в романе ОбломовМухояров представляет собой тип законченного мошенника и является одним из отрицательных героев произведения. Этот персонаж представляет собой классический тип мелкого чиновника.
- Губернатор в поэме Мертвые души характеристика, образ сочинениеОбраз чиновников практически полностью описывает Собакевич, когда Чичиков приезжает к нему. Помещик называет губернатора и его приближенных Гогой и Магогой и далее характеризует всех как, коротко говоря, недостойных людей
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/svoboda-v-lirike-pushkina
Тема Свободы в лирике Пушкина 9 класс сочинение
Тема свободы является одной из ведущих тем в произведениях Пушкина. В разные периоды творчества поэта его представление о свободе менялось. В Петербургский период Пушкиным было написано множество свободолюбивых стихотворений, в которых он отрицал ограничения, касающиеся гражданской жизни человека.
В стихотворениях этого периода поэт критикует крепостничество и абсолютную монархию. Он считает, что все люди одинаково равны перед законом, а следовательно, не может быть ни рабов, ни всевластных монархов.
К примеру, в своей оде «Вольность», поэт желает, чтобы царь подчинялся законам, что является отсылкой к конституционной монархии.
Постепенно Пушкин отходит от идеи гражданской свободы к идее свободы романтической, которая выявляется у него даже стилистически. Таково, например, стихотворение «Узник», где мы можем наблюдать все традиционные символы простора: горы, море, ветер, и даже птица-орёл символизирует свободу в противовес томящемуся в несвободе узнику.
Далее Пушкин переходит к мотиву свободы творческой, которая заключается в возможности самовыражения. Как мы знаем, ни о какой свободе слова в то время речи не шло, и многие произведения не пропускали в печать, а за некоторые из них людей наказывали ссылками.
Не обошла эта участь стороной и Пушкина. Он желал полной свободы для творчества, чтобы никто не мог сдерживать творческих порывов, мешать творческому процессу. Пушкин считает поэта независимым лицом, для которого не может быть судей, который волен говорить священную правду. Но речь в произведениях Пушкина на этом этапе уже идёт и о внутренней, о духовной свободе личности.
Он понимает, что не должен зависеть от толпы, что не толпа должна выносить ему и его творчеству приговор. Лишь сам поэт может судить себя, а потому творить он должен так, как сам считает нужным и правильным, даже если этого не поймут и не оценят люди. Он стремится избавиться от зависимости поэта от толпы.
Ярким примером взглядов Пушкина этого периода может послужить стихотворение «Из Пиндемонти», где он прямым текстом говорит, что поэту следует «никому/Отчета не давать, себе лишь самому/Служить и угождать».
Таким образом, содержание темы свободы в творчестве поэта менялось на протяжении всей жизни Пушкина, но эта тема продолжала оставаться при этом одной из главных и ведущих тем, которая трогала сердце и ум Пушкина и находила своё отражение в его лирике.
Вариант 2
Если речь заходит о русской поэзии, то в итоге разговор, непременно, сводится к самому известному представителю этого направления – Александру Сергеевичу Пушкину. Это был действительно сильный поэт. Недаром век, в который он творил, и поныне считается веком Пушкина, Золотым веком поэзии.
Александр Сергеевич написал невероятно большое количество действительно красивых, воодушевляющих, побуждающих к действиям, стихов. Особое место, как и в творчестве каждого поэта, у Александра Сергеевича занимают стихи, основной темой которых является свобода, стремление к воле.
Да и вообще, у любого поэта в творчестве прослеживается красной нитью эта линия, если он истинный творец слова.
Перу Александра Сергеевича Пушкина принадлежит много стихов, посвященных теме свободы. Взять, к примеру, оду под названием «Вольность», написанную в 1817 году. Сотворил это поэт, будучи на старте своего творчества. В ней автор присягает в верности общественной идее и возвышает закон Божий.
В этом стихотворении Александр Сергеевич Пушкин следует правилам классицизма, он применяет такой прием, как одушевление абстрактных понятий. Ода насыщена большим количеством архаизмов, а также риторическими оборотами, вопросами. Пушкин призывает подчиняться Божьему закону всех: и царей, и поэтов, и народ.
По сравнению с Радищевым, поэт не поднимает народ к свержению действующей власти, а при помощи аллегории описывает все преимущества конституционной монархии.
Еще одним довольно известным стихотворением Александра Пушкина является «К Чаадаеву». Написано это произведение в форме обращения к реально существовавшему другу поэта – Петру Яковлевичу Чаадаеву. В этом случае автор отступил от канонов классицизма и повел себя более вольно. Пушкин выступил в роли новатора, соединив личные мотивы с гражданскими. А еще были сравнены гражданские мотивы с любовными.
«Деревня» — очередное стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, посвященное деревне, народу. При этом в нем прослеживается тема рвения к свободе. В этом стихотворении поэт выступает против крепостного права. «Деревня» делится на две части, первая из которых напоминает по типу написания и философским рассуждениям элегию.
Мирная жизнь, прелестное единение с природой – вот, что описано в этой части «Деревни». Во второй части Александр Сергеевич выражает свои надежды, что народ когда-нибудь станет вольным, избавится от гнета царя. Автор обращается к монарху, чтобы тот поменял что-то, внес какие-то реформы в пользу крестьян, как-то облегчил им жизнь.
Три выше описанных стихотворения – одни из самых известных поэтических творений Александра Сергеевича, посвященных теме воли и свободы.
Сочинение Свобода в лирике Пушкина
А.С. Пушкин жил в непростые времена попытки изменить ход истории, что отразилось на его творчестве. Одна из тем его поэзии – свобода. Она очень близка поэту. Движению за освобождение он посвятил лучшие свои произведения: «Вольность», «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине Сибирских руд». В этих стихотворениях прослеживается пушкинское понимание событий тех времен и его нескрываемая ненависть к тиранам.
Свободолюбивые мысли Пушкин формулирует в оде «Вольность», написанной сразу после завершения обучения в лицее в 1817 году. В ней он высказывает недовольство правящим монархом. Он возмущен:
«Стоите выше Вы народа, но вечный выше Вас закон».
Совсем юный Пушкин обращает внимание тиранов на историю, чтобы показать возможное их будущее на примерах Павла I и Людовика XVI, расплатившихся за свою тиранию жизнью.
А.С. Пушкин с лицейских лет дружил с декабристами. Спустя год после сочинения оды «Вольность», он пишет замечательное произведение, адресованное одному из своих друзей – стихотворение «К Чаадаеву». Мотивы произведения те же – свободолюбие. Уже смелее звучит протест против монархии и уверенность в неминуемом исходе:
«Товарищ, верь: взойдет она,Звезда пленительного счастья,Россия вспрянет ото сна,И на обломках самовластья
Напишут наши имена!»
Все стихотворение пронизано яркими переживаниями за декабристов, которые переполняли душу Пушкина. Автор явно причисляет себя к прогрессивной молодежи и готов нести наказание за свои стихи.
Спустя шесть лет Пушкин пишет еще одно вольнодумное произведение – стихотворение «К морю». Море здесь символ свободы. В противовес свободе — берег, где царствует рабство. Оно пронизано грустью автора, от того, что все написанное им ранее не дошло до царя, восстание декабристов подавлено. Пушкин видит выхода и, прощаясь со стихией, остается лишь с мечтой о свободе.
По прошествии трех лет поэт пишет к отбывающим ссылку своим друзьям не менее «громкое» произведение «Во глубине Сибирских руд». Он не предал их дело, дело не погибло. Весь текст пронизан вновь обретенной уверенностью в неминуемом торжестве свободы. Именно ей Пушкин теперь дорожит, как ничем.
Анализ всех указанных выше произведений в хронологическом порядке их написания говорит о том, что А.С. Пушкин обрел понимание огромного значения свободы. Душевный рост поэта характеризуют его стихи. Написанные в разные периоды жизни они рисуют четкую картину тех дней и пропитаны борьбой за свободу.
Переосмыслив годы событий, Пушкин почувствовал в себе пророка, осознал силу слова. У поэта всегда остается возможность воспевать волю, клеймить рабство и беззаконие. Пушкин продолжил дело декабристов. Все его произведения полны любовью к свободе и справедливости.
Тема свободы для Александра Сергеевича приобретает особую ценность. Она прошла красной линией через всю его лирику.
Воспевание свободы автор считает своей заслугой и, подводя итог творчества, в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» пишет: «в мой жестокий век восславил я свободу».
Образец 4
Свобода, была очень значима для Пушкина, не только для его личной жизни, но и для творчества. Которому он и посвятил свою жизнь. На протяжении его жизни, понятие свободы было не однозначно. С каждым прожитом годом поэт, понимал ее совершенно по разному.
Это было заметно по эго работам. Проанализировав, свободолюбивую лирику Александра Сергеевича, становится понятно, что тема свободы выражена абсолютно различным языком.
Несмотря на то, что общество и политика были переплетены между собой, свобода была безграничной и современной.
В период с 1817-20годы, на тему свободы А.С. Пушкиным, было написано очень большое количество произведений. Пушкин даже готов был пожертвовать своей любимой любовной тематикой, дабы уступить место свободе. Именно в эти года, на поэта так повлияло его окружение, которое отличалось своей прогрессивностью о современностью.
Александр вместе с тем поколением в котором жил мечтал о свободе, об обществе в котором можно было позволить себе все что угодно. Разумеется в рамках законности. Но свободы им хотелось не только в политическом плане но и в духовном. Своими произведениями писатель хотел донести, что неправомерные ограничения со стороны государства должны убрать.
В некоторых произведениях этого автора, свобода была преподнесена как вольность. Например в произведении «Вольность» Пушкин предполагает, что в жизни нет ни чего важнее Божьего закона. Для него каждый человек был равноправен другому, несмотря на его статус и положение в обществе. Рабство он считал огромным грехом, общество в котором н жил должно быть защищено он рабства. Среди декабристов были очень популярны его произведения на данную тематику.
С возвратом, писатель повидавший жизнь, понимает свободу совершенно иначе. Ценность бытия теперь считалось для него свободой. Он показывает в своих произведениях, как власть одного человека имеет пагубное воздействие на других людей. Вольность в поэзии, так же считалось для Александра Сергеевича свободой.
В некоторых произведениях этого поэта, он ставит акцент на том, что человек не должен поддаваться лести. Он хотел донести что человек должен быть верен своим собственным идеалам. И не должен сворачивать с пути который он себе выбрал.
Пушкин не мог представить свою жизнь без свободы. Для него, жизнь была бы скучной и мрачной. Одно из самым известных произведений этого великого русского поэта было произведение «Я памятник себе воздвиг». По сути это было итогом творчество поэта, а само произведение выводом. Он абсолютно без стеснения подводил итоги. Он говорил о том что будет известен на весь мир, и каждый будет вспоминать его как выдающегося писателя.
Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/tema-svobody-v-lirike-pushkina
Тема свободы в лирике поэта Пушкина: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»
Мотивы свободы (или вольнолюбивые мотивы) являются одними из главных в творчестве А.С. Пушкина. Практически все стихотворения этой тематики относятся к направлению гражданского романтизма, к которому Пушкин пришел в начале 1820-х годов.
Эта тема претерпевала изменения по мере взросления поэта. Сначала, в юные годы, под свободой Пушкин понимает прежде всего свободу политическую, борьбу с тиранией. Яркие примеры таких стихотворений:
— ода Вольность, посвященная теории общественного договора (Стоите выше вы народа, но вечный выше вас закон), где говорится о свободе народа от власти монарха. Ни один правитель не имеет права быть деспотом, он также подчиняется закону.
— К Чаадаеву выражает, в первую очередь, идеи декабристов. Здесь речь также идет о политической свободе, о крушении власти, нарушающей законы (И на обломках самовластья).
Пушкин представляет себя и друзей-декабристов борцами за свободу всего российского народа.
Здесь интересно заметить, что Пушкин никогда не выступал против самодержавия как такового — он вполне допускает монархический режим, например, режим Павла Первого или Наполеона. Ему претит лишь самовластье, тирания.
— стихотворение Кинжал призвано показать, что будет с властью, которая не следует законам. Тиран должен быть казнен, свободы тайный страж, карающий кинжал всегда настигнет любого виноватого. Однако сам Пушкин довольно плохо представлял себе, что может ждать Россию, если свергнуть самодержавную власть.
Изменения во взглядах Пушкина на свободу
Но к 1824 году взгляды поэта меняются. Пушкин отказывается от либеральных увлечений юности и от участия в декабристском движении. Он становится монархистом. С этой эволюцией меняется и тема свободы в лирике Пушкина — он начинает отделять поэта от окружающей его толпы. Следовательно, и ценит Пушкин теперь не сколько свободу политическую, сколько свободу творчества, возможность самовыражаться. Тема свободы тесно переплетается с темой поэта и поэзии у Пушкина.
Например, сразу после восстания декабристов (14 декабря 1825 года) он пишет стихотворение Арион, в основе которого лежит античный миф. Но Пушкин имеет в виду свою судьбу и судьбы его друзей-декабристов (Нас было много на челне). Выясняется, что и в общем деле у поэта всегда есть своя отдельная задача — он поет для всего судна. И судьба у него своя, отличная от прочих. Для поэта не слишком важна оценка народа — он сам себе главный судья, он зависит только от себя самого.
Идея свободы в творчестве Пушкина
В творчестве позднего Пушкина главная идея свободы — отрицание всякой власти над человеком, хоть политической, хоть духовной. Ярким примером здесь служит стихотворение Анчар, посвященное дереву яда, которое сеет вокруг смерть. Этот яд действует на людей только после осуществления ими своей власти. И тогда погибают все, в том числе сам владыка — яду не щадит никого, если вы его коснулись (И умер бедный раб у ног непобедимого владыки).
Главной своей заслугой сам Пушкин будет считать именно то, что его творчество было свободным.
Страницы биографии Пушкина можно почитать тут
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Пушкин о лицейском братстве в стихотворении «19 октября» (1825)
Следующая тема: Тема поэта и поэзии: «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
Источник: http://www.nado5.ru/e-book/tema-svobody-v-lirike-poehta-k-chaadaevu-k-moryu-anchar
«Свободы сеятель пустынный»: библейская проблематика пушкинского творчества
Меню статьи:
В творчестве известного гения русской литературы имеются разные примеры обращения к религиозному аспекту человеческой жизни. Так, в произведении «Свободы сеятель пустынный» слышится библейское эхо. Что ж, возможно, интерес к христианской проблематике в этот период жизни писателя – вполне закономерный.
Пушкин пишет строки этого стиха в 1823-м, а этот год, как известно, автор провел вдалеке от дома. Ссылка в южные края способствовала обращению писателя к размышлениям о судьбе русского народа. Пушкина, в частности, интересует библейский контекст проблемы бытия россиян.
Теперь обратимся детальнее к этому произведению, истории создания стиха, жанровой и композиционной специфике.
Пушкин – у большинства читателей, пожалуй, – ассоциируется с чем-то сказочным и светлым, по-детски наивным и романтичным. Однако углубившись в особенности этого произведения, читатель осознает, насколько трудной и порой далекой от радужности надежд бывает пушкинская мысль.
Ремарка об истории написания произведения
Итак, 1820-е годы, Пушкин находится в ссылке. В это время поэт много времени проводит в философских размышлениях. Конкретно этот стих посвящен теме порабощения народа, а именно – народа русского. Произведение, к сожалению, не увидело свет при жизни автора.
Что касается композиции текста, то это монолог, произносимый от имени героя. По смыслу все произведение можно разделить на два содержательных фрагмента.
Пушкин – профессионал своего дела, поэтому даже этот пример гражданской лирики снабжен прекрасными оборотами, метафорами и искусными эпитетами.
Стихотворение “Узник” – своеобразный памятник пушкинскому свободолюбию. Но стих с таким же названием встречается и у Михаила Лермонтова. Предлагаем читателям проанализировать эти произведения и понять разницу между ними.
Пушкин вдохновлялся событиями, которые в то время охватили Западную Европу. Это была революция, крах старого порядка. И эта революция, так чудно́ совпавшая с жизненными трудностями самого автора, заставила Александра Сергеевича всерьез задуматься. И переосмыслить, возможно, коренные ценности и принципы собственной жизни.
В 1823 году исполнялось четыре года пушкинской ссылке, и строгий присмотр, надзор жутко угнетал свободолюбивого писателя. Для Пушкина необходимость такой жизни означала унижение достоинства. Кроме того, поэта непрестанно тревожили европейские революционные встряски, борьба европейцев за права.
Но ничего подобного даже не назревало в Российской империи, и Пушкина огорчала эта пассивность его соотечественников. Вместо того чтобы бороться за свободу, за права, русский народ предпочел ярмо. Именно об этом, об этих проблемах, пишет автор в стихе, который мы и анализируем в нашей статье.
Вопреки остроте поднятых проблем, произведение оставалось лежать в ящике стола еще какое-то время после кончины автора.
В Российской же империи воцаряется реакция, которой – по самой сути этого явления – противны любые проявления свободомыслия. Александру Сергеевичу понятно – как человеку, смотрящему далеко вперед, – что рваться к свободу тщетно на этих странных землях, где люди довольны своим рабским положением. Но может ли так продолжаться вечно?
Отношение Пушкина к переменам и стагнации
Произведено – глубоко философское, потому что здесь автор переосмысляет для себя понятие «родины» и «отечества». Родная земля мыслится Пушкиным без отрыва от собственной роли в истории Российской империи. В тексте слышится открытое осуждение писателя, ведь Александр Сергеевич недоволен пассивностью не только масс, но и своих коллег. Современники Пушкина готовы согласиться на малое, на синицу в руке, на крышу над головой и тарелку еды – как плату за предательство идей и будущего.
Над своей повестью «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин трудился в продолжение трех лет – с 1833 по 1836 год. Предлагаем читателям ознакомиться с историей создания этого произведения
Никто из пушкинских современников – в глазах поэта – не готов был приносить себя в жертву великим идеям.
Сам писатель, в результате своих высказываний, оказался на плохом счету у правительства империи, ведь не скрывал, что настроен против существующей власти, то есть антиправительственно.
В какой-то момент Пушкин понял, что пребывает в опале не только у власти, но и у обычных людей, которые критикуют его творчество, ненавидят его самого, презирают и гонят. И за это отношение поэт элегантно лирически упрекнул свою неблагодарную публику.
Жанровое своеобразие текста
«Свободы сеятель пустынный», по своей жанровой специфике, относится к гражданской лирике. Что же касается направления этого произведения, то это, безусловно, пример позднего романтизма.
В этом стихе слышится и надежда, и все же ожидание перемен, но одновременно разочарование, грусть, тоска, безысходность от осознания несбыточности этих самых надежд и желаний.
Почему это гражданская лирика? Потому что Пушкин выступает здесь в роли просветителя, поэт старается доносить людям идеи и мысли об общественных преобразованиях, изменениях, пусть это и революционные изменения. Но призывы Пушкина никак не влияют на публику, и массы поэт ассоциирует буквально с христианской паствой.
А что такое паства? Это овцы, глупые, безвольные животные. И осознав это, Александр Сергеевич опустил руки и прекратил борьбу за просвещение масс. «Пусть все идет своим чередом», – вероятно, так подумал Пушкин, и прекратил стучаться в сердца людей. Но при этом поэт все же обвиняет русский народ в пассивности, в инертности, в нежелании перемен.
Тематика произведения
Поэт пишет о такой очевидной, но одновременно о такой сложной вещи – о разочаровании в призвании, в миссии писателя. По мнению Пушкина, поэт должен служить глашатаем истины, правды, вещателем идей о свободе. Но при всей горечи у писателя остается тайная надежда: просто, возможно, для революции (не столько в стране, сколько в сознании людей) еще не пришло время.
Вторая часть кажется более пессимистичной, чем первая. Здесь поэт обращается к народу, но уже немного фатально, как бы поняв, что взывать к людям бессмысленно. Однако на самом деле писатель обращается вовсе не к этой толпе неосознанных индивидуумов.
Пушкин взывает к индивидуальности, к личности, то есть к людям, осознающим свое историческое признание. Эти личности – Пушкин уверен – однажды откликнутся на клич поэта.
Поэтому это произведение создано с одной и единственной целью – пробуждения индивидуальности, прячущейся, спящей в толпе.
Александр Сергеевич снабдил свой текст эпиграфом, взятым из Евангелия от Матфея. В этом эпиграфе вспоминалась притча из Библии. В этом текстах Христос объяснял восприятие Слова Божьего.
Однако слушали Иисуса не все присутствующие, и еще меньше людей следовали наставлениям Христа. Образ сеятеля – это напоминание о самом Христе. Пушкин проводит параллели с делом Христа и делом поэта.
Так же как Иисус, Александр Сергеевич боролся за свободу и правду. Но Иисус мыслил более позитивно, чем русский гений.
Революционное содержание «Свободы»
Проблема, связанная с рабством – буквальным и рабством ментальным – всегда интересовала исследователей XIX столетия. В литературе эта тема отразилась с особенно широким резонансом. Конечно, вероятность пропуска произведения с таким содержанием к печати была маловероятна, особенно учитывая агрессивность властей Российской империи в отношении оппозиционно настроенных людей, вроде Пушкина.
Именно по причине своих прогрессистских взглядов поэт оказался в ссылке. Прибегнув к аллегории и метафоре, писатель представил состояние современного ему общества в виде образа зерна. Если семечко попадает в благодатную почву, то произрастает, а если в не благодатную – гибнет. В принципе, Пушкин окажется прав в том, что революционные настроения однажды пробудятся в народе, который пока еще просто спит.
О похожих вещах писал, кстати, украинский поэт Тарас Шевченко в произведении под символическим названием «Сон». Ведь вскоре – не пройдет и полувека после создания пушкинского творения – как начнутся разговоры о реформах, об отмене крепостного права, о предоставлении народу свободы.
Другой вопрос – а готов ли сам народ к этой свободе, а способен ли русский человек принять свалившийся на голову дар? Однако империя отчетливо понимает: реформы – это необходимое условие собственного выживания.
Пушкинские интерпретации Библии
Итак, мы выяснили, что автор «Свободы» по-своему трактует Библию. В центре повествования находится герой (сам автор), размышляющий о жизни. Автор выступает тем самым сеятелем (поэт отождествляется с Христом).
Почему же «сеятель пустынный»? Это очень многогранный и емкий образ, потому что через это словосочетание Александр Сергеевич намекает читателю: эта земля ранее никогда не засевалась, и он – первый, кто предпринял попытку взрастить в этой пустыне плоды.
Но труды оказались напрасными, и герой, разочаровавшись, перестал, как бы мы сейчас сказали, «биться головой о стену».
Композиционные особенности текста
Как мы уже говорили выше, произведение содержательно разделено на два фрагмента (семистишья). В первом фрагменте говорится о притче, то есть здесь и кроются интересующие нас библейские смыслы. Что такое «живительное семя», о котором вспоминает Пушкин? Это идеи, зерна мыслей, в том числе гражданской, политической направленности.
Со вторым фрагментом дела обстоят куда интереснее, ведь изначально вторая часть была черновиком другого стиха, называвшегося «Моим беспечным незнанием». Иногда эту вторую часть можно встретить в качестве самостоятельного произведения.
Причем эта часть считалась опальной и опасной, и не раз оказывалась в полицейском участке или печальноизвестном Третьем отделении!
Изыде сеятель сеяти семена своя. Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя – Но потерял я только время,
Благие мысли и труды
Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-pushkin/svobody-seyatel-pustynnyj.html