Что значит имя Айя София

Собор Святой Софии в Стамбуле или мечеть Айя-София

Собор Святой Софии в Стамбуле или мечеть Айя-София является одной из главных достопримечательностей и визитной карточкой Стамбула. Долгое время этот православный храм был одним из самых больших храмов в мире. Собор Святой Софии это одни из величайших образцов Византийской культуры. Иногда Айя-Софию называют «восьмым чудом света». Мечеть Айя-София сейчас работает как музей и находится под охраной ЮНЕСКО.

История

Собор Святой Софии в Стамбуле построен на месте древнего акрополя. Сперва на этом месте римским императором Константином в 360 году был построен собор в честь Софии Божьей Премудрости, он простоял 75 лет, а потом был разрушен при пожаре.

Вскоре отстроили еще один собор, но его постигла та же участь, он сгорел при пожаре в 532 году. Кстати, Собор в честь Софии (Софийский собор) есть и в Киеве, если будете в городе, советую обязательно посетить его.

Нынешний Собор Святой Софии в Стамбуле начали строить при Юстиниане I, в стройке принимали участие 10 000 человек. Святая София была построена в рекордные сроки всего за пять лет. На постройку собора ушло несметное количество денег. Торжественное освещение Святой Софии в Константинополи произошло в декабре 537 года.

Почти 1000 лет собор являлся символом Византии и оставался одним из самых больших христианских храмов, до возведения собора Святого Петра в Риме. Высота купола Собора Святой Софии 55м, а диаметр 31м.

В 1453 году Константинополь был захвачен турками. Турецкий султан Махмед Фитих Завоеватель въехал в город и был поражен красотой и огромными размерами Святой Софии. Он приказал не трогать православный храм, а превратить его в мечеть. Собор Святой Софии был переименован в Айя-София, к нему был пристроен минарет в западной части, а потом еще три минарета.

В 1935 году, при Ататюрке, Айя-София была преобразована в музей.

Собор Святой Софии в Стамбуле (Айя-София) как добраться

Айя-София находится в центре старого города в районе Султанахмет. Что бы попасть к воду в собор надо выйти на остановки трамвая T1 Sultanahmet и немного пройти. Айя-Софию вы увидите сразу. На площади возле собора всегда шумно и многолюдно и зимой и летом

Источник: http://olgatravel.com/2014/02/sobor-svyatoj-sofii-ajya-sofiya/

Софийский собор в Константинополе — история, интерсные факты, мифы, святыни

Если вы попали в исторический центр Стамбула (бывший Константинополь) и увидели огромную очередь перед входом в храм — значит, вы стоите перед Софийским собором Стамбула (бывший Константиноноль) — матерью всех православных христианских храмов в мире.

Благодаря собору Святой Софии, вернее, впечатлению, которое он произвел на русских послов, присланных в Византию князем Владимиром Красное Солнышко, Русь, может быть, и стала христианской в 988 году. По преданиям, русские послы, побывав в соборе Святой Софии в Константинополе, приехали под таким сильным впечатлением от увиденного, что назвали этот собор не просто великолепным храмом, а раем. Оно и неудивительно — величие Святой Софии поражает человеческое воображение и сегодня.

История строительства

Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий — император Византии. В 360 году оно было закончено, храм назвали «Мегало Еклесия» — Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре.

Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма, в котором начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен — императором Юстинианом, в 532-537 г.г.

Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается, как гора Моисея, сегодня в Стамбуле.

Его называют Святая София — церковь Божественной Мудрости и считают одним из самых важных и самых прекрасных храмов в истории мировой архитектуры. А православные христиане считают собор Святой Софии главным собором христианства, Матерью всех православных соборов.

В мировых архитектурных кругах Айя-София занимает почетное четвертое место в мире среди музеев, равных ей по масштабу. Вот их перечень: церковь Св. Павла в Лондоне; Сан Пьетро в Риме; Дома в Милане.

Но как их можно сравнивать?! Все эти храмы, святые места, по крайней мере, на тысячу лет моложе Софийского собора!

Свое второе имя — Айя-София — храм святой Софии в Константинополе получил в качестве одного из трех эпитетов, которые употребляют, обращаясь к богу: Айя-София — Святая Мудрость, Ая-Ирена — Святое Благодушие, Ая Динамис — Святая Сила.

Интересные факты

Если внимательно проанализировать историю строительства главного собора Стамбула, то можно найти интереснейшие факты.

Храм Святой Софии — воистину собиратель и коллекционер древностей: в нем нашли продолжение многие древние памятники архитектуры великого Рима и античной Греции: порфированные колонны Айя Софии — из Аврелиановского Храма Солнца в Риме; зеленые мраморные колонны — из храма Артемиды в Эфесе; колонны из зеленого гранита — от Эфесского портового гимназия; красные порфирные колонны — из Святилища Аполлона в Баалбеке (современный Ливан); мраморные плиты Святой Софии — из запасов этого камня в Анатолии, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии и Нумидии. А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) — такой же, как и тот, из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе.

Есть еще несколько легенд, связанных со строительством Святой Софии в Константинополе.

Согласно им, известь для строительства храма разводили на ячменной воде, в раствор для кладки камня добавляли оливковое масло, а для патриаршего престола в расплавленное золото были добавлены драгоценные камни — рубины, топазы, ониксы, сапфиры, аметисты и жемчуга. Затраты на строительство были огромными и составили три годовых дохода государства Византия — примерно 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн.

Император Юстиниан в день рождества — 26 декабря 537 года (который и стал днем открытия храма), подняв руки к небу, воскликнул: «Слава богу, который дал мне возможность завершить эту постройку. Я превзошел тебя, Соломон! » Очевидно, что Юстиниан сравнил построенный по его приказу храм Святой Софии с библейским храмом Соломона, да и Константинополь он сравнивал с Иерусалимом и называл его не иначе, как Новый Иерусалим.

Третья, (нынешняя) София, отстроенная Юстинианом, в течение 916 (почти тысячу) лет была кафедральным христианским собором Константинополя, главным храмом Византийской империи и всего православного мира. Но после завоевания Византии османами великий Софийский собор в Константинополе почти на пятьсот (481) лет превратили в мечеть. Только в 1935 году декретом Ататюрка — первого турецкого Президента — Айя -Софии в Стамбуле присвоили статус музея.

Для тех, кто впервые входит в этот священный храм, впечатления становятся незабываемыми: он настолько огромен и могущественен, что перехватывает дыхание, а природный дневной свет из многочисленных окон собора делает его будто парящим в небесах, из-за этого даже стены храма кажутся прозрачными! Подтверждение вышесказанному — великолепные слова о Святой Софии: «Купол на цепи подвязан к небесам»

Центральные Императорские двери (Врата) Собора сделаны, по преданию, из остатков Ноева ковчега. Сквозь них в Софию входил только Император. Для других посетителей предназначались соседние входы. По обе стороны Императорских дверей на мраморных плитах пола видны глубокие вмятины, образовавшиеся от ног императорских стражников, в течение сотен лет стоявших у этих дверей. В таких исторических местах поистине чувствуешь дыхание времени

Софийская мечеть

О последствиях превращения Святой Софии в мусульманскую Софийскую мечеть говорят изменения в интерьере храма — четыре огромных круглых щита из верблюжьей кожи, подвешенные под куполом. Надписи на этих щитах — изречения из Корана, а также имена первых халифов (духовных лидеров Ислама).

Ататюрк — первый Президент Турции, великий реформатор, превратив Софию из мечети в музей, велел снять щиты со стен православного храма, что и было сделано. Однако сразу после его смерти, в 1938 году их опять вернули на прежнее место.

Еще одно свидетельство превращения Софийского собора в мечеть — в алтарной апсиде храма мусульманами была устроена молитвенная ниша — михраб. Рядом с михрабом — ложа султана, напротив — место имама для чтения молитв.

Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мусульманских мечетей — кувшины для омовений (недалеко от входа). В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век).

Но главное свидетельство попыток превращения Великого храма в Софийскую мечеть — четыре минарета и полумесяц над куполом.

Хотелось бы заметить, что все эти преобразования не стали единым целым со Святой Софией, они так и остались «инородными телами», «чужеродными включениями» на этой великой христианской святыне.

Последняя литургия в Софийском соборе Константинополя началась вечером 28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь. Утром, выломав двери, в храм ворвались янычары, но православный священник с чашей в руках каким-то чудесным образом скрылся

Во время экскурсий в храме нередко можно услышать из уст экскурсоводов повествование о том, что якобы Мехмед-Завоеватель, заехав в храм на коне, окровавленной рукой невольно прислонился к стене ( его конь поскользнулся на залитых кровью плитах пола). В качестве подтверждения этого события, как правило, всегда демонстрируется пятно — отпечаток ладони на стене храма, рядом с алтарем.

Не верьте. Помощник путешественника уверен, что не было этого. Конечно, пол в Храме в то утро действительно был залит кровью, но Мехмед-Завоеватель в Софийский собор в Константинополе не въехал, а — вошел, спешившись и посыпав свой тюрбан придорожной пылью — в знак смирения перед Святой Софией и ее божественной силой

Источник: http://fellowtraveler.ru/cvjatye-mesta/1099-sofijskij-sobor-v-konstantinopole

Айя-София, Стамбул — собор Святой Софии: история, описание

Айя-София – святыня двух мировых религий и одно из великолепнейших сооружений на нашей планете. На протяжении пятнадцати столетий Святая София была главным святилищем двух великих империй – Византийской и Османской, пережив непростые повороты их истории.  Получив в 1935 году статус музея, она стала символом новой Турции, вставшей на светский путь развития.

История создания Айя-Софии

В IV веке н. э. великий император Константин построил христианскую базилику на месте рыночной площади. Спустя несколько лет это здание было уничтожено огнем. На месте пожарища возвели вторую базилику, которую постигла та же участь. В 532 году император Юстиниан начал строительство великого храма, равных которому не знало человечество, чтобы прославить на веки имя Господне.

Лучшие архитекторы того времени руководили десятью тысячами рабочих. Мрамор, золото, слоновая кость для отделки собора Святой Софии привозились со всех концов империи. Строительство было закончено в невиданно короткие сроки, и через пять лет, в 537 году здание было освящено константинопольским патриархом.

Впоследствии Айя-София несколько раз страдала от землетрясений – первое случилось вскоре после окончания строительства и принесло серьезные разрушения. В 989 году землетрясение привело к обрушению купола собора, который вскоре был восстановлен.

Мечеть двух религий

Более 900 лет собор Святой Софии был главной христианской церковью Византийской империи. Именно здесь в 1054 году произошли события, расколовшие церковь на православную и католическую.

С 1209 по 1261 годы главная святыня православных христиан находилась во власти католиков-крестоносцев, которые разграбили ее и вывезли в Италию многие хранившиеся здесь реликвии.

28 мая 1453 года здесь прошло последнее христианское богослужение в истории собора Святой Софии, а на следующий день Константинополь пал под ударами войск султана Мехмеда II, и храм был обращен по его приказу в мечеть.

И только в XX веке, когда решением Ататюрка Айя-София была преобразована в музей, равновесие было восстановлено.

Советуем прочитать о Казанском соборе.

Святая София – уникальное религиозное сооружение, в котором фрески с изображением христианских святых соседствуют с начертанными на больших черных кругах сурами из Корана, а минареты окружают здание, построенное в стиле, типичном для византийских церквей.

Архитектура и внутреннее убранство

Ни одно фото не способно передать величие и строгую красоту Айя-Софии. Но нынешнее здание отличается от первоначальной постройки: не раз перестраивался купол, а в мусульманский период к основному зданию было пристроено несколько строений и четыре минарета.

Первозданный вид храма полностью отвечал канонам византийского стиля. Внутри храм поражает размерами больше, чем снаружи. Массивная купольная система состоит из большого купола, достигающего более 55 метров в высоту, и нескольких полусферических перекрытий. Боковые нефы отделены от центрального малахитовыми и порфировыми колоннами, вывезенными из языческих храмов античных городов.

От византийского убранства до наших дней дошло несколько фресок и изумительных мозаик. В годы, когда здесь располагалась мечеть, стены были замазаны штукатуркой, и ее толстый слой сохранил эти шедевры до наших дней. Глядя на них, можно представить, каким великолепием отличалось убранство в лучшие времена. К изменениям османского периода, не считая минаретов, относятся михраб, мраморный минбар и богато декорированная ложа султана.

Полезная информация: как попасть в музей

Айя-София расположена в старейшем районе Стамбула, где находится много исторических мест – Голубая мечеть, Цистерна, Топкапы. Это самое значительное здание города, и не только коренные стамбульцы, но и любой турист расскажет, как пройти к музею. Можно доехать общественным транспортом на трамвайной линии Т1 (остановка Султанахмет).

Музей работает с 9:00 до 19:00, а в период с 25 октября по 14 апреля – до 17:00. Понедельник – выходной. В кассе всегда большая очередь, поэтому приходить нужно заранее, особенно в вечерние часы: продажу билетов прекращают за час до закрытия. Можно купить электронный билет на официальном сайте Айя-Софии. Вход стоит 40 лир.

Источник: https://www.miroworld.ru/ajya-sofiya-sobor-svyatoj-sofii/

Собор Святой Софии

Несмотря на то, что я была в Стамбуле не один раз и довольно подолгу, несмотря на мое скептическое отношение к пиететам и культовым местам, собор Святой Софии для меня является средоточением Стамбула-Константинополя.

Когда попадаешь на его территорию (правильнее сказать «в ее владения»

), возникает удивительное чувство — это не просто интерес, удивление, восхищение, это похоже на состояние внутреннего затишья, даже замирания, когда вдруг полторы тысячи лет «разархивируются» у тебя прямо на глазах.

Потом приходят на ум пафосные слова вроде «вечность», «величие», «мудрость», и ты начинаешь задумываться над этим феноменом: архитектурным, историческим, культурным, религиозным.

Ведь в Стамбуле сохранилось достаточно большое количество православных храмов, впечатляющих своей историей и архитектурой, например, церковь Пантократора, церковь Паммакаристы, церковь спасителя в Хорах, собор Святой Ирины, храм Святых великомучеников Сергия и Вакха. И это только небольшая часть. Некоторые из них на реставрации, другие целиком или частично переделаны в мечети, в каких-то созданы музеи.

Тем не менее, Собор Святой Софии остается первым и единственным в этом списке.

Красавица Святая София. Вехи истории

У каждого произведения искусства так же, как у человека, есть своя история, своя «книга жизни». У Собора Святой Софии эта книга — одна из самых «толстых» в мире.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как будет полное имя Мирон

История жизни Собора берет начало в IV веке и насчитывает уже почти полторы тысячи лет. Можно представить, свидетелем какого количества событий ему довелось побывать. Чтобы немного ознакомиться с главными вехами соборной жизни, семнадцативековый период можно разделить на три основные части — византийский, османский, современный.

Византийская Святая София — Собор Премудрости Божией

Прародителем этого исторического и архитектурного чуда, шедевра, которому мы сегодня имеем возможность удивляться, была небольшая базилика, построенная императором Константином II в 324-327 г.

В течение довольно небольшого периода времени она стала слишком мала для населения города, и преемник Константина, его сын Констанций, приказал ее расширить.

В 360 году базилика была расширена и получила название Megale Ekklesia (греч. Μεγάλη Εκκλησία — большая церковь), а чуть позже, в начале пятого столетия, она стала называться Собором Святой Софии — Премудрости Божией. Церковь была самой большой в Восточной Римской империи и имела высокий статус — здесь короновались правители.

В 404 году, в период правления Аркадия (Arkadios), в результате разногласий его жены Евдокии (Eudoksia) с патриархом Иоанном (Ioannes Chrysostomos) случился народный бунт, церковь сгорела. Через 11 лет, в 415 году, новый правитель Феодосий — Младший —(Theodosios II) отстроил ее заново. Теперь у церкви было пять нефов, монументальный вход, а крыша по-прежнему была деревянной, как и у ее предшественниц.

И снова бунт, снова пожар. Январь 532 года. Это был крупнейший бунт в Константинополе, который произошел на пятом году правления Юстиниана I (527-565) и вошел в историю под названием «Ника» (греч. Στάση του Νίκα — Побеждай). В этом восстании против империи Юстиниана объединились две самые значительные группы — патриции и плебеи.

Как любой выдающийся реформатор, своими нововведениями и жестким стилем правления Юстиниан вызывал претензии многих слоев населения. Масштаб их недовольства был нешуточным, и намерения свергнуть императора были почти осуществлены.

Юстиниан уже готовился бежать из города, но, использовав хитрость и преданность своих сторонников, которые подкупили большинство предводителей восстания и привлекли их на свою сторону, подавил бунт и продолжил свое правление еще 33 года.

В результате восстания была разрушена значительная часть города, в том числе и Собор Святой Софии, было убито около 35000 человек. После этого события Юстиниан решил увековечить свою победу, ознаменовав ее возведением такого храма, «какого не было со времен Адама и какого не будет никогда», а расположение его на холме вблизи Большого Императорского дворца и Ипподрома должно было еще больше подчеркнуть его величие и возвышенность.

Нужно сказать, императору это удалось, и сегодня мы имеем возможность любоваться этой постройкой, возведенной 1479 лет назад. Правда, за прошедшее время собору пришлось еще неоднократно пострадать от землетрясений и пожаров, но каждый раз его тщательно восстанавливали.

Строительство и его масштабы

Подготовка к строительству была не слишком длительной, место было определено. Там, где 13 января 532 года сгорела церковь Святой Софии, уже 23 февраля, всего через 40 дней после пожара, император самолично заложил камень основания нового храма.

Для реализации грандиозного замысла были приглашены два самых знаменитых архитектора — Анфимий Тралльский (из Тралл) и Исидор Милетский (из Милета), уже имевших опыт совместной работы — пятью годами раньше они построили церковь Святых Сергия и Вакха. Еще сто архитекторов управляли рабочими, около пяти тысяч которых работали по одну сторону храма, и столько же — по другую.

Сам император ежедневно следил за ходом работ. В период возведения храма вся империя должна была нести денежную дань, и все сословия от самых низших до самых высших были обременены этой обязанностью на протяжении пяти лет строительства.

Кроме этих средств, для украшения интерьера собора в Константинополь привозили остатки античных зданий, представлявшие особую ценность.

Из Рима, Афин и Эфеса, из древних городов Анатолии и Сирии были присланы колонны, которые мы можем видеть и по сей день.

А порфировые колонны первого этажа в количестве восьми штук были доставлены из храма Солнца в Баальбеке, другие восемь — из храма Артемиды в Эфесе.

На капителях колонн, расположенных по периметру основного пространства, можно увидеть монограммы императора и его супруги.

На материалы не жалели ни средств, ни фантазий: известь была замешана на ячменной воде, в цемент добавляли оливковое масло. Для доски престола даже изобрели новый материал: в растопленное золото бросали самые драгоценные камни — ониксы, жемчуга, топазы, сапфиры, рубины, в результате чего этот необыкновенный сплав получил около семидесяти цветовых оттенков!

Мрамор для облицовки стен выбирали самым тщательным образом, учитывая особенности месторождений — Проконес славился белоснежным, Ясос — красно-белым, Каристос — светло-зеленым, а Фригия — розовым с прожилками. Кроме мрамора для внутреннего убранства использовали, конечно же, золото высочайшей пробы, серебро, янтарь, яшму, слоновую кость.

Для изготовления купола привезли глину с острова Родос — она отличалась особой прочностью в сочетании с легким весом.

Для такого небывалого по своему замыслу, масштабам и расходам строительства потребовалось не так уж и много времени — через пять с половиной лет храм был готов.

В день освящения освящения храма, 27 декабря 537 года, Юстиниан выразил в одной фразе и восторг от увиденного, и утверждение собственного могущества: «О, Соломон! Я превзошел тебя!».

С этого дня и на протяжение последующих девятисот шестнадцати лет Святая София была символом величия и могущества византийской империи.

Архитектурные секреты

Пытаясь описать главную находку Анфимия и Исидора — купольную систему храма — я подумала, что слова, которые произнес Юстиниан, должны были принадлежать именно им — величайшим архитекторам своей эпохи.

То, что им удалось спроектировать и реализовать, вызвало немало восхищения у современников, а впоследствии стало «азбукой» и дало начало новому направлению в архитектуре.

Оказывается, то, что для нашего взгляда сегодня привычно и не вызывает особого удивления, берет начало полторы тысячи лет назад, а тогда это было принципиально новым словом в строительстве храмов.

Например, «паруса» — сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость), каскады куполов сочетают в себе как смысловую нагрузку, так и эмоциональную, а также являются решением для особого проникновения света в помещение (на фото ниже).

Что же здесь особенного? Главный купол — чуть вытянутая сфера диаметром в 31 метр с востока на запад, а с севера на юг — 30 метров, образованная 40 радиальными арками.

В куполе столько же окон, сколько и арок — 40, и они отстоят друг от друга на минимально возможное расстояние. Из-за этого в солнечные дни особенно заметен эффект «парения», «подвешенности» — как будто купол ничем не закреплен, а висит в воздухе.

Кроме того, купол покрыт золотой мозаикой, поэтому отражаемый от него свет имеет золотистый оттенок.

От главного купола каскадом «спускаются» купола меньшего размера и благодаря этому «кружеву» внутри собора создается ощущение необъятного пространства, которое действительно очень трудно описать словами. Эмоциональное начало берет верх над рациональным, и поначалу не хочется ничего анализировать.

Позже, на расстоянии, начинаешь немного понимать секрет — эффект «необъятного пространства» создается за счет сочетания многочисленных полусфер и прямых строгих линий в виде вертикальных колоннад и горизонтальных карнизов — результата очень точных вычислений масштабных соотношений.

Ни одна фотография не передает этого оптического эффекта. Попробуйте сами, но не только я считаю, что это невозможно.

Источник: https://travelask.ru/turkey/stanbul/muzey-svyatoy-sofii

Собор Святой Софии в Константинополе – шедевр архитектуры Византии

Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии, пришедший к власти в 527 году. С его именем связано множество действий, приведших к могуществу Византийской империи — создание кодекса законов, расширение территории, строительство дворцов и храмов. Но самым известным храмом Константинополя, пожалуй, является собор Святой Софии.

Собор Святой Софии в Константинополе, соборная церковь Святой Софии, Айя-Софья, Великая церковь — у этой интереснейшей постройки существует множество названий. С возведенным храмом в свое время ходило множество легенд о затраченных ресурсах, но все они меркли по сравнению с действительностью.

Строительство собора

Одна лишь задумка превосходила все возможные цели — храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя.

Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе.

Вся страна трудилась ради возведения этого чуда. 

Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.

Парящий купол

Здание в плане имеет прямоугольник со сторонами 79 метров на 72 метра. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31,5 метров. 

Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Подобное решение поражало современников. Особенно выделялся его купол, видимый со всех сторон города, и выделяющийся в плотной застройке Константинополя.

Внутри храма

Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху. 

Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. Огромный купольный зал, соответствующий образу мироздания, наводит на глубокие мысли у посетителя. Нет смысла даже описывать всю красоту храма, лучше один раз увидеть.

Мозаики собора

В прежние времена вершины стен были покрыты мозаикой с картинами на различную тематику. Во времена иконоборства в 726-843 году они были уничтожены, поэтому текущее положение не полностью отражает картину былой красоты внутреннего убранства постройки. В более поздние времена в храме Святой Софии в Византии создавались новые художественные творения. 

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Разрушение храма

Храм Айя-София много раз повреждался в ходе пожаров и землетрясений, но каждый раз его заново восстанавливали. Но одно дело природная стихия, другое — люди. Так после разгрома крестоносцами в 1204 году внутреннее убранство восстановить оказалось невозможным.

Конец величию храма был положен вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии искали спасение порядка десяти тысяч христиан.

Легенды и интересные факты

Есть и интересные легенды, связанные с храмом Святой Софии в Турции. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II, завоевавший Константинополь. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Чтобы остаться в седле завоевателю пришлось опереться о стену.

Еще одна история связана с одной из ниш храма. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Люди рассказывают, что во время штурма в эту нишу укрылся священник, а доносимый до нас шум, это бесконечно продолжающаяся его молитва о спасении.

Мечеть Айя-София

После завоевания христианский храм было решено переделать в мечеть Айя-София. Уже 1 июня 1453 года здесь была совершена первая служба. Разумеется, в ходе перестройки были уничтожены многие христианские украшения. Также в поздние времена храм окружили четыре минарета.

Музей Айя-София

Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Святая София приобретает статус музея. Здесь же для посетителя были расчищены скрытые за толстыми слоями первые изображения. Храм Святой Софии и в наши дни можно смело считать великим достижением человеческой мысли, отражением духовности в архитектуре. 

Схема храма Святой Софии 

1. Вход   2. Императорские ворота   3. Плачущая колонна   4. Алтарь. Михраб  5. Минбар
6. Ложа Султана   7. Омфалос («пуп мира»)   8. Мраморные урны из Пергама
 a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I
 b.) Минареты султана Селима II

Где находится храм Святой Софии на карте

Подпишитесь на наc ВКонтакте Поделитесь интересным материалом с друзьями

Источник: https://1chudo.ru/khramy/85-sobor-svyatoj-sofii-v-konstantinopole-shedevr-arkhitektury-vizantii.html

Стамбул религиозный: Айя-София и Голубая мечеть

23 января 20129 минут16044

Стамбул, являвшийся сначала в течение тысячи лет важнейшим городом для православных христиан, а потом еще без малого полтысячелетия — столицей и религиозным центром мусульманской Османской империи, насквозь пропитан религиозным ароматом. Причём аромат этот практически со стопроцентным мусульманским уклоном. Сегодня — краткий ликбез по главным стамбульским мечетям.

В наши дни Стамбул — город исключительно мусульманский. От былого православного величия Константинополя практически не осталось и следа, за исключением, наверное, некогда главного храма Византии — собора Святой Софии, хоть и обросшего в XV веке минаретами, но до сих пор не отказавшегося от своего христианского происхождения. Но об этом чуть позже.

Мечетей в Стамбуле, пронзающих небо своими стройными минаретами, невероятное множество. Правда, для меня, туриста неискушенного мусульманской архитектурой, все они на одно лицо, поэтому рассказать что-либо об их архитектурных достоинствах я вряд ли смогу.

Вот, например, Новая мечеть, или по-турецки Yeni Cami, — одна из крупнейших мечетей Стамбула. Расположена она у, наверное, самого оживлённого места Стамбула — рядом с Галатским мостом, поэтому мы проезжали мимо неё довольно часто, каждый раз обращая внимание на её внушительные размеры.

Но, конечно, особое место среди всех стамбульских святынь занимают две — Айя-София и Голубая мечеть.

Айя-София

Много лет назад собор Святой Софии был главным храмом православного мира и крупнейшей церковью в мире. С тех пор произошло много событий, великие империи, сердцем которых в разное время был Стамбул, ушли в небытие, а Айя-София всё также неколебимо стоит на берегах Босфора, поражая тех, кто её видит впервые, своим видом.

Я долго искал хороший ракурс, откуда можно было бы его красиво снять, так чтобы показать его размеры и величие. Найти такую точку на земле мне так и не удалось — огромное здание Айя-Софии постоянно оказывалось перекрыто либо зданиями, либо деревьями, либо ещё какой-нибудь хренью.

Полчаса поисков дали результат — однозначно лучшей обзорной площадкой, откуда открывается, наверное, лучший вид на Айя-Софию, является открытая терраса на крыше ресторана в отеле «Seven Hills», куда мы практически случайно решили зайти перекусить. Как раз с этой точки мечеть, играющая на солнце своей, на первый взгляд, нелепостью форм и, как заметил кто-то из туристов, похожая скорее на военный бункер, чем на храм, предстаёт во всём своём величии.

Внутри она поражает своими размерами — особенно учитывая, что построено всё это было полторы тысячи лет назад. Мои ощущения описать тяжело: говоря по-простому — я зашёл и ох**л.

Айя-София — третий собор, построенный на этом месте.

Первая церковь — Megale Ekklesia — была построена ещё во времена императора Константина, в 360 году. Через 44 года она сгорела во время народного восстания.

Вторая церковь была возведена 415 году, но и её постигла участь предшественницы — она сгорела во время очередного народного восстания в 532 году.

После подавления восстания, в процессе которого было убито более 35 тысяч человек, император Юстианиан задумывает амбициозный проект — возведение крупнейшего в мире собора. Строительство началось в 532 году и продолжалось 5 лет. Работами руководили лучшие архитекторы того времени. Ежедневно над возведением Айя-Софии трудились около 10 тысяч рабочих. Стоимость работ составила три годовых дохода Византийской империи.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько производных у имени Александр

Из книги «Сто великих храмов мира» (М. Губарева, А. Низовский — Москва, Вече, 1999):
Когда строительство окончилось, мир был ошеломлён: по словам Прокопия Кесарийского, «этот храм царил над городом, как корабль над волнами моря». Казалось, что купол Святой Софии «покоится не на камнях, а спущен на золотой цепи с высоты небес».

Входящий в него чувствовал, что это «не создание людского могущества и искусства, но скорее дело самого божества», и душа молящегося в храме чувствовала, что «Бог здесь, близко от неё, и что ему нравится этот дом, который он сам избрал для себя».

Предание рассказывает, что строители храма Софии соревновались со своими предшественниками, некогда создавшими легендарный храм Соломона в Иерусалиме, и когда собор Святой Софии был закончен, Юстиниан воскликнул: «Я превзошёл тебя, Соломон!!!»

Название собора — «Hagia Sophia» — переводится как «Премудрость божья».

Помещение собора представляет собой продолговатый прямоугольник, примерно 75 на 70 метров. Венчает храм купол диаметром в 30 метров. Высота от верхней точки купола до пола — 51 метр.

Во время строительства использовались лучшие материалы, привозимые со всех концов Восточной Римской империи — мрамор и яшма, золото и серебро, слоновая кость и жемчуг

За время своего существования собор неоднократно страдал от пожаров и землетрясений, сильнейшее из которых произошло в конце X века — тогда храм был очень сильно повреждён — обрушился купол и частично стены. Как раз в это время снаружи появились наклонные контрфорсы, выполняющие роль подпорок для здания.

В 1453 году Константинополь завоёвывается османскими войсками. В том же году собор превращают в мечеть.

Название остаётся прежним — «Hagia Sophia», правда переиначенное на турецкий лад оно стало звучать как «Ayasofya» — «Айя-София»

Благодаря тому что многие мозаики были замазаны штукатуркой, они смогли пережить многовековое мусульманское присутствие —  Айя-София оставалась действующей мечетью вплоть до 1935 года, пока не была превращена в музей.

Вообще, если Стамбул — место встречи Европы и Азии, то Айя-София — однозначно место встречи христианства и ислама.

Проглядывающие из под слоя штукатурки сохранившиеся православные мозаики в сочетании с мусульманскими орнаментами и огромными щитами, на которых арабской вязью написано «Аллаху Акбар», выглядят по-настоящему мозговзрывательно.

Черных кожаных щитов всего восемь. На них указаны имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых мусульманских калифов и имамов.

При строительстве храма применялись инновационные для того времени решения — например, в цемент для прочности добавляли масло, а известку готовили исключительно на ячменной воде.

Но, несмотря на профессионализм и изобретательность архитекторов, сегодня достопочтенный возраст собора даёт о себе знать.

Под поблекшей и местами отвалившейся штукатуркой хорошо видны уставшие стены, построенные ещё полторы тысячи лет назад.

Тем удивительнее смотрятся на их фоне сохранившиеся византийские мозаики.

Они, кстати, были выполнены в три этапа — в середине IX века, на рубеже IX и X веков и в конце X века.

Кстати, собор пострадал не только от захвативших Константинополь турок — в 1204 году город был захвачен крестоносцами. Тогда значительная часть богатств была вывезена в европейские страны. Например, сделанный из чистого золота алтарь, пропавший в последующие годы без вести. Или Туринская плащаница, вывезенная из Константинополя в Италию.

Голубая мечеть

Голубая мечеть, расположенная прямо напротив Айя-Софии, — крупнейшая мечеть Стамбула.

Так же как и в случае с Айя-Софией, найти удачный ракурс для съёмки Голубой мечети с земли, на мой взгляд, невозможно. Тут нам на помощь снова приходит терраса ресторана, о котором я рассказывал чуть выше.

Хотя, конечно, лучшие виды на мечеть открываются с Мраморного моря. Фотографии, сделанные с морской прогулки, я уже показывал вам пару недель назад. Тогда же я рассказывал историю про шесть минаретов и реакцию на них имама Мекки.

Мечеть является действующей. Мусульмане перед посещением обязательно омывают ноги. Туристов пускают с грязными, правда обувь всё равно необходимо снимать.

Мечеть была построена в начале XVII века — таким образом молодой султан Ахмед пытался умилостивить Аллаха.

Своё название она получила от огромного количества голубых керамических изразцов ручной работы, использовавшихся для украшения интерьера.

Официальное же название мечети — Sultanahmet Camii — что означает «Мечеть Султана Ахмеда».

Основной темой внутреннего убранства являются цветы — тюльпаны, лилии, гвоздики и розы.

Всего в мечети 260 окон, украшенных витражами.

Про религиозную составляющую Стамбула, наверное, хватит. Но раз уж заговорили про религию — расскажу-ка я вам в следующий раз про Тихвинский монастырь, в котором я побывал на днях.

The show will go on!

Следующая часть: Стамбул разносторонний

Источник: https://kezling.ru/travels/narrative/istanbul-3/

14. Стамбул. Главные достопримечательности за один день: Голубая мечеть, цистерна Базилика и Айя-София

В предпоследней главе с отчетом о путешествии по Турции на автомобиле мы посмотрели снимки обычных улочек Стамбула и получили представление об основных моментах богатейшей истории древнего города, узнали, каким образом она связана с нашей страной. Сегодня публикую заключительную, часть отзыва. Будем любоваться интерьерами самых знаменитых объектов Константинополя: мечети Султанахмет, подземного водохранилища Цистерна Базилика и главного храма для православных верующих — Айя-Софии.

Фотография 1. От Византия к Стамбулу. В 2010 году город объявлен европейской культурной столицей. Что посмотреть в этом древнем городе за один день. Отзывы туристов о поездке в Турцию.

Отзыв об экскурсии в Голубую мечеть в Стамбуле

Официально голубая мечеть называется Султанахмет (Sultanahmet Camii).

Расположена она в европейской части города, в том же месте, где сосредоточены и другие известные достопримечательности Стамбула: Цистерна Базилика, Гранд-Базар, Галатский мост, дворец Топкапы и, конечно же, известный на весь мир Собор Святая София Константинопольская.

Возведена мечеть архитектором Седефкаром Мехмет Ага в период с 1609 — 1616 гг.  по приказу молодого султана Ахмеда I. Европейские туристы называют Султанахмет Голубой мечетью, поскольку интерьер украшают двадцать тысяч керамических изразцов лазурного цвета.

Султанахмет — одна из трех мечетей в Турции с шестью минаретами (две другие: современные Sabancı Merkez Camii в городе Адана и Hz. Mikdat Mosque в Мерсине). Гиды рассказывают туристам разные легенды о Голубой мечети. Одна из них про минареты: мол Султан Ахмед I приказал сделать минареты из золота, но казна империи была пустая. Тогда архитектор предложил вместо 4-х построить 6 минаретов, чтобы Султанахмет была особенной.

Поскольку к площади Султанахмет мы подошли со стороны Египетского обелиска, то первой достопримечательностью, посещенной нами в то утро, стала Голубая мечеть.  Несмотря на то, что время было не раннее, туристов здесь еще не слишком много.

Фото 2. Голубая мечеть. Отзывы туристов об экскурсиях в Стамбуле. Поездка в Турцию в отпуск. Снято на полнокадровый фотоаппарат Nikon D610 со сверхширокоугольным объективом Samyang 14mm f/2.8. Параметры съемки: выдержка 1/640 секунды, экспокоррекция составляет «-1,33EV», диафрагма f/8.0, ISO 125, фокусное расстояние 14 мм.

Во двор культового сооружения можно пройти свободно, но, в отличие от Айя-Софии, Султанахмет – это действующая мечеть, поэтому здесь нужно соблюдать особые приличия при посещении.

Фотография 3. Во дворе мечети Султанахмет в Стамбуле. Отчет о поездке в Турцию на отдых. 1/640, -1.0, 8.0, 125, 14.

Мечеть впечатляет своими размерами, колоннами и арочными террасами. К сожалению, когда мы пришли, приближалось время полуденной молитвы — на посещение оставалось не более получаса.

Постояли в очереди. Катя получила голубую «юбку» и платок.

Фото 4. С непокрытой головой и в джинсах, туристов в Голубую мечеть не пускают. Как подготовиться к экскурсиям в Стамбуле. Отзывы о путешествии по Турции. 1/125, -0.67, 8.0, 320, 14.

До сих пор в мечети мне доводилось побывать лишь один раз: посетил Кул-Шариф в Казани. Поэтому сравнить мне особо не с чем. Но то, что мы увидели в Султанахмет, поражает своим величием, легкостью и красотой!

Фотография 5. Купола мечети Султанахмет. Отзывы туристов об экскурсиях по Стамбулу. Поездка в Турцию самостоятельно. HDR из трех кадров, снятых на Nikon D610 и ширик Samyang 14mm f/2.8.

Особая, воздушная атмосфера в мечети создается лучами света, проникающими в помещение через 260 окон.

Фотография 6.  Купол Голубой мечети в Стамбуле. Отзывы об отдыхе в Турции. 1/20, 8.0, 2500, 14.

Фото 7. Мечеть Султанахмет называют Голубой из-за небесного цвета глазурованных изразцов. Что посетить в Стамбуле. 1/20, 8.0, 3200, 14.

Размеры центрального зала составляют 64*72 метра. Диаметр главного купола -23,5 метра. У западных ворот когда-то висела железная цепь – султан, въезжая через них на коне, был вынужден пригибаться, тем самым выражая почтение Аллаху.

Фотография 8. Красота Голубой мечети. Экскурсия по Стамбулу. Отзывы туристов о поездке в Турцию. 1/30, +0.67, 5.6, 1250, 14.

Огромный купол поддерживается четырьмя громаднейшими колоннами. Диаметр каждой из них — 5 метров.

Фотография 9. Японская туристка и продвинутый фотограф в Голубой мечети. Достопримечательности Стамбула. Отчет о поездки по Турции самостоятельно. 1/40, -0.33, 5.6, 2500, 14.

Кроме самой мечети, в комплекс входит медресе, больница, почивальня и кухня. Но в XIХ веке госпиталь и дом для отдыха были разрушены.

Фото 10. Одна из створок ворот на выходе из мечети Султанахмет в Стамбуле. Поездка в Турцию в отпуск.  1/80, 5.6, 2500, 14.

Правила посещения Голубой мечети 

Мечеть Султанахмет является действующим религиозным заведением, поэтому при ее посещении у Туристов возникают вопросы о стоимости билетов, о том, как одеваться, где оставить обувь и тому подобное. Ниже ответы на подобные вопросы.

  1. Лучше всего запланировать экскурсию так, чтобы очутиться в районе Голубой мечети в первой половине утра. Молитвы проводятся пять раз в сутки. Первая — на рассвете, последняя — на заходе солнца. Мечеть закрывают для туристов на 90 минут во время каждой молитвы. Желательно избегать посещения в это время (особенно в полдень в пятницу) или в течении получаса, после призыва муэдзина.
  2. На входе бесплатно выдают пластиковые пакеты для обуви, которую нужно снять, входя в храм. Учтите, что за вход денег не берут.
  3. Женщины должны укрывать голову при входе в мечеть (косынки также выдают бесплатно). Носить их нужно так, чтобы одинаковое количество ткани использовалось с обеих сторон. Один конец нужно обернуть вокруг шеи, закинув за плечи и укрыв их. Не нужно закрывать лицо, прячьте лишь волосы.
  4. Внутри мечети нельзя шуметь и пользоваться вспышкой на фотоаппарате, без причины пялиться и фотографировать молящихся людей.
  5. На выходе пластиковые пакеты для обуви и платки сдаются. Вы можете сделать пожертвования на содержание данного религиозного комплекса.

Источник: https://photo-and-travels.ru/stambul-golubaya-mechet-i-ajya-sofiya/

Айя-София в Стамбуле

Когда-то, в «золотую эпоху» Византии, это величественное здание было патриаршим православным собором. Его ждала трудная судьба: храм неоднократно горел, разрушался землетрясениями. Затем православные отсюда были изгнаны, была устроена мечеть. В настоящее время это музей византийской архитектуры. И кто знает, какие еще повороты судьбы ждут этот многострадальный памятник непостоянству человеческого выбора.

Айя-София, или собор Святой Софии — мраморный символ Стамбула.

История храма как история войн и мира

Действительно, история храма Айя-София во многом повторяет историю мировой цивилизации с ее войнами и перемириями, когда желание сохранить историческую правду вступает в конфликт с религиозными страстями.

Айя-София, или собор Святой Софии, — такой же символ Стамбула, как Эйфелева башня в Париже, с той лишь разницей, что вокруг последнего велись лишь словесные баталии о необходимости постройки такого сооружения, а Айя-София оказалась в центре крупнейших религиозных войн в истории человечества. Возможно, предвидя такой поворот событий, люди назвали храм в честь Святой Софии, чье имя в переводе с греческого означает «мудрость».

История Айя-Софии началась в первой половине IV в. со строительства христианской церкви на месте древнеримского храма, что стоял на константинопольской площади Агустеон. Это была церковь большая, но незамысловатой постройки, с деревянной крышей.

Она получила название Магна-Эккпезиа, или в переводе с латыни — «великая церковь»: слово «великая», по всей вероятности, обозначало не столько размеры церкви, сколько местонахождение в крупном римском городе. Строительство велось с личного благословения римского императора Константина I (272-337 гг.

), прославившегося тем, что он провозгласил христианство государственной религией Древнего Рима, отвергнув языческих богов.

Это были времена, когда христианство еще только утверждалось, и церкви нередко становились жертвами пожаров, устроенных мятежными толпами, выдвигавшими новых и новых вождей христианского мира. В этом смысле храмам на месте нынешней Айя-Софии фатально не везло: в 404 г. сгорел первый храм, в 415 г. — восстановленный, в 532 г.

огонь уничтожил новый храм — базилику Феодосия, построенную по повелению императора Феодосия II (346-395 гг.) — последнего императора единого Рима. Это ужасное восстание практически разрушило весь Константинополь и унесло жизни более 35 тысяч человек. Правящий император Юстиниан I (483-565 гг.

) с величайшим трудом удержался на троне и решил, что лучший способ укрепить свою власть — по примеру императоров-язычников воздвигнуть грандиозный храм, величественней которого еще не было.

Юстиниан обложил налогом всю страну, выкупил участки земли под строительство, переманил из других городов самых ученых людей того времени — Исидора Милетского и Анфимия Тралльского — и согнал на стройку лучших каменщиков империи. Материалы везли отовсюду: известняк — из Сирии, мрамор — из Египта, а древнегреческие колонны доставили из храма Артемиды в Эфесе.

Юстиниану I не терпелось открыть храм лично, что он и сделал в 537 г. Однако достраивать его пришлось потомкам Юстиниана еще на протяжении полувека: например, мозаики окончательно были выложены только в годы правления императора Юстиниана II (565-578 гг.). Внутри храм поражал византийской роскошью: золото, драгоценные камни, слоновая кость.

А потом снова начались несчастья: храм очень сильно пострадал от землетрясений 553 и 557 гг., землетрясение 558 г. разрушило купол, впоследствии восстановленный и ставший еще выше; в 1204 г. храм разграбили крестоносцы.

Основатель ислама пророк Мухаммед предсказал, что первый мусульманин, кто вознесет молитву в Айя-Софии, попадет прямиком в рай. В 1453 г. султан Мех-мед II Завоеватель (1432-1481 гг.) после 54-дневной осады захватил Константинополь и обратил храм Айя-София в мечеть.

На границе православного и мусульманского миров

В 1985 г. архитектурный комплекс Айя-София удостоился чести быть внесенным в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Чтобы православный храм стал походить на мечеть, к нему пристроили четыре минарета. Так как изначально храм Айя-София был ориентирован по христианской традиции — алтарем на восток, то мусульмане нашли место для михраба (направления на Мекку) в юго-восточном углу собора. Именно этим и объяснялась странная картина, поджидавшая мусульман внутри Айя-София, когда молящимся приходилось занимать места под углом относительно основного здания.

Мусульмане провели еще немало существенных переделок в храме и вокруг него: во второй половине XVI в. к храму пристроили массивные контрфорсы, отчего храм утратил первоначальный внешний вид, зато стал крепче. В XVII в. построили мавзолеи Мурада III и Мехмеда III, в XVIII в. здесь появились медресе, столовая для бедняков, библиотека и фонтан для ритуальных омовений.

Однако самое главное изменение последних веков произошло в 1935 г., когда основатель турецкого государства Мустафа Кемапь Ататюрк, следуя своей политике реформации уклада жизни турок и запрета на деятельность религиозных обителей и орденов, приказал мечеть в Айя-Софии закрыть, а здание превратить в музей. А еще за четыре года до этого, в 1931 г.

, началась расчистка стен Айя-Софии: с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки, нанесенные мусульманами, которым запрещалось размещать изображения живых существ, тем более в мечетях. С той же целью с пола убрали ковры, и глазам людей предстал восхитительный декор.

Сами того не подозревая, мусульмане сохранили для истории старинные мозаики: под слоем штукатурки они оказались словно бы законсервированы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает имя Ирина в православии

Храм Айя-София в общем сохранил оригинальную планировку и представляет собой прямоугольник с тремя нефами, где средний — широкий, а боковые — заметно уже. Базилика храма увенчана куполом: кажется, что он парит в воздухе, и неудивительно, что древние христиане были уверены, что здесь не обошлось без вмешательства высших сил.

Впрочем, мистики здесь нет: небывалая прочность купольной постройки достигалась путем добавления в раствор настойки листьев и зерен ясеня, обладающей заметным вяжущим свойством.

Кроме того, подкупольное пространство с северной и южной сторон поддерживается арками с порфировыми и малахитовыми колоннами, вывезенными из храмов Малой Азии и Египта.

Также известно, что под храмом еще в глубокой древности были проложены каналы и тоннели, назначение которых пока неизвестно. Размеры одного из таких подземных каналов таковы, что по нему могла бы проплыть многовесельная галера. Местные жители уверены, что в тоннелях спрятаны священные книги и сокровища религиозных орденов.

Однако древние строители Айя-Софии при всех их талантах и способностях не догадывались, что воздвигают храм как раз над линией тектонического разлома и достаточно сильное землетрясение может однажды полностью разрушить это чудесное здание.

Исторические:

  • Мозаики (около середины IX в., IХ-Хвв. и конец X в.).
  • Медальоны с надписями на арабском языке.
  • Рунические надписи времен Крестовых походов.

Архитектурные:

  • Мраморные колонны из древнегреческих и древнеримских храмов Малой Азии (середина VI в. до н.э.).
  • Мраморные двери.
  • Мусульманские пристройки (михраб в апсиде, ложа султана, минбар, библиотека Махмуда I, мраморные кувшины, пять мавзолеев).

Общие сведения

Местонахождение: исторический центр Стамбула, Турция.

Музей византийской архитектуры в здании бывших христианского храма и мечети.

Официальный статус: памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО (1985 г.).

Религия: ислам (суннизм).

Язык: турецкий.

Денежная единица: турецкая лира.

Цифры

Длина базилики: 75 м.

Ширина базилики: 70 м.

Высота базилики: 55 м.

Длина атриума: 48 м.

Ширина атриума: 32 м.

Диаметр купола: 31 м.

Высота вершины купола: 55,6 м.

Радиальные арки: 40.

Арочные окна: 40.

Климат

Субтропический.

Средняя температура января: +6°С.

Средняя температура июля: +23,5°С.

Среднегодовое количество осадков: 850 мм.

Относительная влажность воздуха: 70%.

Экономика

Сфера услуг: туристические.

Источник: https://mirchudes.net/architecture/631-ayya-sofiya.html

Значение имени Сафия

Синонимы имени Сафия. Сафи, Сафа, Сафият, Сапият, Сафина, Сапижат.
Происхождение имени Сафия. Имя Сафия мусульманское.

Имя Сафия арабского происхождения, означает «чистая», «непорочная», «ясность», «избранная». Имя Сафия – одна из вариаций мусульманского женского имени Сафи (Сафа). Имя Сафа также может трактоваться как «спокойная», «блаженная», а «чистая» также в значении «искренняя», «настоящая».

В Дагестане также употребляют имена Сапият, Сафият, Сапижат, у татар – Сафина (также трактуют как «ясная» и «корабль», «большая лодка»). От имени Сафи образованы различные двусоставные имена – Сафиназ («чистая грация»), Сафигуль («непорочная красавица»), Сафагуль («цветок непорочности»), Гульсафа и другие. Также существует мужское имя Сафи (Сафа).

Не стоить путать с европейским именем София, которое произносится совершенно одинаково, как и имя Сафия. Смысловыми аналогами для имени Сафия будут – Екатерина, Карина, Ариана, Агнесса, Искра.

Обладательница имени Сафия творческая личность, с хрупкой, интуитивной наружностью, очень эмоциональная и довольно капризная. Её романтический взгляд на мир может не совпадать с реальным положением вещей, поэтому чтобы защитить свой внутренний мир она надевает маску холодного отчуждения. Это часто обескураживает людей вокруг, так как может дисгармонировать с общим впечатлением. Её молчаливость, вдумчивость могут чередоваться бурными разговорами и резкими порывами.

Сафия стремится быть счастливой, но склонна беспокоиться, сталкиваясь с различными трудностями. Она может быть гибкой и умеет адаптироваться, если будет поддерживать в себе энтузиазм и хорошее восприятие мира – больше счастья, меньше горя. Её обаяние помогает ей общаться, Сафия любит поговорить. Интеллектуальные разговоры могут сменяться лёгкой болтовнёй.

В детстве Сафия требует к себе много любви и внимания, она очень зависима от этого, и если не получает желаемое, то может искать требуемое в своём воображаемом мире. Для неё очень важно, чтобы её поддерживали, заботились о ней.

Дисциплина и порядок не являются её сильными сторонами, и родителям надо проявить мудрость и внимательность, чтобы следить за образованием Сафии.

Было бы очень полезно для девочки, чтобы она занималась каким-либо творчеством – рисование, актерская деятельность, танцы, чтобы развивать её способности и учить выражать собственное мнение.

Сафия не признаёт каких-либо границ, как и в отношении её свободы выбора, так и в отношении риска. Она любит приключения, различные изменения, новизну и всё неизвестное.

У неё есть талант для создания обществ по интересам, объединению групп людей под единой идеей. Сафия в этом вопросах может быть очень импульсивным и даже совсем нетерпеливой.

Она любит путешествовать и открывать новые уголки мира, но предпочитает действовать не в одиночку, а чтобы её обязательно сопровождали в таких поездках.

Когда дело доходит до любви, она жаждет страсти, и её жизнь нельзя назвать спланированной или же близкой к традиционным взглядам. Она любит всё, что является необычным и неожиданным, и презирает стереотипы, а общественное мнение старается не замечать. Для того чтобы соблазнить её, эту девушку нужно удивить и поразить. Но имейте в виду, Сафия, как правило, начинает очень быстро скучать от однообразного общества.

Обладательница этого имени быстро схватывает идеи, обладает значительным интеллектуальным проворством, не лишена практичности. Можно сказать, что не сама Сафия ищет свой путь в жизни, а именно сам путь стремится найти её.

Вполне вероятно, именно по этой причине её карьера зависит от каждой конкретной ситуации, её эмоциональных связей, влияния ее семьи и друзей или, возможно, даже из-за случайного или же спонтанного момента. Сафия предпочтёт выбрать направление, связанное с продажами, маркетингом, туризмом и путешествиями.

Профессии устного и письменного направления также могут стать её призванием (журналист, преподаватель, администратор). А вот творческая стезя в любом её проявлении очень близка этой девушке. При этом Сафия никогда не отбрасывает для себя возможность получить совсем новые профессии, профессии будущих поколений.

Именины Сафии

Сафия именины не празднует.

Известные люди с именем Сафия

  • Сафия бинт Хуяйй ((610-670) жена пророка Мухаммеда)
  • Сафият Аскарова ((1907-1955) первая киноактриса Дагестана, посвятила немому кино 13 лет. Также была театральной актрисой.)
  • Сафия Абди Хаазе ((род.1959) норвежская медсестра и общественный деятель (борьба с насилием в отношении женщин), награждена Орденом Святого Олафа I класса)

Источник: https://kakzovut.ru/names/safiya.html

Характеристика необычного имени Айя

Согласитесь, некоторые имена могут удивить нас своей нестандартностью, оригинальностью и непохожестью на другие. Одним из таких необычных имен можно смело назвать имя Айя. Оно отличается особой звонкостью и красотой.

Прекрасные обладательницы этого имени имеют идеалистичный и тонкий характер. Они на протяжении всей жизни могут стремиться к возвышенному идеалу. Но прежде чем подробно начать исследовать значение имени Айя или Ая, мы рассмотрим его происхождение.

Итак, на сегодняшний день между исследователями ведутся дискуссии о том, какое же происхождение имеет это имя. Некоторые говорят, что у него тюркские корни и его перевод – «луна» или «лунная». Кто-то говорит, что его корни греческие и перевод этого имени – «святая».

Рекомендуем: Красивые и необычные имена для девочек

Есть также мнение, что это имя имеет арабское происхождение и переводится как «прекрасная». Как видите, вариантов множество, и нужно сказать, что это имя используется многими народами, вне зависимости от того, какая национальность у родителей. И, кстати, национальность женщин, которых так зовут, определить непросто, потому что они могут быть представительницами любого государства.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Нужно сказать, что это имя не представлено ни в католических, ни в православных святцах, следовательно, именины Айя не отмечает. Поэтому при крещении девочку стоит наречь православным или католическим именем.

Женские штучки

Важно обязательно обратить внимание на характер женщин, которых зовут Ая. Вне зависимости от того, какую они имеют национальность, они рождаются бойкими и активными девочками. С детства такая девочка отличается сильной волей и стремлением побеждать. В ней ярко выражен характер лидера и победителя.

Для родителей важно научить девочку жить среди других людей, дать ей понять, что вокруг нее есть другие дети и взрослые и они тоже нуждаются во внимании. Если этого не сделать, то Ая может вырасти эгоцентричной барышней, думающей только о своих потребностях. Лучше всего для воспитания этой девочки подойдет домашний питомец, его наличие поможет формированию альтруизма.

Рекомендуем: Как воспитать дочку счастливой женщиной?

В подростковом возрасте при должном воспитании в Ае открываются новые черты характера: чувствительность к окружающим, способность быть для других опорой и поддержкой. Она становится хорошим, трепетным другом и прекрасной дочерью, готовой помогать своим родителям.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В юности Ая становится более женственной, ранимой и тонко чувствующей. Но при этом лидерские навыки ее не покидают, только теперь она становится лидером благодаря своему умению договариваться и видеть в каждом человеке личность.

Рекомендуем: Что значит быть сильной женщиной?

Взрослея, Ая превращается в сильную и смелую женщину, стремящуюся к высоким идеалам. Она обладает недюжинной энергетикой, ее «свет» притягивает множество людей, ведь рядом с ней многие могут почувствовать себя спокойно и гармонично.

Также стоит остановить свое внимание на некоторых чертах Айи, влияющих на ее поведение и образ жизни:

  • Айя нравственна, она чтит нормы морали, уважает закон, а также выбор других людей. Вне зависимости от того, какую она имеет национальность, она с уважением относится и к религиозному выбору людей вокруг неё.
  • Эта женщина имеет хорошее здоровье и прекрасный иммунитет. Если она будет заниматься спортом, то ей это пойдет только на пользу и позволит сохранять высокий тонус организма.
  • Мыслит Айя хорошо, она чуткая и внимательная, что дает ей возможность замечать детали и увязывать в целостную картину, казалось бы, разрозненные вещи. Она пытлива и находчива, отличается творческим подходом к любому делу.
  • Айе важно и нужно отнестись к выбору профессии с умом, чтобы выбрать именно то дело, к которому у нее лежит душа. И пусть кто-то будет этим выбором недоволен — главное, чтобы Ае было комфортно. А реализовать себя она может практически в любой сфере, так как прекрасно умеет находить подход к людям.
  • Интуиция у этой женщины хорошая, поэтому ей свое «шестое чувство» стоит слушать как можно чаще, это позволит избежать многих проблем.

Тонкости любви

Поговорим о любви. Итак, эта женщина выбирает мужчину, не глядя на его национальность или вероисповедание, — в избраннике она стремится найти союзника, того, кто будет чувствовать этот мир так же, как и она.

Айя понимает, что отношения, любовь – это труд, поэтому она не отчаивается и старается лишний раз не конфликтовать с мужем. Она способна стать лидером в отношениях, но не активным и инициирующим, а мягким и тихим, то есть настоящей «шеей».

С детьми эта женщина чувствует себя прекрасно, она реализует свой материнский инстинкт и воспитывает их в любви и гармонии. Хозяйка и жена она тоже отличная, на радость мужу и близким людям. Ведь именно в семье она находит то самое женское счастье.

Как видите, те, кто носит это прекрасное редкое женское имя, имеют такой же неповторимый характер. Нужно сказать, что если Айя будет искать для себя оберег, то ей стоит выбрать украшение из топаза — оно всегда сможет ей помогать и усиливать положительные стороны ее личности.

Источник: https://www.grc-eka.ru/imya/ajya-znachenie.html

Православный храм в центре мусульманского Стамбула — Собор Айя София

/ Вид путешествия / Исторические места / Православный храм в центре мусульманского Стамбула — Собор Айя София

На мой взгляд, Айя София в Стамбуле – один из самых интересных и колоритных памятников в Турции! В нем потрясает все: и внутренний облик, и сплав двух религий, и богатейшая история, и потрясающая энергетика. Признаюсь, из музея мы вышли под большим впечатлением.

1. Краткая историческая справка

В это сложно поверить, но храм Айя София (Собор Премудрости Божией) был построен еще в VI веке императором Юстинианом. Причем, это была уже третья попытка возвести на этом месте православный храм.

Первоначально здесь стояла церковь времен Константина Великого, от которой не осталось ни камня после кровавого народного восстания. В V веке император Феодосий II возвел «вторую Софию», о которой сегодня напоминают лишь отдельные фрагменты. Как ни странно, но и этот вариант Айя Софии был уничтожен в результате жестокого восстания «Ника» в 532 году.

Однако всего за пять лет Юстиниан отстроил храм заново. Новое великолепие из золота, серебра, цветного мрамора и слоновой кости обошлось в три (!) годовых дохода Византии тех времен!

В середине XV века Константинополь завоевал султан Мехмед II. И тут же христианская церковь превратилась в мусульманскую мечеть с четырьмя минаретами. А Собор Святой Софии получает новое имя — Айя-София. Бесценные мозаики, лики святых и фрески грубо замазывают толстым слоем штукатурки. Кстати, историки считают, что только это и спасло произведения искусства от уничтожения.

Музеем храм Святой Софии стал сравнительно недавно – в 1934 году. Тогда же в нем перестали проводить мусульманские богослужения по приказу тогдашнего президента Турции Кемаля Ататюрка. А тридцать лет назад Айя Софию вместе с другими памятниками исторического центра города наконец-то включили в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Поразительно, как сегодня две мировые религии мирно уживаются под одной крышей:

Когда храм Айя София признали музеем, старинные православные фрески начали восстанавливать, очищая стены от штукатурки.

Здесь можно увидеть процесс восстановления фресок:

2.1. Где находится

Храм-музей расположен в историческом центре Стамбула, где сосредоточено большинство достопримечательностей города — в районе Султанахмет. Собор находится прямо напротив парка Султанахмет недалеко от Цистерны Базилики и Голубой мечети.

Расположение на карте:

2.2. Как добраться

К собору-музею идет любой автобус, следующий по направлению к Sultanahmet. Например, из района Taksim можно уехать на автобусе №Т4.

Нам нужна трамвайная линия Т1. Ближайшая к музею остановка называется Sultanahmet («Султанахмет»). Если после выхода из трамвая встать лицом к Мраморному морю, то собор Святой Софии будет расположен слева.

В Стамбуле такси — довольно дорогое удовольствие, зато поймать такси можно в любом месте в любое время. Чтобы минимизировать риск мошенничества, лучше заказывать такси в своем отеле, заранее уточнив стоимость. Также можно заказать индивидуальный трансфер заранее.

Главные достопримечательности Стамбула расположены в историческом центре города — Султанахмет. Поэтому логичнее всего останавливаться именно в этом районе — так Вы сможете обойти все основные достопримечательности пешком, заодно и погуляете по Стамбулу.

Обзорная экскурсия обычно включает в себя не только посещение Айя Софии, но и знаменитой Голубой мечети и Цистерны Базилика.

Экскурсию можно заказать и в своем отеле, но гораздо интереснее отправиться на экскурсию от местных жителей. Посмотреть, какие интересные экскурсии проводят местные жители в Стамбуле, можно здесь.

Площадь перед входом в Айя Софию:

2.3. Время посещения

С 15 апреля по 30 сентября музей открыт для посетителей с 09.00 до 19.00. В «зимнее» время – с 09.00 до 17.00.

По понедельникам музей закрыт, учтите это при планировании своего расписания.

Напоминание, что и во сколько закрывается. Последний посетитель может зайти на территорию музея до 18.00, а подняться на верхнюю галерею — до 18.15:

2.4. Стоимость

Цена входного билета в музей составляет 60 турецких лир (на 2019 год).

За 185 лир

Источник: https://allcantrip.ru/sobor-ajya-sofiya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]